Статья: Экологические катастрофы в мире за последние 10 лет и способы их решения. Взрыв нефтяной пла. Экологическая катастрофа с нефтью


Самые большие экологические катастрофы в мире: Топ-10

Экологические катастрофы имеют свою специфику – во время них может не погибнуть ни одного человека, но при этом будет нанесён очень значительный урон окружающей среде. В наше время виновником экологических катастроф является в основном человек. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства приносит не только материальные блага, но и медленно убивает нашу среду обитания. Поэтому в людской памяти надолго запечатлеваются самые большие экологические катастрофы в мире.

1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»

Плававший под багамским флагом однокорпусный танкер «Престиж» был построен на японской верфи Hitachi для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года проходя через Бискайский залив, танкер попал возле берегов Галисии в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стало вытекать около тысячи тонн мазута в сутки. Испанские береговые службы отказали грязному судну заходить в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отбуксировали в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на дно на глубину порядка 3700 м. Поскольку устранить поломку и откачать нефтепродукты было невозможно, то в океан попало свыше 70 000 кубометров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный ущерб. Для Европы это стал самый катастрофический разлив нефти за всю историю. Ущерб от него оценили в 4 млрд евро, над ликвидацией его последствий трудились 300 000 волонтёров.

2. Крушение танкера «Эксон Валдез»

23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой. Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.

3. Чернобыльская катастрофа

Всем людям, родившимся в СССР, печально известна катастрофа на Чернобыльской АЭС. Её последствия действуют и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду было выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга – подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно. Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, всех их унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах. В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рождали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.

4. Авария на АЭС Фукусима-1

Но самая крупная экологическая катастрофа на памяти человека случилась 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел. Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями. Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить много тысяч местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве. Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому владельцы решили его продать летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считаные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра. В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.

Самые опасные природные явления: Топ-10

Под опасными природными явлениями подразумеваются экстремальные климатические либо метеорологические явления, происходящие естественным путём в той ил...

6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет. Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.

7. Исчезновения Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы. Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38. Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.

Самые страшные цунами: Топ-10

Изредка в океане возникают волны цунами. Они очень коварны – в открытом океане совсем незаметны, но стоит им приблизиться к береговому шельфу, г...

8. Авария на химзаводе в Фликсборо

В британском городе Фликсборо находился завод «Нипро», который производил аммиачную селитру, а на его территории хранились 4000 т капролактама, 3000 т циклогексанона, 2500 т фенола, 2000 т циклогексана и ещё много других химпрепаратов. Но различные технологические ёмкости и шаровые резервуары имели недостаточную заполненность, из-за чего возрастала опасность взрыва. Кроме того, под высоким давлением и при высокой температуре в заводских реакторах находились различные легковоспламеняемые материалы. Администрация стремилась повысить производительность завода, но это снижало эффективность средств пожаротушения. Инженеров компании часто заставляли закрывать глаза на отступления от технологического регламента, пренебрегать нормами безопасности – картина знакомая. Наконец, 1 июня 1974 года завод содрогнулся от мощного взрыва. Мгновенно производственные помещения были объяты пламенем, а ударная волна от взрыва пронеслась по окружающим населённым пунктам, разбивая вдребезги окна, срывая с домов крыши и калеча людей. Тогда погибло 55 человек. Мощность взрыва оценили в 45 т в тротиловом эквиваленте. Но хуже всего, что взрыв сопровождался возникновением большого облака токсичных паров, из-за чего властям пришлось срочно эвакуировать жителей некоторых соседних населённых пунктов. Ущерб от этой техногенной катастрофы оценили в 36 млн фунтов – это было самое дорогое для британской промышленности чрезвычайное происшествие.

9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.

10. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывались огромные количества нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива. Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно – эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме. Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе. 

www.rukivnogi.com

Экологические катастрофы - Нефтяные загрязнения

...

Экологические катастрофы

Нефтяные загрязнения 1) "19 января 1991 г. при проведении военных действий в Персидском заливе президент Ирака Саддам Хусейн отдал приказ откачать сырую нефть, добываемую в Персидском заливе." 2) "В ходе той же кампании вооруженными силами Ирака было подожжено 600 нефтяных скважин. Пожар на последней из скважин был ликвидирован 6 ноября 1991 г." 3) 28 января 1969г. - из нефтяной платформы в канале Санта-Барбара (шт. Калифорния, США), произошёл выброс нефти. За 11 дней в море вылилось около миллиона литров нефти, нанеся огромный урон. Платформа продолжала протекать в течение нескольких лет. Июль 2000г - В результате аварии на нефтеперерабатывающем заводе "Петробрас" в городе Араукари, что на юге Бразилии, в реку Игуаса вылилось более миллиона галлонов "черного золота". 4) Образовавшееся на водной поверхности маслянистое пятно медленно, но верно продвигалось на запад, угрожая оставить без питьевой воды целый ряд населенных пунктов. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. 5) Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывают вручную. 6) По словам представителей природоохранных организаций, ущерб от экологической катастрофы, ставшей крупнейшей в Бразилии за последние четверть века, сейчас подсчитать сложно. На восстановление экосистемы Игуасы уйдет не один десяток лет. На данный момент главная задача - очистить берега от покрывающей их черной маслянистой массы. 7) Сотрудникам же агентства по защите природы штата Парана (по которому течет Игуаса) предстоит отмыть от нефти обитающих здесь птиц и животных, а компании "Петробрас" предстоит выплатить в федеральный бюджет 100 млн. реалов (56 млн. долларов) штрафа. В казну штата Парана - вдвое меньше.

8) 2 июня 1969г. - в Рейне начала гибнуть рыба. За два года до этого в реку попали две 25-килограммовые канистры с инсектицидом "Тиодан". Катастрофа вызвала мор нескольких миллионов рыб. Апрель 1979г. - в Институте микробиологии и вирусологии в Свердловске произошёл выброс спор сибирской язвы. Советское правительство отрицало факт катастрофы. Согласно независимым источникам, был заражён регион в радиусе 3 км, и погибло несколько сот человек.

ecocatastrophe.ucoz.org

Экологические катастрофы в России. Экологические катастрофы: примеры

В течение всей истории своего существования человечество оказывает пагубное влияние на окружающую среду. С начала ХХ века воздействие людей на природу увеличилось в сотни раз. Экологические катастрофы в России и во всем мире, произошедшие за последние десятилетия, существенно усугубили и без того плачевное состояние нашей планеты.

Причины экологических катастроф

Практически все крупнейшие экологические катастрофы на нашей планете произошли по вине человека. Сотрудники, работающие на промышленных предприятиях с высоким уровнем опасности, зачастую халатно относятся к своим обязанностям. Малейшая оплошность или невнимательность персонала может привести к необратимым последствиям. Пренебрегая правилами техники безопасности, рабочие предприятий ставят под угрозу не только свою жизнь, но и безопасность всего населения страны.

В желании сэкономить правительство позволяет предприятиям бездумно использовать природные ресурсы, сбрасывать ядовитые отходы в водоемы. Алчность человека заставляет забывать о последствиях для природы, к которым могут привести его действия.

В стремлении подавить панику среди населения правительства стран зачастую утаивают от людей истинные последствия, к которым приводят экологические катастрофы. Примеры подобной дезинформации жителей – авария на Чернобыльской АЭС и выброс спор сибирской язвы в Свердловске. Если бы правительство вовремя предприняло необходимые меры и информировало население районов, подвергшихся заражению, о случившемся, огромного количества жертв можно было бы избежать.

В редких случаях к экологическим катастрофам могут привести стихийные бедствия. Землетрясения, цунами, ураганы и смерчи способны спровоцировать аварии на предприятиях с опасным производством. Неблагоприятные погодные условия могут привести к возникновению масштабных лесных пожаров.

Самая страшная катастрофа за всю историю человечества

Крупнейшая в истории человечества авария, повлекшая за собой ужасные последствия для населения России, Украины и других стран Восточной Европы, произошла 26 апреля 1986 года. В этот день по вине сотрудников атомной электростанции города Чернобыля произошел мощнейший взрыв в энергоблоке.

В результате аварии в атмосферу был произведен выброс огромной дозы радиации. В радиусе 30 километров от эпицентра взрыва люди не смогут жить в течение многих лет, а по всему миру разлетелись радиоактивные облака. Дожди и снега, содержащие радиоактивные частицы, прошли в различных уголках планеты, нанеся непоправимый вред всем живым существам. Последствия этой крупнейшей катастрофы будут оказывать влияние на природу еще не одно столетие.

Катастрофа с Аральским морем

Советским Союзом в течение долгих лет тщательно скрывалось постоянно ухудшающееся состояние Аральского моря-озера. Когда-то это было четвертое в мире по величине озеро с большим разнообразием подводных обитателей, богатой фауной и флорой по его берегам. Забор воды из рек, питающих Арал, для полива сельскохозяйственных насаждений привел к тому, что озеро начало очень быстро мелеть.

За несколько десятилетий уровень воды в Аральском море сократился более чем в 9 раз, при этом практически в 7 раз возросла соленость. Все это привело к вымиранию пресноводных рыб и других обитателей озера. Высохшее дно некогда величественного водоема превратилось в безжизненную пустыню.

Помимо всего этого, пестициды и сельскохозяйственные ядохимикаты, попавшие в воды Аральского моря, отложились на высохшем дне. Они разносятся ветрами по огромной территории вокруг Арала, в результате чего ухудшается состояние флоры и фауны, а местное население страдает от различных заболеваний.

Высыхание Аральского моря привело к необратимым последствиям, как для природы, так и для человека. Правительства стран бывшего Советского Союза, на территории которых теперь находится озеро, не принимают никаких мер по улучшению сложившейся ситуации. Уникальный природный комплекс уже не подлежит восстановлению.

Другие экологические катастрофы в России, вошедшие в историю

На территории России в течение последних десятилетий случались и другие, вошедшие в историю экологические катастрофы. Примеры таковых - Усинская и Ловинская катастрофы.

В 1994 году в России произошел самый большой в мире разлив нефти на суше. В печорские леса в результате прорыва нефтепровода вылилось более ста тысяч тонн нефти. Вся флора и фауна на территории прорыва была уничтожена. Последствия аварии, несмотря на проведенные восстановительные работы, будут еще долго давать о себе знать.

Еще один прорыв нефтепровода в России произошел в 2003 году неподалеку от Ханты-Мансийска. Более 100 тысяч тонн нефти вылилось в реку Мулымья, покрыв ее маслянистой пленкой. Флора и фауна реки и ее окрестностей подверглись массовому вымиранию.

Последние экологические катастрофы в России

Самые крупные экологические катастрофы в России, произошедшие за последнее десятилетие – аварии на Новочебоксарском предприятии АО «Химпром», в результате которой в атмосферу произошел выброс хлора, и пробоина нефтепровода «Дружба» в Брянской области. Обе трагедии произошли в 2006 году. В результате катастроф пострадали жители близлежащих районов, а также растения и животные.

Лесные пожары, полыхавшие по всей России в 2005 году, можно также отнести к экологическим катастрофам. Огонь уничтожил сотни гектаров леса, а жители крупных городов задыхались от смога.

Как предотвратить экологические бедствия

Для того чтобы предотвратить новые экологические катастрофы в России, нужно принять ряд экстренных мер. Они должны быть направлены, прежде всего, на повышение техники безопасности и усиление ответственности сотрудников, работающих на опасных промышленных предприятиях. Ответственность за это, прежде всего, должно взять на себя Министерство экологии страны.

После аварии на Чернобыльской АЭС в законодательстве России появилась статья, запрещающая скрывать от населения масштабы и последствия экологических катастроф. Люди вправе знать об экологической ситуации в районе их проживания.

Прежде чем осваивать новые производства и территории, людям необходимо продумывать все последствия для природы и оценивать рациональность своих действий.

fb.ru

Экологические катастрофы в мире за последние 10 лет и способы их решения. Взрыв нефтяной пла

Экипаж Transocean не заметил, что из скважины идет поток углеводородов. После этого поток достиг скважины, а должен был быть выведен на поверхность. Когда газ достиг машинного отделения через вентиляционную систему, он был пожароопасен, а система не предотвратила пожар. Даже после взрыва и пожара автоматические роботы не были запущены, чтобы заткнуть отверстие в негерметичной скважине.

Утечка нефти составила 4,9 миллиона баррелей или свыше половины кубического километра. Это крупнейший аварийный разлив нефти в США, масштабы которого превысили последствия от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из потерпевшего крушение судна вылилось около 260 тысяч баррелей нефти.

В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть, возможно, будет вытекать из скважины до августа.

Учёные из Национального центра атмосферных исследований США (англ. NCAR) сделали компьютерное моделирование 6 возможных вариантов распространения нефтяного пятна. Все 6 вариантов заканчивались выходом пятна из Мексиканского залива и попаданием в так называемую петлю Гольфстрима (англ. Loop Current). Далее Гольфстрим уносил его к берегам Европы. Различия лишь были во времени выхода пятна из залива, максимальное — 130 дней. Однако учёные указывают, что это моделирование не является точным прогнозом и просто служит предупреждением об опасности, так как погодные условия и ликвидация последствий человеком могут сильно повлиять на перемещение нефтяных загрязнений. На момент моделирования в воду попало до 800 000 баррелей нефти.

Для борьбы с нефтяными пятнами на поверхности воды широко используется диспергенты семейства Corexit: Corexit 9500 и Corexit 9527.

Учеными высказывается предположение, что разлив нефти в Мексиканском заливе повлиял на скорость течения Гольфстрим.

До этого предпринимались попытки перекрыть три прорыва, но удалось перекрыть лишь один из них, наименьший. Два других невозможно перекрыть из-за их размеров.

Сжигание попутного газа на месте гибели «Deepwater Horizon». «Q4000» (справа) и «Discoverer Enterprise» (слева). 8 июля 2010 года.

Основные операции выполняются находящимися на месте аварии буровым судном Discoverer Enterprise и многоцелевой полупогружной платформой Q4000. 7 мая началась установка защитного купола на место аварийной нефтяной скважины.

9 мая образование газовых гидратов вынудило поднять защитный купол со дна.

К 16 мая удалось с помощью трубы длиной в одну милю наладить откачку нефти из скважины. Но это была временная мера, окончательные способы устранения течи еще не были разработаны. 28 мая предпринята попытка цементирования скважины, но уже 30 мая пришли сообщения, что это сделать не удалось.

3 июня с помощью дистанционно управляемых роботов удалось срезать деформированную часть буровой трубы и установить защитный купол. Однако это не помогло полностью остановить утечку нефти.

9 июня администрацией Президента Б.Обамы был выдвинут ультиматум компании BP, которой было предоставлено 72 часа на представление окончательного плана устранения последствий взрыва и прекращения выброса нефти.

В ночь на 12 июля BP установила новое защитное устройство (заглушку) весом 70 тонн. Предыдущую заглушку, которая не справлялась с удержанием нефти, сняли 10 июля, при этом в залив могло вылиться около 120 тысяч баррелей нефти.

С каждым днем растут затраты BP на ликвидацию последствий аварии — озвучивались цифры в 450 млн., 600 млн, 930 млн., 990 млн. и 1,250 млрд. долларов США. На 14 июня 2010 года убытки составили 1,6 миллиарда долларов США. По сообщению BP от 12 июля 2010 года, её расходы на ликвидацию последствий аварии составили уже 3,5 миллиардов долларов США, в том числе 165 млн долларов США из этой суммы ушло на покрытие платежей по индивидуальным искам. К 17 сентября затраты достигли 9,5 млрд.

В результате разлива нефти оказались загрязнены более 171 мили побережья в штатах Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида. Более 57000 кв. миль площади залива (около 24 % от площади, находящейся под юрисдикцией США) закрыты для ведения рыболовной деятельности. Огромный ущерб нанесен рыболовной и туристической деятельности в регионе (рис. 2).

Катастрофа ставит под угрозу источники средств существования тысяч американцев, живущих в прибрежных районах. Так в рыбной промышленности Луизианы работают свыше 27 тысяч человек, а удельный вес ее продукции в области ловли морепродуктов в США достигает 40 процентов. Сейчас в Мексиканском заливе запрещен рыболовный промысел.

Рис. 2 – Загрязненная нефтью птица

Сценарии, которые нарисовали десятки суперкомпьютеров, просчитывающих варианты дальнейшего развития событий:

1. Нефтяная Катрина. Разогретая вода испаряется, создавая грозовые облака, которые собираются в гигантские смерчи – ураганы. Нефть на поверхности очень горячая. Итак, нас, скорее всего, ждут нефтяные ураганы и ураганные приливы с затоплением нефтью всей прибрежной зоны.

2. Отравление парами бензина. Летучие фракции нефти, включая бензин, очень токсичны. Их допустимая концентрация уже сейчас, когда поля нефти еще за десятки и сотни километров от берега, превышены в десятки тысяч раз в прибрежной зоне. Когда нефть прибьет к берегу, людям придется отступить вглубь материка, спасаясь от ядовитых паров. Будет создана отравленная зона в сотни километров вдоль всего восточного побережья США. Это означает эвакуацию чуть ли не трети населения США.

3. Прорыв пузыря метана. Нефтяные месторождения на самом деле являются нефтегазовыми и содержат так называемый попутный газ, метан. В больших концентрациях метан – это яд. Метан легче воды и может подняться на поверхность, как газ в бутылке шампанского, накрыв большие территории. Воспламенение неизбежно.

4. Землетрясение. Снижение тектонического давления, вызванного разливом нефти, может привести к схлопыванию огромной подземной полости, которая ранее была заполнена нефтью. Плюс в этом – это прекращение извержения нефти. Минус в том, что это может привести к сильнейшему землетрясению в центре США, где проходит тектонический разлом, так называемая зона землетрясений под Новым Мадридом. Это землетрясение способно унести сотни тысяч человеческих жизней.

Экологические последствия разливов нефти носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.

Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность вод плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света.

От подобных аварий страдает не только животный и растительный мир. Серьезные убытки несут местные рыбаки, отели и рестораны. Кроме того, с проблемами сталкиваются и иные отрасли экономики, особенно те предприятия, деятельность которых нуждается в большом количестве воды.

Долговременный эффект подобных происшествий точно неизвестен: одна группа ученых придерживается мнения, что разливы нефти оказывают негативное воздействие на протяжении многих лет и даже десятилетий, другая - что краткосрочные последствия крайне серьезны, однако за достаточно короткое время пострадавшие экосистемы восстанавливаются.

Ущерб от крупномасштабных разливов нефти подсчитать достаточно сложно. Он зависит от многих факторов, таких, как тип разлитых нефтепродуктов, состояния пострадавшей экосистемы, погоды, океанских и морских течений, времени года, состояния местного рыболовства и туризма и пр.

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Deepwater_Horizon_oil_spill_NOAA_map.jpg [Электронный документ]

2. http://www.ecoteco.ru/news/n20153 [Электронный документ]

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/536 [Электронный документ]

4. http://www.geo.ru/member/item/id/8085/ [Электронный документ]

5. http://eco.rian.ru/business/20100908/273635806.html [Электронный документ]

6. http://eco.rian.ru/business/20100920/277396922.html [Электронный документ]

mirznanii.com

Статья - Экологические катастрофы в мире за последние 10 лет и способы их решения. Взрыв нефтяной пла

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В. В. Куйбышева)

Институт экономики и управления

Кафедра «Экономики и Управления производством»

Экологические катастрофы в мире за последние

10 лет и способы их решения.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Реферат

по курсу «Экономика природопользования»

Выполнил студент группы

Руководитель:

Реферат защищен на ______ «____» __________

(подпись)

Владивосток

2010Содержание

Введение. 3

1 Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon. 3

2 Хронология событий. 3

2.1 Взрыв и пожар. 3

2.2 Разлив нефти. 3

2.3 Герметизация скважины… 3

2.4 Расследование причин аварии. 3

3 Экологические последствия. 3

4 Устранение последствий аварии. 3

5 Финансовые затраты и экономические и политические последствия аварии. 3

6 Возможные природные последствия аварии. 3

Заключение. 3

Список используемой литературы… 3

Экологические катастрофы — катастрофы, которые могут возникать по причинам собственно природного характера либо в результате крупных экологических просчетов, допускаемых человеком («природогенные» и «антропогенные» катастрофы). К первым, вызываемым самой природой, относятся последствия крупных землетрясений, наводнений, извержений вулканов, селевых потоков, засух, эпидемий, массового размножения саранчи и т. п. Ко вторым, антропогенным экологическим катастрофам относятся спровоцированные самим человеком изменения природной среды, имеющие характер бедствия для целых регионов либо общепланетарного масштаба. Сюда можно отнести такие «побочные» воздействия человеческой деятельности на природную среду, как «парниковый эффект», появление «дыр» в озоновом слое Земли, кислотные дожди, резкое сокращение лесных массивов планеты, общая деградация земель, ухудшение физического здоровья самого человека. По масштабам, характеру проявления и последствий роль антропогенных факторов в настоящее время стала не меньше, чем природогенных, но отличается от них тем, что находится в полном противоречии с присущим самой природе механизмом.

Тема реферата: «Экологические катастрофы в мире за последние 10 лет и способы их решения». Эта темя является актуальной, потому что с каждым годом человек, расширяя поле своей деятельности, усиливает влияние на окружающую природу, что сказывается на ней и на самом человеке.

Цель работы: оценить влияние взрыва платформы на экосистему в целом и биосферу океана в частности.

Задачи:

• рассмотреть хронологию событий взрыва;

• оценить экологические последствия аварии;

• оценить экономические последствия аварии.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon (рис. 1) — авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с

Рис. 1 – Взрыв нефтяной платформы

негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперёд.

Одна из крупнейших техногенных катастроф в мировой истории по негативному влиянию на экологическую обстановку. На данный момент признана самой крупной утечкой нефти в открытый океан в истории США, и, вероятно, в мировой истории.

20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе «Глубоководный Горизонт» (Deepwater Horizon) произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. Незадолго перед этим была проведена проверка герметичности скважины, во время которой было израсходовано в 3 раза больше бурового раствора, чем предполагалось. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки.

Нефтяная платформа «Deepwater Horizon» затонула 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. После взрыва и затопления нефтяная скважина была повреждена и нефть из нее стала поступать в воды Мексиканского залива.

Нефтяное пятно окружностью 965 километров приблизилось на расстояние примерно 34 километра к побережью штата Луизиана, создало угрозу пляжам и районам рыболовного промысла, которые играют важнейшую роль в экономике прибрежных штатов. 26 апреля четыре подводных робота компании BP безуспешно пытались устранить утечку. Работе флотилии, состоящей из 49 буксиров, барж, спасательных катеров и других судов, мешали сильные ветры и волнение на море. Аварийные службы США начали процесс контролируемого выжигания нефтяного пятна у побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе. Первое пламя на нефтяном пятне было зажжено в среду, 28 апреля около 16.45 по местному времени. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн или 795 000 литров) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В обнародованном 20 июня внутреннем отчёте BP сообщается, что объём утечки может составлять до 100 тысяч баррелей (около 14 000 тонн или 16 000 000 литров) ежедневно без учёта объёмов нефти, которую удаётся собрать при помощи защитного купола (а это около 15 тысяч баррелей в день). Для сравнения: объём разлива нефти, произошедший в результате аварии на танкере Эксон Вальдез, которая ранее считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море, составил около 260 тыс. баррелей нефти (около 36 000 тонн или 40 900 000 литров).

По состоянию на 17 мая, пятно нефти по поверхности Мексиканского залива растеклось к северу (берегу США) незначительно в сравнении с данными от 28 апреля, что безусловно связано с мерами по предупреждению растекания нефти и ее сбору силами и средствами BP, аварийных служб США. Особый вклад вносят граждане США, на добровольной основе помогающие спасателям. Тем не менее, распространение пятна к югу (в открытое море) довольно выражено.

4 июня Национальный центр атмосферных исследований США на основе имеющихся климатических данных смоделировал шесть вариантов распространения нефти. Согласно всем шести вариантам, в начале августа этого года водно-нефтяная эмульсия достигнет северного побережья Кубы, включая пляжи Варадеро. Во второй половине августа нефть может оказаться и на северном побережье мексиканского полуострова Юкатан. Модель американских ученых показывает, что нефтяное пятно в любом случае покинет акваторию Мексиканского залива и начнет движение в северную Атлантику в направлении Европы.

30 апреля нефть достигла устья реки Миссисипи, а 6 мая побережья штата Луизиана. 5 июня нефть достигла побережья штата Флорида, 28 июня — побережья штата Миссисипи, а 6 июля нефть достигла побережья штата Техас. Таким образом, от разлива нефти пострадали уже все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу.

По состоянию на 16 июля 2010 года основная скважина загерметизирована, и по сообщениям BP выброс нефти в открытый океан прекращён. Однако надёжность конструкции находится под вопросом, и представители BP подтверждают, что она является временным решением. В результате установки защитного купола возможно появление дополнительных утечек, в случае, если подземная часть скважины тоже повреждена. В нескольких километрах от скважины 18-го числа была обнаружена новая утечка. Несмотря на герметизацию, на протяжении 85 дней утечки мировой океан был загрязнен более чем 4 миллионами баррелей нефтепродуктов (примерно 0.54 млн тонн), и последствия катастрофы еще сложно оценить. Представитель правительства США, отвечающий за устранение последствий утечки нефти в Мексиканском заливе, сообщил в воскресенье 19 сентября, что поврежденная подводная скважина была перекрыта навсегда – через пять месяцев после взрыва на нефтяной платформе, который привел к крупнейшей утечке нефти в истории США.

4 августа 2010 компания BP заявила об остановке утечки нефти, благодаря гидростатическому давлению закачанной буровой жидкости (операция «Static kill» — полная остановка утечки). В скважину сначала была закачана специальная тяжелая буровая жидкость, а затем цемент.

8 сентября 2010 компанией BP опубликован Доклад о расследовании причин аварии (193 страницы). Доклад подготовлен командой из более 50 специалистов, во главе которых стоит глава BP по безопасности операций Марк Блай (Mark Bly). В документе были перечислены основные ошибки, из-за которых произошла авария:

Цементные барьеры на дне аварийной скважины Macondo не могли задержать углеводороды в резервуаре, как должны были, поэтому сквозь них протекал газ и конденсат. BP и Transocean ошибочно приняли отрицательные результаты главного теста по безопасности (проверка скважины на герметичность), хотя скважина была негерметична.

Экипаж Transocean не заметил, что из скважины идет поток углеводородов. После этого поток достиг скважины, а должен был быть выведен на поверхность. Когда газ достиг машинного отделения через вентиляционную систему, он был пожароопасен, а система не предотвратила пожар. Даже после взрыва и пожара автоматические роботы не были запущены, чтобы заткнуть отверстие в негерметичной скважине.

Утечка нефти составила 4,9 миллиона баррелей или свыше половины кубического километра. Это крупнейший аварийный разлив нефти в США, масштабы которого превысили последствия от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из потерпевшего крушение судна вылилось около 260 тысяч баррелей нефти.

В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть, возможно, будет вытекать из скважины до августа.

Учёные из Национального центра атмосферных исследований США (англ. NCAR) сделали компьютерное моделирование 6 возможных вариантов распространения нефтяного пятна. Все 6 вариантов заканчивались выходом пятна из Мексиканского залива и попаданием в так называемую петлю Гольфстрима (англ. Loop Current). Далее Гольфстрим уносил его к берегам Европы. Различия лишь были во времени выхода пятна из залива, максимальное — 130 дней. Однако учёные указывают, что это моделирование не является точным прогнозом и просто служит предупреждением об опасности, так как погодные условия и ликвидация последствий человеком могут сильно повлиять на перемещение нефтяных загрязнений. На момент моделирования в воду попало до 800 000 баррелей нефти.

Для борьбы с нефтяными пятнами на поверхности воды широко используется диспергенты семейства Corexit: Corexit 9500 и Corexit 9527.

Учеными высказывается предположение, что разлив нефти в Мексиканском заливе повлиял на скорость течения Гольфстрим.

До этого предпринимались попытки перекрыть три прорыва, но удалось перекрыть лишь один из них, наименьший. Два других невозможно перекрыть из-за их размеров.

Сжигание попутного газа на месте гибели «Deepwater Horizon». «Q4000» (справа) и «Discoverer Enterprise» (слева). 8 июля 2010 года.

Основные операции выполняются находящимися на месте аварии буровым судном Discoverer Enterprise и многоцелевой полупогружной платформой Q4000. 7 мая началась установка защитного купола на место аварийной нефтяной скважины.

9 мая образование газовых гидратов вынудило поднять защитный купол со дна.

К 16 мая удалось с помощью трубы длиной в одну милю наладить откачку нефти из скважины. Но это была временная мера, окончательные способы устранения течи еще не были разработаны. 28 мая предпринята попытка цементирования скважины, но уже 30 мая пришли сообщения, что это сделать не удалось.

3 июня с помощью дистанционно управляемых роботов удалось срезать деформированную часть буровой трубы и установить защитный купол. Однако это не помогло полностью остановить утечку нефти.

9 июня администрацией Президента Б.Обамы был выдвинут ультиматум компании BP, которой было предоставлено 72 часа на представление окончательного плана устранения последствий взрыва и прекращения выброса нефти.

В ночь на 12 июля BP установила новое защитное устройство (заглушку) весом 70 тонн. Предыдущую заглушку, которая не справлялась с удержанием нефти, сняли 10 июля, при этом в залив могло вылиться около 120 тысяч баррелей нефти.

С каждым днем растут затраты BP на ликвидацию последствий аварии — озвучивались цифры в 450 млн., 600 млн, 930 млн., 990 млн. и 1,250 млрд. долларов США. На 14 июня 2010 года убытки составили 1,6 миллиарда долларов США. По сообщению BP от 12 июля 2010 года, её расходы на ликвидацию последствий аварии составили уже 3,5 миллиардов долларов США, в том числе 165 млн долларов США из этой суммы ушло на покрытие платежей по индивидуальным искам. К 17 сентября затраты достигли 9,5 млрд.

В результате разлива нефти оказались загрязнены более 171 мили побережья в штатах Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида. Более 57000 кв. миль площади залива (около 24 % от площади, находящейся под юрисдикцией США) закрыты для ведения рыболовной деятельности. Огромный ущерб нанесен рыболовной и туристической деятельности в регионе (рис. 2).

Катастрофа ставит под угрозу источники средств существования тысяч американцев, живущих в прибрежных районах. Так в рыбной промышленности Луизианы работают свыше 27 тысяч человек, а удельный вес ее продукции в области ловли морепродуктов в США достигает 40 процентов. Сейчас в Мексиканском заливе запрещен рыболовный промысел.

Рис. 2 – Загрязненная нефтью птица

Сценарии, которые нарисовали десятки суперкомпьютеров, просчитывающих варианты дальнейшего развития событий:

1. Нефтяная Катрина. Разогретая вода испаряется, создавая грозовые облака, которые собираются в гигантские смерчи – ураганы. Нефть на поверхности очень горячая. Итак, нас, скорее всего, ждут нефтяные ураганы и ураганные приливы с затоплением нефтью всей прибрежной зоны.

2. Отравление парами бензина. Летучие фракции нефти, включая бензин, очень токсичны. Их допустимая концентрация уже сейчас, когда поля нефти еще за десятки и сотни километров от берега, превышены в десятки тысяч раз в прибрежной зоне. Когда нефть прибьет к берегу, людям придется отступить вглубь материка, спасаясь от ядовитых паров. Будет создана отравленная зона в сотни километров вдоль всего восточного побережья США. Это означает эвакуацию чуть ли не трети населения США.

3. Прорыв пузыря метана. Нефтяные месторождения на самом деле являются нефтегазовыми и содержат так называемый попутный газ, метан. В больших концентрациях метан – это яд. Метан легче воды и может подняться на поверхность, как газ в бутылке шампанского, накрыв большие территории. Воспламенение неизбежно.

4. Землетрясение. Снижение тектонического давления, вызванного разливом нефти, может привести к схлопыванию огромной подземной полости, которая ранее была заполнена нефтью. Плюс в этом – это прекращение извержения нефти. Минус в том, что это может привести к сильнейшему землетрясению в центре США, где проходит тектонический разлом, так называемая зона землетрясений под Новым Мадридом. Это землетрясение способно унести сотни тысяч человеческих жизней.

Экологические последствия разливов нефти носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.

Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность вод плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света.

От подобных аварий страдает не только животный и растительный мир. Серьезные убытки несут местные рыбаки, отели и рестораны. Кроме того, с проблемами сталкиваются и иные отрасли экономики, особенно те предприятия, деятельность которых нуждается в большом количестве воды.

Долговременный эффект подобных происшествий точно неизвестен: одна группа ученых придерживается мнения, что разливы нефти оказывают негативное воздействие на протяжении многих лет и даже десятилетий, другая — что краткосрочные последствия крайне серьезны, однако за достаточно короткое время пострадавшие экосистемы восстанавливаются.

Ущерб от крупномасштабных разливов нефти подсчитать достаточно сложно. Он зависит от многих факторов, таких, как тип разлитых нефтепродуктов, состояния пострадавшей экосистемы, погоды, океанских и морских течений, времени года, состояния местного рыболовства и туризма и пр.

В связи с этим человечеству необходимо задуматься о своем будущем и развивать технологии, способные предотвращать подобные аварии, а не бороться с их последствиями.

Список используемой литературы

1. ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Deepwater_Horizon_oil_spill_NOAA_map.jpg [Электронный документ]

2. www.ecoteco.ru/news/n20153 [Электронный документ]

3. dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/536 [Электронный документ]

4. www.geo.ru/member/item/id/8085/ [Электронный документ]

5. eco.rian.ru/business/20100908/273635806.html [Электронный документ]

6. eco.rian.ru/business/20100920/277396922.html [Электронный документ]

www.ronl.ru

Экологические катастрофы XX века.

Считается, что природоохранное право в мире появилось в XIII в. Первым актом был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Первым же сохранившимся экологическим документом принято считать каменную стелу высотой 1,6 м, найденную в Китае и датирующуюся 1549 г. 700 иероглифов, высеченных на ней, запрещают вырубку леса и призывают граждан засаживать лесами опустыненные территории. Декрет, выбитый на стеле, гласит, что любой, кто ослушается приказа не вырубать леса, будет сослан в отдаленные места империи.

Первыми в России законодательными актами по экологическому праву были указы Петра I по охране лесов и животных.

Центральный Банк как инструмент организации краха по научному. Статья №5.

В ХIХ в. охране природы уделяло внимание практически каждое уважающее себя государство. Человеку еще удавалось балансировать на грани, за которой — невосполнимое. В ХХ в. мы эту грань успешно перешли. Вторую половину ХХ в. историки, скорее всего, назовут периодом экологических катастроф. Судите сами.

29 сентября 1957 г. На территории плутониевого комбината «Маяк» под Челябинском взорвался контейнер с радиоактивными отходами. Площадь зараженной территории составила 23 000 км2. По приблизительным оценкам, более 8000 человек погибли от лучевой болезни. Около 3000 человек до сих пор проживают в опасной зоне. Авария сделала этот район самым «грязным» местом на планете.

2 декабря 1984 г. Произошедшая в ночь со 2 на 3 декабря катастрофа на химическом заводе в г. Бхопале (Индия) стала одной из крупнейших техногенных аварий ХХ в. В результате аварии погибли 3000 человек, около 20 000 ослепли и у 200 000 человек отмечались серьезные поражения головного мозга, параличи и т. д. Заражению подверглась территория длиной 5 км и шириной 2 км. Катастрофа нанесла и неисчислимый урон окружающей природе. Поля и дороги были усыпаны погибшими животными и птицами. Токсичным газом был полностью уничтожен урожай в радиусе 100 миль (167 км). Долгое время пораженная земля оставалась бесплодной.

Ростовщичество как глобальный надгосударственный алгоритм порабощения участников производительного труда, стран и народов. Статья №3.

26 апреля 1986 г. Чернобыльская АЭС. Взрыв на четвертом энергоблоке. В результате взрыва во внешнюю среду было выброшено 50 миллионов кюри различных радионуклидов, 70% этих веществ досталось Беларуси. По официальным данным, сразу погиб 31 человек, около 2000 скончались впоследствии. Общее число зараженных оценивается Greenpeace в 1 700 000 человек.

25 марта 1989 г. Нефтяной танкер Вальде длиной 987 футов сел на мель в заливе Принс-Уильям у побережья Аляски, в результате чего в воду вылилось свыше 30 000 тонн нефти. От загрязнения пострадало более 2400 км побережья. Нефть вылилась из пробитого танкера, загрязнив одну из наиболее нетронутых и чистых экосистем в мире. Согласно Книге рекордов Гиннеса, это экологическая катастрофа с нефтяным загрязнением, нанесшим наибольший ущерб побережью.

1991 г. Во время первой иракской войны перед отступлением из Кувейта иракцы подожгли большинство нефтяных скважин в Кувейте. В результате нападения Ирака на Кувейт в 1991 г. и последовавшей за ним операции «Буря в пустыне» в Кувейте было подожжено 732 нефтяных скважины. На их тушение ушел почти год, общие затраты составили около 2 миллиарда долларов. С огнем боролись специалисты из 16 стран, в том числе СССР. Президент Ирака Саддам Хусейн отдал приказ откачать сырую нефть, добываемую в Персидском заливе, из терминала «Си-Айленд» в Кувейте и семи крупных нефтяных танкеров. По предварительным оценкам, в море было вылито 816 000 тонн (в 40 раз больше, чем из танкера «Престиж») нефти.

15 мест разрушенных и оставленных человеком

Добавим к этому практически высохшее Аральское море, кислотные дожди, вырубку тропических лесов, загрязнение воздуха и водоемов, растущие озоновые дыры, и мы увидим, что за 50 лет человечеству удалось сделать с Планетой то, что не удавалось за всю предыдущую историю. Вопрос, которым задается каждый человек, для которого понятие «мир» шире его квартиры или дачи: «Почему же мы так методично уничтожаем мир, в котором живем?»

Попытке ответить на него посвящено много книг. Из них мы можем узнать о несовершенстве экологического права, хищническом истреблении природы в угоду коммерческим интересам и упорном нежелании России подписать Киотский протокол2. Общим для всех этих книг является позиция человека, горделиво, «сверху вниз» взирающего на тот мир, в котором он живет, и видящего в нем лишь источник собственного благоденствия. Очень четко квинтэссенцию мировоззрения «человека-хозяина» передал Г.Т. Миллер из пресвитерианского Колледжа святого Андрея:

1. Человек есть источник всех ценностей (антропоцентризм). 2. Природа существует для нашего использования. 3. Наши первые цели — производство и потребление материальных благ. 4. Материальные и энергетические ресурсы безграничны, потому что человеческая изобретательность всегда их обеспечит. 5. Производство и распределение материальных благ должно возрасти, потому что каждый имеет право жить по определенному жизненному стандарту. 6. Нам нет необходимости адаптироваться к природной среде, потому что мы можем сами приспосабливать ее для удовлетворения наших потребностей посредством науки и техники. 7. Главная функция общества — помощь индивидам и корпорациям в освоении окружающей среды для увеличения богатства и власти. 8. Идеалом личности является самодеятельный индивид, который для своей пользы избегает неприятностей.

Кредитно-финансовая система как инструмент разорения страны. Статья №2.

Вот, собственно, «символ веры» нашего современного материалистического общества, и нечего удивляться тому, что «самодеятельный индивид», «для своей пользы избегающий неприятностей», продолжает и будет продолжать «осваивать» «окружающую среду».

Когда это прекратится? Видятся две возможности. «Окружающая среда» не бесконечна, и предел ее эксплуатации может наступить, но очень не хочется представлять себе этот момент. Другая возможность заключается в том, чтобы сделать, как ни банально это звучит, шаг навстречу природе. Этот шаг «вниз» человек должен сделать в своем сознании; человек и природа должны оказаться на равных, на одном уровне. Не на бумаге, а с молоком матери человек должен впитать, что он не «царь», а часть Природы. Нанесение вреда природе тогда будет аналогичным членовредительству и будет не менее противоестественным. Этот путь кажется куда более желанным, но требует возрождения многих забытых знаний о Человеке и его месте в окружающем мире. А это уже совсем другой разговор.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП интересных фактов и важных новостей со всего мира и о разных важных событиях вы можете найти там, где вам максимально удобно

ecology.md

Экологические катастрофы в мире за последние 10 лет и способы их решения. Взрыв нефтяной пла

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В. В. Куйбышева)

Институт экономики и управления

Кафедра «Экономики и Управления производством»

Экологические катастрофы в мире за последние

10 лет и способы их решения.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Реферат

по курсу «Экономика природопользования»

Выполнил студент группы

Руководитель:

Реферат защищен на ______ «____» __________

(подпись)

Владивосток

2010Содержание

Экологические катастрофы - катастрофы, которые могут возникать по причинам собственно природного характера либо в результате крупных экологических просчетов, допускаемых человеком ("природогенные" и "антропогенные" катастрофы). К первым, вызываемым самой природой, относятся последствия крупных землетрясений, наводнений, извержений вулканов, селевых потоков, засух, эпидемий, массового размножения саранчи и т. п. Ко вторым, антропогенным экологическим катастрофам относятся спровоцированные самим человеком изменения природной среды, имеющие характер бедствия для целых регионов либо общепланетарного масштаба. Сюда можно отнести такие "побочные" воздействия человеческой деятельности на природную среду, как "парниковый эффект", появление "дыр" в озоновом слое Земли, кислотные дожди, резкое сокращение лесных массивов планеты, общая деградация земель, ухудшение физического здоровья самого человека. По масштабам, характеру проявления и последствий роль антропогенных факторов в настоящее время стала не меньше, чем природогенных, но отличается от них тем, что находится в полном противоречии с присущим самой природе механизмом.

Тема реферата: «Экологические катастрофы в мире за последние 10 лет и способы их решения». Эта темя является актуальной, потому что с каждым годом человек, расширяя поле своей деятельности, усиливает влияние на окружающую природу, что сказывается на ней и на самом человеке.

Цель работы: оценить влияние взрыва платформы на экосистему в целом и биосферу океана в частности.

Задачи:

• рассмотреть хронологию событий взрыва;

• оценить экологические последствия аварии;

• оценить экономические последствия аварии.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon (рис. 1) — авария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе и со временем переросшая в техногенную катастрофу сначала локального, затем регионального масштаба, с

Рис. 1 – Взрыв нефтяной платформы

негативными последствиями для экосистемы региона на многие десятилетия вперёд.

Одна из крупнейших техногенных катастроф в мировой истории по негативному влиянию на экологическую обстановку. На данный момент признана самой крупной утечкой нефти в открытый океан в истории США, и, вероятно, в мировой истории.

2.1 Взрыв и пожар

20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе «Глубоководный Горизонт» (Deepwater Horizon) произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. Незадолго перед этим была проведена проверка герметичности скважины, во время которой было израсходовано в 3 раза больше бурового раствора, чем предполагалось. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки.

Нефтяная платформа «Deepwater Horizon» затонула 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. После взрыва и затопления нефтяная скважина была повреждена и нефть из нее стала поступать в воды Мексиканского залива.

2.2 Разлив нефти

Нефтяное пятно окружностью 965 километров приблизилось на расстояние примерно 34 километра к побережью штата Луизиана, создало угрозу пляжам и районам рыболовного промысла, которые играют важнейшую роль в экономике прибрежных штатов. 26 апреля четыре подводных робота компании BP безуспешно пытались устранить утечку. Работе флотилии, состоящей из 49 буксиров, барж, спасательных катеров и других судов, мешали сильные ветры и волнение на море. Аварийные службы США начали процесс контролируемого выжигания нефтяного пятна у побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе. Первое пламя на нефтяном пятне было зажжено в среду, 28 апреля около 16.45 по местному времени. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн или 795 000 литров) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В обнародованном 20 июня внутреннем отчёте BP сообщается, что объём утечки может составлять до 100 тысяч баррелей (около 14 000 тонн или 16 000 000 литров) ежедневно без учёта объёмов нефти, которую удаётся собрать при помощи защитного купола (а это около 15 тысяч баррелей в день). Для сравнения: объём разлива нефти, произошедший в результате аварии на танкере Эксон Вальдез, которая ранее считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море, составил около 260 тыс. баррелей нефти (около 36 000 тонн или 40 900 000 литров).

По состоянию на 17 мая, пятно нефти по поверхности Мексиканского залива растеклось к северу (берегу США) незначительно в сравнении с данными от 28 апреля, что безусловно связано с мерами по предупреждению растекания нефти и ее сбору силами и средствами BP, аварийных служб США. Особый вклад вносят граждане США, на добровольной основе помогающие спасателям. Тем не менее, распространение пятна к югу (в открытое море) довольно выражено.

4 июня Национальный центр атмосферных исследований США на основе имеющихся климатических данных смоделировал шесть вариантов распространения нефти. Согласно всем шести вариантам, в начале августа этого года водно-нефтяная эмульсия достигнет северного побережья Кубы, включая пляжи Варадеро. Во второй половине августа нефть может оказаться и на северном побережье мексиканского полуострова Юкатан. Модель американских ученых показывает, что нефтяное пятно в любом случае покинет акваторию Мексиканского залива и начнет движение в северную Атлантику в направлении Европы.

30 апреля нефть достигла устья реки Миссисипи, а 6 мая побережья штата Луизиана. 5 июня нефть достигла побережья штата Флорида, 28 июня — побережья штата Миссисипи, а 6 июля нефть достигла побережья штата Техас. Таким образом, от разлива нефти пострадали уже все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу.

2.3 Герметизация скважины

По состоянию на 16 июля 2010 года основная скважина загерметизирована, и по сообщениям BP выброс нефти в открытый океан прекращён. Однако надёжность конструкции находится под вопросом, и представители BP подтверждают, что она является временным решением. В результате установки защитного купола возможно появление дополнительных утечек, в случае, если подземная часть скважины тоже повреждена. В нескольких километрах от скважины 18-го числа была обнаружена новая утечка. Несмотря на герметизацию, на протяжении 85 дней утечки мировой океан был загрязнен более чем 4 миллионами баррелей нефтепродуктов (примерно 0.54 млн тонн), и последствия катастрофы еще сложно оценить. Представитель правительства США, отвечающий за устранение последствий утечки нефти в Мексиканском заливе, сообщил в воскресенье 19 сентября, что поврежденная подводная скважина была перекрыта навсегда – через пять месяцев после взрыва на нефтяной платформе, который привел к крупнейшей утечке нефти в истории США.

2.4 Расследование причин аварии

4 августа 2010 компания BP заявила об остановке утечки нефти, благодаря гидростатическому давлению закачанной буровой жидкости (операция "Static kill" — полная остановка утечки). В скважину сначала была закачана специальная тяжелая буровая жидкость, а затем цемент.

8 сентября 2010 компанией BP опубликован Доклад о расследовании причин аварии (193 страницы). Доклад подготовлен командой из более 50 специалистов, во главе которых стоит глава BP по безопасности операций Марк Блай (Mark Bly). В документе были перечислены основные ошибки, из-за которых произошла авария:

Цементные барьеры на дне аварийной скважины Macondo не могли задержать углеводороды в резервуаре, как должны были, поэтому сквозь них протекал газ и конденсат. BP и Transocean ошибочно приняли отрицательные результаты главного теста по безопасности (проверка скважины на герметичность), хотя скважина была негерметична.

Экипаж Transocean не заметил, что из скважины идет поток углеводородов. После этого поток достиг скважины, а должен был быть выведен на поверхность. Когда газ достиг машинного отделения через вентиляционную систему, он был пожароопасен, а система не предотвратила пожар. Даже после взрыва и пожара автоматические роботы не были запущены, чтобы заткнуть отверстие в негерметичной скважине.

Утечка нефти составила 4,9 миллиона баррелей или свыше половины кубического километра. Это крупнейший аварийный разлив нефти в США, масштабы которого превысили последствия от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из потерпевшего крушение судна вылилось около 260 тысяч баррелей нефти.

В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть, возможно, будет вытекать из скважины до августа.

Учёные из Национального центра атмосферных исследований США (англ. NCAR) сделали компьютерное моделирование 6 возможных вариантов распространения нефтяного пятна. Все 6 вариантов заканчивались выходом пятна из Мексиканского залива и попаданием в так называемую петлю Гольфстрима (англ. Loop Current). Далее Гольфстрим уносил его к берегам Европы. Различия лишь были во времени выхода пятна из залива, максимальное — 130 дней. Однако учёные указывают, что это моделирование не является точным прогнозом и просто служит предупреждением об опасности, так как погодные условия и ликвидация последствий человеком могут сильно повлиять на перемещение нефтяных загрязнений. На момент моделирования в воду попало до 800 000 баррелей нефти.

Для борьбы с нефтяными пятнами на поверхности воды широко используется диспергенты семейства Corexit: Corexit 9500 и Corexit 9527.

Учеными высказывается предположение, что разлив нефти в Мексиканском заливе повлиял на скорость течения Гольфстрим.

До этого предпринимались попытки перекрыть три прорыва, но удалось перекрыть лишь один из них, наименьший. Два других невозможно перекрыть из-за их размеров.

Сжигание попутного газа на месте гибели «Deepwater Horizon». «Q4000» (справа) и «Discoverer Enterprise» (слева). 8 июля 2010 года.

Основные операции выполняются находящимися на месте аварии буровым судном Discoverer Enterprise и многоцелевой полупогружной платформой Q4000. 7 мая началась установка защитного купола на место аварийной нефтяной скважины.

9 мая образование газовых гидратов вынудило поднять защитный купол со дна.

К 16 мая удалось с помощью трубы длиной в одну милю наладить откачку нефти из скважины. Но это была временная мера, окончательные способы устранения течи еще не были разработаны. 28 мая предпринята попытка цементирования скважины, но уже 30 мая пришли сообщения, что это сделать не удалось.

3 июня с помощью дистанционно управляемых роботов удалось срезать деформированную часть буровой трубы и установить защитный купол. Однако это не помогло полностью остановить утечку нефти.

9 июня администрацией Президента Б.Обамы был выдвинут ультиматум компании BP, которой было предоставлено 72 часа на представление окончательного плана устранения последствий взрыва и прекращения выброса нефти.

В ночь на 12 июля BP установила новое защитное устройство (заглушку) весом 70 тонн. Предыдущую заглушку, которая не справлялась с удержанием нефти, сняли 10 июля, при этом в залив могло вылиться около 120 тысяч баррелей нефти.

С каждым днем растут затраты BP на ликвидацию последствий аварии — озвучивались цифры в 450 млн., 600 млн, 930 млн., 990 млн. и 1,250 млрд. долларов США. На 14 июня 2010 года убытки составили 1,6 миллиарда долларов США. По сообщению BP от 12 июля 2010 года, её расходы на ликвидацию последствий аварии составили уже 3,5 миллиардов долларов США, в том числе 165 млн долларов США из этой суммы ушло на покрытие платежей по индивидуальным искам. К 17 сентября затраты достигли 9,5 млрд.

В результате разлива нефти оказались загрязнены более 171 мили побережья в штатах Луизиана, Миссисипи, Алабама, Флорида. Более 57000 кв. миль площади залива (около 24 % от площади, находящейся под юрисдикцией США) закрыты для ведения рыболовной деятельности. Огромный ущерб нанесен рыболовной и туристической деятельности в регионе (рис. 2).

Катастрофа ставит под угрозу источники средств существования тысяч американцев, живущих в прибрежных районах. Так в рыбной промышленности Луизианы работают свыше 27 тысяч человек, а удельный вес ее продукции в области ловли морепродуктов в США достигает 40 процентов. Сейчас в Мексиканском заливе запрещен рыболовный промысел.

Рис. 2 – Загрязненная нефтью птица

Сценарии, которые нарисовали десятки суперкомпьютеров, просчитывающих варианты дальнейшего развития событий:

  1. Нефтяная Катрина. Разогретая вода испаряется, создавая грозовые облака, которые собираются в гигантские смерчи – ураганы. Нефть на поверхности очень горячая. Итак, нас, скорее всего, ждут нефтяные ураганы и ураганные приливы с затоплением нефтью всей прибрежной зоны.

  2. Отравление парами бензина. Летучие фракции нефти, включая бензин, очень токсичны. Их допустимая концентрация уже сейчас, когда поля нефти еще за десятки и сотни километров от берега, превышены в десятки тысяч раз в прибрежной зоне. Когда нефть прибьет к берегу, людям придется отступить вглубь материка, спасаясь от ядовитых паров. Будет создана отравленная зона в сотни километров вдоль всего восточного побережья США. Это означает эвакуацию чуть ли не трети населения США.

  3. Прорыв пузыря метана. Нефтяные месторождения на самом деле являются нефтегазовыми и содержат так называемый попутный газ, метан. В больших концентрациях метан – это яд. Метан легче воды и может подняться на поверхность, как газ в бутылке шампанского, накрыв большие территории. Воспламенение неизбежно.

  4. Землетрясение. Снижение тектонического давления, вызванного разливом нефти, может привести к схлопыванию огромной подземной полости, которая ранее была заполнена нефтью. Плюс в этом – это прекращение извержения нефти. Минус в том, что это может привести к сильнейшему землетрясению в центре США, где проходит тектонический разлом, так называемая зона землетрясений под Новым Мадридом. Это землетрясение способно унести сотни тысяч человеческих жизней.

Экологические последствия разливов нефти носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.

Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность вод плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света.

От подобных аварий страдает не только животный и растительный мир. Серьезные убытки несут местные рыбаки, отели и рестораны. Кроме того, с проблемами сталкиваются и иные отрасли экономики, особенно те предприятия, деятельность которых нуждается в большом количестве воды.

Долговременный эффект подобных происшествий точно неизвестен: одна группа ученых придерживается мнения, что разливы нефти оказывают негативное воздействие на протяжении многих лет и даже десятилетий, другая - что краткосрочные последствия крайне серьезны, однако за достаточно короткое время пострадавшие экосистемы восстанавливаются.

Ущерб от крупномасштабных разливов нефти подсчитать достаточно сложно. Он зависит от многих факторов, таких, как тип разлитых нефтепродуктов, состояния пострадавшей экосистемы, погоды, океанских и морских течений, времени года, состояния местного рыболовства и туризма и пр.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Deepwater_Horizon_oil_spill_NOAA_map.jpg [Электронный документ]

  2. http://www.ecoteco.ru/news/n20153 [Электронный документ]

  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/536 [Электронный документ]

  4. http://www.geo.ru/member/item/id/8085/ [Электронный документ]

  5. http://eco.rian.ru/business/20100908/273635806.html [Электронный документ]

  6. http://eco.rian.ru/business/20100920/277396922.html [Электронный документ]

doc4web.ru