Добыча нефти в Арктике: бизнес и экология совместимы. Добыча нефти в арктике


Добывают нефть в Арктике - Интересное

Первая мире нефть, которая добывается на арктическом шельфе на стационарной платформе… 60 км от берег за полярным кругом в Российской Арктике… Здесь 7 месяцев в году суровая зима, дрейфующие льды и температура воздуха до -48! А летом здесь волны до 9 метров и штормы…

…но в 1989 году здесь открыли одно из наиболее крупных нефтяных месторождений на арктическом шельфе — Приразломное. Спустя более чем 20 лет технологии достигли такого уровня, когда эту нефть можно добывать эффективно, безопасно и экологично на первой в мире стационарной арктической нефтяной платформе, установленной на дно на глубину 20 метров.

Да-да, это та самая платформа, которую недавно троллили гринписовцы, не в последнюю очередь благодаря которым у многих из нас есть ассоциация с тем, что добывать нефть в Арктике — это вредить природе. На самом же деле, троллинг Гринпис в основном носит политический характер и лишь очень косвенно связан с экологией и защитой окружающей среды.

Цена на нефть падает? Зачем инвестировать в такие проекты? Даже если барель нефти будет стоить 10$, то добыча арктической нефти все равно будет рентабельна! 100% этой нефти нового сорта Arco поставляется в Европу в Роттердам, этот сорт нефти нефти особенно хорош для производства масел и их субпродуктов. Контракты заключены на годы вперед, а ресурс месторождения рассчитан на 25 лет и это при том, что добыча нефти только выходит на проектные мощности!

На прошлой неделе я показывал какой путь на чартерах и вертолетах проделывают вахтовики, чтобы добраться с большой земли на платформу «Приразломная» в формате «один-мой-день» — «Один мой день с вахтовиками-нефтянниками в Арктике», а сегодня хочу рассказать о том как это все работает.

Добро пожаловать на первую в мире морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная»!

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км к северу от посёлка Варандей. Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров.

 

 

Для оперативного управления производством и доставки вахтового персонала и грузов на «Приразломную» создана развитая береговая инфраструктура. В ее состав входят база снабжения и база производственного обслуживания в Мурманске, а также перевалочная база на Варандее со строящимся вахтовым поселком на 180 человек для временного размещения персонала МЛСП «Приразломная».

 

 

Логистика доставки вахтового персонала и грузов предусматривает использование самолетов Ан-24 (АН-26) для полетов в аэропорт «Варандей» и двух модернизированных вертолетов МИ-8АМТ для полетов на платформу. В авиапарке «Приразломной» несколько модернизированных вертолетов, оснащенных с учетом жестких требований безопасности. В вертолетах есть световые дорожки, выдавливаемые окна и два спасательных плота, рассчитанных на 25 мест каждый.

 

 

Строили платформу в Севердвинске и Мурманске, а затем по морю доставили к месту дислокации. При ее проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях.

В основе жилого модуля лежит бывшая в эксплуатации норвежская нефтяная платформа, но все остальное -– это абсолютно уникальная платформа, сконструированная так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе. Она рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

 

 

Длина и ширина МЛСП «Приразломная» составляют 126 м, высота – 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тысяч тонн, и после установки фактически стала искусственным островом. Ее гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечиваются также щебне-каменной бермой (ее объем – свыше 45 тысяч кубических метров), отсыпанной по периметру днища платформы.

Структурно платформа состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). На платформе в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала.

 

От волновых и ледовых воздействий «Приразломную» защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Он представляет собой стену высотой 16,4 м, наклоненная верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн. Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой — 547 тонн, она выдерживает ветровую нагрузку в 51 м/с.

Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая – всего 20 метров, то «Приразломная» стоит непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы (кессон) одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кессон представляет собой уникальную разработку: он несет на себе основную нагрузку и от его надежности зависит надежность всей платформы. Именно кессонная часть позволяет «Приразломной» успешно противостоять суровому арктическому климату, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу персонала. Запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки – оно способно выдержать даже прямой торпедный удар.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.

Скважина имеет вертикальную глубину 2,3-2,7км, затем начинается горизонтальное бурение на расстояние до 3км.

 

Облет платформы «Приразломная»:

МЛСП «Приразломная» оборудована двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. КУПОНы расположены на противоположных концах платформы, что делает возможным беспрепятственный подход танкеров к платформе в любых погодных и навигационных условиях.

Устройства КУПОН оборудованы специальным носовым приемным устройством. Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). КУПОН отслеживает перемещения танкера в секторе 180°. В случае его отклонения от сектора, обслуживаемого одним устройством, проводится отшвартовка танкера и переход к другому КУПОНу.

 

 

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку, при которой расстояние от танкера до МЛСП «Приразломная» составляет 80 ±6 м. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать танкер на месте. Скорость загрузки танкера может доходить до 10 тыс. м3/час, что позволяет загрузить танкер нефтью ARCO за 8-9 часов. Постоянное дежурство рядом с платформой несут специализированные суда, оборудованные новейшими комплексами аварийного нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях.

 

 

Транспортно-логистическая схема проекта «Приразломное», включающая два многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев» и два челночных танкера «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования МЛСП «Приразломная».

МФЛС доставляют с базы снабжения в Мурманске на платформу грузы, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, при необходимости удерживают челночные танкеры во время грузовых операций. Суда оборудованы грузовой палубой площадью 750 м2, палубным краном и другими необходимыми устройствами. За время, прошедшее с начала промышленной добычи нефти на Приразломном месторождении, МФЛС в общем сложности перевезли уже более 130 тыс. тонн грузов.

Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, построенные в 2009 году, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Танкеры имеют усиленный ледовый класс и оборудованы системой динамического позиционирования, позволяющей во время погрузки удерживать судно на одной точке несмотря на воздействие ветра и волн. Суда способны двигаться во льду кормой вперёд, оснащены современными средствами навигации и управления.

 

 

 

 

 

Работа на «Приразломной» организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную экологическую и промышленную безопасность проекта. Однако в соответствии с лучшими международными практиками и стандартами компания «Газпром нефть шельф» разработала и внедрила подробный План предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН). Этот документ рассматривает различные сценарии возможных рисков и описывает действия персонала и вспомогательных сил в случае возникновения любой непредвиденной ситуации. Компанией «Газпром нефть шельф» закуплено специальное оборудование, которое позволит оперативно ликвидировать разливы нефти в арктических условиях.

Все оборудование находится на судах сопровождения, которые круглосуточно дежурят у платформы «Приразломаная»:

 

 

А вот как выглядит платформа «Приразломная» сверху с капсулы «Фрог», с помощью которой происходит транспортировка персонала на корабли сопровождения:

 

 

Мы были на платформе с Сергеем  sergeydolya. Вот его репортаж о поездке: «Полет на Приразломную»

 

 

 

 

Ощущения от перемещения на «Фроге» просто космические! Американские горки нервно курят в стороне 🙂

 

 

 

 

Новый сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, носит название ARCO – из начальных букв английских слов Arctic и Oil. Новый сорт нефти впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

Нефть ARCO отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр) и повышенным содержанием серы, а также низким содержанием парафина. Относительно тяжёлая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической промышленностях.

 

А так платформа выглядит 7 месяцев в году, с ноября по май. Очень хотелось бы взглянуть на нее во льдах, но мы были в октябре.

«Приразломная»– это единственный проект в мире, где добыча в Арктике осуществляется со стационарной платформы. Он же является самым безоспасным в сравнении с другими платформами.

 

xn--e1aaajzchnkg.ru.com

Нефть в Арктике/Добыча нефти в Арктике

Запасы нефти в Арктике

http://arctic-info.ru/cached_image/x1tpsgeyz51_Size310x0.jpg" enable-fancybox="true">К настоящему времени в Арктической зоне России открыто около 600 месторождений нефти. Наиболее известны из них: Ванкорское в Красноярском крае, Харьягинское, имени Романа Требса и Анатолия Титова, Южно-Хыльчуюское в Ненецком автономном округе, Новопортовское, Юрхаровское, Русское, Мессояхская группа на Ямале.

Углеводородный потенциал арктического шельфа России оценивается в 100 млрд тонн нефтяного эквивалента. На Арктическом шельфе открыты Приразломное и Долгинское нефтяные месторождения в Печорском море, месторождение Победа в Карском море. Менее исследован арктический шельф восточных морей. Согласно российскому закону «О недрах», вести добычу на шельфе могут только компании с государственным участием не менее 50% и обладающие опытом работы на шельфе не менее пяти лет - «Роснефть» и «Газпром». Между госкомпаниями уже распределено большое количество лицензионных участков таких как Центрально-Баренцев, Персеевский и Федынский, Восточно-Приновоземельские -1, -2, -3, Южно-Русский, Южно-Приновоземельский и Западно-Матвеевский, Южно-Чукотский, Северо-Карский и т. д.

Добыча нефтиhttp://arctic-info.ru/cached_image/yurij4fihsw_Size310x0.jpg" enable-fancybox="true">

В условиях истощения месторождений в центральной части страны, в Поволжье и Западной Сибири добыча нефти постепенно смещается в северные и восточные регионы страны. В 2009 году началась добыча нефти на Ванкорском месторождении в Красноярском крае, с тех пор из недр извлечено уже более 70 миллионов тонн нефти. Прирост нефтедобычи в России происходит в основном за счет Ванкорского месторождения. В Ванкорский кластер, который «Роснефть» намерена создать в регионе также войдут Лодочное, Сузунское и Тагульское месторождения. А, например, в Ненецком автономном округе накопленная добыча нефти за 30 лет эксплуатации месторождений превысила 200 млн тонн. Добыча нефти в НАО началась в 1984 году с пробной эксплуатации на крупнейшем в округе Харьягинском нефтяном месторождении. Сегодня на территории НАО открыто 90 месторождений углеводородного сырья, 79 из них переданы нефтяным компаниям для разработки.

http://arctic-info.ru/cached_image/154pfyfs231_Size310x0.jpg" enable-fancybox="true">Технология добычи нефти

Добыча углеводов в Арктике требует использования последних, самых современных технологий. Благодаря применяемым современным технологическим решениям, коэффициент извлечения нефти на том же Ванкоре - один из самых высоких в России.

На первом российском проекте на арктическом шельфе — добыча нефти на «Приразломной» - «Газпром нефть шельф» применил самые последние технологии. Для разработки Приразломного месторождения создана уникальная ледостойкая платформа «Приразломная». Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях и способна выдержать максимальные нагрузки. Платформа стоит на дна моря, ее запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки. Основание платформы выдержит удар даже 10-метровых волн, которые по статистике бывают раз в 100 лет.http://arctic-info.ru/cached_image/zmwgungydpo_Size310x0.jpg" enable-fancybox="true">

Толщина стен основания платформы — три метра, скважины бурятся внутри и надежно изолированы от окружающей среды. На платформе создана система «нулевого сброса», исключающая попадание в море отходов бурения и производства. Они будут закачиваться в специальную поглощающую скважину или, при необходимости, собираться в контейнеры и вывозиться на берег для последующей утилизации.

Фото: «Роснефть», «Газпром нефть»

www.arctic-info.ru

Добыча нефти в Арктике: бизнес и экология совместимы

Хозяйственное освоение территории Арктики может негативным образом сказаться на окружающей среде. Этот факт признают даже отечественные чиновники. Однако полностью отказываться от планов добычи углеводородов на Северном полюсе и в близлежащих областях Россия не собирается.

Условные запасы газа и нефти на Северном полюсе оцениваются российскими экспертами в 100 миллиардов тонн. Как сообщил Василий Богоявленский, заместитель директора по науке Института проблем газа и нефти Российской академии наук, 80% этих запасов сосредоточены на арктическом шельфе. Однако северные территории богаты не одними только углеводородами. Здесь имеется очень много различных биоресурсов, отметил Аркадий Тишков, заместитель директора географического Института РАН. Однако развертывание хозяйственного освоения Севера может крайне негативно отразиться на экологии. «Регион сегодня очень плохо исследован, поэтому необходимо уделять большое внимание его изучению, главным образом в связи с глобальным изменением климата, однако мы не располагаем достаточными силами и средствами, чтобы проводить даже мониторинг», - отметил Тишков.

Сначала прибыль, экология - потом.

Вопрос экологической безопасности добычи углеводородов на арктическом шельфе был назван одним из главных Дарьей Василевской, замдиректора отдела госполитики в сфере недропользования и геологии Министерства природных ресурсов РФ. При тщательном изучении выяснилось, что «законодательная база в России по экологической безопасности либо слишком мягкая, либо вообще отсутствует», заявила она.

По словам Василевской, эксперты Министерства природных ресурсов подготовили соответствующие поправки к закону, связанному с разработкой арктического шельфа, которые предполагают создание специального фонда, деньги из которого будут поступать на ликвидацию различных экологических последствий в случае техногенных аварий.

На шельфе постоянно проводится экологическая экспертиза. Василевская заверила журналистов, что в ее ведомстве внимательно прислушиваются ко всем замечаниям, поступающим от независимых наблюдателей. Тем не менее, экологи Гринпис России, обратили внимание на то, что нефтегазовым проектам была дана экспертная, а отнюдь не общественная оценка.

Опасения экологов безосновательны?

В ответ Владимир Вовк, начальник управления технологии и техники разработки морских месторождений ОАО «Газпром» сказал, что со стороны компании было сделано все возможное, чтобы не опустить аварий: «Конструкция установки отличается повышенной надежностью, оборудование установлено самое современное. Все спроектировано таким образом, чтобы в море не смогло попасть ничего, в том числе и продукты жизнедеятельности людей, трудящихся на вышке».

Представитель Минприроды тоже ответила на замечание экологов: «Я считаю, что ставить вопрос о том, что мы занимаемся охраной природы и по этой причине не работаем на шельфе, совершенно неправильно», - сказала Дарья Василевская.

Минприроды выступает за рентабельность.

Еще один достаточно важный и спорный вопрос - рентабельность добычи углеводородов и других полезных ископаемых в Арктике. Затраты на разработку месторождений на Крайнем Севере, вне всякого сомнения, будут намного выше и нынешние цены на газ не позволяют покрывать затраты государственным компаниям, занимающихся освоением арктического шельфа. В природоохранном ведомстве считают необходимым введение налогового послабления для компаний-участников освоения арктического шельфа.

С должным уровнем внимания обсуждается и вопрос о допуске к разработке арктических месторождениям большего количества компаний. Минэнерго и Минприроды совместными усилиями устранили существующие противоречия в законе относительно доступа дочерних подразделений государственных корпораций и компаний, обладающих зарубежным опытом работы на морском шельфе. Эти противоречия в прошлом мешали им присоединиться к проектам в российской северной акватории.

После принятия внесенных поправок возможность получить лицензию на геологоразведку участков шельфа смогут компании вне зависимости от доли государственного участия в их капитале. Но лицензию на добычу по-прежнему смогут получить только компании с государственной долей более 50%, отметила Василевская.

Золотое дно арктических морей.

А сейчас активной разработкой арктических месторождений продолжает заниматься только «Газпром». Добыча углеводородов на Приразломном месторождении через 6 лет может достичь 6.6 миллионов тонн нефти, утверждает Владимир Вовк. В настоящий момент ледостойкая буровая платформа «Приразломная» «уже вышла непосредственно на ту точку, где будет окончательно закреплена». Планируется, что до конца текущего года она даст первую тонну шельфовой нефти.

По материалам rtkorr.com

news-mining.ru

Нефтедобыча в Арктике. - Статьи

Интерес к Арктике в течение последних 10 лет, в период высоких цен на нефть, прежде всего был обусловлен колоссальными объемами нефти и газа. По данным US Geological Survey, запасы углеводородов составляют 412,2 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 22% мировых технически извлекаемых ресурсов нефти и газа.

Однако, необходимо отметить, что это технические ресурсы, а не запасы поставленные на баланс в качестве коммерческих запасов. Только малая часть из них может быть рентабельна. Кроме этого, более 80% нефти и газа Арктики находится на шельфе северных морей, таких как Баренцево, Печорское, Карское, Бофорта, что очень сильно усложняет и удорожает добычу. По оценкам экспертов в России (в экономической зоне арктического шельфа) находится до 40% запасов нефти и 70% запасов газа.

Радужные перспективы развития российской нефтедобычи в Арктике имели место в период высоких цен на нефть — более 100 usd/баррель. В таких условиях добыча нефти на арктическом шельфе рентабельна, но при активной поддержке государства (применение налоговых льгот правительством РФ), а также получения финансирования и технологий (оборудования, ПО, управленческих решений) от западных нефтяных компаний, имеющих опыт шельфовых разработок. Как раз в период 2010-2014 годов активно создавались СП с западными компаниями (Эксон, Тоталь и т.д.) для освоения арктических месторождений и в планах компаний стояло к 2025 году нарастить добычу на арктическом шельфе до нескольких десятков миллионов тонн нефти в год. Но в 2014 году два важнейших события повлияли на планы по развитию арктического шельфа: падение цен на нефть (прежде всего из-за развития добычи сланцевой нефти и падения спроса в Китае) и ввод санкций в отношении российской шельфовой нефтедобычи со стороны США и стран ЕС.

Санкции против шельфа.

Секторальные услуги, в том числе в отношении нефтегазовой отрасли, ЕС, США и Канада вводили в 2 стадии.

1я стадия касалась поставок оборудования. Она была введена в конце июля — в начале августа 2014 г. 2я стадия введена в сентябре 2014 г.

Она распространяла действие санкций не только на поставки оборудования, но и на предоставление услуг, обмен информацией с российскими партнерами, а также на участие западных компаний в наиболее технологичных добычных проектах.Первая стадия санкций — запрет на поставку технологий и оборудование был введен ЕС и США соответственно 31 июля и 1 августа 2014 г.

Санкции США имеют более жесткий характер, по сравнению с санкциями ЕС.

Они подразумевают лицензирование поставок в Россию оборудования для глубинной, свыше 500 футов (152,4 м), добычи углеводородов, разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа.

Санкции ЕС также касаются глубоководной добычи, но не конкретизируют минимальную глубину добычи.

Список запрещенного США к ввозу в Россию оборудования следующий:

• буровые установки;

• детали для горизонтального бурения;

• буровое оборудование и оборудование для заканчивания скважин;

• морское оборудование для работы в условиях Арктики;

• оборудование для каротажа;

• скважинные насосы;

• бурильные и обсадные трубы;

• программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта;

• насосы высокого давления;

• оборудование для сейсморазведки;

• дистанционно управляемые подводные аппараты;

• компрессоры;

• инструменты для развальцовки;

• распределительные краны;

• райзеры.

В список оборудования, которое запрещено к ввозу в Россию Евросоюзом, входит оборудование для шельфовых проектов, глубоководного бурения и разведки месторождений Арктики, а также оборудование для сланцевых проектов.

В список Евросоюза входят:

• трубы, используемые для нефтяных и газовых трубопроводов, различных видов и размеров;

• насосно-компрессорные трубы; используемые при бурении нефтяных или газовых скважин, инструменты для бурения,

• насосы для жидкостей.

При этом Евросоюз ввел режим предварительного одобрения сделок по поставке оборудования в РФ. Соответствующие одобрения должны будут выдавать уполномоченные госорганы стран, в которых зарегистрированы компании-экспортеры.

Данное оборудование практически не производится в России, а часть из него не имеет аналогов и в странах, не вводивших санкции против России.

Прогноз объемов добычи нефти и газа на шельфе Балтийского и арктических морей.

На развитие нефтедобычи на шельфе будет прежде всего влиять макроэкономические и политические факторы перечисленные выше прежде всего — цены на нефть и влияние международных санкций на российскую нефтедобычу на шельфе.

Кроме этого, необходимо учесть такие вводные, как выработанность месторождений основных российских нефтедобывающих компаний, а также то, что российские власти будут различными методами, в том числе и административными и налоговыми, стимулировать компании к вводу в эксплуатацию хотя бы некоторых шельфовых месторождений (даже в условиях санкций и низких цен на нефть), чтобы оправдать ранее данные прогнозы и не допустить падения нефтедобычи.

В перспективе до 2025 г основным источником добычи нефти остаются акватории Баренцева и Печорского морей, причем объем добычи будут определяться только Приразломным месторождением.

В Балтийском море в текущий период будет наблюдаются резкий спад добычи на Кравцовском месторождении.

Из месторождений акватории Обской и Тазовской губы промышленная разработка начинается только Северо-Каменномыского месторождения.

Прогноз потребности в оборудовании для реализации шельфовых проектов в Балтийском и арктических морях.

Ввод новых месторождений, в том числе и шельфовых, технологически увязан с необходимостью строительства сопутствующей транспортной инфраструктуры: прокладкой промысловых и подводящих, а в некоторых случаях и магистральных трубопроводов, строительством УПН, НПС, УКПГ, объектов энергетического хозяйства и т.д.

Поэтому ввод новых месторождений будет технологически синхронизирован с перечисленными выше объектами промысловой и транспортной инфраструктуры.

Кроме этого, геологоразведочные мероприятия на шельфе арктических морей подразумевают необходимость в эксплуатации судов для 2D и 3D сейсморазведки, а также морских буровых платформ.

Сейсмика

В связи с ограничением доступа российских нефтедобывающих компаний к дешевому западному финансированию, а также падению курса рубля они начали в резко сокращать инвестиционные программы и первым делом пострадали шельфовые проекты, как наименее перспективные в современной макроэкономической обстановке.

По сравнению с прошлыми планами компаний наибольшее сокращение ожидает 3D-сейсмику, прежде всего в акваториях Баренцева и Печорского морей. Максимум ее придется на 2016-2019 гг (6-8 тыс км2), с целью поддержания процесса освоения месторождений (в противном случае лицензия на месторождение может быть отозвана).

К 2025 году объем сейсмики сократится до 18 тыс пог. км для 2D бурения и до 2 тыс км2 для 3D бурения.

В первую очередь, по сравнению со сценарием 1, значительно сократится 3D-разведка в акваториях

Для выполнения представленных объемов сейсморазведочных работ необходимое количество судов для сейсморазведки составит 25-27 единиц.

Обсадные трубы

Суммарная потребность в обсадных трубах в 2015-2025 гг составит 282 км труб, что меньше прогнозов годовалой давности почти в 3 раза.

При этом потребность в акватории Печорского и Баренцева морей и Обской и Тазовского губ составит более 90% от суммарной потребности в обсадных трубах на шельфе Балтийского и западных арктических морей России.

Буровые и добычные платформы

Предполагается, что эксплуатационное бурение в акватории Баренцева и Печорских морей начнется после 2025 (за исключением Приразломного месторождения, где в 2014 г уже отгружены первые объемы товарной нефти и необходимости в добычных платформах нет).

Таким образом, потребность в морских добычных платформах будет формироваться после 2025 г.

Максимальная потребность в буровых установках всех типов придется на 2020 г — примерно в 6 единиц в сумме для южных морей Балтийского моря и западных арктических морей России.

20.04.2017, 200 просмотров.

sm-shelf.ru

Добыча нефти и газа уходит в Арктику

6 июня открылась Международная конференциия «Ямал Нефтегаз 2012. Комплексное освоение нефтегазовых месторождений Ямала: привлечение инвестиций и передовых технологий». Организаторы мероприятия — правительство ЯНАО и компания Vostock Capital. На конференции в Салехарде представители нефтегазового бизнеса из 12 стран мира обсудили новые подходы к освоению месторождений Арктики.

Основными темами конференции стали инвестиционный потенциал и привлекательность региона ЯНАО, его транспортная инфраструктура, инновационные технологии и их применение при освоении ресурсов Арктики и сохранение хрупкого баланса экосистемы полуострова. В рамках мероприятия прошли выставка оборудования и технологий для обустройства месторождений в сложных климатических условиях, техническая сессия «Современные технологии и практический опыт нефтегазовых компаний и ведущих мировых производителей оборудования в разработке проектов Ямала» и круглый стол «Вопросы развития и финансирования транспортной инфраструктуры для создания оптимальной логистической цепочки ввоза и вывоза углеводородного сырья и оборудования».

В конференции участвовали руководители нефтегазовых компаний, представители власти, ведущие специалисты индустрии по инновациям и технологиям. Среди участников – президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, генеральный директор компании «Ямал СПГ» Глеб Люксембург, руководитель компании «Сибур-Восток» Денис Соломатин, генконсул США в Екатеринбурге Дэвид Майкл Рейнерт, а также представители Тюменского нефтяного научного центра, ТюменНИИгирогаза, Морстройтехнологии, Ленгипротранса, Атомфлота, Росприроднадзора, зарубежных компаний и другие. На конференции, в частности, были рассмотрены крупнейшие инвестиционные проекты Ямала.

Вчера состоялся мастер-класс, на котором председатель правления группы компаний Project Delta Group Ханс ван Люмен представил опыт голландских компаний в разработке месторождений и развитии инфраструктуры на прибрежных и шельфовых арктических участках. Прошла сессия «Создание конкурентноспособной транспортной инфраструктуры – ключевой фактор развития региона». Модератором выступила руководитель проектов «Морстройтехнология» Софья Каткова. На сессии обсуждались, в частности, такие темы, как роль железнодорожного транспорта в освоении Севера, возрождение Семорпути и модернизация ледокольного флота, строительство порта Сабетта и развитие нефтепроводной инфраструктуры в регионе. Участие в обсуждении приняли руководители и представители Ленгипротранса, ЛенморНИИпроекта, Атомфлота, Транснефти, компании «Вертолеты России».

Также прошли «круглый стол» по теме «Поиск инновационных решений с привлечением передового опыта», сессии «Экологические аспекты освоения арктического региона – нет права на ошибку» и дискуссии по проблеме рационального использования попутного нефтяного газа.

Участники форума отмечали, что добыча нефти и газа в России все больше смещается в труднодоступные и отдаленные регионы страны. Это существенно увеличивает себестоимость геологоразведки, освоения и транспортировки добытых углеводородов, а потому требует новые технологии и инвестиции. «У нас есть спрос на технологии, на инструменты для подхода к сложным арктическим территориям. Нам нужны предложения. Но у нас есть и жесткие требования – минимизировать риски для сохранения северной природы. Нам это важно», — подчеркнул первый заместитель губернатора ЯНАО Владимир Владимиров.

Для участия в международной конференции съехались руководители нефтегазовых компаний, представители власти, ведущие специалисты индустрии по инновациям и технологиям, представители компаний из городов России, Голландии, Японии, Чехии, Англии, Франции, Финляндии, Индии, Швеции, США и ФРГ. Всего более 150 человек. Интерес к ямальскому форуму объясним. Альтернатив такому запасу углеводородного сырья как на территории округа, нет ни в России, ни в мире. Возможно поэтому, многие из иностранных гостей предпочли Ямал международному малазийскому газовому форуму, который тоже проходит в эти дни.

Ссылки по теме:Сайт конференции «Ямал Нефтегаз 2012. Комплексное освоение нефтегазовых месторождений Ямала: привлечение инвестиций и передовых технологий»

Похожее

Continue Reading

earctic.ru

"Газпром": добыча нефти в Арктике требует универсальных технологий

13:3227.10.2014

(обновлено: 13:42 27.10.2014)

97380

Советник генерального директора ООО "Газпром нефть шельф" Александр Мандель заявил, что для освоения арктического шельфа необходимо создавать универсальные решения, которые можно было бы поставить на поток и удешевить тем самым проекты в регионе.

МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. Развитие добычи углеводородов на арктическом шельфе требует создания универсальных технологических решений, которые можно было бы поставить на поток и удешевить тем самым проекты в регионе, при этом полагаться только на иностранные компании нельзя, считает советник генерального директора ООО "Газпром нефть шельф" Александр Мандель.

"Еще раз подчеркну, что сейчас для освоения арктического шельфа нам нужно создавать универсальные решения (типовые платформы, суда), чтобы поставить их на поток. Пока мы занимаемся штучным производством, а все штучное — дорого. Кроме того, необходимо уделить максимум внимания развитию подводных технологий и на 70% локализовать подобное производство в России", — сказал Мандель в интервью корпоративному изданию, отметив, что для создания таких универсальных решений потребуется около 5 лет.

Представителя "Газпром нефть шельф" не удивляет интерес иностранных компаний к российскому арктическому шельфу, поскольку геологическая изученность шельфа пока составляет только 5-10%, а вероятность открытия и впоследствии освоения крупных месторождений очень высока. "Я считаю, что нельзя полагаться только на иностранные компании. Нужно самим детально вникать во все вопросы, касающиеся освоения шельфовых месторождений, разрабатывать новые технологии, технические решения, максимально опираясь на отечественный и международный опыт", — отметил Мандель.

По его мнению, в настоящее время развивать добычные проекты на российском шельфе необходимо в Баренцево и Карском морях. "Они неплохо изучены. А вот море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Берингово — тут поле непаханое, там могут быть большие и пока неучтенные запасы, да и природно-климатические условия тяжелые, логистика сложная", — добавил Мандель.

ООО "Газпром нефть шельф" — компания, созданная для освоения морских нефтегазовых месторождений. Компания владеет лицензией на разработку Приразломного нефтяного месторождения, открытого в 1989 году на шельфе Печорского моря.

ria.ru

«Газпром нефть»: добыча нефти в Арктике невыгодна

Ещё в 2012 году, когда цена на нефть превышала 100 долларов США за баррель, Гринпис России выпустил доклад «Углеводородные проекты на российском арктическом шельфе: инвестиционные риски», в котором перечислил риски, из-за которых компаниям и правительству не следует втягиваться в сомнительные проекты по добыче нефти и газа на арктическом шельфе.

«Чтобы компенсировать финансовые риски, проекты нефтяного освоения арктического шельфа требуют масштабных и долговременных льгот и других форм субсидирования. По утверждению Министерства природных ресурсов и экологии РФ, без таких объемных налоговых послаблений нефтедобыча на любом месторождении арктического шельфа станет просто невозможной», — говорилось в докладе, который был направлен ключевым нефтяным компаниям, включая «Газпром нефть».

Нагрузка налоговых льгот, в свою очередь, в основном ложится на доходы федерального бюджета Российской Федерации. Так как российский бюджет на 50% формируется за счёт поступлений от добычи нефти и газа, это делает арктические проекты крайне чувствительными к периодам спада цен на эти энергоносители.

Выход из сложившейся ситуации давно известен. «Для нас очевидно — такие амбициозные задачи, которые мы перед собой ставим, можно решить только в рамках новой модели экономического роста, драйвером которой должен стать не сырьевой комплекс, а мощный, высокотехнологичный, именно производственный бизнес... Надо отметить, что налоговая нагрузка распространяется неравномерно, даже в производственном секторе, в производственных отраслях. Например, по виду деятельности: по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству — 11,3%, а по металлургии — 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов — 5%... В целом очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый манёвр. Нужна современная структура налоговой системы. Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост», заявил премьер-министр Владимир Путин на съезде общероссийской общественной организации «Деловая Россия» ещё в 2011 году.

Очевидно, что российскую экономику не удастся отвязать от сырьевой зависимости, если предоставить нефтяникам, которые уже имеют огромную фору по сравнению с другими отраслями, ещё больше налоговых льгот.

www.greenpeace.org