Проблема нефтяных разливов. Экологическая катастрофа. Экология разлив нефти


Проблема нефтяных разливов. Экологическая катастрофа

деятелями, об этой проблеме много написано, много уже сказано, но она все равно остается. Учеными уже доказано, что проблемы с экологией прямо влияют на здоровье человека, особенно на молодой организм. А в современном состоянии демографического кризиса это становится одной из глобальных проблем. Государства – участники международных отношений пытаются сделать все возможное для решения этих проблем.             

За последние 10 лет  произошло огромное количество случаев разлива нефти и все их перечислить невозможно. Время идет, но новые случаи все ужасней и ужасней происходят повсеместно. 16 лет назад в гондурасском порту Трухильо на побережье Карибского моря из трюмов севшего на мель танкера вылилось шесть тысяч баррелей жидкого асфальта. Вязкие, окрашенные черным воды залива Трухильо выбрасывали на пляжи мертвых морских черепах и рыбу; на протяжении многих километров прибрежные пески были покрыты маслянистой нефтяной пленкой[1]. Уникальная популяция морских игуан на Галапагосских островах понесла серьезные потери с тех пор, как неподалеку произошел разлив нефти[2]. Позже  возле берегов Филиппин затонул танкер с 1800 тоннами мазута. Нефтепродуктами было загрязнено 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 га мангровых лесов, 60 га плантаций водорослей. Среди загрязненных нефтью - морской резерват Таклонг (на территории которого обитают 29 видов кораллов, 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч семей, что составляет 15 тысяч человек[3]. За год до этого у острова Семирара произошла авария на барже перевозившей мазут для национальной энергетической корпорации, тогда разлилось 200-300 тонн мазута, были загрязнены десятки километров побережья, без источников пищи и средств к существованию остались тысячи людей[4].

По мимо угрозы разлива  нефти с танкеров, существует так же мелкие разливы в нефтепроводах, которые перекачивают нефти из нашей страны в другие. Не так давно обсуждался вопрос о прокладке трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан, который должен был проходить через Байкал. Компания ООО "Транссибнефть заявляла о чрезвычайно высокой надежности своей работы.  Но реальная аварийность на нефтепроводах "Транснефти" гораздо выше, чем заявляемые фантастические 0,04 случая на 1000 км в год. За период с 2005 по 2006 год произошло около 20 случаев разлива нефти[5]. 

Компания "Транснефть" рассматривает в качестве аварий ситуации, которые согласно действующим нормативным документам должны относиться к чрезвычайными ситуациям. Положения этого документа, который называется "Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации" утверждены приказом МПР России от 03.03.2003 N156. Если для отнесения разлива нефти и нефтепродуктов на поверхности водных объектов (за исключением торфяных болот) достаточно 0,3-1,5 т нефти, то на местность, в том числе в болота, можно лить гораздо больше. Для источника загрязнения "нефте- и продуктопроводы" на территории населенных пунктов можно разлить до 30 т нефти на поверхность с твердым покрытием и до 15 т - на поверхность без твердого покрытия, чтобы это не считалось чрезвычайной ситуацией. На прочие территории можно разливать до 7 т. Правда, в водоохранных зонах водных объектов чрезвычайным считается любой факт разлива[6].

Экологическая проблема так же разгорается вокруг проекта Сахалин

vunivere.ru

Разлив нефти в ЯНАО грозит экологической катастрофой .

Разлив нефти в Ямало Ненецком Автономном округе удалось остановить. Но, как считают экологи, он может привести к региональной экологической катастрофе и разрушить планы властей по разведке месторождений в Арктике.В результате аварии на месторождении имени Романа Требса в Ненецком автономном округе на поверхность попало около 3 тысяч тонн нефти. Об этом сообщил "Интерфаксу" источник в окружной администрации. Официальные источники пока это не подтверждают. Нефть разливалась в течение двух с половиной суток. Авария произошла 20 апреля, в тот момент, когда рабочие пытались расконсервировать разведочную скважину, из нее хлынул фонтан около 20 метров в высоту. На следующий день на месторождение прибыли спасатели, но остановить утечку удалось лишь спустя сутки. Пострадавших в результате аварии не было. И сейчас специалисты пытаются вычислить, какая площадь была загрязнена. Разлитую нефть временно складируют в специальном хранилище, которое находится недалеко от скважины. Потом планируется построить отвод, при помощи которого нефть можно будет направить в систему нефтепроводов. Лицензией на право разработки и добычи нефти на аварийном месторождении владеет компания "Башнефть‑Плюс". Эти скважины считаются одними из самых крупных среди разведанных континентальных месторождений в России. Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела "Гринпис", предположил, какие последствия будут после этого разлива.

Чупров: Это, конечно же, много. Для сравнения, это примерно половина железнодорожного состава с нефтью. Все это попало в экосистемы тундры. Это Арктика, далеко за полярным кругом, это фактически дверь в морскую часть Арктики, куда рвется сейчас наш бизнес, в том числе компания "Лукойл", которая является совладельцем этой аварийной скважины. Можно сказать, что эта авария – еще одно доказательство, почему нефтяные компании, государство, МЧС – никто, (не только в России, кстати, но и за рубежом) не готовы к тому, чтобы обеспечить нормальный уровень безопасности нефте-, газодобычи в условиях Арктики, особенно в морской части Арктики. То, что сейчас активно пропагандируют и пиарят нефтяные компании, что все будет нормально, есть наилучшие практики - норвежский, аляскинский опыт.   Чупров добавил, что исходя из типичной российской практики, компания, которой принадлежит месторождение, отделается минимальными штрафами, лицензии ее не лишат, и они продолжат работать в том же режиме. Так как местное население, которое страдает от разливов, не осилит судебные тяжбы с нефтяной корпорацией. 

Источник: tvrain.ru

zonalife.ru

Разливы нефти: борьба на законодательном уровне

В Татарстане нефтяная компания скрыла факт разлива нефти на одной из скважин. Разлив нефти произошел 28 сентября 2014 года на скважине, расположенной возле населенного пункта Старые Киязлы Аксубаевского района Татарстана. Площадь разлива составила около 100 квадратных метров.

В нарушении требований нормативно-правовых документов эксплуатирующая скважину организация не передала сообщение об инциденте в Ростехнадзор.В ходе выездной проверки, организованной ведомством, сообщение о разливе нефти подтвердилось.

Надзорным органом были составлены протоколы в отношении должностного лица, а также юридического лица — «Нурлатнефти». Документы направлены в суд для назначения меры наказания в отношении нарушителей.

В настоящее время Приволжское управление Ростехнадзора совместно с эксплуатирующей организацией ведет расследование инцидента, чтобы установить причины случившегося.

Ранее портал ProKazan.ru писал о том, что в Республике Татарстан парень «продырявил» нефтепровод, чтобы качать нефть к себе на базу. Молодой человек, используя заранее приготовленные инструменты, изготовил на отрезке нефтепровода в Верхнеуслонском районе Татарстана несанкционированную врезку, тем самым повредив его целостность.

Разливы нефти приводят не только к прямым экономическим потерям (утрата нефти и нефтепродуктов как товара), но и к более существенным материальным и нематериальным потерям, связанным с негативным воздействием на окружающую природную среду и население. Подобное воздействие негативно отражается на здоровье конкретного человека. Вместе с тем при определенных условиях разливы нефти и нефтепродуктов приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые де-факто можно считать катастрофами, являющиеся катализаторами возникновения не только экономических, но и крупных социальных и экологических потерь как для самого «виновника» разлива, так и для окружающего его пространства, а, следовательно, государства в целом.

Исторически сложилось так, что большая часть имеющейся нефтяной инфраструктуры России (в частности, трубопроводы) была создана в середине-конце прошлого века и к настоящему времени порядка 30% этих трубопроводов в России имеют 30-летний срок эксплуатации, и не отвечают современным требованиям безопасности. Такая ситуация усугубляет аварийность в нефтяной отрасли. Свидетельством этого является официальная ежегодная статистика разливов и чрезвычайных ситуаций, находящая свое отражение в отчетах различных органов власти.Основными причинами большого количества и объемов разливов нефти и нефтепродуктов в организациях, происходящих в результате аварий, можно назвать:

- изношенность основных фондов;- неоперативное реагирование на аварии и происшествия и последующая не слаженность действий при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;- недостаточность, а порой и полное отсутствие сил и средств, необходимых для предупреждения разливов нефти и нефтепродуктов, своевременного реагирования на них, локализации и ликвидации последствий.

Первая из причин – это общий бич всей отрасли: ежегодно ремонтируется и заменяется не более 2% трубопроводов, а они по статистке являются наиболее уязвимыми в плане возникновения разливов.

Вторая и третья причины практически в полной мере результат безответственного, а порой и халатного отношения к своим обязанностям «ответственных» должностных лиц. Об этом свидетельствуют результаты проверок организаций. Так, по состоянию на начало 2010 года в России зарегистрировано более 1,5 тысяч организаций, эксплуатирующих порядка 40 тыс. производственных объектов, связанных с нефтью и нефтепродуктами, однако только 35% из них разработали и ввели в действие планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

По некоторым данным нефтяникам удается скрывать 90% случаев аварий.Чаще всего это связано с тем, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации все разливы нефти и нефтепродуктов подразделяются по массе на чрезвычайные ситуации и не чрезвычайные ситуации без внимательного учета характера и особенностей проявления со временем негативных последствий.Вследствие этого подавляющее большинство таких разливов выпадает из поля зрения контролирующих органов и общественности.

На сегодняшний день на практике предприятия и организации делают всё возможное, чтобы уделять минимум внимания вопросам предупреждения, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Предприятиям необходимо развивать подразделения реагирования, совершенствовать технологию предупреждения и локализации разливов нефти и нефтепродуктов, совершенствовать переработку отходов и т.д.

В 2000 году на основе зарубежного опыта и международного законодательства было принято Постановление Правительства от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (с изменениями от 15.04.2002 г.).

28 декабря 2004 года был разработан и подписан приказ МЧС России №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», зарегистрированный в Минюсте 14.04.2005 года за номером 6514.

Одним из важнейших аспектов минимизации последствий разливов нефти и нефтепродуктов является требование о поддержании в готовности сил и специальных технических средств прежде всего для локализации произошедшего разлива и его последующей ликвидации. Это значит, что предприятия и организации должны постоянно заботиться о том, чтобы в необходимой близости от объекта находились специально обученные люди со специальной техникой и оборудованием, которые могли бы оперативно, а главное качественно реагировать на произошедшие разливы нефти и нефтепродукты и не допускать усугубления последствий таких разливов для окружающей среды и систем жизнеобеспечения населения.

Для минимизации количества потенциально привлекаемых спасателей и специалистов разумно было бы в качестве средств локализации использовать, предварительно организовав, специальные инженерно-технические сооружения, а возможно и устройства, способные естественным путем улавливать и тем самым локализовывать разливы нефти и нефтепродуктов.

Для объектов, расположенных на суше, возможно использовать и иные технические решения, подсказываемые в том числе особенностями рельефа местности. Словом, планирование мероприятий не должно носить формальный характер, а вариантов минимизации последствий разливов можно найти множество, оптимизируя решения.

Отметим тот факт, что вышеозначенные вопросы оказались достаточно затеряны в перегруженных рассуждениями и излишней информацией планирующих документах, то есть в Планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Этот недостаток потребовал внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Кроме того необходимость согласования и утверждения такого плана в огромном количестве государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления серьезным образом забюрократизировало процесс разработки планов и их введения в действие.

В конце 2010 года разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предполагается утвердить «Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне», которые основаны на опыте предыдущих десяти лет правоприменительной практики в этой области.

Необходимо чтобы регулирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти осуществлялось прежде всего самими нефтяными компаниями, предприятиями и организациями для достижения цели становления экологически и социально-ответственного бизнеса, а регулирование и контроль со стороны государства не превращались в самоцель и проводились с учетом особенностей вида деятельности организаций и места расположения объектов нефтяной отрасли.

Стоит вспомнить о ситуации сложившейся в Самарской области в 2006 году.Из-за несанкционированной врезки в магистральный нефтепровод Самара-Тихорецк, принадлежащий ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы", произошел разлив около 4 т нефти.Вытекшая из нефтепровода нефть загрязнила почву на площади около 4 га, однако угрозы ее попадания в водоемы нет.

Участок магистрального нефтепровода перекрыли, утечка была прекращена.На месте разлива провели работы представители Комитета экологии и МЧС, а также аварийная бригада.Ликвидацию последствий катастрофы взяло на контроль Главное управление МЧС России по Самарской области.

ecoindustry.ru

ecoindustry.ru

uralenerdgi.ru

rpeviewPicture: 

eco63.ru