Меньше мазута, больше бензина. Доля бензина в переработке нефти


В нефтепереработке существенно выросла доля высококачественных топлив | Oil.Эксперт

О том, как правильно выбрать бензин для своей машины, о новинках на рынке топлива рассказал первый заместитель исполнительного вице-Президента ТНК-BP по переработке и торговле Амир Фейзулин.

– Здравствуйте! Скажите, насколько остро стоит сегодня вопрос качества топлива в России? Какие тенденции Вы видите на рынке?

– Специалисты нашей компании постоянно анализируют российский авторынок. Тенденции очевидны: автомобили становятся все более технически сложными, а стало быть, и более требовательными к качеству нефтепродуктов. Эксперты прогнозируют, что уже в будущем году доля иномарок в общем объеме российского автопарка превзойдет долю машин отечественного производства. В стране будет более 20 миллионов иномарок. А в 2014 году, как ожидается, автомобильный парк страны превысит отметку в 40 миллионов машин – при том, что в настоящее время в России 35,7 миллиона машин.

Вполне логично ожидать повышения спроса на качественные и инновационные брендовые бензины. Наша компания готова к такому развитию событий. В ближайшие 10 лет мы планируем вложить 1,3 млрд долларов в развитие производства, обновление автопарка грузовиков-бензовозов и многоуровневую систему контроля.

В нефтепереработке существенно выросла доля высококачественных топлив, что явилось отчасти следствием модернизации наших российских НПЗ: производство бензина стандарта Евро-4 в первой половине 2012 года возросло более чем в 2 раза и составило 1,98 млн тонн, а производство дизельного топлива стандарта Евро-4 и Евро-5 – на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Отдельно хотел бы сказать, что мы регистрируем рост спроса на так называемая фирменные виды топлив – ТНК Pulsar и BP Ultimate, – со специальными высокотехнологичными присадками, которые улучшают работу двигателя. Поэтому основная конкуренция между крупнейшими участниками нефтяного рынка, как я полагаю, будет развиваться именно в сегменте премиального бензина и дизтоплива, что делает еще более важными вопросы качества.

– Как по Вашим оценкам, где более качественный бензин – в Европе или России?

– Должен сказать, что у нас не менее строгие государственные требования к топливу, чем на Западе, так что наш бензин абсолютно точно не хуже. По крайней мере тот, что продается на крупных сетевых АЗС. Например, несколько лет подряд мы тестировали наше топливо в западных испытательных центрах и лабораториях, сравнивали его с немецким, французским. И оно оказалось одним из лучших в Европе.

– Расскажите, пожалуйста, в чем смысл стандарта евро? О чем эти цифры —Евро-3, Евро-4, Евро-5 —должны говорить автомобилисту?

– Начнем с того, что «Евро» — экологический стандарт, он регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах. И чем выше класс «Евро», тем чище бензин и тем лучше для экологической обстановки. Требования к топливу обычно указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если это «Евро-3», то автомобилю подходит топливо класса «Евро-3» и выше. В России уже введены стандарты «Евро-4», что сделано, конечно, для улучшения экологической обстановки. Но в то же время и производители автомобилей начали выпускать новые модели авто с повышенными экологическими требованиями. Так что спрос на топливо более высокого «Евро» класса растет не только под нажимом законодателей, но и за счет обновления парка машин. Например, мы еще в 2010 году приняли решение полностью прекратить выпуск неэкологичного 80-го бензина на заводах нашей компании в Рязани и Саратове. На АЗС Московского региона уже несколько лет поставляем бензины только класса «Евро-4». Мы строим специальные установки, модернизируем производство, и с 1 июля 2012 года мы осуществили переход на выпуск бензина и дизельного топлива «Евро-5».

– Подскажите, пожалуйста, бензин класса «Евро-5» более качественный, чем «четверка»?

– Топливо класса 5 – продукт, безусловно, более высокого уровня качества по сравнению с топливом класса 4. В частности, бензин и дизельное топливо класса 5 содержит в пять раз меньше серы по сравнению с топливом класса 4. Напомним, что сера является природным компонентом сырой нефти. Если серу не удалить во время процесса переработки нефти, она будет загрязнять автомобильное топливо. Поэтому повышенное содержание серы в дизельном топливе приводит к коррозии и износу систем двигателя, увеличению уровня выбросов, а повышенное содержание серы в бензинах негативно сказывается на работе датчиков кислорода, сокращает срок службы работы катализаторов и негативно влияет на общий уровень выбросов.

– Как отразится «Евро-5» на продолжительности эксплуатации топливного фильтра импортного автомобиля и на работе двигателя?

– Обычное топливо не влияет на эксплуатацию топливного фильтра и работу двигателя, а вот фирменное топливо оказывает положительно воздействие. Более подробную информацию о нашем топливе и рекомендации по этому вопросу Вы сможете найти на нашем сайте

– Потребуется ли переоборудовать отечественный автомобиль, чтобы заправляться топливом стандарта «Евро-5»?

– Нет, для использования топлива класса 5 вам не потребуется переоборудовать автомобиль — вне зависимости от его марки и года выпуска. В принципе следует придерживаться следующего правила: класс топлива должен либо соответствовать экологическому классу вашего автомобиля, либо быть выше. В любом случае, он не должен быть ниже.

– Хотел бы спросить, действительно ли топливо ТНК Pulsar продлевает жизнь двигателя? Если его постоянно заливать, какие-то существенные изменения характеристик в работе автомобиля произойдут? И правда ли, что бензин с улучшенными свойствами может сделать машину мощнее?

– Все это действительно так: топливо Pulsar, о котором вы говорите, не только продлевает жизнь двигателя, но и может сделать его мощнее. Но если вы переходите на новый вид топлива, некоторое время понаблюдайте за поведением двигателя: около двух недель обороты могут быть нестабильными, а затем придут в норму, и машина действительно станет мощнее. Это возможно, если заправить топливом с моющими присадками машину с пробегом 100 000 км и более, двигатель которой сильно зашлакован: присадка может «поднять» грязь. Также через некоторое время имеет смысл заменить топливный фильтр, в котором останется грязь из магистрали.

– Скажите, новое дизельное топливо появится на всех ваших АЗC? Или как всегда это произойдет только в Москве да Питере, где и так все есть?

– Все наши клиенты, где бы они ни находились, смогут заправлять зимнее дизельное топливо на любой нашей фирменной АЗС с наступлением холодного периода.

– Любопытно, проверяете ли вы бензин перед отправкой его на АЗС? И как вы это делаете?

– Топливо проходит контроль сначала на нефтеперерабытывающем заводе, потом при отгрузке бензина с НПЗ, при транспортировке, во время промежуточного хранения на нефтебазе и финальную проверку уже на АЗС. На заправке обязательно проверяются товарно-сопроводительные документы и паспорт качества, а перед сливом топлива в резервуары проводится его анализ и дополнительная фильтрация. Все топливо на наши АЗС поставляется с собственных нефтеперерабатывающих заводов компании в Рязани, Саратове и Ярославле, поэтому контролировать его качество несложно. За свои производства мы уверены – они сертифицированы по международным стандартам, мы постоянно модернизируем оборудование. На каждом из наших нефтеперерабатывающих заводов есть лаборатория контроля качества, аккредитованная Росстандартом. К тому же мы сотрудничаем с ведущими исследовательскими центрами страны и проводим независимые оценки качества топлива.

– Можно ли как-то проверить, какое топливо заливают в мой бак на автозаправках? А то мало ли что мне там наливают!

– Разумеется, это возможно. На любой АЗС вы можете потребовать паспорт качества топлива. В нем должно быть указано, с какого завода привезли бензин, его экологический класс, какие присадки вводились в бензин, дата изготовления. Не стесняйтесь настаивать на своих правах!

– Подскажите, зачем вам это нужно – «Евро-5», новая дизелька? Можно ведь без проблем продавать старое топливо, ведь никто из водителей особо не заботится об экологии. Скорее, для водителя важен вопрос цены.

– Наша компания является клиентоориентированной. Для нас это не просто слова. Это значит, что мы пытаемся предупредить желания наших клиентов: предложить новые товары и услуги, существенно повысить их качество. Мы ставим перед собой «задачу-максимум»: наш клиент должен остаться полностью удовлетворенным посещением АЗС, общением с нашими сотрудниками, качеством топлива и оказанных услуг. Поэтому мы постоянно работаем над усилением действующей повсеместно жесткой программы контроля качества обслуживания. Мы считаем, крайне важно постоянно улучшать качество и ассортимент нашей продукции от незамерзающих жидкостей до брендированного топлива. К тому же вопросы экологии окружающей среды для нас — не пустой звук. И мы хотим, чтобы и водители это понимали, и учились заботиться об окружающей среде вместе с нами.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Поделиться в соц.сетях

www.oilexp.ru

Производство автомобильных бензинов в России – Основные средства

Снижение выбросов СО2 – основная задача в области экологии автотранспорта в Европе, поэтому за рубежом интенсивно ведутся работы по снижению расхода топлива и возможности работы на альтернативных видах топлива, особенно из возобновляемого растительного сырья – на биоэтаноле, биодизеле.

В России проблема экологии не ставится так остро, поскольку большая территория, значительно ниже плотность транспортных средств и др. Ассортимент и объемы производства автомобильных бензинов в России определяются структурой автомобильного парка страны, техническими возможностями отечественной нефтепереработки и требованиями технического регламента.

    В соответствии с принятыми специальными техническими регламентами «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» и «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» отечественный автопром должен организовать производство двигателей, отвечающих по токсичности выбросов с отработавшими газами (ОГ) требованиям Euro 3 с 2008 г., Euro 4 с 2010 г. и Euro 5 с 2014 г. (по срокам введения в России Euro 4 и Euro 5 сведения предварительные, возможны корректировки. – Прим. ред.), а сроки производства (выпуск в оборот) бензина автомобильного для экологических классов автомобильной и иной техники ограничиваются:
  • класса 2 – до 31 декабря 2010 г.;
  • класса 3 – до 31 декабря 2011 г.;
  • класса 4 – до 31 декабря 2014 г.;
  • класса 5 – срок не ограничен.

Эти требования за некоторым исключением соответствуют требованиям Евросоюза и отражены в действующих национальных стандартах.

В настоящее время разрабатывается технический регламент Евразийского  экономического сообщества (ЕврАзЭС) «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута». В проекте этого регламента марка бензина АИ-92 сохраняется до класса 5, максимальная доля метанола в бензине – до 1%. Остальные показатели – как в принятом в России регламенте.

Основная масса автомобильных бензинов в стране вырабатывается по ГОСТ Р 51105–97, их применение обеспечивает нормальную эксплуатацию автомобилей с нормами по токсичности отработавших газов Euro 2. На ряде НПЗ производят бензины по ГОСТ Р 51866–2002, который является аутентичным переводом нормали Евросоюза EN-228 и устанавливает нормы на показатели качества бензинов, соответствующие классам 3 и 4.

На графике представлена динамика производства автомобильных бензинов в России в 2002–2008 гг.: рост выработки бензинов АИ-92 и АИ-95 и снижение доли автобензина АИ-80 с 50 до 23%.

Сегодня перед нефтяными компаниями поставлена задача с 2011 г. перейти на производство только автомобильных марок бензина АИ-95 и выше. Однако осуществить полный переход на их производство к 2011 г. отечественная нефтепереработка не сможет из-за отсутствия технических возможностей, да и необходимости в этом нет. Нереально вывести из эксплуатации к этому сроку все автомобили с нормами выбросов до класса 3, а это более половины автомобильного парка, и если остается техника, то необходим для нее и соответствующий бензин. Применять на старых автомобилях более высокооктановый и высококачественный бензин нецелесообразно из-за его более высокой цены и негативного влияния на работу двигателя.

Для улучшения эксплуатационных свойств марок автомобильного бензина на нефтеперерабатывающих предприятиях и нефтебазах в состав товарных марок бензина вводят многофункциональные присадки. Так, рекомендована к производству и применению продукция производства Рязанской НПК, Уфанефтехим, Московского, Хабаровского, Куйбышевского, Новокуйбышевского, Сызранского, Ново-Уфимского НПЗ, Ангарской НХК, Киришинефтеоргсинтеза, Орскнефтеоргсинтеза с зарубежными присадками Keropur 3430 N, Keropur 3458 N, HITEK 6430.

В 2006 г. на топливный рынок страны поступили автобензины марок Ultimate компании ТНК-ВР и «Экто» компании «Лукойл». Ultimate – неэтилированный бензин класса «премиум» с октановыми числами 95 и 98, впервые предложенный автомобилистам Великобритании в 2003 г., соответствует нормам Euro 4 и содержит очищающие присадки. «Экто» – фирменный бензин стандарта Euro 3 с октановыми числами 92 и 95, отличается от стандартного бензина Euro 3 наличием добавляемых на нефтебазе моющих и антикоррозионных присадок.

С 2006 г. организовано производство бензинов для автомобилей c двигателями, соответствующими нормам Euro 3 и Euro 4, в Ярославнефтеоргсинтезе, Рязанской нефтеперерабатывающей компании, Лукойл-Волгограднефтепереработке, Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтезе, на Ново-Уфимском, Московском НПЗ, Киришинефтеоргсинтезе,  Орскнефтеоргсинтезе и Салаватнефтеоргсинтезе. В 2008 г. к этим предприятиям присоединились Уфимский, Ачинский, Омский, Куйбышевский НПЗ, Уфанефтехим, Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез  и ТАИФ-НК.

Таким образом, 16 из 27 нефтеперерабатывающих заводов страны вырабатывают бензин для автомобилей с нормами выбросов Euro 3 и Euro 4.

Основные требования технического регламента к характеристикам автомобильного бензина Параметр Нормы для автомобильного бензина класса 2 класса 3 класса 4 класса 5
Октановое число по исследовательскому методу, не менее

92

95

95

95

То же по моторному методу

83

85

85

85

Массовая доля серы, мг/кг, не более

500

150

50

10

Объемная доля бензола, %, не более

5,0

1,0

13,0

1,0

Концентрация свинца, мг/дм3, не более

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Концентрация железа, мг/дм3, не более

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Концентрация марганца, мг/дм3, не более

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Массовая доля кислорода, %, не более

2,7

2,7

2,7

Объемная доля ароматических углеводородов, %, не более

42

35

35

Объемная доля олефиновых углеводоров, %, не более

18

18

18

Объемная доля метанола, %, не более

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

os1.ru

Меньше мазута, больше бензина | Нефтянка

В 2016 году на фоне снижения первичной переработки нефти выросло производство светлых нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива. Об этом свидетельствуют статистические данные Центрального диспетчерского управления ТЭК Минэнерго России.

По итогам 2016 года НПЗ России переработали 279,4 млн тонн нефтяного сырья, что на 1,1% меньше соответствующего показателя 2015 года. Произведено 40,0 млн тонн автомобильного бензина (+0,5%), 76,3 млн тонн дизельного топлива (+0,3%), 9,6 млн тонн авиационного керосина (-1,0%), 56,9 млн тонн топочного мазута (-19,8%).

Наибольших успехов в движении к безмазутному производству добился ЛУКОЙЛ, снизивший в прошлом году производство мазута сразу на 25,6%! Доля выпуска мазута составила всего 14,8% к объёму первичной переработки. Заводы ЛУКОЙЛа произвели больше бензина (7,8 млн тонн), чем мазута (6,2 млн тонн), что намного лучше среднего уровня по отрасли и говорит о хорошем техническом оснащении предприятий.

«Роснефть» также продемонстрировала неплохие результаты — производство мазута упало на 20,7%. Но стартовые условия у неё похуже, что особенно касается устаревших заводов Самарской группы. В целом по компании доля выпуска мазута к первичной переработке составила 23,8%. Произведено 10,3 млн тонн бензина и 17,4 млн тонн мазута.

Здесь будет уместно сделать небольшое отступление и рассказать о том, почему так важен показатель отношения выпуска мазута к первичной переработке. Дело в том, что производство мазута в России значительно превосходит его внутреннее потребление. Излишек приходится поставлять на экспорт по очень низкой цене. За границей мазут тоже не особенно нужен. Его берут высокоэффективные зарубежные заводы для дальнейшей переработки. Понятное дело, согласны они это делать только в том случае, если мазут предлагается дешевле сырой нефти.

Российские НПЗ производят мазут (в отличие от других нефтепродуктов) не потому, что хотят его делать, а потому, что устаревшее оборудование не позволяет выпускать продукцию, более востребованную рынком.

«Башнефть» в 2016 году снизила выпуск мазута на 5,4%, но заводы Уфимской группы и ранее обеспечивали высокий уровень выхода светлых нефтепродуктов. Производство мазута составило 13,4% к объёму первичной переработки — неплохо! Очень близкие показатели продемонстрировала «Газпром нефть» — производство мазута снизилось на 4,7%, доля мазута составила 13,9% к сырью.

Звание заслуженного мазутовара получает «Сургутнефтегаз». «Киришинефтеоргсинтез», один из самых мощных заводов в России, превратил в мазут 41,7% сырья. Переработав 18,5 млн тонн нефти, завод выпустил всего 2,6 млн тонн бензина. Для сравнения, более эффективный Московский НПЗ выпустил примерно столько же бензина (даже на 0,05 млн тонн больше), израсходовав 10,7 млн тонн нефти. Впечатляет, что «Сургутнефтегаз» стал единственной российской нефтяной компанией, нарастившей в 2016 году производство мазута по сравнению с 2015 годом (+0,5%).

Захаров Денис

Комментариев:

neftianka.ru