КАК ДОБЫВАЮТ НЕФТЬ В АРКТИКЕ [РОССИЯ, ФОТО]. Арктика россия нефть


КАК ДОБЫВАЮТ НЕФТЬ В АРКТИКЕ [РОССИЯ, ФОТО]

Первая мире нефть, которая добывается на арктическом шельфе на стационарной платформе...60 км от берег за полярным кругом в Российской Арктике...Здесь 7 месяцев в году суровая зима, дрейфующие льды и температура воздуха до -48!А летом здесь волны до 9 метров и штормы...

...но в 1989 году здесь открыли одно из наиболее крупных нефтяных месторождений на арктическом шельфе - Приразломное. Спустя более чем 20 лет технологии достигли такого уровня, когда эту нефть можно добывать эффективно, безопасно и экологично на первой в мире стационарной арктической нефтяной платформе, установленной на дно на глубину 20 метров.

Да-да, это та самая платформа, которую недавно троллили гринписовцы, не в последнюю очередь благодаря которым у многих из нас есть ассоциация с тем, что добывать нефть в Арктике - это вредить природе. На самом же деле, троллинг Гринпис в основном носит политический характер и лишь очень косвенно связан с экологией и защитой окружающей среды.

Цена на нефть падает? Зачем инвестировать в такие проекты?Даже если барель нефти будет стоить 10$, то добыча арктической нефти все равно будет рентабельна! 100% этой нефти нового сорта Arco поставляется в Европу в Роттердам, этот сорт нефти нефти особенно хорош для производства масел и их субпродуктов. Контракты заключены на годы вперед, а ресурс месторождения рассчитан на 25 лет и это при том, что добыча нефти только выходит на проектные мощности!

На прошлой неделе я показывал какой путь на чартерах и вертолетах проделывают вахтовики, чтобы добраться с большой земли на платформу "Приразломная" в формате "один-мой-день" - "Один мой день с вахтовиками-нефтянниками в Арктике", а сегодня хочу рассказать о том как это все работает.

Добро пожаловать на первую в мире морскую ледостойкую стационарную платформу "Приразломная"!

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км к северу от посёлка Варандей. Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров.

3.

4.

Для оперативного управления производством и доставки вахтового персонала и грузов на «Приразломную» создана развитая береговая инфраструктура. В ее состав входят база снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске, а также перевалочная база на Варандее со строящимся вахтовым поселком на 180 человек для временного размещения персонала МЛСП «Приразломная».

.

.

Логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 (АН-26) для полетов в аэропорт «Варандей» и двух модернизированных вертолетов МИ-8АМТ для полетов на платформу. В авиапарке «Приразломной» несколько модернизированных вертолетов, оснащенных с учетом жестких требований безопасности. В вертолетах есть световые дорожки, выдавливаемые окна и два спасательных плота, рассчитанных на 25 мест каждый.

5.

6.

Строили платформу в Севердвинске и Мурманске, а затем по морю доставили к месту дислокации. При ее проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях.

В основе жилого модуля лежит бывшая в эксплуатации норвежская нефтяная платформа, но все остальное -– это абсолютно уникальная платформа, сконструированная так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе. Она рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

7.

8.

Длина и ширина МЛСП «Приразломная» составляют 126 м, высота – 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тысяч тонн, и после установки фактически стала искусственным островом. Ее гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечиваются также щебне-каменной бермой (ее объем – свыше 45 тысяч кубических метров), отсыпанной по периметру днища платформы.

Структурно платформа состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). На платформе в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала.

9.

От волновых и ледовых воздействий «Приразломную» защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Он представляет собой стену высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн. Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает ветровую нагрузку в 51 м/с.

Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая – всего 20 метров, то «Приразломная» стоит непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы (кессон) одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кессон представляет собой уникальную разработку: он несет на себе основную нагрузку и от его надежности зависит надежность всей платформы. Именно кессонная часть позволяет «Приразломной» успешно противостоять суровому арктическому климату, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу персонала. Запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки – оно способно выдержать даже прямой торпедный удар.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.

Скважина имеет вертикальную глубину 2,3-2,7км, затем начинается горизонтальное бурение на расстояние до 3км.

10.

Облет платформы "Приразломная":

МЛСП «Приразломная» оборудована двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. КУПОНы расположены на противоположных концах платформы, что делает возможным беспрепятственный подход танкеров к платформе в любых погодных и навигационных условиях.

Устройства КУПОН оборудованы специальным носовым приемным устройством. Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). КУПОН отслеживает перемещения танкера в секторе 180°. В случае его отклонения от сектора, обслуживаемого одним устройством, проводится отшвартовка танкера и переход к другому КУПОНу.

11.

12.

13.

14.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку, при которой расстояние от танкера до МЛСП «Приразломная» составляет 80 ±6 м. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать танкер на месте. Скорость загрузки танкера может доходить до 10 тыс. м3/час, что позволяет загрузить танкер нефтью ARCO за 8-9 часов. Постоянное дежурство рядом с платформой несут специализированные суда, оборудованные новейшими комплексами аварийного нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях.

15.

16.

Транспортно-логистическая схема проекта «Приразломное», включающая два многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев» и два челночных танкера «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования МЛСП «Приразломная».

МФЛС доставляют с базы снабжения в Мурманске на платформу грузы, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, при необходимости удерживают челночные танкеры во время грузовых операций. Суда оборудованы грузовой палубой площадью 750 м2, палубным краном и другими необходимыми устройствами. За время, прошедшее с начала промышленной добычи нефти на Приразломном месторождении, МФЛС в общем сложности перевезли уже более 130 тыс. тонн грузов.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенные в 2009 году, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Танкеры имеют усиленный ледовый класс и оборудованы системой динамического позиционирования, позволяющей во время погрузки удерживать судно на одной точке несмотря на воздействие ветра и волн. Суда способны двигаться во льду кормой вперёд, оснащены современными средствами навигации и управления.

17.

18.

19.

20.

21.

Работа на «Приразломной» организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную экологическую и промышленную безопасность проекта. Однако в соответствии с лучшими международными практиками и стандартами компания «Газпром нефть шельф» разработала и внедрила подробный План предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН). Этот документ рассматривает различные сценарии возможных рисков и описывает действия персонала и вспомогательных сил в случае возникновения любой непредвиденной ситуации. Компанией «Газпром нефть шельф» закуплено специальное оборудование, которое позволит оперативно ликвидировать разливы нефти в арктических условиях.

Все оборудование находится на судах сопровождения, которые круглосуточно дежурят у платформы "Приразломаная":

22.

23.

А вот как выглядит платформа "Приразломная" сверху с капсулы "Фрог", с помощью которой происходит транспортировка персонала на корабли сопровождения:

26.

28.

Мы были на платформе с Сергеем sergeydolya.Вот его репортаж о поездке: "Полет на Приразломную"

29.

30.

31.

32.

35.

Ощущения от перемещения на "Фроге" просто космические! Американские горки нервно курят в стороне :)

36.

38.

39.

40.

41.

42.

Новый сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, носит название ARCO – из начальных букв английских слов Arctic и Oil. Новый сорт нефти впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

Нефть ARCO отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр) и повышенным содержанием серы, а также низким содержанием парафина. Относительно тяжёлая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической промышленностях.

43.

А так платформа выглядит 7 месяцев в году, с ноября по май. Очень хотелось бы взглянуть на нее во льдах, но мы были в октябре.

"Приразломная"– это единственный проект в мире, где добыча в Арктике осуществляется со стационарной платформы. Он же является самым безоспасным в сравнении с другими платформами.

44.

45.

Интересно!? Обязательно поделитесь!

И обязательно посмотрите мой предыдущий репортаж-хронику в формате "один-мой-день" - "Один мой день с вахтовиками-нефтянниками в Арктике"

---

Все мои производственные репортажи из серии "Как это делается" смотрите по тегу по тегу How-It-Works

---

Вам нравится мой блог? Следите за репортажами в удобном формате:

Эмоциями своих путешествиях я делюсь online на Facebook и в Instagram. Подписывайтесь!

| Подписаться на блог в ЖЖ | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | 500px | YouTube |

kopilka-ap.livejournal.com

Даешь российскую нефть через "Ворота Арктики"!

За первый год работы терминала "Ворота Арктики" в Карском море российский концерн "Газпром нефть"  по  Северному морскому пути отгрузил  почти 4,5 млн тонн нефти с Новопортовского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

"Нефтеналивной терминал "Ворота Арктики", расположенный в Обской губе (Карское море - прим. ТАСС), отгрузил почти 4,5 млн тонн нефти с момента начала эксплуатации в мае 2016 года. Нефть сорта Novy Port по Северному морскому пути (СМП) была доставлена потребителям танкерами арктического класса. Всего суда совершили более 200 рейсов. С запуском "Ворот Арктики" компания "Газпром нефть" увеличила показатели отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в четыре раза", - говорится  в сообщении пресс-службы  компании "Газпромнефть-Ямал".

Строительство нефтеналивного терминала позволило приступить к промышленной разработке Новопортовского месторождения, уточнили в компании.  "Отгрузка углеводородов осуществляется в круглогодичном режиме морским путем. В настоящее время нефть Novy Port помимо ранее задействованных судов доставляют потребителю пять новых танкеров класса Arc7, каждый вместимостью 42 тыс. тонн сырья", -  подчеркнули  в пресс-службе.

Чтобы обеспечить своевременную транспортировку растущих объемов добываемого сырья по заказу компании началось строительство новейшего ледокольного флота. "На Выборгском судостроительном заводе завершается строительство двух многофункциональных судов - "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий". Они будут ходить под российским флагом и сопровождать танкеры в экстремальных ледовых условиях Обской губы", - сообщили в  компании.

"Ворота Арктики" – первый арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Терминал работает круглогодично.    Танкерная отправка нефти осуществляется  с Новопортовского месторождения – одного из крупнейших  нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа, чьи извлекаемые запасы превышают 250 млн тонн нефти и конденсата, более 320 млрд кубометров газа. Месторождение находится за Полярным кругом, в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Разработку ведет дочерняя компания "Газпром нефть".

arctic-blog.livejournal.com

КАК ДОБЫВАЮТ НЕФТЬ В АРКТИКЕ [РОССИЯ, ФОТО]

Первая мире нефть, которая добывается на арктическом шельфе на стационарной платформе...60 км от берег за полярным кругом в Российской Арктике...Здесь 7 месяцев в году суровая зима, дрейфующие льды и температура воздуха до -48!А летом здесь волны до 9 метров и штормы...

...но в 1989 году здесь открыли одно из наиболее крупных нефтяных месторождений на арктическом шельфе - Приразломное. Спустя более чем 20 лет технологии достигли такого уровня, когда эту нефть можно добывать эффективно, безопасно и экологично на первой в мире стационарной арктической нефтяной платформе, установленной на дно на глубину 20 метров.

Да-да, это та самая платформа, которую недавно троллили гринписовцы, не в последнюю очередь благодаря которым у многих из нас есть ассоциация с тем, что добывать нефть в Арктике - это вредить природе. На самом же деле, троллинг Гринпис в основном носит политический характер и лишь очень косвенно связан с экологией и защитой окружающей среды.

Цена на нефть падает? Зачем инвестировать в такие проекты?Даже если барель нефти будет стоить 10$, то добыча арктической нефти все равно будет рентабельна! 100% этой нефти нового сорта Arco поставляется в Европу в Роттердам, этот сорт нефти нефти особенно хорош для производства масел и их субпродуктов. Контракты заключены на годы вперед, а ресурс месторождения рассчитан на 25 лет и это при том, что добыча нефти только выходит на проектные мощности!

На прошлой неделе я показывал какой путь на чартерах и вертолетах проделывают вахтовики, чтобы добраться с большой земли на платформу "Приразломная" в формате "один-мой-день" - "Один мой день с вахтовиками-нефтянниками в Арктике", а сегодня хочу рассказать о том как это все работает.

Добро пожаловать на первую в мире морскую ледостойкую стационарную платформу "Приразломная"!

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км к северу от посёлка Варандей. Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров.

3.

4.

Для оперативного управления производством и доставки вахтового персонала и грузов на «Приразломную» создана развитая береговая инфраструктура. В ее состав входят база снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске, а также перевалочная база на Варандее со строящимся вахтовым поселком на 180 человек для временного размещения персонала МЛСП «Приразломная».

.

.

Логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 (АН-26) для полетов в аэропорт «Варандей» и двух модернизированных вертолетов МИ-8АМТ для полетов на платформу. В авиапарке «Приразломной» несколько модернизированных вертолетов, оснащенных с учетом жестких требований безопасности. В вертолетах есть световые дорожки, выдавливаемые окна и два спасательных плота, рассчитанных на 25 мест каждый.

5.

6.

Строили платформу в Севердвинске и Мурманске, а затем по морю доставили к месту дислокации. При ее проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях.

В основе жилого модуля лежит бывшая в эксплуатации норвежская нефтяная платформа, но все остальное -– это абсолютно уникальная платформа, сконструированная так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе. Она рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

7.

8.

Длина и ширина МЛСП «Приразломная» составляют 126 м, высота – 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тысяч тонн, и после установки фактически стала искусственным островом. Ее гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечиваются также щебне-каменной бермой (ее объем – свыше 45 тысяч кубических метров), отсыпанной по периметру днища платформы.

Структурно платформа состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). На платформе в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала.

9.

От волновых и ледовых воздействий «Приразломную» защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Он представляет собой стену высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн. Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает ветровую нагрузку в 51 м/с.

Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая – всего 20 метров, то «Приразломная» стоит непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы (кессон) одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кессон представляет собой уникальную разработку: он несет на себе основную нагрузку и от его надежности зависит надежность всей платформы. Именно кессонная часть позволяет «Приразломной» успешно противостоять суровому арктическому климату, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу персонала. Запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки – оно способно выдержать даже прямой торпедный удар.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.

Скважина имеет вертикальную глубину 2,3-2,7км, затем начинается горизонтальное бурение на расстояние до 3км.

10.

Облет платформы "Приразломная":

МЛСП «Приразломная» оборудована двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. КУПОНы расположены на противоположных концах платформы, что делает возможным беспрепятственный подход танкеров к платформе в любых погодных и навигационных условиях.

Устройства КУПОН оборудованы специальным носовым приемным устройством. Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). КУПОН отслеживает перемещения танкера в секторе 180°. В случае его отклонения от сектора, обслуживаемого одним устройством, проводится отшвартовка танкера и переход к другому КУПОНу.

11.

12.

13.

14.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку, при которой расстояние от танкера до МЛСП «Приразломная» составляет 80 ±6 м. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать танкер на месте. Скорость загрузки танкера может доходить до 10 тыс. м3/час, что позволяет загрузить танкер нефтью ARCO за 8-9 часов. Постоянное дежурство рядом с платформой несут специализированные суда, оборудованные новейшими комплексами аварийного нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях.

15.

16.

Транспортно-логистическая схема проекта «Приразломное», включающая два многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев» и два челночных танкера «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования МЛСП «Приразломная».

МФЛС доставляют с базы снабжения в Мурманске на платформу грузы, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, при необходимости удерживают челночные танкеры во время грузовых операций. Суда оборудованы грузовой палубой площадью 750 м2, палубным краном и другими необходимыми устройствами. За время, прошедшее с начала промышленной добычи нефти на Приразломном месторождении, МФЛС в общем сложности перевезли уже более 130 тыс. тонн грузов.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенные в 2009 году, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Танкеры имеют усиленный ледовый класс и оборудованы системой динамического позиционирования, позволяющей во время погрузки удерживать судно на одной точке несмотря на воздействие ветра и волн. Суда способны двигаться во льду кормой вперёд, оснащены современными средствами навигации и управления.

17.

18.

19.

20.

21.

Работа на «Приразломной» организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную экологическую и промышленную безопасность проекта. Однако в соответствии с лучшими международными практиками и стандартами компания «Газпром нефть шельф» разработала и внедрила подробный План предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН). Этот документ рассматривает различные сценарии возможных рисков и описывает действия персонала и вспомогательных сил в случае возникновения любой непредвиденной ситуации. Компанией «Газпром нефть шельф» закуплено специальное оборудование, которое позволит оперативно ликвидировать разливы нефти в арктических условиях.

Все оборудование находится на судах сопровождения, которые круглосуточно дежурят у платформы "Приразломаная":

22.

23.

А вот как выглядит платформа "Приразломная" сверху с капсулы "Фрог", с помощью которой происходит транспортировка персонала на корабли сопровождения:

26.

28.

Мы были на платформе с Сергеем sergeydolya.Вот его репортаж о поездке: "Полет на Приразломную"

29.

30.

31.

32.

35.

Ощущения от перемещения на "Фроге" просто космические! Американские горки нервно курят в стороне :)

36.

38.

39.

40.

41.

42.

Новый сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, носит название ARCO – из начальных букв английских слов Arctic и Oil. Новый сорт нефти впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

Нефть ARCO отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр) и повышенным содержанием серы, а также низким содержанием парафина. Относительно тяжёлая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической промышленностях.

43.

А так платформа выглядит 7 месяцев в году, с ноября по май. Очень хотелось бы взглянуть на нее во льдах, но мы были в октябре.

"Приразломная"– это единственный проект в мире, где добыча в Арктике осуществляется со стационарной платформы. Он же является самым безоспасным в сравнении с другими платформами.

44.

45.

zavodfoto.mirtesen.ru

Россия не спешит добывать нефть в Арктике, поскольку это дорого | Арктика | ИноСМИ

МОСКВА. Россия не торопится добывать нефть в Арктике. На газ из месторождений на Северном полюсе она будет рассчитывать не раньше 2030 года. По крайней мере, так утверждает Валерий Язев, президент Российского газового общества и вице-спикер Госдумы.

По его словам, добыча в районе Северного Ледовитого океана сталкивается с несколькими принципиальными трудностями, в первую очередь юридического и технологического характера.

«Не решен вопрос определения границ секторов Арктики. Сразу несколько стран, таких как Россия, Канада и ряд других государств, предъявляют претензии на свою часть. Голос подают и страны, не имеющие непосредственных границ с Арктикой, но считающие эту территорию собственностью своего народа», - сказал Язев. Проблема собственно заключается в экстремальных климатических условиях, в которых предстоит добывать полезные ископаемые. Для этого необходимы самые современные технологии, которых, как признается вице-спикер российской Госдумы, у России нет.

«Для освоения Арктики необходимо иметь специальные ледокольные платформы, танкеры ледокольного класса, которые оттуда будут возить сжиженный газ в Европу или Америку. У России нет необходимых технологий, их надо разработать или купить за границей. И этого факта не надо стыдиться», - говорит Язев.

С добычей в Арктике, по его мнению, связаны и большие расходы. Валерий Язев считает, что стоимость только самой добычи газа составит как минимум 120 долларов за тысячу кубических метров, это примерно вдвое больше сегодняшних затрат.

Однако сам президент Российского газового общества не уверен  в том, что под Северным Ледовитым океаном находится  сокровищница полезных ископаемых.

«У меня нет подтверждения того, что там находятся колоссальные запасы энергетического сырья, сравнимые, например, с Саудовской Аравией или с нашей Западной Сибирью», - Язев спорит с недавними сообщениями в СМИ о богатых месторождениях газа и нефти, которые скрывает Арктика.

Россия, по его словам, не должна спешить с освоением арктических недр. На ближайшие 20 лет ей хватит месторождений, которые гораздо доступнее, чем залежи в области Северного полюса. «Пока я не вижу, что Арктику до 2030 года стоит включать в энергетический баланс. В этом нет необходимости. У нас еще есть большое количество своих шельфов и месторождений – Восточная Сибирь, Дальний Восток, сахалинские проекты. В общем, у нас есть, где брать газ, кроме Арктики», - добавляет эксперт.

Область вокруг Северного полюса, которая должна скрывать около 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% газа, стала яблоком раздора для России, Канады, Соединенных Штатов, Норвегии и Дании. Все эти страны предъявляют требования на часть недр Арктики.

Этот спор, не прекращающийся уже несколько лет,  начался в августе 2007 года, когда на дно Северного Ледовитого океана прямо под Северным полюсом опустились российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2», они установили там российский флаг и взяли геологические образцы дна.

На основании этих образцов Москва хочет доказать, что хребет Ломоносова, протянувшийся под полюсом, - это естественное продолжение Сибири, а значит, он принадлежит России.

В середине сентября Россия и Норвегия подписали договор о границах территориальных вод, который положил конец 40-летнему спору и который позволит обеим странам начать добычу на спорных территориях в Баренцевом море.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Arctic Oil - новый сорт российской нефти

Название нового сорта говорит само за себя - Arctic Oil или ARCO - определяет арктическое происхождение нового российского сорта нефти. Новый сорт добывается на Приразломном месторождении, потому и получил такое название, - говорится в сообщении "Газпрома" по итогам отправки первого танкера с Приразломного месторождения.

Как передает ИТАР-ТАСС, покупателем нового сорта добытой на российском шельфе арктической нефти стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырье реализовано по прямому контракту. Маркетинг нового сорта ARCO был проведен среди нефтепереработчиков Северо-Западной Европы в первом квартале 2014 года. После увеличения объема добычи на Приразломном месторождении часть сырья будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов.

"Газпром" открыл новый этап развития отечественной нефтяной отрасли. Первая нефть арктического шельфа России, первая нефть Приразломного месторождения отгружена в танкер и будет доставлена потребителям. С этого момента начинается отсчет возврата инвестиций в Приразломное, - сказал глава "Газпрома" Алексей Миллер. - Сегодняшнее событие имеет большое значение для укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке. Мы повысили гибкость и надежность поставок нефти практически в любую точку мира", - подчеркнул он.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега (глубина моря в этом районе составляет 19-20 м). Извлекаемые запасы нефти составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи - около 6 млн тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). "Газпром" начал добычу нефти на этом месторождении с морской ледостойкой стационарной платформы 20 декабря 2013 года. Всего в текущем году с месторождения планируется отгрузить более 300 тыс. тонн нефти. Оператором проекта является ОАО "Газпром нефть", недропользователем - ООО "Газпром нефть шельф" (100% дочернее предприятие "Газпрома").

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

санкции или цены на нефть? — Новости политики, Новости России — EADaily

Санкции Евросоюза остановили нефтегазовые работы России в Арктике и негативно повлияли на весь нефтяной сектор страны. Об этом заявила посол по особым поручениям Европейского Союза, курирующая вопросы Арктики, Мари-Энн Конинскс.

«Да, конечно, они повлияли на нефтяной сектор. Им (России) нужны европейские технологии для морских разработок, и санкции повлияли на сектор, заморозили (разработки) — процитировало агентство «Прайм» Мари-Энн Конинскс.

Санкции ЕС и США начали вводиться в 2014 году после присоединения Крыма и начала конфликта на юго-востоке Украины. Тогда американская ExxonMobil была вынуждена приостановить свои проекты в Арктике и в Черном море с «Роснефтью», а российские компании замедлили работы по изучению и освоению арктических лицензионных участков.

▼ читать продолжение новости ▼

«Санкции остановили работы в Арктике? Я бы сказал, что это большое преувеличение. Единственное действующее месторождение Приразломное ввели в эксплуатацию еще до санкций и на нем продолжаются работы. По остальным проектам в момент введения санкций вели сейсморазведочные работы и они еще тогда, даже при $ 110 за баррель нефти, были нерентабельны для освоения, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Идея была в том, что в течение 70 лет цены на нефть вырастут до $ 120−130, а развитие технологий позволит снизить себестоимость. Когда же цены на нефть упали до $ 40, то об активном освоении Арктики вообще не могло быть и речи. Сейчас компании, если и ведут работы, то минимальные и только в рамках действующих лицензионных соглашений. Не зря же они просили Минприроды отложить активные работы на более поздний период».

Эксперт полагает, что именно низкие цены на нефть приостановили работу российских компаний в Арктике. «Что же касается технологий, то производство оборудования и соответствующие компетенции сегодня быстро распространяются по всему миру. Да, действительно, норвежские технологии, а Норвегия, кстати, не входит в ЕС, не имеют себе равных во всем мире, однако их догоняют китайцы. Пример — китайская буровая вела работы для „Роснефти“ и Statoil в Охотском море. И лет через пять, вполне возможно, китайцы смогут вполне свободно конкурировать с Западом», — сказал ведущий аналитик ФНЭБ.

eadaily.com

Россия наращивает добычу нефти в Арктике::Центр информационного и правового обеспечения развития Арктики

Во втором квартале 2016 года три экспортных терминала на российском арктическом побережье в среднем отгружали по 230 тыс. баррелей сырой нефти в день. Это в два раза больше первоначальных объемов в 130 тыс. баррелей в день, отгружаемых Лукойлом через Варандейский терминал, и Газпромнефтью через "Ворота Арктики" и с платформы "Приразломное".

У России весьма амбициозные планы - совершенно очевидно, что разработка нефтегазовых месторождений Арктики входит в число приоритетных направлений для Кремля. Пару недель назад Министр природных ресурсов России Сергей Донской написал на своей страничке в Facebook, что арктический шельф остается стратегическим направлением развития, несмотря на некоторые задержки, связанные с динамикой цен на нефть.

Он также добавил, что в качестве стимулирующей меры правительство ввело налоговые льготы для компаний, участвующих в геологоразведке и разработке арктических месторождений. Также ранее в этом месяце заместитель премьер министра Дмитрий Рогозин объявил, что правительство работает над созданием комплексного стандарта для исследования Арктики, который определит наиболее подходящие технологии и оборудование, которые необходимо использовать для разработки нефтегазовых месторождений в этом регионе.  Для этого может потребоваться создание нового оборудования, которое будет отвечать потребностям различных месторождений. Иными словами, Россия смотрит на Север.

Сейчас большая часть нефти добывается на огромных месторождениях в Сибири, которые были найдены много десятилетий назад и сейчас находятся на грани истощения. В плане технического развития нефтегазовой отрасли Россия сильно отстает от США и Европы, особенно это актуально для разработки сланцевых месторождений. Это значит, что для их освоения стране придется сильно полагаться на импортное оборудование и технологии. Однако они сейчас под запретом, и пока он не будет снят, до сланцевых нефти и газа добраться будет трудно.

На просторах Арктики у России в разработке сейчас три потенциально огромных месторождения: Титова и Требса, Харьягинское и Приразломное. Изначально Харьягинское месторождение считалось очень перспективным, поэтому такие компании как Total и Statoil быстро включились в его разработку. Однако теперь, когда его запасы резко пересмотрены в сторону понижения с 125 млн тонн до 29 млн тонн, Total вышел из игры, передав свои функции российской компании «Зарубежнефть».  Конечно, 29 млн тонн звучит не так привлекательно, как 100 с лишним млн. Но все же это совсем немало. По оценкам Bloomberg, через четыре года Харьягинское месторождение будет давать около 200 тыс. баррелей нефти в день.

Между тем, компания Газпромнефть утверждает, что в Приразломном скрыто более 70 млн тонн извлекаемых запасов, при этом месторождение может приносить около 5.5 млн тонн ежегодно.  К 2020 году - опять-таки, по оценкам Bloomberg - объем добычи здесь составит 125 тыс. баррелей в день.

Третье месторождение на самом деле состоит из двух смежных - это месторождения Титова и Требса. Здесь работают Лукойл и Башнефть и его разработка ведется уже три года.  В этом году ожидается, что месторождения Требса и Титова начнут впервые давать объемы в коммерческих масштабах, а к 2020 году объем добычи составит 100 тыс. баррелей в день.

Возможно, эти показатели кажутся весьма скромными, но они позволят России поддерживать свой совокупный объем добычи на рекордно высоком уровне, несмотря на то, что зрелые месторождения дают все меньше и меньше нефти. А затем, когда Запад отменит свои санкции - а это произойдет рано или поздно - на русский север придут иностранные операторы, обеспечив арктическим проектам новый мощный толчок к развитию. Если все пойдет по плану, Арктика поможет России обойти Саудовскую Аравию и Соединенные штаты и занять место мирового лидера по объему добычи нефти.  Но это только если все пойдет по плану.

Источник

arctic-centre.com