Бойко переписывает финансовые правила Тимошенко для Нафтогаза. Бойко нефть газ


Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений. Бойко А.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Производственный процесс разработки и эксплуатации нефтяных месторождений 

 1.1. Общая характеристика параметров месторождения, определяющих процессы добычи нефти 

 1.2. Режимы работы залежей 

 1.3. Нефтеотдача пластов . 

 1.4. Структурная схема производственного процесса разработки и эксплуатации месторождений 

 1.5. Системы разработки месторождений и залежей 

 1.6. Стадии разработки месторождений 

 1.7. Общие принципы проектирования разработки 

Основы технологических расчетов и разработка нефтяных месторождений 

2.1. Подготовка исходных данных для технологических расчетов  

 2.2. Моделирование процессов разработки месторождений   

 2.3. Расчеты технологических показателей разработки залежей при естественных режимах истощения 

 2.4. Расчеты технологических показателей разработки залежей при вытеснении нефти водой 

2.5. Принципы разработки нефтяных месторождений с газовой шапкой, подошвенной и краевой водой 

 2.6. Особенности разработки залежей неньютоновских нефтей  

 2.7. Особенности разработки месторождений с трещиноватыми коллекторами  

 2.8. Экономическая оценка разработки и выбор рационального варианта  

 Технология и техника воздействия на нефтяные залежи и повышение нефтеотдачи 

 3.1. Общая характеристика методов 

 3.2. Технология и техника поддержания пластового давления заводнением  

 3.3. Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи при заводнении  

 3.4. Газовые методы поддержания пластового давления и повышения нефтеотдачи 

 3.5. Физико-химические методы повышения нефтеотдачи 

 3.6. Тепловые методы повышения нефтеотдачи 

Анализ, контроль и регулирование процесса разработки нефтяных месторождений 

4.1. Задачи и методы анализа, контроля и регулирования процесса разработки месторождений 

 4.2. Общая характеристика экспресс-методов прогнозирования разработай месторождений по фактическим данным 

Глава 5. Вскрытие нефтяных пластов, освоение, исследование и повышение продуктивности скважин 

5.1. Вскрытие нефтяных пластов 

 5.2. Освоение добывающих и нагнетательных скважин 

 5.3. Задачи, виды и методы, технология и техника исследования скважин и пластов  

 5.4. Гидродинамические исследования скважин при установившихся

режимах 

 5.5. Гидродинамические исследования скважин и пластов при неустановившихся режимах 

 5.6. Установление параметров, определяющих продуктивность нефтяных скважин, и методы ее повышения 

 5.7. Гидравлический разрыв пласта 

 5.8. Тепловая обработка призабойной зоны 

5.9. Солянокислотная, термохимическая и термокислотная обработки  

 5.10. Другие методы воздействия на призабойную зону 

Основы теории газожидкостного подъемника .  

 6.1. Баланс энергии в добывающей скважине 

 6.2. Характеристика газожидкостного подъемника и его экспериментальное изучение  

 6.3. Уравнение движения газожидкостной смеси в элементарном гаэожидкостном подъемнике и анализ его составляющих 

 6.4. Расчет распределения давления газожидкостной смеси по длине подъемных труб 

Фонтанная эксплуатация скважин 

7.1. Типы фонтанных скважин, виды и условия фонтанирования   

 7.2. Оборудование фонтанных скважин 

 7.3. Особенности исследования и установление режима работы фонтанных скважин 

 7.4. Технологический расчет фонтанного подъемника для конечных и начальных условий фонтанирования по методике А. П. Крылова  

 7.5. Технологический расчет фонтанного подъемника с использованием кривых распределения давления вдоль лифта 

Газлифтная эксплуатация скважин 

8.1. Сущность, разновидности и область применения газлифтного способа эксплуатации  

 8.2. Конструкции и системы газлифтных подъемников 

 8.3. Пуск газлифтной скважины в эксплуатацию 

 8.4. Методы снижения пускового давления. Определение мест установки пусковых отверстий 

 8.5. Газлифтные клапаны, их расчеты и тарировка 

 8.6. Расчет размещения пусковых газлифтных клапанов аналитическим методом  

 8.7. Технологический расчет газлифтного подъемника при условиях ограниченного и неограниченного отборов по методике А. П. Крылова .  

 8.8. Технологический расчет газлифтного подъемника с использованием

кривых распределения давления вдоль лифта 

 8.9. Использование кривых распределения давления для расчета рабочего и пусковых газлифтйых клапанов 

 8.10. Оборудование газлифтных скважин. Системы газоснабжения и газораспределения 

 8.11. Исследование газлифтных скважин 

 8.12. Внутрискважинный газлифт  

 8.13. Периодическая газлифтная эксплуатация 

Насосная эксплуатация скважин  

 9.1. Схема и принцип работы штанговой насосной установки. Оборудование насосных скважин 

 9.2. Подача штанговой насосной установки и факторы, влияющие на нее  

 9.3. Нагрузки, действующие на насосные штанги, и их расчет. Действительная длина хода плунжера. Насчет колонны насосных штанг. Уравновешивание станков-качалок

 9.4. Особенности исследования насосных скважин и динамометрирование штанговых насосных установок

 9.5. Эксплуатация скважин, оборудованных штанговыми насосными

установками, в осложненных условиях 

 9.6. Проектирование эксплуатации скважин штанговыми насосными установками 

 9.7. Периодическая эксплуатация малодебитных скважин штанговыми насосными установками

 9.8. Эксплуатация скважин погружными центробежными и винтовыми электронасосами

 9.9. Эксплуатация скважин гидропоршневыми насосами 

 9.10. Одновременно-раздельная эксплуатация нескольких пластов одной скважиной 

Борьба с осложнениями при эксплуатации скважин. Подземный ремонт скважин 

 10.1. Виды осложнений и вызываемые ими последствия. Ремонтные работы 

  10.2. Борьба с обводнением скважин 

  10.3. Борьба с образованием песчаных пробок в скважинах  

 10.4. Борьба с отложением парафинов и асфальтенов 

 10.5. Отложения солей и борьба с ними 

  10.6. Другие виды подземного ремонта скважин 

10.7. Техника ремонта. Автоматизация и механизация спускоподъемных операций 

Сбор и подготовка добываемой нефти на промысле  

 11.1. Назначение и общая характеристика сбора и подготовки нефти   

  11.2. Классификация систем нефтегазосбора, их характеристика  

 11.3. Сепарация и стабилизация нефти  

 11.4. Деэмульсация и обессоливание нефти, подготовка сточной воды  

11.5. Внутрипромысловый транспорт и хранение нефти 

 11.6. Измерение продукции скважин и товарной нефти. Установление ее качества 

Список литературы

Похожие статьи:

РЭНГМ → Справочник по добыче нефти. В.В. Андреев

РЭНГМ → Разработка нефтяных месторождений. Желтов Ю.П.

РЭНГМ → Справочник мастера по добыче нефти. В.М. Муравьев

РЭНГМ → Справочник мастера по добыче нефти. Бояров А.И.

РЭНГМ → Скважинная добыча нефти. Статическое и динамическое давление.

rengm.ru

Эксплуатация нефтяных и газовых скважин. Акульшин А.И. — Добыча нефти и газа

Содержание. Эксплуатация нефтяных и газовых скважин. Акульшин А.И. и др.

Нефть, газ, их состав и физические свойства (Ю. А. Зарубин)

1.1.Состав и классификация нефтей

1.2.Состав природных газов

1.3.Газовый конденсат

1.4.Основные законы газового состояния

1.5.Свойства природных газов

1.6.Фазовые состояния углеводородных систем

Физические свойства горных пород-коллекторов нефти и газа (Ю. А. Зарубин)

2.1.Типы пород-коллекторов

2.2.Гранулометрический состав пород

2.3.Плотность горных пород

2.4.Пористость горных пород

2.5.Нефтегазоводонасыщениость коллекторов

2.6.Проницаемость горных пород

2.7.Фазовая проницаемость горных пород

2.8.Лабораторные методы определения проницаемости

2.9.Карбонатность пород

2.10.Механические и теплофизические свойства горных пород и насыщающих пласт жидкостей (А. И. Акулыпин)

Состояние жидкостей и газов в пластовых условиях (Ю. А. Зарубин)

3.1.Пластовые давление и температура

3.2.Физические свойства нефти и газа в пластовых условиях

3.3.Аппаратура для исследования пластовой нефти

3.4.Пластовые воды нефтяных и газовых месторождений

3.5.Поверхностные явления при движении нефти, воды и газа в пористой среде

3.6.Нефтяные эмульсии

Физические основы добычи нефти и газа (Ю. А. Зарубин)

4.1.Пластовая энергия и силы, действующие в залежи

4.2.Режимы работы нефтяных и газовых залежей

4.3.Нефтегазоконденсатоотдача пластов

4.4. Уравнения притока жидкости к скважине

Подготовка к эксплуатации и освоение нефтяных и газовых скважин (В. С. Бойко)

5.1.Вскрытие нефтяных и газовых пластов и оборудование забоев скважин

5.2.Оборудование ствола и устья скважины

5.3.Освоение скважин

5.4. Техника безопасности, противопожарные мероприятия и охрана окружающей среды при освоении нефтяных и газовых скважин

Исследование нефтяных и газовых скважин и пластов (А. И. Акулыпин)

6.1. Исследование нефтяных скважин при установившихся режимах фильтрации

6.2.Исследование нефтяных скважин при неустановившихся режимах

6.3.Исследование газовых скважин

6.4.Исследование водонагнетательных скважин

6.5.Гидродинамические исследования трещиновато-пористых пластов

6.6.Исследование пластов по методу гидропрослушивания

6.7.Аппаратура для исследования скважин

Разработка нефтяных и газовых месторождений (А. И. Акульшин)

7.1.Понятие системы разработки

7.2.Последовательность решения задач проектирования разработки нефтяных месторождений

7.3.Основные геологические данные для проектирования разработки

7.4.Расчет показателей разработки залежей нефти при разных режимах

7.5.Контроль и регулирование разработки нефтяных месторож дений

7.6.Разработка газовых и газоконденсатных месторождений

Поддержание пластового давления и повышение нефтеотдачи пластов (А. И. Акульшин)

8.1.Системы разработки нефтяных месторождений с поддержанием пластового давления

8.2.Требования, предъявляемые к нагнетаемой воде

8.3.Геолого-промысловые условия применения методов повышения нефтеотдачи

8.4.Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов

8.5.Физико-химические методы повышения нефтеотдачи пластов

8.6.Тепловые методы повышения нефтеотдачи пластов

8.7.Методика оценки эффективности при применении методов повышения нефтеотдачи

8.8.Мероприятия по охране труда и окружающей среды при осуществлении методов повышения нефтеотдачи

Фонтанная эксплуатация нефтяных скважин (В. С. Бойко)

9.1.Теоретические основы подъема газожидкостной смеси в скважине

9.2.Расчет параметров фонтанного подъемника и его коэффициента полезного действия

9.3.Оборудование фонтанных скважин

9.4.Регулирование работы фонтанной скважины

9.5.Исследование фонтанных скважин и установление режима их работы

9.6.Неполадки при работе фонтанных скважин

9.7.Автоматизация фонтанных скважин

9.8.Техника безопасности и противопожарные мероприятия при фонтанной эксплуатации скважин

9.9.Мероприятия по охране окружающей среды на нефтяных и газовых промыслах

Газлифтная эксплуатация нефтяных скважин (В. С. Бойко)

10.1.Общая характеристика газлифтного способа добычи нефти

10.2.Пуск газлифтной скважины в эксплуатацию

10.3.Основные расчеты по определению конструкции и режимных параметров работы газлифтных подъемников

10.4.Компрессорное хозяйство на нефтяных промыслах

10.5.Исследование газлифтных скважин и установление режима— их работы

10.6.Неполадки при эксплуатации газлифтных скважин

10.7.Внутрискважинный газлифт

10.8.Периодическая эксплуатация газлифтных скважин

10.9.Обслуживание и автоматизация газлифтных скважин

10.10.Техника безопасности, противопожарные мероприятия и охрана окружающей среды при газлифтной эксплуатации скважин

Эксплуатация нефтяных скважин штанговыми насосами (В. С. Бойко)

11.1. Схема штанговой скважинной насосной установки и основное оборудование

11.2.Подача штанговой скважинной насосной установки и влияющие на нее факторы

11.3.Определение нагрузки на штанги и станок-качалку

11.4. Станки-качалки, насосы, насосные штанги и оборудование устья насосных скважин

11.5.Выбор оборудования и установление параметров, работы штанговой насосной установки

11.6.Исследование насосных скважин и динамометрирование скважинных насосных установок

11.7.Борьба с вредным влиянием газа на работу штангового наcoca

11.8.Эксплуатация пескошлвляющих насосных скважин

11.9.Эксплуатация наклонных и искривленных скважин

11.10.Эксплуатация насосных скважин при добыче высоковязких нефтей

11.11.Борьба с отложениями парафина

11.12.Периодическая эксплуатация малодебитных скважин штанговыми скважинными насосными установками

11.13.Автоматизированный контроль и управление скважинами оборудованными штанговыми скважинными насосными установками

11.14.Обслуживание скважин, оборудованных штанговыми скважинными насосными установками

11.15..Техника безопасности и противопожарные мероприятия при эксплуатации скважин, оборудованных штанговыми скважинными насосными установками

Эксплуатация нефтяных скважин бесштанговыми насосами (В. С. Бойко)

12.1. Схема установки центробежного электронасоса

12.2.Основные узлы установки центробежного электронасоса

12.3.Подбор установок центробежных электронасосов к скважинам

12.4.Исследование скважин, оборудованных установками центробежных электронасосов

12.5.Обслуживание скважин, оборудованных установками центробежных электронасосов

12.6.Эксплуатация скважин погружными винтовыми электронасосами

12.7.Бесштанговые насосы других типов

12.8.Техника безопасности при эксплуатации скважин бесштанговыми электронасосами

Эксплуатация газовых скважин (В. С. Бойко)

13.1.Особенности конструкции и оборудования газовых скважин

13.2.Расчет лифта для газовых скважин

13.3.Установление технологического режима работы газовой t скважины

Похожие статьи:

РЭНГМ → Справочник мастера по добыче нефти. В.М. Муравьев

РЭНГМ → Технологические основы освоения и глушения нефяных и газовых скважин. Басарыгин Ю.М., Будников В.Ф

РЭНГМ → Транспорт нефти и газа-сбор и подготовка нефтепродуктов

РЭНГМ → Скважинная добыча нефти. Статическое и динамическое давление.

РЭНГМ → Справочник мастера по добыче нефти. Бояров А.И.

rengm.ru

Юрий Бойко разжалобил полковника @ ЭКОНОМИКА.

Глава Минтопэнерго восстановил контракт "Нафтогаза" на добычу нефти и газа в Ливии

В пятницу министр топлива и энергетики Юрий Бойко сообщил, что глава Ливийской Джамахирии полковник Муаммар аль-Каддафи дал указание государственным структурам своей страны возобновить реализацию подписанных с Украиной еще в 2004 году контрактов на добычу нефти и газа. В Минтопэнерго считают, что разработка месторождения в Ливии может быть начата уже в этом году. Этот проект позволит "Нафтогазу" зарабатывать дополнительно до $350-400 млн в год. Переговоры Юрия Бойко с Муаммаром аль-Каддафи завершились в пятницу. Комментируя их итоги, глава Минтопэнерго сообщил, что ему удалось договориться о возобновлении контрактов на добычу нефти в Ливии. "При всех трудностях, мы договорились с ливийским правительством, что начнем работать. Каддафи дал конкретные указания по возобновлению отношений и договоров,– отметил он.– Украина уже в ближайшее время начнет добывать нефть в Ливии и поставлять в эту страну зерно".

Напомним, соглашение о разделе продукции (СРП) НАК "Нафтогаз Украины" и National Oil Corporation of Libya предполагает разработку блоков, площадь которых превышает 200 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы составляют около 110 млн т нефти и 30 млрд кубометров природного газа. Минимальный объем инвестиций "Нафтогаза" в поисково-разведочные работы в Ливии, согласно условиям СРП, должен был составить $57,5 млн.

Соглашение было заключено еще 10 октября 2004 года, однако до сих пор не ратифицировано правительством Ливии. В Минтопэнерго Ъ пояснили, что приступить к добыче ливийских углеводородов в 2005 году, как планировалось, "Нафтогазу" не позволила проверка законности заключенных в 2002-2004 году соглашений, инициированная бывшим председателем правления компании Алексеем Ивченко. Проверка закончилась в декабре 2005 года, нарушений выявлено не было, но, поскольку необходимая работа с органами власти Ливии не проводилась, ливийская сторона заморозила реализацию контракта. Получить комментарий господина Ивченко не удалось. В НАК "Нафтогаз Украины" подробности переговоров не раскрывают. Как стало известно Ъ, достигнутые в пятницу договоренности предполагают восстановление контракта на добычу нефти и газа в регионе на прежних условиях. "Каддафи дал указание рассмотреть вопрос в парламенте, заключить дополнительные соглашения по строительству инфраструктуры и конкретным объемам добычи,– сообщил Ъ источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго.– Если все пойдет нормально, уже к концу года 'Нафтогаз' сможет поставить первую нефть с месторождений на мировые рынки".

Участники рынка и эксперты считают, что добыча нефти в Ливии прежде всего будет направлена на получение дополнительной прибыли. "Сегодня себестоимость добычи нефти в Северной Африке не превышает 30-35 долларов за тонну, а цена нефти такого типа на мировых биржах достигает 450 долларов за тонну. За вычетом налогов 'Нафтогаз' может заработать до 50 долларов на каждой тонне нефти,– говорит генеральный директор ОАО "Галичина" (Дрогобычский НПЗ) Александр Лазорко.– На месторождении вроде того, что получил в управление НАК, можно добывать 5-7 млн тонн нефти в год и получать 350-400 миллионов долларов дополнительной прибыли". "Средства, скорее всего, пойдут на улучшение финансовых показателей компании",– предполагает член комитета по ТЭК Виктор Тополов. Напомним, 2005 год "Нафтогаз" закончил с убытком $368,4 млн.

Ливийский контракт – не первая попытка "Нафтогаза" найти дополнительные источники дохода за рубежом. В прошлом году компания подписала концессионное соглашение на разработку египетского нефтегазоносного блока AESE (см. Ъ от 18 декабря 2006 года).

По мнению экспертов, Ливия является одним из наиболее перспективных направлений для Украины. "В Ливии не хотят все месторождения отдавать западным компаниям, чтобы диверсифицировать риски на случай повторения эмбарго со стороны США и стран Евросоюза. Именно поэтому компаниям из стран бывшего СССР отдается определенный приоритет в сотрудничестве",– пояснили в пресс-службе ОАО ЛУКОЙЛ (Москва).

Напомним, в 2004 году Ливия предложила иностранным компаниям для разработки около 140 нефтегазоносных блоков на суше и в Средиземном море. Однако тогда из-за санкций, введенных США и ООН еще в 1999 году, инвесторов удалось привлечь лишь на 68 участков. После снятия санкций в 2005 году руководство Ливии взяло курс на увеличение роли нефтяного сектора в экономике страны. Впрочем, по словам директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, добиться значительного роста инвестиции пока не удалось – в стране существует ряд проблем, отпугивающих западных инвесторов: неразвитая инфраструктура, высокий уровень бюрократии и запутанное законодательство. "Пока крупные нефтяные компании из-за этих проблем обходят Ливию стороной, средним компаниям вроде 'Нафтогаза' удается добиться определенных успехов",– отмечает господин Карасев.

ОЛЕГ Ъ-ГАВРИШ

economica.com.ua

Бойко переписывает финансовые правила Тимошенко для Нафтогаза

В правительстве решили отказаться от выпуска облигаций внутреннего , будут выделены из казны.

1 октября в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, в котором Кабмин предлагает парламенту в текущем году поддержать «Нафтогаз Украины» средствами госбюджета. Компании предлагается выделить 3,9 млрд. грн., а не увеличивать уставный фонд НАК за счет выпуска десятилетних ОВГЗ на ту же сумму.

Кто загнал монополиста в долги

Такой способ капитализации госхолдинга впервые был использован летом 2009 г. правительством Юлии Тимошенко, когда было принято постановление об увеличении уставного капитала «Нафтогаза» на 18,6 млрд. грн. — до 24,165 млрд. грн. Потом компания стала продавать облигации или заключать сделки репо (с правом обратного их выкупа у банков), что позволяло ей оплачивать закупки российского топлива. С тех пор таким способом уставный капитал НАК возрос до 49,84 млрд. грн.

Пришедшая в 2010 г. на смену правительству Юлии Тимошенко команда Николая Азарова не возражала против инновации своих предшественников, а теперь, спустя два с половиной года, решила изменить уже устоявшийся порядок.

3,9 млрд. грн., которые Кабмин сейчас намерен получить из бюджета, необходимы крупнейшему госхолдингу, чтобы покрыть разницу между закупочной стоимостью импортного российского газа и отпускным тарифом для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ).

Выпуск ОВГЗ, как отмечает в пояснительной записке к законопроекту министр энергетики и угольной промышленности , связан с дополнительными затратами для «Нафтогаза». Когда уставный капитал НАК увеличивается путем выпуска ценных бумаг, то у нее возникают трудности с монетизацией облигаций. Потому что банки соглашаются покупать ОВГЗ у «Нафтогаза» только на условиях репо, и это приводит к дополнительным расходам компании. Также, по словам министра, существующая схема компенсации убытков «Нафтогаза» от продажи импортируемого топлива населению неэффективна. Ведь при выделении средств через увеличение уставного фонда убытки все равно отображаются в отчетности компании, что негативно сказывается на ее кредитоспособности.

В Минэнергоугля подсчитали: если парламент поддержит инициативу Кабмина и согласится на прямое субсидирование «Нафтогаза» из госказны, то затратная часть госбюджета на текущий год увеличится до 400,583 млрд. грн., предельный объем его дефицита — до 29,29 млрд. грн. Одновременно предельный объем выпуска ОВГЗ для компенсаций «Нафтогазу» разницы в цене на газ уменьшится до 8,1 млрд. грн.

Каждый месяц НАК необходимо около $1–1,6 млрд. для закупок российского газа. Таких средств у компании нет, поэтому она ищет их на стороне, чтобы вовремя рассчитаться с «Газпромом». Кроме выпуска ОВГЗ, «Нафтогаз» берет банковские кредиты, в частности, у Газпромбанка, подконтрольного российской газовой монополии (уже более $2,5 млрд.). «Компания продолжает финансировать текущую деятельность за счет внешних заимствований и средств от рекапитализации со стороны правительства. Весь объем привлеченного от российского банка кредита будет направлен на финансирование закупок российского газа в 2012 г. Финансовое состояние «Нафтогаза» далеко от стабильного, и компания продолжает наращивать долги»,— говорится в отчете для инвесторов, подготовленном аналитиками ING Bank.

Чтобы госхолдинг не испытывал сложностей при расчетах с «Газпромом», премьер Николай Азаров постоянно говорит о необходимости добиться платежной дисциплины от потребителей. Однако долги ТКЭ за поставленное топливо продолжают расти. По статистике «Нафтогаза», за потребленный в 2012 г. газ ТКЭ не вернули 4,9 млрд. грн., а за 2011 г. — 6,24 млрд. грн.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский считает, что «Нафтогаз» вынужден привлекать кредитные средства для расчетов за импорт топлива в связи с низким уровнем его оплаты на внутреннем рынке. «НАК не может физически собрать деньги за поставленный газ, поэтому приходится брать заемные средства»,— отметил он.

Для расчетов с «Нафтогазом» теплокоммунэнерго должны получать субсидии из госбюджета, но для этого в казне денег нет. Поэтому финансовое состояние НАК стало заложником неэффективной бюджетной политики государства. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать повышение тарифов на газ для населения. Однако власти не решаются на такой шаг по политическим причинам: на фоне сокращающихся доходов населения он приведет к росту социальной напряженности, а система адресной помощи со стороны государства еще находится в стадии разработки.

Также эксперты рекомендуют правительству создавать благоприятные инвестиционные условия для наращивания отечественной добычи газа, чтобы сократить расходы «Нафтогаза» на дорогостоящий импорт: самостоятельно НАК не может осваивать новые месторождения из-за отсутствия денег и технологий.

Инвесторы ставят условия

Вкладывать достаточные средства в украинскую нефтегазодобычу перестали еще в советские времена, когда приоритетом была разработка месторождений Западной Сибири.

Из-за этого добыча газа в Украине, достигнув своего исторического максимума в 68 млрд. куб. м в 1975 г., сократилась за следующие двадцать с небольшим лет почти в четыре раза — до менее чем 18 млрд. куб. м во второй половине 1990-х гг. В начале 2000-х гг. объем капиталовложений увеличился, что позволило стабилизировать добычу на уровне около 20 млрд. куб. м в год.

После 2010 г. правительство начало уделять значительное внимание этой отрасли в связи с резким подорожанием импортного российского газа. А в этом году выделило 869,2 млн. грн. на проведение поисковых и разведочных работ, что более чем в три раза превысило показатель предыдущего года. Юрий Бойко рассчитывает, что господдерджка и частные инвестиции позволят Украине добывать к 2015 г. 23 млрд. куб. м и 27 млрд. куб. м — к 2017 г.

Эксперты отмечают, что потенциал для развития отечественной газодобычи имеется, но государство должно им эффективно распоряжаться и создать благоприятные условия для привлечения в отрасль инвестиций. Авторы исследования «Нефтегазовый сектор Украины: прозрачность функционирования и доходов», проведенного центром «Номос» при поддержке фонда «Возрождение», отмечают, что существующая система ценообразования на газ украинской добычи, включая налогообложение, и система его реализации на рынке не способствуют притоку инвестиций в наращивание добычи. Поэтому они рекомендуют повысить стоимость реализации газа потребителям до уровня, который обеспечит достаточную рентабельность добывающих компаний.

«С целью более широкого привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо на законодательном уровне закрепить четкие гарантии для инвесторов относительно условий их деятельности в Украине»,— говорится в упомянутом исследовании.

«Существует большая вероятность, что новые месторождения, которые осваиваются в Украине, потребуют гораздо больших инвестиций и современных технологий, потому что они могут оказаться гораздо более труднодоступными и сложными с точки зрения геологии. Поэтому без привлечения иностранных инвестиций украинская нефтегазодобыча обойтись не сможет»,— считает аналитик инвесткомпании «Профит гарант» Сергей Дубов.

В 2011 г. добыча газа в Украине составила 20,139 млрд. куб. м, а объем импорта из России — 40 млрд. куб. м на $12 млрд.

НАК «Нафтогаз Украины» — крупнейший государственный холдинг, в котором сконцентрированы основные финансовые потоки отечественной нефтегазовой отрасли. НАК владеет по 100% акций «Укртрансгаза», «Укргаздобычи» и «Черноморнефтегаза», а также 50%+1 акция ОАО «Укрнафта» и 43% «Укртатнафты» (Кременчугский нефтеперерабатывающий завод). 100% акций «Нафтогаза» принадлежат государству, функции по их управлению делегированы правительству в лице Министерства энергетики и угольной промышленности Украины.

С момента основания в 1998 г. НАК занимает ведущие позиции в украинском топливно-энергетическом комплексе. Компания осуществляет полный цикл операций по разведке и разработке месторождений, по эксплуатационному и разведочному бурению, транспортировке и хранению нефти и газа, по поставкам природного и сжиженного газа потребителям.

НАК производит десятую часть валового внутреннего продукта Украины и обеспечивает 5% поступлений в государственный бюджет. Основные фонды, которыми управляет компания, составляют 3,5% от общегосударственных.

О том, что НАК «Нафтогаз Украины» ждут радикальные преобразования, на высшем политическом уровне впервые заговорили при власти Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Однако в то время чиновникам так и не удалось приступить к расформированию сложной, спорной с точки зрения прозрачности и эффективности, структуры госхолдинга. Сейчас же и президент, и премьер нашли взаимопонимание в этом вопросе.

12 мая 2012 г. вступил в силу закон «О внесении изменений в Закон Украины «О трубопроводном транспорте» относительно реформирования нефтегазового комплекса», который был принят Верховной Радой Украины 13 апреля и подписан президентом Украины 28 апреля 2012 г. Документ конкретизирует правовые основы разделения холдинговой структуры «Нафтогаза» на отдельные компании в зависимости от выполняемых функций (транспортировка, добыча, реализация газа). Также закон расширяет возможности для модернизации газотранспортной системы с участием иностранных инвесторов

Документом предусмотрено, что реорганизация (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование) госпредприятий, дочерних предприятий НАК «Нафтогаз Украины», осуществляющих деятельность по транспортировке газа по магистральным трубопроводам и хранение в подземных газохранилищах, и самого «Нафтогаза Украины» производится по решению Кабмина во исполнение обязательств, взятых Украиной в соответствии с законом «О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Содружества».

Приватизация госпредприятий, дочек НАК, которые осуществляют деятельность по транспортировке газа по магистральным трубопроводам и хранение в подземных газохранилищах, «Нафтогаза Украины», а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации, запрещается. Также законом предусмотрено, что в отношении таких юридических лиц не может быть возбуждено дело о банкротстве.

Производственные активы НАК «Нафтогаз Украины»

39 800 км Протяженность магистральных газопроводов

74 Количество газокомпрессорных станций

112 Количество компрессорных цехов

5 450 МВт Мощность компрессорных станций

349 200 км Протяженность газораспределительных сетей

13 Количество подземных хранилищ газа

32 млрд. куб. м Общий активный объем газа в подземных хранилищах

4 700 км Протяженность магистральных нефтепроводов

51 Количество насосных станций

357 МВт Мощность насосных станций

233 Количество месторождений в разработке

2572/2401/307 Эксплуатационный фонд скважин (газовых/нефтяных/нагнетательных)

5 Количество газоперерабатывающих заводов

91 Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций

175 000 Персонал компании

Источник: корпоративный буклет НАК «Нафтогаз Украины»

uaenergy.com.ua

Как Новинский и Бойко осваивают шельф Азовского моря

Евгений Головатюк

Как лидеры Оппозиционного блока, экс-чиновник Юрий Бойко и православный бизнесмен Вадим Новинский, оказались партнерами в газовом бизнесе

Вадима Новинского и Юрия Бойко объединяет не только членство в Оппозиционном блоке. Как удалось узнать ЛІГАБізнесІнформ, политики уже достаточно давно являются партнерами по бизнесу и совместно планируют добывать газ на шельфе Азовского моря.

Государственная служба геологии и недр в мае выдала лицензию на добычу природного газа на шельфе Азовского моря ООО Азов Петролеум ЛЛС (Киев). Этой компанией уже несколько лет совместно владеют структуры Новинского и Бойко.

Азов Петролеум ЛЛС планирует добывать природный газ на небольшой Белосарайской площади, которая находится в 50 км южнее Бердянска. Доказанные запасы месторождения составляют чуть более 1 млрд кубометров. Тем не менее в проект уже вложено более $20 млн и к 2020 году компания Новинского-Бойко рассчитывает приступить к добыче.

ЛІГАБізнесІнформ выяснила, как Бойко и Новинский стали партнерами по газовому бизнесу и что может этому бизнесу помешать.

Фирташ-Бойко-Новинский

История с разработкой Белосарайского газового участка началась в 2004 году, когда лицензию на геологическое изучение месторождения получило ЗАО Укрнадрасервис. На то время владельцами компании были бывший член фракции СДПУ(о) Геннадий Руденко и предприниматель Сергей Антоненко.

В середине 2000-х Укрнадрасервис был одним из крупнейших частных игроков на газовом рынке. Ежегодная добыча компанией достигала 40 млн кубометров за счет разработки Краснозаярского и Платовского газоконденсатных месторождений (Полтавская и Харьковская области). Компания также занималась сервисными работами при освоении углеводородных площадей.

Правда, к 2006 году производительность компании резко упала из-за отсутствия инвестиций и снижения объемов бурения. Именно тогда к газодобывающему активу присмотрелся Дмитрий Фирташ. В конце 2007 года компания Украинские машиностроительные заводы, которой владел Руденко, продала 49,9% Укрнадрасервиса газовому трейдеру Фирташа - венгерской Emfesz Kft. Другие 49,9% акций Фирташ приобрел у Сергея Антоненко.

Укрнадрасервис привлекал Фирташа еще по одной причине. Компания владела филиалом в Туркменистане, через который планировала участвовать в разработке туркменских месторождений газа.

Но развить собственный газодобывающий бизнес Фирташу помешала политическая конъюнктура. В конце 2007 года премьер-министром во второй раз стала Юлия Тимошенко, давний противник олигарха, и спустя несколько месяцев Государственная геологическая служба отказала Укрнадрасервису в продлении лицензий на разработку месторождений. С тех пор компания практически не вела добывающих работ, сконцентрировавшись на оказании сервисных услуг при освоении месторождений.

В 2011 году собственники ЗАО Укрнадрасервиса реорганизовали компанию в ООО, а спустя год и вовсе ликвидировали путем банкротства. Именно в этот период газодобывающий бизнес Укрнадрасервиса перешел к структурам Юрия Бойко и Вадима Новинского.

Бизнес-партнеры

После ликвидации Укрнадрасервиса правопреемниками предприятия стали сразу три компании - ООО Укристгаз, ООО Азов Петролеум ЛЛС и НадраСервис ЛЛС. Между ними и были распределены бизнесы бывшего газодобытчика.

Укристгазу остались лицензии на разработку Краснозаярского и Платовского газоконденсатных месторождений. Азов Петролеум ЛЛС оставила за собой право на освоение Белосарайской площади на шельфе, а НадраСервис ЛЛС занялась буровым сервисом (позже эта компания слилась с Научно-производственным предприятием Зонд).

Кроме смены компаний, сменились и собственники бизнеса Укрнадрасервиса. Вместо Дмитрия Фирташа ими стали Вадим Новинский и Юрий Бойко.

Согласно реестру юридических лиц владельцем Азов Петролеум ЛЛС является австрийская компания ITSH Holding GmbH, а конечными бенефициарами - Вадим Новинский и киприот Димитрис Иоанидис.

По 50% акций ITSH Holding GmbH принадлежит кипрским офшорам - San Posidanius Investments Limited и Avelizaro Holdings Ltd.

San Posidanius Investments в свою очередь опосредованно владеет 99% ООО Укристгаз через австрийскую ITONS Holding GmbH.

Укристгаз известна тем, что в 2012-2013 годах неожиданно стала победителем конкурсов по приватизации 94,5% Харьковской ТЭЦ-5 и 75% Волыньоблэнерго. На покупку обеих активов компания потратила более 800 млн гривен.

О том, что Укристгаз принадлежит бывшему министру энергетики и главе Оппозиционного блока Юрию Бойко, писал в своем расследовании украинский Forbes. Учредителем Укристгаза стала Финансовая инжиниринговая компания, директором которой до сих пор является Сергей Астапов.

Именно он возглавлял северодонецкий завод Стеклопластик, когда в состав наблюдательного совета предприятия, по данным системы раскрытия информации НКЦБФР, входил сын Бойко - Анатолий. Руководитель одной из крупнейших газодобывающих компаний на условиях анонимности подтвердил ЛІГАБізнесІнформ, что Укристгаз принадлежит Юрию Бойко. Впрочем, пресс-служба оппозиционного политика всегда отрицала его причастность к этой компании.

Азов наш!

После того как Укристгаз оформил на себя лицензии на добычу на Краснозаярском и Платовском месторождениях, компания начала активно инвестировать в возобновление добычи. В 2013 году Укристгаз закончила бурение скважины №12 и увеличила дебит скважины №468 Краснозаярской площади, а также пробурила разведочные скважины на Платовском участке. Это помогло компании впервые за несколько лет добыть около 15 млн кубометров по итогам 2013 года. Кроме того, Укристгаз стала активно торговать голубым топливом, снабжая Харьковскую ТЭЦ-5 и перепродавая газ на рынке.

С очередной сменой власти у бизнеса Бойко начались проблемы. В прошлом году против компании было открыто уголовное производство по факту фиктивных сделок с компаниями Лидергаз и ЕвроТек-2011. В сентябре прошлого года директора Укристгаз даже вызывали на допрос в прокуратуру. В итоге с конца 2014 года компания прекратила добычу газа.

Можно предположить, что у компании Бойко вряд ли найдутся средства для развития другого газового проекта - Белосарайской площади на шельфе Азовского моря, доля компаний Бойко в котором составляет 50%. Сейчас освоением морского участка занимается партнер Бойко - Вадим Новинский.

"В настоящее время компания проводит подготовительные работы для проведения сейсморазведывательных исследований на лицензионном участке, - сообщила ЛІГАБізнесІнформ пресс-служба Смарт-Холдинга. - Начало сейсморазведки запланировано на третий квартал 2016 года, а бурение скважин - на 2020 год".

Компания Новинского уже направила на исследовательско-промышленную разработку месторождения более $20 млн. По соглашению с Государственной службой геологии и недр, объем вложений в освоение Белосарайской площади должен составить не менее 327 млн гривен.

В целом компания планирует бурение на шельфе 12 скважин. Ожидаемая годовая добыча в случае успешной разведки должна составить около 250 млн кубометров, что на 50 млн кубометров больше, чем добыли газовые компании Смарт-Холдинга за прошлый год.

Главная проблема, помимо геологических рисков, которая может помешать компании добывать газ на шельфе, - это война в Донбассе. "Учитывая местоположение площади, проведение работ на лицензионном участке чрезвычайно рискованно. Подвергать риску персонал в такой ситуации неоправданно, - отмечает пресс-служба Смарт-Холдинга. - Поэтому сроки проведения работ на площади будут напрямую зависеть от стабилизации ситуации в стране".

uaenergy.com.ua

Каким он парнем был // Любимый менеджер Кучмы Юрий Бойко

31.03.2005, Фото: obriy.pib.com.ua

Каким он парнем был

Любимый менеджер Кучмы Юрий Бойко

Николай Зинченко

Юрий Бойко

Из всего нелицеприятного наследия в отечественной экономике, который оставил прежний режим, крупные государственные холдинги вспоминаются в первую очередь. Структуры с многомилиардными оборотами вроде «Энергоатома» или «Нефтегаза Украины» всегда находились под особым патронатом Леонида Кучмы, а возглавляли их люди особо приближенные к президенту и, как правило, ему одному реально подотчетные. Фигура бывшего главы «Нафтогаза Украины» Юрия Бойко в этом списке вспоминается в первую очередь. Секрет долгожительства Юрия Анатольевича на столь хлебном месте (три года и почти два месяца) – загадка для общественности и повод хорошенько покопаться в перипетиях трудовой деятельности любимого топ-менеджера бывшего Президента

Говорят, что в президентское окружение Юрий Бойко попал стараниями еще одного «менеджера Кучмы» Олега Дубины, в те времена – первого вице-премьера правительства. Именно он лоббировал назначение Бойко на должность председателя правления Кременчугского НПЗ, а зимой 2002 года помог своему протеже переехать в Киев на должность главы «Нафтогаза Украины». Впрочем по слухам, роль Дубины в назначении Бойко не была определяющей, и за него просили куда более влиятельные люди, имеющие отношение к «большому» европейскому газовому бизнесу (о них – чуть позже). Так это или нет – сказать сложно. Однако один факт остается неопровержимым – спустя некоторое время Бойко получил эксклюзивный доступ к президентскому уху, в сентябре нынешнего года получил из президентских рук звание «Героя Украины» и вплоть до последнего времени только единожды мог потерять свой пост. Случай оказался довольно показательным – в начале 2003 года ведомство Юрия Анатольевича захотели перевести в подчинение Минтопэнерго («Нафтогаз» как известно подчиняется непосредственно Кабмину), а Бойко поменять на одного из собственников корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» Сергея Таруту. Затея, за которой якобы стояли тогдашний вице-премьер по ТЭК Виталий Гайдук и министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, успеха не имела. Бойко сумел сохранить свой пост и приложил немало усилий, что бы два его влиятельных недруга, а заодно сторонники прямого использования нефтепровода «Одесса-Броды» (с чем всегда не соглашалось руководство «Нефтегаза») оправлены Кучмой в отставку. Гайдука эта участь постигла в декабре 2003, Ермилова – в марте 2004. 

К Туркменбаши через Венгрию

Корни президентской лояльности к главе «Нафтогаза» принято искать в венгерской компании Eural Trans Gaz. Стараниями Юрия Анатольевича зарегистрированный на трех безработных оффшор с уставным капиталом в 12 тысяч долларов стал оператором поставок туркменского газа в Украину.

Менять схему поставок среднеазиатского топлива «Нефтегаз» и российский «Газпром» решили в конце 2002 года. Согласно достигнутым соглашениям Украина отказывалась от услуг старого посредника по транспортировке туркменского газа – «Итеры», и подписывала соглашения с венгерской Eural TG. Новый оператор был признан большим достижением украинской стороны, поскольку брал за свои услуги на пару процентов меньше, чем «Итера». Тот факт, что само существование посредника в газовых отношениях между Украиной и Туркменистаном, выглядело не совсем логично (особенно если учесть, что основную часть газовой трубы между двумя странами контролирует российский «Газпром») никого не смутил. За свои услуги Eural TG получил не много ни мало 14 млрд. кубометров газа, которые в последствии доставались «Нефтегазу» и дочерней структуре «Газпрома» - «Газэкспорту», а потом продавались Германии. Реализовать новую схему работы с туркменским газом руководство «Нафтогаза» пыталось с такой поспешностью, что даже забыло о некоторых формальностях. Например, контракт с Eural TG в Москве Юрий Бойко подписал за день до того, как эта структура вообще была зарегистрирована в Венгрии.

В России никогда не скрывали, что работа с венгерским посредником особого смысла для «Газпрома» не представляла. Однако на Eural настоял «Нафтогаз» в лице Юрия Бойко. Дело в том, что в 2002 году Украина благодаря подписанному соглашению контролировала практически весь туркменский газ в западном направлении. Перепродавать топливо в Европе даже с учетом интереса Eural TG «Газпрому» было выгодно. Посему с условиями «Нафтогаза» россияне временно согласились. Совсем другое дело – что подвигло руководство украинского «Нафтогаза» подсунуть себе и «Газпрому» венгерского посредника. За пару лет активной работы Eural TG на просторах СНГ найти корни этой структуры оказалось делом несложным. Следы журналистских расследований неизменно приводили к персоне Семена Могилевича, уроженца Киева, гражданина Венгрии и Израиля, человека которого несколько лет безнадежно пытается поймать ФБР (хотя он совершенно легально живет в Будапеште). Дело в том, что адрес владельца Eural TG в Тель-Авиве удивительным образом совпал с адресом компании Нighrock Proрerties, занимающей достойное место в обширных финансовых операциях Могилевича. Справедливости ради отметим, что ни одна из публикаций, посвященных связям венгерской компании с крестным отцом русской мафии на Западе, не осталась незамеченной представителями Eural TG, и во всех случаях СМИ пришлось ставить опровержения данной информации. Хотя общественное мнение, давно связавшее поставки туркменского газа в Украину через венгров, с прямым интересом руководства «Нафтогаза», Леонида Кучмы и Семена Могилевича, от этого ничуть не изменилось. 

Официальные лица «Газпрома» и «Нефтегаза» старались убедить в правильности выбора венгерского посредника, объясняя свою позицию «минимизацией налогообложения». К слову, представители обеих компаний неоднократно заявляли, что три безработных собственника Eural TG – явление временное и в скором времени «Газпром» и «Нефтегаз» станут полноправными хозяевами оператора поставок туркменского газа. За пару лет работы Eural TG ни одной, ни другой компании это почему-то не понадобилось. Зато в результате сложной многоходовки с участием нескольких оффшоров, 45 % акций венгерского посредника в 2003 году оказалось в руках сейшельской компании Karma Holdings. Примечательно, что отношение к этой структуре имеет некий англичанин Роберт Шетлер Джонс. В Украине этот господин известен как представитель британской Atlantic Caspian Resources и главный собственник немецкой компании RSJ Erste Beteiligungs mbH. Первая структура получила известность как инициатор постройки портового комплекса «Донузлав» в Крыму, вторая – как собственник Крымского содового завода и инвестор СП на базе гиганта отечественной химии ГАК «Титан» (это детище старой власти, к слову, уже успело попасть в список претендентов на реприватизацию). Так что люди, реально стоящие за деятельностью венгерского оффшора Eural TG для Украины не чужие, и по всей вероятности, отдавая им в управление 34 миллиарда кубометров туркменского газа, предназначенного для нужд Украины, глава «Нафтогаза» Юрий Бойко имел свой резон. 

Впрочем, просидеть слишком долго в статусе поставщиков туркменского газа венграм не удалось. Шел 2004 год, Россия выкупила туркменский газ с 2007 года на ближайшие 30 лет, а в Украине приближались президентские выборы. После очередного саммита Леонида Кучмы и Владимира Путина без галстуков (злые языки любили повторять, что работа венгерского посредника проходила при молчаливом участии президентов обеих стран) Юрий Бойко срочно вылетел в Москву, что бы во второй раз за два года пересмотреть схему поставок туркменского газа в Украину. Место Eural TG в качестве поставщика туркменского газа, согласно подписанным Бойко договоренностям, с 2005 года, заняло СП «РосУкрЭнерго». Доли в этом предприятии в пропорции пятьдесят на пятьдесят поделили российский «Газпромбанк» и дочерние структуры австрийской финансовой группы «Раййфайзен». Огорчаться по поводу появления более удачливого конкурента в Венгрии не стали, поскольку спустя несколько месяцев оказалось, что весь московский менеджмент Eural TG дружно перебрался работать в офис «РосУкрЭнерго», а СМИ дружно начали обсуждать тему – действительно ли вездесущий Семен Могилевич получил влияние на австрийский «Райфайзен». Что касается Украины, то от появления очередного посредника между собой и Туркменистаном она выиграла немного – три буквы в названии и полное отсутствие влияния на органы управления компанией. 

Почему мы платим за газ больше?

О роли Бойко в газовых взаимоотношениях с венгерским оффшором говорили не часто. Значительно больше времени уделялось теплой дружбе главы «Нафтогаза» с туркменами или руководством «Газпрома». Правда, Украина от этого выиграла немного. Приведем два примера. Первый – погашение долгов «Нефтегаза» перед российским «Газпромом» за поставки газа в 1997-2000 годах, накрученными еще предшественниками Юрия Анатольевича. Сумма набежала немалая – порядка 1,62 млрд. долларов из которых 190 млн. составляли проценты и неустойки украинской стороны. Как известно, несколько лет украинская сторона пыталась погасить долг десятилетними облигациями «Нафтогаза». Однако принимать их на баланс из-за налоговых издержек «Газпром» отказывался. В августе прошлого года Кабмин с подачи «Нафтогаза» утвердил план расчетов по этой задолженности. Суть ее свелась к тому, что сумму долгов засчитали в счет оплаты транзита российского газа через территорию Украины до 2009 года. 

Погашение долга сразу записали в копилку достижений «лучшего топ-менеджера» Бойко – мол и Газпром не в обиде, и Украине не придется рассчитываться живыми деньгами. Если бы не одно «но». Ежегодно, за транзит российского газа через свою территорию Украина получает 26 млрд. кубометров. Согласно схеме реструктуризации долга, до 2009 года из этого количества Украина недополучит не много ни мало 5 миллиардов кубометров ежегодно. За счет чего будет покрываться эта недостача в газовом балансе страны пока непонятно. Надежды на увеличение собственной добычи – не большие. Во время подписания соглашения по реструктуризации задолженности менеджмент «Нефтегаза» обещал, что россияне меньше за транзит газа платить не будут, поскольку 5 миллиардов будут нивелироваться дополнительными объемами русского газа, которые прокачиваются через территорию Украины. Простые математические расчеты показывают, что в таком случае «Газпром» должен увеличить объемы прокачки через украинскую территорию на 20 %. Чего, как известно, нет ни в планах на нынешний год, ни на следующие. Поэтому единственной надеждой залатать дыру в газовом балансе страны остается туркменский газ. 

Найдут ли туркмены такие дополнительные объемы, и по какой цене их продадут Украине– вопрос интересный. Особенно если учесть, последнее достижение Юрия Бойко на внешнеэкономической ниве – контракт на поставки газа из Туркменистана на 2006 год, где вместо традиционных 38 долларов за тысячу кубометров, мы стали платить больше. Причины, по которым Туркменбаши решил продавать Украине газ по новой цене, вполне очевидны. Достаточно вспомнить, сколько заработали на нем «Газпром», «Нефтегаз» и Eural TG в последние годы. В интервью “Деловой столице” летом 2002 года, Юрий Бойко комментировал экспорт компанией газа следующим образом: “Мы продаем только газ, который добываем сами. Как бы это выглядело в Ашгабаде, если бы мы где-то продавали их газ, и деньги от этих продаж к ним бы не возвращались...”. В действительности, Юрий Анатольевич несколько кривил душой, потому что туркменский газ в Европу таки попадал. Например, это касается 14 млрд. туркменского газа, получаемого венгерским Eural TG в счет оплаты услуг по транзиту, и перепродаваемого в последствии «Нафтогазу» и российскому «Газэкспорту». А еще в западном направлении уходила часть «голубого топлива» поставляемого якобы для украинского потребителя. Рентабельность таких операций оценить не трудно: в прошлом году «Нефтегаз» платил Туркменистану 38 долларов за тысячу кубометров, а его цена в Европе переваливала далеко за сто долларов. Результаты успешной экспортной деятельности «Нафтогаза» (еще одна большая заслуга, которую ставят Бойко) известны – 30 %-ное увеличение цены на «голубое топливо» со стороны туркмен, которые совершенно справедливо не хотят, что бы на них наживались. К слову, до сих пор остаются открытыми вопросы – почему новый туркменский контракт в канун нового года заключался Бойко с такой поспешностью, и почему о новых ценах ничего не знали в правительстве.

Большой сВИНК

Впрочем, якобы успешная внешнеэкономическая деятельность бывшего руководителя «Нефтегаза» - далеко не единственный миф в биографии Юрия Бойко последних лет. Можно еще вспомнить о создании государственной вертикально-интегрированной нефтекомпании (ВИНК) и непримиримой борьбе с ростом цен на топливо в стране. Летом прошлого года, когда страна отходила от 50-ного скачка цен на бензин и готовилась к дальнейшему росту цен, в недрах Администрации Президента появился один небезынтересный указ президента Леонида Кучмы «О мерах, по повышению эффективности управления нефтяной отраслью». Главный пункт документа – передача государственной доли в ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) нефтедобывающей компании «Укрнафта». Последнюю компанию государственной уже давно принято считать только условно, поскольку больше пользы через подконтрольный менеджмент она приносит частному акционеру – днепропетровской группе «Приват». Этим же указом предусматривалось, что государственный пакет акций «Укрнафты» в размере 50 % отдадут Фонду госимущества, а у бывшего главного собственника – «Нафтогаза Украины» останется всего 1 % + 1 акция. Просуществовал этот «удобный» для «Привата» документ всего два дня. Потом к Президенту на пример попал Юрий Анатольевич Бойко и текст указа был несколько подкорректирован. Кременчугский НПЗ отдали «Нефтегазу» в качестве «вступительного» взноса в увеличенный уставной фонд все той же «Укрнафты», а заодно оставили за «Нафтогазом» 50 % акций нефтедобывающей компании.

В начале осени прошлого года президентское решение претерпело еще одно изменение и отдавать Кременчугский НПЗ «Укрнафте» передумали вообще. В эти же дни счастливый обладатель самого большого в Украине нефтеперерабатывающего завода Юрий Бойко – сделал еще одно заявление. В Украине на базе «Нафтогаза» наконец то появится давняя мечта –государственная вертикально-интегрированная нефтяная компания «от скважины до колонки». Планы по поводу ВИНК у Юрия Бойко оказались более чем пафосными – увеличение числа собственных автозаправок и 40 % розничного рынка нефтепродуктов. Кроме того, глава «Нафтогаза» пообещал, что главной задачей создаваемой ВИНК станет удержание цен на нефтепродукты. 

Благое намерение Юрия Анатольевича, спустя неделю оказалось несколько омрачено неприятным скандалом со сменой руководства Кременчугского НПЗ. Председателя правления компании Павла Овчаренко со скандалом уволили, а собранный на скорую руку Наблюдательный совет провел свое заседание в Москве, на котором было решено поставить во главе «Укртатнафты», бывшего заместителя главы Фонда госимущества Сергея Глушко. Отношение к нефтяному бизнесу Глушко имел очень опосредствованное, в свое время руководил и приватизировал под себя парфюмерную фабрику в Харькове, а в ФГИУ запомнился разве что скандалом с дополнительной эмиссией акций Ингулецкого ГОКа, за что пару раз даже пришлось побывать в Генпрокуратуре. Впрочем этот факт, никак не смутил Юрия Бойко, который после увольнения Глушко из Фонда госимущества нашел ему место в дочерней структуре «Нафтогаза» «Укргаздобыче» и потом сделал исполняющим обязанности председателя правления Кременчугского НПЗ. 

Поначалу работа Глушко на Кременчуге явно не заладилась, объемы переработки нефти заводом значительно упали. Однако «виноватых» новый и.о. председателя правления с легкой подачи «Нефтегаза» нашел достаточно быстро. В их числе оказался бывший руководитель, а также несколько поставщиков нефти. Работать со старыми поставщиками нефти завод перестал и быстро наладил отношения с новым трейдером – «Западной нефтяной компанией», которая удивительным образом оказалась очень близкой структурой к главе «Нафтогаза Украины» Юрию Бойко. В ноябре прошлого года Глушко окончательно утвердили в должности председателя правления НПЗ, рост цен на бензин благодаря хорошей конъюнктуре мировой цены на нефть утих сам собой, а о покупке заправок и расширении своей доли руководитель «Нафтогаза» уже не вспоминал. На носу были президентские выборы, после которых его патрон Леонид Кучма проигрывал при любых раскладах. О «вертикальной интеграции» «Нефтегаза» в это бурное время выборов пришлось слышать только один раз. Это когда во время второго тура в Кременчуг отправились работники центрального аппарата НАК, посмотреть на новый актив компании – нефтеперерабатывающий завод. А заодно проголосовать по открепительным талонам. 

Камо грядеши?

Указ Леонида Кучмы, благодаря которому «Нефтегаз» получил контроль над Кременчугским НПЗ, сейчас оспаривается депутатами в Конституционном суде, Бойко уволен с поста главы «Нафтогаза», а вот в работе самого завода мало что поменялось. Близкий к Бойку трейдер по прежнему поставляет нефть на НПЗ, а самим заводом руководит ставленник Юрия Анатольевича Сергей Глушко…

Впрочем Кременчуг – далеко не единственное место, за которое Юрию Анатольевичу не должно быть стыдно и где его до сих пор с удовольствием ждут. Например остается Крымский содовый завод и ГАК «Титан», где плотно осели люди, заработавшие деньги на венгерском детище Бойко – Eural TG. Как минимум 25 лет должен проработать и российско-австрийский посредник между Украиной и Туркменистаном - СП «РосУкрЭнерго», создание которого скреплено подписью бывшего главы «Нафтогаза». Так что сфер для применения бизнес хватки любимого топ-менеджера президента Кучмы более чем достаточно. На худой конец можно податься в политику, и попробовать стать народным депутатом. 

А тем временем Кабмин уже заявил о готовящемся аудите финансовой деятельности госкомпаний. Первым пунктом, конечно же значится «Нафтогаз» вместе со своими дочерними структурами. Документ обещает получиться крайне познавательным. 

 

www.compromat.ru

Бойко переписывает финансовые правила Тимошенко для Нафтогаза

В правительстве решили отказаться от выпуска облигаций внутреннего , будут выделены из казны.

1 октября в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, в котором Кабмин предлагает парламенту в текущем году поддержать «Нафтогаз Украины» средствами госбюджета. Компании предлагается выделить 3,9 млрд. грн., а не увеличивать уставный фонд НАК за счет выпуска десятилетних ОВГЗ на ту же сумму.

Кто загнал монополиста в долги

Такой способ капитализации госхолдинга впервые был использован летом 2009 г. правительством Юлии Тимошенко, когда было принято постановление об увеличении уставного капитала «Нафтогаза» на 18,6 млрд. грн. — до 24,165 млрд. грн. Потом компания стала продавать облигации или заключать сделки репо (с правом обратного их выкупа у банков), что позволяло ей оплачивать закупки российского топлива. С тех пор таким способом уставный капитал НАК возрос до 49,84 млрд. грн.

Пришедшая в 2010 г. на смену правительству Юлии Тимошенко команда Николая Азарова не возражала против инновации своих предшественников, а теперь, спустя два с половиной года, решила изменить уже устоявшийся порядок.

3,9 млрд. грн., которые Кабмин сейчас намерен получить из бюджета, необходимы крупнейшему госхолдингу, чтобы покрыть разницу между закупочной стоимостью импортного российского газа и отпускным тарифом для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ).

Выпуск ОВГЗ, как отмечает в пояснительной записке к законопроекту министр энергетики и угольной промышленности , связан с дополнительными затратами для «Нафтогаза». Когда уставный капитал НАК увеличивается путем выпуска ценных бумаг, то у нее возникают трудности с монетизацией облигаций. Потому что банки соглашаются покупать ОВГЗ у «Нафтогаза» только на условиях репо, и это приводит к дополнительным расходам компании. Также, по словам министра, существующая схема компенсации убытков «Нафтогаза» от продажи импортируемого топлива населению неэффективна. Ведь при выделении средств через увеличение уставного фонда убытки все равно отображаются в отчетности компании, что негативно сказывается на ее кредитоспособности.

В Минэнергоугля подсчитали: если парламент поддержит инициативу Кабмина и согласится на прямое субсидирование «Нафтогаза» из госказны, то затратная часть госбюджета на текущий год увеличится до 400,583 млрд. грн., предельный объем его дефицита — до 29,29 млрд. грн. Одновременно предельный объем выпуска ОВГЗ для компенсаций «Нафтогазу» разницы в цене на газ уменьшится до 8,1 млрд. грн.

Каждый месяц НАК необходимо около $1–1,6 млрд. для закупок российского газа. Таких средств у компании нет, поэтому она ищет их на стороне, чтобы вовремя рассчитаться с «Газпромом». Кроме выпуска ОВГЗ, «Нафтогаз» берет банковские кредиты, в частности, у Газпромбанка, подконтрольного российской газовой монополии (уже более $2,5 млрд.). «Компания продолжает финансировать текущую деятельность за счет внешних заимствований и средств от рекапитализации со стороны правительства. Весь объем привлеченного от российского банка кредита будет направлен на финансирование закупок российского газа в 2012 г. Финансовое состояние «Нафтогаза» далеко от стабильного, и компания продолжает наращивать долги»,— говорится в отчете для инвесторов, подготовленном аналитиками ING Bank.

Чтобы госхолдинг не испытывал сложностей при расчетах с «Газпромом», премьер Николай Азаров постоянно говорит о необходимости добиться платежной дисциплины от потребителей. Однако долги ТКЭ за поставленное топливо продолжают расти. По статистике «Нафтогаза», за потребленный в 2012 г. газ ТКЭ не вернули 4,9 млрд. грн., а за 2011 г. — 6,24 млрд. грн.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский считает, что «Нафтогаз» вынужден привлекать кредитные средства для расчетов за импорт топлива в связи с низким уровнем его оплаты на внутреннем рынке. «НАК не может физически собрать деньги за поставленный газ, поэтому приходится брать заемные средства»,— отметил он.

Для расчетов с «Нафтогазом» теплокоммунэнерго должны получать субсидии из госбюджета, но для этого в казне денег нет. Поэтому финансовое состояние НАК стало заложником неэффективной бюджетной политики государства. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать повышение тарифов на газ для населения. Однако власти не решаются на такой шаг по политическим причинам: на фоне сокращающихся доходов населения он приведет к росту социальной напряженности, а система адресной помощи со стороны государства еще находится в стадии разработки.

Также эксперты рекомендуют правительству создавать благоприятные инвестиционные условия для наращивания отечественной добычи газа, чтобы сократить расходы «Нафтогаза» на дорогостоящий импорт: самостоятельно НАК не может осваивать новые месторождения из-за отсутствия денег и технологий.

Инвесторы ставят условия

Вкладывать достаточные средства в украинскую нефтегазодобычу перестали еще в советские времена, когда приоритетом была разработка месторождений Западной Сибири.

Из-за этого добыча газа в Украине, достигнув своего исторического максимума в 68 млрд. куб. м в 1975 г., сократилась за следующие двадцать с небольшим лет почти в четыре раза — до менее чем 18 млрд. куб. м во второй половине 1990-х гг. В начале 2000-х гг. объем капиталовложений увеличился, что позволило стабилизировать добычу на уровне около 20 млрд. куб. м в год.

После 2010 г. правительство начало уделять значительное внимание этой отрасли в связи с резким подорожанием импортного российского газа. А в этом году выделило 869,2 млн. грн. на проведение поисковых и разведочных работ, что более чем в три раза превысило показатель предыдущего года. Юрий Бойко рассчитывает, что господдерджка и частные инвестиции позволят Украине добывать к 2015 г. 23 млрд. куб. м и 27 млрд. куб. м — к 2017 г.

Эксперты отмечают, что потенциал для развития отечественной газодобычи имеется, но государство должно им эффективно распоряжаться и создать благоприятные условия для привлечения в отрасль инвестиций. Авторы исследования «Нефтегазовый сектор Украины: прозрачность функционирования и доходов», проведенного центром «Номос» при поддержке фонда «Возрождение», отмечают, что существующая система ценообразования на газ украинской добычи, включая налогообложение, и система его реализации на рынке не способствуют притоку инвестиций в наращивание добычи. Поэтому они рекомендуют повысить стоимость реализации газа потребителям до уровня, который обеспечит достаточную рентабельность добывающих компаний.

«С целью более широкого привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо на законодательном уровне закрепить четкие гарантии для инвесторов относительно условий их деятельности в Украине»,— говорится в упомянутом исследовании.

«Существует большая вероятность, что новые месторождения, которые осваиваются в Украине, потребуют гораздо больших инвестиций и современных технологий, потому что они могут оказаться гораздо более труднодоступными и сложными с точки зрения геологии. Поэтому без привлечения иностранных инвестиций украинская нефтегазодобыча обойтись не сможет»,— считает аналитик инвесткомпании «Профит гарант» Сергей Дубов.

В 2011 г. добыча газа в Украине составила 20,139 млрд. куб. м, а объем импорта из России — 40 млрд. куб. м на $12 млрд.

НАК «Нафтогаз Украины» — крупнейший государственный холдинг, в котором сконцентрированы основные финансовые потоки отечественной нефтегазовой отрасли. НАК владеет по 100% акций «Укртрансгаза», «Укргаздобычи» и «Черноморнефтегаза», а также 50%+1 акция ОАО «Укрнафта» и 43% «Укртатнафты» (Кременчугский нефтеперерабатывающий завод). 100% акций «Нафтогаза» принадлежат государству, функции по их управлению делегированы правительству в лице Министерства энергетики и угольной промышленности Украины.

С момента основания в 1998 г. НАК занимает ведущие позиции в украинском топливно-энергетическом комплексе. Компания осуществляет полный цикл операций по разведке и разработке месторождений, по эксплуатационному и разведочному бурению, транспортировке и хранению нефти и газа, по поставкам природного и сжиженного газа потребителям.

НАК производит десятую часть валового внутреннего продукта Украины и обеспечивает 5% поступлений в государственный бюджет. Основные фонды, которыми управляет компания, составляют 3,5% от общегосударственных.

О том, что НАК «Нафтогаз Украины» ждут радикальные преобразования, на высшем политическом уровне впервые заговорили при власти Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Однако в то время чиновникам так и не удалось приступить к расформированию сложной, спорной с точки зрения прозрачности и эффективности, структуры госхолдинга. Сейчас же и президент, и премьер нашли взаимопонимание в этом вопросе.

12 мая 2012 г. вступил в силу закон «О внесении изменений в Закон Украины «О трубопроводном транспорте» относительно реформирования нефтегазового комплекса», который был принят Верховной Радой Украины 13 апреля и подписан президентом Украины 28 апреля 2012 г. Документ конкретизирует правовые основы разделения холдинговой структуры «Нафтогаза» на отдельные компании в зависимости от выполняемых функций (транспортировка, добыча, реализация газа). Также закон расширяет возможности для модернизации газотранспортной системы с участием иностранных инвесторов

Документом предусмотрено, что реорганизация (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование) госпредприятий, дочерних предприятий НАК «Нафтогаз Украины», осуществляющих деятельность по транспортировке газа по магистральным трубопроводам и хранение в подземных газохранилищах, и самого «Нафтогаза Украины» производится по решению Кабмина во исполнение обязательств, взятых Украиной в соответствии с законом «О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Содружества».

Приватизация госпредприятий, дочек НАК, которые осуществляют деятельность по транспортировке газа по магистральным трубопроводам и хранение в подземных газохранилищах, «Нафтогаза Украины», а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации, запрещается. Также законом предусмотрено, что в отношении таких юридических лиц не может быть возбуждено дело о банкротстве.

Производственные активы НАК «Нафтогаз Украины»

39 800 км Протяженность магистральных газопроводов

74 Количество газокомпрессорных станций

112 Количество компрессорных цехов

5 450 МВт Мощность компрессорных станций

349 200 км Протяженность газораспределительных сетей

13 Количество подземных хранилищ газа

32 млрд. куб. м Общий активный объем газа в подземных хранилищах

4 700 км Протяженность магистральных нефтепроводов

51 Количество насосных станций

357 МВт Мощность насосных станций

233 Количество месторождений в разработке

2572/2401/307 Эксплуатационный фонд скважин (газовых/нефтяных/нагнетательных)

5 Количество газоперерабатывающих заводов

91 Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций

175 000 Персонал компании

Источник: корпоративный буклет НАК «Нафтогаз Украины»

uaenergy.com.ua