Цитаты и фразы из фильма «Белое солнце пустыни». Белое солнце пустыни нефть


Белое солнце пустыни. Белое солнце пустыни

Белое солнце пустыни

Режиссер: Владимир Мотыль

Сценаристы: Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров

Оператор: Эдуард Розовский

Композитор: Исаак Шварц

Художники: Валерий Кострин, Берта Маневич

Страна: СССР

Производство: ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия) на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм».

Год: 1969

Премьера: 30 марта 1970

Государственная премия РФ 1998 года.

Актеры: Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Павел Луспекаев, Раиса Куркина, Татьяна Федотова, Николай Годовиков, Муса Дудаев, Николай Бадьев, Владимир Кадочников

- - - - -

*

А еще скажу вам,

разлюбезная Катерина Матвеевна...

...что являетесь вы мне

словно чистая лебедь,

будто плывете себе,

куда вам требуется,

или по делу какому,

даже сказать затрудняюсь...

...только дыхание у меня

сдавливает от радости,

будто из пушки кто в упор саданул.

*

Только знайте, любезная Екатерина

Матвеевна, что классовые сражения

на сегодняшний день в целом завершены

и час всемирного освобождения настает.

И пришел мне черед домой возвратиться,

чтобы с вами вместе строить новую жизнь

в милой сердцу родной стороне.

*

Два часа. Давно обосновался?

*

Везет мне на эти дела.

Я еще в госпитале зарок себе дал:

получу увольнительную и домой прямиком,

никаких там историй.

Двоих таких откопал - ничего...

третий попался.

Вытащил, а он меня за горло.

Бандит оказался.

Вот такая история. Его свои ж зарыли,

еле отбился.

*

Вот сейчас тебя отрою и будь здоров.

---------

*

Совсем озверел Черный Абдулла.

Ни своих, ни чужих не жалеет.

Приди мы позже самую малость,

всех бы до одной передушил.

*

- За что он их, товарищ командир?

*

- Бандит!

*

Как добрались мы до этих мест, Абдулла решил уйти за границу,

а гарем, стало быть, в расход,

чтоб никому не достался.

*

Нет, с женщинами нам

Абдуллу не догнать.

Он потому и разделаться с ними

хотел, что связывали они его.

*

И бросать их нельзя.

-------

*

Вот тебе сухари, пшена на дорогу.

Подзадержался я здесь.

Полгода как отслужил,

а все мотаюсь по пескам.

Сколько лет дома не был.

Ну вот. Пока хватит.

В Педженте еще чего-нибудь раздобудешь,

а я, извини, не могу,

и так большой крюк дал.

Теперь напрямую пойду.

До Волги доберусь, а там и до Самары

рукой подать.

*

Не будет покоя, пока жив Джавдет.

Зачем выкопал?

*

Мертвому, конечно, спокойней,

да уж больно скучно.

*

А что у тебя с этим Джавдетом?

*

Отца убил, меня закопал, четырех баранов взял, больше у нас не было.

*

А этот Джавдет, он с Черным Абдуллой или как?

*

Они не любят друг друга. Джавдет трус.

Абдулла - воин.

*

Ну, что ж, Саид. Счастливо.

------------

*

Товарищ командир, гляньте.

*

- В старой крепости его через трубу надо было брать.

*

- Через трубу?

*

Сухов, помоги, с тобой мы враз его прикончим.

Ведь ты один целого взвода стоишь,

а то и роты.

*

Восток - дело тонкое.

*

- Ты как здесь оказался?

- Стреляли.

*

Хоть женщин возьми.

*

Ты подумай, 3 дня просидел у старой крепости, глаз не смыкал.

Думал, вернется Абдулла к гарему.

По рукам и ногам связали, проклятые.

*

- Я домой иду.

*

- Ты возьми, а мы пока Абдуллу поймаем.

Ты их только до Педжента доведи.

Все-таки от бандита подальше.

*

Да сейчас, может быть, на 300 верст никого из наших нету.

*

- Это точно.

*

- Вот и хорошо. Вот и договорились.

*

Товарищи женщины! Не бойтесь!

С вашим мужем-эксплуататором мы покончим,

а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова.

Он будет вас кормить и защищать.

Он хороший человек.

*

Стой!

Тьфу! Чтоб тебе!

Ну что мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?

Подъем!

*

В Педжент не ходи.

Абдулла придет туда.

*

Поживем - увидим.

*

Отдай коня.

*

Список, товарищ Сухов.

*

Зарина

Джамиля

Гюзель

Саида

Хафиза

Зухра

Лейла

Зульфия

Гюльчатай

*

Гюльчатай!

*

Напра...

За мной, барышни.

*

Душа моя рвется к вам, ненаглядная

Катерина Матвеевна, как журавль в небо.

Однако случилась у нас

небольшая заминка.

Полагаю, суток на трое, не более.

Мне поручили сопроводить группу

товарищей с братского Востока.

Отметить надобно - народ подобрался

покладистый, душевный, с огоньком,

так что ноги мои бегут теперь по горячим

пескам в обратную сторону,

потому как долг революционный

к тому нас обязывает.

*

Еще хочу сообщить вам - дислокация наша протекает гладко,

в обстановке братской общности и согласия.

Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем,

кроме, как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна.

Так что, вам зазря убиваться не советуем.

Напрасное это занятие.

---------

*

Умоляю! Только не в музей!

Здесь величайшие ценности.

*

Погоди. Ты откуда взялся?

*

Я хранитель музея.

Моя фамилия Лебедев.

*

- Понятно, а где население?

*

- Спряталось.

*

Вот что, товарищ хранитель, эти девять освобожденных женщин Востока

тоже величайшая ценность.

Вопросы есть? Вопросов нет. За мной!

*

Ну вот, здесь и отдохнете денек.

*

Джамиля, Зарина, Гюзель, Саида, Хафиза,

Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай.

*

Гюльчатай!

*

До свидания, барышни!

*

- Товарищ Сухов! Может еще денечек побудете?

*

- Хорошего понемногу.

*

- Не робей, Петруха. Завтра придет Рахимов, заберет вас отсюда.

*

Ну, Саид, счастливо оставаться,

а я только в море ополоснусь и в дорогу.

Смотри, больше не закапывайся.

-------------

*

Изуверы! Варвары! Ну?

------------

*

Руки!

*

Красноармейцу Сухову. Именной.

Комбриг Мэ. Нэ. Ковун.

*

У Абдуллы было 11 жен, куда еще двоих подевал?

Вот придет Абдулла, он тебе вырвет язык. Ну, чего молчишь?

*

Язык берегу.

*

Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться?

*

Лучше, конечно, помучиться.

*

- Семен! Скачи к Абдулле!

*

- Слушаюсь!

*

Брось! А ну, шагай.

--------

*

- Ты как здесь оказался?

- Стреляли.

*

У Абдуллы очень много людей.

*

Это точно.

*

Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвеевна,

поскольку выдалась свободная минутка.

И разнежился я на горячем солнышке,

будто наш кот Васька на завалинке.

Сидим на песочке возле

самого синего моря,

ни в чем беспокойства

не испытываем.

*

Солнышко здесь такое,

аж в глазах бело.

---

*

Товарищ Сухов!

*

А как Рахимов задержится,

что будет тогда?

*

Ведь Абдулла из-за них знаете?

------------

*

Здорово отцы!

*

Прощенья просим!

*

- Где взяли?

*

- Давно здесь сидим.

*

- Петруха! Прихвати ящик. Пригодится.

*

- Есть!

*

А барышням объяви, что никакого Абдуллы не будет, чтоб без паники. Ясно?

*

- Ты что?

*

- Завтра Абдулла будет здесь, уходи!

*

Теперь не могу.

Видал, как все обернулось.

Оставайся, Саид.

*

- Здесь нет Джавдета.

*

- Ну, тогда счастливо.

----------------

*

- Они же взяли самые дорогие экспонаты.

*

- Да какие еще экспонаты?

*

Я сказал барышням брать ковры похуже.

*

- Это же 11 век!

*

Отставить!

*

Не бойтесь. Это наш господин.

Господин! Никто не должен видеть наши лица.

Только ты. Ты наш новый муж.

Скажи своему человеку,

чтобы он не приходил.

*

Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас нет теперь господина.

Называйте меня просто товарищ Сухов.

Забудьте вы свое проклятое прошлое.

*

Вы будете свободно трудиться и у каждой

будет отдельный супруг.

*

Вопросы есть?

*

Вопросов нет.

-----------

*

Гюльчатай, открой личико, а?

*

Ты не думай, я не какой-нибудь...

Если что, я по-серьезному.

*

Ничего, что ты чьей-то женой была.

Ты мне по характеру подходишь.

Я шустрых люблю.

Я ведь посвататься могу.

У меня мама хорошая, добрая.

Ее все уважают. Да открой ты личико.

*

- Стой! Гюльчатай!

*

- Я, господин!

*

Объяви барышням подъем. Стой!

*

С сегодняшнего дня назначаю тебя старшей по общежитию.

Будешь отвечать за порядок.

*

Господин назначил меня любимой женой.

---------

*

Я же по-серьезному, я жениться хочу.

Я только личико увидеть,

а то вдруг крокодил какой. Потом томись всю жизнь.

*

- Ступай на берег.

Найдешь белый домик - бывшую царскую таможню. Узнай, кто там счас.

--------------

*

Стой! Руки вверх!

*

- Ты в чей дом забрался? Отвечай!

*

- Не знаю.

*

Ты что, не слыхал про Верещагина? Дожил.

Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал.

А сейчас забыли.

--------------

*

Стой!

*

Стой! Кому говорят!

--------------

*

Зачем ты убил моих людей, Саид?

*

Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом ручье. Его там нет.

*

Твой отец был другом моего отца.

*

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

-------------

*

Ваше благородие,

Госпожа разлука,

Мы с тобой родня давно,

Вот какая штука.

Письмецо в конверте,

погоди, не рви!

Не везет мне в смерти,

Повезет в любви...

Ваше благородие,

Госпожа удача,

Для кого ты добрая,

А кому иначе.

Девять граммов в сердце...

Постой, не зови!

Не везет мне в смерти,

Повезет в любви.

-------------

*

Эй! Хозяин! Прикурить есть?

*

- Ты что?

*

- Это товарищ Сухов.

*

Сухов говоришь? Сейчас мы поглядим,

какой это Сухов.

Прости меня, грешного. Держи!

*

Заходи.

-----------

*

- Во дворе павлинов видел?

*

- Видел.

*

Вот на них сменял, мундир-то. Петруха!

*

- Я не пью.

*

Правильно. Я вот тоже сейчас это допью...

и брошу. Пей!

*

Садись!

*

Уж больно мне твой Петруха по душе.

*

Пулемет дашь?

*

- Абдуллу ждешь?

- Жду.

*

Вот что, Сухов, была у меня таможня.

Были контрабандисты.

*

Сейчас таможни нет. Контрабандистов нет.

*

У меня с Абдуллой мир.

Мне ведь все едино,

что белые, что красные,

что Абдулла, что ты.

*

Ежели бы я с тобой пошел, тогда другое дело.

*

- Ну в чем же дело? Пошли.

*

Пошли?

*

Пойдем.

*

- Здравствуйте.

*

- Здравствуйте.

*

Ребята!

*

Назад!

*

Ты что говорил? Ты какие клятвы давал?

*

Сдурел на старости лет?

*

- Настасья!

*

Мало тебе, окаянный, что ты молодость мою погубил,

а сейчас вдовой сделать хочешь?

*

Паша! Пашенька!

Прости, Христом Богом прошу!

*

Не ходи! Не ходи с ними!

Погубят тебя ни за грош!

----------

*

Вот что, ребята, пулемет я вам не дам.

*

Понимаем.

*

Павлины, говоришь?

-----------

*

А вас кто сюда звал?

*

- Отмерил? - В аккурат 5 аршин!

*

- А загорится? -Должна.

- Как займется - считай.

*

...19, 20, 21, 22... 28, 29...

*

30, 31, 32... 41, 42.

*

Сорок два!

*

Теперь пускай плывут на катере.

*

За кордон собрались. Заведут мотор,

и через 42 ка... ак!

*

Это точно. Прибери здесь все.

-------------

*

Гуси-лебеди, а может, они от нас, может,

наши места пролетали?

*

- А ты откуда родом-та?

- С-под Курска.

*

Не бывал. Я ведь из дома таким,

как ты ушел,

и бросало меня по свету белому

от Амура... ...до Туркестана.

-----------

*

Мой отец перед смертью сказал: "Абдулла,

я прожил жизнь бедняком

и хочу, чтобы бог послал тебе

дорогой халат

и красивую сбрую для коня".

*

Я долго ждал, а потом бог сказал:

"Садись на коня и возьми сам,

что хочешь,

если ты храбрый и сильный".

*

Мой отец ничего не сказал.

Джавдет убил его в спину.

*

Твой отец был мудрый человек, но кто на

этой земле знает, что есть добро и зло?

*

Кинжал хорош для того, у кого он есть,

и плохо тому, у кого он не окажется

в нужное время.

----------

*

О, Аллах! Где же он муж этот?

Все она, Гюльчатай!

*

Когда я была любимой женой Абдуллы,

вы каждый день его видели.

*

- И даже каждый день он кого-то бил.

- Наш муж забыл нас, еще не узнав.

*

И как его понять, ведь мы

не так уж плохи?

*

Может быть Гюльчатай

плохо его ласкает?

*

- Или ему не нравится, как она одета?

*

- А может?

-----------

*

Ты чего?

*

Тебе который год?

*

Ты это оставь, дочка!

*

А может, и впрямь тебя замуж отдать?

Женю на тебе Петруху законным браком.

*

Парень он холостой, повезет тебя к матери своей.

*

- Я твоя жена.

*

- Моя жена дома.

*

Разве ты не можешь сказать,

что Гюльчатай твоя любимая жена?

Разве она обидится?

*

Обидится! Сколько раз тебе объяснять!

Нам полагается только одна жена.

Понятно? Одна.

*

Разве плохо, одну тебя любит муж, одной

тебе презенты дарит, заботится, бережет.

*

- Плохо?

*

- Хорошо.

*

- Ну, вот.

*

Одна жена любит, одна одежду шьет,

одна пищу варит, одна детей кормит,

и все одна?

*

- Ничего не попишешь.

*

- Тяжело.

*

- Конечно, тяжело.

*

Ладно, спокойной ночи.

Завтра поговорим.

-----------

*

Гляньте! Ибрагим! Его халат!

*

Бедный Ибрагим!

*

Пока их не возьму, ты останешься с нами.

----------

*

А еще хочу приписать для вас, Катерина Матвеевна,

что иной раз такая тоска к сердцу

подступит, клешнями за горло берет.

Думаешь, как-то вы там сейчас?

Какие нынче заботы?

С покосом управились или как?

Должно быть травы в этом году богатые.

*

Ну да недолго разлуке нашей тянуться.

Еще маленько подсоблю группе товарищей,

кое-какие делишки улажу и к вам подамся,

бесценная Катерина Матвеевна.

*

Простите великодушно, небольшая заминка.

Докончу в следующий раз.

------------

*

Мы верны тебе, господин!

*

Джамиля, разве ты не была любимой женой?

Обидел я тебя хоть раз?

*

Почему ты не умерла?

*

Брось оружие! Обернешься - стреляю.

Брось! Руки!

*

Кинжал.

И пять шагов вперед.

*

Вели твоим нукерам убраться со двора.

*

Я отпущу тебя, как только твои люди

уйдут из Педжента

*

Если что, я не промахнусь.

*

Абдулла, руки-то опусти.

*

Махмуд! Скачите на берег все!

Грузите баркас, спускайте на воду.

*

Я остаюсь в гостях, но если в полдень

меня не будет, вернетесь рассчитаться

за гостеприимство. Убирайся!

*

Петруха! Останешься здесь.

*

А я на берег.

Поглядим, что делают бандиты.

----------

*

- Абдуллу украли!

- Ты что врешь!

*

Не говори никому, не надо.

*

Обманут тебя. Они сядут на баркас.

Ты отпустишь Абдуллу, они вернутся.

*

Это вряд ли.

-----------

*

Опять ты мне эту икру поставила!

Не могу я ее каждый день,

проклятую, есть.

Хоть бы хлеба достала.

*

- Да где же его теперь найдешь-то?

*

Съешь! Ведь опять не закусывал.

*

Нынче страху-то в поселке!

Из дома никто носа не кажет.

Ревкома уполномоченный-то с милиционером все еще в центре. Не вернулись.

А этот рыжий, что к нам приходил,

самого Абдуллу будто поймал.

Не к добру это.

*

Господи! Ты-то хоть не задирайся, не встревай!

Ведь будет с тебя, свое отвоевал.

----------

*

Гюльчатай!

*

Открой личико. Открой.

*

Вроде крадется кто?

*

Гюльчатай!

*

Принеси воды.

--------------

*

Руки вверх!

А, это ты? Чего залез-то?

*

Прошу вас никому ни звука. Здесь тайник

от бандитов.

---------

*

Личико-то открой?

*

Петруха!

*

А теперь уходи, скорее, одному нельзя

оставаться.

*

- Не могу, Абдулла убьет женщин.

- Абдулла убьет тебя. Это его жены.

*

Прощай.

*

- Я рассчитывал на тебя.

*

Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?

*

Я рассчитывал на тебя, Саид.

*

А ежели вовсе не судьба нам свидеться,

Катерина Матвеевна, то знайте,

что был я и есть, до последнего вздоха,

преданный единственно вам одной.

И поскольку, может статься,

в песках этих лягу навечно,

с непривычки вроде даже грустно,

*

а может, от того это, что встречались мне

люди, в последнее время, душевные,

можно сказать, деликатные.

*

Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье

трудового народа всей земли,

Закаспийского интернационального

революционного пролетарского полка

имени товарища Августа Бебеля,

красноармеец Сухов Федор Иванович.

-----------

*

- Ну что, хранитель, женщины ушли?

- Я задержал их.

*

Это подземный ход.

Выходит к берегу моря.

Его прорыли в эпоху самонидов.

Последние 400 лет им никто

не пользовался.

-------------

*

Их нет нигде!

*

Они не могли уйти далеко.

*

Отпустите руку. Пустите, я говорю.

Что за насилие?

Извольте немедленно прекратить грабеж.

Никаких женщин здесь нет.

*

Здесь должен быть подземный ход.

----

librolife.ru

Белое солнце пустыни / Интересное / Мы создаем общение

В этом году исполнилось 45 лет легендарному советскому вестерну. «Белое солнце пустыни» — советский фильм режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от кровожадного бандита Абдуллы его гарем. 

 Во второй половине 1960-х на волне популярности фильмов о «Неуловимых мстителях» советское кинематографическое руководство обратилось к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР.    В 1967 году руководство ЭТК пригласило к работе над сценарием нового приключенческого фильма Андрея Михалкова Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил. 

Однако снять картину в этом жанре руководству студии все-таки хотелось, и сценаристу Валентину Ежову (автору «Баллады о солдате») поручили в течение полутора месяцев создать сценарий отечественного вестерна.   Местом действия Ежов выбрал среднеазиатскую пустыню. Поскольку сам он в пустыне никогда не был, поэтому в соавторы взял своего товарища по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова как «знатока Востока».   «Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, – вспоминал Ибрагимбеков, – я обещал… поделиться своим восточным опытом...».   Собирая материал для сценария, Ежов встречался с ветеранами Гражданской войны, которые в 1920-е годы сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспомнил, как басмачи, спасаясь от настигавших их красных отрядов, бросали в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик добавил, что эти женщины в паранджах доставляли в пустыне немало хлопот. Так появился новый сценарий с рабочим названием «Пустыня». 

В январе 1968 года начались пробы актеров. На роль Федора Сухова пробовалось несколько актеров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утвержден на эту роль. Однако буквально накануне съемок Юматов подрался и на какое то время выбыл из строя. Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актер оказался не занят и согласился принять участие в съемках. 

Долго не могли найти исполнителя на роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Мотыль поделился проблемой с режиссером Геннадием Полокой, который тут же показал ему одну из актерских проб Павла Луспекаева. Проба была блестящей.   До «Белого солнца пустыни» Луспекаев как киноактер был малоизвестен, он всегда оставался верен театру. Но в 1967 году актеру сделали операцию по ампутации обеих стоп, и о возвращении в театр не могло быть и речи.   Полока уверил Мотыля, что скоро Луспекаев будет в форме, потом добавил: «Придумай сцены в воде. Он плавает как рыба. И поезжай к нему. Полюбуйся его торсом. Рубцы на плече, на руке — это же биография!»   Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмел все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадеров, и режиссер согласился. 

Владимир Мотыль долго думал, кого пригласить на роль Катерины Матвеевны. В коридоре «Ленфильма» он случайно встретил Галину Лучай, тележурналистку из редакции кинопрограмм Центрального телевидения. В Ленинграде ее съемочная группа делала очередной фильм по истории кино. Режиссер сразу понял, что именно она должна сыграть Катерину Матвеевну. Галина Лучай согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров. 

 Многие из приглашенных на съемки были непрофессиональными актерами. Только три «жены» Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съемок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жен» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жен» подбирали со всего Союза. 

Съемки фильма на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года. Первые отснятые сцены фильма — сон Сухова, где он кует серп и затем пьет чай вместе с супругой и остальным гаремом, снимались на натуре возле деревни Мистолово под Лугой.   В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации — несколько бутафорских домиков, дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь». 

11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма «Белое солнце пустыни». Впечатление у присутствующих было неоднозначным. Начальника главной сценарной коллегии «Мосфильма» Марианну Качалову более всего возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Финал пришлось изменить. 

Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От этой сцены в фильме остался лишь маленький кусочек. Сократили драку Верещагина на баркасе и две «эротические сцены» с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и женами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.   Руководство студии попыталось даже сменить Мотыля на Владимира Басова. После отказа Басова и вовсе решили смыть весь отснятый материал. И только на окончательном совещании в Госкино, состоявшемся весной 1969 года, зампред Баскаков вынес решение: «Производство придется завершить. И Мотыля на картине оставить».   Именно благодаря Владимиру Басову появилась реплика Сухова «Восток — дело тонкое». «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман. Должен быть тонкий подход», — напутствовал он Мотыля перед экспедицией. 

 В мае 1969 года съемочная группа активно занялась выбором мест натурных съемок для нового финала картины, причем уже не в Дагестане, а в Средней Азии. Остановились на Туркмении, на окрестностях города Байрам-Али. В Каракумах выпало так много дождей, что пески скрылись под высокими травами. Мотыль со своими ассистентами облетел на вертолете сотни километров, однако нужной натуры не нашел.    На помощь пришла армия: солдаты местного военного округа за считанные недели пропололи десятки квадратных километров пустыни. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Артистка цирка Татьяна Денисова, исполнявшая эту роль, получила в цирке свой собственный номер и от съемок отказалась. На роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову.

 В результате второй съемочной экспедиции фильм сильно изменился, и у него фактически появилась другая концовка. Съемки завершились в сентябре 1969 года.   18 сентября 1969 года фильм лично смотрел генеральный директор «Мосфильма» Владимир Сурин и остался недоволен просмотром. С его подачи акт о приемке картины в Госкино подписывать не стали.   Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему «Белое солнце пустыни». Брежневу картина очень понравилась. 

В марте 1970 года в Москве состоялась премьера «Белого солнца пустыни». Федор Сухов и его окружение обрели поистине легендарную славу. Отдельные образы, фразы из картины сразу пошли в народ: «За державу обидно», «Таможня дает „добро“, „Восток – дело тонкое“ и др.   Просмотр „Белого солнца пустыни“ стал неотъемлемой частью подготовки советских, а затем и российских космонавтов. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.   По итогам опроса, посвященного столетию российского кино, фильм „Белое солнце пустыни“ был выбран для акции „Последний сеанс тысячелетия“. Сеанс этот состоялся 31 декабря 1999 года в московском киноцентре „Дом Ханжонкова“. 

 

 Некоторые цитаты:   »Джавдет — мой… Встретишь — не трогай его…"   «А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… Только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул».   «Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство». «Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно».   — Абдулла! У тебя ласковые жёны! Мне с ними хорошо! — Я дарую тебе их! Когда я подожгу нефть, тебе будет хорошо, совсем хорошо!   " Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?"   — Петруха!   — Я не п-пью…   — Правильно! Я вот тоже сейчас это допью и брошу… Пей!   «Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный»»   " Джавдет — трус, Абдулла — воин. Не любят они друг друга"   .— Саид, ты как здесь оказался? — Стреляли…   «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…» «Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело…»   «Долой предрассудки! Женщина — она тоже человек!»

uposter.ru

Как снимался фильм «Белое солнце пустыни» (история создания)

В этом году исполнилось 45 лет легендарному советскому вестерну. «Белое солнце пустыни» — советский фильм режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от кровожадного бандита Абдуллы его гарем.

«Белое солнце пустыни»

Год: 1969 Страна: СССР Режиссер: Владимир Мотыль Жанр: боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный Зрители : 34.5 млн

Во второй половине 1960-х на волне популярности фильмов о «Неуловимых мстителях» советское кинематографическое руководство обратилось к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК пригласило к работе над сценарием нового приключенческого фильма Андрея Михалкова Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил.

Однако снять картину в этом жанре руководству студии все-таки хотелось, и сценаристу Валентину Ежову (автору «Баллады о солдате») поручили в течение полутора месяцев создать сценарий отечественного вестерна.

Местом действия Ежов выбрал среднеазиатскую пустыню. Поскольку сам он в пустыне никогда не был, поэтому в соавторы взял своего товарища по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова как «знатока Востока».

«Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, — вспоминал Ибрагимбеков, — я обещал... поделиться своим восточным опытом...».

Собирая материал для сценария, Ежов встречался с ветеранами Гражданской войны, которые в 1920-е годы сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспомнил, как басмачи, спасаясь от настигавших их красных отрядов, бросали в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик добавил, что эти женщины в паранджах доставляли в пустыне немало хлопот. Так появился новый сценарий с рабочим названием «Пустыня».

В январе 1968 года начались пробы актеров. На роль Федора Сухова пробовалось несколько актеров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утвержден на эту роль. Однако буквально накануне съемок Юматов подрался и на какое то время выбыл из строя. Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актер оказался не занят и согласился принять участие в съемках.

Долго не могли найти исполнителя на роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Мотыль поделился проблемой с режиссером Геннадием Полокой, который тут же показал ему одну из актерских проб Павла Луспекаева. Проба была блестящей.

До «Белого солнца пустыни» Луспекаев как киноактер был малоизвестен, он всегда оставался верен театру. Но в 1967 году актеру сделали операцию по ампутации обеих стоп, и о возвращении в театр не могло быть и речи.

Полока уверил Мотыля, что скоро Луспекаев будет в форме, потом добавил: «Придумай сцены в воде. Он плавает как рыба. И поезжай к нему. Полюбуйся его торсом. Рубцы на плече, на руке — это же биография!»

Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмел все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадеров, и режиссер согласился.

Владимир Мотыль долго думал, кого пригласить на роль Катерины Матвеевны. В коридоре «Ленфильма» он случайно встретил Галину Лучай, тележурналистку из редакции кинопрограмм Центрального телевидения. В Ленинграде ее съемочная группа делала очередной фильм по истории кино. Режиссер сразу понял, что именно она должна сыграть Катерину Матвеевну. Галина Лучай согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.

Многие из приглашенных на съемки были непрофессиональными актерами. Только три «жены» Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съемок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жен» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жен» подбирали со всего Союза.

Съемки фильма на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года. Первые отснятые сцены фильма — сон Сухова, где он кует серп и затем пьет чай вместе с супругой и остальным гаремом, снимались на натуре возле деревни Мистолово под Лугой.

В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации — несколько бутафорских домиков, дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь».

11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма «Белое солнце пустыни». Впечатление у присутствующих было неоднозначным. Начальника главной сценарной коллегии «Мосфильма» Марианну Качалову более всего возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Финал пришлось изменить.

Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От этой сцены в фильме остался лишь маленький кусочек. Сократили драку Верещагина на баркасе и две «эротические сцены» с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и женами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.

Руководство студии попыталось даже сменить Мотыля на Владимира Басова. После отказа Басова и вовсе решили смыть весь отснятый материал. И только на окончательном совещании в Госкино, состоявшемся весной 1969 года, зампред Баскаков вынес решение: «Производство придется завершить. И Мотыля на картине оставить».

Именно благодаря Владимиру Басову появилась реплика Сухова «Восток — дело тонкое». «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман. Должен быть тонкий подход», — напутствовал он Мотыля перед экспедицией.

В мае 1969 года съемочная группа активно занялась выбором мест натурных съемок для нового финала картины, причем уже не в Дагестане, а в Средней Азии. Остановились на Туркмении, на окрестностях города Байрам-Али. В Каракумах выпало так много дождей, что пески скрылись под высокими травами. Мотыль со своими ассистентами облетел на вертолете сотни километров, однако нужной натуры не нашел. На помощь пришла армия: солдаты местного военного округа за считанные недели пропололи десятки квадратных километров пустыни. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Артистка цирка Татьяна Денисова, исполнявшая эту роль, получила в цирке свой собственный номер и от съемок отказалась. На роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову.

В результате второй съемочной экспедиции фильм сильно изменился, и у него фактически появилась другая концовка. Съемки завершились в сентябре 1969 года.

18 сентября 1969 года фильм лично смотрел генеральный директор «Мосфильма» Владимир Сурин и остался недоволен просмотром. С его подачи акт о приемке картины в Госкино подписывать не стали.

Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему «Белое солнце пустыни». Брежневу картина очень понравилась.

В марте 1970 года в Москве состоялась премьера «Белого солнца пустыни». Федор Сухов и его окружение обрели поистине легендарную славу. Отдельные образы, фразы из картины сразу пошли в народ: «За державу обидно», «Таможня дает „добро“», «Восток — дело тонкое» и др.

Просмотр «Белого солнца пустыни» стал неотъемлемой частью подготовки советских, а затем и российских космонавтов. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.

По итогам опроса, посвященного столетию российского кино, фильм «Белое солнце пустыни» был выбран для акции «Последний сеанс тысячелетия». Сеанс этот состоялся 31 декабря 1999 года в московском киноцентре «Дом Ханжонкова».

Некоторые цитаты:

«Джавдет — мой... Встретишь — не трогай его...»

«А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь... Только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул».

«Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство».

«Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно».

— Абдулла! У тебя ласковые жёны! Мне с ними хорошо!— Я дарую тебе их! Когда я подожгу нефть, тебе будет хорошо, совсем хорошо!

«Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?»

— Петруха!— Я не п-пью...— Правильно! Я вот тоже сейчас это допью и брошу... Пей!

«Мой отец перед смертью сказал: „Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня“. Я долго ждал, а потом бог сказал: „Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный“»

«Джавдет — трус, Абдулла — воин. Не любят они друг друга»

— Саид, ты как здесь оказался?— Стреляли...

«Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала...»

«Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело...»

«Долой предрассудки! Женщина — она тоже человек!»

intofilm.ru

Белое солнце пустыни: история создания фильма | Блог ВикторС

"Белое солнце пустыни" — советский фильм режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от кровожадного бандита Абдуллы его гарем.

Во второй половине 1960-х на волне популярности фильмов о "Неуловимых мстителях" советское кинематографическое руководство обратилось к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК пригласило к работе над сценарием нового приключенческого фильма Андрея Михалкова Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием "Басмачи" руководство киностудии не устроил.

Год: 1969

Страна: СССР

Режиссер: Владимир Мотыль

Жанр: боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный

Зрители : 34.5 млн

Однако снять картину в этом жанре руководству студии все-таки хотелось, и сценаристу Валентину Ежову (автору "Баллады о солдате") поручили в течение полутора месяцев создать сценарий отечественного вестерна.

Местом действия Ежов выбрал среднеазиатскую пустыню. Поскольку сам он в пустыне никогда не был, поэтому в соавторы взял своего товарища по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова как "знатока Востока".

"Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, – вспоминал Ибрагимбеков, – я обещал… поделиться своим восточным опытом...".

Собирая материал для сценария, Ежов встречался с ветеранами Гражданской войны, которые в 1920-е годы сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспомнил, как басмачи, спасаясь от настигавших их красных отрядов, бросали в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик добавил, что эти женщины в паранджах доставляли в пустыне немало хлопот. Так появился новый сценарий с рабочим названием "Пустыня".

В январе 1968 года начались пробы актеров. На роль Федора Сухова пробовалось несколько актеров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утвержден на эту роль. Однако буквально накануне съемок Юматов подрался и на какое то время выбыл из строя. Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актер оказался не занят и согласился принять участие в съемках.

Долго не могли найти исполнителя на роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Мотыль поделился проблемой с режиссером

cont.ws

цитаты из фильма от Абдуллы, Гульчатай и др

Одним из самых популярных советских фильмов является «Белое солнце пустыни». Премьера состоялась в 1970 году. Крылатые фразы и цитаты героев с тех пор полюбись всем, хотя на то время кинофильм подвергали цензуре, во что сегодня сложно поверить. Режиссёром фильма был Владимир Мотыль, которому в своё время пришлось пережить немало трудностей: организация съёмок была проведена на низком уровне, а чтобы завершить фильм, понадобилось около двух лет! В конце съёмок фильм был на грани закрытия из-за перерасхода средств и плохо отснятого материала.

Первым, кто увидел кадры их фильма «Белое солнце пустыни», был Леонид Брежнев. Поскольку он являлся поклонником вестернов и боевиков, кино ему очень понравилось и лента была допущена к всеобщему просмотру.

Эта подборка цитат из к/ф «Белое солнце пустыни» напомнит о лучших моментах советской киноленты.

Абдулла

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!

Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо!

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство.

Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет.

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.

Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».

…но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?

Маxмуд, зажигай!

Аристарх, договорись с таможней.

Да вот, забрался один приятель и не выходит.

Хочешь, мы заплатим золотом?

Джамиля, ты была моей любимой женой, почему ты не умерла?

Гюльчатай

Господин назначил меня любимой женой!

Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело!

А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится?

Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил.

Петруха

Гюльчатай! Открой личико!

Вроде крадётся кто!..

Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю.

Ты не думай, я не какой-нибудь! Если что, я и по-серьезному.

Сухов

Подзадержался я здесь!

Восток — дело тонкое.

Павлины, говоришь… Хех!

Если что, я не промахнусь.

Эй, хозяин! Прикурить есть?

До свидания, барышни! Извините, коль что не так.

Здорово, отцы!

Вот, как раз видео по этой теме:

Другие цитаты героев

Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял — больше у нас не было.

Не говори никому. Не надо…

Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины.

Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…

Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова! Он будет вас кормить и защищать, он хороший человек!

Народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком.

Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.

Смотри, больше не закапывайся!

Я ведь и посвататься могу.

Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.

Когда я была любимой женой Абдулы, мы каждый день его видели.

Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.

Женщина — она тоже человек!

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно.

Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров!

— Петруха!— Я не п-пью…— Правильно! Я вот тоже сейчас это допью и брошу… Пей!

—Тебя как, сразу кончить, или желаешь помучиться?— Лучше, конечно, помучиться.

Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.

Вопросы есть? Вопросов нет.

Абдулла, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними.

Абдулла! Таможня дает добро!

Не везёт мне в смерти, повезёт в любви…

Всё поёшь?!

– Ты как здесь оказался?– Стреляли.

Палящее солнце, бескрайняя пустыня и лучшая игра советских актёров представлены в великой картине «Белое солнце пустыни». Фильм является классикой советского кинематографа и наполнен множеством поучительных ситуаций и мудрых выражений.

frazy.su

Цитаты и фразы из фильма «Белое солнце пустыни» — Интересные факты

В сборник вошли крылатые фразы и цитаты из фильма «Белое солнце пустыни». Известный советский художественный фильм, вышел на экраны в 1970 году, снят на студий «Мосфильм» и «Ленфильм», режиссёр Владимир Мотыль. В картине рассказывается история о приключениях Фёдора Ивановича Сухова, красноармейца, в годы гражданской войны.

Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство. Абдулла

А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай — твоя любимая жена? Разве она обидится? Гюльчатай

Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет — контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты. Вот ежели бы я с тобой пошел… Верещагин

Ты что, не слыхал про Верещагина?! Дожил… Было время — в этих краях каждая собака меня знала, вот так держал! Сейчас забыли… Верещагин

Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю. Петруха

Верещагин! Уходи с баркаса! Сухов

Только дыхание у меня сдавливается от радости, будто из пушки кто в упор саданул. Письма

Эт точно! Сухов

Абдулла, руки-то опусти. Сухов

Эй, хозяин! Прикурить есть? Сухов

Абдулла, ты еще в чадре или переоделся мужчиной? Сухов

Восток — дело тонкое. Сухов

Так как с Джавдетом, может помочь? Сухов

Вроде крадётся кто!… Петруха

Сухов, говоришь?… Сейчас мы поглядим, какой это Сухов. Верещагин

Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг. Сухов

Смотри, больше не закапывайся! Сухов

Гюльчатай! Открой личико! Петруха

Сейчас, Фёдор Иванович, подойдём поближе. Верещагин

Да гранаты у него не той системы. Семён

Прощения просим! Сухов

Джавдет — мой… Встретишь — не трогай его… Саид

Прекратить дурацкую песню! И встать, когда с тобой разговаривает… подпоручик! Семён

До свидания, барышни! Извините, коль что не так. Сухов

Помойтесь, ребята. Верещагин

Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо. Письма

Павлины, говоришь… Хех! Сухов

Ещё хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идём себе по пескам и ни о чём не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем — напрасное это занятие. Письма

Отметить надобно — народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком. Письма

Зачем ты убил моих людей, Саид?! Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет! Абдулла

Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала… Верещагин

Здорово, отцы! Сухов

Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело… Письма

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. Письма

Не пойду — там нет Джавдета… Саид

Напра… За мной, барышни. Сухов

Когда я зажгу нефть, тебе будет хорошо. Совсем хорошо! Абдулла

Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно. Сухов

Маxмуд, зажигай! Абдулла

Лучше, конечно, помучиться. Сухов

Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный». Абдулла

Иди, иди… Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?! Абдулла

Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется… в нужное время. Абдулла

Не говори никому. Не надо… Саид

И через сорок две ка-ак!… Петруха

Заходи. Верещагин

Ну что же мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться?! Сухов

И называйте меня просто — товарищ Сухов! цитата Сухова

Здесь должен быть подземный ход. Абдулла

Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться. Сухов

Отца убил, меня закопал, четырёх баранов взял — больше у нас не было. Саид

Если что, я не промахнусь. Сухов

Подзадержался я здесь! Сухов

Дорога легче, когда встретится добрый попутчик. Абдулла

Потому как долг революционный к тому нас обязывает. Письма

Джавдет — трус, Абдулла — воин. Не любят они друг друга. Саид

Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз. Письма

Давно обосновался? Везёт мне на эти дела! Двоих таких откопал — ничего… Третий попался! Выкопал — а он меня за горло. Бандит оказался. Его свои же зарыли. Еле отбился. Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров! Сухов

Пулемет дашь? Сухов

Да вот забрался один приятель и не выходит. Абдулла

Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё, поди, без пошлины. Верещагин

Господин назначил меня любимой женой! Гюльчатай

Совсем озверел Чёрный Абдулла! Ни своих, ни чужих не жалеет. Рахимов

Всё поёшь? Семён

Сухов, помоги!.. Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты! Рахимов

Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам. Верещагин

Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова! Он будет вас кормить и защищать, он хороший человек! Рахимов

Вопросы есть? Вопросов нет! Сухов

Ты в чей дом забрался? Отвечай! Верещагин

В старой крепости его надо было через трубу брать. Сухов

Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил. Гюльчатай

Аристарх, договорись с таможней. Абдулла

Хочешь, мы заплатим золотом? Абдулла

Абдулла, таможня даёт добро! Аристарх

Эт вряд ли. Сухов

А что это, люди твои, никак запалить что хотят? Верещагин

Я мзду не беру. Мне за державу обидно. Верещагин

…Но кто на этой земле знает, что есть добро и зло? Абдулла

Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело! Гюльчатай

www.abcfact.ru

"БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ". ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА

Некоторые цитаты:"Джавдет — мой… Встретишь — не трогай его…""А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь... Только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул"."Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться за гостеприимство"."Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно".— Абдулла! У тебя ласковые жёны! Мне с ними хорошо!— Я дарую тебе их! Когда я подожгу нефть, тебе будет хорошо, совсем хорошо!" Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?"— Петруха!— Я не п-пью…— Правильно! Я вот тоже сейчас это допью и брошу… Пей!"Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный»"" Джавдет — трус, Абдулла — воин. Не любят они друг друга".— Саид, ты как здесь оказался?— Стреляли…"Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…""Обратно пишу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело…""Долой предрассудки! Женщина — она тоже человек!"

lera-komor.livejournal.com