Блок атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ-АВТ-6. Блок отбензинивания нефти


Блок атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ-АВТ-6 — КиберПедия

При выборе технологической схемы и режима атмосферной перегонки нефти руководствуются главным образом ее фракционным составом и, прежде всего, содержанием в ней газов и бензиновых фракций.

Перегонку стабилизированных нефтей постоянного состава с небольшим количеством растворенных газов (до 1,2 % по С4 включительно), относительно невысоким содержанием бензина (12-15 %) и выходом фракций до 350 °С не более 45 % энергетически наиболее выгодно осуществлять на установках (блоках) AT по схеме с однократным испарением, то есть с одной сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями. Установки такого типа широко применяются на зарубежных НПЗ. Они просты и компактны, благодаря осуществлению совместного испарения легких и тяжелых фракций требуют минимальной температуры нагрева нефти для обеспечения заданной доли отгона, характеризуются низкими энергетическими затратами и металлоемкостью. Основной их недостаток - меньшая технологическая гибкость и пониженный (на 2,5 -3,0 %) отбор светлых, по сравнению с двухколонной схемой, требуют более качественной подготовки нефти.

Для перегонки легких нефтей с высоким содержанием растворимых газов (1,5 - 2,2 %) и бензиновых фракций (до 20 - 30 %) и фракций до 350 °С (50 - 60 %) целесообразно применять атмосферную перегонку двухкратного испарения, то есть установки с предварительной отбензиниваютцей колонной и сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями для разделения частично отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут. Двухколонные установки атмосферной перегонки нефти получили в отечественной нефтепереработке наибольшее распространение. Они обладают достаточной технологической гибкостью, универсальностью

и способностью перерабатывать нефти различного фракционного состава, так как первая колонна, в которой отбирается 50 - 60 % бензина от потенциала, выполняет функции стабилизатора, сглаживает колебания в фракционном составе нефти и обеспечивает стабильную работу основной ректификационной колонны. Применение отбензинивающей колонны позволяет также снизить давление на сырьевом насосе, предохранить

 

частично сложную колонну от коррозии, разгрузить печь от легких фракций, тем самым несколько уменьшить требуемую тепловую ее мощность.

Недостатками двухколонной AT является более высокая температура нагрева отбензиненной нефти, необходимость поддержания температуры низа первой колонны горячей струей, на что требуются затраты дополнительной энергии. Кроме того, установка оборудована дополнительной аппаратурой: колонной, насосами, конденсаторами-холо-дильниками и т.д.

 

 

 

Рисунок 4 Принципиальная схема блока атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ-АВТ-6:

1-отбензинивающая колонна: 2 - атмосферная колонна; 3—отпарные колонны; 4—атмосферная печь; I - нефть с ЭЛОУ; II -легкий бензин; III - тяжелый бензин; IV - фракция 180-220 ° С; V - фракция 220-280 °С; VI - фракция 280-350 ºС; VII - мазут; VIII - газ; IX - водяной пар

 

Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ -АВТ - 6 функционирует по схеме двухкратного испарения и двухкратной ректификации. Обезвоженная и обессоленная на ЭЛОУ нефть дополнительно

подогревается в теплообменниках и поступает на разделение в колонну частичного отбензинивания 1. Уходящие с верха этой колонны углеводородный газ и легкий бензин конденсируются и охлаждаются в аппаратах воздушного и водяного охлаждения и поступают в емкость орошения. Часть конденсата возвращается на верх колонны 1 в качестве острого орошения. Отбензиненная нефть с низа колонны 1 подается в трубчатую печь 4, где нагревается до требуемой температуры и поступает в атмосферную колонну 2. Часть отбензиненной нефти из печи 4 возвращается

 

в низ колонны 1 в качестве горячей струи. С верха колонны 2 отбирается тяжелый бензин, а сбоку через отпарные колонны 3 выводятся топливные фракции 180-220(230), 220(230)-280 и 280-350°С. Атмосферная колонна, кроме острого орошения, имеет 2 циркуляционных орошения, которыми отводится тепло ниже тарелок отбора фракций 180-220 и 220-280 °С. В нижние части атмосферной и отпарных колонн подается перегретый водяной

пар для отпарки легко кипящих фракций. С низа атмосферной колонны выводится мазут, который направляется на блок вакуумной перегонки. Ниже приведены материальный баланс, технологический режим и характеристика ректификационных колонн блока атмосферной перегонки нефти (типа самотлорской).

cyberpedia.su

1.2 Первичная переработка нефти

Технологические установки перегонки нефти предназначены для разделения нефти на фракции На этих установках вырабатываются практически все компоненты моторных топлив, смазочных масел, сырье для вторичных процессов и для нефтехимических производств.

Перегонка нефти осуществляют на так называемых атмо­сферных трубчатых (AT) и вакуумных трубчатых (ВТ) или атмосферно-вакуумных трубчатых (АВТ) установках.

Установки перегонки нефти принято именовать топливными, масляными или топливно-масляными в зависимости от направлений использования получаемых нефтяных фракций.

На установках AT осуществляют первичную перегонку нефти с получением бензиновых, керосиновых, дизельных фрак­ций и мазута. На установки ВТ производят перегонку мазута. Получаемые на них газойлевые, масляные фракции и гудрон использу­ют в качестве сырья процессов последующей (вторичной) переработки их с получением топлив, смазочных масел, кокса, битумов и других нефтепродуктов.

На современных заводах процессы перегонки нефти являются комбинирован­ными с процессами обезвоживания и обессоливания, вторичной пере­гонки и стабилизации бензиновой фракции: ЭЛОУ-АТ, ЭЛОУ-АВТ, ЭЛОУ-АВТ — вторичная перегонка и т. д.

Мощность отечественных установок перегонки нефти изменяется в широких пределах от 0,5 до 8 млн. т нефти в год.

Выбор технологической схемы и режима атмосферной пере­гонки нефти осуществляется в зависимости от содержания в ней газов и бензиновых фракций.

При содержании в нефти газов, до 1,2 % по С4 включи­тельно, и относительно невысокой доли бензиновой фракции (12-15 %), выходом фракций до 350°С не более 45 % наиболее выгодно осуществлять на установках AT по схеме с одно­кратным испарением. Эта установка имеет одну сложную ректификационную ко­лонну с боковыми отпарными секциями.

При перегонке легких нефтей с высоким содержанием растворимых газов (1,5-2,2 %) и бензиновых фракций (до 20-30 %) и фракций до 350 °С (50-60 %) используют атмосферную перегонку двукратного испарения. Эти установки имеют предварительную отбензинивающую колонну и сложную ректификационную колонну с боковыми отпарными секциями для разделения частично отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут.

Блок атмосферной разгонки нефти.

На рис. 2 приведена принципиальная технологическая схема блока атмосферной разгонки нефти ЭЛОУ-АВТ-6.

Рисунок – 2 Принципиальная технологическая схема блока атмосферной разгонки нефти ЭЛОУ-АВТ-6

1 – отбензинивающая колонна, 2 – атмосферная колонна, 3 – отпарные колонны, 4 – атмосферная печь, I – нефть с ЭЛОУ, I I – легкий бензин, I I I – тяжелый бензин, IV – фракция 180-220оС, V – фракция 220-280оС, VI – фракция 280-350оС, VII – мазут, VIII – газ, IX – водяной пар.

Нефть после обезвоживания и обессо­ливания на ЭЛОУ до­полнительно подогревают в теплообменниках и подают на разделение в колонну частичного отбензинивания. С верха этой ко­лонны отводят углеводородный газ, а легкий бензин конденсиру­ют и охлаждают в аппаратах воздушного и водяного охлаждения и направляют в емкость орошения. При этом часть конденсата возвращают на верх колонны в качестве острого орошения.

Нефть после отбензинивания с низа колонны 1 подают в трубчатую печь 4, где нагревают до требуемой температуры и направляют в атмосферную колонну 2. Часть отбензиненной нефти из печи 4 возвращают в низ колонны 1 в качестве горя­чей струи. Тяжелый бензин отбирают с верха колонны 2, а сбоку через отпарные колонны 3 выводят топливные фракции 180-220 (230), 220 (230)-280 и 280-350 °С.

Кроме острого оро­шения, атмосферная колонна, имеет два циркуляционных орошения, которыми отводят тепло ниже тарелок отбора фракций 180-220 и 220-280 °С. В нижние части атмосферной и отпарных колонн подают перегретый водяной пар для отпарки легко кипящих фракций. Мазут выво­дят с низа атмосферной колонны, который направляют на блок вакуумной перегонки.

При разгонке самотлорской нефти получается, %: 19.1 – газа и нестабильного бензина (н.к. — 180 °С), 7.4 – фракции 180-220 °С, 11,0 – фракции 220-280 °С, 10,5 – фракции 280-350 °С и 52 – мазута.

Температура в отбензинивающей колонне поддерживается, на верху - 155, а в низу - 240оС. Давление около 0,5 МПа.

Температура в атмосферной колонне поддерживается, на верху - 146, а в низу - 342оС. Давление около 0,25 МПа.

Блок вакуумной разгонки мазута.

На рис. 3 приведена принципиальна схема блока вакуумной разгонки мазута установки ЭЛОУ-АВТ-6.

Рисунок – 3 Принципиальная схема блока вакуумной разгонки мазута ЭЛОУ-АВТ-6.

1 – вакуумная колонна, 2 – вакуумная печь, 3 - пароэжекторный вакуумный насос, I – мазут, I I – легкий вакуумный газойль, I I I – вакуумный газойль, IV – затемненная фракция, V – гудрон, VI – водяной пар, VII – газы разложения, VIII – водный конденсат и легкокипящие нефтепродукты.

Блок установки вакуумной перегонки ма­зута топливного профиля используется для получения вакуумного газойля широкого фракционного состава (350-500 °С). Вакуумный газойль используемого как сырье устано­вок каталитического крекинга, гидрокрекинга или пиролиза и термического крекинга.

С установки АТ мазут прокачивают через печь 2 в вакуумную колон­ну I. При этом смесь нефтя­ных и водяных па­ров, газы разложе­ния с верха колонны отсасывают вакуумной системой (при помощи пароэжекторного вакуумного насоса). Пары, после конденсации и охлаждения в холодильнике, разделя­ют в газосепараторе на газовую и жид­кую фазы. Газы от­сасывают пароэжекторным вакуумным насосом, а конденса­ты направляют в от­стойник для отделе­ния нефтепродукта от водного конденсата.

С верху колонны отбирают фракцию легкого вакуумного газойля (соляр). При этом часть его пос­ле охлаждения в теплообменниках возвращают на верх колонны в каче­стве верхнего циркуляционного орошения.

В середине колонны отбирают широкую (масля­ную) фракцию вакуумного газойля. Часть ее также после охлаждения используют как среднее циркуляционное орошение вакуумной колонны. Основную часть вакуумного газойля после теплообменников и холодильников выводят с установки и направляют на дальнейшую переработку.

Затемненную фракцию отбирают с нижней тарелки концентрационной части колонны. Часть этой фракции используют как нижнее циркуля­ционное орошение. Основное количество этой фракции выводят с установки или используют как рецикл вместе с загрузкой вакуумной печи.

Гудрон отбирают с низа вакуумной колонны и после охлаждения направляют на дальнейшую переработку. При этом часть гудрона после охлаждения в теплообменнике возвращают в низ колонны в качестве квенчинга. Для улучшения процесса отгонки в низ вакуумной колонны и в змеевик печи подают водяной пар.

В результате разгонки мазута (52%) в пересчете на исходную нефть, получено, %: 1.2 – легкого вакуумного газойля, 22 – вакуумного газойля и 28.8 – гудрона.

В процессе разгонки на верху колонны поддерживают температуру 125оС, в низу – 352оС. Остаточное давление в колонне поддерживают около 8.0 кПа.

studfiles.net

Блок атмосферной перегонки нефти установки

При выборе технологической схемы и режима атмосферной перегонки нефти руководствуются главным образом ее фракционным составом и, прежде всего, содержанием в ней газов и бензиновых фракций.

Перегонку стабилизированных нефтей постоянного состава с небольшим количеством растворенных газов (до 1,2 % по С4 включительно), относительно невысоким содержанием бензина (12-15 %) и выходом фракций до 350°С не более 45 % энергетически наиболее выгодно осуществлять на установках (блоках) AT по схеме с однократным испарением, то есть с одной сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями. Установки такого типа широко применяются на зарубежных НПЗ. Они просты и компактны, благодаря осуществлению совместного испарения легких и тяжелых фракций требуют минимальной температуры нагрева нефти для обеспечения заданной доли отгона, характеризуются низкими энергетическими затратами и металлоемкостью. Основной их недостаток ─ меньшая технологическая гибкость и пониженный (на 2,5 -3,0 %) отбор светлых, по сравнению с двухколонной схемой, требуют более качественной подготовки нефти.Для перегонки легких нефтей с высоким содержанием раствори¬мых газов (1,5 - 2,2 %) и бензиновых фракций (до 20 - 30 %) и фракций до 350°С (50-60%) целесообразно применять атмосферную перегонку двухкратного испарения, то есть установки с предварительной отбензинивающей колонной и сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями для разделения частично отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут. Двухколонные установки атмосферной перегонки нефти получили в отечественной нефтепереработке наибольшее распространение. Они обладают достаточной технологической гибкостью, универсальностью и способностью перерабатывать нефти различного фракционного состава, так как первая колонна, в которой отбирается 50 - 60 % бензина от потенциала, выполняет функции стабилизатора, сглаживает колебания в фракционном составе нефти и обеспечивает стабильную работу основной ректификационной колонны. Применение отбензинивающей колонны позволяет также снизить давление на сырьевом насосе, предохранить частично сложную колонну от коррозии, разгрузить печь от легких фракций, тем самым несколько уменьшить требуемую тепловую ее мощность.

Недостатками двухколонной AT является более высокая температура нагрева отбензиненной нефти, необходимость поддержания температуры низа первой колонны горячей струей, на что требуются затраты дополнительной энергии. Кроме того, установка оборудована дополнительной аппаратурой: колонной, насосами, конденсаторами-холодильниками и т.д.Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ - АВТ - 6 функционирует по схеме двухкратного испарения и двухкратной ректификации. Это показано на рисунке 1.Обезвоженная и обессоленная на ЭЛОУ нефть дополнительно подогревается в теплообменниках и поступает на разделение в колонну частичного отбензинивания 1. Уходящие с верха этой колонны угле¬водородный газ и легкий бензин конденсируются и охлаждаются в аппаратах воздушного и водяного охлаждения и поступают в емкость орошения. Часть конденсата возвращается наверх колонны 1 в ка¬честве острого орошения. Отбензиненная нефть с низа колонны 1 подается в трубчатую печь 4, где нагревается до требуемой темпера¬туры и поступает в атмосферную колонну 2. Часть отбензиненной нефти из печи 4 возвращается в низ колонны 1 в качестве горячей струи. С верха колонны 2 отбирается тяжелый бензин, а сбоку через отпарные колонны 3 выводятся топливные фракции 180-220 (230), 220 (230)-280 и 280-350°С. Атмосферная колонна, кроме острого оро¬шения, имеет 2 циркуляционных орошения, которыми отводится теп¬ло ниже тарелок отбора фракций 180-220 и 220-280°С. В нижние части атмосферной и отпарных колонн подается перегретый водя¬ной пар для отпарки легко кипящих фракций. С низа атмосферной колонны выводится мазут, который направляется на блок вакуум¬ной перегонки. Ниже приведены материальный баланс, технологи¬ческий режим и характеристика ректификационных колонн блока атмосферной перегонки нефти (типа самотлорской).

Материальный баланс блока ATПоступило, %

  • Нефть 100
  • Получено, % на нефть
  • Газ и нестабильный бензин (н.к.-180 °С) - 19,1
  • Фракции: 180-220 °С - 7,4
  • 220-280 °С-11,0
  • 280-350 °С- 10,5
  • Мазут - 52,0
  • Технологический режим работы блока AT
  • Колонна частичного отбензинивания нефти
  • Температура, °С
  • питания - 205
  • верха - 155
  • низа - 240
  • в емкости орошения - 70
  • Давление, МПа - 0,5
  • Кратность острого орошения, кг/кг - 0,6:1
  • Атмосферная колонна
  • Температура, °С
  • питания - 365
  • верха - 146
  • вывода фракций: 180-220 °С - 196
  • 220-280 °С - 246
  • 280-350 °С -312
  • низа - 342
  • Давление, МПа - 0,25
  • Кратность острого орошения, кг/кг 1,4:1
  • Характеристика ректификационных колонн
  • Диаметр, м Число тарелок
  • Колонна частичного 5 24
  • отбензинивания нефти, в т.ч.
  • концентрационная часть 12
  • отгонная часть 10
  • Атмосферная колонна
  • верхняя часть 5 15
  • средняя часть 7 23
  • нижняя часть 7 5
  • Отгонные колонны 2 по 10

Практикой эксплуатации промышленных установок AT и АВТ были выявлены следующие недостатки схемы 1:

  • не обеспечиваются проектные показатели по температуре подогрева нефти на входе в К-1, тем самым и по отбору легкого бензина в ней;
  •  способ регулирования температуры низа К-1 посредством горячей струи через печь требует повышенных энергозатрат на циркуляцию отбензиненной нефти.

Для интенсификации работы К-1 на ряде НПЗ были переобвязаны теплообменники по сырью и теплоносителю с целью повышения температуры подогрева нефти на входе в К-1. На одном НПЗ внедрена энергосберегающая технология отбензинивания нефти которая отличается от схемы 1 тем, что часть поступающей в К-1 исходной обессоленной нефти нагревается в конвекционной камере печи (атмосферной или вакуумной) до 180°С (вместо 205°С) и подается вторым потоком в секцию питания, а в низ К-1 в качестве испаряющего агента подается водяной пар (≈0,7% мас.).

0zy.ru

Блок атмосферной перегонки нефти установки ЭЛ ОУ-АВТ

    Блок атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ-АВТ-6 [c.183]

    БЛОК АТМОСФЕРНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ УСТАНОВКИ ЭЛОУ-АВТ-6 [c.126]

    На современных комбинированных установках блок ЭЛОУ совмещается с блоками первичной перегонки нефти. Нестабильное нефтяное сырье перед электродегидраторами подогревается горячими нефтепродуктами в основном атмосферной и вакуумной колонны при этом не требуется расходовать большие количества пара, поступающего извне. [c.18]

    Установка состоит из блоков электрообессоливания и электрообезвоживания, атмосферной перегонки нефти, стабилизации фракции н. к. — 85 °С и щелочной очистки компонентов светлых нефтепродуктов. Предполагается получать на установке следующие фракции н. к. — 85 85—150 (85—140) 150—200 (140—200) 200—250 (200—240) 250—300 (240—300) 300—350 °С и компонент котельного топлива (фракция >350 С). Щелочной обработке подвергаются фракции н. к. —85°С, 150—200°С (140—200 °С), 200— 250 °С (200—240 °С) и 250—350 °С (240—350 °С). Установка должна обеспечить переработку 7,5 млн. т/год нефти при необходимости производительность установки можно сократить до 6 млн. т/год. Количество я.ппаратов и оборудования в этом случае несколько уменьшится. Материальный баланс установки для переработки смеси нефтей (при 340 рабочих дней в году) приведен в табл. 10. [c.81]

    На атмосферно-вакуумной установке с секцией вторичной перегонки бензина перегоняют нефть и мазут на фракции и получают узкие бензиновые фракции, используемые далее в качестве сырья для производства ароматических углеводородов. Сырьем установки служит обессоленная и обезвоженная нефть. Установки данного типа проектируются на разные мощности 1, 2, 3 и б млн. т перерабатываемой нефти в год. Установка включает следующие секции блок частичного отбензинивания нефти, так называемая предварительная эвапорация блок атмосферной перегонки нефти блок стабилизации бензина блок вторичной перегонки бензина на узкие фракции вакуумная перегонка мазута с целью получения широкой масляной фракции — вакуумного дистиллята. Технологическая схема установки представлена на рис. II-6. [c.19]

    Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ -АВТ - 6 функционирует по схеме двухкратного испарения и двухкратной ректификации (рис.5.13). [c.219]

    Топливоснабжение. Топливо на установках АВТ расходуется в большом количестве и является основным видом энергии, обеспечивающим проведение процессов перегонки. На установках первичной перегонки топливо сжигается в печах блоков атмосферной перегонки нефти, вакуумной перегонки мазута, в блоках стабилизации легких бензинов и вторичной перегонки широкой бензиновой фракции. [c.200]

    Блок атмосферной перегонки нефти установки [c.218]

    В состав комбинированной установки ГК-3 входят блоки атмосферной перегонки нефти и вакуумной перегонки мазута, блоки легкого термического крекинга гудрона и каталитического крекинга вакуумного газойля, а также блок газофракционирования. Основные продукты установки головная фракция стабилизации, высокооктановый компонент бензина, котельное топливо, а также компоненты бензина и дизельного топлива. [c.118]

    На рис. 90 приведена поточная схема установки ЛК-бу, в состав которой входят блок обессоливания нефти в горизонтальных электродегидраторах, блоки атмосферной перегонки нефти и вторичной перегонки бензинов, блок каталитического риформинга бензина с предварительной гидроочисткой сырья, секции гидроочистки керосина и дизельного топлива, блок газофракционирования. [c.253]

    Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ-АВТ-6 функционирует по схеме двукратного испарения и двукратной ректификации (рис. 4.15). [c.127]

    Разработана и внедрена в эксплуатацию экономически эффективная, отвечающая всем требованиям качества товарной продукции, технологическая схема блока газопереработки, связанная с другими нроцессами комбинированной установки (рис. 23). Нестабильная фракция, выкипающая до 120 °С, и выделенный из нефти растворенный газ из колонны 4 блока атмосферной перегонки комбинированной установки собираются в емкость 3. Газы из емкостей Зяб направляют в блок компримирования /, где сжимают до 1,6—1,8 МПа и подают в низ абсорбционной части фракционирующего абсорбера 7. Газоконденсат, полученный при сжатии, также направляется в абсорбционную часть абсорбера 7, но вводится несколько выше. [c.104]

    Мощные комбинированные установки первичной переработки нефти пускают в эксплуатацию поблочно сначала проводят пуск блока атмосферной перегонки, затем блоков стабилизации и вторичной перегонки, вакуумного блока. [c.159]

    Схема комбинирования процессов подготовки нефти на ЭЛОУ с установкой АТ показана на рис. 52. Сырая нефть перед электродегидраторами 3 нагревается в теплообменнике 2 за счет горячих потоков блока атмосферной перегонки. Обессоленная нефть перед поступлением в первую ректификационную колонну дополнительно нагревается в теплообменнике 5 за счет утилизации тепла горячих нефтепродуктов. [c.142]

    В составе каждого НПЗ должно быть предусмотрено производство битума, потребность в котором в условиях растущих объемов промышленного, жилищного и дорожного строительства неуклонно увеличивается. Мощность битумных производств современного НПЗ составляет 4—1% (масс.) в расчете на нефть. На заводах топливного профиля битум получают из гудрона с добавлением вакуумного дистиллята, а на предприятиях топливно-масляного профиля в сырье битумных установок вовлекаются побочные продукты производства масел — асфальт и экстракты. На заводах с неглубокой переработкой нефти головными обычно являются установки атмосферной перегонки нефти, на которых остатком от перегонки служит мазут. Чтобы получить на этих НПЗ сырье для производства битумов, блок вакуумной перегонки мазута включается в состав битумных установок. Мощность вакуумного блока определяется потребностью в гудроне. [c.60]

    По этой схеме тяжелые остатки с установок атмосферной перегонки нефти подвергаются вакуумной разгонке в высокопроизводительной вакуумной колонне с получением легкого и тяжелого вакуумных газойлей — сырья установки гидрокрекинга и тяжелого вакуумного остатка, подвергаемого термическому крекингу на блоке висбрекинга. При конверсии вакуумных газойлей вырабатываются газы, легкая и тяжелая нафта, реактивное и дизельное топлива. В результате висбрекинга вырабатываются углеводородные газы, бензин, а остаток висбрекинга, смешиваясь с фракцией гидрокрекинга, [c.94]

    Высокопроизводительные установки атмосферной перегонки нефти ЛК-бу не оборудованы блоком вторичной перегонки бензина. Дистиллят стабилизатора прямогонного бензина идет на газофракционирующую установку (ГФУ), а остаток — на риформинг. При этом наблюдаются высокая загрузка установки ГФУ по сырью, что связано с существенными энергозатратами, и низкое качество сырья риформинга, в связи с большим содержанием в нем пентановых и гексановых фракций. [c.26]

    Мазут (остаток атмосферной перегонки нефти) перегоняют при пониженном до 10-40 мм рт. ст. остаточном давлении на вакуумном блоке установки АВТ. Его перегонка при атмосферном давлении невозможна из-за термического разложения на газы и кокс, т. к. требуется нагрев до температуры выше 400 °С. [c.701]

    Включение в состав комбинированной установки газоперерабатывающего блока сопровождается некоторым изменением режима работы и конструкции ректификационных колонн б тока атмосферной перегонки нефти. Как правило, колонна 4 работает с невысокой четкостью ректификации. Температура кипения верхнего продукта не имеет строгих границ, и легкие углеводороды вместе с остатком попадают в колонну 5. Поэтому в комбинированной установке колонна 4 должна работать с высо- кой четкостью, позволяющей практически полностью перевести легкие углеводороды в верхний продукт. Как показали расчеты, колонна 4 должна иметь около 40 та- [c.106]

    Р и с. 5.13. Принципиальная схема блока атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ-АВТ-6 1-отбензинивающая колонна 2 - атмосферная колонна 3— отпарные колонны 4— атмосферная печь 1 - нефть с ЭЛОУ II -легкий бензин III - тяжелый бензин IV - фракция 180-220 С V - фракция 220-280 С VI - фракция 280-350 С VII - мазут VIII - газ IX - водяной пар [c.219]

    Гидр оочистку керосиновых фракций можно проводить на установках для гидроочистки бензиновых и дизельных фракций или на специальных установках мощностью 600 тыс. т/год. Блок мощностью 600 тыс. т/год для очистки керосиновых фракций наряду с блоком очистки дизельных фракций мощностью 2 млн. т/год и блоком риформинга мощностью 1 млн. т/год входит в состав комбинированной установки ЛК-6у для переработки 6 млн. т/год нефти (в нее входит также блок атмосферной перегонки нефти мощностью 6 млн. т/год). [c.237]

    Верхним продуктом колонны 5 является фракция, выкипающая до 180 °С и не имеющая четкой температуры начала кипения. Для улучшения качества верхнего продукта по разработанной схеме эта колонна должна иметь на 12—15 тарелок больше, чем обычно, при сохранении той же кратности орошения. Таким образом, при включении блока газопереработки в состав комбинированной установии блок атмосферной перегонки нефти несколько усложняется. Кроме того, увеличиваются энергетические затраты на перекачивание большего количества полумазута через огневые подогреватели. В то же время упрощается блок вторичной перегонки бензина в схеме комбинированной установки, что полностью компенсцрует как стоимость дополнительной аппаратуры, так и необходимые энергетические затраты. [c.107]

    При комбинировании ЭЛОУ с АВТ обессоленная нефть по жесткой схеме направляется непосредственно на блок атмосферной перегонки предварительный подогрев нефти до и после ЭЛОУ осуществляется горячими нефтепродуктами АТ. Следовательно, при комбинировании ЭЛОУ с АТ отпадает паровой подогрев, водяное охлаждение и повторный подогрев обессоленной нефти, необходимые в случае самостоятельной работы электрообезвоживающей и электрообессоливающей установки. ЭЛОУ обслуживается штатом атмосферной установки, не требуется больших капитальных вложений на сооружение промежуточного хозяйства, предназначенного для охлаждения, хранения и перекачки обессоленной нефт и конденсации пара. В результате экономическая эффективность электрообессоливания нефти возрастает. [c.140]

    На рис. XIV- и Х1У-2 показаны поточные схемы комбинированных установок ЛК-6у (проект Лен-гипронефтехима) и ГК-3 (проект Грозгипронефтехима), а также приведен выход получаемой продукции на нефть (в скобках показан также выход компонентов на загрузку блока или секцию установки). В состав комбинированной установки ЛК-6у входят блок двухступенчатого обессоливания сырой нефти в горизонтальных электродегидраторах блок двухколонной атмосферной перегонки нефти и стабилизации и фракционирования бензина блок каталитического риформинга бензина с предварительной гидроочисткой сырья секции гидроочистки керо- [c.118]

    Ниже приводится оптимальный технологический режим блока атмосферной перегонки при переработке нефти типа ромащкинской, выведенный на- основании обобщения проектных, исследовательских данных и опыта эксплуатации рассматриваемой установки  [c.22]

    В УНИ разработана другая схема интенсификации атмосферной перегонки нефти путем двухпоточного питания сложной колонны, в соответствии с которой часть отбензиненной нефти, минуя печь, подается в К-2 несколько выше места ввода в нее основного потока нагретой нефти (рис. 2.4,в). Внедрение этой энергосберегающей технологии на установке ЛК-6У Мажекейского НПЗ позволило практически без капитальных затрат увеличить производительность блока АТ на 10% без повыщения тепловой нагрузки печи. [c.45]

    Примерами комбинированных установок, имеющих в своем составе блоки каталитического крекинга и ректификации, являются установка ГК.-3, в состав которой входят атмосферная перегонка нефти, вакуумная перегонка мазута, каталитический крекинг вакуумного дистиллята и первичное фракционирование газов, и установка Г-43-107 (гидроочистка вакуумного дистиллята, каталитический крекинг, ректификация и газофракцнонирование). [c.18]

    На кафедре технологии нефти и газа содержание квалификационной работы увязывается с тематикой курсовой работы, вьтолняемой в 7 семестре. Курсовая работа выполняется по проектированию блока атмосферной перегонки заданной нефти и включает выбор ассортимента, выбор и обоснование технологической схемы установки, материальный баланс установки и технологический расчет основной атмосферной колонны. [c.190]

    По мощности установок атмосферной перегонки нефти завод, как и предыдущий,-средний в России (11,5 млн т/год). На заводе работают установки термического крекинга (висбрекинг), риформинга с неподвижным слоем катализатора и блоком гидроочистки прямогонных бензинов, гидроочистки дизельного топлива, производство битумов, установка Клаусса по производству серы, производство катализаторов. [c.136]

    Комбинированная атмосферно-вакуумная установка ЭЛОУ-АВТ трехкратного испарения (рис. 47) включает блоки электрообезвоживания и обессоливания, атмосферной перегонки нефти, вакуумной перегонки мазута и вторичной перегонки бензина. Исходная нефть нагревается в теплообменниках 1 теплом отходящих фракций до температуры 135 °С и проходит две ступени элек-тродегидраторов 2, между ступенями подается оборотная вода. Обезвоженная и обессоленная нефть нагревается в теплообменниках 3 до 205 °С и поступает в колонну предварительного отбензинивания 4. С низа колонны частично отбензиненная нефть после трубчатой печи с температурой 365 °С поступает в питательную секцию основной атмосферной колонны 7. Из колонны отводятся три боковых погона. Остаток (мазут) направляется в трубчатую печь бис температурой 395 °С поступает в вакуумную колонну 9, где от него в виде боковых погонов выделяют три масляные фракции. С низа вакуумной колонны получают гудрон. [c.123]

    Наиболее распространенную в нашей стране комбинированную установку неглубокой переработки нефти ЛК-бу представляет схема К-2 на рис. 10.3. В этой установке объединены пс жесткой схеме 6 технологических процессов - атмосферная перегонка нефти с отбором светлых дистиллятов в колонне 8, вторичная перегонка бензина в колонне 9, каталитический риформинг бензиновой фракции 85-180 °С из колонны 9, гидродеароматизация керосина (ГДА), гидроочистка дизельного топливг (ГО) и фракционирование смеси предельных угле вод ородны> газов от трех предыдущих процессов с получением сухого газ (С1-С2) и концентратов углеводородов С3, С4 и С5. При этом получаемый на блоке каталитического риформинга водородсодержащий газ частично используется как реагент на блоках ГС и ГДА. [c.466]

chem21.info

Блок атмосферной перегонки нефти установки ЭЛ ОУ-АВТ

из "Технология и оборудование процессов переработки нефти и газа"

При выборе технологической схемы и режима атмосферной перегонки нефти руководствуются главным образом ее фракционным составом, и прежде всего содержанием в ней газов и бензиновых фракций. [c.421] Перегонку стабилизированных нефтей постоянного состава с небольшим количеством растворенных газов (до 1,2% по включительно), относительно невысоким содержанием бензина (12...15%) и выходом фракций до 350° С не более 45% энергетически наиболее выгодно осуществлять на установках (блоках) АТ по схеме с однократным испарением, то есть с одной сложной ректификационной колонной с боковыми отиарными секциями. Установки такого типа широко применяются на зарубежных НПЗ. Они просты и компактны, благодаря осуществлению совместного испарения легких и тяжелых фракций требуют минимальной температуры нагрева нефти для обеспечения заданной доли отгона, характеризуются низкими энергетическими затратами и металлоемкостью. Основной их недостаток — меньшая технологическая гибкость и пониженный (на 2,5...3,0%) отбор светлых нефтепродуктов, кроме того, по сравнению с двухколонной схемой, они требуют более качественной подготовки нефти. [c.422] Для перегонки легких нефтей с высоким содержанием растворимых газов (1,5... 2,2%) и бензиновых фракций (до 20...30%) и фракций до 350 °С (50...60%) целесообразно применять атмосферную перегонку двухкратного испарения, то есть установки с предварительной отбен-зинивающей колонной и сложной ректификационной колонной с боковыми отиарными секциями для разделения частично отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут. [c.422] Двухколонные установки атмосферной перегонки нефти получили в отечественной нефтепереработке наибольшее распространение. Они обладают достаточной технологической гибкостью, универсальностью и способностью перерабатывать нефти различного фракционного состава, так как первая колонна, в которой отбирается 50...60 % бензина от потенциала, выполняет функции стабилизатора, сглаживает колебания в фракционном составе нефти и обеспечивает стабильную работу основной ректификационной колонны. Применение отбензинивающей колонны позволяет также снизить давление на сырьевом насосе, предохранить частично сложную колонну от коррозии, разгрузить печь от легких фракций, тем самым несколько уменьшить требуемую тепловую ее мощность. [c.422] Недостатками двухколонной АТ является более высокая температура нагрева отбензиненной нефти, необходимость поддержания температуры низа первой колонны горячей струей, на что требуются затраты дополнительной энергии. Кроме того, установка оборудована дополнительной аппаратурой колонной, насосами, конденсаторами-холодильниками и т. д. [c.422] Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ-АВТ-6 функционирует по схеме двухкратного испарения и двухкратной ректификации (рис. 3.15). [c.423] Для интенсификации работы К-1 на ряде НПЗ были переобвязаны теплообменники по сырью и теплоносителю с целью повышения температуры подогрева нефти на входе в К-1. На одном НПЗ внедрена энергосберегающая технология отбензинивания нефти, которая отличается тем, что часть поступающей в К-1 исходной обессоленной нефти нагревается в конвекционной камере печи (атмосферной или вакуумной) до 180 °С (вместо 205° С) и подается вторым потоком в секцию питания, а в низ К-1 в качестве испаряющего агента подается водяной пар (=0,7 % мае.). [c.425]

Вернуться к основной статье

chem21.info

УСТАНОВКА ОТБЕНЗИНИВАНИЯ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ

Изобретение относится к устройствам и способам подготовки углеводородных газов и может быть использовано для отбензинивания низконапорного попутного нефтяного газа в нефтяной промышленности.

Известны способ и устройство для компримирования газа [Дронин А.П., Пугач И.А. Технология разделения углеводородных газов.- М.: Химия, 1976 г., с. 31], которое включает компрессор с линией ввода газа и линией вывода компрессата, на которой установлен холодильник и сепаратор, оснащенный линиями вывода сжатого газа и конденсата. При работе устройства газ сжимают, полученный компрессат охлаждают внешним хладоагентом и сепарируют с получением сжатого газа и конденсата.

Недостатками известных способа и устройства являются высокое давление насыщенных паров (далее - ДНП) конденсата и низкий выход отбензиненного газа.

Наиболее близки по технической сущности к заявляемому изобретению способ и устройство для компримирования газа [RU 2550834, опубл. 20.05.2015 г., МПК B01D 5/00], включающее компрессор с линией ввода газа и дефлегматор, установленный на линии подачи компрессата, оснащенный верхним и нижним тепломассообменными блоками (секциями), линией вывода конденсата (флегмы) и линией вывода сжатого газа с ответвлением, оснащенным редуцирующим устройством и соединенным с верхней секцией, которая оборудована также линией вывода топливного (отбензиненного) газа, при этом нижняя секция оснащена линиями ввода/вывода внешнего хладоагента. При работе устройства газ сжимают, компрессат охлаждают в дефлегматоре внешним хладоагентом и редуцированной частью сжатого газа в условиях дефлегмации с получением флегмы и сжатого газа, часть которого выводят, а часть редуцируют, нагревают и выводят в качестве топливного газа.

Недостатками данных способа и устройства также являются высокое ДНП конденсата и низкий выход отбензиненного газа из-за растворения в конденсате легких компонентов газа.

Задачей изобретения является снижение ДНП конденсата и повышение выхода отбензиненного газа.

Техническим результатом является повышение выхода отбензиненного газа за счет сжатия газа в смеси с газом стабилизации и охлаждения компрессата в условиях дефлегмации дополнительно компримированным охлажденным сжатым газом, а также снижение ДНП конденсата за счет его стабилизации и сепарации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известной установке, включающей компрессор, линию ввода газа, дефлегматор, установленный на линии подачи компрессата, оснащенный линиями вывода флегмы и сжатого газа, оборудованный тепломассообменными секциями, верхняя из которых оснащена линией вывода отбензиненного газа и линией ввода редуцированного газа, на которой расположено редуцирующее устройство, особенностью является то, что к линии ввода газа примыкает линия подачи газа стабилизации и холодильник-сепаратор, оснащенный линией вывода конденсата и связанный с компрессором линией подачи газа сепарации, дефлегматор дополнительно оснащен тепломассообменной секцией, соединенной с линией подачи компрессата, кроме того, линии вывода флегмы и конденсата соединены с сепаратором, оснащенным линиями вывода стабилизированного конденсата и газа стабилизации, а на линии вывода сжатого газа дополнительно установлены компрессор второй ступени и холодильник.

При этом в известном способе, включающем сжатие газа, охлаждение компрессата внешним хладагентом и редуцированном сжатым газом в условиях дефлегмации с получением флегмы и сжатого газа, особенность заключается в том, что перед сжатием газ смешивают с газом стабилизации, сепарируют с получением конденсата и газа сепарации, перед охлаждением в условиях дефлегмации сжатый газ охлаждают флегмой в условиях ее стабилизации, дополнительно компримируют, охлаждают, редуцируют и нагревают, при этом флегму и конденсат совместно сепарируют с получением газа стабилизации и стабилизированного конденсата.

В качестве дефлегматора может быть использована, например, пленочная колонна с кожухотрубчатыми тепломассообменными секциями.

Примыкание линии подачи газа стабилизации к линии ввода газа позволяет повысить выход отбензиненного газа за счет рециркуляции газа стабилизации. Оснащение дефлегматора дополнительной тепломассообменной секцией и соединение линий вывода флегмы и конденсата с сепаратором позволяет снизить ДНП конденсата путем его стабилизации за счет нагрева компрессатом первой ступени и сепарации при пониженном давлении. Дополнительная установка на линии вывода сжатого газа компрессора второй ступени и холодильника позволяет получать холод для поддержания требуемой температуры верха дефлегматора.

В предлагаемом способе смешение газа с газом стабилизации, а также компримирование, охлаждение и редуцирование сжатого газа позволяет повысить выход отбензиненного газа. Охлаждение компрессата флегмой позволяет нагреть и стабилизировать флегму, а последующая ее сепарация совместно с конденсатом позволяет снизить ДНП конденсата.

Предлагаемая установка состоит из холодильника-сепаратора 1, компрессора первой ступени 2, компрессора второй ступени 3, трехсекционного дефлегматора 4, холодильника 5, редуцирующего устройства 6 и сепаратора 7.

При работе установки газ 8 смешивают с газом стабилизации 9, охлаждают внешним хладагентом 10 в холодильнике-сепараторе 1, сжимают компрессором первой ступени 2, охлаждают флегмой в нижней секции дефлегматора 4 и подают в дефлегматор, где охлаждают в условиях дефлегмации сначала в средней секции внешним хладагентом 10 а затем в

верхней секции редуцированным охлажденным сжатым газом 11. С верха дефлегматора 4 выводят сжатый газ 12, который сжимают компрессором 3, охлаждают внешним хладоагентом 10 в холодильнике 5, редуцируют с помощью устройства 6, нагревают в дефлегматоре 4, полученный отбензиненный газ 13 выводят с установки. С низа дефлегматора 4 выводят флегму 14, которую стабилизируют в сепараторе 7 совместно с конденсатом 15, выводимым из холодильника-сепаратора 1, с получением газа стабилизации 9 и стабилизированного конденсата 16.

Сущность изобретения иллюстрируется следующим примером. 1000 нм3/час попутного нефтяного газа концевой сепарационной установки состава, % об.: азот 0,25; диоксид углерода 0,27; метан 39,55; этан 21,39; пропан 20,09; бутаны 10,83; С5+ остальное, при 40°С и 0,18 МПа смешивают с 78 нм3/час газа стабилизации, охлаждают до 29°С, сепарируют с получением 52,4 кг/час конденсата, сжимают до 1,1 МПа, охлаждают флегмой до 86°С, затем внешним хладоагентом и охлажденным редуцированным сжатым газом в условиях дефлегмации до 10°С, и получают 905 нм3/час сжатого газа, который дополнительно сжимают до 3,6 МПа, охлаждают внешним теплоносителем до 29°С, редуцируют до 1,1 МПа, нагревают в дефлегматоре до 25°С и выводят в качестве отбензиненного газа, а также 507 кг/час флегмы, которую смешивают с конденсатом и сепарируют при 0,18 МПа с получением газа стабилизации и 340 кг/час конденсата с ДНП по Рейду 140 кПа.

При отбензинивании газа по прототипу в аналогичных условиях получен конденсат с ДНП по Рейду 2289 кПа, а выход отбензиненного газа составил 746 нм3/час.

Из примера следует, что предложенные устройство и способ позволяют снизить ДНП конденсата, повысить выход отбензиненного газа и могут быть использованы в промышленности.

edrid.ru

Разработка и промышленная реализация энергосберегающей технологии частичного отбензинивания нефти в перекрестноточной насадочной колонне на установках ЭЛОУ-АВТ и элоу-авт-3 ОАО «Орскнефтеоргсинтез» Текст научной статьи по специальности «Химическая технология. Химическая промышленность»

УДК 665.63

В. В. Пилюгин (ген. дир.) И. Д. Нестеров (к.т.н., в.н.с.) 2, С. К. Чуракова (к.т.н., доц.) 2, К. Ф. Богатых (д.т.н., проф.) 2

Разработка и промышленная реализация энергосберегающей технологии частичного отбензинивания нефти в перекрестноточной насадочной колонне на установках ЭЛОУ-АВТ и ЭЛОУ-АВТ-3 ОАО «Орскнефтеоргсинтез»

1 ОАО «Орскнефтеоргсинтез» 462467, г. Орск, Оренбургская обл., ул. Гончарова 1а; тел. (3537) 25-03-05, e-mail: [email protected] 2 Уфимский государственный нефтяной технический университет, кафедра нефтехимии и химической технологии 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; тел. (347) 243-11-75, е-mail: [email protected]

V. V. Pilyugin, I. D. Nesterov, S. K. Churakova, K. F. Bogatykh

Development an industrial implementation of the energy saving

technology of partial gasoline-conversion of petroleum in a cross-flow packing column ELOU-AVT and ELOU-AVT-3

at JSC «Orsknefteorgsintez»

JSC ««Orsknefteofgsintez»»

1a, Goncharova Str., Orsk, 462467, Orenburgskaya Obl., Russia; рИ. (3537)25-03-05, е-mail: [email protected]

Ufa State Petroleum Technological University 1, Kosmonavtov Str, Ufa, 450062, Russia; рИ. (347) 243-11-75, е-mail: [email protected]

Разработана энергосберегающая технология частичного отбензинивания нефти в перекрестно-точной насадочной колонне. Технология реализована в ОАО «Орскнефтеоргсинтез» на промышленных установках ЭЛОУ-АВТ и ЭЛОУ-АВТ-3. В результате оптимизации схемы теплообмена и использования перекрестноточной насадки увеличен отбор бензиновой фракции в колонне К-1 при сокращении энергозатрат на фракционирование нефти.

Ключевые слова: бензиновая фракция; модернизация; нефть; оптимизация теплообмена; пе-рекрестноточная насадка; ректификационная колонна; сокращение энергозатрат.

В ОАО «Орскнефтеоргсинтез» первичная переработка нефти осуществляется на двух установках: ЭЛОУ-АВТ и ЭЛОУ-АВТ-3, суммарная мощность которых по сырью составляет 5 млн т в год. На этих установках в результате поэтапной реализации ряда разработок сотрудников УГНТУ было достигнуто повышение эффективности стадии частичного отбензинивания нефти. В данной статье более подробно изложены результаты реализации энергосберегающей технологии частичного отбензинивания нефти на установке ЭЛОУ-АВТ-3 ОАО «Орск-

Дата поступления 25.11.08

The energy saving technology of partial gasoline-conversion of petroleum in a cross flow packing column has been developed. The technology has been implemented at ELOU-AVT and ELOU-AVT-3 industrial facility. As a result of optimization of heat exchange scheme and utilization of cross flow packing the output of gasoline in column K-1 was increased while decreasing the energy costs of petroleum fractioning.

Key words: cross flow packing; energy cost; gasoline fraction; heat exchange optimization; modernization; petroleum rectification column.

нефтеоргсинтез», поскольку основные данные по работе реконструированной установки ЭЛОУ-АВТ были опубликованы ранее 1-3.

В 2006 г. руководство ОАО «Орскнефтеоргсинтез» поручило сотрудникам УГНТУ разработать технические решения по сокращению энергозатрат на установке ЭЛОУ-АВТ-3, мощность которой составляет 2 млн. т нефти в год. В соответствии с техническим заданием на установке ЭЛОУ-АВТ-3 было необходимо обеспечить достижение следующих целей:

• снижение удельного расхода топлива на перегонку нефти;

• увеличение отбора дистиллята в колонне К-1 при возможности регулирования фракционного состава бензиновой фракции;

• сокращение затрат на охлаждение продуктов в холодильниках.

На первом этапе работы было проведено комплексное обследование установки ЭЛОУ-АВТ-3 с целью получения базы данных по фактической работе основного оборудования. Сотрудники УГНТУ выполнили анализ данных, полученных в ходе обследования, и на основе проведенных технологических расчетов определили недостатки схемы теплообмена для подогрева потоков нефти:

• низкая температура нагрева потоков сырой нефти до блока ЭЛОУ;

• промывная вода на блок ЭЛОУ подается без подогрева;

• нерациональная схема рекуперации тепла потоков дизельного топлива и вязкого масляного дистиллята;

• неполная рекуперация тепла потока гудрона для подогрева потоков обессоленной нефти;

• неудачный выбор схемы теплообмена и поверхности аппаратов для охлаждения потока нижнего циркуляционного орошения колонны К-2;

Кроме того, для регулирования качества бензиновой фракции, отбор которой в колонне К-1 целесообразно увеличить, необходимо повысить четкость ректификации за счет замены в этой колонне малоэффективных и физически изношенных желобчатых тарелок (20 шт.) на модули перекрестноточной насадки. За счет организации двухуровневого ввода потоков обессоленной нефти удается интенсифицировать тепломассообмен в нижней секции колонну К-1. Эффективность этих технических решений, разработанных сотрудниками УГНТУ, подтверждена результатами модернизации установки ЭЛОУ-АВТ 3. Как показали выполненные нами расчеты, за счет оптимизации схемы теплообмена и осуществления частичного отбензинивания нефти в перекрестноточной насадочной колонне К-1 на установке ЭЛОУ-АВТ удалось на 2.8 кг/т сократить удельный расход топлива на блоке атмосферной перегонки нефти.

В ходе обследования установки ЭЛОУ-АВТ-3, было установлено, что общий поток обессоленной нефти, который подогревается в теплообменниках и в трубчатых змеевиках камеры конвекции печи П-1, поступает в зону питания колонны К-1 с температурой 225 оС. В табл. приведены данные фактической работы колонны К-1, в которой осуществляется

процесс частичного отбензинивания нефти. В секции укрепления бензиновой фракции установлены 20 односливных желобчатых тарелок, а ниже ввода нагретого потока обессоленной нефти в колонну К-1 контактные устройства отсутствуют.

Вследствие низкой фракционирующей способности желобчатых тарелок фактический отбор в колонне К-1 утяжеленной бензиновой фракции (с концом кипения 210 оС) составляет 10.9% мас. на нефть при кратности острого орошения 0.43 кг/кг. Недостаточный тепло-подвод с сырьевыми потоками в колонну К-1 при сравнительно высоких удельных энергозатратах на выделение бензиновой фракции, обуславливает низкую температуру в низу колонны К-1, которая составляет 220 оС. Поэтому на нагрев потоков частично отбензиненной нефти в трубчатых змеевиках печей П-1 и П-2 затрачивается много топлива.

Для обеспечения требуемой температуры поступления потока сырой нефти на блок ЭЛОУ и достижения высокой температуры подогрева потоков обессоленной нефти специалисты УГНТУ синтезировали оптимальную схему теплообмена на установке ЭЛОУ-АВТ-3. Для нагрева промывной воды используется тепло потока керосиновой фракции, которое ранее не рекуперировалось. Для охлаждения гудрона общим потоком обессоленной нефти с блока ЭЛОУ, температура которого составляет 110 оС, используется дополнительный теплообменник, который был высвобожден из схемы охлаждения среднего циркуляционного орошения колонны К-2. При разработке схемы теплообмена старались достичь высокой степени рекуперации тепла горячих продуктов для подогрева потоков нефти при минимизации затрат на переобвязку теплообменников. По этой схеме был разработан проект, который реализован в 2006 г. 4.

В ходе ремонта установки ЭЛОУ-АВТ-3 была также изменена схема питания колонны К-1 потоками обессоленной нефти. Верхнее питание поступает в колонну К-1 с температурой 135 оС, а нижнее питание — три потока обессоленной нефти, которые после нагрева в теплообменниках и трубчатых змеевиках печи П-1 имеют высокую температуру (255 оС), вводится в низ колонны.

Для повышения фракционирующей способности колонны К-1 с целью выработки бензиновой фракции с концом кипения не выше 175 оС по разработкам сотрудников УГНТУ в 2008 г. была проведена реконструкция колонны К-1. Были демонтированы 20 желобча-

тых тарелок и смонтированы 27 модулей пере-крестноточной насадки, которые выполнены в форме параллелепипеда. Принципиальная схема блока частичного отбензинивания нефти на установке ЭЛОУ-АВТ-3 приведена на рис. В секции колонны К-1, которая расположена между двумя уровнями ввода сырьевых потоков, установлено 10 модулей перекрестноточ-ной насадки и 17 модулей имеются в секции укрепления бензиновой фракции. Данные работы модернизированной колонны К-1, которые получены в ходе обследования установки ЭЛОУ-АВТ-3 в 2008 г., приведены в табл.

Сопоставление показателей работы установки ЭЛОУ-АВТ-3 до и после модернизации показывает, что при получении в колонне К-1 утяжеленной бензиновой фракции с концом кипения 210 оС, увеличение отбора бензиновой фракции составляет 4.9% мас. на нефть при снижении кратности острого орошения до 0.23:1. Показано, что за счет применения в колонне К-1 высокоэффективной перекрестно-точной насадки можно также обеспечить выработку бензиновой фракции с концом кипения 175 оС при невысокой кратности острого орошения (0.30:1). На базе данных обследования нами выполнено математическое моделирование работы колонны К-1, которое показало, что фракционирующая способность перекрест-ноточной насадочной колонны составила 14 теоретических тарелок, что в 2.5 раза выше, чем было до реконструкции. Все дополнитель-

ное тепло, которое подведено с нагретыми потоками обессоленной нефти в колонну К-1, полезно использовано на увеличение отбора бензиновой фракции и повышение температуры в низу колонны на 25 оС. Соответственно, уменьшился расход потока частично отбензи-ненной нефти, что позволило сократить тепло-подвод при его нагреве в трубчатых змеевиках печей П-1 и П-2.

Выполненные нами расчеты показали, что в результате модернизации установки ЭЛОУ-АВТ-3 за счет оптимизации схемы теплообмена и осуществления частичного отбензинивания нефти в перекрестноточной насадочной колонне К-1 удельный расход топлива при атмосферной перегонке нефти сокращается на 2.5 кг/т. Таким образом, по разработкам сотрудников УГНТУ осуществлена модернизация стадии теплообмена и частичного отбензинива-ния нефти на двух установках: ЭЛОУ-АВТ и ЭЛОУ-АВТ-3, что позволило достичь существенного сокращения расхода топлива в ОАО «Орскнефтеоргсинтез». Высокая технико-экономическая эффективность комплекса технических решений, разработанного сотрудниками УГНТУ и реализованного на этих установках, свидетельствует о целесообразности внедрения энергосберегающей технологии частичного отбензинивания нефти в перекрестноточной насадочной колонне при модернизации установок первичной перегонки нефти НПЗ России.

Таблица

Фактические показатели работы колонны К-1 установки ЭЛОУ-АВТ-3 до и после модернизации

До модерни- После модернизации

Наименование показателей зации (тяже- тяжелый легкий

лый бензин) бензин бензин

Расход сырья в колонну К-1, т/ч, в т.ч.: 230 230 230

1 потока обессоленной нефти, т/ч 90 90 85

2 потока обессоленной нефти, т/ч 75 70 65

3 потока обессоленной нефти, т/ч 65 52 50

4 потока обессоленной нефти, т/ч — 18 30

Температура ввода в колонну К-1, °С

1 потока обессоленной нефти 225 265 260

2 потока обессоленной нефти 230 265 265

3 потока обессоленной нефти*' 218 245 245

4 потока обессоленной нефти — 135 140

Избыточное давление на верху колонны К-1, МПа 0.27 0.27 0.27

Температура, °С

на верху колонны К-1 170 170 145

в емкости орошения Е-1 38 44 42

в низу колонны К-1 220 247 245

Кратность острого орошения, кг/кг 0.43 0.23 0.30

Отбор, % мас. на нефть

бензиновой фракции 10.9 15.8 12.4

отбензиненной нефти 89.1 84.2 87.6

Примечание *■* — на выходе из змеевика нагрева обессоленной нефти в печи П-1.

Рис. Принципиальная схема блока частичного отбензинивания нефти на установке ЭЛОУ-АВТ-3 ОАО «Орскнефтеоргсинтез»: 1 — колонна К-1; 2 — емкость Е-1; 3 — печь П-1; 4 — теплообменники; 5 — конденсаторы-холодильники; I — первый поток нефти; II — второй поток нефти; III — третий поток нефти; IV — четвертый поток нефти; V — нефть после ЭЛОУ; VI — частично отбензиненная нефть в печь; VII — нестабильный бензин; VIII — острое орошение; IX — вода; X — газ в сепаратор С-7

Литература

Пилюгин В. В., Нестеров И. Д., Богатых К. Ф., Чуракова С. К. Совершенствование схемы теплообмена на установке ЭЛОУ-АВТ ОАО «Орскнефтеоргсинтез» // Теория и практика массо-обменных процессов химической технологии (Марушкинские чтения): Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции.— Издательство УГНТУ, 2006.- С. 57. Пилюгин В. В., Нестеров И. Д., Богатых К. Ф., Чуракова С. К. Реализация энергосберегающей технологии частичного отбензинивания нефти на установках ОАО «Орскнефтеоргсинтез» // Теория и практика массообменных процессов хими-

ческой технологии (Марушкинские чтения): Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции.- Изд-во УГНТУ, 2006.- С. 61. Пилюгин В. В., Нестеров И. Д., Чуракова С. К., Богатых К. Ф. // Башкирский химический журнал.- 2007.- Т. 14, № 5.- С. 61. Пилюгин В. В., Нестеров И. Д., Богатых К. Ф., Чуракова С. К. Совершенствование схемы теплообмена на установке ЭЛОУ-АВТ-3 ОАО «Орскнефтеоргсинтез» // Теория и практика мас-сообменных процессов химической технологии (Марушкинские чтения): Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции.- Издательство УГНТУ, 2006.- С. 59.

1

3

4

2

cyberleninka.ru