Геополитика нефти Африка. Африка добыча нефти


Энергоресурсы Африки: глобальный резерв или вожделенная добыча?

Африка — регион особо острого соперничества внешних игроков за разнообразные природные богатства. Стратегические противоречия между новыми и старыми мировыми­ центрами экономической силы проявляются здесь на редкость рельефно и многообразно. За последние годы это соперничество усилилось и все больше влияет на климат в мире и международную безопасность. Борьба за энергетические ресурсы при этом выходит на первый план.

Почему Африка?

Быстрый рост населения Земли и развитие мировой экономики сопровождается растущим спросом на ресурсы, прежде всего энергетические, — и соответственно борьбой за них. С особой силой это соперничество проявляется в Африке с ее богатейшими природными ресурсами, все еще неистощенными веками эксплуатации. Именно на африканском континенте наиболее зримо проступают черты старых и новых форм экспансии, которую некогда было принято называть империалистической и которая сегодня облекла себя в одежды глобализации, либерализации и даже демократизации. События последних лет показывают, что это противоборство, в которое вовлеклись не только традиционные участники — государства и корпорации, но уже и так называемые негосударственные акторы международных отношений, имеет тенденцию к усилению.

Африка — один из немногих регионов мира, где еще не пройден так называемый «пик добычи нефти». На сегодня африканские страны суммарно производят почти 12% (в пересчете на потребляемую энергию) энергетического сырья мира, и налицо тенденция к существенному росту этого показателя. В ближайшие 10 — 15 лет добыча нефти на континенте (включая шельфовую зону) может расти примерно на 6% в год. 
С 1990 по 2013 г. она увеличилась почти на 30%. Хотя с ростом населения и экономик африканских стран объемы энергопотребления там растут, общеконтинентальные показатели расхода энергии на душу населения остаются по мировым меркам весьма скромными. В Африке проживает 15% населения мира, но на него приходится лишь 3% мирового коммерческого потребления энергии.

Доказанные запасы нефти в Африке на 1 ян­варя 2013 г. оценивались в 130,3 млрд баррелей, или примерно 17,3 млрд тонн. Большая часть их сконцентрирована в Ливии, Нигерии, Алжире, Анголе. На эти страны приходится более 85% доказанных запасов нефти на континенте. Газовые месторождения (91% доказанных запасов) находятся на территории (и в пределах эксклюзивных морских экономических зон) Алжира, Египта, Ливии и Нигерии. Однако в связи с недавними открытиями, как предполагают, весьма перспективных шельфовых месторождений в составе лидеров могут произойти изменения.

В 2012 г. в Африке добывалось 9,442 млн баррелей нефти в день. Позиции основных производителей располагались следующим образом (в порядке убывания): Нигерия, Ангола, Алжир, Ливия, Египет, Конго (Браззавиль), Экваториальная Гвинея, Габон, Чад, Судан, Южный Судан, Тунис, Камерун. Страны континента привлекают нефтегазовые транснациональные корпорации (ТНК), разрабатывающие углеводородные ресурсы морского шельфа и других экологически уязвимых территорий, более щадящими экологическисм нормами и требованиями со стороны национальных правительств. Это позволяет ТНК экономить огромные средства. Кроме того, Африка оказывается весьма притягательным источником сырья с точки зрения удобства его транспортировки как в старые центры потребления (Северная Америка, Западная Европа, Япония), так и в новые (Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Бразилия).

Немаловажен и еще один фактор. Запад исходит из того, что военно-политические и геостратегические риски при смещении источников устойчивого снабжения его экономик углеводородами с Ближнего Востока и России в сторону Африки южнее Сахары будут уменьшаться.

В пользу Африки как зоны перспективной экспансии ведущих нефтяных и газовых корпораций говорит и наметившееся в последнее время желание нефтегазовых ТНК уклониться от прямого столкновения в Арктике. Причина — неготовность начать осуществлять там долгосрочные массированные капиталовложения, что связано негативным сплетением трех детерминант инвестиционной активности — ценой, рисками и сроками.

В последние пять-шесть лет география нефтяных и газовых месторождений на африканском континенте существенно расширилась за счет таких стран Африки, как Гана, Либерия, Кот-д’Ивуар, Танзания (газ), Уганда, Кения, Мозамбик (газ). В настоящее время из 54 африканских стран только три пока не заявили, что либо уже нашли на своей территории или в пределах своего морского шельфа месторождения «черного золота», либо ведут активную нефтеразведку, либо приступают к ней. Как полагают аналитики, столь интенсивное прирастание новых районов нефтедобычи ведет к тому, что цены на сырую нефть могут уйти из-под контроля ОПЕК. В этом случае они, скорее всего, будут только снижаться. В такой ситуации западным корпорациям нецелесообразно вкладываться ни в дорогую, технологически сложную 
и рисковую добычу в северных широтах, ни в месторождения у берегов Северной Америки, чреватые разорительными «экологическими» исками, ни в кипящие социальными взрывами регионы, такие как Ближний Восток и Средиземноморье. Западное побережье Африки, особенно Гвинейский залив, в этом смысле — очень привлекательная «тихая заводь», многообещающий район нефтегазодобычи и разведки. Восточное побережье Африки еще более перспективно. Уже сейчас здесь на шельфе обнаружены запасы природного газа, по объемам сравнимые с катарскими. К тому же, географически это побережье развернуто в сторону Азии — туда, где сконцентрированы главные локомотивы роста мировой экономики XXI века — Китай, Индия, другие страны Юго-Восточной Азии. Но это же одновременно означает большее транспортное плечо в направлении Северной Америки и Западной Европы. К тому же общий уровень развития транспортной и другой сервисной инфраструктуры на восточной стороне Африки в целом ниже, чем на «обращенном» к традиционным рынкам потребления африканских ресурсов побережье Гвинейского залива.

Что касается российских компаний, выбор в пользу северного или южного направления экспансии не столь однозначен. С чисто финансовой точки зрения, взгляды их акционеров вряд ли отличаются от иностранных. Однако у России весьма отличная от Запада система геостратегических рисков, вызовов и угроз. Это не может не отражаться на формировании стратегий отечественных нефтяных и газовых компаний, тем более что в уставном капитале многих из них весьма велика доля государства. Так что для российских корпораций одинаково важны оба направления. Южное дает возможность относительно быстрой и эффективной отдачи от инвестиций, северное обеспечивает стратегическую глубину резерва и одновременно служит делу эффективного освоения (а при негативных сценариях — сохранения за Россией) огромных просторов отечественного Приполярья.

 

Нефтяные гранды 
Африки

Кризис оказал незначительное сдерживающее воздействие на приток иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль Африки. Ожидается, что к 2030 г. 30% капиталовложений в офшорную добычу нефти и газа в мире будет приходиться на акватории Африки.

В 2012-м экспорт нефти и нефтепродуктов из Африки превысил 7,3 млн баррелей ежедневно (361,5 млн тонн в год). Причем с побережья Гвинейского залива шло примерно 63,4% этого объема (по тоннажу). Основными потребителями африканской нефти были страны ЕС — 140 млн т (более 36% всех поставок), Китай — 65 млн т (18 %), США — 59,8 млн т (16,5%) и Индия — 27,7 млн т (7,7%). Экспорт «черного золота» из стран Гвинейского залива южнее Сахары почти в 1,8 раза превысил объем поставок из Северной Африки, все еще страдающей от экономических последствий «арабской весны».

Быстрый рост нефтедобычи способствовал становлению в Африке национальных нефтедобывающих компаний. Часть из них ведет добычу самостоятельно (например, алжирская Sonatrach или ангольская Sonangol), но многие пока что являются только соучредителями совместных нефтедобывающих компаний. Подавляющая часть африканских месторождений либо принадлежит, либо эксплуатируется на условиях концессии компаниями «большой пятерки» — Total, BP, Chevron, Shell и ExxonMobil, то есть американским, англо-голландским и, существенно в меньшей степени, французским и итальянским капиталом. Однако традиционных разработчиков африканской нефти теснят Китай, Индия, Бразилия. Из отечественных компаний в Гвинейском заливе наиболее активно работают «Лукойл», «Газпром» и «Роснефть». Негативно сказалась на наших позициях в Северной Африке вой­на в Ливии и социальная нестабильность в Египте.

 

Африканский «газовый вызов»

На Африку сегодня приходится сравнительно небольшая доля (около 7,7%) доказанных мировых запасов природного газа. Доля же африканской составляющей в мировой добыче голубого топлива еще меньше (порядка 6,4%). Однако основные африканские производители — Алжир, Ливия, Египет и Нигерия, вместе обеспечивающие 6% глобальной добычи, — становятся все более серьезным конкурентом России (на которую в 2012 г. приходилось почти 18% мировой добычи газа) на европейском рынке.

В 2012 г. крупнейшими покупателями трубопроводного африканского газа в ЕС были Италия (27,1 млрд м3) и Испания (10,2 млрд м3). Львиная доля всех поставок в Евросоюз (более 83%) шла из Алжира.

В начале 2013 г. возобновились приутихшие было после революционных событий на севере Африки разговоры о возвращении Египта и Ливии на европейский газовый рынок. Однако после падения правительства «братьев-мусульман» в Египте и нового обострения племенной вражды в Ливии эти планы перестали быть актуальными. Но в ЕС не исключают, что со временем Алжир, Египет и Ливия образуют некий неформальный альянс. Его физическим подкреплением может стать транссевероафриканский газопровод, идея создания которого давно витает в воздухе. Объединение экспортного потенциала позволило бы Северной Африке выступать на европейском рынке в качестве единого поставщика природного газа с объемами, которые превзойдут экспортные возможности Норвегии и Нидерландов и бросят вызов экспортной мощи России. Таково мнение аналитиков газового рынка Европы.

Пока же этот рынок активно осваивают страны Гвинейского залива. После ввода в действие третьей производственной линии на заводе сжиженного природного газа (СПГ) в Нигерии оттуда ежегодно в Испанию и Португалию поступает дополнительно 3,7 млрд м3 газа. Планируется строительство четвертой линии, а затем и пятой. В середине 2013 г. к африканскому клубу экспортеров СПГ присоединилась Ангола, поставившая первую партию газа в Бразилию. Совместное предприятие Angola LNG стоимостью $10 млрд использует газ с морских месторождений страны. Мощность проекта составляет 5,2 млн т сжиженного газа в год.

 

Конфронтация вместо кооперации

Евросоюз, связывает с зоной Гвинейского залива надежды на повышение энергобезопасности, сетуя на «высокую зависимость» от Норвегии, Алжира и России. Последняя и в документах, и на практике отождествляется с более высокой степенью энергонезависимости и рассматривается как фактор снижения удельного веса выше названных стран в суммарном энергобалансе ЕС. То есть по умолчанию в фундамент официально утвержденной стратегии заложен не кооперационный (усиление сотрудничества и интеграция), а конфронтационный вектор формирования отношений (минимизация роли традиционных партнеров). В этом контексте становятся понятным противодействие со стороны ЕС, с которым сталкивается Россия в своих попытках расширить сотрудничество с африканскими странами в сырьевой области. Речь идет, например, о подковерной игре с целью затруднить реализацию российско-алжирских и российско-нигерийских энергетических проектов и попытках блокирования участия России в проекте Транссахарского газопровода.

Ангола, Судан, Конго, Ливия, Алжир, Ни­­герия и Чад вместе обеспечивают около 90% китайского импорта нефти из Африки. Запад неизменно обвиняет КНР в неоколониальной экспансии на континент. Правда собственные действия таковой не считает. Опасения Запада усугубляются тем, что часто увеличение торговли нефтью с Китаем идет параллельно с сокращением поставок этого товара в Северную Америку или ЕС. Например, в 2013 г. импорт нефти из Республики Конго в КНР вырос на 32%, составив 7,1 млн т, или около 142 000 баррелей в день; при этом экспорт нефти из Конго в США резко сократился в последние годы.

Пытаясь удержать геостратегическое господство в Африке, США создали в конце 2007 г. Африканское командование США (AFRICOM). Его главная задача — стать организационно-военным ядром, призванным противостоять растущему экономическому и политическому присутствию КНР на континенте. А в случае необходимости и «поправлять» специфическими методами политику и кадровый состав руководства нелояльных государств. Среди других целей Африканского командования — «защита доступа к углеводородам и другим африканским стратегическим ресурсам, чтобы Китай или Россия не получали льготы или монополии».

 

Камень преткновения

Нефть и газ одновременно являются и источником благосостояния целого ряда стран Африки, и камнем преткновения, препятствующим диверсификации экономик и решению долгосрочных стратегических задач национального развития. Эти вопросы выходят за рамки технического управления нефтегазовыми богатствами континента и сбора достаточно больших налоговых поступлений с производителей. Они критически важны для экономического роста, развития и обеспечения надлежащего управления. Контроль за эксплуатацией ресурсов, управляемость, транспарентность получения и использования доходов от них — вот те элементы, которые должны быть включены в национальные стратегии использования национальных нефтяных и газовых ресурсов.

К сожалению, нефтяные богатства пока не привели к реальному повышению жизненного уровня большинства жителей континента. Более того, усугубляются побочные негативные эффекты от нефтяного бума. Стагнируют или отмирают другие производства и целые отрасли экономики. Особенно это касается производства традиционных видов сельскохозяйственных продуктов. Растет неравенство. Свирепствует коррупция и неразрывно связанное с ней бегство капиталов. В последние годы резко обострилась активность негосударственных агрессивных вооруженных формирований на суше и пиратских групп на море, чья специализация — похищать транспорт с нефтью или сотрудников нефтяных компаний в целях выкупа.

Пиратство на западном побережье Африки отличается от того, что существует на восточном. Если коротко, оно еще агрессивнее. Учитывая, что в этой зоне работают нефтяные компании и что финансовое благополучие западноафриканских стран напрямую связано с прибылями от экспорта энергоносителей, зависящие от этих нефтяных ресурсов государства и регионы (например, Европа и Китай) опасаются появления новых пиратов, которые могут сделать всю зону непригодной для грузовых кораблей и операторов.

Пираты и вооруженные группировки в Гвинейском заливе продолжают нападать на суда, используя автоматическое оружие. Типичными стали атаки на танкеры с целью захвата груза (например, очищенной нефти), присвоения судового имущества, ограбления членов экипажа и похищения их для получения выкупа. Обычно нападению подвергаются маленькие буксирные суда или вспомогательные суда, обслуживающие нефтедобывающие комплексы вблизи дельты реки Нигер. Но с недавнего времени мишенью для пиратов стали и торговые суда, работающие в этих водах. Бандиты, как правило, орудуют на территории до 150 морских миль от берега и используют плавучие базы. Перед атакой они обычно открывают огонь по судну, а затем берут в плен капитана и нескольких членов экипажа, требуя выкуп в обмен на заложников.

Борьба с пиратством в Гвинейском заливе, безусловно, окажется сложнее проти­воборства с сомалийскими бандами по парадоксальной причине: в странах на по­­бережье Западной Африки существуют прочные государства. Каждое из них в состоянии защитить свои территориальные воды. Поэтому здесь не может идти речи о широчайшем морском международном сотрудничестве, которое ООН организовала в сомалийских водах. Кроме того, в Западной Африке на кораблях не может быть вооруженной охраны, которая стала одним из главных факторов сокращения пиратства в Сомали.

В 2014 г. новый глава нигерийского флота пообещал вплотную заняться борьбой с пиратством и грабежами. Европейский Союз (он все активнее импортирует местную нефть) в свою очередь реализует собственную антипиратскую программу: ее главная цель — оказать поддержку властям государств, у которых нет необходимых ресурсов для содержания береговой охраны. Кроме того, нидерландские, французские и британские моряки организовали тренировочные курсы и военные учения с некоторыми из своих местных коллег.

 

Россия — Африка: объединить усилия

В этих условиях особую актуальность приобретает российско-африканское сотрудничество в торговой и инвестиционной сферах — в первую очередь в сырьевой и топливной, где между Россией и странами Африки складываются сложные отношения сотрудничества и конкуренции. Россия заинтересована в Африке как в поставщике многих видов сырья и одновременно выступает ее конкурентом на мировом рынке энергетических ресурсов. Укрепление позиций России и африканских государств в мировой экономике ХХI века во многом будет зависеть от того, смогут ли Россия и Африка объединить усилия и использовать благоприятную ситуацию на мировых сырьевых и топливных рынках как для модернизации национальных экономик, так и для укрепления своих позиций и отстаивания национальных интересов в сырьевой области. Только в этом случае и Россия, и Африка будут выступать уже не просто как поставщики сырьевых ресурсов, а как ведущие игроки на скудеющем мировом рынке сырья, к которому во все большей мере начинают быть применимы законы «экономики дефицита».

russianview.com

Нефть в африке — какая в Африке Крупнейшая страна по добыче и экспорту нефти — 22 ответа



В разделе Прочее о городах и странах на вопрос какая в Африке Крупнейшая страна по добыче и экспорту нефти заданный автором Проституировать лучший ответ это Нигерия была и до войны в Ливии.Ниже данные за 2011 год:1. Нигерия - 2,211,000 баррелей в день2. Алжир - 2,125,0003. Ангола - 1,948,0004. Ливия - 1,790,0005. Египет 680,5006. Судан - 486,7007. Экваториальная Гвинея ---346,0008. Республика Конго 274,4009. Габон 241,70010. ЮАР 191,000Виктор, копипаст необходимо приводить со ССЫЛКАМИ на него!Источник:

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: какая в Африке Крупнейшая страна по добыче и экспорту нефти

Ответ от Босоногий[новичек]лалка

Ответ от Виктор Долгов[активный]Число нефтяных месторождений в Африке прибывает с каждым годом - к традиционным нефтедобывающим странам (Алжиру, Габону, Ливии и Нигерии) в последние годы добавились Камерун, Республика Конго, Чад, Судан и Египет. В общей сложности на конец 1998 года в Африке было разведано месторожде ний с запасами в 72 млрд. баррелей нефти. Сюда в скором времени должны прибавиться Мали и Нигер, а также Кот-д'Ивуар. Для многих в Африке нефтяное богатство затмевает газовые перспективы до такой степени, что лишь попутно газа в факелах бесцельно сжигается на 2,5 млрд. долларов в год. Однако африканские запасы не ограничиваются попутным газом, на континенте обнаружены впечатляющие резервы газа, не связанного с нефтью. В первую очередь речь идет о шельфе Мозамбика и Танзании, где газ найден и дело идет к добыче. Активная разведка ведется на шельфе Намибии, геологические изыскания планируются в Сенегале и Гане. Ныне в Африке находится 7 проц. мировых запасов газа, однако его доля в производстве составляет всего 4 проц. Правда, специалисты полагают, что в ближайшее десятилетие Африка удвоит экспорт газа. В Ливии и Алжире реконструиро ваны заводы по сжижению газа, что позволит поставлять его по трубопроводам в Западную Европу. В Нигерии с помощью компаний «Шелл», «Аджип» и «Эльф-Акитэн» начато строительство завода по сжижению газа в Бонни, на юго-востоке страны. Через год он должен войти в строй и поставлять 8 млрд.кубометров сжиженного газа в Италию, Испанию, Португалию и Турцию. Это позволит Нигерии стать третьим по значению в Африке экспортером газа. Кроме того, изучается возможность строительства газопровода для доставки сжиженного газа из Нигерии в Гану, Бенин и Того. В других странах первостепенное внимание уделяется внутреннему рынку. В Египте обилие месторождений газа позволило постепенно перевести ТЭС с мазута на более дешевый газ. В Тунисе рассматривается вопрос обеспечения потребнос тей в электроэнергии за счет использования газа для ее производства. Такая система уже действует в Кот-д'Ивуаре, где к тому же строится завод по производству газовых баллонов для бытовых нужд, оцениваемых в 250 тыс. тонн сжиженного газа в год. Все эти радужные перспективы уживаются с суровыми реалиями, когда возможны такие казусы, как острая нехватка нефтепродуктов, а то и самой нефти в нефтедобывающей стране. Характерный пример - крупнейший африканский производитель и экспортер нефти Нигерия, где существуют несколько нефтеперерабатывающих заводов и разветвленная сеть сбыта нефтепродуктов, импортиру ет и нефть, и бензин. Причины - в чудовищно неэффективном управлении отраслью, неразберихе и коррупции, но и не только в этом. Наибольших масштабов нефтяной кризис достиг в годы правления последнего диктатора Нигерии - генерала Сани Абачи (1993-1998). При нем нигерийцы выстаивали километровые очереди за бензином на автозаправочных станциях. Приближенные к Абаче генералы, на откуп которым был отдан весь нефтяной сектор, искусственно подхлестывали бензиновый дефицит. Достаточно сказать, что одновременно были закрыты на реконструкцию все четыре нефтеперерабатывающих завода страны: два - в Порт-Харкорте, по одному - в Варри и Кадуне, чтобы оправдать импорт нефтепродуктов пятью компаниями, четыре из которых контролирова лись лично Абачей. Эти компании также выстраивали длинные очереди танкеров на рейдах нигерийских портов под разгрузку, чтобы еще больше взвинтить цены. Цены на импортный бензин вдвое-втрое превышали среднемировой уровень. Вершиной их мошеннической мысли была переправка продукции собственных заводов на рейд к танкерам с последующим импортом в страну по цене в несколько раз выше. Отсюда понятно, что Абдулсалам и Абубакар, сменивший в июне прошлого года внезапно скончавшегося Абачу, первым делом в череде своих попыток демократизировать жизнь в Нигерии взялся за нефтяной сектор, который обеспечивает 90 проц. поступлений от экспорта и 82 проц. доходной части бюджета. Он решил не назначать министра нефти в правительство, а заняться самому чисткой этих авгиевых

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Геополитика нефти Африка

План

1.   Введение (Общее положение)

2.   Материковая Африка

3.   Западная Африка

4.   Нефтепровод Чад-Камерун

5.   Северная Африка

6.   Заключение

Список литературыВведение

Огромный (30,3 млн км2, или 20% суши) африканский континент, недра которого еще далеко не полностью исследованы, хранит в себе большую часть мировых запасов золота, платины, алмазов, около четверти - урана и меди. Нефть и газ пока не входят в число главных богатств «черного континента», однако их доказанные запасы также достаточно значительны и составляют 10,3 млрд т (75,4 млрд баррелей) нефти и 10,2 трлн м3 природного газа (7,1 и 7% их общемирового объема соответственно). В 1998 г. в Африке было добыто 2,7 млрд баррелей нефти и 101,2 млрд м3 газа, что соответствует 10,2 и 4,5% их мирового производства. При этом за последние 9 лет добыча нефти увеличилась почти на 32%, а газа - более чем на 72%.

Обнаруженные углеводородные месторождения, по современным оценкам, распределены по территории континента крайне неравномерно. Во многом это является следствием слабой изученности африканских недр. Наиболее перспективным нефтеносным районом Африки считается континентальный шельф Гвинейского залива, который некоторые чрезмерно оптимистичные исследователи склонны даже сравнивать с Персидским. На долю стран Гвинейского залива в настоящее время приходится более 42% разведанных запасов африканской нефти. Согласно прогнозам, в ближайшие 5-10 лет эта цифра может заметно возрасти. В последние годы на различных глубинах прибрежных шельфовых зон Анголы, Конго, Экваториальной Гвинеи и Нигерии обнаружены крупные нефтяные и газовые месторождения. По мнению экспертов, значительные запасы углеводородов имеются также в Камеруне, Бенине, Кот д'Ивуаре, Габоне и Намибии.

Материковая Африка

Другим значимым нефтегазовым районом Африки являются материковая часть и континентальный шельф Египта, Алжира, Ливии и Туниса. Следует, однако, отметить, что в зарубежной литературе и СМИ северные (преимущественно арабские) страны обычно отделяются от остального континента и рассматриваются «в связке» с государствами Ближнего Востока. Оставшиеся же африканские страны, как правило, объединяются под термином sub-Saharian Africa, что можно перевести как «Африка южнее Сахары» (АЮС). Встречается также неофициальное название - «черная Африка».

Его границы, плавно огибая Гвинейский залив, протянулись почти на пять тысяч километров от Либерии на севере до Анголы на юге. По сравнению с остальными странами Африки, расположенными южнее Магриба, эти государства владеют значительными доказанными запасами углеводородного сырья, что позволяет им иметь достаточно развитую добывающую и перерабатывающую промышленность и экспортировать нефть в объеме, превышающем половину общеафриканского. Так, в 1998 г. суммарный экспорт этого сырья из стран Африки составил 5,2 млн баррелей в сутки, из которых 3,1 млн пришлись на долю Анголы, Габона, Камеруна, Конго (Браззавиль) и Нигерии. Среди них наибольшее количество нефти добывается в Нигерии (около 2,15 млн баррелей в сутки, то есть почти 29% общего объема), и Анголе (около 760 тыс. баррелей в сутки - 10%). В Габоне и Конго - 360 и 260 тыс. баррелей в сутки соответственно, а в Камеруне и Кот-д'Ивуаре (Берег Слоновой Кости) - до 100 тыс. В остальных же странах региона добыча нефти невелика (в совокупности - менее 150 тыс. баррелей в сутки), но в перспективе она может увеличиться в связи с наличием значительных запасов углеводородного сырья и ожидаемым ростом прямых иностранных инвестиций в ТЭК.

Тем не менее, Африка продолжает оставаться самым неблагополучным в социально-экономическом отношении континентом. Реальные годовые доходы среднестатистического африканца, проживающего к югу от Сахары, упали (в ценах 1987 г.) с 670 долларов в 1973 г. до 520 долларов в 1998 г., тогда как аналогичный усредненный показатель для развивающихся стран за тот же период вырос на 50%. Темпы экономического развития подавляющего большинства африканских стран в 1998 г. также снизились (только в семи государствах прирост ВВП на душу населения превысил 3%). В основном это было связано с общим снижением темпов развития ми ровой экономики, неблагоприятной конъюнктурой цен на ряд сырьевых и сельскохозяйственных товаров (спад на 15% без учета продукции ТЭК) и в меньшей степени - с последствиями азиатского валютно-финансового кризиса. По данным журнала Africa Recovery, в 1998 г. прирост совокупного ВВП стран континента составил 2,6%. По расчетам же МБРР, в условиях быстро растущей численности населения для обеспечения заметного социального прогресса этот показатель должен быть не ниже 8%.

Среди стран региона только Камерун (главным образом, благодаря притоку иностранных инвестиций) смог добиться прироста ВВП более чем на 5%. Большие трудности для африканцев представляют недостаточная диверсификация экономики и чрезвычайная нестабильность цен на их традиционные экспортные товары (70% из которых относится к сырьевой группе). В области внешнеэкономических связей сохраняется сильная зависимость от государств, расположенных за пределами континента (преимущественно, бывших метрополий). Западная Африка

Обширная акватория Западной Африки, протянувшаяся от Марокко до бассейна реки Оранжевой, является местом повышенной активности крупных нефтяных корпораций. Главный нефтедобывающий бассейн составляет Гвинейский залив (его большая часть является территориальными водами Нигерии). Здесь добывается 106 млн т (1998 г.) - около трети общего производства нефти в Африке. В Гвинейском заливе и других бассейнах этой "пассивной" окраины известно 160 месторождений. В последние годы западные компании ведут (по соглашениям со странами, владеющими акваторией) активные работы по поискам нефти на континентальном склоне залива на глубине до 2 тыс. м. Так, на глубине 1450 м пробурена скважина, вскрывшая пачку нефтеносных песчаников толщиной 420 м. Работы финансируются концерном Texaco и другими компаниями.

Девять стран  Западной Африки импортируют нефтепродукты  Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Того, ЦАР, Чад и Экваториальная Гвинея.

Рейтинги инвестиционной привлекательности нефтеперерабатывающих стран Западной Африки
Страна Местов мире Индекс"свободы" I II III IV V VI VII VIII IX X
Государства, имеющие "в основном свободную" экономику
Бенин 61 2,09 4 2 2 2 3 3 3 3 3 4
Габон 84 3,10 5 4 3 2 3 2 3 3 3 3
Государства, имеющие "в основном несвободную" экономику
Нигерия 94 3,30 5 2 2 5 2 4 2 4 4 3
Камерун 100 3,40 5 2 2 2 3 4 3 4 4 5
Кот д'Ивуар 108 3,45 5 3,5 3 2 3 3 3 4 4 4
Чад 127 3,80 5 4 2 2 4 4 4 4 4 5
Конго 136 3,90 5 3 3 4 4 4 3 4 4 5
Государства с "подавленной" экономикой
Экв. Гвинея 144 4,05 4 2,5 3 3 4 5 5 5 4 5
Ангола 153 4,50 5 4 5 5 4 4 4 4 5 5
Заир 156 4,70 5 5 4 5 5 5 4 5 4 5
Источник: Index of Economic Freedom, 2000 г.

Нефтепровод Чад-Камерун

С 1992г. находится в разработке проект нефтепровода Чад – Камерун. Богатые нефтяные месторождения в районе Добы на юге Чада были разведаны уже давно, добыча на них может достигать 400 тыс.барр. в сутки, а эксплуатация – продолжаться в течение 30 лет. Было необходимо принять решение о том, каким образом можно воспользоваться этим богатством, учитывая анклавность страны, перманентно взрывоопасную ситуацию внутри нее и в регионе в целом, отсутствие инфраструктуры и т.п. целом, отсутствие инфраструктуры и т.п.

После проведенного тщательного анализа один за другим отпали «суданский», «ливийский» и «нигерский» варианты из-за полного отсутствия, с точки зрения западников, гарантий безопасности. В итоге, наиболее приемлемым было признано камерунское направление – до терминала в Криби на атлантическом побережье. Реализацию проекта взял на себя консорциум в составе трех крупнейших ТНК: американской «Эксон», англо-голландской «Шелл» и французской «Эльф», причем главными застрельщиками выступали американцы. В целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации нефтепровода на местах были образованы два СП: Tchad Oil Transportation Company (ТОТКО) и Cameroon Oil Transportation Company (KOTKO).

Для реализации проекта требуется 1700 млн.долл. Таким образом, капитал KOTKO должен равняться этой сумме. Долевое участие акционеров KOTKO распределяется следующим образом: 97% финансирования осуществляет консорциум, остальные 3% – Чад (35 млрд.фр.КФА) и Камерун (42 млрд.фр.КФА). Консорциум вполне мог бы обойтись и собственными силами. Тем не менее, он предпочитает участие двух государств в акционерном капитале, поскольку их взносы обеспечиваются целевыми кредитами ВБ и его филиалами, а номинально скромные объемы финансирования МБРР на самом деле представляют собой решающие гарантии для основных спонсоров. Однако, согласие Всемирного банка, несмотря на все старания участников проекта, до сих пор так и не получено.

Шквал критики в адрес планов консорциума достиг своего апогея в 1997-98 гг., когда после окончания топографических работ была объявлена трасса маршрута нефтепровода на его камерунском участке (880 км.) и площадь затронутой территории была определена в 3400 га. Непримиримыми оппонентами выступили различные партии «зеленых» и неправительственные организацииПосле трехмесячных дискуссий по проекту в марте 1999 г. были разработаны новые варианты прохождения трассы трубопровода. Для определения самого оптимального в апр. 1999 г. была создана комиссия, которая проконсультировала землевладельцев, по чьим угодьям пройдет линия нефтепровода, а главное – скорректировала трассу в соответствии с пожеланиями экологов. Более 60% маршрута прохождения трассы было модифицировано. Соответственно были законсервированы проводимые ранее работы по созданию первичной инфраструктуры, большинство иностранных специалистов, завербованных консорциумом, прервало или разорвало свои контракты.

Дело дошло до того, что в Нджамене стали распространяться настойчивые слухи о возможном варианте эвакуации чадской нефти через Ливийскую пустыню и поисках новых компаньонов; упоминались независимые американские «Тринити газ корпорейшн», «Карбон энерджи груп» и «Ориентал энерджи ресурсес», которые, якобы, обещали инвестировать доли Камеруна и Чада. Правда, на официальном уровне в обеих столицах они всячески опровергались. Камерунский министр по охране окружающей среды и лесного хозяйства С.Н.Ондуа заявил, что «не может быть и речи о том, чтобы трубопровод пошел не через Камерун, а через Ливию».

Приводимый перечень обстоятельств, из-за которых строительство нефтепровода могло бы быть отложено на неопределенный срок, довольно обширен:

·        снятие эмбарго с Ливии, куда вновь устремились западные нефтяные монополии и скорое возрождение ее нефтяного сектора;

·        – возвращение Кот д’Ивуара в «нефтяную семью» – на салоне «Офшор Вест Эфрика» (23-25 марта 1999 г.) в Абиджане принято решение об увеличении эксплуатации и производства нефти, дабы компенсировать потери, понесенные из-за кризиса сельскохозяйственным сектором. Вполне логично, что абиджанская нефть появится на рынке гораздо быстрее, чем первая капля чадской прибудет в Криби;

·        – многочисленные геологоразведочные работы, осуществляемые французскими компаниями в Кабинде (Ангола), показали наличие богатых нефтяных месторождений, на которых легко можно наладить добычу;

·        – при отсутствии внутренних потрясений в РЭГ эта сторона в ближайшем будущем будет фигурировать в числе наиболее крупных производителей нефти в Африке. Приводились и другие аргументы, но главный вывод был однозначен – в складывающейся ситуации нефтяной рынок вполне может обойтись и без чадцев.

Неопределенность с будущим нефтепровода стала рассеиваться лишь в самое последнее время – прежде всего вследствие благоприятной нефтяной конъюнктуры.

В плане координации усилий по урегулированию имеющихся финансовых вопросов, отмечается в коммюнике, Камерун с июня 1998 г. принимал участие во всех дискуссиях, в т.ч. в Вашингтоне, Атланте, Париже, Нью-Йорке, проводимых в целях заключения соглашения об условиях финансирования со стороны третьих лиц – кредиторов – Long Form Terme Sheet (LFTS). В данном контексте в июле 1999 г. в Вашингтоне рассматривалось досье акционерного участия Камеруна в капитале КОТКО.Указом П.Бийи от 24 авг. 1999 г. в Камеруне образован госкомитет по проекту нефтепровода Чад-Камерун, определены его структура и функции. Председателем комитета назначен А.Мудики – гендиректор НКУ, среди его прерогатив – ведение любых переговоров, имеющих отношение к заключению контрактов по нефтепроводу, координация действий государственных ведомств, вопросы эксплуатации и технического обеспечения, мониторинг экологической ситуации. В состав комитета входят 17 представителей различных министерств и ведомств. Постоянный секретариат комиссии состоит из 6 отделов: охраны окружающей среды, экономики и финансов, администрации и бухучета, инженерного и местного обеспечения, правового, связи и образования.К прессингу экологов и НПО стали присоединяться голоса местных оппозиционных политических партий и движений (в Чаде – значительнее, в Камеруне – слабее). Наиболее активно в этом плане выступает «Обновленный национальный фронт Чада» (ФНТР), неоднократно призывавший руководство ВБ отказаться от какого-либо участия в проекте. В одном из последних воззваний ФНТР, распространенном в Париже в конце авг. 1999 г., генсек движения Ахмат Якуб аргументировал данную позицию тем, что «финансирование нефтяного проекта означает разделить официальную ответственность за нарушения прав человека с властями Нджамены». В коммюнике Фронта содержались утверждения о карательных операциях, якобы проведенных правительственными войсками в июле-августе на востоке страны, в результате которых было убито более тридцати мирных граждан, заподозренных в сочувствии оппозиции и обращение к международным правозащитным организациям провести независимое расследование данных фактов».Северная Африка

Второй нефтегазоносной провинцией на африканском континенте является Северная Африка - бассейны суши и акватории Восточного Средиземноморья и Суэцкого залива. Здесь, в акваториях Египта, разрабатывается 36 месторождений (добыча в 1998 г. - 43 млн т). Работы, проведенные в течение последних лет в Восточном Средиземноморье, показали наличие многочисленных подводных выходов газов, газогидратов и грязевых вулканов. Это подтверждает высокие перспективы акватории. Следует заметить, что она в тектоническом плане относится не к "пассивной" окраине, а к зоне "коллизии" Африки и Европы, занимаемой Средиземным морем, - к южной окраине Атласско-Альпийской складчатой области.

Ливия - бесспорный лидер на африканском континенте по размерам подтвержденных запасов нефти (по данным из разных источников, они составляют от 3,1 до 4,1 млрд т). Доказанные запасы нефти в других странах Африки значительно меньше: в Египте они составляют 500 млн т, Алжире - 1,2 млрд т, Нигерии - 2,3 млрд т. Однако, по мировым стандартам, ливийские запасы нельзя назвать очень большими: они составляют всего 2,2-3,0% от доказанных запасов нефти во всем мире. Примерно таким же количеством нефти располагают Китай (2,3%) и США (2,9%).

По размерам запасов Ливия явно "не дотягивает" до таких признанных лидеров на нефтяной карте мира, как Саудовская Аравия (25,2%), Ирак (10,8%), ОАЭ (9,4%), Кувейт (9,3%), Иран (9,0%), Венесуэла (6,9%). Однако, во-первых, ливийские недра пока недостаточно исследованы, и размер запасов нефти может увеличиться по мере проведения разведочных работ, во-вторых, она обладает очень хорошим качеством (ее плотность достигает 35-410 API) и, в-третьих, залегает на небольшой глубине, что немаловажно в условиях, когда нефтяные компании вынуждены экономить средства и искать возможности максимального снижения себестоимости добычи.

Ливийский нефтяной рынок практически полностью ориентирован на снабжение этим сырьем стран Европы, в частности - Италии, Германии, Испании, Франции, Великобритании, Бенилюкса и др., потребность которых в ливийской нефти оценивается в 1 млн баррелей в сутки, что составляет 77% нефтедобычи этой страны (на начало 1999 г. Ливия добывала 1,3 млн баррелей в сутки). Не в последнюю очередь такое положение объясняется запретом, наложенным правительством США на работу в Ливии американских нефтяных компаний, которые активно осваивали ливийский рынок до 1986 г.

Кроме того, Ливия активно стремится к доминированию на африканском рынке энергоносителей, предъявляя серьезные претензии на обеспечение большинства стран Африки углеводородным сырьем. Несмотря на то, что потребность в сырой нефти стран африканского континента вырастет не очень сильно (всего на 83 млн т к 2020 г.), сам факт ливийских претензий на лидерство в ее обеспечении заслуживает пристального внимания.

www.coolreferat.com

Геополитика нефти Африка

План

1.   Введение (Общее положение)

2.   Материковая Африка

3.   Западная Африка

4.   Нефтепровод Чад-Камерун

5.   Северная Африка

6.   Заключение

Список литературыВведение

Огромный (30,3 млн км2, или 20% суши) африканский континент, недра которого еще далеко не полностью исследованы, хранит в себе большую часть мировых запасов золота, платины, алмазов, около четверти - урана и меди. Нефть и газ пока не входят в число главных богатств «черного континента», однако их доказанные запасы также достаточно значительны и составляют 10,3 млрд т (75,4 млрд баррелей) нефти и 10,2 трлн м3 природного газа (7,1 и 7% их общемирового объема соответственно). В 1998 г. в Африке было добыто 2,7 млрд баррелей нефти и 101,2 млрд м3 газа, что соответствует 10,2 и 4,5% их мирового производства. При этом за последние 9 лет добыча нефти увеличилась почти на 32%, а газа - более чем на 72%.

Обнаруженные углеводородные месторождения, по современным оценкам, распределены по территории континента крайне неравномерно. Во многом это является следствием слабой изученности африканских недр. Наиболее перспективным нефтеносным районом Африки считается континентальный шельф Гвинейского залива, который некоторые чрезмерно оптимистичные исследователи склонны даже сравнивать с Персидским. На долю стран Гвинейского залива в настоящее время приходится более 42% разведанных запасов африканской нефти. Согласно прогнозам, в ближайшие 5-10 лет эта цифра может заметно возрасти. В последние годы на различных глубинах прибрежных шельфовых зон Анголы, Конго, Экваториальной Гвинеи и Нигерии обнаружены крупные нефтяные и газовые месторождения. По мнению экспертов, значительные запасы углеводородов имеются также в Камеруне, Бенине, Кот д'Ивуаре, Габоне и Намибии.

Материковая Африка

Другим значимым нефтегазовым районом Африки являются материковая часть и континентальный шельф Египта, Алжира, Ливии и Туниса. Следует, однако, отметить, что в зарубежной литературе и СМИ северные (преимущественно арабские) страны обычно отделяются от остального континента и рассматриваются «в связке» с государствами Ближнего Востока. Оставшиеся же африканские страны, как правило, объединяются под термином sub-Saharian Africa, что можно перевести как «Африка южнее Сахары» (АЮС). Встречается также неофициальное название - «черная Африка».

Его границы, плавно огибая Гвинейский залив, протянулись почти на пять тысяч километров от Либерии на севере до Анголы на юге. По сравнению с остальными странами Африки, расположенными южнее Магриба, эти государства владеют значительными доказанными запасами углеводородного сырья, что позволяет им иметь достаточно развитую добывающую и перерабатывающую промышленность и экспортировать нефть в объеме, превышающем половину общеафриканского. Так, в 1998 г. суммарный экспорт этого сырья из стран Африки составил 5,2 млн баррелей в сутки, из которых 3,1 млн пришлись на долю Анголы, Габона, Камеруна, Конго (Браззавиль) и Нигерии. Среди них наибольшее количество нефти добывается в Нигерии (около 2,15 млн баррелей в сутки, то есть почти 29% общего объема), и Анголе (около 760 тыс. баррелей в сутки - 10%). В Габоне и Конго - 360 и 260 тыс. баррелей в сутки соответственно, а в Камеруне и Кот-д'Ивуаре (Берег Слоновой Кости) - до 100 тыс. В остальных же странах региона добыча нефти невелика (в совокупности - менее 150 тыс. баррелей в сутки), но в перспективе она может увеличиться в связи с наличием значительных запасов углеводородного сырья и ожидаемым ростом прямых иностранных инвестиций в ТЭК.

Тем не менее, Африка продолжает оставаться самым неблагополучным в социально-экономическом отношении континентом. Реальные годовые доходы среднестатистического африканца, проживающего к югу от Сахары, упали (в ценах 1987 г.) с 670 долларов в 1973 г. до 520 долларов в 1998 г., тогда как аналогичный усредненный показатель для развивающихся стран за тот же период вырос на 50%. Темпы экономического развития подавляющего большинства африканских стран в 1998 г. также снизились (только в семи государствах прирост ВВП на душу населения превысил 3%). В основном это было связано с общим снижением темпов развития ми ровой экономики, неблагоприятной конъюнктурой цен на ряд сырьевых и сельскохозяйственных товаров (спад на 15% без учета продукции ТЭК) и в меньшей степени - с последствиями азиатского валютно-финансового кризиса. По данным журнала Africa Recovery, в 1998 г. прирост совокупного ВВП стран континента составил 2,6%. По расчетам же МБРР, в условиях быстро растущей численности населения для обеспечения заметного социального прогресса этот показатель должен быть не ниже 8%.

Среди стран региона только Камерун (главным образом, благодаря притоку иностранных инвестиций) смог добиться прироста ВВП более чем на 5%. Большие трудности для африканцев представляют недостаточная диверсификация экономики и чрезвычайная нестабильность цен на их традиционные экспортные товары (70% из которых относится к сырьевой группе). В области внешнеэкономических связей сохраняется сильная зависимость от государств, расположенных за пределами континента (преимущественно, бывших метрополий). Западная Африка

Обширная акватория Западной Африки, протянувшаяся от Марокко до бассейна реки Оранжевой, является местом повышенной активности крупных нефтяных корпораций. Главный нефтедобывающий бассейн составляет Гвинейский залив (его большая часть является территориальными водами Нигерии). Здесь добывается 106 млн т (1998 г.) - около трети общего производства нефти в Африке. В Гвинейском заливе и других бассейнах этой "пассивной" окраины известно 160 месторождений. В последние годы западные компании ведут (по соглашениям со странами, владеющими акваторией) активные работы по поискам нефти на континентальном склоне залива на глубине до 2 тыс. м. Так, на глубине 1450 м пробурена скважина, вскрывшая пачку нефтеносных песчаников толщиной 420 м. Работы финансируются концерном Texaco и другими компаниями.

Девять стран  Западной Африки импортируют нефтепродукты  Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Того, ЦАР, Чад и Экваториальная Гвинея.

Рейтинги инвестиционной привлекательности нефтеперерабатывающих стран Западной Африки
Страна Местов мире Индекс"свободы" I II III IV V VI VII VIII IX X
Государства, имеющие "в основном свободную" экономику
Бенин 61 2,09 4 2 2 2 3 3 3 3 3 4
Габон 84 3,10 5 4 3 2 3 2 3 3 3 3
Государства, имеющие "в основном несвободную" экономику
Нигерия 94 3,30 5 2 2 5 2 4 2 4 4 3
Камерун 100 3,40 5 2 2 2 3 4 3 4 4 5
Кот д'Ивуар 108 3,45 5 3,5 3 2 3 3 3 4 4 4
Чад 127 3,80 5 4 2 2 4 4 4 4 4 5
Конго 136 3,90 5 3 3 4 4 4 3 4 4 5
Государства с "подавленной" экономикой
Экв. Гвинея 144 4,05 4 2,5 3 3 4 5 5 5 4 5
Ангола 153 4,50 5 4 5 5 4 4 4 4 5 5
Заир 156 4,70 5 5 4 5 5 5 4 5 4 5
Источник: Index of Economic Freedom, 2000 г.

Нефтепровод Чад-Камерун

С 1992г. находится в разработке проект нефтепровода Чад – Камерун. Богатые нефтяные месторождения в районе Добы на юге Чада были разведаны уже давно, добыча на них может достигать 400 тыс.барр. в сутки, а эксплуатация – продолжаться в течение 30 лет. Было необходимо принять решение о том, каким образом можно воспользоваться этим богатством, учитывая анклавность страны, перманентно взрывоопасную ситуацию внутри нее и в регионе в целом, отсутствие инфраструктуры и т.п. целом, отсутствие инфраструктуры и т.п.

После проведенного тщательного анализа один за другим отпали «суданский», «ливийский» и «нигерский» варианты из-за полного отсутствия, с точки зрения западников, гарантий безопасности. В итоге, наиболее приемлемым было признано камерунское направление – до терминала в Криби на атлантическом побережье. Реализацию проекта взял на себя консорциум в составе трех крупнейших ТНК: американской «Эксон», англо-голландской «Шелл» и французской «Эльф», причем главными застрельщиками выступали американцы. В целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации нефтепровода на местах были образованы два СП: Tchad Oil Transportation Company (ТОТКО) и Cameroon Oil Transportation Company (KOTKO).

Для реализации проекта требуется 1700 млн.долл. Таким образом, капитал KOTKO должен равняться этой сумме. Долевое участие акционеров KOTKO распределяется следующим образом: 97% финансирования осуществляет консорциум, остальные 3% – Чад (35 млрд.фр.КФА) и Камерун (42 млрд.фр.КФА). Консорциум вполне мог бы обойтись и собственными силами. Тем не менее, он предпочитает участие двух государств в акционерном капитале, поскольку их взносы обеспечиваются целевыми кредитами ВБ и его филиалами, а номинально скромные объемы финансирования МБРР на самом деле представляют собой решающие гарантии для основных спонсоров. Однако, согласие Всемирного банка, несмотря на все старания участников проекта, до сих пор так и не получено.

Шквал критики в адрес планов консорциума достиг своего апогея в 1997-98 гг., когда после окончания топографических работ была объявлена трасса маршрута нефтепровода на его камерунском участке (880 км.) и площадь затронутой территории была определена в 3400 га. Непримиримыми оппонентами выступили различные партии «зеленых» и неправительственные организацииПосле трехмесячных дискуссий по проекту в марте 1999 г. были разработаны новые варианты прохождения трассы трубопровода. Для определения самого оптимального в апр. 1999 г. была создана комиссия, которая проконсультировала землевладельцев, по чьим угодьям пройдет линия нефтепровода, а главное – скорректировала трассу в соответствии с пожеланиями экологов. Более 60% маршрута прохождения трассы было модифицировано. Соответственно были законсервированы проводимые ранее работы по созданию первичной инфраструктуры, большинство иностранных специалистов, завербованных консорциумом, прервало или разорвало свои контракты.

Дело дошло до того, что в Нджамене стали распространяться настойчивые слухи о возможном варианте эвакуации чадской нефти через Ливийскую пустыню и поисках новых компаньонов; упоминались независимые американские «Тринити газ корпорейшн», «Карбон энерджи груп» и «Ориентал энерджи ресурсес», которые, якобы, обещали инвестировать доли Камеруна и Чада. Правда, на официальном уровне в обеих столицах они всячески опровергались. Камерунский министр по охране окружающей среды и лесного хозяйства С.Н.Ондуа заявил, что «не может быть и речи о том, чтобы трубопровод пошел не через Камерун, а через Ливию».

Приводимый перечень обстоятельств, из-за которых строительство нефтепровода могло бы быть отложено на неопределенный срок, довольно обширен:

·        снятие эмбарго с Ливии, куда вновь устремились западные нефтяные монополии и скорое возрождение ее нефтяного сектора;

·        – возвращение Кот д’Ивуара в «нефтяную семью» – на салоне «Офшор Вест Эфрика» (23-25 марта 1999 г.) в Абиджане принято решение об увеличении эксплуатации и производства нефти, дабы компенсировать потери, понесенные из-за кризиса сельскохозяйственным сектором. Вполне логично, что абиджанская нефть появится на рынке гораздо быстрее, чем первая капля чадской прибудет в Криби;

·        – многочисленные геологоразведочные работы, осуществляемые французскими компаниями в Кабинде (Ангола), показали наличие богатых нефтяных месторождений, на которых легко можно наладить добычу;

·        – при отсутствии внутренних потрясений в РЭГ эта сторона в ближайшем будущем будет фигурировать в числе наиболее крупных производителей нефти в Африке. Приводились и другие аргументы, но главный вывод был однозначен – в складывающейся ситуации нефтяной рынок вполне может обойтись и без чадцев.

Неопределенность с будущим нефтепровода стала рассеиваться лишь в самое последнее время – прежде всего вследствие благоприятной нефтяной конъюнктуры.

В плане координации усилий по урегулированию имеющихся финансовых вопросов, отмечается в коммюнике, Камерун с июня 1998 г. принимал участие во всех дискуссиях, в т.ч. в Вашингтоне, Атланте, Париже, Нью-Йорке, проводимых в целях заключения соглашения об условиях финансирования со стороны третьих лиц – кредиторов – Long Form Terme Sheet (LFTS). В данном контексте в июле 1999 г. в Вашингтоне рассматривалось досье акционерного участия Камеруна в капитале КОТКО.Указом П.Бийи от 24 авг. 1999 г. в Камеруне образован госкомитет по проекту нефтепровода Чад-Камерун, определены его структура и функции. Председателем комитета назначен А.Мудики – гендиректор НКУ, среди его прерогатив – ведение любых переговоров, имеющих отношение к заключению контрактов по нефтепроводу, координация действий государственных ведомств, вопросы эксплуатации и технического обеспечения, мониторинг экологической ситуации. В состав комитета входят 17 представителей различных министерств и ведомств. Постоянный секретариат комиссии состоит из 6 отделов: охраны окружающей среды, экономики и финансов, администрации и бухучета, инженерного и местного обеспечения, правового, связи и образования.К прессингу экологов и НПО стали присоединяться голоса местных оппозиционных политических партий и движений (в Чаде – значительнее, в Камеруне – слабее). Наиболее активно в этом плане выступает «Обновленный национальный фронт Чада» (ФНТР), неоднократно призывавший руководство ВБ отказаться от какого-либо участия в проекте. В одном из последних воззваний ФНТР, распространенном в Париже в конце авг. 1999 г., генсек движения Ахмат Якуб аргументировал данную позицию тем, что «финансирование нефтяного проекта означает разделить официальную ответственность за нарушения прав человека с властями Нджамены». В коммюнике Фронта содержались утверждения о карательных операциях, якобы проведенных правительственными войсками в июле-августе на востоке страны, в результате которых было убито более тридцати мирных граждан, заподозренных в сочувствии оппозиции и обращение к международным правозащитным организациям провести независимое расследование данных фактов».Северная Африка

Второй нефтегазоносной провинцией на африканском континенте является Северная Африка - бассейны суши и акватории Восточного Средиземноморья и Суэцкого залива. Здесь, в акваториях Египта, разрабатывается 36 месторождений (добыча в 1998 г. - 43 млн т). Работы, проведенные в течение последних лет в Восточном Средиземноморье, показали наличие многочисленных подводных выходов газов, газогидратов и грязевых вулканов. Это подтверждает высокие перспективы акватории. Следует заметить, что она в тектоническом плане относится не к "пассивной" окраине, а к зоне "коллизии" Африки и Европы, занимаемой Средиземным морем, - к южной окраине Атласско-Альпийской складчатой области.

Ливия - бесспорный лидер на африканском континенте по размерам подтвержденных запасов нефти (по данным из разных источников, они составляют от 3,1 до 4,1 млрд т). Доказанные запасы нефти в других странах Африки значительно меньше: в Египте они составляют 500 млн т, Алжире - 1,2 млрд т, Нигерии - 2,3 млрд т. Однако, по мировым стандартам, ливийские запасы нельзя назвать очень большими: они составляют всего 2,2-3,0% от доказанных запасов нефти во всем мире. Примерно таким же количеством нефти располагают Китай (2,3%) и США (2,9%).

По размерам запасов Ливия явно "не дотягивает" до таких признанных лидеров на нефтяной карте мира, как Саудовская Аравия (25,2%), Ирак (10,8%), ОАЭ (9,4%), Кувейт (9,3%), Иран (9,0%), Венесуэла (6,9%). Однако, во-первых, ливийские недра пока недостаточно исследованы, и размер запасов нефти может увеличиться по мере проведения разведочных работ, во-вторых, она обладает очень хорошим качеством (ее плотность достигает 35-410 API) и, в-третьих, залегает на небольшой глубине, что немаловажно в условиях, когда нефтяные компании вынуждены экономить средства и искать возможности максимального снижения себестоимости добычи.

Ливийский нефтяной рынок практически полностью ориентирован на снабжение этим сырьем стран Европы, в частности - Италии, Германии, Испании, Франции, Великобритании, Бенилюкса и др., потребность которых в ливийской нефти оценивается в 1 млн баррелей в сутки, что составляет 77% нефтедобычи этой страны (на начало 1999 г. Ливия добывала 1,3 млн баррелей в сутки). Не в последнюю очередь такое положение объясняется запретом, наложенным правительством США на работу в Ливии американских нефтяных компаний, которые активно осваивали ливийский рынок до 1986 г.

Кроме того, Ливия активно стремится к доминированию на африканском рынке энергоносителей, предъявляя серьезные претензии на обеспечение большинства стран Африки углеводородным сырьем. Несмотря на то, что потребность в сырой нефти стран африканского континента вырастет не очень сильно (всего на 83 млн т к 2020 г.), сам факт ливийских претензий на лидерство в ее обеспечении заслуживает пристального внимания.

en.coolreferat.com

Геополитика нефти Африка

План

1.   Введение (Общее положение)

2.   Материковая Африка

3.   Западная Африка

4.   Нефтепровод Чад-Камерун

5.   Северная Африка

6.   Заключение

Список литературыВведение

Огромный (30,3 млн км2, или 20% суши) африканский континент, недра которого еще далеко не полностью исследованы, хранит в себе большую часть мировых запасов золота, платины, алмазов, около четверти - урана и меди. Нефть и газ пока не входят в число главных богатств «черного континента», однако их доказанные запасы также достаточно значительны и составляют 10,3 млрд т (75,4 млрд баррелей) нефти и 10,2 трлн м3 природного газа (7,1 и 7% их общемирового объема соответственно). В 1998 г. в Африке было добыто 2,7 млрд баррелей нефти и 101,2 млрд м3 газа, что соответствует 10,2 и 4,5% их мирового производства. При этом за последние 9 лет добыча нефти увеличилась почти на 32%, а газа - более чем на 72%.

Обнаруженные углеводородные месторождения, по современным оценкам, распределены по территории континента крайне неравномерно. Во многом это является следствием слабой изученности африканских недр. Наиболее перспективным нефтеносным районом Африки считается континентальный шельф Гвинейского залива, который некоторые чрезмерно оптимистичные исследователи склонны даже сравнивать с Персидским. На долю стран Гвинейского залива в настоящее время приходится более 42% разведанных запасов африканской нефти. Согласно прогнозам, в ближайшие 5-10 лет эта цифра может заметно возрасти. В последние годы на различных глубинах прибрежных шельфовых зон Анголы, Конго, Экваториальной Гвинеи и Нигерии обнаружены крупные нефтяные и газовые месторождения. По мнению экспертов, значительные запасы углеводородов имеются также в Камеруне, Бенине, Кот д'Ивуаре, Габоне и Намибии.

Материковая Африка

Другим значимым нефтегазовым районом Африки являются материковая часть и континентальный шельф Египта, Алжира, Ливии и Туниса. Следует, однако, отметить, что в зарубежной литературе и СМИ северные (преимущественно арабские) страны обычно отделяются от остального континента и рассматриваются «в связке» с государствами Ближнего Востока. Оставшиеся же африканские страны, как правило, объединяются под термином sub-Saharian Africa, что можно перевести как «Африка южнее Сахары» (АЮС). Встречается также неофициальное название - «черная Африка».

Его границы, плавно огибая Гвинейский залив, протянулись почти на пять тысяч километров от Либерии на севере до Анголы на юге. По сравнению с остальными странами Африки, расположенными южнее Магриба, эти государства владеют значительными доказанными запасами углеводородного сырья, что позволяет им иметь достаточно развитую добывающую и перерабатывающую промышленность и экспортировать нефть в объеме, превышающем половину общеафриканского. Так, в 1998 г. суммарный экспорт этого сырья из стран Африки составил 5,2 млн баррелей в сутки, из которых 3,1 млн пришлись на долю Анголы, Габона, Камеруна, Конго (Браззавиль) и Нигерии. Среди них наибольшее количество нефти добывается в Нигерии (около 2,15 млн баррелей в сутки, то есть почти 29% общего объема), и Анголе (около 760 тыс. баррелей в сутки - 10%). В Габоне и Конго - 360 и 260 тыс. баррелей в сутки соответственно, а в Камеруне и Кот-д'Ивуаре (Берег Слоновой Кости) - до 100 тыс. В остальных же странах региона добыча нефти невелика (в совокупности - менее 150 тыс. баррелей в сутки), но в перспективе она может увеличиться в связи с наличием значительных запасов углеводородного сырья и ожидаемым ростом прямых иностранных инвестиций в ТЭК.

Тем не менее, Африка продолжает оставаться самым неблагополучным в социально-экономическом отношении континентом. Реальные годовые доходы среднестатистического африканца, проживающего к югу от Сахары, упали (в ценах 1987 г.) с 670 долларов в 1973 г. до 520 долларов в 1998 г., тогда как аналогичный усредненный показатель для развивающихся стран за тот же период вырос на 50%. Темпы экономического развития подавляющего большинства африканских стран в 1998 г. также снизились (только в семи государствах прирост ВВП на душу населения превысил 3%). В основном это было связано с общим снижением темпов развития ми ровой экономики, неблагоприятной конъюнктурой цен на ряд сырьевых и сельскохозяйственных товаров (спад на 15% без учета продукции ТЭК) и в меньшей степени - с последствиями азиатского валютно-финансового кризиса. По данным журнала Africa Recovery, в 1998 г. прирост совокупного ВВП стран континента составил 2,6%. По расчетам же МБРР, в условиях быстро растущей численности населения для обеспечения заметного социального прогресса этот показатель должен быть не ниже 8%.

Среди стран региона только Камерун (главным образом, благодаря притоку иностранных инвестиций) смог добиться прироста ВВП более чем на 5%. Большие трудности для африканцев представляют недостаточная диверсификация экономики и чрезвычайная нестабильность цен на их традиционные экспортные товары (70% из которых относится к сырьевой группе). В области внешнеэкономических связей сохраняется сильная зависимость от государств, расположенных за пределами континента (преимущественно, бывших метрополий). Западная Африка

Обширная акватория Западной Африки, протянувшаяся от Марокко до бассейна реки Оранжевой, является местом повышенной активности крупных нефтяных корпораций. Главный нефтедобывающий бассейн составляет Гвинейский залив (его большая часть является территориальными водами Нигерии). Здесь добывается 106 млн т (1998 г.) - около трети общего производства нефти в Африке. В Гвинейском заливе и других бассейнах этой "пассивной" окраины известно 160 месторождений. В последние годы западные компании ведут (по соглашениям со странами, владеющими акваторией) активные работы по поискам нефти на континентальном склоне залива на глубине до 2 тыс. м. Так, на глубине 1450 м пробурена скважина, вскрывшая пачку нефтеносных песчаников толщиной 420 м. Работы финансируются концерном Texaco и другими компаниями.

Девять стран  Западной Африки импортируют нефтепродукты  Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Того, ЦАР, Чад и Экваториальная Гвинея.

Рейтинги инвестиционной привлекательности нефтеперерабатывающих стран Западной Африки
Страна Местов мире Индекс"свободы" I II III IV V VI VII VIII IX X
Государства, имеющие "в основном свободную" экономику
Бенин 61 2,09 4 2 2 2 3 3 3 3 3 4
Габон 84 3,10 5 4 3 2 3 2 3 3 3 3
Государства, имеющие "в основном несвободную" экономику
Нигерия 94 3,30 5 2 2 5 2 4 2 4 4 3
Камерун 100 3,40 5 2 2 2 3 4 3 4 4 5
Кот д'Ивуар 108 3,45 5 3,5 3 2 3 3 3 4 4 4
Чад 127 3,80 5 4 2 2 4 4 4 4 4 5
Конго 136 3,90 5 3 3 4 4 4 3 4 4 5
Государства с "подавленной" экономикой
Экв. Гвинея 144 4,05 4 2,5 3 3 4 5 5 5 4 5
Ангола 153 4,50 5 4 5 5 4 4 4 4 5 5
Заир 156 4,70 5 5 4 5 5 5 4 5 4 5
Источник: Index of Economic Freedom, 2000 г.

Нефтепровод Чад-Камерун

С 1992г. находится в разработке проект нефтепровода Чад – Камерун. Богатые нефтяные месторождения в районе Добы на юге Чада были разведаны уже давно, добыча на них может достигать 400 тыс.барр. в сутки, а эксплуатация – продолжаться в течение 30 лет. Было необходимо принять решение о том, каким образом можно воспользоваться этим богатством, учитывая анклавность страны, перманентно взрывоопасную ситуацию внутри нее и в регионе в целом, отсутствие инфраструктуры и т.п. целом, отсутствие инфраструктуры и т.п.

После проведенного тщательного анализа один за другим отпали «суданский», «ливийский» и «нигерский» варианты из-за полного отсутствия, с точки зрения западников, гарантий безопасности. В итоге, наиболее приемлемым было признано камерунское направление – до терминала в Криби на атлантическом побережье. Реализацию проекта взял на себя консорциум в составе трех крупнейших ТНК: американской «Эксон», англо-голландской «Шелл» и французской «Эльф», причем главными застрельщиками выступали американцы. В целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации нефтепровода на местах были образованы два СП: Tchad Oil Transportation Company (ТОТКО) и Cameroon Oil Transportation Company (KOTKO).

Для реализации проекта требуется 1700 млн.долл. Таким образом, капитал KOTKO должен равняться этой сумме. Долевое участие акционеров KOTKO распределяется следующим образом: 97% финансирования осуществляет консорциум, остальные 3% – Чад (35 млрд.фр.КФА) и Камерун (42 млрд.фр.КФА). Консорциум вполне мог бы обойтись и собственными силами. Тем не менее, он предпочитает участие двух государств в акционерном капитале, поскольку их взносы обеспечиваются целевыми кредитами ВБ и его филиалами, а номинально скромные объемы финансирования МБРР на самом деле представляют собой решающие гарантии для основных спонсоров. Однако, согласие Всемирного банка, несмотря на все старания участников проекта, до сих пор так и не получено.

Шквал критики в адрес планов консорциума достиг своего апогея в 1997-98 гг., когда после окончания топографических работ была объявлена трасса маршрута нефтепровода на его камерунском участке (880 км.) и площадь затронутой территории была определена в 3400 га. Непримиримыми оппонентами выступили различные партии «зеленых» и неправительственные организацииПосле трехмесячных дискуссий по проекту в марте 1999 г. были разработаны новые варианты прохождения трассы трубопровода. Для определения самого оптимального в апр. 1999 г. была создана комиссия, которая проконсультировала землевладельцев, по чьим угодьям пройдет линия нефтепровода, а главное – скорректировала трассу в соответствии с пожеланиями экологов. Более 60% маршрута прохождения трассы было модифицировано. Соответственно были законсервированы проводимые ранее работы по созданию первичной инфраструктуры, большинство иностранных специалистов, завербованных консорциумом, прервало или разорвало свои контракты.

Дело дошло до того, что в Нджамене стали распространяться настойчивые слухи о возможном варианте эвакуации чадской нефти через Ливийскую пустыню и поисках новых компаньонов; упоминались независимые американские «Тринити газ корпорейшн», «Карбон энерджи груп» и «Ориентал энерджи ресурсес», которые, якобы, обещали инвестировать доли Камеруна и Чада. Правда, на официальном уровне в обеих столицах они всячески опровергались. Камерунский министр по охране окружающей среды и лесного хозяйства С.Н.Ондуа заявил, что «не может быть и речи о том, чтобы трубопровод пошел не через Камерун, а через Ливию».

Приводимый перечень обстоятельств, из-за которых строительство нефтепровода могло бы быть отложено на неопределенный срок, довольно обширен:

·        снятие эмбарго с Ливии, куда вновь устремились западные нефтяные монополии и скорое возрождение ее нефтяного сектора;

·        – возвращение Кот д’Ивуара в «нефтяную семью» – на салоне «Офшор Вест Эфрика» (23-25 марта 1999 г.) в Абиджане принято решение об увеличении эксплуатации и производства нефти, дабы компенсировать потери, понесенные из-за кризиса сельскохозяйственным сектором. Вполне логично, что абиджанская нефть появится на рынке гораздо быстрее, чем первая капля чадской прибудет в Криби;

·        – многочисленные геологоразведочные работы, осуществляемые французскими компаниями в Кабинде (Ангола), показали наличие богатых нефтяных месторождений, на которых легко можно наладить добычу;

·        – при отсутствии внутренних потрясений в РЭГ эта сторона в ближайшем будущем будет фигурировать в числе наиболее крупных производителей нефти в Африке. Приводились и другие аргументы, но главный вывод был однозначен – в складывающейся ситуации нефтяной рынок вполне может обойтись и без чадцев.

Неопределенность с будущим нефтепровода стала рассеиваться лишь в самое последнее время – прежде всего вследствие благоприятной нефтяной конъюнктуры.

В плане координации усилий по урегулированию имеющихся финансовых вопросов, отмечается в коммюнике, Камерун с июня 1998 г. принимал участие во всех дискуссиях, в т.ч. в Вашингтоне, Атланте, Париже, Нью-Йорке, проводимых в целях заключения соглашения об условиях финансирования со стороны третьих лиц – кредиторов – Long Form Terme Sheet (LFTS). В данном контексте в июле 1999 г. в Вашингтоне рассматривалось досье акционерного участия Камеруна в капитале КОТКО.Указом П.Бийи от 24 авг. 1999 г. в Камеруне образован госкомитет по проекту нефтепровода Чад-Камерун, определены его структура и функции. Председателем комитета назначен А.Мудики – гендиректор НКУ, среди его прерогатив – ведение любых переговоров, имеющих отношение к заключению контрактов по нефтепроводу, координация действий государственных ведомств, вопросы эксплуатации и технического обеспечения, мониторинг экологической ситуации. В состав комитета входят 17 представителей различных министерств и ведомств. Постоянный секретариат комиссии состоит из 6 отделов: охраны окружающей среды, экономики и финансов, администрации и бухучета, инженерного и местного обеспечения, правового, связи и образования.К прессингу экологов и НПО стали присоединяться голоса местных оппозиционных политических партий и движений (в Чаде – значительнее, в Камеруне – слабее). Наиболее активно в этом плане выступает «Обновленный национальный фронт Чада» (ФНТР), неоднократно призывавший руководство ВБ отказаться от какого-либо участия в проекте. В одном из последних воззваний ФНТР, распространенном в Париже в конце авг. 1999 г., генсек движения Ахмат Якуб аргументировал данную позицию тем, что «финансирование нефтяного проекта означает разделить официальную ответственность за нарушения прав человека с властями Нджамены». В коммюнике Фронта содержались утверждения о карательных операциях, якобы проведенных правительственными войсками в июле-августе на востоке страны, в результате которых было убито более тридцати мирных граждан, заподозренных в сочувствии оппозиции и обращение к международным правозащитным организациям провести независимое расследование данных фактов».Северная Африка

Второй нефтегазоносной провинцией на африканском континенте является Северная Африка - бассейны суши и акватории Восточного Средиземноморья и Суэцкого залива. Здесь, в акваториях Египта, разрабатывается 36 месторождений (добыча в 1998 г. - 43 млн т). Работы, проведенные в течение последних лет в Восточном Средиземноморье, показали наличие многочисленных подводных выходов газов, газогидратов и грязевых вулканов. Это подтверждает высокие перспективы акватории. Следует заметить, что она в тектоническом плане относится не к "пассивной" окраине, а к зоне "коллизии" Африки и Европы, занимаемой Средиземным морем, - к южной окраине Атласско-Альпийской складчатой области.

Ливия - бесспорный лидер на африканском континенте по размерам подтвержденных запасов нефти (по данным из разных источников, они составляют от 3,1 до 4,1 млрд т). Доказанные запасы нефти в других странах Африки значительно меньше: в Египте они составляют 500 млн т, Алжире - 1,2 млрд т, Нигерии - 2,3 млрд т. Однако, по мировым стандартам, ливийские запасы нельзя назвать очень большими: они составляют всего 2,2-3,0% от доказанных запасов нефти во всем мире. Примерно таким же количеством нефти располагают Китай (2,3%) и США (2,9%).

По размерам запасов Ливия явно "не дотягивает" до таких признанных лидеров на нефтяной карте мира, как Саудовская Аравия (25,2%), Ирак (10,8%), ОАЭ (9,4%), Кувейт (9,3%), Иран (9,0%), Венесуэла (6,9%). Однако, во-первых, ливийские недра пока недостаточно исследованы, и размер запасов нефти может увеличиться по мере проведения разведочных работ, во-вторых, она обладает очень хорошим качеством (ее плотность достигает 35-410 API) и, в-третьих, залегает на небольшой глубине, что немаловажно в условиях, когда нефтяные компании вынуждены экономить средства и искать возможности максимального снижения себестоимости добычи.

Ливийский нефтяной рынок практически полностью ориентирован на снабжение этим сырьем стран Европы, в частности - Италии, Германии, Испании, Франции, Великобритании, Бенилюкса и др., потребность которых в ливийской нефти оценивается в 1 млн баррелей в сутки, что составляет 77% нефтедобычи этой страны (на начало 1999 г. Ливия добывала 1,3 млн баррелей в сутки). Не в последнюю очередь такое положение объясняется запретом, наложенным правительством США на работу в Ливии американских нефтяных компаний, которые активно осваивали ливийский рынок до 1986 г.

Кроме того, Ливия активно стремится к доминированию на африканском рынке энергоносителей, предъявляя серьезные претензии на обеспечение большинства стран Африки углеводородным сырьем. Несмотря на то, что потребность в сырой нефти стран африканского континента вырастет не очень сильно (всего на 83 млн т к 2020 г.), сам факт ливийских претензий на лидерство в ее обеспечении заслуживает пристального внимания.

ua.coolreferat.com

Уровень добычи нефти в Южной Африке в 2018 году

Была ли информация Вам полезна?

Последние данные

28.09.2018 2.00 BBL/D/1K 2.00 BBL/D/1K
23.08.2018 2.00 BBL/D/1K 2.00 BBL/D/1K
24.07.2018 2.00 BBL/D/1K 2.00 BBL/D/1K
29.06.2018 2.00 BBL/D/1K 2.00 BBL/D/1K
19.06.2018 2.00 BBL/D/1K 2.00 BBL/D/1K
03.05.2018 2.00 BBL/D/1K 2.00 BBL/D/1K
22.03.2018 2.00 BBL/D/1K 2.00 BBL/D/1K
12.03.2018 2.00 BBL/D/1K 2.00 BBL/D/1K

CitiBank

AUD/USD Продажа

Morgan Stanley

CHF/JPY Продажа

Reuters IFR

EUR/USD Продажа

CitiBank

USD/JPY Покупка

Credit Agricole

EUR/CHF Покупка

ОБУЧАЮЩИЕ СТАТЬИ

take-profit.org