Нефтяной маневр. Путин может оставить Беларусь без денег, а Украину – без горючего. Беларусь украина нефть


Нефтяной маневр. Путин может оставить Беларусь без денег, а Украину – без горючего. Новости экономики

Беларусь в скором времени прекратит получать из России беспошлинную нефть и более не сможет продавать Украине нефтепродукты по прежним ценам

Маневр не на радость "батьке"

4 августа Владимир Путин подписал закон о постепенном снижении экспортных пошлин на нефть в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. С 1 января 2019 г. экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. Весь этот процесс займет несколько лет, а правительство имеет право в случае резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке вводить дополнительные тарифы на экспорт нефти.

Эта реформа, под общим названием "налоговый маневр", прорабатывалась в России несколько последних лет. Маневр подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от ее цены, а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением НДПИ для нефтяных компаний. Российскому бюджету такая замена ничем не грозит, скорее даже повысит его доходы. Но "налоговый маневр" сильно ударит по Беларуси, и этот удар может очень болезненно сказаться на Украине.

Дело в том, что Беларусь, успешно эксплуатируя статус "самого близкого и преданного союзника России", получает из РФ нефть без пошлин. По оценкам Минфина РФ, российский бюджет теряет только на одних беспошлинных поставках нефти в Беларусь свыше $3 млрд в год - такова часть (не самая крупная) кремлевской платы за лояльность Лукашенко. Часть российской дешевой нефти Минск реэкспортирует на Запад, остальное перерабатывает и продает бензин и дизтопливо в Западную Европу и Украину.

Соответственно пошлины на нефть и нефтепродукты поступают в белорусский, а не в российский бюджет. В 2017-м эти поступления составили порядка $2,5 млрд или около 5% ВВП Беларуси.

Если для Беларуси нефть станет стоить столько же, сколько и для остальных покупателей, Лукашенко лишится нефтяной субсидии. За новую поддержку белорусским властям снова придется торговаться с Кремлем. Но вне зависимости от того, какой будет (или не будет) эта поддержка, уже понятно: Беларусь более не сможет продавать в Украину по выгодным ценам нефтепродукты с Мозырского НПЗ.

А это очень серьезный объем поставок. По данным Государственной фискальной службы, Украина в январе-июне 2018 г. импортировала 3 млн 416,382 тыс. тонн нефтепродуктов (по коду ТНВЭД 2710 - бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и пр.), что на 1,1% больше, чем за аналогичный период 2017 г. Но если объем поставок вырос ненамного, то в деньгах рост значительный. За январь-июнь нефтепродуктов импортировано на $2 млрд 223,958 млн - это на 27,4% больше, чем годом ранее.

Структура импорта такова: из Беларуси - 40,31% всего топлива ($896,399 млн), из РФ - 37,41% (на $832,035 млн), из Литвы - 9,63% (на $214,093 млн), других стран - 12,65% (на $281,431 млн).

Кто закроет "белорусскую брешь"?

В 2015-2017 годах Украина вдвое увеличила импорт дизтоплива из России и бензина из Беларуси. "Анализ географической структуры импорта дизельного топлива за период 2015-2017 гг. демонстрирует существенное увеличение объемов импорта дизельного топлива из Беларуси, Литвы, Туркменистана и двукратное увеличение - из РФ. Также двукратное увеличение объемов импорта бензина наблюдается из Беларуси - в 2015 г. было импортировано 621 тыс. т, в 2016-м - около 1,2 млн тонн, в 2017 году - почти 1 млн т, что составляет около 80% от всего импорта бензинов в Украине", - говорится в сообщении "Держзовнішінформу".

Собственная украинская нефтепереработка находится в глубоком кризисе, чему поспособствовала техническая отсталость (низкая эффективность крекинга нефти с невысоким выходом светлых нефтепродуктов), открытость украинского рынка нефтепродуктов (украинским НПЗ труднее конкурировать с импортом), поставки значительных объемов "транзитных импортных" серых нефтепродуктов.

В разное время на украинских НПЗ перерабатывалось от 24 млн тонн нефти (2004 г.) до 10 млн т (2010 г.). В последние же годы - лишь порядка 2,1-2,3 млн тонн. Доля собственного украинского дизтоплива на внутреннем рынке в 2016-2017 гг. опустилась всего до 10-11%, остальное потребление закрывают поставщики из Беларуси, Литвы, РФ и Польши.

Здесь надо понимать: доминирование на украинском рынке иностранных поставщиков моторного топлива привело к тому, что цены на нефтепродукты формируются с премией к котировкам. То есть нехватка собственного бензина и дизтоплива приводит к более высоким ценам на нефтепродукты для конечного потребителя (по оценкам, разница составляет 20-50 долларов/тонна). И эти деньги, к тому же, уходят из Украины.

Из шести украинских НПЗ сегодня реально работает (и то далеко не на полную мощность) только один - Кременчугский. Лисичанский НПЗ, оказавшийся на оккупированных территориях, потерян; Надворянский, Дрогобычский и Херсонский нефтеперерабатывающие заводы остановились еще в 2005-2007 гг. - из-за технической отсталости и, как следствие, экономической неэффективности. Одесский НПЗ остановился в начале 2014 г., и его периодически пытаются реанимировать. Хотя прежде Одесский НПЗ был самым низкоэффективным среди украинских заводов, с выходом светлых нефтепродуктов ниже 50%.

"Что касается бензина, то тут 43% рынка занимают украинские производители, поставки из Беларуси составляют 45%. Мощностей украинских НПЗ достаточно, чтобы полностью обеспечить рынок бензином в случае прекращения поставок из Беларуси, - сказал в комментарии для "ДС" президент "Нефтегазовой Ассоциации Украины" Дмитрий Кулик. - Также Украина импортирует бензин из Прибалтики, Литвы, Польши. Доступен импорт по морю в любых количествах, поскольку в Европе избыток производства бензина. Так что дефицит бензинов Украины не угрожает. Но прекращение поставок из Беларуси может привести к росту стоимости топлива".

Что же касается дизельного топлива, то, по словам Дмитрия Кулика, его внутреннее производство составляет 13%, а из Беларуси Украина импортирует 35% потребляемого дизтоплива. Здесь главный риск в случае прекращения белорусских поставок - резкое увеличение доли группы "Приват", которая контролирует Кременчугский НПЗ  и крупнейшие морские перевалочные комплексы в Одессе и Черноморске, которые будут задействованы для ликвидации дефицита в первую очередь.

"Согласно прогнозам, в случае прекращения поставок ДТ из Беларуси, прежде всего на перевалочные мощности Группы придется нагрузка по морскому импорту топлива. В сумме с производством доля данного игрока вырастет до 30-40%. В случае, если одновременно с Беларусью будет перекрыт импорт из России, доля группы "Приват" превысит 60% рынка дизельного топлива. Поэтому дефицит ДТ Украине не угрожает. Но прекращение поставок из Беларуси может привести к росту стоимости дизтоплива", - резюмировал президент НАУ.

Единственный работающий НПЗ на такую страну, как Украина, - это ненормально. Стоимость строительства нового и очень современного нефтеперерабатывающего завода "с нуля" - $1 млрд. Но для Украины это была бы очень хорошая инвестиция, которая позволила бы не только повысить энергетическую безопасность страны, но и снизить стоимость топлива на внутреннем рынке. До сих пор разобщенность интересов различных олигархических групп не позволяла начать реализацию подобного проекта.

Быть может, прекращение поставок бензина и дизтоплива из Беларуси все же подтолкнет процесс? Благо, время еще есть. Российский "налоговый маневр" в нефтяной отрасли займет несколько лет - как раз хватит для строительства нового НПЗ. Такой завод мог бы покрывать потребность Украины в бензине и дизтопливе (по разным оценкам, суммарно примерно 6,8-7,5 млн тонн в год), перерабатывая ежегодно 15-16 млн тонн нефти. Одновременно будет производиться около 3-3,5 млн тонн мазута - он найдет спрос как топливо для ТЭС, вместо угля и газа, и примерно 0,5-0,7 млн тонн битума (используется для ремонта дорог).

www.dsnews.ua

Российский нефтяной секвестр – удар по Беларуси и Украине

Сокращение Россией поставок нефти в Беларусь серьезно бьет не только по всей нефтепереработке страны, но и по лидерским позициям отечественных нефтяников на самом выгодном для них рынке – украинском.

Можно предположить, что к лидерству белорусов на рынке автомобильного топлива в Украине в Москве относятся неравнодушно. Получается так, что Беларусь перерабатывает беспошлинную российскую нефть и затем около трети всего экспортного объема нефтепродуктов поставляет в Украину – на некомфортный рынок для российских компаний.

Мотивация и аргументация

Недовольство этим обстоятельством могло послужить причиной письма Минэнерго РФ российским нефтяным компаниям-владельцам сети АЗС в Беларуси. Как сообщили на днях СМИ, в письме ведомство отмечает, что считает нецелесообразным поставки в Беларусь дизтоплива в больших объемах, так как страна имеет свои большие мощности по переработке нефти. В «Белнефтехиме» сказали, что не располагают этим документом.

Российские нефтяные компании имеют разветвленную автозаправочную сеть на территории Беларуси. На 1 января 2016 года насчитывалось 824 АЗС. Из них 552 АЗС находились в собственности организаций, входящих в состав концерна «Белнефтехим» (преимущественно – гособъединения «Белоруснефть»), 81 АЗС – ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 48 АЗС – ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», 38 АЗС – ИООО «РН-Запад», 28 АЗС – ОДО «Астотрейдинг», 77 АЗС – прочим предприятиям. За минувший год эти данные принципиально не поменялись. Известно, что «Белоруснефть» увеличило количество своих АЗС до 560.

«Белоруснефть» является ключевым игроком на отечественном рынке нефтепродуктов. Совокупная доля этой компании на внутреннем рынке светлых нефтепродуктов составляет сейчас около 70%. Еще 30% – доля российских компаний. Для того, чтобы обеспечить свою сеть топливом, у российских НК есть два варианта: переработать нефть на белорусских НПЗ (у них есть возможность перерабатывать до 50% всего объема импортируемой из РФ нефти) и поставить топливо на АЗС в Беларуси, либо завезти нефтепродукты из России. Сейчас компании используют оба способа.

Однако в последние 2-3 года российские компании стали довольно активно завозить топливо в Беларусь. Дело в том, что при поставках топлива в рамках единого таможенного пространства не надо платить экспортную пошлину. Поэтому некоторым российским операторам было выгоднее поставлять автомобильное топливо на белорусский рынок из РФ, чем занимается переработкой нефти в Беларуси. В результате объем давальческой переработки нефти российскими нефтяными компаниями на белорусских НПЗ в последние года снизился до минимума – по оценкам, примерно до 7% от всего объема переработки.

Между тем, в 2016 году из России в Беларусь было поставлено 1,682 млн тонн нефтепродуктов (на 3,4% больше, чем в 2015 году) на сумму USD 524,7 млн (+ 11,9%, или + USD 55,7 млн). Это весьма внушительный объем, учитывая, что внутренний рынок моторного топлива Беларуси составляет около 5-6 млн тонн.

Поэтому если российский регулятор отдаст нефтяным компаниям распоряжение об ограничении поставок автомобильного топлива в Беларусь, то «накажет» именно их. Владельцы АЗС в любом случае не оставят свои автозаправочные станции в Беларуси без топлива. Поэтому в определенных объемах продолжат завозить его из РФ. В крайнем случае, чтобы избежать дефицита, им придется увеличить объем давальческой переработки нефти на белорусских НПЗ.

Доля российских бензинов в Украине – около 1%

Информация о рекомендациях российским операторам со стороны Минэнерго РФ прозвучала на фоне приостановки Россией поставок дизельного топлива в Украину. Сообщалось, что 8 февраля 2017 года РФ прекратила поставки дизтоплива, которое транспортировалось через территорию Беларуси транзитом в Украину и дальше в Европу, из-за проблем с оформлением необходимых документов. До недавнего времени дизтопливо из России в Украину по трубопроводам поставляла только «Роснефть». Но в связи с задержкой оформления документов на прокачку дизтоплива она возобновила транзитные поставки лишь в середине марта.

Отметим, что с сентября 2015 года российские поставщики для экспорта дизтоплива в Украину должны получать разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Как отмечают в ФСТЭК, поставки дизтоплива в Украину «разрешаются для гражданского применения на основе комплексного анализа рисков, связанных с его возможным приобретением в интересах украинских силовых структур».

Что же касается поставок российского топлива железнодорожным транспортом непосредственно в Украину, то они падают, несмотря на то, что украинский рынок остается одним из самых привлекательных рынков по эффективности поставок (в Украине практически нет собственной переработки нефти, кроме того, на поставки автомобильного топлива в эту страну нет импортных пошлин).

По данным украинского эксперта топливного рынка Геннадия Рябцева, рынок потребления моторного топлива Украины в 2016 году оценивался примерно в 7 млн тонн нефтепродуктов и 1,2 млн тонн сжиженного газа. Россия поставила из этого объема 1% бензина, 20% дизеля и 56% сжиженного газа. При этом в 2016 году в Украине было продано всего 1,1 млн тонн российского дизтоплива, хотя в самой России имеется его избыток: в 2016 году российские НПЗ произвели 76,3 млн тонн дизтоплива при внутреннем потреблении чуть более 30 млн тонн.

«Роснефть», у которой в Украине есть Лисичанский НПЗ и сеть АЗС, поставляет нефтепродукты на украинский рынок в соответствии с договоренностями с партнером. Контрактом предусмотрена возможность изменения объемов поставок в зависимости от запроса контрагента и эффективности их реализации для «Роснефти». В Украину топливо также поставляет «Лукойл», но все свои активы в Украине – Одесский НПЗ, «Карпатнефтехим», авиазаправочный бизнес и сеть АЗС, – эта компания продала.

По мнению экспертов, украинский рынок топлива теряет привлекательность для российских нефтяных компаний, скорее всего, не по экономическим причинам, а по политическим.

Белорусский бензин: 55% рынка

Лидером по поставкам автомобильного топлива в Украину уже несколько лет остается Беларусь. Украинский рынок остается самым привлекательным рынком для экспорта белорусских нефтепродуктов благодаря выгодной логистике, высокому качеству белорусского топлива и грамотной работе экспортера – компании БНК-Украина, «дочке» Белорусской нефтяной компании.

Рекордный объем белорусских нефтепродуктов в Украину был поставлен в 2012 году – 4,2 млн тонн. Тогда доля белорусских бензинов на украинском рынке выросла с 22% до 35%, а доля дизтоплива – с 33% до 51%.

Но именно тогда украинские нефтяники грозилась начать антисубсидарное расследование в отношении белорусских нефтепродуктов. Техническая отсталость собственных НПЗ вынудила украинские власти в 2005 году открыть свой рынок и отменить импортные пошлины на нефтепродукты. В результате украинские НПЗ совсем зачахли, а Украина превратилась в крупнейшего импортера нефтепродуктов. Причины своих проблем украинские НПЗ тогда увидели в неравных условиях конкуренции с белорусскими заводами, отмечая, что те получают беспошлинную российскую нефть и еще госсубсидии. Одна эту «битву» с белорусами украинские НПЗ проиграли.

Между тем, Беларусь в последние годы стала лидером в поставках моторного топлива (отметим, что украинский рынок топлива – высококонкурентный, на этот рынок поставляют продукцию компании около 10 стран). Причем, в 2016 году даже снижение поставок российской нефти в Беларусь почти на 6 млн тонн (белорусские НПЗ переработали немногим более 18 млн тонн вместо ожидаемых 24 млн тонн) не поколебал позиции БНК в Украине.

Белорусский экспорт нефтепродуктов из-за конфликта с РФ в 2016 году рухнул на 23% по сравнению с 2015 годом – до 13,004 млн тонн. Но при этом поставки белорусских нефтепродуктов в Украину в 2016 году увеличились на 35% в сравнении с 2015 годом – до 4,330 млн тонн. В денежном выражении экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину в прошлом году увеличился на 4% в сравнении с 2015 годом – до USD 1,749 млрд. (Отметим, что в целом в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси упал в прошлом году на 39% – до USD 4,034 млрд).

По данным украинской «Консалтинговой группы А-95», баланс рынка бензинов и дизтоплива в Украине в 2016 году увеличился на 9% по сравнению с предыдущим годом и составил 8,13 млн тонн. Беларусь стала крупнейшим поставщиком моторного топлива в Украину: было отгружено 1,2 млн. тонн бензинов, что составляет более 81% от всего импорта. Дизтоплива было поставлено 2,7 млн тонн (52% от всего импорта в Украину). По сравнению с 2015 годом поставки белорусских бензинов выросли почти в 2 раза, дизеля – на 23%. В результате доля белорусских бензинов в балансе украинского рынка составила в 2016 году почти 55%, дизтоплива – 45%.

При этом Беларусь увеличила поставки сжиженного углеводородного газа. В прошлом году из-за дороговизны бензина потребление сжиженного газа в Украине выросло на 30% В этом сегменте украинского рынка по итогам 2016 года лидирует Россия – 54% рынка, а суммарно с белорусскими производителями – 70% (год назад было 60%).

Российский рынок потерял привлекательность для белорусского топлива

Еще несколько лет назад российский рынок наряду с украинским БНК называла стратегически важным для компании

Напомним, что еще в 2012 году энергетическим балансом России и Беларуси были предусмотрены поставки 5,8 млн тонн высококачественных белорусских нефтепродуктов на российский рынок. Но Беларусь выполнила свои обязательства лишь на 2% – из-за того, что поставки автомобильного топлива в РФ были гораздо менее прибыльными, чем поставки на Украину и европейский рынок. Это вызвало серьезное недовольство Минэнерго России, что и стало причиной снижения поставок нефти в Беларусь в IV квартале прошлого года. В 2013 году Беларусь твердо обязалась поставить в Россию 2,1 млн тонн высокооктановых бензинов и 1 млн тонн дизеля стандарта зимнего топлива. Однако, когда белорусский бензин стал конкурировать по ценам с российским, российские компании обратились в Минэнерго с просьбой защитить их от белорусского импорта.

Важной составляющей экспортной привлекательности российского рынка для БНК было то, что при экспорте белорусского моторного топлива в РФ не нужно было платить экспортную пошлину в российский бюджет. С 2015 года экспортная пошлина на нефтепродукты по договоренности остается в белорусском бюджете – и, как результат, поставлять белорусский бензин в Россию стало невыгодно.

Согласно договоренностям, в 2016 году Беларусь должна была поставить в РФ 1 млн тонн автомобильных бензинов. По результатам года поставки упали на 70% по сравнению с 2015 годом – до 267,655 тыс. тонн. Валютная выручка снизилась на 26% по сравнению с 2015 годом – до USD 98 млн.

В январе 2017 года поставки нефтепродуктов в Россию рухнули на 96% по сравнению с январем 2016 года – до 1,752 тыс. тонн. Валютная выручка при этом упала на 87% – до USD 1,5 млн.

В январе белорусские поставки в Украину упали на четверть

Беларусь и Россия пока не подписали баланс по поставкам нефти и нефтепродуктов на 2017 год. Известно, что Россия поставит в I квартале на белорусские НПЗ 4 млн тонн нефти, хотя для полной загрузки мощностей белорусских НПЗ нужно около 6 млн тонн. Российские чиновники уже заявили, что и во втором квартале РФ поставит в Беларусь только 4 млн тонн нефти.

По этой причине в январе белорусские НПЗ снизили производство автомобильных бензинов на 23,6% в сравнении с январем 2016 года – до 287,8 тыс. тонн, производство дизельного топлива (включая биодизельное топливо) – на 32,5% до 434,2 тыс. тонн.

Как следствие, Беларусь вынуждена была снизить поставки нефтепродуктов в Украину. В январе текущего года они упали на 25% в сравнении с январем 2016 года – до 247,178 тыс. тонн (напомним, что сокращать поставки нефти на белорусские НПЗ Россия начала со второго полугодия 2016 года). При этом валютная выручка белорусского экспортера от продажи топлива в Украину в январе увеличилась на 8% в сравнении с январем 2016 года – до USD 121,6 млн.

Наше мнение

thinktanks.by

Украина может начать поставки нефти в Беларусь для переработки – Зубко

Концерн "Белнефтехим" и украинская "Укртранснафта" должны до конца года отработать все экономические аспекты сотрудничества по поставкам Украиной нефти в Республику Беларусь по давальческой схеме.

Иллюстрация REUTERS

Украина рассматривает возможность давальческой переработки нефти на НПЗ Беларуси, при которой добывающая компания перерабатывает нефть на НПЗ другой компании и получает готовые нефтепродукты, расплачиваясь с компанией – собственником завода частью этих нефтепродуктов.

Читайте такжеБеларусь переходит на азербайджанскую нефть из-за недопоставок из РФ

Об этом сообщила пресс-служба Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства со ссылкой на вице-премьер-министра - министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Зубко.

Согласно предварительным договоренностям, которые были достигнуты на 24-м заседании Межправительственной белорусско-украинской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества под сопредседательством вице-премьер-министра Зубко и заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко, концерн "Белнефтехим" и украинская "Укртранснафта" должны до конца года отработать все экономические аспекты сотрудничества по поставкам Украиной нефти в Республику Беларусь по давальческой схеме с использованием украинских нефтетранспортных маршрутов, а также по переработке нефти на НПЗ Беларуси. 

Как сообщал УНИАН, в 2015 году почти половина всего объема импорта нефтепродуктов в Украину пришлась на Беларусь – 1,733 млрд долл. На втором месте (около 20%) импорт топлива из России – 0,845 млрд долл., на третьем – из Литвы (0,414 млрд долл., или 10,7%).

16 июня текущего года глава Государственного агентства резерва Украины Вадим Мосийчук сообщил, что Украина будет создавать резерв нефтепродуктов и нефти объемом более 2 млн тонн в пропорции 70/30 соответственно. Мосийчук напомнил, что согласно евродирективе от 2009 года, стабилизационный запас должен быть сформирован европейскими странами до 2023 года в объеме 61 дня среднесуточного потребления либо 90 дней среднесуточного чистого импорта.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

economics.unian.net

Беларусь решила помочь Украине добывать нефть — УКРОП

16.11.2016

Специалисты Республиканского унитарного предприятия «Белоруснефть» в самом скором времени отправятся в Украину, чтобы помочь своим коллегам в этой стране существенно интенсифицировать добычу «черного золота». Суть сотрудничества — в использовании уникальной белорусской технологии, позволяющей эффективно извлекать на поверхность даже ту нефть, добыча которой ранее считалась неперспективной, передает государственное информагентство БЕЛТА, пишет УКРОП.

Вовлечение в хозяйственный оборот Украины трудноизвлекаемых запасов нефти стало возможным благодаря белорусской методике, получившей сокращенное наименование СКИФ. Совместно с коллегами из украинской компании «Буровая техника» белорусы будут выполнять пять технологических операций во время добычи.

ЧИТАЙТЕ: Олег Недава: Эту боль трудно передать словами. ФОТО

— Суть нашего метода основана на создании перпендикулярно оси скважины фильтрационных каналов протяженностью до 100 метров, — рассказали журналистам в РУП «Белоруснефть». — Такой метод позволяет увеличить зону дренирования пласта, а также связать его удаленные зоны со стволом скважины, благодаря чему существенно повышается ее продуктивность. В результате увеличивается охват выработкой неоднородных, низкопроницаемых пластов, и, как следствие, серьезно возрастает коэффициент извлечения.

Отметим, что белорусским специалистам уже далеко не впервой предлагать свои услуги зарубежным коллегам. Инженерные десанты РУП «Белоруснефть» уже отправлялись не только в Украину, но и в Венесуэлу, Эквадор и Россию. Продолжаются геологоразведывательные работы и на территории самой Беларуси, благодаря чему иногда даже удается открывать на Полесье новые месторождения нефти.

НОВОСТИ И РЕКЛАМА ПАРТНЕРОВ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

xn--j1aidcn.org

Беларусь – Украина: картофельно-нефтяные отношения

Экономика и бизнес7 февраля 2017 в 10:38

По итогам 2016 года Украина стала основным поставщиком картофеля в Беларусь. В свою очередь, наша страна поставляет в Украину нефтепродукты и в минувшем году в 5 раз нарастила экспорт молочной продукции. Мы решили узнать, чем еще с экономической точки зрения могут быть интересны друг другу страны-соседки.

В минувшем году товарооборот между Беларусью и Украиной вырос. Однако, по словам политолога, директора информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александра Шпаковского, целесообразнее сравнивать нынешние показатели с показателями не 2015-го, а 2014 года. В то время товарооборот между нашими странами превышал 6 млрд. долларов с положительным сальдо для белорусской стороны в 3 млрд. долларов. Сегодня общий товарооборот существенно упал и составляет чуть более 2 млрд. долларов. «Нас часто обвиняют в том, что украинский кризис Беларуси на руку, но это совсем не так. С экономической точки зрения наша страна от этого только теряет», – добавил эксперт.

Примерно 70% экспорта Беларуси в Украину – это нефтепродукты. Остальные 30% составляют пищевые продукты, техника и сырье.

«В основном из белорусской нефти изготавливаются качественный бензин и дизтопливо. И нет ничего удивительного в том, что мы пользуемся возможностью поставлять свою продукцию на украинский рынок. Ведь Киев находится в 250 км от одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в регионе – Мозырского НПЗ», –рассказывает заведующий кафедрой финансов Международного университета «МИТСО», кандидат экономических наук Вячеслав Ярошевич.

По его мнению, белорусская нефтепереработка конкурентоспособна потому, что в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов страны ежегодно вкладываются миллионы долларов. Иначе сохранить конкурентные преимущества в современной глобализованной экономике невозможно.

При этом говорить о глобальной диверсификации поставок белорусской нефти на украинский рынок пока рано, считает эксперт. Ведь отечественная нефтепереработка еще не достигла того уровня, при котором из жирной нефти можно извлечь максимум добавленной стоимости, как это делают, к примеру, немецкие компании.

«Сегодня нам экономически нецелесообразно замещать российскую нефть, поэтому Украину нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения логистических возможностей, – считает Вячеслав Ярошевич. – Эта страна имеет выход к морю. А, как известно, морской вид транспорта – самый дешевый и эффективный. В связи с этим у белорусских компаний есть возможность проложить альтернативные маршруты поставок своих нефтепродуктов, а также других сырьевых ресурсов. Воспользовавшись политической стабилизацией в Украине, мы можем не только диверсифицировать логистические маршруты, но и расширить свою товарную структуру. К примеру, поставлять в Украину по конкурентным ценам те же молочные продукты или пиво».

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Украины Дмитрий Марунич рассказал о положении дел в своей стране. В частности, он отметил, что в Украине в последние годы сильно снизились грузоперевозки. Основная причина в том, что Россия изменила маршруты транспортировки грузов.

«Вам повезло: через Беларусь пройдет «Шелковый путь» (Транспортный маршрут для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы. – Прим. авт.). Через Украину маршрут не пролегает. В минувшем году для переправки грузов в Китай в обход России наш Мининфраструктуры совместно с Украинской железной дорогой запустили поезд, ставший впоследствии героем анекдотов. На пути в Китай поезд прошел огромное количество таможенных постов, пересек 2 моря и спустя 15 дней добрался до конечной точки. Поскольку экономика проекта показала свою полную бесперспективность, было принято решение не развивать его», – констатировал Дмитрий Марунич.

Взаимовыгодное сотрудничество

По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Украины, состояние торгово-экономических отношений между Киевом и Минском в ближайшем будущем в значительной степени будет определяться общим контекстом отношений Киева и Москвы. Если они по-прежнему останутся конфликтными, белорусские предприятия займут свободные ниши на украинском рынке. Если же отношения изменятся к лучшему, тогда возможны варианты.

«В любом случае в ближайшие годы мы останемся крупными торговыми партнерами, – считает Дмитрий Марунич. – Надеюсь, наше партнерство будет взаимовыгодным. Ведь, как показали украинские реалии, наша продукция с добавленной стоимостью Евросоюзу не нужна, поэтому рост украинского экспорта в прошлом году наблюдался только за счет стран Северной Африки и Ближнего Востока».

В том, что торгово-экономические контакты стран-соседок будут развиваться динамично и позитивно, уверен и Александр Шпаковский. «Украина серьезно зависит от Беларуси в части поставок нефтепродуктов. А, как известно, любая зависимость не носит одностороннего характера. Поэтому, приобретая украинский рынок, наши производители будут заинтересованы в том, чтобы сохранять там свое присутствие как можно дольше. Более того, наши страны объединены общими проектами в сельском хозяйстве, в военно-технической сфере. Точек соприкосновения у Беларуси и Украины достаточно», – добавил эксперт.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

1prof.by

Украина будет поставлять нефть в Беларусь для переработки

Мир Реальность Политика Экономика LifeStyle Будущее

Разделы

Энергетика

Новости

Стали известны точные сроки строительства метро на Троещину

18:23

В Киеве презентовали программу «Человек. Семья. Мир» для младших классов

18:09

Окружение Порошенко узаконило контроль над крупным газовым месторождением – СМИ

18:04

Россиянин устроил поножовщину на станции в Антарктиде

17:59

В Павлограде двое студентов забили до смерти бездомного

17:57

В Украине показали новую бронемашину артиллерийской разведки - фото

17:34

Российскому омбудсмену могут снова запретить въезд в Украину

17:33

Гривня немного снизилась на межбанке

17:09

Сенцов получил престижную награду в Польше

17:00

Российские суда добывают песок в территориальных водах Украины - СМИ

16:57

Россия попала в тoп-10 стран, которые чаще всего посещают украинцы

16:37

В Одесской области обнаружили арсенал оружия и наркотики

16:22

Российский премьер уточнил, против кого направлены антиукраинские санкции

16:22

США начали «охоту» на россиян, вмешивающихся в американские выборы

16:15

Водителей предупредили о резком ухудшении погоды

15:58

Нелегальное оружие из Украины вооружит преступников во всей Европе - OCCRP

15:58

В Киеве задержали банду квартирных аферистов

15:55

Сын главы СБУ избежал наказания за преследование активистов – СМИ

15:47

Скандинавские банки заморозили активы российского олигарха

15:35

У Савченко воспаление, она нуждается в операции

15:27

Читать все новости Японская компания научила роботов убирать в комнате

15:25

Украина примет участие в учениях НАТО как партнер Альянса

15:14

Тимошенко пытается найти поддержку за пределами своего традиционного электората

14:59

В Европарламенте обсудят ситуацию в Азовском море

14:59

«Неприемлемо для украинских граждан»: в Кабмине дали обещание по цене на газ

14:47

Проезд в маршрутках Киева вновь подорожает

14:35

Компания-производитель пылесосов решила конкурировать с Tesla

14:19

В Туркменистане впервые в мире начнут делать бензин из газа

14:19

Эксперт назвал стратегическую задачу Порошенко на выборах президента

14:09

В Мексике произошел взрыв на алкогольной фабрике - видео

14:02

Румыния покупает новые истребители F-16 и расширяет свою военную авиабазу

13:48

realist.online

НЕФТЯНОЙ МАНЕВР. ПУТИН МОЖЕТ ОСТАВИТЬ БЕЛАРУСЬ БЕЗ ДЕНЕГ, А УКРАИНУ – БЕЗ ГОРЮЧЕГО

Беларусь в скором времени прекратит получать из России беспошлинную нефть и более не сможет продавать Украине нефтепродукты по прежним ценам.

Маневр не на радость «батьке»

4 августа Владимир Путин подписал закон о постепенном снижении экспортных пошлин на нефть в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. С 1 января 2019 г. экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. Весь этот процесс займет несколько лет, а правительство имеет право в случае резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке вводить дополнительные тарифы на экспорт нефти.

Эта реформа, под общим названием «налоговый маневр», прорабатывалась в России несколько последних лет. Маневр подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от ее цены, а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением НДПИ для нефтяных компаний. Российскому бюджету такая замена ничем не грозит, скорее даже повысит его доходы. Но «налоговый маневр» сильно ударит по Беларуси, и этот удар может очень болезненно сказаться на Украине.

Дело в том, что Беларусь, успешно эксплуатируя статус «самого близкого и преданного союзника России», получает из РФ нефть без пошлин. По оценкам Минфина РФ, российский бюджет теряет только на одних беспошлинных поставках нефти в Беларусь свыше $3 млрд в год — такова часть (не самая крупная) кремлевской платы за лояльность Лукашенко. Часть российской дешевой нефти Минск реэкспортирует на Запад, остальное перерабатывает и продает бензин и дизтопливо в Западную Европу и Украину.

Соответственно пошлины на нефть и нефтепродукты поступают в белорусский, а не в российский бюджет. В 2017-м эти поступления составили порядка $2,5 млрд или около 5% ВВП Беларуси.

Если для Беларуси нефть станет стоить столько же, сколько и для остальных покупателей, Лукашенко лишится нефтяной субсидии. За новую поддержку белорусским властям снова придется торговаться с Кремлем. Но вне зависимости от того, какой будет (или не будет) эта поддержка, уже понятно: Беларусь более не сможет продавать в Украину по выгодным ценам нефтепродукты с Мозырского НПЗ.

А это очень серьезный объем поставок. По данным Государственной фискальной службы, Украина в январе-июне 2018 г. импортировала 3 млн 416,382 тыс. тонн нефтепродуктов (по коду ТНВЭД 2710 — бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и пр.), что на 1,1% больше, чем за аналогичный период 2017 г. Но если объем поставок вырос ненамного, то в деньгах рост значительный. За январь-июнь нефтепродуктов импортировано на $2 млрд 223,958 млн — это на 27,4% больше, чем годом ранее.

Структура импорта такова: из Беларуси — 40,31% всего топлива ($896,399 млн), из РФ — 37,41% (на $832,035 млн), из Литвы — 9,63% (на $214,093 млн), других стран — 12,65% (на $281,431 млн).

Кто закроет «белорусскую брешь»?

В 2015-2017 годах Украина вдвое увеличила импорт дизтоплива из России и бензина из Беларуси. «Анализ географической структуры импорта дизельного топлива за период 2015-2017 гг. демонстрирует существенное увеличение объемов импорта дизельного топлива из Беларуси, Литвы, Туркменистана и двукратное увеличение — из РФ. Также двукратное увеличение объемов импорта бензина наблюдается из Беларуси — в 2015 г. было импортировано 621 тыс. т, в 2016-м — около 1,2 млн тонн, в 2017 году — почти 1 млн т, что составляет около 80% от всего импорта бензинов в Украине», — говорится в сообщении «Держзовнішінформу».

Собственная украинская нефтепереработка находится в глубоком кризисе, чему поспособствовала техническая отсталость (низкая эффективность крекинга нефти с невысоким выходом светлых нефтепродуктов), открытость украинского рынка нефтепродуктов (украинским НПЗ труднее конкурировать с импортом), поставки значительных объемов «транзитных импортных» серых нефтепродуктов.

В разное время на украинских НПЗ перерабатывалось от 24 млн тонн нефти (2004 г.) до 10 млн т (2010 г.). В последние же годы — лишь порядка 2,1-2,3 млн тонн. Доля собственного украинского дизтоплива на внутреннем рынке в 2016-2017 гг. опустилась всего до 10-11%, остальное потребление закрывают поставщики из Беларуси, Литвы, РФ и Польши.

Здесь надо понимать: доминирование на украинском рынке иностранных поставщиков моторного топлива привело к тому, что цены на нефтепродукты формируются с премией к котировкам. То есть нехватка собственного бензина и дизтоплива приводит к более высоким ценам на нефтепродукты для конечного потребителя (по оценкам, разница составляет 20-50 долларов/тонна). И эти деньги, к тому же, уходят из Украины.

Из шести украинских НПЗ сегодня реально работает (и то далеко не на полную мощность) только один — Кременчугский. Лисичанский НПЗ, оказавшийся на оккупированных территориях, потерян; Надворянский, Дрогобычский и Херсонский нефтеперерабатывающие заводы остановились еще в 2005-2007 гг. — из-за технической отсталости и, как следствие, экономической неэффективности. Одесский НПЗ остановился в начале 2014 г., и его периодически пытаются реанимировать. Хотя прежде Одесский НПЗ был самым низкоэффективным среди украинских заводов, с выходом светлых нефтепродуктов ниже 50%.

«Что касается бензина, то тут 43% рынка занимают украинские производители, поставки из Беларуси составляют 45%. Мощностей украинских НПЗ достаточно, чтобы полностью обеспечить рынок бензином в случае прекращения поставок из Беларуси, — сказал в комментарии для «ДС» президент «Нефтегазовой Ассоциации Украины» Дмитрий Кулик. — Также Украина импортирует бензин из Прибалтики, Литвы, Польши. Доступен импорт по морю в любых количествах, поскольку в Европе избыток производства бензина. Так что дефицит бензинов Украины не угрожает. Но прекращение поставок из Беларуси может привести к росту стоимости топлива».

Что же касается дизельного топлива, то, по словам Дмитрия Кулика, его внутреннее производство составляет 13%, а из Беларуси Украина импортирует 35% потребляемого дизтоплива. Здесь главный риск в случае прекращения белорусских поставок — резкое увеличение доли группы «Приват», которая контролирует Кременчугский НПЗ  и крупнейшие морские перевалочные комплексы в Одессе и Черноморске, которые будут задействованы для ликвидации дефицита в первую очередь.

«Согласно прогнозам, в случае прекращения поставок ДТ из Беларуси, прежде всего на перевалочные мощности Группы придется нагрузка по морскому импорту топлива. В сумме с производством доля данного игрока вырастет до 30-40%. В случае, если одновременно с Беларусью будет перекрыт импорт из России, доля группы «Приват» превысит 60% рынка дизельного топлива. Поэтому дефицит ДТ Украине не угрожает. Но прекращение поставок из Беларуси может привести к росту стоимости дизтоплива», — резюмировал президент НАУ.

Единственный работающий НПЗ на такую страну, как Украина, — это ненормально. Стоимость строительства нового и очень современного нефтеперерабатывающего завода «с нуля» — $1 млрд. Но для Украины это была бы очень хорошая инвестиция, которая позволила бы не только повысить энергетическую безопасность страны, но и снизить стоимость топлива на внутреннем рынке. До сих пор разобщенность интересов различных олигархических групп не позволяла начать реализацию подобного проекта.

Быть может, прекращение поставок бензина и дизтоплива из Беларуси все же подтолкнет процесс? Благо, время еще есть. Российский «налоговый маневр» в нефтяной отрасли займет несколько лет — как раз хватит для строительства нового НПЗ. Такой завод мог бы покрывать потребность Украины в бензине и дизтопливе (по разным оценкам, суммарно примерно 6,8-7,5 млн тонн в год), перерабатывая ежегодно 15-16 млн тонн нефти. Одновременно будет производиться около 3-3,5 млн тонн мазута — он найдет спрос как топливо для ТЭС, вместо угля и газа, и примерно 0,5-0,7 млн тонн битума (используется для ремонта дорог).

person.org.ua