Экологические проблемы ,связаные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти. Экологические проблемы с нефтью


Экологические проблемы, связанные с добычей нефти.

Экологические проблемы добычи и транспортировки нефти

Предприятия топливно-энергетического комплекса России, в том числе по добыче и транспортировке нефти, несмотря на снижение объемов производства, по сравнению с 1990 г, остаются крупнейшим в промышленности источником загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы начинаются уже на стадии добычи нефтяного сырья и его транспортировки к потребителю. Ежегодно происходит более 60 крупных аварий и около 20 тыс. случаев, сопровождающихся значительными разливами нефти, попаданием ее в водоемы, гибелью людей, большими материальными потерями [1].

Наиболее эффективна и экономична транспортировка нефти и газа с места их добычи по трубопроводам. Трубопроводный транспорт включает в себя комплекс различных сооружений: трубопроводы, компрессорные, насосные станции и т. д. 99,5% всего добываемого в России „черного золота” доставляется с их помощью потребителю. Сеть магистральных нефтепроводов общей протяженностью более 46 тыс. км раскинулась по стране от Восточной Сибири до западных границ страны, от Ямала до Черного моря.

Действующая сегодня система трубопроводного транспорта начала создаваться в послевоенные годы. Учитывая, что амортизационный срок эксплуатации стальных артерий составляет 33 года, то окажется, что к 2005 году возраст более 40% нефтепроводов превысит этот срок. Средняя дальность перекачки нефти в нашей стране составляет до 1500 км. Нефть транспортируется по трубопроводам диаметром 300 – 1200 мм. С годами трубная сталь и изоляционное покрытие „стареют”, дают о себе знать заводские дефекты труб, коррозия металла.

К числу наиболее серьезных аварий последнего времени относится прорыв нефтепровода Туймазы-Омск-Новосибирск (1996 год) , во время которого в реку Белая вылилось около 1000 т нефти. Авария на насосной станции нефтепровода Самара-Лисичанск (1995 год) повлекла за собой разлив 2000 т нефти. Ежегодно в России происходит около 700 инцидентов на нефтепроводах, в основном в Западной Сибири. По данным специалистов, абсолютное большинство (89-96%) аварийных разливов нефти вызывают сильные и необратимые повреждения природных биоценозов [2].

По технике оснащения и обновлению устаревшего низкоэффективного оборудования нефтяное машиностроение в настоящее время является наиболее отсталой отраслью. Нефтепромысловое и буровое оборудование работает в чрезвычайно тяжелых условиях, осложняемых действием на исполнительные механизмы высоких статических, динамических, знакопеременных нагрузок, присутствием абразива и агрессивной жидкости под высоким давлением. Для работы в таких условиях необходимо создавать или выбирать из числа имеющихся стали и конструкционные материалы с учетом всего перечня факторов, негативно влияющих на статическую, длительную прочность, износостойкость и коррозионную стойкость рабочих поверхностей машин и инструмента.

Особо следует обратить внимание на проблему обновления нефтепромыслового оборудования, устаревших станков-качалок. Низкий коэффициент нефтеотдачи пласта в значительной мере определяется явно недостаточной эффективностью работы станков-качалок. Помимо сугубо теоретических аспектов в проблеме повышения нефтеотдачи большое значение имеет техническое обеспечение технологии этого процесса. При современном уровне развития насосостроения и иных перекачивающих средств могут быть найдены принципиально новые решения задачи отбора нефти из пласта с более высокой результативностью.

Проблема перекачивания многофазных сред всегда была в поле зрения насосостроителей, но и по сей день она остается сложной в теоретическом и практическом плане. Потребность в надежном насосном оборудовании для перемещения пенообразующих, парогазонасыщенных жидкостей имеется в целом ряде отраслей нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности. Особенно актуален этот вопрос для подъема и транспортирования сырой нефти, которая является технической газожидкостной смесью.

Со всей остр

otvet.mail.ru

Статья ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕФТЕДОБЫЧЕЙ, ТРАНСПОРТИРОВКОЙ НЕФТИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕФТЕДОБЫЧЕЙ, ТРАНСПОРТИРОВКОЙ НЕФТИ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Бойченко Юлия Геннадьевна

студентка I курса, по специальности

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,

ОБПОУ «Курский монтажный техникум»

Научный руководитель: Бормотова ЕленаСергеевна,

преподаватель биологии и химии

ОБПОУ «Курский монтажный техникум»

  1. Топливно-энергетический комплекс России

Топливно-энергетический комплекс – это взаимообусловленное сочетание отраслей и производств, занятых добычей топливно-энергетических ресурсов, их переработкой, преобразованием в электроэнергию и доставкой ее до потребителя.

ТЭК представляет собой сложную по составу межотраслевую систему, включающую в себя топливную промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная, атомная) и электроэнергетику, а также развитую производственную инфраструктуру в виде магистральных линий электропередач (ЛЭП) и трубопроводов, образующих единые сети.

ТЭК получил высокий уровень развития в России. На долю этой отрасли приходится 1/3 стоимости производственных основных фондов и капиталовложений в промышленности, до 1/5 занятых в общественном производстве, отрасль потребляет 2/3 выпускаемых труб, значительное количество продукции машиностроения.

В основе развития ТЭК лежит топливно-энергетический баланс, который представляет собой соотношение между добычей и производством энергии, с одной стороны, и использованием их, с другой:

Топливно-энергетический баланс

Приход

Расход

- добыча всех видов топлива

- производство энергии

- импорт

- остатки с предыдущего периода (резервный фонд)

- использование топлива на производственные нужды

- использование топлива и энергии на бытовые нужды

- экспорт энергии и топлива

- использование резервного фонда

Запасы топлива на территории страны оценивается в условных единицах. Под условной единицей топлива принято понимать единицу донецкого угля, которая выделяет 7000 кКал тепла. Самая высокая калорийность у нефти, которая выделяет 10 тыс. кКал в единицу топлива, горючий газ – 8 тыс. кКал, торф - 3 тыс. кКал.

Однако с начала 90-х годов отрасли ТЭК подвержены кризисным явлениям. Причиной тому, в первую очередь, выработка и истощение богатейших месторождений топлива, сокращение добычи нефти и угля; во вторую очередь, кризисные явления в экономике страны. Потому в настоящее время актуальным становится пересмотр основных направлений развития отраслей ТЭК. В первую очередь, необходимо проведение энергосберегающей политики и изменений в структуре топливно-энергетического баланса. Важнейшие направления перестройки структуры потребления энергии – замещение органического топлива другими энергоносителями, в первую очередь, атомной и гидроэнергией, а также жидкого и твердого топлива природным газом и расширение использования новых источников энергии.

  1. Нефтяная промышленность

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истрии человечества были каменный, медный, бронзовый и железные периоды. Как знать, может историки назовут наш период нефтяным? Давайте проанализируем структуру ТЭБ (топливно-энергетический баланс) мира, какие изменения происходили в его структуре в последние десятилетия? Какое топливо играет главную роль в ТЭБ мира?

Энергетический кризис, разразившийся в начале 1970-х гг. после резкого повышения цен на нефть, привел к пересмотру основных концентраций развития энергетики, но нефть по-преженему занимает лидирующие позиции в структуре мирового потребления энергоресурсов. Поэтому очень важно в настоящее время правильно оценить запасы нефти на Земле. Природные запасы нефти составляют примерно 300 млрд т, а достоверные или доказанные, т.е. те, которые можно извлечь из недр Земли при современном уровне развития науки и техники, составляют 164 млрд т.

Где сосредоточены основные запасы нефти в мире? На картосхеме (рис. 1) показаны страны с наибольшими запасами нефти. К ним относятся страны Персидского залива, Россия, США, Венесуэла, Ливия и Нигерия.

Рис. 1 Картосхема стран с наибольшими запасами нефти

Все эти страны входят в двадцатку крупнейших по запасам нефти стран мир. Как видно из предложенной диаграммы (рис. 2), первые четыре места занимают страны Персидского залива, причем особенно выделяется Саудовская Аравия; Россия в этом рейтинге находится на седьмом месте.

Рис. 2 20 стран с наибольшими запасами нефти

Персидский залив – главный район добычи и экспорта Персидский залив – главный район добычи и экспорта нефти и один из главных районов по ее запасам. Страны, находящиеся в Персидском заливе, имеют запасы более 30 млрд баррелей(разведанные запасы на конец 2009). Баррель (англ. Barrel – бочка) – еденица объема; 1 нефтяной баррель равен 158,987 л.

В России большие запасы углеводородного сырья выявлены в северной части Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, расположенной на северо-востоке Архангельской области и НАО. В настоящее время там открыто 77 месторождений. Разведанные запасы нефти на суше и в пределах юго-восточный части Баренцева моря оцениваются в 4,7 млрд т. Глубина залегания нефти в этом бассейне – от 1400 до 4200м; добыча сдерживается тяжелыми природными условиями, отсутствием транспортной инфраструктуры, неразвитостью социальной сферы и производственной базы.

Мировые цены на нефть зависят от «корзины ОПЕК» (термин был официально введен 01.01.1987). Цена «корзины» определяется как средне арифметическое цен 12 сортов нефти, добываемых странами ОПЕК. Эталонной считается нефть из Саудовской Аравии. Нефть других стран пересчитывается в эталонную в соответствии с топливной ценностью.

Поскольку Россия является крупнейшим нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении в эту организацию нашей страны. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

Россия располагает огромными запасами нефти – 150 млрд. тонн. К настоящему времени разведанность Европейских регионов России и Западной Сибири на нефть достигает 65-70 %, в то время как в Восточной Сибири и Дальнем Востоке только на 6-8%, а шельфы морей разведаны на 1%. Но именно на эти труднодоступные регионы страны приходится 46% перспективных и 59% прогнозных ресурсов нефти.

Главной нефтяной базой России является Западно-Сибирский район, здесь, в Среднем Приобье добывается до 2/3 российской нефти. Добыча нефти здесь началась в широких масштабах с 70-х годов с открытием ряда крупных месторождений – Самотлор, Усть-Балык, Сургутское, Мегионское и т.д. Но более ценные месторождения здесь уже выработаны. Самый дешевый способ добычи нефти – фонтанный, когда нефть под действием пластового давления сама поднимается по скважинам, уже применять нельзя, а надо использовать более сложные технологии.

Вторым крупным районом добычи нефти является Волго-Уральский район. Здесь нефть начала добываться с 50-х годов, а пик добычи был достигнут в 70-е годы. В 1994 году здесь добывалось около ¼ российской нефти – примерно 70 млн. тонн, в том числе в Татарстане – 23 млн. т, Башкортостане – 9 млн. т, Самарской области – 6-8 млн. тонн.

Остальные районы (Коми, Сахалин, Пермская область) нефтедобычи дают около 10% российской добычи.

Перспективными районами нефтедобычи в России считаются шельф побережий Баренцева и Охотского морей. Большие запасы разведаны на полуострове Таймыр, но разработка месторождений затруднена из-за отсутствия транспортных путей.

  1. Экологические проблемы и пути их решения.

Чтобы уменьшить вред, наносимый природе, необходимо совершенствовать способы и технологии добычи, хранения, транспортировки нефти и увеличить безопасность производства. На сегодняшний день существует пять методов для борьбы с нефтью в океане:

А) Самоликвидация – этот метод эффективен в том случае, если нефть разлита далеко от берегов и пятно не большое.

Б) Химическое рассеивание. Для ликвидации нефтяных пятен применяют химические препараты диспергенты – вещества, которые разбивают нефтяной слой на мельчайшие, не слипающиеся друг с другом капельки. Метод дорогой, но позволяет оперативно удалять нефтяные пятны, особенно важен, если есть вероятность, что нефть достигнет экологически уязвимого района.

В) Поглощение. Солома, торф поглощает нефть, после чего их можно собрать и вывезти. Метод дешевый, но применяется при условии штиля и только для небольших пятен.

Г) Ограждение. Пятно окружают плавающими заграждениями так, чтобы оно не увеличивалось в размерах. Затем производят откачку нефти.

Д) Биологическая очистка. Расщепление углеводородов нефти микроорганизмами. Метод трудоемок, дорог и длителен.

Вопрос о запасах нефти на Земле можно считать стратегическим, потому что трудно представить себе жизнь современных людей без автомобильного, авиационного, железнодорожного и других видов транспорта.

infourok.ru

Экологические проблемы ,связаные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти

Министерство образования Российской Федерации

Гимназия №1

«Экологические загрязнения, связанные с добычей, переработкой итранспортировкой нефти».

Выполнил: Назаров Валерий

Проверил: Заболотнова ТатьянаВикторовна

Владивосток 2003 г.

Оглавление.

Глава 1.

Введение …………………………………………….. 2

Глава 1. Опасности, связанные с интенсивной добычейнефти………………………………………. 3

Глава 2 . Загрязнение атмосферы………………….6

Глава 3 .Нефтяное загрязнение

Мирового океана…………………………………….11

Глава 4 .Загрязнение почвенного покрова……….19

Глава 5 .Способы ограждения от загрязнений связанных с добычей,транспортировкой и переработкой нефти…………………………………21

Заключение……………………………………………24

Список использованной литературы……………..25

Введение.

Экологические загрязнения нефтепродуктами, на мой взгляд, оченьактуальная, и важная тема, которая с каждым днем напоминает о себе всебольше и чаще. Каждую минуту в мире добываются тысячи тонн нефти, и приэтом люди даже не задумываются о ближайшем будущем нашей планеты, ведьтолько за 20 век было истощено большее количество нефтяных запасов нашейпланеты. При этом ущерб, который был нанесен за этот сравнительнокороткий отрезок времени, не сравнится ни с одной катастрофойпроизошедшей за всю историю человечества.

Но как избавиться от отходов, которые загрязняют все жизненоважные средынашей планеты???????

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса,захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Преждеприрода угрожала человеку, – пишет Ж.-И.Кусто, – а сейчас человекугрожает природе”. Эти слова известного французскогоученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил ворганическом мире. Своей неразумной деятельностью человек можетпоставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется,прежде всего на нем самом. Оправдываются слова французского поэта Ф.Р.де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним”. Ужесейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка к тому, чтобы сделатьсянепригодной для лучших своих обитателей”. Под „лучшими обитателями”американский ученый подразумевал людей.

В этой работе описаны основные источники экологических загрязненийсвязанных с нефтью, а также мои предложения по их устранению.

Глава 1.Опасности, связанные с интенсивной добычей нефти.

Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсивная добычанефти и газа. Главным было выкачать их как можно больше. Так ипоступали. Но вот в начале 40-х гг. текущего столетия появились первыенастораживающие симптомы.

Это случилось на нефтяном месторождении Уилмингтон (Калифорния,США). Месторождение протягивается через юго-западные районы городаЛос-Анджелеса и через залив Лонг-Бич доходит до прибрежных кварталоводноименного курортного города. Площадь нефтегазоносности 54 км2.Месторождение было открыто в 1936 г., а уже в 1938 г. стало центромнефтедобычи Калифорнии. К 1968 г. из недр было выкачано почти 160 млн. тнефти и 24 млрд. м3 газа, всего же надеются получить здесь более 400млн. т нефти.

Расположение месторождения в центре высокоиндустриальной игустонаселенной области южной Калифорнии, а также близость его к крупнымнефтеперерабатывающим заводам Лос-Анджелеса имело важное значение вразвитии экономики всего штата Калифорния. В связи с этим с началаэксплуатации месторождения до 1966 г. на нем постоянно поддерживалсянаивысший уровень добычи по сравнению с другими нефтянымиместорождениями Северной Америки.

В 1939 г. жители городов Лос-Анджелес и Лонг-Бич почувствовали довольноощутимые сотрясения поверхности земли – началось проседание грунта надместорождением. В сороковых годах интенсивность этого процессаусилилась. Наметился район оседания в виде эллиптической чаши, днокоторой приходилось как раз на свод антиклинальной складки, где уровеньотбора не единицу площади был максимален. В 60-х гг. амплитуда оседаниядостигла уже 8,7 м. Площади, приуроченные к краям чаши оседания,испытывали растяжение. На поверхности появились горизонтальные смещенияс амплитудой до 23 см, направленные к центру района. Перемещение грунтасопровождалось землетрясениями. В период с 1949 г. по 1961 г, былозафиксировано пять довольно сильных землетрясений. Земля в буквальномсмысле слова уходила из-под ног. Разрушались пристани, трубопроводы,городские строения, шоссейные дороги, мосты и нефтяные скважины. Навосстановительные работы потрачено 150 млн.дол. В 1951 г. скоростьпроседания достигла максимума – 81 см/год. Возникла угроза затоплениясуши. Напуганные этими событиями, городские власти Лонг-Бича прекратилиразработку месторождения до разрешения возникшей проблемы.

К 1954 г. было доказано, что наиболее эффективным средствомборьбы с проседанием является закачка в пласт воды. Это сулило такжеувеличение коэффициента нефтеотдачи. Первый этап работы по заводнениюбыл начат в 1958 г., когда на южном крыле структуры стали закачивать впродуктивный пласт без малого 60 тыс.м3 воды в сутки. Через десять летинтенсивность закачки уже возросла до 122 тыс.м/сут. Проседаниепрактически прекратилось. В настоящее время в центре чаши оно непревышает 5 см/год, а по некоторым районам зафиксирован даже подъемповерхности на 15 см. Месторождение вновь вступило в эксплуатацию, приэтом на каждую тонну отобранной нефти нагнетают около 1600 л воды.Поддержание пластового давления дает в настоящее время на старыхучастках Уилмингтона до 70 % суточной добычи нефти. Всего наместорождении добывают 13 700 т/сут нефти.

В последнее время появились сообщения о проседании дна Северного моря впределах месторождения Экофиск после извлечения из его недр 172 млн.тнефти и 112 млрд. м3 газа. Оно сопровождается деформациями стволовскважин и самих морских платформ. Последствия трудно предсказать, но ихкатастрофический характер очевиден.

Проседание грунта и землетрясения происходят и в старых нефтедобывающихрайонах России. Особенно это сильно чувствуется на Старогрозненскомместорождении. Слабые землетрясения, как результат интенсивного отборанефти из недр, ощущались здесь в 1971 г., когда произошло землетрясениеинтенсивностью 7 баллов в эпицентре, который был расположен в 16 км отг. Грозного. В результате пострадали жилые и административные здания нетолько поселка нефтяников на месторождении, но и самого города. Настарых месторождениях Азербайджана – Балаханы, Сабунчи, Романы (впригородах г. Баку) происходит оседание поверхности, что ведет кгоризонтальным подвижкам. В свою очередь, это является причиной смятия иполомки обсадных труб эксплуатационных нефтяных скважин.

Совсем недавние отголоски интенсивных нефтяных разработок произошли вТатарии, где в апреле 1989 г. было зарегистрировано землетрясение силойдо 6 баллов (г. Менделеевск). По мнению местных специалистов, существуетпрямая зависимость между усилением откачки нефти из недр и активизациеймелких землетрясений. Зафиксированы случаи обрыва стволов скважин,смятие колонн. Подземные толчки в этом районе особенно настораживают,ведь здесь сооружается Татарская АЭС. Во всех этих случаях одной издейственных мер также является нагнетание в продуктивный пласт воды,компенсирующей отбор нефти.[13. Стр. 134-137]

Глава 2 .Загрязнение атмосферы.

Гораздо

ukrreferat.com