НЕФТЯНОЙ БИТУМ И ОСТАТОЧНОЕ ТОПЛИВО. Битум это нефть


Битум - это... Что такое Битум?

Битум, полученный из нефти

Би́ту́мы (от лат. bitumen — горная смола, нефть) — твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битумы не растворимы в воде, полностью или частично растворимы в бензоле, хлороформе, сероуглероде и др. органических растворителях; плотностью 0,95—1,50 г/см³.

Классификация

Природные битумы — полезные ископаемые органического происхождения с первичной углеводородной основой. К ним относятся естественные производные нефти, образующиеся при нарушении консервации её залежей в результате химического и биохимического окисления. По составу, зависящему от состава исходных нефтей и условий их преобразования, условно подразделяются на несколько классов: мальты, асфальты, асфальтиты, кериты и антраксолиты. Добычу проводят главным образом карьерным или шахтным способом (Битуминозные пески).

Искусственные (технические) битумы — это остаточные продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. По составу сходны с природными битумами.

Добыча и переработка природных битумов

Процесс добычи и комплексной переработки природных битумов производится в следующей последовательности:

  • добыча битумосодержащей породы
  • разделение битумосодержащей породы на органическую и минеральные части
  • транспортировка битума
  • переработка битума

В зависимости от условий залегания и физических свойств сырья разработка месторождений природных битумов осуществляется следующими способами:

  • карьерным и шахтным очистным, при которых породу извлекают на поверхность, где из неё экстрагируют битум растворителем или горячей водой с добавкой эмульгирующих составов
  • шахтным дренажным, при котором природные битумы добываются в шахте самотеком через систему восходящих дренажных скважин, пробуренных из горных выработок
  • скважинным внутрипластовым, при котором природные битумы добываются путем термического или иного воздействия на битумонасыщенные породы через скважины, пробуренные с поверхности

Рудничными (карьерным и шахтным) способами разрабатываются месторождения с битумонасыщенностью вмещающих пород не менее 10% и глубиной залегания 60 — 90 метров. Коэффициент извлечения битума при этом до 85 — 90%. Примером такой добычи является Ярегское нефтяное месторождение в Республике Коми.

Скважинными способами разрабатываются месторождения жидких природных битумов (битуминозная нефть) с глубиной залегания, как правило, более 100 метров. При скважинных способах коэффициент нефтеотдачи достигает в среднем 30%. В Татарстане битуминозную сверхвязкую нефть в экпериментально-показательном и пока убыточном проекте добывают на Ашальчинском месторождении. Здесь пробурено несколько пар дугообразных с выходом на дневную поверхность скважин. В паре скважины параллельны, располагаясь друг над другом на расстоянии несколько метров. Одна из скважин предназначена для закачки пара, прогревающего пласт. Другая для откачки нефти, ставшей менее вязкой под воздействием прогрева.

Природные битумы не являются сами по себе товарным продуктом, как нефть или газ. Для получения из них товарного продукта нужны дополнительные технологические процессы. В качестве товарного продукта переработки природных битумов может рассматриваться «синтетическая нефть» — вид сырья, альтернативный природной нефти. Кроме того, являясь многокомпонентным полезным ископаемым, природные битумы помимо углеводородов нередко содержат нафтеновые кислоты, сульфокислоты, простые и сложные эфиры, серу, редкие цветные металлы (ванадий, никель, рений) в кондиционных концентрациях. Минимальная концентрация ванадия в природных битумах, при которой выгодна его промышленная добыча составляет 120 г/т, а никеля — 50 г/т.[1]

Свойства и методы получения

  • Нефтяные битумы
  • Битумы твёрдых горючих ископаемых

Мировые запасы природного битума составляют около 580 млрд т, добыча 115 млн.т (на 1981).

Применение

  • Битумные лаки
  • Битумные материалы

Интересные факты

Битум является аморфным веществом, то есть в твёрдом состоянии проявляет свойства жидкости. Чтобы доказать это, в 1927 г. сотрудник Квинслендского университета Томас Парнелл поместил битум в воронку и стал ждать, когда он вытечет. Эксперимент удался: первая капля упала через восемь лет, за что Парнелл и удостоился Шнобелевской премии[2]. (См.: Опыт с капающим пеком)

Битум — древнейший строительный и отделочный материал. О свойствах природного битума — «земляной смолы», применявшейся для скрепления наконечников древних копий и делающей посуду водонепроницаемой, древний человек знал ещё в эпоху неолита. Битумная посуда предшествовала глиняной. Битум использовали в строительстве для изоляции достаточно редкого для Месопотамии дерева. Природный битум часто использовался как связующее вещество при создании мозаик из полудрагоценных камней и раковин (Урский штандарт, мозаичное панно из аль-Убейда).

В древнем мире монополия на природный битум изначально принадлежала Месопотамии и составляла значительную часть экспорта. В Древнем Египте битумом пользовались для бальзамирования и мумификации. В Древнем Шумере[3] эту субстанцию называли «эсир», аккадцы — «идду», арабы, проживавшие на территории Ирака, дали ей много имён: «сайали», «зифт» и «кар».

См. также

Примечания

Литература

  • 1. Составлено на основе материалов из Химической энциклопедии НИ «Большая российская энциклопедия», М.,1988 г.

Ссылки

Портал о нефти и газе - о добыче и использовании природных энергетических ресурсов

dic.academic.ru

Битум — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Би́тумы (от лат. bitumen — горная смола, нефть) — твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битумы нерастворимы в воде, полностью или частично растворимы в бензоле, хлороформе, сероуглероде и др. органических растворителях; плотностью 0,95—1,50 г/см3.

Классификация

Природные битумы — полезные ископаемые органического происхождения с первичной углеводородной основой. К ним относятся естественные производные нефти, образующиеся при нарушении консервации её залежей в результате химического и биохимического окисления. По составу, зависящему от состава исходных нефтей и условий их преобразования, условно подразделяются на несколько классов: мальты, асфальты, асфальтены, кериты и антраксолиты. Добычу проводят главным образом карьерным или шахтным способом (битуминозные пески).

Искусственные (технические) битумы — это остаточные продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. По составу сходны с природными битумами.

Добыча и переработка природных битумов

Процесс добычи и комплексной переработки природных битумов производится в следующей последовательности:

  • добыча битумосодержащей породы;
  • разделение битумосодержащей породы на органическую и минеральные части;
  • транспортировка битума;
  • переработка битума.

В зависимости от условий залегания и физических свойств сырья разработка месторождений природных битумов осуществляется следующими способами:

  • карьерным и шахтным очистным, при которых породу извлекают на поверхность, где из неё экстрагируют битум растворителем или горячей водой с добавкой эмульгирующих составов;
  • шахтным дренажным, при котором природные битумы добываются в шахте самотёком через систему восходящих дренажных скважин, пробурённых из горных выработок;
  • скважинным внутрипластовым, при котором природные битумы добываются путём термического или иного воздействия на битумонасыщенные породы через скважины, пробурённые с поверхности.

Рудничными (карьерным и шахтным) способами разрабатываются месторождения с битумонасыщенностью вмещающих пород не менее 10 % и глубиной залегания 60 — 90 метров. Коэффициент извлечения битума при этом до 85 — 90 %. Примером такой добычи является Ярегское нефтяное месторождение в Республике Коми.

Скважинными способами разрабатываются месторождения жидких природных битумов (битуминозная нефть) с глубиной залегания, как правило, более 100 метров. При скважинных способах коэффициент нефтеотдачи достигает в среднем 30 %. В Татарстане битуминозную сверхвязкую нефть в экспериментально-показательном и пока убыточном проекте добывают на Ашальчинском месторождении. Здесь пробурено несколько пар дугообразных с выходом на дневную поверхность скважин. В паре скважины располагаются параллельно друг над другом на расстоянии несколько метров. Одна скважина предназначена для закачки пара, прогревающего пласт, другая — для откачки нефти, ставшей менее вязкой под воздействием прогрева.

Природные битумы не являются сами по себе товарным продуктом, как нефть или газ. Для получения из них товарного продукта нужны дополнительные технологические процессы. В качестве товарного продукта переработки природных битумов может рассматриваться «синтетическая нефть» — вид сырья, альтернативный природной нефти. Кроме того, являясь многокомпонентным полезным ископаемым, природные битумы помимо углеводородов нередко содержат нафтеновые кислоты, сульфокислоты, простые и сложные эфиры, серу, редкие цветные металлы (ванадий, никель, рений) в кондиционных концентрациях. Минимальная концентрация ванадия в природных битумах, при которой выгодна его промышленная добыча составляет 120 г/т, а никеля — 50 г/т[1].

Свойства и методы получения

Мировые запасы природного битума составляют около 580 млрд т, добыча 115 млн т (на 1981 год).

Применение

Битумы — широко распространённый и известный инженерно-строительный материал, используемый в разных сферах:

  • для устройства гидроизоляции в строительстве дорог, зданий и сооружений, прокладке трубопроводов;
  • в производстве асфальтобетона;
  • при изготовлении кровельных материалов;
  • в лакокрасочной и кабельной промышленности;
  • для заливочных аккумуляторных мастик и др.

Интересные факты

Битум является аморфным веществом, то есть в твёрдом состоянии проявляет свойства жидкости. Чтобы доказать это, в 1927 году сотрудник Квинслендского университета Томас Парнелл поместил битум в воронку и стал ждать, когда он вытечет. Эксперимент удался: первая капля упала через восемь лет, за что Парнелл и удостоился Шнобелевской премии[2] (См.: Опыт с капающим пеком).

Битум — древнейший строительный и отделочный материал. О свойствах природного битума — «земляной смолы», применявшейся для скрепления наконечников древних копий и делающей посуду водонепроницаемой, древний человек знал ещё в эпоху неолита. Битумная посуда предшествовала глиняной. Битум использовали в строительстве для изоляции достаточно редкого для Месопотамии дерева. Природный битум часто использовался как связующее вещество при создании мозаик из полудрагоценных камней и раковин (Урский штандарт, мозаичное панно из аль-Убейда).

В древнем мире монополия на природный битум изначально принадлежала Месопотамии и составляла значительную часть экспорта. В Древнем Египте битумом пользовались для бальзамирования и мумификации. В Древнем Шумере[3] эту субстанцию называли «эсир», аккадцы — «идду», арабы, проживавшие на территории Ирака, дали ей много имён: «сайали», «зифт» и «кар».

См. также

Напишите отзыв о статье "Битум"

Примечания

  1. ↑ Искрицкая Н. И. [ngtp.ru/rub/9/15_2008.pdf «Экономические показатели освоения месторождений природных битумов»]
  2. ↑ [ig-nobel.ru/2005.php Шнобелевская премия — 2005]
  3. ↑ [vostokoved.spb.ru/read.php?sname=gudea&articlealias=bitumen Битум-древнейший строительный и отделочный материал]

Литература

  1. Химическая энциклопедия НИ «Большая российская энциклопедия», М., 1988.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Битум

Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту. – Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку. За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся. – Ишь, черти, на дороге дрова положили, – проворчал он. – Кончился, что ж его носить? – сказал один из них. – Ну, вас! И они скрылись во мраке с своею ношей. – Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова. – Болит. – Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину. – Сейчас, голубчик. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра… Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами. В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов. – Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? – Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился. – Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику. – Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру. – Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно. Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано. – Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею. – Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому. – Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей. Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось. – Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова. Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил: – Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство. – Вы бы могли из прикрытия взять! Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору. Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались. – Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого. Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского. – И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола. Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним. – Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин. Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.

wiki-org.ru

Битум Википедия

Жидкий битум, полученный из нефти

Би́тумы (от лат. bitūmen — горная смола, «асфальтовый») — твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битумы нерастворимы в воде, полностью или частично растворимы в бензоле, хлороформе, сероуглероде и др. органических растворителях; плотностью 0,95—1,50 г/см3.

Классификация[ | код]

Природные битумы — полезные ископаемые органического происхождения с первичной углеводородной основой. К ним относятся естественные производные нефти, образующиеся при нарушении консервации её залежей в результате химического и биохимического окисления. Их добычу проводят главным образом карьерным или шахтным способом (битуминозные пески).

По составу, зависящему от состава исходных нефтей и условий их преобразования, условно подразделяются на несколько классов:

Искусственные битумы (технические битумы) — это остаточные продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. По составу близки с природными битумами.

Добыча и переработка природных битумов[ | код]

Естественный выход на дневную поверхность битума на нефтеносном месторождении McKittrick в Калифорнии

Процесс добычи и комплексной переработки природных битумов производится в следующей последовательности:

  • добыча битумосодержащей породы;
  • разделение битумосодержащей породы на органическую и минеральные части;
  • транспортировка битума;
  • переработка битума.

В зависимости от условий залегания и физических свойств сырья разработка месторождений природных битумов осуществляется следующими способами:

  • карьерным и шахтным очистным, при которых породу извлекают на поверхность, где из неё экстрагируют битум растворителем или горячей водой с добавкой эмульгирующих составов;
  • шахтным дренажным, при котором природные битумы добываются в шахте самотёком через систему восходящих дренажных скважин, пробурённых из горных выработок;
  • скважинным внутрипластовым, при котором природные битумы добываются путём термического или иного воздействия на битумонасыщенные породы через скважины, пробурённые с поверхности.

Рудничными (карьерным и шахтным) способами разрабатываются месторождения с битумонасыщенностью вмещающих пород не менее 10 % и глубиной залегания 60 — 90 метров. Коэффициент извлечения битума при этом до 85 — 90 %. Примером такой добычи является Ярегское нефтяное месторождение в Республике Коми.

Скважинными способами разрабатываются месторождения жидких природных битумов (битуминозная нефть) с глубиной залегания, как правило, более 100 метров. При скважинных способах коэффициент нефтеотдачи достигает в среднем 30 %. В Татарстане битуминозную сверхвязкую нефть в экспериментально-показательном и пока убыточном проекте добывают на Ашальчинском месторождении. Здесь пробурено несколько пар дугообразных с выходом на дневную поверхнос

ru-wiki.ru

Битум нефтяной дорожный БНД - что это такое?

Битум – строительный материал, используемый в различных сферах человеческой деятельности: от гидроизоляции кровли и фундамента в промышленном и гражданском строительстве, до производства асфальтобетонных смесей в дорожной сфере.

В мире существует три разновидности битума:

1) природный, находящийся в местах нефтяных месторождений и образующий так называемые нефтяные озера/болота (Тринидадский битум — оз. Пич-Лейк). В силу своего естественного происхождения и натурального природного состава на протяжении уже многих десятилетий является эталоном вяжущего, используемого в дорожном и аэродромном строительстве. Стоит очень дорого.

2) асфальтовый, находящийся в пористых горных породах. Его измельчают и перемалывают в порошок, который может использоваться при производстве мастик и битума. В силу своей высокой цены мало распространен.

3) нефтяной (искусственно созданный), широко распространенный, получаемый путем переработки сырой нефти и делится на:

— остаточный, который получается нагреванием и выделением из нефти более легких компонентов (бензин, керосин и др.), с последующей отгонкой в вакууме при 400°C машинных и других остаточных масел. В результате чего остается густой смолистый остаток – гудрон (остаточный битум),

— окисленный, полученный путем окисления гудрона,

— компаундированный, получается путем смешения различных гудронов.

Что такое «БНД»?

Битум Нефтяной Дорожный используется для приготовления горячих/холодных асфальтобетонных смесей, битумных эмульсий, дорожных мастик и других продуктов дорожной отрасли.

По плотности делится на:

— вязкий, используемый в летний период. В Российской Федерации используется 5 марок вязкого дорожного битума:

— жидкий, применяемый в холодное время года. Он бывает средне густеющим – «СГ»; медленно густеющим – «МГ»; медленно густеющим остаточным — «МГО».

Индекс «40/60», идущий после аббревиатуры, указывает на допустимый для данной марки предел глубины проникания стандартной иглы на специальном приборе (пенетрометре) при 25 °С.

  1. Главная
  2. Блог
  3. Заметки
  4. Битум нефтяной дорожный БНД — что это такое?

roadtm.com

Жидкий нефтяной битум - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Жидкий нефтяной битум

Cтраница 1

Жидкие нефтяные битумы представляют собой остатки первичной перегонки нефтей, крекинг-остатки или продукты смешения твердых битумов с мазутом или вязкими нефтедестиллатами.  [1]

Жидкие нефтяные битумы класса СГ приготавливают путем разжижения вязких битумов керосином, бензином, лигроином и др. Медленногустеющие битумы МГ получают, применяя в качестве разжижителя масляные нефтепродукты, природные смолистые нефти, мазут и т.п. Медленногустеющие битумы могут быть природными - тяжелые смолистые нефти. Разжижение вязких битумов нередко изменяет дисперсную структуру вяжущего, вызывая часто коагуляцию дисперсной фазы, отрицательно сказывающуюся на его свойствах. Поэтому, в каждом конкретном случае, разжижитель должен быть соответствующим образом подобран с учетом его фракционного состава и полярности, аналогичной вязкому битуму.  [2]

При нагревании жидких нефтяных битумов необходимо соблюдать требуемую температуру, предусмотренную нормативно-технической документацией для каждой марки, и более краткое выдерживание их при этих температурах. Требуется соблюдать также технику противопожарной безопасности. В качестве природных жидких битумов в строительстве используют тяжелые высокосмолистые нефти.  [3]

Пергамин кровельный представляет собой изоляционный рулонный материал, изготовленный из кровельного картона, пропитанного жидким нефтяным битумом. В отличие от рубероида пергамин не имеет на поверхности покровного слоя битума.  [4]

Гидроизоляционный слой приготовляют в растворомешалках из смеси супесчаного грунта влажностью не более 3 % и вяжущего ( жидкий нефтяной битум, гудрон, мазут) в количестве 10 % от объема смеси.  [5]

Условная вязкость природных битумов изменяется от 15 до 1893 с и для большинства месторождений превышает требования для жидких нефтяных битумов. При этом наблюдается полное проникание стандартной иглы при температуре 25 С. Таким образом, природные битумы невозможно классифицировать по существующим стандартам для нефтяных промышленых битумов.  [6]

Нелетучие разбавители: нефтяные масла - машинное, трансформаторное, цилиндровое, смазочное, соляровое и др., жидкие нефтяные битумы, масляный гудрон, мазут.  [7]

К двухкомпонентным вяжущим на основе полиэфирной смолы ПН-1 ( ПН-3) относят композиции, содержащие в качестве пластификаторов жидкие нефтяные битумы и нефтяные гудроны пониженной вязкости.  [8]

В качестве дешевых и доступных пластификаторов, хорошо образующих устойчивые химические связи при взаимодействии с фу-рановыми мономерами, в композиционных вяжущих применяют: жидкие нефтяные битумы, нефтяные гудроны пониженной вязкости, жидкие сланцевые битумы.  [9]

Следует отметить широкий диапазон изменения вязкости ( от 354 до 1050 с) и температуры размягчения ( от 25 до 121 С) выделенных образцов битума месторождения Иман-Кара. Вязкость всех исследованных образцов превышает требования для промышленных жидких нефтяных битумов.  [10]

Температура укладки теплого асфальтобетона составляет 60 - 110 С. В качестве вяжущих компонентов для теплого асфальтобетона применяют жидкие нефтяные битумы.  [11]

В качестве разбавителей холодных мастик применяют жидкие органические вещества. Разбавители разделяются на летучие и нелетучие. К летучим разбавителям относятся бензин, лигроин, уайт-спирит, керо - Ч5ин и зеленое масло, к нелетучим - нефтяные масла, жидкие нефтяные битумы, масляный гудрон и мазут. Холодные мастики на битумных па-стах изготовляются путем смешения битумных паст с минеральным наполнителем и антисептиком. В качестве разбавителя для холодных мастик на пастах применяется вода.  [13]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

НЕФТЯНОЙ БИТУМ И ОСТАТОЧНОЕ ТОПЛИВО

Переработка Нефти

Он взбаламучен, и чистоты лишен, и красоты В Шекспир «Укрощение строптивой»

У нефтепереработчика есть две возможности для ис­пользования кубовых остатков — производство остаточ­ного топлива и нефіяного битума. Выбор между этими возможностями определяется характеристиками исходной сырой нефти и потребностями рынка.

НЕФТЯНОЙ БИТУМ

Нефтяные битумы представляют собой продукты, полу­чаемые из остатков перегонки нефтей, крекинга и очистки масел. Их широко применяют в дорожном строительстве, при производстве кровельных материалов, лаков и т. д. В состав битумов входят в основном масла, смолы и асфальте - ны. — Прим. ред.

Нефтяные битумы содержат различные количества ас - фальтенов, состоящих из очень сложных молекул. Асфаль - тены — полиароматические соединения с высоким соот­ношением количества углеродных атомов к количеству водородных атомов, в которых бензольные кольца тесно прилегают друг к другу (конденсированные циклы). Хи­мик-органик сказал бы что-нибудь вроде «2,2,3-триметил - пчелиные-соты». Молекулы этих веществ содержат обычно более 50 атомов углерода. Если содержание асфальтенов достаточно высоко, то такая остаточная фракция может служить прочным и стабильным связующим материалом, то есть битумом.

Содержание асфальтенов в битуме влияет на его твердость и температуру размягчения: чем больше в битуме асфальтенов,

Тем он тверже. Смолы повышают цементирующие свойства битума и его эластичность. Масла в битуме являются разжи­жающей средой, в которой растворяются смолы и набухают асфальтени. ~ Прим. ред.

Битумы можно разделить на четыре категории, хотя такое деление и не является строгим. Это — прямогон - ный нефтяной битум, окисленный битум (или асфальт), дистиллятный раствор битума и битумная эмульсия.

Прямогонный нефтяной битум

Остаток, который получается при глубокой вакуумной перегонке смолистых нефтей (при отборе 80—90% дис­тиллятов), можно непосредственно использовать как би­тум. Это — черное или темно-коричневое вещество, при

Комнатной температуре оно очень вязкое (густое) или твердое. Чем выше была температура на установке вакуум­ной перегонки нефти, тем больше вязкость битума.

Для характеристики этого вида битума используют два основных показателя: температура размягчения и пенет - рация (проницаемость). Температурой размягчения назы­вают температуру, при которой предмет определенной формы и заданной массы начинает погружаться в битум. В наиболее распространенной методике используют сталь­ной шар. Нефтяные битумы, поступающие в продажу, обычно имеют температуры размягчения около 25— 170°С (80—340° F).

Пенетрация является мерой твердости битума. Прибор для измерения этого показателя снабжен стальной иглой с тяжелой верхней частью. Пенетрацию определяют как глубину, на которую игла погружается в битум при за­данной температуре за стандартный промежуток време­ни. Очень твердые битумы характеризуются нулевым зна­чением пенетрации, а показатель для более мягких биту­мов достигает 250.

Производство широкого набора битумов на нефтепе­рерабатывающем заводе обеспечивается за счет смены режима. Например, некоторое время установка вакуум­ной перегонки работает на заполнение резервуара биту­мом с величиной пенетрации 40—50, после этого режим ее работы изменяют так, чтобы получался битум с вели­чиной пенетрации 250, который заполняет новый резер­вуар. Смешивая эти два компонента непосредственно в емкости для транспортировки на грузовике, барже или в цистерне, можно получить продукт с любой заданной величиной пенетрации от 40 до 250.

Окисленный битум

Помимо повышения температуры вакуумной перегон­ки, имеется возможность изменять консистенцию мягких битумов химическим путем в воздуходувке. На этой уста­новке остатки от переработки нефти или крекинг-остат­ки продувают горячим воздухом, в результате чего про­исходит химическая реакция. Кислород присоединяется к битуму, либо водород соединяется с кислородом и обра­зует воду, которая затем испаряется. В результате получа­ется более твердый и резиноподобный битум. Этот спо­соб позволяет получить битумы с низкой величиной пе - нетрации и требует меньших затрат, так как при этом используется пек, содержащийся в сырой нефти.

Дистиллятный раствор битума

Для многих областей применения битума требуется, чтобы материал оставался текучим. Например, при стро­ительстве дорог он должен хорошо смешиваться с грави­ем и песком. Поэтому асфальт обычно смешивают и укла­дывают при повышенных температурах. Чтобы упростить требования к оборудованию в местах укладки, отказав­шись от работы при высоких температурах, и одновре­менно получить твердое и прочное покрытие, иногда в битум добавляют разбавитель. Разбавитель (или разжижи - тель) размягчает битум, что позволяет работать с ним при низких температурах. После укладки асфальта разба­витель испаряется и образуется прочное и твердое ас­фальтовое покрытие.

Время, за которое разбавитель испарится (оно обычно измеряется днями), зависит от того, какой именно про­дукт использовали для разбавления. Если требуется быст­рое загустение битума (образование конечного твердого материала), то разбавителем должна служить достаточно легкая фракция, например, нафта. Если допустимо более длительное время загустения, то используют керосин. Тип разбавителя обычно находит отражение в маркировке дистиллятных растворов битума: БГ (быстрогустеющие) и СГ (густеющие со средней скоростью).

Использование дистиллятных растворов битума всегда было сопряжено с проблемами. В самом деле, разбавитель проходит через всю систему и уходит в никуда — это дорого. Кроме того, он уходит не в никуда, а в атмосфе­ру, и, значит, загрязняет воздух.

Битумные эмульсии

Чтобы достичь той же гибкости в использовании обо­рудования и при этом избежать проблем, связанных с разбавителем, разработали производство эмульсий. Эмуль­сия — это смесь, содержащая 50—70% битума и 30—50% воды. Чтобы эти компоненты оставались в смешанном состоянии, добавляют эмульгатор, что-нибудь типа мыла. Хотя эмульгатор гораздо дороже, чем битум, его требу­ется всего один процент.

Из готового материала вода испаряется точно так же, как и разбавитель, и в результате образуется твердый асфальт. С эмульсиями можно работать при более низких температурах по сравнению со всеми остальными сорта­ми битума, поскольку добавление воды для облегчения работы не требует больших затрат.

Для строительства дорог обычно используют мягкие битумы с индексом пенетрации 200—300. Для промыш­ленных целей применяют материал, для которого эта ве­личина составляет 40—50. Для кровельных материалов (гонт, толь, пергамин) и для настилки полов (влагоне­проницаемые покрытия, плитка) битумы часто смеши­вают с глиной..

Один любознательный инженер обнаружил, что час­тицы битума в эмульсиях отрицательно заряжены, такие эмульсии называются анионными. Некоторые наполните­ли, которые используют в смесях с битумом, также от­рицательно заряжены. Поэтому иногда оказывается труд­но полностью смешать наполнитель с битумной эмуль­сией, особенно если это проделывают в сырую погоду, когда возможны электрические токи. Для борьбы с этим явлением придумали специальные эмульсии, в которых частицы битума заряжены положительно. Такие эмуль­сии, которые называют охотно совмещают­ся с наполнителем. Для дорожных работ в основном при­меняют катионные эмульсии.

Если вы хотя бы раз в своей жизни анализировали варианты топлива для автономной системы газоснабжения, то наверняка встречались с такой разновидностью, как пропан-бутановая смесь. У пытливого ума тут же возникает …

Если Вам слишком жарко, уходите из кухни Гарри С Трумэн Многие экономические соображения, влияющие на производство различных нефтепродуктов, связаны с ко­личеством теплоты, которое выделяется при их сжига­нии. Действительно, чтобы выбрать, …

Уильям Д. Леффлер Начало—самая важная часть работы Платон «Республика» Если Вы открыли эту книгу, Вам уже не требуется введение в ее предмет — Вы и так им занимаетесь. Вряд ли …

msd.com.ua

нефтяной битум - это... Что такое нефтяной битум?

 нефтяной битум

нефтяной битум; искусственный битум

Битум, представляющий собой продукт окисления или остатков после перегонки и крекинга нефти и нефтепродуктов.

Политехнический терминологический толковый словарь. Составление: В. Бутаков, И. Фаградянц. 2014.

  • минеральное электроизоляционное масло
  • искусственный битум

Смотреть что такое "нефтяной битум" в других словарях:

  • нефтяной битум — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN oil asphaltpetroleum bitumenpetroleum asphalt …   Справочник технического переводчика

  • Нефтяной битум — Б. Нефтяной битум (также известный как нефтяной пек, рафинированный пек, нефтяной асфальт) обычно получается в виде остатка от перегонки сырой нефти. Он имеет коричневый или черный цвет и может быть мягким или хрупким. Используется для дорожных… …   Официальная терминология

  • нефтяной битум — naftos bitumas statusas T sritis chemija apibrėžtis Naftos rektifikacijos likučiai. atitikmenys: angl. oil asphalt; petroleum asphalt rus. нефтяной битум …   Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

  • нефтяной битум, полученный перегонкой с паром — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN steam refined oil …   Справочник технического переводчика

  • твердый нефтяной битум — kelių bitumas statusas T sritis chemija apibrėžtis Kelių dangai skirtas bitumas. atitikmenys: angl. paring bitumen, GB; paving asphalt, US; road asphalte, US rus. дорожный битум; твердый нефтяной битум …   Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

  • барбадосский нефтяной битум — барбадосская нефть — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы барбадосская нефть EN green tar …   Справочник технического переводчика

  • вёрдый нефтяной битум — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN paving asphalt …   Справочник технического переводчика

  • нефтяной асфальтовый гудрон — мягкий нефтяной битум полуасфальт — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы мягкий нефтяной битумполуасфальт EN semiasphaltic flux …   Справочник технического переводчика

  • Битум — (Asphalt) Определение битума, свойства битума, применение битума Информация об определении битума, свойства битума, применение битума Содержание Содержание 1. Свойства 2. Методы испытания и соответствующие виды классификаций Пенетрация… …   Энциклопедия инвестора

  • Битум — Битум, полученный из нефти Битумы (от лат. bitumen  горная смола, нефть)  твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битумы …   Википедия

technical_terminology.academic.ru