Как добывают нефть и газ в Сибири. Добывают зимой нефть


Как добывают нефть и газ в Сибири

Если отправиться в тундру на край Земли, то можно ощутить всю мощь природы: кажется, что вокруг тебя Белое Ничто (если поехать летом — Зеленое). Конкретней? 340 километров на север от Нового Уренгоя. До поселка Тазовский (ближайший оплот цивилизации) — целых 136 километров.

Погода в этих местах суровая. Зимой — арктическая стужа, а летом — палящая жара и надоедливые мошки-гнусы. К тому же, дуют сильные ветра. Местное население — ненцы — занимаются оленеводством. В общем, дикая природа. Однако геологи нашли здесь нефть, и появился уголок цивилизации — Восточно-Мессояхский промысел.

Инфраструктура месторождения была выстроена за три года с применением передовых технологий разработки залежей. В настоящее время промысел — один из самых сложных, интересных, труднодоступных и технологичных. Самый северный из нефтяных на российской суше.

43 фото

Фотографии и текст Александра «Russos» Попова

Немного истории о добыче нефти и газа в Сибири

Этот уникальный проект объединил усилия и ресурсы двух крупнейших нефтяных компаний — «Газпром нефти» и «Роснефти».

Еще в первой половине ХХ века никто и не предполагал наличия в Сибири нефти и газа. Основным местом нефтедобычи в то время был район под Баку. Первым, кто высказал догадку о наличии нефти к востоку от Волги и допустил вероятность успешных поисков в районе Западно-Сибирской низменности, был академик Иван Губкин. Его усилиями были организованы поисковые работы, которые подтвердили предположения академика.

Уже в 1948 году министр геологии Советского Союза Илья Малышев утвердил решение о начале геологоразведки в Западной Сибири. После нового штурма крайнего Севера в 1964 году были открыты новые месторождения: легендарное Самотлорское и множество других, и все — с огромными запасами полезных ископаемых: Уренгойское, Надымское, Ямбургское…

Но слишком далеко на север нефтяники все же не заходили. Проблема заключалась даже не в отсутствии технологий, необходимых для эффективной добычи ценного сырья. Дело было в другом: не существовало способов транспортировки сырья к потребителю, ведь в арктической тундре не было ни дорог, ни трубопроводов. Строительство транспортных коммуникаций с нуля — дело невероятно дорогое, поэтому разработку арктических залежей нефти отложили на будущее, ограничившись разведкой.

Час заполярных месторождений Ямала пробил с началом нового тысячелетия, когда объем добычи на западносибирских промыслах стал неуклонно сокращаться.

В 2010 году государство заявило о своей заинтересованности в разработках. Программа комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края до 2020 года, выпущенная Минэнерго России, дала жизнь нескольким новым нефтегазовым проектам, среди которых — проект «Мессояхи». В 2013 году была сформирована концепция разработки Восточно-Мессояхского месторождения, спроектированы ключевые объекты инфраструктуры. А уже в 2014 началось масштабное строительство.

1. Месторождение находится в условиях практически полной автономии. Главный транспорт — вертолет. Зимой открываются временные автодороги. По зимнику за сезон перевозят сотни тысяч тонн грузов для промысла. Людей же на Мессояху доставляют преимущественно по воздуху.

2. Под снегом можно разглядеть протоки и старые русла рек. Озера можно распознать по большим белым полям.

3. Но примерно половину маршрута под нами проплывает бескрайнее белое пространство, лишь иногда его рассекают нитки нефтепроводов или зигзаги зимников.

4. Посадка! Выгружаемся.

5. На Мессояхе (впрочем, это касается всех месторождений и буровых платформ) установлены строжайшие правила безопасности и сухой закон. Каждый прилетающий на промысел, вне зависимости от статуса, проходит досмотр, проверку базовых параметров здоровья и алкотест. Дисциплина должна быть железная. На таких удаленных объектах проще изначально не допустить травмы, чем потом лечить сотрудника или вывозить на большую землю.

6. На месторождении всего лишь 28 ясных дней в году.

7. А вот и Центральный пункт сбора нефти — ЦПС. Сырье сюда поступает по трубопроводам с кустов скважин. Естественно, все коммуникации находятся на поверхности. В вечную мерзлоту ничего закапывать нельзя.

8. Центральный пункт сбора нефти — это огромный «завод», где нефть со скважин проходит очистку и подготовку. Кликабельно:

9. Ночью ЦПС выглядит еще эффектнее, чем днем.

10. В этой «загогулине» считается нефть, прошедшая через неё.

11. Блок подогрева нефти. Мессояхская нефть — вязкая и холодная, пластовая температура состовляет около +16°С. Первые притоки вообще были в виде желе, цвета и консистенции вареной сгущенки. Чтобы с нефтью можно было что-то сделать, ее подогревают. Горелки питаются попутным газом.

12. Десятитысячные резервуары для товарной нефти.

13. Насосы для перекачки готовой товарной нефти. Производительность — 300 кубов в час.

14. Естественно, все оборудование находится во взрывозащищенных корпусах.

15. Огненный закат. Примета про связь красного ночного неба и сильного ветра в следующие сутки оправдала себя в полной мере. К утру на Мессояхе поднялась сильная метель. Приметы – они и в Арктике приметы!

16. Это — технологические сети, по ним сырье перемещается между объектами подготовки нефти. Общая протяженность этих труб — порядка 116 километров!

17. Принято считать, что нефть — это черная маслянистая жидкость. На самом деле «черное золото» может быть коричневым, вишневым, зеленым, желтым и даже прозрачным. Основной фактор, который определяет цветность нефти, — компонентный состав. Красящим веществом являются смолы и асфальтены.

Каждая нефть уникальна, ведь это смесь индивидуальных углеводородов и других соединений, процентное содержание которых может варьироваться в зависимости от местности, глубины ее залегания, особенностей формирования пласта и т.д. Обычно бывает так: чем больше в нефти легких фракций, тем она светлее. На фотографии — образцы нефти, которая добывается на Восточной Мессояхе. Оранжевая богата бензино-керосиновой фракцией и, как следствие, имеет меньшую плотность, чем, допустим, коричневая или черная нефть. Этот «фреш» добывают на глубине около 3 километров!

18. С ЦПС готовая товарная нефть по 98-километровому напорному трубопроводу идет на приемо-сдаточный пункт со скоростью 2,5 км/ч, оттуда попадает в магистраль Заполярье-Пурпе, а потом отправляется потребителям. Мощность — 6 миллионов тонн в год. Во избежание растепления вечномерзлых арктических грунтов трубу поставили на опоры. Видите участок, который поднимается над тундрой? Эта арка сделана на месте традиционных оленьих троп, чтобы технологии не вводили в стресс коренных обитателей тундры.

19. По такому свайному принципу построены все объекты на Мессояхе. Одна только забивка свайных полей, выравнивание и подъем грунта заняли у разработчиков месторождения почти полтора года. Уровень засыпки достигал 8 метров – такой вот слоеный пирог для защиты вечной мерзлоты от оттаивания.

20. А теперь посмотрим на самую северную материковую газотурбинную электростанцию в России. Громадина весом в несколько тысяч тонн тоже стоит на сваях!

21. Газовый участок станции — здесь идет подготовка газа (повышение давления) для турбин. ощность газотурбинного комплекса — 84 МВт, этого бы хватило, чтобы обеспечить энергией, например, Салехард.

22. Заполярная электростанция состоит из 73 объектов, главные из которых — шесть газотурбинных агрегатов мощностью 14 МВт каждый. Это газовая турбина.

23. На фото — административный комплекс. Вахтовики работают здесь допоздна — окна горят всю ночь.

24. Погода меняется каждые два часа. Метет. Но водители прекрасно ориентируются в этом «молоке». Автопарк здесь огромный, машины — самые разные. Но можно быть уверенным: в каждой из них и водитель, и пассажиры будут пристегнуты. Иначе никак: север ошибок не прощает.

25. Трэкол — отличная штука для езды по снегу в тундре. На севере плохие люди не приживаются. Например, мы остановились, чтобы поснимать Белое Ничто, а проезжавшая мимо машина притормозила: у вас все в порядке? По-другому нельзя. Особенно на зимниках.

26. Жизнь и уклад местного населения требуют отдельного рассказа.

По разведанным запасам углеводородов Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское месторождения, согласно отечественной классификации, относят к уникальным. Извлекаемые запасы в категории С1 + С2 составляют 485 млн тонн нефти и конденсата, 194 млрд кубометров газа.

Но до черного золота еще надо добраться. Глубина залегания основного нефтеносного пласта на Мессояхе — порядка 800 метров. Поэтому вертикаль скважин здесь — одна из самых коротких в России. А вот её протяженность по горизонтали составляет около 1 000 метров. Чтоб в этих условиях извлекать нефть максимально эффективно, на Мессояхе строят фишбоны (от англ. fish bone — «рыбья кость») — скважины с несколькими ответвлениями от горизонтального ствола.

Сейчас посмотрим, как производится бурение на самом северном нефтяном материковом месторождении страны, какие используются технологии и в каких условиях работают люди.

27. Это новая буровая. Я был там за сутки до ввода в эксплуатацию, сейчас она уже в работе.

28. Рабочее место бурильщика. Отсюда он управляет подъемом бурильных труб, скоростью бурения, подачей насосов, следит за производственными параметрами. Сегодня на Мессояхе 220 действующих скважин, до конца года будет введено в эксплуатацию еще 110. В работе — 13 буровых станков.

29. Восточная Мессояха — площадка для внедрения нестандартных методов геологоразведки и бурения, позволяющих эффективно работать с трудноизвлекаемыми запасами материковой Арктики. Чтобы повысить коэффициент извлечения нефти, здесь проводят опытно-промышленные работы по полимерному заводнению, операции гидроразрыва пласта, строят высокотехнологичные многоствольные скважины.

30. Именно на Мессояхе впервые в периметре «Газпром нефти» было начато массовое бурение по технологии fishbone (в переводе — «рыбья кость»).

31. Возвращаемся на поверхность. Совершенно новая буровая.

32. Каждая команда на буровой носит свое имя. На этой работают «Полярные совы».

33. А здесь «поселились» «Белые тигры».

34. Это уже действующая буровая.

35. Вот так выглядит буровое долото. Это один из основных инструментов для разрушения породы при строительстве скважины.

36. Буровая установка смонтирована на рельсах и может передвигаться. Она бурит целый куст скважин, расположенных на одной линии. Помимо этого, из одного устья можно пробурить несколько скважин, сделать ответвления, боковые стволы. Кстати, таким образом на Мессояхе и была реализована технология «рыбья кость».

37. Наращивание бурильной колонны.

38. Работа верхового на самой вышке связана с определенным риском. Это — троллей для эвакуации. Самоспас.

39. Привод и его подвеска.

40. Типичный пейзаж Мессояхи. Буровая и олени. Никто никому не мешает.

41. Буровые работы ведутся в непростых погодных условиях: ветра на Мессояхе редко прекращаются. Зимой это — настоящее испытание.

42. В результате активной программы геологоразведки на Западно-Мессояхском участке в 2017 году была открыта новая залежь с промышленным притоком нефти. В 2018 году на западе пройдут испытания четырех скважин старого фонда, и начнется бурение новой разведочной скважины.

На фото — разведочная вышка в тундре.

43. Буровые вышки по ночам напоминают новогодние елки с иллюминацией. Если учесть, какие залежи «подарков» хранятся под ними, сравнение более чем уместное. А потому — смотрите на картинку и загадывайте желание: сезон в данном случае не имеет значения! До встречи, Мессояха!

Также смотрите:

Зимник — дорога жизни и смерти

Топ-10 самых экстремальных мест на планете

Смотрите также: 

coolrobo.ru

Как добывают нефть в России: vlad_gluh

Наверняка самые преданные и постоянные читатели kak_eto_sdelano уже видели в сообществе посты на тему добычи нефти и даже ее переработки. Но мне, как перфекционисту в этой тематике всегда казалось, что эти репортажи недостаточно полны, что можно было бы рассказать больше, еще интереснее об этом процессе, если бы я сам видел все своими глазами.

Сегодня в kak_eto_sdelano репортаж о том, как добывают нефть на одном из крупнейших в России нефтяном месторождении, как проверяют ее качество и зачем используются беспилотники на нефтепромыслах.

Мне всегда интересно узнавать что-то новое, о чем я еще не знал. Могу сказать, что знаю многое, но еще больше предстоит узнать. Когда мне сказали про Самотлор перед поездкой на нефтяные промыслы, я поймал себя на мысли, что ни разу не слышал об этом месте. Да, я знал, что нефть добывают где-то на севере, и в Сибири, там где мошкара и комары охотятся на волков и медведей, там где болота на десятки и сотни километров вокруг и где зима идет полгода вместо обычных 3 месяцев. В общем в суровых местах. И этот пробел в знании мне предстояло восполнить.

Местоположение Самотлорского месторождения, в силу его стратегического характера, в середине прошлого века тщательно скрывалось на выходящих в России картах. Теперь его можно легко найти на спутниковой карте. Спутники легко открыли глаза всем желающим увидеть, где добывается большая часть нефти в России.

На гугл-мэпс и яндекс-картах можно увидеть такую картину. Большое пятно в центре - озеро Самотлор (Ханты-Мансийский автономный округ). Пятнышки на озере, а также на соседних озерах и территории вокруг на десятки километров - насыпные участки, где стоят так называемые "кусты" со скважинами качающими нефть. Что это и как, я расскажу далее.

Между прочим - на этом скриншоте поместилась не вся территория месторождения, оно действительно очень большое.1

Но об всем по порядку. Чтобы иметь представление о том, в каких местах и условиях добывается нефть в России взглянем на месторождение с высоты полета вертолета.2

С нами летит группа журналистов с телеканала Россия 24. Они здесь снимают документальный фильм про месторождение, надеюсь у них получится интересный материал.3

Пролетаем над аэропортом Нижневартовска и над самими городом, который был построен менее 50 лет назад для нефтяников. Город стоит на берегу довольно широкой, периодически затапливающей низменности реки Обь, а далее вокруг озера и болота.4

Сам город тоже отстроен на болотах, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях.5

Ну а мы посмотрим на само месторождение. Вокруг на многие километры озера, да болота. Удивляюсь, как здесь нашли нефть. Есть версия, что геологи определили нахождение черного золота здесь по тонкой маслянистой пленке на озере Самотлор, под которым и находится кстати само месторождение. Когда я спросил одного из опытных буровиков так ли было на самом деле, он усмехнулся и сказал, что в те времена нефть искали чуть ли не вслепую, когда еще не было досточного опыта по разведыванию недр.6

Как гласит википедия, месторождение было открыто Мегионской нефтеразведочной экспедицией под руководством В. А. Абазарова. 22 июня 1965 года из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. Внутрипластовое давление было столь высоким, а нефть рвалась из глубин с такой силой, что нагревались стальные трубы. Площадь Самотлорского месторождения составляет 1 752 кв.км.7

Самотлор на многие километры окружают непроходимые болота. Зимой геологи пробирались к нему на лыжах. Опыта эксплуатации месторождений на болоте не было ещё в мировой практике. Рассматривались два варианта: осушить озеро-болото или построить на нём эстакады и бурить с площадок, как на морских нефтепромыслах в Баку.8

Первый вариант был отвергнут из-за опасности пожара — сухой торф мог вспыхнуть, как порох. Второй — из-за длительности строительных работ. Был найден третий вариант — создавать промысел прямо на озере-болоте, отсыпая искусственные острова для буровых вышек.

Бурение первой эксплуатационной скважины на Самотлоре было начато зимой 1968 года. Заведующий Самотлорским нефтепромыслом Иван Иванович Рынковой вспоминает: "Сейчас до Самотлора по бетонной дороге мы доезжаем за сорок минут. А тогда эти тридцать километров преодолевались по замёрзшему болоту месяц. Суровая была зима, стрелы у экскаваторов лопались от мороза, даже солярка замерзала. Но скважину мы пробурили…"

Так выглядят насыпные нефтяные острова. Русские научились делать их за несколько десятилетий до арабских шейхов).9

Представляю себе сколько сил и денег было вложено на освоение месторождения.1011

Нефтяная буровая установка, скоро мы спутимся вниз, проедем к ней и посмотрим, как она работает.12

А здесь уже нет буровой вышки, скважины пробурены, нефтепроводы подключены. Всего за годы эксплуатации месторождения на нём было пробурено 16 700 скважин! В 2014 году "Самотлорнефтегаз", которое входит в НК "Роснефть" приступил к реализации крупного инвестиционного проекта по бурению и строительству свыше более трехсот скважин.13

Тут же нефть собирают в емкости, предварительно очищая ее от воды и газа. Как видите вокруг сплошные болота, а уж сколько здесь мошкары, комаров и оводов, это просто невероятно. Как здесь может жить и работать человек?14

А вокрут острова с "кустами". Их десятки, а то и сотни.1516171819202122

Вышки лэп на сваях. без электричества работа встанет, потому здесь свои подстанции.23

Этот песок подготовлен для последующей отсыпки дорог и кустовых площадок.24

О том, как прокладываются дороги по болотам я тоже расскажу чуть позже.2526

Кто знает, может и тут будут скоро насыпные острова. На самом деле это последствия половодья. Обь вышла из берегов и затопила дачные участки стоящие в низине.27

Но мы уже на земле, едем инспектировать месторождение. На территорию Самотлора не сможет въехать посторонний, мы предъявляем пропуски и мчим дальше. На обочине то и дело встречаются указатели, которые поймут только те, кто связан с нефтянкой. ДНС - дожимная насосная станция, ЦДНГ - цех добычи нефти и газа.28

Приехали на первый куст.29

У них есть даже свои паспорта - баннеры с исчерпывающей информацией об этом месте.30

Классическая качалка, которая ранее использовалась для выкачивания нефти и вид которой ассоциируется с этой отраслью. Сейчас она используется не так широко, потому что менее эффективна, чем современные погружные насосы. Однако качалки до сих пор используются на скважинах, где небольшое количество нефти.

Обратите внимание на установки на переднем плане - это насосно-компрессорные блоки над скважинами. Те, у которых зеленые трубы - по ним вода закачивается под землю, чтобы создать достаточное давление для того, чтобы поднять нефть к погружному насосу и качать углеводороды через другую скважину - она окрашена красным цветом.31

Большая часть скважин, которые были в разработке с советских времен обводнились, и при добыче жидкость, которая выходит из скважин выглядит в лучшем случае так - примерно 20-30% - нефть, остальное вода. Далее я разъясню что это значит и расскажу подробнее о технологии добычи нефти.32

По дороге к участкам проезжаем памятник Алеше - нефтянику первопроходцу. Здесь активно ведется реконструкция памятника. облагораживается территория вокруг.33

ЦДНГ объединяет несколько кустов.34

Особо интересна история проложения дорог на Самотлоре. Так как здесь непроходимые болота, то при освоении месторождения, в 60-70 годах прошлого века, утонуло большое количество техники, как простых грузовиков, так и бульдозеров, вездеходов, как летом, так и зимой. Для решения проблемы проходимости к месторождениям был применен метод "плавающей насыпи" и "заторфовки".35

Сперва укладывались бревна, на которые насыпался грунт, и уже сверху укладывались бетонные плиты. Было отсыпано более 3.5 миллионов кубометров грунта, уложено около 4 тыс. бетонных плит и 150 тыс. кубометров леса. На 66 километров первоначальной дороги ушло огромное количество материала. Я видел исторические фотографии, где были тонущие грузовики и грузовые вертолеты, переносящие технику на землю.

Так же укладывают и сейчас. Обратите внимание на воду по обе стороны от дороги.36

Нам предстоит посетить две буровые установки. Выдали спецодежду - комбинезон, куртку, очки, шлем и специальные ботинки + аэрозоли против комаров, их тут нереально много. В таком одеянии я чувствовал себе настоящим Супермарио) Прошу простить и понять за это фото.37

Так как на первой буровой установке мы не задержались, то ограничусь несколькими фотографиями, а рассказ о процессе добычи нефти будет чуть позже.

Как мы помним - красная труба - нефть, зеленая - вода.383940

Идет монтаж насосно-компрессорного блока.41

Внутри буровой вышки.424344

Продолжение через несколько часов.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected]) и Саша Кукса ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

vlad-gluh.livejournal.com

Как добывают нефть в России. Часть 1

Наверняка самые преданные и постоянные читатели kak_eto_sdelano уже видели в сообществе посты на тему добычи нефти и даже ее переработки. Но мне, как перфекционисту в этой тематике всегда казалось, что эти репортажи недостаточно полны, что можно было бы рассказать больше, еще интереснее об этом процессе, если бы я сам видел все своими глазами.

Сегодня в kak_eto_sdelano репортаж о том, как добывают нефть на одном из крупнейших в России нефтяном месторождении, как проверяют ее качество и зачем используются беспилотники на нефтепромыслах.

Мне всегда интересно узнавать что-то новое, о чем я еще не знал. Могу сказать, что знаю многое, но еще больше предстоит узнать. Когда мне сказали про Самотлор перед поездкой на нефтяные промыслы, я поймал себя на мысли, что ни разу не слышал об этом месте. Да, я знал, что нефть добывают где-то на севере, и в Сибири, там где мошкара и комары охотятся на волков и медведей, там где болота на десятки и сотни километров вокруг и где зима идет полгода вместо обычных 3 месяцев. В общем в суровых местах. И этот пробел в знании мне предстояло восполнить.

Местоположение Самотлорского месторождения, в силу его стратегического характера, в середине прошлого века тщательно скрывалось на выходящих в России картах. Теперь его можно легко найти на спутниковой карте. Спутники легко открыли глаза всем желающим увидеть, где добывается большая часть нефти в России.

На гугл-мэпс и яндекс-картах можно увидеть такую картину. Большое пятно в центре - озеро Самотлор (Ханты-Мансийский автономный округ). Пятнышки на озере, а также на соседних озерах и территории вокруг на десятки километров - насыпные участки, где стоят так называемые "кусты" со скважинами качающими нефть. Что это и как, я расскажу далее.

Между прочим - на этом скриншоте поместилась не вся территория месторождения, оно действительно очень большое.1

Но об всем по порядку. Чтобы иметь представление о том, в каких местах и условиях добывается нефть в России взглянем на месторождение с высоты полета вертолета.2

С нами летит группа журналистов с телеканала Россия 24. Они здесь снимают документальный фильм про месторождение, надеюсь у них получится интересный материал.3

Пролетаем над аэропортом Нижневартовска и над самими городом, который был построен менее 50 лет назад для нефтяников. Город стоит на берегу довольно широкой, периодически затапливающей низменности реки Обь, а далее вокруг озера и болота.4

Сам город тоже отстроен на болотах, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях.5

Ну а мы посмотрим на само месторождение. Вокруг на многие километры озера, да болота. Удивляюсь, как здесь нашли нефть. Есть версия, что геологи определили нахождение черного золота здесь по тонкой маслянистой пленке на озере Самотлор, под которым и находится кстати само месторождение. Когда я спросил одного из опытных буровиков так ли было на самом деле, он усмехнулся и сказал, что в те времена нефть искали чуть ли не вслепую, когда еще не было досточного опыта по разведыванию недр.6

Как гласит википедия, месторождение было открыто Мегионской нефтеразведочной экспедицией под руководством В. А. Абазарова. 22 июня 1965 года из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. Внутрипластовое давление было столь высоким, а нефть рвалась из глубин с такой силой, что нагревались стальные трубы. Площадь Самотлорского месторождения составляет 1 752 кв.км.7

Самотлор на многие километры окружают непроходимые болота. Зимой геологи пробирались к нему на лыжах. Опыта эксплуатации месторождений на болоте не было ещё в мировой практике. Рассматривались два варианта: осушить озеро-болото или построить на нём эстакады и бурить с площадок, как на морских нефтепромыслах в Баку.8

Первый вариант был отвергнут из-за опасности пожара — сухой торф мог вспыхнуть, как порох. Второй — из-за длительности строительных работ. Был найден третий вариант — создавать промысел прямо на озере-болоте, отсыпая искусственные острова для буровых вышек.

Бурение первой эксплуатационной скважины на Самотлоре было начато зимой 1968 года. Заведующий Самотлорским нефтепромыслом Иван Иванович Рынковой вспоминает: "Сейчас до Самотлора по бетонной дороге мы доезжаем за сорок минут. А тогда эти тридцать километров преодолевались по замёрзшему болоту месяц. Суровая была зима, стрелы у экскаваторов лопались от мороза, даже солярка замерзала. Но скважину мы пробурили…"

Так выглядят насыпные нефтяные острова. Русские научились делать их за несколько десятилетий до арабских шейхов).9

Представляю себе сколько сил и денег было вложено на освоение месторождения.1011

Нефтяная буровая установка, скоро мы спутимся вниз, проедем к ней и посмотрим, как она работает.12

А здесь уже нет буровой вышки, скважины пробурены, нефтепроводы подключены. Всего за годы эксплуатации месторождения на нём было пробурено 16 700 скважин! В 2014 году "Самотлорнефтегаз", которое входит в НК "Роснефть" приступил к реализации крупного инвестиционного проекта по бурению и строительству свыше более трехсот скважин.13

В цехах по подготовки и перекачки нефти – углеводороды собирают в емкости, предварительно очищая ее от воды и газа. Как видите вокруг сплошные болота, а уж сколько здесь мошкары, комаров и оводов, это просто невероятно. Как здесь может жить и работать человек?14

А вокрут острова с "кустами". Их десятки, а то и сотни.1516171819202122

Вышки лэп на сваях. без электричества работа встанет, потому здесь свои подстанции.23

Этот песок подготовлен для последующей отсыпки дорог и кустовых площадок.24

О том, как прокладываются дороги по болотам я тоже расскажу чуть позже.2526

Кто знает, может и тут будут скоро насыпные острова. На самом деле это последствия половодья. Обь вышла из берегов и затопила дачные участки стоящие в низине.27

Но мы уже на земле, едем инспектировать месторождение. На территорию Самотлора не сможет въехать посторонний, мы предъявляем пропуски и мчим дальше. На обочине то и дело встречаются указатели, которые поймут только те, кто связан с нефтянкой. ДНС - дожимная насосная станция, ЦДНГ - цех добычи нефти и газа.28

Приехали на первый куст.29

У них есть даже свои паспорта - баннеры с исчерпывающей информацией об этом месте.30

Классическая качалка, которая ранее использовалась для выкачивания нефти и вид которой ассоциируется с этой отраслью. Сейчас она используется не так широко, потому что менее эффективна, чем современные погружные насосы. Однако качалки до сих пор используются на скважинах, где небольшое количество нефти.

Обратите внимание на установки на переднем плане - это насосно-компрессорные блоки над скважинами. Те, у которых зеленые трубы - по ним вода закачивается под землю, чтобы создать достаточное давление для того, чтобы поднять нефть к погружному насосу и качать углеводороды через другую скважину - она окрашена красным цветом.31

Большая часть скважин, которые были в разработке с советских времен обводнились, и при добыче жидкость, которая выходит из скважин выглядит в лучшем случае так - примерно 20-30% - нефть, остальное вода. Далее я разъясню что это значит и расскажу подробнее о технологии добычи нефти.32

По дороге к участкам проезжаем памятник Алеше - нефтянику первопроходцу. Здесь активно ведется реконструкция памятника. облагораживается территория вокруг.33

ЦДНГ объединяет несколько кустов.34

Особо интересна история проложения дорог на Самотлоре. Так как здесь непроходимые болота, то при освоении месторождения, в 60-70 годах прошлого века, утонуло большое количество техники, как простых грузовиков, так и бульдозеров, вездеходов, как летом, так и зимой. Для решения проблемы проходимости к месторождениям был применен метод "плавающей насыпи" и "заторфовки".35

Сперва укладывались бревна, на которые насыпался грунт, и уже сверху укладывались бетонные плиты. Было отсыпано более 3.5 миллионов кубометров грунта, уложено около 4 тыс. бетонных плит и 150 тыс. кубометров леса. На 66 километров первоначальной дороги ушло огромное количество материала. Я видел исторические фотографии, где были тонущие грузовики и грузовые вертолеты, переносящие технику на землю.

Так же укладывают и сейчас. Обратите внимание на воду по обе стороны от дороги.36

Нам предстоит посетить две буровые установки. Выдали спецодежду - комбинезон, куртку, очки, шлем и специальные ботинки + аэрозоли против комаров, их тут нереально много. В таком одеянии я чувствовал себе настоящим Супермарио) Прошу простить и понять за это фото.37

Так как на первой буровой установке мы не задержались, то ограничусь несколькими фотографиями, а рассказ о процессе добычи нефти будет чуть позже.

Как мы помним - красная труба - нефть, зеленая - вода.383940

Идет монтаж насосно-компрессорного блока.41

Внутри буровой вышки.424344

Продолжение - http://kak-eto-sdelano.livejournal.com/273830.html

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected]) и Саша Кукса ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

afomchenko.livejournal.com

Как добывают нефть и газ в Сибири

Если отправиться в тундру на край Земли, то можно ощутить всю мощь природы: кажется, что вокруг тебя Белое Ничто (если поехать летом — Зеленое). Конкретней? 340 километров на север от Нового Уренгоя. До поселка Тазовский (ближайший оплот цивилизации) — целых 136 километров.

Погода в этих местах суровая. Зимой — арктическая стужа, а летом — палящая жара и надоедливые мошки-гнусы. К тому же, дуют сильные ветра. Местное население — ненцы — занимаются оленеводством. В общем, дикая природа. Однако геологи нашли здесь нефть, и появился уголок цивилизации — Восточно-Мессояхский промысел.

Инфраструктура месторождения была выстроена за три года с применением передовых технологий разработки залежей. В настоящее время промысел — один из самых сложных, интересных, труднодоступных и технологичных. Самый северный из нефтяных на российской суше.

43 фото

Фотографии и текст Александра «Russos» Попова

Немного истории о добыче нефти и газа в Сибири

Этот уникальный проект объединил усилия и ресурсы двух крупнейших нефтяных компаний — «Газпром нефти» и «Роснефти».

Еще в первой половине ХХ века никто и не предполагал наличия в Сибири нефти и газа. Основным местом нефтедобычи в то время был район под Баку. Первым, кто высказал догадку о наличии нефти к востоку от Волги и допустил вероятность успешных поисков в районе Западно-Сибирской низменности, был академик Иван Губкин. Его усилиями были организованы поисковые работы, которые подтвердили предположения академика.

Уже в 1948 году министр геологии Советского Союза Илья Малышев утвердил решение о начале геологоразведки в Западной Сибири. После нового штурма крайнего Севера в 1964 году были открыты новые месторождения: легендарное Самотлорское и множество других, и все — с огромными запасами полезных ископаемых: Уренгойское, Надымское, Ямбургское…

Но слишком далеко на север нефтяники все же не заходили. Проблема заключалась даже не в отсутствии технологий, необходимых для эффективной добычи ценного сырья. Дело было в другом: не существовало способов транспортировки сырья к потребителю, ведь в арктической тундре не было ни дорог, ни трубопроводов. Строительство транспортных коммуникаций с нуля — дело невероятно дорогое, поэтому разработку арктических залежей нефти отложили на будущее, ограничившись разведкой.

Час заполярных месторождений Ямала пробил с началом нового тысячелетия, когда объем добычи на западносибирских промыслах стал неуклонно сокращаться.

В 2010 году государство заявило о своей заинтересованности в разработках. Программа комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края до 2020 года, выпущенная Минэнерго России, дала жизнь нескольким новым нефтегазовым проектам, среди которых — проект «Мессояхи». В 2013 году была сформирована концепция разработки Восточно-Мессояхского месторождения, спроектированы ключевые объекты инфраструктуры. А уже в 2014 началось масштабное строительство.

1. Месторождение находится в условиях практически полной автономии. Главный транспорт — вертолет. Зимой открываются временные автодороги. По зимнику за сезон перевозят сотни тысяч тонн грузов для промысла. Людей же на Мессояху доставляют преимущественно по воздуху.

2. Под снегом можно разглядеть протоки и старые русла рек. Озера можно распознать по большим белым полям.

3. Но примерно половину маршрута под нами проплывает бескрайнее белое пространство, лишь иногда его рассекают нитки нефтепроводов или зигзаги зимников.

4. Посадка! Выгружаемся.

5. На Мессояхе (впрочем, это касается всех месторождений и буровых платформ) установлены строжайшие правила безопасности и сухой закон. Каждый прилетающий на промысел, вне зависимости от статуса, проходит досмотр, проверку базовых параметров здоровья и алкотест. Дисциплина должна быть железная. На таких удаленных объектах проще изначально не допустить травмы, чем потом лечить сотрудника или вывозить на большую землю.

6. На месторождении всего лишь 28 ясных дней в году.

7. А вот и Центральный пункт сбора нефти — ЦПС. Сырье сюда поступает по трубопроводам с кустов скважин. Естественно, все коммуникации находятся на поверхности. В вечную мерзлоту ничего закапывать нельзя.

8. Центральный пункт сбора нефти — это огромный «завод», где нефть со скважин проходит очистку и подготовку. Кликабельно:

9. Ночью ЦПС выглядит еще эффектнее, чем днем.

10. В этой «загогулине» считается нефть, прошедшая через неё.

11. Блок подогрева нефти. Мессояхская нефть — вязкая и холодная, пластовая температура состовляет около +16°С. Первые притоки вообще были в виде желе, цвета и консистенции вареной сгущенки. Чтобы с нефтью можно было что-то сделать, ее подогревают. Горелки питаются попутным газом.

12. Десятитысячные резервуары для товарной нефти.

13. Насосы для перекачки готовой товарной нефти. Производительность — 300 кубов в час.

14. Естественно, все оборудование находится во взрывозащищенных корпусах.

15. Огненный закат. Примета про связь красного ночного неба и сильного ветра в следующие сутки оправдала себя в полной мере. К утру на Мессояхе поднялась сильная метель. Приметы – они и в Арктике приметы!

16. Это — технологические сети, по ним сырье перемещается между объектами подготовки нефти. Общая протяженность этих труб — порядка 116 километров!

17. Принято считать, что нефть — это черная маслянистая жидкость. На самом деле «черное золото» может быть коричневым, вишневым, зеленым, желтым и даже прозрачным. Основной фактор, который определяет цветность нефти, — компонентный состав. Красящим веществом являются смолы и асфальтены.

Каждая нефть уникальна, ведь это смесь индивидуальных углеводородов и других соединений, процентное содержание которых может варьироваться в зависимости от местности, глубины ее залегания, особенностей формирования пласта и т.д. Обычно бывает так: чем больше в нефти легких фракций, тем она светлее. На фотографии — образцы нефти, которая добывается на Восточной Мессояхе. Оранжевая богата бензино-керосиновой фракцией и, как следствие, имеет меньшую плотность, чем, допустим, коричневая или черная нефть. Этот «фреш» добывают на глубине около 3 километров!

18. С ЦПС готовая товарная нефть по 98-километровому напорному трубопроводу идет на приемо-сдаточный пункт со скоростью 2,5 км/ч, оттуда попадает в магистраль Заполярье-Пурпе, а потом отправляется потребителям. Мощность — 6 миллионов тонн в год. Во избежание растепления вечномерзлых арктических грунтов трубу поставили на опоры. Видите участок, который поднимается над тундрой? Эта арка сделана на месте традиционных оленьих троп, чтобы технологии не вводили в стресс коренных обитателей тундры.

19. По такому свайному принципу построены все объекты на Мессояхе. Одна только забивка свайных полей, выравнивание и подъем грунта заняли у разработчиков месторождения почти полтора года. Уровень засыпки достигал 8 метров – такой вот слоеный пирог для защиты вечной мерзлоты от оттаивания.

20. А теперь посмотрим на самую северную материковую газотурбинную электростанцию в России. Громадина весом в несколько тысяч тонн тоже стоит на сваях!

21. Газовый участок станции — здесь идет подготовка газа (повышение давления) для турбин. ощность газотурбинного комплекса — 84 МВт, этого бы хватило, чтобы обеспечить энергией, например, Салехард.

22. Заполярная электростанция состоит из 73 объектов, главные из которых — шесть газотурбинных агрегатов мощностью 14 МВт каждый. Это газовая турбина.

23. На фото — административный комплекс. Вахтовики работают здесь допоздна — окна горят всю ночь.

24. Погода меняется каждые два часа. Метет. Но водители прекрасно ориентируются в этом «молоке». Автопарк здесь огромный, машины — самые разные. Но можно быть уверенным: в каждой из них и водитель, и пассажиры будут пристегнуты. Иначе никак: север ошибок не прощает.

25. Трэкол — отличная штука для езды по снегу в тундре. На севере плохие люди не приживаются. Например, мы остановились, чтобы поснимать Белое Ничто, а проезжавшая мимо машина притормозила: у вас все в порядке? По-другому нельзя. Особенно на зимниках.

26. Жизнь и уклад местного населения требуют отдельного рассказа.

По разведанным запасам углеводородов Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское месторождения, согласно отечественной классификации, относят к уникальным. Извлекаемые запасы в категории С1 + С2 составляют 485 млн тонн нефти и конденсата, 194 млрд кубометров газа.

Но до черного золота еще надо добраться. Глубина залегания основного нефтеносного пласта на Мессояхе — порядка 800 метров. Поэтому вертикаль скважин здесь — одна из самых коротких в России. А вот её протяженность по горизонтали составляет около 1 000 метров. Чтоб в этих условиях извлекать нефть максимально эффективно, на Мессояхе строят фишбоны (от англ. fish bone — «рыбья кость») — скважины с несколькими ответвлениями от горизонтального ствола.

Сейчас посмотрим, как производится бурение на самом северном нефтяном материковом месторождении страны, какие используются технологии и в каких условиях работают люди.

27. Это новая буровая. Я был там за сутки до ввода в эксплуатацию, сейчас она уже в работе.

28. Рабочее место бурильщика. Отсюда он управляет подъемом бурильных труб, скоростью бурения, подачей насосов, следит за производственными параметрами. Сегодня на Мессояхе 220 действующих скважин, до конца года будет введено в эксплуатацию еще 110. В работе — 13 буровых станков.

29. Восточная Мессояха — площадка для внедрения нестандартных методов геологоразведки и бурения, позволяющих эффективно работать с трудноизвлекаемыми запасами материковой Арктики. Чтобы повысить коэффициент извлечения нефти, здесь проводят опытно-промышленные работы по полимерному заводнению, операции гидроразрыва пласта, строят высокотехнологичные многоствольные скважины.

30. Именно на Мессояхе впервые в периметре «Газпром нефти» было начато массовое бурение по технологии fishbone (в переводе — «рыбья кость»).

31. Возвращаемся на поверхность. Совершенно новая буровая.

32. Каждая команда на буровой носит свое имя. На этой работают «Полярные совы».

33. А здесь «поселились» «Белые тигры».

34. Это уже действующая буровая.

35. Вот так выглядит буровое долото. Это один из основных инструментов для разрушения породы при строительстве скважины.

36. Буровая установка смонтирована на рельсах и может передвигаться. Она бурит целый куст скважин, расположенных на одной линии. Помимо этого, из одного устья можно пробурить несколько скважин, сделать ответвления, боковые стволы. Кстати, таким образом на Мессояхе и была реализована технология «рыбья кость».

37. Наращивание бурильной колонны.

38. Работа верхового на самой вышке связана с определенным риском. Это — троллей для эвакуации. Самоспас.

39. Привод и его подвеска.

40. Типичный пейзаж Мессояхи. Буровая и олени. Никто никому не мешает.

41. Буровые работы ведутся в непростых погодных условиях: ветра на Мессояхе редко прекращаются. Зимой это — настоящее испытание.

42. В результате активной программы геологоразведки на Западно-Мессояхском участке в 2017 году была открыта новая залежь с промышленным притоком нефти. В 2018 году на западе пройдут испытания четырех скважин старого фонда, и начнется бурение новой разведочной скважины.

На фото — разведочная вышка в тундре.

43. Буровые вышки по ночам напоминают новогодние елки с иллюминацией. Если учесть, какие залежи «подарков» хранятся под ними, сравнение более чем уместное. А потому — смотрите на картинку и загадывайте желание: сезон в данном случае не имеет значения! До встречи, Мессояха!

Также смотрите:

Зимник — дорога жизни и смерти

Топ-10 самых экстремальных мест на планете Также смотрите: 

anubi.ru

Как добывают нефть - Мы родом ...

С нефтью нам не повезло. Если в Ираке или Саудовской Аравии достаточно пробурить одну неглубокую скважину в песке, к которой легко подъехать на любом внедорожнике, то у нас нефть сосредоточилась в сибирских болотах, где зимой -50, а летом +30 и комары размером с хорошего мамонтенка.

Бурить в болоте невозможно, поэтому нефтянники сначала вырубают лес, осушают болото и отсыпают площадку из песка, так называемый "куст", к которому подводят дорогу и электричество. Чтобы не отсыпать такую площадку для каждой скважины, их объединяют в группы по несколько десятков на одном кусте, а бурят не вертикально вниз, а под наклоном.

Забой скважины (её дно) может находиться по горизонтали в паре километров от куста, а есть скважины с отходом в 12 километров, например, на Сахалине. Их бурят под наклоном, потому что куст один, а геологам нужно охватить скважинами большую площадь месторождения или, например, нужно добывать нефть, которая находится под городом или заповедником.

На разных месторождениях бурят на разную глубину. В Западной Сибири глубина скважины составляет 1,5 – 2,5 км, в Поволжье может достигать 4,5 км, в Восточной Сибири около 2-3 км.

При строительстве скважины задействованы десятки различных служб: начинают “сейсмики”, далее приходят “освоенцы”, потом уже буровики (которые подразделяются на службы буровых растворов, геофизических исследований, телеметрии и долотного сервиса) , потом служба капитального ремонта скважин, далее дОбыча (работники Добычи называют себя именно с ударением на О). Их в свою очередь обслуживают различные “взвода обеспечения” – вывоз шлама, спецтехники т.п.

Для выполнения всех этих работ Нефтяная Компания (НК) привлекает многочисленных подрядчиков. То же самое касается и отсыпки кустов, дорог, постройки общежитий для работников и так далее. Сама НК владеет лицензией на месторождение и занимается управлением и финансированием всех работ, выполняемых нефтесервисными компаниями. Именно поэтому у нефтяных компаний так много разнообразных "дочек".

P.S. Уверен, что прочитать этот пост будет интересно даже девочкам :)

( Как добывают нефть )

yarodom.livejournal.com

Нефть зимой дороже // Переработка // Новости

На биржевых торгах в Лондоне и Нью-Йорке цены на нефть "пробили" верхнюю отметку "коридора" OПЕК в 28 долларов за баррель (1 баррель = 159 литров). В Лондоне в ходе торгов на IPE был достигнут уровень 28,5 долл./барр., причем верхняя граница котировок ноябрьских фьючерсов нефтяной смеси Brent доходила до 28,78 долл./барр. В Нью-Йорке на NYMEX котировки техасской светлой нефти упали на 31 цент, снизившись до 29,72 долл./барр.

Тем временем Американский институт нефти(API) распространил доклад, согласно которому промышленные запасы сырой нефти в США за прошлую неделю увеличились на 9,413 млн баррелей, однако по сравнению с тем же периодом прошлого года уменьшились на 16 млн баррелей. Запасы же бензина всех марок уменьшились за неделю на 5,884 млн баррелей, достигнув 200,09 млн баррелей.

Аналитики считают, что рост котировок мировых цен на нефть, несмотря на продолжающиеся трудности с ростом американской и японской экономик и экономики Еврозоны вызван двумя причинами: скорым наступлением зимних холодов и по-прежнему ожидаемым началом американо-иракской войны, в процессе которой будет блокирован Ормузский пролив и Персидский залив - основные пути транспортировки ближневосточной нефти. Как заявил недавно министр нефти и минеральных ресурсов ОАЭ Обаид бин Саиф аль-Нассери, "нефтяные рынки были в состоянии поддерживать свою стабильность, но последние события в политической и экономической ситуации в мире оказали влияние на состояние нефтяных рынков и взвинтили цены на "черное золото". По мнению министра, нынешние цены включают в себя "военную премию - плату за возможность начала войны", и эта "премия" составляет более 5 долларов за один баррель. Г-н Нассери не исключает нового обострения ситуации вследствие дальнейшей нестабильности и неуверенности в мире, например, в виде нового обострения израильско-арабских отношений.

Между тем, по правилам Oрганизации стран-экспортеров нефти, если цены на сырую нефть, производимую входящими в ОПЕК государствами и Мексикой, в течение 20 торговых дней держатся на уровне выше верхней граница коридора в 22-28 доллара за баррель, то происходит автоматическое увеличение квот на добычу и экспорт сырой нефти - на 500 тыс. баррелей в день. Однако картель до сих пор воздерживался от увеличения квот, откладывая решение этого вопроса до внеочередной конференции министров энергетики и нефти стран-членов ОПЕК, которая состоится в Вене 12 декабря. Впрочем, предыдущая встреча так и не окончилась повышением квот для стран-членов картеля.

neftegaz.ru

Как добывают нефть в России. Часть 1: nanonews_2011

Наверняка самые преданные и постоянные читатели kak_eto_sdelano уже видели в сообществе посты на тему добычи нефти и даже ее переработки. Но мне, как перфекционисту в этой тематике всегда казалось, что эти репортажи недостаточно полны, что можно было бы рассказать больше, еще интереснее об этом процессе, если бы я сам видел все своими глазами.

Сегодня в kak_eto_sdelano репортаж о том, как добывают нефть на одном из крупнейших в России нефтяном месторождении, как проверяют ее качество и зачем используются беспилотники на нефтепромыслах.

Мне всегда интересно узнавать что-то новое, о чем я еще не знал. Могу сказать, что знаю многое, но еще больше предстоит узнать. Когда мне сказали про Самотлор перед поездкой на нефтяные промыслы, я поймал себя на мысли, что ни разу не слышал об этом месте. Да, я знал, что нефть добывают где-то на севере, и в Сибири, там где мошкара и комары охотятся на волков и медведей, там где болота на десятки и сотни километров вокруг и где зима идет полгода вместо обычных 3 месяцев. В общем в суровых местах. И этот пробел в знании мне предстояло восполнить.

Местоположение Самотлорского месторождения, в силу его стратегического характера, в середине прошлого века тщательно скрывалось на выходящих в России картах. Теперь его можно легко найти на спутниковой карте. Спутники легко открыли глаза всем желающим увидеть, где добывается большая часть нефти в России.

На гугл-мэпс и яндекс-картах можно увидеть такую картину. Большое пятно в центре - озеро Самотлор (Ханты-Мансийский автономный округ). Пятнышки на озере, а также на соседних озерах и территории вокруг на десятки километров - насыпные участки, где стоят так называемые "кусты" со скважинами качающими нефть. Что это и как, я расскажу далее.

Между прочим - на этом скриншоте поместилась не вся территория месторождения, оно действительно очень большое.1

Но об всем по порядку. Чтобы иметь представление о том, в каких местах и условиях добывается нефть в России взглянем на месторождение с высоты полета вертолета.2

С нами летит группа журналистов с телеканала Россия 24. Они здесь снимают документальный фильм про месторождение, надеюсь у них получится интересный материал.3

Пролетаем над аэропортом Нижневартовска и над самими городом, который был построен менее 50 лет назад для нефтяников. Город стоит на берегу довольно широкой, периодически затапливающей низменности реки Обь, а далее вокруг озера и болота.4

Сам город тоже отстроен на болотах, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях.5

Ну а мы посмотрим на само месторождение. Вокруг на многие километры озера, да болота. Удивляюсь, как здесь нашли нефть. Есть версия, что геологи определили нахождение черного золота здесь по тонкой маслянистой пленке на озере Самотлор, под которым и находится кстати само месторождение. Когда я спросил одного из опытных буровиков так ли было на самом деле, он усмехнулся и сказал, что в те времена нефть искали чуть ли не вслепую, когда еще не было досточного опыта по разведыванию недр.6

Как гласит википедия, месторождение было открыто Мегионской нефтеразведочной экспедицией под руководством В. А. Абазарова. 22 июня 1965 года из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. Внутрипластовое давление было столь высоким, а нефть рвалась из глубин с такой силой, что нагревались стальные трубы. Площадь Самотлорского месторождения составляет 1 752 кв.км.7

Самотлор на многие километры окружают непроходимые болота. Зимой геологи пробирались к нему на лыжах. Опыта эксплуатации месторождений на болоте не было ещё в мировой практике. Рассматривались два варианта: осушить озеро-болото или построить на нём эстакады и бурить с площадок, как на морских нефтепромыслах в Баку.8

Первый вариант был отвергнут из-за опасности пожара — сухой торф мог вспыхнуть, как порох. Второй — из-за длительности строительных работ. Был найден третий вариант — создавать промысел прямо на озере-болоте, отсыпая искусственные острова для буровых вышек.

Бурение первой эксплуатационной скважины на Самотлоре было начато зимой 1968 года. Заведующий Самотлорским нефтепромыслом Иван Иванович Рынковой вспоминает: "Сейчас до Самотлора по бетонной дороге мы доезжаем за сорок минут. А тогда эти тридцать километров преодолевались по замёрзшему болоту месяц. Суровая была зима, стрелы у экскаваторов лопались от мороза, даже солярка замерзала. Но скважину мы пробурили…"

Так выглядят насыпные нефтяные острова. Русские научились делать их за несколько десятилетий до арабских шейхов).9

Представляю себе сколько сил и денег было вложено на освоение месторождения.1011

Нефтяная буровая установка, скоро мы спутимся вниз, проедем к ней и посмотрим, как она работает.12

А здесь уже нет буровой вышки, скважины пробурены, нефтепроводы подключены. Всего за годы эксплуатации месторождения на нём было пробурено 16 700 скважин! В 2014 году "Самотлорнефтегаз", которое входит в НК "Роснефть" приступил к реализации крупного инвестиционного проекта по бурению и строительству свыше более трехсот скважин.13

В цехах по подготовки и перекачки нефти – углеводороды собирают в емкости, предварительно очищая ее от воды и газа. Как видите вокруг сплошные болота, а уж сколько здесь мошкары, комаров и оводов, это просто невероятно. Как здесь может жить и работать человек?14

А вокрут острова с "кустами". Их десятки, а то и сотни.1516171819202122

Вышки лэп на сваях. без электричества работа встанет, потому здесь свои подстанции.23

Этот песок подготовлен для последующей отсыпки дорог и кустовых площадок.24

О том, как прокладываются дороги по болотам я тоже расскажу чуть позже.2526

Кто знает, может и тут будут скоро насыпные острова. На самом деле это последствия половодья. Обь вышла из берегов и затопила дачные участки стоящие в низине.27

Но мы уже на земле, едем инспектировать месторождение. На территорию Самотлора не сможет въехать посторонний, мы предъявляем пропуски и мчим дальше. На обочине то и дело встречаются указатели, которые поймут только те, кто связан с нефтянкой. ДНС - дожимная насосная станция, ЦДНГ - цех добычи нефти и газа.28

Приехали на первый куст.29

У них есть даже свои паспорта - баннеры с исчерпывающей информацией об этом месте.30

Классическая качалка, которая ранее использовалась для выкачивания нефти и вид которой ассоциируется с этой отраслью. Сейчас она используется не так широко, потому что менее эффективна, чем современные погружные насосы. Однако качалки до сих пор используются на скважинах, где небольшое количество нефти.

Обратите внимание на установки на переднем плане - это насосно-компрессорные блоки над скважинами. Те, у которых зеленые трубы - по ним вода закачивается под землю, чтобы создать достаточное давление для того, чтобы поднять нефть к погружному насосу и качать углеводороды через другую скважину - она окрашена красным цветом.31

Большая часть скважин, которые были в разработке с советских времен обводнились, и при добыче жидкость, которая выходит из скважин выглядит в лучшем случае так - примерно 20-30% - нефть, остальное вода. Далее я разъясню что это значит и расскажу подробнее о технологии добычи нефти.32

По дороге к участкам проезжаем памятник Алеше - нефтянику первопроходцу. Здесь активно ведется реконструкция памятника. облагораживается территория вокруг.33

ЦДНГ объединяет несколько кустов.34

Особо интересна история проложения дорог на Самотлоре. Так как здесь непроходимые болота, то при освоении месторождения, в 60-70 годах прошлого века, утонуло большое количество техники, как простых грузовиков, так и бульдозеров, вездеходов, как летом, так и зимой. Для решения проблемы проходимости к месторождениям был применен метод "плавающей насыпи" и "заторфовки".35

Сперва укладывались бревна, на которые насыпался грунт, и уже сверху укладывались бетонные плиты. Было отсыпано более 3.5 миллионов кубометров грунта, уложено около 4 тыс. бетонных плит и 150 тыс. кубометров леса. На 66 километров первоначальной дороги ушло огромное количество материала. Я видел исторические фотографии, где были тонущие грузовики и грузовые вертолеты, переносящие технику на землю.

Так же укладывают и сейчас. Обратите внимание на воду по обе стороны от дороги.36

Нам предстоит посетить две буровые установки. Выдали спецодежду - комбинезон, куртку, очки, шлем и специальные ботинки + аэрозоли против комаров, их тут нереально много. В таком одеянии я чувствовал себе настоящим Супермарио) Прошу простить и понять за это фото.37

Так как на первой буровой установке мы не задержались, то ограничусь несколькими фотографиями, а рассказ о процессе добычи нефти будет чуть позже.

Как мы помним - красная труба - нефть, зеленая - вода.383940

Идет монтаж насосно-компрессорного блока.41

Внутри буровой вышки.424344

Продолжение через несколько часов.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected]) и Саша Кукса ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

nanonews-2011.livejournal.com