Транзит белорусских нефтепродуктов: усилит ли Москва политический «жим» после выборов? Беларусь транзит нефти


Транзит нефти через Украину на белорусские НПЗ: альтернатива или игра?

Транзит нефти в ЕС из России через Украину с каждым годом ухудшается. Результаты девяти месяцев 2016-го неутешительны: снижение объемов транзита на 15% ─ с 11,67 млн тонн до 9,97 млн тонн нефти. Ситуацию могла бы улучшить очередная попытка реанимации трубопровода «Одесса-Броды» и налаживание транзита нефти для Беларуси. Сейчас Минск организовывает поставки «черного золота» через морские порты Украины с последующей транспортировкой по железной дороге. Но причиной этого является не желание увеличивать товарооборот с Украиной, а очередной конфликт с Россией, пишет Forbes.

На днях Одесский порт принял первый танкер с 84 700 тонн азербайджанской нефти, которая дальше была отправлена железнодорожным транспортом на Мозырский НПЗ. Накануне организации поставок нефти через Украину президент Беларуси Александр Лукашенко выразил оптимизм по поводу использования транзитного потенциала: «Сейчас мы ведем переговоры с Ираном, который просто мечется в поисках, куда поставить нефть. И готов нам снижать цену, вплоть до того, что мы им предоставим все возможности на Мозырском или другом заводе: перерабатывайте свою нефть, продавайте, где считаете нужным. Они это воспринимают. Мы договорились, что сегодня загруженный танкер идет в Одессу, и начнем поставлять через Украину на Мозырский нефтеперерабатывающий завод».

Действительно, эта информация свидетельствует о том, что речь идет о договоренности не только транспортировать нефть по железной дороге, но и загрузить нефтепровод «Одесса-Броды». Сейчас объем транзита может составить от 1 до 2 млн т нефти в течение летнего периода с возможным увеличением объема до 4 млн т в год. Речь идет о договоренностях Беларуси по поставкам или сразу азербайджанской нефти, или путем своп-схемы замещения иранской нефти на азербайджанскую.

Ранее президент Украины Петр Порошенко встречался с министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем, и они обсуждали вопрос транспортировки нефти в таком же контексте.

Белорусско-российский конфликт как окно возможностей для Украины

Однако стоит заметить, что Беларусь и ее президент могут круто изменить политический вектор и отказаться от выполнения достигнутых договоренностей. Поэтому со стороны Украины расценивать попытку Минска второй раз использовать нефтепровод «Одесса-Броды» в качестве жеста доброй воли ─ может оказаться ошибкой.

Собственно, формальной причиной белорусской активности в направлении Украины стал очередной, на этот раз глубокий конфликт с Россией. В нем переплелись нефтяные и газовые интересы. Первопричиной стал спор Минска и Москвы касательно формирования цены на газ и выплаты долга за газ со стороны Беларуси. Для усиления своих позиций Беларусь решила поднять на 50% ставки на транзит российской нефти. Но это только ухудшило переговорный процесс.

Как результат ─ Россия приняла решение в третьем квартале 2016 года на треть ограничить поставки нефти для Беларуси (до 3,5 млн тонн), что уже вылилось в потери для последней объемом 0,3% ВВП (примерно 130 млн долларов).

Со второй декады октября Беларусь и Россия начали постепенно договариваться о путях выхода из нефтегазового конфликта. Сначала Минск отменил решение о повышении тарифов на транзит российской нефти. Россия частично восстановила поставки нефти, но ожидает от Беларуси выплаты задолженности за газ на сумму 280-300 млн долларов. Белорусский министр энергетики Владимир Потупчик говорит о 281 млн долларов, а вице-премьер России Аркадий Дворкович ─ о 300 млн долларов. В то же время по состоянию на конец октября противостояние продолжается, и Беларусь не погашает задолженность.

Между тем белорусские заводы «Нафтан» и Мозырский НПЗ перерабатывали вместе ежемесячно 1,9 млн тонн нефти. Российские ограничения заставили эти предприятия фактически вдвое сократить переработку ─ до 1 млн т. И даже если конфликт будет исчерпан, то только по итогам 2016 года белорусские НПЗ снизят переработку на 4 млн тонн.

В рамках двусторонних соглашений в 2016 году Россия должна поставить в Беларусь 24 млн тонн нефти. Соответственно, бизнес-планы «Нафтана» и Мозырского НПЗ рассчитывают на примерно такой объем сырья. Поэтому закономерным выглядит желание белорусских нефтепереработчиков компенсировать потери и получить в 2016-2017 годах дополнительно если не 4 млн, то хотя бы 2-3 млн нефти через Украину.

В пользу Киева играет и общая неопределенность истории взаимоотношений Минска и Москвы в вопросе получения «черного золота». Представители Беларуси прямо заявляют, что изучают возможности замещения российской нефти после завершения в России «налогового маневра».

«Мы отрабатываем разные режимы, когда завершится налоговый маневр. Остается один год. Пока мы в режиме ожидания», ─ сказал руководитель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко. Дополнительным фактором должен также выступить план «заморозки» добычи нефти, к которому присоединилась Россия.

Нефтяные грабли  «Укртранснафты»

При всех «плюсах» единственной большой проблемой для Украины остается то, что Беларусь может использовать сотрудничество с Украиной как метод давления на Россию. А после новых договоренностей Минск снова прекратит транзит нефти по украинской территории.

В то же время, существует достаточно высокий риск того, что «Укртранснафта» снова столкнется с ситуацией, имевшей место 2011-2012 годах. Пять лет назад Беларусь использовала транзит через Украину как один из факторов переговоров с Россией.

«Компания «БНК» (Белорусская нефтяная компания) в 2011-2012 годах должна была поставить не менее 8 млн тонн нефти (по 4 млн тонн в год) марки Azeri Light на МНТ «Южный» для дальнейшей прокачки этой нефти на Мозырский НПЗ по маршруту «Южный-Броды-Мозырь» в режиме «качай или плати». Из запланированных 4 млн тонн в 2011 году поставлено и прокачано было лишь около 900 000 тонн», ─ подтверждал генеральный директор «Укртранснафты» Николай Гавриленко. Всего через Украину на Мозырский НПЗ тогда поставили 1,4 млн тонн.

Безусловно, сейчас ситуация совершенно иная. К тому же, даже несмотря на риск невыполнения соглашений со стороны Беларуси, «Укртранснафта» заинтересована в дополнительных транзитных объемах. Это также объясняется тем, что с 2015 года в компании произошли кадровые изменения, в результате которых ее топ-менеджмент стал ближе к окружению президента Петра Порошенко. Поэтому властный админресурс может быть эффективно использован в целях лоббирования решения о возвращении к сотрудничеству с Беларусью, даже несмотря на значительные риски и возможные финансовые потери.

В подтверждение готовности «Укртранснафты» обеспечить транзит сырья через «Одесса-Броды» было сделано даже соответствующее заявление: «Инфраструктура компании технически готова к организации транспортировки азербайджанской нефти. Магистральный нефтепровод «Одесса-Броды» заполнен технологической нефтью сорта Azeri Light и готов обеспечить поставку нефти до станции Броды».

В то же время, факт непосредственного вреда от последней работы «Одесса-Броды» в 2011-2012 годах констатировал Николай Гавриленко: «При этом был дополнительно подписан договор компенсации качественных потерь, поскольку «БНК» поставляла в «Южный» Azeri Light, а в Мозыре из нефтепровода вытеснялась нефть Urals, которая считается более дешевым сортом нефти. Так вот, на поставленном объеме получилось, что мы должны компенсировать компании «БНК» за потерю качества более 31 млн долларов. При этом общая выручка за транспортировку, которую мы получили, составила всего 8 млн долларов. Таким образом, прямой экономический эффект для «Укртранснафты» от этой операции составил «минус» 23 млн долларов. Да, мы имеем нефть Azeri Light в нефтепроводе «Одесса-Броды», но имеем открытую проблему во взаиморасчетах с «БНК».

Однако, несмотря на все предостережения, заместитель директора по товарно-транспортным операциям «Укртранснафты» Александр Мележик в конце сентября этого года признавал, что «Одесса-Броды» снова будет работать для белорусов: «Сейчас обсуждаются технические вопросы осуществления транзита иранской нефти через нефтепровод «Одесса-Броды» ─ до станции Броды с последующей поставкой сырья как в Европу, так и на белорусские НПЗ. Технически это возможно. Нами уже обработан вопрос замещений технологической нефти (легкой азербайджанской), которая находится в нефтепроводе, на другие сорта».

Придется рисковать

Кстати, технологическая нефть и консервант на участке нефтепровода «Дружба» ─ слабое место проекта поставок через «Одесса-Броды». Особенно это касается участка «Мозырь-Броды», которую нужно будет заполнить технологической нефтью. Кто будет это оплачивать ─ Украина или Беларусь?

Мележик также подтвердил, что главная причина, почему Украина планирует ввязываться в очередную транзитную авантюру с Беларусью ─ необходимость «спасать» транзит нефти через Украину, который с каждым годом снижается: «Сегодня мы перекачиваем всего 14% от своей номинальной пропускной мощности. Падение прокачки связано с тем, что Россия проводит интенсивную работу по налаживанию транзита нефти в обход Беларуси, Польши и Украины, используя собственные порты».

Практически десять лет назад, в 2007 году, «Укртрнаснафта» обеспечивала транзит 40 млн тонн нефти. В 2010-м транзит уже составил 20 млн тонн. В 2015 году объем снизился до 15,1 млн тонн. И теперь можно говорить о печальной перспективе дальнейшего сокращения транзита до уровня 10-12 млн т ─ это «минус» 30-40 млн долларов дохода. И в этой ситуации 4 млн т могут сыграть важную роль. Также надо учитывать, что простой и обслуживание нефтепровода «Одесса-Броды» ежегодно наносит ущерб «Укртранснафте» примерно на 8 млн долларов.

Поэтому, возможно, в нынешних условиях дальнейшего скатывания «Укртранснафты» в транзитный кризис и уменьшения объемов транспортировки нефти единственным выходом являются подобные рискованные операции. Ведь единственная альтернатива сотрудничества с Беларусью в виде НПЗ Чехии, Австрии или Польши остается нереализованной исключительно из-за отсутствия бизнес-предложений со стороны европейских НПЗ.

belarus-mt.ru

Выгоден ли Беларуси транзит нефтепродуктов через Россию? | Беларусь и белорусы: новости и аналитика | DW

Вопрос транзита нефтепродуктов, произведенных в Беларуси из российского сырья, долгое время оставался предметом споров между Москвой и Минском. Россия пыталась вынудить Беларусь перенаправить эти грузы из балтийских портов в свои, Беларусь сопротивлялась, настаивая на том, что ей это невыгодно.

8 декабря председатель "Белнефтехима" Игорь Ляшенко сообщил, что Беларусь поставит первую партию нефтепродуктов через российский порт Усть-Луги. А в 2018 году "при наличии благоприятных экономических условий" страна может экспортировать через порты РФ до 1 млн тонн нефтепродуктов, заявил глава белорусского нефтяного концерна. По мнению опрошенных DW экспертов, Беларусь на этом может потерять миллионы долларов.

Не первая попытка поменять логистику

Как напоминает экономический обозреватель Татьяна Маненок, нынешняя попытка Москвы перенаправить экспорт полученных в Беларуси из российского сырья нефтепродуктов в порты РФ вместо балтийских не первая. Несколько лет назад даже рассматривался почти невероятный проект строительства нефтепровода из РБ в российскую Усть-Лугу.

Нефтепродукты в данном случае не являются для Москвы исключением: Россия неуклонно сокращает экспорт своих товаров через порты стран Балтии (хотя это порой не выгодно самим экспортерам), стремясь максимально загрузить собственные. Мотивировка российских чиновников, по мнению Маненок, проста: незачем нам кормить чужие страны.

Это, полагает эксперт, в первую очередь политика чистой воды, особенно ставшая заметной после введения Западом санкций в отношении России из-за ее действий на Украине. Кроме того, для Москвы перенаправление белорусского экспорта в свои порты означало бы получение ими существенной прибыли.

Новое развитие тема транзита белорусских нефтепродуктов получила в августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. Там глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров пожаловался президенту Владимиру Путину на белорусов, которые отказываются от услуг РЖД в пользу балтийской инфраструктуры. В ответ Путин предложил привязать объем поставок нефти на белорусские НПЗ к транзиту их продукции через российские порты.

Простая арифметика транзита

Беларусь вывозит получаемые на двух ее НПЗ - в Новополоцке и Мозыре - нефтепродукты в основном через латвийские порты Рига и Вентспилс, а также через литовскую Клайпеду (всего 13 млн тонн в 2016 году). Нежелание отказываться от их услуг, прежде всего, объясняется географически: от Новополоцкого НПЗ до Риги - примерно 400 км, до Санкт-Петербурга - 800 км. Соответственно двое дороже стоимость транзита.

Понимают это и в Москве. Поэтому Российские железные дороги (РЖД) объявили о готовности предоставить белорусам 50-процентную скидку на транспортировку нефтепродуктов к портам на Северо-Западе РФ. После чего стоимость транзита сравнялась, хотя до Санкт-Петербурга везти белорусский бензин по-прежнему вдвое дольше, чем до Риги.

Но и это еще не все. "РЖД - госпредприятие, поэтому они могут с позволения руководства страны дать 50-процентную скидку. Но сами российские порты и компании, работающие на рыночных условиях, не готовы предоставлять такие большие преференции", - уверена Татьяна Маненок.

Лоббисты и интересы

Кроме того, продолжает Маненок, стоимость перевалки нефтепродуктов в балтийских портах ниже, чем в российских: в портах Литвы и Латвии - 6-8 долларов за тонну, в российских портах - 12-18 долларов. Помимо этого, например в порту Санкт-Петербурга, есть проблемы с сохранностью грузов из-за не самой совершенной инфраструктуры.

Да и в суровые зимы порты на Северо-Западе России замерзают, что усложняет доставку нефтепродуктов европейским потребителям. По названным причинам покупатели белорусского бензина предпочитают приобретать его через порты стран Балтии, указывает и.о. главы Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб.

В случае с изменением логистики экспорта белорусских нефтепродуктов, отмечает политолог Валерий Карбалевич, экономические интересы Минска не совпадают с российскими. "Политика тут, видимо, не на первом месте. Хотя российские лоббисты приводят аргументы, что союзники-белорусы кормят балтийские порты. Лоббисты пытаются вывести проблему на политический уровень, чтобы президент России надавил на белорусское руководство", - полагает Карбалевич. В то же время, заключает он, пока не будет очень сильного давления со стороны Кремля, власти в Минске будут придерживаться своей нынешней позиции в вопросе маршрутов экспорта нефтепродуктов.

Смотрите также:

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Первый договор после распада СССР

    25 лет назад, в 1992 году, Минск и Москва подписали первый после распада СССР договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. С тех пор счет официальным документам об углублении интеграции идет на сотни. РБ и РФ входят в различные объединения, в том числе, и с другими странами постсоветского пространства - Союзное государство РБ и РФ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    "Россия - это святое"

    "Россия для нас - это святое", - неоднократно заверял белорусский президент Александр Лукашенко. В декабре 1999-го он подписал договор о Союзном государстве Беларуси и России с бывшим в то время президентом РФ Борисом Ельциным. Лукашенко рвался в союз с Москвой, надеясь стать главой этого объединения. Но с приходом во власть Владимира Путина надежды Лукашенко рухнули.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Союз без гимна

    В Союзном государстве РБ и РФ есть общий парламент, кабинет министров, Госсовет и даже СМИ. Но флага, герба и гимна нет, а руководство осуществляется на основе ротации. Этот союз не признан субъектом международного права. К тому же смысл интеграции Минск и Москва понимают по-разному. Кремль рассчитывает на политическую привязку союзника. Беларусь же добивается внутрироссийских цен на газ и нефть.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Cоциальный пакет в действии

    Реальную выгоду от Союзного государства получили граждане Беларуси и России. В 2006 году был подписан пакет международных договоров, подтвердивших равные права белорусов и россиян на свободу передвижения и трудовую деятельность, а также в сфере здравоохранения и образования.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Торговля как двигатель интеграции

    Россия - главный торговый партнер Беларуси, на ее долю уже много лет приходится около 50% экспорта и импорта. Доля Беларуси во внешнеторговом обороте РФ в 2016 году составила 5%. Главные статьи белорусских поставок в Россию - сельхозпродукция, грузовые автомобили, седельные тягачи и сельхозтехника. Из РФ в Беларусь идут в основном нефть, газ и черные металлы.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Минск подсчитывает прибыль, а Москва убытки

    Продажа на запад нефтепродуктов из российского сырья вносит весомый валютный вклад в бюджет Беларуси. За экспорт этой продукции с территории Союзного государства Минск платит РФ пошлины. А в Москве подсчитывают потери - бюджет России только в 2011-2015 годах недополучил 22,3 млрд долларов из-за согласия беспошлинно поставлять союзной Беларуси от 18 до 23 млн тонн нефти ежегодно.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Жизнь взаймы у России

    Большая часть внешнего долга Беларуси приходится на Россию и Евразийский фонд стабилизации и развития, который так же курирует РФ. В 2017 году российским кредиторам Минск вернет более 1,2 млрд долларов, а в 2018-м должен перечислить 1,5 млрд долларов - почти 80% всех расходов по долгам. По данным Forbes, за последние 10 лет Беларусь получила от России также дотаций и скидок на 60 млрд долларов.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Нефтегазовые войны

    Историю интеграции Беларуси и России сопровождали нефтегазовые войны. Серьезные противоречия у союзников возникли в 2006, 2010 и 2016 годах. Минск в ответ на удорожание российских энергоносителей грозил перекрыть газ в Европу, вводил транзитные пошлины, а сам отказывался платить. Москва обещала сократить поставки нефти. Союзники приходили к компромиссам, но конфликты появлялись на другой почве.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Продуктовые скандалы

    Договор о Евразийском союзе, в котором Беларусь и Россия участвуют вместе с Казахстаном, Киргизией и Арменией, с начала действия 1 января 2015 года декларировал свободу рынка и передвижения товаров. На деле же продуктовые скандалы между Минском и Москвой не прекращаются. Россельхознадзор не раз уличал белорусскую сторону в переклейке этикеток и реэкспорте санкционных продуктов из ЕС и Украины.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    На границе союзной дружбы

    Хотя Лукашенко и премьер РФ Черномырдин еще в 1995 году торжественно выкопали пограничный столб на сухопутной границе Беларуси и России, в феврале 2017-го ФСБ потребовала восстановить погранзону и пограничный контроль. Это реакция РФ на "безвиз" для иностранцев, введенный Минском. Весной 2018-го на межу вернут и российские погранпосты. Таможенный контроль Россия ввела там еще в 2007 году.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Атомный кредит

    Госкорпорация "Росатом" строит в белорусском Островце атомную станцию. Официальный Минск утверждает, что АЭС снизит зависимость от российского газа. Но противники строительства прогнозируют еще более зависимое положение Беларуси от России. Придется возвращать 10 млрд долларов российского кредита, выделенного на стройку, и платить РФ за закупки ядерного топлива, а затем за его переработку.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    Военное сотрудничество

    После распада СССР в Беларуси остались стратегические военные объекты, подчиненные России на основании межправительственных соглашений. Это узел связи ВМФ в Минской области и радиотехнический узел в Брестской области. Оба объекта не наделены статусом военных баз, там нет летального оружия. Но эксперты указывают, что во время военных действий эти подразделения подвергнутся первому удару.

  • Заклятые друзья - Беларусь и Россия

    "Славянский базар" в Беларуси

    Фестиваль "Славянский базар" в Витебске затевался в 1992 году как праздник искусств, объединяющий Беларусь, Россию и Украину. В 2001 году здесь собирались президенты Александр Лукашенко, Владимир Путин и Леонид Кучма. На 26-й Международный фестиваль в 2017 году приехали 4 тысячи участников из многих государств. На церемонии открытия Лукашенко нравится выступать в роли радушного хозяина.

    Автор: Галина Петровская

 

www.dw.com

усилит ли Москва политический «жим» после выборов?

«Борьбу» за вывоз белорусских нефтепродуктов Российская железная дорога (РЖД) активизировала в 2016 году, оказавшись в сложном финансовом положении – в том числе и потому, что в РФ все больше нефтепродуктов стало уходить с железной дороги в «трубу». В декабре 2016 года РЖД предоставило скидку к тарифу в 25% на вывоз белорусских нефтепродуктов в направлении российских портов. Не сработало. В марте 2017 года скидка увеличилась до 50%, но и она не стала стимулом – логистика по российскому коридору все равно остается невыгодной для транзита белорусских нефтепродуктов, пишет "БелРынок".

В августе 2017 года глава РЖД Олег Белозеров пожаловался президенту РФ Владимиру Путину, что, несмотря на предоставленные скидки, белорусы пользуются транзитом через порты стран Балтии. В. Путин отреагировал неожиданно жестко: предложил «запакетировать» поставки российской нефти в Беларусь с использованием российской транспортной и портовой инфраструктуры.

Это предложение было, скорое, эмоциональным, — «запакетировать» его вряд ли удалось бы. В подписанных соглашениях ЕАЭС, которыми регламентированы условия поставок российской нефти в Беларусь, ни о каком «пакетном» принципе речь не идет. Неслучайно, видимо, это предложение В. Путина не попало в список поручений по итогам совещания.

Тем не менее, после заявления В. Путина российские чиновники очень старались добиться нужной цели. Закулисные переговоры по условиям поставки нефти в Беларусь на 2018 год в увязке с транзитом белорусских нефтепродуктов проходили достаточно напряженно. Напряжение возросло на финише 2017 года, в канун подписания баланса поставок нефти в Беларусь на 2018 год. Тем не менее, белорусским переговорщикам удалось получить, вероятно, максимум из того, что было возможно. Нефтяной баланс-2018 для Беларуси не изменился – как и в 2017 году, белорусские НПЗ смогут импортировать в текущем году 18 млн. тонн нефти, еще 6 млн. тонн нефти будет поставлено для растаможки.

Но чтобы получить эти условия, белорусской стороне, видимо, тоже пришлось пойти на небольшие «жертвы». По крайней мере на финише года было озвучено, что одна российская компания купила две партии бензинов в объеме 72 тыс. тонн для поставки с декабря 2017 года по январь 2018 года через российский порт. Председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко также рассказал, что в протоколе договоренностей вице-премьера Беларуси Владимира Семашко и первого вице-премьера РФ Аркадия Дворковича «есть обращение российской стороны, что при условии экономических положительных факторов белорусская сторона может обеспечить на Усть-Лугу поставку до 1 млн. тонн нефтепродуктов».

Отметим, что ранее в РЖД заявляло о готовности вывозить из Беларуси до 5 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Позиция Беларуси: коммерческая выгода и диверсификация транзита

В 2017 году Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 6% по сравнению с 2016 годом до 12,288 млн. тонн, но благодаря ценовой конъюнктуре в стоимостном выражении он вырос на 33% до 5,326 млрд. долларов.

Зампредседателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в январе сообщал, что в 2017 году примерно 42% экспортного объема белорусских нефтепродуктов были поставлены на рынки близлежащих стран. То есть, около 5,16 млн. тонн было поставлено по железной дороге в Украину, Молдову, Литву, Польшу и т. д. Соответственно, около 58% (7,088 млн. тонн) составили поставки в направлении портов. Примерно такой же объем белорусских нефтепродуктов транзитом будет поставлен через порты и в 2018 году.

И хотя некоторые российские эксперты отмечают, что поставка 1 млн. тонн белорусских нефтепродуктов в 2018 году через Усть-Лугу – вопрос уже решенный (называют этот проект пилотным, чтобы в перспективе наращивать поставки через российские порты), белорусская сторона так не считает.

«Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими — мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские», — отметил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в январе 2018 года. В противном случае, добавил он, транзит через более отдаленные порты – «это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям».

Об этом же в феврале говорил и министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. «Мы ведем переговоры практически со всеми портами. Здесь важно увязать всю цепочку в единое целое: чтобы были выгодными и железнодорожные тарифы, и цены на перевалку грузов в портах были выгодны», — сказал он. Кроме того, добавил министр, «мы всегда говорили, что намерены диверсифицировать направления поставок наших товаров, в том числе и нефтепродуктов, и намерены поставлять их через разные порты», но «в первую очередь, будем руководствоваться выгодностью тех или иных условий».

Следовательно, стратегия Белорусской нефтяной компании (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) остается прежней. После завершения предыдущего контракта с Литовскими железными дорогами БНК традиционно в ноябре 2017 года заключила новый трехгодичный контракт на перевозку нефтепродуктов. Продолжится транзит нефтепродуктов и через порты Латвии. Как сообщали СМИ, БНК и владельцы латвийской компании WT OIL Terminal заключили договор о совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в объеме не менее 1 млн. тонн в Рижском свободном порту.

Удержится ли Москва от политического ультиматума?

Пока Москва не давила на своего союзника в стремлении заставить его вопреки экономической логике уйти с портов стран Балтии. Но как поведет себя Кремль в ближайшее время, неизвестно. Нельзя исключить, что в случае обострения белорусско-российских отношений тема логистики белорусских нефтепродуктов может снова оказаться на острие повестки.

В вопросе выстраивания Минском самостоятельной стратегии логистики «раздражителем» для Москвы являются нефтяные дивиденды, которые Беларусь пока получает от переработки российской нефти благодаря более льготному режиму ее поставок. Прежде всего, это — объем пошлин, поступающий в белорусский бюджет от реэкспорта российской нефти и экспорта нефтепродуктов. По оценкам, цена этого вопроса для белорусской казны по итогам 2017 года составила около 1 млрд. долларов. Это очень внушительная сумма для бюджета страны. И чтобы ее не потерять, белорусскому руководству придется постараться, как минимум, не поссориться со своим союзником. А задача-максимум, вероятно, — поскорее модернизировать НПЗ, чтобы они могли эффективно перерабатывать не только российскую, но альтернативную нефть. Единственный вопрос: как долго сможет Минск «продержаться», балансируя между собственными интересами и интересами союзника?

Москва же, судя по всему, продолжит курс на переориентацию белорусских нефтепродуктов на свои порты. Об этом свидетельствует в том числе и недавнее заявление заместителя министра финансов Ильи Трунина.

«Правительство РФ очень беспокоит ситуация, когда, находясь в одном Евразийском союзе, сформировав единое евразийское государство России и Беларуси, мы видим, что выработанные из российской нефти нефтепродукты вывозятся с территории ЕАЭС не через порты евразийского союза. Правительство обращает внимание, что ведет переговоры с профильными ведомствами о том, чтобы создать условия, в том числе и со стороны России и Беларуси, чтобы таким экспортом загрузить, прежде всего, российские порты», — заявил И. Трунин в Государственной думе в январе 2018 года.

Это было сказано при обсуждении законопроекта о ратификации протокола с Беларусью о порядке зачисления экспортной пошлины на нефтепродукты с 2015 года. Согласно протоколу, с 1 января 2015 года при вывозе нефтепродуктов за пределы таможенной территории ЕАЭС с территории Беларуси уплаченные суммы вывозных пошлин распределяются следующим образом: в бюджет Беларуси — в размере 1,5 млрд. долларов, в бюджет РФ — оставшаяся сумма вывозных пошлин. При этом страны оставляют за собой возможность корректировки распределения сумм таможенных пошлин в бюджет Беларуси в сторону их увеличения, начиная с 2016 года. Данные правила перечисления будут действовать до 2024 года.

Отметим, что с 2015 года все экспортные пошлины остаются в белорусском бюджете, — в российский бюджет они не попадают, поскольку их сумма ниже 1,5 млрд. долларов.

И. Трунин сообщил, что в 2015 году сумма оставленных в Беларуси пошлин за нефтепродукты составила порядка 1,270 млрд. долларов, в 2016 году — 550 млн. долларов, в 2017 году — чуть больше 600 млн. долларов.

Россия: РЖД против «трубы»

Между тем, в России продолжается противостояние двух игроков — РЖД и «Транснефти», претендующих на увеличение перевозки нефтепродуктов. Сейчас «Транснефть» занимает в РФ около 12% рынка нефтепродуктов (в основном прокачивает дизельное топливо на экспорт), РЖД — 78%.

При этом тарифы «Транснефти» жестко привязаны к железнодорожным — прокачка по «трубе» составляет 70% от стоимости железнодорожной перевозки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ уже около двух лет предлагает отвязать тарифы «Транснефти» от тарифов железной дороги. В конце 2017 года глава службы Игорь Артемьев снова направил первому вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором говорится, что ФАС планирует изменить метод регулирования услуг по транспортировке светлых нефтепродуктов по магистральным трубопроводам на ценовой контроль уже в 2018 году.

Дерегулирование позволит «Транснефти», снижая цены, конкурировать с железной дорогой за нефтяные грузы, а значит увеличить прокачку нефтепродуктов по «трубе». Но против этой идеи выступают представители РЖД. Они опасаются, что это приведет к снижению и без того падающих объемов перевозок нефтяных грузов по железной дороге.

Россия одержима целью

Россия давно поставила перед собой цель забрать все свои внешнеторговые грузы с портов стран Балтии и последовательно ее реализует.

По данным Ассоциации морских портов России, в 2017 году транзит через порты стран Балтии снизился относительно 2016 года 13,6% до 36,7 млн. тонн российских внешнеторговых грузов. Это составляет 5% от общего объема.

Согласно данным Центрального статистического управления Латвии, порты стран Балтии в 2017 году перевалили 149,571 млн. тонн грузов — на 3,628 млн. тонн, или на 2,4% больше по сравнению с 2016 годом. При этом 41,4% было обработано в латвийских портах, 35,4% — в литовских, 23,3% — в эстонских. При этом грузооборот портов Латвии уменьшился на 2% и составил 61,877 млн. тонн, Литвы — увеличился на 7,3%, до 52,912 млн. тонн, Эстонии — на 3,6%, до 34,781 млн. тонн.

Больше всего грузов среди портов стран Балтии в прошлом году перевалил Клайпедский порт (Литва) — 43,17 млн. тонн, на 7,6% больше, чем годом ранее. Второе место по объему перевалки занял Рижский порт (Латвия) — 33,675 млн. тонн (снижение на 9,2%), третье — Вентспилсский порт (Латвия) с 20,035 млн. тонн (рост на 6,5%).

В 2016 году грузооборот портов стран Балтии составил 145,943 млн. тонн, что на 2,8% или на 4,196 млн. тонн меньше, чем в 2015 году. 43,2% всех грузов было перевалено в портах Латвии, 33,8% — Литвы, 23% — Эстонии.

По данным администрации морских портов Балтийского моря, грузооборот российского порта Усть-Луга в 2017 году составил 103,294 млн. тонн, что на 11% превысило показатель 2016 года.

По словам посла России в Литве Александра Удальцова, объем перевозки российских внешнеторговых грузов в направлении морских портов стран Балтии в 2017 году составит порядка 30 млн. тонн, а в 2020 году, как ожидается, — всего 1,5 млн. тонн. При этом объем вводимых мощностей в российских портах в 2017 году достигнет 7 млн. тонн, а в 2020 году — 86 млн. тонн.

belaruspartisan.by

Россия сокращает транзит нефти через Беларусь

"Темп роста добавленной стоимости по виду деятельности "Транспорт и связь" за январь-апрель 2013 года составил 99,3%, замедлившись по сравнению с январем-мартом текущего года на 1,9 п.п . На замедление темпов роста оказывает влияние главным образом снижение грузооборота трубопроводного транспорта по причине переориентации Россией потока нефти с учетом ввода на полную мощность Балтийской трубопроводной системы БТС-2", - отмечается в сообщении Минэкономики, опубликованном на сайте ведомства.

В частности, по данным министерства, в январе-апреле 2013 года грузооборот трубопроводного транспорта снизился на 5,9%, доля его в общем грузообороте составила 50,2% , сообщает "Интерфакс".

Второй причиной замедления темпов роста добавленной стоимости по виду деятельности "Транспорт и связь" в Минэкономики назвали снижение грузооборота железнодорожного транспорта.

Так, в январе-апреле 2013 года он сократился по сравнению с тем же периодом 2012 года на 14,9%, удельный вес его в общем грузообороте составил 34,6%.

В Минэкономики подчеркнули, что объем грузовых перевозок по железной дороге сократился вследствие роста с 1 января 2013 года тарифов на железнодорожные перевозки. В том числе перевозка нефтяных грузов сократилась на 17,8%.

Рост тарифов привел к переориентации части грузов на другие виды транспорта, констатировали в Минэкономики.

Как сообщалось, в марте 2012 года Россия ввела в эксплуатацию вторую очередь нефтепровода БТС с терминалом в пору Усть-Луга. С запуском этого проекта РФ получила полную независимость от стран-транзитеров при экспорте нефти в Европу.

Уже в 2012 году, в связи с запуском БТС-2, произошло падение объемов перекачки нефти по магистральному нефтепроводу "Дружба", который проходит через территорию Беларуси.

Ранее в руководстве ОАО "Гомельтранснефть Дружба", которое является оператором южной ветки "Дружбы", прогнозировали падение объемов транзита через Беларусь транзитных объемов российской нефти. По мнению представителей предприятия, с выводом БТС-2 на полную мощность объем транспортировки по "Дружбе" российской нефти может снизиться до 60 млн тонн в год (с учетом внутренних потребностей Беларуси) с нынешних 75-80 млн тонн в год.

По данным предприятия, проектная мощность белорусского участка "Дружбы" на южном, транзитном направлении составляет до 100 млн тонн нефти в год. Транзит нефти по северной ветке "Дружба" полностью прекратился в 2006 году.

Ранее также сообщалось, что с 1 января 2013 года в Беларуси были повышены тарифы на железнодорожные перевозки грузов внутри республики. Это было произведено в рамках взятых Беларусью на себя обязательств по унификации тарифов на железнодорожные перевозки в ЕЭП. Повышение произошло в 2 этапа и затронуло целые категории стратегических грузов, в том числе нефтяных. По некоторым маршрутам тарифы выросли в 14 раз.

Позднее, в начале весны 2013 года, белорусские нефтепереработчики обратились в Минэкономики с просьбой снизить тарифы, поскольку их применение вело к серьезным убыткам субъектов хозяйствования. Тогда белорусские НПЗ и ПО "Белоруснефть" получили возможность пользоваться льготными тарифными ставками. Однако, эти ставки не смогли компенсировать убытки нефтепереработчиков.

Рост тарифов привел к увеличению объемов транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом: в конце мая Беларусь договорилась с Россией о прокачке по нефтепроводу системы АК "Транснефтепродукт" экспортных объемов дизтоплива. Кроме того, ПО "Белоруснефть" приступило к восстановлению собственной системы продуктопроводов.

belaruspartisan.by

Россия сокращает транзит нефти через Беларусь

"Темп роста добавленной стоимости по виду деятельности "Транспорт и связь" за январь-апрель 2013 года составил 99,3%, замедлившись по сравнению с январем-мартом текущего года на 1,9 п.п . На замедление темпов роста оказывает влияние главным образом снижение грузооборота трубопроводного транспорта по причине переориентации Россией потока нефти с учетом ввода на полную мощность Балтийской трубопроводной системы БТС-2", - отмечается в сообщении Минэкономики, опубликованном на сайте ведомства.

В частности, по данным министерства, в январе-апреле 2013 года грузооборот трубопроводного транспорта снизился на 5,9%, доля его в общем грузообороте составила 50,2% , сообщает "Интерфакс".

Второй причиной замедления темпов роста добавленной стоимости по виду деятельности "Транспорт и связь" в Минэкономики назвали снижение грузооборота железнодорожного транспорта.

Так, в январе-апреле 2013 года он сократился по сравнению с тем же периодом 2012 года на 14,9%, удельный вес его в общем грузообороте составил 34,6%.

В Минэкономики подчеркнули, что объем грузовых перевозок по железной дороге сократился вследствие роста с 1 января 2013 года тарифов на железнодорожные перевозки. В том числе перевозка нефтяных грузов сократилась на 17,8%.

Рост тарифов привел к переориентации части грузов на другие виды транспорта, констатировали в Минэкономики.

Как сообщалось, в марте 2012 года Россия ввела в эксплуатацию вторую очередь нефтепровода БТС с терминалом в пору Усть-Луга. С запуском этого проекта РФ получила полную независимость от стран-транзитеров при экспорте нефти в Европу.

Уже в 2012 году, в связи с запуском БТС-2, произошло падение объемов перекачки нефти по магистральному нефтепроводу "Дружба", который проходит через территорию Беларуси.

Ранее в руководстве ОАО "Гомельтранснефть Дружба", которое является оператором южной ветки "Дружбы", прогнозировали падение объемов транзита через Беларусь транзитных объемов российской нефти. По мнению представителей предприятия, с выводом БТС-2 на полную мощность объем транспортировки по "Дружбе" российской нефти может снизиться до 60 млн тонн в год (с учетом внутренних потребностей Беларуси) с нынешних 75-80 млн тонн в год.

По данным предприятия, проектная мощность белорусского участка "Дружбы" на южном, транзитном направлении составляет до 100 млн тонн нефти в год. Транзит нефти по северной ветке "Дружба" полностью прекратился в 2006 году.

Ранее также сообщалось, что с 1 января 2013 года в Беларуси были повышены тарифы на железнодорожные перевозки грузов внутри республики. Это было произведено в рамках взятых Беларусью на себя обязательств по унификации тарифов на железнодорожные перевозки в ЕЭП. Повышение произошло в 2 этапа и затронуло целые категории стратегических грузов, в том числе нефтяных. По некоторым маршрутам тарифы выросли в 14 раз.

Позднее, в начале весны 2013 года, белорусские нефтепереработчики обратились в Минэкономики с просьбой снизить тарифы, поскольку их применение вело к серьезным убыткам субъектов хозяйствования. Тогда белорусские НПЗ и ПО "Белоруснефть" получили возможность пользоваться льготными тарифными ставками. Однако, эти ставки не смогли компенсировать убытки нефтепереработчиков.

Рост тарифов привел к увеличению объемов транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом: в конце мая Беларусь договорилась с Россией о прокачке по нефтепроводу системы АК "Транснефтепродукт" экспортных объемов дизтоплива. Кроме того, ПО "Белоруснефть" приступило к восстановлению собственной системы продуктопроводов.

belaruspartisan.by

альтернатива или игра? / Мой BY — Информационный портал Беларуси. Новости Беларуси

Транзит нефти в ЕС из России через Украину с каждым годом ухудшается. Результаты девяти месяцев 2016-го неутешительны: снижение объемов транзита на 15% ? с 11,67 млн тонн до 9,97 млн тонн нефти. Ситуацию могла бы улучшить очередная попытка реанимации трубопровода «Одесса-Броды» и налаживание транзита нефти для Беларуси. Сейчас Минск организовывает поставки «черного золота» через морские порты Украины с последующей транспортировкой по железной дороге. Но причиной этого является не желание увеличивать товарооборот с Украиной, а очередной конфликт с Россией, пишет Forbes.

На днях Одесский порт принял первый танкер с 84 700 тонн азербайджанской нефти, которая дальше была отправлена железнодорожным транспортом на Мозырский НПЗ. Накануне организации поставок нефти через Украину президент Беларуси Александр Лукашенко выразил оптимизм по поводу использования транзитного потенциала нашего государства: «Сейчас мы ведем переговоры с Ираном, который просто мечется в поисках, куда поставить нефть. И готов нам снижать цену, вплоть до того, что мы им предоставим все возможности на Мозырском или другом заводе: перерабатывайте свою нефть, продавайте, где считаете нужным. Они это воспринимают. Мы договорились, что сегодня загруженный танкер идет в Одессу, и начнем поставлять через Украину на Мозырский нефтеперерабатывающий завод».

Действительно, эта информация свидетельствует о том, что речь идет о договоренности не только транспортировать нефть по железной дороге, но и загрузить нефтепровод «Одесса-Броды». Сейчас объем транзита может составить от 1 до 2 млн т нефти в течение летнего периода с возможным увеличением объема до 4 млн т в год. Речь идет о договоренностях Беларуси по поставкам или сразу азербайджанской нефти, или путем своп-схемы замещения иранской нефти на азербайджанскую.

Ранее президент Украины Петр Порошенко встречался с министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем, и они обсуждали вопрос транспортировки нефти в таком же контексте.

Белорусско-российский конфликт как окно возможностей для Украины

Однако стоит заметить, что Беларусь и ее президент могут круто изменить политический вектор и отказаться от выполнения достигнутых договоренностей. Поэтому со стороны Украины расценивать попытку Минска второй раз использовать нефтепровод «Одесса-Броды» в качестве жеста доброй воли ? может оказаться ошибкой.

Собственно, формальной причиной белорусской активности в направлении Украины стал очередной, на этот раз глубокий конфликт с Россией. В нем переплелись нефтяные и газовые интересы. Первопричиной стал спор Минска и Москвы касательно формирования цены на газ и выплаты долга за газ со стороны Беларуси. Для усиления своих позиций Беларусь решила поднять на 50% ставки на транзит российской нефти. Но это только ухудшило переговорный процесс.

Как результат ? Россия приняла решение в третьем квартале 2016 года на треть ограничить поставки нефти для Беларуси (до 3,5 млн тонн), что уже вылилось в потери для последней объемом 0,3% ВВП (примерно 130 млн долларов).

Со второй декады октября Беларусь и Россия начали постепенно договариваться о путях выхода из нефтегазового конфликта. Сначала Минск отменил решение о повышении тарифов на транзит российской нефти. Россия частично восстановила поставки нефти, но ожидает от Беларуси выплаты задолженности за газ на сумму 280-300 млн долларов. Белорусский министр энергетики Владимир Потупчик говорит о 281 млн долларов, а вице-премьер России Аркадий Дворкович ? о 300 млн долларов. В то же время по состоянию на конец октября противостояние продолжается, и Беларусь не погашает задолженность.

Между тем белорусские заводы «Нафтан» и Мозырский НПЗ перерабатывали вместе ежемесячно 1,9 млн тонн нефти. Российские ограничения заставили эти предприятия фактически вдвое сократить переработку ? до 1 млн т. И даже если конфликт будет исчерпан, то только по итогам 2016 года белорусские НПЗ снизят переработку на 4 млн тонн.

В рамках двусторонних соглашений в 2016 году Россия должна поставить в Беларусь 24 млн тонн нефти. Соответственно, бизнес-планы «Нафтана» и Мозырского НПЗ рассчитывают на примерно такой объем сырья. Поэтому закономерным выглядит желание белорусских нефтепереработчиков компенсировать потери и получить в 2016-2017 годах дополнительно если не 4 млн, то хотя бы 2-3 млн нефти через Украину.

В пользу Киева играет и общая неопределенность истории взаимоотношений Минска и Москвы в вопросе получения «черного золота». Представители Беларуси прямо заявляют, что изучают возможности замещения российской нефти после завершения в России «налогового маневра».

«Мы отрабатываем разные режимы, когда завершится налоговый маневр. Остается один год. Пока мы в режиме ожидания», ? сказал руководитель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко. Дополнительным фактором должен также выступить план «заморозки» добычи нефти, к которому присоединилась Россия.

Нефтяные грабли  «Укртранснафты»

При всех «плюсах» единственной большой проблемой для Украины остается то, что Беларусь может использовать сотрудничество с Украиной как метод давления на Россию. А после новых договоренностей Минск снова прекратит транзит нефти по украинской территории.

В то же время, существует достаточно высокий риск того, что «Укртранснафта» снова столкнется с ситуацией, имевшей место 2011-2012 годах. Пять лет назад Беларусь использовала транзит через Украину как один из факторов переговоров с Россией.

«Компания «БНК» (Белорусская нефтяная компания) в 2011-2012 годах должна была поставить не менее 8 млн тонн нефти (по 4 млн тонн в год) марки Azeri Light на МНТ «Южный» для дальнейшей прокачки этой нефти на Мозырский НПЗ по маршруту «Южный-Броды-Мозырь» в режиме «качай или плати». Из запланированных 4 млн тонн в 2011 году поставлено и прокачано было лишь около 900 000 тонн», ? подтверждал генеральный директор «Укртранснафты» Николай Гавриленко. Всего через Украину на Мозырский НПЗ тогда поставили 1,4 млн тонн.

Безусловно, сейчас ситуация совершенно иная. К тому же, даже несмотря на риск невыполнения соглашений со стороны Беларуси, «Укртранснафта» заинтересована в дополнительных транзитных объемах. Это также объясняется тем, что с 2015 года в компании произошли кадровые изменения, в результате которых ее топ-менеджмент стал ближе к окружению президента Петра Порошенко. Поэтому властный админресурс может быть эффективно использован в целях лоббирования решения о возвращении к сотрудничеству с Беларусью, даже несмотря на значительные риски и возможные финансовые потери.

В подтверждение готовности «Укртранснафты» обеспечить транзит сырья через «Одесса-Броды» было сделано даже соответствующее заявление: «Инфраструктура компании технически готова к организации транспортировки азербайджанской нефти. Магистральный нефтепровод «Одесса-Броды» заполнен технологической нефтью сорта Azeri Light и готов обеспечить поставку нефти до станции Броды».

В то же время, факт непосредственного вреда от последней работы «Одесса-Броды» в 2011-2012 годах констатировал Николай Гавриленко: «При этом был дополнительно подписан договор компенсации качественных потерь, поскольку «БНК» поставляла в «Южный» Azeri Light, а в Мозыре из нефтепровода вытеснялась нефть Urals, которая считается более дешевым сортом нефти. Так вот, на поставленном объеме получилось, что мы должны компенсировать компании «БНК» за потерю качества более 31 млн долларов. При этом общая выручка за транспортировку, которую мы получили, составила всего 8 млн долларов. Таким образом, прямой экономический эффект для «Укртранснафты» от этой операции составил «минус» 23 млн долларов. Да, мы имеем нефть Azeri Light в нефтепроводе «Одесса-Броды», но имеем открытую проблему во взаиморасчетах с «БНК».

Однако, несмотря на все предостережения, заместитель директора по товарно-транспортным операциям «Укртранснафты» Александр Мележик в конце сентября этого года признавал, что «Одесса-Броды» снова будет работать для белорусов: «Сейчас обсуждаются технические вопросы осуществления транзита иранской нефти через нефтепровод «Одесса-Броды» ? до станции Броды с последующей поставкой сырья как в Европу, так и на белорусские НПЗ. Технически это возможно. Нами уже обработан вопрос замещений технологической нефти (легкой азербайджанской), которая находится в нефтепроводе, на другие сорта».

Придется рисковать

Кстати, технологическая нефть и консервант на участке нефтепровода «Дружба» ? слабое место проекта поставок через «Одесса-Броды». Особенно это касается участка «Мозырь-Броды», которую нужно будет заполнить технологической нефтью. Кто будет это оплачивать ? Украина или Беларусь?

Мележик также подтвердил, что главная причина, почему Украина планирует ввязываться в очередную транзитную авантюру с Беларусью ? необходимость «спасать» транзит нефти через Украину, который с каждым годом снижается: «Сегодня мы перекачиваем всего 14% от своей номинальной пропускной мощности. Падение прокачки связано с тем, что Россия проводит интенсивную работу по налаживанию транзита нефти в обход Беларуси, Польши и Украины, используя собственные порты».

Практически десять лет назад, в 2007 году, «Укртрнаснафта» обеспечивала транзит 40 млн тонн нефти. В 2010-м транзит уже составил 20 млн тонн. В 2015 году объем снизился до 15,1 млн тонн. И теперь можно говорить о печальной перспективе дальнейшего сокращения транзита до уровня 10-12 млн т ? это «минус» 30-40 млн долларов дохода. И в этой ситуации 4 млн т могут сыграть важную роль. Также надо учитывать, что простой и обслуживание нефтепровода «Одесса-Броды» ежегодно наносит ущерб «Укртранснафте» примерно на 8 млн долларов.

Поэтому, возможно, в нынешних условиях дальнейшего скатывания «Укртранснафты» в транзитный кризис и уменьшения объемов транспортировки нефти единственным выходом являются подобные рискованные операции. Ведь единственная альтернатива сотрудничества с Беларусью в виде НПЗ Чехии, Австрии или Польши остается нереализованной исключительно из-за отсутствия бизнес-предложений со стороны европейских НПЗ.

www.moyby.com

усилит ли Москва политический «жим» после выборов? — Народная Воля

Фото с сайта belrynok.by

Если Москва усилит давление на Беларусь c целью поскорее лишить порты стран Балтии транзита белорусских нефтепродуктов, сопротивляться Минску будет очень непросто. Вряд ли РФ убедят белорусские доводы о коммерческой целесообразности и необходимости диверсификации направлений поставок. Москва сможет диктовать союзнику свои условия, пока Беларусь завязана на поставки исключительно российской нефти.

«Борьбу» за вывоз белорусских нефтепродуктов Российская железная дорога (РЖД) активизировала в 2016 году, оказавшись в сложном финансовом положении – в том числе и потому, что в РФ все больше нефтепродуктов стало уходить с железной дороги в «трубу». В декабре 2016 года РЖД предоставило скидку к тарифу в 25% на вывоз белорусских нефтепродуктов в направлении российских портов. Не сработало. В марте 2017 года скидка увеличилась до 50%, но и она не стала стимулом – логистика по российскому коридору все равно остается невыгодной для транзита белорусских нефтепродуктов, пишет “БелРынок”.

В августе 2017 года глава РЖД Олег Белозеров пожаловался президенту РФ Владимиру Путину, что, несмотря на предоставленные скидки, белорусы пользуются транзитом через порты стран Балтии. В. Путин отреагировал неожиданно жестко: предложил «запакетировать» поставки российской нефти в Беларусь с использованием российской транспортной и портовой инфраструктуры.

Это предложение было, скорое, эмоциональным, — «запакетировать» его вряд ли удалось бы. В подписанных соглашениях ЕАЭС, которыми регламентированы условия поставок российской нефти в Беларусь, ни о каком «пакетном» принципе речь не идет. Неслучайно, видимо, это предложение В. Путина не попало в список поручений по итогам совещания.

Тем не менее, после заявления В. Путина российские чиновники очень старались добиться нужной цели. Закулисные переговоры по условиям поставки нефти в Беларусь на 2018 год в увязке с транзитом белорусских нефтепродуктов проходили достаточно напряженно. Напряжение возросло на финише 2017 года, в канун подписания баланса поставок нефти в Беларусь на 2018 год. Тем не менее, белорусским переговорщикам удалось получить, вероятно, максимум из того, что было возможно. Нефтяной баланс-2018 для Беларуси не изменился – как и в 2017 году, белорусские НПЗ смогут импортировать в текущем году 18 млн. тонн нефти, еще 6 млн. тонн нефти будет поставлено для растаможки.

Но чтобы получить эти условия, белорусской стороне, видимо, тоже пришлось пойти на небольшие «жертвы». По крайней мере на финише года было озвучено, что одна российская компания купила две партии бензинов в объеме 72 тыс. тонн для поставки с декабря 2017 года по январь 2018 года через российский порт. Председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко также рассказал, что в протоколе договоренностей вице-премьера Беларуси Владимира Семашко и первого вице-премьера РФ Аркадия Дворковича «есть обращение российской стороны, что при условии экономических положительных факторов белорусская сторона может обеспечить на Усть-Лугу поставку до 1 млн. тонн нефтепродуктов».

Отметим, что ранее в РЖД заявляло о готовности вывозить из Беларуси до 5 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Позиция Беларуси: коммерческая выгода и диверсификация транзита

В 2017 году Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 6% по сравнению с 2016 годом до 12,288 млн. тонн, но благодаря ценовой конъюнктуре в стоимостном выражении он вырос на 33% до 5,326 млрд. долларов.

Зампредседателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в январе сообщал, что в 2017 году примерно 42% экспортного объема белорусских нефтепродуктов были поставлены на рынки близлежащих стран. То есть, около 5,16 млн. тонн было поставлено по железной дороге в Украину, Молдову, Литву, Польшу и т. д. Соответственно, около 58% (7,088 млн. тонн) составили поставки в направлении портов. Примерно такой же объем белорусских нефтепродуктов транзитом будет поставлен через порты и в 2018 году.

И хотя некоторые российские эксперты отмечают, что поставка 1 млн. тонн белорусских нефтепродуктов в 2018 году через Усть-Лугу – вопрос уже решенный (называют этот проект пилотным, чтобы в перспективе наращивать поставки через российские порты), белорусская сторона так не считает.

«Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими — мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские», — отметил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в январе 2018 года. В противном случае, добавил он, транзит через более отдаленные порты – «это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям».

Об этом же в феврале говорил и министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. «Мы ведем переговоры практически со всеми портами. Здесь важно увязать всю цепочку в единое целое: чтобы были выгодными и железнодорожные тарифы, и цены на перевалку грузов в портах были выгодны», — сказал он. Кроме того, добавил министр, «мы всегда говорили, что намерены диверсифицировать направления поставок наших товаров, в том числе и нефтепродуктов, и намерены поставлять их через разные порты», но «в первую очередь, будем руководствоваться выгодностью тех или иных условий».

Следовательно, стратегия Белорусской нефтяной компании (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) остается прежней. После завершения предыдущего контракта с Литовскими железными дорогами БНК традиционно в ноябре 2017 года заключила новый трехгодичный контракт на перевозку нефтепродуктов. Продолжится транзит нефтепродуктов и через порты Латвии. Как сообщали СМИ, БНК и владельцы латвийской компании WT OIL Terminal заключили договор о совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в объеме не менее 1 млн. тонн в Рижском свободном порту.

Удержится ли Москва от политического ультиматума?

Пока Москва не давила на своего союзника в стремлении заставить его вопреки экономической логике уйти с портов стран Балтии. Но как поведет себя Кремль в ближайшее время, неизвестно. Нельзя исключить, что в случае обострения белорусско-российских отношений тема логистики белорусских нефтепродуктов может снова оказаться на острие повестки.

В вопросе выстраивания Минском самостоятельной стратегии логистики «раздражителем» для Москвы являются нефтяные дивиденды, которые Беларусь пока получает от переработки российской нефти благодаря более льготному режиму ее поставок. Прежде всего, это — объем пошлин, поступающий в белорусский бюджет от реэкспорта российской нефти и экспорта нефтепродуктов. По оценкам, цена этого вопроса для белорусской казны по итогам 2017 года составила около 1 млрд. долларов. Это очень внушительная сумма для бюджета страны. И чтобы ее не потерять, белорусскому руководству придется постараться, как минимум, не поссориться со своим союзником. А задача-максимум, вероятно, — поскорее модернизировать НПЗ, чтобы они могли эффективно перерабатывать не только российскую, но альтернативную нефть. Единственный вопрос: как долго сможет Минск «продержаться», балансируя между собственными интересами и интересами союзника?

Москва же, судя по всему, продолжит курс на переориентацию белорусских нефтепродуктов на свои порты. Об этом свидетельствует в том числе и недавнее заявление заместителя министра финансов Ильи Трунина.

«Правительство РФ очень беспокоит ситуация, когда, находясь в одном Евразийском союзе, сформировав единое евразийское государство России и Беларуси, мы видим, что выработанные из российской нефти нефтепродукты вывозятся с территории ЕАЭС не через порты евразийского союза. Правительство обращает внимание, что ведет переговоры с профильными ведомствами о том, чтобы создать условия, в том числе и со стороны России и Беларуси, чтобы таким экспортом загрузить, прежде всего, российские порты», — заявил И. Трунин в Государственной думе в январе 2018 года.

Это было сказано при обсуждении законопроекта о ратификации протокола с Беларусью о порядке зачисления экспортной пошлины на нефтепродукты с 2015 года. Согласно протоколу, с 1 января 2015 года при вывозе нефтепродуктов за пределы таможенной территории ЕАЭС с территории Беларуси уплаченные суммы вывозных пошлин распределяются следующим образом: в бюджет Беларуси — в размере 1,5 млрд. долларов, в бюджет РФ — оставшаяся сумма вывозных пошлин. При этом страны оставляют за собой возможность корректировки распределения сумм таможенных пошлин в бюджет Беларуси в сторону их увеличения, начиная с 2016 года. Данные правила перечисления будут действовать до 2024 года.

Отметим, что с 2015 года все экспортные пошлины остаются в белорусском бюджете, — в российский бюджет они не попадают, поскольку их сумма ниже 1,5 млрд. долларов.

И. Трунин сообщил, что в 2015 году сумма оставленных в Беларуси пошлин за нефтепродукты составила порядка 1,270 млрд. долларов, в 2016 году — 550 млн. долларов, в 2017 году — чуть больше 600 млн. долларов.

Россия: РЖД против «трубы»

Между тем, в России продолжается противостояние двух игроков — РЖД и «Транснефти», претендующих на увеличение перевозки нефтепродуктов. Сейчас «Транснефть» занимает в РФ около 12% рынка нефтепродуктов (в основном прокачивает дизельное топливо на экспорт), РЖД — 78%.

При этом тарифы «Транснефти» жестко привязаны к железнодорожным — прокачка по «трубе» составляет 70% от стоимости железнодорожной перевозки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ уже около двух лет предлагает отвязать тарифы «Транснефти» от тарифов железной дороги. В конце 2017 года глава службы Игорь Артемьев снова направил первому вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором говорится, что ФАС планирует изменить метод регулирования услуг по транспортировке светлых нефтепродуктов по магистральным трубопроводам на ценовой контроль уже в 2018 году.

Дерегулирование позволит «Транснефти», снижая цены, конкурировать с железной дорогой за нефтяные грузы, а значит увеличить прокачку нефтепродуктов по «трубе». Но против этой идеи выступают представители РЖД. Они опасаются, что это приведет к снижению и без того падающих объемов перевозок нефтяных грузов по железной дороге.

Россия одержима целью

Россия давно поставила перед собой цель забрать все свои внешнеторговые грузы с портов стран Балтии и последовательно ее реализует.

По данным Ассоциации морских портов России, в 2017 году транзит через порты стран Балтии снизился относительно 2016 года 13,6% до 36,7 млн. тонн российских внешнеторговых грузов. Это составляет 5% от общего объема.

Согласно данным Центрального статистического управления Латвии, порты стран Балтии в 2017 году перевалили 149,571 млн. тонн грузов — на 3,628 млн. тонн, или на 2,4% больше по сравнению с 2016 годом. При этом 41,4% было обработано в латвийских портах, 35,4% — в литовских, 23,3% — в эстонских. При этом грузооборот портов Латвии уменьшился на 2% и составил 61,877 млн. тонн, Литвы — увеличился на 7,3%, до 52,912 млн. тонн, Эстонии — на 3,6%, до 34,781 млн. тонн.

Больше всего грузов среди портов стран Балтии в прошлом году перевалил Клайпедский порт (Литва) — 43,17 млн. тонн, на 7,6% больше, чем годом ранее. Второе место по объему перевалки занял Рижский порт (Латвия) — 33,675 млн. тонн (снижение на 9,2%), третье — Вентспилсский порт (Латвия) с 20,035 млн. тонн (рост на 6,5%).

В 2016 году грузооборот портов стран Балтии составил 145,943 млн. тонн, что на 2,8% или на 4,196 млн. тонн меньше, чем в 2015 году. 43,2% всех грузов было перевалено в портах Латвии, 33,8% — Литвы, 23% — Эстонии.

По данным администрации морских портов Балтийского моря, грузооборот российского порта Усть-Луга в 2017 году составил 103,294 млн. тонн, что на 11% превысило показатель 2016 года.

По словам посла России в Литве Александра Удальцова, объем перевозки российских внешнеторговых грузов в направлении морских портов стран Балтии в 2017 году составит порядка 30 млн. тонн, а в 2020 году, как ожидается, — всего 1,5 млн. тонн. При этом объем вводимых мощностей в российских портах в 2017 году достигнет 7 млн. тонн, а в 2020 году — 86 млн. тонн.

www.nv-online.info