Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра. Белоруссия транзит нефти


чем обернётся удорожание транзита российской нефти через Белоруссию

Речь идёт о транспортировке нефти из России в страны Европы по отрезкам магистрального трубопровода «Дружба».Правительство Белоруссии резко — сразу в полтора раза — подняло тарифы на транзит российской нефти через белорусскую территорию к европейским потребителям. Это ставит снабжение европейцев нефтью на грань рентабельности. Решение об увеличении тарифов появилось сразу после двух событий: заявления российского вице-премьера Аркадия Дворковича о том, что цена на газ для Белоруссии снижаться не будет, и возвращения Александра Лукашенко из Пекина с договорённостями о новых финансовых вливаниях Китая в Белоруссию. При этом представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил, что компания не получила уведомления об изменении тарифов, и сообщил о намерении обратиться в ФАС России. Прогноз развития ситуации — в материале RT.

Журналисты давно заметили: белорусские власти очень любят сообщать громкие новости либо в пятницу вечером, либо в субботу. Так произошло и на этот раз: в субботу, 1 октября, было предано огласке постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли, по которому тарифы на транзит нефти по магистральным трубопроводам через территорию Белоруссии вырастут на 50%. В последний раз расценки на эти услуги повышались 1 февраля 2016 года и в намного меньшем масштабе.

Речь идёт о транспортировке нефти из России в страны Европы по отрезкам магистрального трубопровода «Дружба», которые принадлежат белорусским предприятиям ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба». Тариф по маршруту Унеча (Высокое) — Адамова Застава вырастет с 267,32 до 400,98 российского рубля за тонну (без учёта НДС). По маршруту Унеча (Высокое) — Броды — со 114,82 до 172,23 российского рубля. Тариф по маршруту Невель (Великие Луки) — Полоцк — Высокое увеличится с 32,31 до 48,47 российского рубля (по этому маршруту приводится тариф на приём и дальнейшую транспортировку нефти в Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию и на Украину).

Днём в субботу в СМИ появился комментарий вице-премьера РФ Аркадия Дворковича о белорусско-российских переговорах по цене на газ. По словам Дворковича, в начале следующей недели Россия и Белоруссия возобновят дискуссию, однако речь о скидке для Минска не идёт. А днём ранее министр энергетики России Александр Новак заявил, что долг Белоруссии за российский газ приблизился к $300 млн.

Слова российского вице-премьера фактически опровергают многочисленные заявления белорусского руководства о том, что «вопрос с Россией по газу почти решён», включая и звучавшие лично из уст Александра Лукашенко.

Показательно, что само постановление о повышении цен на транзит российской нефти было подписано 28 сентября — в день, когда Лукашенко отправлялся в Китай за новыми кредитами и инвестициями. Но держалось в секрете до 1 октября, то есть до возвращения президента Белоруссии домой. И опубликовано оно одновременно с заявлением Дворковича о безуспешности (для Белоруссии) переговоров по газу. Поверить в такие совпадения трудно.«Александр Лукашенко вернулся из Пекина очень приободрённым, с ворохом подписанных договоров о китайских кредитах и инвестициях. И от китайских товарищей он услышал массу обещаний поддержать в трудную минуту, которым почему-то поверил, — сказала RT белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач.

— Лукашенко бьёт по больному: резкий рост тарифа на транзит российской нефти через Беларусь напрямую скажется на её конкурентоспособности на европейских рынках. А там и без того всё невесело: например, Польша недавно приняла решение полностью заменить российскую нефть на более дешёвую иранскую. Даже нефтеперерабатывающие предприятия Польши уже перенастроены на нефть из Ирана. В такой ситуации российские нефтяники могли бы попытаться демпинговать, но Лукашенко их такой возможности лишает. Однако Александр Григорьевич и сам крупно рискует: ведь энергообеспечение Беларуси на 80% зависит от российского газа».

«Нефтегазовые» разногласия между Белоруссией и Россией возникли весной 2016 года. Сейчас цена на газ для Белоруссии составляет $132 за 1000 кубометров. В Минске, однако, считают справедливой цену на поставляемый в Беларусь российский газ в размере $73 за 1000 кубометров. Власти мотивируют это двумя вещами — общемировым падением цен на энергоносители и достигнутыми ранее политическими договорённостями о том, что российские и белорусские потребители (прежде всего промышленные) должны получать газ по одной и той же цене. В противном случае они оказываются в неравных конкурентных условиях, что противоречит духу Союзного государства России и Белоруссии.

Словом, с весны Минск стал платить за газ столько, сколько считает нужным. В свою очередь, «Газпром» начал насчитывать долг и жаловаться в Минэнерго.Переговоры ни к чему не приводили, и Аркадий Дворкович заявил, что Россия из-за недоплаты за поставки газа приняла решение о сокращении поставок нефти в Белоруссию. В третьем квартале поставки ощутимо сократились; из России поступило 3,5 млн. тонн нефти (против 5,8 млн. тонн в первом квартале и 5,7 млн. тонн во втором).

Это решение оказалось очень болезненным для Минска, так как средства от переработки беспошлинной российской нефти составляют существенную часть бюджетных поступлений. В белорусском правительстве заявили, что с такой позицией не согласны, и предложили не увязывать газовые вопросы с объёмами поставок нефти. А президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что снижение поставок Россией нефти в Белоруссию он расценивает как давление на его страну.

Теперь обсуждаются три варианта условий поставок газа в Белоруссию. Первый — вариант равнодоходных цен, второй — привязка к внутрироссийским ценам с рядом условий. Третий вариант предполагает определённые субсидии. Правда, такие переговоры могут тянуться до бесконечности, если не будет принято политическое решение на уровне президентов.

«Конечно, в Минске были бы рады компенсировать разницу между действующей и желаемой ценой на газ повышением для России тарифа на транзит этого самого газа, — говорит RT белорусский экономический аналитик Вадим Петрищенко. — Но поступить так с газом уже невозможно, поскольку белорусское госпредприятие «Белтрансгаз» ранее было продано белорусскими властями российскому «Газпрому» и стало называться «Газпром Трансгаз Беларусь». Тарифы на транзит оно устанавливает само, однако исправно платит налоги в белорусский бюджет. Так что решили надавить на транзит нефти».

Постановление о росте тарифов на транзит российской нефти через Белоруссию вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. То есть у сторон конфликта остаётся примерно неделя, чтобы решить, получит ли Белоруссия скидку на поставляемый природный газ. К тому же статус этого постановления — решение одного из министерств — достаточно невысок, что позволит в случае чего президенту легко его отменить без какого-либо ущерба для собственной репутации.

Заметим, что политическое решение, похоже, придётся принимать. Ещё 23 сентября премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков сообщил журналистам, что в июле-августе на белорусской экономике сказался неожиданный фактор — ограничение российской стороной поставок нефти. «1,6 млн. тонн мы недополучили в третьем квартале. Как по цепочке, сократились объёмы промышленного производства и объёмы прежде всего оптовой торговли. Это уменьшило наш ВВП на 0,3%», — пояснил Кобяков.

«Снижение поставок нефти приводит к сокращению объёмов производства и экспорта белорусских нефтепродуктов, что, соответственно, отрицательно сказывается на объёме промышленного производства и динамике ВВП. С другой стороны, сокращение поставок нефти — это ещё и снижение поступлений в белорусский бюджет, куда зачисляются вывозные пошлины на нефтепродукты», — отметил в комментарии информационной компании «БелаПАН» директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

До конца 2014 года Белоруссия перечисляла в бюджет России экспортную пошлину при продаже за пределы Таможенного союза нефтепродуктов, изготовленных из беспошлинной российской нефти. С 2015-го вся пошлина пополняет бюджет Белоруссии, при этом нефть на белорусские НПЗ поступает из России по внутрироссийским ценам (без пошлин на экспорт нефти), а они значительно ниже мировых. Это и стало одним из основных факторов относительной сбалансированности белорусского бюджета. Теперь же российские ограничения на поставки нефти эту идиллию разрушают.

Денис Лавникевич, МинскИсточник

fast.fonfast.ru

Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Белоруссия увеличит транзит нефтепродуктов через российские порты, но полностью на них если и перейдет, то не сразу, так как рассчитывает на сотрудничество с Прибалтикой. Россия же, имея возможность усиления давления на Минск в этом смысле, воздерживается, чтобы не дать повод политическим оппонентам обвинять ее в принуждении партнеров. Так считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Белоруссия продолжит транзит нефтепродуктов через порты России, но только если это будет экономически оправдано. Об этом заявил заместитель главы концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков.

"Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими - мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские", - сказал Рыбаков.

Он добавил также, что транзит через более отдаленные порты - "это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям".

В августе прошлого года Владимир Путин выступил с инициативой обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, соответственно, нужно увязать вопрос получения нефти из России с использованием российской инфраструктуры.

Месяц спустя в Минске заявили, что поставки через российские порты экономически нецелесообразны. Но в конце года глава "Белнефтехима" Игорь Ляшенко допустил, что в 2018 году Белоруссия может поставить через российские порты до миллиона тонн нефтепродуктов. 

По разным корзинам

Ситуация вокруг транзита - элемент давней российской стратегии, направленной на развитие портов на Балтике, говорит Игорь Юшков. Власти прилагают усилия к тому,...

...чтобы отечественные компании и производители отказались от транзита через прибалтийские порты и шли через наши порты - Петербург, Усть-Луга, Высоцк. Соответственно, логично было бы, если и белорусские товары, прежде всего, нефтепродукты, произведенные из российской нефти, также шли через наши порты, пояснил эксперт.

"Отказ от работы с Прибалтикой вызван во многом и политическими противоречиями. Прибалтика регулярно называет Россию агрессором, и конечно, когда тебя ежедневно поливают грязью, возникает вопрос, почему бюджеты этих стран должны формироваться за счет перевалки российских грузов, а наши посты будут простаивать. И белорусов Россия призывает сделать то же самое, тем более что страны-соседи Белоруссии ведут порой политику, которая вредит Минску - достаточно вспомнить историю с БелАЭС, проект, торпедированный Литвой", - говорит Юшков.

Белорусы же, по его словам, пытаются разложить яйца по разным корзинам - они и не против сотрудничества с Россией, но и надеются на сотрудничество с прибалтами. 

Просчитывать последствия

Владимир Путин обозначил четкую позицию - все нефтепродукты, производимые из российской нефти, должны идти через наши порты. В какой срок к этому нужно прийти, не прописано, и Минск пытается этим пользоваться, указывая на уже имеющиеся у них контракты с прибалтийскими портами.

"Думаю, что белорусы все равно увеличат поставки через наши порты, но и будут работать с прибалтами. Убеждение разойтись с Прибалтикой может занять много времени - белорусы политически не хотят завязываться на одного транзитера", - сказал Игорь Юшков. 

Россия не усиливает давление, так как четко просчитывает последствия. Документально обязательства Белоруссии по транзиту через российские порты не зафиксированы, и по сути Минск ничего не нарушает. "Соответственно, ультимативные требования Москвы могут быть на руку политическим оппонентам, которые выставят Россию как принуждающую своих партнеров", - пояснил эксперт. 

www.moja-tula.ru

Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Белоруссия увеличит транзит нефтепродуктов через российские порты, но полностью на них если и перейдет, то не сразу, так как рассчитывает на сотрудничество с Прибалтикой. Россия же, имея возможность усиления давления на Минск в этом смысле, воздерживается, чтобы не дать повод политическим оппонентам обвинять ее в принуждении партнеров. Так считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Белоруссия продолжит транзит нефтепродуктов через порты России, но только если это будет экономически оправдано. Об этом заявил заместитель главы концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков.

"Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими - мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские", - сказал Рыбаков.

Он добавил также, что транзит через более отдаленные порты - "это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям".

В августе прошлого года Владимир Путин выступил с инициативой обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, соответственно, нужно увязать вопрос получения нефти из России с использованием российской инфраструктуры.

Месяц спустя в Минске заявили, что поставки через российские порты экономически нецелесообразны. Но в конце года глава "Белнефтехима" Игорь Ляшенко допустил, что в 2018 году Белоруссия может поставить через российские порты до миллиона тонн нефтепродуктов. 

По разным корзинам

Ситуация вокруг транзита - элемент давней российской стратегии, направленной на развитие портов на Балтике, говорит Игорь Юшков. Власти прилагают усилия к тому,...

...чтобы отечественные компании и производители отказались от транзита через прибалтийские порты и шли через наши порты - Петербург, Усть-Луга, Высоцк. Соответственно, логично было бы, если и белорусские товары, прежде всего, нефтепродукты, произведенные из российской нефти, также шли через наши порты, пояснил эксперт.

"Отказ от работы с Прибалтикой вызван во многом и политическими противоречиями. Прибалтика регулярно называет Россию агрессором, и конечно, когда тебя ежедневно поливают грязью, возникает вопрос, почему бюджеты этих стран должны формироваться за счет перевалки российских грузов, а наши посты будут простаивать. И белорусов Россия призывает сделать то же самое, тем более что страны-соседи Белоруссии ведут порой политику, которая вредит Минску - достаточно вспомнить историю с БелАЭС, проект, торпедированный Литвой", - говорит Юшков.

Белорусы же, по его словам, пытаются разложить яйца по разным корзинам - они и не против сотрудничества с Россией, но и надеются на сотрудничество с прибалтами. 

Просчитывать последствия

Владимир Путин обозначил четкую позицию - все нефтепродукты, производимые из российской нефти, должны идти через наши порты. В какой срок к этому нужно прийти, не прописано, и Минск пытается этим пользоваться, указывая на уже имеющиеся у них контракты с прибалтийскими портами.

"Думаю, что белорусы все равно увеличат поставки через наши порты, но и будут работать с прибалтами. Убеждение разойтись с Прибалтикой может занять много времени - белорусы политически не хотят завязываться на одного транзитера", - сказал Игорь Юшков. 

Россия не усиливает давление, так как четко просчитывает последствия. Документально обязательства Белоруссии по транзиту через российские порты не зафиксированы, и по сути Минск ничего не нарушает. "Соответственно, ультимативные требования Москвы могут быть на руку политическим оппонентам, которые выставят Россию как принуждающую своих партнеров", - пояснил эксперт. 

litanons.ru

Россия смирилась с транзитом белорусских нефтепродуктов через Прибалтику?

Минск, 4 октября 2017, 10:54 — REGNUM  Несмотря на переговоры о переориентации белорусских нефтепродуктов с прибалтийских портов на российские, порты Усть-Луги и Санкт-Петербурга решили не рекламировать себя в Белоруссии. Так, 3 октября в Минске открылась 11-я Международная специализированная выставка «Транспорт и логистика» в рамках Белорусской транспортной недели, однако стенды российских портов представлены не были, сообщает Sputnik.

Российские порты не разместили свои стенды на выставке. Зато одно из центральных мест здесь заняла реклама литовских железных дорог, а также литовского Клайпедского порта. Латвия тоже представила свои стенды Рижского и Вентспилского портов.

Между тем, как сообщало ИА REGNUM, Латвия и Эстония договариваются с Белоруссией об увеличении объемов грузоперевозок между странами, а также о совместном поиске новых клиентов, желая встроиться в «Новый Шелковый путь». В частности, 3 октября «Белорусская железная дорога» и «Латвийская железная дорога» подписали меморандум о сотрудничестве в области развития перевозок ускоренными поездами по сообщению Белоруссия — Латвия. С Эстонией белорусская сторона договорилась нарастить объемы перевозок внешнеторговых грузов и обмениваться информацией во время перевозок грузов в международном железнодорожном грузовом сообщении.

Читайте подробнее: Транзит нефтепродуктов: Белоруссия выпрашивает у России новые скидки

Напомним, ранее президент России Владимир Путин заявил, что белорусские нефтепродукты, которые полностью производятся из российской нефти, должны поставляться в другие страны не через порты Прибалтики, а через российские северо-западные. Для этого Путин предложил увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.

Белорусская сторона, в свою очередь, не исключает возможности переориентации транзита нефтепродуктов на российские порты. Однако, по словам заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко, изменение маршрута поставок будет возможно только тогда, когда Россия предложит более выгодные условия, чем те, на которых сегодня осуществляется транспортировка нефтепродуктов через порты Прибалтики. Переговоры по этому поводу до сих пор ведутся. Как ранее передавало ИА REGNUM, председатель Белорусского государственного концерна по нефти и химии Игорь Ляшенко заявил, что РЖД уже предоставила 50%-ную скидку для транспортировки белорусских грузов, но этого мало, поэтому российская сторона должна снизить стоимость транспортировки для покрытия расстояния, а также пересмотреть стоимость перевалки грузов.

Россия уже начала уводить свои грузы из Прибалтики и к 2018 году планирует полностью отказаться от перевозки своих грузов, в частности нефтепродуктов, через прибалтийские в пользу российских портов. Это результат, во-первых, реализации планов правительства по развитию собственных портов в Усть-Луге, Приморске, Санкт-Петербурге и Новороссийске. Во-вторых, такое решение обусловлено сильной русофобской политикой.

Поэтому прибалтийские порты предоставляют различные скидки и готовы и дальше снижать стоимость для транспортировки белорусских грузов. Ведь если отсюда уйдет и транзит нефтепродуктов из Белоруссии, то Прибалтике это грозит обернуться экономической катастрофой. Минск успешно пользуется своим положением.

По мнению экспертов, требование о переориентации поставок белорусских нефтепродуктов на порты в Усть-Луге и Санкт-Петербурге логично, особенно в условиях Союзного государства России и Белоруссии. Однако то, что Минск до сих не идет навстречу в этом вопросе, может стать поводом для нового конфликта между РБ и РФ. Ранее гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов обращал внимание на то, что белорусская сторона просто торгуется, стремясь получить для себя очередные преференции.

Читайте развитие сюжета: Никаких транзитных «подарков» Россия от Белоруссии не получит?

regnum.ru

Выгоден ли Беларуси транзит нефтепродуктов через Россию?

8 декабря председатель "Белнефтехима" Игорь Ляшенко сообщил, что Беларусь поставит первую партию нефтепродуктов через российский порт Усть-Луги. А в 2018 году "при наличии благоприятных экономических условий" страна может экспортировать через порты РФ до 1 млн тонн нефтепродуктов, заявил глава белорусского нефтяного концерна. По мнению опрошенных DW экспертов, Беларусь на этом может потерять миллионы долларов.

Не первая попытка поменять логистику

Как напоминает экономический обозреватель Татьяна Маненок, нынешняя попытка Москвы перенаправить экспорт полученных в Беларуси из российского сырья нефтепродуктов в порты РФ вместо балтийских не первая. Несколько лет назад даже рассматривался почти невероятный проект строительства нефтепровода из РБ в российскую Усть-Лугу.

Нефтепродукты в данном случае не являются для Москвы исключением: Россия неуклонно сокращает экспорт своих товаров через порты стран Балтии (хотя это порой не выгодно самим экспортерам), стремясь максимально загрузить собственные. Мотивировка российских чиновников, по мнению Маненок, проста: незачем нам кормить чужие страны.

Это, полагает эксперт, в первую очередь политика чистой воды, особенно ставшая заметной после введения Западом санкций в отношении России из-за ее действий на Украине. Кроме того, для Москвы перенаправление белорусского экспорта в свои порты означало бы получение ими существенной прибыли.

Новое развитие тема транзита белорусских нефтепродуктов получила в августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. Там глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров пожаловался президенту Владимиру Путину на белорусов, которые отказываются от услуг РЖД в пользу балтийской инфраструктуры. В ответ Путин предложил привязать объем поставок нефти на белорусские НПЗ к транзиту их продукции через российские порты.

Простая арифметика транзита

Беларусь вывозит получаемые на двух ее НПЗ - в Новополоцке и Мозыре - нефтепродукты в основном через латвийские порты Рига и Вентспилс, а также через литовскую Клайпеду (всего 13 млн тонн в 2016 году). Нежелание отказываться от их услуг, прежде всего, объясняется географически: от Новополоцкого НПЗ до Риги - примерно 400 км, до Санкт-Петербурга - 800 км. Соответственно двое дороже стоимость транзита.

Понимают это и в Москве. Поэтому Российские железные дороги (РЖД) объявили о готовности предоставить белорусам 50-процентную скидку на транспортировку нефтепродуктов к портам на Северо-Западе РФ. После чего стоимость транзита сравнялась, хотя до Санкт-Петербурга везти белорусский бензин по-прежнему вдвое дольше, чем до Риги.

Но и это еще не все. "РЖД - госпредприятие, поэтому они могут с позволения руководства страны дать 50-процентную скидку. Но сами российские порты и компании, работающие на рыночных условиях, не готовы предоставлять такие большие преференции", - уверена Татьяна Маненок.

Лоббисты и интересы

Кроме того, продолжает Маненок, стоимость перевалки нефтепродуктов в балтийских портах ниже, чем в российских: в портах Литвы и Латвии - 6-8 долларов за тонну, в российских портах - 12-18 долларов. Помимо этого, например в порту Санкт-Петербурга, есть проблемы с сохранностью грузов из-за не самой совершенной инфраструктуры.

Да и в суровые зимы порты на Северо-Западе России замерзают, что усложняет доставку нефтепродуктов европейским потребителям. По названным причинам покупатели белорусского бензина предпочитают приобретать его через порты стран Балтии, указывает и.о. главы Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб.

В случае с изменением логистики экспорта белорусских нефтепродуктов, отмечает политолог Валерий Карбалевич, экономические интересы Минска не совпадают с российскими. "Политика тут, видимо, не на первом месте. Хотя российские лоббисты приводят аргументы, что союзники-белорусы кормят балтийские порты. Лоббисты пытаются вывести проблему на политический уровень, чтобы президент России надавил на белорусское руководство", - полагает Карбалевич. В то же время, заключает он, пока не будет очень сильного давления со стороны Кремля, власти в Минске будут придерживаться своей нынешней позиции в вопросе маршрутов экспорта нефтепродуктов.

Артур Смирнов

belarus-mt.ru

Белоруссия отказалась от транзита нефти через Прибалтику в пользу России

- Белоруссия до конца года начнет экспортировать нефть в обход прибалтийский портов. Белорусский концерн «Белнефтехим» подписал контракт о транзите собственной нефтепродукции через российские морские порты взамен прибалтийских. Ожидается, что еще уже в декабре этого года на экспорт через Российскую Федерацию пройдут первые 72 тысячи тонн белорусских нефтегрузов. Это означает, что процесс, о котором говорил, в том числе президент Путин по переориентации белорусского нефтетранзита с Прибалтики на российскую территорию запущен.

- Глава «Белнефтехима» Игорь Лященко, выступая на заседании Совета Министров Союзного государства России и Беларуси, сообщил, что первая партия грузов будет поставлена в российсие порты в ближайшую неделю и до января 2018 года через Россию «будет экспортировано 72 тысячи тонн белорусских нефтепродуктов». «Соответствующий контракт на поставку через российские порты уже есть», — цитирует RuBaltic высказывание Лященко, который также добавил, что транзит через Усть-Лугу — это взаимный интерес России и Беларуси. Ожидается, что при отсутствии неожиданностей в будущем году Беларусь намерена экспортировать через российские порты Северо-запада миллион тонн нефтепродуктов ежегодно.

http://expert.ru/2017/12/12/belorussiya-otkazalas-ot-tranzita-nefti-cherez-pribaltiku-v-polzu-rossii/

Учитывая, что Белоруссия перерабатывает российскую нефть, предсказуемо договорились. Русофобской Прибалтике пламенный привет.

Тут еще из новостей международной изоляции:

- Канадская компания Teekay, один из крупнейших в мире владельцев СПГ- танкеров, заявила в понедельник, 11 декабря о завершении оплаты долгосрочного кредита на сумму 816 миллионов долларов, привлечённых для финансирования строительства всех шести танкеров — газовозов ледового класса Arc7, которые будут обслуживать проект «Ямал СПГ» в России. Первое судно из шести ледокольных газоперевозчиков запланировано к поставке в январе 2018 года, оставшиеся суда поступят до начала 2020 года. Эти новые танкеры будут обслуживать проект «Ямал- СПГ» по чартерным контрактам с фиксированными сроками аренды до 2045 года плюс периоды опциона.

Еще немного и слово "Ямал" будет звучать в новостях очень часто.

Ну а про нефть вышедшую за 65 и строительство АЭС в Египте вы наверняка слышали. Ждем новостей по АЭС в Турции.

zergulio.livejournal.com

Беларусь допустила транзит нефтепродуктов через российские порты

29 Сентября 2017 г.

Фото: portmanagement.ru

В Беларуси не исключают возможности транзита нефтепродуктов через российские порты, если это будет экономически выгодно. Об этом журналистам сообщил заместитель гендиректора производственного объединения «Белоруснефть» Сергей Каморников, пишет ТАСС.

«Продолжаются отраслевые переговоры, переговоры с железными дорогами (РЖД и БЖД), переговоры с портами, чтобы они снижали тарифы и предоставляли те условия, которые сегодня могут предложить порты в странах Балтии и Украине. Если российские порты будут выгодны для Белоруссии с учетом всех составляющих (доставка, особенности раздельного хранения, цена), то, в принципе, нам ничто не мешает экспортировать продукты и по этому северному направлению», – уточнил Сергей Каморников.

Эксперт по логистике, гендиректор Infranews Алексей Безбородов в комментарии для «Евразия.Эксперт» рассказал, почему Беларусь допустила переориентацию на российские порты, а также о том, как изменилась стоимость транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты по сравнению с литовской Клайпедой.

«Я думаю, что вопрос решается на уровне президентов. Кроме того, позиция литовцев в отношении БелАЭС и всего остального не становится лучше. Белорусы должны понимать, что это повод для более или менее резких действий. На сегодняшний день увеличилась скидка на перевалку от владельцев вагонов. Теперь все три основных компонента логистики (стоимость железнодорожного тарифа, стоимость вагона и стоимость перевалки) имеют скидку 50-70%. Сегодня наша логистика на Усть-Лугу дешевле Клайпеды на 55-60% – за весь комплект услуг», – отметил Алексей Безбородов.

Ранее замминистра энергетики Кирилл Молодцов в ходе Петербургского газового форума заявил, что российская сторона создаст условия для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, чтобы нефтепродукты не шли через страны Балтии. «Мы их (условия – прим. «ЕЭ») создаем. Соответствующие материалы доложены, работа идет весьма активно, поручение получено», – подчеркнул Молодцов.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии для «Евразия.Эксперт» предположил, что Беларусь не переведет весь транзит нефтепродуктов на российские порты.

«Белорусы не готовы на полный отказ от транзита через Прибалтику, но удастся сократить его и разложить яйца в разные корзины. Им тоже не нужен очередной энергетический конфликт с Россией, но они хотят выгодных условий. Полностью осушить прибалтийские порты даже в среднесрочной перспективе России не удастся. Белорусы будут гнать часть объемов через Прибалтику и ссылаться на то, что у них есть долгосрочный контракт на транзит и на перевалку», – прокомментировал эксперт.

В августе президент России Владимир Путин заявил о необходимости  увязать поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию. 

Порты Латвии, Литвы и Эстонии уже лишились значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике. Совокупный грузооборот портов трех стран в 2016 г. сократился до 138,94 млн т, и тенденция к снижению объемов перевалки сохраняется. Помимо этого, Россия и Китай сейчас работают над проектом «Один пояс – один путь», по которому грузы пройдут в Европу в обход стран Балтии.

О том, почему Москва предлагает Беларуси лишить Прибалтику транзита, о каких объемах идет речь, и выгодно ли это Минску, читайте в аналитическом материале «Евразия.Эксперт».

eurasia.expert