Эмбарго нефти 1967 года. Эмбарго нефти ссср


Эмбарго нефти 1967 года Википедия

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США[ | код]

США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 197

ru-wiki.ru

Эмбарго нефти 1967 года Вики

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США[ | код]

США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 году был снят с конвейера.

После кризиса, в 1975 году в был создан Стратегический нефтяной резерв США. Аналогичные запасы нефти (не менее 3-месячного объёма импорта) были созданы во многих странах ОЭСР, вступивших в международный орган Международное энергетическое агентство. Наличие резервов позволило уменьшить негативный эффект нескольких последующих нефтяных кризисов.

Реакция на кризис в других странах[ | код]

Польша[ | код]

Программа модернизации промышленности и повышения доступности потребительских товаров, введённая Эдвардом Гереком, дала сбой после нефтяного кризиса, а спустя три года стали резко расти цены на потребительские товары в Польше.

СССР[ | код]

В результате нефтяного кризиса и последовавшего за ним четырёхкратного роста цен на нефть резко выросли поставки нефти из СССР. Также начинаются крупные поставки советской нефти на мировой рынок через страны-члены СЭВ, прежде всего Польшу.

Франция[ | код]

Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20°С, налагали штраф. Помимо этого был введён запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии [3].

Япония[ | код]

  • Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители.
  • Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение импорта угля и сжиженного природного газа.
  • Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти.

Ещё в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоёмкой» к «наукоёмкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая (англ.)русск.. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

ПримечанияСноски

Литература[ | код]

  • Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 960 с. — ISBN 978-5-9614-1252-9.
  • Ammann, Daniel. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich. — New York : St. Martin's Press, 2009. — ISBN 978-0-312-57074-3.
  • Berry, John A. The growing importance of oil. // Military Review. — October 1972. — Vol. 52 — No. 10 — P. 2-16 — ISSN 0026-4148. (о предпосылках кризиса и предшествовавших ему событиях)
  • Blinder, Alan S. (1979). Economic Policy and the Great Stagflation. New York: Academic Press.
  • Eckstein, Otto (1979). The Great Recession. Amsterdam: North-Holland.
  • Frum, David. How We Got Here: The '70s. — New York : Basic Books, 2000. — ISBN 978-0-465-04195-4.
  • Ikenberry, G. John (1986). «The Irony of State Strength: Comparative Responses to the Oil Shocks in the 1970s». International Organization 40 (1): 105–137. DOI:10.1017/S0020818300004495.
  • Lenczowski, George. American Presidents and the Middle East. — Duke University Press, 1990. — ISBN 978-0-8223-0972-7.
  • Licklider, Roy (1988). «The Power of Oil: The Arab Oil Weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States». International Studies Quarterly 32 (2): 205–226. DOI:10.2307/2600627.
  • Masouros, Pavlos E. Corporate Law and Economic Stagnation: How Shareholder Value and Short-termism Contribute to the Decline of the Western Economies. — Eleven International Publishing, 2013.
  • Rupert, Mark E.; Rapkin, David P. (1985). "The Erosion of U.S. Leadership Capabilities", in Johnson, Paul M.; Thompson, William R., eds. Rhythms in Politics and Economics. New York: Praeger.
  • Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — New York : Simon and Schuster, 2008.
  • Дэниел Амманн. Нефтяной король. Секретная жизнь Марка Рича = Daniel Ammann. The King of Oil: The Secret Lives of Marc Rich.. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 236 p. — ISBN 978-5-9614-6391-0.

Ссылки[ | код]

  • Нежеланный стимул // «Эксперт», № 1, 2009
  • Hakes, Jay (2008). 35 Years After the Arab Oil Embargo, Journal of Energy Security.
  • Morgan, Oliver; Islam, Faisal (2001). Saudi dove in the oil slick, The Guardian. Sheikh Ahmed Zaki Yamani, former oil minister of Saudi Arabia, gives his personal account of the 1973 energy crisis.
  • Oppenheim, V.H. (1976). Why Oil Prices Go Up: The Past: We Pushed Them, Foreign Policy.
  • US Energy Information Administration (1998). 25th Anniversary of the 1973 Oil Embargo

ru.wikibedia.ru

СССР. Сырьевая игла 70-х - Это фейк или правда?

Лёгкая добыча

Обход нефтяного эмбарго, предпринятый 40 лет назад, завёл СССР в тупик. Обезвреживать заложенные тогда «мины» приходится руководству современной России. ©

16 октября 1973 года арабские участники ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти странам Запада в ответ на позицию по отношению к войне Египта и Сирии с Израилем.

Мировые цены на чёрное золото, естественно, пошли вверх. И СССР решил «помочь» Западу своей нефтью, быстро нарастив экспорт. Именно это посадило страну на сырьевую «иглу». И вкупе с ошибками в торговой политике стало основным фактором развала советской экономики к концу 1980-х.

Обезвреживать заложенные тогда «мины» приходится руководству современной России…

На прошлой неделе, посещая Туапсинский нефтеперерабатывающий завод, Владимир Путин вновь говорил о необходимости развивать в отрасли потенциал новых технологий, выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Государство всячески поддерживает проекты в этом направлении.

Такой вектор развития укрепит позиции России на мировых товарных рынках, в частности – нефтехимии, и увеличит доходы страны. Ведь цены на конечную продукцию минимум вдвое выше, чем на углеводородное сырьё. А мировой спрос продолжает расти.

Кроме того, поскольку российское хозяйство тоже потребляет всё больше нефтехимии, страна сможет сократить зависимость от импорта такой продукции, сегодня превышающего 35% во внутреннем спросе. То есть, экономятся сотни миллионов долларов. Кстати, свыше 60% ввозимой из-за рубежа нефтехимии изготовлено из российского сырья…

Рост производства продукции глубокого передела имеет и социальное значение: десятки тысячи новых, стабильных рабочих мест во многих регионах страны.

Осуществление такой стратегии позволит к 2025–2030 годам создать до 10 крупных перерабатывающих кластеров. Они полностью удовлетворят внутренний спрос на продукты нефтегазохимии.

Подобную политику можно и нужно было проводить и в 70-е, но … соблазн быстрых «нефтедолларов» оказался сильнее. Запланированные кластерные проекты были «законсервированы».

А осенью 1973-го СССР, напомним, отказался поддержать «арабское эмбарго». Уже в ноябре–декабре того же года среднесуточный экспорт советской нефти увеличился почти втрое. Причём до 70% объёма поставок в последнем квартале 1973-го и в первом полугодии 1974-го приходилось на Соединённые Штаты, Западную Европу и Японию.

Если в 1972 году среднемировая цена сырой нефти составляла примерно три доллара за баррель, то к концу 1974-го она взлетела до 12,2 доллара. И поднялась бы ещё, если б не растущие поставки из СССР. С возобновлением экспорта из арабских стран-членов ОПЕК цены стали стабилизироваться. К началу 1980-х нефть стоила 13,7 доллара за баррель.

Но чем такой «скачок» обернулся для СССР?

По данным внешнеторговой статистики, если в 1970 году доля топливного сырья в денежном объёме советского экспорта составляла 15,6%, то в 1975-м – почти достигла 32%. А вот процент продукции с высокой добавленной стоимостью упал с прежних 24-х до 16-ти.

Такая тенденция наблюдалась вплоть до распада СССР. При этом инвалютные поступления от экспорта нефти за 1972–1982 годы выросли более чем вшестеро, но минимум 70% этих постоянно увеличивающихся доходов тратилось на импорт разнообразного оборудования, зерновой и мясной продукции, товаров массового спроса.

Запад, конечно, уловил эту тенденцию и стал навязывать СССР долгосрочные нефтяные контракты, как правило – занижая цены. То была комплексная стратегия, нацеленная на «привязку» советских социально-экономических и внешнеторговых планов к энергетическим нуждам Запада. Что, в свою очередь, ограничивало и политические возможности СССР на международной арене.

Очевидно, что отказ Москвы поддержать в какой-либо форме арабское эмбарго осложнил, если не ухудшил взаимоотношения СССР с Саудовской Аравией (инициатором санкций против Запада) и с некоторыми другими ближневосточными странами. В частности, «дрейф» Каира в сторону Вашингтона и разрыв египетско-советских военно-политических соглашений в тот период фактически связаны с «нефтяной» политикой СССР, проводившейся с октября 1973-го.

Между тем, многие эксперты, в том числе, из стран ОПЕК, предлагали Москве сценарии, который были бы более эффективными для экономики и внешней торговли СССР. Например – отложить наращивание экспорта нефти до 1975 года, т.е. дождаться максимального подъёма цен. Или хотя бы согласовывать с арабскими странами объёмы поставок на Запад.

По некоторым данным, к таким вариантам склонялись премьер-министр СССР Алексей Косыгин и руководитель советской стороны в СЭВ Константин Катушев, но… Было выбрано решение попытаться «заместить» Саудовскую Аравию и других арабских поставщиков в снабжении Запада нефтью. Эта попытка, естественно, не удалась. Во-первых, долгосрочные интересы Запада были явно не в нашу пользу, во-вторых, большинство нефтеперерабатывающих и химических заводов Европы, Северной Америки и Японии технологически ориентировались в основном на ближне- и средневосточное сырьё, менять и переналаживать сложное оборудование там не собирались…

Тем временем, планы СССР по «захвату» западных рынков сопровождались беспрецедентными «спецоперациями». Так, в конце 1973-го – начале 1974-го Советский Союз закупил семь миллионов тонн нефти у Ирака, который к тому времени национализировал все концессии на разработку месторождений. Этот объём был переправлен в Румынию, а затем – в США. Причём официальным, точнее – формальным получателем была зарегистрированная в США советская торговая компания. Оценки тех операций известны: «СССР получил солидную прибыль от поставок Америке дешёвой нефти и от её транспортировки. Сделки через Румынию были обнаружены многими операторами… Это нанесло сокрушительный удар по эмбарго арабских стран».

Трагические ошибки высшего партийного руководства, подчеркнём, сыграли важнейшую роль в развитии системного кризиса в СССР. Последствия той политики и поныне ощущаются в России и других странах Содружества.

Богдан Алексеев«Файл-РФ»

eto-fake.livejournal.com

Арабское нефтяное эмбарго Википедия

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис[1]. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США[ | код]

США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега[2]. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 году был снят с конвейера.

После кризиса, в 1975 году в был создан

ru-wiki.ru