Несколько причин, почему дешевая нефть – не всегда благо. Экономическое благо нефть


Кто сказал, что дешевая нефть

Пока эксперты продолжают читать мантру о пользе дешевой нефти для мировой экономики и для экономики США, опровержения этой теории продолжают поступать повсеместно. Приведем еще один пример.

Для наглядности издание MarketWatch предлагает взглянуть на динамику одного из старейших фондовых индексов - транспортного Dow Jones. Накануне он упал почти на 1,5%, но и на более длительном промежутке времени картина не впечатляет. Во всяком случае о пользе для экономики тут говорить вряд ли приходится.

Источник: Marketwatch

Итак, если бы дешевая нефть действительно положительно влияла на экономику, первым делом это должно было бы отразиться в транспортом секторе. Однако этого не происходит. За последние пять недель нефть подешевела примерно на 20%, снизился и транспортный Dow Jones. Конечно, он не рухнул так же сильно, как и сами цены на энергоносители, но и о росте речи вроде бы не идет.

Почему был выбран именно транспортный сектор? Традиционно именно он является опережающим индикатором для всей экономики. Кстати, именно на этом и основана теория Доу. Более того, несколько лет назад Бюро транспортной статистики США провело исследование и даже создало специальный индекс Transportation Services Index, который используют в качестве опережающего индикатора.

Дополнительные исследования гласят, что за последние 30 лет этот индекс предсказывал экономический спад за 4-5 месяцев до его наступления.

К огромному сожалению, Transportation Services Index публикуется с огромным временным лагом. Так, например, последний раз он был опубликован в ноябре прошлого года. Впрочем, это и не столь важно, поскольку он имеет существенную корреляцию с Dow Jones Transportation Average и его слабая динамика не может не вызывать опасений.

Если же вспомнить о теории Доу, то стоит отметить, что в последние года она не очень-то и работает. Рынок акций сильно изменился во многом благодаря бесчисленным программам количественного смягчения. Так или иначе, согласно теории индекс Dow Jones и его транспортный коллега Dow Jones Transportation перед падением должны показать бурный рост. Все эти составляющие мы уже видели, и на закрытие среды оба индикатора теряли от своих абсолютных максимумов около 4%. Возможно, в этот раз теория сработает и американский рынок акций перейдет к более сильному снижению.

www.vestifinance.ru

Кто сказал, что дешевая нефть

Пока эксперты продолжают читать мантру о пользе дешевой нефти для мировой экономики и для экономики США, опровержения этой теории продолжают поступать повсеместно. Приведем еще один пример.

Для наглядности издание MarketWatch предлагает взглянуть на динамику одного из старейших фондовых индексов - транспортного Dow Jones. Накануне он упал почти на 1,5%, но и на более длительном промежутке времени картина не впечатляет. Во всяком случае о пользе для экономики тут говорить вряд ли приходится. Итак, если бы дешевая нефть действительно положительно влияла на экономику, первым делом это должно было бы отразиться в транспортом секторе. Однако этого не происходит. За последние пять недель нефть подешевела примерно на 20%, снизился и транспортный Dow Jones. Конечно, он не рухнул так же сильно, как и сами цены на энергоносители, но и о росте речи вроде бы не идет.

Почему был выбран именно транспортный сектор? Традиционно именно он является опережающим индикатором для всей экономики. Кстати, именно на этом и основана теория Доу. Более того, несколько лет назад Бюро транспортной статистики США провело исследование и даже создало специальный индекс Transportation Services Index, который используют в качестве опережающего индикатора.

Дополнительные исследования гласят, что за последние 30 лет этот индекс предсказывал экономический спад за 4-5 месяцев до его наступления.

К огромному сожалению, Transportation Services Index публикуется с огромным временным лагом. Так, например, последний раз он был опубликован в ноябре прошлого года. Впрочем, это и не столь важно, поскольку он имеет существенную корреляцию с Dow Jones Transportation Average и его слабая динамика не может не вызывать опасений.

Если же вспомнить о теории Доу, то стоит отметить, что в последние года она не очень-то и работает. Рынок акций сильно изменился во многом благодаря бесчисленным программам количественного смягчения. Так или иначе, согласно теории индекс Dow Jones и его транспортный коллега Dow Jones Transportation перед падением должны показать бурный рост. Все эти составляющие мы уже видели, и на закрытие среды оба индикатора теряли от своих абсолютных максимумов около 4%. Возможно, в этот раз теория сработает и американский рынок акций перейдет к более сильному снижению.

www.vestifinance.ru

благо или проклятие для экономики?

Для России усилиями либералов она стала чуть ли не единственным источником жизни и счастья

Мы каждый день слышим с экранов телевизоров, из интернета и газет о том, как влияет цена нефти на нашу жизнь. В чем-то тут спорить сложно - поскольку для России, скажем, усилиями наших, прости Господи, либерал-реформаторов, она стала чуть ли не единственным источником жизни и счастья. Но это только для России - а что для других стран?

Относительно США мы сегодня слышим как о том, что им позарез нужно сегодня цену на нефть опустить (чтобы вернуть производство в страну), так и то, что цены на нефть им нужно поднять. Только в отношении Евросоюза, в общем, все согласны в том, что ему выгодно цены на нефть опустить. И поскольку есть серьезный разнобой, то давайте попробуем в ситуации разобраться.

Прежде всего, нужно отметить, что нефть - это промежуточный продукт. Ее никто не пьет и не ест, ее используют для того, чтобы производить товары и услуги. Это значит, что ее цена, во-первых, влияет на себестоимость товаров и услуг, и, во-вторых, создает некоторую прибыль, которая перераспределяется в экономике. Причем, что довольно естественно, весь объем денег, на который увеличивается себестоимость продукции из-за роста цен на нефть, возвращается обратно в экономику - либо через расходы государства (то, что оно забирает себе в виде налогов и акцизов), либо - как прибыль компаний, которые эту нефть производят.

Отсюда самый главный вывод: если рассматривать мировую экономику в целом, то цена на нефть на нее влияет мало, она лишь перераспределяет средства между отраслями и регионами. Но вот влияние на отдельные регионы... Вот, скажем, выгодно ли России повышение цен на нефть? Кажется ответ на этот вопрос однозначен. Но давайте порассуждаем.

Прежде всего отметим, что, усилиями уже упомянутых реформаторов, значительная часть отраслей, обслуживающие нефте- и газодобычу, выведена из страны. А поскольку стоимость их услуг с ростом цены на нефть тоже растет, и иногда быстрее, чем сама нефть, то не исключено, что большая часть прибавки к стоимости нефти уйдет за пределы России. А если еще учесть, что уровень деградации российской экономики при этом вырастет - то вероятность такого перераспределения становится еще выше.

Есть и еще один фактор. Рост цен на нефть вызывает инфляцию издержек в производстве практически любого товара. С учетом того, что значительная часть потребительских товаров в России получается по импорту, существенная часть дополнительных нефтяных доходов, которые перераспределяются в экономике нашей страны, тоже уйдет за рубеж. Не говоря уже о том, что значительную часть своих денег наши компании держат за рубежом - что тоже оказывает свое влияние не перераспределение доходов не в нашу пользу.

Иными словами, вывод, который можно сделать, выглядит примерно так: да, рост цен на нефть, скорее всего, оказывает позитивное влияние на нашу экономику, но, весьма возможно, все менее и менее значимую по мере достижения некоторого уровня цен. Отмечу при этом, что я здесь принципиально не привожу цифры - во-первых, они далеко не все известны, во-вторых - речь идет только о теоретических рассуждениях.

Теперь посмотрим на США. Казалось бы, снижение цен на нефть - это уменьшение себестоимости производства, вещь заведомо выгодная для американского потребителя. Однако, тут есть свои сложности. Во-первых, сокращаются налоговые поступления в бюджет. Наплевать, скажут некоторые, ФРС компенсирует, однако это не совсем верно, поскольку вмешательство ФРС (то есть эмиссия) почти наверняка увеличит стоимость спекулятивных активов, то есть стоимость нефти.

Во-вторых, упадут доходы американских компаний, связанных с нефтяным сектором. Причем доходы не только внутриамериканские, но и внешние, например, от России. Отметим, кстати, что политика американских властей направлена именно на снижение цены на нефть в США, а не в мире! Как следствие, они начнут сокращать рабочие места, сокращать зарплаты, что уменьшит покупательную способность американских домохозяйств. При этом совокупное падение спроса может оказаться сильнее, чем выигрыш от падения себестоимости продукции - то есть выигрыш в одном месте обернется поражением в другом. И будет ли иметь смысл в возвращении производств обратно в США, если спрос будет падать?

В-третьих, существенно упадет активность нефтяных и связанных с ними компаний в инвестиционной сфере. Тут оценить совокупный эффект совсем сложно, можно только отметить что он явно имеет место. И не исключено, что в нынешней ситуации, когда желающих вкладываться куда-то становится все меньше (поскольку прибыль становится получить все труднее), сокращение такого привычного источника прибыли, как нефтяной сектор, может стать весьма и весьма заметным.

Повторю еще раз: нефтяная отрасль - это инструмент перераспределения денег в экономике, и не исключено, что интегральный эффект от снижения цен на нефть может оказать, скажем, на потребительский сектор не позитивный,а негативный эффект. При этом точно его рассчитать достаточно сложно, поскольку нет ни более или менее эффективных межотраслевых моделей экономики (они все сильно отстают по времени от реальной ситуации), нет точного расчета по притоку-оттоку капитала в условиях изменения нефтяных цен, и практически невозможно предсказать политику компаний в современной ситуации.

Будь у нас стабильная на протяжении многих лет экономика, с более или менее изученными межотраслевыми связями, еще можно было бы что-то оценивать, но в условиях острого структурного кризиса и постоянно меняющейся обстановки, сделать это практически невозможно.

В общем, мы получаем, что банальные рассуждения на тему о том, хорошо это или плохо - рост/падение цен на нефть, не могут дать никакого внятного ответа. Это, кстати, хорошо видно на результатах прогноза нефтяных цен, которыми часто грешат разные рыночные «гуру». Понятно, что в большинстве случаев это не экспертное мнение, а попытка так или иначе повлиять на рынок, но сути дела это не меняет: качество таких прогнозов крайне низкое. И вряд ли оно принципиально изменится.

Есть, конечно, еще одна версия, что все дело в некоторых конспирологических действиях тайных манипуляторов рынка. Я даже думаю, что что-то в этой версии есть - руководители крупнейших нефтяных компаний и банков, которые контролируют рынок нефтяных фьючерсов (а их всего несколько штук) действительно могут оказывать какое-то локальное влияние на рынок. Но именно что локальное - поскольку идти против тенденции стоит колоссальных денег, а предсказать тенденцию, скорее всего, невозможно. Впрочем, может быть, я и ошибаюсь.

http://www.km.ru/v-rossii/2012/11/2...tie-dlya-ekonom

rulepanel.ru

примеры. Экономические блага и их классификация

На современном этапе развития хозяйства отмечается значительное увеличение масштабов потребления разнообразных природных ресурсов. Вместе с этим резко усложняется процесс взаимодействия общества и окружающей среды.

Основные проблемы

Вследствие техногенного влияния на природу расширяется и становится более интенсивным проявление специфических антропогенных явлений. Сегодня энергетические, топливные, сырьевые, водные и экологические проблемы в целом настолько обострены, что вышли за пределы отдельных регионов, приобретя глобальный масштаб. В связи с этим особое значение приобретает исследование мирового природно-ресурсного потенциала, запасов отдельных государств. Не последнее место занимает и тщательный анализ хозяйственных систем, которые сложились в разных структурах современного сообщества, и их использования. В настоящее время необходима разработка четкого плана оптимального освоения природных богатств.

Понятие экономического блага

У каждого человека есть те или иные желания. Они делятся на две категории: материальные и духовные. Следует, однако, сказать, что данное разделение в большей степени условно. Так, сложно точно сказать, к материальной или духовной категории относится потребность в знаниях. Тем не менее разделение вполне возможно. Экономические потребности и блага – две связанные категории. Первые отражают то, к чему стремится человек. В свою очередь, экономическим благом является свойство предмета, которое способно удовлетворить желания людей. Данная категория считается основополагающей в теории развития хозяйствования любой страны.

Особенности

На заре становления государственности человечеству были доступны свободные и экономические блага. К первым относится все то, что естественным образом существует в природе и может удовлетворять желания людей. Однако с течением времени соотношение, в котором находились свободные и экономические блага, стало изменяться в пользу последних. Другими словами, практически все желания людей стали удовлетворяться за счет производства. В условиях рынка, где материальные (экономические) блага продаются и покупаются, их именуют услугами и товарами (чаще просто продукцией, продуктами).

Соотношение категорий

Человечество устроено таким образом, что его экономические потребности и блага, которые находятся в его распоряжении, обычно не равны по объему. Как правило, первые превышают вторые. Специалисты говорят даже об особом принципе – "законе возвышения". Он означает, что потребности вырастают быстрее, чем производятся блага. В большей степени это возникает вследствие того, что после удовлетворения одних желаний у людей появляются другие. В традиционном обществе в первую очередь требуются необходимые для нормальной жизнедеятельности людей экономические блага. Примеры их встречаются ежедневно. Это, в частности, продукты питания, одежда, простейшие услуги, жилье.

Закон Энгеля

Он указывает на прямую связь между типом приобретаемых продуктов и уровнем дохода людей. Данная теория была доказана еще в 19-м веке прусским статистом Эрнестом Энгелем. В соответствии с его утверждениями, которые подтверждает практика, при повышении абсолютной величины дохода доля, которая расходуется на услуги и товары первой необходимости, уменьшается. При этом увеличиваются затраты на продукты, которые нужны меньше. В качестве самой первой потребности выступает пища. В связи с этим, закон Энгеля выражается в том, что с повышением доходов снижается доля, расходуемая на продовольствие. При этом увеличивается часть, идущая на приобретение прочих товаров, в особенности услуг, выступающих как продукты не первой необходимости. В результате можно сделать вывод, что если рост потребностей постоянно обгоняет выпуск экономических благ, то первые становятся безграничными, до конца неутолимыми. Вместе с этим, можно сказать и другое. В частности, если экономические блага и ресурсы ограничены, то в них меньше нужды. Это, в свою очередь, обуславливается небезграничностью многих природных запасов, недостатком рабочей силы, малой производственной мощью и слабым финансированием. Другими словами, производство отстает от нужд в связи с ограниченностью возможностей и запасов.

Экономические блага и их классификация

Поскольку человечество не может жить, не удовлетворяя своих нужд, то основным вопросом теории хозяйствования в любой стране выступает проблема производства. Выпуск продукции обуславливается неиссякаемыми потребностями людей, которые требуют удовлетворения. Нужды человечества различны. Для их удовлетворения требуются разные экономические блага (примеры их будут приведены ниже). Для производства какой-либо продукции необходимы определенные затраты. Для лучшего понимания, экономические блага и их классификация должны рассматриваться отдельно. Это позволит в дальнейшем сделать верные выводы при изучении предмета производства в целом. Следует отметить, что не все объекты выступают как экономические блага. Примеры их довольно известны – это воздух, вода, земля. Сейчас их достаточно, чтобы удовлетворить нужды людей. Экономические блага ограничены. Их не хватает для удовлетворения нужд населения. Следует здесь отметить, что способность удовлетворять потребности еще не делает объект благом. Это свойство должно быть осознано человеком.

Основные категории

Сегодня существует большое разнообразие благ. В частности, они могут быть:

  • Общественными и индивидуальными.
  • Материальными и духовными.
  • Настоящими и будущими. Первые в данном случае находятся в реальном непосредственном распоряжении людей. Вторые могут использоваться, соответственно, в будущем. На практике человек предпочитает настоящие блага. Из данного приоритета исходят разные теории о доходе.
  • Экономическими и неэкономическими.
  • Прямыми и косвенными. В этом случае первые направлены на удовлетворение некоторой потребности и не нуждаются в преобразовании. Вторые выступают как средство. Они называются еще производительные экономические блага. Примеры их: строения, оборудование, промышленные сооружения и т.д. Данное разграничение тем не менее считается весьма условным.
  • Краткосрочными и долговременными. Первые могут быть использованы для удовлетворения определенной потребности только единожды. Долговременные блага рассчитаны на многократное применение. Они потребляются постепенно и способны удовлетворять одну и ту же потребность несколько раз.
  • Взаимозаменяемыми и взаимозаполняемыми (комплиментарными). Первые способны заменять друг друга при потреблении. Взаимозаполняемые же могут удовлетворить нужды только тогда, когда используются совместно. Любое экономическое благо находится в определенной дополняющей или заменяющей связи с другими.

Все объекты, удовлетворяющие нужды, попадают разные категории:

  • По способу предоставления в распоряжение они делятся на вещи и услуги. Первая категория представлена осязаемыми продуктами природы или деятельности людей. Услугой считается человеческая активность, направленная на удовлетворение чьих-то нужд.
  • По характеру потребности выделяют материальные и духовные объекты. Последние – это услуги или вещи, удовлетворяющие социальные, духовные нужды (информационные, образовательные, культурные, научно-исследовательские, коммуникационные и прочие). Первые, соответственно, реализуют материальные потребности.
  • По редкости выделяют общедоступные и ограниченные.

Характеристики категорий

Как выше было сказано, блага могут быть материальными и духовными. В основе данного деления лежат физические свойства того или другого объекта. Так, существуют вещи, материально осязаемые. Их можно увидеть и определить их физические характеристики. Также в мире присутствуют и "бестелесные объекты", "идеальные". Они удостоверяются в обязательном порядке документом, закрепляющим соответствующие права на них. Материальные блага (одежда, полноценная еда) не встречаются в открытом виде в природе. Получить их человек может посредством производственного процесса, преобразовав природное сырье. Для того чтобы таких благ стало больше, нужно предпринять дополнительные действия. В этом состоит сущность необходимости производства. Нематериальные блага усваиваются людьми без какого-либо усилия. Они присутствуют в среде обитания в готовом виде. Такие объекты также обладают способностью действовать на развитие человеческих умений и навыков. Материальные и духовные блага разделены на:

  • Внутренние (слух, голос и прочее, что дано природой, и человек развивает их сам).
  • Внешние (деловые связи).

Производственные средства

Для изготовления какой-либо продукции или выполнения услуги необходимы ресурсы. Они подразделяются на следующие категории:

  • Природные. К ним относят все, что есть в окружающей среде.
  • Материальные. В данную категорию входят земля или сырьевой капитал.
  • Трудовые. К ним относят предпринимательские, профессиональные способности и навыки людей, занятых в производстве и сфере услуг.

В заключение

Все экономические факторы, ресурсы имеют одно общее свойство – ограниченность. Однако данная характеристика считается относительной. Ограниченность означает, что ресурсов обычно меньше, чем нужно для удовлетворения потребностей на определенном этапе хозяйственного развития. Вследствие этого имеет место недостаточность объема производства. Промышленность не может выпустить все товары и услуги, которые хотелось бы получить человечеству. Ограниченность считается ограниченной и вследствие того, что уровень научно-технического развития определяет пределы использования тех или других ресурсов (например, устанавливает глубину переработки нефти).

fb.ru

горе или благо – Вести Экономика, 15.12.2014

Последние несколько месяцев были отмечены падением цен на нефть: цена на нефть марки "Брент" решительно опустилась ниже $80 за баррель, а по состоянию на сегодняшний день установила 5-летний минимум, упав до $60 за баррель. Поскольку члены ОПЕК не договорились о сокращении добычи нефти, а спрос на нее в условиях низкого потенциала роста экономики упал, инвесторам, по-видимому, следует исходить из того, что цены на нефть могут на длительный срок опуститься ниже того уровня, к которому они привыкли за последние 3 года. Хорошая это новость или плохая? Вопрос в обзоре задают аналитики швейцарского банка Lombard Odier.

Крупнейший мировой потребитель

Хотя раньше низкие цены на нефть, как правило, были для нее благоприятны, не все периоды падения этих цен приводили к ускорению национального экономического роста. Фактически, если снижение цен, обусловленное ростом предложения при эластичном спросе, позитивно, то снижение спроса настораживает. Так что же происходит сегодня? Несмотря на небольшое сезонное снижение мирового спроса в октябре, растущее предложение, очевидно, было основополагающим фактором, определявшим падение цен в последние несколько месяцев. И пока это так, низкие цены на нефть выгодны для потребителей энергоносителей.

Что касается США, звучат утверждения, что эта страна, производящая и экспортирующая намного больше энергоносителей, чем в прошлом, не выиграет от низких цен на нефть. Признавая этот факт, следует отметить и то, что США остаются нетто-импортером энергоносителей, и падение цен на нефть Брент со $115 до $70 за баррель означает для страны годовую экономию в размере 0,4% ВВП США. В 2006 г. такая экономия была бы больше (1,0%), но и сейчас ее никак не назовешь пренебрежимо малой, особенно при низком потенциале мирового экономического роста. Кроме того, в разрезе внутреннего рынка низкие цены на нефть приведут к переходу экономических благ от производителей к потребителям. Поскольку на долю последних приходится почти 70% ВВП и они более склонны к переводу сбережений в расходы, чем производители, ВВП будет расти опережающими темпами.

Мир: победители и проигравшие

А как насчет остального мира? Кто выиграет, а кто проиграет? Чистые экспортеры нефти, конечно, пострадают, а чистые импортеры окажутся в плюсе. На графике показаны 33 крупнейшие экономические системы мира, ранжированные по величине положительного/отрицательного сальдо купли-продажи нефти. Неудивительно, что Ближний Восток проиграет в наибольшей степени, хотя этот регион и защищен крупными бюджетными профицитами. Для России ситуация гораздо более проблематична, и обвал цен на нефть вне всякого сомнения ускорит скатывание страны в состояние рецессии.

В то же время большинство мировых экономик являются нетто-импортерами/потребителями нефти и, следовательно, выиграют от резкого падения цен на нефть. Поэтому следующий шаг в выявлении тех, кто выиграет больше всего, – это анализ доли энергоресурсов в индексах потребительских цен. Чем выше эта доля, тем выгоднее складывающаяся ситуация. Как показано на следующем графике, Индия и ряд стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд) находятся в выгодном положении. Турция тоже должна приветствовать низкие цены на нефть, которые дадут ей возможность снизить солидный дефицит текущих статей платежного баланса, существующий в настоящее время, и эффективнее контролировать инфляционное давление. Наконец, для экономик Восточной Европы (Польши, Венгрии, Чешской Республики), а также ряда центральноевропейских стран (Испании, Германии) дешевая нефть станет хорошим толчком к развитию.

Инвестиционные возможности

Таким образом, учитывая все рассмотренные факторы, низкие цены на нефть выгодны для мировой экономики. Какие возможности открываются для инвесторов? Низкие цены на энергоресурсы увеличивают покупательную способность потребителей. В США в прошлом периоды отрицательной доходности нефти были связаны с периодами, когда потребительский индекс MSCI Consumer Discretionary и фондовый индекс Staples опережали фондовый индекс MSCI US (см. график 4). Поэтому с нашей точки зрения покупка акций компаний, работающих на потребительском рынке США, – отличный способ заработать на снижении цен на нефть в долларовом эквиваленте.

www.vestifinance.ru

Несколько причин, почему дешевая нефть

Дешевая нефть не лекарство от всех экономических болезней. Особенно когда речь идет о слишком резком падении котировок, которое мы наблюдаем этой осенью. К такому выводу пришел портал MarketWatch, за спиной которого стоит Wall-Street Journal, а следовательно, Руперт Мердок.

Когда речь заходит о дешевой нефти, всегда интересно узнать мнение зарубежных коллег. И на этот раз они решили написать не о позитивных последствиях дешевого барреля, а о проблемах, которые текущая ситуация на энергетическом рынке может породить.

Напомним, что цены на сырье упали, после того как стало ясно, что Саудовская Аравия не только не снизит добычу, но и продолжит демпинговать в попытке привлечь азиатских игроков и, возможно, протестировать на прочность американскую сланцевую революцию. В конце августа нефть стоила более $100, сегодня котировки Brent приблизились к $65 за баррель.

Эксперты, опрошенные Market Watch, выделяют пять основных негативных факторов, связанных с падением нефтяных котировок. Оказалось, что основной проблемой станет геополитическая нестабильность. Те государства, которые больше других страдают от распродаж на рынке углеводородов, могут потянуть экономическую и политическую систему мира за собой в пучину рецессии. И речь идет не только и даже не столько о России.

1. Хрупкие государства окажутся на грани распада

Ирак, Сирия, Ливия – все эти страны находятся в непростом положении, и все в той или иной степени зависят от нефтяных котировок. “Исламское государство”, контролирующее ряд нефтеносных районов Ирака, получает миллионы долларов от экспорта сырья. При этом США не бомбят месторождения нефти и не могут полностью остановить нелегальную перепродажу, так что ИГ в любом случае получит достаточно денег. А вот официальные власти Ирака нуждаются в дополнительном притоке денег в казну. Отдельно стоит поговорить и о Ливии, которая с трудом восстанавливает инфраструктуру после свержения Каддафи. Здесь тоже действует мощная группировка боевиков, контролирующая часть экспорта. В то же время официальные власти надеются на нефтяные доходы как на один из основных двигателей экономики. В сложнейшей ситуации оказалась и Нигерия, после того как США перестали закупать ее нефть.

2. Политические системы не готовы к дешевой нефти

Не только перечисленные выше страны, но и такие государства, как, например, Венесуэла, не приспособлены к выживанию в условиях снижения нефтяных котировок. Политические системы не были нацелены на реформы, но позволяли обеспечивать народу достойное существование благодаря экспорту. Теперь это невозможно. Значит, могут разрушиться и те страны, в которых пока не идет борьба за власть и нет мощных террористических группировок. Венесуэла для верстки сбалансированного бюджета должна иметь возможность продавать сырье по $160 за баррель. Если бы цены снижались медленно, можно было бы избежать потрясений.

3. Слабые государства не получат поддержку от сильных

У ряда стран есть более сильные и стабильные союзники, помогающие им материально или субсидирующие импорт нефти. Сирию поддерживают Россия и Иран, Иордания и Ливан получают помощь от Саудовской Аравии. Куба, Белиз и еще ряд стран привыкли рассчитывать на субсидии от Венесуэлы, которая готова прийти на помощь единомышленникам, даже если сама находится в непростой ситуации. Если котировки долгое время будут оставаться на низком уровне, реципиенты “нефтяной помощи” могут потерять этот экономический бонус.

4. В странах, зависящих от нефти, быстро растет население

Средний возраст гражданина Сирии – 21 год. Несмотря на ряд негативных причин, таких как недостаточно хорошо развитая медицинская система и вооруженные конфликты, “молодость нации” объясняется в первую очередь именно высокой рождаемостью. В Нигерии население и вовсе увеличивается на 3% в год. Чем больше и моложе население, тем больше шансов, что оно будет протестовать. Теоретически рост экономически активной прослойки общества должен трансформироваться в рост ВВП, но нестабильная политическая ситуация, усугубившаяся из-за удешевления нефти, превращает трудовое население в воинов.

5. Нет смысла перестраивать экономику под дешевую нефть

В данный момент сложно предсказать, что произойдет с котировками в долгосрочной перспективе. Если бы мы знали наверняка, что баррель нефти не подорожает, страны могли бы запустить программы реформ, основанные на дешевой энергии. Однако Саудовская Аравия и другие участники нефтяной игры могут повести себя непредсказуемо. Саудиты могут попробовать удержать котировки на минимальных уровнях, чтобы обанкротить компании, задействованные в сланцевых проектах США. В итоге это приведет к росту на нефтяном рынке, если Америка снизит добычу, только опять-таки непонятно когда. А Иран может освободиться от санкций и вбросить на рынок дополнительный миллион баррелей в день. Где и когда будет найден баланс – вот в чем вопрос. Видимо, в ближайшие годы рынок будет отличаться волатильностью, что плохо для любых экономических реформ.   :///

Источник

teknoblog.ru