Практическая работа по теме "Оценка ресурсообеспеченности стран мира". Формула ресурсообеспеченности нефтью


Практическая работа по теме "Оценка ресурсообеспеченности стран мира"

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:

  • обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;

  • развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.

  • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

  • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.

  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.

  • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007

  • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

Россия

20

350

Ирак

15,1

130

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

Бразилия

488

Австралия

160

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

8,6

7,3

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

7,3

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

71

107

США

25,4

58

Бразилия

49,3

162

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

50

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

81,36

Россия

20

350

57,14

Ирак

15,1

130

116,15

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = hello_html_m62d35c06.gif.

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления.

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран ( по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = hello_html_1651cae5.gif. Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

6.2

Бразилия

488

186,1

2,7

Австралия

160

20,3

7,8

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

infourok.ru

запасы нефти в Саудовской Аравии оцениваются в 35,5 млрд т

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран или регионов мира (по выбору).

По оценкам ученых, обеспеченность всего мира отдельными ви­дами ресурсов составляет от нескольких десятков до нескольких сотен лет.

Ресурсообеспеченность отдельной территории может быть недо­статочной, достаточной или высокой.

Оценка ресурсообеспеченности дается путем сравнения со сред­немировыми показателями.

Например: запасы нефти в Саудовской Аравии оцениваются в 35,5 млрд т. Таким образом, при ежегодной добыче в 402 млн т ресурсообеспеченность страны нефтью составляет приблизи­тельно 90 лет, что в два раза выше среднемирового показателя: (136 млрд т/3,1 млрд т) = 44 года. Следовательно, уровень обеспе­ченности Саудовской Аравии нефтью высокий.

Поскольку, с одной стороны, могут возрасти объемы ежегодной добычи полезных ископаемых или использование природных ре­сурсов, а с другой — могут быть открыты новые месторождения ископаемых или восстановлены запасы природных ресурсов, пока­затель ресурсообеспеченности — величина приблизительная.

Рассчитать ресурсообеспеченность можно двумя способами:

1. Используя данные, приведенные в табл. 1 (стр. 57), рассчи­тайте первым из предложенных способов ресурсообеспеченность двух стран отдельными видами минеральных ресурсов (полезных иско­паемых). Полученные результаты занесите в табл. 1 (по образцу). Работа выполняется по вариантам, в каждом из которых сравниваются две стра­ны разных регионов мира.

Используя карты атласа и дополнительную литературу, укажите в последней колонке табл. 1, какими еще полезными ископаемыми богаты сравниваемые страны (по образцу).

2. Постройте столбчатые диаграммы ресурсообеспеченности срав­ниваемых стран нефтью, газом, углем и железной рудой. Опреде­лите уровень ресурсообеспеченности (высокий, достаточный, недо­статочный) и отразите его на диаграммах соответствующей штриховкой.

  1. Назовите регионы мира, имеющие: самый высокий, самый низкий уровни ресурсообеспеченности нефтью.
  2. Из предложенного перечня выберите главные факторы, опре­деляющие уровень ресурсообеспеченности стран полезными иско­паемыми:
а) состав горных пород;

б) размеры территории страны;

в) объем запасов;

г) ежегодная добыча;

д) уровень развития экономики.

5. Используя данные табл. 2, рассчитайте вторым из предложен­ных способов обеспеченность двух стран земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Полученные результаты отра­зите в табл. 2 (по образцу).

  1. Обеспеченность земельными ресурсами зависит от площади страны, а обеспеченность сельскохозяйственными угодьями зави­сит еще и от других факторов. Назовите факторы, влияющие на обеспеченность сельскохозяйственными угодьями сравниваемых стран (климат, рельеф, уровень развития сельского хозяйства и т. д.). 7. Используя данные табл. 3, сравните обеспеченность сравнива­емых стран водными и земельными ресурсами:

Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена:

а) водными ресурсами,

б) лесными ресурсами?

8. Обведите на контурной карте границы сравниваемых стран и перечислите объекты, привлекающие туристов в одну из них (по выбору). Ответьте на вопрос: существует ли связь между количе­ством иностранных туристов и имеющимися в стране рекреацион­ными ресурсами?

Вывод.

Укажите, какая из сравниваемых стран лучше обеспечена при­родными ресурсами. Обоснуйте свою точку зрения.

birmaga.ru

Развитие нефтяной промышленности России. Расчет ресурсообеспеченности страны нефтью

Кроме того, у нефтяной промышленности существуют экологические проблемы. Отсутствует современное оборудование для добычи трудноизвлекаемой нефти.

Список использованной литературы.

  1. Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Нефтяная промышленность России

  2. http://biofile.ru/geo/4851.html Нефтяная промышленность России

  3. promtu.ru Способы добычи нефти

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефть

  5. Как рассчитать ресурсообеспеченность fb.ru

  6. https://yandex.ru/ Картинки

Приложение 1.

hello_html_501c723e.png

Рис.1 Фонтанный способ добычи нефти, относится к самым дешевым в России.

hello_html_26c17bc4.jpg

Рис. 2 Нефтепереработка.

Приложение 2.

hello_html_616a4bc0.jpg

Рис.3 Нефтяные базы России

hello_html_m9c98ba3.jpg

Карта 1. Нефтяной запас России.

Приложение 3.

hello_html_66fe2d5.jpg

Карта 2. Районы добычи нефти, млн.т

hello_html_m5695234e.jpg

Приложение 4.

Карта 3. Основные запасы нефти, в млрд.т.

hello_html_2e233508.png

Рис. 4. Добыча нефти, млн. т

hello_html_17e8a080.png

Рис. 5. Переработка нефти, млн. т

Приложение 5.

hello_html_m49752571.jpg

Карта 4. Центры переработки нефти

hello_html_cb9c923.png

Карта 5. Нефтяная отрасль России.

Приложение 6.

hello_html_m13a7e2e3.jpg

Рис.6 Добыча нефти в других странах.

Приложение 7.

hello_html_m2427a0c0.jpg

Рис.7 Прогноз по добыче нефти

hello_html_m1eb38800.png

Рис.8 Добыча нефти на шельфе России.

infourok.ru

Ресурсообеспеченность

РесурсообеспеченностьЕсли природные ресурсы - это богатство, то его можно и нужно считать, так как степень обеспеченности ресурсами во многом определяет общее направление развития экономики. Существует несколько способов расчета ресурсообеспеченности. Один из таких способов оценивает обеспеченность ресурсами на основе учета их ежегодного потребления (добычи).

Ресурсообеспеченность = Запасы / Добыча.

Единицей измерения ресурсообеспеченности в этом случае оказываются годы (число лет надежного обеспечения потребителей данным видом ресурсов). На сколько лет хватит - это исключительно важная информация, позволяющая оценивать перспективы использования тех или иных ресурсов. Очевидно, что такой способ расчета ресурсообеспеченности применим только в отношении невозобновимых ресурсов, поскольку он не учитывает их обновления. Для оценки ресурсообеспеченности возобновимыми ресурсами определяется их количество, приходящееся на одного жителя планеты, страны и т.д., по формуле:

Ресурсообеспеченность = Запасы / Население

Величина ресурсообеспеченности рассчи- тывается на данный момент времени и может изменяться по ряду причин. Развитие методов геологических исследований и проведение геолого-разведочных работ на новых территориях приводит к росту обеспеченности ресурсами. Правда, это касается главным образом запасов минерального сырья. Ситуация с другими видами ресурсов может быть совсем иной. Особенно это касается возобновимых ресурсов, запасы которых относительно малы, а потребность в них населения планеты стремительно возрастает.Размещение природных ресурсов на Земле подчиняется определенным закономерностям, причем для каждого вида своим. Поэтому территорий, полностью лишенных ресурсов, нет. Везде обязательно что-то есть. Но важность разных видов ресурсов для хозяйственной деятельности неодинакова. Например, и песок и нефть - это минеральные ресурсы. Но хорошая обеспеченность песком и хорошая обеспеченность нефтью имеют различное значение для экономики.

По ресурсообеспеченности страны делятся на несколько групп.Страны, располагающие значительными запасами разнообразных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и т.д.). К таким странам относятся Россия, США, Китай, Бразилия, Казахстан, Индия, Австралия, ЮАР, Канада. При этом Россия, США и Китай полностью обеспечены всеми важнейшими видами ресурсов. Их даже называют странами-уникумами. Фактически эти страны вполне могут существовать на собственных запасах, даже если весь остальной мир откажет им в поставке всех видов природных ресурсов. Легко заметить, что все страны этой группы больше размер страны, тем, как правило, больше и разнообразнее ее ресурсы.Страны средней ресурсообеспеченности - это самый распространенный тип стран. Ситуация с ресурсами у них средняя: что-то есть, чего-то нет. К этой группе можно отнести большинство стран мира.

Специализированные страны - страны, очень богатые каким-либо одним важным видом ресурсов. Сразу же можно вспомнить страны - экспортеры нефти, хотя возможна специализация на других видах ресурсов. Например, до недавнего времени крошечное островное государство Науру входило в тройку крупнейших производителей фосфоритов.

К этой группе относятся также страны, располагающие значительными запасами ограниченного набора ресурсов. Франция, например, имеет значительные запасы алюминиевого сырья, богата рекреационными и агроклиматическими ресурсами; Чили обладает крупными запасами медных руд и селитры.

estnauki.ru

Практическая работа

Практическая работа № 5.

Оценка  ресурсообеспеченности  стран  и  регионов  мира.

Ход работы:

Вариант 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах.

Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

( млрд. тонн )

Добыча

( млн. тонн )

Ресурсообеспеченность

( в годах )

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

3541

4700

906

     
Россия

6,7

200

71,0

304

281

107

     
Германия

0,2

111

2,9

12

249

0

     
Китай

3,9

272

40,0

160

1341

170

     
Саудовская Аравия

35,5

0

0

404

0

0

     
Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

     
США

3,0

445

25,4

402

937

58

     
Канада

0,7

50

25,3

126

73

42

     
Бразилия

0,7

12

49,3

61

29

162

     
ЮАР

0

130

9,4

0

206

33

     
Австралия

0,2

90

23,4

29

243

112

     

 

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

    Р = З/Д, где

    Р – ресурсообеспеченность (в годах),

    З – запасы,

    Д – добыча;

  2. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  3. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

 

Вариант 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

( млрд. тонн )

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

( тонн на душу населения )

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

6015

     
Россия

6,7

200

71,0

145

     
Германия

0,2

111

2,9

82

     
Китай

3,9

272

40,0

1275

     
Саудовская Аравия

35,5

0

0

20

     
Индия

0,6

29

19,3

1015

     
США

3,0

445

25,4

280

     
Канада

0,7

50

25,3

31

     
Бразилия

0,7

12

49,3

173

     
ЮАР

0

130

9,4

42

     
Австралия

0,2

90

23,4

19

     
  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

    Р = З/Н, где

    Р – ресурсообеспеченность в годах,

    З – запасы,

    Н – численность населения страны.

  2. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
  3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 3. Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира.

  1. используя карты атласа ( стр. 4 - 9 ) и текст учебника Максаковского В.П. ( стр. 26 - 37 ), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w - частичную обеспеченность и знаком О - отсутствие или острую нехватку данного ресурса.

    Обеспеченность отдельных стран некоторыми видами природных ресурсов.

Страна

Виды ресурсов

Минеральные

водные

Биологические

климатические

геотермальные

рекреационные

топливные

рудные

нерудные

лесные

рыбные

Россия

                 

Швеция

                 

Германия

                 

Испания

                 

Япония

                 

ОАЭ

                 

Таиланд

                 

Ливия

                 

ЮАР

                 

США

                 

Бразилия

                 

Австралия

                 
  1. сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.

Используются технологии uCoz

afromberg.narod.ru