Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Арктическая нефть россии


«Роснефть» и Statoil в погоне за арктической нефтью

Statoil

Бурение в ледовых условиях

Statoil планирует добывать нефть в ледовых условиях в России, Гренландии, США, Канаде. При этом в Норвегии бурение в замерзающих морях запрещено из соображений безопасности. Здесь риск аварий чрезвычайно высок, а эффективных технологий уборки нефти со льда просто не существует. При самых благоприятных условиях удастся убрать максимум 15% разлитых нефтепродуктов. Притом, спасателям понадобится до двух суток только чтобы добраться до места происшествия. Большая часть загрязнения неизбежно осядет на дно и будет вынесена на берег.

Аварии

Statoil считается самой передовой компанией в области работы на шельфе, но и его технологии несовершенны. Компания допустила:

  • Нефтеразлив на шельфовом месторождении Statfjord в 2007 году. В Северное море вылилось около 25 тысяч баррелей нефти.
  • Авария на буровой платформе Eirik Raude в 2005 году привела к трем утечкам нефти объемом до 18 тонн. Компания приостановила работу платформы только после массовых акций протеста.
  • На платформе Snoehvit LNG в Баренцевом море в 2008 году случились две аварии, которые привели к утечкам углеводородов.

Битуминозные пески в Канаде

Statoil старается придерживаться высоких стандартов работы в Норвегии, но за рубежом реализует самые рискованные проекты. В канадской провинции Альберта Statoil добывает нефть из битуминозных песков. На сегодняшний день это самый варварский способ добычи нефти на планете. Добыча ведется карьерным способом и приводит к загрязнению огромных объемов воды и почв химикатами, а также большим выбросам углекислого газа. Кроме того, работы ведутся посреди массива коренных лесов, который постепенно разрушается.

Совместные проекты Statoil и «Роснефти»

Statoil и «Роснефть» в прошлом году заключили соглашение о совместной разработке нефтяных месторождений в Баренцевом море (лицензионной участок «Персеевский») и в Охотском море (лицензионные участки Кашеваровский, Лисянский и Магадан-1). В Баренцевом море Statoil намерен полностью взять на себя расходы по сейсморазведке и разведочному бурению, которая будет идти в 2016-2021 годах. Компании считают, что запасы углеводородов на участке превышают 2 миллиарда тонн.

Роснефть

Лицензии на добычу нефти на арктическом шельфе

Добыча нефти в Арктике чрезвычайно сложна и невыгодна. Для того, чтобы сделать эти проекты рентабельными, «Роснефть» требует от правительства исключительных льгот: отмены экспортной пошлины, снижения налога на добычу полезных ископаемых в Арктике, отмены пошлин на ввоз уникального импортного оборудования.

«Роснефть» оценивает стоимость своих арктических амбиций в 500 миллиардов долларов. Своих средств компании явно не хватит, и она изо всех сил старается привлечь к работе партнёров из США, Японии, Италии и даже Китая.

Угроза заповедным территориям

Участки, которые осваивают Statoil и «Роснефть», находятся в опасной близости от границ национальных парков и заповедников. Если случится авария, их уникальную природу будет практически невозможно спасти.

Участки «Роснефти» Восточно-Приновоземельский-1 и -2 пересекают акваторию знаменитого национального парка «Русская Арктика». Национальный парк создан для сохранения белых медведей, моржей, нарвалов и гренландских китов. Что станет со всеми этими редкими животными, когда компания установит здесь свои нефтяные платформы?

Разливы нефти в Сибири

«Роснефть» — абсолютный «чемпион» по числу порывов трубопроводов: каждый год компания допускает около 10 тысяч утечек нефти! Главная причина — старые, ржавые нефтепроводы, средний возраст которых — около 30 лет. Компания годами экономит на их замене и ремонте. Она превратила в зону экологического бедствия целые районы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах, Республике Коми и другие регионах своей деятельности.

Варварские способы добычи нефти

Сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ)

ПНГ — побочный продукт добычи нефти и потенциальное сырьё для производства топлива. «Роснефть» половину производимого ПНГ просто сжигает, в 2011 было сожжено 7 миллиардов м3 потенциального топлива. Несмотря на требование государства увеличивать долю использования ПНГ, главная государственная нефтяная компания год за годом сжигает всё больше. Только на Ванкорском месторождении «Роснефть» ежегодно сжигает ПНГ стоимостью 200 миллионов Евро.

Метод гидроразрыва пласта

Когда компания «ЮКОС» применяла метод гидроразрыва пласта для повышения нефтеотдачи, чиновники называли эту практику «колониальной» и «варварской».

Сегодня «Роснефть» проводит более 2 тысяч операций гидроразрыва пласта ежегодно. И абсолютное большинство новых скважин вводится в эксплуатацию с его использованием.

Подробнее о том, почему «Роснефти» не место в АрктикеRosneft and oil exploration in the Russian Arctic

www.greenpeace.org

Арктическая нефть может сказать новое слово | Арктика | ИноСМИ

В эпоху сокращающихся ресурсов и стремительного растущего населения схватка за арктические богатства продолжается. Спустя несколько месяцев после провала сделки своего соперника BP американский нефтяной гигант ExxonMobil заключил на днях соглашение, которое оценивается в 2 миллиарда фунтов стерлингов и предусматривает разработку значительных запасов углеводородов в Карском море недалеко от арктического побережья России. За это российский партнер Роснефть получает активы в Соединенных Штатах.

В определенном смысле эта сделка, несомненно, представляется весьма позитивной. Мрачные прогнозы относительно возникновения конфликтов и конфронтации не оправдались, и вместо этого богатства Арктики сближают две нации, которые двигаются в такт с загадочным и непредсказуемым сокращением льда в этом регионе. Американские эксперты, использующие наиболее полную информацию со спутников, показали, что ледяной покров в Северном Ледовитом океане «продолжает быстро сокращаться», хотя данные этого года не могут сравниться с рекордно низкими показателями 2007 года.

Эта сделка демонстрирует поразительную взаимозависимость и гармонию. С одной стороны, российское правительство, доходы которого сильно зависят от экспорта нефти и газа, отчаянно нуждается в передовых западных технологиях и профессиональной компетенции, если оно надеется сохранить существующий уровень добычи. В то же время такие крупнейшие западные компании как ExxonMobil находятся под постоянным давлением со стороны акционеров, требующих «расширить ресурсную базу» и найти крупные источники будущих доходов, которые позволят им не отставать от своих глобальных – и особенно азиатских – конкурентов.

И, судя по всему, именно такие месторождения и предлагает Арктика. В 2008 году в своем докладе Геологическая служба США пришла к выводу о том, что в этом регионе, судя по всему, сосредоточено около 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов природного газа. И относительно неглубокое Карское море представляется особенно привлекательным.

В этом отношении заключенное на прошлой неделе соглашение представляет собой позитивный шаг. Оно позволит ослабить политическое соперничество и напряженность между двумя соответствующими правительствами, каждое из которых может многое получить от нефтяных доходов, когда эти договоренности будут реализованы.

Тем не менее заключенная недавно сделка является также причиной очень большой озабоченности. Произошедшая в прошлом году катастрофа платформы Deepwater Horizon оставила болезненные следы (в результате утечки на разрабатываемом BP месторождении Macondo было потеряно около 5 миллионов баррелей нефти), и поэтому обе стороны должны предоставить определенные гарантии относительно того, что они сделают все от них зависящее для предотвращения и минимизации любого рода экологических катастроф.

Арктический регион особенно уязвим для подобных инцидентов, и причина этого очевидна – существующие в Арктике климатические условия делают их значительно более вероятными. Правда то, что льда стало меньше, чем раньше. Говорят, что в этом году площадь ледового покрова в Карском море «особенно сильно сократилась», однако в этом отношении возможны огромные различия, а движущиеся в большой скоростью айсберги все еще могут появиться там в любое время года. В сложных условиях не только повышается вероятность того, что трубы могут лопнуть, но там, кроме того, будет намного сложнее найти любое место утечки. Не случайно, что еще одна недавняя экологическая трагедия компании PB – разлив нефти в Заливе Прадхо-Бей (Prudhoe Bay) – произошла в удаленном районе Северного склона Аляски.

По условиям заключенной сделки, обе компании согласились создать совместный исследовательский центр в Санкт-Петербурге по разработке буровых платформ для работы в арктических условиях, а также других технологий. Но могут потребоваться годы  или даже десятилетия для того, чтобы получить результаты, и в любом случае в соглашении ничего не говорится о повышенных стандартах безопасности – таких как детальные планы очистки, направленные на быстрое и эффективное устранение любых утечек, - которые должны быть значительно усилены.

У русских ужасный послужной список в области экологической безопасности, о чем красноречиво свидетельствует то, как они сбрасывали в арктические воды радиоактивные отходы. В то же время критики ExxonMobil утверждают, что компания до такой степени озабочена доходами акционеров, что она, поддавшись искушению, может сократить расходы и пойти на риски в области охраны природы.

Прежде всего обеим компаниям необходимо признать, что экологическая безопасность является предметом коммерческой выгоды. Любая утечка нефти, несомненно, нанесет огромный ущерб котировкам их акции, и даже если это останется всего лишь предметом ночных кошмаров, им не следует недооценивать влияние «этических инвесторов».

Для Москвы стоимость охраны нефтяных установок, если они будут избраны как объекты нападения протестующими, использующими те же методы, как это было при высадке активистов экологического движения на платформу компании Cairn у берегов Гренландии прошлым летом, также может оказаться весьма значительной. И сама угроза такого рода протестов еще больше подорвет и без того достаточно потрепанный имидж России в глазах иностранных инвесторов.

Компании ExxonMobil и Роснефть могут воспользоваться этой арктической сделкой для того, чтобы сказать новое слово в коммерческой области, дав при этом понять, что они будут учитывать все озабоченности природоохранного лобби и будут вести бурение в арктических водах только в том случае, если будут строго соблюдаться все стандарты безопасности. А формулирование и реализация этих стандартов предоставляет в настоящее время Соединенным Штатам, России и другим крупным державам хорошую возможность для плодотворного сотрудничества.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Прогноз саудовского принца об уходе России с нефтяного рынка разобьется об арктический шельф

Прогноз саудовского принца Мухаммеда Аль Сауд об уходе России с нефтяного рынка через 19 лет можно рассматривать только в том случае, если мы не найдем больше ни барреля нефти, отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Но такого просто не может быть, так как уже сейчас в России идет освоение арктического шельфа, который обладает огромными запасами нефти и газа.

Прогноз саудовского принца 

Через 19 лет добыча нефти в России значительно сократится, а может быть, она и вовсе исчезнет с мирового рынка производителей нефти, заявил наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед Аль Сауд. Китаю принц отводит и того меньше времени, прогнозируя его «исчезновение» с нефтяного рынка уже через пять лет. При таком взгляде на будущее Саудовская Аравия, по мнению Аль Сауда, будет продавать больше нефти, чем это происходит сейчас.

«В нефтяной отрасли существует такое понятие как обеспеченность запасами, то есть подсчитываются разведанные запасы и делятся на годовую добычу, после чего получается количество лет, которые страна сможет добывать на таком уровне. Принц ровно это и сделал. Всем известно, что у Саудовской Аравии разведанных запасов гораздо больше, чем у Китая или РФ, но это не означает, что мы перестанем разведывать новые месторождения.

У нас есть арктический шельф, который обладает огромными запасами нефти и газа. И хотя работы по ряду технологических причин ведутся пока не так активно, перспективы  реализации проектов на шельфе выглядят довольно неплохо. На прогноз принца не следует обращать еще и по той причине, что технологии продолжают активно развиваться, позволяя увеличивать объемы добычи с уже известных месторождений», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» Дмитрий Адамидов.

Эксперт иллюстрирует свои слова примером о найденном в 30-х годах прошлого века месторождении в Татарстане. При его обнаружении запасы посчитали на уровне 700 млн тонн, но добыли с него в итоге в 4 раза больше. К тому если цена на нефть вырастет, то разрабатывать трудноизвлекаемых запасы компаниям будет гораздо интереснее.

Спрос на нефть в будущем 

Ранее глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что мировой рынок ждет дефицита нефти уже в ближайшие 10 лет. По его словам, такое положение вещей позволит компании увеличить долю на рынке и создать значительную дополнительную стоимость для акционеров благодаря высококачественной ресурсной базе. Уровень спроса также продолжит расти, и к 2040 в «Роснефти» ожидают, что он будет выше, чем сегодня, даже в самых труднореализуемых сценариях.

Рост спроса прогнозирует и саудовский принц. По его прогнозу до 2030 года он будет расти темпами примерно на 1-1,5% в год и даже больше. Стоит учитывать и растущий спрос со стороны нефтехимии, при этом перспективы электрического транспорта Аль Сауд оценивает критически. С ним отчасти соглашается и наш собеседник.

«Еще в 2000-м году говорили, что в 2007 году электромобили заменят нефть, и ее будет в два раза меньше. Но миновал 2007 и даже 2017 год, но ситуация в корне не изменилась. Все прогнозы здесь делаются в значительной степени исходя из наших сегодняшних знаний, но за 10 лет может произойти все что угодно. В то же время наш МЭР ожидает увидеть рост спроса на нефть до 2040 года.

Его прогноз связан с тем, что страны третьего мира начинают больше потреблять, а основным драйвером роста является производство – люди начинают больше тратить, ездить, покупают автомобили, что требует дополнительных нефтепродуктов и так далее. Что касается нефтехимии, то спрос на нее действительно сильно растет в последние годы и, скорее всего, продолжит расти, хотя ее доля в общем потреблении сырья не так заметна. Вероятно, рост спроса на нефть продолжится до 2040 года, но насколько, сказать сложно», - резюмирует Адамидов.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Андрей Петров

rueconomics.ru

Россия делает ставку на арктическую нефть —

«Газпром нефть», четвертый по величине производитель нефти в России, имеет большие планы по добыче нефти в Арктике, и создается впечатление, что ни санкции, ни сокращения производства не могут заставить его уйти оттуда. Фактически, нефтяное подразделение Газпрома пытается стать, как сказал руководитель департамента стратегии и инноваций, «эталоном», но не в плане производства нефти. «Газпром нефть» хочет стать эталоном в таких сферах, как безопасность и эффективность, но прежде всего в технологиях.

Арктическое бурение стало одной из главных целей санкций со стороны США, которые запретили американским нефтяным компаниям и их европейским партнерам обмениваться с российскими производителями технологическими ноу-хау. Это, возможно, и замедлило прогресс «Газпром нефти» и других компаний в Арктике, но не положило конец этому. Дело в том, что российская энергетическая индустрия занималась разведкой в Арктике еще до присоединения Крыма, которое стало поводом для введения санкций.

В конце 2013 года «Газпром нефть» запустила свое первое арктическое месторождение Приразломное, а первая нефть и новая смесь ARCO на основе арктической нефти вышли на рынки в следующем году. С тех пор с этого месторождения было поставлено более 10 миллионов баррелей нефти. Промышленные запасы сырья на Приразломном оцениваются в 540 миллионов баррелей сырой нефти, а пик добычи планируют достичь в 2020 году, который составит 110 тысяч баррелей в сутки.

Вообще Арктика является главным приоритетом для «Газпром нефти»: в 2016 году там началась реализация двух новых проектов. По оценкам, на сегодняшний день Мессояха, самое северное морское месторождение нефти в России, насчитывает 470 миллионов тонн нефти и конденсата. Новопортовское содержит около 250 миллионов тонн нефти и конденсата.

Теперь, по словам руководителя департамента стратегии и инновациий Сергея Вакуленко, как цитирует Platts, «Газпром нефть» продолжала наращивать добычу на всех трех месторождениях, несмотря на сокращение производства и санкции. Фактически, Вакуленко предложил партнерам ОПЕК + рассмотреть возможность изменения квот на добычу, чтобы учесть растущий спрос и снижение глобальных запасов.  Тем самым он повторил предложение министра энергетики России Александра Новака, сделанное им во время встречи партнеров в Саудовской Аравии.

Но сейчас не производство является главным приоритетом для «Газпром нефти». По словам Вакуленко, который выступал на брифинге для прессы в Лондоне, главное — это эффективность и безопасность. Похоже, в «Газпром нефти» идут большие изменения — благодаря росту цен на нефть и санкциям.

Вакуленко сказал, что благодаря повышению эффективности средняя скважина на Новопортовском месторождении дает 5 тысяч баррелей в сутки, по сравнению с 300 баррелями из средней скважины на любом месторождении в Западной Сибири. Однако, довольно сомнительно, что причина этой разницы кроется в увеличении эффективности: просто месторождения Западной Сибири разрабатываются уже давно, а в Арктике – начали совсем недавно.

Интересно, что Вакуленко не отдал должное «Газпром нефти» за самостоятельную разработку технологий. «Мы определенно считаем, что в современном мире невозможно развивать все технологии в одиночку — мир слишком сложный, и в проекте используется слишком много технологий», — сказал он, явно указывая на то, что технологическими ноу-хау, которые российские нефтяные производители могут использовать для бурения в условиях Арктики, владеют не только компании, связанные действием санкциями.

Чтобы привлечь еще больше внимания, Вакуленко добавил, что в таких условиях международное сотрудничество в сфере нефтяных технологий может быть «немного авантюрным занятием», поэтому «Газпром нефть» продолжает действовать гибко, следуя плану Б и избегая зависимости от одной технологии.

Геологоразведка в Арктике имеет решающее значение для обеспечения устойчивого развития российской нефтяной промышленности. В сибирской земле еще довольно много нефти, но по мере того, как в Арктическом регион становится теплее, миллиарды баррелей могут стать более доступными. «Газпром» просто заранее заявил о своих претензиях на эту нефть, а эффективность — это просто средство для достижения одной и той же цели — увеличения добычи.

Источник перевод для MixedNews — Сергей Лукавский Loading...

mixednews.ru

Половина нефти Арктики отойдет России – Мнения – Перебежчик

Россия станет добывать нефти на арктическом шельфе к 2030 году в 3,6 раза больше, чем сейчас - до 2,2 млн баррелей н.э./сутки (н.э. — нефтяной эквивалент), что составит примерно 55% от всех добываемых в этом регионе углеводородов.

Такие данные содержатся в годовом отчете Всемирного нефтяного совета (World Petroleum Council, WPC), текст которого приводят "Известия".

Также возрастет добыча углеводородов на шельфе и у других стран, которые работают в этом регионе, например, Норвегия станет добывать до 700 тыс. баррелей в сутки вместо 100 тыс., Канада увеличит обороты с 200 тыс. до 900 тыс., а США - со 100 тыс. до 150 тыс. баррелей.

По словам аналитика Rystad Energy Джона Марша Дуесунда, который работал над докладом WPC, основные регионы, где Россия будет добывать углеводороды, - шельф Сахалина, Баренцево и Печорское моря, Обская губа вместе с шельфом Карского моря.

Наиболее активный рост добычи, как прогнозируют эксперты,** придется на время с 2020 по 2030 год, когда добыча станет более рентабельна** за счет роста цен на нефть до $100 за баррель.

По словам аналитиков WPC, России отошли два из трех самых перспективных арктических шельфов.

Самым богатым считается шельф Карского моря, его потенциальные запасы оцениваются в более 90 млрд баррелей н.э.

На втором месте - шельфы Баренцева и Печорского морей (общие запасы - 55 млрд баррелей, из них разведано 30 млрд).

Далее следует американская Аляска (38 млрд баррелей запасов, разведано 3 млрд), российское Восточно-Сибирское море (20 млрд баррелей), разделенное между Россией и Норвегией Баренцево море (20 млрд баррелей, разведано 5 млрд), шельф Северной Канады (18 млрд баррелей, разведано 4 млрд), шельф Гренландии (16 млрд баррелей) и канадский регион Ньюфаундленда и Лабрадора (9 млрд баррелей запасов, разведано всего 4 млрд).

Всего, как отмечается в докладе, остается неразведанными порядка 80% всех запасов углеводородов Арктики.

Основными компаниями, которые будут работать на арктическом шельфе, Дуесунд называет "Газпром" и его "дочку" - "Газпром нефть". Сейчас они суммарно владеют 68 лицензиями на арктическом шельфе.

Помимо "Газпрома" право на освоение ресурсов в этом регионе имеет также "Роснефть".

"По половине из этих лицензий уже ведутся активные геологоразведочные работы, по четверти - добыча", - говорит замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, которого цитируют "Известия".

По его словам, некоторые арктические проекты, в частности "Газпрома", сейчас тормозят западные санкции.

Так, ранее французский партнер этой госкомпании по Штокмановскому месторождению - Total - объявила о продаже 25% в их совместной компании Shtokman Development AG.

В Минэнерго согласны с прогнозами WPC и также считают, что к 2035 году произойдет трехкратный рост добычи углеводородов на арктическом шельфе.

При этом активная добыча ресурсов начнется в этом регионе после 2025 года, пишут "Известия" со ссылкой на пресс-службу ведомства.

"При сохранении общего текущего уровня добычи на уровне порядка 525 млн т в год в 2035 году мы рассчитываем, что на шельфе будет добываться порядка 50 млн т нефти (сегодня 16–17 млн т), из которых 30–33 млн т будет арктическая нефть (включая Приразломное месторождение)", - пояснили в Минэнерго.

perebezhchik.ru

«Газпром нефть»: добыча нефти в Арктике невыгодна

Ещё в 2012 году, когда цена на нефть превышала 100 долларов США за баррель, Гринпис России выпустил доклад «Углеводородные проекты на российском арктическом шельфе: инвестиционные риски», в котором перечислил риски, из-за которых компаниям и правительству не следует втягиваться в сомнительные проекты по добыче нефти и газа на арктическом шельфе.

«Чтобы компенсировать финансовые риски, проекты нефтяного освоения арктического шельфа требуют масштабных и долговременных льгот и других форм субсидирования. По утверждению Министерства природных ресурсов и экологии РФ, без таких объемных налоговых послаблений нефтедобыча на любом месторождении арктического шельфа станет просто невозможной», — говорилось в докладе, который был направлен ключевым нефтяным компаниям, включая «Газпром нефть».

Нагрузка налоговых льгот, в свою очередь, в основном ложится на доходы федерального бюджета Российской Федерации. Так как российский бюджет на 50% формируется за счёт поступлений от добычи нефти и газа, это делает арктические проекты крайне чувствительными к периодам спада цен на эти энергоносители.

Выход из сложившейся ситуации давно известен. «Для нас очевидно — такие амбициозные задачи, которые мы перед собой ставим, можно решить только в рамках новой модели экономического роста, драйвером которой должен стать не сырьевой комплекс, а мощный, высокотехнологичный, именно производственный бизнес... Надо отметить, что налоговая нагрузка распространяется неравномерно, даже в производственном секторе, в производственных отраслях. Например, по виду деятельности: по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству — 11,3%, а по металлургии — 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов — 5%... В целом очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый манёвр. Нужна современная структура налоговой системы. Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост», заявил премьер-министр Владимир Путин на съезде общероссийской общественной организации «Деловая Россия» ещё в 2011 году.

Очевидно, что российскую экономику не удастся отвязать от сырьевой зависимости, если предоставить нефтяникам, которые уже имеют огромную фору по сравнению с другими отраслями, ещё больше налоговых льгот.

www.greenpeace.org

Отгружена первая нефть арктического шельфа России.

Сегодня «Газпром» отгрузил первую партию нефти, добытую на Приразломном месторождении – единственном в России проекте по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. В мероприятии приняли участие председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, руководители профильных подразделений и дочерних обществ компании, подрядных организаций. Команду на отгрузку дал президент России Владимир Путин.

Объём первой партии нефти составил 70 тыс. т. Её доставку до потребителей Северо-Западной Европы обеспечит танкер «Михаил Ульянов». Он, как и танкер «Кирилл Лавров», был построен по заказу «Газпрома» специально для транспортировки нефти Приразломного месторождения. Всего в текущем году с месторождения планируется отгрузить более 300 тыс. т нефти.

Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти ARCO (Arctic Oil) впервые поступил на мировой рынок. Покупателем партии стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырьё реализовано по прямому контракту. Маркетинг нового сорта ARCO был проведён среди нефтепереработчиков Северо-Западной Европы в первом квартале 2014 г. После увеличения объёма добычи на Приразломном месторождении часть сырья будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов.

Выполнение всех технологических операций на месторождении – бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции – обеспечивает морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Конструктивные особенности платформы полностью исключают разлив нефти при её добыче, хранении и отгрузке.

Добытая нефть хранится в кессоне, трехметровые бетонные стены которого покрыты двухслойным листом плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Кессон может хранить около 94 тыс. т нефти. Его запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки. На платформе также применяется «мокрый» способ хранения нефти, который исключает попадание кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.

Для закачки готовой продукции в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Система блокировки отгрузки срабатывает максимум за семь секунд, что позволяет предотвратить разливы нефти. Платформа оборудована двумя такими комплексами, которые диагонально расположены на противоположных бортах платформы – юго-западном и северо-восточном.

Выбор места отгрузки осуществляется в зависимости от направления и силы воздействия природных факторов – волнения на море, дрейфа льда, течения, ветра. В случае перемещения танкера за пределы сектора, обслуживаемого одним комплексом, осуществляется отшвартовка танкера и его переход к другому устройству. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая позволяет удерживать судно на месте, несмотря воздействие ветра и волн. «“Газпром” открыл новый этап развития отечественной нефтяной отрасли. Первая нефть арктического шельфа России, первая нефть Приразломного месторождения отгружена в танкер и будет доставлена потребителям. С этого момента начинается отсчёт возврата инвестиций в Приразломное.

Сегодняшнее событие имеет большое значение для укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке. Мы повысили гибкость и надёжность поставок нефти практически в любую точку мира», – сказал Алексей Миллер.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн т, проектный уровень добычи – около 6 млн т в год (будет обеспечен после 2020 г.). 20 декабря 2013 г. «Газпром» начал добычу нефти на месторождении с морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная».

«Приразломная» – уникальная платформа, спроектированная и построенная в России по заказу «Газпрома». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жёстким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Несмотря на высокую степень защиты платформы от любых нештатных ситуаций, предусмотрен детальный комплекс мер, направленных на дополнительную защиту людей, окружающей среды и самой платформы.

В частности, в соответствии требованиями российского законодательства, утвержден и согласован со всеми заинтересованными ведомствами План по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

Рядом с платформой ведётся постоянное дежурство специализированными ледокольными судами – «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов». В ближайшей к платформе береговой точке (поселок Варандей, Ненецкий автономный округ) размещён аварийный комплекс.

Особое внимание уделено немедленному сбору нефти. Для этого, в том числе, предусмотрены боновые заграждения, высокопроизводительные скиммеры, навесные системы сбора нефти из-подо льда, ледовый ковшовый нефтесборщик и другие средства.В регионе ведется мониторинг наземных и морских экосистем, организовано восстановление биоресурсов за счет выпуска разведенной рыбы.

Оператором проекта является ОАО «Газпром нефть», недропользователем – ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее предприятие ОАО «Газпром»).

«Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом (масса груза) 70 тыс. тонн каждый – нефтеналивные танкеры «двойного действия» (могут двигаться во льдах кормой вперед) усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом.

/«Газпром»/

pro-arctic.ru