Баку. Баку нефть википедия


Нефтяная промышленность Азербайджана - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 марта 2015; проверки требуют 65 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 марта 2015; проверки требуют 65 правок. Добыча нефти глубинным насосом близ Баку

Нефтяная промышленность — ведущая отрасль экономики Азербайджана.

Ранняя история[ | ]

Богатые залежи нефти в Азербайджане были известны давно.

В Средние века на территории нынешнего Азербайджана, в историческом Ширване, нефть добывалась в большом количестве, особенно на Апшеронском полуострове. В X—XIII вв. в деревне Балаханы добывалась «лёгкая нефть», а в Сураханы — «тяжёлая». В первые века нашей эры население территории современного Азербайджана уже имело представление об очищении нефти. Географ XIII века Ибн Бекран пишет, что нефть в Баку очищали, чтобы избавиться от её плохого запаха и сделать нефть более пригодной для лечения[1].

Марко Поло, у которого также встречаются упоминания о нефти из Азербайджана[1]

В 1264 году во время путешествия через Баку в Персию итальянский путешественник Марко Поло стал свидетелем добычи просачивающейся нефти. На берегах Каспийского моря на территории современного Азербайджана он видел как собирали эту нефть. Марко Поло писал о крупных прудах, заполненных нефтью, которым, как он писал, можно было бы заполнить сто судов[2]. Он также отмечал, что нефть применяли для освещения домов и лечения кожных заболеваний[1].

Встречаются у Марко Поло и упоминания о грязевых вулканах, выходах газа и пылающих холмах (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). С этим феноменом были связаны религиозные представления огнепоклонников. Так, на окраине селения Сураханы расположен индуистский храм конца XVIII века Атешгях (Место огня), где горящий газ выходит с древних времён[2].

Арабский[3] географ Абд ар-Рашид аль-Бакуви (XIV—XV вв.) отмечал, что из Баку каждый день отправлялся караван из более 200 нагруженных нефтью верблюдов. Каждый верблюд носил около 300 кг нефти[1]. Хамдаллах Казвини (XIV век) отмечал, что для извлечения нефти из колодцев, последние наполняли водой. Так нефть всплывала, после чего её собирали сумками, деланными из тюленьей кожи. Такие сумки, согласно (1669 год), использовали также для хранения и транспортировки нефти[1].

В 1572 году Баку посетил британец Джефри Декет, согласно которому вблизи города находятся обширные выхода нефти, многие люди для приобретения которого проходят большой путь. Декет писал об используемой для освещения домов чёрной нефти, называя её «нафт».

Глава из книги Адама Олеария «Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию»

В 1601 году иранский историк отмечал, что поблизости Баку имелось около 500 колодцев, из к

encyclopaedia.bid

Баку — википедия фото

Баку́ (азерб. Bakı, МФА (азерб.): [bɑˈcɯ]) — столица Азербайджанской Республики, крупнейший промышленный, экономический и научно-технический центр Закавказья, а также самый крупный порт на Каспийском море и самый большой город на Кавказе[9][10].

Площадь территории, которая административно управляется Баку, составляет 2150 км²[1]; население данной территории — 2 181,8 тыс. жителей (на 1 января 2014 года). Баку расположен на южном берегу Апшеронского полуострова. Город по своей древности, величине территории и численности населения является одним из старинных и крупнейших городов Востока. Население всего Апшеронского полуострова (Бакинской агломерации) составляет 2 673,7 тыс. жителей[7]. Баку удостоен в 2010 году Программой ООН по окружающей среде (UNEP) звания одного из главных городов по проведению Всемирного дня окружающей среды. Подобные города избираются ежегодно. В 2010 году, наряду с Баку, этих званий были удостоены также Генуя (Италия) и Женева (Швейцария)[11].

Ойконим «Баку» соответствует древней своей форме и прошёл сложный путь видоизменения, являвшийся следствием исторических факторов. В современном топониме Баку видно его древнее значение, как «город Бога, место Бога», что связано с горящими фонтанами нефти и газа[12]. Существует предположение, что слово «Баку» произошло от персидского бад кубе — обдуваемый ветром[13]. Но подобное толкование считается народной этимологией и искажает древнюю форму написания слова[12].

Ряд поселений на Апшероне получили своё название от племён, населявших эти места в древности. Так, например, от названия населявших Апшеронский полуостров ираноязычных племён скифов-массагетов (маскутов) из династии парфянских Аршакидов произошло название селения Маштага, от мардов — Мардакян, от тюрков — Тюркан, от курдов — Кюрдахана[14]. Баку же впервые упоминается в источниках V века. Византийский автор первой половины этого столетия Приск Панийский, описывая путь, ведущий из Скифии в Мидию, сообщает о «пышущем из морского камня пламени» близ Баку. Это первое хронологическое указание на огни близ города. Армянский историк VIII века Гевонд, описывая события в Кавказской Албании в связи с нашествием хазар в 730 году, упоминает разрушенную ими область Атши-Багуан[15]. Сара Ашурбейли отмечает, что слово «Атш» (искажённое от «Атеш») означает огонь; название «Атши-Багуан» трактуется как «огни Багуана», и что речь здесь идёт о Баку; само же слово «Багуан» уходит корнями в зороастризм и происходит от слова «бага», которое в ряде древних языков означает «солнце», «Бог»[16].

После завоевания страны арабами, уже в VIII веке слово «Багу» могло трансформироваться, как считает С. Ашурбейли, в «Баку»[17]. Ахмед Кесреви Тебризи отождествлял Атеши-Багуан с древним Баку и объяснял значение слова как «город Бога» или «место Бога». Город так назывался потому, что в нём находился один из главных храмов огнепоклонников, а этимология названия города объясняется происхождением из древнеперсидского языка при Сасанидах.

Начиная с IX века в арабских источниках впервые встречаются слова: «Баку», «Бакух», «Бакуйа», «Бакуйе». Позднее в европейских источниках название города встречается как Бага, Баки, Бакхи, а в русских — Бака. На карте мира в труде «Китаб ат-танбих вал-Ишрах» арабского историка Аль-Масуди название города встречается в виде «Бакух». Арабский географ Аль-Истархи в 930 году сообщает, что недалеко от Баку жили огнепоклонники.

В единственной персидской надписи на храме Аташгях упоминается «Бадак» — сокращение от Бад-е кубе.

Надпись выполнена в стихотворной форме и состоит из четырёх строк:

  Зороастрийская надпись в храме огня Атешгях Оригинал Транслитерация Перевод
آتشی صف کشیده همچون دکجیی بِوانی رسیده تا بادکسال نو نُزل مبارک باد گفتخانۀ شد رو سنامد (؟) سنة ۱۱۵٨ ātaši saf kešide hamčon dakjeyi bavāni reside tā bādaksāl-e nav-e nozl mobārak bād goftxāne šod ru *sombole sane-ye hazār-o-sad-o-panjāh-o-haštom Огонь горит как сплошной рядИсфахан(ец) из Бавана пришёл до Бадака«Да будет благословен наступающий Новый Год», — сказал он.Дом был поставлен в (месяце) Сомболе в год 1158-й

В первой строке автор говорит о ряде или кольце огней, горящих в кельях вокруг храма.

Во второй строчке автор сообщает, что он родом из Исфахана и Бавана; и достиг города Бадак. «Джей» — арабизированная форма от «Гай» — одного из ранних названий Исфахана.[18] Баван — небольшая деревня к югу от Исфахана[19],[20]. В Исфахане и его пригородах с начала XVII в. существовала зороастрийская община. При шахе Султане Хусейне (1694—1722) почти все зороастрийцы Исфахана были насильственно обращены в ислам, спаслись лишь немногие. До сих пор в районе Йезда есть семьи, ведущие своё происхождение от таких беглецов[21]. Слово «Бадак» использовано как уменьшительное название города Баку (для сохранения рифмы стиха. Название Баку в источниках XVI—XVIII вв. в. писалось как Бадку, Бад-е кубе).[22]

В третьей строчке говорится о наступающем Новом годе, в конце стиха упоминается созвездие Сомболе — созвездие Колоса (Девы), приходящееся на 22 августа — 22 сентября. В написании названия месяца мастер по ошибке переставил l и h в конце слова.

В последней строке надписи местным резчиком по камню указан год — 1158-й, что соответствует 1745 г. н. э. и совпадает с датировкой соседней индуистской надписи, где указана дата Самват 1802, что тоже соответствует 1745 г. н. э.

Зороастрийцы Ирана использовали свой календарь, празднуя Новый Год (Новруз) в день весеннего равноденствия. Но в XI в. календарная система зороастрийцев пришла в упадок, так как они перестали проводить високосные интеркаляции. Таким образом, Новруз по их календарю стал смещаться относительно своей изначальной даты, и к 1745 г. день Новруза приходился на 22 сентября[23], то есть в период месяца Колоса. Данный календарь называется «кадми». Он использовался зороастрийцами Ирана вплоть до XX века, когда они вновь восстановили традицию празднования Новруза в день весеннего равноденствия.

org-wikipediya.ru

Баку — Википедия РУ

Баку́ (азерб. Bakı, МФА (азерб.): [bɑˈcɯ]) — столица Азербайджанской Республики, крупнейший промышленный, экономический и научно-технический центр Закавказья, а также самый крупный порт на Каспийском море и самый большой город на Кавказе[9][10].

Площадь территории, которая административно управляется Баку, составляет 2150 км²[1]; население данной территории — 2 181,8 тыс. жителей (на 1 января 2014 года). Баку расположен на южном берегу Апшеронского полуострова. Город по своей древности, величине территории и численности населения является одним из старинных и крупнейших городов Востока. Население всего Апшеронского полуострова (Бакинской агломерации) составляет 2 673,7 тыс. жителей[7]. Баку удостоен в 2010 году Программой ООН по окружающей среде (UNEP) звания одного из главных городов по проведению Всемирного дня окружающей среды. Подобные города избираются ежегодно. В 2010 году, наряду с Баку, этих званий были удостоены также Генуя (Италия) и Женева (Швейцария)[11].

Ойконим «Баку» соответствует древней своей форме и прошёл сложный путь видоизменения, являвшийся следствием исторических факторов. В современном топониме Баку видно его древнее значение, как «город Бога, место Бога», что связано с горящими фонтанами нефти и газа[12]. Существует предположение, что слово «Баку» произошло от персидского бад кубе — обдуваемый ветром[13]. Но подобное толкование считается народной этимологией и искажает древнюю форму написания слова[12].

Ряд поселений на Апшероне получили своё название от племён, населявших эти места в древности. Так, например, от названия населявших Апшеронский полуостров ираноязычных племён скифов-массагетов (маскутов) из династии парфянских Аршакидов произошло название селения Маштага, от мардов — Мардакян, от тюрков — Тюркан, от курдов — Кюрдахана[14]. Баку же впервые упоминается в источниках V века. Византийский автор первой половины этого столетия Приск Панийский, описывая путь, ведущий из Скифии в Мидию, сообщает о «пышущем из морского камня пламени» близ Баку. Это первое хронологическое указание на огни близ города. Армянский историк VIII века Гевонд, описывая события в Кавказской Албании в связи с нашествием хазар в 730 году, упоминает разрушенную ими область Атши-Багуан[15]. Сара Ашурбейли отмечает, что слово «Атш» (искажённое от «Атеш») означает огонь; название «Атши-Багуан» трактуется как «огни Багуана», и что речь здесь идёт о Баку; само же слово «Багуан» уходит корнями в зороастризм и происходит от слова «бага», которое в ряде древних языков означает «солнце», «Бог»[16].

После завоевания страны арабами, уже в VIII веке слово «Багу» могло трансформироваться, как считает С. Ашурбейли, в «Баку»[17]. Ахмед Кесреви Тебризи отождествлял Атеши-Багуан с древним Баку и объяснял значение слова как «город Бога» или «место Бога». Город так назывался потому, что в нём находился один из главных храмов огнепоклонников, а этимология названия города объясняется происхождением из древнеперсидского языка при Сасанидах.

Начиная с IX века в арабских источниках впервые встречаются слова: «Баку», «Бакух», «Бакуйа», «Бакуйе». Позднее в европейских источниках название города встречается как Бага, Баки, Бакхи, а в русских — Бака. На карте мира в труде «Китаб ат-танбих вал-Ишрах» арабского историка Аль-Масуди название города встречается в виде «Бакух». Арабский географ Аль-Истархи в 930 году сообщает, что недалеко от Баку жили огнепоклонники.

В единственной персидской надписи на храме Аташгях упоминается «Бадак» — сокращение от Бад-е кубе.

Надпись выполнена в стихотворной форме и состоит из четырёх строк:

  Зороастрийская надпись в храме огня Атешгях Оригинал Транслитерация Перевод
آتشی صف کشیده همچون دکجیی بِوانی رسیده تا بادکسال نو نُزل مبارک باد گفتخانۀ شد رو سنامد (؟) سنة ۱۱۵٨ ātaši saf kešide hamčon dakjeyi bavāni reside tā bādaksāl-e nav-e nozl mobārak bād goftxāne šod ru *sombole sane-ye hazār-o-sad-o-panjāh-o-haštom Огонь горит как сплошной рядИсфахан(ец) из Бавана пришёл до Бадака«Да будет благословен наступающий Новый Год», — сказал он.Дом был поставлен в (месяце) Сомболе в год 1158-й

В первой строке автор говорит о ряде или кольце огней, горящих в кельях вокруг храма.

Во второй строчке автор сообщает, что он родом из Исфахана и Бавана; и достиг города Бадак. «Джей» — арабизированная форма от «Гай» — одного из ранних названий Исфахана.[18] Баван — небольшая деревня к югу от Исфахана[19],[20]. В Исфахане и его пригородах с начала XVII в. существовала зороастрийская община. При шахе Султане Хусейне (1694—1722) почти все зороастрийцы Исфахана были насильственно обращены в ислам, спаслись лишь немногие. До сих пор в районе Йезда есть семьи, ведущие своё происхождение от таких беглецов[21]. Слово «Бадак» использовано как уменьшительное название города Баку (для сохранения рифмы стиха. Название Баку в источниках XVI—XVIII вв. в. писалось как Бадку, Бад-е кубе).[22]

В третьей строчке говорится о наступающем Новом годе, в конце стиха упоминается созвездие Сомболе — созвездие Колоса (Девы), приходящееся на 22 августа — 22 сентября. В написании названия месяца мастер по ошибке переставил l и h в конце слова.

В последней строке надписи местным резчиком по камню указан год — 1158-й, что соответствует 1745 г. н. э. и совпадает с датировкой соседней индуистской надписи, где указана дата Самват 1802, что тоже соответствует 1745 г. н. э.

Зороастрийцы Ирана использовали свой календарь, празднуя Новый Год (Новруз) в день весеннего равноденствия. Но в XI в. календарная система зороастрийцев пришла в упадок, так как они перестали проводить високосные интеркаляции. Таким образом, Новруз по их календарю стал смещаться относительно своей изначальной даты, и к 1745 г. день Новруза приходился на 22 сентября[23], то есть в период месяца Колоса. Данный календарь называется «кадми». Он использовался зороастрийцами Ирана вплоть до XX века, когда они вновь восстановили традицию празднования Новруза в день весеннего равноденствия.

http-wikipediya.ru