Контрольные диктанты по русскому языку 11 класс. Диктант нефть в океане


Контрольный диктант по русскому языку 10 класс по итогам 1 четверти |

Ход урока

Диктант

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы — оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.

(167 слов) (По А. Соболеву)

Грамматические задания

1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.

2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

В первом и втором абзаце — 1-й вариант

в третьем абзаце — 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Выспавшийся, расстилается, теряясь — 1-й вариант

голубизной, оглядев, плавающая — 2-й вариант

4.Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. — 2-й вариант

urok-na-temu.ru

Утро на Атлантическом океане

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашёптывает, что в этих широтах, подтропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснёт на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет чёрную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе тёмный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесётся над водой маленькая серая петрель, направляясь к далёким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

(164 слова)

(К. М. Станюкович)

 

Диктант 4. Тема «Обособленные определения и приложения»

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником.

Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(140 слов)

(По А. П. Чехову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.

2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор.

I вариант: действительного причастия;

II вариант: страдательного причастия.

 

Диктант 5. Темы: «Вводные слова», «Уточняющие обособленные члены предложения»

На реке осенью

Роса была холодная, обильная — настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развёл костёр. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц всё время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица — здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).

На реке ещё со времени боёв остались брошенные переправы — плоты, заросшие ольхой, и отдельные брёвна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.

(164 слова)

(По К. Г. Паустовскому)

 

Диктант 6. Темы: «Вводные слова», «Обособленные члены предложения»

mykonspekts.ru

Контрольные диктанты по русскому языку 11 класс

Контрольный диктант в 10 классе № 1

Цель:  проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  за  курс   основной  школы   в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  написание  з-с  на  конце  приставок;

  -  написание  производных  предлогов;

  -  н-нн  в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  различение  не  и  ни;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  обособлении определений,  обстоятельств;

  -  запятые  при  уточняющих  членах  предложении.

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

-фонетического  разбора  и  разбора  по  составу;

- определять  способ  связи  слов  в  словосочетаниях;

Диктант

         Сильный  ветер  шумел  в  вершинах  островов,  и вместе  с  шумом  деревьев  доносилось  беспокойное  кряканье  озябших уток.  Уже  в  течение  двух  часов  плот  несло  по  быстрине,  и  не  видно  было  ни  берегов,  ни  неба.  Подняв  воротник  кожаной  куртки,  Аня  сидела  на  ящиках  и,  сжимаясь  от  холода,  смотрела  в  темноту,  где давно  исчезли  огоньки города.

        Только  позавчера,  после  посадки  с  поезда  на самолёт  внутренней  линии,  она  прибыла  в  сибирский  этот  городок,  старинный,  купеческий,  с  современными  громкоговорителями  на  улицах,  усыпанных  пожелтевшей  хвоей,  и,  в  один  день  получив  назначение,  не  найдя  в  себе смелости  расспросить  о  новом  месте,  плыла  теперь  в  геологическую партию  с  совершенно  незнакомыми  людьми.  Ей  было  неспокойно,  как  было  и  в  продолжение  полуторачасового  полёта  на  потряхивающем  самолёте,  и  не  проходило  ощущение  странного  сна,  который  должен  вот-вот  оборваться.  Однако  всё  было  реальным:  растаяли  в  непроницаемой  тьме  жёлтые  искорки  фонарей,  она  сидела  на  ящиках,  и от  порывов  ветра  в  конце  плота  разгорался  огонёк  чьей-то  трубки;  поскрипывало  равномерно  весло;  чёрным  пятном  проявлялась  человеческая  фигура.   (160  слов)  (По  Ю. Бондареву)

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

(на)   ящиках  - 1-й  вариант      хвоей  -  2-й  вариант

 

2. Разобрать  слова  по  составу:

Беспокойное,  озябших,  сжимаясь – 1-й  вариант 

 старинный,  современными,   оборваться  -  2-й  вариант

 

3. Выписать  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их:

Из  первого  абзаца  -  1-й  вариант                             из  второго  абзаца  -  2-й  вариант

 

4. Сделать  синтаксический  разбор   предложения: Подняв  воротник  кожаной  куртки,  Аня  сидела  на  ящиках  и,  сжимаясь  от  холода,  смотрела  в  темноту,  где давно  исчезли  огоньки города.  -  1-й  вариант

Уже  в  течение  двух  часов  плот  несло  по  быстрине,  и  не  видно  было  ни  берегов,  ни  неба. -  2-й  вариант  

5.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 2

Цель:  проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  за  курс   основной  школы   в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  разделительные  Ь  и  Ъ;

  -  буквы  О-Ё  после  шипящих  в  корне  слова;

  -  н-нн  в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  различение  не  и  ни;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  обособлении определений,  обстоятельств;

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

-способ  образования  слов;

- определять  способ  связи  слов  в  словосочетаниях;

- группировать  орфограммы.

Диктант

         Алёнка  положила  одежду  у  берёзки  и  вошла  в  воду,  нащупывая  песчаное  дно  ногами. Когда  вода  дошла  до  пояса,  она  присела  и,  шлёпая  ногами,  поплыла  к  противоположному  берегу;  на  середине  чувствовалось  слабое  течение,  и  Алёнка,  перевернувшись  на  спину,  долго лежала,  глядя  в  беспредельное  небо,  уже  наполнявшееся  солнцем.

       Аленка  долго  плавала,  погружая  лицо  в воду  и  разглядывая  дно  и  снующих  в  водорослях  рыбок.  Под  водой  был  свой  мир. На  середине  реки,  где  уже  лежала  густая  полоса  солнца   и  под  водой  было  светло,  тихое  течение  замечалось  по  еле-еле  шевелившимся  верхушкам водяных  трав,  а  когда  она  приближалась  к  затенённому  берегу,  свет  и  под  водой  менялся,  и там  чудились  глубокие  провалы,  заполненные  тьмой  и  тайнами.  Тень  от  тела  Алёнки  коснулась  тёмного  рака,  шевелящего  усами,  и  он  тут  же  исчез  куда-то.

       Подождав,  чтобы  вода  успокоилась,  она  опять  присмотрелась  и  увидела:  среди  разметавшегося  куста  водорослей  сновали рыбёшки,  неожиданно  бросавшиеся  врассыпную,  но  не  покидавшие,  однако,  пределов  просторного  куста.  Стараясь  не  шевелиться,  она  следила  за  ритмическим  танцем  рыбок,  никак  не  желавших  отдаляться  от  своего  куста.

     (166  слов)                                                                                                              (По  П. Проскурину)

 

Грамматические  задания

1. Сгруппировать  слова  по  виду  орфограмм:

В  1,2-м  абзацах;                                                               в  3,4-м  абзацах  -  2-й  вариант

2. Сделать  морфологический  разбор  слова:

Шевелившимися  -  1-й  вариант                                          заполненные  -  2-й  вариант

3. Разобрать  слова  по  составу:

Песчаное,    заполненные,  разметавшегося  -  1-й  вариант

беспредельное,  приближалась,  водорослей  -  2-й   вариант

4. Выполнить  синтаксический  разбор  предложения:

Стараясь  не  шевелиться,  она  следила  за  ритмическим  танцем  рыбок,  никак  не  желавших  отдаляться  от  своего  куста. -  1-й  вариант

Аленка  долго  плавала,  погружая  лицо  в воду  и  разглядывая  дно  и  снующих  в  водорослях  рыбок.  -  2-й  вариант

5.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 3

Цель:  проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  начало  учебного  года.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  правописание  Ь в  середине  и  на  конце  существительных;

  -  правописание  собственных  имён  существительных;

  -  н-нн  в  прилагательных;

  -  правописание  глагольных  окончаний.

Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  знаки  препинания  в  сложном  многочленном   предложении;

  -  знаки  препинания  в  СБП.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- производить  синтаксический  разбор  предложения;

- определять  тип  подчинительной  связи  в  словосочетаниях;

- выполнять  фонетический   и  морфологический  разбор.

Старый  музыкант.

         Старый  скрипач  любил  играть  у  подножия  памятника  Пушкину,  что  стоит  в  начале  Тверского  бульвара.  Поднявшись  по  ступенькам  к  самому  пьедесталу,  музыкант  трогал  смычком  струны  на  скрипке.  У  памятника  сейчас  же  собирались  дети,  прохожие,  и  все  они  умолкали  в  ожидании  музыки,  потому  что  она  утешает  людей,  обещает  им  счастье  и  славную  жизнь.  Футляр  скрипки  музыкант  клал  на землю;  он  был  закрыт,  и  в  нём  лежал  кусок  чёрного  хлеба и  яблоко,  чтобы  можно  было  поесть,  когда  захочется.

        Обыкновенно  старик  выходил  играть  под  вечер:  для  его  музыки  нужно  было, чтобы  в  мире  стало тише.  Старик  страдал  от  мысли,  что  не  приносит  людям  никакого  добра, и  поэтому  добровольно  ходил  играть  на  бульвар.  Звуки  скрипки  раздавались  в  воздухе  и  доходили  до  глубины  человеческих  сердец,  трогая  их  нежной  и  мужественной  силой.  Некоторые  слушатели  вынимали  деньги,  чтобы  отдать  их  старику,  но  не  знали,  куда их  положить:  футляр  скрипки  был  закрыт,  а  сам  музыкант  находился  высоко  на  подножье  памятника,  почти  рядом  с  Пушкиным. (162  слова)

                                                         Грамматические  задания.

1. Выполнить  фонетический  разбор  слов:

  I Вариант:  счастье       II  вариант:  яблоко

 

2. Морфологический  разбор  слов:

I  вариант     памятника      II вариант:  добра

 

3. Выписать из текста диктанта по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и произвести разбор словосочетаний:

1-й вариант:   1-й абзац           2-й вариант:  2-й абзац

 

4.  Синтаксический  разбор  предложения:

 I  вариант:  Старый  скрипач  любил  играть  у  подножия  памятника  Пушкину,  что  стоит  в  начале  Тверского  бульвара.

II   вариант:  Старик  страдал  от  мысли,  что  он  не  приносит  людям  никакого  добра.

 

5. Вычертить схему предложения

1-й вариант: 1-й  абзац, последнее предложение               2-й вариант:  2-й абзац, 1-е предложение

 

6.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 4

Цель:  проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  на  конец  1-го  полугодия  в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  разделительные  Ь  и  Ъ;

  -  буквы  О-Ё  после  шипящих  в  корне  слова;

  -  н-нн  в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  различение  не  и  ни;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  обособлении определений,  приложении;

  -  запятые  при  уточняющих  членах  предложении;

  - запятые  при  сравнительных  оборотах.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

-фонетический  разбор  слова;

-морфологический разбор  причастия;

- группировать  орфограммы.

Воспоминания

          Наш  аил  расположен  в  предгорьях  плато, куда  сбегаются  из  ущелий  шумливые  горные  речки.  Пониже  раскинулась  жёлтая  долина,  огромная  казахская  степь,  окаймлённая  отрогами   чёрных  гор  да  чёрточка  железной  дороги.

        А над  аилом  на  бугре  стоят  два  больших  тополя.  Я  помню  их  с  тех  пор,  как  помню  себя.  С  какой  стороны  ни  подъедешь,  прежде  всего  увидишь  их,  они  всегда на  виду,  точно  маяки.

        Здесь  сколько  угодно  всяких  деревьев,  но  эти  особенные  -  у  них  свой  особый  язык  и,  должно  быть, своя  особая,  певучая  душа.  Когда  ни  приедешь  сюда,  они  раскачиваются,  перехлёстываясь  ветвями,  шумят  неумолчно.  То  кажется,  будто  тихая  волна  прилива   плещется  о  песок,  то  пробежит  по  ветвям,  словно  незримый  огонёк,  страстный,  горячий  шёпот,  то  вдруг.  На  мгновение  затихнув,  тополя  разом,  всей  взбудораженной  листвой  шумно  вздохнут,  будто  тоскуя  о  чём-то.  А  когда  набегает  грозовая  туча  и буря,  заламывая  ветви,  обрывает  листву,  тополя  гудят,  как  бушующее  пламя.

       По  сей  день  тополя  на  бугре  кажутся  мне  необыкновенными,  живыми.  Там,  подле  них,  осталось  моё  детство,  как  осколок  волшебного  стёклышка.   (165  слов)     (По  Ч. Айтматову)

Грамматические  задания

1.Сгруппировать  орфограммы  и  подобрать  к  ним  примеры  из  текста.

Из  первого  и  второго   абзаца  -  1-й  вариант       из  третьего  абзаца  -  2-й  вариант

2. Сделать  фонетический  разбор  слова:

 Подъедешь  -  1-й  вариант                                                 предгорьях  -  2-й  вариант

3. Сделать  морфологический разбор  слова:

Окаймлённая  -  1-й  вариант                                              взбудораженной  -  2-й  вариант

4. Сделать  синтаксический  разбор   предложения:

 Наш  аил  расположен  в  предгорьях  плато, куда  сбегаются  из  ущелий  шумливые  горные  речки.  -  1-й  вариант                                                      

Когда  ни  приедешь  сюда,  они  раскачиваются,  перехлёстываясь  ветвями,  шумят  неумолчно. 

– 2-й  вариант

5.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 5

Цель:  проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  на  конец  1-го  полугодия  в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  разделительные  Ь  и  Ъ;

  -  буквы  О-Ё  после  шипящих  в  корне  слова;

  -  н-нн  в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  правописание  производных  предлогов;

  - дефисное  написание  наречий.

 Постановки  знаков  препинания:

  - знаки  препинания  в  конце  предложения;

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  обособлении определений,  обстоятельств;

  -  запятые  при  уточняющих  членах  предложении;

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

- разбора слова  по  составу;

- определять  способ  связи  слов  в  словосочетаниях;

- графически  объяснить  знаки  препинания  в  предложении.

Диктант

         Утром  я,  выспавшийся,  полный  свежих  сил,  вышел  на  вахту.  До  чего  же  хорошо,  когда  в  воздухе  разливается  запах  йода  и  океан  расстилается  вокруг,  как  зелёный  шёлк.

        В  свежем  воздухе  чувствовалась,  однако,  примесь  какого-то  странного  запаха,  и  я  не  мог  понять,  чем  пахнет.  Оглядев  горизонт,  я  заметил  вдалеке  тёмную  полоску,  вроде  как  от  набежавшей тучки.  Небо  по-прежнему  сияло  голубизной,  и  всё  же  там,  на  блестящей  поверхности  моря,  что-то  темнело.  Подходим  к  другой  глубине  или  приближается  шторм? Теряясь  в догадках,  я  вдруг  вижу:  навстречу  нам  мчатся  дельфины.  В  чётком  строю,  то  выныривая,  то пропадая,  они  промелькнули  по  левому  борту,  и  мне  показалось,  что  они  бегут,  будто  спасаясь от  чего-то.

        Штурман,  в  течение  долгого  времени  смотревший  в  бинокль,  наконец  догадался:  нефть!  Понятно,  какой  запах  примешивался  к  свежести  океана.   Нефтяные  разводы  встречались  нам   в  плавании  не  раз,  однако  такое   я  видел  впервые:  впереди  было  сплошное  нефтяное  поле.  Сначала  появились радужные разводы  -  оранжевые,  сине-фиолетовые,  затем  какие-то  серебристые  пятна,  которых  становилось  всё  больше.  Вскоре  мы  увидели:  это  была  дохлая  рыба,  плавающая  кверху  брюхом.  (167  слов)    (По  А. Соболеву)

                                                    

Грамматические  задания

1. Объяснить  графически  знаки  препинания  в  выделенном    предложении.

2. Выписать  из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их:

В  первом  и  втором  абзаце  -  1-й  вариант                        в  третьем  абзаце  -  2-й  вариант

3. Разобрать  слова   по  составу:

Выспавшийся,  расстилается,  теряясь  -  1-й  вариант   

 голубизной,  оглядев,  плавающая  -  2-й   вариант

4.Оглядев  горизонт,  я  заметил  вдалеке  тёмную  полоску,  вроде  как  от  набежавшей тучки. – 1-й  вариант Утром  я,  выспавшийся,  полный  свежих  сил,  вышел  на  вахту.  -  2-й  вариант

5.Орфографический разбор текста.

Контрольный диктант в 10 классе № 6

Цель:  проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  на  конец  1-го  полугодия  в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  разделительные  Ь  и  Ъ;

  -  буквы  О-Ё  после  шипящих  в  корне  слова;

  -  н-нн  в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  различение  не  и  ни;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  обособлении определений,  приложении;

  -  запятые  при  уточняющих  членах  предложении;

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- объяснить  расстановку  знаков  препинания;

- синтаксического  разбора  предложения;

- фонетического  разбора  слова;

- разбор  слова  по  составу;

- определять  способ  связи  слов  в  словосочетаниях;

Тропический  ливень

       Февраль  был  на  исходе.  Дожди  становились  всё  реже.  Но  в  одну из  ночей  прошёл  особенный  ливень с  тропической  грозой.  Днём  раскалённое  небо,  жадничая,  слишком  отяжелело  от  выпитой  влаги  и  теперь  озлобленно  возвращало  её  морю.  С  гористых  вершин  и  крутых  берегов  Мадагаскара  срывались  шквалы,  шумливо  падали  в  бухту  и,  взрывая  поверхность  её,  с  исступлённым воем  носились  вокруг  эскадры..  Дождливые  струи, как  сыромятными  ремнями,  секли  корабли,  и  всё  пространство  наполнилось  сверканием  и  грохотом.  Разряды  атмосферного  электричества  с  громовыми  ударами   были  так  часты,  что  не  давали  опомниться,  и  получалось  впечатление,  что  над  головою  происходят  нагромождения  каменных  утёсов  и  железа.  Огненные  вспышки  беспрерывно   пронизывали  тьму,  разбегаясь  по  тучам   змеевидными  лентами,  падая  развертывающейся  спиралью,  на  мгновение  разбрасываясь  гирляндами.  Иногда  чёрное  небо  раскалывалось  на  множество  золотых  ветвистых  трещин,  спускавшихся  до  самого  горизонта.  Гроза  пьянела  и  совершала  свой  шабаш.  И  в этой  световой  и  грохочущей  кутерьме,  сквозь  муть  дождя  и  шквала  неясно  вырисовывались  силуэты  кораблей,  угрюмые  и  неподвижные.    (153 слова)    (По  А.С. Новикову-Прибою)

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор   слова:

Жадничая  -   1-й  вариант          пьянела  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу: Тропической,  раскалённое,  нагромождения  -  1-й  вариант

Дождливые,  развёртывающейся,  днём  -  2-й  вариант

3. Выписать  из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их.

4. Выполнить  синтаксический  разбор  предложения:

Огненные  вспышки  беспрерывно   пронизывали  тьму,  разбегаясь  по  тучам   змеевидными  лентами,  падая  развертывающейся  спиралью,  на  мгновение  разбрасываясь  гирляндами  -  1-й  вариант

Иногда  чёрное  небо  раскалывалось  на  множество  золотых  ветвистых  трещин,  спускавшихся  до  самого  горизонта. – 2-й  вариант

5. Объяснить  графически  знаки  препинания  в  выделенном  предложении.

Годовой контрольный диктант в 10 классе № 7

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении  тем по русскому языку.

 Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

  - правописание проверяемых безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  окончаний  прилагательных  и  причастий;

  - правописание  окончаний  глаголов  1-го  и  2-го  спряжения;

  - написание  н-нн  в прилагательных  и  причастиях;    

  -написание   о-е  после  шипящих;

  - написание  -тся  -  ться  в  глаголах;

  - написание  не-ни  в  местоимениях.

Знаки  препинания:

  - запятая при  однородных  членах  предложения;

  - запятые  при  вводных  словах;

    - запятые  в  сложных  предложениях;

  - двоеточие  при  обобщающем  слове.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков  учащихся:

  - синтаксического  разбора  предложения;

  - фонетического  разбора слова;

  - морфологического разбора  глагола;

  - разбора  словосочетаний.     

Рыжая плутовка.

           В  наших  краях  в  зимнее  время  нет-нет  да и встретишь рыжую плутовку.

          Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. Признаться, никогда ещё не видел так близко рыжуху. До чего же красива её огненная шубка! Среди хрустальной  белизны  будто пламя бросили на снег. Сделала несколько шагов, застыла на месте, затем мгновенно скрылась в зарослях.

         Тишина необыкновенная. Ничто не шелохнётся. Только мороз властвует: румянит щёки, щиплет уши. А мне радостно! Или оттого, что с рыжухой повстречался, или оттого, что впервые за зиму так ярко светит солнце. А может, оттого, что у самой лесной опушки только что распечатали стог сена. И из него будто вырвалось и рассыпалось по снегу душистое, тёплое лето!

        А морозец крепчает. Солнце выше поднялось над дымчатым от инея кустарником, стогом. И в его искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок.

         Долго я стоял на одном месте, и во мне как никогда сильно спорили зима с летом.   

 

Грамматические  задания

1.  Синтаксический  разбор  предложения.

Как-то  ранним  утром  шёл  я  по  лесу,  любовался  узорной  вязью  берёзовых  веток  и  внезапно  повстречался  с  лисой.  – 1-й  вариант

В  её  искрящихся  лучах  заблестели  на  кустах  мелкие  кристаллики  снежинок  -  2-й  вариант

2. Фонетический  разбор  слова:

Вязью  - 1-й вариант            ярко  -2-й  вариант

3.Морфологический  разбор  слова:

Повстречался  - 1-й  вариант        заблестели  - 2-й  вариант

4. Выписать  из  своего  предложения  по  одному  словосочетанию  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их.

5. Орфографический разбор текста.

Годовой контрольный диктант в 10 классе № 8

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении  тем по русскому языку.

 Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

  - правописание проверяемых безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - написание  слов  с  чередованием  в  корне;

  - написание  сложных  прилагательных;

  - правописание  окончаний  прилагательных  и  причастий;

  - правописание  окончаний  глаголов  1-го  и  2-го  спряжения;

  - написание  н-нн  в прилагательных  и  причастиях;       

  - написание  -тся  -  ться  в  глаголах;

Знаки  препинания:

  - запятая при  однородных  членах  предложения;

  - запятые  в  сложных  предложениях;

  - запятые  при  обособленных  членах  предложения;

 - запятые  при  обособлении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков  учащихся:

  - синтаксического  разбора  предложения;

  - фонетического  разбора слова;

  - морфологического разбора;

  - группировать  орфограммы.    

Дорога  на  перевал

       Дорога  вилась  по  склону  каменистой лощины  и  вела  путника широким  полукругом,  открывая  его  издалека.  Ближе  к  перевалу  дорога взбиралась  по  краю  обрыва,  вдоль отвесной  стены.  Здесь,  встретившись,  можно  было  разминуться,  только  держась  друг  за  друга.  Против  дороги,  по  другую  сторону  лощины,  на  остром  хребте  росли,  тесно  прижавшись  друг  к  другу,  словно  из  одного  корня,  три  старые  осины.  Сразу  же  за  осинами  начинался  головоломный  спуск,  покрытый  бородавками  красных  скал,  на  которых  могла  удержаться  лишь  коза.  А  у  подножия  -  тёмный  лес,  в  нём  легко  укрыться  и  пешему,  и  конному.

      Эти  осины  на  крутизне,  их  матово-серебристые  стволы  подолгу  любовно  ласкал  Бахтыгул  загрубелыми  озябшими  руками,  приходя  с  рассветом  к  перевалу.

      С   тоской,  без  надежды  оглядывал  он  мир,  в  котором  жил.  Осеннее  небо  всё  чаще  заволакивала  грязно-серая  мгла.  Далёкие  седые  вершины  покрывала  чалма  облаков.  Угрюмые  тени  ложились  на  каменный  лик  гор,  и  даже  в  полдень  хребты  и  пики  хмурились,  супили  мохнатую  бровь,  как  будто  и они  были  чем-то  недовольны. Кругом  могильная  тишина.  В  свете зари,  прорывавшемся   из-под  синих  туч,  дорога   против  осин  густо  багровела,  словно набухая,  и  казалась окровавленной.  Красные  пятна  мерцали  на   окрестных  скалах. (183  слова)    (По  М. Ауэзову)

Грамматические  задания

1. Сгруппировать  орфограммы  и привести  примеры из  текста  диктанта.

 

2. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Открывая  -  1-й  вариант               разминуться  -  2-й  вариант

 

3. Выполнить  морфологический  разбор:

Прижавшись  -  1-й  вариант         набухая  -  2-й  вариант

 

4. Выполнить  синтаксический  разбор  предложения:

 Сразу  же  за  осинами  начинался  головоломный  спуск,  покрытый  бородавками  красных  скал,  на  которых  могла  удержаться  лишь  коза.  -  1-й  вариант

Угрюмые  тени  ложились  на  каменный  лик  гор,  и  даже  в  полдень  хребты  и  пики  хмурились,  супили  мохнатую  бровь,  как  будто  и они  были  чем-то  недовольны.  -  2-й  вариант           

5.Орфографический разбор текста.

Годовой контрольный диктант в 10 классе № 9

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении  тем по русскому языку.

 Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

  - правописание проверяемых безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  окончаний  прилагательных  и  причастий;

  -написание сложных  прилагательных;

  - написание  н-нн  в прилагательных  и  причастиях;    

  -написание   о-е  после  шипящих;

  - написание  -тся  -  ться  в  глаголах;

  - написание  не-ни  в  местоимениях.

Знаки  препинания:

  - запятая при  однородных  членах  предложения;

  - запятые  в  сложных  предложениях;

  - запятые  при  обособленных  членах  предложения;

 - запятые  при  сравнении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков  учащихся:

  - синтаксического  разбора  предложения;  - фонетического  разбора слова;  разбора  слова  по  составу;  - разбора  словосочетаний.    

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено все  задания с небольшими погрешностями;

«3» - выполнил не менее 3-х  заданий с негрубыми ошибками;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Вечер

            Солнце,  похожее  на  золотое  блюдце,  остановилось,  одним своим краем  упираясь  в  далёкую  черту  горизонта.  Словно  красивая  ткачиха,  разбросавшая  золотую  пряжу  свою,  солнце,  уходя  на  покой,  собирало  тучи.  От  этого  переменчивой  и  чарующей  была  степь.  Травы  катились  вдаль,  как  морские  волны,  лучи  заходящего солнца  играли  на  них   тысячами  цветов.  Тучи  покрывали  степь  то  лёгкой  позолотой,  то  ярко-красным  тончайшим  шёлком,  то  мельчайшей  пылью,  то  полупрозрачным  сиреневым  платком.  Безбрежная,  необъятная  степь  походила  на  океан,  и казалось,  что  этому  океану  нет  ни  конца,  ни  начала.  И  вот  уже  океан  стал  тёмно-синим,  вот  он  нахмурился,  и  волны  трав,  раскрашенных   последними  лучами  солнца,  стали  едва  заметными  в  густеющем  тёплом  мареве  сумерек.  Тёмно-синее  море  стало  чернеть.  Тоненький  краешек  солнечного  диска, как  дорогой  расплавленный  металл,  засиял  на  тёмном  рубеже  горизонта.  Он  становился  всё  меньше  и  меньше  и  вдруг  как-то  быстро  исчез.  Алая  заря  закрыла  всю  западную  половину  неба,  заиграла  роскошными  красками,  потом  улеглась,  померкла,  зеленоватое  покрывало  раскинулось  на  её  месте,  а  сумерки  надвинулись,  и  яркими  чёрными  силуэтами,  словно  нарисованные,  стали  выделяться  деревья,  горы.  Пришёл  тихий  июльский  вечер.  (170  слов)       (По  С. Сейфулину)

Грамматические  задания

1.Выписать  из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды подчинительной  связи  и  разобрать  их.

2. Выполнить  фонетический  разбор  слова: Упираясь  -  1-й  вариант        деревья  -  2-й  вариант

3. Разобрать  слова  по  составу: Разбросавшая,  тончайшим,  казалось  -  1-й  вариант

Заходящего,  мельчайшей,  упираясь  -  2-й  вариант

4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: Безбрежная,  необъятная  степь  походила  на  океан,  и казалось,  что  этому  океану  нет  ни  конца,  ни  начала.  – 1-й  вариант И  вот  уже  океан  стал  тёмно-синим,  вот  он  нахмурился,  и  волны  трав,  раскрашенных   последними  лучами  солнца,  стали  едва  заметными  в  густеющем  тёплом  мареве  сумерек.  -  2-й  вариант

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

infourok.ru

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ - УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

 

УРОК 68. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

 

I

СТАРЫЙ МУЗЫКАНТ

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)

(По А. Платонову.)

 

II

УТРО В ТАЙГЕ

Тайга дышала, просыпалась, росла.

Сердце мое трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев — повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

И каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе, эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни все вокруг.

Еще ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой все ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защелкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костер наш, едва тлевший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнем.

Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов.)

(По В. Астафьеву.)

 

III

ПЕРЕВАЛ

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя крутые отголоски гор, покрытых девственными лесами.

Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.

Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами; воздух становился так редок, что было больно дышать, кровь поминутно приливала в голову. (164 слова.)

(По М. Лермонтову.)

 

IV

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк.

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке темную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и все же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В четком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы — оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось все больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (170 слов.)

(По А. Соболеву.)

 

Домашнее задание: упр. 273, 275.

compendium.su

Географический диктант "Океаны" для повторения темы в 7 классе " Мировой океан

Географический диктант ОКЕАНЫ

(найди соответствие физико-географической характеристики океанов)

1.Наличие льдов связано с относительно низкой солёностью поверхностных водных масс, которые опреснены большим количеством речных вод, стекающих с материков.

2.С древнейших времён океан стал осваиваться человеком. На его берегах в разные эпохи возникли центры мореплавания.

3.Занимает 1/3 поверхности планеты.

4.Климат океана весьма разнообразен, потому что океан расположен во всех КП, кроме северного полярного.

5.На севере океан ограничен Евразией и не имеет связи с Северным Ледовитым о.

6.Климат океана определяется его расположением во всех КП. Наиболее широкая часть океана лежит не в экваториальных, а в тропических и умеренных широтах.

7.В далёкие времена на утлых деревянных кочах и ладьях пускались русские люди-поморы - в путешествия, зимовали на Груманте (Шпицбергене).

8.Уже разведаны месторождения нефти и газа на шельфе Карского и Баренцева морей, у берегов Канады и Аляски.

9.Комплексное изучение океана началось в конце 19в. Наиболее значительные исследования были проведены английской экспедицией на судне «Челенджер».

10.Климат океана формируется под влиянием его ГП. Особенность климата – сезонные ветры муссоны в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе и подвержена влиянию суши.

11.Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны («тайфун» - «сильный ветер»).

12.В нём обитает половина всей живой массы живых организмов Мирового океана.

13.Тропические водные массы богаты планктоном, в котором особенно много одноклеточных водорослей. Из-за них поверхностные воды мутнеют, меняют окраску.

14.Шельф океана богат полезными ископаемыми. В толщах осадочных пород на дне Персидского залива огромны залежи нефти и природного газа.

15.Океанологи изучают взаимодействие океана с атмосферой, исследуют природу Гольфстрима и др. течений.

16.Течения в океане влияют на ледовые условия. Особенность океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лёд.

17.В северном субтропическом поясе находится уникальное по своей природе – Саргассово море.

18.В океане выделяют 2 природных пояса. В субполярный пояс проникают тёплые воды Атлантики и создают здесь условия для развития планктона.

19.Ветры и течения вызывают движение и сжатие льдов, образование торосов.

20.Хозяйственная деятельность человека в океане привела к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу 18в. были истреблены млекопитающие – морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции Витуса Беринга.

Тихий океан: 3 4 11 12 20

Атлантический океан: 2 6 15 16 17

Индийский океан: 5 9 10 13 14

Северный Ледовитый океан: 1 7 8 18 19

infourok.ru

"Океаны" диктант по географии

Определите, к каким океанам Земли относятся перечисленные ниже утверждения.

  • Этот океан называют Великим;

  • Северной частью океан омывает материк Евразия;

  • В северной части океана – мощное Муссонное течение;

  • Названию океану дал Ф. Магеллан;

  • Почти по середине океана протянулись срединно-океанические хребты;

  • Самый теплый океан по температуре поверхностных вод;

  • Гольфстрим – самое известное течение в этом океане;

  • Животный и растительный мир океана значительно беднее, чем в других;

  • Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности;

  • Основное тепло в океан приносит Северо-Атлантическое течение;

  • На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку;

  • Почти ¼ ложа океана занимают срединно-океанические хребты;

  • В этом океане практически отсутствуют течения;

  • Самый протяженный океан с севера на юг;

  • Большую часть года вся поверхность океана покрыта льдами;

  • Этот океан соединяется с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом;

  • Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире;

  • На древних картах его называли Западным океаном;

  • Самый холодный океан;

  • Самый глубокий океан;

  • Имеет самый широкий шельф;

  • Западной частью омывает Африку;

  • Для северной и южной части океана характерны айсберги;

  • Самый мелководный океан;

  • Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива;

  • Океан – второй по величине.

  • Определите, к каким океанам Земли относятся перечисленные ниже утверждения.

  • Самый большой по площади океан;

  • Срединно-океанические хребты делят ложе океана на три части;

  • Через весь океан почти по меридиану протянулся гигантский хребет;

  • Находится самая глубоководная впадина;

  • Самый мелководный океан;

  • В океане расположено самое соленое море;

  • Самый холодный океан;

  • Морские котики, сивучи живут только в этом океане;

  • Самый бедный в природном отношении океан;

  • Большая часть океана лежит в южном полушарии;

  • На С-В океана образуется мощное теплое течение Куросио;

  • Самый малосоленый океан;

  • Самый глубокий океан;

  • Через океан проходят самые важные и оживленные торговые пути;

  • Самая характерная особенность природы океана – наличие льдов;

  • Океан имеет сложный рельеф дна, много глубоководных впадин;

  • В состав океана входит один большой остров материкового происхождения и много мелких коралловых и вулканических островов;

  • Второй по величине океан;

  • Значительная часть океана занимает шельф – затопленная северная часть Евразии;

  • Береговая линия изрезана слабо: два моря и столько же заливов;

  • В основании океана лежит плита, единственная в составе которой нет материка;

  • Самый богатый по запасам полезных ископаемых океан: нефть, уголь, олово и другие;

  • Центральная часть океана пересечена параллельными хребтами, названными именами русских ученых;

  • Океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

  • С древних времен океан стал осваиваться человеком.

  • Воды океана омывают два океана.

  • infourok.ru

    Школьный портал для учителей и учеников

    Диктант

    Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.

    В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

    Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы — оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.

    (167 слов) (По А. Соболеву)

    Грамматические задания

    1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.

    2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

    В первом и втором абзаце — 1-й вариант

    в третьем абзаце — 2-й вариант

    3. Разобрать слова по составу:

    Выспавшийся, расстилается, теряясь — 1-й вариант

    голубизной, оглядев, плавающая — 2-й вариант

    4.Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант

    Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. — 2-й вариант

    shkola-zanyatij.ru