История нефтяной промышленности СССР. Экспорт нефти в ссср


Экспорт энергоносителей из СССР в 1980-х годах — Documentation

Материал из Documentation.

[править] Виды энергоносителей

[править] Нефть

В 1980 году из СССР было экспортировано 119,1 млн тонн сырой нефти (в том числе поставки за свободно конвертируемую вадюту (СКВ) — 27,4 млн тонн), в 1985 году — 117,1 млн тонн (в том числе поставки за СКВ — 28,9 млн тонн), в 1987 году — 136,6 млн тонн (в том числе поставки за СКВ — 38,2 млн тонн), в 1989 году — 127,3 млн тонн (в том числе поставки за СКВ — 27,2 млн тонн).[1]

[править] Нефтепродукты

В 1980 году из СССР было экспортировано 41,3 млн тонн нефтепродуктов (в том числе поставки за СКВ — 22,3 млн тонн), в 1985 году — 49,7 млн тонн (в том числе поставки за СКВ — 30,6 млн тонн), в 1987 году — 59,2 млн тонн (в том числе поставки за СКВ — 38,4 млн тонн), в 1989 году — 57,4 млн тонн (в том числе поставки за СКВ — 34,6 млн тонн).[2]

[править] Природный газ

В 1980 году из СССР было экспортировано 54,2 млрд кубометров горючего газа (в том числе поставки за СКВ — 22,8 млрд кубометров).[3]

Началом нового этапа в развитии экспорта природного газа из СССР стало подписанное в ноябре 1980 года Соглашение об основных условиях поставки природного газа из СССР в ФРГ, предусматривавшее экспорт 10,5 млрд куб. м газа в год в течение 25 лет начиная с 1984 года. Соглашение было подписано в рамках сделки «газ — трубы», включавшей поставку газа из Западной Сибири и строительство экспортного газопровода Уренгой — Ужгород протяженностью 4,5 тыс. км. Аналогичные соглашения были заключены на поставку природного газа во Францию, Италию, Австрию и Швейцарию. В 1986 году был заключён долгосрочный (на 25 лет) контракт на поставку газа турецкой фирме «Боташ», в 1988 году — такой же по продолжительности контракт с греческой компанией «ДЕПА».[4]

Что касается восточноевропейских стран, то с середины 1980-х годов крупным проектом, предусматривавшим экспорт газа в эти государства, стал проект освоения Ямбургского газового месторождения и строительства магистрального газопровода Ямбург — западная граница СССР. Страны — члены СЭВ в соответствии с межправительственными соглашениями о сотрудничестве участвовали в освоении этого месторождения и строительстве объектов газовой промышленности. В счет такого участия соглашения предусматривали поставки российского природного газа в соответствующие государства. Эти поставки начались в 1989 году.[5]

В целом вплоть до начала 1990-х годов продолжалось расширение абсолютных объёмов экспорта природного газа из СССР.[6] В 1985 году из СССР было экспортировано 68,7 млрд кубометров горючего газа (в том числе поставки за СКВ — 30,9 млрд кубометров), в 1987 году — 84,4 млрд кубометров (в том числе поставки за СКВ — 39,0 млрд кубометров), в 1989 году — 101,0 млрд кубометров (в том числе поставки за СКВ — 46,7 млрд кубометров).[7]

[править] Доля экспорта в производстве

По данным ЦСУ СССР, вывоз сырой нефти в 1985 году составлял 19,7 % её добычи; вывоз нефтепродуктов — менее 23 % производства, вывоз газа — 10,7 % добычи.[8]

[править] Падение мировых цен на энергоносители и его влияние на экономику

При всей значимости нефтегазового экспорта для советской экономики его роль не следует абсолютизировать, как и роль падения нефтяных цен в 1980-е годы. По рыночным ценам в середине 1980-х годов продавался далеко не весь объём экспортируемых углеводородов. Поставки за свободно конвертируемую валюту составляли примерно четверть экспорта сырой нефти, около двух третей экспорта нефтепродуктов и примерно 45 % экспорта горючего газа. Оставшаяся часть экспорта углеводородов оплачивалась по более сложной схеме. Например, нефтегазовый экспорт в социалистические страны, как правило, осуществлялся в рамках системы клиринговых взаиморасчётов с использованием договорных цен на обмениваемые товары. Но в целом покупатели углеводородов в этом экспортном секторе фактически субсидировались, а динамика нефтегазовых цен здесь была в целом гораздо более плавной, чем на мировом рынке. По различным оценкам, ценовые скидки при продаже углеводородов в страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) достигали 25-50 %. Многие дружественные Советскому Союзу страны третьего мира до конца 1980-х годов также получали углеводороды по льготным ценам. Иными словами, сам по себе «нефтяной шок» середины 1980-х годов увеличил финансовые потери СССР лишь отчасти.[9]

В силу особенностей советской внешней торговли внешнеторговой статистики (условность многих цен, недостаточная корректность их приведения к единому измерителю, неполнота данных и т. д.) рассчитать точную величину финансовых потерь советской экономики из-за падения нефтяных цен 1980-х годов практически невозможно. В то же время приблизительные оценки, основанные анализе бюджетных потоков, показывают, что сокращение выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов в промежутке между 1984 годом и 1987 годом было эквивалентно 1,3 % ВВП СССР или 2,6-2,7 % доходов государственного бюджета СССР. Иначе говоря, потери хотя и были значимыми, но при этом далёкими от того, чтобы считаться макроэкономической катастрофой. Таким образом, ценовой шок на мировых рынках нефти был скорее дополнительным, чем решающим фактором кризиса советской экономики. Давление со стороны со стороны внутренних факторов было гораздо более существенным.[10]

  1. ↑ Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  2. ↑ Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  3. ↑ Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  4. ↑ 30 ЛЕТ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ[1]
  5. ↑ 30 ЛЕТ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ[2]
  6. ↑ 30 ЛЕТ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ[3]
  7. ↑ Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  8. ↑ Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  9. ↑ Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  10. ↑ Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4

newsruss.ru

Нефть в СССР — Documentation

Материал из Documentation.

В 1978 году СССР в качестве нефтяной державы вышел на первое место в мире, опередив США и Саудовскую Аравию и добывая 11 млн баррелей в день.[1][2]

В 1988 году СССР добывал 624 млн тонн нефти, РСФСР — 576 млн тонн.[3]

В 1990 году СССР, согласно официальным статистическим данным, добывал 10,33 млн баррелей нефти в день.[4]

В 1984 году СССР экспортировал 172 млн тонн нефти.[5]

  1. ↑ Ъ-Власть - Пищевые нефтепродукты // Коммерсантъ
  2. ↑ Пищевые нефтепродукты - Kommersant. Vlast', 2007, No. 37 // Dlib.eastview.com
  3. ↑ Н.Байбаков (экс-глава Госплана СССР) — Самые гениальные с кем я работал — это Вознесенский, Косыгин и… Сталин // ЦентрАзия
  4. ↑ [1]
  5. ↑ [2]
Нефть в России История  Внешняя торговля  ЦФО  СЗФО  ЮФО  КФО  СКФО  ПФО  УФО  СФО  ДФО  Прочее 
Древнерусское государство • Русское царство • Российская империя • СССР • 1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Экспорт • Импорт
Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
Адыгея • Калмыкия • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область
Крым • Севастополь
Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский край • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
Якутия • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ
Производство • Потребление • Запасы • Транспортировка • Транзит • Цены

newsruss.ru

Экспорт энергоносителей из СССР — Documentation

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Экспорт топливно-энергетической продукции из СССР)

Экспорт энергоносителей из СССР — крупная статья экспорта из СССР.

В 1986 году объём экспорта топливно-энергетической продукции из СССР составил 396 млн тонн условного топлива (20 % от внутреннего потребления). Доля топлива и электроэнергии в объёме экспорта из СССР в том же году — 47 %.[1]

[править] Виды продукции

[править] Нефть

Экспорт сырой нефти из СССР:[2]

  • 1960 год — 17,8 млн тонн (12 % от внутреннего производства)
  • 1970 год — 66,8 млн тонн (19 % от внутреннего производства)
  • 1980 год — 119 млн тонн (20 % от внутреннего производства)
  • 1985 год — 117 млн тонн (20 % от внутреннего производства)
  • 1986 год — 130 млн тонн (21 % от внутреннего производства)

[править] Нефтепродукты

Экспорт нефтепродуктов[3] из СССР:[4]

  • 1960 год — 15,4 млн тонн
  • 1970 год — 29,0 млн тонн
  • 1980 год — 41,3 млн тонн
  • 1985 год — 49,7 млн тонн
  • 1986 год — 56,8 млн тонн

[править] Природный газ

Экспорт горючего газа из СССР:[5]

  • 1960 год — 0,2 млрд кубометров (0,5 % от внутреннего производства)
  • 1970 год — 3,3 млрд кубометров (1,7 % от внутреннего производства)
  • 1980 год — 54,2 млрд кубометров (13 % от внутреннего производства)
  • 1985 год — 68,7 млрд кубометров (11 % от внутреннего производства)
  • 1986 год — 79,2 млрд кубометров (12 % от внутреннего производства)

[править] Уголь

Экспорт каменного угля[6] из СССР:[7]

  • 1960 год — 12,3 млн тонн (3,3 % от внутреннего производства)
  • 1970 год — 24,5 млн тонн (5,1 % от внутреннего производства)
  • 1980 год — 25,3 млн тонн (4,6 % от внутреннего производства)
  • 1985 год — 28,3 млн тонн (5,0 % от внутреннего производства)
  • 1986 год — 33,5 млн тонн (5,7 % от внутреннего производства)

[править] Электроэнергия

Экспорт электроэнергии из СССР (в млрд кВт*ч):[8]

  • 1960 год — 0,03 (0,01 % от внутреннего производства)
  • 1970 год — 5,2 (0,7 % от внутреннего производства)
  • 1980 год — 19,1 (1,5 % от внутреннего производства)
  • 1985 год — 28,9 (1,9 % от внутреннего производства)
  • 1986 год — 29,0 (1,8 % от внутреннего производства)

Экспорт топливно-энергетической продукции из СССР (в млн тонн условного топлива):[9]

  • 1940 год — 1,1 (0,5 % от внутреннего потребления)
  • 1960 год — 59,8 (9 % от внутреннего потребления)
  • 1970 год — 170 (15 % от внутреннего потребления)
  • 1980 год — 328 (20 % от внутреннего потребления)
  • 1985 год — 352 (19 % от внутреннего потребления)
  • 1986 год — 396 (20 % от внутреннего потребления)

Доля топлива и электроэнергии в объёме экспорта из СССР:[10]

  • 1940 год — 13,2 %
  • 1950 год — 3,9 %
  • 1960 год — 16,2 %
  • 1970 год — 15,6 %
  • 1980 год — 46,9 %
  • 1985 год — 52,7 %
  • 1986 год — 47,3 %
  1. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник // М.: Финансы и статистика, 1987. — Центральное статистическое управление СССР
  2. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник // М.: Финансы и статистика, 1987. — Центральное статистическое управление СССР
  3. ↑ Вместе с синтетическим жидким топливом
  4. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник // М.: Финансы и статистика, 1987. — Центральное статистическое управление СССР
  5. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник // М.: Финансы и статистика, 1987. — Центральное статистическое управление СССР
  6. ↑ Вместе с шихтой и антрацитом
  7. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник // М.: Финансы и статистика, 1987. — Центральное статистическое управление СССР
  8. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник // М.: Финансы и статистика, 1987. — Центральное статистическое управление СССР
  9. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник // М.: Финансы и статистика, 1987. — Центральное статистическое управление СССР
  10. ↑ Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник // М.: Финансы и статистика, 1987. — Центральное статистическое управление СССР
Экспорт энергоносителей из России История  Нефть и нефтепродукты  Прочие энергоносители  Экспортные пошлины  Компании-экспортёры нефти  Компании-экспортёры нефтепродуктов  Компании-экспортёры угля  Транспортировка экспортируемых энергоносителей  Европа  Азия  Америка  Африка  Австралия и Океания  ЦФО  СЗФО  ЮФО  СКФО  ПФО  УФО  СФО  ДФО  Прочее 
Российская империя • СССР • 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Нефть • Нефтепродукты (Бензин, Дизельное топливо, Керосин, Мазут)
Природный газ • Уголь • Электроэнергия • Ядерное топливо • Кокс • Топливные пеллеты • Торф • Сланцы
Нефть • Нефтепродукты (Бензин) • 60-66
Роснефть • ЛУКойл • Башнефть • ТНК-BP • Сургутнефтегаз • Татнефть • Русснефть • Газпром нефть
Роснефть • ТНК-BP • Сургутнефтегаз • Газпром нефть • Башнефть
СУЭК • Кузбассразрезуголь
Нефть • Нефтепродукты • Природный газ • Уголь • Электроэнергия
Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Абхазия • Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • Китай • КНДР • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Палестина • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Южная Корея • Южная Осетия • Япония
Ангилья • Антигуа и Барбуда • Аргентина • Аруба • Багамы • Барбадос • Белиз • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • Сент-Люсия • США • Суринам • Тринидад и Тобаго • Уругвай • Чили • Эквадор • Ямайка
Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • ДР Конго • Египет • Замбия • Западная Сахара • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • ЦАР • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР
Австралия • Новая Зеландия • Палау • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Науру • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Федеративные Штаты Микронезии • Фиджи
Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
Адыгея • Калмыкия • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область
Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский кpай • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
Якутия • Камчатский кpай • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ
Доля экспорта в производстве энергоносителей в России

newsruss.ru

Экспорт нефти СССР в 1980–1986 гг.

 

 

Р. Пайпс был автором, направленной американским властям в начале 1980-х годов записки, суть которой – рекомендации использовать зависимость советской экономики от конъюнктуры нефтяных цен для дестабилизации коммунистического режима. Кейси, назначенный президентом США Р. Рейганом директором ЦРУ, имел опыт работы, связанной с анализом и использованием экономических слабостей противника. Он занимался этим во время Второй мировой войны, пытался максимизировать экономический ущерб, который союзники могли нанести гитлеровской Германии. Уже 26 марта 1981 г. в частном дневнике Р. Рейгана появляется запись по поводу брифинга о состоянии советской экономики, ее проблемах, связанных с зависимостью от западных кредитов. В ноябре 1982 г. президент Р. Рейган подписал директиву о национальной безопасности (NSDT-66), в которой была поставлена задача нанести ущерб советской экономике. Разумеется, ставилась задача ослабить СССР в экономико-политическом отношении. О том, чтобы развалить его, используя экономическую уязвимость СССР, никто в американском руководстве в эти годы и не мечтал.

Если эта версия развития событий точна, она многое говорит об интеллектуальном уровне советского руководства начала 1980-х годов. Чтобы поставить экономику и политику мировой сверхдержавы в зависимость от решений твоих потенциальных противников (США) и основного конкурента на нефтяном рынке (Саудовская Аравия, в которой к тому же ваххабизм – ветвь ислама, рассматривающая священную войну против неверных неотъемлемым требованием к правоверному мусульманину – является официальной религией) и ждать, когда они договорятся, надо долго рекрутировать в состав руководства страны особо некомпетентных людей.

Между тем финансовое положение социалистических стран становится все более сложным. Из письма Валютно-экономического управления Госбанка СССР: «Социалистические страны начали широко использовать кредиты западных банков в начале 1970-х годов в условиях политической разрядки, значительного расширения торговли между Востоком и Западом, роста мировой экономики, повышения цен на энергоресурсы и сырье. Однако к 1981 году рост мировой экономики стал замедляться, общий объем непогашенной задолженности социалистических стран достиг рекордной для того времени суммы в 127 млрд долл., платежеспособность некоторых из них оказалась на низком уровне. В 1982–1983 годах консорциальные кредиты социалистическим странам, за исключением Венгрии, не предоставлялись. В этих условиях социалистические страны были вынуждены сократить импорт на свободно конвертируемую валюту, оставив экспорт на прежнем уровне или слегка увеличив его».

Академия наук СССР в начале 1984 г. информирует Совет Министров о нестабильности положения на рынке нефти: «После кратковременной стабилизации рынка нефти в III кв. с.г. ситуация здесь в IV кв. для стран-экспортеров вновь осложнилась. Медленное и неравномерное развитие подъема капиталистической экономики, эффект мер по экономии энергии, негласное завышение рядом стран ОПЕК установленных для них квот добычи и, наконец, мягкая зима привели к перенакоплению запасов нефти. Спрос на нефть на капиталистическом рынке в IV кв. сократился на 1 %, и хотя большая часть официальных отпускных цен осталась неизменной… цены разовых сделок на свободном рынке упали, и к середине декабря оторвались от официальных на североморскую нефть типа «Брэнт» на 9,7 долл./т… Такой ход событий усилил прения в рядах ОПЕК, что наглядно выявилось на очередной конференции этой организации в Женеве в начале декабря с.г. Нигерия, Иран, Ирак, Венесуэла потребовали на ней официального увеличения квот добычи, а также внесения поправок в свою пользу в существующую структуру скидок и надбавок за качество различных нефтей. И хотя конференция, в итоге, решила сохранить прежние цены, индивидуальные квоты и общий объем добычи нефти в ОПЕК, она не смогла принять никаких санкций или превентивных мер против нарушителей прежних договоренностей».

В это время в официальных документах ярко проявляется непредсказуемость цен на важнейшие сырьевые ресурсы. Так, уже в следующем докладе Академии наук говорится о стабилизации положения на нефтяном рынке: «Специалисты полагают, что к настоящему времени возможность дальнейшего падения абсолютных объемов потребления нефти, в том числе в Западной Европе, уже исчерпаны и спрос на нефть в течение 1984 г. возрастает на 1,5–2 %, что позволит, очевидно, сохранить официальные цены ОПЕК на неизменном уровне в течение всего 1984 г. Цены Свободного рынка в I кв. почти достигли уровня официальных продажных цен. Продолжались консультации ОПЕК с другими нефтеэкспортирующими странами по вопросам поддержания существующих цен. Укрепление рынка было также связано с обострением конфликта между Ираном и Ираком и опасениями возможного закрытия Ормузского пролива». В последующих записках Академии наук правительству СССР хорошо видны и опасения резкого падения иен на нефть, и трезвое осознание невозможности точно прогнозировать динамику этого параметра.

В 1985 г. увеличение затрат на ввод в действие новых скважин и поддержание добычи на действующих, недостаток ресурсов приводят к падению нефтедобычи в СССР на 12 млн т. В это же время медленное снижение реальной стоимости нефти, начавшееся в 1981–1984 г., после решения Саудовской Аравии увеличить добычу более чем в трое (см. главу 3), сменяется беспрецедентным в истории отрасли обвалом цен. В 1985–1986 гг. цены на ресурсы, от которых зависел бюджет Советского Союза, его внешнеторговый баланс, стабильность потребительского рынка, возможность закупать десятки миллионов тонн зерна в год, способность обслуживать внешний долг, финансировать армию и ВПК, упали в несколько раз. Это не было причиной краха социалистической системы. Он был предопределен базовыми характеристиками советской экономико-политической системы: сформированные в конце 1920 – начале 1930-х годов институты были слишком ригидными, не позволяли стране адаптироваться к вызовам мирового развития конца XX в. Наследие социалистической индустриализации, аномальная оборонная нагрузка, тяжелый кризис сельского хозяйства, не конкурентоспособность обрабатывающих отраслей делали крушение режима неизбежным. В 1970 – начале 1980-х годов эти проблемы можно было регулировать за счет высоких нефтяных цен. Но это недостаточно надежный фундамент для того, чтобы сохранить последнюю империю.

 

 

Создана в 1948 для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 163 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.011 сек.)

mybiblioteka.su

История нефтяной промышленности СССР — Documentation

Материал из Documentation.

Изначально большая часть добычи производилась на Кавказе (как Северном Кавказе, так и в Баку), и в 30-е годы большая часть нефтедобычи шла как раз из Северного Кавказа и из Баку. В 1940-м году Баку давал 70 % добычи, однако затем месторождения Кавказа начали истощаться, плюс советские геологи обнаружили новые богатые месторождения и в СССР начали разрабатывать так называемое «второе Баку», Урал и Поволжье. Разработка этого бассейна началась в 1950-е годы, пик добычи в Урало-Поволжье пришелся на 65-й год (73 млн тонн). Однако затем с 70-х годов начинается освоение месторождений Западной Сибири. В Западной Сибири имеется 500 месторождений нефти, около 500, из них 9 месторождений относятся к гигантам, с запасами от 100 до 500 млн тонн каждое. Есть два месторождения сверх-гиганта, в частности Самотлор. Сверх-гигант — это более 500 млн тонн.[1]

На Самотлоре добыча за пять лет с начала освоение выросла с нуля 160 млн тонн нефти, то есть 25 % всей добычи страны. Советский Союз начал экспорт нефти в 1960-е годы, сначала в страны СЭВ, то есть страны социализма — Восточная Европа, Вьетнам, Монголия, Куба.[2]

С 1970-х годов СССР начал экспортировать нефть в западные страны, в Западную Европу, прежде всего Германию и Италию, которые первыми начали осуществлять закупки. В начале 70-х годов в мире происходил нефтяной кризис, арабские страны ОПЕК повысили цены на нефть в несколько раз, поэтому европейские страны попытались диверсифицировать свои поставки и стали закупать частично нефть в Советском Союзе. Пик советского нефтеэкспорта был в 1980 году по странам СЭВ, а в 1984-м году — абсолютный пик экспорта. Советский Союз тогда экспортировал 172 млн тонн нефти.[3]

  • Экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР — 186,3 млн тонн, в том числе:[4]
    • в социалистические страны — 95,1 млн тонн[5]
    • в развивающиеся страны — 10,5 млн тонн[6]
    • в развитые страны — 77,2 млн тонн[7]
  • Расчётные доходы от нефти — $110,2 млрд[8]
  • Экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР — 195,8 млн тонн, в том числе:[9]
    • в социалистические страны — 95,2 млн тонн[10]
    • в развивающиеся страны — 11,9 млн тонн[11]
    • в развитые страны — 82,7 млн тонн[12]
  • Расчётные доходы от нефти — $109,9 млрд[13]
  • Экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР — 205,2 млн тонн, в том числе:[14]
    • в социалистические страны — 91,8 млн тонн[15]
    • в развивающиеся страны — 11,5 млн тонн[16]
    • в развитые страны — 96,1 млн тонн[17]
  • Расчётные доходы от нефти — $108,3 млрд[18]
  • Экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР — 184,8 млн тонн, в том числе:[19]
    • в социалистические страны — 91,6 млн тонн[20]
    • в развивающиеся страны — 11,3 млн тонн[21]
    • в развитые страны — 75,2 млн тонн[22]
  • Расчётные доходы от нефти — $110,9 млрд[23]
  1. ↑ Кокшаров А. Первая лекция по нефтяной промышленности России
  2. ↑ Кокшаров А. Первая лекция по нефтяной промышленности России
  3. ↑ Кокшаров А. Первая лекция по нефтяной промышленности России
  4. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  5. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  6. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  7. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  8. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  9. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  10. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  11. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  12. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  13. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  14. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  15. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  16. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  17. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  18. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  19. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  20. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  21. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  22. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития
  23. ↑ Российская энергетика: проблемы ТЭК, эффективность энергоиспользования, стратегии развития

newsruss.ru

Экспорт нефти СССР в 1980–1986 гг

Экспорт нефти СССР в 1980–1986 гг.309

Р. Пайпс был автором, направленной американским властям в начале 1980 х годов записки, суть которой – рекомендации использовать зависимость советской экономики от конъюнктуры нефтяных цен для дестабилизации коммунистического режима. Кейси, назначенный президентом США Р. Рейганом директором ЦРУ, имел опыт работы, связанной с анализом и использованием экономических слабостей противника. Он занимался этим во время Второй мировой войны, пытался максимизировать экономический ущерб, который союзники могли нанести гитлеровской Германии. Уже 26 марта 1981 г. в частном дневнике Р. Рейгана появляется запись по поводу брифинга о состоянии советской экономики, ее проблемах, связанных с зависимостью от западных кредитов. В ноябре 1982 г. президент Р. Рейган подписал директиву о национальной безопасности (NSDT 66), в которой была поставлена задача нанести ущерб советской экономике. Разумеется, ставилась задача ослабить СССР в экономико политическом отношении. О том, чтобы развалить его, используя экономическую уязвимость СССР, никто в американском руководстве в эти годы и не мечтал.

Если эта версия развития событий точна, она многое говорит об интеллектуальном уровне советского руководства начала 1980 х годов. Чтобы поставить экономику и политику мировой сверхдержавы в зависимость от решений твоих потенциальных противников (США) и основного конкурента на нефтяном рынке (Саудовская Аравия, в которой к тому же ваххабизм – ветвь ислама, рассматривающая священную войну против неверных неотъемлемым требованием к правоверному мусульманину – является официальной религией) и ждать, когда они договорятся, надо долго рекрутировать в состав руководства страны особо некомпетентных людей.

Между тем финансовое положение социалистических стран становится все более сложным. Из письма Валютно экономического управления Госбанка СССР: «Социалистические страны начали широко использовать кредиты западных банков в начале 1970 х годов в условиях политической разрядки, значительного расширения торговли между Востоком и Западом, роста мировой экономики, повышения цен на энергоресурсы и сырье. Однако к 1981 году рост мировой экономики стал замедляться, общий объем непогашенной задолженности социалистических стран достиг рекордной для того времени суммы в 127 млрд долл., платежеспособность некоторых из них оказалась на низком уровне. В 1982–1983 годах консорциальные кредиты социалистическим странам, за исключением Венгрии, не предоставлялись. В этих условиях социалистические страны были вынуждены сократить импорт на свободно конвертируемую валюту, оставив экспорт на прежнем уровне или слегка увеличив его».310

Академия наук СССР в начале 1984 г. информирует Совет Министров о нестабильности положения на рынке нефти: «После кратковременной стабилизации рынка нефти в III кв. с.г. ситуация здесь в IV кв. для стран экспортеров вновь осложнилась. Медленное и неравномерное развитие подъема капиталистической экономики, эффект мер по экономии энергии, негласное завышение рядом стран ОПЕК установленных для них квот добычи и, наконец, мягкая зима привели к перенакоплению запасов нефти. Спрос на нефть на капиталистическом рынке в IV кв. сократился на 1 %, и хотя большая часть официальных отпускных цен осталась неизменной… цены разовых сделок на свободном рынке упали, и к середине декабря оторвались от официальных на североморскую нефть типа «Брэнт» на 9,7 долл./т… Такой ход событий усилил прения в рядах ОПЕК, что наглядно выявилось на очередной конференции этой организации в Женеве в начале декабря с.г. Нигерия, Иран, Ирак, Венесуэла потребовали на ней официального увеличения квот добычи, а также внесения поправок в свою пользу в существующую структуру скидок и надбавок за качество различных нефтей. И хотя конференция, в итоге, решила сохранить прежние цены, индивидуальные квоты и общий объем добычи нефти в ОПЕК, она не смогла принять никаких санкций или превентивных мер против нарушителей прежних договоренностей».

В это время в официальных документах ярко проявляется непредсказуемость цен на важнейшие сырьевые ресурсы. Так, уже в следующем докладе Академии наук говорится о стабилизации положения на нефтяном рынке: «Специалисты полагают, что К настоящему времени возможность дальнейшего падения абсолютных объемов потребления нефти, в том числе в Западной Европе, уже исчерпаны и спрос на нефть в течение 1984 г. возрастает на 1,5–2 %, что позволит, очевидно, сохранить официальные цены ОПЕК на неизменном уровне в течение всего 1984 г. Цены Свободного рынка в I кв. почти достигли уровня официальных продажных цен. Продолжались консультации ОПЕК с другими нефтеэкспортирующими странами по вопросам поддержания существующих цен. Укрепление рынка было также связано с обострением конфликта между Ираном и Ираком и опасениями возможного закрытия Ормузского пролива». В последующих записках Академии наук правительству СССР хорошо видны и опасения резкого падения иен на нефть, и трезвое осознание невозможности точно прогнозировать динамику этого параметра.311

В 1985 г. увеличение затрат на ввод в действие новых скважин и поддержание добычи на действующих, недостаток ресурсов приводят к падению нефтедобычи в СССР на 12 млн т. В это же время медленное снижение реальной стоимости нефти, начавшееся в 1981–1984 г., после решения Саудовской Аравии увеличить добычу более чем в трое (см. главу 3), сменяется беспрецедентным в истории отрасли обвалом цен. В 1985–1986 гг. цены на ресурсы, от которых зависел бюджет Советского Союза, его внешнеторговый баланс, стабильность потребительского рынка, возможность закупать десятки миллионов тонн зерна в год, способность обслуживать внешний долг, финансировать армию и ВПК, упали в несколько раз.

Это не было причиной краха социалистической системы. Он был предопределен базовыми характеристиками советской экономико политической системы: сформированные в конце 1920 – начале 1930 х годов институты были слишком ригидными, не позволяли стране адаптироваться к вызовам мирового развития конца XX в. Наследие социалистической индустриализации, аномальная оборонная нагрузка, тяжелый кризис сельского хозяйства, не конкурентоспособность обрабатывающих отраслей делали крушение режима неизбежным. В 1970 – начале 1980 х годов эти проблемы можно было регулировать за счет высоких нефтяных цен. Но это недостаточно надежный фундамент для того, чтобы сохранить последнюю империю.§ 8. Распад СССР: неожиданность, ставшая закономерностьюВ 1982 г… суммируя результаты отчетов ЦРУ о состоянии советской экономики, сенатор У. Проксмайр говорит: «Можно выделить три ключевых вывода этих исследований: во первых, советский экономический рост постепенно замедляется, тем не менее, в обозримом будущем рост экономики продолжится; во вторых, экономические результаты неудовлетворительны и эффективность экономики невысока, но это не значит, что советская экономика утрачивает жизнеспособность и динамизм; в третьих, хотя существует разрыв между результатами развития советской экономики и планами, даже в качестве отдаленной возможности крах советской экономики не рассматривается».312

То, на что большинство наблюдателей не обращало внимания – произошедшее в 1960–1970 гг. радикальное изменение отношений между СССР и миром. В это время экономика Советского Союза, формально остающаяся закрытой, на деле оказалась глубоко интегрированной в систему международной торговли, стала зависеть от конъюнктуры мировых рынков (см. табл. 4.19 ). Это, как правило, отмечали лишь исследователи, занимавшиеся рынками зерна и нефти. Большинству аналитиков, изучавших социалистическую систему, ее фундамент представлялся прочным.313

Издавались и работы, в которых говорилось о факторах риска, способных подорвать стабильность сложившегося советского режима. Но такие публикации были скорее исключением и их влияние на формирование образа будущего СССР было ограничено. В 1985 г. представить, что через шесть лет Советского Союза, правящей коммунистической партии, советской экономической системы не останется, было трудно.

Неожиданность краха существовавшей на протяжении многих десятилетий политико экономической конструкции, вызывает недоумение, бросает тень на репутацию специалистов по советской экономике и политике. То, что Центральное разведывательное управление США не увидело признаков приближающихся кризиса и краха СССР, критики этой организации считали важнейшим провалом в ее работе. Отсюда защитная реакция многих советологов – если мы ошиблись, значит, не могли этого не сделать, предсказать экономический кризис в СССР было невозможно. Широкое распространение среди этой группы специалистов получило представление о субъективном характере причин произошедшего, его обусловленности ошибками, сделанными советским руководством после 1985 г.

Эта точка зрения близка тем. кто считает случившееся результатом международной интриги. В России она представлена в публикациях авторов, верящих в существование мирового заговора против России. Если встать на эту позицию, произошедшее в конце 1980 – начале 1990 х годов в нашей стране объяснить нетрудно. Надо учесть и существование в России давней традиции списывать собственные проблемы на иностранные происки.

Широко распространенное в России представление о демоническом всесилии ЦРУ – зеркальное отражение доминирующего в Вашингтоне убеждения в том, что ЦРУ продемонстрировало в конце 1980 – начале 1990 х годов полную некомпетентность во всем, что было связано с развитием событий в СССР, затем в России.Таблица 4.19. Внешняя торговля СССР со странами ОЭСР, 1950–1989 гг.

Примечание. Перевод в доллары осуществлялся по официальному курсу Госбанка СССР.

Источник: Статистические сборники «Внешняя торговля СССР» за разные годы. М.: Финансы и статистика.Известна еще одна версия природы крушения советской экономики. Его связывают с интенсификацией гонки вооружений, последовавшей за приходом к власти администрации Р. Рейгана, с тем, что СССР, вынужденный быстро наращивать военные расходы, не смог справиться с их возросшим бременем. Чтобы оценить достоверность такого взгляда на причины краха СССР, необходимо понять механизм принятия решений о масштабах военных расходов, объемах закупок вооружений в СССР в конце 1970 начале 1980 х годов.

Наряду с помощью зарубежным социалистическим странам, военные расходы были важнейшим приоритетом советского руководства. Их масштабы, доля в ВВП не были известны даже руководителям страны и Вооруженных Сил. Об этом наглядно свидетельствуют противоречивые данные, приводимые последним Президентом СССР М. Горбачевым и начальником Генерального штаба СССР В. Лобовым по этому поводу.314 Их и невозможно точно оценить. Они проходили по разным бюджетным статьям, данные о них не сводимы. Не разрешим вопрос о том, в какой мере советские цены на военную технику отражали экономические реальности. Но то, что доля военных расходов в ВВП, по любым международным сопоставлениям, была высокой, очевидно. Если страна, имеющая экономику примерно в четыре раза меньшую чем США, поддерживает с последней, да еще и с ее союзниками, военный паритет, и при этом финансирует содержание группировки из 40 дивизий, чтобы контролировать ситуацию на китайской границе, то на уровне здравого смысла нетрудно понять: все это стоит дорого. Масштабы военных расходов сдерживали развитие гражданского сектора экономики СССР.315 Но и без военной нагрузки, инвестиции в экономику к 1980 м годам были малоэффективными.

Свидетельства того, что столкнувшись с интенсификацией военного соревнования с США в начале 1980 х годов, Советский Союз начал бурно наращивать военные расходы, малоубедительны.316 Характерная черта советского военно промышленного комплекса – инерционность. Объемы производства вооружений определялись не военными потребностями, а тем, какие производственные мощности созданы. Если технологически возможно нарастить выпуск – всегда находился способ обосновать необходимость этого. На вопрос помощника Генерального Секретаря ЦК КПСС М. Горбачева Г. Шахназарова: «Зачем надо производить столько вооружений?», начальник Генерального штаба С. Ахро меев ответил: «Потому что ценой огромных жертв мы создали первоклассные заводы, не хуже, чем у американцев. Вы что, прикажете им прекратить работу и производить кастрюли? Нет, это утопия».317

Пример механизма принятия решений об объемах производства вооружений в СССР – история выпуска советских танков. СССР в 1970 х годах производил в 20 раз больше танков, чем США. Когда после арабо израильской войны выяснилось, что для переоснащения израильской армии, необходимы крупные поставки танков, объем их производства в США за нескольких лет был увеличен примерно до четверти количества, выпускаемого в СССР. Количество танков, стоящих на вооружении советской армии, составляло более 60 тыс. штук. Оно многократно превышало число таких боевых машин, находящихся в распоряжении США и их союзников.

Если пытаться анализировать происходившее в области военного строительства в 1970 – начале 1980 х годов с военно стратегической точки зрения, то естественный вывод, который могли сделать западные эксперты, наблюдая, какими темпами Советский Союз наращивает танковую армаду, состоял в следующем: идет подготовка к наступательной операции в Западной Европе в направлении Бискайского залива. На деле, – все обстояло иначе. Как показывает ставшая впоследствии доступной информация, главным аргументом в пользу продолжения производства танков, – в беспрецедентных для мирных условий масштабах, было убеждение в том, что США имеют больше возможностей нарастить их выпуск в условиях войны. Аналитики Генштаба доказывали, что потери советских войск в танках в первые месяцы войны могут быть крайне высокими. Отсюда вывод: надо выпускать их как можно больше в мирное время.318 Доводы связонные с тем, что в изменившихся за десятилетия после Второй деровой войны условиях, при более сложной системе комплектации, быстро нарастить выпуск этих боевых машин в США и странах, являющихся их союзниками, невозможно, во внимание не принимались. Главным фактором при обсуждении этой проблемы в СССР были не военные соображения, а то, что танковые заводы построены, на них работают люди. Оии должны выпускать продукцию. То же относится и к другим видам военной техники.

История с размещением советских ракет средней дальности СС 20 – наглядное подтверждение этому. Была создана хорошая ракета, существовала возможность ее массового выпуска. Руководство Советского Союза принимает решение о развертывании новой системы ядерного оружия. То, что это спровоцирует размещение ракет средней дальности НАТО в Западной Европе, увеличит для СССР риски, связанные с сокращением подлетного времени ракет потенциального противника, во внимание принято не было. Когда это стало очевидным, СССР пришлось пойти на соглашение о ликвидации ракет средней дальности в Европе. Но это произошло уже после того, как на их развертывание было потрачено немало ресурсов.

Конгресс США в начале 1980 х годов принял решение о создании специальной комиссии для проверки оценок советского военного строительства, предоставляемых ЦРУ. Проанализировав масштабы производства вооружений, комиссия пришла к выводу, что объемы их выпуска нельзя объяснить с точки зрения военно политической логики, если не исходить из предпосылки, что СССР готовится к наступательной войне.319 Но, как показывают документы, никто в советском руководстве к смертельной схватке с мировым империализмом в эти годы не рвался. Объемы производства вооружений, их поставки в армию и на флот определялись загрузкой созданных производственных мощностей. Военно промышленный комплекс СССР к началу 1980 х годов был не способен в крупных масштабах использовать дополнительные ресурсы, направляемые на выпуск вооружений, работал на пределе своих возможностей. Это было тяжелое бремя для советской экономики, но привычное.

Да, ВПК высасывал из экономики страны колоссальные ресурсы, мобилизовывал лучших специалистов. Все это сдерживало развитие гражданских отраслей обрабатывающей промышленности. Военная перегрузка экономики была одним из факторов, делавшим экономику СССР уязвимой. Груз оборонных расходов предопределял многие трудности, с которыми сталкивался Советский Союз в своем развитии в I960 – начале 1980 х годов, но сам по себе не объясняет механизм экономического краха 1985– 1991 х годов.

Опыт XX в, накопленный после того, как были написаны работы К. Маркса и Ф. Энгельса, посвященные законам истории, показал, что они менее жестки, чем это представлялось основоположникам марксизма. Выбор стратегии развития на десятилетия вперед зависит от факторов, которые невозможно прогнозировать. Роль личности в истории больше, чем думали классики марксизма.

Принятые советским руководством решения сыграли немалую роль в том, как развивался кризис советской экономико политической системы в конце 1980 – начале 1990 х годов. От руководства страны зависело многое, однако, отнюдь не все. Не бессмысленно сказать и наоборот: не все. но многое. Анализ ситуации, в которой к середине 1980 х годов оказался Советский Союз, позволяет сделать вывод: на фоне новых реалий (прежде всего резкого снижения мировых цен на нефть) были бы бесперспективны попытки продолжить политику предшествовавших десятилетий, суть которой состояла в том, чтобы законсервировать сложившуюся экономическую и политическую систему и ничего в ней не менять. Такая линия не позволила бы без серьезных экономико политических потрясений справиться с вызовом, связанным с падением нефтяных пен.

К 1985 г. были заложены основы глубокого экономического кризиса в СССР, для управления которым требовались жесткие, точные и ответственные решения, понимание его природы, набора мер, которые можно и нужно предпринять, чтобы ограничить связанный с ним ущерб, по меньшей мере – попытаться предотвратить крах экономики. Однако советские чиновники, ответственные за внешнеэкономические связи, в это время еще уверены в стабильности валютно экономического положения СССР.320

На таком фоне к руководству страной приходит новый политический лидер, представляющий другое поколение политической элиты. Его избрание – демонстрация вынужденного отказа от геронтократии, характерной для советского руководства предшествующих десятилетий.321 Он слабо представляет себе реальное положение дел в стране, не понимает критичности валютно финансовой ситуации. Можно ли было в этих условиях, действуя энергично и точно, не сделав ни одной ошибки, сохранить СССР, – знать не дано. Но чтобы шансы на успех стали ненулевыми, новым лидерам необходимо было понимание масштаба и Природы вставших перед страной проблем. Руководству страны, чтобы хотя бы поверхностно разобраться в том, что происходит с советской экономикой, понадобилось больше трех лет. В условиях кризиса это срок слишком долгий.

www.asyan.org