Поставки российской нефти могут взвинтить цены на белорусских АЗС. Беларусь цена на нефть


«Белнефтехим» о ценах на нефть и стоимости топлива: «Ситуация неутешительна»

Председатель Белорусского государственного концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в эфире телеканала ОНТ назвал текущую ситуацию на рынке нефтепродуктов неутешительной, а также сообщил, что еженедельный рост цен на топливо «на копеечку» позволяет контролировать ситуацию, но не способствует сближению между трендами нефти и нефтепродуктов.

О ситуации на рынке

— На рынке ситуация неутешительна, — сказал Андрей Рыбаков. — Стоимость нефти Brent растет, причем этот вектор жестко актуализировался на последней неделе и достиг уже 85 долларов за баррель. Если брать динамику за год — это плюс 40 процентов к началу года.

Если брать ситуацию на 1 октября прошлого года — это плюс 60 процентов. Адекватного увеличения цены на нефтепродукты (в Беларуси. — Прим. Onliner.by) в течение года не происходило. Адекватного я имею в виду не с точки зрения белорусского рубля, а исходя из всех факторов: это в том числе и курс национальной валюты. 80 процентов в себестоимости нефтепродуктов занимает стоимость нефти.

На сегодняшний день ситуация на внутреннем рынке является глубоко убыточной для наших нефтеперерабатывающих заводов. И данные убытки не способна перекрыть ни экспортная составляющая, ни иные меры внутреннего характера, в частности, по снижению издержек, которые реализуются на двух предприятиях.

Цены будут продолжать расти?

— По копеечке, — сообщил председатель Белорусского государственного концерна «Белнефтехим». — Мы пропагандируем в первую очередь политику сдержанности. Мы каждую неделю ведем мониторинг, не является ли тренд по нефти неким всплеском. И каждую неделю, на конец недели, подводя итоги с учетом всех параметров, выносим решение о последующем повышении. Опять же, на одну копейку — это минимально возможный уровень повышения. Это нам позволяет, во-первых, адаптировать наших потребителей к росту, во-вторых, позволяет нам контролировать полностью ситуацию по росту, исходя, я повторюсь, из возможных колебаний и возможного снижения, сглаживания пиков.

Стоит констатировать, что вот те полтора месяца, когда каждую неделю цена на топливо увеличивалась на копейку, она позволила нам фактически удержаться на одном месте. Без какого-либо прогресса по сближению между трендами нефти и нефтепродуктов.

Актуальные цены на топливо (за 1 литр):

  • АИ-98 — 1 рубль 57 копеек;
  • АИ-95 — 1 рубль 46 копеек;
  • АИ-92 — 1 рубль 38 копеек;
  • ДТ — 1 рубль 46 копеек.

Обеспокоены ростом цен на топливо?

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

auto.onliner.by

Эксперт о ценах на нефть и курсе рубля: ситуация далека от критической

Нефтяной рынок снова штормит. За последние полтора месяца стоимость барреля нефти Brent вернулась к февральским минимумам, упав с 86 до 63 долларов. Падение нефтяных котировок аналитики объясняют рядом причин. Во-первых, рост цен в этом году во многом был связан с негативными ожиданиями в отношении возобновления антииранских санкций. 

ФОТО: pixabay

 - После выхода США из ядерной сделки с Ираном весной 2018 года инвесторы ожидали существенного сокращения поставок иранской нефти на глобальный рынок. Однако реальность оказалась куда лучше ожиданий, а значит, быстрый рост котировок был необоснованным, - объясняет финансовый консультант ООО «Форекс Оптимум» Жанна Кулакова. - Во-вторых, на нефть давит неопределенность с дальнейшей судьбой соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, сроки которой истекают к концу этого года.

- С одной стороны, участники сделки уже выражали намерения продлить соглашение и, более того, сделать его бессрочным. Для нефти это хорошие новости, но, вместе с тем, летом 2018 года некоторые участники ОПЕК+ приняли решение нарастить добычу вопреки действующим договоренностям. Рост добычи в странах ОПЕК тоже ощутимо давит на котировки, - говорит эксперт. - Отдельного внимания заслуживает ситуация в США, которые тоже являются очень важным участником глобального нефтяного рынка. Там давно наблюдается устойчивый рост добычи, что не идет котировкам на пользу. 

По мнению Жанны Кулаковой, пока не прояснится ситуация с дальнейшей судьбой сделки ОПЕК+ (ясность может появиться по итогам встречи ОПЕК 6 декабря в Вене), судить о перспективах нефти невозможно. Вероятны любые сценарии. 

- При этом важно, что российский рубль практически не отреагировал на заметное снижение нефтяных котировок - так же, как ранее он не реагировал и на их рост. Для российской валюты по-прежнему приоритетны геополитические факторы, однако падение цен на нефть в любом случае приводит к сокращению поступлений в федеральный бюджет и может сказаться на рубле в будущем. С учетом тесных торговых связей между Россией и Беларусью наш рынок это тоже может затронуть. Вместе с тем, ситуация далека от критической, тем более что в проект бюджета Беларуси на 2019 год заложена цена нефти на уровне 60 долларов за баррель. Пока все в рамках прогноза, - резюмировала эксперт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

5

www.sb.by

Почему рост цен на нефть выгоден Беларуси — Народная Воля

Каким образом — разбиралась DW.

В первую декаду ноября цены на нефть достигали рекордных отметок с 2015 года. Утром 13 ноября нефть марки Brent стоила 63,5 доллара за баррель. Что не может не радовать власти в Минске, отмечают эксперты, опрошенные DW. И это несмотря на то, что собственная годовая добыча «черного золота» в Беларуси составляет лишь 1,6 млн тонн. В чем тут дело, выясняла DW.

Выгодно для бюджета РБ

Экспорт нефти и нефтепродуктов — наряду с экспортом калийных и иных удобрений, а также сельхозпродукции — входит в тройку важнейших статей доходной части белорусского бюджета. По прогнозам агентства Bloomberg, к 2018 году нефтяная составляющая в ВВП Беларуси составит 13,9% (для сравнения: в 1993 году было 0,5%).

Нефте- и газопроводы, проходящие через Беларусь

Доктор экономических наук Борис Желиба отмечает, что рост мировых цен на нефть сегодня в первую очередь выгоден России, которая является крупнейшим экспортером этого сырья и у которой увеличится валютная выручка. Во вторую очередь это выгодно Беларуси, два НПЗ которой — Мозырьский и Новополоцкий — производят нефтепродукты из российской нефти. «Это в какой-то степени поддержит белорусскую экономику», — считает профессор.

Но не все просто. Согласно статистическим данным, в первом полугодии 2017 года Беларусь закупала российскую нефть по 273 доллара за тонну, или на 30,6% дороже по сравнению с 2016 годом. Вообще за последние 2 года российская нефть для белорусских НПЗ подорожала на 238%.

И тем не менее, констатирует минский экономист Лев Марголин, с ростом цен на нефть растет и прибыль от ее переработки, ведь белорусские нефтепродукты продаются в основном на Западе, где цены на них рыночные и выгодные для Беларуси. Но о конкретных цифрах, добавил Марголин, можно будет говорить только по итогам года.

С другой стороны, по мнению экспертов, рост нефтяной составляющей в ВВП Беларуси тормозит развитие экономики, поскольку в ней не проводятся структурные реформы. В дальнейшем это может иметь самые негативные последствия для страны.

Сколько нефти нужно Беларуси

По словам экономического аналитика Леонида Злотникова, ежегодно для удовлетворения собственных потребностей Беларуси необходимо 6 миллионов тонн нефти. Весь этот объем, по оценке Льва Марголина, практически полностью идет на производство бензина для отечественных потребителей. Кстати, добавляет Марголин, повышение цен на нефть сказывается и на белорусах: в стране снова подорожал бензин. «Правда, когда цена на нефть падает, у нас бензин не дешевеет, но об этом никто не вспоминает», — отмечает экономист.

Сама Беларусь добывает 1,6 млн тонн в год. Вся эта нефть, в соответствии с договоренностями с Россией, экспортируется на Запад — в основном, в Германию, Нидерланды и Великобританию. Добыча и продажа ее приносит Беларуси около 1 млрд долларов. На внутренние белорусские нужды идет нефть российская.Белорусский участок нефтепровода Дружба — рабочий закручивает вентиль

Белорусский участок нефтепровода «Дружба»

После нефтегазового конфликта в конце 2016 — начале 2017 года, когда Москва сократила поставки нефти на белорусские НПЗ, в этом году они могут получить для переработки лишь 18 млн тонн «черного золота» вместо 24 млн. Договоренности о поставках ежегодно 24 млн тонн вплоть до 2024 года были достигнуты при подготовке документов о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

После урегулирования нефтяного конфликта Россия согласилась поставить в Беларусь дополнительно 6 млн тонн для дальнейшего реэкспорта Минском в третьи страны. Экспортные пошлины при этом остаются в белорусском бюджете, их сумма может достичь по итогам 2017 года 546 млн долларов.

Большой прибыли не будет

Леонид Злотников подчеркивает, что таких прибылей, как это было до 2014 года, когда нефть стоила больше 100 долларов за баррель, уже не будет. Оказалось, что белорусские НПЗ не самые совершенные. В 2015 году из-за недостаточной глубины переработки сырья они балансировали на грани убыточности, поэтому на модернизацию потребовался 1 млрд долларов. Но довести глубину переработки нефти до 95%, как в Германии, пока не удается.

Кроме того, рост цен на нефть, по выражению Злотникова, не будет долгосрочным, поскольку с развитием новых технологий в тех же США увеличивается добыча сланцевой нефти, а ее себестоимость снизилась до 32 долларов за баррель. Поэтому к концу года цена на нефть будет падать, уверен аналитик. С коллегой солидарен и Лев Марголин: «Это кратковременный скачок, связанный со стечением обстоятельств, он сменится обратным откатом».

Откуда идет нефть в Беларусь

Россия сейчас является фактически единственным поставщиком нефти в Беларусь. Ранее Минск во время обострений отношений с Москвой пытался наладить поставки «черного золота» из Азербайджана, Венесуэлы и Ирана, но все эти проекты оказались убыточны и были свернуты. Ныне в Беларусь нефть поставляют российские компании «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Башнефть» «Татнефть» и ряд других.

Леонид Марголин обращает внимание на то, что цены на поставляемую нефть — в основном частными компаниями — практически одинаковые, поскольку ценообразование на этот товар оговаривается на межгосударственном уровне. Поэтому, заключают эксперты, в определенных случаях объемы поставок и цена на нефть — не только экономический, но и политический вопрос.

www.nv-online.info

Почему рост цен на нефть выгоден Беларуси

Хотя сама Беларусь добывает немного нефти, рост цен на “черное золото” на мировом рынке может увеличит доходы ее бюджета. Каким образом – разбиралась DW.

Мозырьский НПЗ

 

В первую декаду ноября цены на нефть достигали рекордных отметок с 2015 года. Утром 13 ноября нефть марки Brent стоила 63,5 доллара за баррель. Что не может не радовать власти в Минске, отмечают эксперты, опрошенные DW. И это несмотря на то, что собственная годовая добыча “черного золота” в Беларуси составляет лишь 1,6 млн тонн.

Выгодно для бюджета РБ

Экспорт нефти и нефтепродуктов – наряду с экспортом калийных и иных удобрений, а также сельхозпродукции – входит в тройку важнейших статей доходной части беларуского бюджета. По прогнозам агентства Bloomberg, к 2018 году нефтяная составляющая в ВВП Беларуси составит 13,9% (для сравнения: в 1993 году было 0,5%).

Нефте- и газопроводы, проходящие через Беларусь

 

Доктор экономических наук Борис Желиба отмечает, что рост мировых цен на нефть сегодня в первую очередь выгоден России, которая является крупнейшим экспортером этого сырья и у которой увеличится валютная выручка. Во вторую очередь это выгодно Беларуси, два НПЗ которой – Мозырьский и Новополоцкий – производят нефтепродукты из российской нефти. “Это в какой-то степени поддержит беларускую экономику”, – считает профессор.

Но не все просто. Согласно статистическим данным, в первом полугодии 2017 года Беларусь закупала российскую нефть по 273 доллара за тонну, или на 30,6% дороже по сравнению с 2016 годом. Вообще за последние 2 года российская нефть для беларуских НПЗ подорожала на 238%.

И тем не менее, констатирует минский экономист Лев Марголин, с ростом цен на нефть растет и прибыль от ее переработки, ведь беларуские нефтепродукты продаются в основном на Западе, где цены на них рыночные и выгодные для Беларуси. Но о конкретных цифрах, добавил Марголин, можно будет говорить только по итогам года.

С другой стороны, по мнению экспертов, рост нефтяной составляющей в ВВП Беларуси тормозит развитие экономики, поскольку в ней не проводятся структурные реформы. В дальнейшем это может иметь самые негативные последствия для страны.

Сколько нефти нужно Беларуси

По словам экономического аналитика Леонида Злотникова, ежегодно для удовлетворения собственных потребностей Беларуси необходимо 6 миллионов тонн нефти. Весь этот объем, по оценке Льва Марголина, практически полностью идет на производство бензина для отечественных потребителей. Кстати, добавляет Марголин, повышение цен на нефть сказывается и на беларусах: в стране снова подорожал бензин. “Правда, когда цена на нефть падает, у нас бензин не дешевеет, но об этом никто не вспоминает”, – отмечает экономист.

Сама Беларусь добывает 1,6 млн тонн в год. Вся эта нефть, в соответствии с договоренностями с Россией, экспортируется на Запад – в основном, в Германию, Нидерланды и Великобританию. Добыча и продажа ее приносит Беларуси около 1 млрд долларов. На внутренние беларуские нужды идет нефть российская.

После нефтегазового конфликта в конце 2016 – начале 2017 года, когда Москва сократила поставки нефти на беларуские НПЗ, в этом году они могут получить для переработки лишь 18 млн тонн “черного золота” вместо 24 млн. Договоренности о поставках ежегодно 24 млн тонн вплоть до 2024 года были достигнуты при подготовке документов о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

После урегулирования нефтяного конфликта Россия согласилась поставить в Беларусь дополнительно 6 млн тонн для дальнейшего реэкспорта Минском в третьи страны. Экспортные пошлины при этом остаются в беларуском бюджете, их сумма может достичь по итогам 2017 года 546 млн долларов.

Большой прибыли не будет

Леонид Злотников подчеркивает, что таких прибылей, как это было до 2014 года, когда нефть стоила больше 100 долларов за баррель, уже не будет. Оказалось, что беларуские НПЗ не самые совершенные. В  2015 году из-за недостаточной глубины переработки сырья они балансировали на грани убыточности, поэтому на модернизацию потребовался 1 млрд долларов. Но довести глубину переработки нефти до 95%, как в Германии, пока не удается.

Кроме того, рост цен на нефть, по выражению Злотникова, не будет долгосрочным, поскольку с развитием новых технологий в тех же США увеличивается добыча сланцевой нефти, а ее себестоимость снизилась до 32 долларов за баррель. Поэтому к концу года цена на нефть будет падать, уверен аналитик. С коллегой солидарен и Лев Марголин: “Это кратковременный скачок, связанный со стечением обстоятельств, он сменится обратным откатом”.

Откуда идет нефть в Беларусь

Россия сейчас является фактически единственным поставщиком нефти в Беларусь. Ранее Минск во время обострений отношений с Москвой пытался наладить поставки “черного золота” из Азербайджана, Венесуэлы и Ирана, но все эти проекты оказались убыточны и были свернуты. Ныне в Беларусь нефть поставляют российские компании “Сургутнефтегаз”, “Лукойл”, “Роснефть”, “Газпром нефть”, “Башнефть” “Татнефть” и ряд других.

Леонид Марголин обращает внимание на то, что цены на поставляемую нефть – в основном частными компаниями – практически одинаковые, поскольку ценообразование на этот товар оговаривается на межгосударственном уровне. Поэтому, заключают эксперты, в определенных случаях объемы поставок и цена на нефть – не только экономический, но и политический вопрос.

Навіны ад Belprauda.org у Telegram. Падпісвайцеся на наш канал https://t.me/belprauda.

belprauda.org

какая цена вопроса? — Белрынок

Если Россия в 2017 году реализует свое намерение снизить поставки нефти в Беларусь до 16 млн. тонн с 24 млн. тонн, предусмотренных прежними договоренностями, Минск вынужден будет искать альтернативу. Но если градус конфликта в этом вопросе повысится до критического, это может привести к разрыву достигнутых белорусско-российских соглашений в сфере поставок нефти, что в свою очередь еще в большей степени подорвет интеграционные процессы в ЕАЭС.

На дворе февраль, а Беларусь и Россия пока так и не подписали баланс по поставкам нефти на 2017 год, хотя традиционно подготовка таких документов завершалась до нового года. Пока Беларусь имеет контракт на поставку нефти только на I квартал текущего года – в январе-марте Россия согласилась поставить 4 млн. тонн нефти против 5,8 млн. тонн в I квартале 2016 года. (Однако пока преждевременно считать, что из-за недопоставки сырья белорусская сторона понесет потери относительно аналогичного периода прошлого года: цены на нефть в начале этого года немного повысились, потери от недопоставок будут частично компенсированы).

Напомним, в I полугодии 2016 года Россия ежеквартально поставляла на белорусские НПЗ около 6 млн. тонн нефти, но из-за обострения газового конфликта в III квартале прошлого года объем поставки нефти в Беларусь был снижены до 3,5 млн. тонн, а в IV квартале — до 3 млн. тонн.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА

Невыгодное для Беларуси изменение условий поставок российских энергоресурсов всегда становилось поводом жестких двусторонних конфликтов.12 декабря 2006 года правительство России объявило об отмене с 2007 года льготного налогообложения экспорта нефти в Беларусь. Недовольство было вызвало тем, что Беларусь не выполняла соглашение от 12 мая 1995года, согласно которому Минск должен был перечислять России часть выручки от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти.Переговоры по заключению нового контракта зашли в тупик. С 1 января 2007 года поставки нефти в Беларусь начали облагаться стопроцентной российской пошлиной (в то время – 180 долларов за тонну). В ответ с 3 января белорусская сторона объявила о введении с 1 января 2007 года пошлины за транзит российской нефти по территории Беларуси в размере 45 долларов за тонну.. Вслед за этим 5 января Гомельская таможня составила протокол о правонарушении на президента «Транснефти» Семена Вайнштока в связи с транзитом нефти без декларирования и уплаты пошлин, вызвав в его в суд. 8 января «Транснефть» остановила прокачку нефти, заявив, что с 6 января Беларусь начала незаконный отбор нефти из трубопровода «Дружба».10 января после телефонного разговора В. Путина и А. Лукашенко Беларусь отменила пошлину на транзит нефти. 11 января «Транснефть» в полном объеме возобновила поставки по «Дружбе». Вслед за этим 12 января 2007 года стороны подписали соглашение об условиях поставки нефти в Беларусь, которое действовало в течение 3 лет и предусматривало льготные условия поставки. Россия взимала причитающиеся ей доходы через механизм спецпошлины, которой облагались поставки нефти в Беларусь. Распределение доходов от экспорта нефтепродуктов из российской нефти осуществлялось через механизм спецпошлины в следующей пропорции: в 2007 году – 70% к 30% (в пользу России), в 2008 году – 80% к 20%, в 2009 г – 85% к 15%. На поставки для внутреннего потребления была установлена нулевая пошлина.

«Беларусь обойдется без российской нефти, если ее ценой будет независимость»

В результате в целом за прошлый год Россия поставила в Беларусь около 18,2 млн. тонн (вместо 24 млн.тонн, предусмотренных подписанным нефтяным балансом). В 2017 году Россия планирует поставить только 16 млн. тонн. По крайней мере, по имеющимся данным, недавно РФ уведомила Беларусь о готовности подписать в 2017 году баланс на поставки нефти в объеме 16 млн. тонн — эта цифра заложена в проекте баланса, который российская сторона направила в Беларусь на утверждение.

Белорусская сторона с такой постановкой вопроса категорически не согласна. Она заявляет, что снижение поставок нарушает договоренности, достигнутые при подписании договора о создании Евразийского экономического союза. Тогда стороны договорились, что Беларусь с 2016 по 2024 годы сможет покупать в России по 24 млн. тонн нефти ежегодно.

«Ни одного договора с Россией мы не нарушили, в отличие от России», — заявил А. Лукашенко на встрече с журналистами 3 февраля. «По нефти договорились 24 млн. тонн ежегодно поставлять. До 18-ти сократили, потом до 16-ти вроде бы хотят, а вообще говорят — 12 будем поставлять», — добавил он.

Более того, как заявил А. Лукашенко, Беларусь обойдется без российской нефти, если на другой чаше весов будет независимость. «Ну, понятно, что без российской нефти мы обойдемся. Ярослав (Романчук, белорусский либеральный экономист. – Прим. ред.) скажет, что это нерентабельно, неэффективно. Но свобода, независимость — это очень рентабельно, и это не оценивается никакими деньгами и никакими числами. Это несопоставимо, если на одной чаше независимость, а на другой — российская, иранская, азербайджанская или американская нефть — это несопоставимо. Мы все равно найдем выход. Этого в России, к сожалению, не понимают», — подчеркнул А. Лукашенко.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА

А. Лукашенко 2 сентября 2009 года в Турове, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что «диверсификация поставок энергоносителей – это нормальная, классическая практика для любой страны». «Мы не можем зависеть только от одного места (к примеру, от России) в потреблении энергоресурсов. Тем более что были проблемы в этой связи», — подчеркнул А. Лукашенко.Поэтому, как было сказано, «мы начали альтернативные поиски». «Увенчается ли это успехом, не знаю. Будет результат, будет экономическая эффективность — тогда будем действовать в этом направлении. Все будем делать разумно», — заявил А. Лукашенко. Добавив, что просчитываются разные пути: «Одесса — Броды, поставки из Венесуэлы, поставки в Прибалтику, поставки с Каспия до Черного моря и прокачка сюда».Главным критерием поиска альтернативных источников нефти белорусская сторона всегда называла экономический эффект. «Сверхвысокие цены на нефть нам не нужны», — неоднократно ранее подчеркивал А. Лукашенко.

Белорусские НПЗ: какие варианты загрузки возможны?

Итак, если Россия действительно выполнит свое намерение снизить поставки нефти в Беларусь да 16 млн. тонн, что может предпринять белорусская сторона?

Специалисты говорят, что минимально оптимальный объем переработки нефти для белорусских НПЗ при нынешнем уровне модернизации – 18 млн. тонн. Такая загрузка позволят получить максимум светлых нефтепродуктов и минимизировать производство мазута, экспорт которых для заводов с учетом фактически запретительной пошлины невыгоден.

Итак, если решение о загрузке нефтеперерабатывающих заводов Беларуси будет приниматься с учетом именно этого обстоятельства, то теоретически для оптимальной загрузки заводов можно воспользоваться двумя вариантами: либо организовать альтернативные поставки нефти и нефтяного сырья в объеме недостающих 2 млн. тонн (поставить это сырье на заводы можно и по железной дороге), либо направить на переработку всю белорусскую нефть.

Сейчас Беларусь самостоятельно добывает 1,645 млн. тонн нефти и всю эту нефть поставляет на экспорт (в Германию). Экспорт собственной нефти Беларуси выгоден: «Белоруснефть» зарабатывает валюту, а белорусский бюджет получает экспортные пошлины на нефть. (Кроме того, несколько лет назад стороны договорились, что если белорусская нефть будет перерабатываться на белорусских НПЗ, то экспортные пошлины нужно перечислять в российский бюджет – по крайней мере, так было до того, как РФ разрешила Беларуси оставлять экспортные пошлины на нефтепродукты в своем бюджете).

Если же перед нефтяниками будет поставлена политическая задача – загрузить мощности отечественных НПЗ на 100%, для чего требуется 24 млн. тонн нефти, необходимость в альтернативной нефти существенно вырастет.

То есть, в этом случае Беларусь должна будет притянуть на свои заводы 8 млн. тонн. Такие объемы, естественно, по железной дороге поставлять нецелесообразно – скорее всего, потребуется реанимировать проект по поставке нефти по трубе Одесса — Броды (для доставки нефти на Мозырский НПЗ), который белорусская сторона апробировала с 2010 году на пике нефтяного конфликта с Россией. А вот чтобы полностью загрузить мощности «Нафтана», потребуется, опять же, наладить поставки по трубопроводной системе для этого завода с прибалтийского направления. Решится ли на это белорусская сторона? Возможно, если реализация этого проекта не потребует финансовых вложений и времени.

Совместить российскую Urals и альтернативную нефть – непростая задача

Итак, Россия может подтолкнуть Беларусь к поиску нефтяной альтернативы. Какой она может быть, зависит, прежде всего, как можно предположить, от того, от цены вопроса: насколько экономически эффективной окажется переработка альтернативной нефти.

Надо также понимать, что выстроить новую схему переработки нефти на белорусских НПЗ с учетом альтернативного ресурса будет весьма непросто. Ведь речь не о полном замещении российской нефти, а о дозагрузке, заполнении свободных мощностей НПЗ. Поэтому нефтяникам придется учитывать это обстоятельство — настраивать технологические схемы с учетом новой специфики для вывода оборудования на оптимальный режим переработки.

Новая «бомба» под ЕАЭС

Задача загрузить мощности отечественных НПЗ по максимуму (если таковая будет поставлена) таит в себе огромный риск для действующих соглашений с Россией в нефтяной сфере. Очевидна, что любая альтернативная нефть для Беларуси в сегодняшней ситуации будет дороже российской. Поэтому белорусская сторона будет озабочена тем, чтобы белорусские нефтепродукты оставались конкурентными на экспортных рынках. А как это сделать? Как вариант, можно снизить экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из альтернативной нефти.

Отметим, что ранее Россия и Беларусь (после долгих и отчаянных споров) унифицировали экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, — сейчас в этом вопросе белорусское правительство следует в фарватере российской политики. А что будет, если у официального Минска возникнет необходимость внести в нее коррективы с учетом вынужденной необходимости искать нефтяную альтернативу? Это разрушит не только сложившиеся с таким трудом российско-белорусские договоренности и правила в сфере беспошлинных поставок нефти в Беларусь, но и подорвет саму конструкцию интеграционного объединения под названием Евразийский экономический союз.

ДЛЯ СПРАВКИ

Согласно данным официальной белорусской статистики, Беларусь снизила первичную переработку нефти в 2016 году на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года — до 18,595 млн. тонн. Средняя цена на нефть марки Urals за 2016 год составила 41,9 доллара за баррель, в 2105 году – 52 доллара. В январе 2017 года средняя цена Urals сложилась на уровне 53,16 доллара за баррель.

www.belrynok.by

Влияние цены на нефть на белорусскую экономику

Важные новости Форекс

Новости Форекс – эффективно работающий инструмент, имеющийся в арсенале  каждого успешного трейдера. Прогнозируя и анализируя реакцию валютного рынка на поступающую информацию, можно вести прибыльную торговлю с минимальными рисками. Главные условия достижения успеха – доступ к выходящим новостям в режиме реального времени, достаточные возможности торговой платформы, умение правильно оценивать торговые сигналы и умело использовать полученную информацию.   

В этом разделе сайта публикуются новости Форекс онлайн в форме постоянно обновляемого календаря. Превью в новостной ленте позволяет оперативно получить сигнал, подробное изучение материала – уточнить важные моменты и узнать источник новости. 

Календарь Форекс-новостей – актуальная информация для анализа и прогноза

Календарь новостей Форекс на Broker.by  – это публикуемые в режиме онлайн сообщения о событиях и тенденциях в стране и мире, способных влиять на межбанковский валютный рынок. В нашем календаре вы найдете:

  • итоги торгов на Белорусской Валютно-фондовой бирже,   
  • изменения в белорусском законодательстве, прямо или косвенно касающиеся биржевой сферы;
  • колебания цен на нефть;
  • изменения ситуации на фондовых биржах;
  • значимые события в экономической, политической и социальной сфере Беларуси и ведущих мировых держав;
  • прогнозы крупнейших информационных агентств – поставщиков финансовой информации;
  • другие важные для рынка Форекс новости, на основании которых хорошо владеющие фундаментальным анализом трейдеры выстраивают торговые тактики и стратегии.

Торговые тактики и стратегии Форекс, построенные на новостях

Оперативно и правильно реагируя на массированные информационные вбросы и не упуская из виду важные сведения, которым не уделяется много внимания, можно получить быструю прибыль двумя способами: 

  • предугадывая направление движения цен и интенсивность реакции валют, и выставляя ордера перед ожидаемым выходом новости;
  • входя в рынок после оценки его реакции на появившуюся информацию.

Обе тактики связаны с высокими рисками, поэтому ими обычно пользуются торговцы с достаточным опытом и знаниями.

Опытные трейдеры не менее успешно используют важные новости Форекс для построения стратегии долгосрочных операций, исходя из анализа валового внутреннего продукта, роста или сокращения безработицы и средней заработной платы, торгового баланса и менее значимых показателей. Начинать работать с новостями на Форекс новичкам лучше именно с долгосрочных стратегий.  

broker.by

Поставки российской нефти могут взвинтить цены на белорусских АЗС

Политику повышения цен на моторное топливо в Беларуси контролирует президент, – во избежание, прежде всего, социальных протестов в обществе. Однако в условиях открытого рынка с Россией на эту политику влияет еще один фактор – интересы госбюджета.

Если сдерживать рост цен на моторное топливо, – страдает экономика НПЗ, если же резко их повысить, того требуют интересы нефтеперерабатывающей отрасли, проиграет госбюджет.

Рост цен немного обогнал инфляцию

В последнее время наблюдается устойчивый тренд повышения цен нефти. За август-декабрь 2017 года стоимость нефти выросла, по данным госконцерна «Белнефтехим», на 25,8%, а 11 января 2018 года цена барреля нефти Brent впервые с 4 декабря 2014 года превысила 70 долларов, обновив трехлетний рекорд.

Очевидно, что рос цен на сырье должен привести к росту стоимости моторного топлива – по данным «Белнефтехима», удельный вес стоимости нефти в себестоимости производства нефтепродуктов превышает 80%.

В госконцерне считают, что для компенсации роста цен на нефть цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке необходимо повысить на 23%, заявил на днях БелТА заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.

Отметим, что после 2-летней заморозки «Белнефтехим» 17 марта 2017-го официально заявлял о намерении поэтапно повышать розничные цены на нефтепродукты для обеспечения дальнейшего финансирования модернизации НПЗ.

В результате в прошлом году цены на автомобильное топливо в стране менялись 7 раз, последний раз – в октябре 2017 года, – тогда  цены на бензины подорожали на 1,6-1,7%. После последнего подорожания бензин в Беларуси стоил около 0,64 доллара за литр, дизтопливо – 0,69 доллара за литр. (Для сравнения: в январе 2015 года 1 литр автобензина АИ-95 стоил 0,83 доллара, дизельного топлива – 0,86 доллара).

В целом в 2017 году цены на автомобильное топливо в Беларуси повысились примерно на 7% – чуть выше годовой инфляции. Отметим, инфляция по итогам минувшего года составила на 4,6%. Кстати, в соответствии с первоначальным прогнозом правительства на 2017 год она должна была составить около 9%.

Можно предположить, что «усмирить» инфляцию помогло в том числе и сдерживание цен на автомобильное топливо. Ведь в 2017 году весь потенциал повышения ценников задействован не был – нефтяники говорили о необходимости повышения цен хотя бы на 10%.

Еще один очевидный фактор, влияющий на внутреннюю цену на автомобильное топливо – акцизный налог. В 2018 году запланирован поэтапный рост ставок акцизов на моторное топливо на 10%.

Очевидно, что для госбюджета важнее всего сам налог, а кто его платит – НПЗ или потребитель – неважно. Во многих странах часть этого налога переносится в цену стоимости горючего. Ожидается, что в 2018 году так будет и в Беларуси. Хотя с этим должен согласиться президент – по крайней мере, в 2016 году повысить акциз на 50% он разрешил, а вот «переложить» его на автовладельцев не разрешил.

«Белнефтехим» стремится к ценовому паритету с РФ

По данным «Белнефтехима», для белорусских НПЗ поставки моторного топлива на внутренний рынок стали убыточными (заводы традиционно продают на отечественном рынке от 25% до 30% своей продукции). Очевидно, что в таких условиях хромает экономика НПЗ, которые рискуют сорвать планы по модернизации. А этого нельзя допустить в ожидании скорого завершения налогового маневра в нефтяной отрасли РФ и обнуления экспортной пошлины на нефтепродукты (точные сроки обнуления пока неизвестны, но российский Минфин предлагает это сделать уже в 2019 году), в результате чего белорусские НПЗ вынуждены будут покупать российскую нефть фактически по мировым ценам.

Отметим, что белорусская нефтепереработка уже несколько лет работает в условиях налогового маневра в нефтяной отрасли России, в результате чего стоимость нефти для Беларуси растет и постепенно приближается к мировой цене.

В 2017 году, согласно данным «Белнефтехима», стоимость тонны российской нефти при поставках на белорусские НПЗ составляла около 80% от ее мировых котировок.

В «Белнефтехиме» считают, что в этих условиях нужно, как минимум, привести белорусские цены на автомобильное топливо к паритету с ценами российского рынка.

Сейчас розничные цены на моторное топливо в Беларуси ниже, чем цены на автозаправках в сопредельных регионах России по бензинам – до 15%, дизельному топливу – до 11%.

Для сравнения: цены на украинском рынке выше на 48-68%, чем в Беларуси, на рынке стран Балтии и Польши – на 101-129% (в зависимости от вида топлива). При этом в России в 2017 году бензин подорожал на 7,3%, что выше темпов инфляции за аналогичный период почти в 3 раза. Инфляция в России в 2017 году составила 2,5%.

Резко вырастут цены – пострадает бюджет

Однако стремление регулятора белорусского нефтяного рынка уравнять цены на топливо с российскими не полностью отвечает интересам белорусского бюджета.

Поскольку сейчас в Беларуси цены на бензин ниже, чем в России, белорусский топливный рынок привлекателен для транзитного транспорта.

По данным за 11 месяцев 2017 года, в целом перевозка грузов автомобильным транспортом увеличилась в Беларуси на 2,6% в сравнении с 2016 годом – до 154,104 млн. тонн. Растет грузоперевозка – растут транзитные платежи и т. д. В том числе – и внутренний топливный рынок: по оценкам,  в 2017 году вырастет в сравнении с предыдущими двумя кризисными годами, он вырос на 12-13%.

Еще один принципиальный момент – поставки российского топлива в Беларусь. Чтобы обеспечить свои АЗС в Беларуси горючим, российским нефтяным компаниям в последнее время было более выгодно поставлять его из России. 

Согласно статданным, из России в Беларусь в январе-октябре 2017 года было поставлено 2,541 млн. тонн нефтепродуктов (на 94,5% больше, чем в январе-октябре 2016 года) на 808,45 млн. долларов (на 98,6% больше).

Средняя цена импортируемых Беларусью нефтепродуктов в январе-октябре 2017 года  составила 329 долларов за 1 т (99,6% к январю-октябрю 2016 года).

Для сравнения:  январе-сентябре 2017 года было поставлено 2,258 млн. тонн нефтепродуктов (на 99,1% больше, чем в январе-сентябре 2016 года) на 712,909 млн. долларов (+105,2%, или + 317,246 млн. долларов).

Импорт российских нефтепродуктов выгоден белорусскому бюджету. Чем больше российского моторного топлива продается на белорусском рынке, тем больше Беларусь может поставлять нефтепродуктов на экспорт. Это позволяет снизить объем нерентабельных поставок белорусского топлива на внутренний рынок и нарастить экспортные продажи, что является благом и для отечественных НПЗ,  и для белорусского бюджета, который получает больший объем экспортных пошлин на нефтепродукты.

Но к концу 2017 года объемы импорта российских нефтепродуктов в Беларусь стали немного замедляться. На эту динамику могли повлиять цены на белорусское топливо: они сильно отстали от российских, вследствие чего поставки топлива в Беларусь стали менее привлекательными для российских компаний.

Так что аргумент в пользу сохранения импорта российских нефтепродуктов может стать едва ли не самым сильным в пользу изменения ценников в Беларуси в скором времени.

Татьяна Маненок, nmnby.eu

www.camarade.biz