Тест по химии на тему: Природные источники углеводородов. Дополните фразу нефть это


Тест по химии на тему: "Природные источники углеводородов"

Тест

по теме: «Природные источники углеводородов»

10 класс.

1. Дополните фразу «Главным компонентом природного газа является …..»

а) этан б) метан в)бутан г)бензол д) СН4

2. Дополните фразу «Природный газ используется как ….»

а) сырье для получения ацетилена, так как в его составе имеется метан

б) топливо так как при сгорании природного газа выделяется много тепла и природный газ относительно дешев

в) в медицине, т.к. этот газ облегчает дыхание

г) сырье для получения трихлорметана (хлороформа) применяемого в медицине.

3. Дополните фразу « Попутный газ отличается от природного тем, что ….»

а) не отличается

б) состоит из одинаковых соединений, но в разных объемных соотношениях

в)содержит большое количество разных углеводородов

г) не содержит метана.

4. Дополните фразу « Нефть – это ….»

а) чистое сложное вещество, состоящее из углерода и водорода

б)смесь веществ, представляющая собой раствор газообразных и твердых углеводородов

в)смесь постоянного состава, состоящая из различных веществ

г) смесь неорганических соединений.

5. Дополните фразу « Из нефти получают….»

а) бензин

б) керосин

в) бензин, керосин, лигроин

г) лигроин, керосин, бензин, газойль, мазут и продукты их переработки

д) все ответы правильные, но отличаются полнотой

е) все ответы неправильные.

6. Дополните фразу « Для получения лигроина, керосина, бензина, газойля, мазута нефть подвергают ….»

а) простой перегонке

б) многократной перегонке

в) ректификационной перегонке

г) крекингу.

7. Дополните фразу «Процесс, при котором происходит многократное испарение и конденсация различных соединений называется …..»

а) крекингом

б) ректификационной перегонкой

в) простой перегонкой

г) перегонкой.

8. Дополните фразу «Процесс распада молекул сложных углеводородов до более простых под действием высокой температуры и катализатора называется…»

а) крекингом

б) термическим крекингом

в) ректификационной перегонкой

г) каталитическим крекингом.

9. Дополните фразу « Бензин термического крекинга состоит из….»

а) только предельных углеводородов

б) только непредельных углеводородов

в) керосина

г) предельных углеводородов и непредельных углеводородов.

10. Дополните фразу «Нефть является ….

а) экологически вредным веществом, т.к. отрицательно влияет на растения и животных, отравляя их за счет наличия в ней вредных веществ

б) экологически безвредным веществом

в) экологически полезным веществом, т.к. содержит вещества необходимые для жизнедеятельности большинства организмов

г) полезным и вредным веществом в зависимости от условий.

Ответы. 1б,д. 2а,б,г. 3в. 4б. 5д. 6в. 7б. 8г. 9г. 10а.

infourok.ru

Тест по химии на тему: Природные источники углеводородов

Тест по теме: «Природные источники углеводородов» 10 класс.

1. Дополните фразу «Главным компонентом природного газа является ..»а) этан б) метан в)бутан г)бензол д) СН4

2. Дополните фразу «Природный газ используется как .»а) сырье для получения ацетилена, так как в его составе имеется метанб) топливо так как при сгорании природного газа выделяется много тепла и природный газ относительно дешевв) в медицине, т.к. этот газ облегчает дыханиег) сырье для получения трихлорметана (хлороформа) применяемого в медицине.

3. Дополните фразу « Попутный газ отличается от природного тем, что .»а) не отличаетсяб) состоит из одинаковых соединений, но в разных объемных соотношенияхв)содержит большое количество разных углеводородовг) не содержит метана.

4. Дополните фразу « Нефть – это .»а) чистое сложное вещество, состоящее из углерода и водородаб)смесь веществ, представляющая собой раствор газообразных и твердых углеводородов в)смесь постоянного состава, состоящая из различных веществг) смесь неорганических соединений.

5. Дополните фразу « Из нефти получают.»а) бензинб) керосинв) бензин, керосин, лигроинг) лигроин, керосин, бензин, газойль, мазут и продукты их переработкид) все ответы правильные, но отличаются полнотойе) все ответы неправильные.

6. Дополните фразу « Для получения лигроина, керосина, бензина, газойля, мазута нефть подвергают .»а) простой перегонкеб) многократной перегонкев) ректификационной перегонкег) крекингу.

7. Дополните фразу «Процесс, при котором происходит многократное испарение и конденсация различных соединений называется ..»а) крекингомб) ректификационной перегонкойв) простой перегонкойг) перегонкой.

8. Дополните фразу «Процесс распада молекул сложных углеводородов до более простых под действием высокой температуры и катализатора называется»а) крекингомб) термическим крекингомв) ректификационной перегонкойг) каталитическим крекингом.

9. Дополните фразу « Бензин термического крекинга состоит из.»а) только предельных углеводородовб) только непредельных углеводородовв) керосинаг) предельных углеводородов и непредельных углеводородов.

10. Дополните фразу «Нефть является .а) экологически вредным веществом, т.к. отрицательно влияет на растения и животных, отравляя их за счет наличия в ней вредных веществ б) экологически безвредным веществомв) экологически полезным веществом, т.к. содержит вещества необходимые для жизнедеятельности большинства организмовг) полезным и вредным веществом в зависимости от условий.

Ответы. 1б,д. 2а,б,г. 3в. 4б. 5д. 6в. 7б. 8г. 9г. 10а.

15

Приложенные файлы

weburok.com

Тема: «Алканы»

Химия, 10 класс

Тема: «Алканы».

учитель: Щедрова Г. Н.

Цель: актуализировать знания учащихся об алканах, строении молекул; гомологическом ряде метана; правилах систематической номенклатуры.

1). Урок ведем в игровой форме. Весь класс разделим на две команды (например, девочки и мальчики).

Девиз нашего урока: «Нельзя попасть на химию без знаний никогда».

Поэтому перед входом в класс команды отвечают на вопросы. Эти вопросы приколоты к дверям кабинета.

Вопрос 1 команде: - Что такое крекинг?

Вопрос 2 команде: - Что такое фракционная перегонка?

За правильный ответ команда получает 1 балл.

2). Проверка д\з (в виде тестов).

Для каждой команды тесты из 5 вопросов. (Каждый вопрос оценивается по баллам. Пятый вопрос на 2 балла). При правильном ответе команды набирают (6 баллов).

Тест для 1 команды:

  1. Дополните фразу: «Главным компонентом природного газа является:
а) этан; б) метан; в) бутан; г) бензол.
  1. Дополните фразу: «Природный газ используется как…»
а) сырье для получения ацетилена;

б) топливо, так как при сгорании природного газа образуется много тепла и природный газ относительно дешев;

в) в медицине, т. к. этот газ облегчает дыхание;

г) сырье для получения хлороформа, применяемого в медицине.

  1. Дополните фразу «Попутный газ отличается от природного тем, что…»
а) не отличается;

б) состоит из одинаковых соединений, но в разных объемных отношениях;

в) содержат большое количество тяжелых углеводородов;

г) не содержат метана.

  1. Дополните фразу «Нефть – это …»
а) чистое, сложное вещество, состоящее из углерода и водорода;

б) смесь веществ, представляющая собой раствор газообразных и твердых углеводородов в жидких; эта смесь имеет переменный состав;

в) смесь постоянного состава, состоящая из различных веществ;

г) смесь неорганических соединений.

  1. Дополните фразу «Из нефти получают …»
а) бензин;

б) керосин;

в) бензин, керосин, лигроин;

г) все ответы правильные, но отличаются полнотой.

Тест для 2 команды:

  1. Дополните фразу «Для получения бензина, лигроина, керосина, газойля и мазута нефть подвергают…»
а) простой перегонке; б) многократной перегонке;

в) ректификационной перегонке; г) крекингу.

  1. Дополните фразу «Процесс, при котором происходит многократное испарение и конденсация различных соединений, называется…»
а) крекингом; б) ректификационной перегонкой; в) простой перегонкой; г) перегонкой.
  1. Дополните фразу «Процесс распада молекул сложных углеводородов до более простых под воздействием высокой температуры и катализаторов называется…»
а) крекингом; б) термический крекинг;

в) ректификационная перегонка; г) каталитический крекинг.

  1. Дополните фразу «Бензин термического крекинга - …»
а) не реагирует с бромной водой;

б) обесцвечивает бромную воду, т. к. в его состав входят непредельные углеводороды;

в) взаимодействует с КМпО4, т. к. в его состав входят непредельные углеводороды;

г) не реагирует с КМпО4, т. к. состоит из алканов.

  1. Дополните фразу «Нефть является…»
а) экологически вредным веществом;

б) экологически безвредным веществом;

в) экологически полезным веществом, т. к. содержит вещества, необходимые для жизнедеятельности живых организмов;

г) полезными и вредными веществами в зависимости от условий.

3). Повторение. Проходит в виде межпредметной связи.

1. Лесенка (левая сторона одной команде; правая – другой). За каждую правильную формулу 1 балл, всего здесь могут набрать по 4 балла.

алкадиен
алкин алкин
алкен алкен
алкан алкан
2. «Химия и литература». Каждой команде даны отрывки из произведений. За правильный ответ команда получает по 2 балла.

«В одной из глав широко известного романа Ж. Верна речь идет о перспективах использования воды для получения водорода – «горючего грядущих веков»:

- Какое топливо заменит уголь?

- Вода, - ответил инженер.

- Вода? Переспросил Пенкроф…

- Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайер Смит - … водород и кислород, из которых она состоит… окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко!»

Вопрос: О каком романе Ж. Верна идет речь?

«В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и, смешиваясь в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв».

Вопрос: Какой газ имел в виду писатель? Напишите уравнение реакции горения этого газа.

3. Химия и биология. За правильный ответ 2 балла команде.

- Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающей к автомагистрали?

- Почему по слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз?

4. Химия и математика. Составить формулу. За правильный ответ команде 1 балл.

1 команде: формулу хлорэтана.

2 команде: формулу этанола.

4). Новый материал (идет в форме беседы).

  1. определение алканов;
  2. Гомологический ряд алканов;
  3. Изометрия и номенклатура алканов.
5). Закрепление. Идет в форме соревнования между командами.

Вопрос всем: - Что такое гомологи?

- Назовите гомологи:

метана бутана

- Проверить названия веществ и исправить, если требуется.

- На доске записаны формулы. Дать им название.

6). Итог урока.

koledj.ru

Тема: «Алканы»

Химия, 10 класс

Тема: «Алканы».

учитель: Щедрова Г. Н.

Цель: актуализировать знания учащихся об алканах, строении молекул; гомологическом ряде метана; правилах систематической номенклатуры.

1). Урок ведем в игровой форме. Весь класс разделим на две команды (например, девочки и мальчики).

Девиз нашего урока: «Нельзя попасть на химию без знаний никогда».

Поэтому перед входом в класс команды отвечают на вопросы. Эти вопросы приколоты к дверям кабинета.

Вопрос 1 команде: - Что такое крекинг?

Вопрос 2 команде: - Что такое фракционная перегонка?

За правильный ответ команда получает 1 балл.

2). Проверка д\з (в виде тестов).

Для каждой команды тесты из 5 вопросов. (Каждый вопрос оценивается по баллам. Пятый вопрос на 2 балла). При правильном ответе команды набирают (6 баллов).

Тест для 1 команды:

  1. Дополните фразу: «Главным компонентом природного газа является:
а) этан; б) метан; в) бутан; г) бензол.
  1. Дополните фразу: «Природный газ используется как…»
а) сырье для получения ацетилена;

б) топливо, так как при сгорании природного газа образуется много тепла и природный газ относительно дешев;

в) в медицине, т. к. этот газ облегчает дыхание;

г) сырье для получения хлороформа, применяемого в медицине.

  1. Дополните фразу «Попутный газ отличается от природного тем, что…»
а) не отличается;

б) состоит из одинаковых соединений, но в разных объемных отношениях;

в) содержат большое количество тяжелых углеводородов;

г) не содержат метана.

  1. Дополните фразу «Нефть – это …»
а) чистое, сложное вещество, состоящее из углерода и водорода;

б) смесь веществ, представляющая собой раствор газообразных и твердых углеводородов в жидких; эта смесь имеет переменный состав;

в) смесь постоянного состава, состоящая из различных веществ;

г) смесь неорганических соединений.

  1. Дополните фразу «Из нефти получают …»
а) бензин;

б) керосин;

в) бензин, керосин, лигроин;

г) все ответы правильные, но отличаются полнотой.

Тест для 2 команды:

  1. Дополните фразу «Для получения бензина, лигроина, керосина, газойля и мазута нефть подвергают…»
а) простой перегонке; б) многократной перегонке;

в) ректификационной перегонке; г) крекингу.

  1. Дополните фразу «Процесс, при котором происходит многократное испарение и конденсация различных соединений, называется…»
а) крекингом; б) ректификационной перегонкой; в) простой перегонкой; г) перегонкой.
  1. Дополните фразу «Процесс распада молекул сложных углеводородов до более простых под воздействием высокой температуры и катализаторов называется…»
а) крекингом; б) термический крекинг;

в) ректификационная перегонка; г) каталитический крекинг.

  1. Дополните фразу «Бензин термического крекинга - …»
а) не реагирует с бромной водой;

б) обесцвечивает бромную воду, т. к. в его состав входят непредельные углеводороды;

в) взаимодействует с КМпО4, т. к. в его состав входят непредельные углеводороды;

г) не реагирует с КМпО4, т. к. состоит из алканов.

  1. Дополните фразу «Нефть является…»
а) экологически вредным веществом;

б) экологически безвредным веществом;

в) экологически полезным веществом, т. к. содержит вещества, необходимые для жизнедеятельности живых организмов;

г) полезными и вредными веществами в зависимости от условий.

3). Повторение. Проходит в виде межпредметной связи.

1. Лесенка (левая сторона одной команде; правая – другой). За каждую правильную формулу 1 балл, всего здесь могут набрать по 4 балла.

алкадиен
алкин алкин
алкен алкен
алкан алкан
2. «Химия и литература». Каждой команде даны отрывки из произведений. За правильный ответ команда получает по 2 балла.

«В одной из глав широко известного романа Ж. Верна речь идет о перспективах использования воды для получения водорода – «горючего грядущих веков»:

- Какое топливо заменит уголь?

- Вода, - ответил инженер.

- Вода? Переспросил Пенкроф…

- Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайер Смит - … водород и кислород, из которых она состоит… окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко!»

Вопрос: О каком романе Ж. Верна идет речь?

«В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и, смешиваясь в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв».

Вопрос: Какой газ имел в виду писатель? Напишите уравнение реакции горения этого газа.

3. Химия и биология. За правильный ответ 2 балла команде.

- Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающей к автомагистрали?

- Почему по слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз?

4. Химия и математика. Составить формулу. За правильный ответ команде 1 балл.

1 команде: формулу хлорэтана.

2 команде: формулу этанола.

4). Новый материал (идет в форме беседы).

  1. определение алканов;
  2. Гомологический ряд алканов;
  3. Изометрия и номенклатура алканов.
5). Закрепление. Идет в форме соревнования между командами.

Вопрос всем: - Что такое гомологи?

- Назовите гомологи:

метана бутана

- Проверить названия веществ и исправить, если требуется.

- На доске записаны формулы. Дать им название.

6). Итог урока.

bgconv.com

Информационные технологии на уроках химии

Разделы: Химия

Цель:

  • Сформировать у обучающихся первоначальные знания о нефти как важнейшем природном сырье для производства топлива и органических веществ, необходимых человеку в хозяйственной деятельности.
  • Показать способы переработки нефти и применение важнейших нефтепродуктов.
  • Раскрыть проблемы загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами.

Задачи:

  • Дидактические: Рассмотреть состав и свойства нефти, познакомить со способами и условиями ее переработки и применением продуктов, полученных из нефти. Ввести понятия: ректификация, фракция, крекинг, риформинг, пиролиз.
  • Развивающие: Развивать познавательный интерес обучающихся, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, самостоятельно работать с учебником, составлять опорные таблицы, формулировать вопросы, умение применять полученные знания к решению нестандартных задач.
  • Воспитательные: Продолжить воспитание навыков общеучебного труда, работы в парах, терпимости к другому мнению. Воспитание собственной ответственности и чувства бережного отношения к природной среде.

Основные знания и умения: Знать/понимать состав и свойства нефти, сущность процессов перегонки и крекинга, основные виды топлива, получаемых переработкой нефти и области их применения; уметь объяснять новые понятия, составлять уравнения химических реакций, отражающих процесс крекинга, объяснять значение нефти для развития экономики страны и проблемы загрязнения природной среды, связанные с нефтедобычей.

Вещества и оборудование:

  • образцы нефти, пробирки, стакан с водой, коллекция "Продукты нефтепереработки";
  • таблица "Перегонка нефти",
  • раздаточный дидактический материал (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5),
  • проектор,
  • ПК,
  • экран.

ХОД 1 УРОКА

I. Организационный момент. (3 мин)

Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация знаний. (7-10 мин)

2.1. Работа для класса:

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие природные источники углеводородов вам известны?

2. Каков состав природного газа?

3. Для каких целей используется природный газ?

4. Чем отличаются попутные нефтяные газы от природного газа?

III. Изучение нового материала по плану: (20-25 мин)

1. Состав нефти

2. Физические свойства.

3. Перегонка нефти.

4. Применение нефтепродуктов, полученных перегонкой нефти.

5. Крекинг. Виды крекинга.

6. Продукты крекинга, их применение.

7. Месторождения нефти, добыча, транспортировка.

8. Проблема загрязнения природной среды.

Слово учителя. Предельные углеводороды от СН4 до С6 Н14 можно получить из природного и попутного нефтяных газов. Но для получения топлива для различных машин и многих органических веществ, таких как: пластмассы, волокна, каучуки, ядохимикаты и другие, большое значение имеют более тяжелые углеводороды: предельные, непредельные и ароматические. Именно эти углеводороды получают из нефти.

Предложить проблемный вопрос: Почему об экономической мощи страны судят по количеству добываемой и особенно потребляемой нефти?

В ходе беседы выяснить, что известно обучающимся о нефти из жизни и СМИ.

Продемонстрировать слайд презентации.

Далее изучение нового материала по плану.

1) Состав нефти. Продемонстрировать образцы сырой нефти в склянках. Предложить проблемный вопрос: Можно ли нефть считать веществом, а её состав выразить конкретной формулой? Для поиска ответа на вопрос, обучающимся предлагается проанализировать таблицу №1 (Приложение1) с одновременной демонстрацией слайда.

Таблица №1

Нефть (месторождения) Содержание углеводородов, % от массы
предельные циклопарафины ароматические
Сураханское (Баку) 30,2 61,2 8,6
Соснинское (Сибирь) 52,0 36,0 12,0
Ромашкинское (Татария) 55,7 25,5 18,8

После анализа делается вывод с записью в конспект: нефть - это природная, сложная смесь углеводородов и поэтому состав нефти нельзя выразить одной формулой. Состав нефти непостоянный, он зависит от месторождений.

2). Физические свойства нефти. Продемонстрировать слайд с растворением нефти в воде, сделать вывод: нефть - маслянистая жидкость от бурого до черного цвета с характерным запахом, не растворима в воде, плотность меньше воды. Температура кипения непостоянна.

Дополнить вывод информацией: нефти разных месторождений имеют несколько различные физические свойства, это объясняется их различным составом, т.е. состав определяет свойства.

3) Перегонка нефти. Предложить проблемный вопрос:

Какой способ можно применить для разделения углеводородов, входящих в состав нефти? (Если не ответят, то можно задать наводящий вопрос: как разделить смесь спирта с водой?) В ходе беседы установить, что разделение углеводородов, входящих в состав нефти основано на разнице их температур кипения. Для этого существуют специальные установки, на которых осуществляется процесс разделения углеводородов, называемый фракционной перегонкой. Ввести понятия: "ректификация", "фракция". Продемонстрировать слайд, предложить самостоятельную работу с учебником и опорной таблицей №2. (Приложение 1, таблица №2). (10 мин)

Опорная таблица "Нефтепродукты прямой перегонки и их применение" Таблица №2"

№ фракции название состав tо кипения применение
1 Бензин      
2 Лигроин      
3 Керосин      
4 Газойль      
5 Мазут      

4). Применение нефтепродуктов, полученных перегонкой. Продемонстрировать слайд, предложить вопросы для беседы: На какие фракции разделяется нефть прямой перегонки? Где находит применение каждая из фракций? Каково основное применение нефтепродуктов, полученных перегонкой нефти? Ответы, на вопросы, обучающиеся находят в опорной таблице.

ХОД 2 УРОКА

5) Крекинг. Виды крекинга. (13-15 мин)

Нефтепродукты используют не только как топливо, но и для других целей - переработки и получения пластмасс, синтетических волокон, каучука, резины и т.д.

Объяснить, что дальнейшая переработка, полученных тяжелых фракций после перегонки нефти заключается в их разложении на более легкие и химической переработке.

Вводятся понятия: "крекинг" (термический, каталитический), "риформинг", "пиролиз", записать в тетрадь.

Презентация видов крекинга, продуктов, получаемых в результате этих процессов и их применение. Работа со схемой (Приложение 3)

Крекинг - термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле.

Риформинг - прцесс термической или каталитической переработки светлых нефтепродуктов с целью получения высокооктановых бензинов, ароматических углеводородов и технического водорода. [ 7 ]

Пиролиз - Метод и процесс разложения веществ под действием высоких температур. [ 7 ]

Предложить вопросы:

Что общего в этих процессах? Чем они отличаются друг от друга? В чем заключается принципиальное отличие продуктов крекингов разных видов?

6). Месторождения нефти, добыча, транспортировка.

Презентация слайдов сопровождается рассказом учителя, отмечаются важнейшие районы запасов и добычи нефти в России, способы транспортировки.

7). Проблема загрязнения природной среды.

Предлагается заслушать сообщение, подготовленное одним из обучающихся, сопровождающееся показом слайдов, а затем вместе сделать общий вывод по изученному материалу: (10 мин).

Нефть является ценным сырьем не только для производства разных видов топлива, но и для производства многих органических продуктов. Задача химической науки на современном этапе состоит в уменьшении применения нефти как горючего, выработке и применении таких мер, которые позволили бы сохранить природную среду в местах добычи и переработки нефти.

Общеизвестна крылатая фраза Д.И. Менделеева о нефти: "Топить печь нефтью, все равно, что топить ее ассигнациями".

IV. Закрепление знаний, умений, навыков (15 мин)

Раздаются каждому обучающемуся листы с заданиями, и предлагается самостоятельно письменно выполнить задания: (Приложение 2).

1) к терминам: нефть, фракция, перегонка, крекинг, пиролиз, бензин, мазут, сформулировать утверждения или вопросы, заполнить кроссворд.

 

2) выполнить тест "Природные источники углеводородов"

1. Главный компонент природного газа:

1) этан

2) метан

3) бутан

4) бензол

5) СН4

2. Дополните фразу: "Нефть - это:

1) чистое вещество сложного строения

2) смесь разных веществ

3) смесь различных углеводородов переменного состава в зависимости от месторождения

4) смесь углеводородов постоянного состава

3. Процесс получения разных видов топлива из нефти:

1) разгонка

2) фракционная перегонка

3) крекинг

4) выпаривание

4. Процесс распада молекул "тяжелых" углеводородов до более простых под действием высокой температуры и катализаторов:

1) термический крекинг

2) каталитический крекинг

3) крекинг

4) расщепление

5. Вещество, содержание которого в бензине определяет его марку:

1) н-гептан

2) октан

3) изооктан

4) бензол

V. Итог урока. (беседа) Что узнали? Чему научились? (3 мин)

VI. Домашнее задание: (2 мин) учебник О.С. Габриелян10 кл., параграф 10 с.58-66, упр.1-10 (устно), 9(п.)

Использованные источники.

  1. Примерная Программа учебной дисциплины Химия для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. / ФГУ "ФИРО" Минобрнауки России. - 2008
  2. Ерохин Ю.М. / Химия. Учебник для средних специальных заведений. - М.: Издательский центр Академия. 2002. - 384с.
  3. Глинка Н.Л. / Общая химия - Л.: Химия - 1988. - 704с.
  4. Перекалин В.В., Зонис С.А. / Органическая химия. - М.: Просвещение, 1982. - 560с.
  5. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. / Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2001. - 304с.
  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. / Химия: Органическая химия. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2000. - 160с.
  7. Толковый словарь по химии и химической технологии. Основные термины / С.М. Баринов, Б.Е. Восторгов, Л.Я. Герцберг и др. Под редакцией Ю.А. Лебедева. - М.: "Русский язык". 1987. - 528с.
  8. http://www.liveinternet.ru/users/1983688/
  9. http://www.allprezentation.ru/news/111
  10. www.fcgsen.ru/12/documents/070504_Vliyanie_NGP.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Образовательный портал |Тема: «Алканы»

Химия, 10 класс

Тема: «Алканы».

учитель: Щедрова Г. Н.

Цель: актуализировать знания учащихся об алканах, строении молекул; гомологическом ряде метана; правилах систематической номенклатуры.

1). Урок ведем в игровой форме. Весь класс разделим на две команды (например, девочки и мальчики).

Девиз нашего урока: «Нельзя попасть на химию без знаний никогда».

Поэтому перед входом в класс команды отвечают на вопросы. Эти вопросы приколоты к дверям кабинета.

Вопрос 1 команде: - Что такое крекинг?

Вопрос 2 команде: - Что такое фракционная перегонка?

За правильный ответ команда получает 1 балл.

2). Проверка д\з (в виде тестов).

Для каждой команды тесты из 5 вопросов. (Каждый вопрос оценивается по баллам. Пятый вопрос на 2 балла). При правильном ответе команды набирают (6 баллов).

Тест для 1 команды:

  1. Дополните фразу: «Главным компонентом природного газа является:
а) этан; б) метан; в) бутан; г) бензол.
  1. Дополните фразу: «Природный газ используется как…»
а) сырье для получения ацетилена;

б) топливо, так как при сгорании природного газа образуется много тепла и природный газ относительно дешев;

в) в медицине, т. к. этот газ облегчает дыхание;

г) сырье для получения хлороформа, применяемого в медицине.

  1. Дополните фразу «Попутный газ отличается от природного тем, что…»
а) не отличается;

б) состоит из одинаковых соединений, но в разных объемных отношениях;

в) содержат большое количество тяжелых углеводородов;

г) не содержат метана.

  1. Дополните фразу «Нефть – это …»
а) чистое, сложное вещество, состоящее из углерода и водорода;

б) смесь веществ, представляющая собой раствор газообразных и твердых углеводородов в жидких; эта смесь имеет переменный состав;

в) смесь постоянного состава, состоящая из различных веществ;

г) смесь неорганических соединений.

  1. Дополните фразу «Из нефти получают …»
а) бензин;

б) керосин;

в) бензин, керосин, лигроин;

г) все ответы правильные, но отличаются полнотой.

Тест для 2 команды:

  1. Дополните фразу «Для получения бензина, лигроина, керосина, газойля и мазута нефть подвергают…»
а) простой перегонке; б) многократной перегонке;

в) ректификационной перегонке; г) крекингу.

  1. Дополните фразу «Процесс, при котором происходит многократное испарение и конденсация различных соединений, называется…»
а) крекингом; б) ректификационной перегонкой; в) простой перегонкой; г) перегонкой.
  1. Дополните фразу «Процесс распада молекул сложных углеводородов до более простых под воздействием высокой температуры и катализаторов называется…»
а) крекингом; б) термический крекинг;

в) ректификационная перегонка; г) каталитический крекинг.

  1. Дополните фразу «Бензин термического крекинга - …»
а) не реагирует с бромной водой;

б) обесцвечивает бромную воду, т. к. в его состав входят непредельные углеводороды;

в) взаимодействует с КМпО4, т. к. в его состав входят непредельные углеводороды;

г) не реагирует с КМпО4, т. к. состоит из алканов.

  1. Дополните фразу «Нефть является…»
а) экологически вредным веществом;

б) экологически безвредным веществом;

в) экологически полезным веществом, т. к. содержит вещества, необходимые для жизнедеятельности живых организмов;

г) полезными и вредными веществами в зависимости от условий.

3). Повторение. Проходит в виде межпредметной связи.

1. Лесенка (левая сторона одной команде; правая – другой). За каждую правильную формулу 1 балл, всего здесь могут набрать по 4 балла.

алкадиен
алкин алкин
алкен алкен
алкан алкан
2. «Химия и литература». Каждой команде даны отрывки из произведений. За правильный ответ команда получает по 2 балла.«В одной из глав широко известного романа Ж. Верна речь идет о перспективах использования воды для получения водорода – «горючего грядущих веков»:

- Какое топливо заменит уголь?

- Вода, - ответил инженер.

- Вода? Переспросил Пенкроф…

- Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайер Смит - … водород и кислород, из которых она состоит… окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко!»

Вопрос: О каком романе Ж. Верна идет речь?«В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и, смешиваясь в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв».

Вопрос: Какой газ имел в виду писатель? Напишите уравнение реакции горения этого газа.

3. Химия и биология. За правильный ответ 2 балла команде.

- Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающей к автомагистрали?

- Почему по слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз?

4. Химия и математика. Составить формулу. За правильный ответ команде 1 балл.

1 команде: формулу хлорэтана.

2 команде: формулу этанола.

4). Новый материал (идет в форме беседы).

  1. определение алканов;
  2. Гомологический ряд алканов;
  3. Изометрия и номенклатура алканов.
5). Закрепление. Идет в форме соревнования между командами.

Вопрос всем: - Что такое гомологи?

- Назовите гомологи:

метана бутана

- Проверить названия веществ и исправить, если требуется.

- На доске записаны формулы. Дать им название.

6). Итог урока.

1piar.ru

Помогите, хотя бы с несколькими! Пожалуйста!

1. Дополните фразу: «Транспорт относится к отраслям ____ сферы экономики» .

2. Дополните фразу: «Леса относятся к_____ природным ресурсам» .

3. Дополните фразу: «Руды металлов относятся к ______ природным ресурсам» .

4. Какие из следующих утверждений верны?

1) Банковская система относится к отраслям непроизводственной сферы.

2) Легкая промышленность относится к отраслям непроизводственной сферы.

5. Какие из следующих природных ресурсов относятся к категории исчерпаемых невозобновимых?

1) нефть, 2) плодородие почв, 3) водные ресурсы, 4) все названное.

6. Дополните фразу: «Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции называется ___ производства» .

7. Почему большинство машиностроительных предприятий расположено в крупных городах?

1) В них находится научно-конструкторская база отрасли,

2) в них сосредоточены квалифицированные рабочие кадры,

3) через них проходят крупные транспортные магистрали,

4) по всем названным выше причинам.

8. Какие отрасли машиностроения размещаются в районах потребления их продукции?

1) Автомобилестроение, 2) приборостроение,

3) сельскохозяйственное машиностроение, 4) электронное машиностроение.

9. Дополните фразу: «На размещение предприятий топливной промышленности основное влияние оказывает ______ фактор» .

10. Дополните фразу: «На размещение гидроэнергетики решающее влияние оказывает _____ фактор» .

11. Крупные месторождения газа в России находятся (выберите 2 правильных ответа) :

1) в Тюменской области, 2) в Астраханской области,

3) в Волгоградской области, 4) в Центральной России,

5) в Кузбассе, 6) в Курской области.

12. *Почему добыча нефти в России сократилась?

1) Возросла себестоимость добычи,

2) запасы освоенных месторождений сокращаются,

3) добычу приходится вести во все более сложных природных условиях,

4) по всем названным выше причинам.

13. Дополните фразу: «В металлургии широко распространено _____ производства – объединение на одном предприятии производств различных отраслей, связанных между собой» .

14. Крупные месторождения медно-никелевых руд в России расположены (выберите 3 правильных ответа) :

1) на юге Дальнего Востока, 2) в Центрально-Черноземном районе,

3) на Кольском полуострове, 4) на севере Сибири (Норильск) ,

5) на Урале, 6) в Калининградской области.

15. Для размещения предприятий цветной металлургии тяжелых металлов имеют большое значение факторы (выберите 2 правильных ответа) :

1) сырьевой, 2) трудовой, 3) транспортный,

4) потребительский, 5) экологический.

16. Крупные алюминиевые комбинаты находятся (выберите 2 правильных ответа) :

1) Красноярск, 2) Воркута, 3) Томск,

4) Норильск, 5) Хабаровск, 6) Братск.

17. *Почему для размещения предприятий цветной металлургии легких металлов сырьевой фактор имеет гораздо меньшее значение, чем для размещения предприятий цветной металлургии тяжелых металлов?

1) Себестоимость добычи 1 тонны руды легких металлов выше,

2) стоимость транспортировки руд тяжелых металлов выше,

3) в рудах легких металлов гораздо выше содержание металла,

4) по всем названным выше причинам.

18. *Почему в Норильске находится крупнейший медно-никелевый комбинат?

1) Здесь имеются крупные запасы руды,

2) здесь имеются крупные запасы угля,

3) здесь имеется крупная ГЭС,

4) по всем названным выше причинам.

19. Какое из следующих утверждений верное?

1) В черной металлургии преобладают комбинаты с последовательной обработкой сырья.

2) В цветной металлургии преобладают предприятия полного цикла.

20. Дополните фразу: «Для размещения производства калийных удобрений основное значение имеет _____ фактор» .

21. *Какой фактор кроме наличия сырья определил создание в Братске крупнейшего лесопромышленного комплекса?

1) Наличие потребителей его продукции,

2) наличие крупного водохранилища с ГЭС,

3) благоприятная экологическая ситуация,

4) все названные выше факторы.

otvet.mail.ru