Промышленность Финляндии: аналитика. Добыча нефти в финляндии


Энергетика Финляндии

Энергетика Финляндии

 

Электроэнергия - производство:    70 340 000 000 кВтч (2011 г.).Место страны в мире: 39

Электроэнергия - потребление:    84 830 000 000 кВтч (2010 год).Место страны в мире: 36

Электроэнергия - экспорт:    1 645 000 000 кВтч (2012 оценка)Место страны в мире: 46

Электроэнергия - импорт:    19 090 000 000 кВтч (2012 оценка)Место страны в мире: 9

Электроэнергия - установленная электрическая мощность:    16 680 000 киловатт (2010 год).Место страны в мире: 43

Электроэнергия - из ископаемого топлива:    52,3% от общей установленной мощности (2010 год).Место страны в мире: 151

Электроэнергия - от ядерного топлива:    16,2% от общей установленной мощности (2010 год).Место страны в мире: 14

Электроэнергия - от гидроэлектростанций:    18,8% от общей установленной мощности (2010 год).Место страны в мире: 93Электроэнергия - от других возобновляемых источников:    12,7% от общей установленной мощности (2010 год).Место страны в мире: 19

Сырая нефть - добыча:    13 530 баррелей / день (2012 оценка)Место страны в мире: 85

Сырая нефть - экспорт:    0 баррелей / день (2010 год).Место страны в мире: 110

Сырая нефть - импорт:    214 700 барр / день (2010 год).Место страны в мире: 32Сырая нефть - доказанные запасы:    0 барр (1 января 2013 оценка).Место страны в мире: 130Нефтепродукты - производство:    282 300 барр / день (2010 год).Место страны в мире: 44

Нефтепродукты - потребление:    204 800 барр / день (2011 г.).Место страны в мире: 57

Нефтепродукты - экспорт:    144 400 барр / день (2010 год).Место страны в мире: 38

Нефтепродукты - импорт:    113 800 барр / день (2010 год).Место страны в мире: 48

Природный газ - производство:    0 куб. метров (2011 г.).Место страны в мире: 129Природный газ - потребление:    4 700 000 000 куб. метров  (2010 год).Место страны в мире: 64

Природный газ - экспорт:    0 куб. метров  (2011 г.).Место страны в мире: 98

Природный газ - импорт:    3 661 000 000 куб. метров  (2012 оценка)Место страны в мире: 39

Природный газ - доказанные запасы:    0 куб. метров    (1 января 2013 оценка).Место страны в мире: 136

Выбросы двуокиси углерода от потребления энергии:    54 060 000 (2011 г.).

Связь ФинляндииТелефоны - основные линии:    890 000 (2012)Место страны в мире: 79Телефоны - мобильные:    9 320 000 (2012)Место страны в мире: 83

Интернет код страны:    .fi;

обратите внимание - Интернет код Аландских островов: .ax

 

total-rating.ru

Ледяная кладовая России в XXI веке — Рамблер/новости

Руслан Сафаров — эксперт Центра моделирования политических коммуникаций Развитие нефтегазовой промышленности России за последние сто лет имело свои географические привязки. ХХ век Российская империя начала в роли мирового лидера по добыче нефти, немного спустя уступив эту роль США. Лидирующим регионом добычи был Баку, дававший львиную доли российской нефти. Позже появились месторождения в Грозном и Майкопе. В годы Великой Отечественной войны началась разработка месторождений в Татарстане. Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию даже называли «Вторым Баку».

В середине века на «вахту» главного нефтяного региона СССР заступила Западная Сибирь. В 1965 году было открыто одно из крупнейших нефтяных месторождений мира — Самотлорское. Только за первые пятнадцать лет там удалось добыть более 1 млрд тонн нефти. По разным оценкам вложения в месторождение составили порядка $27 млрд Эти вложения с лихвой окупились — принеся в бюджет страны почти в десять раз больше средств (около $250 млрд).

Месторождения Западной Сибири сегодня являются главной энергетической кладовой России. Процентная доля региона в общей добыче страны от года к году редко опускается ниже 70%. Однако нефтегазовые провинции этой части России достаточно старые, ввод новых месторождений колеблется на крайне низких уровнях, причем запасы их в лучшем случае замещают добычу. Падение цен на нефть, наблюдавшееся с 2014 года, также не стимулировало разведку и разработку новых месторождений: у нефтяников попросту не было на это достаточных средств.

Учитывая возраст месторождений Западной Сибири, их серьезную выработанность, России уже сегодня необходимо искать новые замещающие регионы. Наряду с Восточной Сибирью таким регионом может стать российский шельф Арктики. В самом регионе Северного Ледовитого океана России принадлежит почти 70% запасов газа и около 40% запасов нефти (здесь есть еще шельф Канады, США, Норвегии и Дании). Эти принадлежащие России оценочные запасы дают до 30% общемировых неразведанных запасов природного газа и 10-15% неразведанных запасов нефти. По различным оценкам, эти ресурсы могут принести РФ до $20 трлн. Астрономическая сумма, которая позволит стране вполне стабильно развиваться как минимум еще полвека. Арктика уже сейчас активно увеличивает свою долю в общероссийской добыче углеводородов. Только за десять лет (2007-2017) доля арктических месторождений в общероссийской добыче нефти выросла с 11,8% до 17,6% — почти 50% прироста! Активно развиваются проекты крупнейших нефтяных компаний России. С 2008 года у «Лукойла» функционирует самый северный в мире морской отгрузочный терминал «Варандей» (добычу на шельфе эта компания не ведет, так как разработка передана госкомпаниям, однако активно добывает нефть в Тимано-Печорской нефтяной провинции). «Газпром нефть» с конца 2013 года ведет добычу на месторождении «Приразломное» в Печорском море: по данным компании, в 2016 году добыто 2,2 млн тонн; план по добыче на пике — 5 млн тонн в год; запасы оцениваются в 70 млн тонн.

Художник: Юрий Аратовский

Компания «Роснефть» обладает 28 лицензионными участками в Арктике с запасами, оцениваемыми в 30-35 млрд тонн н.э. Компания сейчас активно ведет разведку в Западной Арктике, проводится бурение (так, в 2014 году «Роснефть» пробурила самую северную скважину в мире — «Университетская-1»), активная сейсморазведка проводится и в Восточной Арктике. Важную роль в развитии проектов «Роснефти» в Арктике должно было сыграть стратегическое партнерство с американским нефтяным гигантом ExxonMobil (соглашение было достигнуто в 2011 году). Однако санкционная политика США вынудила американцев выйти из партнерства, что существенно осложнило получение российской стороной технологий бурения и добычи, в том числе в Арктике. Американцы также понесли потери: площади морских проектов в России, где ExxonMobil собиралась проводить бурение, почти в пять раз превышают аналогичные площади компании на шельфе США. Примером того, как Россия может сотрудничать в этом регионе с иностранцами без американского участия, является проект «Ямал-СПГ», в котором сотрудничают Россия («Новатэк»), Китай (CNPC и Фонд Шелкового пути) и Франция (Total) — все стороны имеют свой процент участия (50,1% у «Новатэк», по 20% у Total и CNPC, 9,9% у китайского инвестиционного фонда). Уже в ноябре 2017 году на предприятии получен первый сжиженный газ, в декабре же первая партия была направлена в Великобританию. Основные поставки продукции запланированы в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Арктика — это действительно стратегический ресурс России, который может наряду с Восточной Сибирью стать главным регионом для всего российского ТЭКа в наступившем веке. Именно поэтому геополитическая борьба за регион идет более чем активная. Конкуренты России имеют свои взгляды на принадлежность шельфа, экологическую безопасность региона — все эти моменты уже активно используются в целях торможения российских проектов на Севере.

В ООН Россия активно отстаивает свои права на принадлежность к нашей стране подводного хребта Ломоносова. Позиция оппонентов — ограничить права России на 200-мильную зону береговой линии (в крайнем случае — 350 миль). Победа российской позиции не только даст прирост территории РФ в Арктике на более чем 1 млн кв. км морских пространств, но и существенный прирост запасов углеводородов. Совершенно очевидно, что и Канада, и США с удовольствием считали бы это пространство ничейным, имея возможность на общих основаниях вести добычу полезных ископаемых в этом регионе.

Отдельная статья — это заявления, идущие от североевропейских Норвегии и Дании, опасающихся экологической катастрофы в регионе. Попытки той же «Роснефти» договориться с мэйджорами мирового ТЭКа о получении продвинутых технологий бурения закончились включением американцами в секторальный санкционный список российских проектов в регионе. Теперь экологическую карту можно разыгрывать, ничего не опасаясь. Доводы, что российские нефтяные компании уже ведут многолетнюю успешную добычу на других морских шельфах (например, технология «нулевого сброса» применяема «Лукойлом» на Балтике и Каспии), скорее всего, будут подвергаться замалчиванию, а то и вовсе обструкции.

России сегодня как никогда необходимо отстоять права на Арктику, а выиграв эту борьбу, рационально и бережно использовать богатства последней. Регион Северного Ледовитого океана — это возможность сохранять лидирующие позиции на рынке углеводородов, вызов нашим технологическим возможностям (в условиях санкций России чрезвычайно нужна разработка передовых технологий бурения в экстремальных морских условиях) и гарантия сохранения энергетической безопасности. В свое время Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Размышления о перспективах России в Арктике подтверждают мысль великого ученого.

Читайте также

news.rambler.ru

Промышленность Финляндии: уровень экономического развития

Финляндия – развитая страна с развитой промышленностью. Локомотивами финской промышленности считаются металлургия, машиностроение, электронная и лесная промышленность. Соответственно основными статьями экспорта Финляндии являются электроника, машины и оборудование, древесина, целлюлоза и бумага, некоторые химикаты.

На заводе Nokia в Финляндии

На долю промышленности приходится порядка 33% ВВП страны, который в 2007 году составил почти 250 миллиардов долларов (или 50 тысяч долларов на душу населения). В промышленности в Финляндии занято порядка четверти населения страны. При этом доля Финляндии в мировом производстве всего 0,4% (2002 год). Тем не менее, Финляндия относится к малым высокоразвитым странам мира.

Ежегодный рост промышленного производства в стране составляет порядка 1,5-1,7%, при этом наибольший рост наблюдается в электронной и электротехнической промышленности Финляндии (от 5 до 8% по разным оценкам для разных лет). В экспорте на ее долю приходится порядка 60% стоимости в общем объеме промышленного экспорта. Флагманом электронной промышленности Финляндии является концерн Nokia, на долю которого приходится (на состояние 2002 года) порядка 30% объема производства электронной продукции Финляндии. Nokia обеспечивает 70% экспорта электроники. Причем потребителями являются преимущественно страны ЕС – Германия, Швеция и Великобритания,  на долю которых приходится порядка 25% потребления финского электронного экспорта. На долю России - всего 2,5%. Общая стоимость экспортируемой электронной продукции составляет 12 млрд. евро в год.

Общий объем производства продукции электронных и электротехнических предприятий страны оценивается в 20 млрд. евро, что примерно в 4 раза больше, чем в начале 90-х годов прошлого столетия. Или 20% от всего объема промышленного производства страны. В электронной отрасли работают почти 860 компаний, с общей численностью персонала более 60 тысяч человек. В настоящее время на долю электронной промышленности приходится порядка 60% всех затрат на НИОКР.

На заводе, г. Oulu, Финляндия

Но наибольший объем производства приходится на металлургию. Так, в 2002 году на металлургическую промышленность пришлось 47% (с учетом продукции машиностроения) от всего объема промышленного производства, из которых 55% ушло на экспорт. Эта отрасль вкупе с машиностроением долгое время "съедала" большую часть (почти 80% в 2002 году) всех государственных инвестиций, направляемых на НИОКР в Финляндии. И надо отметить, такая политика дала свои результаты – сейчас почти половина меди и треть никеля на планете производится по финским технологиям. В металлургии задействовано почти порядка 15 тысяч человек (хотя всего три года назад их численность составляла 17 тысяч). Крупнейшие металлургические компании Финляндии – концерны "Оутокумпу" и "Руукки" (бывший "Раутаруукки").

Основные рынки сбыта продукции финской металлургии находятся в странах ЕС. Здесь сбывается 55% от объема производства. Еще 25% вывозится в Северную Америку и на Дальний Восток. Крупнейшие потребители финского металла – Германия (12%), Швеция (12%), США (9%). На долю России приходится менее 4%, в этом плане наша страна уступает Великобритании (4%) и Франции (4%). На уровне с Россией находится Китай и Эстония.

Сборка автомобилей Porsche на заводе Valmet в Финляндии

Напрямую с металлургией связано и финское машиностроение. Если в конце 40-х годов прошлого столетие оно работало исключительно на внутренний рынок, то сегодня продукция машиностроения Финляндии занимает второе место в экспорте страны (обеспечивая 20% общего экспорта страны, или 9 млрд. евро), после продукции лесной и электротехнической промышленности. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены на юго-западе страны. Помимо финских компаний существуют и заводы иностранных фирм. Например, автомобильная промышленность Финляндии представлена шведскими концернами Вольва и СААБ-Скания, выпускающими на территории Финляндии более 30 тысяч легковых и 2 тысяч грузовых автомобилей в год. Российским потребителям широко известна продукция компании Rohla – компании, долго время бывшей основным поставщиком в нашу страну гидравлических тележек. Во времена СССР Rohla бала единственным иностранным поставщиком этой техники, из-за чего все гидравлические тележки у нас до сих пор называют "рохлами".

Общий товарооборот отрасли оценивается в 18 млрд. евро в год, из которых 5 млрд. приходится на металлические изделия, 3 млрд. – на транспорт, 10 млрд. – на машинно-техническое оборудование. Ежегодные инвестиции в машиностроение Финляндии составляют 600 млн. евро, из которых половина уходит на НИОКР. В машиностроении задействовано более 130 тысяч человек (или 28% от всех занятых в промышленности страны), ежегодно количество занятых в машиностроении сокращается на 1-1,5%. Такая тенденция наблюдается с 2001 года.

Судостроение Финляндии

Продолжая тему машиностроения можно упомянуть и о судостроении в Финляндии. Общий объем этой отрасли составляет порядка 3 млрд. евро в год. В судостроении занято более 17 тысяч человек. Примечательно, что развитие судостроение в Финляндии в послевоенный период связано с советскими заказами, которые позволили реконструировать старые и создать новые судоверфи в Финляндии. Ныне же финское судостроение выполняет заказы американских компаний по постройке круизных лайнеров. Так, например, финны спустили на воду три круизных лайнера для американской "Карновал Круиз Ланз", каждый вместимостью на 2,5 тысячи пассажиров. Спускают финские судоверфи и контейнеровозы, паромные и военные суда. Всего на рынке представлено 46 финских судостроительных компаний.

Как уже отмечалось, первое место в экспорте страны принадлежит продукции лесной промышленности. Ее объем сопоставим с объемами экспорта электроники и электротехники – и составляет порядка 25% всего объема экспорта, или 12 млрд. евро в год. При этом роль лесопромышленного комплекса внутри страны менее значима. На долю лесной промышленности Финляндии приходится всего 5% ВНП (из которых 4% - на долю бумажной, и 1% - деревообрабатывающей промышленности). В мировом объеме производства бумаги доля Финляндии составляет 4%, а пиломатериалов – 5%. По экспорту бумаги Финляндии занимает второе место в мире, после Канады (на долю Финляндии приходится 12% мирового экспорта картона и 20% - писчей бумаги).

материал по теме

Что импортирует Финляндия?

Несмотря на то, что Финляндия имеет развитую промышленность и сельское хозяйство, активно экспортирует свою продукцию за рубеж, существует целый перечень товаров, которые страна вынуждена импортировать. В первую очередь, это, конечно же, нефть и газ.

Лесная промышленность Финляндии

В лесной промышленности Финляндии задействовано свыше 56 тысяч человек, основная масса которых – 38 тысяч – задействовано в целлюлозно-бумажной промышленности страны. На лесозаготовке трудится порядка 4 тысяч человек, а в области механической обработки дерева – 14 тысяч.

Такими сильными позициями в стране лесная промышленность обязана географическими особенностями Финляндии – более 65% территории страны занято лесами, совокупный объем лесных ресурсов составляет почти 2 млрд. куб. м древесины. Леса покрывают более 25 млн. га, из которых 18 млн. являются лесными угодьями. Ежегодно лесные запасы увеличиваются на 11 млн. куб. м, что связано с преобладанием посадки над вырубкой. Так, ежегодно в Финляндии вырубается свыше 64 млн. куб. м, а насаживается – более 75 млн. Лесная промышленность служит локомотивом и для химической промышленности страны. Целлюлозно-бумажные комплексы нуждаются в хлориде и едком натрии, а отходы лесобумажных комбинатов служат сырьем для предприятий лесохимии и при производстве удобрений.

Нефтехимическое и буровое оборудование

Заслуживает особого внимания и топливная промышленность Финляндии. После Второй Мировой войны страна столкнулась с энергетическим кризисом, основной причиной которого было развитие крайне энергоемкой целлюлозно-бумажной промышленности. До 40-х годов XX века более 60% энергопотребления приходилось на древесину, гидростанции обеспечивали лишь 12,5% энергии, а на минеральное топливо – всего 25%. Сегодня лишь 20% энергетических потребностей покрывается за счет внутренних ресурсов. Ежегодно в страну ввозится 14-15 млн. т нефти и нефтепродуктов, более 4 млн. т угля и порядка 1 млн. куб м природного газа. Потребление нефти и нефтепродуктов благотворно сказывается на формировании нефтехимической промышленности страны.

Наконец, на горнодобывающую промышленность Финляндии приходится менее 1% всего объема промышленного производства страны. Причем более 40% стоимости горнодобывающей промышленности - на металлы. На территории Финляндии добывают медь, никель, цинк, свинец.

Старейшей отраслью в Финляндии считается текстильная промышленность, сложившаяся здесь еще во времена Российской империи. Крупнейшие центры – Тампере (льняное и хлопчатобумажное производство) и Хельсинки (шерстяное производство). Финские ткани широко используются при пошиве спортивной одежды, в первую очередь – горнолыжных комбинезонов.

Наш небольшой обзор состояния промышленности Финляндии подтверждает высказанную в начале статьи мысль о том, что Финляндия – малая развитая страна. На ее территории производится огромное число товаров широкого потребления – от одежды и мебели, до автомобилей и сотовых телефонов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Иммиграция в Финляндию Что импортирует Финляндия?

e-finland.ru

Сырая нефть - экспорт в Финляндии

Для сравнения стран (в таблице) используются цвета:

 

 Хорошие показатели;

 

 Средние показатели;

 

 Плохие показатели

По последним данным (1992) Сырая нефть - экспорт в Финляндии: 4 тысч метрических тонн

Динамика изменения: Сырая нефть - экспорт (тысч метрических тонн)

ru.countries.world

Нефтяная промышленность России более динамичная, чем угольная.

Нефтяное производство выросло за последние десятилетия, сильно потеснив уголь как источник первичной энергии. География нефтяного производства значительно изменилась за последние тридцать лет.

Если в европейской части страны нефтедобыча сокращалась по мере истощения нефтепромыслов, то в Западной Сибири нефтедобыча удесятерилось. Из Ханты-Мансийского округа получилась главная производительная область нефтепроизводства. Расположенный за восточной частью Уральских гор Ханты-Мансийский автономный округ (523 000 квадратных километров и 1 358 000 жителей на 1998 год) находится на тех же широтах, что и Южная Финляндия.

К концу советского периода нефтепромыслы России давали значительные финансовые поступления владельцам компаний и в бюджеты территорий. Особенно это проявилось после 1998 года, когда началось оживление экономики. Высокие мировые цены на нефть и новый выгодный для России курс рубля способствовали развитию нефтепромышленности на рубеже смены тысячелетий. В 2000 году российские нефтяные компании «Лукойл» и «Юкос» принесли огромные, даже в сравнении с Газпромом доходы в 3,8 и 3,7 миллиардов евро.

Российская нефтепромышленность начиналась на Кавказе. До второй мировой войны Баку и Грозный являлись центрами нефтяного производства. В 1950-х годах нефтедобыча быстро росла, и одновременно центр тяжести производства перемещался с Кавказа в Волго-Уральский регион. В 1960-х годах Советский Союз был вторым в мире после Соединённых Штатов производителем нефти. В настоящее время Баку принадлежит Азербайджану.

В конце 1960-х годов нефтедобыча быстро развивалась в Сибири. Узким местом производства была сначала транспортировка, но со строительством нефтепроводов возможности промышленности стали постепенно увеличиваться. Сначала нефть Западно-Сибирской низменности обрабатывалась на нефтеперегонных заводах Сибири в Омске и Ангарске, куда направляли нефть также и с запада.

Направление нефтяного потока изменилось в начале 1970-х годов. Сибирь стала добывающим регионом, питающим нефтеперегонные заводы Поволжья.

Помимо Сибири и Кавказа нефтепромышленность существует на севере Республики Коми и Архангельской области, а также на Урале и российском Дальнем Востоке. По сравнению с Западной Сибирью другие производительные регионы обладают меньшей значимостью.

Удаленность мест нефтепромысла, обработки и потребления привела к строительству протяжённых трубопроводов. От Кавказа нефтепроводы тянутся до Северного полярного круга и до западной части Уральских гор, от Байкала - до границ Западной Европы.

Строительство соединяющих нефтепромыслы и нефтеперегонные предприятия трубопроводов позволило повысить эффективность нефтяного производства и одновременно экспорта нефти. Западно-Сибирские нефтепромыслы, превратившиеся в главные регионы нефтедобычи, находятся в глубине страны, откуда только трубопроводная доставка является единственным разумным средством транспортировки больших количеств нефти. Без помощи железной дороги, СССР смог доставлять нефть в страны СЭВ Восточной и Центральной Европы. Трубопровод «Дружба» доставляет нефть через Брест (Белоруссия) и Ужгород (Украина) на запад.

После распада Советского Союза у России осталось значительное большинство нефтедобывающих предприятий, особенно в сравнении с угледобывающей промышленностью. В 1991 году 89,6 процента нефти стран СНГ производилось на территории России и только примерно десятая часть - в других местах бывшей территории Советского Союза. Такое распределение имело место уже в советские времена из-за перемещения центра нефтедобычи в Западную Сибирь, особенно в направлении реки Обь.

В переходный экономический период 1990-х годов нефтедобыча России сократилась. Производство достигло своего нижнего уровня в 1996 году, когда производилось 301,2 миллиона тонн нефти. Но и тогда только Саудовская Аравия и США опережали Россию по добыче нефти.

На рубеже смены тысячелетий с ростом цен на нефть нефтедобыча страны быстро росла. В 1999 году производство составляло 305,2 миллиона тонн, а в 2000 году оно увеличилось уже до 323,2 миллиона тонн. Россия экспортирует значительную часть своего нефтедобычи.

В конце тысячелетия доля экспорта составляла от 55 до 62 процентов всего объёма производства. Кривая спада экспорта опустилась до нижней точки в 1995 году, после чего количество экспортируемой нефти стало возрастать.

Построенная в России разветвленная сеть трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов, по мнению многих специалистов, является достаточно эффективной. Хотя трубопроводы местами износились в связи со скудностью компенсационных инвестиций, базовая логистика от нефтяных площадей к нефтеперегонным предприятиям и на экспорт работает. Однако проблематичным оказалось распределение готовой продукции. Нефтеперегонные предприятия и места добычи удалены друг от друга. Расстояния транспортировки велики.

Большинство нефти перегоняется по трубопроводам, а иначе это происходит с помощью железных дорог.

Большая часть нефтяной промышленности России была приватизирована в 1990-ых годах. В дальнейшем она окрепла за счёт экспортной деятельности. Производство организовано почти полностью вокруг одиннадцати больших, жёстко организованных по вертикали компаний.

Из всех компаний только «Роснефть» является чисто государственной собственностью (Таблица 1). В 2000 году эти 11 самых больших нефтяных компаний России добыли 88,2 процента сырой нефти, и на их нефтеперегонные заводы было отправлено на переработку 78,8 процента всей нефти (Sagers 2001, 156).

Таблица 1. Важнейшие нефтяные компании России 2000 года, доля государственной собственности, добыча нефти, добыча газа, нефтеочистительное производство и количество АЗС.

Источник: Sagers 2001, 155 и 156; Liuhto 2002, 10.Владельцы: * Татарстан, **Башкортостан

Компания

Доля госсобственности в %

Добыча нефти, 1000 тонн

Добыча газа, млрд. м3

Очищенная нефть, 1000 тонн

Количество АЗС

«Лукойл»

14

62 177

3 602

23 196

850

«Юкос»

0

49 548

1 583

23 056

1278

«Сургутнефтегаз»

1

40 621

11 144

15 967

470

«Роснефть»

100

13 466

5 628

7 172

1087

«Тюменьнефть»

0

35 681

2 901

11 579

200

«Татнефть»

*31

24 337

749

5 552

100

«Сибнефть»

0

17 199

1 428

12 555

859

«Славнефть»

75

12 163

715

10 826

187

«Башнефть»

**100

11 941

391

19 396

90

«Сиданко»

0

10 689

1 305

3 671

40

«Оренбургнефть»

0

7 480

1 532

4 313

70

Самая большая из компаний, «Лукойл», является объединением компаний Западной Сибири «Лангепаснефтегаз», «Украинанефтегаз» и «Когалымнефтегаз», объединившихся в «Лукойл» в 1991 году. На рубеже смены тысячелетий у компании «Лукойл» было 120.000 работников. Доля компании в российской нефтедобыче составляла 24 процента. Производственные мощности «Лукойла» того же порядка, что и у многих больших западных компаний. По добыче нефти «Шелл», «БиПи» и «Эксон» (Shell, BP и Exxon) опережают «Лукойл», а «Чеврон», «Тексако», «Мобил» и «Элф» (Chevron, Texaco, Mobil и ELF) - отстают (Annual Report-98, 2001). «Лукойл» действует также и за пределами России, в других странах СНГ. За рубежом в собственности компании находится ряд бензозаправочных станций.

«Сургутнефтегаз» действует главным образом в Западной Сибири. Производственные предприятия компании построены на Оби для освоения нефтяных площадей рядом с городом Сургут. Нефтеочистительный завод компании находится в Ленинградской области в Киришах, в 140 километрах от Петербурга. Как и другие российские нефтяные компании «Сургутнефтегаз» стремится действовать по всей территории России. Производство компании всё время растёт, и доля его во всёй добыче нефти России увеличилась до 13 процентов (Сургутнефтегаз, 2001).

Некоторые американские и европейские компании заняли определённое место в России за счёт совместных проектов, однако в целом нефтяная отрасль России не смогла сильно привлечь иностранные капиталовложения. Нефтяные площади Западной Сибири являются главнейшими регионами деятельности. Действующие там компании были созданы на основе больших производственных предприятиях, оставшихся как наследство от времён социализма. Возможности международного совместного предпринимательства реализованы в большей степени на севере европейской части России и на российском Дальнем Востоке. Дальний Восток привлекает иностранные компании совместным предпринимательством для удовлетворения растущего спроса на сырую нефть на рынках Азии. В освоении шельфа Баренцева моря может получиться международное совместное предпринимательство, так как транснациональные компании обладают технологиями морской нефтедобычи и опытом работ в Северном, Норвежском и Каспийском морях. Этот опыт было бы логично использовать и в отношении Баренцева моря.

Южные и центральные части Тимано-Печорской нефтегазовой провинции находятся в республике Коми, а северная их часть - в Ненецком автономном округе (176 700 квадратных километров и 47 000 жителей на 1998 год). Из всех нефтяных регионов ближе всего к Европе расположены нефтяные площади, находящиеся в Ненецком автономном округе и на севере республики Коми. Финляндская компания «Фортум» является клиентом региона. Финская строительная компания «ЮИТ» (YIT) участвовала в обустройстве региона в середине 1990-х годов. Значимость Тимано-Печоры в масштабе всей России невелика. Её доля составляет от трёх до четырёх процентов всего нефтедобычи России. Российское правительство даёт согласие на лицензии нефтяным компаниям и консорциумам отечественных и зарубежных нефтяных компаний, которые исследуют месторождения, разрабатывают нефтяные месторождения и инвестируют нефтедобычу с целью получения доходов от этой деятельности. Партнёрство практически означает то, что фирма становится работником и инвестором консорциума (Heleniak 1999, 172).

Нефтедобыча на севере европейской части России началась ещё в 1930-х годах с месторождений около города Ухты, а затем малыми площадями стало расширяться в северном направлении Печоры и Усы. В 1960-х годах нефтяное бурение ушло на 300 километров к северу от Ухты, таким образом, были освоены площади Усинское и Возейское. Эти два нефтяных месторождения давали в 1980-х годах более 60 процентов сырой нефти Коми АССР. В 1991 году Усинск произвёл 44, а Возей - 31 процент нефти Коми. Следующее перемещение вглубь северных районов произошло в 1980-х годах, когда в 1987 году было освоено Харьягинское месторождение (Sagers 2001, 194).

Углеводородные резервы Баренцева моря были исследованы в 1970-80-х годах. Положительные результаты были достигнуты за счёт использования техники, разработанной частично в Финляндии. Корабли, оборудованные бурильными установками, («Валентин Шошин» и «Виктор Муравленко») и подъёмные баржи («Кольская» и «Мурманская»), которые исследовали ресурсы дна Баренцева моря, были заказаны в Финляндии. В исследовании также участвовали три баржи, построенные в Выборге. Выяснилось, что большая часть нефти находится в Печорской губе вблизи побережья (две площади на расстоянии около 20 километров от побережья), в то время как газ нашли в море севернее. Все эти месторождения принадлежат Российской Федерации, потому что расположены в 12 морских милях от побережья.

Количество разведанных запасов в 400 миллионов тонн обеспечивает возможность годовой добычи в 15-20 миллионов тонн. Десятилетия тому назад эти открытия в Баренцевом море ожидались с нетерпением. Однако найденные большие запасы нефти всё-таки не привели к промышленной добыче, в условиях экономической нестабильности разработки продвигаются очень медленно (Moe 2001, 134).

Место нефтедобычи в регионе Баренцева моря находится на острове Колгуев. Находящееся там, в районе Песчаного озера, нефтяное месторождение освоили в 1987 году, и оно даёт ежегодно менее 50 000 тонн нефти. В 1998 году было добыто 22 000 тонн (Sagers 2001, 196).

Нефтяная промышленность России испытала сильный кризис в переходный период экономики, когда спрос на нефть внутри страны упал и были значительные платёжные затруднения. Построенные в последние десятилетия советского периода трубопроводы пригодны для использования. Они являются для России важнейшей системой транспортировки нефтепродуктов. Протяжённость трубопроводов в общей сложности 46 700 километров. В 2000 году по ним переправили 294,6 миллиона тонн сырой нефти и 23, 1 миллиона тонн очищенной нефти. В условиях переходной экономики их бы построить не смогли (IEA 2002, 88).

Россия стремится к прямому выходу на западные рынки. Примером тому планируемый к Балтийскому морю трубопровод, частью которого является нефтеналивной порт Приморск (Койвисто). Он был запущен в работу в конце 2001 года. Порт и идущий к нему нефтепровод предназначены для обслуживания экспорта площадей Тимано-Печоры. Из Приморского порта намереваются сделать очень большой порт, который смог бы компенсировать экспорт нефти в 20 миллионов тонн ежегодно через страны Балтии. Таким образом, были бы минимизированы высокие транзитные и портовые платежи, в том числе Вентспилса (Латвия), и уменьшилась бы зависимость от стран Балтии. Трубопровод, построенный из Кириши до Приморска, обеспечивает 12 миллионов тонн экспорта ежегодно.

В августе 2000 года из нефтеналивного порта Варандей  первое судно отправилось в Баренцево море. Этот порт в дальнейшем может конкурировать с доставкой нефти по трубопроводам. Территория, находящаяся в районе порта образует свою лицензионную область, где имеется несколько месторождений. В нижней её части находится область нефтедобычи компании «Полярное сияние». Цель этого, известного как «Северные ворота» (Northern Gateway), нефтяного пути является экспорт в будущем 5-6,5 миллионов тонн, а возможно и 15 миллионов тонн нефти в год, прямо на международные рынки.

Нефтедобыча России приносит благосостояние в большей мере нефтяным городам Западной Сибири. Сибирская нефтедобыча осуществляется на стратегически безопасной территории, в глубине страны. Запасы нефти в северных районах европейской части России имеют большее значение для развития экономики Северо-западного федерального округа России. Эти ресурсы имеют прямое влияние на страны Балтии, потому что нефть Тимано-Печоры экспортируется в Европу через латышский город Вентспилс. Они также оказывают экономический эффект на Финляндию в плане увеличения экспорта строительных товаров и услуг и возможных транспортных услуг.

Многие западные компании участвуют в нефтяных проектах Северной России.

Для Европейского Союза интеграция нефтепромышленности России и рынков Европы, несомненно, более благоприятна и предпочтительна.

Арабская нефть является более сомнительной альтернативой для экономики стран Европы.

Энергоресурсы и энергопроизводство России: взгляд с Запада

Еще статьи на тему "нефти":

Стратегия освоения морских месторождений нефти и газа Арктики

Об экономической оценке ресурсов нефти и газа арктического шельфа России

Проблемы взаимодействия приарктических стран в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Арктике

Обзор современных подходов моделирования разливов нефти

Трутнев грозит засудить "Башнефть" за разлив нефти в НАО

helion-ltd.ru