Беларусь начала экспортировать нефтепродукты в обход Прибалтики. Беларусь экспортирует нефть


РФ перекрыла реэкспорт нефтепродуктов из Беларуси на Украину » Военное обозрение

С ноября месяца Россия прекращает поставки в Беларусь нефтепродуктов, ограничения будут действовать до конца 2019 года, сообщает РИА Новости.

В Минэнерго пояснили, что беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Беларусь нецелесообразен, поскольку республика полностью обеспечивает свои потребности в них путем переработки российской нефти. А вот излишки союзная республика реэкспортирует на Украину, зарабатывая на этом миллиарды.

Как отметили наблюдатели, реэкспорт достиг уже таких масштабов, что Москва больше не может закрывать на это глаза.

Ограничения касаются автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута. Указанные продукты вообще не будут поставляться до конца следующего года. При этом поставка нефти будет продолжена на уровне прошлого года.

Сообщается, что за 7 месяцев 2018 года за границу Беларуси было вывезено 2,3 млн. тонн российских нефтепродуктов на сумму более $900 млн. (5 лет назад этот показатель не превышал 90 тыс. тонн). Основные объемы уходили на Украину.

Кроме того, белорусские компании использовали для закупки нефти в РФ «серые» каналы. Сырье перерабатывалось и также уходило за рубеж. По данным источников, в последние годы реэкспорт составлял около 5% белорусского ВВП.

Грядущий запрет ощутимо ударит по украинскому рынку продуктов нефтеперегонки – Украина за счет реэкспорта закрывала до 40% своих потребностей в моторном топливе. Дефицита, конечно, не будет, но теперь украинцам придется приобретать топливо по рыночным ценам (белорусский вариант был намного дешевле, поскольку нефтепродукты доставались Минску беспошлинно).

Освободившуюся нишу готовы занять Казахстан, а также европейские партнеры. Предполагается, что закупки из новых источников обойдутся Киеву на 10-15 процентов дороже.

topwar.ru

Внешняя торговля Беларуси: почему рост экспорта и радует, и настораживает?

В 2017 году Беларусь экспортировала товаров на общую сумму в 29,2 млрд долларов, что на 24% больше по сравнению с 2016 годом. Импорт товаров составил 34,2 млрд долларов и увеличился на 24%. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами, по методологии Белстата, составило 5,0 млрд долларов, в 2016 году отрицательное сальдо было 4,1 млрд долларов.

Попробуем обрисовать основные тенденции и проблемы белорусской внешней торговли по итогам прошлого года.

 

Диверсификации экспорта не произошло

В 2017 году Беларусь осуществляла поставки своей продукции на рынки 172 государств. Неплохо. Однако основной объем продукции, порядка 78% в стоимостном выражении, приходится лишь на 7 стран. И эта цифра является достаточно устойчивой на протяжение последних пяти лет.

Ключевой рынок для белорусской продукции — Россия. За последние пять лет лишь в 2015 году доля данной страны в экспорте Беларуси снижалась ниже уровня в 40%. В остальные периоды доля России во внешней торговле товарами находится в пределах 42-46% от общего объема экспорта.

О степени диверсификации экспорта говорит и тот факт, что лишь в 6 стран Беларусь в 2017 году поставила продукции более чем на 1 млрд долларов. В 55 стран поставки были менее 1 млн долларов.

При столь высокой доле ряда стран в экспортной корзине возникают риски для экспорта в случае изменения экономической ситуации в стране-контрагенте.

 

Региональные успехи

Из 172 стран, в которые осуществлялись поставки в 2017 году, экспорт увеличился в 127 стран, сократился — в 45 стран.

Основной прирост экспорта обеспечили Россия (+ 2,0 млрд долларов) и Великобритания (+1,3 млрд долларов). Суммарное увеличение экспорта по остальным 125 странам, поставки в которые выросли, составил 2,9 млрд долларов.

Россия. Ключевые позиции, по которым наблюдался рост экспорта в Россию — грузовые автомобили, сельскохозяйственная техника, молочная продукция, железнодорожные вагоны.

Отдельно стоит обратить внимание на рост поставок калийных удобрений на российский рынок. В денежном выражении экспорт данной позиции увеличился в 3,9 раза и достиг 63 млн долларов, при этом в России осуществляет деятельность один из крупнейших производителей калийных удобрений в мире и прямой конкурент «Беларуськалия» — компания «Уралкалий».

Великобритания. Экспорт в Соединенное Королевство зависит от двух факторов:

1) цена на нефтепродукты, поскольку, по данным Белстата, данная товарная позиция составляет более 90% поставок из нашей страны;

2) решения нефтетрейдеров, реализующих белорусские нефтепродукты, по переориентации поставок между странами ряда товарных позиций, близких к нефтепродуктам.

При этом статистика Великобритании, которая подается в ООН, не подтверждает импорт каких-либо товаров из 27-й группы (нефть, нефтепродукты, продукты переработки нефти) из Беларуси. По данным Comtrade UN, экспортные поставки из Беларуси таких позиций как битумные смеси (код ТНВЭД 2715) или продукты перегонки каменноугольной смолы (код ТНВЭД 2707) превышают или сопоставимы с годовыми объемами импорта Соединенного Королевства из всех стран.

Речь может идти либо о поставках иной продукции по аналогии со схемами растворители-разбавители в предыдущие годы, либо о транзитном характере грузов, либо о переработке и последующей продаже иным контрагентам данной продукции.

Самый значительный относительный прирост белорусского экспорта в 2017 году отмечен с Зимбабве. Беларусь поставила в данную страну товаров на 19 млн долларов, что в 86 раз больше по сравнению в 2016 годом. Основной причиной роста экспорта стала поставка продукции БелАЗ для алмазодобывающих предприятий данной страны. В 2014 году поставка грузовой техники БелАЗ в данную страну уже осуществлялась.

В Сербию в 2017 году было поставлено продукции, по данным Белстата, на 143 млн долларов, что в 3,5 раза больше по сравнению с 2016 годом. Основной прирост зафиксирован по товарной позиции 271019, к которой относится как дизельное топливо, так и мазут и другие нефтепродукты.

Физические объемы поставок выросли в 193 раза, при этом цена на поставляемую продукцию по сравнению с 2016 годом снизилась в два раза. Стоит отметить, что средняя цена поставок составила по 2017 году 246 долларов за тонну и является самой низкой по всем экспортным рынкам Беларуси. Статистика Сербии не отражает подобный рост экспорта из Беларуси в своих данных.

 

Локальные неудачи

Наибольшее снижение экспортных поставок белорусских товаров отмечено в направлении Китая. Поставки в данную страну составили 363 млн долларов, что на 23% меньше по сравнению с 2016 годом.

Основой экспорта в Китай являются калийные удобрения, которые занимают более 60% от всего белорусского экспорта в данную страну. В 2017 году экспорт калийных удобрений в Китай сократился на 45 млн долларов, кроме этого произошло снижение экспорта по непубликуемым позициям, к которым относятся вооружения и драгоценные металлы.

Среди стран со значительным снижением экспорта присутствует Канада. Если в 2016 году Беларусь поставила в данную страну продукции на 53,7 млн долларов, то в 2017 году экспорт сократился до 13,3 млн долларов. Основная причина такого снижения — антидемпинговое расследование канадских властей относительно продукции БМЗ.

 

 

 

Основная причина увеличения экспорта

Основное влияние на рост экспорта в 2017 году оказали ценовые факторы на внешних рынках. При этом Беларусь либо не оказывает влияние на мировые цены либо ее влияние существенно ограничено.

По сравнению с 2016 годом средние цены экспорта выросли на 14,9%, товарные объемы поставляемой продукции выросли на 8%.

Примером роста экспорта, который не зависел от Беларуси, стала ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов. Ежегодно Беларусь поставляет в Германию 1,6 млн тонн нефти, и этот объем стабилен на протяжение ряда лет. За счет увеличения средней цены на поставляемую нефть на 28,3% до 374 долларов за тонну Беларусь от экспорта данной продукции получила в 2017 году на 135 млн долларов больше, чем в 2016-м.

Нефтепродукты показали максимальный прирост стоимостного объема экспорта среди всех товарных позиций — 1,3 млрд долларов, при этом физических объемов нефтепродуктов было поставлено на экспорт на 5,5% меньше, чем в 2016 году, что связано с затянувшимися спорами вокруг долгов за российский природный газ.

Среди позиций, рост экспорта по которым — заслуга белорусских предприятий, стоит выделить две — калийные удобрения и грузовые автомобили.

БелАЗ в 2017 году достиг доли в 31% на мировом рынке тяжелых карьерных самосвалов. Экспорт по итогам 2017 года вырос на 85% относительно 2016 года и составил 760 млн долларов, на экспорт поставляется 96% всей выпускаемой продукции, поставки осуществлялись в 45 стран. Ключевым рынком для продукции является Россия.

Калийные удобрения являются одной из основных экспортных позиций Беларуси и наиболее диверсифицированной по рынкам различных стран. В 2017 году поставки осуществлялись в 109 стран. Самым емким рынком является Бразилия — поставки в 2017 году составили 435 млн долларов. Ключевыми с точки зрения формирования цен являются также рынки Индии и Китая.

Прорывом года в части увеличения экспортных поставок калийных удобрений является ситуация на рынке США. В 2017 году белорусских калийных удобрений в данную страну было поставлено на 134 млн долларов, что в 2,3 раза больше по сравнению с 2016 годом. США по объемам экспорта вошли в пятерку наиболее крупных рынков для Белорусской калийной компании.

Стоит отметить, что на внешние рынки (за пределы стран ЕАЭС) БКК в 2017 году поставила на 74 млн долларов больше, чем его прямой конкурент «Уралкалий».

 

 

 

Провал года — легковые автомобили

В 2017 году экспорт легковых автомобилей составил 107,3 млн долларов, что в 2,5 раза меньше, чем в 2016 году. Ключевое влияние оказали 3 фактора: снижение продаж Geely в России, окончание производства Chevrolet и Cadillac в Беларуси и завершение схем реэкспорта легковых автомобилей из России в страны ЕС через Беларусь.

В 2017 году на российском рынке было продано 2234 легковых автомобиля марки Geely, что в два раза меньше по сравнению с 2016 годом. Это привело к автоматическому снижению производства данных автомобилей в Беларуси. Летом 2017 года завершился эксперимент по крупноузловой сборке ряда марок GM, основной рынок поставки данных автомобилей — Россия.

Реэкспортная схема по перепродаже легковых автомобилей из РФ в ЕС была связана с девальвационными процессами в России, что привело к значительному снижению валютных цен на дорогие модели автомобилей, поскольку автомобили продавались за российские рубли, при этом в странах ЕС данные модели в долларовом эквиваленте не снижались. После прекращения действия девальвационных факторов на российский рубль поставки по данной схеме значительно сократились.

 

Рост экспорта привел к росту… импорта

Статистика показывает, что в относительном выражении импорт, как и экспорт, увеличился за 2017 год на одинаковую величину в процентном выражении. Это связано с высокой импортоемкостью белорусской экономики.

Основная часть сырья (энергоресурсы, металлы) закупается в России. Для производства нефтепродуктов Беларусь приобретала российскую нефть в количестве 18,1 млн тонн, что при росте цены на нефть из России на 34% привело к увеличению стоимостного объема импорта на 1,3 млрд долларов.

Кроме того, Беларусь в два раза увеличила закупки нефтепродуктов в России, часть из которых могла быть использована для производства битумных смесей. Прирост импорта по данной товарной позиции составил 582 млн долларов.

Рост экспорта грузовой техники привел к увеличению закупок металлов, двигателей и запасных частей в России и других странах. При этом снижение экспорта автомобилей отразилось в виде снижения импорта кузовов для автомобилей из Китая и США.

Свой вклад в рост импорта внесло и население. Рост доходов граждан привел к увеличению импорта потребительских товаров, которых было закуплено в 2017 году на 7,7 млрд долларов, что на 1,1 млрд долларов больше по сравнению с 2016 годом, при этом основной прирост экспорт шел за счет непродовольственных товаров.

Доля продаж импортных непродовольственных товаров на внутреннем потребительском рынке по итогам 2017 года — 56%.

Усилия по диверсификации экспорта пока малорезультативны; избавиться от страновой зависимости при экспортных поставках не удается, за исключением отдельных позиций.

В 2018 году для экономических властей страны головной болью будет одновременное решение задач по росту экспорта, увеличению зарплат и сдерживанию потребительского импорта, что представляет собой невозможную задачу без значительного и нового источника валюты. Одна надежда — на ПВТ…

naviny.by

Беларусь увеличила импорт нефти из России

Беларусь в январе-мае 2018 года импортировала из России 7,56 млн тонн нефти, что 2,7% больше, чем в январе-мае 2017 года. Об этом свидетельствуют данные Национального статистического комитета. В стоимостном выражении импорт нефти вырос на 37,6% до 2,83 млрд долларов при среднеконтрактной цене 373 доллара за тонну (рост на 32,7%).

Беларусь экспортировала 677,4 тыс. тонн нефти собственной добычи (рост на 0,3%) при средней цене 481 доллар за тонну (рост на 33,7%). В стоимостном выражении экспорт нефти собственной добычи вырос на 34,1% до 326,2 млн долларов.

Экспорт нефтепродуктов увеличился на 16% до 5,7 млн долларов тонн. В страны СНГ (в основном в Россию и на Украину) было поставлено 1,34 млн тонн нефтепродуктов (сокращение на 28,3%), в страны дальнего зарубежья – 4,36 млн тонн (рост на 33,2%). В стоимостном выражении экспорт вырос на 33,5% до 2,84 млрд долларов.

Среднеконтрактная цена экспорта нефтепродуктов составила 499 долларов за тонну (рост на 15,1%), в том числе в страны СНГ - 619 долларов за тонну (рост на 22,5%), дальнего зарубежья - 462 доллара за тонну (рост на 16,2%).

Также Беларусь ввезла 1,89 млн тонн нефтепродуктов (рост на 61,9%) на 721,4 млн долларов (рост в 1,9 раза) по средней цене 382 долларов за тонну (рост на 15%). Импорт нефтепродуктов из России в стоимостном выражении вырос на 88,6% до 677,6 млн долларов и составил 94% от всего объема импорта нефтепродуктов.

Импорт природного газа из России увеличился на 3,5%, до 8,8 млрд кубометров. Цена импорта газа снизилась на 8,8% до 132 долларов за 1 тыс. кубометров. В стоимостном выражении импорт газа снизился на 5,6% до 1,17 млрд долларов.

Беларусь ввезла сжиженного газа 218,2 тыс. тонн (рост на 22,4%) при средней цене 388 долларов за тонну (рост на 9,9%). Импорт сжиженного газа увеличился на 30,9% до 82,4 тыс. тонн (37,8% всего объема импорта). Стоимостной объем экспорта сжиженного газа из Беларуси увеличился на 46,9% до 128,7 млн долларов.

telegraf.by

Чью нефть Беларусь экспортировала в Украину?

Проблемы с загрузкой начались у Кременчугского НПЗ, на который приходится 45% всей украинской нефтепереработки, после того, как один из владельцев завода – российская «Татнефть» – был фактически отстранен от дел в результате рейдерского захвата предприятия его бывшим руководством. После этого «Татнефть», являющаяся основным поставщиком нефти для НПЗ, отказалась от дальнейших поставок и не рекомендовала другим российским компаниям работать с украинским партнером.

Сырьевая блокада не разрешила проблем собственника, хотя завод вынужден был сократить переработку. По данным РБК-Украина, в целом поставки нефти на НПЗ снизились по сравнению с апрелем 2007 года на 66,1% – до 187,7 тыс. тонн. Чтобы остаться на плаву предприятию пришлось вдвое увеличить переработку украинской нефти (150,1 тыс. тонн в апреле). В начале года «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) начала поставки иракской нефти (в январе – апреле было импортировано 165,9 тыс. тонн), а в апреле приобрела еще одного поставщика в лице Беларуси. Впрочем, и этих объемов НПЗ недостаточно: для полной загрузки предприятию ежемесячно необходимо 485 тыс. тонн нефти.

Собственной добычи Беларуси теоретически хватит для того, чтобы ежемесячно экспортировать в Украину апрельские объемы. Объем нашей собственной добычи нефти составляет около 1,75 млн. тонн, из которых в 2008 году планировалось поставить внешним потребителям 900 тыс. тонн. Но ранее в числе импортеров белорусской нефти назывались лишь Польша (на которую приходится основной объем), Литва, Эстония и Германия. И хотя проблемы с российской нефтью возникли у украинского импортера еще в прошлом году, о возможной диверсификации белорусского экспорта ничего не сообщалось.

Российские эксперты уже высказывают сомнения в том, что Беларусь экспортирует в Украину собственную нефть. Главный довод в пользу реэкспорта – разница между ценой российской нефти для Беларуси и других потребителей. Российская экспортная спецпошлина на нефть для Беларуси составляет 33,5% от  экспортной пошлины на нефть для остальных стран, а белорусская экспортная пошлина устанавливается на российском уровне, то есть втрое выше спецпошлины (хотя теоретически на реэкспорт эта схема не распространяется).

С другой стороны, использовать Беларусь в качестве посредника может быть выгодно небольшим российским компаниям. Российское издание Газета.RU приводит мнение аналитика ИК «Проспект» Александра Кузнецова, который полагает, что поставщиками могут выступать российские компании, которые, чтобы «не светиться», поставляют нефть через Беларусь.

В концерне «Белнефтехим» эти заявления комментировать пока отказываются и ссылаются на невозможность раскрытия информации о сделке.

belaruspartisan.by

Новости | Findirector.by

Беларусь в январе—июле 2015 года экспортировала почти миллион тонн нефти, добытой на своей территории, свидетельствуют данные официальной статистики.

Всю собственную нефть Беларусь экспортировала в Германию.Точный объем экспорта за январь—июль составил 939,3 тыс. тонн (за аналогичный период прошлого года — 946,2 тыс. тонн). 

Как сообщает БелаПАН, на фоне сохранения экспорта нефти на прошлогоднем уровне ее поставки в денежном выражении существенно сократились. За январь—июль стоимостной объем экспорта белорусской нефти составил 374,6 млн. долларов, что практически вдвое ниже показателя за аналогичный период прошлого года (722,5 млн. долларов). 

В январе—июле средняя цена экспорта тонны нефти составила 399 долларов и снизилась (на фоне падения мировых цен) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 47,8%. 

Беларусь для обеспечения нефтеперерабатывающих заводов сырьем ежегодно импортирует из России более 20 млн. тонн нефти. В то же время относительно небольшие объемы нефти, добываемые на своей территории, страна традиционно экспортирует в Германию. 

В июле этого года Александр Лукашенко, принимая с докладом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, потребовал более активно вести работы по разведке полезных ископаемых. «Я просто не верю, что у нас нет больших объемов нефти и что в наших недрах отсутствует природный газ. На подобных территориях в России и других странах добывается немало нефти и природного газа, а также ценных металлов — то, что создает основу благосостояния и устойчивости любой экономики любого государства», — мотивировал свое поручение официальный лидер. 

В августе министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Ковхуто сообщил журналистам, что в Беларуси открыто очередное месторождение нефти. По словам министра, в месторождении, которое расположено в Припятском прогибе, найдены значительные объемы углеводородного сырья.

findirector.by

Беларусь начала экспортировать нефтепродукты в обход Прибалтики

Председатель «Белнефтехима» Игорь Лященко заявил на заседании Совета Министров Союзного государства России и Беларуси, что Беларусь в ближайшее время поставит первую партию своих продуктов через российские порты. С декабря 2017‑го по январь 2018 года через Россию будет экспортировано 72 тысячи тонн белорусских нефтепродуктов. «Соответствующий контракт на поставку через российские порты уже есть», — сказал Лященко.

Рассуждая о том, выгодно ли белорусской нефтеперерабатывающей промышленности переориентировать свой грузопоток с Прибалтики на Россию, глава «Белнефтехима» заметил, что процесс производства, транспортировки и продажи энергоносителей — это математика. Если по цифрам выходит, что поставлять нефтепродукты через порты Ленинградской области выгодно, то подписывается соответствующий контракт.

По словам Игоря Лященко, перевозки через Усть-Лугу — это взаимный интерес России и Беларуси. Контракт на поставки белорусских нефтепродуктов через российские порты — это пример нормального взаимовыгодного сотрудничества. Если этот первый опыт окажется удачным, то в 2018 году экспорт нефтепродуктов, произведенных на НПЗ Беларуси, через порты российского Северо-Запада может достигнуть миллиона тонн.

Таким образом, процесс переориентации белорусского транзита с Прибалтики на Россию запущен, причем с рекордной скоростью — спустя всего несколько месяцев после того, как такая задача была официально поставлена и публично озвучена.

В августе этого года президент России Владимир Путин заявил, что белорусские нефтепродукты, получаемые из российской нефти, поставляемой по льготным ценам на белорусские НПЗ, должны экспортироваться через порты России, а не Прибалтики. «Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть (российская — прим. RuBaltic.Ru), другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры, — сказал Путин, выступая в Калининграде. — Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте».

Слова российского президента вызвали в Латвии и Литве реакцию в духе бессмертной чеховской фразы: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Беларусь не откажется от транзита через балтийские страны, потому что иные варианты нереализуемы.

Усть-Луга, Приморск и другие порты Ленинградской области России находятся не менее чем в 800 километрах от белорусских нефтеперерабатывающих заводов — ощутимо дальше, чем порты Вентспилса, Риги и Клайпеды. Стоимость транспортировки оказывается кратно выше, чем через Прибалтику. При этом стоимость перевалки белорусских нефтепродуктов в прибалтийских портах до сих пор составляла 6–8 долларов за тонну, тогда как в российских — 12–18 долларов за тонну.

Поэтому переориентация транзита была объявлена делом невозможным. В Прибалтике, как обычно, занялись самовнушением: убедили себя, что Минск навстречу Путину не пойдет, а поскольку перевод грузопотоков белорусских НПЗ, после того как такую задачу озвучил Владимир Путин, стал вопросом политической репутации российского президента, то Кремль будет давить на белорусских союзников по нарастающей. Между Москвой и Минском неизбежен новый конфликт, который приобретет политический характер. Литовские СМИ предрекали скорую смерть Союзного государства: «Союз существует уже больше 17 лет, однако сложно сказать, суждено ли ему перешагнуть в третье десятилетие».

И вот настигшая Прибалтику реальность.

В августе президентом Путиным было сказано о переориентации белорусского нефтетранзита — в декабре первая партия продукции «Белнефтехима» будет экспортирована через Россию.

Белорусская сторона отреагировала на слова российского президента совершенно не так, как этого бы хотелось той же Литве. В Минске заявили, что переориентация транзита на Россию возможна, если это будет выгодно Беларуси и не нанесет ущерба ее экономическим интересам. Белорусское правительство с самого начала отказалось переводить диалог с Россией в политическую плоскость и тем более перенимать политический язык соседей: говорить об «энергетическом шантаже» и тому подобных вещах. Напротив, представители официального Минска говорили, что Москва не оказывает давления на белорусских союзников и не «выкручивает им руки» в вопросе переориентации нефтегрузов.

В августе президентом Путиным было сказано о переориентации белорусского нефтетранзита — в декабре первая партия продукции «Белнефтехима» будет экспортирована через Россию / Фото: belchemoil.by

Сотрудники профильных госучреждений, российские и белорусские предприниматели несколько месяцев работали над проблемой транзита, вели переговоры, консультировались и согласовывали условия. Без криков, информационной шумихи и резонансных политических заявлений.

В ноябре в Москве состоялась встреча вице-премьеров России и Беларуси Аркадия Дворковича и Владимира Семашко. На ней белорусский премьер заявил, что белорусские НПЗ не имеют права потерять на переориентации транзита ни копейки и Беларусь пойдет на замену Риги и Клайпеды Усть-Лугой и Санкт-Петербургом только на условиях, которые будут выгодны для ее экономики.

Такие условия, судя по всему, были предоставлены, потому что «пробный шар» по переориентации транзита «кинули» уже в этом году. В следующем, 2018 году объем нефтепродукции, поставляемой через Россию, планируется увеличить в 12 раз, а через 5 лет, по оценкам экспертов, основная часть белорусского нефтетранзита будет идти мимо Прибалтики.

Союзное государство России и Беларуси на одном конкретном кейсе продемонстрировало феноменальную эффективность и оказалось даже более успешным, чем думали многие его сторонники.

Именно в этом, а не в потере ее железными дорогами и портами белорусских клиентов в конечном счете состоит самое большое поражение Прибалтики. Ведь литовские политики открыто говорили, что транзитной отраслью можно пожертвовать ради достижения стратегических целей литовской внешней политики.

Они и жертвовали все эти годы, сознательно ставя под удар Клайпеду, когда устраивали информационную войну против Белорусской АЭС или участвовали в подготовке в Минске «демократической революции» против «последнего диктатора Европы» Александра Лукашенко.

Ими двигали не национальные интересы Литвы, а поставленная перед ними историческая сверхзадача довести процесс распада Советского Союза до полного логического завершения, окончательно дезинтегрировать постсоветское пространство, не дать России создавать на нём новые объединения и союзы, «добить Империю».

И вот к чему это привело.

Союзное государство России и Беларуси работает третье десятилетие, причем работает временами феноменально успешно и результативно. Из союза России и Беларуси вырос целый Евразийский экономический союз.

И Прибалтика со своей политикой «сдерживания» России ничего не добилась. Зато лишилась возможности участвовать во всех крупных стратегических проектах с участием России, утратила доступ к российским рынкам и потеряла российский транзит.

А теперь потеряет еще и белорусский. 

https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/20171211-belarus-nachala-eksportirovat-nefteprodukty-v-obkhod-pribaltiki/

kramtp.info

В 2016 году экспорт белорусских нефтепродуктов обвалился

Об этом свидетельствуют предварительные статданные о результатах внешней торговли.

При этом географическая структура экспорта белорусских нефтепродуктов в 2016 году претерпела заметные изменения. Так, если в 2015 году Беларусь экспортировала в Украину 3,2 млн тонн нефтепродуктов, то в 2016-м — 4,3 млн тонн, то есть на треть больше. 

В прошлом году также увеличились на треть поставки нефтепродуктов в Нидерланды и почти в три раза — в Польшу. 

А вот в Россию Беларусь экспортировала менее 300 тыс. тонн нефтепродуктов и снизила поставки на восточный рынок на 70% по сравнению с 2015 годом. 

Белорусские власти объясняли в прошлом году сокращение поставок нефтепродуктов на российский рынок тем, что по ценовым условиям реализация белорусского топлива в России невыгодна. 

В свою очередь российские власти, ссылаясь на ранее подписанные соглашения с Беларусью, настаивали на том, чтобы на российский рынок было поставлено 1 млн тонн автобензинов. 

В связи с тем, что Москве и Минску по этому вопросу не удалось найти компромисса, а также из-за газового спора правительство России приняло решение резко сократить поставки нефти в Беларусь.  

В 2016 году Россия, согласно изначальным договоренностям, должна была поставить в Беларусь 24 млн тонн нефти. В первой половине года в страну ежеквартально поступало около 5,5 млн тонн нефти. Однако со второго полугодия поставки были сокращены — сначала до 3,5 млн тонн в квартал, а в четвертом квартале — до 3 млн тонн. 

Переговоры между Москвой и Минском об условиях урегулирования нефтегазового спора длились практически весь 2016 год, однако к конкретным результатам не привели. 

Следует отметить, что сокращение поставок российской нефти в Беларуси уже привело к заметному снижению переработки углеводородного сырья на белорусских НПЗ. Так, Мозырский НПЗ в 2016-м переработал около 10 млн тонн нефти, что на 20% меньше по сравнению с уровнем 2015 года.

belaruspartisan.by