Однократное и двукратное испарение нефти. Двукратное испарение нефти


Перегонка нефти с двукратным испарением

Рис. 1П-5. Перегонка нефти по схеме с предварительным однократным (а) и двукратным (б) испарением
    Для перегонки легких нефтей (типов 1 и 2 — самотлорская, шаимская, туймазинская) с высоким выходом фракций до 350 °С (50—65%), повышенным содержанием растворенных газов (1,5— 2,2%) и бензиновых фракций (20—30%) целесообразно применять установки АТ двукратного испарения. Предпочтительной является схема с предварительной ректификационной колонной частичного отбензинивания нефти и последующей перегонкой остатка в сложной атмосферной колонне. В первой колонне из нефти отбирают большую часть газа и низкокипящих бензиновых фракций. Чтобы более полно сконденсировать их, поддерживают повышенное давление (Рабе = 0,35 -0,5 МПа). Благодаря этому становится возможным понизить давление в атмосферной колонне до Рабе 0,14ч-0,16 МПа и тем самым реализовать условия перегонки (температуру питания и расход водяного пара в отгонную часть атмосферной колонны), обеспечивающие высокий отбор от потенциала в нефти суммы светлых нефтепродуктов. [c.72]

    Разновидностью перегонки нефти с двукратным испарением является схема с предварительным испарителем и сложной атмосферной колонной. Пары из испарителя и остаток после нагрева в печи направляются в атмосферную колонну. Основные достоинства такой схемы заключаются в некотором сокращении затрат на перегонку за счет снижения гидравлического сопротивления змеевика печи и уменьшения металлоемкости колонн и конденсаторов. Схема применима для перегонки нефтей со средним уровнем содержания растворенного газа (около 1%) и бензина (18— 20%), в практике отечественной нефтепереработки встречается редко. [c.72]

    Отметим еще некоторые варианты схем двукратного испарения нефти. С целью комбинирования процессов первичной перегонки нефт и гидроочистки топливных фракций перегонку нефти предлагается осуществлять при давлении 2—7 МПа с предварительным подогревом нефти до 360—380 °С в присутствии водорода[ (20—500 м на 1 т сырья) с последующим обессериванием и ректификацией топливных фракций [10]. На рис. П1-7 показаны варианты технологических схем первичной перегонки нефти с гидро-обессериванием бензиновых фракций или всей суммы светлых фракций (бензина, керосина и дизельного топлива). [c.159]

    На фиг. 6 изображена упрощенная схема одной из атмосферных нефтеперегонных установок двукратного испарения. Задачей перегонки является получение из нефти следующих продуктов бензина, лигроина, керосина (или взамен его дизельного топлива) и солярового дестиллата. Остатком перегонки является мазут. Бензин отбирается с верха первой ректификационной колонны 4, [c.30]

    Предлагается также схема перегонки нефти с предварительным двукратным ее испарением (рис. П1-5, б) [6]. В первой ступени испарения нефть при давлении 0,49 МПа нагревается в теплообменниках до 129 °С и поступает в сепаратор I ступени с тарелками вверху. На тарелки подается вода для отделения водорастворимых соединений. Затем пары из сепаратора вводятся в основную ректификационную колонну под нижнюю тарелку, а [c.155]

    По схеме двукратного испарения нефти (рис. И1-6,б), описанной в патенте [7], перегонка нефти осуществляется в первой колонне при давлении 0,15—0,7 МПа с получением легких газов и фракций легкого бензина, тяжелого бензина и керосина и во вто- [c.158]

    Двукратное испарение нефти осуществляется методами 1) предварительного испарения низкокипящих фракций с последующей перегонкой отбензиненной нефти до мазута в остатке или 2) атмосферно-вакуумной перегонкой нефти и мазута до асфальтового гудрона илп иных качеств остатка. [c.358]

    Современные установки атмосферно-вакуумной перегонки нефти (АВТ) достигли мощности 6—8 млн. т/год. Доля перерабатываемой нефти на них составляет уже сейчас около 10% и к концу текущей пятилетки повысится до 30—35%- Однако технологические схемы этих установок практически не претерпели изменений по сравнению даже с довоенными установками мощностью 0,5—0,6 млн. т/год. Сохранилась схема двукратного испарения с отбензинивающей колонной и в основном одноколонная вакуумная ступень перегонки мазута. [c.34]

    Комбинированная установка Красноводского НПЗ перерабатывает смесь туркменских нефтей, потенциальное содержание светлых нефтепродуктов в которой находится на уровне 47—48 масс. %. Однако фактически отбор светлых не превышал 39—41 масс. %. Секция первичной перегонки этой установки работает по одноколонной схеме двукратного испарения с промежуточным эвапоратором (рис. 1). На установке в основном получают бензин, осветительный керосин, дизтопливо марки ДЛ и мазут. Однако в отдельные периоды не выводится керосин, и отбор светлых в этом случае несколько выше обычного. [c.60]

    В 1928 г. сооружена первая отечественная трубчатая установка по перегонке нефти, работавшая по принципу двукратного испарения, а в 1930-1931 гг. введены в эксплуатацию высоковакуумные установки для перегонки мазута. В тот же период был закуплен и построен ряд импортных трубчатых установок для перегонки нефти и мазута. [c.6]

    На рис. 12.5 представлена принципиальная схема установки атмосферной перегонки нефти с двукратным испарением, входящей в состав современных установок АВТ. [c.699]

    Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ-АВТ-6 функционирует по схеме двукратного испарения и двукратной ректификации (рис. 4.15). [c.127]

    Технологические схемы установок. Установки первичной перегонки по принципу вьщеления светлых бывают с однократным испарением, когда нагретая нефть разделяется на фракции в одной колонне, и с предварительным испарением легких фракций (двукратное испарение). Последние установки применяют наиболее часто, так как предварительное отпаривание газа и основной массы бензина позволяет снизить давление на выходе сырьевого насоса, разгрузить печь от нагрева легких фракций, снизить скорость паров и уменьшить диаметр основной ректификационной колонны. Если предусматривается перегонка мазута, то в схему установки включают еще одну печь и вакуумную колонну с системой создания вакуума (рис. 15). [c.41]     Метод (двукратного) многократного испарения также нашел широкое применение в нефтеперерабатывающей промышленности. Метод постепенного испарения, как таковой, почти неприменим. Примером постепенного испарения может служить периодическая перегонка нефти. [c.69]     Схема перегонки нефти, основанная на принципе двукратного испарения, приведена на рис. 15. [c.75]

    Ниже приводятся рекомендации по материальному оформлению основных аппаратов типовой установки для первичной перегонки нефти, основанной на принципе двукратного испарения. Составлены они с учетом понижающих коррозионную активность рабочих [c.123]

    В настоящее время прямая перегонка нефти для получения топлив осуществляется при помощи атмосферных трубчатых установок большой производительности и высокой экономичности, которые подразделяются на установки с однократным, двукратным и с предварительным испарением. [c.10]

    На рис. 4 представлена принципиальная схема одной из атмо-рных нефтеперегонных установок двукратного испарения. За- ей атмосферной перегонки является получение из нефти следующих продуктов бензиновых, керосиновых и дизельных фракций и остатка — мазута. [c.17]

    На установке с двукратным испарением (рис. 15,о) нагретая в теплообменниках нефть подается в так называемую отбензинивающую колонну. В эвапорационном пространстве этой колонны происходит испарение нефти. Поскольку нефть нагрета только до 200—240 °С, количество образующихся паров невелико и в них в основном содержатся бензиновые фракции. На ректификационных тарелках концентрационной части бензин отделяется от более тяжелых фракций и в виде паров уходит из колонны. Вместе с парами бензина удаляются пары воды, поступившей на установку первичной перегонки с нефтью, и газы. [c.117]

    На установках с двукратным испарением (рис. 35,6) нефть насосом 1 подается через теплообменники 2 и электродегидратор 3 в первую колонну 6, из низа которой отбензиненная (освобожденная от бензина) нефть горячим насосом 8 прокачивается через печь 4 и подается во вторую — ректификационную колонну 5. Этот тип установки используют для перегонки нефти с содержанием бензина более 15%. По сравнению с первым типом атмосферной установки аппаратура таких установок более сложная (добавляется горячий насос и колонна) и температура нагрева продукта в печи выше вследствие того, что легкие фракции, отогнанные в первой колонне, уже не способствуют испарению более тяжелых углеводородов. [c.58]

    Перегонка нефти на современных атмосферных установках и на атмосферных секциях комбинированных установок осуществляется различными способами. Основные из них следующие однократное испарение в одной ректификационной колонне двукратное испарение в двух последовательно расположенных колоннах перегонка с предварительным испарением легких фракций в колонне предварительного испарения (испарителе), или эвапораторе. По этим схемам эксплуатируется большое число мощных технологических установок АВТ индивидуальных и комбинированных. Имеются разновидности в аппаратурном оформлении однотипных установок — разное число тарелок, разные системы орошения, подвода и отвода тепла, неодинаковое число получаемых боковых фракций и т. д. [c.337]

    На установках с предварительным испарением (рис. 54, в) в отдельном испарителе отгоняются легкие бензиновые фракции, а в ректификационную колонну подается отбензиненная нефть для отгона светлых нефтепродуктов. Нефть, подогретая в теплообменниках 2, через электродегидратор 3 поступает в предварительный испаритель 7, а из него горячим насосом 8 отбензиненная нефть подается в трубчатую печь 4 и далее в ректификационную колонну 5. Пары из испарителя направляются тоже в колонну. Испарение на установке двукратное, а ректификация осуществляется в одной колонне. Таким образом, в этой установке как бы сочетаются преимущества первой и второй установок, основным из которых является отсутствие повышенных давлений в системе насос — теплообменники—электродегидраторы — печь (при работе на стабилизированных нефтях) и вследствие этого — упрощение конструкции теплообменников. Совместная ректификация легких и тяжелых паров в колонне позволяет применять более низкие конечные температуры подогрева. Особенно приемлемы эти установки для перегонки нестабилизированных и обводненных нефтей. Недостаток таких установок — усложнение конструкции основной колонны. [c.97]

    Переганка нефти до мазута осуществляется по схемам одно-или многократного испарения (одно- или двухколонные схемы). Наибольшее распространение в отечественной нефтепереработке в настоящее время получили схемы двукратного и значительно меньшее однократного испарения. За рубежом, начиная с 70-х годов в основном используют схемы однократного испарения. В то же время в качестве перспективных схем перегонки нефти предлагаются усовершенствованные схемы одно-, двух- и трехкратного испарения. [c.153]

    Двухколонную схему перегонки нефти используют при разделении нефтей с большим содержанием легких бензиновых фракций и растворенных в нефти газов, для переработки сильнообвод-ненных и сернистых нефтей. Недостатками схемы двукратного испарения является более высокая температура нагрева отбензи-ненной нефти, необходимость поддержания температуры низа первой колонны горячей струей, на что расходуется большое количе- [c.157]

    Разновидностью атмосферной перегонки нефти с двукратным испарением является схема с предварительным испарением и сложной атмосферной колонной ректификации. Пары из испарителя без конденсации и частично отбензиненная нефть после нагрела в печи направляются в атмосферную колонну. В результате несколько снижается гидравлическое сопротивление в змеевиках печи, уменьшаются число насосов и металлоемкость колонн и конденсаторов. Установки АТ такого типа находят на НПЗ страны ограничергное применение. [c.44]

    Для перегонки легких нефтей с высоким содержанием растворимых газов (1,5-2,2 %) и бензиновых фракций (до 20-30 %) и фракций до 350 °С (50-60 %) целесообразно применять атмосферную перегонку двукратного испарения, т. е. установки с предварительной отбензини-вающей колонной и сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями для разделения частично отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут. Двухколонные установки атмосферной перегонки нефти получили в отечественной нефтепереработке наибольшее распространение. Они обладают достаточной технологической гибкостью, универсальностью и способностью перерабатывать нефти различного фракционного состава, так как первая колонна, в которой отбирается 50-60 % бензина от потенциала, выполняет функции стабилизатора, сглаживает колебания в фракционном составе нефти и обеспечивает стабильную работу основной ректификационной колонны. Применение отбензинивающей колонны позволяет также снизить давление на сырьевом насосе, предохранить частично сложную колонну от [c.126]

    Многие показатели качества (вязкость, индекс вязкости, нагарообразующая способность, температура вспышки и др.) товарных масел, а также технико-экономические показатели процессов очистки масляного производства во многом предопределяются качеством исходных нефтей и их масляных фракций. Поэтому в процессах ВТМ, по сравнению с вакуумной перегонкой топливного профиля, предъявляются более строгие требования к четкости погоноразделения и выбору сырья. Наиболее массовым сырьем для производства масел в нашей стране являются смеси западно-сибирских (самотлорская, усть-балыкская, со-снинская) и волго-уральских (туймазинская, ромашкинская, волгоградская) нефтей. Для получения масел высокого качества из таких нефтей рекомендуется получать узкие 50-градусные масляные фракции (350-400 400-450 и 450-500 °С) с минимальным налеганием температур кипения смежных дистиллятов (не более 30-60 °С). Для обеспечения требуемой четкости погоноразделения на ректификационных колоннах ВТМ устанавливают большее число тарелок (до восьми на каждый дистиллят), применяют отпарные секции наряду с одноколонными широко применяют двухколонные схемы (двукратного испарения по дистилляту) перегонки (рис. 4.19, а, 6). [c.136]

    Наиболее распространена перввчная перегонка нефти на атмосферно-вакуумной установке АВТ, на которой при атмосферном давлении отбирают компоненты светлых нефтепродуктов - бензина, керосина,. дизельных топлив. Для разделения нефти при атмосферном давлении наиболее пшроко используется перегонка по схеме двукратного испарения - в двух ректификационных колоннах, в первой из которых отбирается легкая фракция бензина, а в основной - все остальные компоненты светлых нефтепродуктов и остаток - мазут. При этом газы уходят с верха первой колонны вместе с легкими бензиновыми парами. [c.4]

    Анализ данных, приведенных в табл. 32, позволяет сделать вывод о возможности типизации установки первичной перегонки вефти для преобладающего большинства нефтей. Так, для большинства рассмотренных нефтей установка с двукратным испарением является наиболее приемлемой и не подходит только для нефти типа бузовпинской. Содержание светлых нефтепродуктов колеблется в больших пределах (от 41,5 до 51 %). Наконец, имеются незначительные различия в выходе отдельных фракций (например, фракций 120—180° или 180—240°) и весьма большое различие в выходах, например, фракции 300—350°. [c.119]

    При большом содержании в нефти растворенного газа и низкокиня-ших фракций переработка ее по схеме однократного испарения без предварительного испарения нагретой нефти затруднена, поскольку в питательном насосе и во всех аппаратах, расположенных в схеме до печи, создается повышенное давление. Кроме того, при этом возрастает нагрузка печи и ректификационной колонны. В связи с увеличением масштабов переработки загазованных сернистых нефтей наиболее распространена перегонка нефти по схеме двукратного испарения — в двух ректификационных колоннах (рис. 8.5). [c.338]

    Установка рассчитана на переработку нестабильной нефти типа ромашкинской и отбор фракций н. к. — 62, 62—140, 140—180, 180—220 (240), 220 (240)—280, 280—350, 350—500 °С (остаток — гудрон). Исходное сырье, поступающее на установку, содержит 100—300 мг/л солей и до 2 % (мае.) воды. Содержание низкокипящих углеводородных газов в нефти достигает 2,5 % (мае.) на нефть. На установке принята двухступенчатая схема электрообессоливания, позволяющая снизить содержание солей до 3—5 мг/л и воды до 0,1 % (мае.). Технологическая схема установки предусматривает двукратное испарение нефти. Головные фракции из первой ректификационной колонны и основной ректификационной колонны вследствие близкого фракционного состава получаемых из них продуктов объединяются и совместно направляются на стабилизацию. Бензиновая фракция н. к. — 180°С после стабилизации направляется на вторичную перегонку для выделения фракций н. к. — 62, 62—140 и 140—180 °С. Блок защелачивания предназначается для щелочной очистки фракций н. к. — 62 (компонент автобензина) и 140— 220 °С (компонент топлива ТС-1). Фракция 140—220 °С промывается водой, а затем осушается в электроразделителях. [c.358]

    Установка, схема которой представлена на рис. 11-1, — двухколонная (по числу основных колонн первая—простая, вторая—сложная, без учета внешних отпарных колонн) с двукратным испарением сырья. До поступления в первую ректификационную колонну, называемую также испарительной колонной, нефть нагревается только в теплообменниках, проходя в них одним, двумя или несколькими параллельными потоками. Верхним продуктом первой колонны являются легкая бензиновая фракция и небольшое количество газа. Остальные дистилляты, выводимые с установки, а также мазут получаются во второй колонне. Обе колонны обслуживаются общей трубчатой печью. Часть нижнего продукта испарительной колонны циркулирует между нечью и первой колонной, этим достигается снабжение ее отгонной секции дополнительным количеством тепла. Ниже описана технологическая схема двухступенчатой установки атмосферной перегонки. [c.19]

chem21.info

Атмосферная перегонка нефти

Санкт-Петербургский Государственный Технологический Институт

Кафедра: Технологии нефтехимических и углехимических производств

Реферат

Тема: Атмосферная перегонка нефти

Выполнил: Шеков А.П.

Проверил: Сыроежко А.М.

С.-Петербург

2007

Введение

Нефть представляет собой сложную смесь парафиновых, нафтеновых, ароматических и других углеводородов с различными молекулярными массами и температурами кипения. Так же в нефти содержаться сернистые, кислород и азотсодержащие органические соединения. И поэтому, для получения из нефти товарных продуктов различного назначения, применяют методы разделения нефти на фракции или группы углеводородов. И при необходимости, изменяют их химический состав, дальнейшим проведением каталитических и термических процессов.

Различают первичные и вторичные методы переработки нефти. Первичными процессами называют процессы разделения нефти на более или менее однородные фракции без химического преобразования входящих в неё веществ. Основным приёмом разделения является дистилляция (перегонка) – процесс разделения жидких веществ по температурам их кипения. Атмосферная перегонка относится к первичному процессу и отсюда можно выделить основное её назначение – разделить нефть на фракции, и использовать максимальные возможности нефти по количеству и качеству получаемых исходных продуктов.

Атмосферную перегонку можно осуществить следующими способами: 1) с однократным испарением в трубчатой, печи и разделением отгона в одной ректификационной колонне; 2) двухкратным испарением и разделением в двух ректификационных колоннах - в колонне предварительного испарения (эвапораторе) с отделением легких бензиновых фракций и в основной колонне; 3) Постепенным испарением.

Сырьём установки атмосферной перегонки может служить как нефть, так и газовый конденсат. Физико-химические свойства нефтей и составляющих их фракций оказывают влияние на выбор технологии получения нефтепродуктов. Поэтому, при определении направления переработки нефти нужно стремиться по возможности максимально, полезно использовать индивидуальные природные особенности её химического состава.

Для Справки:

Впервые создали устройство для перегонки нефти братья Дубинины. Завод Дубининых был очень прост. Котёл в печке, из котла идёт труба, через бочку с водой в пустую бочку. Бочка с водой – являлась холодильником, а пустая бочка – приёмником для керосина.

Устройство простых и сложных колонн

Для осуществления процесса перегонки используют ректификационные колонны. Различают колонны простые, для разделения сырья на два компонента (дистиллят и кубовый остаток) и сложные. В среднюю часть простой колонны вводится разделяемое сырьё, нагретое до необходимой температуры, в виде паров, жидкости или их смеси. Зона, в которую вводят сырье, называется эвопарационной, т.к. в ней происходит однократное испарение. Через каждую тарелку проходит четыре потока:

  1. Жидкость – флегма, стекающая с верхней тарелки

  2. Пары, поступающие с ниже лежащей тарелки

  3. Жидкость – флегма, уходящая на ниже лежащую тарелку

  4. Пары, поднимающиеся на выше лежащую тарелку

Жидкость с верхней тарелки стекает на ниже лежащую тарелку, поступает в зону относительно высокой температуры и из неё испаряется часть низкокипящего компонента. С другой стороны, контактирующий на ней пар с ниже лежащей тарелки несколько охлаждается и из него конденсируется высоко кипящий компонент. Парциальный состав паров и жидкости по высоте колонны непрерывно изменяется. Часть расположенная выше ввода сырья называется концентрационной, а ниже – отгонной. С верха концентрационной зоны выводят готовый продукт в виде пара (ректификат), а с низа, обогащённую низко кипящим компонентом жидкость. В отгонной зоне окончательно отгоняется низко кипящий компонент. С низа колонны отбирается второй продукт ректификации – кубовый остаток. Для нормальной работы колонны необходимо непрерывное её орошение жидким продуктом, поэтому часть ректификата, после его охлаждения и конденсации в виде флегмы направляют на верхнюю тарелку колонны. С другой стороны, чтобы отогнать низко кипящий компонент необходимо в нижнюю часть колонны подавать тепло. Для этого часть остатка после подогрева подают на одну из нижних тарелок.

В случае, когда необходимо отбирать не одну, а несколько фракций с достаточно чёткими границами раздела по температурам кипения, прибегают к сложным колоннам. Она представляет собой сочетание простых колонн. Сырьё поступает в среднюю часть колонны и разделяется на паровую и жидкую часть. Жидкость стекает по тарелкам в низ колонны, а пары поднимаются вверх, причём обе части подвергаются ректификации.

a) С различных по высоте колонны тарелок отбираются боковые погоны, которые отводятся на верхнюю тарелку боковых отпарных (стриппинг колонн). Под нижнюю тарелку стриппинг колонны подаётся навстречу потоку жидкости водяной пар, с температурой чуть выше кипения данной фракции. С низа каждой секции отбирается нужная фракция. А водяной пар вместе с легкокипящим компонентом возвращается в основную колонну. Таким образом, отпарные колонны служат отгонными частями, выделенные в самостоятельные колонны. Необходимость их использования заключатся и в том, что в целевом продукте, в результате недостаточно чёткого разделения, могут находиться более легкокипящие фракции, т.е. происходит наложение фракции. Это значит, например, что в отбираемой фракции может находиться некоторое количество другой фракции. Поэтому без дополнительной ректификации качество не будет соответствовать заданным нормам.

На рис. 1 показана схема работы сложной ректификационной колонны с отпарными секциями.

Рис. 1

Обычно наверх атмосферной колонны в качестве острого орошения подают верхний дистиллят, а в различные точки по высоте колонны – несколько промежуточных циркуляционных орошений. Для осуществления циркуляционного орошения часть флегмы забирается с тарелки, проходит через теплообменник, отдаёт своё тепло, и охладившись до заданной температуры, поступает на тарелку выше той, с которой забиралась флегма на охлаждение. При этом поддерживается определённый температурный режим на тарелке отбора флегмы, и создаются условия, необходимые для поддержания потока флегмы на нижележащих тарелках. Циркуляционных орошений может быть вплоть до трёх.

Промежуточное орошение чаще всего отводят с одной из тарелок, расположенных непосредственно ниже точки вывода бокового дистиллята (погона) в выносную отпарную колонну. По другому варианту в качестве промежуточного орошения используют сам боковой погон, который после охлаждения возвращают в колонну выше или ниже точки ввода в неё паров из отпарной выносной колонны.

Применение промежуточного циркуляционного орошения позволяет рационально использовать избыточное тепло колонны для подогрева нефти в теплообменниках, при этом выравниваются нагрузки по высоте колонны, что обеспечивает оптимальные условия её работы. Верхним боковым потоком отбирают керосиновую фракцию, затем лёгкую дизельную фракцию и ещё ниже более тяжёлую дизельную.

Чёткость и эффективность ректификации зависит от способа контактирования паров и жидкости. Контакт паров и жидкости в вертикальных цилиндрических аппаратах - колоннах, снабжённых специальными ректификационными тарелками или насадками, обеспечивающих тесный контакт поднимающихся вверх по колонне паров и стекающим им навстречу жидкостям.

Увеличение отбора светлых и качества дистиллятов.

Увеличение глубины отбора светлых из нефти является важнейшей задачей первичной перегонки нефти. Повышение чёткости погоноразделения является также одной из важных задач перегонки, поскольку основные показатели качества дистиллятных фракций существенным образом зависят от их фракционного состава. В атмосферной колонне осуществляется основное разделение нефти на дистиллятные фракции и мазут. По мере утяжеления фракции чёткость разделения ухудшается вследствие уменьшения относительной летучести разделяемых фракций и флегмового числа. По результатам перегонки большое влияние оказывает давление. При увеличении давления отбор дистиллятов уменьшается, при этом значительно ухудшается качество продуктов, т.е. чёткость ректификации. При повышенном давлении не удаётся полностью отобрать светлые дистилляты, их выход составляет примерно 70-80% от потенциала; не достигается и ожидаемое увеличение производительности колонны. В тоже время использование пониженного давления, близкое к атмосферному, и умеренный вакуум даёт возможность не только повысить качество получаемых продуктов, но и улучшить технико-экономические показатели процесса. Пониженное давление позволяет отказаться от применения водяного пара и даёт возможность сэкономить тепла до 5%.

В настоящее время разрабатываются перспективные схемы замены водяного пара потоком нефтепродуктов. Довольно эффективно также ступенчатое понижение давления перегонки раздельно в зонах питания и отпаривания. Наибольшее понижение давление в отпарных секциях достигается при полной конденсации отгона. Охлаждённый отгон рекомендуется подавать в линию горячей струи первой колонны, в качестве испаряющего агента; в печь основной колонны; в качестве орошения основной колонны, ниже или выше отбора бокового погона. Поскольку отгон представляет собой легкокипящие фракции соответствующего потока, то использование их в качестве орошения выше лежащих секций колонны является предпочтительным.

Однократное и двукратное испарение нефти

По числу ступеней испарения (количеству ректификационных колон) различают трубчатые установки:

  1. однократного испарения - на одной ректификационной колонне получает все дистилляты - от бензина до вязкого цилиндрового. Остатком перегонки является гудрон.

  2. двукратного испарения - сначала при атмосферном давлении нефть перегоняется до мазута, который потом перегоняется в вакууме до получения в остатке гудрона. Эти процессы идут в двух колоннах.

  3. трехкратного испарения - используются две атмосферные колонны и одна вакуумная. В первой колоне из нефти отбирают только бензин, во второй - отбензиненая нефть перегоняется до мазута, в третей - мазут перегоняется до гудрона.

  4. четырехкратного испарения - установка с доиспарительной вакуумной колонной для гудрона в концевой части.

coolreferat.com

Однократное и двукратное испарение нефти

Число ступеней испарения (количеству ректификационных колон) различают трубчатые установки:

· однократного испарения — на одной ректификационной колонне получает все дистилляты — от бензина до вязкого цилиндрового. Остатком перегонки является гудрон.

· двукратного испарения — сначала при атмосферном давлении нефть перегоняется до мазута, который потом перегоняется в вакууме до получения в остатке гудрона. Эти процессы идут в двух колоннах.

· трехкратного испарения — используются две атмосферные колонны и одна вакуумная. В первой колоне из нефти отбирают только бензин, во второй — отбензиненая нефть перегоняется до мазута, в третей — мазут перегоняется до гудрона.

· четырехкратного испарения — установка с доиспарительной вакуумной колонной для гудрона в концевой части.

Выбор технологической схемы и режим перегонки зависит от качества нефти.

Перегонку нефтей с большим количеством растворённых газов (0,5-1,2 процента), с относительно не высоким содержанием бензина (12-15% фракций до 1800С) и выходом фракций до 3500С, не более 45%, выгодно осуществлять на установках АТ с однократным испарением и последующим фракционированием образовавшихся паровой и жидкой фаз в сложной ректификационной колонне.

Для перегонки лёгких нефтей с высоким выходом фракций до 3500С (50-65 процентов), повышенным содержанием растворённых газов (1,5-2,2%) и бензиновых фракций (20-30%) целесообразно применять установки АТ двукратного испарения. Предпочтительной является схема с предварительной ректификационной колонной частичного отбензинивания нефти и последующей перегонкой остатка в сложной атмосферной колонне. В первой колонне из нефти отбирают большую часть газа и низкокипящих бензиновых фракций. Чтобы более полно сконденсировать их, поддерживают повышенное давление. Благодаря этому становится возможным понизить давление в атмосферной колонне и тем самым реализовать условия перегонки (а именно температуру питания и расход водяного пара в отгонную часть атмосферной колонны), обеспечивающие высокий отбор от потенциала в нефти суммы светлых нефтепродуктов. Схема перегонки нефти , с колонной предварительного частичного отбензинивания и сложной основной ректификационной колонной, получила наиболее широкое применение в нефтепереработке. Она обладает достаточной гибкостью и универсальностью.

Разновидностью перегонки нефти с двукратным испарением является схема с предварительным испарителем и атмосферной колонной. Пары из испарителя и остаток после нагрева в печи направляются в атмосферную колонну. Основными достоинствами такой схемы являются: сокращение затрат на перегонку, за счёт снижения гидравлического сопротивления змеевика печи; и уменьшения металлоёмкости колонн и конденсаторов. Схема применима для перегонки нефтей со средним уровнем содержания растворённого газа (1 процент) и бензина (18-20 процентов) в нефтепереработке встречается редко.

 

 

http://www.himsnab-spb.ru/article/all/oil-refining/atmospheric-distillation/

статья

ООО «Компания »ХИМСНАБ"

 

 

1. Технологическая схема установки ЭЛОУ АТ-6

 

 

 

2.Принципиальная схема работы ректификационной коллоны

 

 

СПб .-2011 год. 111 с.

 

 

3. Расчет отбензинивающей колоны

 

Отбензинивающая колонна К-1 входит в состав установки АТ с двукратным испарением нефти (рис.1). Эта схема технологически гибкая и работоспособная при любом фракционном составе нефти. Благодаря удалению в колонне К-1 лёгких бензиновых фракций в змеевиках печи, в теплообменниках не создается большого давления и основная колонна К-2 не перегружается по парам.

 

Дата добавления: 2015-10-24; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЫРЬЯ | МИНИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТАРЕЛОК | МАТЕРИАЛЬНЫЙ БАЛАНС КОЛОННЫ | ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ КОЛОННЫ | МИНИМАЛЬНОЕ ФЛЕГМОВОЕ ЧИСЛО | ОПТИМАЛЬНОЕ ФЛЕГМОВОЕ ЧИСЛО. | ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС КОЛОННЫ |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.013 сек.)

mybiblioteka.su

Атмосферная перегонка нефти - Информация стр. 2

евом продукте, в результате недостаточно чёткого разделения, могут находиться более легкокипящие фракции, т.е. происходит наложение фракции. Это значит, например, что в отбираемой фракции может находиться некоторое количество другой фракции. Поэтому без дополнительной ректификации качество не будет соответствовать заданным нормам.

На рис. 1 показана схема работы сложной ректификационной колонны с отпарными секциями.

Рис. 1

 

Обычно наверх атмосферной колонны в качестве острого орошения подают верхний дистиллят, а в различные точки по высоте колонны - несколько промежуточных циркуляционных орошений. Для осуществления циркуляционного орошения часть флегмы забирается с тарелки, проходит через теплообменник, отдаёт своё тепло, и охладившись до заданной температуры, поступает на тарелку выше той, с которой забиралась флегма на охлаждение. При этом поддерживается определённый температурный режим на тарелке отбора флегмы, и создаются условия, необходимые для поддержания потока флегмы на нижележащих тарелках. Циркуляционных орошений может быть вплоть до трёх.

Промежуточное орошение чаще всего отводят с одной из тарелок, расположенных непосредственно ниже точки вывода бокового дистиллята (погона) в выносную отпарную колонну. По другому варианту в качестве промежуточного орошения используют сам боковой погон, который после охлаждения возвращают в колонну выше или ниже точки ввода в неё паров из отпарной выносной колонны.

Применение промежуточного циркуляционного орошения позволяет рационально использовать избыточное тепло колонны для подогрева нефти в теплообменниках, при этом выравниваются нагрузки по высоте колонны, что обеспечивает оптимальные условия её работы. Верхним боковым потоком отбирают керосиновую фракцию, затем лёгкую дизельную фракцию и ещё ниже более тяжёлую дизельную.

Чёткость и эффективность ректификации зависит от способа контактирования паров и жидкости. Контакт паров и жидкости в вертикальных цилиндрических аппаратах - колоннах, снабжённых специальными ректификационными тарелками или насадками, обеспечивающих тесный контакт поднимающихся вверх по колонне паров и стекающим им навстречу жидкостям.

Увеличение отбора светлых и качества дистиллятов.

Увеличение глубины отбора светлых из нефти является важнейшей задачей первичной перегонки нефти. Повышение чёткости погоноразделения является также одной из важных задач перегонки, поскольку основные показатели качества дистиллятных фракций существенным образом зависят от их фракционного состава. В атмосферной колонне осуществляется основное разделение нефти на дистиллятные фракции и мазут. По мере утяжеления фракции чёткость разделения ухудшается вследствие уменьшения относительной летучести разделяемых фракций и флегмового числа. По результатам перегонки большое влияние оказывает давление. При увеличении давления отбор дистиллятов уменьшается, при этом значительно ухудшается качество продуктов, т.е. чёткость ректификации. При повышенном давлении не удаётся полностью отобрать светлые дистилляты, их выход составляет примерно 70-80% от потенциала; не достигается и ожидаемое увеличение производительности колонны. В тоже время использование пониженного давления, близкое к атмосферному, и умеренный вакуум даёт возможность не только повысить качество получаемых продуктов, но и улучшить технико-экономические показатели процесса. Пониженное давление позволяет отказаться от применения водяного пара и даёт возможность сэкономить тепла до 5%.

В настоящее время разрабатываются перспективные схемы замены водяного пара потоком нефтепродуктов. Довольно эффективно также ступенчатое понижение давления перегонки раздельно в зонах питания и отпаривания. Наибольшее понижение давление в отпарных секциях достигается при полной конденсации отгона. Охлаждённый отгон рекомендуется подавать в линию горячей струи первой колонны, в качестве испаряющего агента; в печь основной колонны; в качестве орошения основной колонны, ниже или выше отбора бокового погона. Поскольку отгон представляет собой легкокипящие фракции соответствующего потока, то использование их в качестве орошения выше лежащих секций колонны является предпочтительным.

 

Однократное и двукратное испарение нефти

 

По числу ступеней испарения (количеству ректификационных колон) различают трубчатые установки:

a)однократного испарения - на одной ректификационной колонне получает все дистилляты - от бензина до вязкого цилиндрового. Остатком перегонки является гудрон.

b)двукратного испарения - сначала при атмосферном давлении нефть перегоняется до мазута, который потом перегоняется в вакууме до получения в остатке гудрона. Эти процессы идут в двух колоннах.

c)трехкратного испарения - используются две атмосферные колонны и одна вакуумная. В первой колоне из нефти отбирают только бензин, во второй - отбензиненая нефть перегоняется до мазута, в третей - мазут перегоняется до гудрона.

d)четырехкратного испарения - установка с доиспарительной вакуумной колонной для гудрона в концевой части.

Выбор технологической схемы и режим перегонки зависит от качества нефти.

Перегонку нефтей с большим количеством растворённых газов (0,5-1,2%), с относительно не высоким содержанием бензина (12-15% фракций до 1800С) и выходом фракций до 3500С, не более 45%, выгодно осуществлять на установках АТ с однократным испарением и последующим фракционировани

www.studsell.com

Предварительное испарение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Предварительное испарение

Cтраница 2

Результаты испытания узла предварительного испарения при различных температурах и давлениях приведены в табл. I и свидетельствуют о явной целесообразности применения данного узла. Величины температур кипения определены по номограмме для определения давления паров и температуры кипения парафиновых углеводородов и нефтяных фракций.  [16]

К преимуществам метода предварительного испарения относится возможность анализа большой навески пробы.  [17]

При переработке с предварительным испарением нефть нагревают до определенной температуры и отбирают легкие фракции, которые направляются во вторую ступень подогрева и испарения. Туда же поступает отбензиненная жидкость после предварительного подогрева.  [18]

По схеме с предварительным испарением на бакинских заводах в 30 - х годах построены высокопроизводительные атмосферные установки.  [20]

На установках с предварительным испарением ( рис. 54, в) в отдельном испарителе отгоняются легкие бензиновые фракции, а в ректификационную колонну подается отбензиненная нефть для отгона светлых нефтепродуктов. Пары из испарителя направляются тоже в колонну. Испарение на установке двукратное, а ректификация осуществляется в одной колонне. Таким образом, в этой установке как бы сочетаются преимущества первой и второй установок, основным из которых является отсутствие повышенных давлений в системе насос - теплообменники-электродегидраторы - печь ( при работе на стабилизированных нефтях) и вследствие этого - упрощение конструкции теплообменников. Совместная ректификация легких и тяжелых паров в колонне позволяет применять более низкие конечные темлерату-ры подогрева. Особенно приемлемы эти установки для перегонки нестабилизированных и обводненных нефтей.  [21]

Применение схем с предварительным испарением нефти позволяет при перегонке легких нефтей снизить давление нагнетания на сырьевом насосе и тепловую нагрузку печи. Однако при плохой подготовке сернистых нефтей на ЭЛОУ возможна сильная коррозия ректификационной колонны, поэтому схемы с предварительным испарением применяют в основном для перегонки легких малосернистых нефтей.  [23]

Поскольку воспламенению веществ предшествует предварительное испарение, то воспламенение их открытым пламенем сводится к нагреванию поверхности до температуры, при которой происходит быстрое испарение или кипение, к смесеобразованию и к воспламенению парообразных продуктов. Однако если вещество настолько летуче, что над его поверхностью содержится готовая иаро-воздушпая смесь, способная к воспламенению, то условия воспламенения сводятся к воспламенению обычных газовых смесей.  [24]

Жидкое топливо сжигают после предварительного испарения или распыления в топочном пространстве, что способствует его быстрому испарению и перемешиванию с воздухом. Процесс испарения мазута начинается при 150 С, а при 200 - 300 С протекает очень интенсивно, в особенности при тонком распылении.  [25]

На отдельных заводах колонна предварительного испарения работает под небольшим ( до 1 5 am) давлением, вследствие чего повышается температурный режим аппарата, улучшается отстой нефти от воды и грязи и, наконец, уменьшается унос с газом низко-кипящих компонентов авиабензина.  [26]

Опыт можно проводить без предварительного испарения 4 4-диметилдиоксана - 1 3 в испарителе.  [27]

Для улучшения работы колонны предварительного испарения в концентрационной части колонны вдоль зубьев желобчатых тарелок приварены пластины, ограничивающие живое сечение для прохода паров, усилено паровое орошение в колонне.  [28]

Первые же испытания узла предварительного испарения дали следующие результаты содержания серы ( вес.  [29]

Рабочий процесс по схеме предварительного испарения спирта, не требующий введения специальных присадок, разработан фирмой Daimler Benz. В качестве базового двигателя использован газовый вариант дизеля со свечой зажигания, предназначенный для работы на природном газе и пропан-бу-тановой смеси. С 1981 г. несколько городских автобусов, оснащенных таким двигателем, находится в эксплуатации на метаноле.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Реферат Атмосферная перегонка нефти - коллекция рефератов EDPORTAL.RU

Санкт-Петербургский Государственный Технологический Институт

Кафедра: Технологии нефтехимических иуглехимических производств

Реферат

Тема:Атмосферная перегонка нефти

Выполнил: Шеков А.П.

Проверил: Сыроежко А.М.

С.-Петербург

2007

Введение

Нефть представляет собой сложную смесь парафиновых, нафтеновых, ароматических и других углеводородов с различными молекулярными массами и температурами кипения. Так же в нефти содержаться сернистые, кислород и азотсодержащие органические соединения. И поэтому, для получения из нефти товарных продуктов различного назначения, применяют методы разделения нефти на фракции или группы углеводородов. И при необходимости, изменяют их химический состав, дальнейшим проведением каталитических и термических процессов.

Различают первичные и вторичные методы переработки нефти. Первичными процессами называют процессы разделения нефти на более или менее однородные фракции без химического преобразования входящих в неё веществ. Основным приёмом разделения является дистилляция (перегонка) – процесс разделения жидких веществ по температурам их кипения. Атмосферная перегонка относится к первичному процессу и отсюда можно выделить основное её назначение – разделить нефть на фракции, и использовать максимальные возможности нефти по количеству и качеству получаемых исходных продуктов.

Атмосферную перегонку можно осуществить следующими способами: 1) с однократным испарением в трубчатой, печи и разделением отгона в одной ректификационной колонне; 2) двухкратным испарением и разделением в двух ректификационных колоннах — в колонне предварительного испарения (эвапораторе) с отделением легких бензиновых фракций и в основной колонне; 3) Постепенным испарением.

Сырьём установки атмосферной перегонки может служить как нефть, так и газовый конденсат. Физико-химические свойства нефтей и составляющих их фракций оказывают влияние на выбор технологии получения нефтепродуктов. Поэтому, при определении направления переработки нефти нужно стремиться по возможности максимально, полезно использовать индивидуальные природные особенности её химического состава.

Для Справки:

Впервые создали устройство для перегонки нефти братья Дубинины. Завод Дубининых был очень прост. Котёл в печке, из котла идёт труба, через бочку с водой в пустую бочку. Бочка с водой – являлась холодильником, а пустая бочка – приёмником для керосина.

Устройство простых и сложных колонн

Для осуществления процесса перегонки используют ректификационные колонны. Различают колонны простые, для разделения сырья на два компонента (дистиллят и кубовый остаток) и сложные. В среднюю часть простой колонны вводится разделяемое сырьё, нагретое до необходимой температуры, в виде паров, жидкости или их смеси. Зона, в которую вводят сырье, называется эвопарационной, т.к. в ней происходит однократное испарение. Через каждую тарелку проходит четыре потока:

Жидкость – флегма, стекающая с верхней тарелки

Пары, поступающие с ниже лежащей тарелки

Жидкость – флегма, уходящая на ниже лежащую тарелку

Пары, поднимающиеся на выше лежащую тарелку

Жидкость с верхней тарелки стекает на ниже лежащую тарелку, поступает в зону относительно высокой температуры и из неё испаряется часть низкокипящего компонента. С другой стороны, контактирующий на ней пар с ниже лежащей тарелки несколько охлаждается и из него конденсируется высоко кипящий компонент. Парциальный состав паров и жидкости по высоте колонны непрерывно изменяется. Часть расположенная выше ввода сырья называется концентрационной, а ниже – отгонной. С верха концентрационной зоны выводят готовый продукт в виде пара (ректификат), а с низа, обогащённую низко кипящим компонентом жидкость. В отгонной зоне окончательно отгоняется низко кипящий компонент. С низа колонны отбирается второй продукт ректификации – кубовый остаток. Для нормальной работы колонны необходимо непрерывное её орошение жидким продуктом, поэтому часть ректификата, после его охлаждения и конденсации в виде флегмы направляют на верхнюю тарелку колонны. С другой стороны, чтобы отогнать низко кипящий компонент необходимо в нижнюю часть колонны подавать тепло. Для этого часть остатка после подогрева подают на одну из нижних тарелок.

В случае, когда необходимо отбирать не одну, а несколько фракций с достаточно чёткими границами раздела по температурам кипения, прибегают к сложным колоннам. Она представляет собой сочетание простых колонн. Сырьё поступает в среднюю часть колонны и разделяется на паровую и жидкую часть. Жидкость стекает по тарелкам в низ колонны, а пары поднимаются вверх, причём обе части подвергаются ректификации.

a) С различных по высоте колонны тарелок отбираются боковые погоны, которые отводятся на верхнюю тарелку боковых отпарных (стриппинг колонн). Под нижнюю тарелку стриппинг колонны подаётся навстречу потоку жидкости водяной пар, с температурой чуть выше кипения данной фракции. С низа каждой секции отбирается нужная фракция. А водяной пар вместе с легкокипящим компонентом возвращается в основную колонну. Таким образом, отпарные колонны служат отгонными частями, выделенные в самостоятельные колонны. Необходимость их использования заключатся и в том, что в целевом продукте, в результате недостаточно чёткого разделения, могут находиться более легкокипящие фракции, т.е. происходит наложение фракции. Это значит, например, что в отбираемой фракции может находиться некоторое количество другой фракции. Поэтому без дополнительной ректификации качество не будет соответствовать заданным нормам.

На рис. 1 показана схема работы сложной ректификационной колонны с отпарными секциями.

/>

Рис. 1

Обычно наверх атмосферной колонны в качестве острого орошения подают верхний дистиллят, а в различные точки по высоте колонны – несколько промежуточных циркуляционных орошений. Для осуществления циркуляционного орошения часть флегмы забирается с тарелки, проходит через теплообменник, отдаёт своё тепло, и охладившись до заданной температуры, поступает на тарелку выше той, с которой забиралась флегма на охлаждение. При этом поддерживается определённый температурный режим на тарелке отбора флегмы, и создаются условия, необходимые для поддержания потока флегмы на нижележащих тарелках. Циркуляционных орошений может быть вплоть до трёх.

Промежуточное орошение чаще всего отводят с одной из тарелок, расположенных непосредственно ниже точки вывода бокового дистиллята (погона) в выносную отпарную колонну. По другому варианту в качестве промежуточного орошения используют сам боковой погон, который после охлаждения возвращают в колонну выше или ниже точки ввода в неё паров из отпарной выносной колонны.

Применение промежуточного циркуляционного орошения позволяет рационально использовать избыточное тепло колонны для подогрева нефти в теплообменниках, при этом выравниваются нагрузки по высоте колонны, что обеспечивает оптимальные условия её работы. Верхним боковым потоком отбирают керосиновую фракцию, затем лёгкую дизельную фракцию и ещё ниже более тяжёлую дизельную.

Чёткость и эффективность ректификации зависит от способа контактирования паров и жидкости. Контакт паров и жидкости в вертикальных цилиндрических аппаратах — колоннах, снабжённых специальными ректификационными тарелками или насадками, обеспечивающих тесный контакт поднимающихся вверх по колонне паров и стекающим им навстречу жидкостям.

Увеличение отбора светлых и качества дистиллятов.

Увеличение глубины отбора светлых из нефти является важнейшей задачей первичной перегонки нефти. Повышение чёткости погоноразделения является также одной из важных задач перегонки, поскольку основные показатели качества дистиллятных фракций существенным образом зависят от их фракционного состава. В атмосферной колонне осуществляется основное разделение нефти на дистиллятные фракции и мазут. По мере утяжеления фракции чёткость разделения ухудшается вследствие уменьшения относительной летучести разделяемых фракций и флегмового числа. По результатам перегонки большое влияние оказывает давление. При увеличении давления отбор дистиллятов уменьшается, при этом значительно ухудшается качество продуктов, т.е. чёткость ректификации. При повышенном давлении не удаётся полностью отобрать светлые дистилляты, их выход составляет примерно 70-80% от потенциала; не достигается и ожидаемое увеличение производительности колонны. В тоже время использование пониженного давления, близкое к атмосферному, и умеренный вакуум даёт возможность не только повысить качество получаемых продуктов, но и улучшить технико-экономические показатели процесса. Пониженное давление позволяет отказаться от применения водяного пара и даёт возможность сэкономить тепла до 5%.

В настоящее время разрабатываются перспективные схемы замены водяного пара потоком нефтепродуктов. Довольно эффективно также ступенчатое понижение давления перегонки раздельно в зонах питания и отпаривания. Наибольшее понижение давление в отпарных секциях достигается при полной конденсации отгона. Охлаждённый отгон рекомендуется подавать в линию горячей струи первой колонны, в качестве испаряющего агента; в печь основной колонны; в качестве орошения основной колонны, ниже или выше отбора бокового погона. Поскольку отгон представляет собой легкокипящие фракции соответствующего потока, то использование их в качестве орошения выше лежащих секций колонны является предпочтительным.

Однократное и двукратное испарение нефти

По числу ступеней испарения (количеству ректификационных колон) различают трубчатые установки:

однократного испарения — на одной ректификационной колонне получает все дистилляты — от бензина до вязкого цилиндрового. Остатком перегонки является гудрон.

двукратного испарения — сначала при атмосферном давлении нефть перегоняется до мазута, который потом перегоняется в вакууме до получения в остатке гудрона. Эти процессы идут в двух колоннах.

трехкратного испарения — используются две атмосферные колонны и одна вакуумная. В первой колоне из нефти отбирают только бензин, во второй — отбензиненая нефть перегоняется до мазута, в третей — мазут перегоняется до гудрона.

четырехкратного испарения — установка с доиспарительной вакуумной колонной для гудрона в концевой части.

--PAGE_BREAK--

Выбор технологической схемы и режим перегонки зависит от качества нефти.

Перегонку нефтей с большим количеством растворённых газов (0,5-1,2%), с относительно не высоким содержанием бензина (12-15% фракций до 1800С) и выходом фракций до 3500С, не более 45%, выгодно осуществлять на установках АТ с однократным испарением и последующим фракционированием образовавшихся паровой и жидкой фаз в сложной ректификационной колонне.

Для перегонки лёгких нефтей с высоким выходом фракций до 3500С (50-65%), повышенным содержанием растворённых газов (1,5-2,2%) и бензиновых фракций (20-30%) целесообразно применять установки АТ двукратного испарения. Предпочтительной является схема с предварительной ректификационной колонной частичного отбензинивания нефти и последующей перегонкой остатка в сложной атмосферной колонне. В первой колонне из нефти отбирают большую часть газа и низкокипящих бензиновых фракций. Чтобы более полно сконденсировать их, поддерживают повышенное давление. Благодаря этому становится возможным понизить давление в атмосферной колонне и тем самым реализовать условия перегонки (а именно температуру питания и расход водяного пара в отгонную часть атмосферной колонны), обеспечивающие высокий отбор от потенциала в нефти суммы светлых нефтепродуктов. Схема перегонки нефти, с колонной предварительного частичного отбензинивания и сложной основной ректификационной колонной, получила наиболее широкое применение в нефтепереработке. Она обладает достаточной гибкостью и универсальностью.

Разновидностью перегонки нефти с двукратным испарением является схема с предварительным испарителем и атмосферной колонной. Пары из испарителя и остаток после нагрева в печи направляются в атмосферную колонну. Основными достоинствами такой схемы являются: сокращение затрат на перегонку, за счёт снижения гидравлического сопротивления змеевика печи; и уменьшения металлоёмкости колонн и конденсаторов. Схема применима для перегонки нефтей со средним уровнем содержания растворённого газа (1%) и бензина (18-20%) в нефтепереработке встречается редко.

Технологическая схема ЭЛОУ-АВТ и её возможные варианты

Рассмотрим установку ЭЛОУ-АВТ с двукратным испарением нефти. Атмосферная перегонка на таких установках осуществляется в одной колонне. Предпочтительным сырьём для них являются нефти с относительно невысоким содержанием бензиновых фракций и растворённых газообразных углеводородов. Принципиальная технологическая схема установки представлена на рис. 2.

/>

Рис. 2

Нефть, нагретая в теплообменниках 2, поступает четырьмя параллельными потоками в электродегидраторы 3. Обессоливание проводится в две ступени с применением деэмульгатора. Солёная вода из электродегидраторов второй ступени вторично используется для промывки нефти на первой ступени. Кроме того, в качестве промывочной воды на второй ступени используют водные конденсаты, образующиеся в процессе конденсации пара на установках атмосферно-вакуумной перегонки. Обессоленная нефть насосом прокачивается через группу регенеративных теплообменников 2 и после нагрева двенадцатью параллельными потоками в трубчатой печи 4 поступает на перегонку в атмосферную колонну 5. Отводимые с верха колонны пары конденсируются в две ступени. На первой обеспечивается более низкое содержание газообразных углеводородов в составе орошения, чем в дистилляте. Несконденсированная газовая и жидкая фаза бензина совместно дополнительно охлаждаются и поступают в сырьевую ёмкость 9 дебутанизатора 10. Из атмосферной колонны 5 через отпарные колонны 6 одновременно отбирают три боковых погона: фракцию 140-2500С и два компонента дизельного топлива – фракцию 250-3500С и фракцию 320-3800С. Остатком атмосферной колонны является мазут. В низ атмосферной колонны и отпарных колонн 6 подаётся перегретый водяной пар. Стабилизация бензина проводится в дебутанизаторе 10.

Вторичной перегонке в колонне 11 подвергается примерно 62% стабильного бензина, что связано с ограниченной потребностью во фракции 90-1400С. Мазут после нагрева в печи 4 поступает на перегонку в вакуумную колонну 12. Верхним боковым погоном из вакуумной колонны отводится лёгкий вакуумный газойль, средним – фракция 380-5300С и нижним – затемневшая фракция. Остатком колонны является гудрон. В змеевик печи и низ колонны подаётся водяной пар. Через верх вакуумной колонны 12 отводятся несконденсированный газ, водяные пары и пары нефтяных фракций. После их охлаждения в газосепараторе 8 конденсат отделяется от газа и несконденсированных водяных паров. Смесь последних отсасывается трёхступенчатым пароэжекторным вакуумным насосом 13. Газы разложения поступают на сжигание в вакуумную печь 4. Смесь конденсата и нефтяных фракций из вакуумсоздающей системы поступает на разделение в отстойник 14. Ловушечный нефтепродукт откачивается в лёгкий вакуумный газойль, а конденсат – на ЭЛОУ.

Принцип метода элекрообессоливания заключается в том, что полярные молекулы воды в электрическом поле стремятся двигаться к электродам, в результате капли воды приобретают грушевидную форму, остриём обращённую к положительно заряженному электроду. В процессе движения капли сталкиваются, сливаются и по мере увеличения массы оседают в нижнюю часть электродегидратора. Увеличить эффективность можно с увеличением температуры, т.к. в этом случае вязкость нефти значительно падает.

Заключение

Компоненты, полученные после первичной переработки, обычно не используются как готовый продукт. Легкие фракции проходят дополнительно крекинг, риформинг, гидрогенизационное облагораживание, целью которых является получение невысокой ценой наибольшего объема конечных продуктов с наиболее точными удовлетворительными качественными показателями. Тяжелые фракции после перегонки перерабатывают дополнительно на битумных, коксующих и других установках.

Список литературы

Гуревич И.Л. Технология переработки нефти и газа. — М: Химия, 1979.

Александров И.А. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. — М: Химия, 1981.

Баннов П.Г. Процессы переработки нефти. — Ч.1, М: ЦНИИТ, Энефтехим, 2000.

Баннов П.Г. Процессы переработки нефти. — Ч.3, М: ЦНИИТ, Энефтехим, 2003.

Справочник нефтепереработчика.

Нефтяная промышленность. — М: ВНИИОЭНГ, №1, 1994.

edportal.net

Атмосферная установка с двукратным испарением

    Для перегонки легких нефтей (типов 1 и 2 — самотлорская, шаимская, туймазинская) с высоким выходом фракций до 350 °С (50—65%), повышенным содержанием растворенных газов (1,5— 2,2%) и бензиновых фракций (20—30%) целесообразно применять установки АТ двукратного испарения. Предпочтительной является схема с предварительной ректификационной колонной частичного отбензинивания нефти и последующей перегонкой остатка в сложной атмосферной колонне. В первой колонне из нефти отбирают большую часть газа и низкокипящих бензиновых фракций. Чтобы более полно сконденсировать их, поддерживают повышенное давление (Рабе = 0,35 -0,5 МПа). Благодаря этому становится возможным понизить давление в атмосферной колонне до Рабе 0,14ч-0,16 МПа и тем самым реализовать условия перегонки (температуру питания и расход водяного пара в отгонную часть атмосферной колонны), обеспечивающие высокий отбор от потенциала в нефти суммы светлых нефтепродуктов. [c.72]
Рис. 1. Схема атмосферной установки двукратного испарения [12]
    При строительстве современных нефтеперерабатывающих установок в атмосферной части их, как правило, используется принцип двукратного испарения. При этом полнота отбора бензиновых фракций в отбензинивающей колонне зависит в первую очередь от подогрева нефти перед поступлением ее в колонну. Если в схеме установки для основных (атмосферных и вакуумных) колонн нагревателями сырья являются трубчатые печи, то для отбензинивающей колонны таким нагревателем в большинстве случаев служит весь комплекс теплообменных устройств, в которых на подогрев нефти используется тепло дистиллятов из основных колонн. Таким образом, теплообменная аппаратура установок двукратного испарения представляет собой не только узел регенерации тепла, определяющий в целом экономичность установки, но одновременно и нагреватель, который в значительной степени определяет работу отбензинивающей колонны. [c.66]

    Атмосферная установка с двукратным испарением [c.148]

    Принципиальная схема атмосферной установки с двукратным испарением сырья изображена на рис. 89. Нефть забирается из резервуара насосом i, прокачивается через ряд теплообменников 2 [c.148]

    Атмосферная часть установки работает по схеме двукратного испарения и двукратной ректификации. В основных технологических узлах установки осуществляются следующие процессы. [c.158]

    Атмосферные трубчатые установки подразделяются в зависимости от их технологической схемы на установки с однократным и двукратным испарением нефти. [c.125]

    Современные установки атмосферно-вакуумной перегонки нефти (АВТ) достигли мощности 6—8 млн. т/год. Доля перерабатываемой нефти на них составляет уже сейчас около 10% и к концу текущей пятилетки повысится до 30—35%- Однако технологические схемы этих установок практически не претерпели изменений по сравнению даже с довоенными установками мощностью 0,5—0,6 млн. т/год. Сохранилась схема двукратного испарения с отбензинивающей колонной и в основном одноколонная вакуумная ступень перегонки мазута. [c.34]

    На рис. 12.5 представлена принципиальная схема установки атмосферной перегонки нефти с двукратным испарением, входящей в состав современных установок АВТ. [c.699]

    Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ-АВТ-6 функционирует по схеме двукратного испарения и двукратной ректификации (рис. 4.15). [c.127]

    Двукратное испарение мазута и легкий термокрекинг гудрона (рис. 19). Мазут, забираемый насосом с низа ректификационной колонны нефтеперегонной установки, дополнительно нагревается в первой (предварительной) печи и поступает к атмосферный испаритель. Выделенные в зтом испарителе пары солярового дистиллята направляются непосредственно в реактор установки каталитического крекинга. [c.55]

    Существующие атмосферные трубчатые установки подразделяются в зависимости от их технологической схемы на следующие группы 1) установки с однократным испарением нефти 2) установки с двукратным испарением нефти 3) установки с предварительным испарением легких фракций. [c.131]

    Атмосферная перегонка осуществляется по схеме двукратного испарения (см. рис. 2), аналогично процессу на установке АВТ производительностью 1,0 млн. т/го0. [c.52]

    На установках с двукратным испарением (рис. 35,6) нефть насосом 1 подается через теплообменники 2 и электродегидратор 3 в первую колонну 6, из низа которой отбензиненная (освобожденная от бензина) нефть горячим насосом 8 прокачивается через печь 4 и подается во вторую — ректификационную колонну 5. Этот тип установки используют для перегонки нефти с содержанием бензина более 15%. По сравнению с первым типом атмосферной установки аппаратура таких установок более сложная (добавляется горячий насос и колонна) и температура нагрева продукта в печи выше вследствие того, что легкие фракции, отогнанные в первой колонне, уже не способствуют испарению более тяжелых углеводородов. [c.58]

    Перегонка нефти на современных атмосферных установках и на атмосферных секциях комбинированных установок осуществляется различными способами. Основные из них следующие однократное испарение в одной ректификационной колонне двукратное испарение в двух последовательно расположенных колоннах перегонка с предварительным испарением легких фракций в колонне предварительного испарения (испарителе), или эвапораторе. По этим схемам эксплуатируется большое число мощных технологических установок АВТ индивидуальных и комбинированных. Имеются разновидности в аппаратурном оформлении однотипных установок — разное число тарелок, разные системы орошения, подвода и отвода тепла, неодинаковое число получаемых боковых фракций и т. д. [c.337]

    В настоящее время прямая перегонка нефти для получения топлив осуществляется при помощи атмосферных трубчатых установок большой производительности и высокой экономичности, которые подразделяются на установки с однократным, двукратным и с предварительным испарением. [c.10]

    Для перегонки легких нефтей с высоким содержанием растворимых газов (1,5-2,2 %) и бензиновых фракций (до 20-30 %) и фракций до 350 °С (50-60 %) целесообразно применять атмосферную перегонку двукратного испарения, т. е. установки с предварительной отбензини-вающей колонной и сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями для разделения частично отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут. Двухколонные установки атмосферной перегонки нефти получили в отечественной нефтепереработке наибольшее распространение. Они обладают достаточной технологической гибкостью, универсальностью и способностью перерабатывать нефти различного фракционного состава, так как первая колонна, в которой отбирается 50-60 % бензина от потенциала, выполняет функции стабилизатора, сглаживает колебания в фракционном составе нефти и обеспечивает стабильную работу основной ректификационной колонны. Применение отбензинивающей колонны позволяет также снизить давление на сырьевом насосе, предохранить частично сложную колонну от [c.126]

    Разновидностью атмосферной перегонки нефти с двукратным испарением является схема с предварительным испарением и сложной атмосферной колонной ректификации. Пары из испарителя без конденсации и частично отбензиненная нефть после нагрела в печи направляются в атмосферную колонну. В результате несколько снижается гидравлическое сопротивление в змеевиках печи, уменьшаются число насосов и металлоемкость колонн и конденсаторов. Установки АТ такого типа находят на НПЗ страны ограничергное применение. [c.44]

    Схема переработки пефти па этой установке аналогична схеме переработки на АВТ производительностью 1 млн. т. Установка отличается наличием двух атмосферных печей, добавочной тпар-ной колонны, размерами аппаратов. Атмосферная часть установки работает также по схеме двукратного испарения и двукратной ректификации. В основных технологических узлах установки осуществляются следующие процессы. [c.217]

    Атмосферные установки в свою очередь бывают 1) с однократным испарением всей отгоняемой части в одной колонне 2) с двукратным испарением отгоняемой части в двух последовательно расположепных колоннах 3) с предварительным испарением [c.78]

    Печь беспламенного горения с излучающими стенами типа ПБ-20 номинальной теплопроизводительностью 20 млн. ккал1ч эксплуатируется на атмосферной установке Краснодарского нефтеперерабатывающего завода с ноября 1962 г. Установка, работающая по схеме двукратного испарения, перерабатывает нефть краснодарских и грозненских месторождений относительной плотности от 0,83 (легкие) до 0,90 (тяжелые). В печь ПБ-20 поступает нефть, отбензинен-ная в ректификационной колонке К-1, имеющая температуру от 160 до 210 С (в зависимости от вида перерабатываемой нефти). Содержанке серы в нефти --до 2,3 вес. %. Пройдя конвекционную и радиантную часть змеевика, сырье нагревается до 355 °С и поступает в разделительную ректификационную колонну К-2. При давлении на выходе из печи до 4 ат весовая доля испарившегося сырья для тяжелой нефти равна 0,26, а для легкой — 0,28. [c.109]

    Наиболее распространена перввчная перегонка нефти на атмосферно-вакуумной установке АВТ, на которой при атмосферном давлении отбирают компоненты светлых нефтепродуктов - бензина, керосина,. дизельных топлив. Для разделения нефти при атмосферном давлении наиболее пшроко используется перегонка по схеме двукратного испарения - в двух ректификационных колоннах, в первой из которых отбирается легкая фракция бензина, а в основной - все остальные компоненты светлых нефтепродуктов и остаток - мазут. При этом газы уходят с верха первой колонны вместе с легкими бензиновыми парами. [c.4]

    Установка, схема которой представлена на рис. 11-1, — двухколонная (по числу основных колонн первая—простая, вторая—сложная, без учета внешних отпарных колонн) с двукратным испарением сырья. До поступления в первую ректификационную колонну, называемую также испарительной колонной, нефть нагревается только в теплообменниках, проходя в них одним, двумя или несколькими параллельными потоками. Верхним продуктом первой колонны являются легкая бензиновая фракция и небольшое количество газа. Остальные дистилляты, выводимые с установки, а также мазут получаются во второй колонне. Обе колонны обслуживаются общей трубчатой печью. Часть нижнего продукта испарительной колонны циркулирует между нечью и первой колонной, этим достигается снабжение ее отгонной секции дополнительным количеством тепла. Ниже описана технологическая схема двухступенчатой установки атмосферной перегонки. [c.19]

chem21.info