Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Фракции крекинга нефти


2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Крекинг нефти и газовой фракции

Похожие главы из других работ:

Крекинг нефти и газовой фракции

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Что же происходит при термическом крекинге? Под воздействием высокой температуры длинные молекулы, например алканов С20, разлагаются на более короткие - от С2 до С18. Углеводороды С8 - С10 - это бензиновая фракция, С15 -дизельная...

Ленточный тормоз

1.1 Общие сведения

Тормозные шкивы монтируют непосредственно на барабане лебедки, что диктуется требованиями техники безопасности работ при бурении, кроме того, это уменьшает вращающиеся массы промежуточных элементов...

Металлорежущие станки

1. Общие сведения

...

Методы и приемы творческого труда

1. Общие сведения

Массовая высокоэффективная творческая деятельность невозможна без научной организации умственного труда. Именно поэтому закономерен в наше время интерес специалистов самого широкого профиля (инженеров, философов, психологов и т.д...

Методы и приемы творческого труда

1. Общие сведения

Массовая высокоэффективная творческая деятельность невозможна без научной организации умственного труда. Именно поэтому закономерен в наше время интерес специалистов самого широкого профиля (инженеров, философов, психологов и т.д...

Методы и техническое обеспечение контроля качества

1.1 Общие сведения

Для определения концентрации вещества, его плотности и количества применяются в исследованиях физико-химические методы количественного анализа. К ним относятся фотометрические методы...

Расчёт показателей надёжности

3.1 Общие сведения

В теории надежности различают два вида соединений: основное (последовательное) и резервное (параллельное). Основное соединение - такое, при котором отказ любого элемента приводит к отказу всей системы. (40) Резервное соединение - такое...

Режущий инструмент

1.1 Общие сведения

Развертывание представляет собой процесс обработки отверстий с целью получения повышенной чистоты и точности. Развертка -- это многозубый инструмент...

Режущий инструмент

2.1 Общие сведения

Круглая плашка представляет собой гайку, сопряженную с нарезаемой резьбой, превращенную в режущий инструмент путем прорезания стружечных канавок и затылования зубьев. Она служит для нарезания наружной резьбы...

Режущий инструмент

3.1 Общие сведения

Чистовые фасонные зуборезные фрезы (дисковые, пальцевые) проектируются обычно как фрезы с затылованными зубьями. У этих инструментов передний угол принимается равным нулю и передняя плоскость проходит через ось фрезы...

Технологический процесс изготовления штуцера 20-150

2.1 Общие сведения

Согласно ГОСТ 14.205-83 "Технологичность конструкции изделия есть совокупность свойств конструкции изделия, определяющих её приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве...

Технологический расчет аппаратуры для выщелачивания руды с последующим разделением пульпы в сгустителе и нагревом жидкой фазы в теплообменнике

2. Общие сведения

В зависимости от физических свойств поступающего на выщелачивание материала, процесс может быть организован агитационным или проточным (перколяционным) способами...

Технология бетонных и железобетонных изделий

1.1 Общие сведения

Заполнители занимают в бетоне 80 % объема и оказывают значительное влияние на свойства бетона. Правильный выбор заполнителей для бетона - одна из важнейших задач технологии бетона...

Технология бетонных и железобетонных изделий

2.1 Общие сведения

Бетон искусственный каменный материал, представляющий собой затвердевшую смесь вяжущего вещества, мелкого и крупного заполнителя, воды и добавок. В не затвердевшем состоянии эта смесь называется бетонной смесью...

Технология бетонных и железобетонных изделий

3.1 Общие сведения

Для изготовления тонкостенных железобетонных конструкций применяют мелкозернистых бетон, не содержащий щебня. Его еще называют цементно-песчаным бетоном. Армируя этот бетон стальными сетками...

prod.bobrodobro.ru

Курсовая работа: Каталитический крекинг нефтяных фракций

Основные представления о катализе и свойствах катализаторов. Сырье и продукты каталитического крекинга. Технологический режим и материальный баланс процесса. Установка каталитического крекинга с шариковым катализатором. Контроль и регулирование процесса. Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Курсовая работа на тему:

“Каталитический крекинг нефтяных фракций”

Выполнил: Евлаш Ю.А.

Группа: О-34.

Проверил: профессор Семёнов Г.М.

Москва 2009.

ПЛАН

1. Введение

2. Основные представления о катализе и свойствах катализаторов

2.1 Катализаторы и механизм каталитического крекинга

3. Сырьё, параметры и продукты каталитического крекинга

3.1 Сырье

3.2 Параметры процесса

3.3 Технологический режим и материальный баланс процесса

3.4 Продукты каталитического крекинга

4. Установка каталитического крекинга с шариковым катализатором

4.1 Функциональная схема

4.2 Аппаратура

4.3 Контроль и регулирование процесса

5. Эскиз основного аппарата

6. Литература

1. ВВЕДЕНИЕ

Нефть - это жидкий горючий минерал, распространенный в осадочной оболочке Земли. По составу нефть представляет собой сложную смесь углеводородов (алканов, циклоалканов, аренов) и соединений, содержащих помимо углерода и водорода гетероатомы - кислород, серу и азот.

По внешнему виду нефть - маслянистая жидкость, флуоресцирующая на свету. Цвет нефти зависит от содержания и строения содержащихся в ней смолистых веществ; известны темные (бурые, почти черные), светлые и даже бесцветные нефти. Нефть легче воды и почти нерастворима в ней. Вязкость нефти определяется ее составом, но во всех случаях она значительно выше, чем у воды.

Нефть представляет собой горючий материал, ее теплота сгорания выше, чем у твердых горючих полезных ископаемых (угля, сланца, торфа), и составляет около 42 МДж/кг. В отличие от твердых горючих ископаемых нефть содержит мало золы.

Сырая нефть впервые в значительных количествах была добыта в 1880 г. С тех пор ее добыча росла экспоненциально и сейчас в мировом масштабе ежегодно составляет 3,2 * 109 м3. Сырая нефть является смесью химических веществ, содержащей сотни компонентов. Основную массу нефти составляют углеводороды - алканы, циклоалканы, арены. Содержание в нефтях алканов (предельных углеводородов) может составлять 50 - 70%, Циклоалканы могут составлять 30 - 60% общего состава сырой нефти, большинство из них является моноциклическими. Наиболее часто можно обнаружить циклопентан и циклогексан. Непредельные углеводороды (алкены), как правило, в нефти отсутствуют. Арены (ароматические углеводороды) составляют меньшую долю от общего состава по сравнению с алканами и циклоалканами. В легкокипящих фракциях нефти преобладают простейший ароматический углеводород бензол и его производные.

В основу классификации нефтей положено преимущественное содержание какого-либо одного или нескольких классов углеводородов, причем количество основного компонента, определяющего название нефти, должно составлять не менее 50%. Так, различают нефти парафиновые, нафтеновые, парафино-нафтеновые, парафино-нафтено-ароматические, ароматические.

Помимо углеводородов в составе органической части нефти находятся смолистые и асфальтовые вещества, представляющие собой высокомолекулярные соединения углерода, водорода, серы и кислорода, сернистые соединения, нафтеновые кислоты, фенолы, азотистые соединения типа пиридина, хинолина, различные амины и др. Все эти вещества являются нежелательными примесями нефти. Для очистки от них требуется сооружение специальных установок. Сернистые соединения, вызывающие коррозию аппаратуры, наиболее вредны как при переработке нефти, так и при использовании нефтепродуктов. По содержанию серы нефти классифицируют на малосернистые, содержащие от 0,1 до 0,5% серы; сернистые - до 2,5 - 3% серы; высокосернистые - до 5% серы.

К минеральным примесям нефти относят воду, присутствующую, как правило, в двух видах - легко отделяемую от нефти при отстаивании и в виде стойких эмульсий. Вода содержит растворенные в ней минеральные соли - NaCl, CaC2.MgCl и др. Зола составляет в нефти сотые и тысячные доли процента. Кроме того, нефть содержит механические примеси - твердые частицы песка и глины.

Фракционный состав нефти определяется фракционной перегонкой, при которой нефть разделяется на фракции по температурам кипения. По плотности фракций, кипящих при одинаковой температуре, нефть классифицируют на легкую и тяжелую. Фракционный состав нефти предопределяет пути ее промышленной переработки.

В среднем обычно относительная плотность бензина составляет 0,750, керосина - 0,800, дизельного топлива - 0,85, мазута - 0,95, масел - 0,880 - 0,930. При одинаковых пределах выкипания большую плотность имеют те нефтепродукты, которые содержат больше аренов.

Плотность жидких нефтепродуктов зависит от температуры и понижается при их нагреве. Для переработки и использования нефти и нефтепродуктов большое значение имеют следующие свойства: температуры застывания, вспышки, воспламенения и самовоспламенения, взрывоопасность.

Важнейшие нефтепродукты

Из нефти в процессе переработки получают топливо (жидкое и газообразное), смазочные масла и консистентные смазки, растворители, индивидуальные углеводороды - этилен, пропилен, метан, ацитилен, бензол, толуол, ксилол и др., твердые и полутвердые смеси углеводородов (парафин, вазелин, церезин), нефтяные битумы и пеки, технический углерод (сажу), нефтяные кислоты и их производные.

Жидкое топливо, получаемое нефтепереработкой, подразделяют на моторное и котельное. Моторное топливо, в свою очередь, делят на карбюраторное, реактивное и дизельное. Карбюраторное топливо включает в себя авиационные и автомобильные бензины, а также тракторное топливо - лигроины и керосины. Топливо для авиационных реактивных двигателей представляет собой фракции керосина различного состава или их смесь с бензиновыми фракциями (авиакеросины). Дизельное топливо включает в себя газойли, соляровые фракции, применяемые в поршневых двигателях внутреннего сгорания с зажиганием от сжатия. Котельное топливо сжигается в топках тепловозов, пароходов, тепловых электростанций, в промышленных печах и подразделяется на мазут топочный, топливо МП для мартеновских печей.

К газообразному топливу относят углеводородные сжиженные топливные газы, применяемые для коммунально-бытового обслуживания. Это смеси пропана и бутана в разных соотношениях.

Смазочные масла, предназначенные для обеспечения жидкостной смазки в различных машинах и механизмах, подразделяют в зависимости от применения на индустриальные, турбинные, компрессорные, трансмиссионные, изоляционные, моторные. Специальные масла предназначены не для смазки, а для применения в качестве рабочих жидкостей в тормозных смесях, в гидравлических устройствах, в пароструйных насосах, а также в трансформаторах, конденсаторах, маслонаполненных электрокабелях в качестве электроизолирующей среды. Названия этих масел отражают область их использования, например трансформаторное, конденсаторное и т. п.

Консистентные смазки представляют собой нефтяные масла, загущенные мылами, твердыми углеводородами и другими загустителями. Все смазки делят на два класса: универсальные и специальные. Смазки отличаются большим многообразием, их насчитывается свыше ста наименований.

Индивидуальные углеводороды, получаемые в результате переработки нефти и нефтяных газов, служат сырьем для производства полимеров и продуктов органического синтеза. Из них наиболее важны предельные - метан, этан, пропан, бутан и др.; непредельные - этилен, пропилен; ароматические - бензол, толуол, ксилолы. Помимо перечисленных индивидуальных углеводородов продуктами переработки нефти являются предельные углеводороды с большой молекулярной массой (C16 и выше) - парафины, церезины, применяемые в парфюмерной промышленности и в виде загустителей для консистентных смазок.

Нефтяные битумы, получаемые из тяжелых нефтяных остатков путем их окисления, используют для дорожного строительства, для получения кровельных материалов, для приготовления асфальтовых лаков и полиграфических красок и др.

Одним из главных продуктов переработки нефти является моторное топливо, которое включает авиационные и автомобильные бензины. Важное свойство бензина, характеризующее его способность противостоять преждевременному воспламенению в камере сгорания, - детонационная стойкость. Стук в двигателе указывает обычно на то, что произошло опережающее взрывное воспламенение и энергия израсходована бесполезно.

Детонационную характеристику бензина определяют в стандартном одноцилиндровом двигателе при переменном давлении и оценивают значением октанового числа. Октановое число - условная единица измерения детонационной стойкости, численно равная процентному (по объему) содержанию изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому бензину в стандартных условиях испытания. По эмпирической шкале, введенной в 1927 г., принимают октановое число для н-гептана, котор...

www.tnu.in.ua

1. ВВЕДЕНИЕ. Каталитический крекинг нефтяных фракций

Каталитический крекинг нефтяных фракций

курсовая работа

Нефть - это жидкий горючий минерал, распространенный в осадочной оболочке Земли. По составу нефть представляет собой сложную смесь углеводородов (алканов, циклоалканов, аренов) и соединений, содержащих помимо углерода и водорода гетероатомы - кислород, серу и азот.

По внешнему виду нефть - маслянистая жидкость, флуоресцирующая на свету. Цвет нефти зависит от содержания и строения содержащихся в ней смолистых веществ; известны темные (бурые, почти черные), светлые и даже бесцветные нефти. Нефть легче воды и почти нерастворима в ней. Вязкость нефти определяется ее составом, но во всех случаях она значительно выше, чем у воды.

Нефть представляет собой горючий материал, ее теплота сгорания выше, чем у твердых горючих полезных ископаемых (угля, сланца, торфа), и составляет около 42 МДж/кг. В отличие от твердых горючих ископаемых нефть содержит мало золы.

Сырая нефть впервые в значительных количествах была добыта в 1880 г. С тех пор ее добыча росла экспоненциально и сейчас в мировом масштабе ежегодно составляет 3,2 * 109 м3. Сырая нефть является смесью химических веществ, содержащей сотни компонентов. Основную массу нефти составляют углеводороды - алканы, циклоалканы, арены. Содержание в нефтях алканов (предельных углеводородов) может составлять 50 - 70%, Циклоалканы могут составлять 30 - 60% общего состава сырой нефти, большинство из них является моноциклическими. Наиболее часто можно обнаружить циклопентан и циклогексан. Непредельные углеводороды (алкены), как правило, в нефти отсутствуют. Арены (ароматические углеводороды) составляют меньшую долю от общего состава по сравнению с алканами и циклоалканами. В легкокипящих фракциях нефти преобладают простейший ароматический углеводород бензол и его производные.

В основу классификации нефтей положено преимущественное содержание какого-либо одного или нескольких классов углеводородов, причем количество основного компонента, определяющего название нефти, должно составлять не менее 50%. Так, различают нефти парафиновые, нафтеновые, парафино-нафтеновые, парафино-нафтено-ароматические, ароматические.

Помимо углеводородов в составе органической части нефти находятся смолистые и асфальтовые вещества, представляющие собой высокомолекулярные соединения углерода, водорода, серы и кислорода, сернистые соединения, нафтеновые кислоты, фенолы, азотистые соединения типа пиридина, хинолина, различные амины и др. Все эти вещества являются нежелательными примесями нефти. Для очистки от них требуется сооружение специальных установок. Сернистые соединения, вызывающие коррозию аппаратуры, наиболее вредны как при переработке нефти, так и при использовании нефтепродуктов. По содержанию серы нефти классифицируют на малосернистые, содержащие от 0,1 до 0,5% серы; сернистые - до 2,5 - 3% серы; высокосернистые - до 5% серы.

К минеральным примесям нефти относят воду, присутствующую, как правило, в двух видах - легко отделяемую от нефти при отстаивании и в виде стойких эмульсий. Вода содержит растворенные в ней минеральные соли - NaCl, CaC2.MgCl и др. Зола составляет в нефти сотые и тысячные доли процента. Кроме того, нефть содержит механические примеси - твердые частицы песка и глины.

Фракционный состав нефти определяется фракционной перегонкой, при которой нефть разделяется на фракции по температурам кипения. По плотности фракций, кипящих при одинаковой температуре, нефть классифицируют на легкую и тяжелую. Фракционный состав нефти предопределяет пути ее промышленной переработки.

В среднем обычно относительная плотность бензина составляет 0,750, керосина - 0,800, дизельного топлива - 0,85, мазута - 0,95, масел - 0,880 - 0,930. При одинаковых пределах выкипания большую плотность имеют те нефтепродукты, которые содержат больше аренов.

Плотность жидких нефтепродуктов зависит от температуры и понижается при их нагреве. Для переработки и использования нефти и нефтепродуктов большое значение имеют следующие свойства: температуры застывания, вспышки, воспламенения и самовоспламенения, взрывоопасность.

Важнейшие нефтепродукты

Из нефти в процессе переработки получают топливо (жидкое и газообразное), смазочные масла и консистентные смазки, растворители, индивидуальные углеводороды - этилен, пропилен, метан, ацитилен, бензол, толуол, ксилол и др., твердые и полутвердые смеси углеводородов (парафин, вазелин, церезин), нефтяные битумы и пеки, технический углерод (сажу), нефтяные кислоты и их производные.

Жидкое топливо, получаемое нефтепереработкой, подразделяют на моторное и котельное. Моторное топливо, в свою очередь, делят на карбюраторное, реактивное и дизельное. Карбюраторное топливо включает в себя авиационные и автомобильные бензины, а также тракторное топливо - лигроины и керосины. Топливо для авиационных реактивных двигателей представляет собой фракции керосина различного состава или их смесь с бензиновыми фракциями (авиакеросины). Дизельное топливо включает в себя газойли, соляровые фракции, применяемые в поршневых двигателях внутреннего сгорания с зажиганием от сжатия. Котельное топливо сжигается в топках тепловозов, пароходов, тепловых электростанций, в промышленных печах и подразделяется на мазут топочный, топливо МП для мартеновских печей.

К газообразному топливу относят углеводородные сжиженные топливные газы, применяемые для коммунально-бытового обслуживания. Это смеси пропана и бутана в разных соотношениях.

Смазочные масла, предназначенные для обеспечения жидкостной смазки в различных машинах и механизмах, подразделяют в зависимости от применения на индустриальные, турбинные, компрессорные, трансмиссионные, изоляционные, моторные. Специальные масла предназначены не для смазки, а для применения в качестве рабочих жидкостей в тормозных смесях, в гидравлических устройствах, в пароструйных насосах, а также в трансформаторах, конденсаторах, маслонаполненных электрокабелях в качестве электроизолирующей среды. Названия этих масел отражают область их использования, например трансформаторное, конденсаторное и т. п.

Консистентные смазки представляют собой нефтяные масла, загущенные мылами, твердыми углеводородами и другими загустителями. Все смазки делят на два класса: универсальные и специальные. Смазки отличаются большим многообразием, их насчитывается свыше ста наименований.

Индивидуальные углеводороды, получаемые в результате переработки нефти и нефтяных газов, служат сырьем для производства полимеров и продуктов органического синтеза. Из них наиболее важны предельные - метан, этан, пропан, бутан и др.; непредельные - этилен, пропилен; ароматические - бензол, толуол, ксилолы. Помимо перечисленных индивидуальных углеводородов продуктами переработки нефти являются предельные углеводороды с большой молекулярной массой (C16 и выше) - парафины, церезины, применяемые в парфюмерной промышленности и в виде загустителей для консистентных смазок.

Нефтяные битумы, получаемые из тяжелых нефтяных остатков путем их окисления, используют для дорожного строительства, для получения кровельных материалов, для приготовления асфальтовых лаков и полиграфических красок и др.

Одним из главных продуктов переработки нефти является моторное топливо, которое включает авиационные и автомобильные бензины. Важное свойство бензина, характеризующее его способность противостоять преждевременному воспламенению в камере сгорания, - детонационная стойкость. Стук в двигателе указывает обычно на то, что произошло опережающее взрывное воспламенение и энергия израсходована бесполезно.

Детонационную характеристику бензина определяют в стандартном одноцилиндровом двигателе при переменном давлении и оценивают значением октанового числа. Октановое число - условная единица измерения детонационной стойкости, численно равная процентному (по объему) содержанию изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому бензину в стандартных условиях испытания. По эмпирической шкале, введенной в 1927 г., принимают октановое число для н-гептана, который очень легко детонирует, равным нулю, а для изооктана, обладающего высокой стойкостью к детонации, равным 100. Если, например, испытуемый бензин по детонационной стойкости оказался при испытаниях эквивалентным смеси, состоящей из 80% изооктана и 20% н-гептана, то его октановое число равно 80. Со времени введения шкалы были найдены эталоны, превосходящие по детонационной стойкости изооктан, и в настоящее время октановая шкала расширена до 120.

Определение октанового числа различных углеводородов показало, что в ряду алканов октановое число повышается по мере их разветвления и понижается с возрастанием длины углеводородной цепи. Октановое число алкенов выше, чем соответствующих алканов, и повышается по мере смещения двойной связи к центру молекул. У циклоалканов октановое число выше, чем у алканов. Наиболее высокими октановыми числами обладают ароматические углеводороды; так, например, октановое число н-пропилбензола равно 105, этилбензола - 104, толуола - 107.

Бензин, полученный в процессе прямой перегонки нефти, состоит в основном из алканов с октановым числом 50 - 80. Для повышения октанового числа осуществляют обработку, в результате которой углеводороды бензина изомеризуются с образованием более благоприятных структур, а также используют антидетонаторы - вещества, которые добавляют к бензинам в количестве не более 0,5% с целью значительного увеличения их детонационной стойкости.

В качестве антидетонатора впервые начали применять тетраэтилсвинец (ТЭС) Pb(C2H5)4, промышленный выпуск которого начался в 1923 г. Применяют также и другие алкилы свинца, например тетраметилсвинец. К новым добавкам относятся карбонилы переходных металлов. Антидетонаторы, в частности ТЭС, применяют в смеси с этилбромидом, дибромэтаном, дихлорэтаном, монохлорнафталином (этиловая жидкость). Бензины с добавлением этиловой жидкости называются этилированными. Этиловая жидкость очень ядовита, и при обращении с ней и этилированными бензинами необходимо соблюдать специальные правила предосторожности.

him.bobrodobro.ru

Крекинг нефти - это... Что такое Крекинг нефти?

Каталитический крекинг — термокаталитическая переработка нефти и её фракций с целью получения бензина. Осуществляется при 450—550°C и 50-400 кПа в присутсвии мелкодисперсного катализатора (Редкоземельные металлы,цеолиты). Термокаталитическая переработка нефтяного сырья с целью получения продуктов меньшей молекулярной массы — компонентов высокооктановых бензинов, легкого газойля, углеводородных газов С3-С4 и др. Каталитический крекинг — один из важнейших процессов, обеспечивающих глубокую переработку нефти. Внедрению каталитического крекинга в промышленность в конце 30-х гг. 20 в. (США) способствовало создание эффективного с большим сроком службы катализатора на основе алюмосиликатов (Э. Гудри, 1936 г). Основное достоинство процесса — большая эксплуатационная гибкость: возможность перерабатывать практически любые нефтяные фракции в высококачественные продукты; сравнительная легкость совмещения с другими процессами, например, с алкилированием, гидрокрекингом, гидроочисткой, адсорбционной очисткой, деасфальтизацией и т. д. Такой универсальностью объясняется весьма значительная доля каталитического крекинга в общем объеме переработки нефти.

Примерный материальный баланс процесса каталитического крекинга Степень превращения, % мас.: 65,2; Выход продуктов на сырье, % мас.: h3 - 0,046; СН4 - 0,39; C2H6 - 0,36; C2h5 - 0,40; C3H8 - 0,84; С3H6 - 2,54; бутаны - 0,70; бутены - 2,50; изобутан - 3,44; дебутанизированный бензин - 50,43; газойль (лёгкий + тяжёлый) - 34,82; кокс - 3,54; Октановое число бензина 88-91п.

Условия процесса. Реактор: давление 0,15-0,2МПа; температура 490-530С Регенератор: давление 0,2-0,3 МПа; температура 650-700С.

Назначение продуктов крекинга: сухие газы в топливо, жирные газы на производства МТБЭ и алкилата,бензин в смешение, лёгкий газойль в дизельное топливо (не более 20%) и на гидроочистку,тяжёлый газойль в топочный мазут,тепло регенерации утилизируют.

Процесс Гудри. Исследования Э.Гудри огнеупорных глин как катализаторов привели к созданию в 1936 эффективного катализатора на основе алюмосиликатов для крекинг-процесса. Среднекипящие дистилляты нефти в этом процессе нагревались и переводились в парообразное состояние; для увеличения скорости реакций расщепления, то есть крекинг-процесса, и изменения характера реакций эти пары пропускались через слой катализатора. Реакции происходили при умеренных температурах 430—480° С и атмосферном давлении в отличие от процессов термического крекинга, где используются высокие давления. Процесс Гудри был первым каталитическим крекинг-процессом, успешно реализованным в промышленных масштабах.

тири

Wikimedia Foundation. 2010.

xzsad.academic.ru

Крекинг нефти - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 5 правок.

Каталитический крекинг — термокаталитическая переработка нефтяных фракций с целью получения компонента высокооктанового бензина, легкого газойля и непредельных жирных газов.

Каталитический крекинг — один из важнейших процессов, обеспечивающих глубокую переработку нефти. Внедрению каталитического крекинга в промышленность в конце 30-х гг. 20 в. (США) способствовало создание эффективного с большим сроком службы катализатора на основе алюмосиликатов (Э. Гудри, 1936 г). Основное достоинство процесса — большая эксплуатационная гибкость: возможность перерабатывать различные нефтяные фракции с получением высокооктанового бензина и газа, богатого пропиленом, изобутаном и бутенами; сравнительная легкость совмещения с другими процессами, например, с алкилированием, гидрокрекингом, гидроочисткой, адсорбционной очисткой, деасфальтизацией и т. д. Такой универсальностью объясняется весьма значительная доля каталитического крекинга в общем объёме переработки нефти.

Сырьё[ | ]

В настоящее время сырьем каталитического крекинга служит вакуумный газойль — прямогонная фракция с пределами выкипания 350—500°С. Конец кипения определяется, в основном, содержанием металлов и коксуемостью сырья, которая не должна превышать 0,3 %. Фракция подвергается предварительной гидроочистке для удаления сернистых соединений и снижения коксуемости. Также у ряда компаний (UOP, IFP) имеется ряд разработанных процессов каталитического крекинга тяжелых фракций — например, мазута (с коксуемостью до 6-8 %). Так же в качестве сырья используют остаток гидрокрекинга, в качестве компонентов сырья возможно использование деасфальтизатов, петролатумов, фильтратов обесмасливания гачей.

Условия процесса[ | ]

Кратность циркуляции катализатора к сырью — 10:1 (для установок с лифт-реактором), Температура — 510—540 °C, Давление — 0,5-2 атм

Температура — 650—730 °C, Давление — 1-3 атм

Катализатор[ | ]

На установках прошлого поколения использовался аморфный шариковый катализатор. Представляет собой шарики 3-5 мм с площадью поверхности 200 м²/гр.

В настоящее время используется цеолитсодержащий микросферический катализатор (размер частиц 35-150 мкм). Площадь поверхности 300-400 м²/гр. Он представляет собой крекирующий цеолитный компонент, нанесенный на аморфную алюмосиликатную матрицу. Содержание цеолита не превышает 30%. В качестве цеолитного компонента используется ультрастабильный цеолит Y, иногда с добавками цеолита ZSM-5 для увеличения выхода и октанового числа бензина. Ряд компаний при приготовлении катализатора также вводят в цеолит редкоземельные металлы. В катализаторе крекинга также содержатся добавки, уменьшающие истирание катализатора, а также промоторы дожига СО, образующегося в регенераторе при выжиге кокса, до СО2.

Типы реакторов[ | ]

Различают установки по организации процесса:

  • Периодические (реакторы Гудри). Через нагретый стационарный слой катализатора пропускают сырье и после того как он закоксуется реактор ставят на регенерацию;
  • Непрерывной регенерации. Из реактора выводится закоксованный катализатор, с поверхности которого выжигается кокс в отдельном аппарате и возвращается в реактор. После регенерации катализатор сильно нагрет, чего хватает для процесса крекинга, поэтому процесс каталитического крекинга не нуждается в подводе внешнего тепла.

Установки непрерывной регенерации подразделяются:

  • Реакторы с движущимся слоем катализатора. Слой шарикового катализатора движется сверху вниз по реактору навстречу поднимающимся парам сырья. При контакте происходит крекинг, катализатор через низ отправляется на регенерацию, продукты на разделение. Регенерация протекает в отдельном аппарате с помощью воздуха; при этом выделяющееся при сгорании кокса тепло используют для генерации пара. Типовая установка - 43-102.
  • Реакторы с кипящим слоем катализатора. Микросферический катализатор витает в потоке паров сырья. По мере закоксовывания частицы катализатора тяжелеют и падают вниз. Далее катализатор выводится на регенерацию, которая проходит также в кипящем слое, а продукты идут на разделение. Типовые установки - 1-А/1М, 43-103.
  • Реакторы с лифт-реактором. Нагретое сырье в специальном узле ввода диспергируется и смешивается с восходящим потоком катализатора в специальном узле. Далее смесь катализатора и продуктов крекинга разделяется в кипящем слое сепаратора специальной конструкции. Остатки продуктов десорбируются паром в десорбере. Время контакта сырья и катализатора составляет несколько секунд. Типовая установка - Г-43-107.
  • Миллисеконд. Характерная особенность процесса - отсутствие лифт-реактора. Катализатор поступает в реактор нисходящим потоком, в катализа

encyclopaedia.bid

Термический и каталитический крекинг нефти и ее фракции

    Этим и определяются большие технико-экономические преимущества синтеза отдельных индивидуальных парафиновых углеводородов, вместо выделения их из состава нефти. Вот почему основными сырьевыми источниками индивидуальных парафиновых углеводородов являются природный газ, головные фракции сырой нефти и газы термического и каталитического крекинга нефти. [c.25]     Комбинирование первичной перегонки и вторичных процессов широко применяется в отечественной и зарубежной нефтеперерабатывающей промышленности. Рекомендуется комбинировать на одной установке следующие процессы первичной перегонки с подготовкой нефти к переработке атмосферной перегонки нефти с вакуумной перегонкой мазута атмосферно-вакуумной перегонки нефти с выщелачиванием компонентов светлых нефтепродуктов атмосферно-вакуумной перегонки и выщелачивания компонентов светлых нефтепродуктов со вторичной перегонкой широкой бензиновой фракции первичной перегонки нефти с термическим крекингом тяжелых фракций атмосферно-вакуумной перегонки с каталитическим крекингом вакуумного дистиллята и деструктивной переработкой гудрона атмосферной перегонки с процессом коксования. Возможны и другие виды комбинирования. На многих комбинированных установках предусматриваются также процессы стабилизации бензина и абсорбции жирных газов. [c.136]

    В прошлом нефть служила в основном для получения керосина, смазочных масел и котельного или печного (отопительного) топлива. С распространением двигателей внутреннего сгорания и с постоянно возрастающим спросом на бензин перед нефтяной промышленностью была поставлена задача получать из нефти больше бензина, чем его в ней первоначально содержится. Эта задача была решена при помощи крекинг-процесса. Процессы расщепления под влиянием тепла (термический крекинг) или тепла и катализатора (каталитический крекинг) позволяют получить из нефти не только больше бензина, чем было первоначально в нефти, но и бензин лучшего качества. Крекингу подвергают чаще всего высококипящие фракции, представляющие собой остаток после отгона от нефти при нормальном давлении бензина прямой перегонки, керосина и в отдельных случаях дизельного топлива. [c.17]

    По топливной схеме, предусматривающей, как показывает ее название, максимальное получение из нефти топлива, мазут может быть переработан 1) на установке термического крекинга, где из него получают также топливные продукты — автомобильный бензин, крекинг-керосин, газ и крекинг-остаток. Последний может быть переработан на установках коксования и из него можно получить добавочное количество бензина, керосино-соляро-вую фракцию (дистиллят коксования), являющуюся сырьем для каталитического крекинга, газ и кокс 2) вакуумной перегонкой с получением широкой дистиллятной фракции (350—500°) и гудрона в остатке. Широкая фракция поступает в качестве сырья на установку каталитического или термического крекинга, а следовательно, опять перерабатывается на топливо. В результате каталитического крекинга широкой фракции получают автом бильный бензин, легкий газойль, являющийся компонентом дизельного топлива, и тяжелый газойль, используемый [c.53]

    К числу важнейших задач, поставленных перед нефтеперерабатывающей промышленностью СССР, относится углубление переработки нефти с целью получения максимального выхода моторных топлив высокого качества и сырья для нефтехимического синтеза. Одним из наиболее распространенных процессов, обеспечивающих эффективное решение этих проблем, является каталитический крекинг флюид (ККФ). Это обусловливается следующими его достоинствами осуществление процесса при низком давлении и в аппаратах простой конструкции наличием значительных ресурсов сырья, начиная с керосино-газойлевой фракции и кончая гудроном высокими выходами (до 90%) ценных продуктов высокооктанового бензина, легкого газойля-компонента дизельных топлив, сжиженных газов -сырья для производства метил-третичного бутилэфира (МТБЭ) и алкилатов, тяжелого газойля - сырья для производства технического углерода, игольчатого и электродного кокса возможностью повышения мощности установок и их блокирования с другими возможностью удовлетворительного решения проблем безостаточной переработки нефти и охраны окружающей среды более высоким по сравнению с термическим крекингом качеством продуктов. В продуктах ККФ практически отсутствуют сухие газы (С1 и Сг), промежуточные продукты реакций уплотнения (например, смолы, асфальтены и карбены, образующие крекинг-остаток), меньше непредельных, больше парафиновых углеводородов изомерного строения, ароматических углеводородов и кокса, бедного водородом. Это свидетельствует о более глубоком протекании реакций распада, изомеризации и перераспределении водорода. Бензин обогащается водородом за счет ароматизации средних фракций и образования кокса, весьма бедного водородом. [c.102]

    Топливами для карбюраторных двигателей служат бензиновые и керосиновые фракции прямой перегонки нефти, а также продукты термического и каталитического крекинга — крекинг-бензины и крекинг-керосины. Для авиационных двигателей при- [c.32]

    Сравнение термического в каталитического крекингов газойлевой фракции удельного веса 0,884 нефти Мид-Континента [c.142]

    Бензины гидрокрекинга [150]. Гидрокрекинг, так же как и каталитический крекинг, предназначен для каталитической переработки тяжелых нефтяных фракций. Наиболее распространенным видом сырья является вакуумный дистиллят прямой перегонки нефти, который используется в чистом вйде или в смеси с газойлями коксования, термического и каталитического крекинга. [c.174]

    Широкое внедрение процессов термического, каталитического крекинга, а также гидрокрекинга тяжелых нефтяных фракций и остатков прямой перегонки нефти, т.е. их деструктивной, вторичной переработки, дает возможность значительно углубить переработку нефти и, следовательно, увеличить производство различных ценных нефтепродуктов, в первую очередь моторных топлив, не привлекая для этого дополнительные ресурсы нефти. В настоящее время на Киришском НПЗ создается комплекс, включающий комбинированную установку гидрокрекинга под высоким Давлением водорода, а в последующие годы и установку каталитического крекинга, что позволит в ближайшем будущем повысить глубину переработки нефти с 47 до 70% и более и вывести предприятие По этому показателю на мировой уровень. [c.5]

    Содержание парафиновых углеводородов в отдельных видах сырья достигает 50%, а в таких ароматизированных продуктах, как фурфурольные экстракты каталитических газойлей и фракции каменноугольной смолы, они практически не содержатся [2—4]. В условиях термического и каталитического крекинга парафиновые углеводороды превращаются в олефины, цикло-олефины, нафтены и ароматические углеводороды [5]. Сравнительные данные по крекингу нормальных и изопарафиновых углеводородов показывают, что последние термически менее устойчивы [6]. Поэтому парафиновые углеводороды, выделяемые из фракций термического и особенно каталитического крекинга нефти, имеют в основном нормальное строение. Молекулярный вес их обычно выше 200, и они при комнатной температуре застывают. Наличие в сырье парафиновых углеводородов обусловливает его низкую температуру затвердевания (в зимних условиях образующийся толстый парафиновый слой затрудняет слив сырья из цистерн). [c.5]

    Установки АВТ (атмосферно-вакуумные трубчатки) предназначены для первичной переработки нефти методом многократного (двух- и трехкратного) испарения. При первичной переработке нефти используются физические процессы испарения и конденсации нефтяных фракций, в то время как вторичные процессы переработки базируются в основном на деструктивных методах (термический, каталитический крекинг, гидрокрекинг, каталитический риформинг, изомеризация и др.). [c.681]

    Основное назначение этого процесса — понижение вязкости тяжелых смолистых остатков (мазутов, гудронов) от перегонки нефти и получение дополнительного количества бензина за счет термического разложения части высокомолекулярных соединений сырья. В отдельных случаях при углубленном редюсинге гудронов образуются избыточные количества керосино-газойлевых фракций, которые в смеси с прямогонными соляровыми дистиллятами перерабатываются в реакторах установок каталитического крекинга в высокооктановый бензин. [c.53]

    В состав комбинированной установки ГК-3 входят блоки атмосферной перегонки нефти и вакуумной перегонки мазута, блоки легкого термического крекинга гудрона и каталитического крекинга вакуумного газойля, а также блок газофракционирования. Основные продукты установки головная фракция стабилизации, высокооктановый компонент бензина, котельное топливо, а также компоненты бензина и дизельного топлива. [c.118]

    В настоящем издании, являющемся продолжением вышедшей в 2000 г. книги Процессы переработки нефти , ч. I, рассматриваются процессы, связанные с углублением переработки нефти термический, каталитический крекинг и гидрокрекинг нефтяного сырья. В него также включено описание процессов, связанных с адсорбционным выделением из нефтяных фракций нормальных парафиновых углеводородов и их использованием в качестве сырья для производства линейных алкилбензо-лов и алкилбензолсульфонатов (ЛАБ-ЛАБС) — основы производства современных моющих веществ. [c.3]

    Крекинг газойля. Основная область применения цеолитных катализаторов в промышленности связана с процессом каталитического крекинга дистиллятов первичной перегонки нефти, содержащих алифатические, циклоалифатические (нафтеновые), олефиновые и ароматические углеводороды. При каталитическом крекинге нефтяных фракций протекают реакции дезалкилирования ароматических соединений, крекинга парафинов и олефинов, перераспределения водорода и циклизации олефинов. С основными представлениями о механизмах реакций, которые вносят вклад в процесс крекинга нефтяного сырья на цеолитных катализаторах, мы уже познакомились в предыдущих разделах этой главы. Однако использовать эти представления для анализа превращений отдельных классов углеводородов в крекинге все-таки очень трудно, так как продукты крекинга отличаются очень сложным составом. Первые работы Планка и Росин-ского [161, 297] по крекингу газойля, выкипающего в интервале 260—400° С, показали, что замена алюмосиликатного катализатора на цеолиты типа X дает следуюгцие преимущества 1) более высокую активность, которая сохраняется даже при повышенных содержаниях остаточного кокса, 2) более высокую селективность по бензину (Сз+) и снижение выхода газа (С4-) и кокса, 3) более высокую стабильность при термических и термопаровых обработках, характерных для процесса регенерации катализатора. Эти преимущества становятся еще более заметными при использовании в качестве катализаторов кальций-аммонийной и редкоземельно-аммонийной форм цеолита X. Моску и Моне [148] исследовали влияние жесткости термических и термопаровых обработок катализаторов РЗЭ-Х и РЗЭ- на эффективность крекинга газойля, выкипающего при 272—415° С. Они пришли к выводу, что удаление наиболее сильных кислотных центров в высокотемпературных условиях благоприятно сказывается на повышении выходов бензина. Для того чтобы рассмотреть причины повышения селективности по бензину, обратимся к последовательности превращения газойля, кинетическая модель которого [схема (71)] была разработана Уикманом и Нейсом [298]. В соответствии с этой моделью при первичном крекинге (эта стадия на схеме обозначена символом происходит образование бензина и некоторого количества газа, а также кокса, тогда как при вторичном крекинге (А ,) расщеплению подвергается бензин. [c.109]

    Промышленные установки термической переработки ТНО существуют с 1912 г., когда были построены первые установки термического крекинга (ТК) для получения бензина. В США к 30-м годам мощности ТК достигли максимальных значений, затем из-за возросших требований к качеству автобензинов процесс ТК практически утратил свое значение и постепенно вытеснился каталитическими. В Европейских странах и (в СССР) развитие ТК задержалось приблизительно на 20 лет. В 60-х годах в этих странах произошло изменение целевого назначения процесса ТК - из бензинопроизводящего он превратился преимущественно в процесс термоподготовки сырья для установок коксования и производства термогазойля. Повышение спроса на котельное топливо, рост в нефтепереработке доли сернистых и высокосернистых нефтей и наметившаяся тенденция к углублению переработки нефти обусловили возрождение и ускоренное развитие процессов висбрекинга ТНО, что позволило высвободить дистиллятные фракции - разбавители гудрона и тем самым увеличить ресурсы сырья для каталитического крекинга. Висбрекинг позволяет использовать и такой альтернативный вариант, при котором проводятся гидрообессеривание глубо. овакуумного газойля с температурой конца кипения до 590 С, а утяжеленные гудроны подвергаются висбрекингу, после чего смешением остатка с гидрогенизатом представляется возможность для получения менее сернистого котельного топлива. Аналогичные тенденции в развитии термических процессов и изменения их целевого назначения произошли и в отечественной нефтепереработке. В настоящее время доля мощностей термического крекинга и висбрекинга в общем объеме переработки нефти составляет соответственно 3,6 и 0,6% (в США - 0,7 и 0,6% соответственно). Построенные в 30-х и 50-х годах установки ТК на ряде НПЗ переведены на переработку дистиллятного сырья с целью производства термогазойля, а на других - под висбрекинг. Однако из-за морального и физического износа часть установок ТК планируется вывести из эксплуатации. Предусматривается строительство новых и реконструкция ныне действующих установок ТК только в составе комплексов по производству, кокса игольчатой структуры в качестве блока термоподготовки дистиллятных видов сырья. Таким образом, мощности ТК, работающих на остаточном сырье, будут непрерывно сокращаться. Предусматривается несколько увеличить мощности висбрекинга за счет нового строительства и реконструкции ряда действующих установок ТК и АТ. [c.65]

    По схеме первого варианта. мазут высокосернистой нефти поД вергается деструктивно-вакуумной перегонке, остаток ДВП направляется на висбрекинг. Тяжелый остаток висбрекинга идет на коксование. Дистилляты термических про цессов с температурой кипения до 450°С подвергаются гидроочистке. Гидроочищенная фракция с температурой кипения выше 350° С направляется на каталитический крекинг. Бензиновые фракции от термических процессов подвергаются обессериванию и вместе с бензином гидроочистки направляются на каталитический риформинг. При переработке высокосернистой нефти ио этой схеме можно получить (% вес. от нефти)  [c.285]

    Разнообразный углеводородный состав бензиновых фракций свидетельствует о том, что процессы крекинга играют важнейшую роль в образовании легких углеводородов, и позволяет судить о типе крекинга. Р. Мартином и др. (1964 г.) была проведена экспериментальная работа по термическому и каталитическому крекингу высококипящей фракции нефти. Сравнение индивидуального состава прямогонного бензина и бензина, полученного путем каталитического и термического крекинга показало, что природной бензиновой фракции наиболее близка по составу бензиновая фракция термического крекинга. В бензине каталитического крекинга, содержалось наибольшее количество разветвленных алканов, а в бензине термического крекинга преобладали нормальные парафины. [c.167]

    Автомобильными бензинами могут быть низкокипящие фракции прямой перегонки нефтей, однако в основном ими являются продукты термического и каталитического крекинга нефтяных фракций, а также каталитического или термического риформинга лигроина. В производстве автомобильных бензинов для двигателей с высокой степенью сжатия в качестве добавок используют алки-латы. [c.10]

    Для современной нефтеперерабатывающей промышленности является характерным стремление ко все более глубокой переработке исходного нефтяного сырья с максимальным получением светлых фракций. Для достижения этой цели оказывается недостаточным использование лишь старых известных процессов, основанных на отгонке из нефти легких фракций и на термическом расщеплении — крекинге — тяжелых фракций. Необходимо использование новых, каталитических, процессов, которые помогают наиболее целесообразно использовать содержащиеся в исходном сырье ресурсы водорода и переработать это сырье с получением максимального выхода ценных продуктов. [c.459]

    Изобутилен выделяют из бутан-бутиленовой фракции газов термического нли каталитического крекинга нефти или природных газов, получают его также дегидратацией изобутилового спирта. Полиизобутилен, пригодный для загущения масел, получают полимеризацией изобутилена в растворе изобутана или [c.6]

    Сырьем для получения АПП является пропилен, выделяемый из пропан-пропиленовой фракции газов термического или каталитического крекинга нефти или пиролиза природных газов. [c.8]

    В табл. 44 приведены данные, характеризующие сырье, поступающее на установку извлечения изобутилена серной кислотой,— типичную фракцию углеводородов С4 после термического или каталитического крекинга нефти, и примерный состав получаемых продуктов—чистого изобутилена и рафината (углеводородов С , [c.284]

    Проведенное исследование группового углеводородного состава бензинов термического и двухступенчатого каталитического крекинга из Грозненской нефти [42] показало (табл. 2), что эти бензины существенно различаются по содержанию непредельных и ароматических углеводородов. Бензин термического крекинга содержит непредельных 45%, а ароматических П%, тогда как в бензине каталитического крекинга, наоборот, значительно больЩе ароматических (33%) и меньше непредельных (11%) углеводородов. В бензине каталитического крекинга особенно заметно увеличение концентрации ароматических углеводородов в более высококипящих фракциях. [c.13]

    Современные товарные автомобильные бензины, как правило, готовятся смешением компонентов, полученных путем прямой перегонки, термического крекинга и риформинга, каталитического крекинга и риформинга, коксования, гидрокрекинга, алкилирования, полимеризации, изомеризации и других процессов переработки нефти и нефтяных фракций. Одним из решающих показателей, определяющих соотношение компонентов в товарных бензинах, является их детонационная стойкость. [c.112]

    Наличие непредельных углеводородов в продуктах крекинга очень усложняет идентификацию полученных углеводородов. Только за последние пять лот, используя инфракрасную, ультрафиолетовую п масс-споктро-скопию, удалось определить углеводороды крекинг-бензинов, но крайней мере, для фракций от Сд до Сд. Коди, Маршнер и Кроннер [1 приводят данные но составу бензинов термического и каталитического крекингов, полученных из той я е само1Г нефти Мид-Континента. Даиные приведены в табл. 3, в которой содержание угленодородов выражено в объемных процентах на фракцию. [c.50]

    Перегонкой можно разделить углеводороды нефти на фракции с большим или меньшим содержанием водорода. На первом этапе развития переработки пефти ограничивались перегонкой ее [3, с. 11] с последующей очисткой светлых нефтепродуктов щелочью и кислотой. Дальнейшее развитие технологии переработки нефти шло от физического процесса перегонки к использованию более сложных химических превращений углеводородов с целью повышения выхода необходимых народному хозяйству нефтепродуктов и придания им требуемых свойств. Применение процессов крекинга [4, с. 9] (термического и каталитического крекинга, коксования) привело к перераспределению водорода сырья с образованием бодее легких жидких и газообразных углеводородов при одновременном [c.11]

    Сырье. Основным сырьем каталитического крекинга являются вакуумные дистилляты различных нефтей, содержащие (по объему) 5—10% фракций, выкипающих до 350 С, и имеющие конец кипения 500—540 °С. В ряде случаев в сырье крекинга вовлекаются более легкие прямогонные фракции, керосино-газойлевые фракции термических процессов и коксования, рафинаты процессов деасфальтизации мазутов и гудронов, полупродукты масляного производства, мазуты нефтей с невысоким содержанием металлов. На ряде специально сконструированных установок крекинга за рубежом в качестве сырья используются мазуты различных нефтей. [c.111]

    Мазуты флотские Ф5 и Ф12 предназначены для сжигания в котельных установках кораблей морского флота. Они могут использоваться в двигателях впутреннего сгорания и газовых турбинах. Мазут Ф12 представляет собой смесь продуктов переработки малосернистых нефтей 60—70% мазута прямой перегонки 10—12% газойлевых фракций (черного солярового масла) и 20—30% крекииг-остатка. Соотношение компонентов непостоянно и зависит от марки изготовляемого мазута и качества компонентов. Мазут Ф5 состоит из продуктов прямой перегонки сернистых нефтей 60—70% мазута, 30—40% газойлевых фракций. В нем допускается содержание до 22% керо-сино-газойлевых фракций термического и каталитического крекинга. Регламентируемая для сернистого мазута Ф5 вязкость (динамическая в пз) при 10 и 0° С определяется на ротационном вискозиметре М. П. Воларовпча. По согласованию с потребителем в топлпво для судовых котельных установок добавляют не менее 0,2% присадки ВНИИ НП-102 или ВНИИ НП-103. [c.212]

    Печное бьгговое топливо вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения — дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксования. Характеристика топлива в соответствии с ТУ 38. 101656—87 приведена в табл. 1.48, а основные физико-химические показатели промышленных образцов печного топлива — втабл. 1.49. По фракционному составу печное бьповое топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305—82 (до 360 °С перегоняется до 90 % вместо 96 %, вязкость печного топлива до 8,0 mmV при 20 °С против 3,0-6,0 mmV дизельного). В нем не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе — до [c.121]

    Содержание общей серы в бензиновых фракциях некоторых восточных нефтей может достигать нескольких десятых процента (табл. 1. 31). Бензины прямой перегонки значительно различаются по составу сернистых соединений. Бензины, полученные термическим и каталитическим крекингом, отличаются от бензина прямой перегонки из той же нефти значительно более высоким содержанием остаточной серы. [c.63]

    Указанные три типа конденсации в значительной мере обусловли- вают конверсию низкокипящих нефтяных фракций малого удельного веса в высококипящие остаточные тяжелые масла — смолы, пек и т. д. Такие остатки не только с трудом крекируются, но и дают при этом значительные отложения кокса и лишь немного светлых продуктов, и поэтому считается, что их невыгодно перерабатывать с помощью простых термических реакций. Кроме того, следует обратить внимание на канцерогенные свойства остатков, кипящих выше 370° С, что создает дополнительную трудность в их использовании. Диц и др. [7], исследуя различные фракции нефти, нашли (табл. 7), что выход полициклических ароматических углеродов, являющихся основными канцерогенными веществами, увеличивается при каталитическом крекинге фракции 230—500 С нефти Зап. Техаса. Таким образом, хотя свыше 90% сырья содержит менее 3 ароматических колец на молекулу, 67% продуктов крекинга содержат 4 или больше колец на молекулу. [c.109]

    Бензином называется смесь углеводородов, выкипающих в пределах от 40 до 220° С и получаемых либо непосредственно из нефти и природного газа, либо в результате термического или каталитического крекинга. На состав прямогонных и полученных легким крекингом продуктов сильно влияет природа сырья, из которого они нолучеры. Так, в составе бензиновых фракций пенсильванских, А1ичиганских и мексиканских нефтей много парафиновых углеводородов, а бензины, получаемые перегонкой нефтей Западного побережья и некоторых советских нефтей, содержат много нафтеновых в свою очередь бензиновые фракции нефтей Калифорнии и Борнео весьма ароматизированы. [c.385]

    Для нефтепродуктов характерны некоторые общие закономерности в распределении углеводородов. С увеличением температуры кипения молекулярная масса углеводородов, естественно, увеличивается, структура углеводородов усложняется. В более высококипящих фракциях содержится больше полициклических цикланов и аренов. При переходе от бензинов к реактивным и дизельным топливам количество алканов нормального строения уменьшается, а структура изоалканов становится более разнообразной. Непредельные углеводороды в прямогонных дистиллятах и остатках от перегонки нефти содержатся в весьма небольших количествах. Относительно много непредельных в бензинах, некоторых дизельных топливах и мазутах, получаемых термическим, каталитическим крекингом и другими деструктивными методами, а также компаундированием прямогонных дистиллятов с продуктами деструктивной переработки. Реактивные и прямогонные дизельные топлива и мазуты непредельных углеводородов практически не содержат. Мало непредельных и в большинстве масел. [c.71]

    Состав бензинов и других фракций каталитического крекинга определяется способностью катализаторов крекинга (алюмосиликатов) вызывать изомеризацию и диспропорционирование водорода. В результате этих процессов в каталитических крекинг-бензинах преобладают разветвленные парафины, разветвленные олефииы с открытой цепью, алкилциклопентаны, циклопентены и ароматические углеводороды. В табл. 3 и 4 ясно показано, что нормальные парафины от пентана до октана, преобладающие в термических крекинг-бензинах и бензинах прямой гонки из нефти Мид-Континента, в каталитических крекинг-бензинах имеются в относительно небольшом количестве. Из парафинов более всего преобладают разветвленные парафины с одной метильной группой в боковой цепи, такие как метилбутаны и метилпентаны. Обычно алкилциклопентаны [c.50]

    Термический крекинг и коксование мазута и гудрона. В процессе термического крекинга и коксования остатков перегонки нефти получают керосино-газойлевые фракции, которые используют как сырье для каталитического крекинга. Эти фракции перерабатывают на установке каталитического крекинга в чистом виде и в смеси с прямогонными газойлевыми фракциями. Термическая обработка сырья каталитического крекинга позволяет снизить летучесть металлоорганических соединений. Тяжелые фракции дистиллятов нагревают до высокой температуры (400—500 °С) и затем из них различными способами удаляют золообразующие компоненты. [c.59]

    Соединения азота в нефти, в отличие от соединений серы, обладают значительно большей термической устойчивостью и даже во вторичных процессах переработки нефти, как правило, не подвергаются разложению и не переходят в более легкие фракции. Поэтому в бензинах крекинга и риформинга азотистых соединений содержится так же мало, как и в бензинах прямой перегонки нефти [88]. Так, в бензине каталитического крекинга вакуумного газойля т уйма-зинской нефти — 0,02% азота, а в бензине прямой перегонки этой же нефти — 0,025%. Таким образом, в товарных автомобильных бензинах соединения азота или полностью отсутствуют или содержатся в очень малых количествах. [c.25]

    На атмосферно-вакуумных трубчатых установках производится полная перегонка нефти до гудрона или полугудрона. В зависимости от качества перерабатываемой нефти и заданного ассортимента продукции работа АВТ может протекать по диум схемам масляной или топливной. При переработке на АВТ нефтей по первой схеме на атмосферной части установки получают светлые нефтепродукты (первая ступень переработки), а на вакуумной части — масляные дистилляты (вторая ступень переработки). При переработке нефти на АВТ по топливной схеме на атмосферной части установки вырабатываются те же светлые нефтелродукты, а на вакуумной части от мазута отбирается широкая фракция, служащая сырьем для каталитического крекинга. В остатке получают либо гудрон, который направляют для переработки в нефтебитум, либо полугудрон, являющийся сырьем для термического крекинга. [c.155]

    По топливному варианту нефть перерабатывают в основном на моторные и котельные топлива. При одной и той же мощности швода по нефти топливный вариант переработки отличается наименьшим числом технологических установок и низкими капиталовложениями. Переработка нефти по топливному варианту может быть глубокой и неглубокой. При глубокой переработке нефти стремятся получить максимально возможный выход высококачественных авиационных и автомобильных бензинов, зимних и летних дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей. Выход котельного топлива в этом варианте сводится к минимуму. Таким образом, предусматривается такой набор процессов вторичной переработки, при котором из тяжелых нефтяных фракций и остатка — гудрона получают высококачественные легкие моторные топлива. Сюда относятся каталитические процессы — каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидрокрекинг и гидроочистка, а также термические процессы, например коксование. Переработка заводских газов в атом случае направлена на увеличение выхода высококачественных бензинов. При неглубокой переработке нефти предусматривается высокий выход котельного топлива. [c.151]

    Каталитический крекинг на алюмосиликатных катализаторах является одним из промышленных процессов глубокой переработки нефти, поскольку основным сырьем являются вакуумные газойли с концом кипения 500 °С и выше. Используются также деасфальти-заты мазутов и гудронов, реже — непосредственно остаточное сырье. Компонентом сырья каталитического крекинга могут быть тяжелые фракции термического крекинга, в частности газойли коксования. [c.47]

    Мазут Ф-5 пoлJ чaют из продуктов прямой перегошш сернистых нефтей (60 - 70 % мазута и 30 - 40 газойлевых фракций). Допускается содержание в нем до 22 % керосино-газойлевых фракций термического и каталитического крекинга. [c.104]

    Серия процессов, предназначенных для превращения сырой нефти и ее фракций в целевые нефтепродукты, включающая термический крекинг, каталитический крекинг, полимеризацию, алкилирование, реформинг, гидрофекинг, гидроформинг, гидрогенизацию, гидрообработку, гидрофайнинг, экстракцию растворителями, депа-рафинизацию, обезмасливание, кислотную обработку, фильтрацию с отбеливающей землей и деасфальтизацию. [c.8]

    Процесс коксования на установке с необогреваемыми камерамж наиболее целесообразно применять в тех случаях, когда тяжелые нефтяные остатки перерабатываются с целью углубления переработки нефти и повышения выхода светлых. Кокс при этом является не целевым, а побочным продуктом. Для получения же в качестве целевого продукта широкой дистиллятной фракции— сырья для термического и каталитического крекинга — установка замедленного коксования с необогреваемыми камерами выгодна отличается от других установок высокой производительностью, кодшактностью и более совершенным способом выгрузки кокса. [c.333]

chem21.info

Крекинг - фракция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Крекинг - фракция

Cтраница 1

Крекинг фракций С2 и С3 осуществляется в трубчатой печи, на выходе которой поддерживается температура порядка 760 и давление не превышает 1 атм.  [1]

Крекинг высококипяишх фракций нефти проводится, в первую очередь, для того, чтобы покрыть все более возрастающую потребность в моторном топливе. Существенное значение имеет также применение низших олефинов в качестве исходных продуктов для производства пластмасс и синтетических волокон.  [2]

Крекинг высококппяпшх фракции нефти проводится, в первую очередь, для того, чтобы покрыть все более возрастающую потребность в моторном топливе. Существенное значение имеет также применение низших олефппов в качестве исходных продуктов для производства пластмасс н синтетических волокон.  [3]

Результаты крекинга широких керосиногазойлсвых фракций различных нефтей представлены в табл. 7 - 9, из которых видно, что сортность всех бензинов, полученных из парафипистых нефтей.  [4]

При крекинге фракции 240 - 340 малгобекской нефти на черных шариках катализатора наблюдается пониженное образование кокса, а в составе бензинов - увеличенное содержание непредельных углеводородов. Это говорит о том, что реакции перераспределения водорода на катализаторе этой фракции идут в незначительной степени. Но подобный визуальный разбор не может отразить истинного положения дела, так как катализатор в условиях промышленной регенерации может быть восстановлен не полностью. Чтобы исключить этот фактор, была проведена дополнительная регенерация в лабораторной муфельной печи катализатора третьего блока в течение 24 час.  [5]

При крекинге синтиновых фракций положение складывается по-иному, так как утяжеление сырья не сопровождается существенным изменением его группового состава: как легкие, так и тяжелые фракции синтина в основном состоят из алканов с примесью алкенов, содержание которых обычно уменьшается при утяжелении сырья.  [6]

При парофазпом крекинге керосипо-газойлевых фракций получается около 60 % бензина с высоким октановым числом, от 10 до 15 % остатка и до 30 % газа. Более тяжелое сырье обычно не применяется из-за боязни чрезмерного закоксовывашга аппаратуры.  [7]

Константы скорости крекинга фракций правильно увеличиваются вместе с повышением температуры кипения. Как известно ( 200) дестил-латы из грозненской парафинистой нефти состоят в значительной мере из парафиновых углеводородов. Так, фракция 150 - 200 С содержит 57 %, фракция 200 - 250 С-59 % и фракция 250 - 300 С-61 % парафиновых углеводородов.  [8]

Обычно продолжительность крекинга керосино-дизельных фракций в промышленных условиях составляет 5 - 7 мин. Для упрощенных расчетов можно принять, что скорость крекинга удваивается при нагреве на каждые 10 С при температуре процесса около 400 С, на каждые 14 С - при 500 С и на каждые 17 С - при 600 С.  [9]

НЫЙ - процесс крекинга фракций нефти, осуществляемый при атм.  [10]

При более глубоких формах крекинга фракции, кипящие выше 220 С, состоят уже главным образом из ароматических углеводородов. Так, фракция 250 - 300 С ( см. табл. 133, опыт 3) имеет удельный вес, равный 1 011, и анилиновую точку ниже - 19 С. Строение этих углеводородов остается, однако, неизвестным.  [11]

В табл. 19 приведены результаты крекинга фракций 200 - 350 С и 350 С, полученньих от легкого каталитического крекинга мазута ромашкинской нефти.  [12]

Активность ЦСК определялась в процессе крекинга легкой квросииогазойлввой фракции апшвронских нефтей при атмосферном давлении, температуре 450 С, объемной скорости I ч - и продолжительности реакции 30 мин. С), газ и кокс, по выходу которых производится оценка активности.  [13]

Гамид-Заде, Ефимова и Бузова исследовали крекинг фракции 350 - 500 С на алюмосиликатных катализаторах с разными размерами пор. Последние варьировали путем изменения температуры обработки катализатора.  [14]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru