Белоруссия будет получать российскую нефть на новых условиях – эксперты. Белоруссия пока без российской нефти


Белоруссия пока без российской нефти

Москва. 13 января. FINMARKET.RU - Белоруссия с 1 января не получает российскую нефть, так как стороны до сих пор не могут согласовать стоимость поставок сырья. Как заявили накануне в министерстве энергетики РФ, сейчас переговоры ведутся на уровне хозяйствующих субъектов. "Минэнерго со своей стороны все необходимые условия выполнило, теперь переговоры ведутся только между компаниями", - сообщили "Интерфаксу" в министерстве. Изменения в контракты вносятся в связи с изменением режима взимания пошлин, уточнили в ведомстве.

Минэнерго РФ рассчитывает, что российские нефтяные компании и Белоруссия в течение ближайшей недели договорятся о возобновлении поставок нефти, заявил глава министерства Сергей Шматко журналистам в четверг. "Рассчитываем, что в течение ближайшей недели мы должны принять решение", - сказал он.

По словам С.Шматко, с учетом запасов нефти в Белоруссии, времени на принятие решения не так много. Он отметил, что Минэнерго отслеживает ситуацию.

Москва и Минск 9 декабря 2010 года подписали межправительственное соглашение в рамках формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). Документ позволяет Белоруссии получать беспошлинно и без установления квот нефть и нефтепродукты из РФ. Премьер Владимир Путин в декабре заявлял, что российскому бюджету это будет стоить примерно $5,3 млрд. При этом в казну РФ станут перечисляться экспортные пошлины на белорусские нефтепродукты, полученные из российского, казахстанского сырья и белорусской нефти собственной добычи.

Соглашение вступило в силу после ратификации 21-22 декабря 2010 года. Однако в 2011 году беспошлинная российская нефть в Белоруссию поступать не начала, так как стороны не могут договориться о формуле цены. С белорусской стороны в переговорах участвуют НПЗ, концерн "Белнефтехим" и Белорусская нефтяная компания, с российской - нефтедобывающие компании.

В пресс-службе НК "Роснефть" в среду "Интерфаксу" подтвердили, что поставки нефти на НПЗ Белоруссии в настоящее время не осуществляются. "Компания находится в состоянии переговоров с белорусскими партнерами по условиям продажи нефти и переработки ее на белорусских НПЗ", - заявили в компании.

"ЛУКОЙЛ" с начала месяца также не осуществляет поставки в Белоруссию. "Переговоры ведутся", - сказали агентству в пресс-службе НК. В "Сургутнефтегазе" поставки в Белоруссию не комментировали, представитель ТНК-BP в среду был недоступен.

Всего в 2011 году поставки нефти из РФ в Белоруссию должны составить 21,7 млн тонн. Пока белорусские НПЗ, как сообщалось, работают на переходящих остатках нефти, а также на тех ресурсах, которые поступают на заводы в рамках декабрьских контрактов. По расчетам "Белнефтехима", этих запасов, с учетом венесуэльской и, возможно, белорусской нефти, хватит на 20-22 дней 100%-ной загрузки. Некоторые эксперты прогнозируют, что белорусские НПЗ начиная с середины января будут вынуждены снижать уровень загрузки производственных мощностей, а это незамедлительно скажется на эффективности работы заводов.

Участники белорусского нефтяного рынка сообщали "Интерфаксу", что в ходе переговоров российские НК предложили заложить в формулу цены беспошлинной нефти дополнительные $45 на тонну. Это позволит российским поставщикам обеспечить равную доходность при поставках нефти по всем направлениям. Минск, в свою очередь, настаивает на буквальном выполнении норм, заложенных в нефтяных соглашениях, подписанных в рамках создания ЕЭП. Ранее Белоруссия с 1 января повысила тарифы на транспортировку нефтепродуктов по своей территории на 2,5% - до $1,64 за 1 тонну на 100 км.

/Финмаркет/

twonews.ru

Белоруссия пока без российской нефти

FINMARKET.RU :  Белоруссия с 1 января не получает российскую нефть, так как стороны до сих пор не могут согласовать стоимость поставок сырья. Как заявили накануне в министерстве энергетики РФ, сейчас переговоры ведутся на уровне хозяйствующих субъектов. “Минэнерго со своей стороны все необходимые условия выполнило, теперь переговоры ведутся только между компаниями”, – сообщили “Интерфаксу” в министерстве. Изменения в контракты вносятся в связи с изменением режима взимания пошлин, уточнили в ведомстве.

Минэнерго РФ рассчитывает, что российские нефтяные компании и Белоруссия в течение ближайшей недели договорятся о возобновлении поставок нефти, заявил глава министерства Сергей Шматко журналистам в четверг. “Рассчитываем, что в течение ближайшей недели мы должны принять решение”, – сказал он.

По словам С.Шматко, с учетом запасов нефти в Белоруссии, времени на принятие решения не так много. Он отметил, что Минэнерго отслеживает ситуацию.

Москва и Минск 9 декабря 2010 года подписали межправительственное соглашение в рамках формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). Документ позволяет Белоруссии получать беспошлинно и без установления квот нефть и нефтепродукты из РФ. Премьер Владимир Путин в декабре заявлял, что российскому бюджету это будет стоить примерно $5,3 млрд. При этом в казну РФ станут перечисляться экспортные пошлины на белорусские нефтепродукты, полученные из российского, казахстанского сырья и белорусской нефти собственной добычи.

Соглашение вступило в силу после ратификации 21-22 декабря 2010 года. Однако в 2011 году беспошлинная российская нефть в Белоруссию поступать не начала, так как стороны не могут договориться о формуле цены. С белорусской стороны в переговорах участвуют НПЗ, концерн “Белнефтехим” и Белорусская нефтяная компания, с российской – нефтедобывающие компании.

В пресс-службе НК “Роснефть” в среду “Интерфаксу” подтвердили, что поставки нефти на НПЗ Белоруссии в настоящее время не осуществляются. “Компания находится в состоянии переговоров с белорусскими партнерами по условиям продажи нефти и переработки ее на белорусских НПЗ”, – заявили в компании.

“ЛУКОЙЛ” с начала месяца также не осуществляет поставки в Белоруссию. “Переговоры ведутся”, – сказали агентству в пресс-службе НК. В “Сургутнефтегазе” поставки в Белоруссию не комментировали, представитель ТНК-BP в среду был недоступен.

Всего в 2011 году поставки нефти из РФ в Белоруссию должны составить 21,7 млн тонн. Пока белорусские НПЗ, как сообщалось, работают на переходящих остатках нефти, а также на тех ресурсах, которые поступают на заводы в рамках декабрьских контрактов. По расчетам “Белнефтехима”, этих запасов, с учетом венесуэльской и, возможно, белорусской нефти, хватит на 20-22 дней 100%-ной загрузки. Некоторые эксперты прогнозируют, что белорусские НПЗ начиная с середины января будут вынуждены снижать уровень загрузки производственных мощностей, а это незамедлительно скажется на эффективности работы заводов.

Участники белорусского нефтяного рынка сообщали “Интерфаксу”, что в ходе переговоров российские НК предложили заложить в формулу цены беспошлинной нефти дополнительные $45 на тонну. Это позволит российским поставщикам обеспечить равную доходность при поставках нефти по всем направлениям. Минск, в свою очередь, настаивает на буквальном выполнении норм, заложенных в нефтяных соглашениях, подписанных в рамках создания ЕЭП. Ранее Белоруссия с 1 января повысила тарифы на транспортировку нефтепродуктов по своей территории на 2,5% – до $1,64 за 1 тонну на 100 км.

www.myoffshorecompanies.ru

Маргарита Князева - Белорусские НПЗ неконкурентоспособны без российской нефти?

Маргарита Князева, 5 сентября 2017, 19:13 — REGNUM  

Состоявшееся 16 августа в Калининграде с участием президента России Владимира Путина совещание по вопросу совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры Северо-Запада России подняло целый ряд системных проблем развития транспортной инфраструктуры региона. Оно стало знаковым событием не только в России, но и в ряде сопредельных стран — Литве, Латвии, Белоруссии, так как рассматривавшиеся на нем вопросы повышения транспортной связности этого региона России, включая Калининградскую область, а также вопросы перевода транзита нефти и нефтепродуктов в порты России затрагивают интересы этих стран напрямую.

И это вполне закономерная постановка вопроса, так как Прибалтика уже давно и прочно стала ассоциироваться с оплотом русофобии. Белоруссия пока проводит вроде союзническую политику, но с целым рядом оговорок, что также всё чаще и чаще поднимает в российском экспертном сообществе вопрос об истинном отношении официального Минска к Москве.

Не случайно одним из наиболее знаковых событий совещания стало заявление Владимира Путина о необходимости перенаправления транзита нефтепродуктов белорусских НПЗ, выработанных из российской нефти, из прибалтийских в российские порты.

«На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится. Поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — сказал президент РФ.

На том же совещании глава РЖД Олег Белозёров доложил об отказе белорусских НПЗ от услуг российских железных дорог, несмотря на предоставленную им максимальную скидку — 50%. По его словам, белорусские нефтепереработчики «пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в страны Прибалтики и объясняют это наличием долгосрочных контрактов».

Читайте также: Порты: Минтранс подставил Российское государство в Латвии?

Действительно, в последние годы по вопросу и покупки российской нефти, и транзита выработанных из нее нефтепродуктов через российские порты наблюдается определенная тенденция: и официальный Минск, и экономические эксперты белорусской оппозиции пытаются убедить своих российских партнеров в том, что Белоруссия может без особых для себя проблем отказаться от импорта российской нефти и перейти на ее поставки из других регионов мира. Однако, как показывает оценка данной ситуации со стороны российских экспертов, на самом деле такая постановка вопроса является не более чем пропагандистским мифом.

Как отмечают эксперты, белорусские НПЗ намертво привязаны к поставкам российской нефти, притом по заниженным по сравнению с мировыми ценам. Это связано с тем, что экспортно-ориентированные белорусские НПЗ несут дополнительные транспортные затраты на экспорт продукции на рынок сбыта. Так, по словам главного экономиста VYGON Consulting Сергея Ежова, поставки нефтепродуктов в Северо-Западную Европу обойдутся белорусским заводам примерно в 4—5 долл./барр. Чтобы эффективно перерабатывать импортную нефть, белорусским нефтеперерабатывающим заводам потребуются субсидии для преодоления логистического отставания, так как, закупая нефть в других странах, они получают логистический проигрыш в 5—7 долл./барр., что превышает среднюю маржу комплексного НПЗ в Европе.

В то время как покупая российскую нефть, белорусские заводы выигрывают в среднем 1—2 долл./барр. за счет логистики и 10 долл./барр. — за счет таможенной пошлины. То есть, считает эксперт, «чтобы НПЗ в Белоруссии могли конкурировать с западноевропейскими заводами, цена закупки нефти для них также должна быть ниже».

«Неэффективность импорта нероссийской нефти в небольших объемах маскируется за счет переработки российского сырья. Соответственно, угроза перехода на полномасштабный импорт нефти из других стран не имеет под собой экономических оснований и представляет собой лишь форму шантажа российской стороны», — считает Ежов.

Естественно, этот вывод имеет не только экономическое значение, так как сводит на нет любую аргументацию об альтернативных поставках нефти в республику по мировым ценам, потому что белорусские НПЗ в этом случае будут неконкурентоспособными на мировом рынке.

Таким образом, предложение об использовании свободных мощностей российской транспортной инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, со стороны России выглядит вполне логичным, тем более что потенциальные потери Белоруссии при поставках нефтепродуктов в российские порты почти в 10 раз ниже величины скрытой субсидии в виде нефтепошлины, уплачиваемой в белорусский бюджет. Но ведь эта субсидия — еще не все потери, которые несет Россия при поставках нефти в республику, о чем будет сказано ниже.

На вопрос, почему сложилось такое положение дел, отвечает эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец:

«Белорусское правительство, не имея достаточной политической воли, не воспользовалось предоставленными в свое время Россией возможностями для проведения структурных реформ экономики своей страны, в связи с чем следует признать нерациональным использование Белоруссией данных финансовых возможностей».

В доказательство этого экономист обращает внимание на динамику структуры экспорта белорусских товаров в страны Европейского Союза и в Россию.

«За последние двадцать лет не произошло коренного перелома в структуре и направлениях сбыта белорусской продукции. Учитывая усиление конкуренции производителей на внутреннем российском рынке, продолжение тенденции несет угрозу для белорусских экспортеров и может способствовать превращению Белоруссии в экономически деградирующий депрессивный регион», — делает выводы Болкунец.

Не случайно эксперт напомнил о том, что рост российских нефтегазовых субсидий в белорусскую экономику наблюдается с начала 90-х годов. За период с 2001 по 2016 гг. суммарный объем нефтегазовых субсидий составил порядка 90 млрд долларов. Таким образом, отмечает он, эти преференции, по сути, можно считать своеобразной формой скрытых инвестиций России в экономику Белоруссии. Причем энергосубсидии, в отличие от кредитов, возвращать не нужно.

Отмечая отсутствие экономических реформ в Белоруссии и существование неэффективной экономической модели, эксперт полагает, что запросы белорусской стороны на дальнейшее субсидирование будут только возрастать, что вполне закономерно в условиях постепенной деградации промышленного и научного потенциала республики и существенного роста внешней задолженности, которая наблюдается последние годы.

Поэтому вполне справедливо Дмитрий Болкунец полагает, что «недопустимо в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза иметь существенные разрывы в уровне развития экономик, оплаты труда и так далее. Через интеграционные образования Россия может стимулировать белорусское правительство к проведению экономических реформ и, тем самым, сокращать скрытое субсидирование белорусской экономики».

Читайте также: Эксперт: Белоруссия не может закупать нефть по мировым ценам

С такой постановкой вопроса солидарен и шеф-редактор аналитической редакции ИА REGNUM Юрий Баранчик. Анализируя белорусские СМИ и мнения белорусских экспертов по поводу заявления президента России Владимира Путина о том, что нужно привязать поставки российской нефти на белорусские НПЗ к транспортировке белорусских нефтепродуктов через российские порты в Усть-Луге и Санкт-Петербурге, эксперт удивляется «хуторской логике оппонентов»:

«Они с удовольствием говорят о той сумме (около 150 млн долларов), которую потеряют белорусские субъекты хозяйствования, если будут отправлять нефтепродукты в российские порты, однако они почему-то ничего не говорят о тех потерях, которые несет Россия, отправляя нефть на белорусские НПЗ по «братской» цене. А эти потери, исходя из разницы цен при поставках нефти в Белоруссию и на мировые рынки, составляют около 100—120 долларов на тонну.

Соответственно, на 24 млн тонн поставляемой из России нефти Белоруссия экономит 2,4—2,9 млрд долларов, плюс 1,4 млрд долларов — это нефтепошлины, которые Россия оставляет в белорусском бюджете. Итого получается 3,8—4,3 млрд долларов — это прямая экономия Белоруссии на поставках нефти из России. На этом фоне говорить о каких-то 150 млн долларов «убытков» при перенаправлении нефтепродуктов в российские порты — просто неприлично. Если мы, конечно, союзники. Если же просто на России делается бизнес — тогда другое дело, тогда всё логично».

По его словам, на самом деле ситуация для белорусской нефтепереработки гораздо хуже. Дело не только в том, что Россия спокойно может перенести уже в этом году до 8 млн тонн нефти на порты Усть-Луги и Приморска, а в том, что переработка нефти на белорусских НПЗ по мировым ценам, как отметил главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов, для белорусских НПЗ не может быть безубыточной по экономическим причинам.

«Если это так, а думаю, Сергей Ежов очень близок к истине в этом вопросе, то предъявлять какие-либо требования к российской стороне по поводу невозможности поставок нефтепродуктов, выработанных на белорусских НПЗ из российской нефти, в российские порты — просто по определению не может быть успешной переговорной стратегией. Вообще, такая постановка вопроса, обоснованная к тому же экономически, на мой взгляд, является самой большой информационной бомбой в теме белорусско-российских нефтяных взаимоотношений за последние годы и показывает тот фундамент, на котором стоит вся белорусская экономическая модель», — отметил Баранчик.

Таким образом, как показывают экспертные оценки, перевод поставок белорусских нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, из портов русофобствующей Прибалтики в российские порты является давно назревшим вопросом — незачем России кормить агрессивно настроенные власти других стран и за счет уровня жизни простых россиян содержать скрытых и явных врагов. Однако если Белоруссия действительно претендует на то, чтобы быть союзником России, то это должно проявляться не только на словах и в публичных заявлениях, но и в реальных делах.

Понятно, что выстраивая нефтегазовые отношения с Россией, Минск, шантажируя Москву возможным импортом нефти из третьих стран, пытается еще более снизить цены на российскую нефть. Однако при самых нехитрых подсчетах становится вполне понятно, что реализовывать задумку о закупке чужой нефти Белоруссия планировать не может в силу элементарного отсутствия какой-либо экономической выгоды.

Читайте также: Эксперт: Нефтяные дотации не спасут экономику Белоруссии

regnum.ru

Белорусские НПЗ неконкурентоспособны без российской нефти?: nataly_r

Закономерный конец «нефтяного офшора»: Белоруссия не в состоянии перерабатывать нефть по мировым ценам

Состоявшееся 16 августа в Калининграде с участием президента России Владимира Путина совещание по вопросу совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры Северо-Запада России подняло целый ряд системных проблем развития транспортной инфраструктуры региона. Оно стало знаковым событием не только в России, но и в ряде сопредельных стран — Литве, Латвии, Белоруссии, так как рассматривавшиеся на нем вопросы повышения транспортной связности этого региона России, включая Калининградскую область, а также вопросы перевода транзита нефти и нефтепродуктов в порты России затрагивают интересы этих стран напрямую.

И это вполне закономерная постановка вопроса, так как Прибалтика уже давно и прочно стала ассоциироваться с оплотом русофобии. Белоруссия пока проводит вроде союзническую политику, но с целым рядом оговорок, что также всё чаще и чаще поднимает в российском экспертном сообществе вопрос об истинном отношении официального Минска к Москве.

Не случайно одним из наиболее знаковых событий совещания стало заявление Владимира Путина о необходимости перенаправления транзита нефтепродуктов белорусских НПЗ, выработанных из российской нефти, из прибалтийских в российские порты.

«На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится. Поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — сказал президент РФ.

На том же совещании глава РЖД Олег Белозёров доложил об отказе белорусских НПЗ от услуг российских железных дорог, несмотря на предоставленную им максимальную скидку — 50%. По его словам, белорусские нефтепереработчики «пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в страны Прибалтики и объясняют это наличием долгосрочных контрактов».

Действительно, в последние годы по вопросу и покупки российской нефти, и транзита выработанных из нее нефтепродуктов через российские порты наблюдается определенная тенденция: и официальный Минск, и экономические эксперты белорусской оппозиции пытаются убедить своих российских партнеров в том, что Белоруссия может без особых для себя проблем отказаться от импорта российской нефти и перейти на ее поставки из других регионов мира. Однако, как показывает оценка данной ситуации со стороны российских экспертов, на самом деле такая постановка вопроса является не более чем пропагандистским мифом.

Как отмечают эксперты, белорусские НПЗ намертво привязаны к поставкам российской нефти, притом по заниженным по сравнению с мировыми ценам. Это связано с тем, что экспортно-ориентированные белорусские НПЗ несут дополнительные транспортные затраты на экспорт продукции на рынок сбыта. Так, по словам главного экономиста VYGON Consulting Сергея Ежова, поставки нефтепродуктов в Северо-Западную Европу обойдутся белорусским заводам примерно в 4—5 долл./барр. Чтобы эффективно перерабатывать импортную нефть, белорусским нефтеперерабатывающим заводам потребуются субсидии для преодоления логистического отставания, так как, закупая нефть в других странах, они получают логистический проигрыш в 5—7 долл./барр., что превышает среднюю маржу комплексного НПЗ в Европе.

В то время как покупая российскую нефть, белорусские заводы выигрывают в среднем 1—2 долл./барр. за счет логистики и 10 долл./барр. — за счет таможенной пошлины. То есть, считает эксперт, «чтобы НПЗ в Белоруссии могли конкурировать с западноевропейскими заводами, цена закупки нефти для них также должна быть ниже».

«Неэффективность импорта нероссийской нефти в небольших объемах маскируется за счет переработки российского сырья. Соответственно, угроза перехода на полномасштабный импорт нефти из других стран не имеет под собой экономических оснований и представляет собой лишь форму шантажа российской стороны», — считает Ежов.

Естественно, этот вывод имеет не только экономическое значение, так как сводит на нет любую аргументацию об альтернативных поставках нефти в республику по мировым ценам, потому что белорусские НПЗ в этом случае будут неконкурентоспособными на мировом рынке.

Таким образом, предложение об использовании свободных мощностей российской транспортной инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, со стороны России выглядит вполне логичным, тем более что потенциальные потери Белоруссии при поставках нефтепродуктов в российские порты почти в 10 раз ниже величины скрытой субсидии в виде нефтепошлины, уплачиваемой в белорусский бюджет. Но ведь эта субсидия — еще не все потери, которые несет Россия при поставках нефти в республику, о чем будет сказано ниже.

На вопрос, почему сложилось такое положение дел, отвечает эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец:

«Белорусское правительство, не имея достаточной политической воли, не воспользовалось предоставленными в свое время Россией возможностями для проведения структурных реформ экономики своей страны, в связи с чем следует признать нерациональным использование Белоруссией данных финансовых возможностей».

В доказательство этого экономист обращает внимание на динамику структуры экспорта белорусских товаров в страны Европейского Союза и в Россию.

«За последние двадцать лет не произошло коренного перелома в структуре и направлениях сбыта белорусской продукции. Учитывая усиление конкуренции производителей на внутреннем российском рынке, продолжение тенденции несет угрозу для белорусских экспортеров и может способствовать превращению Белоруссии в экономически деградирующий депрессивный регион», — делает выводы Болкунец.

Не случайно эксперт напомнил о том, что рост российских нефтегазовых субсидий в белорусскую экономику наблюдается с начала 90-х годов. За период с 2001 по 2016 гг. суммарный объем нефтегазовых субсидий составил порядка 90 млрд долларов. Таким образом, отмечает он, эти преференции, по сути, можно считать своеобразной формой скрытых инвестиций России в экономику Белоруссии. Причем энергосубсидии, в отличие от кредитов, возвращать не нужно.

Отмечая отсутствие экономических реформ в Белоруссии и существование неэффективной экономической модели, эксперт полагает, что запросы белорусской стороны на дальнейшее субсидирование будут только возрастать, что вполне закономерно в условиях постепенной деградации промышленного и научного потенциала республики и существенного роста внешней задолженности, которая наблюдается последние годы.

Поэтому вполне справедливо Дмитрий Болкунец полагает, что «недопустимо в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза иметь существенные разрывы в уровне развития экономик, оплаты труда и так далее. Через интеграционные образования Россия может стимулировать белорусское правительство к проведению экономических реформ и, тем самым, сокращать скрытое субсидирование белорусской экономики».

С такой постановкой вопроса солидарен и шеф-редактор аналитической редакцииИА REGNUM Юрий Баранчик. Анализируя белорусские СМИ и мнения белорусских экспертов по поводу заявления президента России Владимира Путина о том, что нужно привязать поставки российской нефти на белорусские НПЗ к транспортировке белорусских нефтепродуктов через российские порты в Усть-Луге и Санкт-Петербурге, эксперт удивляется «хуторской логике оппонентов»:

«Они с удовольствием говорят о той сумме (около 150 млн долларов), которую потеряют белорусские субъекты хозяйствования, если будут отправлять нефтепродукты в российские порты, однако они почему-то ничего не говорят о тех потерях, которые несет Россия, отправляя нефть на белорусские НПЗ по «братской» цене. А эти потери, исходя из разницы цен при поставках нефти в Белоруссию и на мировые рынки, составляют около 100—120 долларов на тонну.

Соответственно, на 24 млн тонн поставляемой из России нефти Белоруссия экономит 2,4—2,9 млрд долларов, плюс 1,4 млрд долларов — это нефтепошлины, которые Россия оставляет в белорусском бюджете. Итого получается 3,8—4,3 млрд долларов — это прямая экономия Белоруссии на поставках нефти из России. На этом фоне говорить о каких-то 150 млн долларов «убытков» при перенаправлении нефтепродуктов в российские порты — просто неприлично. Если мы, конечно, союзники. Если же просто на России делается бизнес — тогда другое дело, тогда всё логично».

По его словам, на самом деле ситуация для белорусской нефтепереработки гораздо хуже. Дело не только в том, что Россия спокойно может перенести уже в этом году до 8 млн тонн нефти на порты Усть-Луги и Приморска, а в том, что переработка нефти на белорусских НПЗ по мировым ценам, как отметил главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов, для белорусских НПЗ не может быть безубыточной по экономическим причинам.

«Если это так, а думаю, Сергей Ежов очень близок к истине в этом вопросе, то предъявлять какие-либо требования к российской стороне по поводу невозможности поставок нефтепродуктов, выработанных на белорусских НПЗ из российской нефти, в российские порты — просто по определению не может быть успешной переговорной стратегией. Вообще, такая постановка вопроса, обоснованная к тому же экономически, на мой взгляд, является самой большой информационной бомбой в теме белорусско-российских нефтяных взаимоотношений за последние годы и показывает тот фундамент, на котором стоит вся белорусская экономическая модель», — отметил Баранчик.

Таким образом, как показывают экспертные оценки, перевод поставок белорусских нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, из портов русофобствующей Прибалтики в российские порты является давно назревшим вопросом — незачем России кормить агрессивно настроенные власти других стран и за счет уровня жизни простых россиян содержать скрытых и явных врагов. Однако если Белоруссия действительно претендует на то, чтобы быть союзником России, то это должно проявляться не только на словах и в публичных заявлениях, но и в реальных делах.

Понятно, что выстраивая нефтегазовые отношения с Россией, Минск, шантажируя Москву возможным импортом нефти из третьих стран, пытается еще более снизить цены на российскую нефть. Однако при самых нехитрых подсчетах становится вполне понятно, что реализовывать задумку о закупке чужой нефти Белоруссия планировать не может в силу элементарного отсутствия какой-либо экономической выгоды.

Источник

nataly-r.livejournal.com

Белорусские новости (Белоруссия): Чем закончится нефтяной спор с Россией | Политика | ИноСМИ

Нефтепродукты, которые раздражают Москву

В первом полугодии Белоруссия импортировала из России товаров на 11 млрд долларов, половина этого импорта (в денежном выражении —5,5 миллиарда долларов) связана с энергетическими товарами.

В январе-июне Белоруссия импортировала из России 9,09 миллиона тонн нефти, 10,1 миллиарда кубометров газа и 2,1 миллиона тонн нефтепродуктов. По сравнению с первой половиной прошлого года объем импорта нефти и газа практически не изменился, а вот импорт российских нефтепродуктов в Белоруссию увеличился в физическом выражении почти в 1,5 раза (на 49,4%).

В 2017 году, кстати, импорт нефтепродуктов из России в Белоруссию также существенно вырос — почти в 2 раза по сравнению с позапрошлым годом до 3,29 миллиона тонн.

Следует отметить, что это уже не первый случай в белорусской истории, когда наблюдается бурный рост поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию. В 2010-2012 годы импорт российских нефтепродуктов в Белоруссию вырос почти в 10 (!) раз — с 898,7 тысячи до 8433,4 тысячи тонн.

Тогда российская сторона обвинила Белоруссия в реэкспорте нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей. Данная схема Москве крайне не понравилась, поскольку от ее существования российский бюджет не получал никаких доходов.

В результате, осенью 2012 года Белоруссия была вынуждена остановить экспорт растворителей. Россия пыталась получить от Белоруссии компенсацию ущерба в размере 1,5 миллиарда долларов за растворительный бизнес, но до этого дело так и не дошло. Показательно, что после завершения растворительной схемы в 2013 году импорт российских нефтепродуктов в Белоруссию рухнул почти в 100 раз — с 8,4 миллиона до 86,1 тысячи тонн.

Судя по всему, очередной бурный рост импорта нефтепродуктов из России в Белоруссию, который наблюдается в 2017-2018 годы, вновь стал раздражать Москву.

По информации БелаПАН, которая подтверждена документально, по инициативе Москвы уже подготовлено решение о том, что с четвертого квартала 2018 года Россия будет поставлять Белоруссии нефтепродукты исключительно для удовлетворения внутренних потребностей. Более того, проект межгосударственного решения предусматривает, что по требованию российских властей белорусские предприятия и госорганы должны будут обосновывать эти внутренние потребности.

В общем, Россия планирует ограничить поставки нефтепродуктов в Белоруссии и тем самым свести к нулю вероятность их реэкспорта. При этом, как сообщило агентство Reuters со ссылкой на официальные документы, Москва еще настаивает на получении от Минска компенсации за реэкспорт нефтепродуктов.

Впрочем, не только Москва, но и Минск предъявляет сейчас финансовые претензии по нефтяным вопросам.

Переговоры о «компенсационных механизмах»

Белорусские власти ожидают, что в результате реализации налогового маневра в нефтяной отрасли России белорусский бюджет недополучит уже в 2019 году 300 миллионов долларов. К 2024 году, когда завершится реализация налогового маневра, выпадающие доходы бюджета ежегодно будут составлять около 2 миллиардов долларов.

«Мы входим в консультации с российской стороной по вопросу последствий для экономики Белоруссии налогового маневра в России», — сообщил на недавней пресс-конференции в августе замминистра финансов Дмитрий Кийко, отвечая на вопросы БелаПАН.

Белорусские новости16.08.2018Rzeczpospolita27.07.2018Хартыя'9705.07.2018Белорусские новости28.06.2018Представитель Минфина обратил внимание, что, реализуя налоговый маневр, Россия вводит новый механизм субсидирования собственных переработчиков нефти (отрицательный акциз), для введения которого в белорусском бюджете средств нет.

«Если мы будем функционировать в рамках налогового маневра, а наши партнеры, конкуренты (российские НПЗ. — БелаПАН) будут пользоваться субсидиями, то у нас сложится непропорциональный рынок топлива. У нас в этом случае стоимость топлива намного будет превышать стоимость топлива в России», — предположил замминистра финансов.

В условиях открытой границы с Россией, пояснил он, «это приведет к неконкурентным условиям» работы белорусских НПЗ. «По сути, российские нефтепродукты будут вытеснять белорусские нефтепродукты с нашего собственного рынка», — заявил Дмитрий Кийко.

Поэтому, резюмировал замминистра финансов, необходимы консультации с Россией «для установления компенсационных механизмов в рамках межгосударственных отношений для сохранения равных конкурентных условий».

Таким образом, Минск настаивает на компенсации Россией белорусскому бюджету последствий налогового маневра, а Москва предъявляет претензии к Белоруссии, касающиеся реэкспорта нефтепродуктов. Чем закончится спор между двумя странами?

Новая нефтяная нормальность

Экономисты считают, что первопричина многих белорусско-российских конфликтов в энергетической сфере находится в Минске.

«Белоруссия привыкла к нефтегазовым субсидиям со стороны России, которые были характерны для 2000-х, и хотела бы, чтобы они в значительных объемах сохранялись. В то же время Россия старается сократить эти субсидии и столкновение этих интересов провоцирует возникновение конфликтов между Москвой и Минском», — считает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

Эксперты ожидают, что очередной конфликт урегулировать без участия президентов вряд ли удастся.

«А практика показывает, что, когда вопросы выносятся на высший государственный уровень, решения принимаются не только исходя из экономических, но и политических соображений, поэтому исход переговоров предсказать сложно», — говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Тем не менее, наблюдатели единодушны во мнении, что Россия вряд ли согласится полностью компенсировать белорусскому бюджету выпадающие доходы из-за налогового маневра.

«На фоне введения новых американских санкций в России складывается непростое экономическое положение, и на этом фоне наш восточный сосед вряд ли сможет выступать в качестве донора», — предполагает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Аналогичного мнения придерживаются и белорусские экономисты.

«Россия принимает непопулярные решения на внутреннем рынке — повышает НДС, пенсионный возраст. На этом фоне Москва вряд ли будет готова принять решение о предоставление Минску ежегодно двух миллиардов долларов в качестве компенсации за налоговый маневр», — считает Катерина Борнукова.

По мнению экспертов, Белоруссии стоит готовиться жить в условиях так называемой новой нормальности, которая предполагает, что нефтяные доходы бюджета будут сокращаться.

«Вероятно, Россия согласится частично компенсировать Белоруссии негативные последствия налогового маневра и еще вопрос, как долго Белоруссия будет эту компенсацию получать. Сложно представить, что Россия станет дотировать нашу страну на сумму 2 млрд долларов ежегодно. Поэтому Белоруссии нужно готовиться жить в новых нефтяных условиях», — полагает Ирина Точицкая.

Сокращение нефтяных доходов — очередной сигнал, который говорит о том, что структуру белорусской экономики придется пересматривать, считают эксперты.

«Сейчас нужно вести речь не просто о компенсации последствий налогового маневра, а о пересмотре структуры экономики в сторону повышения ее эффективности. Штамповка традиционной продукции — это вчерашний день, нужно определить приоритеты и поддерживать инновационные производства, а это означает, что нужно менять структуру экономики», — резюмировал Георгий Гриц.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Белоруссия будет получать российскую нефть на новых условиях – эксперты

Россия не пойдет на уступки Белоруссии в споре по вопросу льготных поставок нефти в эту страну – считает заместитель заведующего кафедры государственной политики МГУ, кандидат политических наук Максим Вилисов.

Белорусы добиваются сохранения российских нефтяных дотаций

Дело в том, что вице-премьер белорусского правительства Игорь Ляшенко заявил о том, что Минск настаивает на сохранении общих объемов поставок отечественной нефти по льготных ценам в Белоруссию. Ляшенко отметил, что белорусская сторона здесь выступает за сохранение стабильности, поскольку любая резкость может нанести вред ее национальной экономике.

Это говорит о том, что белорусы продолжат требовать сохранения режима прямого дотирования своей экономики по части нефтепродуктов, что справедливо не нравится российской стороне. Например, министр энергетики РФ Александр Новак заявил на этот счет, что Россия выступает против такой политики, поскольку данная нефтяная продукция может быть затем реэкспортирована белорусами.

Просто после развала СССР в Белоруссии осталось большое количество нефтеперерабатывающих заводов, которые Москва строила в этой советской республике в расчете на экспорт уже переработанного сырья в ближайшие европейские государства.

Это просто было выгодней, поскольку переработанное сырье строит дороже сырой нефти, а сам процесс переработки может обеспечить доходом значительное число населения, что затем стало основой экономики уже суверенной Белоруссии.

Российские льготы являются основой белорусской экономики

Другой вопрос, что такая схема может работать только за счет дешевой нефти, которую Белоруссия сегодня получает путем льготных поставок из России. Де-факто, наша страна, таким образом, отказывается от части своей экспортной прибыли.

Для Белоруссии подобная политика чрезвычайно удобна, поскольку она долгие годы позволяла Минску увеличивать внутренние доходы своего населения опережающими темпами к показателям роста национальной экономики, но для России это всегда было прямым финансовым убытком.

«Все пока свидетельствует о том, что Россия не будет менять свою позицию по этому вопросу, т.е. отказываться от своей линии и идти здесь на очередные уступки Белоруссии. Льготные цены на нефть здесь просто раньше предоставлялись без условий, в результате чего, белорусская сторона имела серьезный доход на реэкспорте отечественной нефти», - констатирует Вилисов.

В результате, получалась недополученная прибыль нашего федерального бюджета – ведь его основу кроме НДПИ составляет экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. Именно это на протяжении многих лет и являлось основной государственного бюджета Белоруссии.

Россия не может себе позволить сохранения данной системы дотаций

«Очевидно, что если Россия здесь и согласится на определенные уступки Белоруссии, то только в обмен на участие в управлении финансовой сферой нашего ближайшего союзника, но это уже политический, а не экономический вопрос», - заключает Вилисов.

Как отмечает Максим Владимирович, на этот счет сейчас идут активные переговоры между Москвой и Минском, но пока не до конца ясно, в какой форме стороны могут прийти здесь к компромиссу и договориться о каких-то взаимовыгодных уступках. Здесь, на самом деле, существует немало вариантов для подобного компромисса, и вопрос только в том, какой из них будет выбран.

Директор Фонда энергетической политики Сергей Пикин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что текущая схема поставок нефти из России в Белоруссию является прямой системой отечественных дотаций белорусской национальной экономики.

«Это порядка 2 млрд долларов в год, поэтому в ситуации, когда российская экономика находится на пути своего реформирования и нам нужны средства на многочисленные государственные программы, это является для нас проблемой», - резюмирует Пикин.

Здесь возможны только взаимные уступки

Кроме того, здесь вызывает сложность не сама помощь России белорусской экономике, а то обстоятельство, что общая эффективность белорусского народного хозяйства не увеличивается, а сам объем этих косвенных дотаций имеет явную склонность к увеличению.

«В ситуации, когда нам самим нужно экономить средства, Россия справедливо берет курс на изменение данной системы дотаций экономики Белоруссии. Мы и так дотировали нашего союзного очень долго, но в эпоху санкций и низкого экономического роста Россия вынуждена делать ставку на изменение всей этой многолетней стратегии», - констатирует Пикин.

Не спасет здесь и увеличение участия российского капитала в нефтеперерабатывающем секторе Белоруссии, поскольку данная система льгот, в любом случае, работает в интересах белорусского государственного бюджета.

«Например, в Белоруссии присутствует «Роснефть», но такое участие не может быть выходом из создавшейся ситуации. Проблема здесь в том, что когда белорусские предприятия продают получившиеся из российской нефти нефтепродукты на Запад, то экспортные пошлины за это получает белорусский государственный бюджет, а не конечный собственник местных НПЗ», - заключает Пикин.

Именно по такой схеме наша страна и недополучает прибыль от экспорта российской нефти и дотирует белорусскую национальную экономику. И очевидно, что Минск будет пытаться до последнего отстоять данную схему, которая для него жизненно необходима.

Совершенно ясно, что Россия здесь не оставит Белоруссию совсем без дотаций, но они будет переформатированы.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Дмитрий Сикорский

rueconomics.ru

Работа по "украинской" схеме. Сможет ли Белоруссия прожить без российской нефти?

Похоже, что нефтегазовый диалог России и Белоруссии в очередной раз зашёл в тупик. На минувшей неделе республиканские власти опять пообещали рассчитаться за российский газ до конца месяца, но слова не сдержали. Лайф решил узнать, реально ли белорусам выжить без "братских" углеводороводов и не являются ли их угрозы найти других поставщиков — пустым набиванием цены?

Через пару месяцев спору России и Белоруссии по оплате газа стукнет год. К сожалению для "Газпрома", праздновать, кроме этого события, пока нечего: очередные двусторонние переговоры, состоявшиеся на прошлой неделе, ни к чему существенному, кроме очередных обещаний, не привели.

Газовый спор естественным образом породил и спор нефтяной. Пока республика не оплатит свой долг в $300 млн, Россия не восстановит былую прокачку нефти, ставил ультиматум зампред Правительства РФ Аркадий Дворкович.

Уже не первый раз недовольная российскими контрактами Белоруссия наконец начала публичные попытки снизить зависимость от российских нефти и газа. И так падающий ещё с 2015 года импорт в этом году просел ещё больше — на 10 и 5% соответственно, свидетельствуют попавшие в распоряжение Лайфа данные Статистического комитета Белоруссии ("Белстат").

Незаменимый союзник

Сокращение потребления, правда, едва ли поможет Белоруссии снизить влияние иностранных партнёров на свою экономику. По данным Белстата, более чем 90% энергоресурсов Минск закупает за рубежом, собственное производство даёт стране всего лишь 1,6 млн тонн, или 8% от общего потребления. Вся белорусская добыча едва ли сравнится со всего лишь одним средним российским месторождением.

Несмотря на снижение импорта из России, нефтяная зависимость от соседа ничуть не уменьшилась — по прошлому году это 22,9 млн т из 22,9 млн т общего импорта, узнал Лайф из материалов "Белстата". Доминирование России вполне логично: две страны уже давно ведут переговоры об общем рынке нефти и газа в рамках ЕАЭС, правда, пока никак не могут согласовать параметры интеграции.

Второй по важности партнёр Минска, как ни странно, далёкая и постоянно испытывающая проблемы Венесуэла. Там местная "Белоруснефть" ещё с 2007 года ведёт добычу нефти и газа на 13 месторождениях. Но оттуда через порт украинской Одессы в Белоруссию ежегодно поставляется не больше 0,6 млн т.

Импорт из Южной Америки обходится братскому государству примерно в два раза дороже закупок у России: нефть приходится транспортировать через океан и несколько морей, дальше уже ­по трубе, что едва ли сохраняет закупки выгодными, замечает в разговоре с Лайфом эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Логично, что начавшиеся проблемы с добычей у Венесуэлы и нарастающий нефтегазовый кризис в отношениях с Россией заставили Беларусь демонстративно искать новых поставщиков. Первым партнёром стал Азербайджан, у которого Минск купил нефть на прошлой неделе, вторая партия может прийти уже из Ирана, анонсировал в начале октября президент страны Александр Лукашенко.

"Это всё больше похоже на пиар-акции, направленные на прямое давление на Россию в вопросе получения скидок. Из того же Ирана, заметьте, новостей так и не пришло, что, впрочем, неудивительно: по такой же цене, как Россия, Иран навряд ли согласится нефть поставлять"— Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Из той же оперы и заявление на тему замены недополученной нефти переработанным мусором, сделанное в июне главой Минприроды Андреем Ковхуто. Как и предложение начать добычу в российском Татарстане, потому что, если верить Лукашенко, "в своё время нефть выкачали и увезли из Беларуси". На самом же деле нефть у страны есть — просто её намного выгодней продавать в Европу, а не потреблять самим.

Миллионы на перепродаже

Дело в том, что российское чёрное золото достаётся Белоруссии с большой скидкой: согласно договорённостям, его экспортной пошлиной не облагают. При этом добытую своими силами нефть — а это порядка 1,6 млн т в год — Белоруссия сама не потребляет, предпочитая внутренней переработке поставки в Германию.

Экспортировать в Европу намного выгоднее, чем перерабатывать и продавать самим: если из России нефть закупается по цене в $25 за баррель, то в Германию она отправляется уже за $37, замечает Юшков. По словам же белорусских чиновников, экспортируют потому, что местные НПЗ изначально создавались именно под переработку намного более "тяжёлой" сибирской нефти, а нефть местную они не берут.

Но больше всего денег "братская республика" делает не на европейцах, а на Украине. Разница идёт на миллионы: из-за дефицита топлива в стране Киеву приходится закупать белорусский бензин и дизель в среднем по $385 тыс. за тысячу тонн. Для сравнения, в Россию Беларусь продаёт бензин и дизель в среднем по $346 тыс. за тысячу тонн. Как говорится, почувствуйте разницу.

Замена России на любую другую страну-поставщика была бы для Белоруссии невыгодна, соглашается эксперт Европейского центра энергетической и ресурсной безопасности Брайан Кинг.

— Сложно представить, чтобы страна отказывалась от преференций при и так низкой цене закупки. В теории закупать нефть можно было бы у стран ЕС, но, поскольку как таковой нефтяной биржи там нет, по цене это навряд ли будет дешевле, чем закупать нефть в том же Азербайджане, — считает собеседник. — Вероятно, закупки в России восстановятся, если у белорусского руководства ещё осталась хоть малейшая толика логики и здравого смысла не провоцировать Россию на урезание льгот и работу по "украинской" схеме.

nangs.org