Frogi › Блог › Базовые масла для производства моторных масел. Базовые масла из нефти


Базовые масла для производства моторных масел — DRIVE2

В состав моторного масла входит основа (базовое масло) и присадки. Качество масла определяется химическим составом основы, а присадки служат для изменения свойств базового масла, и способны значительно улучшить моторное масло, несмотря на качество основы. Но в процессе использования масла длительное время основным показателем качества становится основа, поскольку присадки за это время меняют свои свойства. В этой публикации рассмотрим базовые масла для производства моторных масел.

Базовые масла для производства моторных масел могут быть трёх видов:

минеральные,синтетические,полусинтетические.

Если ориентироваться на Американский институт нефти (API), то можно сказать, что базовые масла имеют пять категорий.

Первая группа – основа, созданная при помощи депарафинизации и селективной очистки.Вторая группа – основа, прошедшая гидро-обработку, за счёт чего уменьшено количество парафинов и ароматических соединений.Третья группа – основа, полученная с помощью метода каталитического гидрокрекинга, таким образом, индекс вязкости был уменьшен.Четвёртая группа – основа создана на полиальфаолефинах (ПАО), что даёт повышенную окислительную стабильность и увеличивает индекс вязкости.Пятая группа – группа базовых масел для производства моторного масла, в чей список входят основы, не вошедшие в вышеперечисленные категории. Базовые масла на синтетической и натуральной основе.

Минеральная основа для производства моторных масел является продуктом перегонки нефти, и естественно, что ее качество и химический состав, прежде всего, зависят от тех же показателей нефти, и от того, какие технологии были использованы для ее очистки.

Улучшение качества базовых минеральных масел решается двумя способами.

Первый способ подразумевает частичную очистку базового масла для производства моторных масел от азота, кислот, смол, серы, и затем добавляются присадки. При таком методе получается базовое масло не очень высокого качества.Во втором способе проводится полная очистка основы, и дополнительно производится модификация с использованием метода гидрокрекинга. Такой способ позволяет получить базовое масло высокого качества, которое можно использовать в условиях эксплуатации автомобиля на высоких скоростях, температурах и нагрузках.

В плане цены такое базовое масло для производства моторных масел ближе к минеральным основам, а качество приближено к синтетическим.

Гидрокрекинговое базовое масло больше походит на минеральную основу по методу, используемому для его получения. Получают его из нефти, и оно проходит обработку методом гидрокрекинга. Первичная обработка базового гидрокрекингового масла аналогична той, что применяется в случае изготовления минерального масла. Также происходит очистка от битумных веществ, азота и серы, ароматических полициклических соединений. При помощи депарафинизации происходит удаление парафинов. Далее проходит гидроочистка базового масла от ненасыщенных углеводородов. И после неё происходит более тщательная очистка с помощью гидрокрекинга, при котором совершается дополнительное удаление азотистых и серных соединений.

Этот процесс построен на использовании крекинга (разрыва) длинной молекулярной цепочки на более короткие. А затем происходит насыщение водородом (гидрирование) коротких молекул. Поэтому этот способ получил название «гидрокрекинг». Понятно, что гидрокрекинг — это процесс синтеза, при котором происходит создание абсолютно другого соединения из одного и того же исходного сырья – нефти.

Часто гидрокрекинг носит название НС – синтеза. При этом методе получения базового масла для производства моторных масел возникает снижение некоторых полезных свойств. Так, нафтеновые и жирные кислоты, смолы, удалённые в процессе изготовления, снижают его смазывающую способность. Ценность представляют и отдельные соединения азота и серы, поскольку они способны усилить анти-окислительные свойства масла. Поэтому подобная очистка базового масла способна не только улучшить качество масла, но и ухудшить его показатели по некоторым параметрам. Для того чтобы улучшить качество базового масла после глубокой очистки применяются присадки.

Можно сказать, что базовое масло для производства моторных масел, изготовленное с применением гидрокрекинга – это продукт переработки нефти, в процессе которого удаляются все вредные примеси, а недостающие свойства компенсируются за счёт внесения добавки в виде присадки. Поскольку удалить вредные примеси достаточно сложно, то в конечном результате, при использовании такого базового масла, возможность возникновения образования нагара и коррозии значительно больше, по сравнению с синтетическим маслом.

Гидрокрекинг представляет собой каталитический процесс с применением никеля, а для очистки синтетического базового масла для производства автомобильных моторных масел применяется углерод, и поэтому оно не содержит примесей никеля. Это масло схоже по своим свойствам с синтетическим базовым маслом, однако процесс старения происходит быстрее. Можно упомянуть и о таком свойстве масла, как замерзание, которое у синтетического масла проходит при более низкой температуре. Есть и преимущества перед синтетическим базовым маслом, заключающиеся в устойчивости к процессу окисления и повышенной вязкости, поэтому оно способно в лучшей степени защитить двигатель от износа.

Интересен тот факт, что большинство масел для двигателя автомобиля, изготовленных с помощью метода гидрокрекинга, считается синтетическими или полусинтетическими маслами. Подобной позиции придерживаются наиболее крупные мировые производители моторного масла. Гидрокрекинг используют — Shell (кроме 0W-40), BP (кроме Visco 7000), отчасти Fuchs, Esso, Mobil, Chevron, Castrol, а все виды масла от южно-корейской фирмы ZIC вообще изготовлены только с помощью этого метода.

Полусинтетические базовые масла представляют собой смесь синтетических масел и минеральных, причем содержание синтетического масла может составлять 20 – 40 %. Содержание синтетического базового масла в конечном продукте может быть каким угодно, поскольку определённых требований или каких-то норм, как таковых, не существует. Как впрочем, не существует никаких нормативов использования типов (смотрите выше группы масел 3,4) основы для получения полусинтетического масла.

Полусинтетические масла по своей технической характеристике являются чем-то средним между синтетическим и минеральным маслом, соответственно, по своим показателям качества они уступают синтетическим базовым маслам и превосходят минеральные масла. Стоимость этих масел значительно ниже, чем синтетических.

Если рассматривать технические свойства тех или иных базовых масел для производства моторных масел, то стоит упомянуть и синтетическое масло. Основным его достоинством можно считать выигрышное соотношение температурного режима застывания масла и его вязкости.

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что синтетическое масло застывает при температуре воздуха минус 50-60 градусов, и одновременно обладает повышенной вязкостью, что является существенным плюсом в зимних условиях использования автомобиля.Второй важный фактор – это устойчивость при повышенном тепловом режиме. Это значит, что оно имеет повышенную вязкость (в сравнении с полусинтетическим маслом и минеральным) при рабочих температурах начиная от 100 градусов и выше. Поэтому, разделяющая поверхности трения масляная плёнка остается неповреждённой при условии работы в повышенном тепловом режиме.Помимо этих положительных качеств, есть и другие, например, повышенная стойкость к деформации сдвига. Существенным достоинством можно считать устойчивость к термо-окислению. Это говорит о том, что во время эксплуатации автомобиля с использованием этого масла образование лака и нагара сведено к минимуму. Преимуществом в сравнении с минеральным маслом можно считать маленький расход на угар и меньшую испаряемость.Бесспорным преимуществом является минимальное содержание сгущающих добавок — присадок. Некоторые виды синтетических масел вовсе не содержат таких присадок. По этому показателю можно считать масло особо стойким, поскольку присадки разрушаются первыми. Поскольку синтетическое масло обладает большим ресурсом, то его стоимость превышает в 3-5 раз стоимость минерального масла.

Для производства синтетического моторного масла, в качестве основы берут или эстеры, или полиальфаолефины (ПАО), а иногда используют их смесь. ПАО получают путём соединения коротких углеводородных цепочек. Для этого используют этилен и бутилен. Эстеры – это сложные эфиры. Их получают, когда карбоновые кислоты нейтрализуют с помощью спирта.

Для производства автомобильных моторных масел можно использовать растительное масло, например, кокосовое или рапсовое. Наибольшими достоинствами их всех основ обладают эстеры. Интересное свойство – молекулы у эстеров обладают полярностью, а это значит, что являясь частицами заряженными, они притягиваются к металлу. Второе интересное свойство в том, что вязкость эстеров возможно корректировать, когда изготавливается базовое масло, здесь всё зависит от того, какой будет использован спирт. Повышенная вязкость получается, если в изготовлении применяются тяжелые спирты. При производстве эстеров можно не применять присадок для сгущения, что очень хорошо, ведь они выгорают и масло приходит быстрее в негодность. Эстеры представляют собой продукты экологически чистые, что немаловажно.

К сожалению, стоимость эстеров пока слишком велика, чтобы авто-владелец с любым доходом мог их купить. Эстеры стоят значительно дороже минеральных базовых масел, а точнее в 5 – 10 раз. Вследствие высокой стоимости, их добавляют в количестве 3-5%, и то, как правило, в самые качественные и, соответственно, дорогие моторные масла.

Характеристики масла эксплуатационные, условные (по возрастанию качества), в %

(базовое минеральное масло принято считать за 100 %):

Минеральное масло простое — 100 %;

Гидрокрекинговое масло, (улучшенное минеральное)- 200 %;(Shell (кроме 0W-40), BP (кроме Visco 7000), отчасти Fuchs, Esso, Mobil, Chevron, Castrol, а все виды масла от южно-корейской фирмы ZIC вообще изготовлены только с помощью этого метода.)

Синтетическое масло, (полиальфаолефиновое)- 300 %; (ADDINOL)

Синтетическое масло, (эстеровое)- 500 %.

И далее проходим по ссылкеvk.com/public39822203#/public39819329

www.drive2.ru

Что из себя представляют базовые масла?

Luckyres » Статьи » Что из себя представляют базовые масла?

Вернуться в раздел

Всем известно, что моторное масло состоит из базового масла и присадок. Свойства масла определяются прежде всего химическим составом основы, присадки же предназначены для корректировки и улучшения этих характеристик. С помощью присадок можно значительно повысить эксплуатационные свойства моторных масел, даже изготовленных из не самых лучших базовых масел. Но при длительной эксплуатации и особенно при высоких нагрузках присадки разрушаются, и конечное качество моторного масла, проработавшего в двигателе более половины положенного срока, определяется качеством базового масла.

Базовые масла бывают синтетические, полусинтетические и минеральные. Синтетические получают путём каталитического синтеза из газов. Полусинтетические - комбинация минеральных и синтетических основ, при условии не менее 25 % синтетического базового масла. Минеральные получают путём очистки соответствующей фракции нефти.

Условные эксплуатационные характеристики по убыванию качества, в %:

Синтетическое, эстеровое- 500 % Синтетическое, полиальфаолефиновое- 300 % Гидрокрекинговое, улучшенное минеральное- 200 % Минеральное, обычного качества- 100 %

Синтетические масла обладают исключительными вязкостно-температурными характеристиками. Они имеют более высокую вязкость при рабочих температурах свыше 100°C - благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах. Синтетические масла обладают гораздо более низкой, чем у минеральных, температурой застывания (-50°С, -60°C) и очень высоким индексом вязкости, что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду. Немаловажно и то, что синтетика требует введения минимального количества загущающих присадок, а особо высококлассные ее сорта не требуют таких присадок вообще, следовательно, эти масла очень стойкие, поскольку разрушаются в первую очередь именно присадки. Кроме того, их ресурс превышает ресурс минеральных в 5 и более раз. К прочим достоинствам синтетических масел можно отнести повышенную стойкость к деформациям сдвига (благодаря однородности структруры), высокую термоокислительную стабильность, то есть малую склонность к образованию нагаров и продуктов окисления, а также небольшие по сравнению с минеральными маслами испаряемость и расход на угар. Все эти свойства синтетических масел способствуют снижению общих механических потерь в двигателе и уменьшению износа деталей. Основным фактором, ограничивающим применение синтетических масел, является их высокая стоимость. Они в несколько раз дороже минеральных.

В роли синтетической базы, как правило, выступают полиальфаолефины (ПАО) или эстеры, либо их смесь.

ПАО - это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Получают ее путем полимеризации (соединения) коротких углеводородных цепочек – мономеров из 3…5 атомов. Сырьем для этого обычно служат нефтяные газы – бутилен и этилен. Эстеры - сложные эфиры, т.е. продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Они обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама «прилипает» к металлу. Во вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость. Сырье для производства представляет собой растительные масла, например рапсовое, или, даже, кокосовое. Современная технология позволяет создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эстеров, т. к. эстеры являются экологически чистыми продуктами и легко утилизируются. Однако все эти плюсы могут показаться слишком дорогим удовольствием. Эстеровая база стоит в 5…10 раз дороже минеральной! Поэтому их содержание в моторных маслах обычно ограничено 3-5%, и применяются они лишь в самых совершенных продуктах, обычно составляющих вершину товарного ряда лидирующих компаний.

Полусинтетика – это смесь минеральных и синтетических базовых масел, и может содержать в своем составе 20-40% «синтетики». Специальных требований к производителям полусинтетических смазочных материалов в отношении того, какое количество синтетического базового масла должно быть в готовом моторном масле - нет. Кроме того, нет никаких предписаний, какой синтетический компонент использовать при изготовлении полусинтетического смазочного материала. По своим характеристикам эти масла занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими маслами, т.е. их свойства лучше обычных минеральных масел, но хуже синтетических. По цене же эти масла значительно дешевле синтетических.

Химический состав минеральных базовых масел зависит от качества нефти, пределов выкипания отбираемых масляных фракций, а также методов и степени их очистки. Минеральная основа – самая дешевая. Это продукт прямой перегонки нефти, состоящий из молекул разной длины и разного строения. Из-за этой неоднородности – нестабильность вязкостно – температурных свойств, высокая испаряемость, низкая стойкость к окислению. Минеральная основа – самая распространенная в мире моторных масел.

Совершенствование минеральных базовых масел проводится по двум основным направлениям. Первое, при котором масло очищается только до такой степени, чтобы в нем осталось оптимальное содержание смол, кислот, соединений серы, азота и, дополнительно, вводятся присадки для улучшения некоторых функциональных свойств. Такой метод не позволяет получить масла достаточно высокого уровня качества. Второе направление, при котором базовое масло полностью очищается от всех примесей и проводится молекулярная модификация методом гидрокрекинга. В результате чего получается масло, обладающее ценными свойствами для тяжелых режимов работы (высокая стойкость к деформациям сдвига при высоких скоростях, нагрузках и температурах, высокий индекс вязкости и стабильность параметров).

К какому классу относить такие масла? По цене «гидрокрекинг» ближе к «минералке», а по качеству, как уверяет продавец, ничуть не хуже «синтетики». Если бы дело обстояло именно так, такое дорогое удовольствие, как синтетическое масло, вымерло бы как класс. Гидрокрекинговое масло ближе к минеральному не только по цене, но и по способу получения, потому что оно тоже производится из нефти. Оно проходит более глубокую обработку при помощи гидрокрекинга. А на первых этапах его производство ничем не отличается от производства минерального масла. Из обычного минерального масла разнообразными физико-химическими методами удаляются нежелательные примеси, вроде соединений серы или азота, асфальтеновые (битумные) вещества и ароматические полициклические соединения, которые усиливают коксование и зависимость вязкости от температуры. гидрокрекинговые масла — это продукты перегонки и глубокой очистки нефти.

Гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к «синтетике», но быстрее стареет, теряет свои свойства. Зато они обладают высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига, а от износа могут защищать даже лучше, чем синтетические. С другой стороны, «синтетика» более однородна в смысле линейности углеводородных цепей, что дает преимущества, например, в температуре замерзания. Гидрокрекинг — процесс каталитический, как, впрочем, и синтез. Но если первый идет, например, на никеле, то второй — на углероде. Понятно, что углерод в этом смысле лучше, так масло будет избавлено от нежелательных примесей соединений катализаторов. Депарафинизацией удаляются парафины, повышающие температуру застывания масел. Однако понятно, что удалить все ненужные примеси таким методом невозможно — грубо говоря, это и служит причиной худших свойств «минералки». Обработка масла может продолжиться и дальше. Ведь остались еще ненасыщенные углеводороды, которые ускоряют старение масла из-за окисления, да и примеси тоже остались.

Гидроочистка (воздействие водородом при высокой температуре и давлении) превращает непредельные и ароматические углеводороды в предельные, что увеличивает стойкость масла к окислению. Таким образом, масло, прошедшее гидроочистку, обладает дополнительным преимуществом. Это еще более глубокий вид обработки, чем гидрокрекинг, когда одновременно протекает сразу несколько реакций, где удаляются все те же ненавистные серные и азотистые соединения. Длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие с однородной структурой, места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование). Отсюда и название – «гидрокрекинг». Таким образом, при гидрокрекинге налицо все признаки синтеза – создания из исходного сырья нового соединения, с новой структурой и свойствами. Поэтому гидрокрекинг часто называют НС- синтезом. Но не все так просто. Некоторые компоненты нефти, которые обычно считаются вредными, местами могут быть весьма ценными. Например, смолы, жирные и нафтеновые кислоты улучшают липкость и стойкость адсорбционной пленки масла и тем самым улучшают смазывающую способность масла. Некоторые соединения серы и азота обладают антиокислительными свойствами. Таким образом, при глубокой очистке масла некоторые его смазывающие, антиокислительные и антикоррозионные свойства могут ухудшиться. Эта неприятность исправляется специальными присадками, которые добавляют уже на маслосмесительных заводах.

Подавляющее большинство моторных масел, которые позиционируют как полусинтетические, и даже полностью синтетические, являются ни чем иным, как гидрокрекинговыми маслами. Это общая тенденция крупнейших производителей масел. Программа BP (кроме Visco 7000), Shell (кроме 0W-40), частично Mobil, Esso, Castrol, Chevron построена на гидрокрекинге. Все масла южно-корейской фирмы ZIC - это только гидрокрекинг.

luckyres.ru

Технический блог. 1. Базовые масла — DRIVE2

Всем добрый день, давненько здесь не писал. Как вижу многие до сих пор читают мой блог www.drive2.ru/b/288230376152289374/ и многим он нравится, может кому то он даже оказался полезным =) с момента его написания прошло уже почти 4 года! Собственно с того времени ушел с головой в масла и сейчас оброс массой полезной информации, которую хочу донести до Вас! Приятного чтения!

Классификация базовых масел.

В 1956 году в классификацию были внесены официальные изменения. Поменялиськритерии отбора масел в третью группу – в нее включались исключительно базовые масла,получаемые применением гидропроцессов, с индексом вязкости выше 120. Были созданыдве новые группы – четвертая, охватывающая только полиальфаолефины (ПАО), и пятая,в которую были включены все остальные базовые масла (нафтеновые, сложноэфирные,полиалкиленгликолевые и т.д.). Данная классификация действует до сегодняшнего дня, ееосновы представлены в таблице 1

Таблица 1. Категории базовых масел (API 1509).Группа Содержание серы, % вес. Содержание насыщенных углеводородов Вязкость (VI)I >0,03 и/или <90 80-119II ≤0,03 и ≥90 80-119III ≤0,03 и ≥90 ≥120IV РАО (полиальфаолефины)V Все остальные, не включенные в группы I-IV (нафтеновые базовые масла и не РАО синтетиче-ские масла)

Производство базовых минеральных масел.Производство базовых масел I, II, III группы

Бaзовые мaсла различаются между собой вязкостью, химическим составом и не-которыми другими свойствами. Бaзовое мaсло — это основа товарного мaсла, готовая к смешению, но ещё без присадок. Сырьем для смазочных мaсел могут быть минeральные и синтeтические бaзовые мaсла. Химический сoстав минeральных мaсел зависит от нефти, из которой произведено мaсло. Химический состав синтeтических мaсел зависит от исходного сырья (мономеров) и метода синтеза.

Общая схема• атмосферная перегонка (рис. 1.1), при которой отделяются легкокипящие фракции (светлые продукты) и атмосферный остаток (atmosferic residue) или мазут, который служит сырьем для вакуумной перегонки при производстве масел;• вакуумная перегонка атмосферного остатка (мазута) (рис. 1.1) осуществляется при гораздо более низкой температуре в вакууме, что позволяет перегонять вязкие продукты; получаемые фракции масел — вакуумные дистилляты (vacuum distillate) с разной вязкостью и вакуумный остаток (vacuum residue), из которых получают вы-соковязкие базовые масла;• очистка фракций вакуумной перегонки методом экстракции, при помощи кото-рой растворителями отделяются нежелательные соединения;• депарафинизация фракций, при которой отделяются парафины;• другие технологические процессы улучшения качества базовых масел: гидриро-вание, каталитический гидрокрекинг, очистка отбеливающей глиной или кри-сталлическим алюмосиликатом (например, цеолитом) и др.Состав нефти базового масла. Химический состав базового масла зависит от хи-мического состава нефти. Существующие разновидности базовых масел:• парафиновые (paraffinic oil) (содержание парафинов >75%),• нафтеновые (naphthenic oil) (содержание нафтеновых соединений >75%),• ароматические (aromatic oil) (содержание ароматических соединений >50%),• смешанные (mixed base oil, intermediate) — если нет доминирующих соединений.

Для производства смазочных масел наибольшее значение имеют парафиновые базовые масла, которые отличаются хорошими вязкостно-температурными свойствами (высоким ин-дексом вязкости). После традиционных процессов очистки парафиновое базовое масло облада-ет хорошими эксплуатационными свойствами.

Некоторые компоненты нефти, которые обычно считаются вредными, в некото-рых областях назначения могут быть весьма ценными. Например, смолы, жирные и нафтеновые кислоты улучшают липкость и стойкость адсорбционной пленки масла и тем самым улучшают смазывающую способность масла. Некоторые соединения серы и азота обладают антиокислительными свойствами. Таким образом, при глубокой очистке масла, некоторые его смазывающие, антиокислительные и антикоррозионные свойства могут ухудшиться.Совершенствование базовых масел проводится по двум основным направлениям. Первое, при котором масло очищается только до такой степени, чтобы в нем осталось оптимальное содержание смол, кислот, соединений серы, азота и, дополнительно, вво-дятся присадки для улучшения некоторых функциональных свойств. Такой метод не позволяет получить масла достаточно высокого уровня качества. Второе направление, при котором базовое масло полностью очищается от всех примесей и проводится моле-кулярная модификация методом гидрообработки (гидрокрекинга, гидроочистки и др.). В результате получается масло, обладающее ценными свойствами для тяжелых режимов работы (высокая стойкость к деформациям сдвига при высоких скоростях, нагрузках и температурах, высокий индекс вязкости и стабильность параметров).

При очистке масел (finishing) — удаляются следующие основные примеси:• соединения серы (sulfur, sulfur compounds) и органические кислоты (organic acids), вызывающие коррозию металлов;• непредельные углеводороды (unsaturated hydrocarbons), понижающие анти-окислительную стойкость масла;• смолистые и асфальтеновые соединения (resins, bitumen), которые образуют лаковые отложения и нагар на горячих поверхностях деталей, ухудшают низко-температурные• свойства, подавляют эффективность антиокислительных и антикоррозионных присадок;• растворенные в масле твердые углеводороды — парафины (wax), которые повы-шают температуру застывания масла и ухудшают его низкотемпературную фильтруемость;• полициклические соединения (polycyclic aromatics, PCA), ухудшающие низко-температурные свойства масла и способствующие образованию смолистых от-ложений и нагара.Методы очистки:• селективная очистка (solvent refining) или экстракция растворителями (solvent extraction) — метод удаления нежелательных соединений, основанный на образовании двухфазной системы, в которой примеси с растворителем и чистое масло разделяются на два слоя. После отделения слоя экстракта получается чи-стое масло. Таким образом из масла удаляются асфальтеновые (битумные) ве-щества, смолы и ароматические соединения с короткими цепями в молекулах, твердые углеводороды и полициклические ароматические соединения, которые усиливают коксование и зависимость вязкости от температуры. Экстракция рас-творителями обычно проводится сразу после вакуумной дистилляции. Дистил-ляты после экстракции имеют более высокий индекс вязкости и лучшую стой-кость к окислению. В настоящее время для экстракции в основном применяются фурфурол или н-метилпирролидин, а экстракция фенолом встречается редко. В ходе экстракции основной химический состав дистиллятов меняется незначи-тельно, поэтому еще сохраняется влияние химического состава сырой нефти;• депарафинизация растворителем (solvent dewaxing) — метод удаления парафи-нов, которые повышают температуру застывания масел. Масло смешивается со смесью двух растворителей — метилэтилкетона и толуола или другими. Полу-ченный раствор масла охлаждается до — 6: -12°C. При такой температуре кри-сталлы парафина выпадают в осадок и отделяются фильтрованием, а раствори-тель отгоняется от масла и получается депарафинизированное масло (dewaxed oil) с улучшенными свойствами: с более низкой температурой застывания, по-вышенным индексом вязкости, улучшенной текучестью при низкой температуре. Побочный продукт, парафиновый осадок (slack wax), служит сырьем для каталитического гидрокрекинга, при котором могут быть получены высококаче-ственные базовые масла;• очистка адсорбентами. В качестве адсорбентов применяются отбеливающая глина или кристаллические алюмосиликаты — цеолиты, имеющие однородную пористость. Подбором цеолитов с порами определенного размера, можно прово-дить селективную адсорбцию некоторых соединений: смолистых и асфальтовых веществ, алкенов, полициклических аренов. От такой очистки масло становится светлее, поэтому этот процесс иногда называют осветлением масла. В основном очистка адсорбентами проводится после других процессов химической очистки и экстракции растворителями;• гидрообработка и каталитический гидрокрекинг — реакция с водородом при повышенной температуре и давлении, в присутствии различных катализаторов.Для получения масел применяются следующие процессы обработки водородом:• гидрообработка (hydrogen processing) — проводится отдельно или одновременно с обработкой растворителями. Гидрообработка базовых масел может быть про-ведена до разной глубины — от гидроочистки (hydrogen treating, hydrotreating) до гидрокрекинга (hydrogen cracking). Как гидроочищенное базовое масло (hydrotreated base stocks), так и базовое масло гидрокрекинга (hydrocracked base stock) имеют больше предельных связей (saturates) и меньше серы (reduced sulfur content) по сравнению с базовым маслом, экстрагированным растворителем;• гидроочистка (hydrotreating) — осуществляется действием водорода на нефтяные фракции в присутствии катализатора. Ненасыщенные и ароматические молекулы базового масла превращаются в предельные. Одновременно протекает процесс обессеривания (desulfurization) и удаления азотсодержащих соединений (denitrogenation). Умеренная гидроочистка (mild hydrotreating, hydrofinishing, hydrofining), обычно используется и для снижения окраски и запаха масла;• гидроизомеризация (hydroisomеrisation) — изомеризация парафинов или высо-копарафиновых фракций. Линейные молекулы парафинов превращаются в раз-ветвленные изопарафины, одновременно может иметь место и гидрокрекинг мо-лекул. Сырьем для этого процесса служат продукты депарафинизации масел или производства парафинов. После гидроизомеризации проводится депарафиниза-ция растворителем для снижения температуры застывания;• гидродепарафинизация (hydrodewaxing) — каталитическая депарафинизация (catalytic hydrodewaxing) является альтернативным процессом депарафинизации растворителем. Молекулы парафинов каталитически разрываются и изомеризу-ются до изопарафинов. Эта стадия обработки непосредственно следует либо по-сле гидрокрекинга, либо после экстракции растворителем;• каталитический гидрокрекинг (hydrocracking) — получение базовых масел с высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига. Масла гидрокрекинга защищают от износа, иногда лучше, чем синтетические масла. Гидрокрекинг является одним из самых перспектив-ных методов улучшения свойств масла. В ходе гидрообработки одновременно или последовательно протекает ряд химических реакций, в результате которых удаляются соединения серы, азота, другие гетероатомные соединения, одновре-менно протекает гидрирование полициклических ароматических соединений, расщепление нафтеновых колец, деструкция длинных парафиновых цепей и изомеризация продуктов (рис. 1.3). Эти процессы обеспечивают улучшение мо-лекулярной структуры масла, усиливают стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям и стабильность свойств в интервале периода эксплуатации. Скорость и направление отдельных химических реакций, а тем самым и возможность получения желаемых продуктов, может регулироваться изменением параметров обработки (температуры, давления, соотношения реа-гентов, применением различных катализаторов и др.). Поэтому разные компании при выполнении процесса глубокой переработки масла, могут получить отлича-ющиеся по свойствам продукты. Производители, как правило, держат в тайне свои оригинальные процессы переработки.

Рис. 1.3 Стадии гидрокрекинга молекул масла: а — исходная молекула масла; б — расщепление ароматических и нафтеновых колец; в — выпрямление цепи.

Получение синтетически базовых масел

ПАО ( IV группа)Полиальфаолефины это группа синтетических углеводородов, наиболее частоиспользуемых при составлении рецептур смазочных материалов. Их получают путемполимеризации олефинов, а затем гидрирования полученных продуктов для получениянасыщенных соединений. ПAO являются основными маслами, полностью смешивае-мыми смаслами I–III групп. Они могут использоваться при температуре от -60 до +200°C, а ввидуширокого диапазона вязкости (2–1000 сСт) могут служить базовыми маслами для смазочныхсредств различного назначения. По сравнению с маслами групп I и II, они характеризуютсяболее широким диапазоном рабочих температур, повышен-ной стойкостью к окислениюи старению, более высокими индексами вязкости, большей стойкостью к деформациямсдвига, лучшей текучестью при низких температурах и меньшей испаряемостью. Принепосредственном сравнении масел III группы и ПAO, полиальфаолефины проявляют потеритекучести при более низких температурах.

Основные масла V группы

Изначальной причиной возникновения интереса к основным маслам V группы быларазработка смазочных материалов особого назначения (например, для работы приэкстремально высоких или экстремально низких температурах). Сегодня они применя-ются очень широко. Затраты на их производство выше издержек производства масел групп I– III, однако масла V группы обладают гораздо лучшими эксплуатационными свойствами, неоднократно позволяющими снизить затраты на эксплуатацию машин, в которых они используются. К этому типу основных масел относятся, в частности, сложноэфирные, полиалкиленгликолевые, растительные и нафтеновые масла.Сложноэфирные базовые масла получают из карбоновых кислот и спиртов различногостроения путем реакции этерификации. В результате этерификации спиртов, содержа-щих две гидроксильных группы, получают диэфиры, а при этерификации спиртов, чьи молекулы содержат много гидроксильных групп, получают полиэфиры. Сложные эфи-ры карбоновых кислот полностью смешиваемы с маслами групп I–IV, имеют классы вязкости в диапазоне от 10 до 320 сСт (при 40°C), пригодны для работы при температу-ре от -60 до +220°C. Основные преимущества, связанные с их применением, это высо-кая биоразлагаемость, хорошие смазочные свойства и возможность использования в широком температурном диапазоне.Минусом является тенденция к нежелательному воздействию на эластомеры. Некото-рые типы сложноэфирных масел, по сравнению с основными маслами других групп, более подвержены гидролитическому разложению в присутствии воды.Сложные эфиры фосфорной кислоты применяют в основном в качестве гидравлических жидкостей в тех случаях, когда утечка гидравлической жидкости представляет серьез-ную пожарную опасность.Полиалкиленгликоли получают путем реакции субстратов, содержащих гидроксильныегруппы (спирты, диолы, полиолы, карбоновые кислоты) с алкиленовыми окисями.Полигликоли являются основными маслами с вязкостью в диапазоне 20–1000 сСт, диа-пазон температур их применения составляет от -30 до +200°C. Их основное преимуще-ство – это прекрасные смазочные качества. В сравнении с маслами групп I–III по своим преимуществам они похожи на сложноэфирные масла. Основным минусом является ограниченная смешиваемость с присадками и маслами других групп. Полигликоли, как и сложные эфиры, вступают в нежелательные реакции с эластомерами.Базовые масла на основании растительных масел, характеризующиеся высокойбиоразлагаемостью, продолжают оставаться многообещающими субститутами другихмасел, однако их доля в рыночном производстве невелика. Растительные масла по сво-ему химическому характеру являются сложными эфирами карбоновых кислот (чьи мо-лекулы содержат свыше 15 атомов углерода) и многоатомного спирта глицерола (гли-церина).Растительные масла имеют тенденцию к нежелательному изменению свойств в резуль-тате реакции с кислородом. Их окислительная стабильность уменьшается по мере уве-личения в молекуле числа ненасыщенных связей (на их количество указывает йодное число). В то же время меньшее количество ненасыщенных связей в молекуле (более низкое йодноечисло) приводит к нежелательному росту температуры текучести масла. Рапсовое масло является одним из лучших видов сырья для производства биоразлагаемых масляных основ, поскольку обладает выгодным соотношением низкотемпературных качеств и окислительной стабильности.В результате процессов окисления возрастает вязкость смазочных материалови образуются связи кислого характера, способствующие коррозии. По сравнению сдругими основными маслами растительные масла обладают самой низкой окислитель-ной стабильностью.Растительные масла характеризуются относительно низким классом вязкости (ISO VG 32 или 46), что значительно сужает поле их потенциального применения.Ввиду присутствия сложноэфирных связей, натуральные триглицериды характеризу-ются низкой гидролитической стабильностью, особенно при температуре выше 60єC.Кроме способности к быстрому биоразложению, есть еще ряд других физико-химических свосвойств, делающих их пригодными для использования в качестве сма-зочных материалов, в частности, их вязкостно-температурные и смазочные качества. Преимуществом растительных масел с точки зрения их пригодности для использования в качестве смазочных материалов является также то, что они легко смешиваются с дру-гими основными маслами и присадками. Улучшение нежелательных эксплуатационных свойств растительных масел достигается путем их химической модификации.На практике растительные масла используются для производства масел для цепных пил, в качестве масел гидравлических, формовочных, для двухтактных забортных дви-гателей, а также как базовые масла при производстве биоразлагаемых смазок. Масла с правильно подобранным составом на основании биоразлагаемых базовых масел рабо-тают так же эффективно, как и смазочные материалы на основании базовых масел дру-гих групп.Нафтеновые масла – это тип масел, получаемых из нефти, по классификации API относимые к V группе базовых масел. Их получают из нефти, содержащей менее 55%парафиновых углеводородов (алифатических углеводородов, у которых атомы уг-лерода образуют только простые связи). Следствием такого углеводородного состава является очень низкое значение индекса вязкости нафтеновых масел, однако отсутствие парафиновых углеводородов положительно влияет на снижение температуры текуче-сти. Еще одним существенным плюсом нафтеновых основ является их хорошая спо-собность растворять присадки.Практическое значение нафтеновых масел сводится к производству электроизоляцион-ныхмасел, трансмиссионных жидкостей и гидравлических масел, технологических жидкостей и смазок.

www.drive2.ru

Базовые масла сырье и основной компонент товарных масел. Вкачестве базовых масел при производстве смазочных материалов используют минеральные (нефтяные), синт

БАЗОВЫЕ МАСЛА.

Базовые масла – сырье и основной компонент товарных масел. В качестве базовых масел при производстве смазочных материалов используют минеральные (нефтяные), синтетические, НС-синтетические масла, а так же их смеси. Для специальных целей применяют также масла растительного происхождения. Минеральные масла.Высококачественное минеральное базовое масло является надежной предпосылкой для получения современных смазочных материалов. Такие базовые масла обладают стабильными свойствами, в частности высокой растворимостью присадок, обеспечивая эффективность их действия, а также хорошими смазочными свойствами, обеспечивая гидродинамический режим смазывания в обычных эксплуатационных условиях в широком диапазоне рабочих температур при условии выбора подходящей вязкости. Однако на базе минерального масла трудно, а иногда и невозможно разработать смазочный материал, обладающий отличными свойствами при низких температурах и в то же время сохраняющий достаточно высокие смазочные свойства и при высоких эксплуатационных температурах.Частично синтетические (полусинтетические) масла.Низкотемпературные свойства минеральных масел можно улучшать введением некоторой доли (до 30%) синтетики. Таким образом, можно производить недорогие, обладающие хорошей текучестью при низких температурах, всесезонные масла SAE 5W-XX, которые трудно или невозможно изготовить на базе одного только минерального масла.Синтетические масла.С помощью синтетических базовых масел можно существенно улучшить свойства смазочных материалов. Однако само по себе применение синтетического базового масла не всегда гарантирует высокие эксплуатационные свойства товарного продукта. Для достижения этой цели требуется тщательный подбор компонентов и оптимизация рецептуры продукта. Поэтому возможна весьма большая разница в стоимости "однотипных" синтетических масел.

Синтетические масла позволяют достичь дополнительно следующих свойств:

  • Отличные свойства при низких температурах, в т. ч. легкий запуск двигателя и надежное смазывание в холодных условиях.

  • Отличные функциональные свойства при высоких температурах, в частности, стабильность против окисления, низкая летучесть и расход масла.

  • Великолепные моющие свойства и минимизация отложений.

  • Высокие интервалы замены и снижение расхода топлива

НС-синтетические (или гидрокрекинговые) базовые масла.

Метод каталитического гидрокрекинга (НС-синтеза) - это получение базовых масел с высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига. Масла гидрокрекинга защищают от износа иногда лучше, чем синтетические. Гидрокрекинг является одним из самых перспективных методов улучшения свойств масла. В ходе гидрообработки одновременно или последовательно протекает ряд химических реакций, в результате которых удаляются соединения серы, азота, другие гетероатомные соединения, одновременно протекает гидрирование полициклических ароматических соединений, расщепление нафтеновых колец, деструкция длинных парафиновых цепей и изомеризация продуктов. Эти процессы обеспечивают улучшение молекулярной структуры минерального масла, усиливают стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям, а также стабильность свойств в интервале периода эксплуатации. Скорость и направление отдельных химических реакций, а тем самым и возможность получения желаемых продуктов, может регулироваться изменением параметров обработки (температуры, давления, соотношения реагентов и т.п.). Именно обработка базовых масел методом каталитического гидрокрекинга позволяет добиться очень высоких эксплуатационных характеристик моторных масел, сравнимых, а по ряду параметров превосходящих свойства «синтетики».

Классы базового масла по API:

  • Группа 1 – минеральная, содержит менее 90% предельных углеводородов и 0,03% серы, имеют индекс вязкости от 80 до 120 (обычно

  • Группа 2 – минеральная, содержит не менее 90% предельных углеводородов и менее 0,03% серы, имеют индекс вязкости от 80 до 120 (обычно 95)

  • Группа 3 - содержит не менее 90% предельных углеводородов и менее 0,03% серы, имеют индекс вязкости более 120 (обычно 140-150) (НС-синтетические, крекинговые, гидросинтетические, техносинтез, Syntetishblend, МС-синтез).

  • Группа 4 – полиальфаолефины (индекс вязкости 130)

  • Группа 5 – базовые масла других типов, не вошедшие в группы 1-4 (сложные спирты и эфиры)

  • Группа 6 – ПИО, полиинтеролефины

gigabaza.ru

Базовые масла - Справочник химика 21

из "Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания"

Получение необходимых качеств масел достигается путем правильного сочетания свойств базовой части с комплексом вводимых присадок. Базовые масла — это нефтяные масла фенольной селективной очистки. [c.61] Сырьем для изготовления смазочных масел является мазут, который остается после отгонки из нефти бензино-керосиновых и газойлевых фракций. Мазут перегоняют на масла в вакууме, в присутствии водяного пара. Различают масляные дистилляты, т. е. продукты перегонки, и остаток, или полугудрон. Из дистиллятов и остатка получают соответственно дистиллятные и остаточные масла, подвергаемые последующей очистке. Широко применяют масла, представляющие собой смесь дистиллятных и остаточных компонентов. Вязкие масла вырабатывают из остатка. Технология получения масел в значительной степени определяет их эксплуатационные свойства. [c.61] Однако глубина очистки масла должна быть оптимальной. Непредельные соединения, а также асфальто-смолистые компоненты обладают полярной активностью и способствуют образованию на поверхностях трения граничных пленок. Поэтому при переочистке масла его смазочная способность ухудшается. Кроме того, переочищенные масла менее стабильны при хранении. Некоторые смолистые вещества улучшают вязкостнотемпературную характеристику масла и понижают его температуру застывания. [c.62] При низких температурах из масла выпадают кристаллы парафина, что вызвано ограниченной растворимостью его в масле. В результате выпадения парафина образуется структурный каркас, который мешает прокачке масла он может вызвать забивание масляных трубопроводов и воспрепятствовать поступлению масла через сетку маслоприемника к насосу. Это чрезвычайно нежелательное явление поэтому депарафинизация является обязательным технологическим процессом производства масла. [c.62] Углеводороды, входящие в масляную основу, значительно различаются по молекулярной массе (от 300 до 1000 и выше), а также по структуре молекул — парафиновых, нафтеновых, ароматических, нафтено-ароматических [46, с. 37—44]. Основу масел (60ч-747о) составляют нафтено-парафиновые углеводороды. Масла, изготовленные из парафинистых нефтей, содержат в парафиновых цепях относительно большее количество углерода, чем масла нафтенового основания. У остаточных масел доля углерода в парафиновых цепях выше, чем у дистиллятных одинакового происхождения. [c.62] Известно народнохозяйственное значение разработок новых восточных. месторождений. Западносибирские, туймазинская, ро-машкинская и другие нефти содержат значительно больше серы, чем нефти кавказских месторождений. Это важное отличие отражается на свойствах получаемых продуктов 46, с. 44—49]. Масла из сернистых нефтей характеризуются относительно более высоким индексом вязкости, лучшими антикоррозионными свойствами, но большей коксуемостью, что является их недостатком. Многие серусодержащие соединения являются антиокислителями [25]. Кроме того, сернистые соединения нефти образуют на поверхностях металлов защитные пленки, ингибирующие их каталитическое действие на процесс окисления масла. [c.62] Только совместное влияние физических свойств базового масла и присадок, составляющих композицию, определяет эксплуатационные свойства масла. [c.62] Поскольку комплексные присадки по-разному реагируют на групповой состав базовых масляных фракций, требуется обеспечить определенное сочетание свойств базового масла и вводимых присадок. Кроме того, в процессе применения масла в двигателях внутреннего сгорания присадки срабатываются, а групповой и химический состав базового масла изменяется. В базовом масле появляются различные продукты окисления, которые по-разному реагируют с продуктами, образующимися в результате срабатываемости присадок. Важность правильного сочетания свойств базового масла с комплексом присадок показана, в частности, в работе Е. Г. Семенидо [42]. Установлено, что для получения современного масла с высоким индексом вязкости базовое масло должно обладать определенными свойствами. Только тогда загущающая присадка дает необходимый эффект. [c.63] Желательно производить базовые масла с индексом вязкости более 100, хорошими пусковыми свойствами и высокой приемистостью к современным композициям присадок. С помощью глубокой селективной очистки наиболее качественных масляных нефтей (мангышлакская, усть-балыкская и некоторые другие) можно получить масла с индексом вязкости до 105. Однако такой путь малоэффективен, поскольку выход масел получается низким. [c.63] Наилучшими вязкостно-температурными характеристиками обладают масла, содержащие изопарафиновые углеводороды с длинными разветвленными цепями, алкилированные нафтеновые, ароматические и нафтене-ароматические углеводороды с длинными малоразветвленными цепями. [c.63] весьма перспективным и эффективным способом получения базовых масел, удовлетворяющих указанным выше требованиям, является гидрокрекинг (гидроизомеризация) под давлением водорода, с участием соответствующих катализаторов. Гидрокрекинг в принципе заменяет селективную очистку. Таким путем получают высококачественные масла, требующие минимальные количества присадок. [c.63] Коррозионность, окисляемость, склонность к образованию отложений и другие эксплуатационные свойства масел определяются не только эффективностью присадок, но и исходными свойствами базового масла, его вязкостными характеристиками, сырьем, химическим составом, способом очистки и приемистостью к различным типам присадок. [c.64]

Вернуться к основной статье

chem21.info

Базовые масла - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Базовые масла

Cтраница 1

Базовые масла в России прочно вошли в группы импортируемых нефтепродуктов.  [2]

Базовые масла, полученные по самой современной технологии, по своим эксплуатационным свойствам не отвечают требованиям современных двигателей внутреннего сгорания.  [3]

Базовые масла должны подвергаться глубокой очистке с целью максимального удаления смолистых соединений и полициклических углеводородов.  [4]

Базовые масла, из которых в дальнейшем смешением ( компаундированием) и добавлением присадок получают моторные, индустриальные, электроизоляционные и другие масла, производят на нефтеперерабатывающих заводах по сложной технологии. Начальным процессом является прямая перегонка под вакуумом мазута - остатка после отгона светлых продуктов.  [5]

Базовые масла составляют основную часть смазочного материала - от - 75 % в моторных маслах до 99 % в ряде индустриальных и во многом определяют как технические, так и экологические свойства товарного продукта - в первую очередь стабильность вязкости, летучесть, низкотемпературные свойства, растворимость присадок и загрязнений, антипенные, деэмульгирующие и деаэ-рационные свойства, термоокислительную стабильность.  [6]

Базовые масла, из которых в дальнейшем смешением ( компаундированием) и добавлением присадок получают моторные, индустриальные, электроизоляционные и другие масла, производят на нефтеперерабатывающих заводах по сложной технологии. Начальным процессом является прямая перегонка под вакуумом мазута - остатка после отгона светлых продуктов.  [7]

Базовые масла ( масляная основа) для гидромеханических коробок передач с индексом вязкости 90 - 95 легко доступны. Там, где нужно применять масла с большим индексом вязкости, к основе добавляют специальные загущающие присадки. Роль таких присадок обычно выполняют полимеры, действие которых выражается либо в образовании агрегатов в виде перепутанных спиралей, либо в уменьшении растворимости при низких температурах. При повышении температуры они действуют: в противоположном направлении, что способствует увеличению вязкости масла. Молекулы полимеров под действием возникающих при нормальной работе зубчатых передач усилий сдвига разрушаются на молекулы меньшего молекулярного веса, обладающие меньшей загущающей способностью. Тем не менее такие присадки используют, например, в маслах для ГМКП, где их эффективность сохраняется.  [8]

Базовые масла, близкие по своим свойствам, например мид-континентские или пенсильванские масла селективной очистки, должны обладать - примерно одинаковыми эксплуатационными свойствами после введения противозадирных присадок. Изготовители присадок провели предварительные испытания большинства масел, поставляемых крупными нефтеперерабатывающими заводами, и поэтому они могут предсказать возможную восприимчивость данного масла к изготовляемым ими противоза-дирным присадкам того или иного сорта. Точно такие же сведения и рекомендации могут быть получены и от поставщиков масел.  [9]

Базовые масла, используемые для получения трансформаторных масел, - это веретенные масляные дистилляты, подвергнутые глубокой селективной очистке и гидроочистке и в некоторых случаях доочищенные отбеливающей глиной. Для достижения требуемой стабильности к окислению селективную очистку следует проводить так, чтобы небольшое количество ароматических углеводородов оставалось в масле, так как они не влияют на окисление и предотвращают газовыделение. Глубокая очистка нафтеновых и парафиновых масел может легко привести к переочистке, в результате которой удаляются молекулы, составляющие основу природных ингибиторов. Поэтому рафинаты перед гидроочисткой смешивают с менее тщательно обработанными фракциями для достижения требуемой стабильности к окислению.  [10]

Базовые масла, полученные низкотемпературным обезмасливанием гача, при пониженных вязкости и температуре застывания, обладают равными вязкостно-температурными свойствами ( индексом вязкости) с маслами, полученными из исходных рафинатов традиционной депарафинизацией.  [11]

Базовые масла обладают разными физическими характеристиками и химическими свойствами и обеспечивают различный уровень эксплуатационных свойств товарных масел.  [12]

Базовые масла, из которых в дальнейшем смешением ( компаундированием) и добавлением присадок получают моторные, индустриальные, электроизоляционные и другие масла, производят на нефтеперерабатывающих заводах по сложной технологии. Начальным процессом является прямая перегонка под вакуумом мазута - остатка после отгона светлых продуктов.  [13]

Европейские базовые масла получают обычно из ближневосточных нефтей. Некоторые свойства этих нефтей, как, например, исходный высокий индекс вязкости, а также часто довольно высокая температура застывания, оказывают влияние и на получаемые из них базовые масла. Высокое содержание серы в этих нефтях практически не вызывало до сих пор никаких затруднений.  [14]

Минеральные базовые масла получают путем переработки сырой нефти с применением различных процессов разделения. Поэтому выбор сырья для производства масел имеет большое значение. Наиболее предпочтительны парафинистые виды сырья, которые дают большой выход продуктов с высоким индексом вязкости, хотя в то же время они содержат много парафинов. Для некоторых областей применения предпочтительны масла нафтенового основания, поскольку они дают большой выход продуктов со средним или низким индексом вязкости, очень малым содержанием парафинов и с низкой температурой застывания, которая обеспечена самой их природой.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Базовые масла - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Базовые масла

Cтраница 2

Базовые масла группы III обладают хорошей приемистостью к пакетам многофункциональных присадок, хорошими пусковыми свойствами при низких температурах. Высокий индекс вязкости базовых масел группы III делает их наиболее пригодными для удовлетворения современных жестких требований к испаряемости для моторных масел.  [16]

Синтетические углеводородные базовые масла сходны с нефтяными по отсутствию острой токсичности.  [17]

Обычные парафиновые базовые масла вязкостью 12 мм2 / с при 100 С имеют ИВ 95 - 100, тогда как ИВ масел гидрокрекинга может достигать 120 и более.  [19]

Компаундированные базовые масла ДС-11 и МТ-16, выработанные из сернистых нефтей на основе остаточного компонента Ново-Уфимского НПЗ, очищенного 200 % фенола, и товарного дистиллятного компонента Ново-Уфимского НПЗ, очищенного 220 % фенола, не уступают по эксплуатационным свойствам соответствующим маслам, полученным смешением товарных компонентов Ново-Уфимского и Новокуйбышевского НПЗ.  [20]

Опытные базовые масла ДС-11 и МТ-16 из восточных нефтей несколько превосходят по эксплуатационным свойствам соответствующие товарные масла Ярославского и Бакинского НПЗ.  [21]

Компаундированные базовые масла ДС-11 и МТ-16, выработанные из сернистых нефтей на основе остаточного компонента Ново-Уфимского НПЗ, очищенного 200 % фенола, и товарного дистиллятного компонента Ново-Уфимского НПЗ, очищенного 220 % фенола, не уступают по эксплуатационным свойствам соответствующим маслам, полученным смешением товарных компонентов Ново-Уфимского и Новокуйбышевского НПЗ.  [22]

Опытные базовые масла ДС-11 и МТ-16 из восточных нефтей несколько превосходят по эксплуатационным свойствам соответствующие товарные масла Ярославского и Бакинского НПЗ.  [23]

Целевой продукт-доочищенные базовые масла. Отходы процесса - отработанная отбеливающая земля, содержащая адсорбированные компоненты и пропитанная маслом.  [24]

Однако полученные базовые масла были недостаточно стабильны: при окислении в условиях высокой температуры ( 50 ч при 175 С) возрастало кислотное число, образовывались взвеси, не выдерживалась проба на медную пластинку. Были испытаны многие антиокислители: фенолы, нафтолы, их азотистые аналоги, карбаматы металлов, сера -, селен - и фосфорсодержащие органические соединения, ферроцены, оловоор - ганические соединения и др. Ни одна из присадок не давала удовлетворительных результатов и только длительное изучение синергетического эффекта позволило подобрать композиции, обеспечивавшие длительную стабильность масла не только при 200, но даже и при 225 С.  [25]

Цены на базовые масла находятся в определенной связи с ценами на нефть и прочие нефтепродукты. В среднем цены на базовые масла на 75 - 100 % выше стоимости сырых нефтей.  [27]

Так, базовые масла, получаемые из нефти, содержащей повышенное количество парафинов, имеют худшие низкотемпературные свойства, так как при низких температурах из масла выпадают кристаллы парафинов, мешающие его прокачке. Органические кислоты увеличивают его коррозионную агрессивность, асфальтосмолистые компоненты - его склонность к образованию отложений.  [29]

Желательно производить базовые масла с индексом вязкости более 100, хорошими пусковыми свойствами и высокой приемистостью к современным композициям присадок. Однако такой путь малоэффективен, поскольку выход масел получается низким.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru