Современные способы переработки нефти. Физический способ переработки нефти


Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти)

    Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти). [c.477]

    После очистки нефти от этих веществ ее подвергают переработке. Эти методы могут быть физическими и химическими. Первичным (основным) процессом переработки является прямая перегонка, т. е. термическое разделение нефти на ее составные части — [c.55]

    Физические методы переработки нефти основаны на различии физических свойств компонентов нефти температуры кипе-ни я, кристаллизации, растворимости и т. п. Наибольшее распространение получила так называемая прямая перегонка нефти и нефтепродуктов, основанная на разнице в температурах кипения отдельных фракций. [c.163]

    Физические методы переработки заключаются в том, что из нефти или нефтепродуктов получаются индивидуальные углеводороды или чаще их смеси на основании разницы в их физических свойствах — температуре кипения, кристаллизации, растворимости и т. д. Наибольшее распространение получила основанная на разнице в температурах кипения отдельных фракций нефти, так называемая прямая перегонка нефти и нефтепродуктов. [c.461]

    К физическим методам переработки принадлежат следующие прямая перегонка нефти с целью получения моторного топлива и масел выделение из соответствующих фракций нефти парафина, церезина, вазелина экстрагирование воска из углей и торфа, канифоли — из пневого осмола. [c.27]

    Газы нефтепереработки наряду с природными и попутными газами являются ценным источником углеводородов, образуются они в качестве побочного продукта при термической и каталитической переработке нефтяного сырья. Необходимость обеспечения привела к тому, что в настоящее время кроме физических методов переработки нефти прямой перегонкой все шире внедряется ее химическая переработка с применением различных видов термического крекинга и пиролиза. При такой переработке нефти и нефтепродуктов происходят их различные химические превращения расщепление больших молекул, взаимодействие осколков этих молекул между собой и с другими молекулами, изомеризация и полимеризация части продуктов расщепления. [c.10]

    Современные методы переработки нефти подразделяются на физические, к которым относится метод разделения нефти обыкновенной перегонкой (прямая гонка), и химические, к которым принадлежат методы термической переработки нефти и нефтепродуктов, жидких и газообразных крекинг, пиролиз, деструктивная гидрогенизация, полимеризация и затем алкилирование и изомеризация. [c.64]

    Прямая перегонка нефти (физический метод переработки). Разделение нефти перегонкой на фракции (дистилляты) основано на разнице температуры кипения органических соединений, входящих в ее состав. В настоящее время перегонку производят в одноступенчатых ц двухступенчатых трубчатых установках. [c.178]

    Прямая перегонка нефти (физический метод переработки). Разделение нефти перегонкой на фракции (дистилляты) основано на разнице температуры кипения органических соединений, вхо- [c.180]

    Для получения многих распространенных веществ, применяемых в медицинской практике, таких, как вазелин, вазелиновое масло, парафин, используются различные физические методы разделения нефти (сепарация, прямая перегонка и др.). Химические методы переработки нефти (крекинг, риформинг, пиролиз и др.) используются для получения промежуточных соединений — таких, как ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы), конденсированные ароматические углеводороды (нафталин, антрацен и др.), фенол и его производные, азотистые основания (пиридин и его гомологи), которые в последующем используются для синтеза лекарств. [c.504]

    Начальной стадией переработки нефти является разделение ее перегонкой на фракции, выкипающие в определенных температурных пределах. Прямая перегонка нефти относится к физическому методу переработки нефти, так как основана на разнице в температурах кипения отдельных компонентов нефти, входящих в ее фракции. Наиболее дефицитны легкокипящие (бензиновые) фракции. Для увеличения их выхода высококипящие фракции перегонки нефти подвергают химической переработке. [c.227]

    После очистки нефти от этих веществ ее подвергают переработке. Методы переработки могут быть физическими и химическими. Первичным (основным) процессом переработки является прямая перегонка, т. е. термическое разделение нефти на ее составные части — фракции (физический метод переработки). При этом 1ЮЧТИ не происходит разложения (деструкции) углеводородов. Разделение основано на различии температур кипения отдельных нефтяных фракций, имеющих разную молекулярную массу. Обычно получают следующие фракции  [c.53]

chem21.info

Химические способы переработки нефти

Долматов Алексей 6 вариант

 практическое задание   № 5

Химические способы  переработки нефти.

Термический крекинг

В состав автомобильных бензинов входят углеводороды с 4…12 атомами  углерода, 12…25 - диз. топливо, 25…70 - масло. В соответствии с увеличением числа атомов увеличивается молекулярная масса. При крекинге происходит расщепление тяжелых молекул на более легкие и превращение их в легко кипящие углеводороды с образованием бензиновых, керосиновых и дизельных фракций.

Термический крекинг разделяют  на парофазный и жидкофазный.

Парофазный крекинг - нефть нагревают до 520…550°С при давлении 2…6 атм. В настоящее время не применяется по причине низкой производительности и большого содержания (40%) непредельных углеводородов в конечном продукте, которые легко окисляются и образуют смолы.

Жидкофазный крекинг - температура  нагрева нефти 480…500°С при давлении 20…50 атм. Увеличивается производительность, снижается количество (25…30%) непредельных углеводородов. Бензиновые фракции термического крекинга используются в качестве компонента товарных автомобильных бензинов. Однако, для топлив термического крекинга характерна низкая химическая стабильность, которую улучшают путем введения в топлива специальных антиокислительных добавок. Выход бензина 70% - из нефти, 30% - из мазута.

Каталитический крекинг

Более совершенный технологический  процесс. При каталитическом крекинге расщепление тяжелых молекул  углеводородов нефти при температуре 430…530°С при давлении близком к атмосферному в присутствии катализаторов. Катализатор направляет процесс и способствует изомерации предельных углеводородов, а также превращению из непредельных в предельные. Бензин каталитического крекинга имеет высокую детонационную стойкость и химическую стабильность. Выход бензина до 78% из нефти и качество значительно лучше, чем при термический крекинг. В качестве катализаторов применяют алюмосиликаты, содержащие окиси Si и Al, а также катализаторы, содержащие окиси меди, марганца, Со, Ni, и платиновый катализатор.

Гидрокрекинг

Это разновидность каталитического  крекинга. Процесс разложения тяжелого сырья происходит в присутствии  водорода при температуре 420…500°С и давлении 200 атм. Процесс происходит в специальном реакторе с добавлением катализаторов (окиси W, Mo, Pt). В результате гидрокрекинга получают топливо для турбореактивных двигателей.

Каталитический риформинг

Сущность каталитического риформинга заключается в ароматизации бензиновых фракций в результате каталитического преобразования нафтеновых и парафиновых углеводородов в ароматические. Кроме ароматизации молекулы парафиновых углеводородов могут подвергаться изомерации, наиболее тяжелые углеводороды могут расщепляться на более мелкие.

В качестве сырья для переработки  используются бензиновые фракции прямой перегонки нефти пары которых  при температуре 540°С и давлении 30 атм. в присутствии водорода пропускают через реакционную камеру, заполненную катализатором (двуокись молибдена и окись алюминия). В результате получают бензин с содержанием ароматических углеводородов 40…50%. При изменении технологического процесса кол-во ароматических углеводородов можно увеличить до 80%. Присутствие водорода увеличивает срок службы катализатора.

Пиролиз

Это термическое разложение углеводородов  нефти в специальных аппаратах  или газогенераторах при температуре 650°С. Применяется для получения  ароматических углеводородов и  газа. В качестве сырья можно применять  как нефть так и мазут, но наибольший выход ароматических углеводородов наблюдается при пиролизе легких фракций нефти. Выход: 50% газа, 45% смолы, 5% сажи. Из смолы получают ароматические углеводороды путем ректификации.

Определение теплоты сгорания

Теплота сгорания топлива – это то количество теплоты Q (кДж), которое выделяется при полном сгорании 1 кг жидкого или 1 м3газообразного топлива.

В зависимости от агрегатного состояния  влаги в продуктах сгорания имеет  место разделение на высшую и низшую теплоту сгорания.

Влага в продуктах сгорания жидкого  топлива образуется при горении  горючей массы водорода Н, а также  при испарении начальной влаги  топлива w. В продукты сгорания попадает также и влага воздуха, использованного для горения. Однако ее обычно не учитывают. При содержании в топливе водорода с горючей массой Нркг при горении образуется 9НРкг влаги. При этом в продуктах сгорания содержится (9НР+ WP) кг влаги. На превращение 1 кг влаги в парообразное состояние затрачивается около 2500 кДж теплоты. Теплота, затраченная на испарение влаги, не будет использована, если конденсации паров воды не произойдет. В этом случае получим низшую теплоту сгорания.

КАЛОРИМЕТРИЧЕСКАЯ БОМБА

прибор для опытного сжигания топлива с целью определения  его теплотворной способности. К. б. применяется при исследованиях  совместно с калориметром и представляет собой цилиндрический сосуд из кислотоупорной стали емкостью 300 см3 с навинчивающейся  крышкой, на к-рой расположены чашечки для сжигаемого топлива, трубка для подведения кислорода, отверстия для выхода газа и клеммы для включения электр. тока, зажигающего топливо внутри бомбы во время опыта.

Определение давления насыщенных паров нефтепродуктов (метод Рейда) и сжиженных газов (LPG метод)   Метод Рейда (ГОСТ 1756, ASTM D323, ISO 3007, IP 69) LPG метод (ГОСТ Р 50994, ASTM D1267, ISO 4256, IP 161)  По EN 228 бензин подразделяется на 10 классов. Давление насыщенных паров (ДНП) нормируется в диапазоне от 45,0 до 100,0 кПа. По ASTM D1655 — не более 21 кПа.  Испытательные цилиндры (бомбы) предназначены для определения давления насыщенных паров по Рейду жидких нефтепродуктов, сырой нефти и сжиженного нефтяного газа. Состоят из верхней и нижней камер с необходимым объемным соотношением – 4 : 1. Цилиндры с одним отверстием жидкостной камеры, применяются для бензинов и других продуктов, имеющих давление насыщенных паров по Рейду ниже 180 кПа (26 psi). Цилиндры с двумя отверстиями жидкостной камеры, применяются для жидких продуктов, имеющих давление насыщенных паров по Рейду выше 180 кПа (26 psi), и для сжиженных газов (LPG). Жидкостная камера с двумя отверстиями, включает в себя клапан и 1/4 дюймовый игольчатый клапан. Для определения давления насыщенных паров сжиженных нефтяных газов, заказывайте цилиндры с двумя отверстиями жидкостной камеры, и дополнительные предохранительные выпускные клапаны. Все цилиндры гидростатически испытаны и выдерживают давление до 6894 кПa (1000 psi). В комплект также входят изолирующие кольца.  Манометры предназначены специально для определения давления насыщенных паров по Рейду.  Беспроводная система сбора данных давления насыщенных паров представляет собой программное обеспечение, разработанное на основе системы Windows. Система осуществляет текущий контроль восьми каналов давления, отображает графическую информацию о давлении и числовые данные давления насыщенных паров в реальном времени для каждого канала. Каждый канал может работать независимо и конфигурируется для диапазонов давления 0-50, 0-200, и 0-1000 psi. Значения давления могут выводиться в psi или кПа. Программное обеспечение автоматически экспортирует результаты в Microsoft Excel для анализа данных и их хранения.  Баня для определения давления насыщенных паров на 4 цилиндра (бомбы) разработана специально для определения давления насыщенных паров жидких нефтепродуктов по Рейду и сжиженных газов (LPG). Температура бани поддерживается с точностью ±0,1°C (±0,2°F). Микропроцессорное управление обеспечивает быструю температурную стабилизацию. Баня защищена от перегрева электрической цепью, которая отключает нагреватель при достижении запрограммированной температуры. Двойной дисплей показывает фактические и запрограммированные значения температуры в форматах °C/°F. Максимальная температура — 100°C (212°F) Емкость бани — 52 литра.  Баня для определения давления насыщенных паров на 21 цилиндр (бомбу) Температурный диапазон — 100°C (212°F) Стабильность температуры — ± 0.1°C (±0.2°F) Емкость бани — 220 литров. Размеры: 122x56x91 см.  Аксессуары: Термометр. Диапазон 34—42°C Термометр. Диапазон 50—80°C Соединение для переноса образца. Состоит из медного колпачка, нагнетательной трубки и пробоотборной трубки. Используется для отбора жидкости из контейнера с пробой  Ртутный манометр. Отградуирован в см (1 мм деления) и дюймах (0.1). Для проверки манометров до 15 psi Адаптер для манометра. Соединеняет манометр для проверки ртутным манометром Изолирующие кольца. Для соединения между камерами Изолирующие кольца. Для соединения манометра и выпускного клапана Гибкий шланг из безсернистого пластика предназначен для заправки LPG цилиндров (бомб)

Физическую  стабильность топлива оценивают  и контролируют, периодически определяя  плотность, фракционный состав, давление насыщенных паров, температуру помутнения и кристаллизации и другие показатели.

Содержание  ароматических углеводородов в  топливе допускается в ограниченных количествах. Это связано с их высокой по сравнению с другими  углеводородами гигроскопичностью. К  тому же некоторые из них, например, бензол, способны выкристаллизовываться  из топлива при повышенных температурах.  

Вязкость. В том случае, если данное значение чересчур велико, процесс  сгорания топлива сопровождается излишне  высоким выделением дыма. Кроме того, происходит увеличение потребления  ДТ, поскольку его излишняя вязкость приводит к затруднению прохождения  топлива через ячейки фильтров. Одновременно с этим снижается эффективность  процесса смесеобразования. В то же время топливо с пониженным уровнем  вязкости гораздо хуже смазывает  и герметизирует зазоры плунжерных пар. И если собственника авто интересует дизельное топливо цена  которого гармонично сочетается с уровнем качества, ему обязательно необходимо выяснить показатель вязкости выбранного ДТ.

 Низкотемпературные характеристики. На основании этого показателя  выделяют 3 категории, определяющие  особенности использования топлива:

– арктическое ДТ, проходящее через фильтр даже при температуре, равно -50°C;

– зимнее ДТ, сохраняющее рабочие  свойства при морозе, максимальное значение которого равно -35°C.

– летнее ДТ, работоспособность которого возможна только до тех пор, пока температура воздуха не достигнет значения -10 °C.

Фракционный состав косвенно характеризует испаряемость дизельного топлива. Топливо с облегченным  фракционным составом легче испаряется. Но применять дизельное топливо  со слишком облегченным фракционным  составом нельзя, так как такое  топливо состояло бы из углеводородов, плохо самовоспламеняющихся, и его  вязкость могла бы оказаться недостаточной. Применение дизельного топлива с  утяжеленным фракционным составом, вследствие плохой его испаряемости, приводит к несвоевременному воспламенению  и плохому сгоранию, дымному выхлопу  и ухудшению топливной экономичности. Такое топливо затрудняет пуск холодного  двигателя, особенно при низких температурах. Метод определения фракционного состава дизельного топлива принципиально  не отличается от описанного метода определения  фракционного состава бензина. Самовоспламеняемостью называется способность дизельного топлива воспламеняться без источника зажигания. Самовоспламеняемость топлива оценивается цетановым числом, и от нее зависит протекание процесса сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы топливо самовоспламенялось и в дальнейшем энергично сгорало, вызывая интенсивное, но достаточно плавное нарастание давления. В этом случае будет иметь место так называемая мягкая работа двигателя, т. е. не будет перегрузки его деталей, будет развиваться максимальная мощность и обеспечиваться необходимая топливная экономичность. Если же топливо самовоспламеняется не своевременно, а с запаздыванием, то это приводит к жесткой работе двигателя, напоминающей работу карбюраторного двигателя с детонацией. При жесткой работе детали двигателя работают с перегрузкой, что приводит к ускоренному их износу и даже поломкам, перерасходу топлива, дымному выхлопу и снижению мощности.

Износ — изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия или инструмента вследствие разрушения (изнашивания) поверхностного слоя изделия при трении.

Износ деталей машин зависит от:

  • условий трения,
  • свойств материалов,
  • конструкции.

Износ можно рассматривать  как механический процесс, осложнённый действием физических и химических факторов, вызывающих снижение прочности микрообъёмов поверхностного слоя.

По условиям внешнего воздействия на поверхностный слой различают износ:

  • абразивный (закрепленным или незакрепленным абразивом, газоабразивный, гидроабразивный)
  • кавитационный
  • адгезионный
  • окислительный
  • тепловой
  • усталостный

Температуру воспламенения  масла определяют обычно непосредственно после определения температуры вспышки, продолжая нагревать масло с такой же скоростью ( 4 С / мин), через определенные интервалы подносят пламя спички к краю тигля до того момента, пока не загорится масло и будет гореть не менее 5 с. 

stud24.ru

Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти)

Механика Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти)

просмотров - 110

Подготовка нефти к переработке

Подготовка нефти к переработке. Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти)

Сведения по переработки нефти

Подготовка нефти заключается в удалении из сырой нефти, добытой на промыслах, растворенных газов, минœеральных солей, воды и механических примесей – песка и глины.

Удаление примесей производится на промыслах и на нефтеперерабатывающих заводах

Отделœение газов осуществляется в аппаратах, называемых трапами, в которых снижается давление и скорость движения нефти и из нее десорбируются попутные газы. Наряду с попутными газами в ряде случаев удаляются легчайшие смеси углеводородов, называемые газовым бензином. Газовый бензин отделяется от попутных газов абсорбцией его соляровым маслом или адсорбцией активированным углем.

Минœеральные соли – удаляются при обессоливании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит по сути в том, что нефть несколько раз промывается теплой водой для растворения солей. Образующиеся при промывке эмульсии отделяются от нефти при обезвоживании.

Обезвоживание может производиться длительным отставанием нефти, причем наряду с водой отделяются механические примеси. При этом вода с нефтью образует стойкие эмульсии, и полное обезвоживание нефти может быть произведено при условии разрушения эмульсий, введением в нефть при нагревании деэмульгаторов, к примеру, натриевых солей нафтеновых кислот.

Весьма эффективно электрообезвоживание нефтей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит по сути в том, что при прохождении пленки нагретой нефти между электродами, питаемыми переменным током напряжением 30 – 40 тыс. в, происходит разрушение эмульсии, водяные капельки сливаются и затем вода отделяется от нефти отстаиванием.

Физические методы переработки заключаются в том, что из нефти или нефтепродуктов получаются индивидуальные углеводороды или чаще их смеси. Процесс их получения основан на отличии их физических свойств – температуры кипения, кристаллизации, растворимости и т. д. Наибольшее распространение получила основанная на разнице в температурах кипения отдельных фракций нефти, так называемая прямая перегонка нефти и нефтепродуктов. При перегонке нефти, основанной на разнице в температурах кипения отдельных фракций нефти, получают фракции или дистиллаты, табл. 1.

Таблица 1

Дистиллат Температура отбора,°С % от веса нефти*
Бензиновый до 170 14,5
Лигроиновый 160 – 200 7,5
Керосиновый 200 – 300 18,0
Соляровое масло 300 – 350 5,0
Остаток – мазут 55,0

* Выход дан для грозненской парафинистой нефти.

Каждая из фракций может быть разогнана в более узких интервалах температур с получением различных сортов дистиллатов. Перегонка нефти производится при атмосферном давлении. Остаток после перегонки нефти – мазут в свою очередь может быть подвергнут фракционированию. Перегонка мазута во фракции (дистиллаты) нефти

Перегонка нефти и мазута в настоящее время производится на т. н. трубчатых установках, где протекают последовательно следующие процессы:

1. предварительный нагрев сырья за счет отнятия тепла (рекуперации) от продуктов перегонки в теплообменниках;

2. основной нагрев сырья в трубчатых печах;

3. отделœение, образовавшихся паров от жидкого остатка и их ректификация в ректификационных колоннах;

4. конденсация и охлаждение продуктов перегонки в холодильниках, которые одновременно могут служить в качестве подогревателœей сырья.

Жидкий бензин частично подается на орошение колонны. Мазут, который выводится из колонны 3 снизу, поступает во вторую трубчатую печь 6, нагревается до 400–420°С и попадает в колонну 7, работающую под вакуумом. Избежание расщепления углеводородов при высокой температуре производится под вакуумом; при этом получают следующие дистиллаты:

Таблица 2

Фракции (дистиллаты) мазута

Дистиллат Температура отбора,°С* % от веса нефти
Веретенный 230 – 250 10-12
Машинный 260 – 305
Легкий цилиндровый 315 – 325
Тяжелый цилиндровый 350 – 370
Остаток-гудрон 350 – 370 27 – 30

* Температура отбора при остаточном давлении 60 – 80 мм рт. ст.

Дистиллаты разгонки мазута после переработки дают смазочные масла.

Установки перегонки нефти имеются: 1) одноступенчатые, на которых при атмосферном давлении из нефти получаются фракции от бензиновой до любой высококипящей и 2) двухступенчатые, где нефть сначала разгоняется при атмосферном давлении с получением бензина, лигроина, керосина, солярового масла и мазута͵ а затем из мазута под вакуумом получаются масляные дистиллаты. Двухступенчатые установки перегонки нефти называются атмосферно-вакуумными. Принципиальная схема атмосферно-вакуумной установки изображена на.рис.1

Нефть насосом последовательно прокачивается через трубчатые теплообменники 1, где она, отнимая тепло от дистиллатов, подогревается примерно до 170–175°С и поступает в трубки первой трубчатой печи 2. В трубках нефть находится под некоторым избыточным давлением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ создается насосом. Из трубчатой печи нефть, с температурой 300–350°С, в парожидкостном состоянии, подается в нижнюю часть ректификационной колонны 3, где давление снижается, происходит испарение фракций и отделœение их от жидкого остатка – мазута. Пары фракций поднимаются вверх и ректифицируются. По высоте колонны в сконденсированном виде отбираются дистиллаты, которые дополнительно ректифицируются в отпарных колоннах (на чертеже не показаны) и охлаждаются водой в холодильниках 4. Сверху колонны отводятся пары бензина, охлаждаемые сначала в теплообменнике 1 и затем в конденсаторе 5, где они превращаются в жидкости.

В колонне 7 в нижней части происходит отделœение гудрона, образующиеся пары подвергаются ректификации под вакуумом. Гудрон и отбираемые из колонны (сверху) пары веретенного дистиллата охлаждаются в теплообменниках / поступающей на переработку нефтью. Далее гудрон, как и другие отбираемые из колонны дистиллаты, охлаждается водой в холодильниках 8, а пары веретенного дистиллата конденсируются в конденсаторе 9. Конденсат частично подается на орошение колонны. Выход бензинов при прямой гонке, зависящий от фракционного состава нефти, колеблется от 3% до 15%.

Бензины прямой гонки состоят в основном из парафиновых и нафтеновых углеводородов; исключение составляют бензины, получаемые из нефтей с высоким содержанием ароматических углеводородов. Октановое число бензинов в зависимости от их состава колеблется в пределах от 50 до 78 единиц. Добавка этиловой жидкости позволяет получать из них бензины с октановым числом до 87–95 единиц.

Широкие возможности регулирования выхода, состава и свойств получаемых продуктов дают химические методы переработки нефти и нефтепродуктов.

oplib.ru

Современные способы переработки нефти. Статьи | ЗОНДИР

Современные высокопроизводительные нефтегазоперерабатывающие  предприятия оснащены сложными по конструкции аппаратами и машинами, способными функционировать в условиях низких температур, глубокого вакуума и высоких давлений в агрессивных средах. Промышленная переработка нефти на современных НПЗ осуществляется посредством сложной многоступенчатой физической и химической переработки на отдельных или комбинированных технологических установках, предназначенных для получения большого ассортимента нефтепродуктов.

Технологические процессы НПЗ подразделяются на физические (первичные) и химические (вторичные). Физическими процессами достигается деление нефти на составляющие компоненты (топливные и масляные фракции) или удаление из фракций или остатков нефти нежелательных групповых хим. компонентов. В химических процессах переработка нефтяного сырья осуществляется путем химических превращений с получением новых продуктов.

Хим. процессы на современных НПЗ делятся:

1) по способу активации химических реакций - на термические и каталитические

2) по типу протекающих в них химических превращений - на деструктивные, гидрогенизационные и окислительные.

Главным процессом переработки нефти (после ЭЛОУ) является атмосферная перегонка, на которой отбираются топливные фракции (бензиновые, осветительного керосина, реактивного и дизельного топлив) и мазут, используемый либо как компонент котельного топлива, либо как сырье для последующей глубокой переработки.

Вклад в разработку теоретических основ, совершенствование и техническое перевооружение технологий процессов и аппаратов, создание и внедрение высокоинтенсивных ресурсо- и энергосберегающих технологий, активных и селективных катализаторов, в решение проблем углубления переработки нефти и оптимизации качества нефтепродуктов внесли ученые Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Увеличение объема производства нефтепродуктов, расширение их ассортимента и улучшение качества—основные задачи, поставленные перед нефтеперерабатывающей промышленностью в настоящее время. Решение этих задач в условиях, когда непрерывно возрастает доля переработки сернистых и высокосернистых, а за последние годы и высокопарафинистых нефтей, потребовало изменения технологии переработки нефти. Большое значение приобрели вторичные и, особенно, каталитические процессы.

Производство топлив, отвечающих современным требованиям, невозможно без применения таких процессов, как каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидроочистка, алкилирование и изомеризация, а в некоторых случаях—гидрокрекинг. Риформинг при более низких давлениях в системе и в сочетании с экстрактивной перегонкой или экстракцией растворителями позволяет получать ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы и высшие), используемые в нефтехимической промышленности.

Гидроочистка нефтяных дистиллятов является одним из наиболее распространенных процессов, особенно при переработке сернистых и высокосернистых нефтей. Основной целью гидроочистки нефтяных дистиллятов является уменьшение содержания в них сернистых, азотистых и металлоорганических соединений. При гидроочистке происходит разложение органических веществ, содержащих серу и азот. Они реагируют с водородом, циркулирующим в системе, с образованием сероводорода и аммиака, которые удаляют из системы.

Изомеризация — процесс превращения низкооктановых парафиновых углеводородов, преимущественно фракций С5 и С6 или их смесей, в соответствующие изопарафиновые фракции с более высоким октановым числом. Полимеризация—процесс превращения пропилена и бутиленов в жидкие олигомерные продукты, используемые в качестве компонентов автомобильных бензинов или сырья для нефтехимических процессов. В зависимости от сырья, катализатора и технологического режима количество продукта может  изменяться в широких пределах.

zondir.ru