Удар по России: как электромобили давят рынок нефти . Электромобили убьют нефть


Газета Зеленый мир - Удар по России: как электромобили давят рынок нефти

Удар по России: как электромобили давят рынок нефти

Подробности Категория: Обсудим

Государствам, основу бюджета которых составляет продажа нефти, угрожает новая опасность: в ближайшие 20 лет доля электромобилей в мире может вырасти в десятки раз. Страны, одна за другой, заявляют о намерении запретить продажи автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, что отразится на потреблении углеводородного топлива. Убьет ли повальная электрификация нефтяную отрасль?

Тренд на электромобили

Дизельные и бензиновые двигатели выходят из моды. Европейские и азиатские страны взяли тренд на высокотехнологичный и экологически чистый транспорт.

О готовности полностью перейти на автомобили с нулевым или низким уровнем выбросов заявило в феврале 2017 года правительство Норвегии. В настоящее время доля экологически чистых автомобилей в стране, по данным открытых источников, не превышает 4,5%.

Электромобили в Норвегии уже освобождены от многих налогов и ограничений, которые действуют для авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Для них также предоставляется бесплатная зарядка и право проезда по запрещенным для всех остальных авто полосам общественного транспорта.

Руководство страны намерено предпринять ряд мер, чтобы к 2025 году сделать невыгодным приобретение авто с дизельными и бензиновыми двигателями.

Отказаться от продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году хотят также власти Индии. К 2040 году пообещал избавиться от них министр экологии Франции Николя Юло, добавив, что этот шаг будет «настоящей революцией».

Правительство Великобритании пошло еще дальше, объявив, что к 2040 году в стране будут запрещены к продаже не только автомобили с ДВС, но и машины с гибридными двигателями. Купить можно будет только электрокары.

В Германии, где «электробум» может поставить под угрозу 600 тысяч рабочих мест в традиционной автопромышленности, пока не спешат ставить себе дедлайн, не отказываясь при этом от общего тренда. В августе канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что разделяет данный подход.

Присоединиться к всеобщей тенденции в ближайшее время может Китай: в сентябре профильное министерство КНР заявило, что изучает вопрос введения в стране запрета на производство и продажу ДВС.

В 2016 году в Китае было продано более 330 тыс. «новых экологических автомобилей», в том числе электрокаров и гибридных авто, что на 62% больше, чем в 2015 году. По итогам сентября 2017 года темпы роста продаж достигли уже 90%, отмечает Дмитрий Плеханов, ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Развитие рынка электромобилей в стране в значительной степени зависит от политики ее руководства, подчеркивает эксперт. В КНР, к примеру, это направление субсидируется, создание СП для производства экологичных автомобилей поддерживается, покупатели электрокаров получают преференции.

Согласно последнему прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), мировой парк электромобилей вырастет к 2040 году до 150 млн машин.

BP ожидает к 2035 году роста до 100 млн машин. ОПЕК прогнозирует, что к 2040 году в мире будет насчитываться до 226 млн электромобилей.

Согласно самым оптимистичным прогнозам, доля электромобилей в мировом парке может к 2040 году составлять до 40%, отмечается в исследовании ИКСИ. В настоящее время этот показатель находится на уровне 0,2%.

На прошлой неделе исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC заявил, что нефтяные цены через 6-8 лет могут опуститься до $10 за баррель из-за массового перехода на электрокары.

«Нефть не всегда играла ведущую роль в мировой экономике. 120 лет назад мир от нее не зависел», — напомнил Уотлинг.

Меньше качать, больше генерировать

Подобная тенденция, безусловно, окажет влияние на энергетические рынки, отмечает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

Рост электромобилей естественным образом увеличит спрос на электрогенерацию и энергоносители (так как взят курс на экологичность, то в первую очередь это будет касаться газа и возобновляемых источников), а также негативно скажется на объемах спроса на нефть, отмечает эксперт.

Однако сколько именно нефти вытеснит с рынка экологичный транспорт оценить сейчас сложно. В 2016 году МЭА в сценарии New Policies предположило, что речь может идти об 1,3 млн баррелей в сутки к 2040 году. Bloomberg New Energy Finance оценивает этот показатель в 8,5 млн баррелей в сутки.

Согласно имеющимся прогнозам, в результате массового распространения электромобилей к 2040 году потребление нефти может снизиться максимум на 10 млн баррелей в сутки, отмечается в исследовании ИКСИ.

В 2016 году, по данным ОПЕК, объем потребления нефти в мире составил 95,4 млн баррелей в сутки.

Тренд на снижение потребления разного вида моторного топлива в Европе проявился еще 10 лет назад, задолго до проявления нынешней электромобильной истерии, отмечает старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин. Причиной тому стали насыщение населения автомобилями и снижение расхода топлива машинами с ДВС, отмечает эксперт.

В настоящее время основное негативное влияние на потребление топлива — следовательно и на производство нефти — оказывает не рост продаж электромобилей, а прежде всего, повышение эффективности расхода топлива в новых машинах, соглашается Плеханов.

C 1980 года эффективность использования топлива выросла на 50%, то есть средний автомобиль может проехать на 50% больше пути, израсходовав тот же самый объем топлива.

Традиционные автопроизводители вынуждены соответствовать непрерывно ужесточающимся стандартам по расходу топлива и вредным выбросам, выпуская более экономичные машины, подчеркивает Былкин.

Эффект от роста эффективности транспорта в снижении потребления моторных топлива в Европе оценивается в 2,8 млн баррелей в сутки за последние 10 лет (при общем потреблении 12,2 млн баррелей в сутки). Вклад электромобилей в сокращение спроса на нефтепродукты на транспорте при этом не превышает 0,3 млн баррелей в сутки.

Именно фактор сокращения расходов топлива был и будет основным драйвером снижения потребления моторных топлив, составляющих 60% от глобального спроса на нефть, уверен эксперт.

Продолжение текущих тенденций с минимальной долей продаж электромобилей приведет к стагнации спроса на нефть к 2023-2025 гг., что на протяжении последних десяти лет уже можно наблюдать практически во всех развитых странах, добавляет он.

Хоронить нефть пока рано

Нефтяные компании и профильные международные организации озвучивают разные прогнозы по поводу пика потребления нефти в мировой экономике. В прошлогоднем прогнозе World Energy Outlook (обновляется ежегодно в ноябре) МЭА подчеркивает, что «эра ископаемого топлива далека от завершения».

Глобальное потребление нефти продолжит увеличиваться до 2040 года, так как ей сложно найти альтернативу в сфере автомобильных грузоперевозок, авиации и нефтехимии, отмечается в материалах агентства.

ОПЕК ждет пика в 2029 году, после чего спрос начнет снижаться на фоне сокращения выбросов парниковых газов участниками Парижского соглашения.

Корпорация Shell предполагает, что максимум потребления нефти может быть зафиксирован в начале 2030-х гг.

«Смею вас заверить, что слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет вперед», — полагает глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Росту потребления нефти в мировой экономике будет способствовать продолжение экономического роста в странах Азии, рассуждает Плеханов.

Кроме того, снижение спроса на моторное топливо в сфере пассажирского транспорта может быть компенсировано за счет роста в морских и авиаперевозках, в секторе коммерческого автотранспорта и в нефтехимическом комплексе, где экологические требования не такие жесткие, отмечает он.

Старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин также считает, что говорить о закате нефтяной эры преждевременно. «Даже при высоких продажах высокотехнологичных автомобилей, в общем парке по-прежнему будет оставаться много привычного транспорта с ДВС», — отмечает эксперт.

Прогноз о том, что автомобили на жидком топливе к 2040 году полностью будут заменены на электромобили, пока остается дискуссионным, обращает внимание аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

Но если это действительно произойдет, то спрос на электричество в ЕС повысится на 30-40% от текущих объемов генерации, что соответствует дополнительным как минимумом 200 млрд кубометрам газа в качестве топлива, поясняет он.

Все эти заявления об отказе от ДВС не носят статуса закона ни в одном из государств, поэтому вряд ли стоит ожидать, что во всех странах, особенно в Индии, где и так наблюдается низкая обеспеченность населения электричеством, этот переход будет осуществлен на 100%, обращает внимание Екатерина Грушевенко.

Большинство аналитиков и специалистов сходятся во мнении, что в перспективе ближайших 6-8 лет массовое распространение электромобилей вряд ли скажется на стоимости нефти.

Существуют более важные факторы, влияющие на динамику цен на сырье, отмечает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. Массовый отказ от нефти как сырья возможен в перспективе ста лет, и то с большими допущениями и отставаниями в десятилетия между странами.

Даже возможный запрет многих стран на двигатели внутреннего сгорания к 2050 году не обвалит нефтяные котировки, считает аналитик.

Екатерина Каткова

https://www.gazeta.ru/business/2017/10/20/10951334.shtml

zmdosie.ru

Электромобили не угрожают ценам на нефть в обозримом будущем

Практически каждый день в том или ином СМИ сообщается о надвигающейся смерти двигателя внутреннего сгорания (ДВС) из-за того, что легковые и грузовые автомобили на бензине вытесняются сверхчистыми электромобилями (ЭМ). Рано или поздно ЭМ начнут существенно сокращать глобальный спрос на нефть, этим самым ограничивая сколько-либо значимое восстановление цены на нефть и обрекая индустрию на стабильный спад в будущем. ЭМ – еще одна причина, почему спад производства и потребления бензина неизбежен.

Но это не так. Ваш покорный слуга прочел десятки статей и посетил конференцию, посвященную будущему ЭМ. Подавляющее число фактов доказывает, что в обозримом будущем они не представляют никакой угрозы для цен на нефть. Ниже приведено резюме ключевых тезисов.

В прогнозах роста ЭМ утверждается все что угодно. В прошлом году инвестиционное исследовательское агентство Morningstar подсчитало, что в 2025 г. (всего через 8 лет!) на ЭМ будет приходиться 10% продаж новых автомобилей в сравнении с 1% в 2015 г. В январе вашингтонское Управление по энергетической информации (Energy Information Administration (EIA)) спрогнозировало, что к 2025 г. совокупные продажи ЭМ (легковых и легкогрузовых) достигнут 1.4 млн единиц. В прошлом месяце Morgan Stanley спрогнозировал, что к 2050 г. будет продан 1 млрд ЭМ и 70% европейских автомобилей будут электрическими.

В начале июля в Bloomberg New Energy Finance опубликован яркий отчет об ЭМ под заголовком «Революция электрических автомобилей ускоряется» (The Electric Car Revolution is Accelerating), где утверждается: «…Внедрение автомобилей без выбросов будет происходить быстрее, чем ранее ожидалось, потому что затраты на создание таких автомобилей быстро падают. Благодаря такому сейсмическому сдвигу электрические автомобили в 2040 г. будут составлять треть глобального автопарка, и производство нефти сократится примерно на 8 млн баррелей в день. Всего через 8 лет ЭМ будут стоить не дороже бензиновых автомобилей, и к 2050 г. их глобальный автопарк достигнет 550 млн». Когда Volvo недавно заявил, что через несколько лет он будет производить только автомобили с электрическим двигателем – чистые ЭМ или гибридные, – это стало всемирной сенсацией.

Прогнозы продаж ЭМ выглядят не настолько устрашающими, если привести все цифры. Сколько всего автомобилей есть в мире? Согласно Automotive News, только в США в 2016 г. продано 18.4 млн новых легковых и легкогрузовых автомобилей. Год назад американский исследовательский дом Alliance Bernstein сообщал, что в 2015 г. на дорогах мира было 1.1 млрд легковых и 377 млн грузовых автомобилей, и ожидается, что к 2025 г. эти цифры вырастут соответственно до 1.5 млрд и 507 млн, а к 2040 г. – до 2 млрд и 790 млн. Данные цифры интересны, потому что, если число автомобилей к 2050 г. удвоится, но на ЭМ будет приходиться только 25% (оптимистичный прогноз Bloomberg), то это не равно сокращению спроса на нефть на 8%. Если цитируемый выше прогноз Morningstar сбудется, то это будет означать 8.8 млн новых ЭМ в 2025 г., исходя из 88 млн всемирных продаж в 2016 г.

Один из возникающих теперь больших вопросов – существенное потребление бензина и выбросы грузового транспорта, для которого электрификация в настоящее время непрактична. И, конечно же, самолеты потребляют исключительно топливо из нефтепродуктов. По оценкам Bernstein, объем воздушных перевозок в пассажиро-километрах, составивший в 2015 г. 9 трлн, к 2025 г. вырастет до 12 трлн, а к 2040 г. более чем удвоится – до 20 трлн. Количество нефти, необходимой для транспортировки, будет и дальше расти. 86% американского барреля нефти, равного 42 галлонам (1 галлон = 3.78 л), идет на транспортное топливо (20 галлонов – бензин, 12 – дизельное топливо и 4 – реактивное горючее). И ЭМ захватят значимую долю рынка только в случае решения ряда проблем, часть из которых рассмотрена ниже.

Рост продаж ЭМ до сих пор поддерживался крупными государственными субсидиями. На сайте Tesla можно увидеть, насколько может быть снижена прейскурантная цена автомобилей этой марки. В Америке каждый получает налоговый кредит на $7,500, затем Луизиана может добавить до $9,500, «в зависимости от выбора аккумулятора». В других штатах обычно добавляют от $1,000 до $2,500. Канадская провинция Онтарио предоставляет налоговую льготу на 14,000 канадских долларов плюс доступ водителю без пассажиров к транзитным полосам (предназначенным для автомобилей с пассажирами). Квебек, согласно сайту Tesla, предоставляет 3,000 канадских долларов.

Но примечательно, как падают продажи, когда субсидирование заканчивается. Сайт qz.com 10 июля писал: «В Гонконге никому больше не нужна Tesla». Продажи рухнули, когда субсидии были урезаны до $12,500, из-за чего стоимость одной из лучших моделей выросла с $72,900 до $118,400. В Китае BYD, бывший однажды одним из крупнейших в мире производителей ЭМ благодаря доминированию на этом рынке, в 1-м квартале 2017 г. встретился с падением продаж на 34%, после того как в январе правительство сократило финансирование.

В конце прошлого года Forbes писал, что продажи ЭМ в Европе осенью 2016 г. падали. В апреле американская автомобильная исследовательская фирма Edmunds заключила: «Упразднение федеральных налоговых кредитов может убить американский рынок ЭМ», – прогнозируя, что в случае отмены субсидий продажи ЭМ рухнут. Норвегия гордится наивысшим уровнем внедрения ЭМ, однако правительство платит людям за это. В большой статье на сайте thedrive.com в середине июля автор сообщал, что там нет налогов с продаж ЭМ, владельцы не платят за регистрацию автомобиля, не платят за пользование паромами и автобанами и могут пользоваться выделенными пассажирскими и транзитными полосами. Чтобы гарантировать, что водители выполнят план, Норвегия требует почти $7 за американский галлон бензина.

Все деньги на субсидирование ЭМ Норвегия получает с продаж нефти другим странам. При цене $45 за баррель норвежское среднее производство в 2016 г. 2.1 млн баррелей/день стоило $35 млрд в год, и фонд национального благосостояния этой страны сейчас составляет $960 млрд. Великобритания и Франция заявили, что до 2040 г. – через 23 года – автомобили, использующие только ДВС, будут запрещены. Но как бы мрачно это ни звучало сегодня для нефтяной промышленности, за это время в обеих странах 6 раз пройдут выборы, развитие новых технологий может сделать ДВС даже более экологически чистыми и эффективными, и до этого времени еще слишком далеко, чтобы кому-то из производителей нефти, кроме компаний-гигантов, стоило волноваться.

Действительно ли ЭМ экологически чистые? На эту тему написано много, однако этому уделяется мало внимания в ведущих СМИ. Такую информацию приходится искать самостоятельно. В статье на сайте wired.com за март 2016 г. автор задается вопросом об экологичности Tesla. При подзарядке электричеством, получаемым от сжигания угля, выбросы намного больше, чем при сжигании бензина. Для продления срока службы аккумулятора автомобили должны быть более легкими, для чего требуется много высокоэффективных металлов, а их производство вряд ли благоприятно сказывается на окружающей среде (позже будет сказано больше о литии). Исследователь пишет: «Выбросы парниковых газов при производстве ЭМ могут быть достаточно большими. Мы смещаем загрязнение и надеемся, что это не окажет воздействия на окружающую среду». Кроме этого, нужно еще безопасно утилизировать аккумуляторы после окончания срока службы, и местная свалка для этого не подходит.

В июне Монреальский экономический институт опубликовал отчет, где утверждается, что субсидирование ЭМ – это «неэффективный способ сокращения выбросов CO2». Представитель института сказал: «Это расточительство. Данные программы не только дорого обходятся налогоплательщикам, но также мало влияют на выбросы парниковых газов». В исследовании утверждается, что текущие субсидии в Квебеке и Онтарио, диктуемые высокопарными амбициями правительства по существенному увеличению использования ЭМ, обходятся налогоплательщикам в 523 канадских доллара на тонну снижения углеродных выбросов в Онтарио и 288 в Квебеке. Система ограничения и торговли выбросами, заимствованная Онтарио у Калифорнии, предусматривает налог в сумме 18 канадских долларов за тонну углеродных выбросов. В Альберте новый налог на углеродные выбросы, преподносимый Новой демократической партией как первый шаг в спасении планеты от изменений климата, составляет 20 канадских долларов.

Остерегайтесь дефицита электричества и лития. Bloomberg в своем анализе прогнозировал: «Потребление электричества ЭМ вырастет с 6 террават-часов в 2016 г. до 1,800 тераватт-часов, или 5% от глобального спроса на электроэнергию, в 2040 г.». Рост составит целых 3,000%. Где взять это электричество? Лучше не использовать для этого уголь или даже природный газ. На конференции, прошедшей 3 апреля в Калгари под патронатом Института энергетических исследований ARC (ARC Energy Research Institute (AERI)), представитель атомной электростанции Брюс, что в Онтарио, сказал, что экономически снижение углеродных выбросов через подзарядку ЭМ имеет смысл ночью, но не в часы пиковой нагрузки.

Если каждый будет ездить на ЭМ на работу и попытается подзарядиться в офисе, это приведет к перегрузке системы. Между тем, существуют спекуляции насчет того, есть ли в мире достаточно лития для всех аккумуляторов, требуемых для стремительного роста ЭМ. Один аналитик спрогнозировал дефицит лития уже в 2023 г., чем отложил ожидания Tesla. Решение – не такое уж и плохое для нефтяной промышленности – состоит в применении двойного двигателя, где аккумулятор будет меньших размеров, лития потребуется меньше, а ходовые качества будут умножаться за счет меньшего ДВС, использующего старый добрый бензин.

Есть также моральная сторона субсидирования ЭМ, редко обсуждаемая в погоне за уничтожением монстра климатических изменений. До выпуска Tesla Model 3 с рекомендуемой прейскурантной ценой $35,000 ранние модели стоили целое состояние, что ограничивало круг людей, способных их приобрести. На конференции AERI представитель автомобильной промышленности отметил, что Tesla доминирует на рынке благодаря своей «модности». Однако ознакомление с сайтом подержанных автомобилей показало, что эти автомобили могут стоить целых 170,000 канадских долларов, даже б/у. На четырех страницах объявлений не обнаружено ни одного автомобиля с ценой ниже 63,700 канадских долларов.

Является ли политически приемлемым то, что Онтарио предоставляет субсидии на 14,000 канадских долларов за счет налогоплательщиков, чтобы позволить самым богатым людям провинции купить ЭМ в том же ценовом диапазоне, что и Porsche, Ferrari или Maserati? И в то время как субсидии направлены на покупки автомобилей, чтобы политики могли подсчитать цифры продаж, сеть подзарядки на много лет устарела. На нее потребуется еще больше правительственных денег, потому что в большинстве регионов коммерческий спрос недостаточен, чтобы оправдать инвестиции частного сектора. ЭМ может проехать без подзарядки 300 км. Кроме того, на подзарядку требуется несколько часов. Низкие температуры снижают эффективность аккумулятора, как известно каждому канадскому водителю. Так разумно ли и эффективно ли тратить на это деньги налогоплательщиков?

Кевин Либин (Kevin Libin), автор редакторской колонки в Financial Post, 11 июля написал статью под заголовком «Невероятный, неотвратимый революционный переворот электромобилей, которого на самом деле нет» (The awesome, unstoppable revolutionary electric-car revolution that doesn’t actually exist). Он пишет: «Так как никто на самом деле не ездит на этих чудесных машинах, данная мания ограничивается бездыханными новостями о том, как революция ЭМ должна перевернуть мир. ЭМ составляют лишь две десятых процента всех пассажирских транспортных средств в Северной Америке, несмотря на бесконечную шумиху СМИ и попытки одержимых экологией правительств значительно компенсировать цену».

Либин продолжает: «Из виду упускается то, насколько плачевно все сейчас выглядит для ЭМ. В 2015 г. цены на бензин в США достигли исторического минимума и оставались низкими, заморозив спрос на автомобили без бензина… Репутацию Tesla пошатнуло противоречивое шведское исследование, обнаружившее, что при производстве одного аккумулятора для автомобилей этой марки выбрасывается столько же CO2, как за 8 лет вождения автомобиля на бензине. А Bloomberg на прошлой неделе сообщил об исследовании китайских инженеров, обнаруживших, что ЭМ, из-за производства аккумуляторов и подзарядки электричеством органического происхождения, выбрасывают на 50% больше углекислого газа, чем ДВС.

Трезвомыслящий голос конференции в Калгари по всем вопросам, связанным с нефтью, Питер Терцакян (Peter Tertzakian) из AERI, согласился с Либином в опубликованной в тот же день статье. Он пишет: «Спрос на нефть так же прочен, как и всегда, благодаря тому, что цена барреля сейчас на 60% ниже, чем 3 года назад. Связь бензина с мировой экономикой на самом деле не ослабевает, а усиливается. Но это не имеет значения. Мания ЭМ влияет на психологию инвесторов, финансирующих нефтяные активы, сервисы и инфраструктуру. Затуманенному рассудку все труднее увидеть будущее нефти после 2020 г., потому что вокруг долгосрочного спроса сгущается облако неопределенности».

Терцакян пишет о том, как все больше людей спрашивают его несколько риторически: «Похоже, с бензиновым бизнесом все кончено?» Он отвечает: «Разве? Вы купили электрический или гибридный автомобиль?» – и ответ всегда отрицательный. И другие тоже не купили. Он считает, что есть два возможных сценария. Первый – это то, что сокращение капитала «отсеет» неэффективных производителей нефти, но технологии позволят ценам на нефть оставаться низкими, «из-за чего потребителям будет сложнее решиться перейти на ЭМ». Другой сценарий – это если сокращение капитального инвестирования снизит будущее производство, что приведет к росту цены. Терцакян заключает: «Как ни парадоксально, прогрессивные нефтяные компании преуспеют при любом сценарии».

Между тем, в ближайшее время вы не увидите на нефтяных объектах никаких ЭМ. Их предельное расстояние без подзарядки 300 км – это меньше, чем многие в этой индустрии проезжают утром по дороге на работу. И поблизости их пунктов назначения нет станций подзарядки.

goldenfront.ru

Удар по России: как электромобили давят рынок нефти

 Согласно самым оптимистичным прогнозам, доля электромобилей в мировом парке может к 2040 году составлять до 40%, отмечается в исследовании ИКСИ. В настоящее время этот показатель находится на уровне 0,2%.На прошлой неделе исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC заявил, что нефтяные цены через 6-8 лет могут опуститься до $10 за баррель из-за массового перехода на электрокары.

Подобная тенденция, безусловно, окажет влияние на энергетические рынки, отмечает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

Рост электромобилей естественным образом увеличит спрос на электрогенерацию и энергоносители (так как взят курс на экологичность, то в первую очередь это будет касаться газа и возобновляемых источников), а также негативно скажется на объемах спроса на нефть, отмечает эксперт.Однако сколько именно нефти вытеснит с рынка экологичный транспорт оценить сейчас сложно. В 2016 году МЭА в сценарии New Policies предположило, что речь может идти об 1,3 млн баррелей в сутки к 2040 году. Bloomberg New Energy Finance оценивает этот показатель в 8,5 млн баррелей в сутки.

Согласно имеющимся прогнозам, в результате массового распространения электромобилей к 2040 году потребление нефти может снизиться максимум на 10 млн баррелей в сутки, отмечается в исследовании ИКСИ.

В 2016 году, по данным ОПЕК, объем потребления нефти в мире составил 95,4 млн баррелей в сутки.

Тренд на снижение потребления разного вида моторного топлива в Европе проявился еще 10 лет назад, задолго до проявления нынешней электромобильной истерии, отмечает старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин. Причиной тому стали насыщение населения автомобилями и снижение расхода топлива машинами с ДВС, отмечает эксперт.

В настоящее время основное негативное влияние на потребление топлива — следовательно и на производство нефти — оказывает не рост продаж электромобилей, а прежде всего, повышение эффективности расхода топлива в новых машинах, соглашается Плеханов.

C 1980 года эффективность использования топлива выросла на 50%, то есть средний автомобиль может проехать на 50% больше пути, израсходовав тот же самый объем топлива.

Традиционные автопроизводители вынуждены соответствовать непрерывно ужесточающимся стандартам по расходу топлива и вредным выбросам, выпуская более экономичные машины, подчеркивает Былкин.

Эффект от роста эффективности транспорта в снижении потребления моторных топлива в Европе оценивается в 2,8 млн баррелей в сутки за последние 10 лет (при общем потреблении 12,2 млн баррелей в сутки). Вклад электромобилей в сокращение спроса на нефтепродукты на транспорте при этом не превышает 0,3 млн баррелей в сутки.Именно фактор сокращения расходов топлива был и будет основным драйвером снижения потребления моторных топлив, составляющих 60% от глобального спроса на нефть, уверен эксперт.

Продолжение текущих тенденций с минимальной долей продаж электромобилей приведет к стагнации спроса на нефть к 2023-2025 гг., что на протяжении последних десяти лет уже можно наблюдать практически во всех развитых странах, добавляет он.

Хоронить нефть пока рано

Нефтяные компании и профильные международные организации озвучивают разные прогнозы по поводу пика потребления нефти в мировой экономике. В прошлогоднем прогнозе World Energy Outlook (обновляется ежегодно в ноябре) МЭА подчеркивает, что «эра ископаемого топлива далека от завершения».

Глобальное потребление нефти продолжит увеличиваться до 2040 года, так как ей сложно найти альтернативу в сфере автомобильных грузоперевозок, авиации и нефтехимии, отмечается в материалах агентства.

ОПЕК ждет пика в 2029 году, после чего спрос начнет снижаться на фоне сокращения выбросов парниковых газов участниками Парижского соглашения.

Корпорация Shell предполагает, что максимум потребления нефти может быть зафиксирован в начале 2030-х гг.

«Смею вас заверить, что слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет вперед», — полагает глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Росту потребления нефти в мировой экономике будет способствовать продолжение экономического роста в странах Азии, рассуждает Плеханов.

Кроме того, снижение спроса на моторное топливо в сфере пассажирского транспорта может быть компенсировано за счет роста в морских и авиаперевозках, в секторе коммерческого автотранспорта и в нефтехимическом комплексе, где экологические требования не такие жесткие, отмечает он.

Старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин также считает, что говорить о закате нефтяной эры преждевременно. «Даже при высоких продажах высокотехнологичных автомобилей, в общем парке по-прежнему будет оставаться много привычного транспорта с ДВС», — отмечает эксперт.

Прогноз о том, что автомобили на жидком топливе к 2040 году полностью будут заменены на электромобили, пока остается дискуссионным, обращает внимание аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

Но если это действительно произойдет, то спрос на электричество в ЕС повысится на 30-40% от текущих объемов генерации, что соответствует дополнительным как минимумом 200 млрд кубометрам газа в качестве топлива, поясняет он.

Все эти заявления об отказе от ДВС не носят статуса закона ни в одном из государств, поэтому вряд ли стоит ожидать, что во всех странах, особенно в Индии, где и так наблюдается низкая обеспеченность населения электричеством, этот переход будет осуществлен на 100%, обращает внимание Екатерина Грушевенко.

Большинство аналитиков и специалистов сходятся во мнении, что в перспективе ближайших 6-8 лет массовое распространение электромобилей вряд ли скажется на стоимости нефти.

Существуют более важные факторы, влияющие на динамику цен на сырье, отмечает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. Массовый отказ от нефти как сырья возможен в перспективе ста лет, и то с большими допущениями и отставаниями в десятилетия между странами.

Даже возможный запрет многих стран на двигатели внутреннего сгорания к 2050 году не обвалит нефтяные котировки, считает аналитик.

 

sluga92.ru

Удар по России: электромобили давят нефть?

Государствам, основу бюджета которых составляет продажа нефти, угрожает новая опасность: в ближайшие 20 лет доля электромобилей в мире может вырасти в десятки раз. Страны, одна за другой, заявляют о намерении запретить продажи автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, что отразится на потреблении углеводородного топлива. «Газета.Ru» разбиралась, убьет ли повальная электрификация нефтяную отрасль.

Тренд на электромобили

Дизельные и бензиновые двигатели выходят из моды. Европейские и азиатские страны взяли тренд на высокотехнологичный и экологически чистый транспорт.

О готовности полностью перейти на автомобили с нулевым или низким уровнем выбросов заявило в феврале 2017 года правительство Норвегии. В настоящее время доля экологически чистых автомобилей в стране, по данным открытых источников, не превышает 4,5%.

Электромобили в Норвегии уже освобождены от многих налогов и ограничений, которые действуют для авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Для них также предоставляется бесплатная зарядка и право проезда по запрещенным для всех остальных авто полосам общественного транспорта.

Руководство страны намерено предпринять ряд мер, чтобы к 2025 году сделать невыгодным приобретение авто с дизельными и бензиновыми двигателями.

Отказаться от продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году хотят также власти Индии. К 2040 году пообещал избавиться от них министр экологии Франции Николя Юло, добавив, что этот шаг будет «настоящей революцией».

Правительство Великобритании пошло еще дальше, объявив, что к 2040 году в стране будут запрещены к продаже не только автомобили с ДВС, но и машины с гибридными двигателями. Купить можно будет только электрокары.

В Германии, где «электробум» может поставить под угрозу 600 тысяч рабочих мест в традиционной автопромышленности, пока не спешат ставить себе дедлайн, не отказываясь при этом от общего тренда. В августе канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что разделяет данный подход.

Присоединиться к всеобщей тенденции в ближайшее время может Китай: в сентябре профильное министерство КНР заявило, что изучает вопрос введения в стране запрета на производство и продажу ДВС.

В 2016 году в Китае было продано более 330 тыс. «новых экологических автомобилей», в том числе электрокаров и гибридных авто, что на 62% больше, чем в 2015 году. По итогам сентября 2017 года темпы роста продаж достигли уже 90%, отмечает Дмитрий Плеханов, ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Развитие рынка электромобилей в стране в значительной степени зависит от политики ее руководства, подчеркивает эксперт. В КНР, к примеру, это направление субсидируется, создание СП для производства экологичных автомобилей поддерживается, покупатели электрокаров получают преференции.

Согласно последнему прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), мировой парк электромобилей вырастет к 2040 году до 150 млн машин.

BP ожидает к 2035 году роста до 100 млн машин. ОПЕК прогнозирует, что к 2040 году в мире будет насчитываться до 226 млн электромобилей.

Согласно самым оптимистичным прогнозам, доля электромобилей в мировом парке может к 2040 году составлять до 40%, отмечается в исследовании ИКСИ. В настоящее время этот показатель находится на уровне 0,2%.

На прошлой неделе исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC заявил, что нефтяные цены через 6-8 лет могут опуститься до $10 за баррель из-за массового перехода на электрокары.

«Нефть не всегда играла ведущую роль в мировой экономике. 120 лет назад мир от нее не зависел», — напомнил Уотлинг.

Меньше качать, больше генерировать

Подобная тенденция, безусловно, окажет влияние на энергетические рынки, отмечает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

Рост электромобилей естественным образом увеличит спрос на электрогенерацию и энергоносители (так как взят курс на экологичность, то в первую очередь это будет касаться газа и возобновляемых источников), а также негативно скажется на объемах спроса на нефть, отмечает эксперт.

Однако сколько именно нефти вытеснит с рынка экологичный транспорт оценить сейчас сложно. В 2016 году МЭА в сценарии New Policies предположило, что речь может идти об 1,3 млн баррелей в сутки к 2040 году. Bloomberg New Energy Finance оценивает этот показатель в 8,5 млн баррелей в сутки.

Согласно имеющимся прогнозам, в результате массового распространения электромобилей к 2040 году потребление нефти может снизиться максимум на 10 млн баррелей в сутки, отмечается в исследовании ИКСИ.

В 2016 году, по данным ОПЕК, объем потребления нефти в мире составил 95,4 млн баррелей в сутки.

Тренд на снижение потребления разного вида моторного топлива в Европе проявился еще 10 лет назад, задолго до проявления нынешней электромобильной истерии, отмечает старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин. Причиной тому стали насыщение населения автомобилями и снижение расхода топлива машинами с ДВС, отмечает эксперт.

В настоящее время основное негативное влияние на потребление топлива — следовательно и на производство нефти — оказывает не рост продаж электромобилей, а прежде всего, повышение эффективности расхода топлива в новых машинах, соглашается Плеханов.

C 1980 года эффективность использования топлива выросла на 50%, то есть средний автомобиль может проехать на 50% больше пути, израсходовав тот же самый объем топлива.

Традиционные автопроизводители вынуждены соответствовать непрерывно ужесточающимся стандартам по расходу топлива и вредным выбросам, выпуская более экономичные машины, подчеркивает Былкин.

Эффект от роста эффективности транспорта в снижении потребления моторных топлива в Европе оценивается в 2,8 млн баррелей в сутки за последние 10 лет (при общем потреблении 12,2 млн баррелей в сутки). Вклад электромобилей в сокращение спроса на нефтепродукты на транспорте при этом не превышает 0,3 млн баррелей в сутки.

Именно фактор сокращения расходов топлива был и будет основным драйвером снижения потребления моторных топлив, составляющих 60% от глобального спроса на нефть, уверен эксперт.

Продолжение текущих тенденций с минимальной долей продаж электромобилей приведет к стагнации спроса на нефть к 2023-2025 гг., что на протяжении последних десяти лет уже можно наблюдать практически во всех развитых странах, добавляет он.

Хоронить нефть пока рано

Нефтяные компании и профильные международные организации озвучивают разные прогнозы по поводу пика потребления нефти в мировой экономике. В прошлогоднем прогнозе World Energy Outlook (обновляется ежегодно в ноябре) МЭА подчеркивает, что «эра ископаемого топлива далека от завершения».

Глобальное потребление нефти продолжит увеличиваться до 2040 года, так как ей сложно найти альтернативу в сфере автомобильных грузоперевозок, авиации и нефтехимии, отмечается в материалах агентства.

ОПЕК ждет пика в 2029 году, после чего спрос начнет снижаться на фоне сокращения выбросов парниковых газов участниками Парижского соглашения.

Корпорация Shell предполагает, что максимум потребления нефти может быть зафиксирован в начале 2030-х гг.

«Смею вас заверить, что слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет вперед», — полагает глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Росту потребления нефти в мировой экономике будет способствовать продолжение экономического роста в странах Азии, рассуждает Плеханов.

Кроме того, снижение спроса на моторное топливо в сфере пассажирского транспорта может быть компенсировано за счет роста в морских и авиаперевозках, в секторе коммерческого автотранспорта и в нефтехимическом комплексе, где экологические требования не такие жесткие, отмечает он.

Старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин также считает, что говорить о закате нефтяной эры преждевременно. «Даже при высоких продажах высокотехнологичных автомобилей, в общем парке по-прежнему будет оставаться много привычного транспорта с ДВС», — отмечает эксперт.

Прогноз о том, что автомобили на жидком топливе к 2040 году полностью будут заменены на электромобили, пока остается дискуссионным, обращает внимание аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

Но если это действительно произойдет, то спрос на электричество в ЕС повысится на 30-40% от текущих объемов генерации, что соответствует дополнительным как минимумом 200 млрд кубометрам газа в качестве топлива, поясняет он.

Все эти заявления об отказе от ДВС не носят статуса закона ни в одном из государств, поэтому вряд ли стоит ожидать, что во всех странах, особенно в Индии, где и так наблюдается низкая обеспеченность населения электричеством, этот переход будет осуществлен на 100%, обращает внимание Екатерина Грушевенко.

Большинство аналитиков и специалистов сходятся во мнении, что в перспективе ближайших 6-8 лет массовое распространение электромобилей вряд ли скажется на стоимости нефти.

Существуют более важные факторы, влияющие на динамику цен на сырье, отмечает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. Массовый отказ от нефти как сырья возможен в перспективе ста лет, и то с большими допущениями и отставаниями в десятилетия между странами.

Даже возможный запрет многих стран на двигатели внутреннего сгорания к 2050 году не обвалит нефтяные котировки, считает аналитик.

newsdiscover.net

Поделиться в соцсетях:

www.himagregat-info.ru

Исследование BNEF: электромобили убьют рынок нефти в 2020-ых

В этом году правительство анонсировало масштабную приватизацию госсобственности. Одним из лакомых кусочков будет пакет акций «Роснефти». Однако глава этой компании Сечин предлагает дождаться, когда цены вернуться к стоимости в 100 $ и именно тогда продать акции компании. Но вот дождется ли г-н Сечин таких цен на нефть, это большой вопрос.

Нет сомнений, что в ближайшем будущем цены на нефть будут стоить на порядок дороже чем сегодня, но долго ли это продлится. Вот аналитики Bloomberg New Energy Finance дали шанс рынку нефти до 2020 года. По их мнению, в это время случится очередной большой кризис на рынке нефти и восстановления уже не предвидится. И причиной этого будет рост продаж электромобилей. Уже сегодня ежегодный рост продаж электромобилей составляет 60%. Например, именно такая цифра понадобилась компании Ford в 1910-ые, чтобы вытеснить с рынка лошадей и повозки

Основным сдерживающим фактором, сдерживающим доступность электромобилей, является стоимость на аккумуляторные батареи. Они занимают 1/3 стоимости в электромобиле. В прошлом году цены на батареи упали на 35%, и их траектория свидетельствует о том, что в скором времени несубсидированные электромобили станут такими же доступными как их бензиновые аналоги.

график

Конечно это прогнозы. И что будет на самом деле покажет время. Но надо сказать что технологии развиваются стремительно. Мир меняется на глазах.Меня напрягает тот момент, что некоторые наши государственные деятели до сих пор ждут нефть по 100 $. В то время как развитые страны играют на опережение. Я уже писал, что Американская правительство предложило Volkswagen искупить свою вину и выпускать в Америке электромобили. Американцы знают, что делают.

Кстати Американцы сняли запрет на продажу своей же нефти, который был много десятилетий. К чему бы это?

При дорогой нефти у нас была мода на гламур, покупали много иностранных футболистов. Были довольно сомнительные проекты по созданию Ё-мобиля. Провели самую дорогую в мире Олимпиаду.

Отечественные проекты как Сколково и РОСНАНО не дали того эффекта, ради которого их создавали.

Этот отчет не направлен против России, этот отчет свидетельствует, что мир смотрит в будущее и не ждет дорогой нефти. Чтобы в России все было хорошо, она должна идти в одном направлении с развитием современных технологий!

alexkolos.livejournal.com

Совсем скоро электромобили стремительно станут убивать нефтяных олигархов

С каждым годом электромобили становятся все популярнее. Для одних людей это польза, а для других — настоящая трагедия. Последнее касается естественно нефтяных олигархов. Согласно некоторым подсчетам, к 2040 году доля электромобилей может вырасти в несколько десятков раз. Многие страны уже заявили, что готовы запретить на своих территориях продажу автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем. Последние, по мнению экологов, наносят непоправимый вред окружающей среде. Также, добыча нефти разрушает всю Землю.

Новый враг нефтяной промышленности

Серьезная угроза для нефтяных олигархов — растущая быстрыми темпами популярность электромобилей. К данному выводу пришли аналитики одного из международных рейтинговых агентств. Исходя из их данных выходит, что новые технологии в автомобилестроении развивают намного быстрее, чем кто либо мог ожидать. Эксперты уверены, что уже к концу 2020 года в мире будет насчитываться 20 млн. электромобилей. Это при нынешнем показателе в 1,3 млн. электрокаров.

Аналитики из МРА уверены, что нефтяным компаниям стоит немедленно принимать кардинальные решения. В противном случае это может привести к краху некоторых нефтекомпаний.

В России же таких проблем не предвидится. Нефтедобыча попросту не пострадает от того количества электромобилей, которое покупают россияне. К примеру в 2016 году в РФ было куплено только 58 таких авто. В текущем году этот показатель составил более 60 авто, но год еще не закончился.

Электромобили входят в моду

Автомобили на бензиновом и дизельном двигателях быстрыми темпами выходят из моды. В настоящее время Европа и Азия нацелилась на высокотехнологичный и экологически чистый вид транспорта — электромобили. Такое решение в минувшем году было принято правительством Норвегии. Сейчас доля электрокаров в стране составляет всего 4,5%. Но чиновники всячески подталкивают граждан своей страны покупать именно такие авто. К примеру, владельцы электрокаров освобождены от ряда налогов, которые накладываются на бензиновые автомобили. Руководство Норвегии хочет сделать покупку загрязняющих авто невыгодной.

Правительство Индии пошло еще дальше: по их планам, уже в 2030 году в этой стране полностью откажутся от бензиновых и дизельных автомобилей. Подобное решение огласило и правительство Франции, но там сроки растянули до 2040 года. Французский министр экологии уже назвал такой шаг настоящей революцией, которая сможет улучшить экологию не только страны, но и планеты в целом.

Страны запретят не только автомобили с ДВС

Как стало известно, правительство Великобритании превысило намерения вышеуказанных стран. По их подсчетам, уже в 2040 году в стране запретят продавать не только авто с двигателями внутреннего сгорания, но и гибридные модели: в продаже будут только электромобили.

Представители Германии не спешат с такими действиями: это может оказать огромную угрозу тем сотням тысяч сотрудников, трудящимся на традиционной автомобильной промышленности. Однако Ангела Меркель намерена поддержать такой подход, но не так быстро и масштабно.

pronedra.ru

как электромобили давят рынок нефти — Рамблер/финансы

Государствам, основу бюджета которых составляет продажа нефти, угрожает новая опасность: в ближайшие 20 лет доля электромобилей в мире может вырасти в десятки раз. Страны, одна за другой, заявляют о намерении запретить продажи автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, что отразится на потреблении углеводородного топлива. «Газета.Ru» разбиралась, убьет ли повальная электрификация нефтяную отрасль.

Тренд на электромобили

Дизельные и бензиновые двигатели выходят из моды. Европейские и азиатские страны взяли тренд на высокотехнологичный и экологически чистый транспорт.

О готовности полностью перейти на автомобили с нулевым или низким уровнем выбросов заявило в феврале 2017 года правительство Норвегии. В настоящее время доля экологически чистых автомобилей в стране, по данным открытых источников, не превышает 4,5%.

Электромобили в Норвегии уже освобождены от многих налогов и ограничений, которые действуют для авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Для них также предоставляется бесплатная зарядка и право проезда по запрещенным для всех остальных авто полосам общественного транспорта.

Руководство страны намерено предпринять ряд мер, чтобы к 2025 году сделать невыгодным приобретение авто с дизельными и бензиновыми двигателями.

Отказаться от продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году хотят также власти Индии. К 2040 году пообещал избавиться от них министр экологии Франции Николя Юло, добавив, что этот шаг будет «настоящей революцией».

Правительство Великобритании пошло еще дальше, объявив, что к 2040 году в стране будут запрещены к продаже не только автомобили с ДВС, но и машины с гибридными двигателями. Купить можно будет только электрокары.

В Германии, где «электробум» может поставить под угрозу 600 тысяч рабочих мест в традиционной автопромышленности, пока не спешат ставить себе дедлайн, не отказываясь при этом от общего тренда. В августе канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что разделяет данный подход.

Присоединиться к всеобщей тенденции в ближайшее время может Китай: в сентябре профильное министерство КНР заявило, что изучает вопрос введения в стране запрета на производство и продажу ДВС.

В 2016 году в Китае было продано более 330 тыс. «новых экологических автомобилей», в том числе электрокаров и гибридных авто, что на 62% больше, чем в 2015 году. По итогам сентября 2017 года темпы роста продаж достигли уже 90%, отмечает Дмитрий Плеханов, ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Развитие рынка электромобилей в стране в значительной степени зависит от политики ее руководства, подчеркивает эксперт. В КНР, к примеру, это направление субсидируется, создание СП для производства экологичных автомобилей поддерживается, покупатели электрокаров получают преференции.

Согласно последнему прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), мировой парк электромобилей вырастет к 2040 году до 150 млн машин. BP ожидает к 2035 году роста до 100 млн машин. ОПЕК прогнозирует, что к 2040 году в мире будет насчитываться до 226 млн электромобилей.

Согласно самым оптимистичным прогнозам, доля электромобилей в мировом парке может к 2040 году составлять до 40%, отмечается в исследовании ИКСИ. В настоящее время этот показатель находится на уровне 0,2%.

На прошлой неделе исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC заявил, что нефтяные цены через 6-8 лет могут опуститься до $10 за баррель из-за массового перехода на электрокары.

«Нефть не всегда играла ведущую роль в мировой экономике. 120 лет назад мир от нее не зависел», — напомнил Уотлинг.

Меньше качать, больше генерировать

Подобная тенденция, безусловно, окажет влияние на энергетические рынки, отмечает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

Рост электромобилей естественным образом увеличит спрос на электрогенерацию и энергоносители (так как взят курс на экологичность, то в первую очередь это будет касаться газа и возобновляемых источников), а также негативно скажется на объемах спроса на нефть, отмечает эксперт.

Однако сколько именно нефти вытеснит с рынка экологичный транспорт оценить сейчас сложно. В 2016 году МЭА в сценарии New Policies предположило, что речь может идти об 1,3 млн баррелей в сутки к 2040 году. Bloomberg New Energy Finance оценивает этот показатель в 8,5 млн баррелей в сутки.

Согласно имеющимся прогнозам, в результате массового распространения электромобилей к 2040 году потребление нефти может снизиться максимум на 10 млн баррелей в сутки, отмечается в исследовании ИКСИ.

В 2016 году, по данным ОПЕК, объем потребления нефти в мире составил 95,4 млн баррелей в сутки.

Тренд на снижение потребления разного вида моторного топлива в Европе проявился еще 10 лет назад, задолго до проявления нынешней электромобильной истерии, отмечает старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин. Причиной тому стали насыщение населения автомобилями и снижение расхода топлива машинами с ДВС, отмечает эксперт.

В настоящее время основное негативное влияние на потребление топлива — следовательно и на производство нефти — оказывает не рост продаж электромобилей, а прежде всего, повышение эффективности расхода топлива в новых машинах, соглашается Плеханов.

C 1980 года эффективность использования топлива выросла на 50%, то есть средний автомобиль может проехать на 50% больше пути, израсходовав тот же самый объем топлива.

Традиционные автопроизводители вынуждены соответствовать непрерывно ужесточающимся стандартам по расходу топлива и вредным выбросам, выпуская более экономичные машины, подчеркивает Былкин.

Эффект от роста эффективности транспорта в снижении потребления моторных топлива в Европе оценивается в 2,8 млн баррелей в сутки за последние 10 лет (при общем потреблении 12,2 млн баррелей в сутки). Вклад электромобилей в сокращение спроса на нефтепродукты на транспорте при этом не превышает 0,3 млн баррелей в сутки.

Именно фактор сокращения расходов топлива был и будет основным драйвером снижения потребления моторных топлив, составляющих 60% от глобального спроса на нефть, уверен эксперт.

Продолжение текущих тенденций с минимальной долей продаж электромобилей приведет к стагнации спроса на нефть к 2023-2025 гг., что на протяжении последних десяти лет уже можно наблюдать практически во всех развитых странах, добавляет он.

Хоронить нефть пока рано

Нефтяные компании и профильные международные организации озвучивают разные прогнозы по поводу пика потребления нефти в мировой экономике. В прошлогоднем прогнозе World Energy Outlook (обновляется ежегодно в ноябре) МЭА подчеркивает, что «эра ископаемого топлива далека от завершения».

Глобальное потребление нефти продолжит увеличиваться до 2040 года, так как ей сложно найти альтернативу в сфере автомобильных грузоперевозок, авиации и нефтехимии, отмечается в материалах агентства.

ОПЕК ждет пика в 2029 году, после чего спрос начнет снижаться на фоне сокращения выбросов парниковых газов участниками Парижского соглашения.

Корпорация Shell предполагает, что максимум потребления нефти может быть зафиксирован в начале 2030-х гг. «Смею вас заверить, что слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет вперед», — полагает глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Росту потребления нефти в мировой экономике будет способствовать продолжение экономического роста в странах Азии, рассуждает Плеханов.

Кроме того, снижение спроса на моторное топливо в сфере пассажирского транспорта может быть компенсировано за счет роста в морских и авиаперевозках, в секторе коммерческого автотранспорта и в нефтехимическом комплексе, где экологические требования не такие жесткие, отмечает он.

Старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин также считает, что говорить о закате нефтяной эры преждевременно. «Даже при высоких продажах высокотехнологичных автомобилей, в общем парке по-прежнему будет оставаться много привычного транспорта с ДВС», — отмечает эксперт.

Прогноз о том, что автомобили на жидком топливе к 2040 году полностью будут заменены на электромобили, пока остается дискуссионным, обращает внимание аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко. Но если это действительно произойдет, то спрос на электричество в ЕС повысится на 30-40% от текущих объемов генерации, что соответствует дополнительным как минимумом 200 млрд кубометрам газа в качестве топлива, поясняет он.

Все эти заявления об отказе от ДВС не носят статуса закона ни в одном из государств, поэтому вряд ли стоит ожидать, что во всех странах, особенно в Индии, где и так наблюдается низкая обеспеченность населения электричеством, этот переход будет осуществлен на 100%, обращает внимание Екатерина Грушевенко.

Большинство аналитиков и специалистов сходятся во мнении, что в перспективе ближайших 6-8 лет массовое распространение электромобилей вряд ли скажется на стоимости нефти.

Существуют более важные факторы, влияющие на динамику цен на сырье, отмечает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. Массовый отказ от нефти как сырья возможен в перспективе ста лет, и то с большими допущениями и отставаниями в десятилетия между странами.

Даже возможный запрет многих стран на двигатели внутреннего сгорания к 2050 году не обвалит нефтяные котировки, считает аналитик.

finance.rambler.ru