Добыча нефти в России. Добыча нефти 2002


В России объем добычи нефти в 2002 году составил порядка 379 миллионов тонн

18:2221.01.2003

(обновлено: 17:38 05.06.2008)

1600

Объем добычи нефти в России в 2002 году увеличился на 9 проц по сравнению с 2001 годом и составил порядка 379 млн тонн, передает корреспондент РИА "Новости". Об этом заявил во вторник замминистра энергетики РФ Валентин Шелепов, выступая на парламентских слушаниях "Правовые проблемы заключения и реализации соглашения о разделе продукции при освоении месторождений континентального шельфа и использование конверсионного потенциала российского оборонно-промышленного комплекса". Шелепов отметил, что в настоящее время на российском шельфе реализуются два проекта на условиях соглашения о разделе продукции /СРП/: "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Эти два проекта объединяют 5 крупных нефтегазовых месторождений на северо-восточном участке шельфа и предусматривают добычу свыше 400 млн тонн нефти и более 700 млрд кубометров газа. Оба соглашения, по словам Шелепова, были заключены до вступления в силу федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и поэтому на них не распространяется...

МОСКВА, 21 января. /Корр. РИА "Новости" Виктория Приходько/. Объем добычи нефти в России в 2002 году увеличился на 9 проц по сравнению с 2001 годом и составил порядка 379 млн тонн, передает корреспондент РИА "Новости".

Об этом заявил во вторник замминистра энергетики РФ Валентин Шелепов, выступая на парламентских слушаниях "Правовые проблемы заключения и реализации соглашения о разделе продукции при освоении месторождений континентального шельфа и использование конверсионного потенциала российского оборонно-промышленного комплекса".

Шелепов отметил, что в настоящее время на российском шельфе реализуются два проекта на условиях соглашения о разделе продукции /СРП/: "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Эти два проекта объединяют 5 крупных нефтегазовых месторождений на северо-восточном участке шельфа и предусматривают добычу свыше 400 млн тонн нефти и более 700 млрд кубометров газа.

Оба соглашения, по словам Шелепова, были заключены до вступления в силу федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и поэтому на них не распространяется 70-процентная квота на размещение подрядов по проектам СРП среди российских производителей. Ввиду того, что в ближайшие 4 года предстоит основной этап разработки инфраструктуры добычи и транспортировки углеводородов на Сахалине, необходимо добиться размещения максимального объема подрядов среди российских предприятий путем усиления контроля со стороны государства за условиями готовящегося конкурса, подчеркнул замминистра энергетики.

В целом, отметил Шелепов, привлечению необходимых для разработки шельфовых проектов инвестиций препятствует нечеткость и нестабильность действующего законодательства. По оценке специалистов, недропользование обеспечено законодательной базой не более, чем на 50 проц. Шелепов подчеркнул необходимость ориентации нефтегазовых компаний на отечественного производителя в процессе технического перевооружения. Это, по его мнению, будет способствовать загрузке конверсионных мощностей оборонных предприятий и "послужит хорошим стимулом к созданию высококачественного и в то же время недорогого оборудования для нефтяников и газовиков".

Он сообщил, что в 2003, начале 2004 года планируется заключение соглашений о разделе продукции по перспективным Приразломному нефтяному и Штокмановскому газоконденсатному месторождениям, также расположенным на российском шельфе. В настоящее время создана комиссия по разработке условий пользования недрами и подготовке проекта соглашения о разделе продукции при Приразломному нефтяному месторождению. Проект постановления об утверждении состава переговорной комиссии по Штокмановскому газоконденсатному месторождению находится в правительстве, сообщил замминистра.

Участники парламентских слушаний отметили, что режим СРП способен стать решением проблем с добычей углеводородов и нефти на шельфе, поскольку гарантирует инвестору стабильность законодательных норм на протяжении всего срока действия соглашения. Вместе с тем, они отметили необходимость внесения ряда поправок в действующий закон о СРП. Так, участники рекомендовали правительству РФ включить в закон нормы, устанавливающие конкретный период времени или этапы разведки, обустройства и разработки месторождения, в течение которых должна быть выполнена установленная квота на размещение заказов между российскими подрядчиками. Они также предлагают предусмотреть в законе ответственность инвестора за невыполнение условий СРП при использовании российского оборудования. В закон предлагается также дополнительно включить цену товара в перечень признаков, по которым определяется конкурентоспособность российских товаров.

Кроме этого, особо оговаривается необходимость исключения возможности предоставления прав пользования нефтегазоносными участками недр континентального шельфа РФ без проведения конкурсов.

ria.ru

В России объем добычи нефти в 2002 году составил порядка 379 млн тонн

В России объем добычи нефти в 2002 году составил порядка 379 млн тонн

Объем добычи нефти в России в 2002 году увеличился на 9 проц по сравнению с 2001 годом и составил порядка 379 млн тонн, передает корреспондент РИА "Новости". Об этом заявил во вторник замминистра энергетики РФ Валентин Шелепов, выступая на парламентских слушаниях "Правовые проблемы заключения и реализации соглашения о разделе продукции при освоении месторождений континентального шельфа и использование конверсионного потенциала российского оборонно-промышленного комплекса". Шелепов отметил, что в настоящее время на российском шельфе реализуются два проекта на условиях соглашения о разделе продукции /СРП/: "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Эти два проекта объединяют 5 крупных нефтегазовых месторождений на северо-восточном участке шельфа и предусматривают добычу свыше 400 млн тонн нефти и более 700 млрд кубометров газа. Оба соглашения, по словам Шелепова, были заключены до вступления в силу федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и поэтому на них не распространяется 70-процентная квота на размещение подрядов по проектам СРП среди российских производителей. Ввиду того, что в ближайшие 4 года предстоит основной этап разработки инфраструктуры добычи и транспортировки углеводородов на Сахалине, необходимо добиться размещения максимального объема подрядов среди российских предприятий путем усиления контроля со стороны государства за условиями готовящегося конкурса, подчеркнул замминистра энергетики. В целом, отметил Шелепов, привлечению необходимых для разработки шельфовых проектов инвестиций препятствует нечеткость и нестабильность действующего законодательства. По оценке специалистов, недропользование обеспечено законодательной базой не более, чем на 50 проц. Шелепов подчеркнул необходимость ориентации нефтегазовых компаний на отечественного производителя в процессе технического перевооружения. Это, по его мнению, будет способствовать загрузке конверсионных мощностей оборонных предприятий и "послужит хорошим стимулом к созданию высококачественного и в то же время недорогого оборудования для нефтяников и газовиков". Он сообщил, что в 2003, начале 2004 года планируется заключение соглашений о разделе продукции по перспективным Приразломному нефтяному и Штокмановскому газоконденсатному месторождениям, также расположенным на российском шельфе. В настоящее время создана комиссия по разработке условий пользования недрами и подготовке проекта соглашения о разделе продукции при Приразломному нефтяному месторождению. Проект постановления об утверждении состава переговорной комиссии по Штокмановскому газоконденсатному месторождению находится в правительстве, сообщил замминистра. Участники парламентских слушаний отметили, что режим СРП способен стать решением проблем с добычей углеводородов и нефти на шельфе, поскольку гарантирует инвестору стабильность законодательных норм на протяжении всего срока действия соглашения. Вместе с тем, они отметили необходимость внесения ряда поправок в действующий закон о СРП. Так, участники рекомендовали правительству РФ включить в закон нормы, устанавливающие конкретный период времени или этапы разведки, обустройства и разработки месторождения, в течение которых должна быть выполнена установленная квота на размещение заказов между российскими подрядчиками. Они также предлагают предусмотреть в законе ответственность инвестора за невыполнение условий СРП при использовании российского оборудования. В закон предлагается также дополнительно включить цену товара в перечень признаков, по которым определяется конкурентоспособность российских товаров. Кроме этого, особо оговаривается необходимость исключения возможности предоставления прав пользования нефтегазоносными участками недр континентального шельфа РФ без проведения конкурсов.

0 0

Возврат к списку

Новости по теме:

au92.ru

Добыча нефти в России - страница 2

3. Добыча и экспорт нефтиМировые разведанные запасы нефти сконцентрированы на Ближнем Востоке. Пять ближневосточных стран обладают почти 2/3 глобальных запасов: Саудовская Аравия (25%), Ирак (11%), ОАЭ (9%), Кувейт (9%) и Иран (9%). Вне Ближнего Востока самые большие запасы имеют Венесуэла и Россия. Венесуэла обладает приблизительно 7%, Россия – почти 5% глобальных запасов нефти. Россия производит 10% нефти, в то время как потребляет только 4 (см. табл. 1).

Т а б л и ц а  1

Мировые запасы нефти, ее производство и потребление в международных сопоставлениях (в % к мировым)
  Запасы Производство Потребление
Россия 5 10 4
США 3 10 26
Китай 2 1 7
EU15 1 4 18
EU25 1 4 20
Ближний Восток 65 30 6
Северная и Латинская Америка 15 28 37
ОЭСР 8 28 62
ОПЕК 78 41 н.д.
Источники: BP Statistical Review of World Energy. L., 2002, расчеты - К. Лиухто

В 1999 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,  в 2003 году в России было добыто 421 млн. тонн нефти, включая газовый конденсат. До конца года в России будет добыто 460 миллионов тонн нефти, сообщил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. К началу ноября добыт 381 миллион тонн. Лидером по добыче "черного золота" остается "ЮКОС". За десять месяцев компания добыла 71 миллион тонн. Лидером по приросту добычи является ТНК-ВР. Прирост за десять месяцев составил около 7,5 миллионов тонн. Такде успешно развивают производство "Роснефть", "Славнефть" и "Сургутнефтегаз".

Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т (см. табл. 2).

Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти (см. табл. 3).

Т а б л и ц а  2

Нефтяные запасы ведущих российских компаний(по состоянию на 2000 г.)
Компания Запасы нефти, млн. т Доля государственной/региональной собственности, %
"ЛУКойл" 3344 14 (сейчас 8)
ЮКОС 2607 0
"Сургутнефтегаз" 1504 1
ТНК 3707 0
"Татнефть" 841 33 (Татарстан)
"Сибнефть" 753 0
"Роснефть" 1573 100
"Башнефть" 365 65 (Башкортостан)
"Славнефть" 286 75 (сейчас 0)

Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали свою деятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, British Gas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, Neste Oy, Nirsk Hidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RD Shell, Statoil и TotalFinaElf.

Т а б л и ц а  3

Производство сырой нефти 10 ведущими российскими компаниями (млн. т)
  1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
"ЛУКойл" 50,9 53,4 53,7 53,4 69,1 73,0 78,2
ЮКОС 35,3 35,6 34,1 34,2 49,5 58,1 72,8
"Сургутнефтегаз" 33,3 33,9 35,2 37,6 40,6 44,0 49,2
ТНК 21,5 21,0 19,7 20,1 28,6 40,6 38,0
"Сибнефть" 18,7 18,2 17,3 16,3 17,2 20,6 26,3
"Татнефть" 23,7 23,2 24,4 24,4 24,3 24,6 24,2
"Славнефть" 12,9 12,3 11,8 11,9 12,3 13,5 16,2
"Роснефть" 13,0 13,4 12,6 12,6 13,5 14,9 16,0
"Сиданко" 20,8 20,3 19,9 19,6 13,0 16,0
"Башнефть" 16,3 15,4 12,9 12,3 11,9
 

Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов бюджета. Российская Федерация выступает как один из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии. Россия, Норвегия и Мексика – единственные страны, не входящие в ОПЕК, среди 10 крупнейших чистых экспортеров мира. В 2000 г. Россия экспортировала приблизительно 145 млн. т сырой нефти и 50 млн. т нефтепродуктов. С 2000 г. экспорт нефти и нефтепродуктов начал расти, и за период с 1996 г. фактически удвоился. По прогнозам Министерства энергетики РФ, экспорт сырой нефти увеличится почти до 300 млн. т в 2010 г.

 Рост экспорта сырой нефти сдерживается транспортными «узкими местами», поэтому российские нефтяные корпорации надеются на увеличение экспорта нефтепродуктов в будущем. Но в настоящее время главный вопрос экспорта российских нефтепродуктов – их низкое качество. Страна все еще отстает в производстве дизельного топлива с низким содержанием серы, использование которого будет обязательным в ЕС, начиная с 2005 г.

Подавляющая часть российской нефти уходит за пределы постсоветского пространства (см. табл. 4). Доля чистого экспорта в страны дальнего зарубежья повысилась с 53% в 1992 г. до 86% в 2001 г. Главные страны-импортеры – Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания. В настоящее время экспорт нефти в США сдерживает то обстоятельство, что издержки транспортировки российской нефти в эту страну значительно выше, чем у ближневосточных производителей.

Т а б л и ц а  4

Экспорт сырой нефти из России (1995-2010 гг., прогноз)
Годы 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2010
Экспорт, млн. т 132,8 102,0 108,4 140,0 130,8 144,5 162,1 195,0 202,0 219,0 242,0 296,0
Прирост экспорта, % н.д. -23 6 29 -7 10 12 20 4 8 11 -
Экспорт/производство, % 43 34 35 46 43 45 47 52 51 52 54 58

В 2002 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. «Труба» пересекает Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветви. Северная идет через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Adria».

Балтийская трубопроводная система (БТС) включает 450-километровый трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми), трубопроводы Уса-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши, а также трубопровод Кириши-Приморск. БТС находится в собственности «Транснефти».

В сентябре 2001 г. было закончено строительство трубопровода Суходольная-Родионовская. Эта 250-километровая магистраль по­зволяет российским нефтяным компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала, не исполь­зуя ветвь, проходящую по украинской территории, что дает возмож­ность российским компаниям избежать высокой платы за транзит и нелегальной откачки нефти. Пропускная способность трубопровода - примерно 16-25 млн. т.

Помимо западных маршрутов Россия стремится развивать тру­бопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т от Ангарска до Дацина в Маньчжурии.

ExxonMobil - оператор проекта "Сахалин-1" - выступает за стро­ительство 250-километрового подводного трубопровода через Татар­ский пролив до порта Де-Кастри на российском материке, что позволит наращивать экспорт нефти в азиатские страны. Слабое место проекта кроется в том, что Де-Кастри не является незамерзающим портом. Пропускная способ­ность и терминала, и трубопровода должна достигнуть 12-15 млн. т.

Консорциум "Сахалин-2", возглавляемый RD Shell, планирует экспорт нефти в Японию, Южную Корею и Тайвань. Для этого нужно построить 800-километровый трубопровод через весь Сахалин к сво­бодному ото льда порту Пригородное. Этот план недешев, но позволя­ет экспортировать нефть круглый год.

Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2002 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Хотя Новороссийск - незамерзающий порт, главная проблема здесь - частые и сильные штормы. В 2002 г. он был закрыт из-за непогоды на 85 дней, то есть в среднем почти два дня в неделю.

Важны для экспорта нефти из России и порты на Балтий­ском море. Главным нефтяным терминалом здесь традиционно был латвийский порт Вентспилс. Но его доминирующие позиции поколеблены ввиду быстрого развития Таллиннского порта, хотя к нему нефть нужно транспортировать по железной дороге, тогда как к Вентспилсу подходит трубопровод.

Приморск - самый крупный балтийский нефтяной терминал, на­ходящийся на российской территории. В 2002 г. в Приморске было обслужено 135 танкеров и отправлено приблизительно 12 млн. т сы­рой нефти. "Транснефтепродукт" планирует к 2005 г. присоединить терминал к нефтепродуктоводу (Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск) с про­пускной способностью 10 млн. т в год.

Также большое значение имеет Петербургский нефтяной терминал. При­мерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2002 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть.

В но­ябре 2000 г. "ЛУКойл" открыл нефтяной терминал в Калининграде. В 2001 г. компания построила еще один терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. т. Эти терминалы, по оценкам, способны перегружать до 3-5 млн. т нефти ежегодно.

На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Ар­хангельск, Витино и Мурманск. Варандейский терминал с начальной пропускной способностью 1,5 млн. т был построен "ЛУКойлом" и вступил в строй в августе 2000 г. Компания надеется повысить ее до 10 млн. т. Она будет загружать здесь собственные танкеры водоизме­щением 16-20 тыс. т и отправлять их в Мурманск, где сырая нефть будет перегружаться на тяжелые суда, которые станут использоваться для экспорта нефти в Европу и США.

"Роснефть" планирует инвестировать приблизительно 15 млн. долл. в модернизацию терминала в Архангельске с целью удво­ения его пропускной способности (с 2,5 млн. до 4,5 млн. т в год). Но зимой этот терминал часто испытывает проблемы, так как не хватает ледоколов, чтобы освобождать арктический порт ото льда.

Порт Витино расположен на юго-западном побережье Кандалакшинского залива на Белом море. Пропускная способность порта - 4 млн. т. Сырая нефть поступает в Витино по железной дороге, откуда отправляется небольшими танкерами водоизмещением до 70 тыс. т в Мурманск, где перегружается на крупные танкеры и затем экспортируется в Европу или США. В 2002 г. объемы транспортировки нефти через Витино увеличились с 0,1 млн. до 2,8 млн. т.

Консорциум четырех российских неф­тяных компаний - "ЛУКойл", ЮКОС, ТНК и "Сибнефть" - пла­нирует сооружение трубопровода от Западной Сибири до Мурман­ска. Инвестиции, требуемые для финансирования этого проекта, - 3,4-4,5  млрд. долл.

Мурманский порт будет иметь несколько преимуществ. Первое - огромная потенциальная пропускная способность в 60-120 млн. т. Вто­рое - круглогодично свободное ото льда море в отличие от портов, расположенных на востоке Балтийского моря. Третье - защищенная гавань и уникальные глубины Кольского залива позволят загружать танкеры водоизмещением 300 тыс. т. Четвертое - самый экономный транспортный мар­шрут. Транспортировка тонны нефти этим маршрутом из Сибири в США будет стоить 24 долл., тогда как через нефтепровод "Дружба-Adria" - 29,5 долл., через каспийский трубопровод - 29,9 долл. По оценкам, реализация проекта начнется в 2004 г. и закончится в 2007 г.

Россия продолжит сокращать зависимость от транзита нефти через страны Балтии: "Транснефть" стремится "отобрать" у балтийских операторов плату за транзит и портовые платежи. Неф­тяной транзит через страны Балтии или любые другие государства будет действовать только как дополнительный маршрут для случаев, с которыми российские терминалы не смогут справиться самостоя­тельно. Роль балтийских портов в российской нефтяной экспортной логистике уменьшится, если будет построен Мурманский порт.

www.coolreferat.com