Без нефти: в поисках альтернативы. Альтернатива нефти в будущем


В Израиле создана альтернатива нефти

Конец нефтяной эпохи: в Израиле создана альтернатива нефти

 Автор Наука и Жизнь Израиля. Дата 26/06/2017. Технические науки.

  Израильтяне создали альтернативу нефти из… воды и углекислоты!При этом учёные заявляют, что процесс изготовления «зелёного топлива»   дешевле нефтедобычи и перегонки. Кроме того, не только его производство, но и массовое использование положительно скажется на глобальной экологии. Сообщает http://ukrmir.info/

  Собственно говоря, уже в начале исследований специалистами Университета имени Бен-Гуриона перед собой ставилась задача не просто найти замену иссякающим на планете углеродным энергоносителям. Речь с первого дня шла о разработке «высокоэкологичного» топлива, реально способного исправить ситуацию с изменениями климата и прочие неприятности, которые человечество создало себе применением этих самых углеводородов. Также изначально была заложена и задумка сделать новый вариант энергоносителя универсальным и максимально более дешёвым.

  Вероятно, именно поэтому учёные и воспользовались самыми распространенными элементами на Земле — углекислым газом и водородом. Их благородную затею сразу же поддержал «Израильский фонд стратегической альтернативной энергетики». Благодаря щедрому финансированию проекта специалисты смогли сравнительно быстро разработать уникальные наноматериалы, которые выступают в качестве катализаторов процесса изготовления.

  В двух словах, технологически это выглядит так: из воды извлекается водород, который затем смешивают с диоксидом углерода, получаемого буквально из воздуха – углекислоты. Затем смесь помещают в специальный реактор, и в дело вступает содержащийся в нём твёрдый нанокатализатор. На выходе получаются «энергонесущие» органическая жидкость и газ.  Руководитель научных работ в этой области — профессор университета имени Бен-Гуриона Моти Гершкович с гордостью утверждает: «Теперь мы можем применять для производства конкурентоспособного топлива ресурсы, которые не требуют каких-либо затрат, получая при этом на выходе продукт высокого качества!».

  И действительно, израильтянам явно есть чем гордиться. Созданное ими топливо не только можно сразу подавать вместо нефти на нефтеперегонные заводы. Его можно прямо там и производить, что избавляет от необходимости добывать сырьё и перекачивать его на тысячи километров, как это происходит сейчас.

  Ну, а полученный в результате продукт уже успешно протестирован на автомобилях с газовым и дизельным двигателями и даже самолётах – ни в какое сравнение с примитивным биотопливом, наскоро придуманным на сегодняшний день «ноу-хау» не идёт. Новое достижение научной мысли легко поддается очистке от вредных примесей (которых, к слову, и так почти не имеет), то есть, характерного вреда двигателям по определению не причиняет.

  В завершение остаётся лишь сказать, что Университет имени Бен-Гуриона уже направил все необходимые документы для получения соответствующего патента, а в промышленном масштабе разработку израильских специалистов планируется развернуть примерно в течении пятилетки.

la-belaga.livejournal.com

Альтернативное топливо будущего. Новое синтетическое и природное топливо.

Размышления о том, что ждет нас в будущем и раньше не давало покоя ученым. Сегодня на эту тему говорят все: от государственных руководителей до школьников. Глобальное потепление, таяние вековых льдов, демографические проблемы, клонирование человека, современные и будущие средства связи и передвижения, зависимость людей от энергоносителей… И все-таки одной из наиболее популярных сегодня тем является вопрос альтернативного топлива.

Топливо будущего - альтернатива природным ископаемым

Природные виды топлива в настоящее время являются нашим основным источником энергии. Углеводороды сжигают, чтобы разрушить молекулярные связи и освободить их энергию. Высокий уровень потребления ископаемых видов топлива приводит к значительному загрязнению природной среды, когда они сжигаются. Мы живем в 21 веке, это время новых технологий, и многие ученые считают, что пришло время для создания альтернативного топлива будущего, которое способно заменить традиционное топливо и ликвидировать нашу зависимость от него. За последние 150 лет, использование углеводородов увеличило количество углекислого газа в атмосфере на 25%. Сжигание углеводородов приводит и к другим видам загрязнения, таким как смог, кислотные дожди и загрязнение воздуха. Этот тип загрязнения не только наносит вред окружающей среде, здоровью животных и людей, но, кроме того, приводит к войнам , так как ископаемые виды топлива являются не возобновляемыми ресурсами и, в конечном счете, закончатся. На данный момент важно найти новые решения и установить альтернативные источники топлива для будущего.

Пока одни ученые решают вопрос увеличения коэффициента нефтеотдачи продуктивных пластов, а другие ищут пути получения газообразного топлива из горючих сланцев, третьи пришли к выводу, что потребность в топливе можно удовлетворить обычным дедовским методом. Речь идет о "твердых нефтепродуктах", природном топливе -  дровах. Идею "старую как мир" подхватили специалисты Стэнфордского университета в США, к ним присоединились и ученые университета штата Джорджия. Конечно, здесь нужны особые быстрорастущие сорта деревьев типа ольхи или платанов, которые дают до 40 т древесины с 1 га в год.

Платан - Platanus - могучее дерево с густой раскидистой кроной и толстым стволом - родоначальник обширного семейства платановых. Всео насчитывается в роду платанов около 10 видов. Высота платана достигает 60м, а длина окружности ствола - до 18м! Ствол платана ровной цилиндрической формы, кора зеленовато - серого цвета, отслаивающаяся. Листья платана пальчато-лопастные, с удлиненными черешками.

После вырубки деревьев платанов на земле остается листва, которую можно использовать для природного удобрения. Древесина платана измельчается в дробилках и подается в топку электростанций. Участок насаждения платанов в 125 км2 может обеспечить энергией город с населением 80 тыс. человек. На вырубленных площадях уже через 2-4 года из побегов вновь вырастут новые деревья платаны, пригодные для топлива. Ученые посчитали, что если 3 % территории России и Украины отвести под „энергетические плантации платанов" для выращивания природного топлива, то страны могли бы полностью удовлетворить свои потребности в топливе за счет дров.

Главным преимуществом использования "выращенного природного топлива", в противоположность "ископаемому топливу" (каменный уголь, природный газ и нефть) является то, что в процессе роста энергетический лес платанов адсорбирует углекислый газ, который позже высвобождается при его горении. Это значит, что при сжигании платанов в атмосферу выбрасывается такое количество СО2, которое поглощалось платаном во время его роста. При сжигании же ископаемого топлива, мы увеличиваем содержание СО2 в атмосфере, а это главная причина глобального потепления.

Новое топливо перспективно как ценный возобновляемый источник энергии и это будет более важным в будущем. Уже сегодня, например, крупнейшая в Европе электростанция на платане, находится в Зиммеринге (Австрия). Ее мощность  66 МВт,при ежегодном потреблении 190 тысяч тонн платана, выращиваемом здесь же в радиусе 100 км. А в Германии мощность энергетических лесов достигает 20 миллионов кубометров древесины в год.

Новые виды топлива

Американским сторонникам „дровенизации" бытовой теплоэнергетики вторят их коллеги из Европы. В Бельгии, например, в 1988г газета „Саар" напечатала статью, где назвала дрова природным топливом будущего, как альтернативу применения нефтепродуктов. Для этих же целей предлагается использовать и макулатуру. Там в магазинах уже продается ручной пресс для изготовления брикетов из макулатуры, не уступающие по своей калорийности буроугольным.

Также можно купить специальные экономичные печи, работающие по принципу газогенератора, конструкция которых препятствует уходу тепла через дымовую трубу. Дрова и брикеты макулатуры сгорают в этой печи очень медленно: вязанка - за 8 ч. При этом дрова сгорают полностью, отсутствует выделение в атмосферу золы и сажи. Отапливание помещений такими печами очень выгодно, ведь килограмм дров при сравнимой калорийности стоит в 10 раз меньше литра жидкого топлива, для хранения которого еще и требуются специальные емкости топлива.

Внимание другой группы американских ученых привлекли быстрорастущие бурые водоросли. Морские насаждения предлагается перерабатывать в газообразный метан с помощью бактерий. Также возможно получение нефтеподобные веществ путем нагревания. По расчетам, природная ферма в океане площадью насаждений 40 тыс. га сможет в будущем снабжать энергией город с населением 50 тыс. человек. Ученые из Франции предлагают использовать в качестве альтернативного топлива одноклеточные водоросли. Оказывается, эти микроскопические организмы выделяют углеводороды в процессе своей жизнедеятельности. Выращивая водоросли в специальных емкостях и снабжая их углекислым газом и минеральными солями, можно регулярно „собирать урожай углеводородов" и получать природное топливо.

Естественные природные „бензоколонки АЗС" обнаружены и в тропиках Южной Америки, на Филиппинах. Некоторые виды лиан и тропических деревьев содержат природное топливо - "солярку", которую даже не надо подвергать перегонке. Альтернативное топливо из лиан прекрасно горит в автомобильных моторах, давая менее токсичный выхлоп, чем бензин. Подходит для производства топ-лива и пальмовое масло, из которого сравнительно легко можно получать „солярку".

Но пока это все в области научной фантастики. Более реален проект получения синтетического топлива из древесного угля. Довольно простой метод разработан учеными США. Уголь измельчается, обрабатывается растворителем, и в полученную смесь добавляется водород. Из тонны угля получается почти 650 л синтетического топлива, из которой можно вырабатывать синтетический бензин.

Ученые США всерьез занялись подземной газификацией угольных пластов. Методом пиролиза из него получают 40 % метанового газа, 45 % кокса и 3 % жидкого топлива. Специалистами разработан совсем неожиданный способ получения топлива будущего... из мусора. Из отходов жизнедеятельности человека предварительно извлекают магнитные и немагнитные металлы, которые вдальнейшем отправляют в переплавку. Новая технология переработки отходов стекла позволяет получить из осколков стекло более дешевое и более высокого качества, чем исходное сырье. Остатки мусора перерабатываются в кокс, метановый газ и жидкое топливо. „Мусорные" нефтепродукты испытывали на опытных установках - горят прекрасно. Из тонны мусора таким способом „добывают" от 6 до 20 долларов. В 1976 - 1977 гг. в Сан-Диего вступил в строй специальный завод для переработки мусора.

Однако, над подобной проблемой успешно работают и в Великобритании. Здесь разработана и в натоящее время работает установка переработки мусора, в которой под действием высоких температур при сгорании вдуваемого кислорода из мусора (пластмассовые упаковки и бутылки, пищевые отбросы, обрывки газет, тряпки и т.д.) получают синтетические нефтепродукты и метановый газ с водородом. Жидкое синтетическое топливо и газ предполагают хранение в резервуарах и использовать частично для работы дизеля, а частично для переплавки битого стекла, из которого можно получать строительные блоки. В будущем планируется переработка мусора в старых доменных печах. Это даст высокую производительность, экономию времени и средств на постройку новых мусоросжигающих заводов. Как показали эксперименты, в дело пойдет и остающийся шлак - он пригоден для замены гравия при выполнении бетонных работ.

А вот еще два способа получения синтетического бензина. Французский инженер А. Ротлисберже получил альтернативный бензин из сухих стеблей кукурузы. Автор утверждает, что новое топливо будущего с октановым числом 98 вполне можно добывать из соломы, опилок, ботвы овощей и других отходов, содержащих целлюлозные волокна. Под нажимом правительственных структур изобретатель засекретил технологию синтеза нового топлива, но известно, что качество нового бензина во многом зависит от сложных стабилизирующих добавок, вводимых в спирты и изопропиниловые эфиры, получаемые из целлюлозы. Новое альтернативное топливо не детонирует, сгорает без дыма и запахов. Его можно смешивать в любых пропорциях с обычным бензином. При этом в будущем, конструктивных изменений в двигателях не требуется. Франция намерена со временем довести производство нового бензина до 20 млн.т в год.

Еще один изобретатель искусственного бензина живет в Швейцарии. Исходным материалом служит щепа, кукурузная шелуха, полиэтиленовые пакеты. Да вот беда, „бензин будущего" пахнет самогоном. Изобретателю приходится платить 8 % налога как за изготовление алкогольных напитков. Тем не менее 1 л искусственного „бензина будущего" стоит в 2 раза дешевле настоящего, а автомобиль работает исправно, как новый.

Разработки изобретателей не ограничиваются только искусственным бензином, предлагаются оригинальные методы получения углеводородного газа для бытовых целей. Один из которых разработан в Германии. В качестве нового источника альтернативной энергии будущего выступает свалка мусора в пригородном местечке Шверборн. При заполнении свалки под ней заложили сеть газовых колодцев и трубопроводов. Оказывается, 1 кг мусора дает до 200 л газа, из которого 100 литров - метан. Пока на свалке "добывают" в час 40 м3 газа.Новое топливо отапливает производственные помещения. Планируется сооружение теплоцентрали на альтернативном топливе для отопления поселка. По расчетам, затраты на получение альтернативного топлива окупятся за 3,5 года.

Второй способ еще более неожиданный. С предложением выступили власти г. Оттапалам в штате Керала (Индия). Рецепт нового топлива следующий: Колодец заполняется коровьим навозом и герметично закрывается. Образующийся при брожении газ по подсоединенным трубам отводится к газовым плитам в домах. Такая биогазовая установка полностью удовлетворяет потребность семьи в биоэнергии для домашнего пользования. Сегодня в Индии разработаны и применяются 53 модели биогазовых систем. Ими эффективно пользуются около 3,5 млн. семей. Правительство страны активно поддерживает распространение биогазовых установок. Уже сейчас за счет этого экономится около 1,2 млрд. рупий в год.

Солнечная энергия - технология будущего

В начале статьи мы упоминали различные новые технологии получения энергии. Фотоэлектрические системы (или солнечные батареи) – это еще одна «технология будущего», применяющаяся уже сегодня.

Сейчас многие используют солнечные батареи в качестве основного или резервного источника электроэнергии для жилых домов и офисных зданий. Если вы недавно были на море, то могли заметить, что в навигационных буях также применяют энергию солнечных батарей. Уже давно они «взяты на вооружение» военными: во время операции «Буря в пустыне» полевые радиостанции были оснащены облегченными солнечными батареями ECD.

В будущем масштабы использования солнечных батарей будут только расти. Недавно компания ECD, в сотрудничестве с Texaco, предложила технологию использования энергии солнца для электроснабжения нефтедобывающего оборудования на нефтяном месторождении площадью двести гектаров в Бейкерсфилде (штат Калифорния). Ранее для добычи трех баррелей нефти один сжигали в парогенераторе. Использование солнечной энергии не только приведет к снижению расхода невосполнимых ресурсов, но и уменьшит вредные выбросы и шум.

sbk.ltd.ua

Без нефти: в поисках альтернативы

Добыча нефти может снизиться. Россия при присоединении к решению ОПЕК уже готова сократить "выкачку" на сотни тысяч баррелей. Пока одни сокращают темпы работы, другие - инвестируют миллиарды долларов в поиски альтернативной энергии. Инвесторы надеются, что энергетическая революция наступит в ближайшие годы.

16 Декабря 2008 14:14:00

Добыча нефти может снизиться. Россия при присоединении к решению ОПЕК может сократить добычу нефти до 300 тысяч баррелей в сутки. Если в 2008 году, на «пике» стоимости черного золота Россия добывала в среднем 9,5 млн. баррелей в сутки, то в 2009 году добыча может упасть примерно на 10-15%, считают эксперты.

 

НК "ЛУКОЙЛ" уже готова выполнить решение российского правительства о сокращении добычи. Скоро к ней могут присоединиться и другие нефтяники.

Пока одни сокращают добычу нефти, другие тратят миллиарды на поиски альтернативной энергии. Мир будущего – мир без нефти, считают они. И чем скорее мы начнем переходить на альтернативную энергетику, тем больше у наш шанс вписать в будущую картину нашей голубой планеты.

 

Суммарные инвестиции в поиски альтернативной энергии за последние годы превысили 100 миллиардов долларов. Инвесторы надеются, что энергетическая революция наступит в ближайшие годы. Мир должен перейти на так называемую концепцию "Энергия 2.0"

 

Бензин для нового поколения

Термин «Энергия 2.0» впервые был придуман ученым Массачусетского технологического института Нолом Брауном. Он писал, что по аналогии с новым бесплатным поколением интернета, который все теперь называют 2.0, новую энергию, не загрязняющую окружающую среду, можно назвать энергией 2.0. В массовом сознании термин «энергия 2.0» начал укрепляться после доклада ООН о глобальном потеплении «Изменения климата-2007». 

    Стало понятно, что спокойной жизни у производителей углеводородного топлива (то есть энергии 1.0) больше не будет. И не потому, что нефть, газ и уголь скоро кончатся, как боялись раньше, а потому, что именно они назначены виновными в таянии снегов Гренландии и антарктического льда. К 2100 году уровень мирового океана поднимется на 18 сантиметров и под водой окажутся целые государства, не говоря уже о таких «низких» городах, как Шанхай, Буэнос-Айрес и Венеция.

    Впрочем, поиски новой энергии, возможно, не столько чистой, сколько более дешевой, в мире начались давно. В эти разработки уже вложены миллиардные инвестиции. И чем дальше, тем сильнее ощущение, что мир находится на пороге глобальной энергетической революции, которая вот-вот наступит и похоронит все словосочетания типа «выжать каплю» или «сесть на трубу».

 

Водород

Водород- одна из главных энергетических надежд человечества. Водородом хотят заменить уран в ядерных реакторах и бензин в двигателях внутреннего сгорания. Любовь ученых к водороду объясняется просто: при водородной термоядерной реакции выделяется в 100 раз больше тепла, чем при расщеплении урана, а сам водородный реактор значительно безопаснее обычного. Ну и при сгорании в автомобильном двигателе водород превращается в воду — никаких выхлопов. Однако не все так просто. Во-первых, создать полноценный водородный реактор ученым до сих пор не удается. На юге Франции только сейчас началось строительство международного экспериментального водородного реактора ITER. В проекте участвуют Россия, ЕС, США, Китай, Япония, Южная Корея и Индия. Построить его должны за 10 лет, потом еще 20 лет будут проводить эксперименты, чтобы наконец получить на выходе в десять раз больше энергии, чем на входе. Во-вторых, хоть автомобильный водородный двигатель создали уже несколько компаний (самые известные разработки — у BMW и Mazda), в свободной продаже легковых водородных автомобилей до сих пор нет. Основная проблема — они очень пожароопасные. Если при аварии разрушается бак с жидким водородом, вероятность возгорания очень высока, ведь именно смесь водорода и кислорода называется гремучей. Еще водород применяется при создании особо мощных топливных элементов — или, попросту говоря, батареек. Такие батарейки логично было бы устанавливать в автомобили. Но и здесь не все еще продумано до конца: во-первых, эти батареи очень громоздкие, а во-торых, стоят столько, что делают электрокары абсолютно неконкурентоспособными.

 

Водоросли

Майкл Сейберт из Национальной лаборатории возобновляемой энергии (США) всю жизнь занимается водорослями. Его любимый вид — Chlamydomonas. Вместе с коллегами из университета Иллинойса он генетически модифицировал одноклеточную водоросль, и в результате она стала выделять в 5 раз больше водорода. По расчетам ученых, специальная ферма или несколько ферм могли бы вырабатывать водород для всего легкового автопарка США, даже если бы он весь работал на топливных элементах. Правда, площадь этих ферм должна быть сравнима с площадью штата Массачусетс.

 

 

Заговор углеводородных олигархов

Существует конспирологическая теория, согласно которой энергетическая революция до сих пор не произошла только в результате тайного сговора крупнейших нефтяных компаний. Прямых доказательств такого сговора ни у кого, конечно же, нет, но зато косвенных — сколько угодно. Сомневающиеся все время указывают на то, что большинство научных исследований в области альтернативной энергетики спонсируют концерны энергетики традиционной. Они же оплачивают проведение конференций по поиску и продвижению «зеленых» технологий. Таким образом, нефтегазовые компании, безусловно, улучшают свой имидж, демонстрируя рвение в создании чистой планеты. Или держат руку на пульсе научной мысли, чтобы иметь возможность вовремя купить технологию и положить под сукно.

 

По примеру суши

Водоросли могут вырабатывать не только водород. В Японии, например, уже строят метановые электростанции, которые работают на водорослях. Совместный проект компании Tokyo Gas и NEDO — Организации по развитию новых энергетических и промышленных технологий (Япония) заключается в том, что биомассу (то есть «кашу» из водорослей) заставляют бродить в баках с различными микроорганизмами. В результате выделяется метан, который вращает газовую турбину, присоединенную к электрогенератору. На опытной станции установка переваривает тонну водорослей в день, превращая их в 20 000 литров метана. Для повышения мощности системы к метану подмешивают природный газ. Турбина дает 10 кВт, достаточных для питания всех офисов компании. Технология готова к тиражированию, осталось решить проблему бесперебойной поставки самих водорослей.

 

Работает на спирту

Биоэтанол — еще один возможный заменитель бензина. Это спирт, и производится он, соответственно, из сырья, содержащего сахар или крахмал: сахарного тростника, свеклы, пшеницы, картофеля, соломы, опилок и, конечно же, кукурузы. Страна-пионер в производстве спирта для движения — Бразилия. Сейчас там на спирту передвигаются около 30% машин. Истерия с биотопливом и энергонезависимостью должна привести к бурному росту земледелия, но пока привела к росту цен. Стоимость кукурузы на мировом рынке за последние годы выросла в несколько раз. Впрочем, пока производство этанола рентабельно только в том случае, если цена на нефть будет выше 70 долларов за баррель.

 

Дизель из биг-маков

Биодизель, еще один вид топлива 2.0, может производиться из любого натурального жира, растительного или животного. Очищенный от глицерина с помощью этилового спирта продукт аналогичен обычному дизелю. Он может использоваться в чистом виде или в смеси с обычной соляркой. Плюс биодизеля в том, что его легко можно добыть в домашних условиях. В США сегодня запросто можно купить бак для его производства с пошаговыми инструкциями и картинками. Сейчас всерьез обсуждается вопрос коммерческой переработки в биодизель отработанного фритюра из «Макдоналдсов».

 

На дохлых кошках

Немецкий фермер Кристиан Кох нашел способ изготовления дешевого биодизеля из органических отходов. Для производства он соорудил в коровнике специальный аппарат. Уже 30 лет Кох работает над своей технологией и готов делиться рецептами. Среди прочего аппарат может перерабатывать стаканчики из-под йогурта, старые шины, сорняки и дохлых кошек. По словам рационализатора, можно даже теоретически рассчитать количество кошек, необходимое для производства топлива: из взрослого шестикилограммового кота получается 2,5 литра биодизеля, на 100 км пути нужно четыре мертвых кота, а чтобы заправить полный бак, понадобится 20 дохлых кошек.

 

Вулканическое тепло

Есть и куда более удачные примеры внедрения энергии 2.0. Примерно 90% всех домов Исландии согреты геотермической энергией. Источники тепла близко: через скважины глубиной от 600 до 1 000 метров наверх поднимается горячий пар с температурой до 240°С. Он не только обогревает дома, но и приводит в действие множество сравнительно небольших электростанций.

    На этом опыте основан почти фантастический проект бурения скважины глубиной до 5 км непосредственно к очагу магмы. Выше этого очага находится обширный бассейн с так называемой суперкритической водой. Это смесь горячей воды и пара при температуре порядка 400-600°С, которой не дает кипеть огромное давление. Позволив этой жидкости подняться по скважине, можно получить неиссякаемый источник энергии. Теоретически дешевую и экологически чистую геотермальную энергию Исландии можно будет использовать для электролиза воды, чтобы затем экспортировать водород морем по всему миру, как сегодня танкеры с нефтью тянутся из Персидского залива.

 

Приливы и отливы

Движение воды во время приливов и отливов можно успешно конвертировать в киловатт-часы. И приливные электростанции уже давно не редкость. Их строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды. Такие электростанции работают в Норвегии, Канаде, Австралии, Соединенных Штатах и десятках других стран.

 

Стада буйков

Энергия морских волн значительно выше энергии приливов. Вариантов заставить волны вырабатывать электричество множество. По предварительным расчетам, территория в 25 квадратных километров, наводненная буйками, сможет снабдить электричеством целый регион. Пока только исследования обошлись в $270 000, но внедрение обойдется в $5 млн. Сами создатели говорят, что только массовое производство сможет сделать технологию дешевле.

 

Ветряные аэростаты

Несмотря на кажущуюся бесплатность, энергия ветра пока не самое доступное удовольствие. Ветряным электростанциям тяжело соревноваться с угольными или газовыми электростанциями. Тем не менее почти 5% мировой чистой энергии (с учетом ГРЭС) уже за ними. Сторонники ветряной энергетики разрабатывают все новые и новые проекты. Например, есть идея выносить ветряки на плавучие морские платформы: там ветер сильнее.

 

Парниковые электростанции

В Австралии уже разработан грандиозный проект парниковой электростанции, которая, по замыслу конструкторов, должна будет вырабатывать столько же энергии, сколько один блок АЭС. Это будет огромная стеклянная колба высотой 1 000 и диаметром 7 000 метров. Из-за разницы температур на земле и километровой высоте ветряная тяга внутри будет достигать скорости 13 м/с. Предполагается, что этот ветер будет крутить 32 турбины, которые установят в основании колбы. За счет резервуаров с водой, находящихся под парником, разница температур будет поддерживаться и ночью. Стоимость сооружения составляет $500 млн, и начать строительство австралийцы грозятся вот уже пятый год.

 

Термальные электростанции

На разнице температур в разных слоях океана основан еще один способ получения энергии. При разнице температур около 20°С в прогретом солнцем верхнем слое и на глубине около 1,5 км можно получать энергию в «тепловом двигателе». Теплая вода с поверхности разогревает легкоиспаряющийся газ (например, аммиак) в одном теплообменнике, холодная с глубины вызывает его конденсацию в другом. Это вызывает перемещение аммиака в контуре, который приводит в действие турбину. Наиболее подходящее место для термальных океанических станций — тропики. Штаты построили лабораторию на Гавайях, Япония постоянно финансирует работы, Индия в 2000 году запустила плавучий завод-электростанцию мощностью 1 МВт и продолжает выделять деньги на эти исследования. Использовать перепад высот можно и на суше.

 

Прогнозы

Когда мир перейдет на «энергию 2.0»? Экологи-оптимисты утверждают, что уже лет через 10-15 машины будут ездить на этаноле. Скептики их опровергают и говорят, что этого не произойдет до тех пор, пока нефть не кончится совсем. Пока же европейцы законодательно закрепляют такую норму: к 2010 году содержание биоэтанола в бензине должно быть не меньше 5%. Вот еще некоторые реальные планы. В Калифорнии собираются построить солнечные электростанции общей мощностью 3 000 МВт и к 2010 году получать 20%, а к 2020 году — треть энергии из возобновляемых источников. В 2008 году в Нью-Джерси должно быть 90 МВт солнечных мощностей, что сравнимо по мощности с одной большой ТЭЦ, работающей на угле.

    По прогнозу академика Жореса Алферова, к 2030 году суммарная мощность вырабатываемой солнечной энергетикой энергии составит 140 ГВт, что равно сегодняшнему энергопотреблению в России.

    Что же касается России, то при переходе на энергию 2.0 она может и не утратить своего энергетического господства. Источников для биоэтанола у нас явно не меньше, чем в Бразилии: спирт здесь всегда умели производить в промышленных масштабах. Береговых линий для строительства приливных/отливных и волновых электростанций у нас тоже достаточно. А Крайний Север, то есть всю линию побережья Северного Ледовитого океана, можно прекрасно использовать под строительство термальных электростанций, работающих на перепаде температур, ведь вода в этих местах девять месяцев в году градусов на сорок теплее воздуха. Что уж говорить про технологию производства биотоплива из древесной стружки. Опилок в России всегда было в избытке.

 

Федор ЛОБЕР

 

смотрите также

показать больше статей

weekjournal.ru