Platts откорректировало методики расчета цен на нефть ВСТО, Brent и Urals. Цены на нефть всто


Нефть ВСТО: третья попытка России // Нефть и газ // Аналитика

30 сентября 2011 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №5/6 2011

Российская нефть марки ВСТО, чье название происходит от газопровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан», в прошлом году произвела фурор на мировых рынках, сумев потеснить ближневосточную нефть на азиатском рынке. Учитывая, что Россия уже дважды пыталась создать котируемый на мировом рынке отечественный сорт нефти, можно надеяться, что по хорошей традиции, третья попытка с нефтью ВСТО окажется успешной. Предпосылки к этому имеются.

Нефть, поставляемая экспортерами на мировой рынок, чрезвычайно разнообразна по своему химическому составу, что и предопределило необходимость разделить ее на сорта. Основных показателей при таком делении два - плотность и содержание серы. Для максимальной цены эти два параметра должны быть противоположны друг другу: низкий уровень плотности увеличивает цену на нефть, а высокий уровень серности, наоборот, снижает. Каждая страна, имеющая свои месторождения нефти, обладает своим сортом (некоторые даже не одним). Обычно, сорт нефти привязывают к месторождениям, если нефть идет на экспорт прямо из них, либо к экспортной трубе или порту, где смешивается "черное золото" разных месторождений и продается смесь. Данное, "сортовое", деление было введено в середине 20 века, чтобы более эффективно торговать углеводородом на бирже. Правда, поначалу практика спотовых продаж не имела большого распространения, поэтому и деление было более условным, чем практичным. Лишь после очередного нефтяного кризиса в 1986 году ведущие страны-экспортеры ввели в обиход маркерные сорта и стали рассчитывать цены на их основе. В итоге, на постоянной основе для удобства торговли были выделены маркеры, определяющие баланс спроса и предложения для данного региона. Цены на остальные сорта определяются через дифференциалы к маркерным.

Благодаря высокому качеству и лоббированию своих интересов крупными странами (США и Великобританией), стандартом для цен служит нефть сортов WTI и Light Sweet (для западного полушария и вообще ориентиром для других сортов нефти), а также Brent (для рынков Европы и стран ОПЕК). Смесь Brent торгуется в Лондоне на InterContinental Exchange Futures (ICE Futures), а Light Sweet на New York Mercantile Exchange. Цена нефти Brent обычно составляла в среднем на 1 доллар США/баррель ниже цены WTI и на 1 доллар США/баррель выше цены так называемой «корзины ОПЕК». Однако в 2007 году этот паритет изменился, и нефть Brent торгуется с премией к WTI из-за падения качества нефти на месторождениях Техаса и спекулятивных играх. Сегодня разница между сортами может достигать $10.

При этом существует определенный парадокс - при падении добычи нефти в Северном море (одна из причин того, что Brent дорожает), и росте добычи в России, именно Brent является главенствующим по отношению к российскому "черному золоту". Другой парадокс заключается в том, что нефть маркерных сортов не обязательно должна быть самой качественной - например нигерийская Agbami значительно превосходит WTI в легкости (47,2 градуса по шкале API против 39,6 у WTI) и содержит меньше серы (0,04 процента против 0,24). Однако WTI это не мешает оставаться эталонным сортом. До сих пор основным продуктом, по которому оценивается российская нефть, остается сорт Urals. Он считается не слишком качественным, поскольку содержит значительную по объему примесьсеры (1,3 процента). Urals не является биржевым сортом, и его цена определяется не на ежедневных торгах, а аналитиками с привязкой к стоимости британской марки Brent. Как правило, Urals продается с дисконтом в 1-2 доллара за баррель по отношению к Brent. Причина этого кроется в высокосернистой нефти Поволжья, которая попадает в экспортную трубу "Транснефти". При этом, нефть Западной Сибири сама по себе довольно качественна, что позволяло бы бюджету получать дополнительные доходы, если бы ее удалось "спасти" от соседкской нефти. Об этой несправедливости уже несколько раз упоминал Владимир Путин, ставя задачу сделать Urals не дешевле Brent. Одним из первых шагов для снижения зависимости от мирового рынка стала разработка особого стандарта для западносибирской нефти - Siberian Light. Но широкого распространения он не получил, так как альтернативных способов транспортировки топлива в обход Поволжья практически не существует. Были прецеденты, когда компания "РИТЭК" на Сандибинском месторождении добывала высококачественную нефть, грузила ее в вагоны и везла на Запад, чтобы избежать еесмешения в трубе. Выгодно ли это? Вопрос спорный. В середине 2000-х годов был разработан новый стандарт - Rebco (Russian Export Blend Crude Oil). Эта смесь, по составу сопоставимая с Urals, предназначалась именно для биржевой торговли. Дебют Rebco состоялся на электронных торгах биржи CME Group в Чикаго в октябре 2006 года. Впоследствии стандарт был перенесен на Санкт-Петербургскую товарную биржу. Однако спросом нефтьне пользовалась и торгуется в небольших объемах. Причина та же - невозможность доставить большой объем потребителям. Минусом этой биржи было и то, что она не обладала достаточным авторитетом на мировом рынке.

Зачем России нужен свой маркерный сорт? Во-первых, это вопрос национального престижа. Странно, что страна, производящая больше всех нефти в мире, не может обеспечить себе присутствие на мировом рынке. Во-вторых, широкое участие национального сорта нефти в биржевой торговле дает возможность поднять на новый уровень весь финансовый рынок и привлечь в страну дополнительные капиталы. В-третьих, это позволит получать дополнительные прибыли в регионе за счет того цена российской нефти будет формироваться независимо - согласно спросу и предложению.

Сможет ли стать таким сортом нефть ВСТО? Для этого необходимо соблюдение ряда условий. Конкретно они нигде не прописаны, но эксперты говорят, что их выполнение поможет ВСТО стать регионально признаваемым сортом нефти.

Во-первых, это объемы. Понятно, что при поставке пары тонн нефти она не сможет получить статус маркерной. Как минимум, ее объемы, поставляемые на рынок, должны быть не меньше тех, что уже продаются в регионе. Для того чтобы ВСТО стал новым ценовым маркером, продажи нефти должны быть не меньше 500 000 баррелей в день, а еще лучше - более 1 млн баррелей (около 50 млн т в год).

Учитывая, что трубопроводу ВСТО планируется поставлять 80 млн тонн в год, такой проблемы у этого сорта быть не должно. Во-вторых, это качество. Текущая ситуация показывает, что качественные характеристики этого сорта нефти превосходят российскую Urals, и эталонную прежде для стран АТР ближневосточную Dubai. Вначале были небольшие проблемы с хлором - его содержание в нефти было высоко, но сегодня эту проблему удалось решить. По американским стандартам плотность одной из смесей на основе нефти, поставляемой через ВСТО, под названием ESPO blend, составляет 34,8° API с содержанием серы 0,62 % (до 0,53 %), в то время как одна нефть сорта Dubai значительно более сернистая - 2.0 % при плотности 31° API. Эксперты ожидают более долгосрочных поставок нефти ВСТО, чтобы окончательно сделать вывод о ее качестве.

В-третьих, важно узнать то, что думают участники рынка. Некоторые производители нефти Ближнего Востока уже сегодня смотрят на цену ВСТО, когда рассчитывают цену поставок своей нефти в регионы Средней Азии. Это такие страны, как Япония, Корея, Китай. Немаловажно, что эти страны входят в пул современных мировых экономических держав, поэтому могут пролоббировать появление такого сорта нефти в своем регионе. Важно отметить и то, что у стран АТР нет собственного маркерного сорта нефти, тогда как потребности региона достаточно велики. Например, для Китая это было бы весьма удобно. Если в контракте по поставке нефти нет маркера ВСТО, то контракт необходимо пересматривать каждый раз. Если указан маркер ВСТО, то не нужно постоянно вести переговоры о цене. Эксперты также говорят о том, что необходимо наличие альтернативы в регионе, которой будет являться либо дубайская, либо оманская нефть.

В-четвертых, важно время, необходимое для того, чтобы этот сорт нефти был признан. С этим пунктом пока ВСТО испытывает проблемы, но с 2014 года, когда объемы должны будут выйти на заданные рубежи, его можно будет исправить. Можно сказать, что в данном случае судьба маркерного сорта нефти ВСТО зависит от нефтепровода и компаний, разрабатывающих месторождения. До тех пор, пока нефтепровод ВСТО не будет завершен и начнет работать на полную мощность, говорить о будущем новой российской марки нефти как одного из потенциальных мировых эталонов преждевременно. Но важно то, что нефть ВСТО уже завоевала популярность среди покупателей, постепенно вытесняя ближневосточное "черное золото", а власти России и компания "Транснефть" четко показывают, что делают ставку на страны АТР и Китай в плане продажи новых объемов. Это делает вероятность появления маркерного сорта нефти ВСТО на Дальнем Востоке реальным.

topneftegaz.ru

Агентство Platts меняет методику оценки российской нефти ВСТО

Подавляющее большинство сделок по продаже сырой нефти заключается по ценам, рассчитываемым и публикуемым международным агентством Platts. Наблюдающееся в последние годы сокращение производства нефти в Северном море, а также пересмотр правил поставок нефти по трубопроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) побудили Platts внести изменения в методологию оценки. О том, какие это изменения, рассказывает директор по глобальным рынкам и рыночной информации Platts ХОРХЕ МОНТЕПЕКЕ.

— Platts анонсировало изменение с 1 ноября методики оценки российской нефти ВСТО. В чем оно заключается? 

— В момент появления на рынке нефти ВСТО сформировалась определенная практика поставок: график отгрузки партий объявлялся примерно за четыре-шесть недель до фактической отгрузки. Platts всегда стремится учитывать практику рынков, поэтому данная логистическая практика нашла отражение в нашей методике оценки. Однако позже "Транснефть" изменила процедуру, и график отгрузки стал объявляться за восемь-десять недель до фактической отгрузки. Начиная с ноября Platts начнет публиковать новые оценки, которые будут отражать упомянутое изменение в объявлении графика отгрузок. При этом будет сохраняться и расчет оценок по старой методике. То есть с ноября Platts будет публиковать две оценки нефти ВСТО — за месяц и за два месяца до отгрузки по азиатскому времени. И еще одна оценка будет отражать цену ВСТО по европейскому времени, так как в Азии рынки открываются и заканчивают работу раньше. При этом котировка сорта ВСТО рассчитывается как дифференциал к сорту Dubai (эталонный сорт на Азиатском рынке). На сегодняшний день нефть ВСТО торгуется с премией к сорту Dubai. Сорт Urals также оценивается как дифференциал к сорту Brent.

— С 6 января 2012 года Platts также вводит новую методику оценки нефти Brent. Каковы ключевые проблемы текущей методики оценки? 

— Сейчас оценка котировок нефти марки Brent производится для партий нефти, запланированных к отгрузке в течение последующего периода сроком от 10 до 21 дня. Фактически это составляет около 12 дней добычи нефти. Однако производство нефти в Северном море (а для расчета котировки марки Brent используется нефть, добываемая именно в Северном море) год от года неуклонно снижается. За последние семь лет производство нефти в Северном море снизилось с полутора миллионов баррелей в день до менее чем одного миллиона баррелей в день. Под нефтью Brent подразумевается корзина из четырех сортов нефти: это Brent, Forties, Oseberg и Ekofisk. Именно сокращение производства нефти потребовало от Platts изменения методики — для сохранения точности оценки. Кроме того, при анализе рынка мы обратили внимание на то, что нефтяные компании, торгуя физическими объемами нефти, чувствуют себя более комфортно, заключая контракты за 25 дней до поставки. Поэтому мы решили изменить временной диапазон оценки с 10-21 дня до 10-25 дней, что увеличит объем учитываемых в оценке поставок примерно на 30%. 

Что же касается самой методики формирования цены, то она основывается на анализе прозрачной информации о коммерческих предложениях компаний по покупке и продаже нефти. Формирование цены на Brent осуществляется при помощи трех инструментов: цен на физические объемы датированной Brent (Dated Brent), цен на нефтяные контракты (по 100 тыс. баррелей) на рынке Cash Brent и CFD — внебиржевых форвардных "контрактов на разницу" между ценой Brent при заключении контракта и при его исполнении. Вся эта информация появляется в редакционном "электронном окне" Platts, затем анализируется, и результаты этого анализа публикуются в бюллетенях Platts. 

— Что вы можете сказать про нефть Urals? Не планируете ли вы менять методику ее оценки? 

— Нет, никаких изменений методики оценки Urals не предполагается. Что касается Urals, то важно понимать, что, хотя ВСТО и Urals не являются такими маркерными сортами, как Brent, они имеют огромное значение для региональных рынков. Нефть на Ближнем Востоке по составу близка к Urals, и страны этого региона пристально следят за ценой Urals, так как она отражает цену на высокосернистую ближневосточную нефть в Европе. На Ближнем Востоке производители не публикуют ежемесячные отчеты о ценах до тех пор, пока не проанализируют цены на Urals. Похожая ситуация складывается с нефтью ВСТО в Азии. Там нет собственного значительного производства нефти, поэтому азиатский рынок позитивно отреагировал на появление ценового ориентира в регионе. После завершения строительства трубопровода ВСТО цены контрактов на нефть ВСТО стали восприниматься как основной индикатор на азиатском рынке. 

— Как вы оцениваете перспективы выведения торговли контрактами ВСТО на Сингапурскую биржу? 

— Это будет сложно сделать. Рынок физических партий нефти очень техничен. Что же касается биржевой торговли, то возьмем, например, контракты Brent на ICE. Это не физический контракт, а деривативы, производные инструменты. Вывести физические поставки нефти ВСТО на какую-либо биржу — очень трудная задача. Возможно, следует начать с создания какого-то дериватива, такого как ICE-Brent. Запустить торговлю таким контрактом было бы проще. Несколько лет назад мы разговаривали об этом с чиновниками российского правительства, которые полагали, что ВСТО приобретет большое значение на рынке. С этим мы согласились. Но они также полагали, что для ВСТО будет несложно организовать биржевые процессы. На это мы выразили сомнения, исходя из наших знаний и опыта. И придерживаемся своего мнения до сих пор. Задача действительно очень сложная. Если сейчас создать новый рынок, то через год он еще не будет настолько зрелым, чтобы на нем торговались и физические контракты, и деривативы. Это потребует времени. Сейчас, на мой взгляд, ВСТО как проект находится на начальном этапе развития. Большая часть поставок до сих пор осуществляется железнодорожным транспортом. С завершением строительства второй очереди трубопровода ВСТО, которая позволит осуществлять трубопроводные поставки вплоть до экспортного терминала Козьмино, а мощность системы будет расширена, поставки должны стать более надежными, и это отразится на восприятии нефти ВСТО рынком. 

Поэтому можно сказать, что намерения организовать торги контрактами ВСТО на Сингапурской бирже в принципе понятны, но пока время для этого не пришло. К тому же надо иметь в виду, что как в России, так и в Китае существуют планы строительства НПЗ, которые будут перерабатывать нефть ВСТО. Потребление нефти этими НПЗ приведет к сокращению объемов экспорта и объемов, свободных для биржевой торговли, что негативно скажется на ликвидности контракта. Так что необходимо просчитать все варианты и выбрать тот, который будет наиболее экономически целесообразным. Если экономически целесообразно строить НПЗ возле трубопровода, надо строить НПЗ. Лично я считаю (это не официальная позиция Platts), что, начнись торги контрактами ВСТО завтра, вероятность неудачи будет выше, чем вероятность успеха. Когда несколько лет назад российские власти запускали торги контрактом Rebco, моя личная точка зрения была точно такой же. 

au92.ru

Независимое аналитическое агентство «Наанс - Медиа»

В сентябре текущего года принято решение Правительства о заморозке роста тарифов на услуги естественных монополий в 2014 году.

В то же время Компания «Транснефть» рассчитывает, что для нее сделают исключение.

Глава компании Николай Токарев обратился в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность увеличения тарифа на прокачку экспортной нефти по системе Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО).

Монополия просит установить инвестиционную надбавку к сетевому тарифу на транспортировку нефти в порт Козьмино и КНР, составляющую 336,2 руб за тонну.Согласно расчетам Транснефти именно такая составляющая позволит расширить ВСТО до 80 млн тонн с текущих 37 млн тонн, что нужно самим нефтяникам.

Монополия, считающая восточное направление экспорта «сверхпремиальным» (нефтекомпании получают дополнительно $35-40 за тонну нефти в сравнении с поставками на Запад), предложила и бонус для государства. В «Транснефти» считают, что нефтяники могут отдавать в бюджет с каждой экспортируемой по ВСТО тонны $10. По расчетам компании, до 2023 года бюджет может дополнительно получить около $5,3 млрд.

При этом по данным независимого аналитического агентства нефтегазового сектора по итогам за 21 день ноября средняя цена нефти Юралс составила 105,5$/барр, а ВСТО — 107,9 $/барр.Разница в 2,4 $/барр соответствует 17,4 $/тонну. А за период с 1 января 2013 года по 21 ноября 2013 года нефть Юралс оценена в 106,9$/барр, а нефть сорта ВСТО — в 108,7 $/барр.Таким образом, среднегодовая разница составляет 1,8 $/барр, или 13 $/тонну.

Пока регуляторами не одобрено это предложение, которое противоречит решению о заморозке тарифа.

«Транснефть» начала беспокоиться о финансировании расширения ВСТО еще весной, когда «Роснефть» договорилась с CNPC о дополнительных поставках нефти в Китай (360 млн тонн в течение 25 лет).

В октябре текущего года Роснефть и Транснефть подписали соглашения об увеличении пропускной способности нефтепровода «Сковородино-Мохэ» и увеличении объема транспортировки сырой нефти в данном направлении.

Предусматривается с 1 января 2015 года увеличение объема поставок по нефтепроводу «Сковородино-Мохэ» до 20 млн. тонн, а с 1 января 2018 года — до 30 млн. тонн.

НААНС-МЕДИА/http://www.naans-media.ru/

naans-media.ru

Platts откорректировало методики расчета цен на нефть ВСТО, Brent и Urals - Urals

Наблюдающееся в последние годы сокращение производства нефти в Северном море, а также пересмотр правил поставок нефти по трубопроводу Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) побудили Platts внести изменения в методологию оценки. Какие это изменения рассказал директор по глобальным рынкам и рыночной информации Platts Хорхе Монтепеке, пишет "Коммерсант".

Platts анонсировало изменение с 1 ноября методики оценки российской нефти ВСТО. "В момент появления на рынке нефти ВСТО сформировалась определенная практика поставок: график отгрузки партий объявлялся примерно за четыре-шесть недель до фактической отгрузки. Platts всегда стремится учитывать практику рынков, поэтому данная логистическая практика нашла отражение в нашей методике оценки. Однако позже "Транснефть" изменила процедуру, и график отгрузки стал объявляться за восемь-десять недель до фактической отгрузки. Начиная с ноября Platts начнет публиковать новые оценки, которые будут отражать упомянутое изменение в объявлении графика отгрузок. При этом будет сохраняться и расчет оценок по старой методике. То есть с ноября Platts будет публиковать две оценки нефти ВСТО - за месяц и за два месяца до отгрузки по азиатскому времени. И еще одна оценка будет отражать цену ВСТО по европейскому времени, так как в Азии рынки открываются и заканчивают работу раньше. При этом котировка сорта ВСТО рассчитывается как дифференциал к сорту Dubai (эталонный сорт на Азиатском рынке). На сегодняшний день нефть ВСТО торгуется с премией к сорту Dubai. Сорт Urals также оценивается как дифференциал к сорту Brent", - сказал директор по глобальным рынкам и рыночной информации Platts.

Комментируя новую методику оценки нефти Brent, которую Platts также вводит с 6 января 2012 года, Хорхе Монтепеке отметил, что сейчас оценка котировок нефти марки Brent производится для партий нефти, запланированных к отгрузке в течение последующего периода сроком от 10 до 21 дня. Фактически это составляет около 12 дней добычи нефти. Однако производство нефти в Северном море (а для расчета котировки марки Brent используется нефть, добываемая именно в Северном море) год от года неуклонно снижается. За последние семь лет производство нефти в Северном море снизилось с полутора миллионов баррелей в день до менее чем одного миллиона баррелей в день. Под нефтью Brent подразумевается корзина из четырех сортов нефти: это Brent, Forties, Oseberg и Ekofisk. Именно сокращение производства нефти потребовало от Platts изменения методики - для сохранения точности оценки. "Кроме того, при анализе рынка мы обратили внимание на то, что нефтяные компании, торгуя физическими объемами нефти, чувствуют себя более комфортно, заключая контракты за 25 дней до поставки. Поэтому мы решили изменить временной диапазон оценки с 10-21 дня до 10-25 дней, что увеличит объем учитываемых в оценке поставок примерно на 30%", - уточнил эксперт.

"Что же касается самой методики формирования цены, то она основывается на анализе прозрачной информации о коммерческих предложениях компаний по покупке и продаже нефти. Формирование цены на Brent осуществляется при помощи трех инструментов: цен на физические объемы датированной Brent (Dated Brent), цен на нефтяные контракты (по 100 тыс. баррелей) на рынке Cash Brent и CFD - внебиржевых форвардных "контрактов на разницу" между ценой Brent при заключении контракта и при его исполнении. Вся эта информация появляется в редакционном "электронном окне" Platts, затем анализируется, и результаты этого анализа публикуются в бюллетенях Platts", - добавил Монтепеке.

Относительно методики оценки нефти Urals директор по глобальным рынкам и рыночной информации Platts отметил: "Нет, никаких изменений методики оценки Urals не предполагается. Что касается Urals, то важно понимать, что, хотя ВСТО и Urals не являются такими маркерными сортами, как Brent, они имеют огромное значение для региональных рынков. Нефть на Ближнем Востоке по составу близка к Urals, и страны этого региона пристально следят за ценой Urals, так как она отражает цену на высокосернистую ближневосточную нефть в Европе. На Ближнем Востоке производители не публикуют ежемесячные отчеты о ценах до тех пор, пока не проанализируют цены на Urals. Похожая ситуация складывается с нефтью ВСТО в Азии. Там нет собственного значительного производства нефти, поэтому азиатский рынок позитивно отреагировал на появление ценового ориентира в регионе. После завершения строительства трубопровода ВСТО цены контрактов на нефть ВСТО стали восприниматься как основной индикатор на азиатском рынке".

www.rbc.ua

Urals благодаря Китаю выходит на биржу, но повлияет ли это на цены на нефть?

Китайские компании в этом году могут напрямую присоединиться к биржевым торгам российской нефтью марки Urals. Как сообщают "Известия", меморандум об этом был подписан Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и Шанхайской нефтегазовой биржей. Популярный сорт российской нефти сможет стать эталонным в международной торговле. Стоит ли ждать от этого роста цен на нефть и каков в этой сделке интерес китайской стороны, Накануне.RU рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Вопрос: Могут ли торги на бирже сортом Urals повлиять на цены на российскую нефть?

Игорь Юшков: Биржевая торговля российской нефтью – это давняя мечта российского руководства. Это логично, потому что Россия является одним из крупнейших производителей и экспортёров нефти. При этом мы не имеем своего сорта, который торговался бы на бирже. Наши марки нефти "привязываются" к другим иностранным сортам.

Urals – основной сорт, который мы экспортируем в западном направлении, "привязывается" к Brent, который торгуется на бирже. Но при этом никакой нефти Brent, по сути, не существует. Одноимённое месторождение в Северном море и даже соседние месторождения, которые к нему, вроде бы, присоединили, были выработаны, платформы разобраны. Никакой добычи там не ведется. Эта нефть не существует физически, но при этом остаётся как торговый индикатор, в виде такого, можно сказать, лейбла.

И это довольно абсурдно, что наши сорта не торгуются, а Brent торгуется. Но так исторически сложилось и мы давно хотели вывести нашу биржу, но, с другой стороны – это исключительно статусная, имиджевая вещь, и от того, что Urals будет напрямую торговаться на бирже, его цена, во-первых, не вырастет и, во-вторых, Россия как поставщик данного сорта нефти, не сможет влиять на эту цену. Цена всё равно будет определяться рынком, и это важно понимать.

Вопрос: То есть, Urals экспортируется на западном направлении, но не в Китай?

Игорь Юшков: В Китай поставляется марка ВСТО – одноимённая с нефтепроводом. Она гораздо лучше по качеству, чем Urals – смесь нефти с западносибирских и поволжских месторождений. Западносибирские – хорошие, там мало серы, смешиваются с теми, что идут из Татарстана и Башкортостана, в которых серы очень много. И на выходе получается среднесернистая нефть. А когда она идёт с западносибирских месторождений по ВСТО – ничего не смешивается, и восточносибирская нефть высококачественная, и западносибирская. Получается, что и в Китай, и до конечной точки трубопровода в Находке доходит высококачественная низкосернистая нефть, и она торгуется выше, чем Urals. Сорт ВСТО торгуется сейчас с привязкой к нефти Омана, причём с премией.

Проект ВСТО оказался очень успешным в плане вывода высококачественной нефти. Причём с Дальнего Востока на китайских биржах могут торговаться не только ВСТО, но и сахалинская нефть, там у нас есть несколько сортов.

Вопрос: Почему тогда для торгов выбран именно сорт Urals?

Игорь Юшков: Urals – наш основной сорт и торговать им тоже логично. Здесь важный момент, что теоретически, хотя биржевая торговля – это торговля фьючерсами, она, как правило, не доходит до реализации, одним из её требований является то, чтобы ежегодно большие объёмы (более 30 млн т в год) поступали на свободный спотовый рынок. И ВСТО до этой планки не дотянул, потому что "Роснефть" заключала всё больше и больше долгосрочных контрактов с Китаем и на свободный рынок уже мало чего попадало. А марки Urals экспортируются гигантские объёмы, насколько помню, в 2017 г. вообще российской нефти ушло 256 млн т, то на Urals приходится примерно 200 млн. Это гигантские объёмы, и на свободный рынок они поступают. В плане требований по поставке объёмов именно на спотовые рынки – здесь мы выполняем по Urals, поэтому проще с него начать. Кроме того, он давно известен, представлен на рынке.

Вопрос: В чём может заключаться интерес КНР к торговле сортом нефти, который они не покупают физически?

Игорь Юшков: У Китая интерес немного другой – ему важно не то, какой будет сорт нефти – российский или какой-то другой, ему важно, чтобы, во-первых, торги переносились на Шанхайскую нефтегазовую биржу, и тем самым укреплялся её статус. Когда биржа ваша –тогда уже вы можете пытаться в какой-то степени манипулировать ценами, и владение инфраструктурой торговли важнее, чем вывод нефти в эталон. Московская и Санкт-Петербургская сырьевые биржи всё равно не являются центрами мировой торговли. Там идёт торговля в основном между российскими компаниями, но мы не влияем на глобальные цены. А китайцы хотят влиять на глобальную цену на нефть и поэтому развивают Шанхайскую нефтегазовую биржу.

Они говорят – мы дадим возможность, чтобы ваш Urals был эталонным сортом и торговался непосредственно на нашей бирже, но будьте добры, эти контракты давайте туда. И плюс к тому, Китай не просто хочет, чтобы этот сорт торговался на Шанхайской бирже, а торговался ещё и в национальной валюте, тем самым, повышая глобальный спрос на юани. Если трейдер хочет там торговать – он заходит, покупает у Центрального банка Китая юани, тем самым повышая спрос на юань. Его курс к доллару возрастает, тем самым происходит укрепление национальной экономики КНР. Идет более активное участие в мировой торговле за счёт создания у себя инфраструктуры этой торговли. Раньше они просто полностью пользовались европейской и американской инфраструктурой, а теперь претендуют на первичные роли ещё и в инфраструктуре торговой, и таким образом заводят туда разные товары.

allpravda.info