Казахстан может стать одним из крупнейших экспортеров нефти - мнение. Экспорт нефти из казахстана


Кызылординская область Казахстана намерена увеличить экспорт нефти

БАКУ /Trend/ - Кызылординская область Казахстана рассматривает возможность увеличения доли экспортируемой нефти с 20 до 50 процентов. Об этом сообщается во вторник на официальном портале акимата Кызылординской области.

На совещании с недропользователями региона, в котором принял участие аким (мэр) Кызылординской области Крымбек Кушербаев, были обсуждены вопросы увеличения доли экспорта нефти, добычи газа и освоения новых месторождений.

По словам Крымбека Кушербаева, 80 процентов добываемой в регионе нефти реализуется на внутреннем рынке, где цена за один баррель составляется 30 долларов, тогда как цена на экспорт - 70 долларов.

С учетом обсужденных вопросов министерству энергетики Казахстана было поручено совместно с акиматом Кызылординской области в месячный срок рассмотреть возможность обеспечения соотношения не менее 50 процентов поставок нефти на экспорт для нефтяных компаний кызылординского региона.

Кроме того, как отметил аким, в текущем году объем добычи нефти по сравнению с минувшим годом сократится еще на 600 тысяч тонн и составит 6,2 миллиона тонн.

Также аким области отметил, что по данным предварительных геологоразведочных работ имеется перспектива увеличения запасов газа на 50-70 миллиардов кубометров.

"В этих условиях одной из точек «роста» и компенсации падения добычи нефти в регионе является расширение добычи газа. Однако существующая схема продажи газа одному национальному оператору по низкой цене не покрывает даже себестоимости добычи", - сказал аким.

Между тем недропользователи региона продолжают закачивать газ в пласт либо сжигать на газотурбинных установках, то есть всячески снижают объемы добычи газа.

"Необходима экономическая мотивация для добычи газа. В связи с этим по нашему предложению Министерству энергетики РК совместно с АО «КазМунайГаз» и АО «КазТрансГаз» поручено в месячный срок рассмотреть возможность внесения некоторых изменений в принципы распределения готовой продукции газа, а именно - разрешить газодобывающим компаниям, участвующим в проекте, реализовывать 50 процентов товарного газа на внешний рынок самостоятельно, а 50 процентов обязать продавать национальному оператору на существующих условиях", - отметил аким.

Как отмечается в сообщении акимата, мероприятия по увеличению доли экспорта нефти и установлению выгодной цены на газ позволят нефтегазовым компаниям области увеличить выручку. В свою очередь полученная выручка должна направляться на разведку и бурение новых месторождений и внедрение новых технологий.

Так, перспективными направлениями поиска новых месторождений являются Приаральская, Сырдарьинская и Шу-Сарысуйская впадины.

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

www.trend.az

Ударят ли санкции США по экспорту нефти из Казахстана

06 Ноября 2017 г.

Подписание президентом Соединенных Штатов Америки Д. Трампом закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» взбудоражил энергетическое сообщество. Несмотря на прошедшее время, пока нет полной ясности относительно механизмов применения новых санкционных мер. Теоретически под санкции подпадает Каспийский трубопроводный консорциум, однако 92% прокачки по нему – это нефть, добытая в Казахстане. Однако бизнес-интересы американских корпораций едва ли позволят правительству США нанести удар по консорциуму.

Помимо государственных нефтегазовых компаний, уже являющихся традиционной целью американских санкций, под действие новых ограничений могут попасть и независимые акторы, в деятельности которых государство принимает минимальное или вовсе нулевое участие.

Таким образом, помимо не скрываемых мишеней – «Северного потока-2», «Турецкого потока» или Балтийского СПГ – санкции также угрожают Каспийскому трубопроводному консорциуму, даже вопреки желанию американских нефтегазовых мейджоров.

Подавляющее большинство нефтетранспортировки в России (85% добываемой на территории страны нефти) проходит через систему магистральных трубопроводов «Транснефти». Эксплуатируя порядка 69 тысяч км нефтепроводов, «Транснефть» имеет самую разветвленную сеть транспортировки в мире и вряд ли в ближайшем будущем кто-либо сместит естественного монополиста с пьедестала.

Каспийский трубопроводный консорциум

При этом в нефтегазовом секторе имеются варианты экспорта и поставок нефти, не подразумевающие участие «Транснефти» – через порты Сахалина ежегодно экспортируются порядка 18-19 млн тонн нефти, через терминалы Варандей и Умба в Баренцевом и Белом морях, соответственно, также отправляются по 9-10 млн тонн в год.

Однако есть лишь один серьезный трубопроводный проект, играющий важную роль в соединении месторождений с экспортной инфраструктурой – это Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).

Идея создания каспийского нефтепровода восходит к началу 1990-х гг., когда на фоне прилива иностранных инвестиций в разработку месторождений Казахстана, в первую очередь месторождения Тенгиз, впервые остро встал вопрос об их соединении с портами российского Причерноморья.

Каспийский трубопроводный консорциум связывает месторождения Западного Казахстана (отправная точка нефтепровода – Тенгиз, однако нефть транспортируется и с других месторождений) с причерноморским побережьем, откуда с Морского терминала Южная Озереевка нефть экспортируется за рубеж.

Перейдя через несколько волн преобразований структуры владения, КТК был запущен в эксплуатацию в 2003 г. и с тех пор наращивает объемы транспортировки. В течение длительного времени КТК вел ожесточенную конкуренцию за право транспортировки казахстанских объемов с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, выходящим к Восточному Средиземноморью. С 2014 г. КТК преодолел рубеж объемов прокачки в 40 млн тонн в год и вышел вперед.

В 2017 г. завершается существенное расширение пропускных мощностей КТК. Пропускная способность будет доведена с 52 млн до 67 млн тонн нефти в год. Будет также утроено количество нефтеперекачивающих станций (до 15) и удвоен резервуарный парк Морского терминала (до 1 млрд м3).

Каспийский трубопроводный консорциум также примечателен тем, что он является единственным нефтяным трубопроводом в России, гарантирующим посредством банка качества надлежащие характеристики транспортируемого ресурса. На данный момент нефть сорта КТК (CPC) обладает плотностью в градусах API 46,5° и уровнем серы на уровне 0,5%. Однако после повторного ввода казахстанского месторождения Кашаган осенью 2016 г. следует ожидать, что по мере того как кашаганская нефть станет одним из основных сортов нефти, транспортируемых по КТК, качество, ныне предоставляемое покупателям в рамках сорта КТК, может ухудшиться.

Чаша санкций минует Казахстан

Казалось бы, как могут санкции сказаться на проекте, 92% прокачки которого приходится на казахстанскую нефть (41 млн тонн из общего объема в 44,3 млн тонн), а остальные 8% покрываются не принадлежащим государству «ЛУКОЙЛу»?

Проблема в том, что основной акционер КТК – российское государство, обладающее 31% акций. Российское государство владеет этими акциями косвенно. Доверительным управляющим федеральной долей в 24% является «Транснефть», остальные 7% принадлежат самой компании КТК. Меньшими долями владеют «КазМунайГаз» (19%), Chevron (15%), «ЛУКОЙЛ» (12,5%), ExxonMobil (7,5%), Rosneft-Shell Ventures (7,5%).

Хотя у американских властей есть все основания применить санкции в отношении КТК, на деле они это вряд ли сделают ввиду двух причин – слишком серьезный сопутствующий риск и заинтересованность американских нефтегазовых компаний в Казахстане.

Глава КТК Н. Горбань заявил, что компания не ожидает попадания под действие санкций, тем не менее, тщательно следит за развитием ситуации.

Санкций в отношении КТК не следует ожидать, так как основной урон, таким образом, будет нанесен Казахстану, а не России.

Лишив Казахстан основного экспортного маршрута (стабильно около 60% всего экспорта нефти), США рискуют вызвать гнев Астаны, которая может в мгновенье ока национализировать все американские активы. В будущем важность КТК для Астаны сохранится – доля российской нефти не может в ближайшем будущем превзойти казахстанскую, этому препятствуют и ограничения логистического характера. Связь КТК с месторождениями российского шельфа Каспийского моря обеспечивает нефтепровод мощностью до 11 млн тонн в год, поэтому при текущих условиях доля российской нефти в КТК вряд ли превысит 16-17%.

Вторая основная причина, из-за которой не следует ожидать санкций, заключается в огромном объеме инвестиций, который американские компании вложили в казахстанские активы.

Американскому Chevron крайне невыгодны любые изменения в status quo – компания совсем недавно взялась за проект по расширению производственных мощностей месторождения Тенгиз, стоимость которого оценивается в $36,8 млрд. Помимо того, что это один из самых масштабных проектов расширения в мире, в технологическом плане он находится в сильной зависимости от американских технологий.

Следует отметить, что право транспортировки через трубопроводную систему КТК имеют только акционеры консорциума – любые изменения в долевой структуре КТК привели бы к тому, что Chevron было бы некому поставлять добытую нефть.

Таким образом, не на все проекты, которые по своей сути подпадают под новый раунд американских санкций, будут наложены санкции.

Виктор Катона

eurasia.expert

КТК станет гигантом экспорта нефти из Казахстана

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) завершил проект расширения казахстанского участка трубопровода. Накануне в Атырауской области была введена в эксплуатацию новая нефтеперекачивающая станция «А-НПС-3А», которую предложили назвать «Исатай». Она стала последней точкой в расширении казахстанской части КТК вслед за введенными ранее и уже действующими НПС «Атырау» и «Тенгиз». Важность завершения этого проекта заключается в том, что новая станция позволит перекачивать через трубопровод максимальное количество казахстанской нефти — до 67 млн тонн в год, или почти 70% от всей экспортируемой нефти Казахстана. Об этом передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

На мероприятии по запуску последней нефтеперекачивающей станции на казахстанском участке трубопровода КТК приняли участие генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Горбань, аким Атырауской области Нурлан Ногаев, вице-министр энергетики РК Гани Садибеков и старший вице-президент АО «НК «КазМунайГаз» по транспортировке нефти Нуртас Шманов.

Отметим, что трубопровод КТК берет свое начало на месторождении Тенгиз, проходит через Атыраускую область нашей страны по территории России — Астраханскую область, Республику Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края. Конечным пунктом КТК является российский морской порт «Новороссийск» на Черном море, где казахстанская нефть грузится на танкеры и отправляется в страны Евросоюза.

С вводом в эксплуатацию последней нефтеперекачивающей станции КТК способен поднять пропускную мощность трубопровода до 67 млн тонн нефти в год, что в случае выхода Казахстана на проектную мощность добычи в 100 и более млн тонн ежегодно, составит почти 70% экспорта всей добываемой нефти.

Генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Горбань в своем выступлении заметил, что совсем немного времени осталось до полного расширения проекта КТК, который в этом году вышел на финишную прямую.

«В мае мы ввели в эксплуатацию все объекты КТК в Астраханской области. В августе завершился проект расширения в Краснодарском и Ставропольском краях, и сегодня в Атырауской области мы вводим в эксплуатацию „А-НПС-3А“, которой завершается проект расширения в Казахстане. С 2011 года в Казахстане нами выполнен масштабный объем работ — заменен 88-километровый участок нефтепровода. Реконструированы НПС „Атырау“ и „Тенгиз“, построены две насосные станции — „НПС-4“ и „НПС-3А“, смонтированы объекты внешнего энергоснабжения, проложены подъездные дороги. Вводимая станция позволит коллективу консорциума выполнить не только принятые в рамках проекта расширения обязательства по обеспечению транспортировки казахстанской нефти в объеме от 52,5 до 60 млн тонн нефти в год, но и создаст условия для успешной работы при дальнейшем увеличении добычи нефти в регионе», — сказал Николай Горбань.

Он подчеркнул, что новая нефтеперекачивающая станция в Атырауской области — это надежный современный и высокотехнологичный объект, выполненный с применением самых современных проектных решений. Станция оснащена надежным оборудованием мировых производителей с высоким уровнем автоматизации. В магистрали насосной установлены 4 насосных агрегата с приводом от электродвигателей, смонтированы фильтры и грязеуловители, узел регулирования давления, система автоматического пенотушения и сглаживания давления волн.

Для размещения обслуживающего персонала построен жилой городок на 80 человек. Подведена подъездная дорога протяженностью 8,5 километра. Внешнее электроснабжение осуществляется при помощи двух построенных воздушных линий электропередач протяженностью 224,5 километра и двух подстанций. Строительство всех объектов сделано с высоким качеством в непростых природно-климатических и геологических условиях.

К тому же ввод в эксплуатацию новой станции позволил дополнительно создать для жителей области почти 186 постоянных рабочих мест. И все это высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты.

Тогда как в рамках реализации проекта расширения КТК с 2011 по 2017 год на развитие социальной инфраструктуры Атырауской области было направлено 3,7 млрд тенге. За этот период было построено 4 детских сада, проведен капитальный ремонт 8 школ с приобретением новой мебели и оргтехники, выполнена реконструкция родильного дома.

«Для мировых добывающих компаний это тоже знаковое событие. Развивается самый короткий, экономически выгодный и надежный маршрут транспортировки каспийской нефти на мировые рынки. Совсем скоро КТК выйдет на проектную мощность в 67 млн тонн нефти в год», — заявил Николай Горбань.

В свою очередь аким Атырауской области Нурлан Ногаев напомнил, что еще в начале 90-х годов Казахстан и Россия договорились о строительстве трубопровода от месторождения Тенгиз до порта Новороссийск.

«Ввод в эксплуатацию НПС даст возможность увеличить пропускную способность трубопровода. Непосредственно на станции создано 46 рабочих мест, плюс более 300 рабочих мест создается через привлекаемые компании. Кроме того, мы сможем транспортировать нефть как с месторождений в Атырауской и Западно-Казахстанской области, так и российскую нефть», — заверил Нурлан Ногаев.

Он также предложил назвать станцию «Исатай» в честь Исатай батыра, а также потому что она размещена в Исатаевском районе Атырауской области.

Между тем вице-министр энергетики РК Гани Садибеков назвал интересные цифры.

«Безусловно, это событие является важнейшем мероприятием для нашей энергетической отрасли. Согласно аналитическому документу „Форсайт-2050“: „Новый мир энергии и место Казахстана в нем“, который был подготовлен по заказу нашего Минэнерго компанией „Маккензи“, в мире спрос на нефть выйдет на пик к 2030 году, в связи с чем необходимо наращивать ее добычу в ближайшие 10 лет. Мы это прекрасно понимаем, поэтому обеспечение роста показателей нефтегазовой отрасли в значительной степени связано с положительной динамикой экономики страны. К 2025 году в рамках новой модели экономического роста мы должны обеспечить объемы добычи в Казахстане более чем на 100 млн тонн в год, а объемы добычи газа в 60 млрд кубометров», — сообщил Гани Садибеков.

Вице-министр энергетики отметил, что в нашей республике транспортная инфраструктура нефти и газа реализовывается по многовекторной системе. Так, инфраструктура в стране представлена основными экспортными маршрутами — трубопроводом Атасу — Алашанькоу, трубопроводом Атырау — Самара, портом Актау и основным экспортным маршрутом — трубопроводом КТК «Тенгиз-Новороссийск».

"Основные объемы добытой нефти традиционно экспортируются на рынок Евросоюза и Китая. В текущем году мы ожидаем рост показателей отрасли по объемам добычи нефти до 85 млн тонн. Таким образом, по системе КТК планируется транспортировка более 50 млн тонн нефти, в том числе, что очень важно, и с месторождения Кашаган. До конца 2017 года после ввода в эксплуатацию всех 15 нефтеперекачивающих станций КТК выйдет на проектную мощность в 67 млн тонн в год", — предоставил расклад Гани Садибеков.

Заместитель министра энергетики не преминул напомнить, что консорциум создан по инициативе президента Нурсултана Назарбаева в далеком 1992 году. В 1996 году состоялось историческое событие — был подписан договор акционеров и в консорциум вошли ведущие мировые компании.

«Пример КТК — это надежный маршрут транспортировки нефти из Каспийского и Черноморского бассейна на мировые рынки», — заключил он.

Старший вице-президент АО «НК «КазМунайГаз» по транспортировке нефти Нуртас Шманов добавил, что теперь трубопровод может принимать максимальное количество нефти, предусмотренное проектом расширения.

«Годы становления КТК, его расширения заняли изрядно много времени как для акционеров, так и добывающих компаний, которые с нетерпением ожидали, когда же это произойдет. И, наверное, символично, что проект завершения расширения КТК совпал с началом добычи на Кашагане. Это позволяет беспрепятственно экспортировать всю нашу нефть, добываемую в Казахстане, на мировые экспортные точки», — констатировал Нуртас Шманов.

kapital.kz

Ударят ли санкции США по экспорту нефти из Казахстана

Подписание президентом Соединенных Штатов Америки Д. Трампом закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» взбудоражил энергетическое сообщество. Несмотря на прошедшее время, пока нет полной ясности относительно механизмов применения новых санкционных мер. Теоретически под санкции подпадает Каспийский трубопроводный консорциум, однако 92% прокачки по нему – это нефть, добытая в Казахстане. Однако бизнес-интересы американских корпораций едва ли позволят правительству США нанести удар по консорциуму.

Помимо государственных нефтегазовых компаний, уже являющихся традиционной целью американских санкций, под действие новых ограничений могут попасть и независимые акторы, в деятельности которых государство принимает минимальное или вовсе нулевое участие.

Таким образом, помимо не скрываемых мишеней – «Северного потока-2», «Турецкого потока» или Балтийского СПГ – санкции также угрожают Каспийскому трубопроводному консорциуму, даже вопреки желанию американских нефтегазовых мейджоров.

Подавляющее большинство нефтетранспортировки в России (85% добываемой на территории страны нефти) проходит через систему магистральных трубопроводов «Транснефти». Эксплуатируя порядка 69 тысяч км нефтепроводов, «Транснефть» имеет самую разветвленную сеть транспортировки в мире и вряд ли в ближайшем будущем кто-либо сместит естественного монополиста с пьедестала.

Каспийский трубопроводный консорциум

При этом в нефтегазовом секторе имеются варианты экспорта и поставок нефти, не подразумевающие участие «Транснефти» – через порты Сахалина ежегодно экспортируются порядка 18-19 млн тонн нефти, через терминалы Варандей и Умба в Баренцевом и Белом морях, соответственно, также отправляются по 9-10 млн тонн в год.

Однако есть лишь один серьезный трубопроводный проект, играющий важную роль в соединении месторождений с экспортной инфраструктурой – это Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).

Идея создания каспийского нефтепровода восходит к началу 1990-х гг., когда на фоне прилива иностранных инвестиций в разработку месторождений Казахстана, в первую очередь месторождения Тенгиз, впервые остро встал вопрос об их соединении с портами российского Причерноморья.

Каспийский трубопроводный консорциум связывает месторождения Западного Казахстана (отправная точка нефтепровода – Тенгиз, однако нефть транспортируется и с других месторождений) с причерноморским побережьем, откуда с Морского терминала Южная Озереевка нефть экспортируется за рубеж.

Перейдя через несколько волн преобразований структуры владения, КТК был запущен в эксплуатацию в 2003 г. и с тех пор наращивает объемы транспортировки. В течение длительного времени КТК вел ожесточенную конкуренцию за право транспортировки казахстанских объемов с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, выходящим к Восточному Средиземноморью. С 2014 г. КТК преодолел рубеж объемов прокачки в 40 млн тонн в год и вышел вперед.

В 2017 г. завершается существенное расширение пропускных мощностей КТК. Пропускная способность будет доведена с 52 млн до 67 млн тонн нефти в год. Будет также утроено количество нефтеперекачивающих станций (до 15) и удвоен резервуарный парк Морского терминала (до 1 млрд м3).

Каспийский трубопроводный консорциум также примечателен тем, что он является единственным нефтяным трубопроводом в России, гарантирующим посредством банка качества надлежащие характеристики транспортируемого ресурса. На данный момент нефть сорта КТК (CPC) обладает плотностью в градусах API 46,5° и уровнем серы на уровне 0,5%. Однако после повторного ввода казахстанского месторождения Кашаган осенью 2016 г. следует ожидать, что по мере того как кашаганская нефть станет одним из основных сортов нефти, транспортируемых по КТК, качество, ныне предоставляемое покупателям в рамках сорта КТК, может ухудшиться.

Чаша санкций минует Казахстан

Казалось бы, как могут санкции сказаться на проекте, 92% прокачки которого приходится на казахстанскую нефть (41 млн тонн из общего объема в 44,3 млн тонн), а остальные 8% покрываются не принадлежащим государству «ЛУКОЙЛу»?

Проблема в том, что основной акционер КТК – российское государство, обладающее 31% акций. Российское государство владеет этими акциями косвенно. Доверительным управляющим федеральной долей в 24% является «Транснефть», остальные 7% принадлежат самой компании КТК. Меньшими долями владеют «КазМунайГаз» (19%), Chevron (15%), «ЛУКОЙЛ» (12,5%), ExxonMobil (7,5%), Rosneft-Shell Ventures (7,5%).

Хотя у американских властей есть все основания применить санкции в отношении КТК, на деле они это вряд ли сделают ввиду двух причин – слишком серьезный сопутствующий риск и заинтересованность американских нефтегазовых компаний в Казахстане.

Глава КТК Н. Горбань заявил, что компания не ожидает попадания под действие санкций, тем не менее, тщательно следит за развитием ситуации.

Санкций в отношении КТК не следует ожидать, так как основной урон, таким образом, будет нанесен Казахстану, а не России.

Лишив Казахстан основного экспортного маршрута (стабильно около 60% всего экспорта нефти), США рискуют вызвать гнев Астаны, которая может в мгновенье ока национализировать все американские активы. В будущем важность КТК для Астаны сохранится – доля российской нефти не может в ближайшем будущем превзойти казахстанскую, этому препятствуют и ограничения логистического характера. Связь КТК с месторождениями российского шельфа Каспийского моря обеспечивает нефтепровод мощностью до 11 млн тонн в год, поэтому при текущих условиях доля российской нефти в КТК вряд ли превысит 16-17%.

Вторая основная причина, из-за которой не следует ожидать санкций, заключается в огромном объеме инвестиций, который американские компании вложили в казахстанские активы.

Американскому Chevron крайне невыгодны любые изменения в status quo – компания совсем недавно взялась за проект по расширению производственных мощностей месторождения Тенгиз, стоимость которого оценивается в $36,8 млрд. Помимо того, что это один из самых масштабных проектов расширения в мире, в технологическом плане он находится в сильной зависимости от американских технологий.

Следует отметить, что право транспортировки через трубопроводную систему КТК имеют только акционеры консорциума – любые изменения в долевой структуре КТК привели бы к тому, что Chevron было бы некому поставлять добытую нефть.

Таким образом, не на все проекты, которые по своей сути подпадают под новый раунд американских санкций, будут наложены санкции.

Виктор Катона

camonitor.kz

Казахстан может стать одним из крупнейших экспортеров нефти - мнение

Европейский союз заинтересован в Казахстане как в крупном поставщике нефти, несмотря на активные меры по развитию возобновляемых источников энергии. Об этом заявил глава представительства ЕС в Казахстане Траян Лауренцо Христеа во время выступления на международной конференции KIOGE-2017, передает LS.

Он пояснил, что уже сейчас около 70% казахстанского экспорта нефти приходится на страны Евросоюза. Это 60% от общей доли импорта ЕС.

"Уже начиная с середины 90-х годов Евросоюз стал зависимым от импорта углеродов, который увеличивался ежегодно на 10% и продолжит расти. Это связано с падением добычи в ЕС из-за истощения запасов. Чтобы ответить на данный вызов, мы предусматриваем комплекс мер по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Однако при всем этом мы очень заинтересованы в Казахстане", - заметил спикер.

Представитель союза добавил, что поставки нефти на европейский рынок – хороший бизнес для Казахстана и крупнейших европейских нефтяных компаний.

"Мы также заинтересованы в Кашагане. С поступлением новых и важных объемов после возобновления на этом месторождении Казахстан может встать в один ряд с крупнейшими поставщиками нефти и получить дополнительную долю бизнеса в этой сфере", - пояснил Христеа.

Он добавил, что республика – не только крупный поставщик, но и важный инвестор в развитии нефтегазового сектора ЕС. Одним из примеров являются активы в виде НПЗ.

"Сегодня мы ждем, когда завершится сделка по приобретению китайской стороной румынской дочки "КазМунайГаза" - KMG International N.V (КМГИ). Благодаря этому объем переработки может вырасти до 5 млн тонн в год. КМГИ находится возле важного порта Констанция, и вовлечение казахстанской компании создаст мост для энергетических углеродов из Центральной Азии в Европу", - объяснил спикер.

В свою очередь первый вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов отметил, что спрос на нефть выйдет на пик к 2030 году. Поэтому Казахстану необходимо наращивать добычу нефти. Спикер добавил, что сейчас основная добыча осуществляется за счет трех крупных компаний: "Тенгизшевройл" (ТШО), "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" (КПО) и "Северо-Каспийский консорциум" (НКОК).

"С 1993 года объем инвестиций в ТШО составил $34 млрд, при этом компания уплатила налогов на $83 млрд. За эти годы она добыла 3 млрд баррелей сырой нефти. Что касается НКОК, то с прошлого года было добыто 6,8 млн тонн нефти. Сейчас начался проект расширения Кашагана, который позволит значительно увеличить добычу нефти в 2024-2030 годы", - объяснил он.

Старший вице-президент по транспортировке нефти и газа нацкомпании "КазМунайГаз" Нуртас Шманов поддержал Досмухамбетова и добавил, что на данный момент в расширении Кашагана заинтересован как сам консорциум, так и Казахстан.

"Данный проект выгоден для всех игроков, так как способен принести хорошие дивиденды. На данный момент мы уже приступили к расширению Кашагана. Ведем работы по морским перевозкам модулей, по строительству канала, по бурению. Однако по перспективам нефтедобычи, помимо крупных проектов, нельзя забывать, что в Казахстане значительное число зрелых месторождений. Перед ними стоит особая задача – обеспечить регионы рабочими местами. В обозримом будущем нефтегазовый сектор останется значимым для экономики Казахстана. Поэтому в новых условиях низких цен на нефть перед КМГ стоит цель обеспечить финансовую устойчивость страны", - объяснил Шманов.

Он добавил, что сейчас активно работает программа трансформации нефтяного сектора. Также ведутся работы по эффективной утилизации газа, достигшей 86%.

"Также мы осваиваем новые пути. Начали поставлять казахстанский газ в Китай. Также растет транзит российской нефти в Китай через Казахстан. Если в прошлом году было 7 млн тонн, то в этом году поставки достигли уже 10 млн тонн. Сейчас ведем переговоры с "Роснефтью", для того чтобы увеличить объемы транзита", - заключил спикер.

Тем временем замгендиректора ТШО Мурат Мукашев решил добавить еще пару цифр.

Он отметил, что с 1993 года ТШО вложил около $121 млрд в экономику Казахстана. В I полугодии прямые инвестиции составили $4,3 млрд.

"Также мы увеличиваем казахстанское содержание. За годы работы мы приобрели казахстанские товары и услуги на $22,9 млрд. Из них в I полугодии этого года – на $1 млрд", - заметил Мукашев.

Заместитель управляющего директора НКОК Жакып Марабаев вспомнил, что со дня подписания соглашения по северокаспийскому проекту прошло 20 лет. Он напомнил, что добыча нефти на месторождении Кашаган сопровождается закачкой сернистого газа. По словам Марабаева, мощность установки, занимающейся закачкой, равна 35 мегаватт.

"Это мощность двигателя одного пассажирского самолета. При этом мы планируем наращивать объемы этой закачки. Кроме того, вводятся в эксплуатацию объекты экспорта серы. Скоро мы уже начнем экспортировать серу через железнодорожные пути", - заметил спикер.

Он напомнил, что ранее вице-министр уже затронул проект расширения Кашагана, и добавил, что первый этап потребует около десятка лет и, ожидается, что акционеры внесут $1 млрд. При этом ведутся переговоры по освоению месторождения Каламкас. 

Напомним, в Алматы проходит 25-я выставка и конференция "Нефть и газ – KIOGE 2017", на которой принимают участие более 250 компаний из 25 стран мира. 

Справка

KIOGE – выставочно-конференционное отраслевое событие в нефтегазовой индустрии Казахстана. Программой конференции 2017 года предусмотрена специальная сессия, приуроченная к юбилею KIOGE, – "Национальное достояние. Нефтегазовая отрасль Казахстана в лицах". На данной сессии ветераны нефтегазовой отрасли Казахстана в формате открытого диалога расскажут, как создавалась данная сфера в стране.

Организаторы KIOGE 2017 – казахстанская выставочная компания Iteca и ее международный партнер – группа компаний ITE (Великобритания). 

 

www.lsm.kz

Ударят ли санкции США по экспорту нефти из Казахстана

 

 

 

 

 

 

  

  

 

 

Подписание президентом Соединенных Штатов Америки Д. Трампом закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» взбудоражил энергетическое сообщество. Несмотря на прошедшее время, пока нет полной ясности относительно механизмов применения новых санкционных мер. Теоретически под санкции подпадает Каспийский трубопроводный консорциум, однако 92% прокачки по нему – это нефть, добытая в Казахстане. Однако бизнес-интересы американских корпораций едва ли позволят правительству США нанести удар по консорциуму.

Помимо государственных нефтегазовых компаний, уже являющихся традиционной целью американских санкций, под действие новых ограничений могут попасть и независимые акторы, в деятельности которых государство принимает минимальное или вовсе нулевое участие.

Таким образом, помимо не скрываемых мишеней – «Северного потока-2», «Турецкого потока» или Балтийского СПГ – санкции также угрожают Каспийскому трубопроводному консорциуму, даже вопреки желанию американских нефтегазовых мейджоров.

Подавляющее большинство нефтетранспортировки в России (85% добываемой на территории страны нефти) проходит через систему магистральных трубопроводов «Транснефти». Эксплуатируя порядка 69 тысяч км нефтепроводов, «Транснефть» имеет самую разветвленную сеть транспортировки в мире и вряд ли в ближайшем будущем кто-либо сместит естественного монополиста с пьедестала.

Каспийский трубопроводный консорциум

При этом в нефтегазовом секторе имеются варианты экспорта и поставок нефти, не подразумевающие участие «Транснефти» – через порты Сахалина ежегодно экспортируются порядка 18-19 млн тонн нефти, через терминалы Варандей и Умба в Баренцевом и Белом морях, соответственно, также отправляются по 9-10 млн тонн в год.

Однако есть лишь один серьезный трубопроводный проект, играющий важную роль в соединении месторождений с экспортной инфраструктурой – это Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).

Идея создания каспийского нефтепровода восходит к началу 1990-х гг., когда на фоне прилива иностранных инвестиций в разработку месторождений Казахстана, в первую очередь месторождения Тенгиз, впервые остро встал вопрос об их соединении с портами российского Причерноморья.

Каспийский трубопроводный консорциум связывает месторождения Западного Казахстана (отправная точка нефтепровода – Тенгиз, однако нефть транспортируется и с других месторождений) с причерноморским побережьем, откуда с Морского терминала Южная Озереевка нефть экспортируется за рубеж.

Перейдя через несколько волн преобразований структуры владения, КТК был запущен в эксплуатацию в 2003 г. и с тех пор наращивает объемы транспортировки. В течение длительного времени КТК вел ожесточенную конкуренцию за право транспортировки казахстанских объемов с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, выходящим к Восточному Средиземноморью. С 2014 г. КТК преодолел рубеж объемов прокачки в 40 млн тонн в год и вышел вперед.

В 2017 г. завершается существенное расширение пропускных мощностей КТК. Пропускная способность будет доведена с 52 млн до 67 млн тонн нефти в год. Будет также утроено количество нефтеперекачивающих станций (до 15) и удвоен резервуарный парк Морского терминала (до 1 млрд м3).

Каспийский трубопроводный консорциум также примечателен тем, что он является единственным нефтяным трубопроводом в России, гарантирующим посредством банка качества надлежащие характеристики транспортируемого ресурса. На данный момент нефть сорта КТК (CPC) обладает плотностью в градусах API 46,5° и уровнем серы на уровне 0,5%. Однако после повторного ввода казахстанского месторождения Кашаган осенью 2016 г. следует ожидать, что по мере того как кашаганская нефть станет одним из основных сортов нефти, транспортируемых по КТК, качество, ныне предоставляемое покупателям в рамках сорта КТК, может ухудшиться.

Чаша санкций минует Казахстан

Казалось бы, как могут санкции сказаться на проекте, 92% прокачки которого приходится на казахстанскую нефть (41 млн тонн из общего объема в 44,3 млн тонн), а остальные 8% покрываются не принадлежащим государству «ЛУКОЙЛу»?

Проблема в том, что основной акционер КТК – российское государство, обладающее 31% акций. Российское государство владеет этими акциями косвенно. Доверительным управляющим федеральной долей в 24% является «Транснефть», остальные 7% принадлежат самой компании КТК. Меньшими долями владеют «КазМунайГаз» (19%), Chevron (15%), «ЛУКОЙЛ» (12,5%), ExxonMobil (7,5%), Rosneft-Shell Ventures (7,5%).

Хотя у американских властей есть все основания применить санкции в отношении КТК, на деле они это вряд ли сделают ввиду двух причин – слишком серьезный сопутствующий риск и заинтересованность американских нефтегазовых компаний в Казахстане.

Глава КТК Н. Горбань заявил, что компания не ожидает попадания под действие санкций, тем не менее, тщательно следит за развитием ситуации.

Санкций в отношении КТК не следует ожидать, так как основной урон, таким образом, будет нанесен Казахстану, а не России.

Лишив Казахстан основного экспортного маршрута (стабильно около 60% всего экспорта нефти), США рискуют вызвать гнев Астаны, которая может в мгновенье ока национализировать все американские активы. В будущем важность КТК для Астаны сохранится – доля российской нефти не может в ближайшем будущем превзойти казахстанскую, этому препятствуют и ограничения логистического характера. Связь КТК с месторождениями российского шельфа Каспийского моря обеспечивает нефтепровод мощностью до 11 млн тонн в год, поэтому при текущих условиях доля российской нефти в КТК вряд ли превысит 16-17%.

Вторая основная причина, из-за которой не следует ожидать санкций, заключается в огромном объеме инвестиций, который американские компании вложили в казахстанские активы.

Американскому Chevron крайне невыгодны любые изменения в status quo – компания совсем недавно взялась за проект по расширению производственных мощностей месторождения Тенгиз, стоимость которого оценивается в $36,8 млрд. Помимо того, что это один из самых масштабных проектов расширения в мире, в технологическом плане он находится в сильной зависимости от американских технологий.

Следует отметить, что право транспортировки через трубопроводную систему КТК имеют только акционеры консорциума – любые изменения в долевой структуре КТК привели бы к тому, что Chevron было бы некому поставлять добытую нефть.

Таким образом, не на все проекты, которые по своей сути подпадают под новый раунд американских санкций, будут наложены санкции.

Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter

cc-sauran.kz