В Башкирии показали, как получать дорожный битум экстра-класса из сверхвязкой нефти Татарстана. Битумная нефть татарстан


«В Татарстане развивают добычу природного битума» в блоге «Энергетика и ТЭК»

На Ашальчинском месторождении сверхвязкой нефти (СВН или природный битум) ОАО «Татнефть» достигнут средний дебит нефти одной скважины свыше 52 т в сутки, сообщает пресс-служба компании.

Опытно-промышленная эксплуатация этого месторождения ведется нефтегазодобывающим управлением «Нурлатнефть» с 2006 года. При разработке используется парогравитационная технология воздействия через парные горизонтальные скважины (через одну из них нагнетается пар, через другую – выкачивается нефть). В настоящее время пробурено 11 пар таких скважин, из них 7 введены в эксплуатацию. 8-ю пару планируется ввести в работу в конце марта текущего года.

С целью выработки и закачки в пласт пара построена котельная отечественного производства (г.Бийск) производительностью 50 т пара в час. Для закачки пара в 9 нагнетательных скважин сегодня используются мощности одного котла. В сутки он вырабатывает порядка 550 т пара. Вывести работу котельной на полную мощность планируется в августе текущего года по мере ввода в эксплуатацию новых скважин.

Проект освоения месторождений СВН развивается при поддержке государственных органов, научных организаций России и Республики Татарстан. В разработке и внедрении новых технологий, оборудования и методов работы участвовали специалисты и рабочие НГДУ «Нурлатнефть», ТатНИПИнефть, сервисных компаний.

Напомним, в 2011 году «Татнефть» на Ашальчинском месторождении природного битума из 7 пар скважин добыла 41,5 тыс. т нефти. В январе текущего года максимальный дебит нефти по одной паре составлял 44 т в сутки.

Этот вид углеводородного сырья считают одной из альтернатив на фоне истощения месторождений обычной нефти. А в Татарстане, где ресурсы СВН могут достигать 7 млрд. т, полагают даже, что его разработка может стать новым стратегическим направлением для нефтяной отрасли страны.

*

Природные битумы - полутвердая или твердая смесь преимущественно углеводородного состава, растворимая в органических растворителях. Генетически они представляют собой в различной степени дегазированные, потерявшие легкие фракции, вязкие-полутвердые естественные производные нефти - мальты, асфальты, асфальтиты.

Природные битумы - это составная часть горючих ископаемых. К ним относятся естественные производные нефти, образующиеся при нарушении консервации её залежей в результате химического и биохимического окисления, например асфальты, кериты, мальты, озокериты и др. Добычу проводят главным образом карьерным или шахтным способом.

Традиционные битумы применяются все реже, а вот произведенные на их основе битумно-полимерные материалы и синтетическая нефть пользуются большой популярностью. Это символизирует собой новую эру в развитии рынка битума. Самые большие запасы битума находятся в Канаде. В последние годы здесь устойчиво растут темпы добычи битумов для производства на его основе синтетической нефти.

Несмотря на новые тенденции, которые пока проявляются только в Канаде, в основном битум используется в строительстве, в частности для производства кровельных материалов. На территории бывшего СССР выявлено около 700 залежей битуминозных пород, преимущественно в России, Казахстане и Азербайджане. В России ресурсы природных битумов по разным оценкам составляют от 30 до 75 млрд. тонн. В США ежегодно производится около 28 млн. тонн битума, из них около 10 млн. -модифицированные.

sdelanounas.ru

Муслимов Р.Х., Романов Г.В., Каюкова Г.П. и др. Комплексное освоение тяжелых нефтей и природных битумов пермской системы Республики Татарстан [PDF]

Казань: Фэн, 2012. — 396 с.В монографии изложены основные направления комплексного освоения месторождений тяжелых нефтей и природных битумов пермской системы Республики Татарстан, включающие стадии освоения данного вида углеводородного сырья и мероприятия, направленные на их реализацию. Дан анализ современного состояния освоения ресурсов тяжелых сверхвязких нефтей и природных битумов, критериев применения российских и мировых технологий их рентабельной добычи и переработки. Приведена характеристика геологических условий залегания, типов коллекторов, покрышек, углеводородного состава нефтебитумных залежей, затронуты вопросы классификации тяжелого углеводородного сырья. Поставлены задачи по созданию и поддержанию действующих геоинформационных моделей и научно-технического сопровождения мероприятий по увеличению продуктивности скважин с учетом охраны окружающей среды.Рассмотрены вопросы развития фундаментальных научно-исследовательских работ и подготовки кадрового потенциала. Дана оценка объемов финансовых затрат на реализацию основных направлений развития нефтебитумного комплекса, определены возможные источники финансирования.Книга предназначена для широкого круга специалистов нефтяной промышленности.Введение.Этапы изучения тяжелых нефтей и природных битумов пермского осадочного комплекса Республики ТатарстанРесурсный потенциал тяжелых нефтей и природных битумов нефтегазоносных провинций Российской ФедерацииКласcификация нафтидов пермской системы и аспекты комплексного освоения тяжелого углеводородного сырья в Республике ТатарстанХарактеристика пермских нефтебитумоносных комплексовСостояние изученности сырьевой базы тяжелых нефтей и природных битумов пермских отложений и возможности ее освоенияМировой опыт изучения и освоения залежей тяжелых нефтей и природных битумов: классификация и критерии применения российских и мировых технологий Анализ современного состояния добычи и переработки тяжелого углеводородного сырья в ТатарстанеОсновные направления освоения ресурсов тяжелых нефтей и природных битумов пермского осадочного комплекса Республики ТатарстанОсновные направления поисков и разведки СВН и ПБ в пермских отложенияхРазработка современных технологий поиска, разведки и освоения залежей тяжелых нефтей и природных битумовСоздание и поддержка геоинформационных, математических и физических моделей пластов-коллекторовОсобенности подготовки залежей тяжелых нефтей и природных битумов к промышленному освоению и обоснование объемов добычи до 2030 годаНаучное обоснование экспериментальных и опытно-промышленных работ по отработке инновационных технологий добычи тяжелых нефтей и природных битумовТехнологии разработки тяжелых нефтей и природных битумов, готовые к промышленному внедрениюТехнологии добычи тяжелых нефтей и природных битумов на стадии опытно-промышленных работНаучно-исследовательские работы, направленные на разработку новых инновационных технологий добычи тяжелых нефтей и природных битумовСбор, транспорт и первичная подготовка тяжелых нефтей и природных битумовРаспределение залежей тяжелых нефтей по группам для транспортировкиПодготовка тяжелых нефтей для транспортировкиСистема транспорта товарной тяжелой нефтиРазработка научных и технологических решений по транспортированию тяжелой нефти для дальнейшей переработкиСольвентная технология для транспортирования тяжелой нефти и природных битумов и продуктов их переработкиРазработка научных основ управления физико-химическими свойствами тяжелого углеводородного сырья в технологических процессах транспортировки и подготовки к переработкеРазработка новых композиционных материалов для снижения гидравлического сопротивления при транспортировке нефти и нефтяных эмульсий на основе нефтяных остатков и природных битумовРазработка теоретических основ процессов удаления нефтяных отложений из систем добычи, хранения, транспортировки тяжелых нефтей с применением композиционных составовПереработка тяжелых нефтей и природных битумов и реализация продуктов их переработкиОпытно-промышленная переработка тяжелых нефтей и природных битумов по вариантам ОАО «Татнефть»Сольвентная технология деасфальтизации природных битумов полярными растворителямиРазработка технологий конверсии природных битумов в синтетическую нефть с применением гидрокаталитических процессовОпытно-промышленная переработка тяжелой нефти по вариантам ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»Интенсификация технологий переработки тяжелых нефтей и природных битумов на основе процесса однократного испарения и интегрированного волнового воздействияРазработка рациональных методов использования битумоносных песчаниковОпытно-промышленные технологии получения товарных продуктовУниверсальные полифункциональные модификаторы для битумов дорожно-строительного назначенияУниверсальные депрессорно-диспергирующие присадки для нефтяных топлив широкого ассортиментаРазработка научных основ и технологий производства мастик и водо-битумно-смоляных эмульсий на основе продуктов переработки тяжелых нефтей и природных битумовАнтикоррозионные битумные пленкообразующие лакокрасочные материалы для металлоконструкцийКомпозиционные битумные вяжущие в производстве гидроизоляционных и кровельных материаловНаучно-исследовательские работы в комплексе решения проблемы освоения тяжелых нефтей и природных битумовИсследование надмолекулярной ассоциативной структуры нанокластеров и глобул жидкофазных нефтесодержащих систем с применением рациональных режимов волновых воздействий и методов физико-математического моделированияИсследование химического состава природных битумов разных месторождений и залежей с целью прогнозной оценки их товарных качествРазработка способов получения базовых минеральных, полусинтетических и белых масел на основе тяжелых нефтей и природных битумовИсследование высокомолекулярных асфальто-смолистых компонентов природных битумов с целью разработки технологических основ получения товарных форм ванадий- и никельсодержащих продуктовРазработка водо-битумных топливных эмульсийРазработка теоретических основ формирования фазового состава и микроструктуры дисперсных систем тяжелых нефтей и природных битумов с целью создания новых материалов на основе продуктов химической модификации асфальтеновРазработка ресурсосберегающих топливных композицийСоздание дорожно-строительных конструкций на основе модифицированных и щебеночно-мастичных асфальтобетоновРазработка экспресс-методов анализа нефти и нефтепродуктов с использованием малогабаритной ЯМР-спектроскопииОценка экономической, социальной и экологической эффективности освоения ресурсов тяжелых углеводородов Республики ТатарстанТехнико-экономическое обоснование мероприятий по добыче тяжелых нефтей и природных битумовЭкологические вопросы при разработке месторождений тяжелых нефтей и природных битумовПодготовка кадров для обеспечения освоения залежей тяжелых нефтейи природных битумовЗаключениеЛитература

www.twirpx.com

Битумы в Татарстане: проект может стать рентабельным

10.09.2009

ЕСЛИ ПАРЛАМЕНТЫ РЕСПУБЛИКИ И РОССИИ ПОДДЕРЖАТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАТНЕФТИ ПО ВВЕДЕНИЮ ЛЬГОТ 

ОАО "Татнефть" в ближайшее время надеется получить государственную поддержку своего проекта по добыче битумной нефти – в виде льгот по налогу на имущество и землю и по экспортной пошлине на нефть, пишет газета "Коммерсантъ Волга-Урал". В этом случае уже в будущем году добыча битумной нефти начнет окупаться.

Переговоры компании с властями по поводу преференций подходят к благополучному завершению. Есть большая вероятность, что республика предоставит ОАО "Татнефть" льготы по налогу на имущество и землю (их должен одобрить татарстанский парламент, возможно уже в октябре с.г.), а Москва обнулит экспортные пошлины на нефть в объеме добычи битумов (если это поддержит Госдума РФ). В этом случае добыча битумов уже в 2009 году может стать рентабельной – и на Ашальчинском, и на Мордово-Кармальском месторождениях.

Обнуления экспортной пошлины на нефть в объеме добычи битумов Татнефть добивается от федерального центра уже больше года, но пока получила лишь льготы по налогу на добычу полезных ископаемых: с 1 апреля 2007 года битумная нефть была переведена в категорию сверхвязкой нефти, и она, по решению федеральных властей, была освобождена от обложения НДПИ. Если федеральный центр действительно согласится на обнуление экспортных пошлин, проект по добыче битумной нефти может окупиться за 13 лет.

Запасы битумов в Татарстане оцениваются от 1,5 до 7 млрд. тонн. В 2008 году Татнефть добыла 12,7 тыс. тонн битумной нефти, в 2009 рассчитывает увеличить добычу до 20 тыс. тонн, в 2010 году – до 30 тыс. тонн, а к 2020 году нарастить до 3 - 3,5 млн. тонн в год.

Татнефть начала добывать битум в 2006 году, сегодня это единственная компания в России, которая занимается добычей природных битумов. Стоит это недешево. Например, только покупка канадской буровой установки Dreco-2000м для Ашальчинского месторождения обошлась Татнефти в $12 млн.

Только недавно газета "БИЗНЕС Online" приводила мнения экспертов, высоко оценивающих перспективы Ашальчей, Мордово-Кармальского и других месторождений. Так, татарстанские ученые говорили о том, что природная битумная нефть – уникальное сырье для битумного производства, в ней мало парафинов и много асфальто-смолистых веществ, такой битум даже не нуждается в окислении и может приблизить асфальтобетонную смесь к идеалу, а татарстанские улицы и трассы – к мировым стандартам.

БИЗНЕС Online

www.business-gazeta.ru

Непокорный битум - ЭкспертРУ - Новости дня

Татарстан намерен интенсифицировать работы по промышленной добыче сверхвязких нефтей (битумов) на территории республики и по-прежнему готов привлечь к этому стратегических иностранных партнеров. Об этом корреспонденту «Эксперта Оnline» заявил президент республики Рустам Минниханов. «Мы считаем, что в среднесрочном плане перспектива Татарстана — это освоение битумных нефтей. Сейчас надо отработать технологию их добычи. А зарубежные партнеры придут — либо эти, либо другие. Все равно интерес у них к этому проекту есть», — отметил второй президент Татарстана, комментируя «Эксперту Оnline» ход освоения залежей сверхвязких нефтей республики.

С

верхвязкие нефти (СВН, битумы) являются одним из главных природных богатств Татарстана. Их запасы здесь огромные: по разным оценкам, от 1,4 млрд до 7 млрд тонн, что составляет треть всех разведанных российских запасов этой категории нефти. В республике выявлено более 450 залежей природных битумов. Они расположены в пределах Мелекесской впадины и на западном склоне Южно-Татарского свода. Наиболее крупные по размерам и запасам залежи сосредоточены в Ашальчинской битумоносной зоне. Попытки извлечь из них нефть предпринимались еще в советские времена. Однако до промышленной добычи дело не дошло — достаточно было обычной нефти из крупнейшего поволжского месторождения Ромашкинского, откуда главная республиканская нефтяная компания «Татнефть» за последние 60 лет выкачала более 3 млрд тонн нефти.

Понятно, что за это время Ромашкинское и другие крупные месторождения «обычной» нефти в этом регионе оказались сильно истощены. Между тем Татарстан не хочет отказываться от доходов, получаемых им от добычи «черного золота», — принципы обеспечения безопасности и стратегия развития нефтехимии этой республики предполагают стабильную добычу нефти на протяжении нескольких десятилетий в размере 31–32 млн тонн в год. Поэтому еще в 2006 году на Ашальчинском месторождении «Татнефть» попыталась добывать битумы по собственной технологии парагравитационного дренажа. Сейчас на этом месторождении пробурены три пары горизонтальных скважин, дебет которых, по словам президента Татарстана Рустама Минниханова, составляет 60 тонн нефти в сутки.

Параллельно с этим «Татнефть» начала поиск стратегического партнера, который бы разделил с ней инвестиционные риски освоения битумных месторождений. Сначала, еще в 2007 году, желание стать таким партнером изъявила корпорация Shell, затем — компания Chevron. Но дело не срослось из-за особенностей строения геологических участков битумной нефти. В Татарстане они представляют собой «слоеный пирог», нижний слой которого — обычная нефть, а верхний — битуминозная. Зарубежные инвесторы претендовали на добычу всего «пирога», татарстанские же власти были готовы поделиться с ними лишь «верхней» частью. «Мы считаем, что по нефти нам партнер не нужен, мы способны эти вопросы решать сами. А по битумам мы считаем, что для нас было бы неплохо иметь стратегического партнера. Но понятия разошлись, и сделка не получилась», — пояснил «Эксперту Оnline» суть разногласий с зарубежными партнерами по этому проекту Рустам Минниханов, который, несмотря на изменение в статусе (с поста премьера стал президентом Татарстана), по-прежнему руководит советом директоров «Татнефти».

В итоге в прошлом году своими силами «Татнефть» добыла в республике 18,4 тыс. тонн сверхвязкой нефти. Но от планов нарастить ежегодную добычу к 2020 году до 3–3,5 млн тонн не отказалась. Ключевой вопрос — снижение себестоимости добычи — компания намерена решить как за счет совершенствования технологий, так и за счет послаблений со стороны федерального центра. В области технологии «Татнефть» по-прежнему придерживается мнения, что наиболее эффективен в Татарстане будет канадский опыт добычи битумов. На Ашальчинском месторождении природных битумов она начала эксплуатацию буровой установки «Кремко-2000М» с наклонной мачтой, которая изготовлена канадской National Oilwell. В мире построено всего 18 подобных установок, причем такого класса — всего пять, из них четыре работают в Канаде. На другом месторождении — Мордово-Кармальском — с прошлого года проходят апробацию технологии канадской же компании CTI.

В области же стимулирования добычи битумов за счет преференций со стороны федерального цента главный успехом явилось то, что с 1 апреля 2007 года с добычи битумов не взимается НДПИ. Однако в Татарстане считают, что этого мало. И чтобы сделать разработку СВН экономически выгодной, государству надо отменить пошлину на экспорт синтетической нефти, выработанной из битумов (себестоимость барреля такой нефти татарстанские нефтяники оценивают в 42 доллара). По расчетам аналитика ИК «Финам» Александра Еремина, при заявленных «Татнефтью» объемах добычи СВН через десять лет федеральный бюджет будет терять от этого 0,9–1,5 млрд долларов в год. Поэтому с отменой экспортных пошлин на синтетическую нефть Москва не торопится.

В ответ в Татарстане в марте приняли решение о проектировании завода по промысловой переработке СВН по технологии, предложенной уфимским Институтом нефтехимпереработки. Основными продуктами завода будут деасфальтизированная нефть (источник получения бензина и дизельного топлива) и неокисленный (остаточный) дорожный битум, характеризующийся высокими эксплуатационными качествами. Предусматривается и возможность использования нефтяных дистиллятов, получаемых в ходе переработки, — в качестве резервного топлива для парогенераторов (вырабатываемый ими пар используется для разогрева СВН в пласте и для выработки электроэнергии). Этот завод будет ежегодно перерабатывать 300 тыс. тонн СВН. В последующем, если проект подтвердит свою эффективность, предполагается создавать такие заводы непосредственно в местах добычи сырья.

Очевидно, если татарстанским нефтяникам каким-либо путем удастся обеспечить устойчивый сбыт продуктам переработки своих битумов, резкое повышение объемов их добычи и новый приход в эту сферу зарубежных нефтяных компаний не заставят себя долго ждать. Другое дело, что, самостоятельно получив первую значительную прибыль от освоения СВН, «Татнефть» наверняка еще более ужесточит свои требования к иностранным партнерам на своей территории.

expert.ru

В Башкирии показали, как получать дорожный битум экстра-класса из сверхвязкой нефти Татарстана

Институт нефтехимпереработки РБ произвел пробную партию окисленного битума из ашальчинской СВН.

  Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан (ИНХП РБ, Уфа), возглавляемый Эльшадом Теляшевым, произвел пробную партию окисленного битума из ашальчинской сверхвязкой нефти (СВН) Татарстана. Об этом Информ-Девону сообщили в отделе интеллектуальной собственности института. Была выбран классический путь АТ-ВТ-Окисление. Проведены точечные пилотные атмосферная и вакуумная перегонки нефти с наработкой партии гудрона и окисление. Получен битум, соответствующий марке БНД 60/90 действующего ГОСТа, с существенно лучшими физико-химическими показателями. На основе этого битума был изготовлен стандартный асфальтобетон типа А, который по своим показателям превышает требования ГОСТ, особенно по водостойкости и прочностным характеристикам. Испытания на колейность (склонность к образованию колеи) показали отличные результаты. После 20000 прокатов колеса на стенде под нагрузкой глубина колеи была лишь около 2,5 мм. После 10000 прокатов колея была 2 мм, что в 2,5 раза меньше, чем требуют немецкие стандарты. При использовании этого битума в составе ЩМА (щебёночно-мастичный асфальт) колейность будет близка к 0, сообщили в ИНХП со ссылкой на оценки экспертов. Эта точечная предварительная работа по получению высококачественных битумов из ашальчинской нефти доказывает, что из нефтей Татарстана, как утверждают в институте, можно классическим путём получать битумы экстра-класса и долговечные бесколейные дороги.

В пользу этого говорит также промышленный опыт 2002 года, сообщили в ИНХП и напомнили предысторию вопроса. Известны 4 основных классических пути производства дорожных битумов и десятки их вариантов. По мнению специалистов Института нефтехимпереработки РБ, все они применимы к условиям Татарстана. Выбор определяется физико-химическими свойствами сырья. По заказу ОАО «Татнефть» в 2002 году была разработана технология производства асфальтобетонов из остаточных битумов или БНН (битумы нефтяные неокисленные). Именно таким путём производятся лучшие европейские битумы из тяжёлых венесуэльских нефтей. По заключению РОСДОРНИИ (Москва) асфальтобетоны из этого битума по ряду ключевых показателей превосходят стандарты. Испытания проводились во многих специализированных организациях. Были уложены опытные участки. Испытания битума в более сложной климатической зоне (г. Кемерово) тоже показали отличные результаты в составе асфальтобетона, в составе «Сларри-Сил» при поверхностной обработке, в составе битумных эмульсий. Материал получил высокую оценку в Финляндии и даже прорабатывался вопрос поставок его в Европу. Разработчикам не известна судьба опытных участков на БНН в РТ, но аналогичные участки дорог безремонтно служили более 18 лет. Но применение этих высококачественных битумов было запрещено Минтрансом РФ как не соответствующих действующему ГОСТу.

Ранее ИА Девон приводил мнение генерального директора ООО «Олигомер» Виктора Лобанова о том, что из сверхвязкой нефти (природный битум) Ашальчинского месторождения (его интенсивно начала разрабатывать "Татнефть") при помощи инновационных технологий можно получать высококачественный дорожный битум.

nangs.org

ЛУКОЙЛ и "Татнефть" увязнут в битумной нефти

Министерство финансов РФ рассматривает вопрос о предоставлении льгот в отношении битумной (сверхвязкой) нефти.

Министерство финансов РФ рассматривает вопрос о предоставлении льгот в отношении битумной (сверхвязкой) нефти. В частности, в пятницу, 13 января, заместитель министра финансов России Сергей Шаталов заявил, что его ведомство обсуждает возможность предоставления льготы по экспортной пошлине на битумную нефть. "Мы обсуждаем, - сказал он. - Но пока не очень понятно, надо ли вкладываться в это серьезно. Может быть, мы это и поддержим". С.Шаталов добавил, что в настоящее время в России нет существенного дефицита нефти и "добыча битумной нефти - это, скорее, некий инновационный проект". По словам замминистра, единственное, что можно делать с битумной нефтью, - это разбавлять ее хорошей легкой нефтью и таким образом портить хорошую нефть, чтобы затем закачивать эту смесь в трубу. Если же рассматривать возможность вывоза битумной нефти за рубеж по железной дороге, то такой проект тоже будет "не очень выгодным с экономической точки зрения". С.Шаталов напомнил, что в России битумную нефть традиционно добывают "Татнефть" и ЛУКОЙЛ. Ранее сообщалось, что "Татнефть" добивается обнуления экспортных пошлин и надеется получить государственную поддержку в проекте добычи битумной нефти. В настоящее время сверхвязкая нефть не облагается НДПИ, однако в "Татнефти" заявляют, что ее добыча все равно нерентабельна. В Татарстане находится 450 месторождений природных битумов с запасами 1,5-7 млрд т. 150 из этих месторождений находятся в зоне деятельности "Татнефти", 12 готовы к промышленной разработке, их будет осваивать "Татнефть" совместно с Shell. Аналитик Газпромбанка Александр Назаров отмечает, что главный вопрос – использование сверхвязкой нефти в дальнейшем. По словам замминистра, единственное, что можно делать, – это разбавлять битумную нефть легкой, более качественной нефтью, таким образом ухудшая ее характеристики. Такой вариант, скорее всего, не будет принят, а транспортировка битумной нефти по железной дороге нерентабельна. "Напомним, что в настоящее время добыча такой нефти уже имеет льготы по НДПИ, однако, по нашим расчетам, добыча битумной нефти будет рентабельна только при предоставлении льгот как по экспортной пошлине, так и по другим налогам. В России ЛУКОЙЛ и "Татнефть" в настоящее время разрабатывают месторождения битумной нефти. Мы не считаем, что новости о возможном предоставлении льгот по экспортной пошлине на добычу сверхвязкой нефти окажут значительное влияние на котировки акций ЛУКОЙЛа и "Татнефти". В нашей модели по "Татнефти" мы не учитываем возможные денежные потоки от добычи битумной нефти", - сообщил А.Назаров. С учетом нерентабельности добычи битумной нефти и того факта, что, по расчетам экспертов, льгот по НДПИ будет недостаточно для выведения добычи такой нефти на рентабельных уровень, ЛУКОЙЛ и "Татнефть" рискуют увязнуть в решении этих вопросов, поскольку для вывода добычи сверхвязкой нефти на рентабельный уровень им придется пролоббировать дополнительные налоговые льготы помимо льгот по НДПИ.

vspro.info