Лей до дна. Центры морской добычи нефти


Морская нефтедобыча в России вырастет на 30% через пять лет — Российская газета

Добыча российской нефти на море в течение пяти лет может вырасти на 29 процентов - с 19,4 миллиона тонн, зафиксированных по итогам прошлого года, до 25 миллионов. Это произойдет в основном за счет развития проектов в Каспийском и Печорском морях на месторождении имени Владимира Филановского (ввели в строй в 2016 году) и Приразломного месторождения (пик добычи там ожидается как раз к 2023 году).

Такой прогноз дают в своем ежемесячном энергобюллетене специалисты Аналитического центра при правительстве РФ (есть в распоряжении "Российской газеты"). По их оценкам, высокий потенциал сохраняется и на Арктическом шельфе, но проекты там связаны с большими экологическими и экономическими рисками (высокие издержки при нестабильных нефтяных котировках). Из-за этого сроки начала бурения там постоянно сдвигаются.

"В России морская добыча нефти практически не велась до начала 2000-х годов в силу ряда причин, прежде всего наличия крупных месторождений на суше и отсутствия необходимости и технологической возможности разрабатывать морские ресурсы, - говорится в энергобюллелене. - Ситуация изменилась вместе с привлечением иностранных компаний к реализации нефтегазовых проектов в России, прежде всего на условиях соглашений о разделе продукции, которые были подписаны в середине 1990-х годов. Наибольшее распространение подобное сотрудничество получило при реализации проектов освоения ресурсов шельфа острова Сахалин (проекты "Сахалин - 1" и "Сахалин - 2")". Они обеспечивают 75 процентов морской нефтедобычи в стране.

На шельфе Арктики высокий потенциал добычи,  но издержки компаний и проблемы экологии тормозят проекты

Позднее у ряда российских компаний появилась финансовая и технологическая возможность заняться нефтегазовыми проектами на море, используя собственные средства. В тот период и началось освоение недр Каспийского и Печорского морей.

"В настоящее время география морских нефтяных проектов в России охватывает все основные регионы (Дальний Восток, Балтика, южные моря, Печор- ское море), однако крупномасштабных проектов среди них нет", - пишут специалисты.

Операционные расходы при добыче нефти у российских нефтяников составляют около трех-пяти долларов за баррель. Но это средний показатель, и он сравнительно низкий главным образом за счет крупных месторождений на суше, характеризующихся минимальными расходами на баррель нефти при высоком дебите скважин, говорит замначальника Управления по ТЭК Аналитического центра Александр Амирагян. При морской добыче затраты выше, так как необходимо использовать более сложные схемы добычи и перевалки нефти с месторождения. Однако достоверных данных о средних операционных расходах на море нет.

"Морская добыча нефти в России осуществляется с использованием ледостойких стационарных платформ, которые устанавливаются над местом залегания нефти и газа на дне моря, - рассказывает Александр Амирагян. - Основной производственный компонент платформы - буровой комплекс, который обеспечивает бурение скважин. Нефть с глубины моря поднимается на поверхность с помощью подводных трубопроводов и закачивается в нефтехранилища. Далее сырье транспортируется по трубопроводам или небольшими танкерами в распределительные центры на суше или вывозится крупными танкерами в порты России или за рубеж".

В мире большое развитие получила добыча нефти из глубоководных (125-1500 метров) и сверхглубоководных (более 1500 метров) месторождений, подобных проектов в России пока нет. Разработка таких месторождений требует более сложных методов бурения и добычи, что в итоге сказывается на росте издержек. В этом плане все российские морские проекты мелководные, что позволяет экономить на затратах, заключает эксперт.

Официальные прогнозы в целом схожи с экспертными оценками: так, 2015 году минэнерго предсказывало рост морской добычи нефти в России до 50 миллионов тонн к 2035 году (прирост в три раза по отношению к 2014).

В период до 2025 года его должны обеспечить месторождения Дальнего Востока и Каспийского моря, а после ожидается опережающее развитие добычи на Арктическом шельфе в основном за счет двух проектов в Печорском море - Приразломного и Долгинского месторождений. Но если разработка первого идет по плану, то освоение второго приостановили еще в 2015 году, указывают эксперты Аналитического центра. Причина - новые геологические условия.

"Что касается возможности реализации новых проектов на шельфе Арктики, то в настоящее время они отсутствуют или находятся на стадии геологоразведки, что говорит о невозможности их ввода в строй в ближайшие как минимум десять лет", - заключается в энергобюллетене.

Инфографика: Антон Переплетчиков / Александра Воздвиженская / РГ

rg.ru

Какие из перечисленных ниже морских акваторий являются главными районами добычи нефти и природного газа: Северное море,

Прорабатывая данный вопрос, я с удивлением обнаружил, что Россия на своих морских шельфах, не является ни лидером по добыче нефти, ни лидером по добыче газа. Хотя надо признать, что по общему объему добычи она занимает первые-вторые места. Кроме того, подчеркну, что разница с первыми местами у РФ не значительна.

Районы добычи нефти в морских акваториях

Если посмотреть на карту расположения нефтяных месторождений в мире, то можно увидеть, что почти половина из них находится на морских шельфах. Это связано с особенностью геологического образования шельфовой линии материков, ведь на этих стыках зачастую сходятся литосферные плиты, образующие разломы. Если сгруппировать представленный в вопросе список акваторий в порядке убывания по добыче нефти, то получится следующая картина:

  1. Персидский залив.
  2. Аравийское море.
  3. Мексиканский залив.
  4. Балтийское море.
  5. Северное море.
  6. Средиземное море.

Крупнейшим таким месторождением является Сафания-Хафджи, находящееся у берегов Саудовской Аравии в Персидском заливе.

Ежедневный объем добычи нефти на нем может достигать 1,5 млн баррелей в сутки. Рядом находится и второе по величине морское месторождение нефти — Манифа, добыча на котором ведется на искусственно насыпанных 27 островах. Там добыча составляет 800 тыс. баррелей в сутки.

Добыча газа на морском шельфе

В связи с тем, что природный газ является осадочным полезным ископаемым, то его месторождения следует искать либо в горной местности, либо на дне моря. И опять же в данном вопросе лидирует Ближний Восток. Группировка представленного в вопросе списка (по мере убывания запасов газа) будет выглядеть следующим образом:

  1. Персидский залив.
  2. Северное море.
  3. Мексиканский залив.
  4. Балтийское море.
  5. Аравийское море.
  6. Средиземное море.

Крупнейшим месторождением природного газа, находящимся в акватории, считается Северное/Южный Парс, расположенное в Персидском Заливе. Его запасы оцениваются в 28 трлн кубометров газа.

Это месторождение разрабатывают совместно Катар и Иран, причем Ирану принадлежит меньшая часть Южный Парс, а Катару большая — Северное.

travelask.ru

Добыча нефти с морских месторождений

В наше время бурно развивающиеся области морской технологии, связанные с освоением морских нефтяных месторождений. Если в середине 60-х годов с морских месторождений было получено лишь 3%

мировой добычи нефти, то в начале 80-х годов эта величина составляла примерно 30%, прогнозировалось, что к 2000 году приблизится к 50%.

Еще в начале 70-х годов тысячи нефтяных скважин были рассеяны по Атлантическом океана, от Северного моря до Мексиканского залива, захватывая также воды Западной Африки, Аргентины, Бразилии, Колумбии. Разташовувались они по краю континентального шельфа на глубине 200 метров или чуть больше. Нефтяники называют эти подводные нефтеразработки английским словом offshore. В 1967 году скважины открытого моря дали 16 % всей добытой на Земле нефти, в 1972 году их продукция составляла 25 %, а на 1977 год прогнозировалось 40 %.

Первым шагом в освоении морских нефтепромыслов стала проходка в 30-х годах скважин с барж в прибрежных болотах и заводях южной Луизианы побережья США. Буровую вышку ставили на корме или на борту обычной плоскодонной баржи. После затопления водой она ложилась на дно болота, на глубину 2-2,5 метра. Бурение осуществлялось обычным для континентальных нефтепромыслов оборудованием. Эти баржи были прототипом современных погружных платформ, работающих на глубинах до 30 метров. Когда существование подводных месторождений было доказано, в заводях и мелких заливах начали устанавливать стационарные свайные платформы, которые шаг за шагом отходили все дальше от берега в поисках нефти. Это привело к развитию современной мощной индустрии морских нефтепромыслов.

Впервые бурение в Северном море было осуществлено летом 1965 года. Первая буровая скважина в Северном море достигла глубины 4520 метров. Скважина оказалась сухой, т.е. нефти в ней не было. Но чуть позже нефть обнаружили неподалеку от нее и потом еще в одном месте. На карте этот участок почти вся покрыта квадратами и прямоугольниками, которые обозначают концессии. Недра континентального шельфа принадлежат приморским странам, и они получают из концессий 50% прибыли. Такая страна, как Норвегия, которая никогда не имела много природных ресурсов, видит теперь свое будущее в розовом цвете. На 1 января 1971 года в Северном море было пробурено 400 скважин, из них 150 допущены к эксплуатации. С тех пор ежемесячно появляются все новые скважины и новые разработки.

Суда, предназначенные для поискового бурения нефтяных скважин на дне океанов, представляют собой плавучую платформу. Одно из таких судов - "Иль-де-Франс" - имеет длину 50 метров и водоизмещение 500 тонн. Судно "Иль-де-Франс" было введено в эксплуатацию с января 1966 года. Это судно с коротким и широким корпусом, приблизительно треугольной формы, нефтяники называют баржей. Платформа размещается на четырех металлических опорах (решетчатые конструкции типа Эйфелевой башни высотой до 60 метров и еще примерно такой же высоты достигает буровая вышка.

Разведка и эксплуатация подводных месторождений нефти - самое знаменательное для океанов событие нашей эпохи, их "великое время". Море, где бурение достигло теперь наибольшего размаха - это Северное море, холодное и туманное.

Чтобы обнаружить нефть, крупные нефтяные компании держат тысячи научных работников, которые постоянно изучают с геологическими картами и непосредственно на месте обширные участки суши и морского дна. Время от времени кто-нибудь из них заявляет: есть такая-то доля вероятности, что в таком-то месте будет обнаружена нефть. Если этот участок на дне моря, туда направляют поисковую баржу и ставят над тем местом, которое указал геолог. С баржи спускают и закрепляют в почве переменные опоры. Через отверстие в платформе (большая часть ее палубы имеет просвещения) опускают буровую трубу, внутри которой помещается бурь. Коснувшись дна, бур начинает вращаться и врезаться в грунт. Образцы почвы поднимают и проверяют, есть ли там следы нефти. Если они есть, платформу перемещают и проводят бурение еще в нескольких местах, чтобы иметь представление о величину и глубину нефтеносного пласта (а также газоносного). Бурение продолжается от двух до четырех месяцев, строительства баржи стоит от 5 до 10 миллионов долларов. Ежедневные расходы во время бурения составляют 40 тысяч долларов. Капиталовложения в одну нафторозробку открытого моря вместе со всем ее хозяйством составляют примерно 1 миллиард 200 миллионов долларов.

worldofscience.ru