Экспорт нефти и газа в России (стр. 4 из 9). Экспорт российской нефти


Российский экспорт нефти - часть 2

Новая редакция «Энергетической стра­тегии России», недавно одобренная прави­тельством РФ, предполагает, что к 2020 году в стране может добываться до 445 млн тонн нефти (по оптимистическому вариан­ту), а экспорт нефти вырасти до 290 млн тонн (что на 40 млн тонн больше, чем в 2002 году). «Часть нефти, которую россий­ские компании не смогут продать на тра­диционных рынках — в Европе, вполне мо­жет стать источником для экспорта в США», — считает Стивен Дашевский.

США, крупнейший импортер и потре­битель нефти в мире, заинтересова­ны в ослаблении зависимости от неф­ти из стран Персидского залива, а так­же в снижении роли ОПЕК на мировом нефтяном рынке. Помочь в реализа­ции этих целей американской энерге­тической политики должна Россия

С каждым годом США добывают все меньше нефти, и все больше — импортируют

Источник: US Energy Information Administration

Маршруты

Как отмечает большинство аналитиков, проще всего было бы запустить в эксплуатацию проект по использованию нефтепровода «Дружба»— Адрия, который начинается в Поволжье, идет по Белоруссии, Украине, Словакии, Венгрии и заканчивается в Хорватии, в пор­ту Омишаль, способном принимать танке­ры водоизмещением до 400 тыс. тонн. Бук­вально сегодня можно начать экспорт по этому маршруту 5 млн тонн российской нефти в год; а к 2005 году объем поставок может увеличиться до 10 млн тонн. Однако реализация этого проекта застопорилась: венгерская компания MOL не согласна с предлагаемыми российской стороной усло­виями транзита. Но даже если этот «тран­зитный» конфликт будет разрешен, «посто­янная необходимость согласовывать вопро­сы транспортировки с таким количеством стран, как в проекте “Дружба”—Адрия, по­казывает, что удобнее работать с внутрироссийскими проектами», — отмечает Валерий Нестеров. Да к тому же через хорватский порт не удастся перекачать всю российскую экспортную нефть. Вот и возникают альтер­нативные проекты транспортировки.

«Транснефть» форсирует работу над под­готовкой проекта нефтепровода из Ангар­ска в Иркутской области к побережью Японского моря. По трубе протяженнос­тью 3,8 тыс. км к 2008-2010 году предпо­лагается перекачивать до 50 млн тонн неф­ти с месторождений не только Западной, но и Восточной Сибири. Стоимость проек­та просто гигантская — 3,6—5 млрд долла­ров, намного больше, чем у проекта конку­рирующего трубопровода, который пред­лагает построить ЮКОС. Он планирует, что нефтепровод из Ангарска в Дацин на севе­ро-востоке Китая, по которому с 2005 года будет перекачиваться 20 млн, а с 2010-го — 30 млн тонн нефти в год, обойдется в 2 млрд долларов. «Проект постройки нефтепровода к Тихоокеанскому побе­режью в любом случае будет прежде всего нацелен на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, — считает Джулиан Ли. — На Западном побережье США и так существу­ет избыток нефти, поэтому нефть из Вос­точной Сибири или Сахалина скорее пой­дет на азиатские рынки». Дело в том, что в США нет магистральных трубопроводов, соединяющих Западное побережье с Восточным, а из-за больших объемов нефтедо­бычи на Аляске и в Калифорнии на западе существует постоянный излишек нефти.

150

Источник: US Energy Information Administration

«ЛУКойл», построив собственный нефтя­ной терминал в Варандее на побережье Ба­ренцева моря, предлагает свой — север­ный — вариант экспорта российской нефти, в основном из Тимано-Печоры, богатой нефтяными месторождениями (суммарные запасы — 1,3 млрд тонн). Но у Варандея есть недостаток: пять месяцев в году терминал скован льдами, и транспортировать нефть можно лишь ледоколами. «ЛУКойл» создал собственный флот из танкеров-ледоколов водоизмещением до 20 тыс. тонн. Нефть из ледокольного флота должна перегружаться на большие танкеры в Мурманске, где пред­полагается создание специального термина­ла для танкеров дедвейтом до 300 тыс. тонн. Кроме переналивного терминала «ЛУКойл» предлагает построить трубопровод из Тима­но-Печоры в Мурманск мощностью до 50 млн тонн и стоимостью 1,5-2 млрд дол­ларов. Вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун заявил, что именно через Мурманск пойдут основные поставки нефти в США. Неудивительно, что «ЛУКойл», недавно купивший сеть бензоколонок Getty One на се­веро-востоке США, лоббирует этот проект: эта компания весьма активно пытается ра­ботать на западных рынках, в том числе и американском. «Если „ЛУКойл", как и пла­нирует, снизит себестоимость добычи с ны­нешних 3,5 доллара за баррель до 2,5-3, как у ЮКОСа или „Сибнефти", то эти поставки могут быть вполне эффективными», — счи­тает Эндрю Смит из ЕЮ.

Потекут ли американские доллары?

Развитие проектов по экспорту россий­ской нефти в США потребует значитель­ных инвестиций — постройка нефтепрово­дов в Мурманск и Находку обойдется «Транснефти» от 4,1 до 7 млрд долларов. «Обычно расходы на инвестиции „Тран­снефть" закладывает в свои тарифы, но в случае с такими суммами это маловероят­но», — считает Виталий Ермаков из CERA. В соглашении об «энергетическом диало­ге» отмечается, что США будут поощрять американские инвестиции в российский ТЭК, в частности в инфраструктурные про­екты. Джордж Буш после подписания сог­лашения отметил, что в России уже есть хо­роший пример совместной работы четырех крупнейших нефтяных компаний мира — это Каспийский трубопроводный консор­циум, этакий образец для российско-аме­риканского сотрудничества.

До сих пор американские нефтяные ком­пании осторожно относились к инвести­циям в Россию: четкого законодательства по соглашению о разделе продукции у нас до сих пор нет, а создавать совместные предприятия с российскими компаниями американцы часто опасаются. Тем не менее примеры успешной работы американских нефтяных компаний в России есть. Так, компания Conoco с 1992 года работа­ет на месторождении «Полярное сияние» в Тимано-Печоре, вложив в него более 400 млн долларов. А одна из крупнейших американских нефтяных компаний ExxonMobil, несмотря на все проблемы в реализации проектов СРП, работает на разработке шельфовых месторождений на Сахалине вместе с партнерами из Японии, России и Индии. Осенью прошлого года компания заявила о намерении инвести­ровать в сахалинские проекты еще 12-14 млрд долларов (крупнейший в ТЭК зарубежный инвестпроект)

Иностранные инвестиции будут особенно нужны, если Россия «перестарается» в поддержании низких цен на мировом рын­ке. «При ценах на уровне семнадцать-во­семнадцать долларов за баррель российской нефтянке будет очень тяжело финансиро­вать подобные проекты. И в таком случае без привлечения иностранных инвесторов не обойтись, — утверждает Виталий Ерма­ков. — Но, учитывая тот интерес, который сейчас существует к российской нефти в США, можно предположить, что амери­канские инвестиции в Россию придут». На­иболее вероятно, что они пойдут в Тимано-Печору и на Сахалин — туда, где есть еще нераспределенные месторождения и отку­да нефть будет проще отправлять на эк­спорт, в том числе в сами США.

Заключение

Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машинно-технических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Высокую значимость экспорта нефтегазового сырья для экономики России и глобальный характер энергетических проблем подчеркивает влияние кризиса мирового рынка энергоносителей не экономическую и политическую жизнь новой России. Обвал мирового рынка энергоносителей немедленно отразился на положении в нефтяной промышленности России, где после длительного спада в 1997 г. наметилась некоторая стабилизация. В I квартале 1998 г. объем нефтедобычи приблизился к уровню соответствующего периода предыдущего года. Однако уже с марта спад добычи нефти возобновился. В целом за 1998 г. с учетом внешнеторговой конъюнктуры объем нефтедобычи составил лишь около 96% от уровня прошлого года. Официальная позиция российского правительства заключается в следующем: последствия кризиса для России оказались столь глубоки, что она не может позволить себе даже кратковременное сокращение экспорта. Однако общее снижение нефтедобычи, которое составило 8-10 млн. т. по сравнению с прошлым годом, только усугубило кризис. В случае, если стабилизации цен на сырую нефть не произойдет, последствия для России могут быть довольно серьезными. Российский ТЭК экспортирует треть от общего объема добываемой нефти и естественно, что снижение цен выводит многие предприятия за рамки рентабельности.

mirznanii.com

Экспорт газа и нефти Российской Федерации условиях санкций

 

В данной статье проводится анализ влияние санкций на экспорт газа и нефти Российской Федерации. Выявлены проблемы в этой отрасли экономики. Определены меры, необходимые для повышения ее эффективности.

Ключевые слова: экономика, газ, нефть, экспорт, санкции.

 

Рассматривая экспорт нефти и газа российской Федерации следует отметить что российская экономика зависит от этой отрасли слишком сильно. 60 % экспорта Российской федерации составляет нефтяная и газовая промышленность и их производные, которые имеют серьезное влияние на экономику России.В связи с чем, возникает потребность в постоянном поддерживании стоимости нефти или ее повышении. Данная потребность наиболее остро возникло связи санкциями западных стран введенные на российскую экономику, из-за геополитических событий 2014 года.Изменение внешнеполитической и экономической ситуации поставило российскую нефтегазовую отрасль перед необходимостью поиска «прорывных» технологий для сохранения как минимум существующего уровня добычи нефти и газа.

 

Таблица 1

Показатели экспорта нефти и газа Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2013 годом

 

2013 г

2014 г

Темпы роста, %

млн.

долл.

В % к итогу

млн.

долл.

В % к итогу

Стоимость

Физического объема

цены

Топливо-энергетические товары

372036

70,6

346190

69,5

93,1

Сырая нефть

173670

32,9

153888

31,0

88,6

94,4

93,8

Нефтепродукты

109415

20,8

115875

23,3

105,9

109,0

97,3

Природный газ

67232

12,8

55240

11,0

82,2

88,7

92,6

 

Основными потребителями Российских углеводородов (30 % газа и 40 % нефти) являются страны Европы — Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Италия, Испания, Украина, Беларусь, Турция. Тройка крупнейших покупателей природного газа в 2013 году — Германия, Турция, Италия. Экспорт газа проходит по территории Европы, Беларуси и Украины. На территории Украины природный газ поступает по 22 магистралям, а уходит в Европу по 15.

 

Таблица 2

Динамика реализации газа в Европу

Объем реализации природного газа через «Газпром экспорт» в дальнее зарубежье (млрд. куб. м)

Годы

2000

2005

2010

2014

Всего

130,3

154,3

138,6

146,6

 

В 2014 г. «Газпром экспорт» поставил в европейские страны 146,6 млрд. куб. м газа. Примерно 80 % поставок из России приходится на страны Западной Европы; 20 % — на центрально европейские государства.

Западноевропейский рынок (плюс Турция) поглощает основной объем российских поставок.

В 2014г. «Газпром экспорт» поставил на рынки стран региона 117,9 млрд. куб. м газа:

Рынок Восточной и Центральной Европы природного газа особенно важен в силу его географической близости к России. В последние годы развитие взаимоотношений с партнёрами происходит на фоне серьезных геополитических изменений и стремления стран к диверсификации источников поставок энергоносителей.

Российское «голубое топливо» обеспечивает больше половины газопотребления региона.

В 2014 г. «Газпром экспорт» реализовал на этом рынке 28,7 млрд. куб. м газа.

 

Таблица 3

Магистральные газопроводы России

Экспорт в Европу

Северный поток

Ямал-Европа

Союз

Уренгой –Помары-Ужгород

Южный поток

Дзуарикоу-Цхинвал

Голубой поток

Экспорт в Азию

Саратов-Москва

Южный коридор

Сахалин-Хабаровск-Владивосток

Сила Сибири-2 (ранее-Алтай)

Сила Сибири

 

Нефть транспортируется на экспорт в основном морским и трубопроводным транспортом. За первое полугодие 2013 года сырая нефть была транспортирована (всего 115млн. тонн):

  1.                трубопроводами — 45,5 млн. тонн;
  2.                морским транспортом — 68,7 млн. тонн;
  3.                по железной дороге — 417 тыс. тонн;
  4.                автомобильными перевозками — 75 тыс. тонн.

Крупные морские терминалы;

Приморск, Усть-Луга, Козьмино. Трубопровод «Дружба», трубопроводная система «Восточная Сибирь -Тихий океан». Российский экспорт нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона увеличился до 30 %. А экспорт газа связи санкциями снизился в августе на 12 %. Экспорт нефти с января по июнь 2014 года сократилась на 5 % на мировом рынке.

Связи с санкциями веденные западными странами под эгидой США, экспорт углеводородов в Азию, стало очень перспективным. Наиболее важным партнером Российской Федерации в этом регионе является Китай. 21 мая 2014 года российский «Газпром» и Китайская нефтегазовая корпорация заключили контракт, согласно с которым в Китай будет поставляться 38 млрд. куб метров газа с обшей ценой $400 млрд за 30 лет. Этот контракт стал крупнейшим в газовой отрасли СССР и России. 1 сентября 2014 года Газпром приступил к строительству газопровода «Сила Сибири» позволяющий транспортировать природный газ из Российской Федерации в КНР на рынок Азии, находится в разработке «Сила Сибири2-ранее Алтай». Также важнейшими международными проектами, которые реализуются при участии России, является Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций, Банк развития БРИКС (группа из пяти стран Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика)и Банк Шанхайской организации сотрудничества. Такое резкое переориентация с Запада на Восток, как я раньше упоминал связано с резким ухудшением отношений с западными странами, связи с событиями на Украине. Но такое переориентация давно рассматривалась, а западные санкции в данном случаи могли бы стать катализаторам.

Подводя итог, следует отметить, что санкции веденные против Российской Федерации Западными странами во главе США, не носит исключительно отрицательный характер, во многом послужит стартом нового экономического развития, так как увеличивается спрос на внутреннем рынке и укрепляются отношении с надежными партнерами которые любой момент готовы поддержать.

 

Литература:

 

  1.                Зависимость европейских стран от российского газа [Электронный- ресурс] / People [Офиц. сайт]. URL: http://russian.people.com.cn/95181/6570287.html.
  2.                Экспорт Российской Федерации природного газа за 2000–2014 годы [Электрон-ный-ресурс] / Центральный банк Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/gas.htm.
  3.                Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000–2014 годы / [Электронный-ресурс] / Центральный банк Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/crude_oil.htm.
  4.                Крупнейшие потребители российского газа — рейтинг стран [Электронный-ресурс] / Риановости [Офиц. сайт]. URL: http://ria.ru/research_rating/20120227/575988972.html.
  5.                «Газпром» — объем добычи газа в 2014 году снижается? [Электронный-ресурс] / Ifinance [Офиц. сайт]. URL: http://globalfinances.ru/gazprom-obem-dobyichi-gaza-v-2014-godu-snizhaetsya/
  6.            Экономические санкции против России (РФ): причины, анализ, списки, послед-ствия [Электронный-ресурс] / Информационная корпорация мировой экономики [Офиц. сайт]. URL: http://weic.info/ekonomicheskie_stati/ekonomicheskie_sankcii_protiv_rossii_rf_prichiny_analiz_spiski_posledstviia.
  7.            Газпром экспорт. [Электронный ресурс]/ ООО «Газпром-экспорт» [Офиц. Сайт]. URL: http://www.gazpromexport.ru/statistics/

moluch.ru

Экспорт нефти и газа в России

Важной формой регулирования экспорта нефти и газа за пределы Российской Федерации является и ставка акциза. В соответствии с Федеральным законом «Об акцизах» ставка акциза для всех предприятий была единой. Для более эффективного регулирования экспорта Правительство РФ 15 января 1997 года приняло постановление «Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации». В соответствии с данным постановлением при экспорте по решениям Правительства Российской Федерации нефти и газового конденсата организациями, закупающими нефть и газовый конденсат у нефтедобывающих предприятий по внутренним ценам российского рынка, взимание акциза таможенными органами производится по установленной для соответствующего нефтедобывающего предприятия ставке акциза.

27 февраля 1998 года Министерство топлива и энергетики Российской Федерации приняло приказ «О совершенствовании организации поставок нефти на экспорт». В целях повышения эффективности экспорта российской нефти, совершенствования организации государственного контроля при планировании экспорта и повышения ответственности работников центрального аппарата Министерства и нефтедобывающих организаций и предприятий топливно - энергетического комплекса с 1 марта 1998 г. вводится новый порядок разработки, движения и утверждения документов, касающихся поставок нефтяногосырья за пределы таможенной территории Российской Федерации, утвержденный Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 27 февраля 1998 г. В соответствии с данным приказом начата работа по совершенствованию координации поставок нефти по экспортным направлениям и подготовка предложения по организации работы координаторов экспортных направлений с учетом изменения транспортных схем экспорта, структуры нефтяных компаний ТЭК и условий рынка сбыта российской нефти.

Некоторые нефтяные компании России после введения с 1 июля новых правил по доступу к экспортной трубе, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 15 июня N599, могут прекратить свое существование, заявил вице-президент группы РОСПРОМ-ЮКОС Александр Самусев[13] . В случае отлучения от трубы нефтедобывающих организаций, имеющих недоимку по налоговым платежам в федеральный бюджет, для них практически не останется возможности решать свои проблемы, в частности выплату зарплаты, так как никаких заемных средств им в этой ситуации никто не предоставит.

В настоящее время экспорт нефти и нефтепродуктов для российских нефтяных компаний является вынужденной мерой, но практически единственной возможностью получения реальных денег, на внутреннем рынке только 10-15 процентов платежей за поставки осуществляется «живыми» деньгами. При дальнейшем сохранении сложившейся ситуации на нефтяном рынке (падение цен на нефть в два раза, до 8-9 долларов за баррель) и без принятия правительством позитивных шагов в сторону ТЭК экспорт нефти станет убыточным для всех.

2.2.3. Основные рынки сбыта российской нефти и газа.

Европа не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в природном газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками ОАО «Газпром». Российский газ, разведанные запасы которого составляют 48 трлн. куб. м., имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами. В целом около 40% потребностей Западной Европы покрывается за счет импорта. Доля России (ОАО «Газпром») в западноевропейском импорте – 47%, Алжира – 29 %[14] . Самый серьезный потенциальный конкурент России в торговле газом на континенте – Норвегия. Крупнейшим на сегодняшний момент проектом «Газпрома» по увеличению поставок газа за рубеж является строительство трубопроводной системы «Ямал-Европа». Страны Восточной и Центральной Европы являются для России также важными рынками сбыта энергоносителей и источниками получения свободно конвертируемой валюты. На долю топливно-энергетических ресурсов приходиться 78% российского экспорта в этот регион, здесь потребляется около 35% экспортируемого в дальнее зарубежье российского газа.[15] В наибольшей степени от ввоза энергоносителей зависят Словакия, Болгария, Венгрия. По объему экспорта газа в страны ЦВЕ Россия превысила максимальный уровень докризисных лет. Более 30% общего объема газа экспортируется из России в счет участия стран ЦВЕ в освоении и обустройстве газовых месторождений на территории бывшего Советского Союза, а так же для оплаты транзита по их территории в Западную Европу, Грецию, Турцию, государства бывшей Югославии. Поставки российского газа по существу являлись безальтернативными для всех стран ЦВЕ.

Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%)[16] , Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.[17]

Девяносто пять процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке. По нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия). Распад СССР осложнил использование «Дружбы» вследствие появления дополнительных рисков для продавцов и покупателей нефти. Российским экспортерам приходится теперь договариваться о транзите с Украиной и Беларусью. В последние годы загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно[18] .

Страны ЦВЕ и Западной Европы принимают меры по уменьшению доли России в импорте энергоносителей. Стремление этих стран диверсифицировать импорт топлива по политическим соображениям продиктовано и желанием усилить надежность своего энергообеспечения, дистанцироваться от политически и экономически нестабильных партнеров в лице России и Украины. Практикуемые последней «заимствования» нефти и газа из трубопроводов, проходящих по ее территории, неоднократно приводили к перебоям российских поставок нефтегазового сырья. Перспектива разработки и расширения рынков сбыта российской нефти и газа рассмотрена в главе 3.

2.3. Последствия кризиса на мировом рынке энергоносителей для России.

Обвал мирового рынка энергоносителей немедленно отразился и на положении в нефтяной промышленности России, где после длительного спада в 1997 г. наметилась некоторая стабилизация. В I квартале 1998 г. объем нефтедобычи приблизился к уровню соответствующего периода предыдущего года. Однако уже с марта спад добычи нефти возобновился. В целом за 1998 г. с учетом внешнеторговой конъюнктуры объем нефтедобычи составил лишь около 96% от уровня прошлого года. Официальная позиция российского правительства заключается в следующем: последствия кризиса для России оказались столь глубоки, что она не может позволить себе даже кратковременное сокращение экспорта. Однако общее снижение нефтедобычи, которое составило 8-10 млн. т. по сравнению с прошлым годом, только усугубило кризис. В четвертом квартале 1998 года компаниям было разрешено вывести в дальнее зарубежье 26,4 млн. т. нефти. Таким образом, экспорт во втором полугодии составил около 55 млн. т., что на 3 млн. т. меньше, чем в первом. ОПЕКу же Россия обещала снизить экспорт на Запад во втором полугодии по сравнению с первым на 2 млн. т.[19]

До критически низкого уровня сократились объемы геологоразведочных работ. Прирост разведанных запасов нефти лишь наполовину компенсирует ее добычу. Из-за отсутствия средств продолжают снижаться объемы эксплуатационного бурения (в I квартале 1998 г. к соответствующему периоду прошлого года - на 16,5%). Количество простаивающих скважин на 1 апреля 1998 г. составило 27,5% от всего эксплуатационного фонда ввиду тяжелого финансового положения нефтедобывающей отрасли, прежде всего из-за неплатежей потребителей нефти.

Качество вырабатываемых нефтепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым стандартам и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке. Особенно после 1 октября 1996 г., когда вступила в силу директива ЕС о снижении предельно допустимой нормы содержания серы в импортном моторном дизельном топливе с 0,2% до 0,05%.

Низкая платежеспособность потребителей нефтепродуктов лишает нефтеперерабатывающие заводы средств, необходимых для реконструкции и модернизации. В результате продукция большинства российских НПЗ и по цене, и по качеству становится неконкурентоспособной даже внутри страны. Объем переработки нефти в России может снизиться по итогам 1998 г. на 9%.

mirznanii.com

Реферат - Российский экспорт нефти

ВВЕДЕНИЕ

Уходящий век — век нефти и газа. Добыча и потребление этих ресурсов, пришедших в начале века на смену дереву и углю, растет с каждым годом. В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны. Нефть являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машинно-технических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Своя игра

Сотрудничество в области энер­гетики с начала 2002 года превратилось в доми­нанту отношений между Рос­сией и США. В начале мая ми­нистр энергетики РФ Игорь Юсуфов посе­тил Вашингтон, где встретился с автором новой энергетической стратегии США ви­це-президентом Ричардом Чейни. Затем Юсуфов отправился на конференцию ми­нистров энергетики стран «восьмерки» в Детройт — здесь он поделился с коллегами мыслью о той особой роли, которую в ми­ре может играть Россия, владеющая 12% разведанных ресурсов нефти. Буквально че­рез неделю в Москву с ответным визитом прибыл замминистра энергетики США Ро­берт Кард — он изучал возможности поста­вок энергоресурсов из России в Соединен­ные Штаты. А уже 24 мая в Москве прези­дент России Владимир Путин и его американский коллега Джордж Буш подписали соглашение о начале «энергетического ди­алога» между двумя странами.Официально цели этого двустороннего сотрудничества формулируются так — «сократить нестабильность и повысить предсказуемость мировых энергетических рынков», увеличив присутствие на них Рос­сии. Буш заявил, что США, крупнейший импортер и потребитель нефти в мире, за­интересованы в ослаблении зависимости от нефти из стран Персидского залива, а также в снижении роли ОПЕК на мировом нефтяном рынке. Помочь в реализации этих целей американской энергетической политики должна Россия.В «энергетическом диалоге» у России есть возможность выступить в двух ипоста­сях. Во-первых, если Россия будет незави­сима от решений ОПЕК, то она поможет удерживать цены на нефть в таком коридоре, который устраивал бы обе стороны — и производителей в России, и потребителей в США, странах Евросоюза и в Японии. Во-вторых, в перспективе Россия может стать крупным поставщиком нефти для Соеди­ненных Штатов, то есть нарастить экспорт в эту страну с сегодняшних мизерных по­казателей до нескольких десятков милли­онов тонн нефти в год. Если первая цель может быть достигнута достаточно быстро, то для реализации второй задачи России потребуются время и средства. И многие рассчитывают, что часть средств придет из Соединенных Штатов.

Ранее Россия зависела от це­ны нефти, которую устанав­ливала ОПЕК. Но сейчас си­туация изменилась благодаря сни­жению издержек.Независимость России от решений ОПЕК проявилась еще в прошлом году. Тогда нефтяной картель пытался остано­вить падение цен в рамках предлагаемогоОПЕК «справедливого ценового коридора» в 22—28 долларов за баррель, резко сок­ращая поставки нефти на мировом рынке. Картель предложил России и другим эк­спортерам нефти пойти на аналогичные меры. Бурные дискуссии по этому поводу шли несколько месяцев, и в конце концов Россия пошла на небольшие уступки — с 1 января на полгода официально сократи­ла объем экспорта на 150 тыс. баррелей в день (а ОПЕК настаивала на 500 тыс. бар­релей). «Сокращение экспорта изначаль­но носило сезонный характер — многие российские экспортные порты зимой просто скованы льдом, — сказал Эндрю Смит, экономист исследова­тельского института Economist Intelligence Unit (EIU). — Кроме того, словесные за­явления России о сокращении экспорта не всегда соответствовали действительности: согласно некоторым оценкам, с началом весны реальный экспорт нефти из России стал расти, преимущественно благодаря использованию схем по реэкспорту из третьих стран»

В результате действия России и других бо­лее мелких экспортеров нефти привели к то­му, что ОПЕК потеряла способность кон­тролировать мировой рынок нефти — в те­чение последнего полугода цена одного бар­реля колебалась в диапазоне 18-23 долла­ра. Что гораздо меньше, чем того желает ОПЕК, но вполне согласуется с энергети­ческой стратегией США. «Соединенные Штаты, так же как и другие крупные импор­теры нефти (Европа, Япония), не хотят пла­тить за баррель нефти больше, чем двадцать-двадцать пять долларов, — отметил старший научный сотруд­ник Оксфордского института энергетичес­ких исследований Роберт Арнотт. — Более высокие цены на этот товар подрывают воз­можности экономического роста в этих странах и стимулируют инфляцию».«Ранее Россия зависела от цены, кото­рую устанавливала ОПЕК. Но сейчас си­туация изменилась: благодаря снижению издержек порог чувствительности для эко­номики России, когда компании работа­ют с прибылью и в бюджет поступает достаточно средств, составляет всего четыр­надцать долларов за баррель, в то время как для бюджета Саудовской Аравии, где девя­носто девять процентов доходов формиру­ются за счет нефти — восемнадцать долла­ров», — сообщил Виталий Ер­маков, аналитик энергетической консалтинговой компании Cambridge Energy Research Associates (CERA).

Именно этоделает ценовую войну ОПЕК против Рос­сии маловероятной, что дает нашей стра­не дополнительный вес в ее отношениях с США и Евросоюзом.

Россия возвращает себе утраченные в 90-е годы позиции на мировом нефтяном рынке. По сравнению с 1999 годом сейчас добыча нефти в России выросла на 18%, а экспорт нефти и нефтепродуктов на 34%. В нынешнем году Россия поставит на ми­ровой рынок 250 млн тонн нефти и нефтеп­родуктов — больше экспортирует лишь Са­удовская Аравия. Экспорт нефти из России растет быстрее, чем нефтедобыча, потому что энергоемкость российской экономики с каждым годом падает.

«Усиление позиций России на мировом нефтяном рынке в последние пару лет ста­ло прямым результатом самоограничитель­ной политики ОПЕК, — сказал Джулиан Ли, экономист лондонского Цен­тра глобальных энергетических исследова­ний. — Если же Россия кроме независимос­ти от картеля установит доверительные от­ношения с США и Евросоюзом, то это лишь поможет ей вернуть былую долю на миро­вом рынке нефти». В конце 80-х, Россия экспортировала нефти и нефтепро­дуктов почти вдвое больше, чем сегодня.

Вместо арабской — российская

Основные поставщики нефти в США-соседи и страны Персидского залива

Географическая структура импорта нефти в США (май 2002 г.)

Источник: US Energy Information Administration

Основная часть российского экспорта направляется на ближайшие рынки — в страны Европы и СНГ. 87% экспортируе­мой нефти идет лишь в пять стран — Герма­нию, Францию, Италию, Испанию и Вели­кобританию. В США российская нефть те­чет совсем небольшим ручейком.

Основную часть импортируемой нефти Соединенные Штаты получают из стран Персидского залива и от ближайших сосе­дей — Канады, Мексики и Венесуэлы. До­быча в самих США снижается из года в год, и лишь разработка месторождений Аляски (см. «Заповедная нефть», «Эксперт», № 10, 2002) может как-то поправить ситуацию в среднесрочной перспективе. На протяже­нии последних двух десятилетий поставки нефти в США из стран Персидского зали­ва (Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, ОАЭ, Катара и Ирана) постоянно росли — с 8% импортируемой нефти в 1984 году до 25% в нынешнем. Интересно, что доля арабской нефти продолжала увеличивать­ся и после 11 сентября: в I квартале 2002 го­да она на два процентных пункта превыша­ла показатель аналогичного периода 2001 года. «После одиннадцатого сентября обеспокоенность этим фактом в Соединен­ных Штатах серьезно возросла, поэтому „энергетический диалог" с Россией не мог не состояться, — отмечает Виталий Ерма­ков из CERA. — США хотят снизить свою зависимость от поставок из арабских стран, и в немалой степени за счет России».

Почему же сейчас Россия практически не экспортирует нефть в США? «Из-за стои­мости транспортировки те российские ком­пании, которые решаются поставлять нефть в США, продают ее дешевле, чем в Евро­пе», — сказал Стивен Дашевский, аналитик ИК «Атон». Ему вторит Ви­талий Ермаков: «Экспорт нефти на такие расстояния экономически обоснован лишь при использовании танкеров большого во­доизмещения (двести пятьдесят-триста ты­сяч тонн), а сегодня у России нет портов, которые могут обслуживать подобные пос­тавки». Сейчас основная часть российской нефти, для транспортировки которой ис­пользуется морской транспорт, идет на эк­спорт через порты Черного (Новороссийск, Туапсе и украинскую Одессу) и Балтийско­го морей (новый терминал Приморск в Ле­нинградской области, а также латвийскийВентспилс и литовский порт Бутинге). Хо­тя, например, Новороссийск или Бутинге в принципе могут обслуживать супертанкеры, эти порты работают с танкерами водо­измещением не более 150 тыс. тонн. При­чина — ограниченная пропускная способ­ность Датских проливов и Босфора, кото­рые соединяют Балтику и Черное море с океаном. «Поэтому поставки серьезных объемов российской нефти в Соединенные Штаты станут реалистичными лишь в сред­несрочной перспективе, если будут осущес­твлены проекты по созданию инфраструк­туры терминалов и трубопроводов, — ска­зал „Эксперту" Валерий Нестеров, анали­тик ИК „Тройка Диалог". — Сегодня су­ществует три основных проекта — Омишаль, Мурманск и Находка, и так как они очень разные, то перспективы их реализа­ции также серьезно отличаются».

Новая редакция «Энергетической стра­тегии России», недавно одобренная прави­тельством РФ, предполагает, что к 2020 году в стране может добываться до 445 млн тонн нефти (по оптимистическому вариан­ту), а экспорт нефти вырасти до 290 млн тонн (что на 40 млн тонн больше, чем в 2002 году). «Часть нефти, которую россий­ские компании не смогут продать на тра­диционных рынках — в Европе, вполне мо­жет стать источником для экспорта в США», — считает Стивен Дашевский.

США, крупнейший импортер и потре­битель нефти в мире, заинтересова­ны в ослаблении зависимости от неф­ти из стран Персидского залива, а так­же в снижении роли ОПЕК на мировом нефтяном рынке. Помочь в реализа­ции этих целей американской энерге­тической политики должна Россия

С каждым годом США добывают все меньше нефти, и все больше — импортируют

Источник: US Energy Information Administration

Маршруты

Как отмечает большинство аналитиков, проще всего было бы запустить в эксплуатацию проект по использованию нефтепровода «Дружба»— Адрия, который начинается в Поволжье, идет по Белоруссии, Украине, Словакии, Венгрии и заканчивается в Хорватии, в пор­ту Омишаль, способном принимать танке­ры водоизмещением до 400 тыс. тонн. Бук­вально сегодня можно начать экспорт по этому маршруту 5 млн тонн российской нефти в год; а к 2005 году объем поставок может увеличиться до 10 млн тонн. Однако реализация этого проекта застопорилась: венгерская компания MOL не согласна с предлагаемыми российской стороной усло­виями транзита. Но даже если этот «тран­зитный» конфликт будет разрешен, «посто­янная необходимость согласовывать вопро­сы транспортировки с таким количеством стран, как в проекте “Дружба”—Адрия, по­казывает, что удобнее работать с внутрироссийскими проектами», — отмечает Валерий Нестеров. Да к тому же через хорватский порт не удастся перекачать всю российскую экспортную нефть. Вот и возникают альтер­нативные проекты транспортировки.

«Транснефть» форсирует работу над под­готовкой проекта нефтепровода из Ангар­ска в Иркутской области к побережью Японского моря. По трубе протяженнос­тью 3,8 тыс. км к 2008-2010 году предпо­лагается перекачивать до 50 млн тонн неф­ти с месторождений не только Западной, но и Восточной Сибири. Стоимость проек­та просто гигантская — 3,6—5 млрд долла­ров, намного больше, чем у проекта конку­рирующего трубопровода, который пред­лагает построить ЮКОС. Он планирует, что нефтепровод из Ангарска в Дацин на севе­ро-востоке Китая, по которому с 2005 года будет перекачиваться 20 млн, а с 2010-го — 30 млн тонн нефти в год, обойдется в 2 млрд долларов. «Проект постройки нефтепровода к Тихоокеанскому побе­режью в любом случае будет прежде всего нацелен на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, — считает Джулиан Ли. — На Западном побережье США и так существу­ет избыток нефти, поэтому нефть из Вос­точной Сибири или Сахалина скорее пой­дет на азиатские рынки». Дело в том, что в США нет магистральных трубопроводов, соединяющих Западное побережье с Восточным, а из-за больших объемов нефтедо­бычи на Аляске и в Калифорнии на западе существует постоянный излишек нефти.

150

Источник: US Energy Information Administration

«ЛУКойл», построив собственный нефтя­ной терминал в Варандее на побережье Ба­ренцева моря, предлагает свой — север­ный — вариант экспорта российской нефти, в основном из Тимано-Печоры, богатой нефтяными месторождениями (суммарные запасы — 1,3 млрд тонн). Но у Варандея есть недостаток: пять месяцев в году терминал скован льдами, и транспортировать нефть можно лишь ледоколами. «ЛУКойл» создал собственный флот из танкеров-ледоколов водоизмещением до 20 тыс. тонн. Нефть из ледокольного флота должна перегружаться на большие танкеры в Мурманске, где пред­полагается создание специального термина­ла для танкеров дедвейтом до 300 тыс. тонн. Кроме переналивного терминала «ЛУКойл» предлагает построить трубопровод из Тима­но-Печоры в Мурманск мощностью до 50 млн тонн и стоимостью 1,5-2 млрд дол­ларов. Вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун заявил, что именно через Мурманск пойдут основные поставки нефти в США. Неудивительно, что «ЛУКойл», недавно купивший сеть бензоколонок Getty One на се­веро-востоке США, лоббирует этот проект: эта компания весьма активно пытается ра­ботать на западных рынках, в том числе и американском. «Если „ЛУКойл", как и пла­нирует, снизит себестоимость добычи с ны­нешних 3,5 доллара за баррель до 2,5-3, как у ЮКОСа или „Сибнефти", то эти поставки могут быть вполне эффективными», — счи­тает Эндрю Смит из ЕЮ.

Потекут ли американские доллары?

Развитие проектов по экспорту россий­ской нефти в США потребует значитель­ных инвестиций — постройка нефтепрово­дов в Мурманск и Находку обойдется «Транснефти» от 4,1 до 7 млрд долларов. «Обычно расходы на инвестиции „Тран­снефть" закладывает в свои тарифы, но в случае с такими суммами это маловероят­но», — считает Виталий Ермаков из CERA. В соглашении об «энергетическом диало­ге» отмечается, что США будут поощрять американские инвестиции в российский ТЭК, в частности в инфраструктурные про­екты. Джордж Буш после подписания сог­лашения отметил, что в России уже есть хо­роший пример совместной работы четырех крупнейших нефтяных компаний мира — это Каспийский трубопроводный консор­циум, этакий образец для российско-аме­риканского сотрудничества.

До сих пор американские нефтяные ком­пании осторожно относились к инвести­циям в Россию: четкого законодательства по соглашению о разделе продукции у нас до сих пор нет, а создавать совместные предприятия с российскими компаниями американцы часто опасаются. Тем не менее примеры успешной работы американских нефтяных компаний в России есть. Так, компания Conoco с 1992 года работа­ет на месторождении «Полярное сияние» в Тимано-Печоре, вложив в него более 400 млн долларов. А одна из крупнейших американских нефтяных компаний ExxonMobil, несмотря на все проблемы в реализации проектов СРП, работает на разработке шельфовых месторождений на Сахалине вместе с партнерами из Японии, России и Индии. Осенью прошлого года компания заявила о намерении инвести­ровать в сахалинские проекты еще 12-14 млрд долларов (крупнейший в ТЭК зарубежный инвестпроект)

Иностранные инвестиции будут особенно нужны, если Россия «перестарается» в поддержании низких цен на мировом рын­ке. «При ценах на уровне семнадцать-во­семнадцать долларов за баррель российской нефтянке будет очень тяжело финансиро­вать подобные проекты. И в таком случае без привлечения иностранных инвесторов не обойтись, — утверждает Виталий Ерма­ков. — Но, учитывая тот интерес, который сейчас существует к российской нефти в США, можно предположить, что амери­канские инвестиции в Россию придут». На­иболее вероятно, что они пойдут в Тимано-Печору и на Сахалин — туда, где есть еще нераспределенные месторождения и отку­да нефть будет проще отправлять на эк­спорт, в том числе в сами США.

Заключение

Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машинно-технических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Высокую значимость экспорта нефтегазового сырья для экономики России и глобальный характер энергетических проблем подчеркивает влияние кризиса мирового рынка энергоносителей не экономическую и политическую жизнь новой России. Обвал мирового рынка энергоносителей немедленно отразился на положении в нефтяной промышленности России, где после длительного спада в 1997 г. наметилась некоторая стабилизация. В I квартале 1998 г. объем нефтедобычи приблизился к уровню соответствующего периода предыдущего года. Однако уже с марта спад добычи нефти возобновился. В целом за 1998 г. с учетом внешнеторговой конъюнктуры объем нефтедобычи составил лишь около 96% от уровня прошлого года. Официальная позиция российского правительства заключается в следующем: последствия кризиса для России оказались столь глубоки, что она не может позволить себе даже кратковременное сокращение экспорта. Однако общее снижение нефтедобычи, которое составило 8-10 млн. т. по сравнению с прошлым годом, только усугубило кризис. В случае, если стабилизации цен на сырую нефть не произойдет, последствия для России могут быть довольно серьезными. Российский ТЭК экспортирует треть от общего объема добываемой нефти и естественно, что снижение цен выводит многие предприятия за рамки рентабельности.

Однако у российского нефтегазового комплекса есть объективные положительные причины для дальнейшего развития. Значительный рост цен на нефть — оказала положительное влияние на российскую экономику, которая привычно росла за счет сырьевого экспорта, и отрицательное — на экономику развитых стран, вынужденных нефть закупать. За год баррель «черного золота» подорожал более чем на 60% — сейчас нефть торгуют по 33 доллара. Правда, причины этого лежат не столько в экономической сфере, сколько в политической: США полны решимости начать военную операцию в Ираке, что очень тревожит биржи, куда основной объем нефти поступает именно с Ближнего Востока. К этим уже традиционным опасениям прибавилась тревога за исход продолжительной забастовки в Венесуэле. Страна эта в нормальных условиях является пятым по величине нефтяным экспортером, однако общенациональная акция протеста привела к тому, что нефть приходится ввозить.

По прогнозам экспертов в начале 21 века предложение нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд промышленно развитых стран перейдет на дешевое газовое топливо, к тому же на подходе разработка уже открытых крупных месторождений (в частности на российском Севере). Будет расти международная конкуренция в сфере экспорта и транспортировки. В этих условиях возникает необходимость выработать оптимизированную экспортную стратегию. Основным ориентиром энергетической дипломатии России стран является тезис о том, что наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранении роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика энергетического сырья.

Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является значительное повышение его эффективности путем изменения структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и созданию необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России.

Экспортная политика России должна содействовать интеграции отечественной экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой — возможности широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для нужд экспорта.

По мере структурной перестройки российской экономики для ее топливно-энергетического комплекса открываются новые потенциальные возможности на мировом рынке и в системе мирового сотрудничества. После акционирования предприятий ТЭК обеспечение максимально возможной эффективности реализации жидких углеводородов становится не только общегосударственной задачей, но и проблемой, которую, ради обеспечения собственных интересов, должна решать каждая из новых компаний нефтяной и газовой промышленности России.

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОС.СЛ И МЕНЕДЖНЕНТ

Реферат

НА ТЕМУ « Российский экспорт нефти»

ВЫПОЛНИЛ: студент 2 курса

Группы 3эм01в Суханов СА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Демиденко ВА

МОСКВА 2003

Список использованной литературы:

1. Журнал «Эксперт» №24 2002 стр30

2. Интернетсайт WWW.NEWSru.COM Итоги года в экономике 2002

3. Интернетсайт www.incom.ru. Анализ ситуации на мировом рынке нефти. Прогноз на 1998 год.

www.ronl.ru


Смотрите также