Через терминал "Ворота Арктики" на Ямале за год отгружено почти 4,5 млн тонн нефти. Газпром нефть арктический терминал


Путин дал старт отгрузке нефти через новый терминал "Ворота Арктики"

13:1425.05.2016

(обновлено: 14:06 25.05.2016)

6653391

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Президент России Владимир Путин по видеосвязи дал старт отгрузке первого танкера с нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал "Ворота Арктики", расположенный в акватории Обской губы у полуострова Ямал.

"Начинайте отгрузку", — сказал Путин. В церемонии на самом терминале участие приняли председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков. "Первая отгрузка нефти через терминал "Ворота Арктики" началась", — отрапортовал Миллер.

Новопортовское — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений полуострова Ямал. Извлекаемые запасы превышают 250 миллионов тонн нефти и конденсата, а также более 320 миллиардов кубометров газа. Расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры. В связи с этим в качестве оптимального решения для доставки сырья была выбрана отгрузка морем.

Мощность терминала "Ворота Арктики" составляет 8,5 миллиона тонн нефти в год. На месторождении добывается легкая нефть с низким содержанием серы. Терминал построен для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем в страны Европы.

"Ворота Арктики" рассчитаны на работу в экстремальных природно-климатических условиях. Температура в регионе опускается ниже 50 градусов, толщина льда может превышать 2 метра, а глубина моря — 11 метров. Отгрузка осуществляется с помощью выносного арктического нефтеналивного терминала башенного типа, расположенного в 3,5 километра от берега в районе Мыса Каменного.

Потребителям нефть будет доставляться через Обскую губу и далее по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. По заказу "Газпром нефти" в 2017 году будут построено два ледовых судна обеспечения.

ria.ru

Морской терминал «Ворота Арктики» - ZAVODFOTO.RU

Сегодня я бы хотел рассказать про очень уникальный объект, единственный в мире терминал для отгрузки нефти, расположенный за Полярным кругом, да ещё и в пресных водах. Речь идёт о «Воротах Арктики». Представляете, это гигантское техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в очень экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов, а толщина льда может превышать 2 метров. Сам проект является важнейшим элементом для роста грузоперевозок по Северному морскому пути, а также дальнейшему развитию и освоению арктических шельфовых месторождений.

2. А мы опять летать, в этих краях вертолёт, как маршрутка. Ещё минут 30 полёта (от Нового Порта), и мы на месте.

3. Географически село Мыс-Каменный расположено на западе Обской губы полуострова Ямал, вдоль Каменной косы. Оно было основано как база Заполярной геофизической экспедиции.

4.

5. Что касается такого названия посёлка, то существует несколько версий. Основная гласит, что в своё время просто был неправильно осуществлен перевод с ненецкого языка, и в результате вместо «Кривой мыс» («Пэй-саля») мы имеем «Мыс Каменный»(«Пэ-саля»)

6.

7.

8.

9.

Поверив в свои силы, что нефти на Новопортовском месторождении много и экономически выгодно её добывать, стали думать, как же её отсюда вывозить. Подключили ученых из Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники. Важно было придумать такой способ, чтоб все двенадцать месяцев в году танкеры были на ходу, помощь атомных ледоколов допускалось.

10.

Первоначально рассматривалось12 вариантов транспортировки нефти с Новопортовского месторождения потребителям. В прошлый раз я уже писал, когда рассказывал про само месторождение, что ближайший магистральный нефтепровод находится в 740 км от Нового Порта и тянуть трубу до него экономически не целесообразно, кроме этого, отдавать такую ценную нефть в общую солянку как-то жалко, там же она в трубе смешивается и что получится на выходе - большой вопрос. Другой вариант предусматривал строительство магистрального нефтепровода до ж/д станции Паюта протяженностью около 200 км, откуда нефть доставлялась бы потребителям железнодорожным транспортом. В этом случае новопортовская нефть пошла бы на внутренний рынок, а не в Европу, что тоже сулило меньшими доходами. Да и пропускная способность железнодорожной инфраструктуры тоже не безгранична. Поэтому и было принято решение поработать над проектами транспортировки по морю. Напомню, нефть с месторождения до побережья доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км.

11.

12.

Сейчас на берегу Обской губы построена вся необходимая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая гарантирует герметичность трубопровода.

13.

Опытную проводку реализовали в 2011 году из порта Сабетта с помощью атомного ледокола «Вайгач». Первая нефть сорта Novy Port отправилась в Европу по Северному морскому пути летом 2014 года, а в 2015-м начались и зимние отгрузки. Почему именно в Северную Европу, это объясняется тем, что, во-первых, с географической точки зрения она наиболее близка к месторождению плюс там расположены НПЗ, специализирующие на переработке лёгкой малосернистой нефти, т.е., в яблочко, Novy Port, как раз таких кровей.

14.

Для того, чтобы такой амбициозный проект полетел, было принято решение даже создать собственный флот, причём в составе, как танкеров, так и новых ледоколов арктического класса. Эти корабли должны с легкостью преодолевать льды толщиной до 1,8 м, а на борт брать около 35 тыс. тонн груза. И при этом оборудованы носовыми погрузочными устройствами для загрузки сырья с башенного терминала. Осенью 2016 года на воду был спущен 1й такой танкер - Штурман Альбанов, а всего к концу 2017 г количество танкеров нового поколения, работающих на проекте Новый порт, достигнет шести.

15.

Первоначально, до мая 2016 года, нефть грузилась на танкеры с берега с помощью временных шланголиний. Построить нефтеналивной терминал на берегу не представлялось возможным, тут мелко, да ещё и течение. Поэтому было принято решение разместить его в 3,5 км. от берега. Для поддержания заданной температуры сырья его спроектировали в виде двух утепленных трубопроводов, по которым в период между отгрузками циркулирует подогретая нефть.

16.

25 мая 2016 г при участии Владимира Путина был торжественно открыт морской нефтетерминал «Ворота Арктики». Именно с этой даты компания получила возможность осуществлять круглогодичную отгрузку нефти сорта Novy Port потребителям. Мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

17.

А теперь давайте я попугаю размерами. Общая высота СМЛОТ «Ворота Арктики» - 80 м, при этом над морем он возвышается на 61 м, а высота подводной части - 17 м. Длина поворотного ствола составляет 78 м, а длина стрелы - 67 м. Установка терминала «Ворота Арктики» производилась с помощью одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов» грузоподъемностью 5 тыс. тонн. С танкерами он контактирует благодаря двум нефтеналивным рукавам длиной по 68 метров.

18.

19. "Пробка" за Новопортовской нефтью :). Все хотят урвать себе немного такого классного черного золотишка.

20. Рядом с терминалом дежурит многофункциональное аварийно-спасательное судно Балтика.

МФАСС «Балтика» инновационного проекта Р-70202 было построено на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации в рамках контракта, заключенного 09 ноября 2011 года. Проект Р-70202 инновационного ледокола для борьбы с аварийными разливами нефти и спасательных операций был разработан финской компанией Aker Arctic Technology. Конструктивная особенность судна – асимметричный корпус, оснащенный тремя полноповоротными винторулевыми комплексами общей мощностью 7,5 МВт. Это позволяет судну идти косым ходом, прокладывая во льду канал, в 2,5 раза, превышающий ширину его корпуса, – до 50 метров при ширине корпуса в 20,5 метра. Судно способно продвигаться в ровном льду толщиной один метр, и в «косом» режиме сможет прокладывать канал шириной 50 метров. Судно предназначено для выполнения широкого спектра аварийно-спасательных операций как на чистой воде, так и в ледовых условиях, включая ликвидацию аварийных разливов нефти.

Судно «Балтика» («Baltika») IMO: 9649237, флаг Россия, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, было принято государственной комиссией 30 мая 2014 года, строительный номер 508. Владелец: Росморречфлот, Россия. Оператор: ФБУ «Госморспасслужба России». 30 декабря 2014 года ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» приняла в эксплуатацию. Стоимость строительства составила 78 млн. евро. Основные характеристики: Тоннаж 3800 тонн, дедвейт 1150 тонн. Длина 76,4 метра, ширина 20,5 метра, осадка 6,3 метра. Скорость хода 14 узлов, в ровном льду толщиной 1 метр 3 узла. Мощность трех дизельных генераторов 7,5 МВт. Экипаж 24 человека. На борту предусмотрено размещение для 12 человек специального персонала. Автономность 20 суток (для 24 человек). Ледокол оснащен специальным оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, тушения пожаров, экологического мониторинга.

21.

22.

23.

24. Сделав несколько кругов над терминалом и посёлком, мы наконец приземлились.

25. Мыс-Каменный - это закрытый поселок, попасть сюда без приглашения довольно сложно, на выходе из вертолёта нас встречают пограничники, проверяют все формальности и только после этого приглашают в гости.

26.

27. Приёмо-сдаточный пункт «Мыс Каменный» и его операторская. Отсюда проходит мониторинг за всеми процессами. А так СМЛОТ «Ворота Арктики» работает полностью автономно, в башне терминала находится аппаратная, где электроника поддерживает связь с операторной ПСП. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов.

28. А это уже Химико-аналитическая лаборатория

29.

30.

При проектировке нашего проекта был взят опыт нефтеналивного терминала проекта Сахалин-1 в поселке Де-Кастри Хабаровского края. Отличия, конечно, были, там лёд морской, а наш пресноводный и более плотный, да и климат на Мысе Каменный посуровей будет. Но учёные мужи, проведя большое количество испытаний в ледовых бассейнах Крыловского государственного научного центра и Морского института Гамбурга, всё-таки нашли необходимые решения. В итоге в основании терминала «Ворота Арктики» был заложен ледовый конус, выступающий в качестве ледолома. Кроме этого устойчивость терминала обеспечивают 12 свай длиной 85 метров и диаметром до 2,5 метров. Нефтепровод, который соединяет приемо-сдаточный пункт (ПСП) и терминал состоит из 2 труб, проложенных по дну Обской губы, общей протяженностью 7,9 км. Эти трубы утеплены от берега до границы вечной мерзлоты, диаметр трубы - 720 мм, толщина стали -18 мм. Подогретая нефть (температурой примерно 45 С) по ним постоянно циркулирует.

31.

С точки зрения безопасности процессов тут всё на очень высоком уровне, а технология «нулевого сброса» исключает попадание любых нежелательных веществ в акваторию Обской губы.

32.

33. Жаль, не удалось побывать на этом судне и всё поснимать поближе, ледовая обстановка нам в этот день не позволила, может когда-нибудь в другой раз повезёт…

34. Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «Газпром нефть» за столь увлекательное и познавательное путешествие! Продолжение следует...

Ещё из нашего большого путешествия вместе с ПАО «Газпром нефть» на Новопортовское месторождение:

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/

zavodfoto.livejournal.com

Терминал «Ворота Арктики» - Ямал

Терминал «Ворота Арктики»

 

Терминал «Ворота Арктики», расположенный в акватории Обской губы в районе села Мыс Каменный, предназначен для круглогодичной отгрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Терминал находится в пресных водах, толщина льда вокруг него в зимний период может превышать 2 метра – это потребовало применения уникальных технических решений, которые обеспечивают его надежную работу в условиях Крайнего Севера.

На берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая гарантирует герметичность трубопровода. Установка терминала «Ворота Арктики», общая высота которого превышает 80 м, производилась с помощью одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов» грузоподъемностью 5 тыс. тонн.

Терминал «Ворота Арктики» позволяет обеспечить максимальный уровень промышленной и экологической безопасности в арктических условиях:

  • арктический терминал башенного типа с дистанционным управлением (без персонала)
  • полностью автоматизированная система безопасности и защиты от разливов
  • система «нулевого сброса» (ничего не попадает в море)
  • герметичная локализация загрязненных вод  для последующего вывоза и очистки
  • новейшие ледокольные суда обеспечения, строящиеся в России
  • инновационные методы моделирования ситуации в ледовых бассейнах

С началом промышленной эксплуатации терминала «Ворота Арктики» в 2016 году «Газпромнефть - Ямал» получит возможность осуществлять круглогодичную отгрузку нефти сорта Novy Port потребителям. Максимальная мощность терминала по перевалке сырья составляет более 8,5 млн тонн в год, его технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» загрязняющих веществ в акваторию Обской губы.

www.yamal.gazprom-neft.ru

Курс на Арктику – Журнал «Сибирская нефть» — ПАО «Газпром нефть»

Логистические ограничения серьезно осложняют реализацию арктических проектов, и «Газпром нефть» последовательно создает условия для оптимизации схем транспортировки углеводородов в регионе. Компания уже построила первый ледокол по программе «Время Арктики», положив начало созданию собственного арктического флота

У «Газпром нефти» появился первый собственный ледокол — «Александр Санников». Церемония поднятия флага России на судне состоялась 29 июня в Санкт-Петербурге. Построенный на верфях Выборгского судостроительного завода по заказу компании ледокол будет сопровождать нефтеналивные танкеры в акватории Обской губы, обеспечивать их безопасную загрузку у терминала «Ворота Арктики».

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков (справа) и капитан нового ледокола Александр Киселев

Основные задачи нового судна — прокладка подходных каналов к нефтеналивному терминалу «Ворота Арктики», по которым танкеры могут беспрепятственно подходить на погрузку сырья, защита терминала и стоящих на погрузке танкеров от движущихся ледяных полей. Проводку танкеров от входа в Обскую губу до мыса Каменного, где расположен терминал, и обратно новый ледокол будет осуществлять только в случае сложной ледовой обстановки, так как танкеры серии «Штурман» имеют ледовый класс Arc 7 и могут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 1,8 метра. За пределами Обской губы танкеры с новопортовской нефтью находятся под опекой более мощных атомных ледоколов. Также в случае необходимости «Александр Санников» сможет участвовать в спасательных операциях, в тушении пожаров и ликвидации аварийных разливов нефти, доставлять небольшие партии грузов и многое другое.

До сих пор для всех этих задач использовались многофункциональные суда «Владислав Стрижов» и «Балтика». Им на смену и приходят новые ледоколы: «Александр Санников» начнет работу в Обской губе в августе, а в конце года к нему присоединится еще один ледокол того же типа, «Андрей Вилькицкий», строительство которого в настоящее время продолжается.

Александр Дюков,председатель правления «Газпром нефти»:

По нашим прогнозам, к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. Развитие собственного арктического флота позволит компании в долгосрочной перспективе удерживать лидерство в Российской Арктике. Следом за «Александром Санниковым» в высокой степени готовности уже находится наш второй высокотехнологичный ледокол — «Андрей Вилькицкий».

Рыночные реалии

Развитие собственного арктического флота, казалось бы, непрофильная задача для нефтяной компании. Однако в некоторых ситуациях оказывается выгоднее вложиться в независимость от рынка. У «Газпром нефти» большие планы в Арктике, а достаточного количества подходящих судов, доступных для фрахта, на рынке просто нет. «Мировой рынок судов с техническими характеристиками, подходящими для этого района, крайне ограничен, — рассказывает технический суперинтендант отдела эксплуатации флота „Газпромнефть-Ямала“ Михаил Борзых. — А найти судно, сертифицированное для продолжительной работы при температуре наружного воздуха в минус 50 градусов, и вовсе практически нереально». Суда, которые обслуживают терминал «Ворота Арктики» в настоящее время, справляются с задачей, однако и они создавались для несколько иных условий использования («Владислав Стрижов» — для «Приразломной», «Балтика» — для работы в Балтийском море). Особенность этой части Карского моря — суровый климат, сложная ледовая обстановка (акватория в течение 250 дней в году покрыта льдом) в сочетании с мелководьем. Для проведения операций в таких условиях ледоколы должны иметь осадку около 8 метров и быть маневренными. Большие ледоколы не могут работать при таких глубинах, а более легкие суда обычно не приспособлены для длительной эксплуатации при температуре —50°С. Из атомных ледоколов здесь могут пройти лишь два — «Вайгач» и «Таймыр».

Два ледокола — необходимый и пока достаточный минимум для обеспечения работы терминала «Ворота Арктики». Однако развитие новых проектов в регионе может потребовать строительства дополнительных судов.

Ворота Арктики

Арктика — одно из важнейших направлений развития «Газпром нефти», которое позволит компании обеспечить поддержание уровня добычи по мере истощения традиционных активов и сохранение конкурентоспособности в будущем. «Газпром нефть» реализует здесь три крупных проекта: разработку Новопортовского, Восточно-Мессояхского и Приразломного месторождений. В этом году суммарный показатель добычи на этих активах достигнет 14,5 миллиона тонн нефти, в перспективе добыча увеличится до 20 миллионов тонн.

Помимо Мессояхи и Нового Порта к развивающейся нефтегазовой провинции на севере ЯНАО относятся еще несколько активов «Газпром нефти». Это Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский и Суровый лицензионные участки, Тазовское и Северо-Самбургское месторождения.

Вадим Яковлев,первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»:

«Газпром нефть» создает на полуострове Ямал крупный инфраструктурный комплекс, который объединит запасы разрабатываемого Новопортовского месторождения, а также новых лицензионных участков — Южно-Новопортовского и Сурового. Новые активы сейчас находятся на этапе оценки запасов, но уже сегодня мы выстраиваем стратегию их освоения, включая определение логистических схем. Поэтому в ближайшие пять лет компания будет активно инвестировать в проекты на полуострове Ямал с целью достижения максимальных показателей добычи и эффективной монетизации всех видов углеводородов.

Сложность транспортировки добываемого сырья долгое время оставалась сдерживающим фактором для разработки Новопортовского месторождения. Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры, в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Оптимальным решением была признана морская отгрузка нефти через мыс Каменный. В 2011 году опытная проводка атомного ледокола из порта Сабетта до мыса Каменного подтвердила возможность вывоза нефти морским путем и в зимний период. А первый танкер с ямальской нефтью отправился по Северному морскому пути к европейским потребителям летом 2014 года. В 2016 году, после ввода в эксплуатацию ледового нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» на мысе Каменном, компания приступила к круглогодичной отгрузке нефти с Нового Порта.

Сегодня схема вывоза нефти Новопортовского месторождения выглядит следующим образом. Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу «Ворота Арктики», расположенному в 3,5 км от берега, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Здесь сырье загружается в танкеры, которые затем проходят по Северному морскому пути через Карское и Баренцево моря — до Кольского залива, где нефть перегружают на танкер-накопитель «Умба».

В прошлом году танкеры совершили более 200 рейсов от терминала «Ворота Арктики» до танкера-приемщика в Кольском заливе, было отгружено 5,9 млн т нефти. В 2018 году добыча на Новопортовском месторождении увеличится и составит более 7 млн т, а значит, потребности в перевозках возрастут.

После ввода в эксплуатацию терминала «Ворота Арктики» компания приступила к круглогодичной отгрузке нефти с Нового Порта

Арктические танкеры

Не только ледоколы, но и танкеры для Нового Порта обладают уникальным набором характеристик и строились специально под проект. Причины те же: для эффективной транспортировки нефти по Обской губе требуются суда с низкой осадкой и высоким ледовым классом Arc 7, а таких на рынке нет. «Нам удалось найти только четыре судна, которые теоретически подходили для круглогодичной работы в Обской губе, — рассказывает Александр Филиппов из управления логистики нефти арктических проектов „Газпром нефти“. — Однако их грузовместимость в два раза меньше, чем у танкеров, которые были в итоге построены, а ледовый класс — Arc 5, что требует обязательного использования ледокола для проводки зимой».

Еще одна важная особенность танкеров для Нового Порта — носовое погрузочное устройство, совместимое с терминалом «Ворота Арктики», на погрузку к которому танкеры подходят носом, а не бортом, как в большинстве других случаев.

Грузовместимость судов — около 38 тыс. т нефти. Корпус изготовлен из специальной высокопрочной и устойчивой к низким температурам стали, увеличена толщина стенок. Танкеры оборудованы винторулевыми колонками, способными поворачиваться на 360 градусов вокруг своей оси, что дает дополнительную маневренность при движении носом и кормой. Первый из серии танкеров — «Штурман Альбанов» — в 2017 году стал обладателем международной отраслевой премии Marine Propulsion Awards в номинации «Судно года».

Анатолий Чернер,заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти»:

Нефть сортов ARCO и Novy Port, которую «Газпром нефть» добывает на Приразломном и Новопортовском месторождениях, пользуется стабильным спросом на европейском рынке. В июле 2018 года общий накопленный объем экспорта нефти с этих двух арктических проектов компании достиг 20 миллионов тонн. В 2017 году объем экспортных отгрузок нефти арктических сортов составил 8,8 млн тонн, из них 5,9 приходится на Новый Порт, а 2,9 — на Приразломное. Накопленный компанией опыт эксплуатации уникальной схемы круглогодичного вывоза сырья, добытого «Газпром нефтью» в Российской Арктике, позволит к 2021 году увеличить общий объем экспорта арктических сортов нефти более чем на 65% — до 14,1 млн тонн.

Бесценный опыт

Первый опыт отгрузки и морской транспортировки нефти в арктических условиях в «Газпром нефти» был получен на Приразломном месторождении — единственном проекте на российском арктическом шельфе, где ведется промышленная добыча нефти. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Добыто уже более 8 млн тонн нефти.

Первый опыт отгрузки и морской транспортировки нефти в арктических условиях «Газпром нефтью» был получен на Приразломном месторождении

Нефть с платформы «Приразломная» отгружают на танкеры-челноки, которые перевозят ее на танкер-накопитель «Умба» в Кольском заливе — тот же, который используется для перевалки новопортовской нефти. Разная по своим характеристикам нефть с двух арктических месторождений хранится здесь раздельно.

Размещение плавучего нефтехранилища в незамерзающем Кольском заливе позволило компании существенно повысить эффективность экспорта нефти арктических месторождений: укрупнить поставляемые партии сырья, сократить расходы на фрахт, доставлять нефть потребителям в Европе с использованием стандартного флота, уменьшить количество круговых рейсов танкеров усиленного ледового класса.

Весь флот «Приразломной» приспособлен к самостоятельному плаванию во льдах. Два танкера-челнока («Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов») были построены специально под проект и имеют ледовый класс Arc 6. Ледовые условия здесь чуть более легкие, а море глубже, чем в Обской губе, поэтому при той же длине, что и у новопортовских танкеров, эти суда могут взять почти в два раза больше груза.

Суда обеспечения, которые также строились параллельно с самой платформой, имеют ледокольный класс Icebreaker 6. Они несут постоянное дежурство при отгрузке нефти, оборудованы новейшими комплексами нефтесборного оборудования и обеспечивают ледокольную поддержку в легких ледовых условиях. В средних и тяжелых условиях необходимо привлечение более мощного ледокола. Подобным суровым испытаниям логистическая схема Приразломного подверглась в этом году. «Несмотря на долгосрочные прогнозы, в марте-апреле 2018 года в районе „Приразломной“ сложилась самая тяжелая ледовая обстановка за всю историю отгрузок, которая продолжалась до конца июня», — рассказал начальник управления транспортного обеспечения «Газпром нефть шельфа» Андрей Сарычев. Для обеспечения бесперебойной и безопасной загрузки челночных танкеров компания впервые привлекла один из самых современных и мощных российских дизель-электрических ледоколов — «Владивосток».

Уникальный ледокол

«Александр Санников» — современное и высокоэффективное судно, оснащенное новейшими системами динамического позиционирования и интегрального управления. Ледокол имеет возможность до 40 дней работать автономно при экстремальных температурах в минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола: запускают генераторы, синхронизируют оборудование, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах. Это позволило существенно повысить эффективность работы экипажа. В команде «Александра Санникова» всего 19 человек — в два раза меньше, чем на аналогичных более старых судах. Однако требования к персоналу также более высокие. Специалисты должны не только иметь опыт работы в арктических широтах, на судах ледокольного обеспечения, но и обладать компетенциями в области цифровых технологий.

На чистой воде «Александр Санников» разгоняется до 16 узлов (30 км/ч), способен совершить поворот на 360 градусов за минуту, при мощности в 22 МВт показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами большей мощности. Такие преимущества «Александру Санникову» обеспечивает особая форма корпуса и три винторулевые колонки типа Azipоd В установках типа Azipod гребной винт устанавливается непосредственно на валу электродвигателя, без промежуточных валов или редукторов и связанных с ними потерь энергии. Двигатель с винтом закрепляются вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и могут поворачиваться вокруг вертикальной оси на 360°, что позволяет получить лучшую маневренность судна по сравнению с обычными движительными установками. , расположенные в кормовой и носовой части. Они помогают ледоколу разламывать лед, а также делают судно более маневренным, позволяя ему даже двигаться боком.

Собственная пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка, аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн — функционал «Александра Санникова» превосходит большинство существующих ледоколов. Он может не только оказывать помощь танкерам, но и самостоятельно перевозить грузы, выполнять функции буксировщика и участвовать в спасательных операциях.

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе, российского производства: носовое подруливающее устройство, навигационное оборудование, ходовой мостик, генераторы и др.

При работе в Арктике очень важно не нанести вреда ее уникальной природе. «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» устроены по принципу нулевого сброса, который исключает попадание отходов в атмосферу или акваторию Обской губы. На судах спроектирована система отведения сточных вод замкнутого цикла — они попадают в специальный сборный танк, откуда поступают на очистные сооружения.

www.gazprom-neft.ru

Началась отгрузка ямальской нефти через морской терминал «Ворота Арктики»

25 Мая 2016

Сегодня в поселке Мыс Каменный (полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». В мероприятии приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения дал по видеосвязи Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер (справа) и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков (слева)

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение — самое крупное по запасам нефти на Ямале — находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. Поэтому было принято решение, что впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывоз ямальской нефти будет осуществляться морским путем.

Использование новейших технологий при создании добычной, транспортной и, главное, отгрузочной инфраструктуры позволило всего за четыре года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть 6,3 млн тонн сырья. План дальнейшего развития месторождения будет определен до конца 2017 года.

Новопортовcкое месторождение

По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера — 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море — в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже —50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Морской терминал «Ворота Арктики»

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

«Газпром» последовательно осваивает российскую Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении — единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов. На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром мы создаем новую нефтяную провинцию. «Ворота Арктики» открыты для нефти Ямала, которая будет круглогодично поступать европейским потребителям по Северному морскому пути«, — сказал Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

Возврат к списку

dvp.gazprom-neft.ru

Путин по видеосвязи даст старт началу отгрузки первого танкера с нефтью из "Ворот Арктики" - Экономика и бизнес

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин даст старт началу отгрузки первого танкера с нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал "Ворота Арктики" на Ямале. Как сообщила пресс-служба главы государства, мероприятие пройдет в режиме видеосвязи из Кремля.

На самом терминале будут присутствовать глава "Газпрома" Алексей Миллер и гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков.

"Ворота Арктики" - первый круглогодичный арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает дочерняя компания "Газпрома" - "Газпром нефть".

Общая высота арктического терминала превышает 80 метров, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн нефти в год. На берегу Обской губы для него была построена сопутствующая инфраструктура - подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк и т. д. Терминал может надежно работать в условиях Крайнего Севера, обеспечивая при этом "нулевой сброс" загрязняющих веществ в акваторию.

Ранее первый заместитель председателя правления "Газпром нефти" Вадим Яковлев отмечал, что с началом в 2016 году промышленной эксплуатации Новопортовского месторождения в России появится новая самая северная нефтяная провинция, уникальная по условиям эксплуатации, инфраструктуре и транспорту. "Газпром нефть" планирует, что уже в 2016 году объемы поставок нефти сорта Novy Port возрастут до уровня свыше 2 млн тонн, а к 2017 году компания сможет добывать здесь более 4 млн тонн нефти.

О Новопортовском месторождении

Новопортовское - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Его извлекаемые запасы превышают 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры - в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, по своим свойствам относится к категории средней плотности. При этом он содержит меньше серы, чем российская смесь Urals.

tass.ru

Через терминал "Ворота Арктики" на Ямале за год отгружено почти 4,5 млн тонн нефти - Транспорт

ЕКАТЕРИНБУРГ, 31 мая. /ТАСС/. "Газпром нефть" за первый год работы терминала "Ворота Арктики" в Карском море отгрузила почти 4,5 млн тонн нефти с Новопортовского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Об этом в среду сообщили в пресс-службе компании "Газпромнефть-Ямал".

"Нефтеналивной терминал "Ворота Арктики", расположенный в Обской губе (Карское море - прим. ТАСС), отгрузил почти 4,5 млн тонн нефти с момента начала эксплуатации в мае 2016 года. Нефть сорта Novy Port по Северному морскому пути (СМП) была доставлена потребителям танкерами арктического класса. Всего суда совершили более 200 рейсов. С запуском "Ворот Арктики" компания "Газпром нефть" увеличила показатели отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в четыре раза", - уточнили в пресс-службе.

По данным компании, строительство уникального нефтеналивного терминала позволило приступить к промышленной разработке Новопортовского месторождения. "Отгрузка углеводородов осуществляется в круглогодичном режиме морским путем. В настоящее время нефть Novy Port помимо ранее задействованных судов доставляют потребителю пять новых танкеров класса Arc7, каждый вместимостью 42 тыс. тонн сырья", - добавили в пресс-службе.

По словам гендиректора "Газпромнефть-Ямал" Алексея Овечкина, "мощность терминала и ответственный подход коллектива к соблюдению правил охраны труда и техники безопасности напрямую влияют на рост добычи нефти на Новопортовском месторождении, что позволяет прогнозировать успешное выполнение плана в 6,3 млн тонн нефти в 2018 году".

В пресс-службе добавили, что для обеспечения своевременной транспортировки растущих объемов добываемого сырья по заказу компании началось строительство новейшего ледокольного флота. "На Выборгском судостроительном заводе завершается строительство двух многофункциональных судов - "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий". Они будут ходить под российским флагом и сопровождать танкеры в экстремальных ледовых условиях Обской губы", - уточнили в компании.

"Ворота Арктики"

"Ворота Арктики" - первый круглогодичный арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает дочерняя компания "Газпром нефть".

Новопортовское - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Его извлекаемые запасы превышают 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа.

Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры - в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, по своим свойствам относится к категории средней плотности. При этом он содержит меньше серы, чем российская смесь Urals.

tass.ru