Минфин представил параметры нового бюджетного правила. Бюджетное правило нефть


Минфин объяснил влияние нового бюджетного правила на экономику :: Экономика :: РБК

Новое бюджетное правило снизит чувствительность макроэкономических показателей и курса рубля к ценам на нефть, считают в Минфине. В предыдущие годы колебание нефтяных цен оказывало влияние на ненефтяные секторы экономики

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Новое бюджетное правило направлено в основном на стабилизацию экономики, а не бюджета, заявил в пятницу заместитель министра финансов Владимир Колычев, выступая на Московском финансовом форуме, передает корреспондент РБК. По словам Колычева, в прошлые годы сочетание старого бюджетного правила и налогообложения нефтяного сектора приводило к повышенной чувствительности макроэкономических показателей и курса рубля к ценам на нефть. В результате подвижность нефтяных цен практически полностью транслировалась на ненефтегазовую часть экономики.

В пример Колычев привел ситуацию кризиса 2014–2015 года. «Экономика проектов в нефтяном секторе улучшилась, и все мы понимаем, что произошло с ненефтяной экономикой в этот период», — заметил он. Нефтяной сектор был защищен от подвижности цен на нефть, а ненефтяной был очень к ним чувствителен, подчеркнул замминистра.

Новое бюджетное правило, по его словам, должно «развернуть» ситуацию. «Прогрессивность налогообложения​ в нефтяной отрасли останется, но при росте цен на нефть курс рубля уже не будет так сильно реагировать. Это означает, что экономика нефтяных проектов будет двигаться вместе с ценами на нефть. В то же время стабильность курса будет стабилизировать ситуацию для ненефтяной части экономики», — пояснил он.

Аналитики предсказали ослабление рубля при изменении бюджетного правила

Новое бюджетное правило начнет действовать с 2019 года, а сейчас работает временная схема: на нефтегазовые сверхдоходы от нефти свыше $40 за баррель Минфин ежемесячно закупает валюту для резервов. Новое правило предполагает «жесткую фиксацию»: цена отсечения устанавливается на уровне $40 за баррель, доходы свыше этой отметки идут в резервы.

www.rbc.ru

Бюджетное правило практически отвязало рубль от нефти

Российский рубль постепенно отвязывается от нефти, из-за чего его волатильность зависит от санкций и базовых проблем в отечественной экономике – считает вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Богдан Зварич.

Нефть больше не давит на рубль, как раньше

Дело в том, что появилась информация, что общая корреляция курса рубля и цен на нефть снижается уже на протяжении более чем двух лет, причем после введения апрельских санкций США данный показатель снизился с 44 до 17 процентов.

По сути своей, этот показатель был ниже только в сентябре-октябре 2014 года, после того, как в отношении отечественной экономики были введены секторальные санкции Евросоюза и США. Все это свидетельствует о том, что рубль в настоящее время следует за нефтью только в соотношении 1 к 5, поэтому колебание цен на черное золото больше не приводит к волатильности его рыночного курса.

Достаточно посмотреть результаты волатильности цен на рубль и нефть за август. Российская валюта снизилась на 7 процентов, а нефть, наоборот, увеличилась в цене на эти же 7 процентов, что говорит о минимальной корреляции цен на энергоносители.

Вследствие этого, на рубль сегодня давят санкции США, а также общие сложности с экономическим ростом в России, а не нефть, которая в последние 10 лет обычно признавалась в качестве главного маяка состояния дел отечественной валюты.

Бюджетное правило позитивно сказалось на корреляции нефти и рубля

«К подобному снижению зависимости отечественного рубля от общей динамики цен на нефть привели не санкции, а появление бюджетного правила, в рамках которого Центробанк для Министерства финансов РФ покупает валюту. Благодаря этому в федеральный бюджет сегодня приходят средства от выплаты экспортной пошлины и НДПИ», - констатирует Зварич.

Здесь нужно отметить, что экспортная пошлина сегодня равна 40 долларам за баррель, а все доходы, которые поступают в наш федеральный бюджет, не тратятся и идут в Фонд национального благосостояния, а также в другие отечественные резервы.

«В результате, российские экспортеры вынуждены создавать рублевые резервы, чтобы тратить их на выплату налогов, а Центробанк РФ делает здесь противоположную операцию, т.е. покупает данную валюту с валютного рынка», - заключает Зварич.

Как считает эксперт, именно это обстоятельство и привело к тому, что зависимость рубля от нефти серьезно снизилась, и теперь черное золото больше не является главным фактором, который вызывает волатильность нашей национальной валюты.

Минфин специально отвязал рубль от нефти

«С одной стороны, это хорошо, поскольку все это стабилизирует федеральный бюджет и создает резервы на случай, если вдруг снова сильно ухудшится ситуация на международном рынке энергоносителей, что нам крайне важно», - резюмирует Зварич.

Все-таки отечественный федеральный бюджет продолжает зависеть от нефтяных доходов, поэтому цены на нефть продолжают оставаться для нас важным фактором, но зависимость конкретно рубля от данного финансового инструмента действительно серьезно снизилась.

«Впрочем, в случае самого негативного развития ситуации со стоимостью энергоносителей на мировом рынке это также положительно повлияет и на курс отечественного рубля. Ведь бюджетное правило позволит поддерживать курс нашей валюты даже в той ситуации, если цены на нефть снова просядут и даже если упадут ниже показателя в 40 долларов за баррель», - констатирует Зварич.

Все это сделает возможным в случае негативного развития событий за счет валютных интервенций поглощать ту недостачу, которая может у нас образоваться вследствие разницы между актуальной и будущей ценой на нефть, что крайне важно для валютного рынка.

В контексте рубля фактор санкций сейчас играет первичную роль

«В целом, снижение зависимости рубля от цен на энергоносители является позитивным фактором, поскольку рынок нефти продолжает быть очень волатильным, и поэтому любая привязка к нему является чреватой», - заключает Зварич.

По словам Богдана Викторовича, привязка к нефти ведет к зеркальной волатильности рубля, а также к росту средней инфляции в нашей стране. Что касается других факторов, которые продолжают негативно влиять на российский рубль, то, безусловно, главное внимание здесь устремлено к американским санкциям, которые все-таки достаточно эффективно давят на экономику РФ.

«В частности, это опасность ограничения операций с отечественным госдолгом, что может привести к негативным последствиям, учитывая, что значительная часть операций с отечественными ценными бумагами выполняется в долларах. Практическая реализация данного сценария может привести к оттоку или сокращению иностранных вложений в ОФЗ», - резюмирует Зварич.

Все это, естественно, создает крайне нервную ситуацию на российском валютном рынке, что и влияет на общую ситуацию с рублем – например, последние падения его рыночного курса не связаны с какими-то проблемами в нашей экономике.

«К тому же, апрельские санкции привели к серьезной переоценке рисков со стороны иностранных инвесторов по отечественным ОФЗ, что сразу сказалось и на курсе российского рубля, из-за чего он сразу и просел не несколько пунктов», - констатирует Зварич.

Соответственно, в случае введения американских санкций на российский государственный долг это может привести к выводу средств из данного инструмента, что в краткосрочной перспективе окажет негативное влияние на отечественную валюту. При этом, здесь мы не увидим никакой поддержки от цен на нефть, т.е. основной выручки, которую получает наш федеральный бюджет.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Дмитрий Сикорский

rueconomics.ru

Что такое бюджетное правило?

Бюджетное правило – это экономическая политика, определяющая предельную величину государственных расходов в зависимости от цены на нефть. Следование данной стратегии позволяет избежать дефицита госбюджета при резких колебаниях нефтегазового рынка.

Бюджетное правило – это экономическая стратегия, при которой в планируемые расходы закладывается предельная стоимость нефтегазовых ресурсов, определяющая величину госрасходов. Денежные средства, поступающие в казну сверх данной суммы, направляются в резервные фонды. Соответственно, если цены на углеводороды не достигнут планируемой величины, бюджет подлежит урезанию для достижения дефицита не более 1 процента ВВП.

В 2004 году, на фоне резкого роста цен на углеводороды, было принято решение предотвратить возможную перекачку госбюджета нефтедолларами. Для данной цели был образован Резервный Фонд и так называемая «цена отсечения». Если стоимость барреля нефти достигала 20$ (в 2006 году – 27$), сверхприбыль автоматически поступала в накопления, что позволило обеспечить «подушку безопасности» в случае наступления кризиса: а он наступил уже в 2008 году

Смысл экономической стратегии

Бюджетное правило - что это такое и в чём его главная суть? При резком росте цен на углеводороды у политиков появляется соблазн решить социальные проблемы страны и заняться популизмом за счёт дождя из нефтедолларов, пролившихся на благодатную почву общественной напряжённости. Но, как показывает практика, вложения в здравоохранение, образование, жилищную сферу, инфраструктуру не приносят моментальной отдачи, в то время как долгосрочные проекты требуют ритмичных и многолетних инвестиций.

Чтобы связать руки популистам и обеспечить задел на будущее, в странах, которые чрезмерно зависят от нефтегазового рынка, вводится особое правило наполнения бюджета. Устанавливается «базовая цена» ресурсов – углеводородов, исходя из которой, планируется предельная величина госрасходов. Дефицит может составлять лишь определенное значение от планируемых доходов (в РФ – 3,7% ВВП).

Указанное правило обеспечивает ряд преимуществ:

  1. Зарождение фондов благосостояния за счёт сверхприбыли и незапланированных доходов от роста экспорта сырья;
  2. Плавная и постепенная реализация социально-экономических проектов;
  3. Быстрая адаптация расходов страны к ценовой конъюнктуре;
  4. Формирование валютно-денежных резервов, призванных обеспечить выполнение государственных обязательств в случае кризиса.

В связи с резким падением стоимости нефти, в 2016 году БП было отменено. Вместо того чтобы наполнять Резервный Фонд, государство начало усиленно опустошать его. Таким образом, «заначка России» к 1 августа 2016 года составила всего 38,18 миллиарда долларов, против 91 млрд. долларов, имевшихся на 1 сентября 2014 года. Согласно расчётам, баррель нефти при действующей политике должна была составить около 80 долларов, что далеко от реальности

Принципы действия бюджетного правила в России:

  1. Предельная величина бюджетного дефицита – 1% ВВП;
  2. Цены на углеводороды рассчитываются на основе объективных экономических показателей, а не прогнозов;
  3. Предельная величина нефтегазовых доходов, которые могут использоваться для покрытия нужд госбюджета – 3,7% ВВП.

Бюджетное правило в России в 2017-2018 гг.

С момента своего недавнего появления рассматриваемый экономический принцип один раз претерпел существенные изменения, а в 2016 году – и вовсе был заморожен. В 2017 году БП вновь может быть использовано для накопления Стабфонда. Данную перспективу публично озвучил А.Силуанов – министр финансов РФ. Прибыль, поступающая при стоимости барреля нефти свыше 50 долларов, будет переводиться в резервы – если на то будет «общественная поддержка».

Обновленный принцип призван не только «отвязать» экономику от нефтяной зависимости, но и избавить российский рубль от резких колебаний. Его курс относительно мировых валют получит более жёсткий «потолок», выше которого подняться ему не позволят. Данную меру едва ли можно назвать популярной, так как она не способствует снижению цен на импортные товары по мере укрепления российского рубля.

Критика политики ограничений

Многие аналитики полагают, что формирование резервов за счёт сверхприбыли – идея, лишённая будущего, так как ресурсы фактически замораживаются. Вместо того чтобы направляться для реализации прибыльных проектов, деньги остаются в подвешенном состоянии на годы. Когда же приходит черёд кризисных явлений, фонды используются для погашения социальной напряжённости и вновь не обеспечивают роста ВВП.

Иными словами, бюджетное правило наполнения доходной части госбюджета приводит не к радикальной перестройке экономики, а к накапливанию, заморозке проблем. Чтобы ощутить это в полной мере, можно посмотреть на пример Венесуэлы. Высокие цены на углеводороды, как думалось, позволили стране в 10-летний срок вылечить множество «хронических болезней»: занятость, перенаселённость городов, недоступность образования.

Но двухлетнее снижение цены на нефть заставило старые трудности вспыхнуть с новой силой. В силу глубокой зависимости населения от государственных дотаций, все социальные достижения рухнули в течение нескольких месяцев. Необходимо отметить, что экономическая политика в РФ оказалась куда более сбалансированной, и вместо тотального обнищания страна столкнулась лишь со значительной коррекцией доходов. Но без глубоких преобразований финансово-хозяйственной политики Россию тоже может постигнуть участь Венесуэлы.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

moneymakerfactory.ru

Что такое "бюджетное правило" и в чем его необходимость?

Идея "бюджетного правила" довольно проста. В условиях получения сверхдоходов от продажи нефти и газа правительство может впасть в соблазн направить эти деньги на финансирование дополнительных расходов государства, что может привести к ряду проблем:

1.Ускорение инфляционных процессов, поскольку экономика России еще не настолько развита, чтобы быстро преобразовывать дополнительную денежную массу в товарную.2.Страна начнет зависеть от динамики доходов от экспорта нефти, что сделает бюджет и развитие экономики нестабильным. 3.Трудно будет оставлять финансирование расходов на прежнем уровне при понижении цены на нефть, что неизбежно вызовет недовольство населения.4.Сверхдоходы от нефти будут "проедаться", не создавая подушку безопасности на будущее.

Поэтому, в 2004 году было принято решение о создании Стабилизационного фонда, куда направлялись дополнительные нефтегазовые доходы, возникающие при опережении рыночной ценой нефти ее расчетной цены (цена отсечения), заложенной в бюджет. Позже, в 2008 году, Стабилизационный фонд был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Сверхдоходы от нефти поступали в Резервный фонд, а, после его достижения 7% ВВП, шли в Фонд национального благосостояния.

С 2012 года "бюджетное правило" получило официальный статус (был принят соответствующий законопроект). Согласно ему, помимо перечисления "лишних" денег в Резервный фонд, объем дефицита бюджета России не должен превышать 1% ВВП.

Когда, в 2014 году, цены на нефть резко упали, утащив за собой курс рубля, "бюджетное правило", направленное на сдерживание бюджетных расходов, потеряло свой смысл (сверхдоходы исчезли). В 2016 году его действие было приостановлено. В сентябре 2016 года глава Минфина РФ Алексей Улюкаев заявил, что новое "бюджетное правило" заработает в 2020 году.

Несмотря на очевидные преимущества введения "бюджетного правило" и необходимость его применения для любой страны, чьи доходы зависят от колебаний цен на один или несколько товаров, у него есть довольно много критиков. Их аргументы против "правила" можно сводятся к следующему.

Сверхдоходы от нефти можно было бы направить на стимулирование совокупного спроса (кейнсианский мотив), в частности на улучшение инфраструктуры и повышение доступности финансовых ресурсов для бизнеса. Сейчас же, практически все резервы, накопленные в фондах, хранятся в долларах, евро и американских ценных бумагах, что финансирует экономику Запада, причем под низкий процент. Наши же предприниматели вынуждены брать кредиты в банках под высокий процент, что отрицательно сказывается на динамике инвестиций.

popecon.ru

Минфин представил параметры нового бюджетного правила - Экономика и бизнес

МОСКВА, 11 июля. /ТАСС/. Минфин России обнародовал параметры нового бюджетного правила в "Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики". Формула учитывает такие показатели, как базовая цена на нефть и природный газ, курс рубля и объем ненефтегазовых доходов. Документ опубликован на официальном сайте Госдумы.

Согласно новому бюджетному правилу в редакции Минфина, базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2%, начиная с 2018 года.

Таким образом, предельный объем расходов федерального бюджета рассчитывается как сумма нефтегазовых доходов (рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ, прогнозируемого валютного курса, объема ненефтегазовых доходов) и расходов на обслуживание госдолга. Такой способ определения предельных расходов позволяет обеспечить бездефицитный бюджет на первичном уровне при базовых параметрах, отмечает Минфин.

Пополнение резервов

Дополнительные нефтегазовые доходы, полученные в результате превышения фактической цены нефти установленного уровня отсечения, будут направляться в Резервный фонд.

Объем пополнения или использования средств Резервного фонда в определяется как разница между полученными нефтегазовыми доходами и нефтегазовыми доходами, рассчитанными при базовой цене на нефть, базовой цене на экспортируемый газ и фактическом валютном курсе.

По мнению Минфина, бюджетное правило - единственный зарекомендовавший себя для сырьевых стран действенный механизм минимизации восприимчивости внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры. Существенные колебания нефтяных цен могут оказывать значительное влияние на темпы экономического роста и устойчивость бюджета, инфляцию и благосостояние населения, курсовые соотношения и процентные ставки в экономике.

В случае, когда объем средств Резервного фонда на 1 января первого года планового периода опускается ниже уровня в 5% ВВП, предельный объем использования средств Резервного фонда не может превышать 1% ВВП. Таким образом, исходя из этой суммы корректируется предельный объем расходов и/или другие источники финансирования дефицита бюджета.

История бюджетного правила в РФ

В России бюджетное правило были изначально введено в 2004 году, после чего дважды модифицировались: в 2008 году и с завершением периода приостановки их действия (2009-2012 годы) в 2013 году. Несмотря на положительный вклад в обеспечение стабильности бюджетной системы, действовавшая до приостановки на 2016 год конструкция бюджетных правил не позволяла надлежащим образом обеспечить снижение отрицательного влияния волатильности цен на нефть на предсказуемость экономических условий и устойчивость бюджета, признает Минфин.

По мнению ведомства, повышенная изменчивость структуры относительных цен (реальный эффективный курс рубля) в последние 15 лет в России и по сравнению с динамикой валют сырьевых стран с действенным механизмом бюджетных правил - наглядная иллюстрация недостатков предшествующих конструкций.

Переходный период

Практическая проблема для внедрения бюджетных правил состоит в том, что Россия вошла в снижающуюся фазу долгосрочного сырьевого суперцикла с минимальным объемом резервных средств в суверенных фондах, отмечает Минфин. Таким образом, приведение бюджетных расходов к соответствующему бюджетным правилам уровню, с одной стороны, невозможно осуществить в течение короткого промежутка времени, а с другой стороны, объема накопленных резервов недостаточно для растягивания консолидации на продолжительный период.

В связи с этим общий механизм новых бюджетных правил дополнен периодом, предусматривающим плавный переход к новым предельным объемам расходов. При этом длительность такого переходного периода определяется необходимостью сохранения минимально безопасного уровня резервных средств в суверенных фондах.

Исходя из этого ограничения, приведение бюджетных расходов к соответствующему бюджетным правилам уровню должно завершиться к 2019 году.

Переходные положения новой конструкции бюджетных правил начали реализовываться уже в 2017 году. В конце января 2017 года было принято решение о сохранении дополнительных нефтегазовых доходов при превышении ценами на нефть отметки в $40 за баррель и проведении операций по покупке/продаже валюты на открытом рынке. Как результат, с февраля 2017 года произошло заметное снижение корреляции между динамикой курса и ценами на нефть, сокращение риск-премии по российским активам, а значит, снижение требуемой доходности и равновесных реальных процентных ставок в экономике, подчеркивают в Минфине.

tass.ru

Нефти пропишут бюджетное правило

25 февраля 2016 16:29

Фото: Вести ФМ

Минфин поможет Центробанку поддержать рубль, а заодно сбалансирует бюджет. Ведомство придумало новое правило покупки и продажи государственной валютной выручки. Идея давно отработана на практике: пополнять резервы в период низких цен на нефть и расходовать, когда цены повышаются. Но теперь за ориентир возьмут средние цены за 30 лет, то есть с учетом провальных 80-х и 90-х годов. Что это даст российскому бюджету и как повлияет на рубль, разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.

Пока все эти предложения звучат неофициально - СМИ ссылаются на источники в Минфине. Если информация верна, то ведомство задумало обновить бюджетное правило таким образом, чтобы государство застраховало бюджет, курс рубля и экономику в целом от нефтяных колебаний на десятки лет вперед. В те годы, когда баррель будет стоить меньше 40-50 долларов, чиновники предлагают только тратить резервы, а в те, когда он становится дороже, только пополнять. То есть ситуация прошлой зимы, когда курс доллара подскакивал в 2 раза, а за ним удваивалась и инфляция в стране, будет исключена. Даже очень сильные изменения нефтяных цен не станут потрясением для экономики, она просто будет переведена в новый рабочий режим. Замысел вполне разумный, но панацеей от всех бед не является, говорит экономист Сергей Хестанов:

"Если в "новых условиях" удастся реализовать бюджетное правило, то размах колебаний рубля, скорее всего, снизится. Но ждать от этого именно укрепления рубля и снижения инфляции не совсем верно. Скорее, снизится размах колебаний в сторону укрепления рубля, поскольку при выполнении этого события будут осуществляться покупки валюты для пополнения международных резервов Центробанка".

Эксперты резко разошлись во мнении о том, к чему приведет новое бюджетное правило. Больше всего сомнений - по поводу влияния на рубль. Если Минфин будет накапливать и продавать валюту прямо из бюджета, то это действительно должно умерить инфляцию, ведь новые рубли под резервы печатать не придется. Но в этом случае ведомство неизбежно вступит в конфликт с Центробанком, поскольку его полномочия по регулированию курсов валют будут урезаны. В ЦБ уже намекнули, что будут расценивать действия Минфина как массивную валютную спекуляцию. Многие эксперты в этом споре встали на сторону ЦБ, в их числе и главный экономист компании "ПФ Капитал" Евгений Надоршин:

"Конечно, что мне в этом намерении не нравится, это желание Минфина так или иначе вмешиваться в динамику курса на валютном рынке. Никакие правила, никакие основания и действия в рамках фискальной политики не должны влиять на валютный рынок напрямую. Косвенно (через изменение денежных агрегатов, поведение экономических агентов) - это пожалуйста, сколько угодно. А вот напрямую лезть на валютный рынок мне кажется совершенно неправильным и некорректным".

В России не первый раз вводят бюджетное правило. И даже в своем новом виде оно на самом деле не такое уж "новое". Еще 12 лет назад, когда только появился Стабфонд, Центробанк и правительство пыталось пополнять его по строгой формуле: выше 20 за баррель - докупаем доллары в резервы, ниже - продаем. Но время шло, нефть не падала, и планку несколько раз поднимали, поскольку считалось, что отправлять почти всю нефтегазовую выручку в резервы неразумно. Последний раз, когда правило еще действовало, бюджет формировался при цене около 100 долларов за баррель. Это тогда была средняя цена за 10 лет. Но прошлогодний обвал сырьевых котировок заставил отказаться от строгой математики, чтобы не спалить все резервы разом. Теперь бюджетную формулу предлагают вернуть на место, однако с поправкой на многолетние нефтяные циклы - взять среднюю цены за целых 30 лет. По мнению некоторых специалистов, это приблизит российскую бюджетную модель к норвежской, а значит, снизит зависимость экономики от нефти и доллара. Но директор аналитического департамента инвесткомпании "Регион" Валерий Вайсберг и здесь не видит особых плюсов:

"Честно говоря, то, что предлагает Минфин, на мой взгляд, наоборот, консервирует эту зависимость от колебаний цен на нефть. Как минимум на уровне бюджета. Те 10 лет, что мы жили в том или ином варианте бюджетного правила, показали, что какие-то жесткие математические конструкции из-за высокой волатильности рынка приходится довольно часто пересматривать".

Эксперты отмечают, что российская экономика уже сползает с "нефтяной иглы". И это во многом связано с тем, что государство отказалось в прошлом году от старого бюджетного правила. Нефтегазовая выручка упала, ее доля в доходах государства стала меньше налогов с населения. Как говорят экономисты, в такой среде лучше развиваются несырьевые производства. В первую очередь той продукции, которая замещает подорожавший импорт.

newsae.ru

Нефть обесценивает правила @ ЭКОНОМИКА.

В 2016–2017 годах стоимость нефти снизится до $90–95 за баррель и правительство распечатает Резервный фонд

Снижение цен на нефть сломает «бюджетное правило»: уже в 2016–2017 годах котировки опустятся до $90–95 за баррель и деньги из Резервного фонда пойдут на расходы бюджета, полагает министр экономического развития Андрей Белоусов. Правило, регулярно вызывающее ведомственные споры, «отомрет самой собой». Направить средства суверенных фондов на инфраструктуру — давняя инициатива Минэкономразвития, напоминают аналитики.

«Бюджетное правило» перестанет функционировать в 2016–2017 годах: расчетная цена на нефть, заложенная в этом правиле, может превысить фактическую, не исключает министр экономического развития Андрей Белоусов.

«Существуют риски большего снижения нефтяных цен, особенно в середине десятилетия — в 2016 году, в 2017 году», — сказал Белоусов. В этот период цена на нефть может снизиться до $90–95 за баррель.

А это означает, что «бюджетное правило скоро отомрет само собой», сказал министр.

«У нас в бюджетном правиле записано, что оно действует через установление расчетных цен на нефть. Траектория этих цен идет в верх, а фактические цены на нефть, с очень высокой вероятностью, скоро пойдут вниз, и, как только они пробьют уровень $95, а может, даже $90 за баррель, бюджетное правило станет работать наоборот — оно станет работать на подкачку нефтеденег в расходы», — пояснил Белоусов.

С этого года в соответствии с «бюджетным правилом» расходы бюджета рассчитываются не по прогнозной цене на нефть, а по средней за последние пять лет. Расчетный период будет ежегодно увеличиваться по одному году до 10 лет. Если реальная цена на нефть будет выше средней, избыток направляется в Резервный фонд до тех пор, пока его размер не достигнет 7% ВВП. По расчетам Минфина, это может произойти в 2017 году.

По данным на 1 апреля, объем фонда – 3,9% ВВП, или почти $84 млрд. До кризисного 2008 года существовал аналог такого «бюджетного правила» – цена отсечения. Сверх определенной цены нефти доходы также поступали в суверенные фонды.

В 2013 году расчетная цена на нефть за последние пять лет составляет $91 за баррель. А реальная колеблется вокруг $100. По прогнозу Минэкономразвития, средняя мировая цена нефти марки Urals составит в этом году $105 (+ $8 к прогнозу, составленному в сентябре 2012 года).

Расчетная цена на 2014 год (предварительно) $92 за баррель, на 2015 год — $93 за баррель. Прогноз Минэкономразвития – $101 на 2014 год и $100 на 2015 год.

Белоусов подчеркнул, что ему бы «очень не хотелось», чтобы фактические цены на нефть могли стать ниже расчетных цен, «но это может произойти». По его словам, он предупредил министра финансов Антона Силуанова, что, как только произойдет превышение расчетной цены на нефть над фактической, бюджетное правило перестанет функционировать.

Но бюджетное правило необходимо сохранить, говорил на совещании по экономическим вопросам в Сочи Владимир Путин. Правило необходимо если не отменить, то хотя бы смягчить, настаивает Белоусов. Ранее он предлагал снизить ориентир по наполнению Резервного фонда с 7% до 5%, а высвободившиеся средства направить, например, на инфраструктурные проекты или инвестировать их в развитие человеческого капитала.

«Функция министра экономического развития состоит в том, чтобы отвечать за экономический рост, что предполагает рост расходов бюджета», — говорит главный экономист BNP Paribas по России и СНГ Юлия Цепляева, добавляя, что министр Белоусов действует точно в соответствии с функционалом своей должности.

Бюджетное правило состоит из двух равноценных частей: сверхдоходы от продажи сырья идут в резервы, а недостающие расходы покрываются из того же Резервного фонда, отмечает главный экономист банка ING по России и Казахстану Дмитрий Полевой. По этой причине неоправданно говорить о том, что бюджетное правило «отомрет», если придется распечатать Резервный фонд на фоне значительно снизившейся стоимости нефти, считает эксперт.

economica.com.ua