Беларусь продолжает искать альтернативные источники поставок нефти. Альтернативные источники нефти


Нефтяной максимум (Peak Oil). Альтернативные источники

ТОП 10:

Топлива

Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. В мировом топливно-энергетическом хозяйстве нефть занимает ведущее место. Ее доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет: 3% – в 1900 г.; 5% – перед 1-й мировой войной 1914-1918 гг.; 17,5% – накануне Второй мировой войны; 24% – в 1950 г.; 41,5% – в 1972 г.; 48% – в 2004 г.

Обсуждая вечный вопрос о том, на сколько лет нам хватит нефти, мы делим величину ее разведанных запасов на суммарную годовую добычу – нынешнюю или предполагаемую. Наступает момент необратимого снижения добычи нефти, и эта точка называется Peak Oil (нефтяной максимум). После прохождения этой точки затраты на получение каждой новой тонны нефти растут, а объемы добычи, соответственно, падают. Известнейший специалист по нефтяной проблематике Колин Кемпбелл, автор вышедшей в 2003 году книги «Надвигающийся нефтяной кризис», констатирует, что наиболее впечатляющие открытия нефтяных месторождений уже в прошлом – открытия эти сделаны в шестидесятые годы прошлого века. С тех пор ситуация резко изменилась, и ныне человечество потребляет значительно больше нефти, чем открывает. По мнению Кемпбелла, мир медленно, но верно движется к колоссальному нефтяному кризису.

В 2003 году Международное энергетическое агентство подсчитало, что пик мировой добычи будет достигнут в 2010 г., после чего производство нефти станет сокращаться во всем мире, кроме Персидского залива. По мнению того же энергетического агентства, в России Peak Oil также ожидается в 2010 г. Кстати, сходные прогнозы дает и большинство известных российских источников.

Сегодня все страны, вместе взятые, потребляют около 85 млн баррелей нефти в день, согласно самым консервативным оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 г. этот показатель вырастет до 113 млн баррелей. Менее консервативные оценки указывают на то, что этот уровень потребления будет пройден еще до наступления 2020 г.

Динамика резкого колебания роста цен на нефть в последнее время наводит на мысль о том, что зависимость экономик ведущих стран от жидкого, да и газообразного топлива представляет собой серьезную угрозу их стабильности и потенциалу развития.

Приходится думать об альтернативе нефти. В последнее время широкое распространение получила идея исследования чистого водорода в качестве альтернативного топлива. Надо отметить, что еще в 70-х годах прошлого века в Курчатовском институте возникла идея использовать атомную энергию для получения водорода. Но ее реализация требовала значительных финансовых средств, которых тогда не было. Сегодня обратная волна пришла из США, которые убеждают мир в перспективах водородной энергетики.

Водород, как энергоноситель, с помощью которого можно получить энергию, очень удобен в эксплуатации. Но он не присутствует в природе в чистом виде. Есть неисчерпаемые запасы водорода в связанном состоянии – это вода. Если можно было бы получить водород из воды, энергетическая проблема была бы решена. Но для разрыва этой внутримолекулярной связи нужно использовать значительную энергию. Источники, способные разложить молекулу воды, – это солнечная или атомная энергия. Например, может быть использован атомный реактор. Дальше водород используется в энергетических системах, потом соединяется с кислородом воздуха, и цикл замыкается: сначала разложили воду на кислород и водород, использовали последний для получения энергии, затем соединили оба элемента и на выходе получили ту же воду. Этот энергетически эффективный и экологически безопасный принцип лежит в основе водородной энергетики. Новый способ получения энергии в будущем породит принципиально более высокий экономический уклад – водородную экономику.

Примеры эффективного использования водорода в России уже есть. Например, в космосе работает спутник «Ямал», на котором, кроме обычного топлива, есть запас водорода, который используется в топливных элементах. Они дают электрический ток для связи и передачи информации, для стабилизации двигателей. Некоторые ракеты, которые выпускаются в космос, тоже работают на энергии соединения кислорода и водорода. В их баках есть оба элемента, которые соединяются и дают энергию движения ракеты.

Как получить водород в промышленных масштабах? Это технологически и технически сложный процесс, над которым работают специалисты всего мира.

Недавно появились две системы, быстро и дешево разлагающие воду на водород и кислород, причем принципиально различные. Австралийские ученые разработали эффективную и экологически чистую технологию разложения воды на кислород и водород за счет солнечного излучения. В течение семи лет, по их словам, технология станет настолько дешевой, что окажется гораздо выгоднее использовать автомобили на водородном топливе, чем на бензиновом. Американские ученые добились впечатляющих результатов в промышленном воспроизводстве фотосинтеза. Известно, что в процессе фотосинтеза каким-то образом растениям удается разлагать молекулы воды на водород и кислород. Ни один биолог не мог ответить на вопрос, что именно происходит в клетках растений, когда осуществляется процесс фотосинтеза. Как именно разлагается вода? И лишь недавно группа ученых из национальной лаборатории в Беркли ответила наконец на этот вопрос. Ученые утверждают, что уже в ближайшее время они смогут сказать точно, как происходит фотосинтез. И тогда можно будет без проблем получать из воды водород. Свободный водород – топливо, которое, когда завершится эксперимент в Беркли, заменит нефть и уголь. Топливо – совершенно чистое и недорогое.

Одним из претендентов на звание топлива будущего считается этанол – спирт, добываемый из растительного сырья. Альтернативное топливо сегодня получают из кукурузы, соломы, древесины – короче говоря, что регулярно произрастает на земле. Такой источник энергии называют биотопливом. Страны, обделенные нефтью, вовсю переходят на биоспирт, приспосабливая для работы на нем не только автомобили, но даже компьютеры. Недавно японская Toshiba, например, выпустила ноутбук, в котором литиевые батарейки заменены на спиртовые элементы питания.

Начавшийся в США переход на бензин с десятипроцентной примесью этанола эквивалентен исчезновению миллиона автомобилей с дорог ежегодно. Выброс токсичной окиси углерода падает на треть. В отличие от бензина, этанол не загрязняет водные системы. А главное, спирт возобновляет ресурс, в производстве которого могут участвовать все фермеры страны. Спирт идет в бензобаки: только в прошлом году американские автомобилисты израсходовали четыре миллиона галлонов (американский галлон приблизительно составляет 3,8 литра) этанола. Сегодня в США действуют около сотни заводов по производству этанола. На себестоимости этанола сказывается цена сырья, и здесь возможны варианты. Спирт можно делать из разных субстанций. В США на этанол идет кукуруза, в Бразилии – сахарный тростник, в Китае – пшеница, в Европе – древесные отходы.

Главные достоинства спиртов – высокая детонационная стойкость и хороший КПД рабочего процесса, недостаток – повышенная теплотворная способность, что уменьшает пробег между заправками и увеличивает расход топлива в 1,5-2 раза по сравнению с бензином.

Уголь является самым распространенным из невозобновляемых источников энергии. Еще в 30-е годы в Германии было налажено производство синтетического автомобильного топлива из угля. Был даже период, когда за счет него удовлетворялось около 50% потребности страны в бензине и дизельном топливе. Однако к 1953 г. почти все установки по получению синтетического топлива в Европе были закрыты из-за нерентабельности, что объяснялось низкими ценами на импортную нефть. В настоящее время интерес к синтетическому топливу из угля проявляется во многих странах.

Коль скоро именно характер двигателя затрудняет отказ от жидких или газообразных углеводородов, то выход кроется в отказе от такого двигателя. Одним из альтернативных вариантов замены бензиновому или дизельному мотору является двигатель электрический. Концерн Гено-Ниссан совместно с одной из Израильских фирм работает над созданием предприятия по производству электромобилей. Проектируемый автомобиль с одной подзарядки может проделать 160 км в нормальных условиях или 100 км под нагрузкой и с включенным кондиционером. В ближайшие годы для обслуживания таких автомобилей необходимо организовать большое число точек для заправки аккумуляторов.

Луна все увереннее превращается из объекта поэтических вздыханий и научной фантастики в объект крупномасштабных проектов, призванных содействовать решению одной из важнейших проблем нашей планеты – обеспечению ее энергоснабжения. Пожалуй, главный интерес, связанный в настоящее время с Луной, заключается в том, что она даст человечеству возможность вести там добычу ценнейшего сырья с целью его доставки на Землю. Речь идет о добыче фактически не имеющегося на нашей планете сырья – изотопа гелия-3. Специалисты называют его топливом для термоядерных электростанций, так как оно обладает способностью к ядерному синтезу.

Российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» сообщила о планах по созданию в ближайшее десятилетие постоянной базы на Луне с целью начать в 2020 г. добычу гелия-3. Россия хочет как можно быстрее организовать регулярные полеты грузовых космических кораблей для доставки гелия на Землю. Россия уже в 2015 г. планирует построить на Луне постоянную базу, а в 2020 г. – приступить к промышленной добыче гелия-3. Если на Земле залежей гелия-3 практически нет, то, по оценкам ученых, его запасы в верхних слоях лунной поверхности могут составлять около 500 млн тонн.

При помощи одной тонны этого изотопа можно будет вырабатывать столько энергии, сколько при использовании 14 млн тонн нефти. Как подсчитали американские специалисты, одного рейса шаттла с грузом гелия-3 будет достаточно для обеспечения годовой потребности США в электроэнергии. По прогнозам ученых, запасов этого сырья на Луне столько, что их хватит для покрытия нужд землян в течение тысячи с лишним лет.

Как появился на естественном спутнике нашей планеты гелий-3? Его на протяжении миллиардов лет приносил солнечный ветер. Ученые узнали о существовании этого изотопа, проводя анализ грунта, доставленного с Луны советскими автоматическими станциями. Одна тонна гелия-3, если оценивать ее в нефтяном эквиваленте, может стоить около четырёх миллиардов долларов.

Другая причина повышенного интереса к «идеальному топливу будущего» состоит в том, что гелий-3 не радиоактивен, и поэтому с ним не должно возникнуть проблем утилизации после использования.

Цены на нефть

 

Цены на нефть, как и на любой другой товар, определяются соотношением спроса и предложения. Если предложение падает, цены растут до тех пор, пока спрос не сравняется с предложением. Поэтому даже небольшое падение предложения нефти приводит к резкому росту цен.

В долгосрочной перспективе (десятилетия) спрос непрерывно увеличивается за счёт увеличения количества автомобилей и им подобной техники. Относительно недавно в число крупнейших автомобильных потребителей нефти вошли Китай и Индия. В 20 веке рост спроса на нефть уравновешивался нахождением новых месторождений, позволявшим увеличить и добычу нефти. Однако многие считают, что в 21 веке открытие новых месторождений нефти резко сократится и диспропорция между спросом на нефть и её предложением приведёт к резкому росту цен – наступит нефтяной кризис. Некоторые считают, что нефтяной кризис уже начался и рост цен на нефть в 2003-2007 годах является его признаком.

Если в 1991 г. цена барреля нефти составляла $11, к середине 2000 года – $30 за баррель, то в мае 2008 она поднялась до цены $146 за баррель, а затем вновь понизилась, и в 2009 году средняя цена на нефть составляла примерно $75 за баррель, а в 2012 году $90-100 за баррель. Мнения экспертов по поводу ценовых перспектив резко различаются, и предсказать их практически невозможно.

 

 

ГЛАВА 2.



infopedia.su

Альтернативные источники энергии

Мы каждый день пользуемся электричеством и воспринимаем горящий свет как само собой разумеющееся явление. Однако энергоресурсы не генерируются самостоятельно, и для их производства государство ежегодно тратит огромное количество финансовых средств. Данный процесс также загрязняет окружающую среду. Учёные стремятся решить эту проблему и одним из самых популярных вариантов являются альтернативные источники энергии, которые стоят дешевле и не причиняют вреда природе.

Количество видов альтернативных источников энергии постоянно увеличивается. Специалисты данной сферы предпринимают попытки создать устройства, которые конвертируют возобновляемые источники энергии в электричество. Это может быть солнечная энергия, ветер, тепло земли или биологическое топливо.

Каждый из источников изучается отдельно и на данный момент было создано несколько отдельных отраслей, которые направлены на развитие и создание более продвинутых устройств преобразования энергии. Возможно, уже очень скоро мы перестанем сжигать уголь или другие ресурсы планеты, а начнём использовать экологические чистые альтернативные источники энергии. Это позволит улучшить состояние окружающей среды и сэкономить огромное количество финансовых средств.

Солнечные батареи – один из самых популярных способов генерации электроэнергии

Индустрия солнечных батарей постоянно расширяется. По оценкам специалистов мощность такого среднестатистического источника электроэнергии каждый год увеличивается в три раза. Это свидетельствует о развитии данной области.

К основному преимуществу солнечной батареи относится экологическая чистота. Солнце не загрязняет природу, и использование панелей для конвертации электроэнергии не способствует созданию парникового эффекта. Если Россия продолжит использовать нефть в качестве основного способа для обеспечения населения электричеством, то этого природного ресурса вряд ли хватит более чем на 50 лет. Если использовать газ, то его хватит на 100 лет, а уголь можно будет жечь ещё 500 лет.

Однако не у каждой страны есть такие большие запасы природных ресурсов. В Великобритании и Франции нефти и газа вряд ли хватит больше чем на три года.

Вернёмся к солнечной энергии – она неисчерпаема и её ресурсами можно пользоваться в дневное время и даже в случае, если небо затянуто облаками. Установленная солнечная батарея обслуживается легко и быстро, а генерация энергии не требует ежедневного участия человека. Данный вид конструкции отличается прочностью и долговечностью. Срок эксплуатации источника энергии данного типа составляет более 25 лет.

В некоторых государствах использование солнечных батарей спонсируется со стороны государства. Например, если гражданин Франции устанавливает у себя дома солнечную батарею, то правительство может вернуть ему до 60% суммы потраченных денег. Многие выражают недовольство, что данный вид альтернативного источника энергии требует больших финансовых затрат. Однако каждый год стоимость таких батарей уменьшается.

Безусловно, ядерная энергия даёт гораздо больше электричества, однако история показывает, что на таких станциях может случиться авария. Если раньше основным препятствием для работы солнечных батарей была непогода, то современные модели «добывают» энергию в дневное время независимо от плотности облаков.

«Плантации» с солнечными батареями занимают много места, но если бы каждый владелец частного дома разместил такой элемент питания на крыше, то потребление энергии из обычного источника сократилось бы во много раз. Постоянное развитие технологии приводит к снижению цены солнечной батареи – сегодня её может позволить себе купить любая семья с постоянным доходом. Подержаный автомобиль стоит дороже, чем солнечная панель. Также многие используют солнечные коллекторы, которые отлично подходят для нагрева воды. Светодиодные фонари на солнечных батарейках уже успели стать трендовыми.

Ветрогенераторы – насколько востребовано данное устройство?

Энергия ветра может быть преобразована в электричество и для этого используют ветрогенераторы. Турбины данного типа имеют привлекательный внешний вид и обладают достаточно высокой эффективностью. Большинство моделей не требуют управления человеком и служат на протяжении долгого времени. Разделяют горизонтальные и вертикальные турбины.

Горизонтальные устройства оснащены флюгером и системой слежения. У вертикальных устройств нет необходимости ориентации на ветер и они отличаются большей надёжностью. Устройство работает даже если скорость ветра низкая — в таких условиях она продолжает производить энергию. Оно характеризуется низким уровнем шума и высокой долговечностью.

Многие специалисты спорят о том, какой вид ветряной турбины лучше. Вертикальные установки менее эффективны, чем горизонтальные – разница составляет в 10%. Преимущества ветрогенератора очевидны:• Ветер есть везде. Это значит, что установка окупится в любом случае, так как она будет производить энергию на постоянной основе.

• Экономия финансовых средств для государства. Если массово внедрить данную технологию, то цена одного кВт снизится до 5 центов.

• Экологическая чистота. Использование этого альтернативного источника энергии не загрязняет атмосферу.

• Занимают мало места. В отличие от солнечной панели, они занимают гораздо меньшую площадь.

• Снижение зависимости от нефти. Этот природный ресурс когда-нибудь кончится и поэтому стоит инвестировать в ветрогенераторы.

Следует отметить, что на данный момент начальная стоимость установки достаточно высокая. Однако её цена будет снижаться по мере развития технологий.

Тепловые насосы – секрет популярности

Тепловой насос очень распространён среди владельцев домашнего хозяйства. Он применяется для отопления помещения. Если описать принцип его действия вкратце, то он конвертирует уличное тепло в «домашнее». Бывают насосы типа грунт-вода, вода-вода, вода-воздух и воздух-воздух. Внутри системы установлен капилляр, конденсатор, испаритель и компрессор. Устройство функционирует за счёт терморегулятора и хладагента, который циркулирует внутри устройства.

Хладагент забирает тепло у испарителя, который в свою очередь добывает тепло из воды, воздуха или почвы. Достоинства теплового насоса:• Экономия денег. Устройство потребляет гораздо меньше электроэнергии, чем обычный котёл.

• Экологичность. Не производит вредные выбросы углекислого газа.

• Безопасная работа. Так как тепловой насос не использует топливо, то он не способен взорваться или загореться.

• Универсальность. С помощью этой системы можно нагревать и остужать воду.

• Надёжность. Вы наверняка удивитесь, но данная система намного надёжнее, чем стандартный котёл газового или электрического типа.

• Долгий срок эксплуатации. Они могут работать на протяжении 30 лет и сохранять работоспособность.

• Комфортное использование. Большинство моделей работают в автоматическом режиме.

Данное устройство стоит дороже, чем обычный котёл. Однако если вы заботитесь об окружающей среде, то это ваш вариант. В любом случае, цена не настолько велика и приобретение теплового насоса может позволить себе любой человек.

Биогаз – хороший способ заботы об окружающей среде

Биогаз состоит из метана и углекислого газа с примесями других газов. Он образуется благодаря активности бактерий, которые обрабатывают биологические отходы. Данный процесс получил название анаэробного сбраживания. После «работы» бактерий эти отходы можно использовать в качестве удобрений.

Этот способ получения энергии имеет хорошую экономическую выгоду. К основным достоинствам этого топлива можно отнести доступность – этот альтернативный источник энергии может позволить себе любой человек. Сырьевая база постоянно пополняется и благодаря этому методу решается один из самых насущных «экологических» вопросов – как расходовать скапливающийся мусор? Единственный недостаток данного вида добычи энергии заключается в том, что он способствует созданию парникового эффекта.

Вышеперечисленные способы добычи электроэнергии уже очень скоро станут применяться в большинстве развитых стран. Они выгодны не только в плане экономии денег, но и актуальны из-за своей экологичности и эффективности.

alternattiveenergy.com

Альтернативные виды топлива для автомобилей

Продукты перегонки нефти идеально подходят для использования в качестве автомобильного топлива: они легко воспламеняются, выделяют огромное количество энергии, процесс их горения легко контролировать. Однако человечеству известно, что нефть является невозобновляемым ресурсом, который, к тому же быстро иссякает. Поэтому альтернативные виды топлива являются одной из наиболее перспективных разработок современности. Причём речь идёт не только об уменьшении объёмов добычи нефти, но и о защите окружающей среды, поскольку продукты горения традиционного топлива наносят ей немалый ущерб. На сегодняшний день уже активно применяется несколько видов альтернативного горючего, а ещё они считаются перспективными.

Альтернативные виды топлива

Изучение альтернативных видов топлива для автомобилей сегодня получает всё большее распространение

Современность

Конечно, очень приятно помечтать об альтернативном топливе, которое полностью изменит жизнь человечества, но заправлять свой автомобиль нужно уже сегодня. И сейчас наука может предложить несколько интересных вариантов. Откуда могут получать энергию автомобили, мы рассмотрим далее.

Пар

Ещё до начала продаж настоящих автомобилей в Европе можно было увидеть паровые телеги, которые предназначались для перевозки тяжёлых грузов, а также для развлечения обеспеченных людей. Схема действия такого альтернативной вида энергии до предела проста. После закипания вода постепенно преобразовывается в пар и устремляется через заранее подготовленный канал. Она может вращать турбину либо приводить в движение специальный плунжер. В последнем случае применяется механизм Ватта, который преобразовывает поступательное движение в прямолинейное.

Автомобиль с паровым двигателем

Многие могут посчитать паровой двигатель устаревшим, но не команда энтузиастов из Великобритании. В 2009 году они построили паровой болид с 12 котлами, развивающими 360 лошадиных сил в сумме. Автомобиль достиг скорости в 247 км/ч, питаясь смесью мазута с газолином — такой альтернативный источник энергии оказался намного дешевле бензина. Также ещё в начале XX века существовали своеобразные «гибриды», использующие альтернативное горючее — паровая турбина в них вращала генератор, поставлявший электроэнергию для моторов, установленных в колёсах. Преимущество парового двигателя заключается в его универсальности — при минимальных доработках агрегат может использовать следующие виды топлива:

  • Бензин, дизель, газ;
  • Дрова, уголь, топливные пеллеты;
  • Мазут, газолин, отходы крекинга нефти.

Электричество

Старая, как сам автомобиль, идея приводить транспортное средство в движение электричеством получила новый виток развития. Преимущества налицо — не нужно никакого топлива, нет выхлопа, отсутствует опасность возгорания, стоимость эксплуатации машины снижается до минимально возможных сумм. Единственный недостаток заключается в необходимости откуда-то брать альтернативную энергию. Для этого используются достаточно крупные батареи, которые сейчас называют единственным препятствием к производству массовых электромобилей.

Автомобиль с электродвигателем

Однако наука, занимающаяся альтернативными видами топлива, не стоит на месте — уже давно громоздкие и неэффективные свинцовые либо никель-металлгидридные аккумуляторы заменены компактными литий-ионными, подобными тем, что применяются в телефонах и ноутбуках. Кроме того, китайская компания BYD недавно заявила о новом прорыве в альтернативной энергии, представив литий-фосфатные батареи. Ёмкость их немного меньше, однако ресурс выше в несколько раз, эффект памяти отсутствует, устойчивость к перегреву и воздействию низких температур также на высоте. Ведётся доработка гелевых источников питания и прочих источников энергии, способных заменить традиционное топливо в автомобилях — поэтому электромобили могут быть намного ближе, чем мы предполагаем.

Альтернативный источник энергии используется также гибридными автомобилями, в которых двигатель внутреннего сгорания дополнен электрическим приводом. Подобная компоновка позволяет экономить топливо даже без доступа к внешнему источнику питания. Если же гибридный автомобиль подзаряжать от стационарной электросети (схема Plug-in), можно добиться феноменальных результатов. Альтернативная энергия используется и другим видом гибридов, находящимся ближе к электромобилям. Они называются Extended Range, поскольку двигатель, использующий нефтяное топливо, используется только для подзарядки аккумуляторов в крайнем случае.

Газ

Вовсе не обязательно использовать продукты переработки нефти, поскольку существует множество горючих углеводородов, которые могут стать альтернативным видом топлива. Наиболее распространён так называемый нефтяной газ — пропаново-бутановая смесь, которую получают при выработке нефтяных месторождений. Главное преимущество такого источника энергии заключается в относительной дешевизне, а также в возможности быстрого переоборудования мотора. Кроме того, уже давно существует инфраструктура, способствующая широкому использованию такого альтернативного топлива — заправки, специализированные ремонтные мастерские, магазины газового оборудования.

Несмотря на широкое распространение пропан-бутана в странах СНГ, в Европе и США возлагают надежды на иное альтернативное топливо, представленное природным газом или метаном. Для его использования требуется более серьёзная доработка двигателя, однако себестоимость самого горючего меньше. Конечно, при использовании метанового топлива приходится сталкиваться с некоторыми проблемами:

  • Повышенная взрывоопасность;
  • Серьёзное снижение мощности мотора;
  • Ускоренный износ компонентов двигателя;
  • Большие расходы на доработку автомобиля;
  • Немалые размеры баллонов.

Автомобиль с ГБО

Но инженеры ведущих производителей — Mercedes, Volkswagen, Chevrolet, Chrysler уже смогли приблизить технические характеристики и потребительские качества моторов на метане к пропаново-бутановым агрегатам.

Интересно, что газ можно производить… прямо в автомобиле! Во время Великой Отечественной войны страна испытывала острую нехватку нефтяного топлива, что привело к появлению так называемых газогенераторов. В качестве альтернативного топлива использовались дрова, солома, отходы пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства. Они насыпались в катализаторный бак, где происходило брожение биомассы, сопровождающееся выделением большого количества метанового топлива. Такое альтернативное топливо используют и некоторые прототипы современных автомобилей, однако расход биомассы пока очень велик, мощность двигателя существенно снижается, а запас хода редко превышает 100 километров.

Спирт

Как известно, широко распространённые в обиходе спирты неплохо поддерживают горение и могут являться топливом, использующимся в различных целях. Почему бы не использовать их в качестве альтернативного источника энергии для автомобилей? Наибольшее распространение топливо на базе этанола получило в Бразилии, а также прочих странах Латинской Америки — здесь его изготавливают из сахарного тростника, а также древесной биомассы. Примерно четверть коммерческого транспорта в этом регионе использует именно спиртовое альтернативное топливо, что приносит существенную прибыль перевозчикам и снижает зависимость государств от нефти.

В некоторых европейских странах вовсю продвигается идея использования метилового спирта, который получают из деревьев хвойных пород, нехарактерных для Южной Америки. Такое топливо имеет большее октановое число, дешевле обходится в производстве и имеет меньше областей применения, чем этиловый спирт. Подобные виды альтернативного топлива уже давно продаются на заправках — метиловый спирт обозначают буквой М, а этиловый — Е. Однако не следует думать, будто цифры, следующие за буквами, обозначают октановое число топлива — они выражают процентное содержание спирта, тогда как остальная доля приходится на бензин. Следует быть внимательным с альтернативным спиртовым топливом, поскольку для Е100 и М100 двигатель нужно переоборудовать, тогда как для использования Е85 достаточно корректировки угла зажигания, которую инжекторный мотор осуществляет самостоятельно.

Будущее

Сразу стоит сказать, что перечисленные ниже источники топлива пока не используются в коммерческих целях, поскольку их эффективность оставляет желать лучшего на этом этапе научного развития. Однако специалисты прогнозируют, что к середине века уже 30–40% транспортных средств не будут использовать нефтяное топливо. Какое именно альтернативное горючее получит наибольшее распространение — пока неизвестно, однако мы можем сделать некоторые предположения, внимательно изучив преимущества каждого.

Водород

Идею использования «гремучего газа» в качестве автомобильного топлива развивали ещё в начале XX века. Однако тогда она не получила серьёзного распространения, поскольку дешёвого способа производства чистого водорода попросту не существовало. Теперь же ситуация изменилась, и завод с себестоимостью около 250–400 тысяч долларов может вырабатывать недорогое альтернативное топливо с минимальным количеством примесей.

Естественно, вначале возникло предложение сжигать водород по аналогии с углеводородным топливом. Очень много времени у инженеров ушло на то, чтобы сделать реакцию горения контролируемой, а затем они были озадачены равномерной подачей топлива в цилиндры ДВС. Полученный результат удивил экологов выхлопом в виде чистого водяного пара и шокировал инженеров чрезвычайно малой мощностью двигателя. Сейчас двигатели, сжигающие такое альтернативное топливо, имеют больший КПД, но стоит сказать, что водородная BMW 7 потеряла 200 лошадиных сил мощности, начала расходовать на 15 литров больше горючего. Кроме того, для хранения большого объёма топлива понадобился криогенный бак, а двигатель нужно было оснастить огромным количеством дополнительного оборудования — в результате цена возросла до 1 миллиона долларов.

Автомобиль на водороде

Однако учёные отметили, что при реакции водорода с кислородом, в результате которой создаются молекулы воды, вырабатывается тепло и небольшой заряд электроэнергии. Это открытие помогло создать топливные ячейки, используемые электромобилями. Однако их заправка оказалась очень сложной — выполнять её можно только в фабричных условиях. Единственным вариантом использования электрохимической энергии альтернативного топлива оказалась полная замена ячеек на заправке. Но пока что сами автомобили и инфраструктура для использования подобного вида топлива оказываются непомерно дорогими.

Японские специалисты также предложили использовать в качестве альтернативного топлива для автомобилей обычную воду. Суть заключается в обычном процессе — электролизом её молекулы расщепляются, в результате чего образуется горючее и чистый кислород. Оба газа используются в процессе горения — получается, что ДВС действительно едет на воде. Однако проблема заключается в необходимости использования дорогого катализатора и достаточно большого запаса электроэнергии в аккумуляторе. Пока прототипы, использующие воду в качестве альтернативного топлива, могут проезжать не больше 50–80 километров с малой скоростью.

Экзотика

Ещё одна идея, кажущаяся безумной на первый взгляд, была выдвинута учёными из Индии. Транспортное средство, созданное ими, использует энергию… сжатого воздуха! Такое альтернативное топливо не требует никаких вложений — достаточно подключить автомобиль к насосной станции и подождать некоторое время, пока баки не наполнятся. Соответственно, выхлоп отсутствует, расходы на создание инфраструктуры минимальны, да и вес автомобиля получится небольшим.

Однако у такого альтернативного топлива есть свои нюансы — в частности, много кинетической энергии от воздуха получить не удаётся, поэтому скорость автомобиля ограничивается на уровне 60 км/ч, а пробег — 20–40 км. Кроме того, большую часть транспортного средства занимают баллоны, хранящие запас сжатого воздуха. Поэтому серийное производство автомобилей, использующих подобный источник альтернативной энергии, пока не началось, несмотря на многочисленные обещания.

Биодизельная колонка

Биодизель не получил распространения по объективным причинам

В Европе уже получает широкое распространение производство биодизеля, который представляет собой топливо на основе растительных масел. Однако такое альтернативное горючее приходится получать из рапса — сельскохозяйственной культуры, которая пагубно влияет на плодородную почву. Поэтому масштабного будущего у такого источника энергии быть не может. Тем не менее недавно японцы совершили кругосветный пробег на внедорожнике Land Cruiser, адаптированном под использование… отработанного подсолнечного масла из ресторанов. Мощность мотора упала втрое, да и на переработку растительного масла требовалось 8 часов, но факт официально признан — использовать рапсовое сырьё вовсе не обязательно.

О газогенераторах вспомнили в Восточной Европе, где традиционно сильно сельскохозяйственное производство. Однако, учитывая низкую эффективность ранних образцов силовых установок, использовавших этот альтернативный источник энергии, решили применить иную компоновку. В качестве топлива в автомобилях применяются специальные пеллеты, произведённые из соломы, древесной биомассы и… коровьего навоза. При реакции с недорогим катализатором выделяется достаточно много метана, использующегося двигателем автомобиля. Однако некоторые проблемы остались прежними — хотя мощность почти не изменилась в сравнении с бензиновым мотором, запас хода сократился, да и заводить двигатель можно только спустя час после заправки.

До сих пор не утихают споры о том, может ли считаться альтернативным источником энергии миниатюрный ядерный реактор. Создать такую установку несложно — стоит вспомнить автомобиль Ford Nucleon, построенный ещё в конце 50-х годов. Однако возникает множество вопросов — самый важный касается герметичности капсулы с радиоактивным альтернативным топливом при серьёзным ДТП. К тому же пришлось бы открывать свободный доступ к радиоактивным материалам, что позволило бы террористам легко получать их, создавая угрозу всему человечеству. Хотя расчётный результат, полученный инженерами Ford — машина могла бы проезжать порядка 10 тысяч километров без дозаправки и развивать скорость до 180 км/ч.

Прощай, нефть?

Непрекращающиеся исследования в области альтернативных видов топлива заставляют специалистов делать всё более смелые и уверенные прогнозы относительно уменьшения роли нефти в автомобильной промышленности. Однако мы видим, что пока единственной альтернативой углеводородам служат газ и спирт, а также электроэнергия, вырабатываемая атомными станциями. Причём все эти варианты имеют свои недостатки и нуждаются в дополнительных доработках. Поэтому, как и прогнозировалось раньше, серьёзный технологический прорыв мы сможем увидеть только в середине века, и только в конце столетия сможем окончательно распрощаться с нефтью.

365cars.ru

Беларусь продолжает искать альтернативные источники поставок нефти // Нефть // Новости

Белорусские НПЗ должны иметь альтернативные источники поставок нефти.

Об этом 9 февраля 2018 г заявил заместитель премьер-министра Беларуси В. Семашко на заседании совета концерна Белнефтехим.

 

В. Семашко констатировал, что в 2017 г Нафтан и Мозырский НПЗ получили для переработки 18 млн т российской нефти.

В 2018 г цифра будет такая же, что соответствует договоренностям с Россией.

 

Вместе с тем он отметил, что должны быть другие варианты поставок нефти.

По его словам, с учетом стоящих перед отраслью задач, это очевидно для директоров НПЗ и руководства концерна Белнефтехим.

 

В 2017 г в рамках диверсификации источников углеводородного сырья были организованы поставки иранской нефти.

 

Вице-премьер подчеркнул, что все вопросы по нефти с Россией урегулированы до 2024 года включительно.

С Беларуси снято обязательство ежегодно поставлять в Россию 1 млн т нефтепродуктов в год, если бы эти поставки были обязательными, это могло бы привести к убыткам в размере $150 млн в год.

 

Напомним, что в апреле 2017 г Россия и Беларусь разрешили нефтегазовый спор.

Это произошло по итогам встречи  В. Путина и А. Лукашенко.

 

В ходе интенсивных переговоров, на которых был и А. Новак, были достигнуты следующие договоренности:

- После парафирования соответствующих изменений межправсоглашения Беларусь вернет долг Газпрому - около 726 млн долл США;

- С 1 января 2018 г по 31 декабря 2019 г Газпром предоставит Беларусь скидку на природный газ;

- Россия восстановит объемы поставок нефти - 24 млн т, 18 из которых на переработку;

- Россия и Беларусь договорились о создании к 1 января 2018 г единого рынка газа, а к июлю 2019 г - единого рынка электроэнергии;

- К 2024 г страны намерены подписать межправительственное соглашение по единому рынку газа в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 

Беспошлинно поставляя нефть на белорусские НПЗ, Россия посчитала логичным, чтобы Беларусь экспортировала нефтепродукты с использованием российской железнодорожной инфраструктуры и портов.

 

Беларусь, объясняя свой выбор в пользу портов Прибалтийских стран, приводит 2 основных довода - высокую стоимость транспортировки и перевалки нефтепродуктов в российских портах и наличие долгосрочных контрактов с прибалтийскими портами.

Для стимулирования белорусских перевозок РЖД до конца 2018 г предоставляют 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ.

Беларусь посчитала эту скидку недостаточной, но последующие обсуждения показали, что стоимость транспортировки до прибалтийских портов (в частности, до латвийского Вентспилса), вполне сопоставима со стоимостью транспортировки до Санкт-Петербурга и Высоцк.

 

Напомним, что Беларусь, в качестве альтернативного варианта для закупки нефти рассматривала Иран, но отношения 2х стран не сложились.

 

В декабре 2017 г Беларусь возобновила переговоры о поставке нефти на свои НПЗ с Азербайджаном.

В обмен она предлагает SOCAR реализовать на своей территории автозаправочный бизнес.

 

В 2016 г Белоруссия закупила 85 тыс т нефти в Азербайджане, откуда нефть поставлялась в Беларусь через Одессу.

 

Обсудить на Форуме

neftegaz.ru

Альтернативные источники энергии – что поможет в будущем полностью отказаться от нефти

Морские волны не дают ученым покоя уже давно, но лишь в 2008 году в такой стране, как Португалия, начала свою работу первая электростанция, функционирующая за счет них. Касательно мощности, высокими показателями она похвастаться не могла (ведь что такое 2,25 мегаватт?), однако многие увидели в данной отрасли значительный потенциал. Ученые из иных стран захотели повторить положительный опыт португальцев, не обошла стороной эта «мода» и Россию.

Альтернативные источники энергии – что поможет в будущем полностью отказаться от нефти

Специалисты считают, что в будущем пользы от волновых электростанций будет даже больше, чем от тех, которые черпают энергию из ветра, поскольку последний по такому показателю, как удельная мощность, значительно уступает волнам. При этом государства, у которых есть выход к морю, смогут получать благодаря им около пяти процентов электричества.

Вирусы – источники энергии. Реальность или выдумка?

Как оказалось, злейшие враги человечества запросто могут превратиться в его друзей. Добыть из вируса энергию получилось у американцев. Вирусом-бактериофагом, над которым «поработали» ученые из Национальной лаборатории им. Лоуренса, создается электрический заряд, когда к поверхности, в которой он содержится, кто-то просто касается пальцем. Хотя такой способ добычи электричества не слишком эффективный – максимум, на что способен вирус – это зарядить на ¼ батарейку формата ААА – но это только первые шаги, и, вполне возможно, вскорости у эксперимента будет продолжение.

Электричество, получаемое за счет водорослей

Вирусы – не единственные наши «соседи по планете», из которых ученые пытались выжать электричество. Источником энергии вполне могут стать и водоросли. Хотя количество этой энергии совсем небольшое, но так можно будет убить сразу двух зайцев – и какую-то долю электричества получить, и от водорослей избавиться. Некоторые государства постоянно тратят большое количество денег на то, чтобы очистить от них берега, так почему бы не компенсировать расходы за счет их переработки?

Каким образом можно получить из водорослей энергию? Сначала их собирают, затем помещают в емкость. Специальные бактерии становятся причиной брожения, в результате которого выделяется такой газ, как метан, и он как раз и отправляется в электрогенератор.

Естественно, «запитать» на 100% жилые дома энергией из водорослей не получится, хотя среди остальных источников биотоплива они занимают лидирующие позиции.

Какую еще пользу в сфере альтернативной энергетики может принести вода?

Получать электричество можно за счет осматической энергии – в этом преуспели норвежцы, возведя у себя в стране такую электростанцию (пока – это единственный экземпляр на планете). Данная энергия возникает там, где «встречаются» пресная и соленая вода.

Источником энергии может также стать разница между температурой глубинных и поверхностных вод. Стоит ли работать в этом направлении – пока неясно, но некоторые ученые, в частности, из США, занимаются активным его изучением.

Пытаются использовать энергию течений США и Великобритания. Причем, первым уже удалось создать турбину, мощность которой составляет четыре сотни киловатт.

Весьма популярны в настоящий момент так называемые приливные электростанции – ими располагают многие страны, в том числе и Россия. Они способны дать примерно столько же энергии, сколько и волновые приспособления.

Следует упомянуть также и энергию водного потока. Правда, эта сфера уже давно освоена – данную энергию добывают многочисленные гидроэлектростанции.

Земля как источник энергии

Геотермальную энергию помогают добывать специальные геотермальные станции, которые возводятся неподалеку от вулканов. Они есть во многих странах, в числе которых Индонезия, Япония, Исландия. Магма в процессе не участвует – пользу приносит лишь горячая вода (такая, как в гейзерах).

Так что бурение грунта может быть связано не только с добычей газа или нефти. И хотя много энергии таким способом извлечь не получится, однако он является реальным выходом из ситуации для государств, доступа к морю у которых нет.

Более эффективная «рукотворная» альтернатива ветровой, земной и водной энергетики

Альтернативная «натуральная» энергетика – это, безусловно, очень хорошо, однако в любом случае ее мощность оставляет желать лучшего. Ученые сейчас работают над созданием Международного экспериментального термоядерного реактора, воспроизводящего процессы, аналогичные тем, которые можно «наблюдать» в звездах.

Запустить его должны были в 2016-м, но это событие перенеслось на 15, а то и более, лет. А осуществить подключение его к энергосети получится и того позже. Самая оптимистичная дата – 2040 год, и то не факт. Однако усилия будут не напрасны – ведь установка способна обеспечить энергией сразу несколько государств.

zeleneet.com

О влиянии нефтяного кризиса на развитие альтернативных источников энергии

12 Февраль 2015        Главная страница » Новости

кризис и альтернативные источники энергииСнижение цен на нефть стало причиной жарких дискуссий о том, стоит ли прилагать усилия для развития альтернативной энергетики, вкладывать в нее средства. Последнее десятилетие стало переломным для многих стран в области развития энергетики: приоритетным направлением является создание комплексов, позволяющих получить электроэнергию из возобновляемых источников. Финансирование этого направление было увеличено втрое. Таким образом, в Стратегии развития стран Евросоюза указано, что доля таких источников энергии в общем объеме должна составить не менее 20%. По прогнозам специалистов, ежегодно объем энергии, полученной от возобновляемых источников, будет увеличиваться на 5,7%. В итоге к 2025 году количество вырабатываемой энергии таким способом будет равняться 3203 ГВт.Стоимость нефти на мировых рынках оказывает немалое влияние на развитие и на стоимость альтернативной энергии. Удешевление ее стало причиной сворачивания многих перспективных проектов (среди которых немало запущенных) во всем мире. Так, в США снижение цен на бензин (до 79 центов за 1л.) позволило населению сэкономить немало средств, которые могут быть потрачены для решения других проблем. Это дало толчок развитию экономики. Однако, многие аналитики видят в этом негативные перспективы: дальнейшее падение цен на углеводороды станет губительным для нефтедобывающей отрасли экономики. Это уже проявляется в виде банкротства небольших нефтяных компаний. Их сотрудники, потерявшие работу, становятся организаторами забастовок, к которым присоединилось уже 9 предприятий, а 63 других также заявили о своей поддержке протестующих. Доля бастующих предприятий по переработке сырой нефти – порядка 10%. В свою очередь это спровоцирует избыток сырой нефти и последующее сокращение ее добычи.Рынок углеводородов отреагировал на это ростом цены на смеси марок Brent и WTI – на 6,2 и 6,37% соответственно. Это дает возможность альтернативной энергетике улучшить свое положение и компенсировать потери, нанесенные ей за последнее время.

Это интересно:

Быстро и просто делаем солнечные батареи своими рукамиКак развиваются альтернативные источники энергии в БеларусиАльтернативная энергетика Шотландии удовлетворит потребности большей части населения

Это интересно:

    

www.energya.by

Беларусь продолжает искать альтернативные источники поставок нефти

Белорусские НПЗ должны иметь альтернативные источники поставок нефти.

Об этом 9 февраля 2018 г заявил заместитель премьер-министра Беларуси В. Семашко на заседании совета концерна Белнефтехим.

 

В. Семашко констатировал, что в 2017 г Нафтан и Мозырский НПЗ получили для переработки 18 млн т российской нефти.

В 2018 г цифра будет такая же, что соответствует договоренностям с Россией.

 

Вместе с тем он отметил, что должны быть другие варианты поставок нефти.

По его словам, с учетом стоящих перед отраслью задач, это очевидно для директоров НПЗ и руководства концерна Белнефтехим.

 

В 2017 г в рамках диверсификации источников углеводородного сырья были организованы поставки иранской нефти.

 

Вице-премьер подчеркнул, что все вопросы по нефти с Россией урегулированы до 2024 года включительно.

С Беларуси снято обязательство ежегодно поставлять в Россию 1 млн т нефтепродуктов в год, если бы эти поставки были обязательными, это могло бы привести к убыткам в размере $150 млн в год.

 

Напомним, что в апреле 2017 г Россия и Беларусь разрешили нефтегазовый спор.

Это произошло по итогам встречи В. Путина и А. Лукашенко.

 

В ходе интенсивных переговоров, на которых был и А. Новак, были достигнуты следующие договоренности:

- После парафирования соответствующих изменений межправсоглашения Беларусь вернет долг Газпрому - около 726 млн долл США;

- С 1 января 2018 г по 31 декабря 2019 г Газпром предоставит Беларусь скидку на природный газ;

- Россия восстановит объемы поставок нефти - 24 млн т, 18 из которых на переработку;

- Россия и Беларусь договорились о создании к 1 января 2018 г единого рынка газа, а к июлю 2019 г - единого рынка электроэнергии;

- К 2024 г страны намерены подписать межправительственное соглашение по единому рынку газа в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 

Беспошлинно поставляя нефть на белорусские НПЗ, Россия посчитала логичным, чтобы Беларусь экспортировала нефтепродукты с использованием российской железнодорожной инфраструктуры и портов.

 

Беларусь, объясняя свой выбор в пользу портов Прибалтийских стран, приводит 2 основных довода - высокую стоимость транспортировки и перевалки нефтепродуктов в российских портах и наличие долгосрочных контрактов с прибалтийскими портами.

Для стимулирования белорусских перевозок РЖД до конца 2018 г предоставляют 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ.

Беларусь посчитала эту скидку недостаточной, но последующие обсуждения показали, что стоимость транспортировки до прибалтийских портов (в частности, до латвийского Вентспилса), вполне сопоставима со стоимостью транспортировки до Санкт-Петербурга и Высоцк.

 

Напомним, что Беларусь, в качестве альтернативного варианта для закупки нефти рассматривала Иран, но отношения 2х стран не сложились.

 

В декабре 2017 г Беларусь возобновила переговоры о поставке нефти на свои НПЗ с Азербайджаном.

В обмен она предлагает SOCAR реализовать на своей территории автозаправочный бизнес.

 

В 2016 г Белоруссия закупила 85 тыс т нефти в Азербайджане, откуда нефть поставлялась в Беларусь через Одессу.

nangs.org