Нефтяные проекты Беларуси в Венесуэле приносят лишь условную прибыль? Беларусь нефть венесуэла


Беларуси больше не нужна нефть из Венесуэлы

Искать альтернативу стали в ситуации, когда Россия резко изменила условия поставок нефти для Беларуси, впервые установив для нее лимит беспошлинного сырья в объеме 6,3 млн. т, - всю остальную нефть Беларусь должна была покупать по стандартной российской пошлине (отметим, что белорусские НПЗ при полной загрузке перерабатывают около 22 млн. т в год).   Поскольку альтернатива российской нефти была найдена в далекой Венесуэле, эксперты скептически оценивали перспективы данного проекта, учитывая логистику доставки венесуэльского сырья.   Уже тогда было понятно, что экономическая целесообразность в подобных поставках могла быть лишь в случае бонусной цены или льготных схем оплаты нефти, что с учетом особых отношений президентов Беларуси и Венесуэлы исключить было нельзя, пишет Белорусский институт стратегических исследований.  Аверс альтернативной нефти на Мозырь   Уже с мая 2010 года Беларуси удалось организовать регулярную поставку венесуэльской нефти танкерами (по 2-3 танкера в месяц по 80 тыс. т). Она поставлялась на отечественные НПЗ через 3 порта - украинскую Одесса, эстонскуюю Муугу и литовскую Клайпеду, а затем по железной дороге доставлялась на белорусские НПЗ.   Между тем, амбиции в отношении альтернативной нефти у белорусской сласти были очень большими. В октябре 2010 года БНК и венесуэльская PDVSA заключили рамочное соглашение на поставку 30 млн. т нефти в 2011-2013 годах: по 10 млн. т ежегодно.   Поставлять нефть в таких объемах цистернами было не только неразумно, но и невозможно. Поэтому белорусские нефтяники стали отрабатывать логистику потавок венесуэльской нефти по наиболее дешевой схеме. Обстоятельства так сложились, что к этому времени украинский трубопровод Одесса-Броды остался без работы - российские компании практически прекратили по нему транзит сырья.   Это позволило Беларуси в ноябре 2010 года впервые попробовать эту трубу в режиме прямой прокачки для поставки на Мозырский НПЗ 80 тыс. т нефти российской нефти сорта Urals.   Одновременно белорусская сторона готовилась использовать Одесса-Броды для системной прокачки нефти. 17 января 2011 года глава "Укртранснефти" Александр Лазорко и замгенерального директора ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) Андрей Шишко подписали договор об оказании услуг по транспортировке нефти. Поставка каспийской нефти по маршруту Одесса-Броды до Мозырского НПЗ стала дешевле в сравнении с железной дорогой примерно на 30 дол./т.   А для того, чтобы еще больше оптимизировать всю цепочку доставки сырья, белорусские нефтяники готовилась работать по своп-схеме.   Механизм своп-схемы следующий. Государственная нефтяная компания Азербайджана, работающая на месторождениях в Венесуэле, получила право поставить на рынки Северной Америки 4 млн. т нефти. Взамен этим поставкам азербайджанская нефть поступает в Беларусь. Она сначала из порта Супса поставляется в порт Одесса, а затем компания "Укртранснафта" обеспечивает ее транспортировку по трубопроводу Одесса-Броды далее в Беларусь.   Заявленные 4 млн. т легкой нефти предполагалось поставить через евразийского партнера, которому венесуэльская компания PDVSA в своих портах продает нефть марки "Санта Барбара" с целью ее последующей реализации на южно-американском рынке.   Системная прокачка азербайджанской нефти в направлении Мозырского НПЗ по украинскому нефтепроводу Одесса-Броды началась 13 февраля 2011 года.      Азербайджанская нефть по остаточному принципу   В течение 2011-2012 годов Беларусь гарантировала поставки по украинскому нефтепродпроводу Одесса-Броды транзит по 4 млн. т нефти в год. Договор был заключен сроком на 2 года с последующей его пролонгацией по соглашению сторон. Белорусская сторона заявляла, что в дальнейшем контракт может быть продлен, а объемы поставки возрасти до 8 млн. т в год.   Однако график поставок азербайджанская нефти стал срываться чуть ли не с первого дня. Чтобы азербайджанская нефть попала на Мозырский НПЗ, из трубопровода Одесса-Броды требовалось вытеснить 620 тыс. т технологической нефти сорта Urals. Если бы украинский нефтепровод ежесуточно перекачивал 23 тыс. т нефти, на это потребовалось бы около 1,5 месяца и уже в марте азербайджанская нефть пришла бы на Мозырский НПЗ.   Однако в марте Беларусь неожиданно просит азербайджанскую сторону снизить объемы поставок из-за планового капремонта на Мозырском НПЗ. У белорусской стороны был выбор, какой нефтью пожертвовать – российской или азербайджанской. Выбор был сделан в пользу российской. Цена российской нефти была тем ключевым фактором, на который Минск никак не мог закрыть глаза: снижение импорта российской нефти неминуемо обернулось бы повышением цены вследствие повышения премии.   После завершения капремонта на Мозырском НПЗ, поставки азербайджанской нефти в Беларусь по Одесса-Броды возобновились, однако их объем снижался м в последние месяцы года Мозырский НПЗ принимал лишь 80 тыс. т нефти (один танкер).  Оптимизация импорта   Почему белорусская сторона так быстро потеряла вдохновение в отношении проекта, который так настойчиво опекала еще год назад?   Изначально было понятно, что отечественные НПЗ пока не способны эффективно перерабатывать углеводородное сырье по мировой цене. Тем не менее, даже несмотря на то, что ценовые условия импорта венесуэльской нефти остаются непрозрачными, при определенных обстоятельствах данный проект для Беларуси остается выгодным.   Прежде всего, белорусская сторона постаралась максимально оптимизировать логистику поставок венесуэльской нефти.   Подписание соответствующего соглашения на первом этапе, когда поставки нефти в Беларусь осуществлялись через территорию Украины железнодорожным транспортом, позволило снизить транспортные расходы с 65,2 дол. до 42,5 дол./т. Затем, когда стороны перешли на трубопроводный транспорт, расходы снизились до 15 дол/т.   Зампредседателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков ранее отмечал, что выгода поставок нефти трубопроводным транспортом вполне ощутима. По его словам, в 2011 году Беларусь получала доход от венесуэльской нефти в размере 4-6 дол./т.   Такая доходность формировалась по нескольким причинам. Помимо оптимизации логистики поставок, также, вероятно, работали схемы, позволявшие удешевить импорт альтернативной нефти.   Кроме того, нефтепродукты, выработанные из венесуэльской нефти, поставлялись на экспорт (а не на убыточный внутреннем рынок), причем, на один из самых привлекательных и оптимальных по логистике рынок - украинский.   Кроме того, белорусская сторона в Таможенном союзе добивалась отмены дискриминационной для себя пошлины для импортируемой сырой нефти (раньше она составляла 5%). Россия долгое время не соглашалась идти на уступки. Белорусские чиновники приложили массу усилий, чтобы убедить, что теряет на пошлинах около 300 млн. дол. в год (исходя из предполагаемого объема импорта нефти не из стран Таможенного союза в объеме 10 млн. т).  Россия вытеснила альтернативу   Однако невзирая на огромные усилия по оптимизации импорта и полученный на первом этапе неплохой результат, белорусская сторона, тем не менее, в 2011 году венесуэльский проект еле теплился.      На это повлияло ряд факторов.   Источники в нефтяной отрасли отмечают, что причиной в том числе стал тяжелый для белорусской нефтянки финиш 2010 года. Тогда, в частности, Белорусскую нефтяную компанию, которая является оператором венесуэльско-азербайджанского свопа, обязали в ущерб собственной экономике с целью выполнения директивных показателях закупить большой объем российской нефти со стандртной пошлиной. Нынешний кризис также серьезно повлиял на финансовую ситуацию БНК.   Однако главная причина все же другая. При подписании нефтяных соглашений в рамках создания ЕЭП профильные российские чиновники заявили, что собираются вытеснить с белорусских НПЗ любую альтернативную нефть.   Это им удалось. На вытеснение альтернативы в принципе были нацелены и условия поставок российской нефти в Беларусь в 2010 году.   Размер премии к цене поставляемой в Беларусь российскими компании нефти был жестко завязан на согласованный балансом объем - 21,7 млн. т, а также на объем поступивших в российский бюджет пошлин. Зависимость получалась простая: чем больше Беларусь покупает российской нефти и чем больше перечисляет дивидендов, тем ниже премия.   По этой причине Беларусь в 2011 году минимизировала импорт альтернативной нефти. А в ближайшее время у нее такой необходимости вообще может не возникнуть. По крайней мере, в 2012 году.   В середине декабря Беларусь и Россия согласовали баланс нефтяного сырья Беларуси на 2012 год. Предусмотрена поставка в Беларусь 21,5 млн. т российской нефти трубопроводным транспортом - на 3,5 млн. т больше, чем в 2011 году. Кроме того, баланс включает также возможность поставок в Беларусь 2 млн. т нефти в год по железной дороге. Эти поставки позволят полностью загрузить белорусские НПЗ и, кроме того, Беларусь сохранит возможность экспорта всего объема собственной нефти (1,68 млн. т).   Впрочем, и белорусская сторона, похоже, что всерьез не рассматривала венесуэльско-азербайджанский своп как альтернативу российской нефти. Это был запасной вариант и аргумент в споре с российскими нефтяными компаниями за более комфортные условия поставок. Это откровенно признал в этом году зампредседателя концерна "Белнефтехим" Бронислав Сивый. "По сути, нам теперь выгоднее работать с Россией, но мало ли что произойдет завтра в отношениях с Россией. Поэтому надо, чтобы мы имели эту диверсификацию, и мы будем эту работу продолжать", - сказал он.  Придется платить   Еще в середине декабря 2010 года в БНК уверенно заявляли, что Беларусь в 2011 году намерена закупить в Венесуэле 10 млн. т нефти (в соответствии с контрактом с венесуэльской компанией РDVSA). Из этих 10 млн. т часть нефти будет закуплена непосредственно в Венесуэле и поставлена танкерами через морские порты стран Балтии, а часть (до 8 млн. т) транспортирована по украинской и белорусской системе магистральных нефтепроводов.   Между тем, как сообщил в середине декабря глава правления "Укртранснафты" Александр Лазорко, Украина транспортировала в Беларусь в этом году 988 тыс. тонн азербайджанской нефти. Кроме того, по оценкам, еще около 500 тыс. т нефти будет поставлено в этом году через эстонский порт Мууга.   Даже если и удастся белорусской стороне в последние пару недель года доставить 1-2 танкера (по 80 тыс. т), в любом случае очевидно, что реальный объем поставки нефти окажется намного ниже, чем прогнозировалось.   Кстати, украинские партнеры изначально скептически относились к возможностям белорусской стороны организовать поставки альтернативной нефти в заявленных объемах. Поэтому в соглашении по транзиту нефти заложили жесткий принцип - "прокачивай или плати". Таким образом, если белорусский партнер не прокачивает нефть через Украину, он все равно обязан платить. По имеющимся данным, это около 60 млн. дол. в год.   Поскольку договор заключен и на 2012 год, то эту сумму Беларусь оплатит Украине и в следующем году. Хотя весьма сомнительно, что она будет прокачивать альтернативную нефть в ближайшие годы.

belaruspartisan.by

Импорт Белоруссией нефти из Венесуэлы — Циклопедия

Нефтепровод Одесса — Броды

Импорт Белоруссией нефти из Венесуэлы — закупки Белоруссией нефти у Венесуэлы с 25 апреля 2010 года по настоящее время для потребления на внутреннем рынке. Импорт венесуэльской нефти организован в рамках реализации стратегии экономической безопасности страны и уменьшения зависимости от поставок нефти из Российской Федерации.

В январе 2010 года Россия ввела экспортную пошлину на поставки нефти и нефтепродуктов в Белоруссию, также были повышены цены на газ. Введение экспортной пошлины было связано с тем, что белорусские НПЗ перерабатывали российскую нефть и продукты переработки продавали в Европу, получаемый на этом заработок отправлялся в белорусскую казну.[1]

Сюжет белорусского телевидения об импорте венесуэльской нефти в Белоруссию

В апреле белорусское руководство договорилось с Венесуэлой о поставках нефти, которые должны будут происходить при помощи танкеров, они будут доставлять нефть из Венесуэлы в порты Восточной Европы (Одесса, Мууга, Клайпеда), затем нефть по железной дороге (а впоследствии через нефтепровод Одесса — Броды) будет транспортироваться на Мозырьский или Новополоцкий НПЗ в Белоруссии. Согласно достигнутым договоренностям Венесуэла поставит в Белоруссию 4 млн тонн нефти в 2010 году и 10 млн тонн в 2011 году.

Первый танкер прибыл в порт Одессы 25 апреля 2010 года, нефть поставлена на Мозырьский НПЗ 2 мая, затем поставки продолжились летом и осенью 2010 года.

В июле 2010 года Белстат опубликовал стоимость ввозимой из Венесуэлы нефти. Стоимость одной тонны нефти составила 656 долларов США (российская нефть Белоруссии обходилась в 2010 году по цене 398 долларов США за тонну — по льготной цене). Цена венесуэльской нефти образована с опорой на мировые цены на нефть.

По мнению аналитика Игоря Юшкова импорт венесуэльской нефти для Белоруссии будет рентабелен только в том случае, если Уго Чавес будет поставлять нефть бесплатно и тогда придётся платить только за транзит. В противном случае поставки будут нерентабельными.

Эксперт по ТЭК Дмитрий Парфёнов считает, что импорт нефти из Венесуэлы организован белорусским руководством с целью провести нефтяную аферу — например, смешивать российскую и венесуэльскую нефть и затем продавать в Европу по завышенным ценам.

По мнению белорусского государственного телевидения — идея поставок нефти из Венесуэлы перспективная и демонстрирует политическую дальновидность белорусского правительства.

cyclowiki.org

Беларусь хочет добывать больше нефти в Венесуэле

Белорусские нефтяники считают, что это перспективное направление, несмотря на определенные трудности работы на нем

Беларусь хочет добывать больше нефти в ВенесуэлеФото: Святослав ЗОРКИЙ

Изменить размер текста:AA

Беларусь заинтересована в том, чтобы добывать в Венесуэле до 2-3 миллионов тонн нефти в год. Года три-четыре назад наши нефтяники добывали в Венесуэле около 1 миллиона 200 тонн нефти. Однако недавний обвал мировых цен на нефть снизил темпы работ, так как экономика Венесуэлы столкнулась с проблемами, что отразилась и на нефтедобывающей отрасли. В этом году венесуэльско-белорусское совместное предприятие (СП) по добыче нефти снизит добычу до 830-840 тысяч тонн.

В Венесуэле существует практика: как только на месторождении падает объем добычи, нефтяники оставляют это месторождение и уходят на другое, хотя на этом оставалась еще уйма черного золота.

- Мы готовы увеличивать объемы и до 2-3 миллионов тонн в год на этих бэушных скважинах, но при соблюдении наших интересов, - сказал заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко. - При этом мы заинтересованы в том, чтобы выйти на месторождения и самим добывать нефть. И с другой стороны, готовы помочь Венесуэле в меру своих сил и возможностей.

Планируется увеличить объемы производства заводов, которые уже работают там, и построить новые. Выгодно ли нашему государству вкладывать деньги в добычу нефти в Венесуэле?

- Совместное венесуэльско-белорусское предприятие «Петролера БелоВенесолана» занимается добычей нефти в Венесуэле около 10 лет. Доля белорусской стороны в совместном предприятии - 40%, а Венесуэлы - 60%, - поясняет экономический обозреватель Татьяна Маненок. - Еще относительно недавно, когда мировые цены на нефть были высокими, СП работало с хорошей прибылью. Оно продавало нефть на рынках сопредельных стран и получало прибыль. В условиях резкого падения мировых цен на нефть белорусские нефтяники столкнулись в Венесуэле с проблемами, прежде всего с привлечением финансирования для дальнейшего развития. Тем не менее, белорусские нефтяники не намерены уходить с этого рынка. Они называют венесуэльский рынок весьма перспективным и потенциально привлекательным. Это рынок самый крупный в странах Латинской Америки. Кроме того, Венесуэла удачно расположена географически и является плацдармом для всего нефтяного сервиса Южной Америки. Поэтому госкомпания «Белоруснефть», пришедшая 10 лет назад в сферу нефте- и газодобычи в Венесуэле, планирует продолжать развивать проекты на этом рынке, невзирая на имеющиеся там проблемы.

www.kp.by

Венесуэла предлагает Белоруссии нефть, космодром и инвестиции

Москва, 4 июля 2012, 15:05 — REGNUM  Поставки венесуэльской нефти в Белоруссию могут быть возобновлены. Об этом 4 июля заявил в Минске посол Венесуэлы в Белоруссии Америко Диас Нуньес.

Пресс-конференция венесуэльского посла в Белоруссии была приурочена к годовщине Дня независимости, которая была провозглашена 5 июля 1811 года (от Испании). Вчера, 3 июля аналогичный праздник отметила Белоруссия (3 июля - день освобождения столицы БССР от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны).

Накануне в Венесуэле побывал Александр Лукашенко: он провёл переговоры с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, а прибывшие в составе официальной делегации Белоруссии высокопоставленные чиновники подписали ряд соглашений с Венесуэлой. По мнению представителей Минска и Каракаса, сотрудничество двух стран вышло на уровень стратегического партнёрства.

Посол Венесуэлы сообщил белорусским журналистам о ряде совместных проектов, которые стороны намерены реализовать в ближайшей перспективе. В частности, отметил Нуньес, Белоруссия будет участвовать в строительстве космодрома в венесуэльском штате Арагуа. Объект предназначен для запуска спутников и реализации научных и исследовательских программ. Сами спутники будут изготавливаться китайцами.

Кроме того, отметил посол, Белоруссия, Китай и Венесуэла до 2015 года построят ТЭЦ в промышленной зоне Санта-Инес в штате Баринас. Финансирование проекта берёт на себя китайская сторона, а Белоруссия предоставит технологии. Стоимость данного проекта оценена в $900 млн.

Наиболее активно белорусско-венесуэльское сотрудничество развивалось в нефтяной сфере, однако 22 июня первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что Белоруссия с июня не закупает венесуэльскую нефть ни по своповым, ни по каким-либо иным схемам. По словам чиновника, значение поставок нефти из Венесуэлы трудно переоценить - именно данные поставки позволили принудить Россию к подписанию 25 ноября 2011 года выгодных для официального Минска соглашений в нефтегазовой сфере. С помощью данных поставок ежемесячно Белоруссия получала около 160 тыс т венесуэльской нефти и данные поставки были выгодны белорусской стороне, отметил зампред Совмина. Поставки нефти из Венесуэлы начались в 2010 году - в разгар очередного противостояния между Минском и Москвой. По мнению белорусских проправительственных политологов, поставки нефти из Венесуэлы позволили, ни много ни мало - "спасти суверенитет Республики Беларусь".

Посол Венесуэлы заявил, что поставки венесуэльской нефти в Белоруссию могут быть возобновлены, если будет на то желание официального Минска. "Речь не идет о том, что этот проект провалился", - сказал Нуньес. Он отметил, что Белоруссия начала закупки венесуэльской нефти в условиях "чрезвычайной ситуации" и сейчас такой острой необходимости официальный Минск не испытывает, хотя Венесуэла по-прежнему выражает готовность осуществлять поставки нефти "в необходимых объемах".

Венесуэльский дипломат напомнил также, что в 2011 году он уже комментировал поставки венесуэльской легкой нефти сорта "Санта-Барбара" на белорусские НПЗ и отмечал, что данные поставки "не следует рассматривать как какую-то конкуренцию поставкам российской нефти - изначально речь об этом не велась". Кроме того, отметил представитель официального Каракаса, Венесуэла сохраняет интерес к приватизации белорусских нефтеперерабатывающих предприятий, однако не конкретизировал данный вопрос.

Как сообщало ИА REGNUM, почти весь объём нефти в Белоруссию поставляет Россия: в январе-феврале среднеконтрактная цена российской нефти составляла $426 за тонну, венесуэльской - $917 за тонну. В 2013 году Белоруссия и Казахстан надеются в рамках ЕЭП урегулировать проблему доступа к российской трубопроводной системе и в 2015 году начать поставки казахской нефти в Белоруссию трубопроводным транспортом. В настоящее время белорусские специалисты участвуют в нефтедобыче и разведке углеводородных запасов недр Венесуэлы. Госконцерн "Белнефтехим" полон решимости разрабатывать нефтяные, газовые и иные месторождения в других странах - Вьетнаме, Нигерии и постсоветских азиатских республиках, а также Волгоградской области РФ. Со II полугодия 2012 года Белоруссия не закупает нефть в Венесуэле - таковая (сорт "Санта-Барбара") поставлялась небольшими партиями с 2010 г. через эстонский порт Мууга. Также прекратились поставки на Мозырский НПЗ азербайджанской нефти сорта "Айзери Лайт" через украинский нефтепровод "Одесса-Броды".

Напомним, в конце июня Александр Лукашенко посетил страны Латинской Америки - Кубу, Венесуэлу, Эквадор. Находясь в Каракасе, Лукашенко заявил: "Некоторые начали сомневаться в серьезных перспективах сотрудничества Белоруссии и Венесуэлы, здесь находится мой сын Николай, и это говорит о том, что мы всерьез и надолго заложили основы сотрудничества, и есть кому перенять эстафету лет через 20-25". Осенью 2012 года в Венесуэле состоятся президентские выборы, в которых Уго Чавес намерен победить и остаться у власти.

Также напомним, 15 марта 2010 года в Каракасе Александр Лукашенко и Уго Чавес провели переговоры о поставках нефти в Белоруссию. "Конечно, мы будем просить вашей поддержки в это сложное для нас время. В чем сложность, я уже публично говорил. Но это не связано с деньгами, есть вещи поважнее. Это касается нашего суверенитета и независимости - дороже ничего быть не может", - заявил Лукашенко. Венесуэла обязалась поставлять миллионы тонн нефти в Белоруссию для переработки на белорусских предприятиях и совместной реализации на европейском рынке. Вплоть до начала 2012 года Белоруссия получала нефть из Венесуэлы через эстонский порт Мууга, а до этого - по нефтепроводу "Одесса-Броды".

regnum.ru

Эксперт: Совместные нефтяные проекты с Венесуэлой уже приносят дивиденды Беларуси | Беларусь и белорусы: новости и аналитика | DW

Deutsche Welle: С чем была связана приостановка перекачки в Беларусь по нефтепроводу Одесса - Броды азербайджанской нефти в рамках своп-контрактов с Венесуэлой?

Татьяна Маненок: Действительно, белорусская сторона гарантировала Украине в 2011 году прокачку по этому нефтепроводу четырех миллионов тонн нефти по схеме "своп" на нефтеперерабатывающий завод в Мозыре. Предполагалось, что по трубе Одесса - Броды будет закачиваться по 23 тысячи тонн нефти в сутки. Уже в марте, после вытеснения технологической нефти, азербайджанская нефть должна была прийти в Мозырь. Но белорусы попросили азербайджанскую сторону приостановить поставки, так как на Мозырском заводе было достаточно сырья, а на самом предприятии начался плановый ремонт, который проводится раз в два года.

Некоторые эксперты сочли это поводом для отказа от поставок альтернативной нефти через Украину. Но Беларусь заявляет, что не намерена отказываться от альтернативной нефти, потому что она дает дополнительный козырь на переговорах с российской стороной по условиям поставок энергоносителей.

- Когда возобновятся поставки нефти в Беларусь по этому нефтепроводу?

- По последним данным, основные технологические установки на Мозырском заводе уже пущены в работу, и поставки по трубопроводу Одесса - Броды уже идут. Правда, Белорусская нефтяная компания не раскрывает, какой объем азербайджанской нефти поставляется таким способом на завод в Мозыре, но я полагаю, что это, возможно, один танкер - 80 тысяч тонн, а не два, как было ранее.

- Насколько выгодна Беларуси переработка альтернативной нефти по сравнению с более дешевой российской нефтью, поставляемой без пошлин в рамках Таможенного союза?

- Надо отдать должное белорусским чиновникам и нефтяникам-специалистам, которые отработали наиболее оптимальный вариант доставки альтернативной нефти. С учетом того, что поставки осуществляются по трубе, а это удешевляет их примерно на 30 долларов, переработка этой нефти в рамках "своп" дает прибыль 6-8 долларов с тонны.

Кроме того, все нефтепродукты, выработанные из нефти альтернативной российской, экспортируются в основном на Украину без всякой пошлины. Это выгодно, а внутренний белорусский рынок убыточен, ведь даже после девальвации национальной валюты литр бензина не стоит в эквиваленте и одного доллара.

Беларусь также, невзирая на сопротивление российской стороны, добилась решения комиссии Таможенного союза об отмене пошлины в пять процентов на импортируемую нефть из третьих стран. То есть альтернативная нефть поступает в страну беспошлинно. Это дополнительный валютный бонус для Беларуси и лишнее доказательство того, что от таких поставок страна определенно выигрывает.

- В свое время белорусские власти заявляли о больших перспективах добычи нефти в Венесуэле. Как развивается этот проект?

- Совместное предприятие "Венбелнефть" по добыче венесуэльской нефти было создано еще в 2007 году. Заявления были очень амбициозные, но там все не так просто. Белорусская сторона неоднократно обращалась к местным властям, чтобы получить возможность добывать нефть на уже освоенных месторождениях. Венесуэльская сторона шла навстречу и сегодня белорусы добывают нефть уже на семи месторождениях.

В течение 2008-2010 годов предприятие "Венбелнефть" добыло всего около двух миллионов тонн нефти. На текущий год ставится задача увеличить добычу до 1,3 миллиона тонн. Но это не такой уж большой объем. Для сравнения: в самой Беларуси добывают около 1,7 миллиона тонн нефти в год, которая, согласно договоренностям в рамках Таможенного союза, поставляется на экспорт и приносит до 700 миллионов долларов ежегодно.

Надо иметь в виду, что добытая в Венесуэле нефть не транспортируется в Беларусь, а реализуется на американском рынке. При этом только 40 процентов акций "Венбелнефти" принадлежит белорусской стороне. Держатель акций – компания "Беларуснефть", которая владеет в Беларуси 75 процентами рынка реализации нефтепродуктов. По неофициальной информации, дивиденды, полученные от нефтедобычи в Венесуэле, пошли в уплату за использование месторождений.

Белорусские нефтяники попутно занимаются добычей венесуэльского природного газа. В прошлом году было добыто около 300 миллионов кубометров, а в этом году поставлена задача увеличить добычу до 800 миллионов кубометров. Белорусско-венесуэльские проекты - это пока не самая быстрая отдача, они скорее имиджево-показательные, но при хорошей конъюнктуре могут принести хорошие дивиденды. Это также показатель того, что белорусская сторона озаботилась альтернативой всерьез.

Беседовала Галина Петровская Редактор: Наталья Позднякова

www.dw.com

Беларусь и венесуэльская нефть – по тропе контрабандиста

Сколько Беларусь платит за венесуэльскую нефть и кому в России выгодна эта сделка? Сын одного из лидеров белорусской оппозиции Виктора Ивашкевича, молодой журналист Стас Ивашкевич провел свое журналистское расследование, которое опубликовала российская "Новая газета".

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин Странные дела творятся в белорусском государстве. Бушует валютный кризис. Население хранит доллары уже не в чулке под матрасом, а в рамочке на стене. Из-за хронической нехватки валюты руководство страны начинает пускать на мясо священных коров «рыночного социализма», распродавая ключевые объекты госпромышленности. Но в то же время Минск находит миллиарды долларов на экзотические «хобби». Несмотря на возможность беспошлинно закупать российскую нефть, белорусские НПЗ перерабатывают еще больше заморского сырья, чем в прошлом году. Через Украину в Беларусь поступает азербайджанская нефть (940 тыс. тонн за январь-октябрь 2011), но основные объемы «альтернативного сырья» по-прежнему импортируются из Венесуэлы (1,3 миллиона тонн за аналогичный период). Это при том, что, согласно официальным данным, заморские углеводороды обходятся Минску на 15% дороже мировой цены. Правда, в Украине Белорусская нефтяная компания (БНК) перепродает венесуэльскую нефть  по демпинговым ценам. Очевидно, заполняя таможенные декларации при ввозе товара в Беларусь, БНК несколько преувеличивает свои затраты. Но тогда получается, что Венесуэла, сама переживающая перманентный валютный кризис, продает Беларуси нефть себе в убыток? Вряд ли. Чтобы понять, кто оплачивает взаимовыгодное сотрудничество Каракаса и Минска, достаточно взглянуть на другие диковинные поставки «альтернативного» сырья на белорусские НПЗ. Казахстанский мазут В прошлом году заместитель главного технолога Новополоцкого НПЗ Алексей Вегера сообщил на конференции в Минске, что его завод вышел на полную загруженность и положительную рентабельность, переключившись частично на переработку казахстанского мазута и российского печного топлива (200 тысяч тонн ежемесячно на обоих белорусских НПЗ).  Поставки мазута из Казахстана в прошлом году в пять раз увеличили белорусский импорт из этой страны. Сверхприбыльная переработка в Беларуси таких объемов импортного мазута вызывает удивление экспертов, поскольку в прошлом году поставки российских нефтепродуктов в эту страну облагался пошлиной и продавались по мировой цене – также как и сырая нефть. Переработка же казахстанского мазута, с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки через Украину, вызывает у участников рынка такое же удивление, как и «венесуэльская эпопея». Сомнения оказались небеспочвенны. Исходя из документации Белорусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а «нефтью сырой».  Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти. «Сырой мазут» казахстанского разлива Согласно соглашению между Москвой и Астаной, российские нефтяники имеют право вывозить сырье в Казахстан беспошлинно - для переработки на местных НПЗ. На самом деле существенная часть углеводородов реэкспортируется оттуда в третьи страны. На границе контрабандный вывоз оформляется как экспорт мазута, якобы полученного при переработке российского сырья в Казахстане и уплачивается казахстанская экспортная пошлина на мазут – в разы меньшая, чем российская пошлина на нефть. Недоплачивая половину экспортной пошлины, предприимчивые экспортеры могут получать стандартную прибыль, продавая контрабандную нефть на 30% дешевле мировой цены.  Участники рынка иронично именуют схему экспортом «сырого мазута». В последние годы реэкспорт российской нефти через Казахстан достиг таких масштабов, что в октябре Москва ввела полный запрет на железнодорожные поставки углеводородов в эту страну.  Но эти меры коснутся, в основном, лишь мелких контрабандистов. Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) реэкспортируют сырье, поставляемое по трубопроводам (6 миллионов тонн в год), причем не только под видом мазута, но и при помощи свопа с казахстанскими производителями.  В отличие от мелких контрабандистов, получающих за такую деятельность тюремные сроки, крупные компании, экспортирующие «сырой мазут», сталкиваются с крайне либеральным отношением властей. Так в прошлом году инспекторы ФТС в Новороссийске сделали химический анализ казахстанского мазута, который партиями до 60 тысяч тонн поставлялся танкерами в НПЗ болгарского Бургаса, и установили, что на самом деле это – российская  сырая нефть.  Ущерб государству от недоплаченной пошлины за арестованную партию (30 тыс. тонн). был оценен почти в 7 миллионов долларов. Прокуратура, однако, посчитала указанную сумму недостаточной для заведения уголовного дела о контрабанде, и ограничилось административным расследованием (указание неправильных данных в транcпортных документах). Но вскоре и административное дело было закрыто «в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица»  - ошибся, мол, декларант нечаянно – с кем не бывает? Российский «сырой мазут» Российская нефть экспортируется под видом мазута не только из Казахстана, но и напрямую – через порты России, Прибалтики и Украины. Согласно аудиту, проведенному Счетной Палатой РФ, в 2009 году экспорт «сырого мазута» из России составил 10 миллионов тонн. Но это, видимо, лишь вершина айсберга, поскольку не учитывает операций, совершаемых под прикрытием принадлежащих ВИНКам НПЗ. К примеру, Киришский НПЗ ежегодно перерабатывает до миллиона тонн «сверх своей проектной мощности». Основные объемы киришского экспорта идут в Таллиннский порт, который официально сырую нефть не переваливает с 2007 года. Но более 500 тысяч тонн в месяц мазута кем-то отправляется из Таллина в США на танкерах, предназначенных для перевозки сырой нефти. «Транспортировка мазута танкерами, предназначенными для перевозки сырой нефти (crudeoiltankers) иногда практикуется. Но, в отличие от «продуктовозов» (oilproductstankers), которые стандартно перевозят мазут, крупнотоннажные crudeoiltankers, как правило, не оснащены системами подогрева, необходимыми для того, чтобы не дать мазуту застыть в грузовых баках. Поэтому, использование crudeoiltankersв холодное время года для перевозки мазута на дальние расстояния является рискованным и используется лишь в отдельных случаях», - объясняет представитель судоходной компании MinervaMarina Ямиас Джанопулос. Однако, при экспорте из Таллинна, владельцы упомянутых танкеров этого риска не боятся. Возможно, потому, что мазут, который они перевозят, соответствует химическим параметрам сырой нефти. «Сырой мазут» и Беларусь До утраты нефтяных преференций Минск также активно занимался реэкспортом углеводородов из РФ. В 2009 году через Беларусь только официально было реэкспортировано 2 миллиона тонн российского бензина и дизельного топлива. О реэкспорте сырой нефти под видом белорусского мазута можно лишь догадываться. Похоже, что потеряв в прошлом году официальные нефтяные льготы, Минск договорился с некоторыми российскими партнерами о поставках беспошлинного российского сырья в Беларусь иными маршрутами. Так, например, в январе этого года «Сургутнефтегаз», который снабжает белорусские НПЗ по трубопроводам «Дружба», активно искал дополнительные маршруты поставок в Беларусь нефти Юралс. В частности, компания договорилась о перевалке в украинском порту «Южный»  - для дальнейшей транспортировки сырья в Мозырь. Причина была в том, что в январе «Транснефть» приостановила поставки в Беларусь из-за очередного конфликта между Москвой и Минском, поэтому дружественным Беларуси нефтяникам пришлось искать способы доставить туда нефть конфиденциально -  через третьи страны. Венесуэльский своп В прошлом году венесуэльское издание ElNacionalсообщило, что во время визита в Каракас Лукашенко вел переговоры о закупке венесуэльской нефти с 30%-ой скидкой – по цене «сырого мазута», причем представители Венесуэльской нефтяной компании допускали такую возможность только при использовании свопа. Участники рынка, коментируя цену венесуэльской нефти для Беларуси и схему ее доставки, также указывают на высокую вероятность того, что поставки осуществляются по свопу с российскими ВИНКами.Необходимость данной операции, очевидно, была вызвана тем, что поставки миллионов тонн «сырого мазута» в Беларусь напрямую, на фоне политического конфликта между Москвой и Минском, могли вызвать санкции Кремля против контрабандистов. Вместо этого, российские друзья Лукашенко продолжают экспортировать «сырой мазут» в Америку, но продают его там с 30%-ой скидкой Венесуэле, которая использует сырье на своих НПЗ в США  или  перепродает своим американским клиентам. Взамен Каракас по той же цене отправляет в Беларусь аналогичные объемы своей легкой нефти марки «Санта Барбара», используя танкеры, которые доставляют в США российское сырье.  По прибытии в Таллинн танкеры из Венесуэлы, как правило, там же получают новый груз и везут его обратно в США. Таким образом, партнеры доплачивают по 30-60 долларов на тонне нефти за обратный фрахт до Америки, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного сырья из РФ, за которые Минск платит на 200-250 долларов меньше мировой цены. Должок Потери российского бюджета от поставок «сырого мазута» в Беларусь могут превышать 500 миллионов долларов невыплаченных экспортных пошлин только за прошлый год.  В прошлом году – убытки намного больше.  Ведь согласно подписанным ранее своп-контрактам, российские ВИНКи продолжают поставлять дешевый «сырой мазут» Венесуэле, которая, в свою очередь, продолжает отправлять в Беларусь танкеры с «Санта-Барбарой». Одновременно Минск расплачивается с поставщиками «сырого мазута», позволяя им реэкспортировать аналогичные объемы углеводородов через Беларусь. По информации участников рынка, Беларусь в этом году импортировала из России 2,7 миллиона тонн дизельного топлива и прямогонного бензина. На нефтебазах белорусской компании «Трайпл» в нефтепродукты добавляется 0,2% спирта, что, согласно белорусскому законодательству, позволяет реэкспортировать их в третьи страны беспошлинно - под видом биодизеля и бензина-ратворителя.  Учитывая, что в РФ такая смесь облагается стандартной пошлиной на нефтепродукты, потери ФТС от данной схемы реэкспорта составили за январь-октябрь более 600 миллионов долларов. И это не считая вероятного реэкспорта российской сырой нефти под видом белорусского мазута. Так в октябре Белорусская нефтяная компания заключила с оператором литовского порта Клайпеда беспрецедентно крупный контракт на перевалку мазута – 2,2 миллиона тонн за год – в три раза больше, чем годом ранее. Весь этот объем отдан на откуп «Лукойлу», который, вывозит оттуда часть белорусского мазута танкерами для сырой нефти. Судя по всему, таким способом Минск расплачивается не только за «сырой мазут», но и за азербайджанскую нефть, которую «Лукойл» поставляет в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды.Правда, основные объемы каспийского сырья Минску продает «Бритиш Петролеум» – оператор и крупнейший акционер месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», где добывается 80% азербайджанской нефти. В прошлом году вице-премьер Беларуси Виталий Семашко подписал в Лондоне  контракт, согласно которому  британская компания поставляет в Беларусь сырье AzeriLightпри посредничестве SOCARTrading– торговой «дочки» Государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана (ГНКАР). Одновременно «Бритиш Петролеум» получает в балтийских портах мазут белорусских и российских НПЗ, часть из которого вывозится в США на данкерах для перевозки сырой нефти. Примечательно, что российская «дочка» «Бритиш Петролеум» - ТНК-ВР, ведущая против своей материнской компании войну в России, оказалась с ней по разные стороны баррикад и в Беларуси. Судя по гневным репликам Лукашенко, российские совладельцы Мозырского НПЗ в Беларуси – ТНК-ВР и «Газпром-нефть», поставлять свой «сырой мазут» Минску отказались. "Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону (российским акционерам завода), пеняйте на себя, – инструктировал Лукашенко руководителя Мозырского НПЗ относительно переработки «альтернативной нефти» – Им не надо было перерабатывать нефть и прибыль не была нужна», – свирепствовал белорусский лидер, вспоминая несговорчивость «плохих нефтяников». Зато для «хороших нефтяников» белорусский руководитель не скупится на почести и награды. К примеру, в прошлом году, в разгар нефтяного конфликта между Минском и Москвой, Александр Лукашенко наградил главу «Лукойла» орденом «Дружбы народов». В этом году -  владелец «Русснефти» получил калийные месторождения в Беларуси. Недавно Александр Лукашенко с благодарностью заявил, что поставками своей нефти Венесуэла и Азербайджан помогли Беларуси сохранить независимость. Очевидно, речь шла о готовности Уго Чавеса и Ильхама Алиева предоставить политическое прикрытие контрабандным сделкам Минска с российскими нефтяниками. А оплачивает всю эту любовь российский бюджет и счет его потерь идет на миллиарды долларов.

belaruspartisan.by

Нефтяные проекты Беларуси в Венесуэле приносят лишь условную прибыль?

 

Первый вице-премьер правительства Владимир Семашко озвучил финансовые подробности участия Беларуси в проекте по добыче нефти в Венесуэле. По его словам, за три года государственное объединение «Белоруснефть» заработало там 105 млн. долларов чистой прибыли. Впрочем, экономисты полагают, что об окупаемости говорить все же пока преждевременно. Семашко считает заработанную сумму значимой «для предприятия и страны в целом». По его словам, «Белоруснефть» уже почти наполовину выплатило так называемые бонусы за разработку месторождений. «Дальше такие месторождения будут присовокупляться, объем будет наращиваться», — цитирует Семашко БЕЛТА.

Напомним, созданное в конце 2007 года совместное белорусско-венесуэльское предприятие добыло более 1 млн. тонн нефти. Предполагалось, что свою часть добытой венесуэльской нефти (а это 40% от объема, добытого СП) Беларусь будет продавать на мировом рынке.

По мнению экономиста Леонида Злотникова, в данном случае речь может идти о выручке лишь от продажи нефти. Однако если учесть все капитальные затраты на разработку месторождений, создание инфраструктуры для нефтяников и т.д., которые понесла Беларусь в Венесуэле, то, скорее всего, прибыли не будет вообще.

«Скорее всего, эта прибыль условная. Думаю, что в себестоимости не «сидят» вложенные Беларусью капитальные инвестиции. Когда там будет развита нефтедобыча в больших объемах, тогда вложения вернутся, и этот проект, возможно, и станет прибыльным», — отметил экономист «Белорусским новостям».

Аналогичная ситуация может быть и с другими проектами, которые Беларусь намерена активно продвигать в Венесуэле. В ходе нынешнего визита Лукашенко в Каракас было заключено да десятка соглашений. Ряд из них касается сбыта белорусской техники. Венесуэла, в частности, пообещала купить 1,3 тыс. единиц дорожно-строительной техники производства МАЗа, БелАЗа, МЗКТ и «Амкодора» на 200 млн. долларов. Также стороны договорились, что уже к 1 июля 2011 года Беларусь построит заводы по производству тракторов на 5 тыс. единиц в год, автомобилей МАЗ на 10 тысяч, сборочное производство дорожной и дорожно-строительной техники мощностью 3 тыс. единиц и технический центр по ремонту и обслуживанию всей белорусской техники.

Кроме того, с поставками техники Беларусь выходит на рынок Бразилии. По словам Семашко, для динамичного развития сельского хозяйства этой стране нужна современная техника, и Беларусь готова помочь, открыв совместное предприятие по сборке белорусских тракторов и комбайнов. «В Бразилии присутствует техника всех ведущих фирм. Конечно, в этом смысле мы здесь немного отстали в том плане, что наш МТЗ не присутствует на данном рынке», — цитирует БЕЛТА первого вице-премьера. По его словам, покупателями техники МТЗ являются более 85 стран.

Для сборки такого количества техники потребуется увеличения закупок в России импортных комплектующих, из которых примерно на 70% состоит белорусская техника. Следовательно, стоит ожидать и роста отрицательного сальдо.

По мнению Злотникова, будут ли успешными эти проекты, сказать сложно, поскольку неизвестна цена доставки из Беларуси в Венесуэлу Машино-комплектов, при каких объемах сборки будет определена точка безубыточности, каким образом будет налажено сервисное обслуживание техники.

Эксперт полагает, что в целом белорусской экономике от реализации таких проектов лучше не станет. «Даже если Беларусь заработает за два года 40 млн. долларов, погоды это не сделает. Для поддержания стабильности в экономике правительству нужны миллиарды долларов внешней подпитки», — полагает экономист.

Кроме того, отметил экономист, делая ставку на страны третьего мира в продвижении своей продукции и технологий, Беларусь тем самым не стремится повышать свою конкурентоспособность. «В этом проекте перспективы нет. Можно создать много сборочных производств и проиграть Китаю, который также активно поставляет свою технику на латиноамериканский рынок. Известно, что китайские грузовики дешевле и качественнее белорусских». Также экономист считает, что «еще неизвестно, насколько прочный режим Чавеса, который губит свою экономику с нашей помощью, и что потом будет с белорусскими проектами, если власть там сменится».

Владимир Семашко назвал нынешний визит Александра Лукашенко в Венесуэлу очень результативным. У Беларуси появилась перспектива (хотя и призрачная)  решения вопроса нефтяной зависимости от России. До конца года Венесуэла намерена поставить Беларуси до 4 млн. тонн нефти, что частично поможет загрузить белорусские нефтеперерабатывающие заводы, которые после введения экспортных пошлин работают почти вхолостую и терпят убытки  от переработки дорогой нефти.

В правительстве, судя по всему, пока не определились, каким способом планируется поставлять черное золото в Беларусь, чтобы это было менее затратным. Уже известно, что пробная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс. тонн будет поставлена в мае танкером в Одессу, а затем железнодорожным транспортом на Мозырский НПЗ для переработки. По словам Семашко, на этой поставке будет отработана технология транспортировки нефти из Венесуэлы.

Что дальше, неизвестно. Первый вице-премьер не исключил, что для транспортировки нефти из Одессы может использоваться и трубопровод. Речь идет о нефтепроводе Одесса-Броды, который сейчас работает только в реверсном (то есть обратном) направлении, перекачивая нефть из Бродов в Одессу. По прогнозу украинского эксперта в области энергетики Богдана Соколовского, этот нефтепровод может быть переведен в аверсное (т.е. прямое) направление осенью 2011 года, после введения Россией в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2).

Однако с таким вариантом не соглашается Россия. Кроме того, насколько известно, одним из условий выделения Россией беспошлинной нефти в объеме 6,3 млн. тонн в год был отказ Беларуси от участия в проекте использования нефтепровода Одесса-Броды, который предусматривает продление трубы до польского Гданьска и соединение с белорусским участком «Дружбы».

Кроме того, в правительстве, по словам Семашко, рассматривается также вариант транспортировки венесуэльской нефти через Балтику, поскольку он самый близкий. По словам первого вице-премьера, эта схема тоже обсуждалась, «но на это требуется время». Что касается цены вопроса, то есть стоимости нефти из Венесуэлы, то здесь, учитывая тесную дружбу двух президентов, возможны самые разные варианты. Эксперты не исключают, что Венесуэла будет поставлять ее на первых этапах сотрудничества вовсе бесплатно. Такой вариант, напоминает АФН, был откатан на Никарагуа и Кубе.

naviny.by