Закона «О предотвращении загрязнения моря нефтью». Федеральный закон нефть


Закона «О предотвращении загрязнения моря нефтью»

КОНЦЕПЦИЯ

федерального закона «О предотвращении загрязнения моря нефтью»

Заведующий лабораторией

экологической безопасности

морского транспорта, к.х.н.,

доцент Г.Н.Семанов

Санкт-Петербург

2008 год Реферат Отчет на 69 стр., 2 таблицы, 37 источников ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, РАЗЛИВЫ НЕФТИ, НОРМАТИВНАЯ БАЗА, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Рассмотрено международное и национальное законодательство, а также законодательство иностранных государств в области предотвращения загрязнения моря и реагирования на разливы нефти в море. На основе этого анализа предложена концепция федерального закона о предотвращении загрязнения моря, который бы устанавливал требования к морским объектам и механизм финансирования соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения моря и на обеспечение готовности к ликвидации возможных разливов.

Дан обзор законодательства по созданию и управлению трастовыми фондами компенсации ущерба от загрязнения и возмещения затрат на обеспечение готовности к реагированию на разливы нефти и других опасных веществ. Даны рекомендации по содержанию аналогичного российского закона.

СОДЕРЖАНИЕ Стр. Термины и определения 6

1. Введение 12

2. Состояние нормативной базы, относящейся к предотвращению загрязнения морской среды и реагированию на разливы нефти 15

2.1. Основные национальные нормативные требования 15

2.1.1. Предотвращение загрязнения 15

2.1.2. Реагирование на разливы нефти 16

2.1.3. Компенсация ущерба окружающей среде, оценка ущерба 19

2.2. Международные требования по предотвращению загрязнения нефтью, обеспечению готовности к реагированию на ее разливы и компенсации ущерба 24

2.2.1. Предотвращение загрязнения нефтью и обеспечения готовности к реагированию на них 24

2.2.2. Обеспечение готовности к реагированию на разливы нефти 24

2.2.3. Компенсация затрат за загрязнение окружающей среды из международных фондов 25

2.2.4. Нормативные требования зарубежных стран по обеспечению готовности к реагированию на разливы нефти 28

2.2.4.1. Законодательство США 29

2.2.4.2. Законодательство других стран 44

3. Законодательство по созданию трастовых компенсационных фондов 46

.1.1. Закон Финляндии о компенсационном фонде 47

.1.1.1. Управление фондом 47

.1.1.2. Компенсация ущерба 48

.1.1.3. Оборудование для предотвращения разливов нефти и обеспечения готовности к реагированию на них 49

.1.1.4. Восстановление загрязненных земель 49

.1.1.5. Поступления в Фонд 49

.1.2. Законодательство Китайской народной республики 50

.1.3. Законодательство Канады 50

.1.4. Законодательство США по компенсационному фонду 52

.1.4.1. Трастовый фонд обязательств по ликвидации нефтяных загрязнений 53

.1.4.2. Наполнение трастового фонда 53

.1.4.3. Использование фонда 54

.1.4.4. Процедуры подачи требований в фонд 55

.1.5. Законодательство других стран 56

4. Структура и содержание проекта федерального закона о предотвращении загрязнения моря 57

4.1. Предложения по структуре закона 57

4.2. Предложения по содержанию закона 58

4.2.1. Требования к судовым устройствам по обработке судовых отходов (нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора), балластных вод танкеров, а также по снижению выбросов в атмосферу с судов озонразрушающих и парниковых газов 59

4.2.2. Нормативы сбросов судовых отходов в морскую среду, дифференцированные по морским районам 59

4.2.3. Требования к противообрастающим судовым системам и к управлению балластными водами танкеров 59

4.2.4. Меры по предотвращению аварий и разливов нефти (навигационное обеспечение, требования к конструкции судов, в первую очередь, к танкерам и т.д.) 60

4.2.5. Требования к портовым приемным сооружениям вредных веществ, с дифференциацией по регионам 60

4.2.6. Необходимые свидетельства и сертификаты 60

4.2.7. Обеспечение готовности к ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН) и других вредных веществ 60

4.2.8. Ответственность, возмещение ущерба, затрат и страхование 61

4.2.9. Наказания и штрафы 62

4.2.10. Требования к персоналу 62

.1.6. Рекомендации по созданию российского компенсационного фонда 62

.2.1. Назначение трастового фонда 63

.2.2. Источники формирования фонда и его предельная сумма 64

.2.3. Статус Трастового фонда и управление им 64

Практика применения аналогичных фондов показывает, что наиболее предпочтительным вариантом, является второй вариант, когда фонд является независимым. Фонд должен управляться Административным Советом, в состав которого должны входить представители Минтранса России, как ведомства ответственного за реагирование на разливы нефти в море независимо от их источника, Минприроды России, МЧС России и неправительственных природоохранных организаций. Возглавлять Совет должен назначаемый правительством России представитель, независимый от перечисленных выше ведомств и организаций. Расходы административного Совета должны покрываться из средств фонда. 65

Заключение 66

Список использованных источников 67

Термины и определения

Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, в том числе и ликвидацию разливов нефти основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательные средства - специализированные средства спасания, локализации и сбора разлитой нефти (техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы), средства связи и управления, нормативные и информационные материалы по технологиям аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ. Аварийно-спасательные работы - действия по достижению минимально возможного уровня вредного воздействия разлитой нефти, по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне разлива нефти, по локализации и сбору разлитой на поверхности моря нефти. Авария – повреждение конструкции судна или морского объекта, которые приводят или могут привести к неконтролируемому разливу нефти в море. Береговое сооружение означает любой объект, предназначенный для обслуживания судов (включая, но не ограничиваясь, погрузо-разгрузочные работы, ремонт, снабжение расходными материалами; сдачу отходов, образовавшихся в процессе нормальной эксплуатации судна, остатков груза и отходов связанных с ними) размешенного на любом земельном участке на территории Российской Федерации, помимо подводных участков. Владелец или оператор означает:

(А) в случае судна, любое лицо, владеющее, эксплуатирующее или фрахтующее судно;

(В) в случае берегового и морского объекта, любое лицо, владеющее или эксплуатирующее такой береговой или морской объект;

(С) в случае любого оставленного морского объекта, лицо, владевшее или эксплуатировавшее такой объект до его оставления.

Внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ). Дедвейт означает разность в тоннах между водоизмещением судна в воде с плотностью 1,025 г/см3 по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенной высоте летнего надводного борта и водоизмещением судна порожнем. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 2). Затраты на ликвидацию означает затраты понесенные после сброса нефти на ликвидацию разлива нефти или затраты по предотвращению реальной угрозы сброса нефти, минимизации или снижению уровня загрязнения нефтью, которое может последовать в результате аварии. Зона чрезвычайной ситуации – территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Иностранный морской объект означает объект, который полностью или частично размещен в территориальных водах или на континентальном шельфе иностранного государства и который использовался или используется для одной и более из ниже перечисленных целей: разведка и бурение на нефть, добыча, хранение, подготовка, передача, переработка и транспортировка нефти, добытой из морского дна, расположенного под территориальными водами иностранного государства, или континентального шельфа иностранного государства. Инцидент означает какое-либо происшествие, или ряд происшествий одного происхождения с участием одного и более судов, объектов и их любых сочетаний, которое может привести к разливу или реальной угрозе разлива нефти. Ликвидация разлива нефти (далее ЛРН) означает локализацию и удаление нефти из воды и с береговой полосы, или принятие других действий, необходимых для спасение жизни и сохранение здоровья людей, минимизации или снижения уровня ущерба окружающей природной среде и материальных потерь. Лицо означает физическое лицо, компанию, организацию, субъект Федерации, муниципалитет. Лицо, получившее разрешение, означает лицо, имеющее полномочия, лицензию или разрешение на проведение геологической разведки, добычу нефти, эксплуатацию промышленно-опасного объекта, погрузо-разгрузочных работ, право работ с опасными веществами. МАРПОЛ – Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененная Протоколами к ней 1978 и 1995 года (Протокол 1995 года о включении в конвенцию нового Приложения VI «О предотвращении загрязнения атмосферы с судов» Российской Федерацией подписан, но еще не ратифицирован). Мониторинг окружающей среды - система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения. Морской объект означает любой объект любого типа, размещенный в, на, или под внутренними морскими водами Российской Федерации. Морской порт – под морским портом в настоящем законе понимается морской торговый порт, морской рыбный порт, морской специализированный порт, в значении, как они определены соответственно в пунктах 1, 2, 3 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Нефть - означает в любом виде, в том числе сырую нефть, топливную нефть, нефтяной отстой, нефтяные отходы и очищенные нефтепродукты (Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 измененная Протоколом 1978 к ней), ратифицирована Постановление Правительства СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 октября 1978 года № 8207-IX). Объект означает любое сооружение, группу сооружений, оборудование или устройство (помимо судов), которое используется для одной и более из ниже перечисленных целей: разведка и бурение на нефть, добыча, хранение, подготовка, передача, переработка и транспортировка нефти. Этот термин включает любую автомашину, подвижной состав или трубопровод, используемый для одной и более из вышеперечисленных целей. Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Организации - организации, независимо от форм собственности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Ответственная сторона означает следующее:

(A) Суда. В случае судна означает любое лицо, владеющее, эксплуатирующее или арендующее его.

(B) Береговые объекты. В случае берегового объекта означает любое лицо, владеющее или эксплуатирующее объект, за исключением субъекта Федерации и муниципалитета, которое в качестве собственника передает владение и право пользования другому лицу посредством арендного договора, передачи или разрешения.

(C) Морские объекты. В случае морского объекта (помимо трубопровода или морского порта), означает арендатора или лицо, получившее разрешение в той местности, где размещен объект, за исключением субъекта федерации, муниципалитета, органа, которое в качестве собственника передает владение и право пользования другому лицу посредством арендного договора, передачи или разрешения.

(D) Морские порты. В случае морского порта, означает лицензиата.

(Е) Трубопроводы. В случае трубопровода означает любое лицо, владеющее или эксплуатирующее трубопровод.

(F) Оставление. В случае оставленного судна, берегового объекта, морского порта, трубопровода или морского объекта означает лиц, являющихся ответственной стороной сразу после оставления судна или объекта. Передвижная морская буровая установка означает судно (помимо самоподъемного плавучего средства), приспособленное для использования в качестве морского объекта. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов - документ, которым определяются основные принципы и порядок организации мероприятий, а также необходимые силы и средства для ликвидации возможных разливов нефтепродуктов. Поручитель означает любое лицо, кроме ответственной стороны, которое удостоверяет финансовую состоятельность ответственной стороны на основании настоящего Закона. Предупреждение - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска аварий и инцидентов, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Природные ресурсы включают землю, рыбу, диких животных, биоту, воздух, воду, грунтовые воды, источники питьевой воды и другие аналогичные ресурсы, принадлежащие, управляемые, находящиеся в управлении, связанные с деятельностью, или иначе контролируемые Российской Федерацией (включая ресурсы исключительной экономической зоны), любым субъектом федерации или местным органом управления. Разлив нефти (нефтепродукта) – любой неконтролируемый сброс нефти окружающую среду, произошедший как в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, так и при эксплуатации объекта. Может быть намеренным или неумышленным, включая, но, не ограничиваясь, пролив, утечку, перекачку, заливку, опорожнение и разгрузку. Рекультивация – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. Сброс означает любой контролируемый сброс нефти с судна и объекта, производимый в пределах, установленных как национальным, так и международным законодательством. Стихийное бедствие означает непредвиденное серьезное естественное бедствие или другое естественное явление исключительно неизбежного и непреодолимого характера, воздействия которого не могли бы быть предотвращены или избегнуты должными предосторожностями или предвидением. Сторона, заявляющая требование означает любое лицо или правительство, которое выступает с требованием на получение компенсации в соответствии с настоящим законом. Судно означает судно любого типа или иное искусственное приспособление, используемое или способное быть использованным в качестве средства транспортировки по воде, а также стационарные или плавучие платформы, предназначенные для добычи и хранения нефти в море и плавучие установки, предназначенные для производства, хранения и выгрузки, в том числе нефти добытой в море. Танкер - означает судно, которое построено или переделано для перевозки, или которое перевозит нефть или опасное вещество наливом в качестве груза или грузового остатка, и которое

(A) является судном Российской Федерации;

(B) работает в территориальном море и/или исключительной экономической зоне Российской Федерации или

(C) перевозит нефть или опасные вещества в места, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации.

Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции Российской Федерации). Требование означает запрос, сделанный в письменной форме, на определенную сумму, в качестве компенсации за убытки или затраты на ликвидацию, последовавшие в результате аварии или инцидента. Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Ущерб означает убытки, определенные в статье настоящего Закона, и включает стоимость их оценки. Фонд означает Трастовый фонд обязательств по ликвидации нефтяных загрязнений.

ekollog.ru

Концепция федерального закона «О предотвращении загрязнения моря нефтью» Заведующий лабораторией - Закон

КОНЦЕПЦИЯ

федерального закона «О предотвращении загрязнения моря нефтью»

Заведующий лабораторией

экологической безопасности

морского транспорта, к.х.н.,

доцент Г.Н.Семанов

Санкт-Петербург

2008 год

Реферат

Отчет на 69 стр., 2 таблицы, 37 источников

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, РАЗЛИВЫ НЕФТИ, НОРМАТИВНАЯ БАЗА, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Рассмотрено международное и национальное законодательство, а также законодательство иностранных государств в области предотвращения загрязнения моря и реагирования на разливы нефти в море. На основе этого анализа предложена концепция федерального закона о предотвращении загрязнения моря, который бы устанавливал требования к морским объектам и механизм финансирования соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения моря и на обеспечение готовности к ликвидации возможных разливов.

Дан обзор законодательства по созданию и управлению трастовыми фондами компенсации ущерба от загрязнения и возмещения затрат на обеспечение готовности к реагированию на разливы нефти и других опасных веществ. Даны рекомендации по содержанию аналогичного российского закона.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Термины и определения

Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, в том числе и ликвидацию разливов нефти основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные средства - специализированные средства спасания, локализации и сбора разлитой нефти (техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы), средства связи и управления, нормативные и информационные материалы по технологиям аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы - действия по достижению минимально возможного уровня вредного воздействия разлитой нефти, по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне разлива нефти, по локализации и сбору разлитой на поверхности моря нефти.

Авария – повреждение конструкции судна или морского объекта, которые приводят или могут привести к неконтролируемому разливу нефти в море.

Береговое сооружение означает любой объект, предназначенный для обслуживания судов (включая, но не ограничиваясь, погрузо-разгрузочные работы, ремонт, снабжение расходными материалами; сдачу отходов, образовавшихся в процессе нормальной эксплуатации судна, остатков груза и отходов связанных с ними) размешенного на любом земельном участке на территории Российской Федерации, помимо подводных участков.

Владелец или оператор означает:

(А) в случае судна, любое лицо, владеющее, эксплуатирующее или фрахтующее судно;

(В) в случае берегового и морского объекта, любое лицо, владеющее или эксплуатирующее такой береговой или морской объект;

(С) в случае любого оставленного морского объекта, лицо, владевшее или эксплуатировавшее такой объект до его оставления.

Внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ).

Дедвейт означает разность в тоннах между водоизмещением судна в воде с плотностью 1,025 г/см3 по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенной высоте летнего надводного борта и водоизмещением судна порожнем.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 2).

Затраты на ликвидацию означает затраты понесенные после сброса нефти на ликвидацию разлива нефти или затраты по предотвращению реальной угрозы сброса нефти, минимизации или снижению уровня загрязнения нефтью, которое может последовать в результате аварии.

Зона чрезвычайной ситуации – территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Иностранный морской объект означает объект, который полностью или частично размещен в территориальных водах или на континентальном шельфе иностранного государства и который использовался или используется для одной и более из ниже перечисленных целей: разведка и бурение на нефть, добыча, хранение, подготовка, передача, переработка и транспортировка нефти, добытой из морского дна, расположенного под территориальными водами иностранного государства, или континентального шельфа иностранного государства.

Инцидент означает какое-либо происшествие, или ряд происшествий одного происхождения с участием одного и более судов, объектов и их любых сочетаний, которое может привести к разливу или реальной угрозе разлива нефти.

Ликвидация разлива нефти (далее ЛРН) означает локализацию и удаление нефти из воды и с береговой полосы, или принятие других действий, необходимых для спасение жизни и сохранение здоровья людей, минимизации или снижения уровня ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Лицо означает физическое лицо, компанию, организацию, субъект Федерации, муниципалитет.

Лицо, получившее разрешение, означает лицо, имеющее полномочия, лицензию или разрешение на проведение геологической разведки, добычу нефти, эксплуатацию промышленно-опасного объекта, погрузо-разгрузочных работ, право работ с опасными веществами.

МАРПОЛ – Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененная Протоколами к ней 1978 и 1995 года (Протокол 1995 года о включении в конвенцию нового Приложения VI «О предотвращении загрязнения атмосферы с судов» Российской Федерацией подписан, но еще не ратифицирован).

Мониторинг окружающей среды - система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

Морской объект означает любой объект любого типа, размещенный в, на, или под внутренними морскими водами Российской Федерации.

Морской порт – под морским портом в настоящем законе понимается морской торговый порт, морской рыбный порт, морской специализированный порт, в значении, как они определены соответственно в пунктах 1, 2, 3 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Нефть - означает в любом виде, в том числе сырую нефть, топливную нефть, нефтяной отстой, нефтяные отходы и очищенные нефтепродукты (Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 измененная Протоколом 1978 к ней), ратифицирована Постановление Правительства СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 октября 1978 года № 8207-IX).

Объект означает любое сооружение, группу сооружений, оборудование или устройство (помимо судов), которое используется для одной и более из ниже перечисленных целей: разведка и бурение на нефть, добыча, хранение, подготовка, передача, переработка и транспортировка нефти. Этот термин включает любую автомашину, подвижной состав или трубопровод, используемый для одной и более из вышеперечисленных целей.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Организации - организации, независимо от форм собственности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Ответственная сторона означает следующее:

(A) Суда. В случае судна означает любое лицо, владеющее, эксплуатирующее или арендующее его.

(B) Береговые объекты. В случае берегового объекта означает любое лицо, владеющее или эксплуатирующее объект, за исключением субъекта Федерации и муниципалитета, которое в качестве собственника передает владение и право пользования другому лицу посредством арендного договора, передачи или разрешения.

(C) Морские объекты. В случае морского объекта (помимо трубопровода или морского порта), означает арендатора или лицо, получившее разрешение в той местности, где размещен объект, за исключением субъекта федерации, муниципалитета, органа, которое в качестве собственника передает владение и право пользования другому лицу посредством арендного договора, передачи или разрешения.

(D) Морские порты. В случае морского порта, означает лицензиата.

(Е) Трубопроводы. В случае трубопровода означает любое лицо, владеющее или эксплуатирующее трубопровод.

(F) Оставление. В случае оставленного судна, берегового объекта, морского порта, трубопровода или морского объекта означает лиц, являющихся ответственной стороной сразу после оставления судна или объекта.

Передвижная морская буровая установка означает судно (помимо самоподъемного плавучего средства), приспособленное для использования в качестве морского объекта.

План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов - документ, которым определяются основные принципы и порядок организации мероприятий, а также необходимые силы и средства для ликвидации возможных разливов нефтепродуктов.

Поручитель означает любое лицо, кроме ответственной стороны, которое удостоверяет финансовую состоятельность ответственной стороны на основании настоящего Закона.

Предупреждение - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска аварий и инцидентов, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Природные ресурсы включают землю, рыбу, диких животных, биоту, воздух, воду, грунтовые воды, источники питьевой воды и другие аналогичные ресурсы, принадлежащие, управляемые, находящиеся в управлении, связанные с деятельностью, или иначе контролируемые Российской Федерацией (включая ресурсы исключительной экономической зоны), любым субъектом федерации или местным органом управления.

Разлив нефти (нефтепродукта) – любой неконтролируемый сброс нефти окружающую среду, произошедший как в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, так и при эксплуатации объекта. Может быть намеренным или неумышленным, включая, но, не ограничиваясь, пролив, утечку, перекачку, заливку, опорожнение и разгрузку.

Рекультивация – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Сброс означает любой контролируемый сброс нефти с судна и объекта, производимый в пределах, установленных как национальным, так и международным законодательством.

Стихийное бедствие означает непредвиденное серьезное естественное бедствие или другое естественное явление исключительно неизбежного и непреодолимого характера, воздействия которого не могли бы быть предотвращены или избегнуты должными предосторожностями или предвидением.

Сторона, заявляющая требование означает любое лицо или правительство, которое выступает с требованием на получение компенсации в соответствии с настоящим законом.

Судно означает судно любого типа или иное искусственное приспособление, используемое или способное быть использованным в качестве средства транспортировки по воде, а также стационарные или плавучие платформы, предназначенные для добычи и хранения нефти в море и плавучие установки, предназначенные для производства, хранения и выгрузки, в том числе нефти добытой в море.

Танкер - означает судно, которое построено или переделано для перевозки, или которое перевозит нефть или опасное вещество наливом в качестве груза или грузового остатка, и которое

(A) является судном Российской Федерации;

(B) работает в территориальном море и/или исключительной экономической зоне Российской Федерации или

(C) перевозит нефть или опасные вещества в места, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации.

Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции Российской Федерации).

Требование означает запрос, сделанный в письменной форме, на определенную сумму, в качестве компенсации за убытки или затраты на ликвидацию, последовавшие в результате аварии или инцидента.

Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Ущерб означает убытки, определенные в статье настоящего Закона, и включает стоимость их оценки.

Фонд означает Трастовый фонд обязательств по ликвидации нефтяных загрязнений.

1. Введение

1.1. Экологическая безопасность любого вида деятельности на море означает осуществление деятельности таким образом, чтобы не наблюдалось ее заметного отрицательного воздействия на окружающую среду. Она складывается из двух частей: сокращение и, в конечном итоге, прекращение эксплуатационных сбросов с морских объектов и обеспечение мероприятий по снижению до минимума отрицательного воздействия на окружающую среду в случае возможных аварийных ситуаций, связанных со сбросом в море загрязняющих веществ, в первую очередь, нефти. Сброс в море отходов, возникающих при обычной эксплуатации морского объекта, при своих, относительно небольших масштабах, может нанести морской среде значительный ущерб, т.к. такие сбросы постоянно отравляют окружающую среду. В России, в настоящее время, наблюдается увеличение подобных сбросов, что вызвано, в первую очередь, несовершенством национального законодательства, задержкой ратификации международных инструментов, а также старением и износом производственных фондов (старение судов, износ и недостаточность приемных сооружений для судовых отходов).

1.2. В последнее время Россия значительно увеличила объемы перевозки нефти морским транспортом, которые достигли в 2007 году 300 млн. тонн. Особенно это касается регионов Баренцева, Черного, Охотского, Каспийского и Балтийского морей. Начата добыча нефти на шельфе Охотского моря, планируется добыча на шельфе Баренцева моря. Эта деятельность неизбежно сопровождается повышением вероятности риска катастрофических разливов нефти. Анализ показывает, что достаточно одной аварии крупнотоннажного танкера или буровой платформы, чтобы на несколько лет, а в Арктике, в некоторых случаях навсегда, уничтожить биоресурсы района и сделать его побережье непригодным для жизни местного населения.

1.3. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии обеспечения экологической безопасности морской деятельности, сохранения природных систем и, в частности, поддержания качества морской среды.

1.4. В России, которая имеет самые протяженные в мире морские границы и континентальный шельф, нет федерального закона, который бы с учетом взаимных интересов государства и промышленности и их взаимодействия регулировал бы вопросы предотвращения загрязнения морской среды, реагирования на разливы нефти и других вредных веществ в море. Существующее в этой области законодательство Российской Федерации: федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не системны, разрозненны, не учитывает морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции.

1.5. Закон о предотвращении загрязнения моря остро необходим, как обществу в целом, так и промышленности, в частности. Его разработка и введение в действие позволит:

  • сократить загрязнение морской среды и обеспечить устойчивое развитие субъектов Федерации, территории которых прилегают к морским акваториям;

  • дать ясное понимание промышленности, что от нее требуется, тем самым будет исключено или, по крайней мере, затруднено произвольное толкование требований по охране окружающей морской среды, содержащихся в различных нормативных актах;

  • унифицировать требования к морским судам, портам и природоохранному оборудованию;

  • обеспечить надлежащую готовность к реагированию на разливы нефти и других вредных веществ;

  • установить порядок финансирования природоохранных мероприятий;

  • отменить существующие, зачастую противоречивые и неконкретные, позволяющие двойное толкование, нормативные правовые акты.

1.6. Необходимость тесного партнерства государства и промышленности в области охраны окружающей среды очевидна. Оно может быть эффективно, как показывает опыт США, Канады, Норвегии, Финляндии, Японии, Китая и других стран, если установлены четкие законодательные правила и приняты специальные законы. Их законы по охране морской среды позволили резко сократить загрязнение прибрежных вод морей и обеспечить готовность к реагированию на разливы нефти.

1.7. В Российской Федерации имеется нормативная правовая база по предотвращению загрязнения окружающей среды, в том числе с судов, по организации и регулированию деятельности органов государственной власти, нефтегазовых и транспортных компаний в области ЛРН. Однако она не полная и нуждается в развитии, в ходе которого должно быть предусмотрено регулирование всех отношений, возникающих в области предотвращения загрязнения моря с судов в результате нормальной эксплуатации судов и морских объектов, а также предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, происходящих в результате их аварий.

1.8. Целью настоящей работы направлена на подготовку концепции федерального закона о предотвращении загрязнения моря нефтью (далее – Концепция) и предложений по его структуре и содержанию. Она разработана на базе анализа существующего нормативно-правового обеспечения проблемы предотвращения загрязнения моря нефтью с морских объектов и ликвидации разливов нефти (далее – ЛРН) в море и подготовке, на его основе, рекомендаций по структуре и содержанию закона.

    1. Концепция определяет общую организацию, структуру и содержание федерального закона о предотвращении загрязнения моря нефтью. Она включает предложения по нормативному регулированию требований к судам, вопросов охраны окружающей среды при погрузо-разгрузочными работах, приему и обработке судовых отходов, деятельности организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов (далее - Организации). Эти предложения направлены на решение задач предотвращения загрязнения моря с морских объектов и реагирования на чрезвычайные ситуации связанные с разливами нефти. Они должны гармонизировать существующее законодательство и включать вопросы, которые до сих пор не отражены в действующих нормативных правовых документах Российской Федерации.

1.10. Концепцией предлагается также механизм обеспечения финансирования мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации связанные с разливами нефти, путем принятия соответствующего закона о Трастовом фонде. В отчете содержатся предложения по размеру фонда, принципам его формирования, управления, использования и закрытия.

Проблема разработки законов о предотвращении загрязнения моря нефтью и опасными веществами и закона о создании трастового фонда для борьбы с разливами нефти обсуждается в России уже около десяти лет. Наиболее полно она была рассмотрена в рамках международной программы БОССС (Балтийская система безопасности разливов нефти). В рамках этой программы был организован специальный проект, выполненный Питером Хейвурдом (Великобритания), бывшим генеральным секретарем OSPAR, при участии от российской стороны автора настоящего отчета. Проектом была обоснована необходимость создания трастового фонда и подготовлен проект соответствующего федерального закона. При подготовке настоящего отчета использовались материалы этих исследований, рабочие документы ИМО и информация, полученная автором отчета от национальных экспертов в области реагирования на разливы нефти и опасных веществ Канады, США, КНР, Японии, Финляндии, ЮАР, Республики Китай, Южной Кореи, ЕМСА (Европейского морского агентства безопасности) и Норвегии, с которыми автор имеет многолетний опыт совместной работы в международных организациях и в рамках двухстороннего сотрудничества.

refdb.ru

Нефтяное законодательство - Энциклопедия по экономике

Особенно широко данный механизм применялся независимыми компаниями, позволяя им перекладывать на Ливию основную часть своих затрат по внедрению на новые рынки, т. е. за ее счет финансировать инвестиции и вести ценовую конкуренцию с МНК главным образом в Западной Европе. Потери государства в виде недополученных по этой причине налогов только от трех компаний, объединенных в группу Оазис , в 1962—1964 гг. составили 60 млн. долл. После 1965 г. общие ежегодные потери должны были превысить 200 млн. долл. В то же время чистый доход трех участников группы Оазис возрос в среднем за 1957—1961 гг. (до начала операций с ливийской нефтью) с 132 млн. до 212 млн. долл. в 1964 г. [340, с. 113—135]. Даже в столь урезанном виде поправка была принята всеми концессионерами лишь к концу 1964 г. Причем в обмен на свою мнимую уступку они добились подтверждения и даже закрепления договорных обязательств Ливии, исключавших односторонние изменения ее нефтяного законодательства. Вполне обоснован вывод английского исследователя о том, что ливийское (королевское.— В. К.) правительство не воспользовалось прямо своими суверенными прерогативами лишать договорные права концессионеров юридического действия вплоть до самой революции 1969 г. [340, с. 109].  [c.57] Рекомендации ОПЕК в монархической Ливии, как правило, проводились в жизнь со значительным опозданием, а практика крупных скидок со справочных цен вообще шла с ними вразрез. Быстрый рост экспорта дешевой нефти из Ливии ставил под угрозу стабильность цен на мировом рынке и препятствовал борьбе других стран — членов ОПЕК с нефтяными монополиями. Поэтому вступление в силу в 1966 г. поправок к нефтяному законодательству в соответствии с положениями, действовавшими в странах Персидского залива, объясняется не активностью ливийского правительства, а скорее нажимом на- него со стороны ОПЕК, а также желанием компаний — членов Между на родного нефтяного картеля оградить себя от ценовой конкуренции независимых фирм, уравняв юридические основы их деятельности в Ливии с законодательством региона Персидского залива, где находились основные концессии МНК. Этими тактическими соображениями объяснялась поддержка мероприятий ливийской монархии, в частности, по ограничению скидок, оказанная крупнейшим членом МНК — Стандард Ойл К° оф Нью-Джерси .  [c.58]

Нефтяное законодательство 181-183, 184 Нигерия 31, 162, 184, 277-278 Новая Зеландия 31, 73, 232,  [c.338]

Регламентация прав и обязанностей сторон может осуществляться как с помощью общего законодательства, действующего в стране, так и специальным нефтяным законодательством.  [c.344]

Теплов О.М. Развитие нефтяного законодательства Российской Федерации // Нефть и капитал. 1996. № 10.  [c.342]

Экономическая политика. Она исходит из наличия гражданского общества и определения свода необходимых законов и нормативов. Нефтяное законодательство и практика регулирования нефтяной отрасли обусловливают либо частное право на нефтяные участки (Северная Америка), либо лицензии/аренду при проведении работ на государственных землях в большинстве районов мира, где права на недра принадлежат государству. В Северной Америке и Западной Европе нефтяные участки и права на добычу являются коммерческими активами, которыми торгуют нефтяные корпорации, тогда как в других регионах включение нефтяных ресурсов в коммерческий оборот ограничено.  [c.236]

Особое значение имело условие, по которому никакие изменения действующих договоров не допускались иначе, чем по взаимному согласию сторон (цит. по [340, с. 69]), т. е. с санкции иностранных нефтяных компаний. В то же время в законодательстве отсутствовал пункт о предоставлении Ливии режима наиболее благоприятствуемой нации. Таким странам, как Иран, Ирак и Саудовская Аравия, это положение обеспечивало автоматическое внесение коррективов в их концессионные соглашения, если бы те же самые компании-концессионеры заключили договор с другой нефтедобывающей страной на более выгодных для последней условиях.  [c.56]

Позиция США по вопросу о переговорах с ОПЕК не была однозначной. С одной стороны, Вашингтон поддержал монополии, санкционировав создание ЛПГ и. заключение секретного соглашения компаний, оперировавших в Ливии, обеспечив для этого изъятие американских нефтяных монополий из национального антитрестовского законодательства. С другой — администрация США старалась убедить представителей нефтяного капитала в необходимости пойти на определенные уступки странам-производителям.  [c.36]

Особенно упорно сопротивлялись принятию принципа раздельного исчисления арендной платы и подоходного налога нефтяные монополии США. По действовавшему в тот период в Соединенных Штатах налоговому законодательству, сумма подоходного налога, уплачен-  [c.69]

Их основные усилия по образованию картеля осуществлялись за пределами Соединенных Штатов потому, что сосредоточение торговли нефтью в руках немногих компаний облегчало задачу по сравнению с положением в США, где нефтяная промышленность была крайне раздроблена и существовало строгое антитрестовское законодательство. Но даже и в Соединенных Штатах крупные компании старались поддерживать цены на должном уровне путем ограничения  [c.154]

Законодательство о СРП позволит загрузить заказами на оборудование российскую индустрию. Для этого надо сделать очень многое обеспечить всей полнотой информации отечественные предприятия, оказывать давление на нефтяные компании (чтобы гаранти-  [c.241]

Однако надо сказать, что в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах в настоящее время разрабатываются принципы экономической оценки запасов полезных ископаемых. Критерием экономической оценки нефтяных и газовых ресурсов можно принять народнохозяйственный эффект от их использования с учетом затрат на разведку, разработку, транспорт и переработку нефти и газа. Этот эффект в количественном выражении может измеряться разницей в приведенных затратах по каждому месторождению с аналогичными затратами на использование ресурсов замыкающего (наихудшего в зоне) объекта данного полезного ископаемого.  [c.26]

Российское законодательство не допускает перекрестного владения акциями из-за высокой степени монополизма на рынке продукции производственно-технического назначения и сырьевых ресурсов. Исключение составляют финансово-промышленные группы, когда предусматривается приобретение одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы, а также ряд нефтяных компаний.  [c.209]

В условиях нарастающих темпов строительства магистральных трубопроводов особую актуальность приобретают вопросы рационализации режима труда и отдыха в течение смены и рабочей недели. нормальных условиях длительность рабочей смены должна быть, как правило, не менее 4 и более 8 ч, причем продолжительность ежедневного отдыха между сменами вместе со временем обеденного перерыва должна быть вдвое больше времени работы. Меньший ежедневный отдых, но не менее 8 ч, может быть допущен при чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем, трудовое законодательство допускает режим труда при суммированном учете рабочего времени. Так в нефтяной промышленности при обустройстве промыслов на море строительным рабочим через 10—15 дней 10-часовой работы предоставляется 7—10 дневный отдых на берегу рабочие, занятые на бурении нефтяных скважин, находятся в море 10 дней, чередуя дневные и ночные 12-часовые вахты с последующим 5—6 дневным отдыхом на суше нефтяники-буровики Тюменского севера после 4-х дней 12-часовой работы получают 4 дня отдыха в условиях города. Вместе с тем на основании результатов исследований показано, что 12-часовой гра-  [c.181]

Почему нефтяные компании бурят сухие (непродуктивные) скважины Это следствие некомпетентности, попытка обойти налоговое законодательство или здесь есть другие тайные мотивы Почему они не разрабатывают скважины, где, по их же собственным заявлениям,  [c.41]

Впоследствии Рокфеллер стал настоящим мастером по связям с общественностью и в конце концов вернул себе утраченное уважение. Однако непоправимое свершилось правительство использовало возникшее недовольство, и маховик антитрестовского законодательства начал неудержимо раскручиваться. Нефтяной бизнес в США так и не смог окончательно восстановить свой престиж.  [c.77]

Ситуация на крупнейшем месторождении Соединенных Штатов... близка к хаосу. Противоречащие друг другу законы и судебные решения, несообразности в законодательстве, отсутствие внимания со стороны государственных органов и многочисленные злоупотребления... угрожают нашим интересам, нефтяной отрасли и благу всего общества расточением невосполнимых ресурсов и потенциальным беспорядком. Вооруженные люди охраняют участки и трубопроводы. Некоторые трубопроводы взорваны. Наша организация... считает, что неспособность властей штата осуществлять эффективный контроль над производством... оправдывает нашу просьбу немедленно ввести федеральный надзор над Восточно-Техасским нефтепромыслом .  [c.154]

Российскому читателю будет интересен раздел, посвященный налогообложению крупных и малых нефтяных компаний в США, где приводится анализ исторического опыта американского налогового законодательства.  [c.255]

Наиболее важное условие для покупки и продажи прав на пользование недрами — это признание законодательством соответствующей страны, что ...полная или частичная передача прав собственности на минеральные ресурсы представляет собой стандартный тип коммерческой сделки в нефтяной и газовой промышленности и что такая передача прав отвечает важным интересам отрасли в плане проведения разведочных работ и освоения месторождений 25. Например, закон провинции Альберта (Канада) О горнодобывающей промышленности и минеральных ресурсах не устанавливает никаких ограничений на полную или частичную передачу прав собственности на минеральные ресурсы (ст. 27)гь. Гибкость законодательства дает свои положительные результаты — за почти сорокалетний период в провинции Альберта фонд участков недр более чем трижды сменил своих владельцев. Это позволяет привлекать более эффективно и современно работающие компании и увеличивать тем самым не только степень изученности недр, но и потенциал добычи углеводородов.  [c.65]

Федеральный закон Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Приобском (северном лицензионном участке) нефтяном месторождении) от 20.11.1999 № 199-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 47, ст. 5617.  [c.276]

Из таблицы 7.6 следует, что многие проблемы взаимоотношений подрядчика и правительства могут стать предметом переговоров, в то время как некоторые из них регламентированы законодательством. Можно попытаться договориться обо всем, что не зафиксировано законом. Обычно чем больше вопросов, которые можно обсуждать, тем лучше, причем это справедливо не только по отношению к нефтяным компаниям, но и к прави-  [c.199]

С международной точки зрения, управление денежными средствами нефтяных и газовых компаний — дело очень сложное из-за различий в государственных законодательствах, затрудняющих международные денежные переводы. Кроме того, колебания курсов валют влияют на стоимость денег, переводимых из страны в страну. В то же время жизнь профессионалов облегчает определение цены на сырую нефть в нефтедолларах. Однако местные  [c.233]

Книга Управление финансами в международной нефтяной компании представляет собой великолепное практическое пособие, затрагивающее все грани современного финансового менеджмента и стратегического планирования нефтяных и газовых компаний. Ее авторы — Джеймс Буш и Даниел Джонстон — известные международные консультанты и лекторы, специалисты в области бухгалтерского учета, экономики, финансов, фискальных систем и анализа риска. В книге освещены фундаментальные принципы управления, такие как финансы, теория и стратегия финансового менеджмента, анализ риска применительно к нефтяной и газовой отраслям. Большое внимание уделено вопросам прогнозирования, основанного на углубленном изучении конъюнктуры рынка отрасли, и анализу конкурентных возможностей стран-производителей. Российскому читателю будет интересен раздел, посвященный налогообложению крупных и малых нефтяных компаний в США, где приводится анализ исторического опыта американского налогового законодательства.  [c.422]

Примером административного регулирования могут служить применяемые в РФ правила экспорта и импорта устанавливаемая государством квота (доля) отдельных экспортёров в вывозе нефти, доступе к нефтяной трубе, устанавливаемая часть валютной выручки экспортёров, подлежащая обязательной продаже государству. Правовое регулирование — это определяемые государством и закреплённые в гражданском и хозяйственном законодательстве правила и нормы поведения субъектов регулирования (налоговых органов, бирж, банков и др.).  [c.311]

Весьма характерно, что проект нефтяного законодательства, прежде чем последнее вступило в силу в 1955 г., был распространен среди нефтяных компаний, заинтересованных в получении концессий на территории Ливии, а представители фирм — приглашены для его обсуждения. На более раннем этапе в разработке законопроекта активно участвовали британские советники и среди них бывший служащий англо-голландской нефтяной монополии Ройал Датч-Шелл . Неудивительно, что в первой редакции законопроект предоставлял английским компаниям слишком явные привилегии, которые вследствие протеста США и Франции были устранены и заменены принципом открытых дверей — одной из формул, заложенных в основу англо-франко-американского соглашения об эксплуатации нефтяных ресурсов Ирака еще в 20-е годы.  [c.55]

В 1962 г. Ливия стала членом ОПЕК. Вторая поправка от 1965 г. к ливийскому нефтяному законодательству была связана с осуществлением резолюции этой организации за № IV.33 от 1962 г., рекомендовавшей всем ее участникам унифицировать порядок взимания платежей ройалти и не считать их авансом в счет подоходного налога. В большинстве стран района Персидского залива эта новая формула расчетов вступила в силу с 1964 г., тогда как в Ливии — лишь с 1965 г., после преодоления  [c.57]

Приведенная здесь характеристика внешней сырьевой политики ливийской монархии в полной мере распространяется и на ее внутриэкономическую линию в данной области. Королевский режим не предпринял сколько-нибудь серьезных усилии для того, чтобы изменить чисто анклавный характер нефтегазового сектора в хозяйстве Ливии, всецело ориентированного на вывоз необработанного сырья. Несколько заключенных этой страной соглашений, в основном с американской монополией Стандард Ойл К° оф Нью-Джерси (ныне Экссон ), предусматривали обязательство концессионера построить в Ливии нефтеперегонное предприятие. Кроме того, уже рассмотренная здесь поправка от 1965г. к Закону о нефти была составлена с таким расчетом, чтобы обеспечить концеденту право получать долю сырой нефти или нефтепродуктов для внутреннего потребления по их себестоимости, т. е. соответственно по ценам издержек добычи и (или) переработки. Так что даже весьма несовершенное во многих отношениях ливийское нефтяное законодательство могло бы послужить достаточной правовой базой для создания в стране нефтеперерабатывающей промышленности.  [c.59]

Во многих странах нефтяное законодательство ется архаичностью и содержит много устаревших требований. Соответствующие законы уполномочивают национальную нефтяную компанию или министерство нефтяной промышленности от имени государства вести переговоры и заключать соглашения с иностранными нефтяными компаниями. В некоторых странах нет специального нефтяного законодательства, так что все отношения между подрядчиком и государством оказываются  [c.183]

В мировой практике СРП рассматривается как один из инструментов для привлечения инвестиций в добычу полезных ископаемых наряду с лицензионной системой недропользования, концессионными соглашениями и риск-сервисными контрактами. Анализ нефтяного законодательства 116 государств, проведенный Бэрроус Компани (1995), показал, что в 52 странах применяются СРП, в 62 — концессии (лицензии). В каких-то странах применяется одна система недропользования, в других — применяется одновременно несколько систем.  [c.67]

Анализируя основные положения Закона о нефти от 1955 г., ряд авторов выделяет в нем многочисленные прямые и косвенные льготы и преимущества для иностранного капитала, которые наносили ущерб экономическим интересам Ливии и ущемляли ее национальный суверенитет. Приводимые ниже оценки этого юридического документа принадлежат в основном английскому специалисту Ф. К- Уоддэмзу — бывшему служащему центрального аппарата одной из международных нефтяных компаний, а позже консультанту ливийского правительства по вопросам, связанным с нефтяной промышленностью. Среди особенностей ливийского Закона о нефти отмечен чрезвычайно низкий уровень первоначальных взносов, арендной платы и обязательных расходов концессионеров на разведочные работы, что позволяло приобретать концессии со спекулятивными целями максимальный 60-летний срок действия концессий, в течение которого они могли быть аннулированы только по причине нарушения концессионерами ряда основных обязательств исчисление облагаемых налогами доходов от экспорта ливийской нефти на базе свободных конкурентоспособных рыночных цен, т. е. практически цен, произвольно установленных компаниями-концессионерами, в отличие от несколько более высоких и стабильных справочных цен , которые использовались для этой же цели странами Ближнего Востока и Венесуэлой разнообразные налоговые скидки, сильно искажавшие принцип равного раздела прибылей в пользу концессионеров, особенно так называемая скидка на истощение природных ресурсов, которая была нетипична для концессионной практики за пределами североамериканского региона. Часть прибыли (до 25%), освобожденная таким образом от налогообложения, предназначалась на расходы по восстановлению уровня разведанных нефтяных ресурсов Ливии, однако ливийское законодательство не обеспечивало выполнение иностранными фирмами этой и многих других обязанностей.  [c.56]

Однако ЭМ ЭУРП может быть действенным только при адекватной поддержке руководства нефтяных компаний и региона. В числе ее функций-совершенствование стандартов и нормативов, законодательства, контроля, экологической экспертизы и сертификации введение экологического аудита и страхования создание новых экологических оргструктур.  [c.43]

Законодательством СССР установлен 7-часовой рабочий день (смена) и 41-часовая рабочая неделя. На тяжелых и вредных участках производства продолжительность рабочего дня сокращена до 6 ч (36 ч. в неделю). В предвыходные и предпраздничные дни рабочий день сокращается на 1 ч. В нефтяной промышленности вследствие особенностей производственного процесса в бурении и добыче нефти установлен непрерывный режим работы в основных цехах и на участках, у болыпинства подсобно-вспомо-гательных служб — прерывный с 7- и 6-часовым рабочим днем.  [c.144]

Однако следует отметить, что в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах разработаны принципы экономической оценки запасов полезных ископаемых. За критерий экономической оценки нефтяных и газовых ресурсов можно принять народнохозяйственный эффект от их использования с учетом затрат на разведку, разработку, транспортирование и переработку нефти и газа. Этот эффект может измеряться разницей в приведенных затратах по каждому месторождению с аналогичными "затратами на использование ресурсов замыкающего (наихудшего в зоне) объекта данного полезного ископаемого. Вторая особенность — влияние природного фактор а в процессе обработки предмета труда. В добыче нефти основной фактор производительности (пластовое давление) — безвоз-мездный дар природы так же, как и предмет труда. Поэтому падение этого параметратобусловливает специфическую технологию добычи нефти различными способами эксплуатации (фонтанным, компрессорным, глубиннонасосным), планирование добычи нефти и себестоимости ее по способам эксплуатации, а также необходимость рационального использования пластового давления, его под-Держания и создания новых методов интенсификации добычи нефти. В связи с этим на нефтегазодобывающем предприятии создаются новые структурные единицы — например, управление по подготовке технологической жидкости для поддержания пластового давления. Образование таких единиц влияет на структуру, уровень и планирование себестоимости нефти и газа, а также на структуру капитальных вложений. При фонтанном способе энергетиче-  [c.18]

И последнее. Демонополизация мирового рынка нефти произошла не под влиянием применения антитрестонского (антимонопольного) законодательства в США или прочих странах и не в результате каких-то других государственных политических решений. Главным фактором демонополизации стал научно-технический (технологический) прогресс в нефтяном хозяйстве и других отраслях мировой экономики.  [c.54]

Невыполнение долговых обязательств и мошенничества. Невыполнение обязательств по множеству таких высокорисковых ссуд привело несколько крупных ссудо-сберегательных ассоциаций к банкротству. Особенно сильно пострадали сбережения и выданные займы в Техасе и других нефтяных штатах, по которым прокатилась стремительная волна неплатежеспособности по долговым обязательствам вслед за падением цен на нефть и общим ухудшением экономической ситуации. Остались непогашенными многие спекулятивные ссуды под строительство офисных помещений и другую недвижимость. Более того, благодаря лазейкам в банковском законодательстве некоторые руководители ссудо-сберегательных ассоциаций получили удобную возможность погреть руки на крахе своих предприятий. Как показано в табл. 13-2, в конце 80-х и начале 90-х годов обанкротилось более 1000 ссудо-сберегательных ассоциаций. И в 40% этих банкротств федеральные следственные органы обнаружили признаки преступных действий.  [c.292]

Законодательные органы обычно обладают большей властью, чем национальные нефтяные компании или министерства, которым доверяют ведение переговоров. Поэтому некоторые вопросы просто не подлежат обсуждению. Если у национальной нефтяной компании, к примеру, есть право обсуждать вопрос о разделе прибыльной нефти, то о ставках налогов никакой речи быть не может. Но все остальные вопросы, которые не закреплены национальным законодательством, должны быть согласованы в ходе переговоров. Только в тексте соглашения о разделе продукции могут быть определены такие элементы этих соглашений, как координаты рабочих участков, обяза-тодрядчика по разведке месторождений и дли-каждого этапа работ. Правительства, использу-СРП, в ходе переговоров склонны проявлять известную щедрость и  [c.70]

Развитие законодательства о недрах Российской Федерации должно осуществляться преимущественно на основе норм публичного права с поэтапным внедрением ограниченного применения гражданско-правовых договоров (таких, как соглашение о разделе продукции, концессионные договоры, договоры горной аренды, подрядные договоры на условиях риска) в условиях отдельных видов пользования недрами. При этом следует учитывать международный опыт внедрения нефтяных и горных контрактов, которые предусматривают право одностороннего прекращения государством (например, в Англии) таких контрактов в случае действий недропользователей, нарушающих публичные интересы.  [c.21]

Нефтяная компания желает увеличить собственный капитал и максимизировать свое богатство, занимаясь поиском и добычей резервов нефти и газа с минимальными затратами и максимально возможной прибылью. Чтобы достичь этих целей компании находятся в постоянном поиске крупных нефтяных месторождений, но, к сожалению, самые богатые нефте- и газоносные пласты принадлежат, как правило, странам с не очень благоприятными фискальными системами. Предприятия нефтяной отрасли мирятся с жестким законодательством, если регион обладает зна-  [c.188]

economy-ru.info