Вопрос 13 Фонтанный способ добычи нефти. Фонтанный способ добычи нефти


Способы скважинной добычи нефти, условия их применения. Фонтанный способ добычи нефти

Эксплуатация нефтяных скважин ведется фонтанным, газлифтным или насосным способом.

Подъем жидкости и газа от забоя скважины на поверхность составляет основное содержание процесса эксплуатации скважин. Этот процесс может происходить как за счет природной энергии Wп, так и за счет вводимой в скважину энергии с поверхности Wи.

Газожидкостная смесь, выходя из ствола скважин через специальное устьевое оборудование, направляется в сепараторы (отделители жидкости от газа) и замерные приспособления, затем поступает в промысловые трубопроводы. Для обеспечения движения смеси в промысловых трубопроводах на устье скважин поддерживается то или иное давление.

На основании изложенного можно составить следующий энергетический баланс:

W1 + W2 + W3 = Wп + Wи,

где W1 – энергия на подъем жидкости и газа с забоя до устья скважины; W2 – энергия, расходуемая газожидкостной смесью при движении через устьевое оборудование; W3 – энергия, уносимая струей жидкости и газа за предел устья скважины; если Wи = 0, то эксплуатация называется фонтанной; при Wи ≠ 0 эксплуатация называется механизированной добычей нефти.

Передача энергии Wи осуществляется сжатым газом или воздухом, либо насосами, способ эксплуатации называется газлифтный или насосный.

Фонтанирование только от гидростатического давления пласта (Рпл) редко в практике эксплуатации нефтяных месторождений;

условие фонтанирования:

Рпл > r·g·h.

В большинстве случаев вместе с нефтью в пласте находится газ, и он играет главную роль в фонтанировании скважин. Это справедливо даже для месторождений с явно выраженным водонапорным режимом. Для водонапорного режима характерно содержание в нефти газа, находящегося в растворенном состоянии и не выделяющегося из нефти в пределах пласта.

Пластовый газ делает двойную работу: в пласте выталкивает нефть, а в трубах поднимает.

При одном и том же количестве газа не в каждой скважине можно получить фонтанирование. Смесь нефти и газа, движущаяся в скважине, представляет собой чередование прослоев нефти с прослоями газа: чем больше диаметр подъемных труб, тем больше надо газа для подъема нефти.

После спуска в такие скважины лифтовых труб малого диаметра удается достигнуть фонтанирования. Поэтому с целью рационального использования энергии расширяющего газа все скважины, где ожидается фонтанирование, перед освоением оборудуют лифтовыми трубами условным диаметром от 60 до 114 мм, по которым происходит движение жидкости и газа в скважине.

Диаметр подъемных труб подбирают опытным путем в зависимости от ожидаемого дебита, пластового давления, глубины скважины и условий эксплуатации. Трубы опускают до фильтра эксплуатационной колонны.

При фонтанировании скважины через колонну труб малого диаметра газовый фактор уменьшается, в результате чего увеличивается продолжительность фонтанирования. Нередко скважины, которые фонтанировали по трубам диаметром 114, 89, 73 мм, переходили на периодические выбросы нефти и останавливались. В этих случаях период фонтанирования скважины удавалось продлить путем замены фонтанных труб меньшего диаметра: 60, 48, 42, 33 мм. Это один из способов продления фонтанирования малодебитных скважин.

Похожие статьи:

poznayka.org

Фонтанный способ - добыча - нефть

Фонтанный способ - добыча - нефть

Cтраница 1

Фонтанный способ добычи нефти и газа - самый дешевый и в то же время наиболее ответственный.  [1]

Фонтанный способ добычи нефти практически при любом воздействии на продуктивный пласт рано или поздно прекращается, и наступает продолжительный период механизированной ее добычи. Выбором более экономичного и менее трудоемкого способа механизированной добычи заняты промысловики, проектные и конструкторские институты.  [2]

Фонтанный способ добычи нефти является наиболее экономичным. Однако его реализация существенно зависит от продуктивности пласта и свойств пластовой нефти, таких как плотность, вязкость, давление насыщения нефтяным газом, газосодержание и др. Газожидкостная смесь, пройдя через специальное устьевое оборудование, попадает в замерные устройства, промысловые трубопроводы, сепарационные установки и промысловые сооружения по сбору и подготовке нефти, газа и воды.  [3]

Фонтанный способ добычи нефти - наиболее дешевый и наименее трудоемкий по сравнению с другими.  [4]

Фонтанный способ добычи нефти - наиболее эффективный и менее трудоемкий по сравнению с другими.  [6]

Фонтанный способ добычи нефти преоб Золее экономичным, не эксплуатации скважин, он является наивны.  [7]

При фонтанном способе добычи нефти жидкость из скважины поднимается на поверхность вследствие действия пластовой энергии. Скважина представляет собой металлическую колонну труб, укрепленных в земле цементированием и перфорированных на глубине залегания нефтяного пласта. Внутрь колонны до уровня перфорации опускают лифтовые ( подъемные) трубы.  [8]

При фонтанном способе добычи нефти режим работы о ваккны изменяют путем замены диаметра устьевого штуцера, т.е. противодавления на устье свважины. Забойное давление измеряется с помощью глубинного манометра, опускаемого на забой.  [9]

С появлением наиболее технологичного и эффективного фонтанного способа добычи нефти возникла необходимость оснащения скважин специальным оборудованием устья - фонтанной арматурой, предохранительными устройствами и системами, предотвращающими открытое фонтанирование. Одновременно была поставлена задача создания методов ремонта скважин, исключающих возможность открытого фонтанирования во время спуска - подъема труб и замены устьевого оборудования.  [10]

Для поддерживания пластового давления и продления дешевого фонтанного способа добычи нефти, в специально для этого пробуренные скважины закачивали пресную воду под давлением.  [11]

По мнению автора, задачи повышения эффективности фонтанного способа добычи нефти из пласта Д-V прежде всего требуют тщательного изучения условий и причин прекращения фонтанирования скважин.  [12]

При искусственном поддержании пластовых давлений крайне производительным и дешевым является фонтанный способ добычи нефти.  [13]

Обобщая полученные данные, можно утверждать, что в потоках продукции нефтяных скважин при фонтанном способе добычи нефти присутствуют все три структуры потока, сменяя друг друга во времени. В зависимости от перечисленных выше факторов преобладает та или другая структура потока.  [14]

Применение УЭЦН позволяет вводить нефтяные скважины в эксплуатацию как непосредственно после бурения, так и при переводе с фонтанного способа добычи нефти на механизированный.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Вопрос 13 Фонтанный способ добычи нефти. — КиберПедия

Фонтанная эксплуатация скважин является одним из наиболее эффективных способов добычи нефти, особенно на новых площадях. Поскольку он не требует дополнительных затрат энергии на подъем жидкости, а при его применении используют исключительно энергетические ресурсы пласта, фонтанный способ добычи нефти, кроме того, является наиболее дешевым. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами эксплуатации скважин, таких как:

простота оборудования скважины;

отсутствие подачи энергии в скважину с поверхности;

возможность регулирования режима работы скважины в широких пределах;

удобства выполнения исследований скважин и пласта с применением практически всех современных методов;

возможность дистанционного управления скважиной;

значительная продолжительность межремонтного периода работы (МРП) скважины и др.

Конструкция

При достижении определенной степени обводненности продукции скважин, снижения пластового давления и уменьшения количества газа, поступающего из пласта, пластовая энергия не обеспечивает процесс фонтанирования скважины на заданных режимах. Фонтанирование скважины прекращается. Для подъема жидкости необходимо подавать с дневной поверхности определенное количество энергии.

 

ОТВЕТ НА ВОПРОС №28

В настоящее время к основным видам транспорта нефти и нефтепродуктов относятся трубопроводный, водный, железнодорожный и автомобильный. Самым экономичным видом транспорта является трубопроводный. К преимуществам этого вида транспорта нефти и нефтепродуктов относятся:

- низкая стоимость перевозок;

- возможность строительства трубопроводов в любом месте и направлении и на требуемые расстояния;

- простота обслуживания;

- бесперебойность работы и гарантированное обеспечение потребителей, независимо от погодных условий, времени года и суток.

- высокая степень автоматизации;

- снижение потерь нефти и нефтепродуктов при их транспортировании и т.д.

Железнодорожный транспорт. Перевозка нефти и нефтепродуктов осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах. Преимущества железнодорожного транспорта:

- этот вид транспорта универсален, он может перевозить все виды нефти и нефтепродукты в любых объёмах;

- по железным дорогам обеспечивается равномерная доставка нефти и нефтепродуктов в любое время года с высокой скоростью;

- железнодорожный транспорт имеет разветвленную сеть в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах, что позволяет доставлять нефть и нефтепродукты в большинство объектов потребления.

Недостатки:

-высокие капитальные вложения при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий;

-сравнительно высокие эксплуатационные затраты;

-значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и погрузочно-разгрузочных работах;

-необходимость создания специальных сливо-наливных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цистерн.

Распространенным способом транспорта нефти и нефтепродуктов является водный транспорт. Перевозка нефти и нефтепродуктов осуществляется сухогрузными и нефтеналивными судами. Сухогрузами перевозятся нефть и нефтепродукты в небольших металлических емкостях (бочках и др.) непосредственно на палубе. Основная масса нефти и нефтепродуктов перевозится в трюмах, а также в танках (емкостях), располагаемых на палубе. Нефтеналивные суда бывают следующие: танкеры морские и речные; баржи морские (лихтеры) и речные.

Танкер – это самоходное судно, корпус которого разделен на отсеки системой продольных и поперечных переборок. Морские баржи (лихтеры) используются для перевозки нефти и нефтепродуктов в тех случаях, когда танкеры не могут подойти непосредственно к причалам для выгрузки или погрузки.

Преимущества водного транспорта:

-сравнительно низкая стоимость перевозок;

-практически неограниченная пропускная способность водных путей;

-возможность доставки нефтепродуктов и нефти в отдаленные районы страны, где нет железных дорог;

Недостатки:

-небольшая скорость водного транспорта;

-сезонность перевозок по речным путям;

-порожние рейсы судов в обратном направлении.

Автомобильный транспорт час то и наиболее эффективно используется в районах, в которые невозможно доставить нефть и нефтепродукты железнодорожным или водным транспортом. Автомобильные перевозки осуществляются в бочках, емкостях, а чаще всего в автомобильных цистернах.

Достоинства автомобильного транспорта:

-быстрота доставки;

-возможность доставки нефти и нефтепродуктов в места, значительно удаленные от водных путей и железной дороги;

-большая маневренность.

Недостатки:

-сравнительно высокая стоимость перевозок;

-значительный расход топлива на собственные нужды;

-ограниченная вместимость автоцистерн и т.д.

Газ транспортируется с помощью магистральных газопроводов.

С проблемой транспорта нефти и газа связана и проблема их хранения. До сих пор основным видом хранилищ нефти и нефтепродуктов являются искусственные резервуары, находящиеся непосредственно на земле или даже опущенные ниже ее уровня. Емкость их бывает различной: от десятков тонн до десятков тысяч тонн. Обычно недалеко от крупных нефтепромыслов и в крупных морских портах сооружаются резервуарные парки. Резервуарные парки различаются по своей емкости — в одном парке таких хранилищ может быть 10—15, в другом несколько десятков

Основной недостаток наземных хранилищ — это большая испаряемость (потери), а также опасность пожара, поэтому, как правило, их строят на значительном удалении oт прочих объектов.

Газ хранится в наземных резервуарах.

Подъезжая к крупным городам — Москве, Киеву можно видеть огромные площади, занятые батареями серебристых баллонов, расположенных штабелями. Это и есть газосборные и распределительные парки. Дело в том, что в городах потребность в газе сезонная, она резко увеличивается осенью и зимой (отопительный сезон) и уменьшается летом. Все эти парки и служат своего рода распределительным механизмом, регулирующим подачу топлива потребителю.

 

Вопрос

Геология нефти и газа

Геология нефти и газа (геология углеводородов, нефтегазовая геология) — прикладной раздел геологии, изучающий образования и скопления углеводородов в недрах земли, с целью научно обоснованного прогноза нахождения залежей нефти и газа, выбора рационального комплекса методов их поиска, разведки, подсчета запасов и оптимального режима разработки.

 

Задачи геологии нефти и газа: изучение вещественного состава углеводородов и вмещающих их пород (геохимия нефти и газа), сопутствующих им вод, форм залегания в недрах земли, условий формирования и разрушения, закономерностей пространственно-временного размещения залежей и месторождений нефти и газа, их генезиса.

 

Главным объектом изучения геологии нефти и газа являются образования и скопления углеводородов. На минеральном уровне это пузырьки углеводородных газов, капли жидких и включения твердых углеводородов в кристаллах, а также пленки вокруг минеральных и полиминеральных зерен. На породном уровне — рассеяные углеводороды и концентрированные скопления в отдельных пластах. На надпородном уровне — это залежи и месторождения, а на литосферном — нефтегазоносные зоны и бассейны, нефтегазоносные пояса и узлы нефтегазонакопления.

 

Геология нефти и газа начала становление как наука в первое двадцатилетие XX века в связи с появлением и распространением двигателя внутреннего сгорания и на начальном этапе накапливала и обобщала опыт поисковых работ.

 

Вопрос

Гидродинамическое несовершенство скважины проявляется в том, что в призабойной зоне пласта с конечной мощностью отсутствует радиальность потока по причине, обусловленной конструкцией забоя или фильтра.

 

Различают два вида несовершенства скважин - несовершенство по степени вскрытия и несовершенство по характеру вскрытия.

 

Несовершенная скважина по степени вскрытия - это скважина с открытым забоем, вскрывшая пласт не на всю мощность, а частично (рис.4.18а).

 

Скважина, хотя и доведённая до подошвы пласта, но сообщающаяся с пластом только через отверстия в колонне труб, в цементном кольце или в специальном фильтре, называется несовершенной по характеру вскрытия пласта (рис. 4.18b).

 

На практике чаще всего встречаются скважины несовершенны как по степени, так и по характеру вскрытия пласта.

 

Дебит G несовершенной скважины чаще всего меньше дебита Gс совершенной, действующей в тех же условиях, что и данная несовершенная скважина. В некоторых случаях (при торпедной или кумулятивной перфорации, когда глубина прострела достаточно велика) может наблюдаться обратная картина. Отношение данных дебитов d характеризует степень несовершенства скважины и называется коэффициентом несовершенства

 

Коэффициент несовершенства зависит от :

 

от относительного вскрытия пласта

от числа отверстий, приходящихся на 1м колонны, размеров и формы отверстий;

от глубины прострела.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО :

При расчете несовершенных скважин нередко используют понятие приведенного радиуса несовершенной скважины

Это - радиус такой совершенной скважины, дебит которой равняется дебиту данной несовершенной скважины при тех же условиях эксплуатации. Таким образом, вначале находятся приведённые радиусы rпр и дальнейший расчет несовершенных скважин ведется, как для совершенных скважин радиуса rпр.

 

Итак, дебит несовершенной скважины можно определить, если известен коэффициент несовершенства d или приведённый радиус rпр , а также известна соответствующая формула дебита совершенной скважины. Влияние несовершенства скважины на приток при существовании закона фильтрации Дарси можно учесть величиной коэффициента С, основываясь на электрической аналогии.

 

cyberpedia.su