Reuters: Беларусь больше не сможет заработать на реэкспорте бензина из РФ. Белоруссия реэкспорт нефти


Россия перекрыла реэкспорт топлива из Белоруссии на Украину

08:0015.10.2018

(обновлено: 22:02 15.10.2018)

4251442565139

МОСКВА, 15 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. С ноября Россия прекратит поставки в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута, ограничение будет действовать до конца следующего года. Как объяснили в Минэнерго, беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию нецелесообразен — республика полностью обеспечивает свои потребности в нефтепродуктах за счет переработки российской нефти. А вот излишки Минску ни к чему: союзник поставляет их в соседнюю Украину, зарабатывая миллиарды долларов. Наблюдатели отмечают: объемы реэкспорта достигли таких масштабов, что Москва уже не может закрывать на это глаза.

Ход на перспективу: зачем Россия продает зерно из госфонда

Больше, чем нужно

В российском Министерстве энергетики разъяснили: поставки определенных нефтепродуктов, не производящихся в Белоруссии, сохранятся. Ограничения не затронут и торговлю нефтью: в 2019-м Москва отправит в соседнюю страну 24 миллиона тонн, как и в прошлом году.

Что же касается автобензина, солярки, мазута — в индикативном балансе предусмотрены нулевые показатели.

За семь месяцев текущего года белорусы ввезли 2,3 миллиона тонн нефтепродуктов из России на сумму свыше 900 миллионов долларов. Очевидно, что реальная потребность республики в нефтепродуктах намного ниже. Для сравнения, пять лет назад импорт российских нефтепродуктов не превышал и 90 тысяч тонн.

Все, что Белоруссия не использовала сама, активно реэкспортировали — основной объем уходил на Украину.

Нефтеперерабатывающий завод в Белоруссии. Архивное фото

Белорусы недовольны

Прекращение поставок нефти, нефтепродуктов и газа сверх объемов, требующихся Белоруссии для собственного потребления, обсуждалось давно. Теперь же решение принято, и расчет простой: новые соглашения исключают возможность "серых" схем поставок нефтепродуктов в рамках Союзного государства, приводивших к недополученным доходам федерального бюджета России.

Германия подписала американскому СПГ приговор

Белорусы с такой позицией не согласны. В августе президент республики Александр Лукашенко в интервью телеканалу "Беларусь-1" заявил: упреков в том, что белорусские компании покупают темные нефтепродукты в России, перерабатывают в Белоруссии и затем продают на внешнем рынке, он не понимает. Глава государства указал на то, что практика эта не новая. А темные нефтепродукты, по его словам, — это отходы нефтепереработки, не реализуемые в России, на переработке которых Белоруссия "зарабатывает копейку".

Речь, впрочем, не совсем о копейках.

"Белоруссия неплохо зарабатывала, это официальная позиция государства: покупать у России за два рубля, а за пять продавать соседям", — отмечает Антон Шабанов, независимый экономический эксперт.

Белорусские рубли. Архивное фото

По-соседски

В последние годы объемы таких поставок росли в геометрической прогрессии. Белорусские экономисты подсчитали: на реэкспорте российских нефтепродуктов Белоруссия зарабатывала до пяти процентов своего ВВП.

"Российский, украинский и белорусский народы всегда, при всех расхождениях объединяла смекалка. Смекалка украинцев заключалась в том, что Белоруссия — удобный и дешевый канал для реэкспорта", — отмечает Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Эксперт предполагает, что канал перекрыли пока в тестовом режиме, но если белорусы представят убедительные обоснования, что им нужно больше наших энергоресурсов для экономики, возможно, ограничения пересмотрят.

"Эта разумная профилактическая мера, мы не хотим помогать другому государству в ущерб себе. Украинцы могут купить нефть где-то еще, если не хотят покупать у России напрямую. То, что мы теряем существенные деньги, стало слишком заметно, игнорировать это уже неудобно", — добавляет независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Мозырский нефтеперерабатывающий завод

Платить придется больше

Грядущий запрет на экспорт нефтепродуктов обещает стать для украинского рынка продуктов нефтеперегонки весьма чувствительным. По некоторым данным, Украина закрывала до 40% своих потребностей в моторном топливе за счет российской нефти, которую реэкспортировала Белоруссия. Преимущества для Киева очевидны: выгодная логистика с практически прямыми поставками и хорошие цены.  

Физический дефицит украинцам, конечно, не грозит, на рынке нефтепродуктов достаточно. Другое дело, что в отличие от дешевой серой схемы (нефтепродукты доставались Минску беспошлинно в рамках Таможенного союза) поставки из альтернативных источников обойдутся дороже: платить придется по рыночным ценам.

Экономисты не исключают, что заместить выпадающие белорусские поставки попробует кто-то из ближайших конкурентов, например, Казахстан.  Другой вариант — соседи по Европе.

"Украина закупает альтернативный газ в Европе по цене на десять-пятнадцать процентов выше российского, то же самое будет и с нефтепродуктами", — полагает Алексей Громов.

ria.ru

Белоруссия "химичит" с российской нефтью и сама страдает от обмана Москвы

Появились признаки того, что в Белоруссии происходят новые махинации с поставляемой в страну российской нефтью. Несколько лет назад белорусы под видом растворителей беспошлинно продавали ее в Европу, обкрадывая российский бюджет. История, похоже, повторяется, но есть существенные различия. Теперь теряет не только Россия, но и сам Минск.

Российские власти недовольны тем, что российские нефтяники неожиданно стали больше обычного поставлять нефтепродуктов – автомобильного бензина и дизтоплива – в Белоруссию. Они подозревают, что резкий рост таких поставок может быть связан в том числе с реэкспортом продукции, написали СМИ.

Тема роста поставок была поднята главой ФТС еще в середине февраля на правкомиссии по ТЭК. Андрей Бельянинов тогда выразил мнение, что это приводит к сокращению поступлений в российский бюджет. В итоге Татнефти и Газпрому было рекомендовано остановить поставки нефтепродуктов в Белоруссию. Об этом накануне вечером сообщил «Интерфакс». Минфину, ФТС и Минэнерго поручили оценить возможные потери российского бюджета от резко увеличившегося в 2015 году экспорта бензина и дизтоплива соседу.

В пятницу вице-премьер Аркадий Дворкович прояснил ситуацию. Он подтвердил, что рекомендовали остановить поставки нефтесырья в Белоруссию, но только для двух «дочек» российских компаний – ТАНЕКО (дочка “Татнефти”) и «Газпром нефтехим Салават» (дочка Газпрома).

«Речь шла не о конечных продуктах, а фактически о сырье для их производства: то есть прямогонный бензин и ряд других продуктов. Объемы увеличились резко, поэтому мы… обратили внимание, что это, может быть, схемы оптимизации налогообложения или таможенных пошлин, и дали рекомендацию приостановить поставки до выяснения ситуации», – разъяснил Дворкович, подчеркнув, что это лишь два конкретных случая, а не системная проблема. Он уверил, что никаких изменений в отношениях со страной-партнером не будет.

По итогам 2015 года “дочка” “Татнефти” стала крупнейшим поставщиком прямогонного бензина в Белоруссию, поставив почти 80 тыс. тонн. “Дочка” “Газпрома” стала крупнейшим поставщиком газового конденсата, отправив в Белоруссию более 50 тыс тонн. Это нефтепродукт, из которого при переработке получают бензин. В итоге уже в феврале поставки “Газпрома” снизились с 15 млн до 1,9 млн тонн, а “Татнефти” – с 25 ты. тонн до ноля.

В “Газпроме” уверили, что уже остановили поставки, а их рост объяснили благоприятной конъюнктурой. Дело в том, что российское топливо сейчас стоит дешевле, чем белорусское.

Белоруссия уже начала оправдываться и уверять, что подозрения Москвы беспочвенны. Так, источник в белорусском топливном бизнесе заявил РИА «Новости», что российские компании поставляют автомобильное топливо в Белоруссию только для реализации на своих заправках, а не для реэкспорта его в третьи страны.

Некоторые российские компании, например ЛУКОЙЛ, Газпром, имеют в Белоруссии сеть своих АЗС. «Уже несколько месяцев российские владельцы АЗС реализуют на своих заправках в Белоруссии топливо как произведенное в республике, так и ввезенное из России. Это логично, так как в России в настоящее время топливо стоит дешевле, чем в Белоруссии», – объясняет белорусский собеседник агентства.

По его словам, Белоруссия также намерена четко выполнить свои обязательства по поставкам в Россию 1 млн тонн автотоплива в 2016 году. «Есть проблемы с ценой. Иногда поставки приостанавливаются. Но по году миллион тонн будет», – уверил он.

Между тем официальных заявлений от белорусской стороны с объяснениями до сих пор не поступало.

Как обманывают Москву

В 2012–2013 годы Белоруссия уже была в центре скандала с реэкспортом российских нефтепродуктов. Россия обвинила Минск в реэкспорте российских бензинов под видом разбавителей и растворителей, что позволяло Минску не платить экспортную пошлину в российский бюджет.

Тогда действовало правило: Белоруссия получает из РФ нефть и нефтепродукты по внутрироссийской цене беспошлинно и безакцизно, но если она желает поставлять бензин на реэкспорт в третьи страны, то должна уплатить пошлину в российский бюджет. Нелегальная схема была выявлена благодаря жадности белорусских компаний: данные таможни показали, что Белоруссия неожиданно стала мировым лидером по экспорту разбавителей и растворителей, тогда как у нее даже нет производственных мощностей для таких объемов продукции.

Если бы объемы экспорта так резко не выросли, возможно, эта лазейка работала бы и дальше. А так Москва попросила Минск прекратить нахальную схему, и сейчас поставки растворителей и разбавителей вновь мизерные. Тогда Россия потеряла, а Белоруссия заработала на этой «левой» схеме около 1,5 млрд долларов.

Судя по всему, неожиданный рост поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию стал сигналом для Москвы, что в Белоруссии придумали новую схему реэкспорта с уходом от налогов. Прошлая некрасивая история, вероятно, заставила Москву более пристально следить за действиями партнеров по Таможенному союзу.

Сейчас наблюдается похожая история как с растворителями, только теперь с битумными смесями (таможенный код 2715) и с нефтехимией по коду 3811: объем их экспорта вдруг вырос в 10–20 раз, приводит данные «Белорусская деловая газета». В Белоруссии товары под этими кодами также идут беспошлинно на экспорт. Масштаб возможного обмана, правда, пока все же не такой, как был в 2012-м.

Почва для подозрений была всегда. Ведь Минск получает топливо по внутрироссийской цене, тогда как продавать его в третьи страны можно по мировым ценам, которые существенно выше. Так, в 2015 году Белоруссия получала из России нефть по 252 доллара за тонну, а перепродавала нефтепродукты по 400 долларов за тонну (среднемировая цена). Разница в цене импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов – фундамент супервыгоды: в прошлом году экспорт был дороже импорта в среднем на 145 долларов за тонну, отмечает «Белорусская деловая газета».

Единственное, сейчас несколько изменились правила работы двух партнеров. С 2015 года Белоруссия получила право переводить пошлины от реэкспорта нефтепродуктов (переработанные на белорусских НПЗ из российской сырой нефти) в свой собственный бюджет (а не российский, как раньше). Москва пошла на это, так как изменение ее собственного налогового законодательства по экспорту нефти и нефтепродуктам делало прежние договоренности с Белоруссией для нее невыгодными. А дружба с соседом имеет вполне определенную экономическую цену.

Это значит, что если раньше белорусские компании при левых схемах обкрадывали российскую казну, то теперь обкрадывают собственное государство. Казалось бы, зачем тогда России так беспокоиться и наказывать российские компании? Потому что, если бы российские нефтяники сами экспортировали нефтепродукты из России в Европу, заплатив пошлину, это бы пополнило казну РФ, которая как никогда сегодня нуждается в дополнительных вливаниях, объясняет старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

Наконец, Россия за счет поставок нефти субсидирует экономику Белоруссии, а если такие субсидии не попадают по назначению – в белорусский бюджет, а оседают в руках местных олигархов – это нехорошо.

Белорусские власти сами, вероятно, недовольны тем, что из их рук утекают прямые доходы от нефтяного сотрудничества с РФ. На рынке циркулируют слухи, что за новыми махинациями с реэкспортом нефтепродуктов Белоруссией мог стоять местный олигарх Юрий Чиж, который руководит холдингом «Трайпл», занимающимся в том числе импортом и переработкой нефти с последующим экспортом нефтепродуктов. Буквально несколько дней назад Чижа задержало КГБ Белоруссии при попытке покинуть страну. Чиж считался влиятельным бизнесменом, который не раз сопровождал Лукашенко в его поездках.

Белоруссия добывает собственной нефти немного – 1,615 млн тонн. Она вся в сыром виде идет на экспорт в Германию. При этом импортирует российской нефти и нефтепродуктов почти на 25 млн тонн. Сырая нефть идет на белорусские НПЗ, а оттуда в виде нефтепродуктов – на экспорт в третьи страны. Но главное – на собственные нужды стране надо всего около 6 млн тонн (все данные за 2015 год). То есть весь совместный нефтяной бизнес с Россией изначально нацелен на то, чтобы субсидировать Минск.

Как посчитала БДГ, чистый доход Белоруссии от экспортно-импортных операций в 2015 году составил 1,3 млрд долларов, а вместе с белорусской нефтью – 1,8 млрд долларов. Так, на импорт республика потратила 6,2 млрд долларов, но на экспорте нефтепродуктов выручила 7,5 млрд долларов, а с учетом экспорта белорусской нефти – 8 млрд.

По понятным причинам (падение цен на нефть) доходы сейчас стали меньше. Для сравнения: в 2014 году доход на импорте-экспорте российской нефти и нефтепродуктов был вдвое выше – 3,3 млрд долларов, вместе с белорусской нефтью – 4,4 млрд.  :///

Источник

 

teknoblog.ru

Беларусь больше не сможет заработать на реэкспорте бензина из РФ

Белорусская сторона подтвердила проведение переговоров с Москвой по поводу возможного запрета на беспошлинные поставки нефтепродуктов из РФ в Беларусь

РИГА, 15 авг — Sputnik. Москва и Минск ведут переговоры по вопросу возможного ограничения беспошлинных поставок российских нефтепродуктов, сообщил первый вице-премьер белорусского правительства Василий Матюшевский, передает РИА Новости.

"Переговоры идут на уровне вице-премьеров, которые курируют эту тему. Достаточно глубокие переговоры. Я думаю, мы в ближайшее время до общественности доведем, о чем мы договорились с российской стороной", — сказал Матюшевский.

Он также заявил, что возможные ограничения беспошлинных поставок российских нефтепродуктов в Беларусь "не несут никакой угрозы" для экономики республики.

Ранее агентство Reuters со ссылкой на пояснения зампреда "Белнефтехима" Андрея Рыбакова сообщило, что Россия инициировала прекращение практики беспрепятственного вывоза в Беларусь нефтепродуктов, мотивируя это потерями российского бюджета в условиях увеличивающегося объема их вывоза.

В настоящее время между Россией и Беларусью заключено межправсоглашение, которое ограничивает объем беспошлинных поставок из России в Беларусь нефти — 24 миллиона тонн в год. Минск оставляет в своем бюджете пошлины от экспорта полученных в результате ее переработки нефтепродуктов. Кроме того, начиная с 2017 года Белоруссия получила право на реэкспорт 6 миллионов тонн российской нефти с зачислением пошлин также в свой бюджет.

Однако ограничений на беспошлинные поставки нефтепродуктов из РФ и Беларусь нет. Вместе с тем в случае реэкспорта ввезенных из РФ нефтепродуктов пошлины также получает белорусский бюджет, тогда как российский их недосчитается.

Поэтому российская сторона, по данным Reuters, хочет изменить соглашение в части беспошлинных поставок нефтепродуктов из РФ в Беларусь и добиться компенсации потерь российского бюджета за ранее вывезенные объемы.

По данным Белстата, Беларусь в январе — мае 2018 года импортировала из РФ нефтепродуктов на 677,6 миллиона долларов, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По данным агентства, подготовленные поправки к межправсоглашению предусматривают ввод индикативного баланса беспошлинных поставок из России в Беларусь нефтепродуктов (автобензинов, дизельного топлива, топочного мазута) и СУГ, а также запрет на вывоз сверх этих объемов. "Запрет на вывоз из России в Беларусь распространяется на товары, по которым согласованы индикативные балансы, а также на прямогонные бензины, средние дистилляты и темные нефтепродукты — с 1 сентября 2018 года; на иные товары (сжиженные углеводородные газы (СУГ), битум, бензол и прочие) — с 1 октября 2018 года", — сообщил Reuters.

Как сообщал Sputnik Латвия, Россия также хотела бы, чтобы Беларусь экспортировала свои нефтепродукты, которые в основном производятся из российской нефти, через российские же порты.

В августе 2017 года президент РФ Владимир Путин дал поручение проработать переключение экспорта белорусских нефтепродуктов в порты РФ. Минэнерго России в сентябре сообщило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты, в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и грузовых тарифов РЖД. Тогда источник рассказал, что порты РФ готовы снижать тарифы на перевалку нефтепродуктов из Беларуси при условии гарантированных объемов.

В декабре белорусский вице-премьер Владимир Семашко заявил, что Беларусь может направить в 2018 году на экспорт через порты РФ до 1 миллиона тонн нефтепродуктов, но должна быть экономическая целесообразность такого маршрута. По данным РЖД, с начала года белорусские производители направили на экспорт через российские порты около 300 тысяч тонн нефтепродуктов.

По данным "Infoline-Аналитики", в 2017 году Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов, в том числе почти 8,5 миллиона тонн — через Ригу, Вентспилс, Клайпеду и Таллин, около 4 миллионов тонн ушло по железной дороге (до 90% на Украину, менее 10% в Россию).

ru.sputniknewslv.com

РФ перекрыла реэкспорт нефтепродуктов из Беларуси на Украину

С ноября месяца Россия прекращает поставки в Беларусь нефтепродуктов, ограничения будут действовать до конца 2019 года, сообщает РИА Новости.

В Минэнерго пояснили, что беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Беларусь нецелесообразен, поскольку республика полностью обеспечивает свои потребности в них путем переработки российской нефти. А вот излишки союзная республика реэкспортирует на Украину, зарабатывая на этом миллиарды.

Как отметили наблюдатели, реэкспорт достиг уже таких масштабов, что Москва больше не может закрывать на это глаза.

Ограничения касаются автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута. Указанные продукты вообще не будут поставляться до конца следующего года. При этом поставка нефти будет продолжена на уровне прошлого года.

Сообщается, что за 7 месяцев 2018 года за границу Беларуси было вывезено 2,3 млн. тонн российских нефтепродуктов на сумму более $900 млн. (5 лет назад этот показатель не превышал 90 тыс. тонн). Основные объемы уходили на Украину.

Кроме того, белорусские компании использовали для закупки нефти в РФ «серые» каналы. Сырье перерабатывалось и также уходило за рубеж. По данным источников, в последние годы реэкспорт составлял около 5% белорусского ВВП.

Грядущий запрет ощутимо ударит по украинскому рынку продуктов нефтеперегонки – Украина за счет реэкспорта закрывала до 40% своих потребностей в моторном топливе. Дефицита, конечно, не будет, но теперь украинцам придется приобретать топливо по рыночным ценам (белорусский вариант был намного дешевле, поскольку нефтепродукты доставались Минску беспошлинно).

Освободившуюся нишу готовы занять Казахстан, а также европейские партнеры. Предполагается, что закупки из новых источников обойдутся Киеву на 10-15 процентов дороже.

Источник

militaryreview.ru

Россия перекрыла реэкспорт топлива из Белоруссии на Украину

 С ноября Россия прекратит поставки в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута, ограничение будет действовать до конца следующего года. Как объяснили в Минэнерго, беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию нецелесообразен — республика полностью обеспечивает свои потребности в нефтепродуктах за счет переработки российской нефти. А вот излишки Минску ни к чему: союзник поставляет их в соседнюю Украину, зарабатывая миллиарды долларов. Наблюдатели отмечают: объемы реэкспорта достигли таких масштабов, что Москва уже не может закрывать на это глаза.

Больше, чем нужно

В российском Министерстве энергетики разъяснили: поставки определенных нефтепродуктов, не производящихся в Белоруссии, сохранятся. Ограничения не затронут и торговлю нефтью: в 2019-м Москва отправит в соседнюю страну 24 миллиона тонн, как и в прошлом году.

Что же касается автобензина, солярки, мазута — в индикативном балансе предусмотрены нулевые показатели.

За семь месяцев текущего года белорусы ввезли 2,3 миллиона тонн нефтепродуктов из России на сумму свыше 900 миллионов долларов. Очевидно, что реальная потребность республики в нефтепродуктах намного ниже. Для сравнения, пять лет назад импорт российских нефтепродуктов не превышал и 90 тысяч тонн.

Все, что Белоруссия не использовала сама, активно реэкспортировали — основной объем уходил на Украину.

Белорусы недовольны

Прекращение поставок нефти, нефтепродуктов и газа сверх объемов, требующихся Белоруссии для собственного потребления, обсуждалось давно. Теперь же решение принято, и расчет простой: новые соглашения исключают возможность «серых» схем поставок нефтепродуктов в рамках Союзного государства, приводивших к недополученным доходам федерального бюджета России.

Белорусы с такой позицией не согласны. В августе президент республики Александр Лукашенко в интервью телеканалу «Беларусь-1» заявил: упреков в том, что белорусские компании покупают темные нефтепродукты в России, перерабатывают в Белоруссии и затем продают на внешнем рынке, он не понимает. Глава государства указал на то, что практика эта не новая. А темные нефтепродукты, по его словам, — это отходы нефтепереработки, не реализуемые в России, на переработке которых Белоруссия «зарабатывает копейку».

Речь, впрочем, не совсем о копейках.

«Белоруссия неплохо зарабатывала, это официальная позиция государства: покупать у России за два рубля, а за пять продавать соседям», — отмечает Антон Шабанов, независимый экономический эксперт.

По-соседски

В последние годы объемы таких поставок росли в геометрической прогрессии. Белорусские экономисты подсчитали: на реэкспорте российских нефтепродуктов Белоруссия зарабатывала до пяти процентов своего ВВП.

«Российский, украинский и белорусский народы всегда, при всех расхождениях объединяла смекалка. Смекалка украинцев заключалась в том, что Белоруссия — удобный и дешевый канал для реэкспорта», — отмечает Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Эксперт предполагает, что канал перекрыли пока в тестовом режиме, но если белорусы представят убедительные обоснования, что им нужно больше наших энергоресурсов для экономики, возможно, ограничения пересмотрят.

«Эта разумная профилактическая мера, мы не хотим помогать другому государству в ущерб себе. Украинцы могут купить нефть где-то еще, если не хотят покупать у России напрямую. То, что мы теряем существенные деньги, стало слишком заметно, игнорировать это уже неудобно», — добавляет независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Платить придется больше

Грядущий запрет на экспорт нефтепродуктов обещает стать для украинского рынка продуктов нефтеперегонки весьма чувствительным. По некоторым данным, Украина закрывала до 40% своих потребностей в моторном топливе за счет российской нефти, которую реэкспортировала Белоруссия. Преимущества для Киева очевидны: выгодная логистика с практически прямыми поставками и хорошие цены.

Физический дефицит украинцам, конечно, не грозит, на рынке нефтепродуктов достаточно. Другое дело, что в отличие от дешевой серой схемы (нефтепродукты доставались Минску беспошлинно в рамках Таможенного союза) поставки из альтернативных источников обойдутся дороже: платить придется по рыночным ценам.

Экономисты не исключают, что заместить выпадающие белорусские поставки попробует кто-то из ближайших конкурентов, например, Казахстан.  Другой вариант — соседи по Европе.

«Украина закупает альтернативный газ в Европе по цене на десять-пятнадцать процентов выше российского, то же самое будет и с нефтепродуктами», — полагает Алексей Громов.

РИА Новости

www.putin-today.ru

Россия перекрыла реэкспорт нефти и нефтепродуктов из Белоруссии в евроколонию Бандерастан

Россия перекрыла реэкспорт топлива из Белоруссии на Украину© РИА Новости/ Рамиль Ситдиков

МОСКВА, 15 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская.

С ноября Россия прекратит поставки в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута, ограничение будет действовать до конца следующего года. Как объяснили в Минэнерго, беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию нецелесообразен — республика полностью обеспечивает свои потребности в нефтепродуктах за счет переработки российской нефти. А вот излишки Минску ни к чему: союзник поставляет их в соседнюю Украину, зарабатывая миллиарды долларов. Наблюдатели отмечают: объемы реэкспорта достигли таких масштабов, что Москва уже не может закрывать на это глаза.

Больше, чем нужно

В российском Министерстве энергетики разъяснили: поставки определенных нефтепродуктов, не производящихся в Белоруссии, сохранятся. Ограничения не затронут и торговлю нефтью: в 2019-м Москва отправит в соседнюю страну 24 миллиона тонн, как и в прошлом году.

Что же касается автобензина, солярки, мазута — в индикативном балансе предусмотрены нулевые показатели.

За семь месяцев текущего года белорусы ввезли 2,3 миллиона тонн нефтепродуктов из России на сумму свыше 900 миллионов долларов. Очевидно, что реальная потребность республики в нефтепродуктах намного ниже. Для сравнения, пять лет назад импорт российских нефтепродуктов не превышал и 90 тысяч тонн.

Все, что Белоруссия не использовала сама, активно реэкспортировали — основной объем уходил на Украину.

© РИА Новости/ Андрей Александров Нефтеперерабатывающий завод в Белоруссии. Архивное фото

Белорусы недовольны

Прекращение поставок нефти, нефтепродуктов и газа сверх объемов, требующихся Белоруссии для собственного потребления, обсуждалось давно. Теперь же решение принято, и расчет простой: новые соглашения исключают возможность "серых" схем поставок нефтепродуктов в рамках Союзного государства, приводивших к недополученным доходам федерального бюджета России.

Белорусы с такой позицией не согласны. В августе президент республики Александр Лукашенко в интервью телеканалу "Беларусь-1" заявил: упреков в том, что белорусские компании покупают темные нефтепродукты в России, перерабатывают в Белоруссии и затем продают на внешнем рынке, он не понимает. Глава государства указал на то, что практика эта не новая. А темные нефтепродукты, по его словам, — это отходы

© РИА Новости/ Владимир ПесняБелорусские рубли. Архивное фото

По-соседски

В последние годы объемы таких поставок росли в геометрической прогрессии. Белорусские экономисты подсчитали: на реэкспорте российских нефтепродуктов Белоруссия зарабатывала до пяти процентов своего ВВП.

"Российский, украинский и белорусский народы всегда, при всех расхождениях объединяла смекалка. Смекалка украинцев заключалась в том, что Белоруссия — удобный и дешевый канал для реэкспорта", — отмечает Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Эксперт предполагает, что канал перекрыли пока в тестовом режиме, но если белорусы представят убедительные обоснования, что им нужно больше наших энергоресурсов для экономики, возможно, ограничения пересмотрят.

"Эта разумная профилактическая мера, мы не хотим помогать другому государству в ущерб себе. Украинцы могут купить нефть где-то еще, если не хотят покупать у России напрямую. То, что мы теряем существенные деньги, стало слишком заметно, игнорировать это уже неудобно", — добавляет независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

© РИА Новости/ Андрей Александров   Мозырский нефтеперерабатывающий завод

Платить придется больше

Грядущий запрет на экспорт нефтепродуктов обещает стать для украинского рынка продуктов нефтеперегонки весьма чувствительным. По некоторым данным, Украина закрывала до 40% своих потребностей в моторном топливе за счет российской нефти, которую реэкспортировала Белоруссия. Преимущества для Киева очевидны: выгодная логистика с практически прямыми поставками и хорошие цены.

Физический дефицит украинцам, конечно, не грозит, на рынке нефтепродуктов достаточно. Другое дело, что в отличие от дешевой серой схемы (нефтепродукты доставались Минску беспошлинно в рамках Таможенного союза) поставки из альтернативных источников обойдутся дороже: платить придется по рыночным ценам.

Экономисты не исключают, что заместить выпадающие белорусские поставки попробует кто-то из ближайших конкурентов, например, Казахстан.  Другой вариант — соседи по Европе.

"Украина закупает альтернативный газ в Европе по цене на десять-пятнадцать процентов выше российского, то же самое будет и с нефтепродуктами", — полагает Алексей Громов.

РИА Новости

alexandr-palkin.livejournal.com

Россия перекрыла реэкспорт топлива из Белоруссии на Украину

С ноября Россия прекратит поставки в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута, ограничение будет действовать до конца следующего года. Как объяснили в Минэнерго, беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию нецелесообразен — республика полностью обеспечивает свои потребности в нефтепродуктах за счет переработки российской нефти. А вот излишки Минску ни к чему: союзник поставляет их в соседнюю Украину, зарабатывая миллиарды долларов. Наблюдатели отмечают: объемы реэкспорта достигли таких масштабов, что Москва уже не может закрывать на это глаза.

Больше, чем нужно

В российском Министерстве энергетики разъяснили: поставки определенных нефтепродуктов, не производящихся в Белоруссии, сохранятся. Ограничения не затронут и торговлю нефтью: в 2019-м Москва отправит в соседнюю страну 24 миллиона тонн, как и в прошлом году.

Что же касается автобензина, солярки, мазута — в индикативном балансе предусмотрены нулевые показатели.

За семь месяцев текущего года белорусы ввезли 2,3 миллиона тонн нефтепродуктов из России на сумму свыше 900 миллионов долларов. Очевидно, что реальная потребность республики в нефтепродуктах намного ниже. Для сравнения, пять лет назад импорт российских нефтепродуктов не превышал и 90 тысяч тонн.

Все, что Белоруссия не использовала сама, активно реэкспортировали — основной объем уходил на Украину.

Белорусы недовольны

Прекращение поставок нефти, нефтепродуктов и газа сверх объемов, требующихся Белоруссии для собственного потребления, обсуждалось давно. Теперь же решение принято, и расчет простой: новые соглашения исключают возможность «серых» схем поставок нефтепродуктов в рамках Союзного государства, приводивших к недополученным доходам федерального бюджета России.

Белорусы с такой позицией не согласны. В августе президент республики Александр Лукашенко в интервью телеканалу «Беларусь-1» заявил: упреков в том, что белорусские компании покупают темные нефтепродукты в России, перерабатывают в Белоруссии и затем продают на внешнем рынке, он не понимает. Глава государства указал на то, что практика эта не новая. А темные нефтепродукты, по его словам, — это отходы нефтепереработки, не реализуемые в России, на переработке которых Белоруссия «зарабатывает копейку».

Речь, впрочем, не совсем о копейках.

«Белоруссия неплохо зарабатывала, это официальная позиция государства: покупать у России за два рубля, а за пять продавать соседям», — отмечает Антон Шабанов, независимый экономический эксперт.

По-соседски

В последние годы объемы таких поставок росли в геометрической прогрессии. Белорусские экономисты подсчитали: на реэкспорте российских нефтепродуктов Белоруссия зарабатывала до пяти процентов своего ВВП.

«Российский, украинский и белорусский народы всегда, при всех расхождениях объединяла смекалка. Смекалка украинцев заключалась в том, что Белоруссия — удобный и дешевый канал для реэкспорта», — отмечает Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Эксперт предполагает, что канал перекрыли пока в тестовом режиме, но если белорусы представят убедительные обоснования, что им нужно больше наших энергоресурсов для экономики, возможно, ограничения пересмотрят.

«Эта разумная профилактическая мера, мы не хотим помогать другому государству в ущерб себе. Украинцы могут купить нефть где-то еще, если не хотят покупать у России напрямую. То, что мы теряем существенные деньги, стало слишком заметно, игнорировать это уже неудобно», — добавляет независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Платить придется больше

Грядущий запрет на экспорт нефтепродуктов обещает стать для украинского рынка продуктов нефтеперегонки весьма чувствительным. По некоторым данным, Украина закрывала до 40% своих потребностей в моторном топливе за счет российской нефти, которую реэкспортировала Белоруссия. Преимущества для Киева очевидны: выгодная логистика с практически прямыми поставками и хорошие цены.

Физический дефицит украинцам, конечно, не грозит, на рынке нефтепродуктов достаточно. Другое дело, что в отличие от дешевой серой схемы (нефтепродукты доставались Минску беспошлинно в рамках Таможенного союза) поставки из альтернативных источников обойдутся дороже: платить придется по рыночным ценам.

Экономисты не исключают, что заместить выпадающие белорусские поставки попробует кто-то из ближайших конкурентов, например, Казахстан.  Другой вариант — соседи по Европе.

«Украина закупает альтернативный газ в Европе по цене на десять-пятнадцать процентов выше российского, то же самое будет и с нефтепродуктами», — полагает Алексей Громов.

Наталья ДембинскаяРИА Новости

www.russiapost.su