Зачем голландскому айтишнику БРСМ-Нафта. Брсм нефть википедия


Зачем «летучему голландцу» заправки "БРСМ-Нафта"

Развод партнеров по сети АЗС еще до конца не оформлен и, возможно, его вообще не будет

Фото: fiesta-club.com.ua

Созданный в этом году голландский инвестиционный фонд FreezeOil Fund на прошлой неделе выпустил пресс-релиз, в котором заявил о "принятии решения о покупке" существенной доли в украинской сети АЗС "БРСМ-Нафта", владеющей более 130 заправками в разных регионах Украины. Руководитель департамента маркетинга сети Александр Мельничук уточняет, что фонд только готовится к аудиту и получению разрешения на сделку, в частности, от Антимонопольного комитета. Основатель фонда - голландец Рул Пипер, который за свою карьеру поучаствовал в создании и руководил множеством компаний преимущественно IT-профиля (AT&T Unix Systems Labo­ratories, UB Networks, Tandem Computers, Connekt) и даже занимал должность исполнительного вице-президента и члена правления Philips Electronics. Однако на постсоветском пространстве Пипера знают в другой ипостаси.

В 2007 г. в России разразился скандал с проектом сборки легких самолетов Eclipse 500 компанией ETIRC Aviation, основанной Пипером совместно с российским бизнесменом Даниэлем Болотиным в Ульяновске. Проект реализовался на деньги Связь-банка, который предоставил кредит на $150 млн. Eclipse Aviation обанкротилась (реальная стоимость ее самолета оказалась в 2,5 раза выше, чем предполагалось), а кредит Связь-банку так и не вернули. В статусе президента ETIRC Пипер в 2009 г. засветился и в Украине, пытаясь продвинуть в нашей стране проект Eclipse Aviation, и даже встречался по этому поводу с тогдашним первым вице-премьером Александром Турчиновым. Но дальше разговоров дело не пошло, после чего о предприимчивом голландце в Украине мало кто слышал вплоть до ноября этого года.

В результате сделки с голландцами доля основавшего в 90-х годах сеть "БРСМ-Нафта" Андрея Бибы вероятно останется без изменений (ему принадлежит 50% холдинговой компании сети), тогда как фонд Пипера, скорее всего, купит аналогичную долю у офшорной белизской компании Melian Management Ltd. Как выяснила "ДС", она вошла в капитал ООО "БРСМ-Нафта", владеющего одноименной ТМ, весной этого года, после смены власти в Украине. Доля, которую приобрел офшор, с 2011 г. принадлежала Валентине Ушаковой, которая, по данным СМИ, приходится тещей Эдуарду Ставицкому - бывшему министру энергетики и угольной промышленности Украины. В "БРСМ-Нафте" утверждают, что на сегодня не имеют никакого отношения к опальному чиновнику. Но через близкую к последнему компанию "Бел Ойл" до последнего времени также шел сбыт нефтепродуктов сети "БРСМ-Нафта". Эта фирма выступала оператором большинства АЗС сети, что только в 2013 г. обеспечило ей более 4,2 млрд грн. чистой выручки. По информации "ДС", единоличным учредителем "Бел Ойл" является Владимир Дроботя - экс-главный специалист по противодействию коррупции Государственной службы геологии и недр Украины, который считается ставленником Ставицкого и вместе с ним в 2011 г. был избран в наблюдательный совет НАК "Надра Украины".

"Когда страной руководил Янукович, весь успешный бизнес пытались подмять или ставили "смотрящих", что позволяло такому бизнесу функционировать. Так было и с нашей сетью: Ставицкий поставил в компании своих людей, иначе бы бизнес забрали",  - признался "ДС" Александр Мельничук. Другое дело, что именно на этот период пришелся бурный рост компании, которая при Януковиче из заштатной сети, состоящей из двух десятков заправок, выросла в одного из крупнейших участников розничного рынка нефтепродуктов Украины. После крушения режима Януковича и объявления Ставицкого в международный розыск у его сети начались проблемы. В апреле на одной из АЗС "БРСМ-Нафта" прогремел взрыв, из-за чего погибло шесть человек. После этого сеть начали проверять правоохранители, и несколько десятков ее АЗС в Харьковской и Киевской областях приостановили работу.

Сейчас, как уже писалось, Ставицкий больше не имеет отношения к их сети. В структуре группы "БРСМ-Нафта" в этом году был создан новый розничный оператор - "Стейт Ойл", через который ведется реализация топлива. Это действительно так, но только отчасти. По данным "ДС", АЗС компании, расположенные в ряде областей (Полтавской, Харьковской, Киевской), действительно обслуживает эта структура, оформленная на проживающего в США выходца из Украины Игоря Ревко. Но оператором АЗС "БРСМ-Нафта" в Киеве и ряде других регионов по-прежнему остается "Бел Ойл", оформленный на человека из обоймы Ставицкого. А значит, развод партнеров по сети еще до конца не оформлен и, возможно, его вообще не будет. Поскольку есть вероятность, что FreezeOil Fund лишь выполняет роль ширмы для Ставицкого, который стремится вывести "родную" сеть АЗС из-под удара правоохранительных органов, исключив ее из перечня своих активов, но де-факто сохранить на нее влияние.

www.dsnews.ua

Почему загорелась нефтебаза в Василькове: журналистское расследование

MENU
  • Главная
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • Происшествия
  • Мир
  • Культура
  • Знания » »
    • Наука
    • История
    • Образование
  • Tech » »
    • Авто
    • IT
  • Здоровье
  • Спорт
  • Фото
  • Видео
  • Блоги
  • Обзор блогосферы
  • Блоголента »
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Журналисты
    • Здоровье и Семья
    • Культура и шоу-биз
    • Происшествия, туризм
    • История
    • Технологии
    • Видео
    • Кулинария
  • Досье
  • Блогожабы
  • Фото
  • Видео
  • Поиск
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  • Померла Катерина Гандзюк – справжній патріот України

  • Михаил Горбачев: "Началась новая гонка ядерных вооружений"

  • Atlantic Council: Никогда не заканчивающийся переходный пери...

  • The Washington Times: Корупція у збройних силах України шкод...

  • В оккупированной Керчи прогремел взрыв в колледже: есть поги...

  • Рішення Синоду: Вселенський патріархат продовжує процедуру н...

  • Константинополь зняв анафему з патріарха Філарета

uainfo.org

Почему БРСМ-Нафта должна исчезнуть | Dsnews

БРСМ обязана заплатить за нынешнее ЧП. Если, конечно, у власти есть желание показать, что «старой» команде в очередной раз все не сойдет с рук

Пожар на нефтебазе БРСМ-Нафты еще пылает, и когда и чем закончится это ЧП пока не понятно. Представители компании уже поспешили переложить всю ответственность за происходящее на неких загадочных конкурентов, МВД пока аккуратно озвучивает свои версии, ГосЧС просто борется за лес и окрестные села, оставив поиск причин "на потом".

Вообще, не отрицая трагичности происходящего, для властей это уникальная возможность показать, что они больше не защищают активы окружения Януковича. Начнем с начала, БРСМ-Нафту всегда связывали и продолжают связывать с беглым экс-министром энергетики Эдуардом Ставицким. Тем самым, у которого дома золото килограммами хранилось, и который при бегстве даже не удосужился его забрать с собой. Но после его бегства сеть БРСМ-Нафта не только не сдала позиции, но и начала активно развиваться. Из последних достижений - сеть купила две АЗС, принадлежащие Михаилу Поплавскому. Поездки по стране позволяют воочию убедиться, что сеть активно строит новую инфраструктуру на своих станциях. Да и с экономическими результатами все ок: по итогам четырех месяцев нынешнего года группа даже вошла в топ-10 крупнейших импортеров нефтепродуктов, поставив в Украину около 65 тыс. т бензина и дизтоплива.

У многих это вызывало, мягко говоря, недоумение. И дело не только в одиозности Ставицкого, но и в делах дней нынешних. БРСМ-Нафта ухитряется продавать нефтепродукты дешевле, чем у конкурентов. И экспертное сообщество могло объяснить сей факт только одним - контрабандой. Кстати, есть подозрения, что ситуация на Васильковском районе Киевской области развивалась бы немного по другому, менее печальному сценарию, если бы представители компании смогли внятно сказать, сколько нефтепродуктов храниться на нефтебазе. Но увы, оказывается, они не знают. Думается, что на самом деле все они прекрасно знают, вот только если подозрения в контрабанде верны, то расхождение между официальными данными и реальным наличием топлива может быть в разы. Поэтому и молчат. Что тоже надо будет вспомнить при случае.

Наказаны должны быть не "инженер по технике безопасности" или "сотрудник охранной фирмы". Ответственность за подобное обязана понести сама компания - миллионные штрафы от экологов, от ГСЧС, от промнадзора... Все это должно вылиться компании в миллиарды

И этот "случай" должен наступить как можно быстрее. Если, конечно, у власти есть действительно желание наказать собственников за смерти и увечья людей, а за одно наконец показать, что "старой" команде в очередной раз все не сойдет с рук. Расследование должно закончится не только именами виновных, но и санкциями в адрес компании.

И не надо говорить, что это был поджог или теракт. Даже если так, разве компании не должна отвечать за безопасность на своем объекте? Тем более, что в БРСМ заявляют, что это не первая попытка навредить их имуществу. Разве компания не должна усилить охрану опасных точек, или это сотрудники МВД должны ходить по периметру? Да и в ГосЧС уверяют, что неоднократно отмечали несоответствие объектов нормам пожарной безопасности (что, думается, недалеко от истины, ведь когда собственник министр энергетики, многое можно игнорировать).

Но наказаны должны быть не "инженер по технике безопасности" или "сотрудник охранной фирмы". Ответственность за подобное обязана понести сама компания - миллионные штрафы от экологов, от ГСЧС, от промнадзора... можно еще и от налоговой (как так, не знают сколько нефтепродуктов на базе) и от таможенников (продуктов сгорело явно больше, чем по документам)... а можно еще и от частных лиц, пострадавших при пожаре (при поддержке государства, конечно). Плюс МВД должно все же довести до логического конца расследование в отношении менеджеров БРСМ. Все это должно вылиться компании в миллиарды.

Тогда, с одной стороны, государство покажет, что способно защитить своих граждан. А, с другой, наконец покончит хотя бы с одним наследием режима Януковича.

Скажете, это уже не наследие Януковича. Ведь БРСМ-Нафта пламенно отрицается участие Ставицкого в капитале. И даже официально заправки проданы то ли голландскому фонду, то ли офшорам на Бейлизе. С трудом, конечно, верится, что это не формальная продажа. Но даже если не формальная, и Ставицкий теперь тут не при чем, то это даже лучше. В таком случае новый собственник "заплатит" за покупку сомнительной компании - ведь вряд ли он не знал, что покупал активы беглого министра. И если заплатит один собственник, остальные инвесторы много раз подумают, стоит ли покупать активы беглых украинских чиновников. Даже по очень привлекательной цене. А значит у Украины появится шанс вернуть украденное до того, как оно будет десяток раз перепродано.

www.dsnews.ua

время отвечать на вопросы @ ЭКОНОМИКА.

В середине сентября милиция остановила работу 11 автозаправочных комплексов "БРСМ-Нафта" в Харькове. Несколькими днями позже такая же участь постигла 15 АЗС этой компании в Киевской области. Откровенно говоря, чего-то подобного на рынке нефтепродуктов ожидали. И вопрос отнюдь не в том, что эту "динамично развивающуюся" сеть связывают с беглым министром энергетики Эдуардом Ставицким. Потребителей больше интересует качество топлива, продаваемого этой компанией, хотя его минимальная цена на рынке нефтепродуктов выступает хорошим компенсатором. И вот здесь возникает вопрос уже у профессиональной общественности: как рядовой местный оператор умудряется обходить международные и отечественные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании? Ведь чудес в этой отрасли не бывает, по сути, все получают топливо из "одной бочки". Узнаем ли мы эти "секреты" от правоохранителей? Пока попробуем разобраться сами. 

Насколько известно, в "БРСМ-Нафта" такого развития событий тоже ждали, еще задолго до сентябрьских событий называя "заказняком" любое упоминание о себе. Причина нервозности понятна: с момента основания загадочную и несуразную аббревиатуру БРСМ неразрывно связывали с Эдуардом Ставицким. Сеть это долго отрицала, журналисты доказывали иное, а на рынке в этом никто и никогда не сомневался, так как вся история головокружительного развития этого бизнеса в последние четыре года красноречиво об этом свидетельствовала.

Откуда дровишки?

При обыске в Харькове правоохранители нашли почти весь букет правонарушений, хотя и выглядит он несколько растрепанным. "Получена информация, что служебные лица АЗС на протяжении текущего года проводят продажу неучтенного топлива, не осуществляя надлежащих платежей в государственный бюджет…" — говорится в постановлении Московского районного суда г. Харькова, санкционировавшего обыски на заправках БРСМ. В этом же документе отмечается, что вызывают сомнения происхождение и качество реализуемых на этих АЗС нефтепродуктов. Как следует из опубликованных самой БРСМ документов, именно из-за поломки автомобиля после заправки дизельным топливом на этой станции началась харьковская чехарда. Что нашли на заправках БРСМ милиционеры Киевской области, на данный момент точно неизвестно.

Подозрения в нечестной игре БРСМ возникли давно. Вот свежие факты и цифры. За восемь месяцев 2014 г. на нефтебазы этой сети в Переяславе-Хмельницком, Василькове и Казатине поступило более 28,7 тыс. т присадок к топливам. Из таможенных документов следует, что компания "БРСМ-Нафта" импортирует из России октаноповышающую добавку "Октан-Эко" марки МК-4. Спрашивается, зачем? Далее, на нефтебазы компании по железной дороге поступило более 10 тыс. т газового конденсата. Снова вопрос: зачем на нефтебазе сырье, используемое для дальнейшей переработки, если ни в Переяславе-Хмельницком, ни в Василькове, ни в Казатине официально нет нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ)? Для полноты ощущений добавлю, что едут на терминалы БРСМ десятками тысяч тонн некая фракция изопентановая и бензины неизвестной маркировки.

Идем дальше. Согласно данным Госстата, в январе—августе автозаправочная сеть БРСМ только за наличный расчет продала 47,3 тыс. т бензина А-95. На своих АЗС компания предлагает две марки "пятого" — А-95 и А-95 Евро. Что касается "Евро", то, как свидетельствуют данные таможни, в 2014 г. аффилированный с БРСМ импортер "УкрТрансОйл-2009" не завез ни тонны бензина А-95. То есть "евро" там и не пахнет.

Что же до "простого" А-95, то на заправках БРСМ говорят, что он, мол, с Кременчугского НПЗ "Укртатнафта". Вот только в Кременчуге об этом не знают: на базы БРСМ оттуда по железной дороге не отправлено ни одного вагона. С большой долей уверенности можно предполагать, что никакого кременчугского бензина на БРСМ нет, так как сети группы "Приват", управляющей "Укртатнафтой", не хватает бензина для собственных нужд. Это видно по перебоям с топливом на заправках "Укрнафты" и ANP этой весной и летом, а также по началу импорта бензина, что "Привату" в целом несвойственно.

Спрашивается, откуда у БРСМ взялось почти 50 тыс. т бензина А-95? Точнее, что же продали потребителям под этой маркировкой?

Еще один эпизод. Летом БРСМ начала получать на свои нефтебазы реактивное топливо. Все бы ничего, да только цистерны с топливом для самолетов обычно везут напрямую в аэропорт, поскольку процесс заправки воздушных суден сопряжен с массой жесточайших требований по качеству и хранению. Зачем он БРСМ?

Авиакеросин — это, по большому счету, то же дизельное топливо. Только акцизный сбор на него составляет 17 евро/т, а на стандартное ДТ — 98 евро/т. Специалисты говорят, что если смесь керосина с дизтопливом еще и маслом "придавить", то вообще никто ничего не заметит. Пользуется ли советами таких мастеров БРСМ, неизвестно. Скажу лишь, что масло БРСМ тоже исправно получает на свои нефтебазы…

Неизвестно также и то, платит ли БРСМ налоги с "производства" нефтепродуктов на своих нефтебазах? Ежели по закону, то при любом смешении необходимо уплатить полную ставку акцизного сбора, которая сегодня составляет около 5 грн/л. Если бы эта бессмысленная (для БРСМ, конечно) операция происходила, то цены на колонках БРСМ были бы максимальными на рынке. А они, наоборот, минимальны. Может, потому, что указанных 5 грн в себестоимости этого топлива нет? Это все рассуждения вслух, а точный ответ на вопрос о том, что же происходит на нефтебазах БРСМ, этого загадочного оператора рынка нефтепродуктов, должны дать компетентные органы.

Осторожно, АЗС!

Более чем странная номенклатура получаемой продукции возникла у БРСМ не сегодня и даже не в этом году. Золотым для этой сети стал 2013-й: наряду с описанными "производственными" традициями весь заводской бензин и ДТ шли от компании "Газ Украина 2020" — оператора по поставкам нефтепродуктов холдинга ВЕТЭК (владельцу которого, харьковскому младоолигарху Курченко, Интерпол на днях выставил красную карточку на розыск). БРСМ, а точнее, аффилированный с ней трейдер "Росукрэнергохолдинг" стал по итогам 2013-го одним из крупнейших получателей безналогового топлива — более 200 тыс. т. Характерно, что за покупку у ВЕТЭКа 30 тыс. т бензина милиция сейчас "маринует" торгового представителя "Роснефти" в Украине, тогда как более мощный покупатель не удостоился заслуженного внимания силовиков.

Очевидно, договорился экс-министр энергетики и угольной промышленности и по поводу сжиженного газа: при "кровавом режиме" в адрес БРСМ он шел без проволочек на таможне, тогда как конкуренты парились по 30–60 дней в ожидании результатов анализов ввозимого продукта.

Крышуемое Ставицким "собственное производство" нефтепродуктов, безналоговые поставки и преференции на таможне по сжиженному газу позволили сконцентрировать колоссальный капитал, благодаря которому сеть БРСМ начала расти как на дрожжах. Символично, что за четыре года службы Ставицкого в "обойме" Семьи беглого Януковича сеть БРСМ выросла почти в четыре раза — до 135 станций. Это рекордные для рынка темпы. Стоимость такого развития можно оценить в 100 млн долл.

Несмотря на перехлестывающую через край набожность, был и есть у этих бизнесменов один порок — жадность. Высокие темпы развития, продиктованные желанием продавать как можно больше дешевого бензина и газа по рыночным ценам, происходило в ущерб безопасности. 22 апреля 2014 г. в Переяславе-Хмельницком (Киевская обл.) взлетела на воздух АЗС "БРСМ-Нафта", забрав с собой жизни шестерых человек. БРСМ тут же вбросила в эфир версию теракта, но характера разрушений профессионалам было достаточно, чтобы сразу поставить диагноз: взорвался сжиженный газ по причине грубых нарушений при проектировании и эксплуатации АЗС. Позже выяснилось, что на станции было подвальное помещение (что категорически запрещено строительными нормами), где скопился и впоследствии взорвался сжиженный газ.

"Такая мощность взрыва означает, что газ накапливался месяцами, а значит, на станции не было ни газоанализаторов, ни систем раннего оповещения, а главное, никто не делал регламентный осмотр оборудования, иначе утечку выявили бы сразу", — говорит специалист по строительству АЗС. В дальнейшем эту версию подтвердил Госгорпромнадзор, выявив многочисленные коррозионные сквозные повреждения подземного газопровода, ведущего от емкости, где хранился сжиженный газ, к газораздаточной колонке, и другие многочисленные замечания к проектированию, монтажу и оборудованию АЗС.

Как случилось, что заправки были построены, а главное, приняты контролирующими органами с такими нарушениями? Может, потому, что в последние годы Минэнергоугольпром, которым как раз в этот период руководил Ставицкий, получил Госгорпромнадзор в свое прямое подчинение? Или потому, что силу министерского влияния на контролирующие органы страны никто не отменял?

"Они (БРСМ. — С.К.) строили везде, где хотели, брали закрытые объекты в "красных линиях" и быстро запускали их", — рассказывает участник рынка Харькова. В Одессе на ул. Червоного Казачества 20-кубовая емкость для сжиженного газа находилась в пяти метрах от операторской (по нормативам расстояние должно быть не менее 15 м) и в пяти метрах от шести резервуаров бензина (норматив — не менее 20 м). И все это хозяйство находится в 20 м от жилого сектора (по нормативам расстояние должно составлять не менее 60 м).

А сколько таких "сюрпризов" по всей стране оставил нам г-н Ставицкий? "В ходе недавнего рейда по БРСМ на десяти из десяти АЗС в Киевской области были выявлены нарушения как минимум по части сжиженного газа", — рассказал представитель Госгорпромнадзора на условиях анонимности. Может, надо проверить и другие АЗС этой славной во всех отношениях сети?

***

Менеджмент БРСМ сегодня вопит на каждом углу о беззаконии и беспределе силовиков, расследующих весьма своеобразную деятельность этой сети. Даже провели пикетирование Генпрокуратуры, написали во все органы власти и СМИ. Оно и понятно, как видим, расследовать есть что. И это мы еще не затронули тему биоэтанола, который якобы добавлялся в альтернативные топлива в 2013 г. Недавно фискальные органы выяснили, что обезвоженный спирт у "Укрспирта" был только на бумаге, а на самом деле это был обычный пищевой спирт, который шел на выпуск "левой" водки. Ущерб оценивается в 3,5 млрд грн.

Минуточку, если биоэтанола не было, то что же тогда добавляли на БРСМ и в прочих сетях в альтернативное топливо? И что сегодня продают под видом альтернативного топлива на БРСМ, когда фискальная служба ликвидировала схему в "Укрспирте"? На основании чего эти "производители" получают огромную льготу по акцизу и другим налогам от государства?

Но есть вероятность того, что ответы на многочисленные вопросы получены не будут. Уже отмечено как минимум два случая, когда по звонку из Киева на местах были вынуждены "потерять интерес" к БРСМ. Теперь в Переяславе-Хмельницком, похоронившем весной шестерых земляков, продолжат строительство нового комплекса у жилого дома. В Одессе БРСМ выписали штраф за нарушение кассовой дисциплины (таков результат работы 60 налоговиков, устроивших облаву на эти АЗС минувшим летом). Посмотрим, сколько продержатся харьковские и киевские милиционеры. Ставицкий хоть и "забыл" в Украине 42 кг золота, драгоценности и миллионы "кэша", но ведь все понимают, что это не последнее, "нажитое честным трудом".

 прокуратура

В БРСМ же считают, что подверглись политическим гонениям. В связи с этим там уже были вынуждены наступить на горло собственной песне и заявить, что недавно у сети сменился владелец, Семья вышла, зашел некий американский инвестор. Так это или нет, станет понятно очень скоро по характеру работы этой нестандартной сети.

Но разве дело во владельце? Если бизнес работает по правилам, не бодяжит, платит налоги и не запускает выручку мимо кассового аппарата, то какая разница, кто владелец? К слову, вопросы по этой части есть не только к БРСМ, просто это самый яркий представитель этого вида участников рынка нефтепродуктов. Другое дело, что такой бизнес не даст владельцу больших прибылей, а в нынешних условиях будет генерировать только убытки. В компании БРСМ к этому не привыкли.

economica.com.ua

БРСМ–Нафта: время отвечать на вопросы

Сергей Куюн

В середине сентября милиция остановила работу 11 автозаправочных комплексов "БРСМ-Нафта" в Харькове. Несколькими днями позже такая же участь постигла 15 АЗС этой компании в Киевской области. Откровенно говоря, чего-то подобного на рынке нефтепродуктов ожидали. И вопрос отнюдь не в том, что эту "динамично развивающуюся" сеть связывают с беглым министром энергетики Эдуардом Ставицким. Потребителей больше интересует качество топлива, продаваемого этой компанией, хотя его минимальная цена на рынке нефтепродуктов выступает хорошим компенсатором. И вот здесь возникает вопрос уже у профессиональной общественности: как рядовой местный оператор умудряется обходить международные и отечественные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании? Ведь чудес в этой отрасли не бывает, по сути, все получают топливо из "одной бочки". Узнаем ли мы эти "секреты" от правоохранителей? Пока попробуем разобраться сами.

Насколько известно, в "БРСМ-Нафта" такого развития событий тоже ждали, еще задолго до сентябрьских событий называя "заказняком" любое упоминание о себе. Причина нервозности понятна: с момента основания загадочную и несуразную аббревиатуру БРСМ неразрывно связывали с Эдуардом Ставицким. Сеть это долго отрицала, журналисты доказывали иное, а на рынке в этом никто и никогда не сомневался, так как вся история головокружительного развития этого бизнеса в последние четыре года красноречиво об этом свидетельствовала.

Откуда дровишки?

При обыске в Харькове правоохранители нашли почти весь букет правонарушений, хотя и выглядит он несколько растрепанным. "Получена информация, что служебные лица АЗС на протяжении текущего года проводят продажу неучтенного топлива, не осуществляя надлежащих платежей в государственный бюджет…" — говорится в постановлении Московского районного суда г. Харькова, санкционировавшего обыски на заправках БРСМ. В этом же документе отмечается, что вызывают сомнения происхождение и качество реализуемых на этих АЗС нефтепродуктов. Как следует из опубликованных самой БРСМ документов, именно из-за поломки автомобиля после заправки дизельным топливом на этой станции началась харьковская чехарда. Что нашли на заправках БРСМ милиционеры Киевской области, на данный момент точно неизвестно.

Подозрения в нечестной игре БРСМ возникли давно. Вот свежие факты и цифры. За восемь месяцев 2014 г. на нефтебазы этой сети в Переяславе-Хмельницком, Василькове и Казатине поступило более 28,7 тыс. т присадок к топливам. Из таможенных документов следует, что компания "БРСМ-Нафта" импортирует из России октаноповышающую добавку "Октан-Эко" марки МК-4. Спрашивается, зачем? Далее, на нефтебазы компании по железной дороге поступило более 10 тыс. т газового конденсата. Снова вопрос: зачем на нефтебазе сырье, используемое для дальнейшей переработки, если ни в Переяславе-Хмельницком, ни в Василькове, ни в Казатине официально нет нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ)? Для полноты ощущений добавлю, что едут на терминалы БРСМ десятками тысяч тонн некая фракция изопентановая и бензины неизвестной маркировки.

Идем дальше. Согласно данным Госстата, в январе—августе автозаправочная сеть БРСМ только за наличный расчет продала 47,3 тыс. т бензина А-95. На своих АЗС компания предлагает две марки "пятого" — А-95 и А-95 Евро. Что касается "Евро", то, как свидетельствуют данные таможни, в 2014 г. аффилированный с БРСМ импортер "УкрТрансОйл-2009" не завез ни тонны бензина А-95. То есть "евро" там и не пахнет.

Что же до "простого" А-95, то на заправках БРСМ говорят, что он, мол, с Кременчугского НПЗ "Укртатнафта". Вот только в Кременчуге об этом не знают: на базы БРСМ оттуда по железной дороге не отправлено ни одного вагона. С большой долей уверенности можно предполагать, что никакого кременчугского бензина на БРСМ нет, так как сети группы "Приват", управляющей "Укртатнафтой", не хватает бензина для собственных нужд. Это видно по перебоям с топливом на заправках "Укрнафты" и ANP этой весной и летом, а также по началу импорта бензина, что "Привату" в целом несвойственно.

Спрашивается, откуда у БРСМ взялось почти 50 тыс. т бензина А-95? Точнее, что же продали потребителям под этой маркировкой?

Еще один эпизод. Летом БРСМ начала получать на свои нефтебазы реактивное топливо. Все бы ничего, да только цистерны с топливом для самолетов обычно везут напрямую в аэропорт, поскольку процесс заправки воздушных суден сопряжен с массой жесточайших требований по качеству и хранению. Зачем он БРСМ?

Авиакеросин — это, по большому счету, то же дизельное топливо. Только акцизный сбор на него составляет 17 евро/т, а на стандартное ДТ — 98 евро/т. Специалисты говорят, что если смесь керосина с дизтопливом еще и маслом "придавить", то вообще никто ничего не заметит. Пользуется ли советами таких мастеров БРСМ, неизвестно. Скажу лишь, что масло БРСМ тоже исправно получает на свои нефтебазы…

Неизвестно также и то, платит ли БРСМ налоги с "производства" нефтепродуктов на своих нефтебазах? Ежели по закону, то при любом смешении необходимо уплатить полную ставку акцизного сбора, которая сегодня составляет около 5 грн/л. Если бы эта бессмысленная (для БРСМ, конечно) операция происходила, то цены на колонках БРСМ были бы максимальными на рынке. А они, наоборот, минимальны. Может, потому, что указанных 5 грн в себестоимости этого топлива нет? Это все рассуждения вслух, а точный ответ на вопрос о том, что же происходит на нефтебазах БРСМ, этого загадочного оператора рынка нефтепродуктов, должны дать компетентные органы.

Осторожно, АЗС!

Более чем странная номенклатура получаемой продукции возникла у БРСМ не сегодня и даже не в этом году. Золотым для этой сети стал 2013-й: наряду с описанными "производственными" традициями весь заводской бензин и ДТ шли от компании "Газ Украина 2020" — оператора по поставкам нефтепродуктов холдинга ВЕТЭК (владельцу которого, харьковскому младоолигарху Курченко, Интерпол на днях выставил красную карточку на розыск). БРСМ, а точнее, аффилированный с ней трейдер "Росукрэнергохолдинг" стал по итогам 2013-го одним из крупнейших получателей безналогового топлива — более 200 тыс. т. Характерно, что за покупку у ВЕТЭКа 30 тыс. т бензина милиция сейчас "маринует" торгового представителя "Роснефти" в Украине, тогда как более мощный покупатель не удостоился заслуженного внимания силовиков.

Очевидно, договорился экс-министр энергетики и угольной промышленности и по поводу сжиженного газа: при "кровавом режиме" в адрес БРСМ он шел без проволочек на таможне, тогда как конкуренты парились по 30–60 дней в ожидании результатов анализов ввозимого продукта.

Крышуемое Ставицким "собственное производство" нефтепродуктов, безналоговые поставки и преференции на таможне по сжиженному газу позволили сконцентрировать колоссальный капитал, благодаря которому сеть БРСМ начала расти как на дрожжах. Символично, что за четыре года службы Ставицкого в "обойме" Семьи беглого Януковича сеть БРСМ выросла почти в четыре раза — до 135 станций. Это рекордные для рынка темпы. Стоимость такого развития можно оценить в 100 млн долл.

Несмотря на перехлестывающую через край набожность, был и есть у этих бизнесменов один порок — жадность. Высокие темпы развития, продиктованные желанием продавать как можно больше дешевого бензина и газа по рыночным ценам, происходило в ущерб безопасности. 22 апреля 2014 г. в Переяславе-Хмельницком (Киевская обл.) взлетела на воздух АЗС "БРСМ-Нафта", забрав с собой жизни шестерых человек. БРСМ тут же вбросила в эфир версию теракта, но характера разрушений профессионалам было достаточно, чтобы сразу поставить диагноз: взорвался сжиженный газ по причине грубых нарушений при проектировании и эксплуатации АЗС. Позже выяснилось, что на станции было подвальное помещение (что категорически запрещено строительными нормами), где скопился и впоследствии взорвался сжиженный газ.

"Такая мощность взрыва означает, что газ накапливался месяцами, а значит, на станции не было ни газоанализаторов, ни систем раннего оповещения, а главное, никто не делал регламентный осмотр оборудования, иначе утечку выявили бы сразу", — говорит специалист по строительству АЗС. В дальнейшем эту версию подтвердил Госгорпромнадзор, выявив многочисленные коррозионные сквозные повреждения подземного газопровода, ведущего от емкости, где хранился сжиженный газ, к газораздаточной колонке, и другие многочисленные замечания к проектированию, монтажу и оборудованию АЗС.

Как случилось, что заправки были построены, а главное, приняты контролирующими органами с такими нарушениями? Может, потому, что в последние годы Минэнергоугольпром, которым как раз в этот период руководил Ставицкий, получил Госгорпромнадзор в свое прямое подчинение? Или потому, что силу министерского влияния на контролирующие органы страны никто не отменял?

"Они (БРСМ. — С.К.) строили везде, где хотели, брали закрытые объекты в "красных линиях" и быстро запускали их", — рассказывает участник рынка Харькова. В Одессе на ул. Червоного Казачества 20-кубовая емкость для сжиженного газа находилась в пяти метрах от операторской (по нормативам расстояние должно быть не менее 15 м) и в пяти метрах от шести резервуаров бензина (норматив — не менее 20 м). И все это хозяйство находится в 20 м от жилого сектора (по нормативам расстояние должно составлять не менее 60 м).

А сколько таких "сюрпризов" по всей стране оставил нам г-н Ставицкий? "В ходе недавнего рейда по БРСМ на десяти из десяти АЗС в Киевской области были выявлены нарушения как минимум по части сжиженного газа", — рассказал представитель Госгорпромнадзора на условиях анонимности. Может, надо проверить и другие АЗС этой славной во всех отношениях сети?

***

Менеджмент БРСМ сегодня вопит на каждом углу о беззаконии и беспределе силовиков, расследующих весьма своеобразную деятельность этой сети. Даже провели пикетирование Генпрокуратуры, написали во все органы власти и СМИ. Оно и понятно, как видим, расследовать есть что. И это мы еще не затронули тему биоэтанола, который якобы добавлялся в альтернативные топлива в 2013 г. Недавно фискальные органы выяснили, что обезвоженный спирт у "Укрспирта" был только на бумаге, а на самом деле это был обычный пищевой спирт, который шел на выпуск "левой" водки. Ущерб оценивается в 3,5 млрд грн.

Минуточку, если биоэтанола не было, то что же тогда добавляли на БРСМ и в прочих сетях в альтернативное топливо? И что сегодня продают под видом альтернативного топлива на БРСМ, когда фискальная служба ликвидировала схему в "Укрспирте"? На основании чего эти "производители" получают огромную льготу по акцизу и другим налогам от государства?

Но есть вероятность того, что ответы на многочисленные вопросы получены не будут. Уже отмечено как минимум два случая, когда по звонку из Киева на местах были вынуждены "потерять интерес" к БРСМ. Теперь в Переяславе-Хмельницком, похоронившем весной шестерых земляков, продолжат строительство нового комплекса у жилого дома. В Одессе БРСМ выписали штраф за нарушение кассовой дисциплины (таков результат работы 60 налоговиков, устроивших облаву на эти АЗС минувшим летом). Посмотрим, сколько продержатся харьковские и киевские милиционеры. Ставицкий хоть и "забыл" в Украине 42 кг золота, драгоценности и миллионы "кэша", но ведь все понимают, что это не последнее, "нажитое честным трудом".

В БРСМ же считают, что подверглись политическим гонениям. В связи с этим там уже были вынуждены наступить на горло собственной песне и заявить, что недавно у сети сменился владелец, Семья вышла, зашел некий американский инвестор. Так это или нет, станет понятно очень скоро по характеру работы этой нестандартной сети.

Но разве дело во владельце? Если бизнес работает по правилам, не бодяжит, платит налоги и не запускает выручку мимо кассового аппарата, то какая разница, кто владелец? К слову, вопросы по этой части есть не только к БРСМ, просто это самый яркий представитель этого вида участников рынка нефтепродуктов. Другое дело, что такой бизнес не даст владельцу больших прибылей, а в нынешних условиях будет генерировать только убытки. В компании БРСМ к этому не привыкли.

uaenergy.com.ua

БРСМ–Нафта: время отвечать на вопросы

Сергей Куюн

В середине сентября милиция остановила работу 11 автозаправочных комплексов "БРСМ-Нафта" в Харькове. Несколькими днями позже такая же участь постигла 15 АЗС этой компании в Киевской области. Откровенно говоря, чего-то подобного на рынке нефтепродуктов ожидали. И вопрос отнюдь не в том, что эту "динамично развивающуюся" сеть связывают с беглым министром энергетики Эдуардом Ставицким. Потребителей больше интересует качество топлива, продаваемого этой компанией, хотя его минимальная цена на рынке нефтепродуктов выступает хорошим компенсатором. И вот здесь возникает вопрос уже у профессиональной общественности: как рядовой местный оператор умудряется обходить международные и отечественные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании? Ведь чудес в этой отрасли не бывает, по сути, все получают топливо из "одной бочки". Узнаем ли мы эти "секреты" от правоохранителей? Пока попробуем разобраться сами.

Насколько известно, в "БРСМ-Нафта" такого развития событий тоже ждали, еще задолго до сентябрьских событий называя "заказняком" любое упоминание о себе. Причина нервозности понятна: с момента основания загадочную и несуразную аббревиатуру БРСМ неразрывно связывали с Эдуардом Ставицким. Сеть это долго отрицала, журналисты доказывали иное, а на рынке в этом никто и никогда не сомневался, так как вся история головокружительного развития этого бизнеса в последние четыре года красноречиво об этом свидетельствовала.

Откуда дровишки?

При обыске в Харькове правоохранители нашли почти весь букет правонарушений, хотя и выглядит он несколько растрепанным. "Получена информация, что служебные лица АЗС на протяжении текущего года проводят продажу неучтенного топлива, не осуществляя надлежащих платежей в государственный бюджет…" — говорится в постановлении Московского районного суда г. Харькова, санкционировавшего обыски на заправках БРСМ. В этом же документе отмечается, что вызывают сомнения происхождение и качество реализуемых на этих АЗС нефтепродуктов. Как следует из опубликованных самой БРСМ документов, именно из-за поломки автомобиля после заправки дизельным топливом на этой станции началась харьковская чехарда. Что нашли на заправках БРСМ милиционеры Киевской области, на данный момент точно неизвестно.

Подозрения в нечестной игре БРСМ возникли давно. Вот свежие факты и цифры. За восемь месяцев 2014 г. на нефтебазы этой сети в Переяславе-Хмельницком, Василькове и Казатине поступило более 28,7 тыс. т присадок к топливам. Из таможенных документов следует, что компания "БРСМ-Нафта" импортирует из России октаноповышающую добавку "Октан-Эко" марки МК-4. Спрашивается, зачем? Далее, на нефтебазы компании по железной дороге поступило более 10 тыс. т газового конденсата. Снова вопрос: зачем на нефтебазе сырье, используемое для дальнейшей переработки, если ни в Переяславе-Хмельницком, ни в Василькове, ни в Казатине официально нет нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ)? Для полноты ощущений добавлю, что едут на терминалы БРСМ десятками тысяч тонн некая фракция изопентановая и бензины неизвестной маркировки.

Идем дальше. Согласно данным Госстата, в январе—августе автозаправочная сеть БРСМ только за наличный расчет продала 47,3 тыс. т бензина А-95. На своих АЗС компания предлагает две марки "пятого" — А-95 и А-95 Евро. Что касается "Евро", то, как свидетельствуют данные таможни, в 2014 г. аффилированный с БРСМ импортер "УкрТрансОйл-2009" не завез ни тонны бензина А-95. То есть "евро" там и не пахнет.

Что же до "простого" А-95, то на заправках БРСМ говорят, что он, мол, с Кременчугского НПЗ "Укртатнафта". Вот только в Кременчуге об этом не знают: на базы БРСМ оттуда по железной дороге не отправлено ни одного вагона. С большой долей уверенности можно предполагать, что никакого кременчугского бензина на БРСМ нет, так как сети группы "Приват", управляющей "Укртатнафтой", не хватает бензина для собственных нужд. Это видно по перебоям с топливом на заправках "Укрнафты" и ANP этой весной и летом, а также по началу импорта бензина, что "Привату" в целом несвойственно.

Спрашивается, откуда у БРСМ взялось почти 50 тыс. т бензина А-95? Точнее, что же продали потребителям под этой маркировкой?

Еще один эпизод. Летом БРСМ начала получать на свои нефтебазы реактивное топливо. Все бы ничего, да только цистерны с топливом для самолетов обычно везут напрямую в аэропорт, поскольку процесс заправки воздушных суден сопряжен с массой жесточайших требований по качеству и хранению. Зачем он БРСМ?

Авиакеросин — это, по большому счету, то же дизельное топливо. Только акцизный сбор на него составляет 17 евро/т, а на стандартное ДТ — 98 евро/т. Специалисты говорят, что если смесь керосина с дизтопливом еще и маслом "придавить", то вообще никто ничего не заметит. Пользуется ли советами таких мастеров БРСМ, неизвестно. Скажу лишь, что масло БРСМ тоже исправно получает на свои нефтебазы…

Неизвестно также и то, платит ли БРСМ налоги с "производства" нефтепродуктов на своих нефтебазах? Ежели по закону, то при любом смешении необходимо уплатить полную ставку акцизного сбора, которая сегодня составляет около 5 грн/л. Если бы эта бессмысленная (для БРСМ, конечно) операция происходила, то цены на колонках БРСМ были бы максимальными на рынке. А они, наоборот, минимальны. Может, потому, что указанных 5 грн в себестоимости этого топлива нет? Это все рассуждения вслух, а точный ответ на вопрос о том, что же происходит на нефтебазах БРСМ, этого загадочного оператора рынка нефтепродуктов, должны дать компетентные органы.

Осторожно, АЗС!

Более чем странная номенклатура получаемой продукции возникла у БРСМ не сегодня и даже не в этом году. Золотым для этой сети стал 2013-й: наряду с описанными "производственными" традициями весь заводской бензин и ДТ шли от компании "Газ Украина 2020" — оператора по поставкам нефтепродуктов холдинга ВЕТЭК (владельцу которого, харьковскому младоолигарху Курченко, Интерпол на днях выставил красную карточку на розыск). БРСМ, а точнее, аффилированный с ней трейдер "Росукрэнергохолдинг" стал по итогам 2013-го одним из крупнейших получателей безналогового топлива — более 200 тыс. т. Характерно, что за покупку у ВЕТЭКа 30 тыс. т бензина милиция сейчас "маринует" торгового представителя "Роснефти" в Украине, тогда как более мощный покупатель не удостоился заслуженного внимания силовиков.

Очевидно, договорился экс-министр энергетики и угольной промышленности и по поводу сжиженного газа: при "кровавом режиме" в адрес БРСМ он шел без проволочек на таможне, тогда как конкуренты парились по 30–60 дней в ожидании результатов анализов ввозимого продукта.

Крышуемое Ставицким "собственное производство" нефтепродуктов, безналоговые поставки и преференции на таможне по сжиженному газу позволили сконцентрировать колоссальный капитал, благодаря которому сеть БРСМ начала расти как на дрожжах. Символично, что за четыре года службы Ставицкого в "обойме" Семьи беглого Януковича сеть БРСМ выросла почти в четыре раза — до 135 станций. Это рекордные для рынка темпы. Стоимость такого развития можно оценить в 100 млн долл.

Несмотря на перехлестывающую через край набожность, был и есть у этих бизнесменов один порок — жадность. Высокие темпы развития, продиктованные желанием продавать как можно больше дешевого бензина и газа по рыночным ценам, происходило в ущерб безопасности. 22 апреля 2014 г. в Переяславе-Хмельницком (Киевская обл.) взлетела на воздух АЗС "БРСМ-Нафта", забрав с собой жизни шестерых человек. БРСМ тут же вбросила в эфир версию теракта, но характера разрушений профессионалам было достаточно, чтобы сразу поставить диагноз: взорвался сжиженный газ по причине грубых нарушений при проектировании и эксплуатации АЗС. Позже выяснилось, что на станции было подвальное помещение (что категорически запрещено строительными нормами), где скопился и впоследствии взорвался сжиженный газ.

"Такая мощность взрыва означает, что газ накапливался месяцами, а значит, на станции не было ни газоанализаторов, ни систем раннего оповещения, а главное, никто не делал регламентный осмотр оборудования, иначе утечку выявили бы сразу", — говорит специалист по строительству АЗС. В дальнейшем эту версию подтвердил Госгорпромнадзор, выявив многочисленные коррозионные сквозные повреждения подземного газопровода, ведущего от емкости, где хранился сжиженный газ, к газораздаточной колонке, и другие многочисленные замечания к проектированию, монтажу и оборудованию АЗС.

Как случилось, что заправки были построены, а главное, приняты контролирующими органами с такими нарушениями? Может, потому, что в последние годы Минэнергоугольпром, которым как раз в этот период руководил Ставицкий, получил Госгорпромнадзор в свое прямое подчинение? Или потому, что силу министерского влияния на контролирующие органы страны никто не отменял?

"Они (БРСМ. — С.К.) строили везде, где хотели, брали закрытые объекты в "красных линиях" и быстро запускали их", — рассказывает участник рынка Харькова. В Одессе на ул. Червоного Казачества 20-кубовая емкость для сжиженного газа находилась в пяти метрах от операторской (по нормативам расстояние должно быть не менее 15 м) и в пяти метрах от шести резервуаров бензина (норматив — не менее 20 м). И все это хозяйство находится в 20 м от жилого сектора (по нормативам расстояние должно составлять не менее 60 м).

А сколько таких "сюрпризов" по всей стране оставил нам г-н Ставицкий? "В ходе недавнего рейда по БРСМ на десяти из десяти АЗС в Киевской области были выявлены нарушения как минимум по части сжиженного газа", — рассказал представитель Госгорпромнадзора на условиях анонимности. Может, надо проверить и другие АЗС этой славной во всех отношениях сети?

***

Менеджмент БРСМ сегодня вопит на каждом углу о беззаконии и беспределе силовиков, расследующих весьма своеобразную деятельность этой сети. Даже провели пикетирование Генпрокуратуры, написали во все органы власти и СМИ. Оно и понятно, как видим, расследовать есть что. И это мы еще не затронули тему биоэтанола, который якобы добавлялся в альтернативные топлива в 2013 г. Недавно фискальные органы выяснили, что обезвоженный спирт у "Укрспирта" был только на бумаге, а на самом деле это был обычный пищевой спирт, который шел на выпуск "левой" водки. Ущерб оценивается в 3,5 млрд грн.

Минуточку, если биоэтанола не было, то что же тогда добавляли на БРСМ и в прочих сетях в альтернативное топливо? И что сегодня продают под видом альтернативного топлива на БРСМ, когда фискальная служба ликвидировала схему в "Укрспирте"? На основании чего эти "производители" получают огромную льготу по акцизу и другим налогам от государства?

Но есть вероятность того, что ответы на многочисленные вопросы получены не будут. Уже отмечено как минимум два случая, когда по звонку из Киева на местах были вынуждены "потерять интерес" к БРСМ. Теперь в Переяславе-Хмельницком, похоронившем весной шестерых земляков, продолжат строительство нового комплекса у жилого дома. В Одессе БРСМ выписали штраф за нарушение кассовой дисциплины (таков результат работы 60 налоговиков, устроивших облаву на эти АЗС минувшим летом). Посмотрим, сколько продержатся харьковские и киевские милиционеры. Ставицкий хоть и "забыл" в Украине 42 кг золота, драгоценности и миллионы "кэша", но ведь все понимают, что это не последнее, "нажитое честным трудом".

В БРСМ же считают, что подверглись политическим гонениям. В связи с этим там уже были вынуждены наступить на горло собственной песне и заявить, что недавно у сети сменился владелец, Семья вышла, зашел некий американский инвестор. Так это или нет, станет понятно очень скоро по характеру работы этой нестандартной сети.

Но разве дело во владельце? Если бизнес работает по правилам, не бодяжит, платит налоги и не запускает выручку мимо кассового аппарата, то какая разница, кто владелец? К слову, вопросы по этой части есть не только к БРСМ, просто это самый яркий представитель этого вида участников рынка нефтепродуктов. Другое дело, что такой бизнес не даст владельцу больших прибылей, а в нынешних условиях будет генерировать только убытки. В компании БРСМ к этому не привыкли.

uaenergy.com.ua

Зачем голландскому айтишнику БРСМ-Нафта - UA Energy

Евгений Головатюк

Известный голландский IT-бизнесмен недавно создал инвестфонд: первая сделка - покупка 50%-й доли в сети АЗС БРСМ-Нафта Эдуарда Ставицкого. Верите?

Голландский инвестиционный фонд FreezeOil Fund объявил о намерении приобрести долю сети АЗС БРСМ-Нафта, состоящей из 135 заправок и 3 нефтебаз. БРСМ-Нафту связывают с бывшим министром энергетики и угольной промышленности Эдуардом Ставицким, который находится в международном розыске.

Это уже вторая крупная сделка на украинском топливном рынке в этом году. В конце июля о продаже своей сети заправок в Украине объявил российский Лукойл. В обоих случаях покупателями крупных украинских сетей являются новосозданные компании, не имевшие ранее опыта в топливном ритейле.

ЛІГАБізнесІнформ проанализировала, что объединяет эти две сделки и что заставило владельцев БРСМ-Нафты продать или передать активы собственникам из ЕС.

Известный инвестор

О том, что у компании БРСМ-Нафта может появиться новый владелец, ЛІГАБізнесІнформ писала в октябре этого года. Тогда руководители компании подробностей не раскрывали, ссылаясь на конфиденциальность. Теперь о потенциальном инвесторе объявлено официально.

21 ноября голландский инвестиционный фонд FreezeOil Fund распространил пресс-релиз о намерении приобрести сеть БРСМ-Нафта. "Для сопровождения соглашения были отобраны ведущие консультационные компании. Советники будут отвечать за проведение юридического и финансового аудита деятельности и текущего состояния активов БРСМ", - говорится в пресс-релизе.

Согласно нидерландскому реестру компаний, FreezOil Fund был создан в 2014 году. Основателем фонда является голландский бизнесмен Роланд Пипер.

На главной странице сайта FreezOil Fund размещены два государственных флага - Нидерландов и Украины, и всего одна новость - о покупке БРСМ-Нафты.

Руководитель департамента маркетинга сети АЗС БРСМ Александр Мельничук рассказал ЛІГАБізнесІнформ, что после завершения сделки FreezOil Fund станет владельцем 50% БРСМ-Нафты.

"Мы подписали соглашение о намерении, сейчас будет проводиться аудит компании, после чего будут поданы документы в Антимонопольный комитет", - говорит он.

Если сделка состоится, она станет второй в этом году на украинском топливном рынке. В июле российский нефтяной гигант Лукойл и австрийская компания AMIC Energy Management GmbH достигли договоренности о продаже 100% Лукойл-Украина, владеющей около 240 АЗС и шестью нефтебазами в Украине.

Обе сделки объединяют два обстоятельства. Потенциальные покупатели - AMIC и FreezOil Fund - были зарегистрированы незадолго до объявления о продаже, а их владельцы ранее не имели отношения к торговле нефтепродуктами.

Основатель FreezOil Fund Роланд Пипер - известный IT-бизнесмен и менеджер. Он возглавлял такие компании, как AT & T UNIX Systems Laboratories, UB Networks, Tandem Computers, Connekt, Eclipse Aviation. В 1998-1999 годах Пипер занимал должность исполнительного вице-президента и члена правления Philips Electronics.

Но в первую очередь голландский предприниматель запомнился скандалом вокруг бизнеса, который к цифровым технологиям не имеет отношения. Пипер совместно с российским бизнесменом Даниэлем Болотиным (первое имя - Евгений) были владельцами компании ETIRC Aviation, которая обладала правами на поставку и обслуживание самолетов Eclipse 500 в России.

Под проекты ETIRC российский Связь-Банк в 2007 году выделил $150 млн, которые так и не были погашены. Журналисты российской газеты Ведомости "раскопали", что сам банк обанкротился, а задолженность была списана.

"Роланд Пипер недавно приезжал в Украину, аудит БРСМ с участием юридических и финансовых консультантов будет продолжаться до весны следующего года. Сумму сделки мы не разглашаем", - рассказал Мельничук.

"С учетом того что сеть БРСМ создавалась путем приобретения заправок, требующих серьезной модернизации, стоимость 50% сети вместе с нефтебазами может составить до $70 млн, - считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

Инвестклимат не тот

У владельцев БРСМ были все основания продать свой бизнес, или по крайней мере обезопасить его от неприятностей.

В апреле на одной из АЗС БРСМ-Нафты прогремел взрыв, в результате которого погибло шесть человек. После этого в сети АЗС начались массовые проверки.

В итоге в сентябре в Харькове были закрыты все 11 АЗС БРСМ-Нафты. Еще 13 АЗС компании были закрыты в Киевской области. Причина - нарушение пожарных норм. Уже в октябре государственная компания Укртранснефтепродукт, по данным профильного издания Нефтерынок, обратилась к министру энергетики и угольной промышленности Юрию Продану с просьбой рассмотреть возможность передать 7 заправок БРСМ во временное управление.

"Поскольку у компании очень шаткие позиции, то решение собственников БРСМ-Нафты "перерегистрировать" компанию в ЕС выглядит логичным, - говорит заместитель директора научно-технического центра Психея Геннадий Рябцев. - Есть очень большие сомнения, что у фонда, созданного в этом году, найдутся миллионы долларов для покупки доли в украинской компании".

uaenergy.com.ua