Белоруссия купила иранскую нефть. О стратегических альтернативах. Белоруссия газ нефть покупка


По какой цене Беларусь будет покупать российский газ с 2020 года? — Народная Воля

Фото: kremlinrus.ru

Хотя Беларусь и Россия пока не договорились о новой формуле ценообразования на газ, Минэкономразвития РФ уже спрогнозировало цены для Беларуси на ближайшие несколько лет. Судя по этим прогнозам, Россия снизит цены на газ для союзника, но не так радикально, как рассчитывает Минск.

Что прогнозирует Минэкономразвития РФ

Минэкономразвития России подготовило уточненный макроэкономический прогноз на 2018 год и основные параметры на период до 2024 года (базовый сценарий). По оценке российского ведомства, стоимость поставки российского газа в Беларусь в 2018-2021 годах составит 132,2 долларов за тыс. кубометров. Минэкономразвития прогнозирует, что с 2022 года цена газа для Беларуси может снизиться до 126,4 долларов за тыс. кубометров, в 2023 году – до 125,1 долларов и в 2024 году – до 122,2 долларов.

Как ранее заявлял вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, в 2018 году Беларусь должна платить за российский газ независимо от конъюнктуры рынка нефти и газа по 129 долларов за тыс. куб. м. По факту получается, что платит больше – по крайней мере, в январе-апреле Беларусь покупала газ по 132 доллара за тыс. кубометров, что 8,8% ниже средней цены в январе-апреле 2017 года. В 2019 году цена за газ для Беларуси должна снизится по 127 долларов.

В то же время в дальнее зарубежье «Газпром» планирует поставлять газ в 2018 году по 242,6 долларов за тыс. кубометров. Для сравнения: в 2017 году эта цена составляла 195 долларов.

Таким образом, Беларусь, «застолбив» за собой фиксированную цену на российский газ, получила (с учетом роста европейских цен) солидный тактический выигрыш. Разница в цене на газ между белорусской и европейской ценой, которая еще пару лет назад сжалась до минимального уровня в 40-60 долларов за тыс. куб. м, сейчас заметно выросла в пользу Беларуси.

Минск торопится поскорее согласовать нужную формулу

Напомним, в 2015-2016 годах в неистовом торге за более низкую цену на газ белорусские переговорщики выдержали несколько раундов полномасштабных переговоров с РФ. Этот вопрос был вынесен даже в орбиту президентов, но стороны все равно так и не смогли выработать окончательное решение на перспективу.

Поэтому, зафиксировав в апреле прошлого года цену на газ на 2018-2019 годы, белорусские чиновники практически сразу приступили к переговорам по условиям поставки газа в Беларусь после 2019 года. Хотя время пока вроде бы терпит, но белорусские переговорщики торопятся. И на это есть свои причины.

Беларусь и Россия должны до 1 января 2018 года выработать общие подходы по формированию общего рынка газа в ЕАЭС, а затем на их основе до 1 июля 2019 года внести изменения в соглашение о цене на газ по условиям поставок газа в Беларусь на 2020-2024 годы.

В Минске рассчитывают, что этот документ будет включать формулу определения цены на газ для Беларуси, которая позволит к 2025 году – к предполагаемому сроку создания общего рынка газа в ЕАЭС — сблизить цену на импортируемый газ с ценой для потребителей Смоленской области РФ. Сейчас эта цена отличается примерно в 2 раза. «Мы не можем признать нормальной ситуацию, когда союзное государство на границе Смоленской области и Беларуси платит за газ в два раза больше Смоленской области. Мы говорим, что надо создать равные условия», — подчеркивал ранее белорусский вице-премьер Владимир Семашко.

Недавно правительство Беларуси возобновило переговоры по цене на газ с новым составом правительства России. Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 26 июня обсуждал эти вопросы в Москве с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком. «Мы должны с Козаком войти в новый этап переговоров для того, чтобы определиться с формулой ценообразования, созданием единого рынка электроэнергии», — отмечал ранее Семашко. Ибо, по его словам, «никто не снимал задачу к 1 июля 2019 года создать единый евразийский рынок электроэнергии, а к 1 января 2025 года — единый рынок нефти и газа».

О результатах июньских газовых переговоров в Москве ничего не сообщалось. Возможно, новый российский вице-премьер придерживается по этому вопросу позиции своего предшественника Александра Дворковича.

В феврале 2018 года А. Дворкович рассказал, что белорусские коллеги представили проекты документов, однако они российскую сторону не устраивают. «Мы в принципе считаем, что большой спешки нет и можно окончательное решение вопроса отложить на начало следующего года, поскольку до 2019 года включительно у нас действуют определенные договоренности по цене», — сказал тогда российский вице-премьер.

Он назвал еще одну причину, по которой белорусам не нужно торопиться с этим вопросом. Дело в том, что Россия пока не определилась относительно собственных планов развития своего газового рынка. «Есть разные предложения, у «Газпрома» и Минэнерго, — много нюансов. Мы еще не определились, а это напрямую влияет на нашу позицию по единому рынку или общему рынку ЕАЭС», — пояснил он.

Независимые российские производители пока не могут экспортировать газ

Поставки газа между странами ЕАЭС сейчас осуществляются на основании двусторонних соглашений. «Газпром» является монопольным поставщиком российского газа. Но при создании общего рынка газа в ЕАЭС Беларусь рассчитывает уйти от монопольных поставок газа. Она надеется покупать российский газ на биржевых площадках (в России биржевая стоимость газа часто ниже, чем устанавливаемые государством тарифы) или заключать долгосрочные контракты непосредственно с независимыми производителями природного газа РФ.

Сейчас это невозможно, так как монопольное право на экспортные поставки согласно законодательству есть лишь у «Газпрома». Но независимые производители газа проявляют высокий интерес к созданию общего рынка газа в ЕАЭС: для них это — шанс получить доступ к экспорту топлива за пределы России.

Что касается биржевой торговли газом, то в России она пока слабо развита. В 2017 году независимые компании продали на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 2,5 млрд. куб. м газа, а «Газпром» — 17,5 млрд. куб. м.

Лишится ли «Газпром» монополии на экспорт газа?

В России оптовые цены на газ сейчас регулирует государство. Но в последние годы предпринимаются попытки либерализировать рынок газа. За либерализацию газового рынка активно борется ряд ведомств и, прежде всего, Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В марте 2018 года ФАС разместила на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам развития рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке газа». Документ разработан во исполнение Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018 — 2020 годы. Цель документа — развитие конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа, а также переход на рыночное ценообразование.

Проект предлагает либерализировать российский рынок газа к 1 июля 2019 года. Он также предусматривает установление единого тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа и «Газпрома». А также формирование рыночного механизма ценообразования на газ на основе объективных рыночных индикаторов, формируемых по данным о ценах на газ внебиржевых сделок, спотовых цен, формируемых на организованной торговой площадке, а также сопоставимых цен зарубежных рынков.

Это может означать следующее: в России отменяется регулирование оптовых цен на газ с целью повышения внутренних цен до международного уровня. При этом ФАС предполагает сохранить регулирование тарифов поставки газа для населения.

Тем не менее, трудно сказать, решится ли Кремль на либерализацию российского газового рынка в канун планируемого создания общего рынка газа в ЕАЭС, большой вопрос. Это ставит под сомнение планы Беларуси покупать в перспективе российский газ у независимых производителей.

Белорусская логика российской «привязки»

Беларусь хочет иметь цены на газ как можно ниже: при этом, чтобы они были привязаны не к ситуации на европейском рынке (ведь там из-за роста цен на нефть цены на газ также растут), а были установлены на уровне внутрироссийских цен. Логика понятна — своих производителей российская власть в любом случае в обиду не даст. По крайней мере, сейчас, в условиях экономической турбулентности вряд ли лишит их такого важного конкурентного преимущества как низкие цены на сырье.

Но, очевидно, что Россия не спешит уравнивать белорусские цены на газ с российскими, руководствуюсь лишь интеграционным посылом. Кремль тоже считает деньги и имеет свои интересы. Поэтому Минску в своем стремлении получить нужные цены на газ придется выдержать серьезный торг. И предугадать результат этого торга пока невозможно.

www.nv-online.info

Белоруссия получит низкие цены на газ за уступки по нефти

Нефтегазовые вопросы являются основной темой российско-белорусских отношений, поскольку Минск постоянно выпрашивает у Москвы какие-то льготы, а также другое косвенное и прямое субсидирование своей экономики в рамках поставок нефти и газа.

Белоруссия постоянно требует субсидии у России

Наиболее ярким примером здесь является требование Минска по компенсации за российский налоговый маневр, из-за которого внутренние цены на нефть в нашей стране в течение шести лет сравняются с общемировыми. При этом, Белоруссия с декабря 1991 года является независимым государством, а подобное требование полностью соответствует прошениям к Москве со стороны субъектов РФ.

Впрочем, в Минске никого не смущает данное логическое противоречие, поскольку Белоруссия и дальше продолжает политику выпрашивания у России льготных условий, из-за чего внутренние цены на природный газ у белорусов ниже, чем в нашей стране.

Поэтому заявление главы Министерства энергетики Белоруссии Виктора Каранкевича о том, что Москва и Минск к июлю 2019 года договорятся о ценах на поставку российского газа вплоть до 2025 года, когда будет создан единый газовый рынок ЕАЭС, звучит логично.

На сегодняшний день Белоруссия покупает у России газ за 129 долларов за тысячу кубов, причем в следующем году цена на него будет снижена до 127 долларов, что стало возможным после того, как Минск вернул Москве задолженность в 761 млн долларов.

Россия постоянно субсидирует Белоруссию

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что перед нами чрезвычайно сложный вопрос для России.

Всем известно качество наших отношений с Белоруссией – эта страна вместе с Казахстаном является корневым государством в рамках такого российского интеграционного проекта, как Евразийский союз. Поэтому подобные трения вызывают у Москвы массу сложностей, поскольку с одной стороны у нас близкие отношений с Минском, а с другой – в данном вопросе существует множество «но».

Ведь после распада Советского Союза, несмотря на свой суверенный статус, Россия фактически субсидирует Белоруссию, что даже стало частью экономической модели, которая была реализована президентом данной страны Александром Лукашенко.

Просто рост благосостояния белорусского населения шел опережающими темпами по отношению к экономическому росту в Белоруссии, что стало возможным благодаря прямой и косвенной помощи со стороны России, которая исчисляется десятками миллионов долларов.

Цены на энергоносители отравляют отношения России и Белоруссии

И, естественно, вопросы нефти и газа являются здесь основными, поскольку дешевые отечественные энергоносители позволяют качественно снизить себестоимость многих работ в рамках белорусской национальной экономики и дают ей чистую прибыль.

«В текущем году разбирательства по этому вопросу идут непублично в отличие от прошлого года, когда Минск сразу заявил, что не собирается платить по ценам, которые прописаны в базовом контракте на поставку газа. Просто белорусы тогда активировали положение, которое было в одном из межправительственных соглашений по формированию цен на российский газ», - заключает Юшков.

Там говорилось о том, что в случае, если Москва выходит на разнодоходность при продаже газа в европейские государства, то Минск имеет право покупать сырье по внутренним российским ценам. В прошлом году это было официально объявлено в Минске и сразу стало причиной конфликта с Москвой, а в этом году все подобные трения белорусами публично не афишируются.

«Сейчас стороны опять считают по-своему, пусть и без отсылок со стороны Белоруссии к межправительственным соглашением, но именно фактор цены на энергоресурсы и отравляет постоянно наши двусторонние отношения», - констатирует Юшков.

Россия и Белоруссия, скорее всего, скоро договорятся

По данным Белстата, средняя цена на российский газ на июль 2018 года была 132 доллара за кубометр, несмотря на то, что стороны изначально договаривались о цене в 129 долларов. В результате этого, и накопилась определенная задолженность, которая стала следствием того, что Минск ничего не платил за некоторые месяцы поставок газа по причине спора с Москвой.

«Пока здесь ничего не ясно по той причине, что Минск ничего не переводит в публичную плоскость и старается закрыть все эти спорные моменты в двустороннем и закрытом диалоге с российской стороной», - резюмирует Юшков.

Это является следствием того, что в Минске прекрасно понимают, что Россия переходит на налоговый маневр, который напрямую затрагивает и интересы Белоруссии, продолжающей получать от России энергоресурсы по заниженным ценам.

«И здесь нельзя исключать того, что белорусы добьются того,чего они хотят, а именно внутрироссийских цен на энергоресурсы, т.е. 100 долларов за тысячу кубов, но, при этом, им придется серьезно уступить Москве по нефти», - заключает Юшков.

Россия хочет перевести в этом вопросе Белоруссию на экономическое взаимодействие без всяких льготных цен на нефть, где возможно перечисление каких-то дотаций в белорусский бюджет, но без прямого субсидирования национальных компаний данной страны.

«Поэтому позиция России здесь достаточно жесткая, но все-таки определенные уступки в данном вопрос с нашей стороны возможны, и именно этого в настоящий момент и пытается добиться Минск, ведя свои закрытые переговоры с Москвой», - констатирует Юшков.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Дмитрий Сикорский

rueconomics.ru

Белоруссия не против покупать газ по ценам для российских регионов // Политика // Новости

Белоруссия продолжает торговаться по ценам на российский газ, каждый раз при этом приводят все новые и новые аргументы.

20 декабря 2016 г в интервью иностранными СМИ премьер-министр Белоруссии А. Кобяков выдал очередную идею фикс.

 

По словам политика, Россия должна продавать Белоруссии газ по тем ценам, по которым она продает его в регионы своей страны, граничащие с Белоруссией.

А. Кобяков скорее всего имел ввиду Смоленскую, Брянскую и Псковские области.

 

А. Кобяков считает, что если в регионах, которые граничат с Белоруссией, цены на газ в 2 раза ниже, очевидно, что конкурентоспособность товаров, которые производит Белоруссия, будет несколько хуже, чем у товаров, производимых в России.

 

- Поэтому мы говорим: мы не возражаем, если вы поднимите цены до уровня белорусских, но если вы не можете поднять цены у себя, то приравняйте цены для Белоруссии к своим, - лаконично резюмировал политик.

 

Соседняя страна считает, что переплачивает за российский газ - 132 долл США/1000 м3.

Господин А. Кобяков уже в который раз пытается это доказать, каждый раз приводят все более изощренные доказательства.

Переговоры, которые длятся уже который месяц, так ни к чему и не привели.

 

А вот вопрос с долгом за ранее поставленный газ, размер которого оценивается в 281 млн долл США, завис.

8 декабря 2016 г совет министров Белоруссии сообщил, что перевел какую-то сумму в качестве аванса оплаты за газ России.

Однако А. Дворкович заявил о том, что Россия вернула Белоруссии полученный аванс и ждет до конца 2016 г полного погашения долга.

 

И как бы не пытался А. Лукашенко говорить о том, что газовый вопрос и нефтяной не имеют под собой ничего общего, общие ниточки все же нашлись - снижение поставок нефти.

Согласно утвержденному графику Минэнерго РФ, в 1 кв 2017 г Россия планирует поставить в Белоруссию 4,5 млн т нефти в рамках действующего межправительственного соглашения.

 

Обсудить на Форуме 

neftegaz.ru

Белоруссия купила нефть у Ирана, пытаясь заменить ей российскую

Белоруссия закупила первую партию нефти у Ирана: это произошло на фоне неурегулированного конфликта с Россией вокруг поставок и транзита углеводородов.

Белоруссия купила нефть у Ирана, пытаясь заменить ей российскую фото: pixabay.comПробная партия объемом около 600 тысяч баррелей (80 тысяч тонн) была приобретена польской дочкой «Белоруснефти» Beloil Polska, сообщает Reuters. Нефть морем должна прибыть в украинскую Одессу и латвийский Вентспилс, после чего уже по железной дороге отправиться непосредственно в Белоруссию.

Добавим, что в минувшем году власти Белоруссии по поручению ее президента Александра Лукашенко уже пытались заменить российскую нефть азербайджанской: партия составила 560 тысяч тонн (или 4,2 млн баррелей) нефти.

Напомним, что в настоящий момент Россия сокращает поставки нефти в Белоруссию, так как страна отказывается соглашаться на закупки российского газа без скидки и платит РФ ту цену, которая определила сама. Задолженность Белоруссии на конец года составила 425 миллионов долларов: только за четвертый квартал Белоруссия недополучила 2,3 миллиона тонн (было поставлено 3 миллиона вместо 5,3 миллиона тонн).

На этом фоне Белоруссия повышает цену за транзит нефти через свою территорию, на что уже, в свою очередь, не согласна Россия.

Ситуация осложняется восстановлением РФ на границе с Белоруссией пограничных пунктов. Кроме того, сегодня ВЦИОМ привел данные опроса, согласно которым большинство россиян не только выступает против скидки для Белоруссии на газ, но и требует ввода полноценного визового режима с партнером по Союзному государству. Мотивируется это тем, что прилетающие в Минск граждане 80 стран, которым теперь на кратковременные сроки не требуется виза, могут бесконтрольно попадать на территорию РФ.

Лукашенко, комментируя конфликт, заявлял, что экономике Белоруссии может прийтись тяжело, но свобода и независимость окажутся для страны ценнее нефти.

fishki.net

Белоруссия купила иранскую нефть. О стратегических альтернативах

По информации Reuters, Беларусь впервые купила партию нефти у Ирана. Госкомпания «Белоруснефть» приобрела у Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) 80 000 т нефти (около 600 000 баррелей). По словам собеседников агентства, загрузка танкеров может начаться в 20-х числах февраля. Ожидается, что нефть будет сначала доставлена в порт Одесса на Черном море либо в Вентспилс на Балтийском море, а затем по железной дороге отправится в Беларусь. Минск вынужден искать альтернативные источники поставок нефти из-за конфликта с Москвой по вопросу задолженности за газ. Россия в третьем квартале 2016 г. сократила поставки нефти в республику с 5,3 млн т до 3,5 млн т. По мнению «Газпрома», с января по сентябрь 2016 г. белорусские потребители накопили задолженность за поставки газа в размере $340 млн.

В начале февраля президент Александр Лукашенко сообщил, что республика подала в суд на Россию из-за сокращения поставок нефти. Чего конкретно будут касаться судебные разбирательства – контракта на поставку газа или прокачки нефти – и в какой суд подана жалоба, он не уточнил. Сегодня белорусский вице-премьер Владимир Семашко заявил, что вместе с российским коллегой Аркадием Дворковичем сторонам удалось разработать проект протокола по поставкам газа и нефти в Беларусь. Документ в настоящее время находится на рассмотрении Москвы и может увидеть свет уже на следующей неделе.

...Тактически Россия и Беларусь могли бы объединить белорусскую переработку и российскую добычу, создав на паритетных основах совместную компанию. Соответствующие активы могли бы обеспечить с российской стороны государственные Роснефть или Газпром нефть. Беларусь могла бы также приватизировать свою нефтепереработку в пользу российских государственных нефтяных компаний, поставив в качестве условия приватизации гарантию поставок сырья и отсутствие трансфертных цен.

Стратегически надо говорить об абсолютно едином экономическом пространстве России и Беларуси, включая естественно единую валюту и единый эмиссионный центр. Фактически Беларуси при таком сценарии придётся поделиться частью суверенитета ради экономических преференций. Единый рынок с Российской Федерацией естественно предполагает отсутствие любой контрабанды и прочих мелких белорусских хитростей. Но, с другой стороны, и тарифы на газ должны быть как в Российской Федерации, больше лишь на величину транспортных издержек. Фактически это решение Александра Лукашенко. Владимир Путин предлагал ему данный сценарий в Сочи в далеком 2002 году.

Есть ли у Минска стратегическая альтернатива? Безусловно – это Евросоюз, евро вместо белорусского рубля и судьба стран Прибалтики с их деиндустриализацией и депопуляцией.

Третьего Беларуси не дано.

www.nalin.ru

Белоруссия хочет покупать газ по ценам, как в России – Вести Экономика, 20.12.2016

Андрей Кобяков. Фото: Sputnik Беларусь

Минск хочет, чтобы Москва предоставила ему ту же цену на газ, что и в российских регионах, граничащих с Белоруссией, сказал премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков в интервью Reuters.

"Нас интересует не столько цена на газ - хотя это, конечно, важно, - сколько разница в ценах между Россией и Республикой Беларусь, - заявил Кобяков. - Если в регионах, которые находятся рядом с Республикой Беларусь, цена на газ в два с лишним раза ниже, чем в Республике Беларусь, то вполне понятно, что конкурентоспособность товаров, которые производятся в Республике Беларусь, будет заведомо хуже, чем на территории Российской Федерации".

Поэтому, по словам Кобякова, Минск не будет против, если цены на газ в России будут повышены до уровня, сопоставимого с белорусским.

"Но если вы не можете поднять у себя внутри, тогда приведите цены для Белоруссии в соответствии с вашими ценами. Тем более что на это есть вся договорная правовая база, которая подписана еще в 2011 году", - добавил премьер.

При этом он отметил, что отношения России и Белоруссии в энергетической сфере нельзя назвать плохими.

"Речь идет скорее не между очень плохо и хорошо, а между хорошо и еще лучше", - сказал Кобяков.

"Мы активно ведем переговоры с лета 2015, всего 2016 года по этой проблематике, - отметил он. - В октябре мы считали, что практически все вопросы решили. Потом наши партнеры изменили свою позицию, это потребовало дополнительного раунда переговоров".

"Мы рассчитываем на то, что по итогам активного диалога, который сейчас идет, мы достигнем компромиссного результата. Должны быть сопоставимые, а лучше – равные условия между субъектами хозяйствования, для того чтобы можно было вести разговор по всем четырем свободам экономического союза, а не изюм из булки выковыривать и считать, что остальные должны с этим соглашаться", - заявил Кобяков.

Однако, по мнению премьера, решение будет найдено. "Наше сотрудничество должно учитывать интеграционную составляющую. В противном случае интеграция просто не будет работать", - сказал он.

Импорт нефти
Белоруссия диверсифицирует источники импорта нефти, отметил Кобяков.

"Это не только тенденция, связанная с ограничениями поставок нефти, которые были во втором полугодии 2016 года – это... следствие тех решений, которые приняло правительство Российской Федерации", - заявил он.

Ссылки по теме

По словам Кобякова, "условия поставки нефти через определенный промежуток времени выравняются для Белоруссии как члена интеграционного объединения со всеми другими поставками нефти, которые существуют в мире".

Одним из наиболее проработанных вариантов является закупка нефти у Азербайджана, однако это не единственный вариант, сообщил премьер-министр Белоруссии.

"Всегда нужно иметь возможность альтернативы, чтобы иметь возможность сравнивать", - добавил он.

www.vestifinance.ru

СМИ: Белоруссия закупила первую партию нефти у Ирана

Белоруссия начинает закупки нефти у альтернативных поставщиков. Как сообщает в четверг Reuters со ссылкой на источники среди нефтетрейдеров, белорусская «БелОйл» заключила с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) контракт на поставку 80 тыс. тонн иранской нефти. Загрузка танкеров может начаться уже 20 февраля. Маршрут поставок пока не известен, но как пишет Reuters, сырье из Ирана может быть сначала доставлено до украинской Одессы на Черном море либо до Вентспилса (Латвия) на Балтийском и уже после этого железнодорожным транспортом пойдет в Белоруссию.

Ни белорусская, ни иранская компания на запрос «Газеты.Ru» о комментарии не ответили.

Закупать нефть у Ирана Белоруссия решила после того, как Россия в первом квартале 2017 года сократила поставки с 4,5 млн тонн до 4 млн тонн, а в целом по году пригрозила сокращением с 24 млн тонн до 12 млн тонн. Решение России, в свою очередь, также было реакцией на то, что Белоруссия до сих пор не оплатила долги за газ, поставленный в 2016 году. Как ранее сообщал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, на конец января сумма задолженности составляла $550 млн. Долг образовался вследствие того, что Минск счел цену, установленную Москвой ($132 за 1 тыс. кубометров), несправедливой и в одностороннем порядке принял решение оплачивать поставки по справедливой, с его точки зрения, цене в $73.

Как заявлял в начале февраля президент Белоруссии Александр Лукашенко, в ответ на ограничение поставок нефти со стороны России Беларусь подала в суд.

Лукашенко ранее уже заявлял, что белорусские нефтеперерабатывающие предприятия смогут обойтись без российской нефти, хоть это, по его словам, и будет непросто. В частности, речь шла об альтернативных закупках и даже о ведении белорусскими компаниями собственной добычи в таких странах, как Венесуэла, Канада и тот же Иран.

Белорусский лидер особо подчеркивал, что «свобода и независимость — это очень рентабельно и это не оценивается никакими деньгами и цифрами».

Основная проблема именно в «деньгах и цифрах». Закупки любой нефти, кроме российской, будут означать потери для белорусского бюджета, так как Россия продает Белоруссии свою нефть без учета экспортной пошлины (пересматривается каждый месяц, в феврале — $89,5 за тонну), а кроме того, следует учитывать расходы на транспортировку.

«Поставки из Ирана по рыночным ценам, с учетом логистики, обойдутся Белоруссии примерно на $120–130 за тонну дороже, чем если бы сырье закупалось в России (порядка $440 за тонну против примерно $310)», — оценивает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

Таким образом даже относительно небольшая партия в 80 тыс. тонн из Ирана означает для белорусского бюджета лишние расходы в размере $9,6–10,4 млн. Основную разницу в цене дает экспортная пошлина, но даже без ее учета закупки иранской нефти оказываются заметно дороже. Агибалов приводит в пример Польшу, которая в августе прошлого года уже совершала пробную закупку сырья из Ирана. Даже учитывая, что в цену российской нефти для Польши, в отличие от Белоруссии, включается экспортная пошлина, иранская нефть оказалась на $40 за тонну дороже поставок из России ($344 против $304). «При этом Польша изначально заявляла, что поставки могут стать постоянными, но в результате закупила лишь два танкера иранской нефти», — рассказывает Агибалов.

Но Минск ранее уже успешно демонстрировал, что готов нести экономические потери. Так, в начале 2010-х Белоруссия, находящаяся тогда в процессе очередного энергетического спора с Россией, закупала нефть у Венесуэлы несмотря на то, что поставки из Латинской Америки оказались вдвое дороже российских, что впоследствии признавала и сама Белоруссия.

Сообщение о начале закупок Белоруссией иранской нефти появилось на фоне заявлений Москвы и Минска о том, что уже подготовлен итоговый документ, касающийся поставок нефти и газа из России в Белоруссию. Об этом в четверг рассказали Аркадий Дворкович и его белорусский коллега Владимир Семашко. Последний также отметил, что подготовленный протокол будет обнародован на следующей неделе, но подробностей ни та, ни другая сторона не раскрыли.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности политолог Игорь Юшков полагает, что сообщение о белорусско-иранском нефтяном контракте является не более чем информационным вбросом в преддверии продолжения переговоров.

«Такую модель Белоруссия уже испытывала, причем с успехом. Именно после того, как она стала закупать нефть у Венесуэлы, Россия согласилась на беспошлинные поставки, — напоминает политолог. — Но сейчас это слишком похоже на блеф. В любом случае, даже если протокол, о котором говорили Дворкович и Семашко, будет подписан, окончательные договоренности будут достигаться на высшем уровне, то есть между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко».

www.finansy.asia