Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ. Ценообразование российской нефти


Несовершенное ценообразование | Oilcapital

Несмотря на то, что Россия является одним из трех крупнейших производителей нефти в мире, цена на российскую экспортную смесь Urals привязывается к маркерному сорту нефти Brent посредством дифференциала (скидки), который определяется мировыми ценовыми агентствами и теоретически должен отражать разницу в качественных характеристиках и логистике. Однако по факту это не так, и Россия достаточно уязвима с позиции возможных ценовых спекуляций. Очевидный путь решения этой проблемы – в формировании собственного бенчмарка для российской нефти.

Реальную текущую стоимость российской нефти на мировом рынке можно оценить только косвенно, через скидки к маркерам.

Получается, что когда покупателю нефти нужно купить танкер российской нефти, то согласуется не сама цена на нефть, а размер дисконта от цены на нефть, что далеко от реальной стоимости самой нефти.

При этом участники рынка неоднократно фиксировали случаи манипуляций ценой российской нефти, проявляющиеся в искаженных оценках стоимости фрахта, неверно рассчитанной цене переработки и других статьях.

По экспертным оценкам, каждый недополученный $1 за баррель российской нефти при ежедневном объеме экспорта 3,25 млн баррелей влечет за собой потери государством доходов в размере $2,7 млн в день. Дисконт стоимости нефти марки Urals к сорту Brent составлял в разные времена $3-6 за баррель. Таким образом, годовые потери российского бюджета можно оценить в $2-5 млрд.

Пять процентов «физики»

Трансформация мировой структуры ценообразования от рынка физической нефти к высоколиквидному рынку нефти «бумажной», в результате которой цена на нефть стала определяться не определенной группой игроков (странами МНК и OPEC, как это было до 1985–1986 годов), а на биржевых площадках, привела к существенному изменению конфигурации всего товарного рынка и появлению целой линейки производных финансовых инструментов, таких как, прежде всего, фьючерсы и опционы, и принципиально новых игроков – хеджеров и спекулянтов. Это обусловило появление глобальных индикаторов цены, базисом которых стали два маркерн

oilcapital.ru

Ценообразование нефтяного рынка России остается до сих пор непрозрачным — Российская газета

Федеральная антимонопольная служба направила на согласование в заинтересованные ведомства проекты законов "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ" и "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ". Затем документы будут направлены в правительство РФ, сообщил "РБГ" заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

- Анатолий Николаевич, какие ведомства еще готовили проекты этих законов?

- Эти проекты готовила Федеральная антимонопольная служба. Сейчас мы направили законопроекты на согласование в ведомства: минэкономразвития, минэнерго и ФСФР. В ближайшее время рассчитываем получить от них реакцию на эти документы. Очень рассчитываем на поддержку.

- В чем суть законопроектов?

- Что касается этих законопроектов, то, во-первых, они основаны на двух базовых документах правительственного уровня. Это Энергетическая стратегия России, утвержденная правительством, и Программа по развитию конкуренции в Российской Федерации, также утвержденная правительством. В соответствии с данными документами необходимо обеспечить прозрачное ценообразование на рынках нефти и нефтепродуктов, которое основывалось бы на механизмах конкуренции и способствовало развитию конкуренции. Реально рыночные принципы позволяют обеспечить потребности внутреннего рынка по доступным ценам высококачественным топливом.

- Вы полагаете, ценообразование было до сих пор непрозрачным?

- Оно было непрозрачным и пока, к сожалению, таким остается. Следствием этого является в том числе и серия дел, которая была рассмотрена антимонопольными органами. У участников рынка нет информации о ценах, в том числе об отпускных ценах с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Вследствие этого участники рынка не могут на недискриминационных условиях получать соответствующие продукты, а это в свою очередь ведет к неравным условиям конкуренции и к необоснованному росту цен.

- Что предлагается?

- В законопроекте о рыночном ценообразовании предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен. Первое - это сопоставимые цены зарубежных рынков. Второе - это биржевые котировки. И третье - внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и топливо мазут. Для формирования индекса цен сопоставимых зарубежных рынков предлагается в законе определить соответствующий алгоритм расчета этой цены. Предлагается использовать метод обратного отсчета от цен конкурентного внешнего рынка с применением мер защиты внутреннего рынка. Формула достаточно простая: цена внешнего рынка минус пошлина, которая позволяет защищать внутренний рынок и иметь на внутреннем рынке цены ниже мировых, минус транспортная логистика. По тем продуктам, которые торгуются на внешнем рынке и у которых есть аналог в России, это можно сделать прямым счетом. По тем продуктам, по которым на внутреннем рынке нет аналогов, это делается соответствующим пересчетом от того топлива, которое на внешнем рынке котируется. Например, зимнее дизельное топливо можно привязать соответствующим коэффициентом к дизельному топливу летнему, которое является продуктом торговли на внешнем рынке.

Закон сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на рынке

- Каков следующий индекс?

- Следующий индекс биржевой. Мы говорим о том, что, для того чтобы этот индекс был представительным и реально рыночным, должны соблюдаться определенные требования, которые сформулированы в Законе "О защите конкуренции", на который содержится отсылка в законопроекте. Эти требования в виде соответствующих поправок в Закон "О защите конкуренции" сформулированы в рамках третьего антимонопольного проекта. Нормы данного законопроекта носят универсальный характер и распространятся на условия организации биржевых торгов применительно к различным товарным рынкам. Этот документ в большей степени проработан и согласован с ведомствами.

Законопроект о рыночном ценообразовании дает дополнительную конкретизацию антимонопольных требований с учетом специфики рынков нефти и нефтепродуктов. В частности, речь идет о том, что в режиме биржевой торговли должно реализовываться не менее 15 процентов топлива. При этом биржевая торговля должна осуществляться на регулярной основе в равномерном режиме. Только эти и другие, установленные в проектах законов, антимонопольные требования позволяют получить соответствующий корректный биржевой индекс.

И наконец третье - внебиржевые цены. Мы говорим о необходимости регистрации внебиржевых цен всеми предприятиями, которые производят нефтепродукты в Российской Федерации. И далее обезличенно они будут публиковаться. То есть не будут раскрываться параметры сделок или информация об их участниках, но цены по итогам каждой торговой сессии по установленным правилам обобщат, и будет сформирован соответствующий индекс цен. Тогда всем станет понятно, сколько же стоит нефтепродукт, непосредственно отпускаемый с НПЗ. И если, например, в каких-то регионах он будет приобретаться по ценам существенно более высоким, тогда у тех, кто торгует на рынке, и у контрольных органов, возникнет вопрос: почему и где происходит накрутка цены? У организации, которая занимается производством нефтепродуктов, организации, которая занимается сбытом нефтепродуктов, организации, решающей вопросы логистики, или где-то еще? Поэтому важно публиковать исходные цены.

Ценовой арбитраж между перечисленными тремя индексами позволит ориентировать цены на рыночный уровень и не допускать необоснованного их роста.

- Какие новшества принесет на нефтяной рынок закон "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ"?

- Данный закон дополнительно сформулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на рынке. В частности, речь идет о том, чтобы не допускать монополизации рынков розничной реализации нефтепродуктов. Надо не допускать сделок слияний и приобретений, а также не допустить выделения земельных участков под постройку автозаправочных станций (АЗС) тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает 35 процентов.

В законе также идет речь о том, чтобы гарантировать недискриминационный доступ к услугам по хранению нефтепродуктов. Если на региональных рынках имеются хозяйствующие субъекты, владеющие нефтебазами, и их доля на рынке оказания услуг по хранению топлива превышает 25 процентов, то другие участники топливного рынка должны иметь возможность на недискриминационных условиях получать эту услугу. Предлагается принимать соответствующие правила, аналогичные тем, которые мы сейчас принимаем в отношении субъектов естественных монополий, где четко расписываются все процедуры, связанные с взаимоотношением с этими нефтебазами в рамках этих правил.

Есть еще требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой реализацией и розничной реализацией нефтепродуктов. Это необходимо для того, чтобы создать недискриминационные условия деятельности на товарных рынках. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании - владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Будут равные условия конкуренции - будет и стабильное ценообразование.

Еще одно новшество - повышение прозрачности. В частности, обязательным становится ведение раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Эта информация важна не только для оптимизации хозяйственной деятельности топливных компаний, но и важна для антимонопольных органов при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Кроме того, проектом закона установлена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах. Причем как расположенных на НПЗ, так и на региональных нефтебазах. Вы, наверное, не раз слышали о том, что, по данным министерства энергетики США, остатки нефтепродуктов такие-то.

Эта информация важна для участников рынка, поскольку от нее зависит то или иное изменение цен на нефтепродукты. Поскольку понятно, что если нефтепродуктов мало, значит, цены могут вырасти. Если их в достаточном количестве, то цены могут снижаться. Мы же в России, к сожалению, пока такой информации не имеем.

Такова суть этих законопроектов.

- Почему будут обязательными закупки части нефтепродуктов для нужд компаний с государственным участием?

- Потому что речь идет о необходимости стимулировать не только предложение нефтепродуктов на биржах, но и спрос на них. Сейчас мы говорим о том, чтобы продавать 15 процентов нефтепродуктов. Но если при этом не появляется устойчивого спроса, то это означает, что нарушается баланс между спросом и предложением. Поэтому мы утверждаем, что государство со своей стороны готово также поучаствовать в обеспечении этого баланса. Именно поэтому компании с государственным участием будут иметь определенные обязательства по закупке топлива в режиме биржевых торгов, либо на условиях биржевого ценообразования.

- А что за новые ограничения, которые вводятся за совершение сделок слияния приобретения на розничных рынках реализации именно моторного топлива?

- Они вытекают из предложений, связанных с необходимостью ограничить монопольное положение отдельных участников розничного рынка реализации нефтепродуктов, как правило, входящих в состав нефтяных монополистов. И если кто-то из них приобретает пакет акций независимых АЗС, то его доля на рынке становится еще больше - происходит монополизация рынка. Такого рода сделки не должны разрешаться, ведь там, где работает монополист, там цены на 5 и более процентов выше, чем там, где в условиях конкуренции работают несколько компаний.

- Каковы гарантии именно недискриминационного доступа к емкостям по хранению нефтепродуктов? Они будут в законе как-то оговорены?

- В проекте закона сказано, что правительство утверждает специальные правила недискриминационного доступа. Аналоги таких правил сейчас существуют в сферах естественных монополий. Например, правила недискриминационного доступа в электроэнергетике, в авиации. В них детально расписываются все процедуры, связанные с формированием договорных отношений, со стандартами раскрытия информации, с решением вопросов присоединения либо доступа на рынки. И все эти процедуры, будучи записанными в правила, уже лишат возможности монополистов злоупотреблять своим положением на рынке.

- Зачем нам биржевой комитет? И как мы без него обходились до сих пор?

- Сейчас вопрос создания биржевого комитета в стадии обсуждения. В законопроекте прописано, каким образом он должен функционировать. Есть ряд аналогов. Так, раньше при тогдашнем министерстве по антимонопольной политике существовала комиссия по товарным биржам. Сейчас функциями контроля товарных бирж наделено ФСФР, но при них такой комиссии нет. Биржевой комитет необходим для выработки правил игры на формирующемся биржевом рынке, которые отражали бы интересы всех вовлеченных в этот процесс - покупателей и поставщиков топлива, органов власти и др.

- После того как заработают эти законы, можно будет зайти на сайт и увидеть, каковы сделки на внутреннем и зарубежном нефтяных рынках?

- В этом состоит смысл законопроекта, чтобы сделать открытой, прозрачной информацию на этот счет. Она не будет касаться конкретных сделок, а только индексов цен, которые будут адекватно отражать совокупность сделок, которые произошли на рынке в целом, в каждые торговые сутки. А это уже дает существенную информацию для всех: и для лиц, принимающих решения в органах власти, и для лиц, которые занимаются бизнесом, и для общественности.

- В случае принятия этих двух законов ФАС России уже не будет пресекать, заниматься масштабными нарушениями антимонопольного законодательства в этой области, или все равно вам работа найдется?

- Я надеюсь, что эти законы послужат мощным предупреждающим фактором для нарушителей антимонопольного законодательства. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы цены формировались на рынке в результате рыночных взаимоотношений, а не в результате злоупотребления доминирующим положением на рынке, который заставляет нас включаться в эти процессы. Мы рассчитываем, что все-таки в ближайшей перспективе ценообразование будет рыночным, и необходимость такого рода в постоянных включениях антимонопольных органов не потребуется.

- Вы полагаете, что в результате работы этих законов государство, предположим в виде налогов, получит больше денег в казну?

- Государство получит налоги исходя из уровня рыночных цен. Всегда по совокупности причин это позволяет получать комплексный эффект, в том числе и в налоговой сфере, и в производственной сфере, и в общеэкономической сфере.

- То есть деньги не будут уплывать, как сейчас?

- Они не будут растворяться в рамках разного рода непрозрачных схем. Они будут поступать непосредственно тем участникам рынка, которые вовлечены в процесс поставки товаров либо оказания услуг. Это означает всем понятную прозрачную ситуацию, а значит, безусловную пользу для всех.

rg.ru

Ценообразование нефти - Prosperite

Нефтяные нервы

Попытки контролировать цены на нефтепродукты и топливо опасны прежде всего для потребителя. Искусственное ограничение рыночных цен приводит к сокращению производства и, как следствие, прежде всего к дефициту бензина или дизтоплива. В итоге потребителям приходится платить больше, рынок же, а за ним и вся отрасль теряют способность адаптироваться к новым условиям.

Справедливые цены В России в высоких ценах на нефтепродукты, как правило, обвиняют нефтяные компании, разделившие страну на зоны влияния, где, пользуясь низкой прозрачностью рынка, они якобы могут устанавливать монопольно высокие цены.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пытается бороться с "завышением" цен, пресекая ценовые сговоры и коллективное доминирование на топливном рынке. Однако ни ФАС, ни налоговые органы страны сегодня не признают ни одного из существующих на рынке ценовых индексов. Расхождения в оценке рыночной конъюнктуры у регуляторов и субъектов рынка не позволяют отделить трансфертное ценообразование от рыночного. По сути, мешают государству проводить сбалансированную политику на рынке энергоносителей, которая выгодна потребителям и стимулирует развитие нефтяной промышленности. При этом как государство, так и нефтяные компании стремятся создать собственные "справедливые" ценовые индикаторы с целью оправдать желаемый уровень цен.

Цены на нефть — это важные сигналы, и было бы опрометчиво их игнорировать или подавлять.

Подорожание сырья свидетельствует о том, что спрос растет по отношению к уровню предложения — надо увеличивать добычу и создавать запасы. Если же котировки пошли вниз, значит, предложение превышает текущие потребности рынка. Колебания в разнице между ценами на нефть и нефтепродукты подсказывают компаниям, когда следует увеличить загрузку заводов, чтобы удовлетворить выросший спрос на топливо. А расхождение в стоимости партий нефти с отгрузкой сейчас и в будущем позволяет судить, насколько велик объем запасов сырья на рынке.

Отрасль, которая снабжает нас топливом, реагирует на изменения рыночной конъюнктуры быстрее и эффективнее, когда она ориентируется на колебания котировок. Они позволяют сохранять баланс и поддерживать работоспособность системы. Рыночные сигналы передаются мгновенно, как нервные импульсы в организме человека. Они позволяют отрасли оперативно принимать защитные меры, собираться с силами и восстанавливать равновесие.

Мировые цены В России главным фактором, влияющим на котировки топлива, является цена на нефть на международном рынке, так как около половины добываемого в стране сырья вывозится за рубеж. По этой причине приведенная экспортная цена, или "экспортная альтернатива", вместе с балансом спроса и предложения на внутреннем рынке формируют цены поставок на отечественные НПЗ.

Основной рыночной площадкой в России являются нефтеперерабатывающие заводы Уфы, оказывающие услуги по переработке независимым трейдерам-"давальцам". Эти компании закупают сырье у производителей и получают в собственность произведенные из него нефтепродукты. Именно из Башкирии приходят наиболее востребованные внутренним рынком ценовые сигналы, а транслируют их независимые ценовые агентства. Информация о ценах на нефть с учетом доставки до НПЗ, стоимости переработки и индексах экспортной альтернативы для нефти и нефтепродуктов крайне важна для формирования цен на оптовом рынке нефтепродуктов России.

Однако растущая концентрация нефтеперерабатывающих активов в руках нефтяных компаний угрожает и без того слабому свободному рынку. Сокращение предложения нефтепродуктов вне систем ВИНК скроет от потребителей информацию о затратах производителей. В этом случае цены на оптовые партии бензина и дизтоплива на внутреннем рынке могут значительно превысить индексы экспортной альтернативы, а цены на АЗС в России — обогнать европейские.

В последнее время российский топливный рынок стал более прозрачным благодаря активному внедрению открытых электронных торгов на трех биржевых площадках и появлению доступной информации специализированных агентств о ценах внебиржевого сегмента рынка.

Однако цены сделок на электронных площадках, где сегодня реализуется лишь около 2% от общего оборота нефтепродуктов в стране, не стали общепризнанными рыночными индикаторами. Ограниченное предложение на биржах зачастую приводит к завышению цен, чем часто пользуются производители для реализации основных объемов топлива через свои сбытовые подразделения или трейдеров.

Реальные цены При сложившейся в России структуре нефтяной промышленности ВИНК не заинтересованы в увеличении предложения оптовых партий бензина на электронных площадках. Экономический кризис, бюрократические проволочки и сложности с доступом к сырью лишают независимые компании, не имеющие собственной добычи и переработки, стимулов строить новые АЗС. При этом розничная сеть ВИНК растет, а предложение бензина на оптовом рынке сужается.

В то же время на рынке дизельного топлива, в отличие, скажем, от рынка бензина, сложилась уникальная и, скорее всего, временная ситуация: на фоне снижения промышленного спроса, вызванного экономическим кризисом, продавцы с трудом находят платежеспособных покупателей. А электронные торговые площадки им могут в этом помочь. Поэтому в ближайшее время объем биржевой торговли мелкооптовыми партиями дизельного топлива может вырасти.

Цены на нефть и нефтепродукты формирует рынок. Сегодня ликвидность на топливном рынке России сосредоточена во внебиржевом спотовом сегменте. Именно здесь совершаются сделки с основными объемами топлива и формируются ценовые индексы, отражающие реальную ценность российских нефтепродуктов. Любое вмешательство в рыночные механизмы приведет к искажению этих ключевых показателей и повлияет на качество принимаемых нефтяными компаниями инвестиционных решений, что в конечном итоге ударит по карману потребителя.

Михаил Перфилов, Дмитрий Гончаренко, Argus Media BUSINESS GUIDE (НЕФТЬ И ГАЗ). Приложение к газете "Коммерсантъ". 2009. 26 августа

prosperite.livejournal.com

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Изменение методологии ценообразования на нефтепродукты как действенный механизм приоритетного развития нефтепереработки в России

 The change in the pricing methodology for petroleum products as an effective mechanism for priority development of oil refining in Russia

Чувасова Анна Александровна

Chuvasova Anna Aleksandrovna

Кандидат экономических наук

Доцент кафедры педагогики детства, иностранных языков, информатики и частных методик

Красноярский Государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

г. Красноярск

 [email protected]

В статье рассмотрена возможность влияния механизма ценообразования на структуру нефтяной отрасли России. Выявлены основные факторы, влияющие на цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. На основе статистических данных представлен анализ воздействия мировых цен на цены на нефть и нефтепродукты, реализуемых для внутренних потребителей. В результате чего сделан вывод о крайне отрицательном воздействии существующего механизма ценообразования на развитие нефтеперерабатывающей отрасли России.

Даны предложения относительно изменения политики цен нефтяных компаний на внутреннем рынке на основе работ наиболее известных экономистов (Д. Рикардо, П.Хейне).

The article considers the possible impact of pricing mechanisms on the structure of the oil industry. The main factors affecting the price of oil and oil products on the domestic market are identify. The article is based statistical data and it presents the analysis of the impact of world prices on prices on oil and petroleum products which are supplied for domestic consumers. Te result of the study shows the extremely negative impact of the existing pricing mechanism for oil refining industry of Russia.

The proposals regarding the changes in pricing policy by oil companies in the domestic market based on works of the most well-known economists (D. Ricardo, P. Heine) are given.

Ключевые слова: цена, нефтепеработка, ценообразование, экономический кризис, монополия.

Key words: price, oil-refining, pricing, economic crisis, monopoly.

На протяжении последних лет экономическая политика является одной из ключевых направлений внутренней политики государства. И практически каждый год в своем ежегодном послании Президент РФ заявляет о необходимости отказа от сырьевой модели экономики, провозглашая курс на развитие производственных технологий, изменения самой структуры экономики. Тем не менее, проблема преодоления сырьевой зависимости остается остро актуальной.

Мы считаем, что одной из возможных причин структурной экономической отсталости является несовершенство политики ценообразования на сырье и продукты его переработки на российском рынке. Примером тому может служить внутренний рынок нефти и нефтепродуктов.

Теоретически влияние цены на нефть и нефтепродукты на развитие перерабатывающей нефтяной отрасли может быть либо положительным либо отрицательным. Дело в том, что непосредственное влияние на окончательную цену продажи нефти и продуктов ее переработки оказывают спрос и предложение на рынке. Вместе с этим в цене должны быть учтены затраты труда и капитала (издержки производства). Немаловажное влияние на цену нефти и нефтепродуктов безусловно оказывает также тип рынка (конкурентный, олигопольный или монопольный), при чем не только внутреннего, но и мирового. И наконец значимую голь в ценообразовании на нефть и нефтепродукты оказывает государство, устанавливающее методы такого ценообразования, акцизы, пошлины, налоги.

Мы исходим из того, что цены на нефть и нефтепродукты должны быть согласованы defacto друг с другом в той степени, в какой это соответствует издержкам их производства и иным условиям и требованиям, которые предопределяют экономическую справедливость в распределении доходов между хозяйствующими субъектами с одной стороны, и государством – с другой [15, 367].

Цены на нефть и нефтепродукты, реализуемые внутреннем и внешнем рынках, могут достаточно существенно отличаться друг от друга. И дело не только в неодинаковых способах добычи нефти и производства нефтепродуктов (в сравнении с другими странами-экспортерами), но и в сложившихся условиях формирования и динамики цен на мировом рынке.

Понятно, что отдельно взятая страна может оказывать воздействие на мировые цены на нефть лишь в той степени, в какой это соответствует объему ее экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. В отдельные периоды цены на нефтяное сырье могут приближаться и даже превышать цены на продукты переработки, производство которых сопряжено с весьма значимыми затратами капитала и труда, что само по себе представляется экономически нелогичным. Однако именно такое соотношение между ценой нефти и нефтепродуктов характерно для экспорта нефтяных ресурсов из России.

Причина такой кажущейся с первого взгляда абсурдности достаточно проста. Дело в том, что большая часть вывозимых из России нефтепродуктов являются полуфабрикатами (прямогонный бензин) или отходами переработки нефти (мазут, битум). Цены таких нефтепродуктов в действительности ниже цены на нефть.

Однако отечественным ВИНК удалось выстроить стратегию получения сверхприбыли на экспорте такой продукции за счет существования разницы между внутренними и внешними ценами на сырую нефть и нефтепродукты (табл. 1) [8,71]. Указанное различие между внутренней и внешней ценой на нефть и нефтепродукты поддерживается после дефолта 1998г. искусственно (за счет соотношения курсов рубля к доллару США). Такая «дотация» была предоставлена государством для нефтяных компаний с единственной целью - аккумулировать инвестиционные средства для модернизации перерабатывающих производств [15, 368].

Тем не менее, средняя глубина переработки нефти до сих пор не превышает 80% (при том, что в США и Японии этот показатель стремится к 98%). Это говорит о том, что нефтяные компании получая дополнительную сверхприбыль, не вкладывают средства в развитие перерабатывающих заводов.

Таким образом, зависимость внутренней цены на нефть и, главное, на нефтепродукты от мировых цен оказывает крайне отрицательное воздействие на состояние нефтепереработки в России, делая ее побочным бизнесом нефтяных компаний, сосредотачивающих свое внимание на добыче и экспорте нефти.

Таблица 1

Сопоставление внутрироссийских и мировых цен на нефть и нефтепродукты

Наименование

Российский рынок

Мировой рынок

Сырая нефть

база

(внутрикорпоративная цена на нефть)

база *   2.2

Бензин Аи-92

база *   2.4

база *   2.4

(бензин европейского стандарта “Regular”)

Не экспортируется из России

Прямогонный бензин

база *   1.8

база *   2.4

Дизельное топливо

(0.2% серы)

база *   2.5

база *   2.8

Мазут

база *   0.8

база *   1.3

Более того, сама постановка вопроса о том, какой должна быть цена на сырую нефть на мировом рынке, чтобы переработка нефти в России оказалась экономически эффективной, рентабельной и отвечала стратегическим национальным интересам, не может быть признана состоятельной. Это значит, что цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке не должны подчиняться структурным изменениям мировых цен на нефть, их уровню и динамике, поскольку при различных по странам условиях добычи и переработки нефти отечественные цены на нефть и нефтепродукты будут отрываться от реальных условий добычи и переработки нефти в России.

Тем не менее, такая практика широко применяется всеми российскими ВИНК. В какой степени привязка цен на нефтепродукты к мировой цене на нефть была и является сегодня неизбежной, какие факторы и условия вызвали необходимость разработки и применения этой практики (в том числе и на уровне государства) – эти обстоятельства сами по себе составляют объект специального исследования. Здесь же отметим, что одной из предпосылок формирования такой системы определения цен на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, является формирование в 90-е годы крупных интегрированных компаний, поделивших между собой все имущество нефтяного комплекса.

В данной связи уместно привести высказывание известного американского экономиста Пола Хейне об установлении монопольных (олигопольных) цен: «экономикасегодня в значительной степени контролируется монополистами и олигополистами, которые не обращают никакого внимания на спрос и предложение. А вместо этого используют свою рыночную власть для манипулирования ценами в соответствии со своими собственными ... интересами» [16,227].

Эффективность ограничений монополистической деятельности предполагает совершенство антимонопольного законодательства и готовность государства применять достаточно жесткую политику в этой области. В 90-е годы это законодательство в России было весьма либеральным; в 2000-е годы в антимонопольное законодательство вносились некоторые поправки, направленные на более жесткое ограничение монополистической деятельности. Но вряд ли есть основания утверждать, что они дали значимые положительные результаты. Данное предположение, по нашему мнению, подтверждается тем, что в условиях ныне протекающего мирового финансово-экономического кризиса проявляется всеобщая тенденция повышения цен на различные товары, в том числе и на нефтепродукты, в то время как национальная валюта – рубль – не девальвируется, снижаются доходы населения, одновременно растет безработица. И это происходит на фоне понижения цен в большинстве стран, что является вполне закономерным в условиях рецессии. Таким образом, монополизация российской экономики не ослабевает, а, скорее, усиливается, что подавляет конкуренцию. В этих условиях актуализируется вопрос о действенности регулирующих функций государства.

Федеральная антимонопольная служба ФАС еще в 2009г. заявляла, что «оптовые цены на нефтепродукты таковы, что соответствуют пиковым значениям, когда цена на нефть на мировом рынке была максимальной – 120-130 долларов за баррель» [15]. С тех пор мало что изменилось, и нет никаких оснований предполагать, что динамика цен на нефтепродукты следует логике изменения баланса спроса и предложения.

Еще в докризисное время министр финансов РФ А. Кудрин заявил: «аналитики окончательно сошлись во мнении, что цена на нефть окончательно оторвалась от базового соотношения спроса и предложения, и нефть сегодня является спекулятивным товаром»[6, 19]. С таким выводом трудно спорить, но столь же справедливо утверждать, что цены на нефтепродукты, реализуемые внутренним потребителям, следует также признать «спекулятивными». И эта практика негативно отражается на социально-экономическом развитии общества. Например, рост цен на бензин, продаваемый в розницу, последовательно отсекает низкодоходных потребителей, лишая их возможности пользоваться своим транспортом.

Все приведенные и многие другие явления и факты, связанные с порочной практикой ценообразования на нефть и нефтепродукты в РФ, настоятельно требуют ее основательного пересмотра.

Итак, что же можно предложить в качестве регулятора цены на нефть и нефтепродукты. Для ответа на этот вопрос вспомним известное высказывание Д. Рикардо: "Цена товаров регулируется, в конечном счете, издержками производства, а не, как это часто утверждали, спросом и предложением. Конечно, отношение между предложением и спросом может временно повлиять на рыночную стоимость товара, пока он не будет предложен в большем или меньшем количестве, соответственно возрастанию или уменьшению спроса. Но это влияние будет носить временный характер»[11,328]. В последующем - при всех перипетиях и коллизиях с ценами и ценообразованием - никто не смог опровергнуть истинность приведенного тезиса Д. Рикардо, поскольку, в итоге, подлинной основой цены были и остаются издержки производства.

Иными словами, если в цене на нефтепродукты будет заложена себестоимость добычи нефти и ее переработке, то это станет действенным стимулом развития нефтеперерабатывающей отрасли, строительства новых и модернизации существующих нефтеперрабатывающих заводов, что в конечном итоге приведет к преодолению сырьевой зависимости российской экономики.

Библиографический список:

 

  1. Fattouh B., Kilian L., Mahadeva L. The Role of Speculation in Oil Markets: What Have We Learned So Far? // The Energy Journal. 2013. Vol. 34. № 3. P. 7-33. 22
  2. Konoplyanik A. Global Oil Market Developments and Their Consequences for Russia // The World Financial Review. 2013. November-December. P. 49-53. [Электронный ресурс]. URL: http://konoplyanik.ru/ru/publications/articles/TWFR_NovDec%202013_Global%20oilKonoplyanik.pdf
  3. McGrath M., Gara A. Goldman, Morgan Stanley And JP Morgan Named In Commodity Manipulation Investigation // Forbes. 19.11.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www. forbes.com/sites/maggiemcgrath/2014/11/19/goldman-morgan-stanley-and-jp-morgan-namedin-commodity-manipulation-investigation/#6e0456a376d9
  4. Putting a Price on Energy: Oil Pricing Update (2011). Brussels: Energy Charter Secretariat, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Thematic/Oil_Pricing_2011_en.pdf Walsh P. The Future of Energy Derivatives
  5. Гагарина О.Л. Актуальные вопросы биржевого ценообразования на нефть//Российский внешнеэкономический вестник.-№4.-2016. С. 98-113
  6. Давыдов Б.Н. Отсутствует прозрачность формирования затрат при производстве нефтепродуктов // Бюллетень Инфо-ТЭК.-2009.-№8.-С.15-21
  7. Левинбук М.И. Санкции требуют корректировки планом российского НГК. [Электронный ресурс]. URL: http://rcc.ru/article/mihail-levinbuk-sankcii-trebuyut-korrektirovki-planov-razvitiya-rossiyskogo-ngk-49697 (дата обращения 08.06.15)
  8. Левинбук М.И., Винокуров В.А.. Бородачева А.В. Основные направления модернизации нефтеперерабатывающей промышленности России с учетом тенденций развития мировых рынков нефтепродуктов: Учебное пособие.- М.: МАКС Пресс, 2008, 178c.
  9. Масленников А.О. Перестройка мировых энергетических рынков: возможности и вызовы для России. Под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2015, 152с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imemo.ru/files/ File/ru/publ/2015/2015_001.pdf
  10. Мастерпанов Е. О современной ситуации на мировом нефтяном рынке и роли нефтяной отрасли США в ее формировании // Бурение и нефть.-№9.-2016. [URL: http://burneft.ru/archive/issues/2016-09/3]
  11. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное.-М.:Эксмо, 2007.-960с.
  12. Семенова А.А. Специфические проблемы повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса по критерию доминирующей роли нефтепереработки // Вопросы экономики и управления» №2 (2), ноябрь 2015 г.С.37-42
  13. Семенова А.А., Тиняков С.Е. Отказ от процессинга – условие оптимизации отечественной нефтепереработки В мире научных открытий. – 2014. – № 11.4 (49). – С.1501-1511
  14. Семенова А.А. Техническое перевооружение - эффективный путь развития российской нефтепереработки // В мире научных открытий № 1.2 (49), 2014. С.1001-1008
  15. Семенова А.А. Оценка влияния цен на нефть и нефтепродукты на развитие и расширение производства нефтепродуктов// В мире научных открытий № 9.1 (49), 2014. С.365-377
  16. Сергеев М. ФАС уличила «Роснефть» в бензиновом сговоре//Независимая газета. 28.08.2009 [ Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/economics/2009-08-28/1_rosneft.html
  17. Хейне П. Экономический образ мышления. - Пер. с англ.- М.: Изд-во-«Новости», 1991,-704с.

 

uecs.ru

Министерство образования рф

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Экономики и Финансов

Курсовая работа

По дисциплине: Ценообразование и рыночная конъюнктура

На тему: Ценообразование на рынке нефти

Выполнил:

Студент 461 группы

Сиротин А.И.

Проверила:

Переверзева С.В.

Санкт-Петербург

2003

Содержание

Раздел 1. Характеристика рынка нефти 3

1.1. Нефтяная промышленность России 3

1.2. Мировой рынок нефти 5

1.3. Рынок российской нефти 7

Раздел 2. Методология ценообразования на рынке нефти 8

2.1. Эволюция механизма ценообразования на нефтяном рынке 8

2.1.1. Первый и второй период развития нефтяного рынка 11

2.1.2. Третий период развития нефтяного рынка 12

2.1.3. Четвертый период развития нефтяного рынка 13

2.2. Биржевое ценообразование 13

2.3. Внебиржевой рынок 17

2.4. Факторы, определяющие цену на нефть 17

2.5. Проблемы ценообразования на нефтяном рынке 19

Раздел 3. Стратегии и методы ценообразования на нефтяном рынке на примере ОАО НК «ЮКОС» 23

Список используемой литературы 28

  1. Раздел 1. Характеристика рынка нефти

    1. 1.1. Нефтяная промышленность России

Нефтяная промышленность России играет важную роль, как в экономическом развитии страны, так и на мировом рынке. Это многоотраслевой комплекс, осуществляющий на всей территории России работы по поиску и разведке новых месторождений нефти, строительству скважин, добыче и магистральному транспорту нефти и попутного газа, их переработке и реализации, производству и ремонту нефтяного оборудования.

Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива, но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти - примерно 13% всех мировых запасов нефти. Их оценочная себестоимость составляет 4,5 трлн долл. США.

Нефть является одним из основных экспортных товаров России. Быстрый рост добычи нефти и крупномасштабный нефтяной экспорт многие годы фактически обеспечивали функционирование и развитие неэффективных секторов российской экономики. Однако уже во второй половине 1980-х годов ситуация начала заметно меняться. Максимум добычи нефти в России (570 млн т) был достигнут в 1988 г. В последующие годы наблюдалось быстрое падение добычи нефти. В 2000 г. добыча нефти составила немногим более 300 млн т. Основными причинами падения добычи нефти в России являются: отработка старых месторождений, прежде всего в пределах Волго-Уральской нефтегазоносной провинции; отставание с внедрением новых производственных мощностей; техническая отсталость отрасли; разрыв хозяйственных связей со странами СНГ, где остались основные предприятия, производящие нефтяное оборудование; нехватка инвестиций, в то время как резко осложнились горно-геологические условия добычи. Низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих предприятий.

В настоящее время Россия занимает 3-е место в мире по добыче нефти после Саудовской Аравии и США.

Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращением объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместным переходом на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.

Добыча нефти в стране осуществляется насосным способом, фонтанным и на континентальном шельфе. В настоящее время резко возросло значение насосного способа, которым добывается 2/3 нефти страны. В нефтяной промышленности разрабатывается более 1000 месторождений.

Нефтедобывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно-Сибирской (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печорской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.

Крупным резервом для развития нефтяной промышленности является континентальный шельф России, площадь которого составляет 6 млн км2, 70% территории которого перспективны для поисков нефти и газа.

Основным нефтедобывающим районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стране территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.

Перспективные районы добычи нефти в России - шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличивать объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубины под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча нефти в Арктике на шельфе около острова Колгуев (Песчаноозерское месторождение).

Для обеспечения быстрых темпов развития нефтяной промышленности важное значение имеет также широкое применение методов искусственного воздействия на пласт и повышение уровня комплексной автоматизации нефтяных промыслов.

Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

В Российской Федерации создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык - Курган - Альметьевск, Нижневартовск - Самара; Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Анжеро-Судженск; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент; Александровское - Анжеро-Судженск; Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Альметьевск - Самара - Брянск - Мозырь - Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Словакия; Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением от Нижнего Нов города на Ярославль - Кириши, и др.

В ближайшие годы на территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.

studfiles.net

Ценообразование в нефтяной промышленности

Содержание

Введение 3

1. Мировой рынок нефти

1.1 Обеспеченность стран мира природными запасами нефти 5

1.2 Добыча и потребление нефти в мире 8

1.3 Рынок российской нефти 10

2. Методология ценообразования на рынке нефти

2.1 Эволюция механизма ценообразования на нефтяном рынке 15

2.2 Факторы, влияющие на цену нефти 20

2.3 Динамика мировых цен на нефть 25

2.3 Динамика мировых цен на нефть 32

2.5 Внебиржевой рынок 35

2.6 Проблемы ценообразования на нефтяном рынке 36

Заключение 39

Список использованных информационных источников 42

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что нефть была, есть и в обозримом будущем останется основным источником первичной энергии, потребление которой неуклонно расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики.

Несмотря на то, что в течение последних 30 лет роль мирового рынка нефти в мировой экономике оставалась исключительно высокой, сам рынок вследствие различных геополитических процессов претерпевал практически революционные изменения: трансформировалась его структура, степень либерализации, принципы ценообразования.

В результате либерализации российской внешней торговли в начале 90-х гг. и размораживания цен отечественного нефтяного рынка в конце 1992 г. внутренние цены на нефтепродукты вступили в непосредственное конкурентное взаимодействие с ценами ближайших центров международной торговли жидким топливом.

В свою очередь внутренние цены на российскую нефть остались "прижатыми к земле" технологической отсталостью отечественной нефтепереработки, для которой характерна относительно малая глубина - в среднем порядка 63% по сравнению с 75-85% в Западной Европе и Японии и 85-95% в США. Меньший выход более ценных, светлых нефтепродуктов, типичных для российских НПЗ, обусловливает и сравнительно низкую рыночную ценность вырабатываемой ими продукции, основная часть которой (около 40%) приходится на малоценный мазут.

Вследствие этого средние внутренние цены на нефть, перерабатываемую на отечественных НПЗ, объективно ориентируются на низкую средневзвешенную цену их продукции за вычетом стоимости переработки и доставки нефтезаводского сырья. Полученная таким образом расчетная цена на нефть представляет собой объективный предел конкурентоспособности российской нефти на внутреннем рынке. Поэтому, когда средние фактические цены на российскую нефть превышают этот предел, на внутреннем рынке наблюдается явный избыток нефти. В последние годы средние фактические цены заметно уступали своему предельному конкурентному уровню, и отечественные нефтепереработчики испытывали серьезную нехватку свободных объемов нефтезаводского сырья. В условиях товарного дефицита внутренние цены не вышли на свой конкурентный уровень благодаря получившему повсеместное распространение трансфертному ценообразованию, в силу которого цены внутрикорпоративных поставок занижаются по сравнению с ценами "свободного" нефтяного рынка в 2-3 раза и из-за взимания экспортных пошлин, восстановленных в конце 2005 г., с 34 до 48 евро (примерно с 30 до 43 долл.) за тонну.

Что касается внутренних цен на нефть, предназначенную непосредственно на экспорт, то они не могут не ориентироваться на сопоставимые мировые цены, численно отличаясь от последних на величину применяемых таможенных пошлин, а также качественных и транспортных поправок.

Ценовое прогнозирование мирового нефтяного рынка представляет собой наиболее популярную и в то же время чрезвычайно сложную сферу экономического поведения.

В связи с этим можно выделить цель работы – рассмотреть и проанализировать ценообразование в нефтегазовом комплексе в мире, а так же в России.

Важно подчеркнуть, что вследствие существенных различий в закономерностях (и механизмах) формирования мировой цены на нефть в долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном планах ценовые прогнозы мирового нефтяного рынка на далекую, обозримую и ближайшую перспективы имеют принципиально различную методическую основу. Долгосрочные прогнозы цен на нефть на перспективу 20-30 и более лет базируются на анализе и экстраполяции длительных тенденций и структурных изменений в области мирового хозяйства, энергетики, научно-технического прогресса и даже народонаселения.

1. Мировой рынок нефти

1.1 Обеспеченность стран мира природными запасами нефти

Оценка геологических запасов нефти в земных недрах всегда носит приблизительный характер. Точность ее зависит от множества причин и прежде всего от степени геологической изученности территории, масштабов уже проведенных поисково-разведочных работ, критериев и методов, применяемых при обработке полученных результатов полевых исследований, а также нередко от общеэкономических, политических и даже социальных факторов, подчас вынуждающих отдельные фирмы и даже страны публиковать намеренно завышенные или, напротив, заниженные оценки имеющихся у них запасов природного сырья.

Необходимые масштабы геолого-поисковых и разведочных работ определяются в первую очередь неуклонно растущей потребностью в нефти, долговременной динамикой мировых цен на нефть, а также, естественно, наличием соответствующих месторождений, а в последние десятилетия — чрезвычайно быстрым развитием новых более эффективных технологий их разведки и последующей добычи нефти.

Используемый в международных источниках термин «достоверные запасы» для всех стран, кроме СНГ, определяет выявленные геологические запасы, которые могут быть извлечены из недр при соответствующих мировых ценах на нефть и уровне используемой технологии, то есть при условии, что их добыча экономически будет оправданна. По иному оцениваются запасы в странах СНГ, где, как правило, приводятся данные о «разведанных запасах» без учета какой-либо экономической составляющей.

Обеспеченность страны геологическими запасами тех или иных полезных ископаемых, в том числе и нефти, наиболее часто оценивается количеством лет, в течение которого эти запасы могут быть исчерпаны при уже достигнутом уровне добычи. Следует, однако, отметить, что этот в принципе очень важный показатель имеет не статический характер, определяющий срок полного исчерпания природных запасов в той или иной стране или в мире в целом, а динамический, характеризующий соотношение степени реальной геологической изученности соответствующей территории и месторождений, темпов и объемов добычи полезного ископаемого год от года в перспективе.

Таблица 1 - Десять ведущих стран по доказанным запасам нефти (2005, млрд. баррелей)

Источник: World Energy Outlook 2006

Эксперты компании British Petroleum в своем Statistical Review of World Energy 2008 считают, что при нынешних темпах добычи нефтяные месторождения Кувейта иссякнут через 128 лет, Саудовской Аравии — через 85, Ирана — 67, России — 20, Туркмении — 12, США — 10 лет, Азербайджана — 67 лет. Ираку нефти хватит почти на 129 лет[1] .

По имеющимся оценкам, более 3/4 мировых современных достоверных запасов нефти сосредоточено в странах — членах ОПЕК, и почти 9/10 — в государствах, которые относят к развивающимся, хотя некоторые из них, например, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, именно за счет доходов от нефти по размерам национального дохода на душу населения опережают даже промышленно развитые страны.

В последнее пятилетие два самых крупных в мире месторождения были обнаружены в России и Иране. В число 11 крупнейших открытий в мире в 2001-2005 годах также входит нефтяное месторождение имени Филановского в российском секторе Каспия. Сообщество ученых и практиков нефтяной индустрии едино во мнении, что эпоха открытия гигантских месторождений в России миновала, однако при адекватной постановке поисково-разведочных работ крупные месторождения могут быть найдены не только в шельфовой зоне, на Каспии и в Восточной Сибири, но и в старых нефтегазоносных регионах.

Источник : BP Statistical Review of World Energy 2006

Рисунок 1 - Распределение доказанных запасов нефти по регионам мира

По поводу долгосрочных перспектив развития мировой нефтедобывающей отрасли в связи с ее обеспеченностью природными запасами существуют различные точки зрения. Высказываются, в том числе, и радикальные предположения, что она существенно утратит свои позиции уже в первой трети XXI века и в целом текущий век будет столетием газа и угля. Действительно, мировые доказанные геологические запасы и прогнозные ресурсы газа существенно превосходят нефтяной сырьевой потенциал. Сегодня преобладает мнение, что еще многие десятилетия нефть будет по-прежнему играть ведущую роль как наиболее удобный и высокоэффективный энергоноситель. Продолжительность нефтяного века может быть оценена не только на основе анализа текущего состояния уже достоверно разведанных геологических запасов, но и в значительной мере с учетом прогнозируемых, но пока еще не выявленных ресурсов, разумеется, с учетом быстро развивающегося прогресса в новых методах поиска, разведки и степени извлечения нефти из земных недр.

Источник: Коммерсантъ, Business Guide (Нефть и газ) от 21.11.2006

Рисунок 2 - Крупнейшие месторождения, открытые за последние 5 лет.

Вместе с тем нефть, как известно, представляет собой невозобновляемый ресурс, запасы которого пусть даже и в весьма отдаленной перспективе рано или поздно все-таки будут исчерпаны. Ключевой вопрос в этой связи, однако, заключается в том, как определить тот конкретный момент времени, когда абсолютное сокращение природных запасов нефти реально скажется на ее предложении на мировом рынке и соответствующем удовлетворении спроса. При нынешних же объемах добычи и ценах нефти в мире, согласно расчетам BP, хватит приблизительно на 40 лет.

mirznanii.com

Ценообразование в нефтяной промышленности

Содержание

Введение                                                                                                           3

1. Мировой рынок нефти

 1.1 Обеспеченность стран мира природными запасами нефти            5

 1.2 Добыча и потребление нефти в мире                                                        8

 1.3  Рынок российской нефти                                                                10

2. Методология ценообразования на рынке нефти

2.1 Эволюция механизма ценообразования на нефтяном рынке           15

2.2 Факторы, влияющие на цену нефти                                                   20

2.3 Динамика мировых цен на нефть                                                      25

2.3 Динамика мировых цен на нефть                                                      32

2.5  Внебиржевой рынок                                                                         35

2.6 Проблемы ценообразования на нефтяном рынке                             36

Заключение                                                                                                       39

Список использованных информационных источников                                42Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что нефть была, есть и в обозримом будущем останется основным источником первичной энергии, потребление которой неуклонно расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики.

Несмотря на то, что в течение последних 30 лет роль мирового рынка нефти в мировой экономике оставалась исключительно высокой, сам рынок вследствие различных геополитических процессов претерпевал практически революционные изменения: трансформировалась его структура, степень либерализации, принципы ценообразования.

В результате либерализации российской внешней торговли в начале 90-х гг. и размораживания цен отечественного нефтяного рынка в конце 1992 г. внутренние цены на нефтепродукты вступили в непосредственное конкурентное взаимодействие с ценами ближайших центров международной торговли жидким топливом.

В свою очередь внутренние цены на российскую нефть остались "прижатыми к земле" технологической отсталостью отечественной нефтепереработки, для которой характерна относительно малая глубина - в среднем порядка 63% по сравнению с 75-85% в Западной Европе и Японии и 85-95% в США. Меньший выход более ценных, светлых нефтепродуктов,  типичных для российских НПЗ, обусловливает и сравнительно низкую рыночную ценность вырабатываемой ими продукции, основная часть которой (около 40%) приходится на малоценный мазут.

Вследствие этого средние внутренние цены на нефть, перерабатываемую на отечественных НПЗ, объективно ориентируются на низкую средневзвешенную цену их продукции за вычетом стоимости переработки и доставки нефтезаводского сырья. Полученная таким образом расчетная цена на нефть представляет собой объективный предел конкурентоспособности российской нефти на внутреннем рынке. Поэтому, когда средние фактические цены на российскую нефть превышают этот предел, на внутреннем рынке наблюдается явный избыток нефти. В последние годы средние фактические цены заметно уступали своему предельному конкурентному уровню, и отечественные нефтепереработчики испытывали серьезную нехватку свободных объемов нефтезаводского сырья. В условиях товарного дефицита внутренние цены не вышли на свой конкурентный уровень благодаря получившему повсеместное распространение трансфертному ценообразованию, в силу которого цены внутрикорпоративных поставок занижаются по сравнению с ценами "свободного" нефтяного рынка в 2-3 раза и из-за взимания экспортных пошлин, восстановленных в конце 2005 г., с 34 до 48 евро (примерно с 30 до 43 долл.) за тонну.

Что касается внутренних цен на нефть, предназначенную непосредственно на экспорт, то они не могут не ориентироваться на сопоставимые мировые цены, численно отличаясь от последних на величину применяемых таможенных пошлин, а также качественных и транспортных поправок.

Ценовое прогнозирование мирового нефтяного рынка представляет собой наиболее популярную и в то же время чрезвычайно сложную сферу экономического поведения.

В связи с этим можно выделить цель работы – рассмотреть и проанализировать ценообразование в нефтегазовом комплексе в мире, а так же в России.

Важно подчеркнуть, что вследствие существенных различий в закономерностях (и механизмах) формирования мировой цены на нефть в долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном планах ценовые прогнозы мирового нефтяного рынка на далекую, обозримую и ближайшую перспективы имеют принципиально различную методическую основу. Долгосрочные прогнозы цен на нефть на перспективу 20-30 и более лет базируются на анализе и экстраполяции длительных тенденций и структурных изменений в области мирового хозяйства, энергетики, научно-технического прогресса и даже народонаселения.

1. Мировой рынок нефти1.1 Обеспеченность стран мира природными запасами нефти

Оценка геологических запасов нефти в земных недрах всегда носит приблизительный характер. Точность ее зависит от множества причин и прежде всего от степени геологической изученности территории, масштабов уже проведенных поисково-разведочных работ, критериев и методов, применяемых при обработке полученных результатов полевых исследований, а также нередко от общеэкономических, политических и даже социальных факторов, подчас вынуждающих отдельные фирмы и даже страны публиковать намеренно завышенные или, напротив, заниженные оценки имеющихся у них запасов природного сырья.

Необходимые масштабы геолого-поисковых и разведочных работ определяются в первую очередь неуклонно растущей потребностью в нефти, долговременной динамикой мировых цен на нефть, а также, естественно, наличием соответствующих месторождений, а в последние десятилетия — чрезвычайно быстрым развитием новых более эффективных технологий их разведки и последующей добычи нефти.

Используемый в международных источниках термин «достоверные запасы» для всех стран, кроме СНГ, определяет выявленные геологические запасы, которые могут быть извлечены из недр при соответствующих мировых ценах на нефть и уровне используемой технологии, то есть при условии, что их добыча экономически будет оправданна. По иному оцениваются запасы в странах СНГ, где, как правило, приводятся данные о «разведанных запасах» без учета какой-либо экономической составляющей.

Обеспеченность страны геологическими запасами тех или иных полезных ископаемых, в том числе и нефти, наиболее часто оценивается количеством лет, в течение которого эти запасы могут быть исчерпаны при уже достигнутом уровне добычи. Следует, однако, отметить, что этот в принципе очень важный показатель имеет не статический характер, определяющий срок полного исчерпания природных запасов в той или иной стране или в мире в целом, а динамический, характеризующий соотношение степени реальной геологической изученности соответствующей территории и месторождений, темпов и объемов добычи полезного ископаемого год от года в перспективе.

 

Таблица 1 - Десять ведущих стран по доказанным запасам нефти (2005, млрд. баррелей)

Источник: World Energy Outlook 2006Эксперты компании British Petroleum в своем Statistical Review of World Energy 2008 считают, что при нынешних темпах добычи нефтяные месторождения Кувейта иссякнут через 128 лет, Саудовской Аравии — через 85, Ирана — 67, России — 20, Туркмении — 12, США — 10 лет, Азербайджана — 67 лет. Ираку нефти хватит почти на 129 лет[1].

По имеющимся оценкам, более 3/4 мировых современных достоверных запасов нефти сосредоточено в странах — членах ОПЕК, и почти 9/10 — в государствах, которые относят к развивающимся, хотя некоторые из них, например, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, именно за счет доходов от нефти по размерам национального дохода на душу населения опережают даже промышленно развитые страны.

В последнее пятилетие два самых крупных в мире месторождения были обнаружены в России и Иране. В число 11 крупнейших открытий в мире в 2001-2005 годах также входит нефтяное месторождение имени Филановского в российском секторе Каспия. Сообщество ученых и практиков нефтяной индустрии едино во мнении, что эпоха открытия гигантских месторождений в России миновала, однако при адекватной постановке поисково-разведочных работ крупные месторождения могут быть найдены не только в шельфовой зоне, на Каспии и в Восточной Сибири, но и в старых нефтегазоносных регионах.

Источник: BP Statistical Review of World Energy 2006

Рисунок 1 - Распределение доказанных запасов нефти по регионам мира

По поводу долгосрочных перспектив развития мировой нефтедобывающей отрасли в связи с ее обеспеченностью природными запасами существуют различные точки зрения. Высказываются, в том числе, и радикальные предположения, что она существенно утратит свои позиции уже в первой трети XXI века и в целом текущий век будет столетием газа и угля. Действительно, мировые доказанные геологические запасы и прогнозные ресурсы газа существенно превосходят нефтяной сырьевой потенциал. Сегодня преобладает мнение, что еще многие десятилетия нефть будет по-прежнему играть ведущую роль как наиболее удобный и высокоэффективный энергоноситель. Продолжительность нефтяного века может быть оценена не только на основе анализа текущего состояния уже достоверно разведанных геологических запасов, но и в значительной мере с учетом прогнозируемых, но пока еще не выявленных ресурсов, разумеется, с учетом быстро развивающегося прогресса в новых методах поиска, разведки и степени извлечения нефти из земных недр.

Источник: Коммерсантъ, Business Guide (Нефть и газ) от 21.11.2006

Рисунок 2 - Крупнейшие месторождения, открытые за последние 5 лет.

Вместе с тем нефть, как известно, представляет собой невозобновляемый ресурс, запасы которого пусть даже и в весьма отдаленной перспективе рано или поздно все-таки будут исчерпаны. Ключевой вопрос в этой связи, однако, заключается в том, как определить тот конкретный момент времени, когда абсолютное сокращение природных запасов нефти реально скажется на ее предложении на мировом рынке и соответствующем удовлетворении спроса. При нынешних же объемах добычи и ценах нефти в мире, согласно расчетам BP, хватит приблизительно на 40 лет.

1.2 Добыча и потребление нефти в мире

В условиях растущего спроса на нефть на мировом рынке, география ее добычи в мире в первую очередь определяется фактическим наличием, масштабами и качеством нефтяных месторождений в данных регионах, а также имеющимися добывающими мощностями и соответствующей инфраструктурой для транспортировки нефти. Как видно из Таблицы 2, ведущую роль в мировой добыче нефти играет Саудовская Аравия. Россия уверенно занимает второе место и в последние годы все активнее наступает на пятки саудовцам.

Таблица 2. Мировые лидеры по добыче нефти (в тыс. баррелей в день)

2002 2003 2004 2005 2006
1. Саудовская Аравия 7.888 7.093 8.410 8.897 9.353
2. Россия 6.536 7.056 7.698 8.544 9.287
3. США 5.801 5.745 5.680 5.418 5.120
4. Китай 3.297 3.393 3.407 3.485 3.617
5. Иран 3.572 3.248 3.741 3.834 4.091
6. Мексика 3.127 3.177 3.370 3.383 3.333
7. Венесуэла 2.791 2.782 2.643 3.009 3.128
8. Кувейт 1.947 1.745 2107 2.288 2.573
9. Норвегия 3.118 2.992 2.851 2.797 2.552
10. ОАЭ 2.115 1.900 2.248 2.343 2.378
Источник: OPEC Annual Statistical Bulletin 2006

Источник: BP Statistical Review of World Energy 2006

Рисунок 3 - Потребление нефти по регионам (млн. баррелей в день)

Более того, в 2007 г. по объемам добычи нефти Россия уже обогнала Саудовскую Аравию. В сентябре 2007 г., по данным Argus, добыча нефти в России составила 9,712 млн барр./сут по сравнению с 9,1 млн барр./сут, добытыми в королевстве. Правда, стоит отметить, что Саудовская Аравия, в отличие, от России, располагает большими резервными мощностями, которые она может быстро ввести в строй, что обеспечивает ей доминирующее положение на мировом рынке нефти.

Лидером в мировом потреблении нефти являются США (около 25%), за которыми с большим отставанием идут Япония (8%), Китай (5,2%), Германия (4,2%), Россия (3,9%), Южная Корея (3,1%), Италия (2,8%), Франция (2,7%), Великобритания (2,5%) Канада и Индия (по 2,4%), Бразилия и Мексика (по 2,2%). В целом же в 2005 г. на долю указанных 13 государств пришлось около 70% мирового потребления нефти.

1.3  Рынок российской нефти

Нефть является одним из основных экспортных товаров России. Быстрый рост добычи нефти и крупномасштабный нефтяной экспорт многие годы фактически обеспечивали функционирование и развитие неэффективных секторов российской экономики.

Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращением объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместным переходом на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.

Нефтедобывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно-Сибирской (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печорской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.

Крупным резервом для развития нефтяной промышленности является континентальный шельф России, площадь которого составляет 6 млн км2, 70% территории которого перспективны для поисков нефти и газа.

Основным нефтедобывающим районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стране территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.

Перспективные районы добычи нефти в России - шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличивать объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубины под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча нефти в Арктике на шельфе около острова Колгуев (Песчаноозерское месторождение).

Для обеспечения быстрых темпов развития нефтяной промышленности важное значение имеет также широкое применение методов искусственного воздействия на пласт и повышение уровня комплексной автоматизации нефтяных промыслов.

Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

В Российской Федерации создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык - Курган - Альметьевск, Нижневартовск - Самара; Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Анжеро-Судженск; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент; Александровское - Анжеро-Судженск; Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Альметьевск - Самара - Брянск - Мозырь - Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Словакия; Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением от Нижнего Нов города на Ярославль - Кириши, и др.

Urals является основной маркой нефти, экспортируемой из России в страны ближнего и дальнего зарубежья. Состав Urals представляет собой смесь различных по качеству (плотности и уровню содержания серы) сортов нефти, добываемых на территории России.

Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов бюджета. Российская Федерация выступает как один из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии. Россия, Норвегия и Мексика – единственные страны, не входящие в ОПЕК, среди 10 крупнейших чистых экспортеров мира. В 2000 г. Россия экспортировала приблизительно 145 млн. т сырой нефти и 50 млн. т нефтепродуктов. С 2000 г. экспорт нефти и нефтепродуктов начал расти, и за период с 1996 г. фактически удвоился. По прогнозам Министерства энергетики РФ, экспорт сырой нефти увеличится почти до 300 млн. т в 2010 г.

 Рост экспорта сырой нефти сдерживается транспортными «узкими местами», поэтому российские нефтяные корпорации надеются на увеличение экспорта нефтепродуктов в будущем. Но в настоящее время главный вопрос экспорта российских нефтепродуктов – их низкое качество. Страна все еще отстает в производстве дизельного топлива с низким содержанием серы, использование которого будет обязательным в ЕС, начиная с 2005 г.

Подавляющая часть российской нефти уходит за пределы постсоветского

пространства (см. табл. 4). Доля чистого экспорта в страны дальнего зарубежья повысилась с 53% в 1992 г. до 86% в 2001 г. Главные страны-импортеры – Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания. В настоящее время экспорт нефти в США сдерживает то обстоятельство, что издержки транспортировки российской нефти в эту страну значительно выше, чем у ближневосточных производителей.

Львиная доля добычи нефти приходится на вертикально интегрированные компании. Они же являются основными экспортерами нефти.

Большая часть экспорта осуществляется через морские порты и по трубопроводам (в основном АК "Транснефть"), незначительная часть идет наливом в железнодорожных цистернах.

В 4 квартале 2007 г. производство нефти в России оставалось без изменений, в январе оно увеличилось на 50 кб/д по сравнению с декабрем. Основные производители нефти в стране – компании “Юкос”, “Лукойл”, ТНК и “Союзнефтегаз” – увеличили производство при сокращении добычи у менее крупных производителей. В феврале производство нефти стабилизировалось, экспорт сохранялся на высоком уровне, несмотря на отсрочки в поставках, связанные с погодными условиями на Балтийском и Черном морях.

Например, в 2008 г. российский порт на Белом море в состоянии принять по железной дороге для дальнейшей транспортировки на 30 кб/д нефти больше по сравнению с прошлым годом, пропускная способность порта Феодосия на Украине по планам должна увеличиться на 10 кб/д. Российский экспорт через территорию Украины должен увеличиться в текущем году в сумме на 60 кб/д. Существуют признаки определенной реструктуризации нефтяного сектора России, BP объявила о своем решении инвестировать 6,75 млрд. долларов в развитие Тюменской нефтегазовой компании (TНК) и “Сиданко”, при этом доля BP в капитале этих компаний должна составить 50%. Данное решение фактически создает в России третьего крупнейшего производителя нефти, который имеет запасы на уровне 5-8 млрд. баррелей и добычу на уровне 1,2 мб/д.Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов бюджета. Российская Федерация выступает как один из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии. Россия, Норвегия и Мексика – единственные страны, не входящие в ОПЕК, среди 10 крупнейших чистых экспортеров мира. В 2000 г. Россия экспортировала приблизительно 145 млн. т сырой нефти и 50 млн. т нефтепродуктов. С 2000 г. экспорт нефти и нефтепродуктов начал расти, и за период с 1996 г. фактически удвоился. По прогнозам Министерства энергетики РФ, экспорт сырой нефти увеличится почти до 300 млн. т в 2010 г.

 Рост экспорта сырой нефти сдерживается транспортными «узкими местами», поэтому российские нефтяные корпорации надеются на увеличение экспорта нефтепродуктов в будущем. Но в настоящее время главный вопрос экспорта российских нефтепродуктов – их низкое качество. Страна все еще отстает в производстве дизельного топлива с низким содержанием серы, использование которого будет обязательным в ЕС, начиная с 2005 г.

Таблица 3 - Экспорт сырой нефти из России (1995-2010 гг.)
Годы 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2010
Экспорт, млн. т 132,8 102,0 108,4 140,0 130,8 144,5 162,1 195,0 202,0 219,0 242,0 296,0
Прирост экспорта, % н.д. -23 6 29 -7 10 12 20 4 8 11 -
Экспорт/производство, % 43 34 35 46 43 45 47 52 51 52 54 58
 2. Методология ценообразования на рынке нефти

ua.coolreferat.com