В «Газпром нефти» испытали блокчейн и интернет вещей в логистике. Бршп газпром нефть


В «Газпром нефти» испытали блокчейн и интернет вещей в логистике

1 февраля 2018

Специалисты блока развития шельфовых проектов (БРШП) «Газпром нефти» и «Газпромнефть-Снабжения» протестировали технологию блокчейн* и концепцию интернета вещей** в логистике материально-технических ресурсов.

На приобретенную для «Газпром нефть Шельфа» запорную арматуру были установлены радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS). На этапе отгрузки с завода-производителя в Великом Новгороде после считывания RFID меток был сформирован документ с информацией о поставке. GPS датчик позволил контролировать движение груза на базу хранения в Мурманске, скорость его перемещения, количество и продолжительность остановок в пути. Все полученные с устройств данные были зафиксированы смарт-контрактом*** и отражены в блокчейн. В дальнейшем информация о складских и транспортных операциях — оприходование продукции на склад, перемещение на причал для погрузки, доставка на платформу «Приразломная» в Печорском море — передавалась по аналогичной схеме. Блокчейн обеспечил неразрывную связь физической поставки, всех сопровождающих процессов и документооборота, а также позволил всем участникам процесса получить доступ к достоверной информации в зашифрованном виде.

Успешная реализация пилотного проекта подтвердила возможность применения технологии блокчейн в управлении цепочками поставок. «Газпром нефть» рассматривает перспективы дальнейшего использования потенциала блокчейн и тиражирования полученного опыта.

«Блокчейн в поставках позволит создать экосистему для взаимодействия всех участников процесса, таких как производитель, инспектор, логистический оператор, склад и потребитель. Мы видим потенциал в развитии и дальнейшем применении технологии», — отметил директор дирекции по закупкам и капитальному строительству ПАО «Газпром нефть» Абдулла Караев.

*Блокчейн — распределенная децентрализованная база данных для хранения и передачи информации. Все зафиксированные в блокчейн транзакции нельзя стереть или изменить.

**Интернет вещей — совокупность подключенных к Интернету объектов, взаимодействующих с пользователями и друг с другом. Применение концепции интернета вещей позволяет интегрировать грузы в информационное поле с помощью различных устройств.

***Смарт-контракт — алгоритм, который удаленно запускается в сети блокчейн при выполнении заданных условий. Результат запуска смарт-контракта подтверждается всеми участниками сети. Таким образом, история логистических операций собирается в глобальном пространстве. Доступ к зашифрованной информации имеют все стороны, задействованные в процессе снабжения материально-техническими ресурсами. В рамках смарт-контрактов могут взаимодействовать как контрагенты, так и устройства, обменивающиеся данными.

Теги: технологии, инновации, IT, транспортировка, цифровизация

www.gazprom-neft.ru

Шельфовые проекты — ПАО «Газпром нефть»

Интервью руководителя проектов «Газпром нефти» на Кубе и в Экваториальной Гвинее Дмитрия Борисова

Журнал «Газпром»

Америка

— Дмитрий Викторович, что объединяет проекты в Экваториальной Гвинее и на Кубе?

— Оба они связаны с разработкой шельфа, при этом фазы проектов удачно распределены во времени разведочное бурение на Кубе начнется тогда, когда в Экваториальной Гвинее будет завершаться интерпретация геологической информации. В кубинском проекте нашим партнером стал один из мировых лидеров по освоению шельфа — малайзийский концерн Petronas. Эта компания накопила колоссальный опыт работы на морских месторождениях, ведь основные объемы нефти добываются в Малайзии именно на шельфе. Кроме того, география деятельности Petronas охватывает около 40 стран, а «Газпром нефть» только начинает реализацию морских проектов за пределами России.

— Как «Газпром нефть» вошла в кубинский проект?

— Соглашение о разделе продукции (СРП) с правительством Кубы Petronas подписала в 2007 году. Оно предполагает проведение геологоразведочных работ (ГРР) на четырех блоках, расположенных в кубинской эксклюзивной экономической зоне на шельфе Мексиканского залива. В 2009‑м «Газпром нефть» начала тесно сотрудничать с Petronas в Ираке. Тогда же малайзийцы предложили нам принять участие в разведке кубинских запасов. В итоге мы заключили соглашения о переуступке доли и о совместной деятельности и летом 2011 года присоединились к кубинскому проекту, гдеполучили долю в 30 %. Учитывая стратегический характер сотрудничества между нашими компаниями, мы не осуществляем дополнительные платежи за вхождение в проект, а только компенсируем партнерам понесенные ими исторические затраты пропорционально нашей доле участия. Суммарно по состоянию на середину 2011 года с учетом компенсации затрат и финансирования текущей деятельности мы потратили на этот актив порядка 12 млн долларов.

По мнению наших геологов, малайзийцам принадлежат одни из самых перспективных участков кубинского шельфа. При этом есть основания полагать, что эта зона схожа по строению со структурой черноморского шельфа, где у нас уже есть свои наработки, которые мы постараемся использовать вместе с партнерами.

На участке выявлено 14 перспективных структур, суммарная оценка их резервов достигает 400–500 млн т углеводородов. Наиболее понятной с точки зрения геологии является структура Catoche-1, которая и выбрана для бурения первой скважины. Мы планируем приступить к бурению в первой половине 2012 года. Для этого у работающей по соседству компании Repsol в субаренду взята буровая платформа — сейчас она находится на пути из Сингапура в Тринидад и Тобаго, где пройдет технический аудит перед прибытием на Кубу.

Если результаты бурения покажут нефтеносность Catoche-1, мы приступим к 3D-сейсмике, которая позволит оконтурить структуру и подтвердить ее размеры и запасы. Так что по результатам работы на первой скважине мы поймем, начинать ли бурение второй — оценочной — на этой же структуре или переходить на другую.

— Когда может начаться добыча?

— Исходя из отраслевого стандарта работы на шельфе, к добыче, как правило, приступают через 5–6 лет после объявления о коммерческом открытии. В случае перехода к промышленной эксплуатации месторождений подписанное СРП дает возможность вести разработку нефтяных запасов до 2037 года, а газ добывать до 2042‑го. Преимущества проекта очевидны: морская добыча расширяет географию поставок сырья, а режим СРП предусматривает возмещение затрат и не предполагает дополнительных налогов, таких как экспортная пошлина или НДПИ. В будущем в проект сможет войти кубинская государственная Cupet, компенсировав участникам исторические затраты. Ее доля может составить до 20 %, а доли других участников при этом пропорционально уменьшатся.

Кубинский шельф Мексиканского залива пока остается малоизученной территорией — на сегодняшний день на нем пробурено всего две скважины, чего совершенно недостаточно, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы. Но если там будут найдены углеводороды, мы станем одной из первых компаний, которая получит к ним доступ.

Африка

— А как продвигаются работы в Экваториальной Гвинее?

— В июне 2010 года мы подписали СРП с министерством горнорудного дела, промышленности и энергетики Экваториальной Гвинеи и национальной компанией GEPetrol. Перед этим нам на выбор были представлены 16 морских блоков, из которых наши геологи выбрали два наиболее, на их взгляд, перспективных — в бассейнах Рио-Муни (блок U) и дельты Нигера (блок T). По каждому блоку подписано отдельное соглашение. В обоих проектах мы выступаем в качестве оператора, и нам принадлежит 80 %, оставшаяся доля — у GEPetrol.

По предварительной оценке, общие запасы блоков могут достигать 110 млн т нефти. В начале 2011‑гона блоке T мы провели морские сейсмические исследования формата 3D в предусмотренном СРП объеме 300 кв. км. На блоке U для принятия необходимых решений достаточно использования приобретенной нами исторической геологической информации, поэтому там мы дополнительной сейсмики не делали. К лету 2012 года планируем завершить интерпретацию данных и принять решение о переходе к бурению разведочных скважин.

— Чем отличается работа в Африке от работы на Кубе?

— В Экваториальной Гвинее на нас лежит больше ответственности, так как мы операторы и отвечаем за все принимаемые решения. Но здесь гораздо проще решать вопрос с организацией бурения — в регионе активно идет нефтедобыча, имеется давно сложившийся и устоявшийся пул подрядчиков.

— Каким может быть объем финансирования в случае успеха разведки?

— По имеющимся оценкам, наши суммарные инвестиции в проект до середины 2012 года составят немногим больше 10 млн долларов. Когда мы приступим к бурению, счет пойдет на десятки миллионов, а в случае перехода к полномасштабной разработке обоих блоков — на сотни миллионов долларов. На стадии геологоразведки «Газпром нефть» несет 100 % затрат. После начала добычи GEPetrol сможет увеличить свою долю до 45 % на условиях компенсации исторических затрат и пропорционального финансирования работ. При этом заключенное нами соглашение предусматривает возможность выхода из проекта после каждого из подэтапов геологоразведки, если мы посчитаем дальнейшую работу неперспективной.

— Раз мы с вами говорим об Африке — как изменились перспективы ливийского проекта?

— В сентябре «Газпром нефть» подписала опционное соглашение по проекту Elephant с итальянским концерном ENI. После того как партнеры уведомят нас об окончании действующего режима форс-мажора, у нас есть год, чтобы воспользоваться правом реализации опциона и за 163 млн долларов приобрести у ENI 33 % в консорциуме, контролирующем 50 % проекта Elephant.

www.gazprom-neft.ru

«Газпром нефть» успешно завершил пилотный логистический проект по использованию блокчейн для Интернета вещей

Новая схема лучше подходит для IoT, поскольку применение централизованных технологий оказывается трудоемким, сложным и небезопасным.

Специалисты блока развития шельфовых проектов (БРШП) ПАО «Газпром нефть» и ООО «Газпромнефть-Снабжение» протестировали технологии блокчейн и IoT в логистике материально-технических ресурсов.

Как сообщает издание «Нефтегаз», ссылаясь на пресс-службу «Газпром нефти», реализация пилотного проекта подтвердила возможность применения технологии блокчейн в управлении цепочками поставок. Это позволило компании приступить к более широкому изучению перспектив дальнейшего использования потенциала блокчейн и тиражирования полученного опыта.

Для реализации пилотного проекта был выбран логистически сложный участок. Тестирование проводило отдельное подразделение «Газпром нефти» — Блок развития шельфовых проектов и Газпромнефть-Снабжение. Проект предусматривал логистическое обслуживание процесса доставки запорной арматуры, приобретенной для «Газпром нефть» шельфа и предназначенной для морской, ледостойкой, стационарной платформы (МЛСП) Приразломная в Печорском море.

Пилотный проект был реализован по следующей схеме. На запорную арматуру были установлены радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS). На этапе отгрузки с завода-производителя в Великом Новгороде после считывания RFID-меток был сформирован документ с информацией о поставке. GPS-датчик позволил контролировать движение груза на базу хранения в Мурманске, скорость его перемещения, количество и продолжительность остановок в пути. Все полученные с устройств данные были зарестрированы смарт-контрактом и отражены в блокчейн.

Выбранная схема как нельзя лучше подходит для реализации концепции «Интернета вещей», поскольку централизованные технологии для IoT не очень подходят из-за трудоемкости, сложности масштабирования и низкой безопасности.

Другое дело — блокчейн — распределенная децентрализованная база данных для хранения и передачи информации. Она подходит идеально для реализации концепции IoT, считают в «Газпром нефти».

Ключевым элементом блокчейн является смарт-контракт, который представляет собой программный алгоритм, удаленно запускающийся в сети блокчейн при выполнении заданных условий. Результат запуска смарт-контракта подтверждается всеми участниками сети, что позволяет отражать всю историю логистических операций в глобальном пространстве.

Доступ к зашифрованной информации имеют все стороны, задействованные в процессе снабжения материально-техническими ресурсами.

В рамках смарт-контрактов могут взаимодействовать как контрагенты, так и устройства, обменивающиеся данными.

Смарт-контакты фиксировались в блокчейн и на дальнейших складских и транспортных операциях, в т.ч при оприходовании продукции на склад, перемещении на причал для погрузки, доставка на платформу Приразломная.

Тем самым, блокчейн обеспечил неразрывную связь физической поставки, всех сопровождающих процессов и документооборота, а также позволил всем участникам процесса получить доступ к достоверной информации в зашифрованном виде.

Успешная реализация пилотного проекта подтвердила возможность применения технологии блокчейн в управлении цепочками поставок.

«Блокчейн в поставках позволит создать экосистему для взаимодействия всех участников процесса, таких как производитель, инспектор, логистический оператор, склад и потребитель. Мы видим потенциал в развитии и дальнейшем применении технологии», — отметил директор дирекции по закупкам и капитальному строительству ПАО «Газпром нефть» Абдулла Караев.

 

Оставайтесь в курсе и следите за развитием событий на сайте blockchain.ru! Присоединяйтесь к обсуждениям самых интересных тем в нашем сообществе Facebook. А для того, чтобы оперативно узнавать о горячих новостях, подписывайтесь на наш телеграм-канал.

blockchain.ru

«Газпром нефть» нарастила шельфовые компетенции

11 Декабря 2015

Представители дочерних компаний «Газпром нефти», реализующих шельфовые проекты, прошли обучение по разработанной экспертами РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина программе «Освоение углеводородных ресурсов континентального шельфа». В состав участников обучения вошли работники Блока развития шельфовых проектов «Газпром нефти», компаний «Газпромнефть Сахалин», «Газпром нефть шельф» и «Газпромнефть НТЦ».

Программа повышения квалификации, состоящая из четырех модулей, включала в себя изучение ключевых аспектов реализации шельфовых проектов: эксплуатации и разработки морских нефтегазовых месторождений, современных технологий бурения и добычи нефти и газа на шельфе, системы безопасности на объектах добычи углеводородов и другие аспекты освоения шельфовых месторождений.

Занятия проводились как в форме теоретических семинаров, так и в виде практических сессий на базе производственных площадок, специализирующихся на работах по освоению континентального шельфа. Посещение в рамках программы Норвежского нефтяного директората дало участникам уникальную возможность познакомиться с ресурсной базой шельфа Норвегии и статуса проектов по геологоразведке и добыче нефти и газа в Баренцевом море. На свои технологические площадки участников обучения пригласили компании General Electric Oil&Gas Technology Center, Aker Solutions, завод по подготовке и переработке газа и газового конденсата компании Statoil Karsto. Кроме того, компания VISCO представила участникам виртуальный 3D-тренажер, имитирующий буровую установку и позволяющуй использовать метод визуализации процессов для управления и планирования производства.

«Первый опыт обучения по специализированному курсу подтвердил его высокий потенциал и наметил перспективы дальнейшего развития в этом направлении, — отметил заместитель генерального директора компании «Газпром нефть шельф» по организационным вопросам Андрей Густой. — Он станет отправной точкой создания отдельной целевой программы, которая позволит поднять на качественно новый уровень компетенции сотрудников Блока развития шельфовых проектов компании «Газпром нефть».

Справка

Приразломное — первый в мире проект по добыче нефти на арктическом шельфе. Промышленная разработка месторождения начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Всего в первый год промышленной разработки Приразломного месторождения на нем было добыто 300 тыс. тонн.

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн. Специально для разработки месторождения в России была создана новая нефтедобывающая морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции. «Приразломная» проектировалась с учетом характеристик арктического региона и рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. Линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает мгновенно.

Возврат к списку

shelf.gazprom-neft.ru